Мой первый опыт велопутешествия неожиданно случился на остров Ольхон на Байкале в июле 2011. Место старта - г.Иркутск. Конечная точка маршрута - мыс Хобой на Ольхоне и обратно в Сахюрту. Часть пути проходила по дебрям Большереченского лесничества, а также пересекалась с маршрутом ТрансБайкала.
А не скатать ли нам на Ольхон? 
В данном отчете описан следующий маршрут: Иркутск - Большая речка - Черемшанка - Нижний Кочергат - мал.Голоустное - Куртун - Бугульдейка - Таловка - Еланцы - Черноруд - МРС - Ольхон - Бухта Ангелов - оз.Шара-Нур - Хужир - Харанцы - Хобой - Узуры - Елга - Сахюрта - Иркутск (на авто).
Идея и реализация.

Велопутешествие Иркутск - о.Ольхон 18 - 27 июля 2011 года.
Идейным вдохновителем и автором маршрута на велосипедах на остров Ольхон являлся Иван Сутурин известный на новосибирском велосайте velo.nsk.ru под ником vanchester. Иван разработал маршрут на десять ходовых дней, собрал команду из пяти человек с двух городов и успешно выполнил задуманное в качестве руководителя, т.к. все приехали целые и здоровые с богатыми впечатлениями и эмоциями положительными. 
Но всего этого могло и не быть...
Иван изначально намеревался присоединиться к команде Игоря Томаса aka Russian Killer, который также планировал свой маршрут по Забайкалью на июль-август 2011 года. Как известно, перед любым сложным маршрутом руководитель проводит скатку команды, на которой выясняются терки и совместимости в команде, выявляются слабые места. Так вот, Иван, не вписался в график по скатке Игоря Томаса. Но это случилось  к нашей выгоде. Успешно накатав командой 500 км, закупив ремкомплект, провиант, оборудование, билеты туда и обратно мы были готовы к путешествию.
Состав команды:

 Иван Сутурин,  Новосибирск 
Лидер, Техник, Штурман.
Велосипед, GT Avalanche 2.0 

Екатерина Безуглова, Новосибирск
Лекарь, источник позитива, завхоз.
Велосипед, Mongoose Meteore Comp 

Дмитрий Донов, Новосибирск
Навигация, отличный парень, фотограф.
Велосипед GT Avalanche 1.0
 
Александр Lan, Екатеринбург
Техник, мастер на все руки.
Велосипед Jamis Durango 2.0

Валерий Сельц, Новосибирск
фотограф, писарь.
Велосипед Merida Matts TFS 300D.
Отправление из Новосибирска, 16.07.2011, суббота

Не торопясь, добрался до вокзала Новосибирск-Главный, где Иван и Александр встретили меня. Александр приехал за один день ранее на поезде из Екатеринбурга. Аватарка у Саши «в контакте» сильно суровая, а в жизни он оказался очень общительный и дружелюбный молодой человек с разносторонними интересами и увлечениями.

Минут через пять подъехал Дима весь загруженный и перегруженный. И напоследок нас обрадовала Катя своим прибытием. Собравшись все вместе, мы поздравили Диму с Днем рождения и поехали на перрон грузиться в поезд. В 23-55 поезд №78 плавно тронулся.
Прибытие в Красноярск, 17.07.2011, воскресенье

Вокзал Красноярска Вокзал Красноярска
Погрузка Погрузка
Утро встречали в Красноярске, где поезд стоял 40 минут. Подъезд к городу обрамляли сопки под красным покровом. Енисей широкий и величественный встретил нас при въезде как гостеприимный хозяин. Выбравшись из узкого прохода поезда мы отправились изучать окрестные достопримечательности.  Побродив по вокзальной площади, сфотографировались, встретили Игоря Томаса с его командой и отправились дальше. В поезде играли в карты, уплетали вкусняшки, приготовленные  Катей дома, а кто хотел - тот просто спал.
День 1, понедельник, 18.07.2011.

Гостиничный двор Гостиничный двор
Качели Байкальского тракта Качели Байкальского тракта
Тяжко... Тяжко...
Ангара Ангара
Кафе-шашлык Кафе-шашлык
Спуски Спуски
Первая медицинская помощь Первая медицинская помощь
Обед на Ангаре Обед на Ангаре
Иркутск - п.Большая речка - Черемшанка.
Прибыли в Иркутск в 09-00. Город встретил нас хмурой погодой и сыростью, нежарко. Вяло выгружаемся из поезда, собираемся кое-как и на перроне опять встречаем Игоря Томаса, пока его коллеги в количестве двух человек наводят вид. Безмен показывает 26 кг под весом груза на багажнике Ивана, у остальных поклажи тоже за 20 кг. По навигатору выезжаем с вокзала на Байкальский тракт. Город Иркутск для меня сибиряка с широкими проспектами улиц мелковат и тесен. Педали крутить совсем нет желания, наверное, погода и недосып на тесной боковой полке поезда сказались. На табло отображается текущая погодная информация: 17 градусов и 714 мм.рт.ст. Ого! Вот от чего не хочется ничего!
Еду замыкающим. Иван уверенно ведет вперед свою команду. Решаем остановиться и плотно перекусить. В первом кафе в пределах Иркутска ценник на салатик из трех помидоров оказался столь негуманным, что мы вынуждены ехать далее в поисках сытных мест. Выехав из Иркутска, обнаруживаем сильно живописную кафешку-мельницу, где кроме нее еще два места с едой. Наедаемся отменными шашлыками по 180 рублей в кафе кавказкой кухни. Два крепких кофе возвращают тело к жизни. Угощаем местного песика мясом и выясняем половую принадлежность его друга – кота.
Дорога Байкальского тракта, по полосе в каждую сторону. Спуск и подъем – один круче другого сменяются непрерывно. Трафик умеренный. Иван уходит в отрыв, за ним Катя держится, остальные растянулись на километр. Задняя покрышка велосипеда Саши проседает все сильнее, наконец, делаем остановку на небольшой ремонт.
Удивительно, но совсем нет гнуса! Проезжаем остановку «Патроны» простреленную навылет. Вокруг родные березы, сосны, иногда открывается вид на Иркутское водохранилище. Красота!
В Бурдаковке заглядываем в магазинчик. Мороженое, кока-кола пользуются повышенным спросом. Тальцы остаются позади со своим музеем. Через двадцать километров опять заворачиваем в кафешку, но там пусто – только открылись. Мальчик подсказал, что спустившись к Большой речке можно проехать к реке.   
Спуск к поселку Большая Речка закончился падением Димы и небольшой травмой. Резкие повороты нас не учили делать, так что лучше и не пробовать. Катя мастерски, без лишних телодвижений бинтует поцарапанную Димину руку. Все в строю, все здоровы! В пятидесяти метрах виднеется пункт питания типа кафе, где проводятся банкеты и прочие свадьбы. Но все это съестное изобилие с 18-00. Решаем остановиться на берегу Ангары и приготовить самостоятельно нормальный ужин.
На берегу великой Ангары мы поужинали зачетно, покупались, сделали фотографии пейзажей и даже угостились арбузом – местные жители оказались сильно добры к нам, стоило только достать ножик. Надо сказать,  что вода в Ангаре холодная, градусов 16 по моим ощущениям.
От нашей стоянки мы отъезжаем и, проехав, около 200 метров по Байкальскому тракту сворачиваем на северо-восток в направлении деревни Черемшанки. Там, сразу после поворота есть колодец с вкусной водой. Набираем полные емкости. После отличного шоссе дорожное покрытие меняется. Мелкий гравий и камни, а между ними небольшие лужицы и вся эта красота находится между деревьев как в тоннеле. Дорога идет постоянно в небольшой подъем. Так въезжаем в заповедник Большереченское лесничество Прибайкальского национального парка. Тихо просочившись через шлагбаум, продолжаем наше путешествие. Солнце садится, и прохлада ощущается на руках. Надо искать место для ночлега. Встретили одно место рядом у речушки – есть навес, сиденья кем-то построенные, но решаем продвигаться дальше в поисках  ночлега. Чинно пересекаем Большую речку вброд. Разуваемся, переобуваемся, обуваемся. Так было первый и последний раз. Иван, наставляет, что вел надо держать ниже течения. Запоминаю. Продолжаем движение. Под колесами – каменюки речные всех мастей.  Скорость передвижения падает значительно. Вскоре, километра через два, находим место на ночлег в рукаве р.Крестовки.
За первый день пройдено 77 км из них 62 км асфальт. От кафе кавказской кухни до поселка Большая Речка по асфальту добрались за 6 часов со всеми остановками.

Первый день запомнился «качелями» Байкальского тракта, купанием в Ангаре и поисками пунктов питания. Но! Красивая природа выше всяческих похвал!
День 2, вторник, 19.07.2011.

Скальник вдоль Крестовой Скальник вдоль Крестовой
Падь Падь
За Черемшанкой За Черемшанкой
Саша уже не переобувается... Саша уже не переобувается...
Куда ехать? Куда ехать?
Пока ждали Ивана Пока ждали Ивана
Цветочек Цветочек
По воде По воде
По Лужам По Лужам
Истукан Истукан
Иван уехал на разведку. ждем. Иван уехал на разведку. ждем.
Помощь Помощь
Черемшанка – Нижний Кочергат – р.Илга

В 07-00 телефон Кати разбудил всю живность в радиусе 500 метров. Встали и мы. Кочковатое место ночевки не позволило сладко выспаться. Саша сварил отменный кофе по своему рецепту. Катя накормила всех сытной и вкусной кашей. Иван выдал по сникерсу. Праздник!
Выехали в 09-30 в сторону Нижнего Кочергата. Погода выдалась солнечная. Мелкие бабочки облепили нас со всех сторон. Может они хотели помочь? Наш путь лежал в верховья реки вдоль скальника. Справа высились мохнатые предгорья Приморского хребта. Скорость передвижения варьировалась в диапазоне 5-15 км/ч. Сильно мешали передвигаться крупные камни под колесами. Сразу от стоянки начались броды. Иван сходу проезжает, а остальные топают пешком по воде. Было интересно!  
Выйдя из реки и обсушив лапки, познакомились с новым препятствием. Через лужи мы приспособились проводить груженые велосипеды, по самому краю, проходя по сухому бортику. Даже не уверен кого было больше: бабочек или луж в этот день.
Вызвал улыбку покосившийся знак «Ограничение на ось 5 т».
В этой глухомани обитают люди в окружении собачек. Тишину нарушил отдаленный шум бензопилы. Вынырнув из леса, мы увидели ворота и строения. Воздух разразился лаем собак, и мы поскорее убрались из этого места. Летник находится перед знаком «Большереченское лесничество. Заповедная Зона» в виде истукана с распростертыми объятиями.
Через два часа от старта пришлось остановиться у развилки. Иван уехал на разведку, прихватив рацию, а мы остались загорать. Довольно быстро Иван вернулся, сказал, что дорога налево упирается в бурелом и совсем пропадает, поэтому вариантов не оставалось, хотя полной уверенности, куда ехать не было. Мы старались ориентироваться по ЛЭП. 
Дорога периодически терялась в густой траве. В этой обстановке очень помогали указатели на деревьях  «Бол.Голоустное>». Медленно, но верно наш дружный отряд добрался до крутого спуска. Земля была влажная и впереди дорога петляла замысловато, поэтому крепко зажав тормоза, аккуратно все съехали с этой горочки. Ну, почти все. Иван, как всегда, улетел вперед и ждал остальных. После спуска дорога объединилась с рекой. Слева и справа кусты, и деревья - реку никак не обойти. Идем метров двести по ледяной воде. Выбравшись на сухой берег, сразу  встаем на привал.  В пути мы провели 3,5 часа, но устали как кони.
Разбиваем колоритную поляну, натягиваем тент от солнца, раскладываем деликатесы деликатесные. Солнце припекает хорошо, поэтому быстро раздевшись до купальных принадлежностей, загораем и купаемся в речке. Какая восхитительно вкусная вода в Крестовке!
И тут в этой девственной тишине байкальской природы на нас свалились три московских голодных райдера. Ребята уже в пути третью неделю и вид у них лютый. Пофотались, пообщались. Едут с Северобайкальска через Ольхон на Листвянку. Москвичи думали встретить Игоря Томаса, а встретили нас.  Прощальные рукопожатия, Приветы, пожелания удачи и наши внезапные гости резво укатили вниз по реке. Мы, тем временем, отобедав и отдохнув хорошенько, собрали свою скатерть-самобранку и выдвинулись своей дорогой. Вернее будет сказать, наш дальнейший путь указывали следы московских велотуристов. Они оставили следы от покрышек Schwalbe Marathon (Дима, г.Киев) & Michelin XCR (Сергей, г.Москва). Было интересно. Наш отряд оставлял за собой точно такие же следы.
Это хорошо, что мы плотно подкрепились. Спустя примерно час после привала пошли крутейшие подъемы. Тащим велы в гору из последних сил, заодно ругаемся что москвичи «не убрали» за собой валежник. Закатываемся пешком в торчок. Иван бросает свой вел и идет  вытягивать Катю. Снимаю на видео. Иван помогает. Я фиксирую историю в цифре. Катя ругается.  
Это самая сложная часть нашего пути за второй день. Дальнейшие засады, болота, реки были взяты сходу. Все самое сложное осталось на этом крутом перевале.
В этом прорыве Катерина повредила палец на ноге. Мужественно сама себя перебинтовала, не проронив ни единой слезинки.
Дорога от Кочергата представляла из себя широкий и укатанный хайвэй гравийного типа. Автомобили пылили по дороге на скорости 80 км/час. Спустившись по длинному спуску и проехав за мост через р.Илгу, быстро нашли хорошее местечко для ночевки рядом с водой. Время 20-30. Итого за день героически пройдено 51 км! День запомнился преодолением шикарных препятствий. Природа прекрасна до головокружения!
День 3, среда, 20.07.2011.

Гора Шаманская. Вид с моста р.Урунтин Гора Шаманская. Вид с моста р.Урунтин
Второй разрушенный мост Второй разрушенный мост
Каша-малаша Каша-малаша
Очередной подъем. Очередной подъем.
Скалы Скалы
Сколько до Бугульдейки? Сколько до Бугульдейки?
Первый сломанный мост. Малое Голоустное. Первый сломанный мост. Малое Голоустное.
Обед по расписанию.14-00. Обед по расписанию.14-00.
Куртун Куртун
Река Куртун Река Куртун
Вечер. Закат. Вечер. Закат.
р.Илга – Малое Голоустное – Куртун – Бугульдека
Вторая ночевка была на сухом месте. Утром собрались, отобедали, Иван смазал цепи на велосипедах. Выехали. Решили заехать в магазин подкупить провиант. До Малого Голоустного шла прекрасная гравийка. Пятнадцать километров до магазина пролетели где-то за час. Цены в магазине вполне земные. Закупили консервов, лапши, йогуртов и прочей мелочевки. Йогурт тут же выпили, пока любовались красотами окружающими. Я загрузил в свой багаж консервы с сайрой, Иван забрал тушенку. Очень интересно выглядит гора Шаманская (712) – у неё как будто срезали край. Выехали по направлению Куртун - Бугульдейка.
Первую остановку вынуждены были сделать тут же у моста через речушку Урунтин. Вся правая часть моста лежала в воде, но мост все еще соединял берега. Осторожно перевели по краю моста велосипеды и самих себя. И покатили по широкой грунтовке на северо-восток. День выдался хмурым, сплошная  облачность не добавляла радости. Пейзаж вокруг был под стать дню: серым и унылым. Дорога ко всему оказалась разбита лесовозами, так что, разогнавшись, приходилось тормозить перед очередным ухабом. Таким способом проколбасили около 15 километров и уперлись в очередной разрушенный мост. От моста остались два бревна не шире 50 см. Разбираем велосипеды. Отдельно переносим рюкзаки, а затем велосипеды. Перед мостом стоят нива и два мотоцикла. Им не перебраться. Обратно навьючиваем велосипеды и отправляемся. Начинается дождик. Достаем дождевики. Грунтовка раскисает. Приходится ехать осторожно, выбирая путь, а иногда и пешком.
Странный скрежет заставляет меня остановиться и найти причину звука. Оказалось, от езды по расколбасам прогнулась стойка багажника. Багажник, опустившись, прижал заднее крыло, и оно стало задевать об покрышку. Это меня расстроило сильно. Дождь продолжает моросить. Разгружаем мой багажник. Подвязываю крыло выше на какой-то фигульке, а между стойкой багажника и пером вставляю кусок авторезины в качестве распорки. Так ехать можно – колесо не трет. Дождь кончился. Спасибо небеса!
В два часа по новосибирскому  времени (+2 по местному) у очередного моста останавливаемся на обед. Прямо на обочине дороги разворачиваем наш лагерь, Катя сготовила вкусняшку, теплый чай с конфетами возвращают  в мое тело положительных эмоций.
Едем дальше.
Очередная остановка в наши планы не входила. Иван остановился у внедорожника MMC Pajero.  Мужчина и женщина путешествовали по Байкалу на своем авто, приехали из Владивостока. Они готовили ужин, а тут мы приехали. Пообщались. Оказывается, пара держит путь из Бугульдейки и ищут путь в Малое Голоустное. Иван пояснил, что до Голоустного не добраться по нашей дороге из-за разрушенных мостов. Попрощались. Интересно, что мужчина просек наш город, откуда мы приехали. Ему показалась знакомой этикетка «Карачинская с лебедями». Оказывается, до Владивостока он проживал в Новосибирской области. Земляки, однако!  
Далее был первый песчаный участок. Проехал с трудом по травке на обочине. Пишу за себя и свои покрышки 1,75 дюйма Marathon Cross. Постепенно дорога шла в подъем. Наш караван растянулся. Катерина улетела вперед. Александр потерялся позади. Жду. Гармин фиксирует очередной максимум высоты – 750 метров. Подъемы сменяются небольшими спусками. Проезжаем заброшенную ферму. Очередной затяжной подъем и мы на пике – 800 метров. Стоим с Иваном и соображаем на троих. Третьим забрался Саша, затем Катя и Дима. Отдышавшись минуту, пускаемся в затяжной спуск. Иван ждёт. Иван ловит попутный ветер и, прижавшись к рулю, стремительно летит вниз. 60 км/ч! No comments.

Спустя 20 минут въезжаем в Куртун. Стоят три мрачные избы за заборами, а изгажено вокруг так словно смерч прошелся недавно. За Куртуном пополняем запасы воды в местной речке Шаманке и отъезжаем. Но вновь останавливаемся. У Саши заскрипела цепь, и Иван подлил ей маслица. Время подходило к ночевке. Стоим, ждем. Катя изучает окрестные холмы. Спускается.
Не понравился мне Куртун – мрачное место и деревья там страшные. А вот после Куртуна есть лесопилка вся такая нарядная. Жизнь кипит – лес трещит.
Киргиз. На велосипеде. Едет навстречу. Поздоровались. Уточнили дорогу на Бугульдейку. 
Под колесами – хорошая плоская грунтовка.  Горы вокруг становятся все выше. В одном месте мы оказались в каменном ковше – это когда  в радиусе 2 километров тебя окружают отвесные скалы, поросшие елками. Красотища! Затворы фотоаппаратов срабатывают чаще. Проехав километров 20 от Куртуна, останавливаемся на мосту все вместе и начинаем фотографировать пейзаж. Скала такой великой красоты остановила нас всех на этом месте. Закатное Солнце красит горный лес золотом.  
Вопрос о ночевке стал актуальным как никогда. Каждый вечер мы ищем место, для ночевки стараясь найти лучшее. Сегодня мы затянули с поисками уютного местечка.
Иван сказал:  ? «Выбирайте место ночевки». А еще Иван говорил, что у него в Бугульдейке есть мужик с копченой рыбкой. Заманчиво.
Саша уехал вперед - я за ним, Иван с Катей едут вместе. Догоняю Сашу, и тут нас обгоняет знакомый мужчина на Pajero. Срываемся следом за красными фарами, удаляющимися вдаль. В погоне за машиной уехали далеко вперед. Пересекаем мост через Бугульдейку. Фары налево, нам направо – в Бугульдейку. На развилке стоит столб с ленточками. У бурятов свои священные места.
Вдоль русла Бугульдейки все вылизано коровами. В двух километрах от поселка останавливаемся на ровном месте у реки на ночлег. Палатки ставили в темноте среди лепешек коровьих. Иван отправился спать:( А поговорить??? Катерина с Иваном заодно. Дима, как всегда оперативно, обеспечил лагерь дровами и запалил костерок. Ужин, чай сготовили на скорую мужскую руку. Спать отправились в первом часу.
Итого, пройдено за день 92 км. День запомнился многочисленными мостами, и Красивейшими Горными Пейзажами в долине реки Куртун.
День 4, четверг, 21.07.2011.

Ремонт Ремонт
Гора в Бугульдейке Гора в Бугульдейке
Добрались до Байкала на 4 день Добрались до Байкала на 4 день
Подъем от Бугульдейки Подъем от Бугульдейки
Дорога на Таловку Дорога на Таловку
На Черноруд путь На Черноруд путь
Р.Бугульдейка Р.Бугульдейка
Мраморный рудник рядом Мраморный рудник рядом
Дима Дима
Где Катя? Где Катя?
30 руб за 1 шт. 30 руб за 1 шт.
Асфальт длился не долго Асфальт длился не долго
Бугульдейка – Таловка – Петрова – Еланцы – Черноруд
Вчерашние гонки за внедорожником сказались этим утром.
Умылись. Сухо позавтракали. Стали готовить велосипеды к выезду. Саша обнаружил на заднем колесе две сорванные спицы. Ремонт. Иван очень кстати взял в поход чемоданчик X-Tools. Пока Саша менял спицы, Иван настраивал задний переключатель на байке Димы. Оказывается, у Диминого GT Avalanche 1.0 большая задняя звезда не работала из-за глюка переклюка. Катя отправилась загорать на середину скользкой реки. Я же фотографировал вокруг лагеря. Ивану удалось уговорить переклюк. Саша собрал практически новый задний вилсет, местные куранты пробили 11 часов 15 минут и мы неспешно отъехали.
Через час мы плескались в Байкале. Ну, в воду зашел, окунулся, раз-два, вышел. Не больше полминуты.
Бугульдейка раскинулась широко. Зашли в магазин. Жуем пломбир ложками. Маленький мальчуган лет семи, типичный бурят в девятом поколении, подъехал к нам на байке типа «Кама» и давай общаться. Кроме всего прочего, он нам рассказал, как на прошлой неделе медведь задрал быка. О:(. Будем бдеть.
От магазина выкатываемся по направлению Таловки. Сразу включаемся в конский подъем длиной 2 км. Поднявшись, мы с Иваном ждем ребят. Катя не едет. Варим чай. Катя лежит. У Кати травма с подозрением на перелом. Оказывается, Катерина оступилась на камнях, когда мы собирали лагерь, и сильно ушибла палец на ноге. Палец сильно опух. 
В 15-00 Отчаливаем, отдохнув немного.  Дорога от Бугульдейки  - это сплошные подъемы и спуски грунтовые.
В 16-00 спускаемся к речке за водой. Вдруг, в тишине дня,  в кустах раздается треск. Сразу вспомнился добрый мальчуган у магазина…
Оказалось, коровы в кустах трутся.
Пейзаж сильно изменился. Горы виднеются далеко вдали. Леса остались позади. Степь. Нет, скорее лесостепь. Жара.
Проехав 15 километров, останавливаемся, бросаем велики на обочине дороги, а сами падаем в тень деревьев. Дима переобувается во вторую пару контактов!!!
И, угощает нас  яблоками!!! Где он там их нарыл? Когда же Дима достанет арбуз??? Думали мы всю оставшуюся дорогу.
Потом был длинный затяжной спуск. Велосипед сам ехал под 30 км/ч. Проехали Попова. За Петрова свернули на асфальт шоссе.
Иван всех пропустил вперед, а затем стрелой отправился за нами. Любит погонять наш лидер. В Еланцах мы пытались найти кафешку, чтобы поесть. Проехали весь поселок туда-обратно, и нигде не остановились. Затарились булками и узнали, какие буряты дураки, если пьяные. Покинули Еланцы и через час нашли позную рядом с указателем «<Анга   0.5» Там я впервые отведал позы – это те же манты только на бурятский манер.
Время 19-00.
Под колесами тянулся отличный асфальт, а по сторонам развернулась во всю ширь необъятная Тажеранская степь с кустами-ехиднами и солеными озерами. После позной выдался хороший подъемчик, так что пришлось попотеть. Были спуски затяжные со скоростью за 33 км/ч. Наш путь лежал на Черноруд.
Иван, чтобы быть виднее на дороге надел на велоштаны ярко-желтый чехол и поехал замыкающим. Я ехал во главе, за мной Дима и Саша. Проезжающий попутно КамАЗ зачем то приветствовал нас своим сигналом. Может водятлам и прикольно, но мне совсем не нравится эта манера водителей.
Километров через двадцать отличный асфальт закончился, и пошла пыльная гравийка. Многие водители объезжают по окрестным грунтовкам эту дорогу, и мы тоже решили срезать, съехав на грунтовки. Дима уехал вперед. Виднелся только его красный рюкзачок. Саша предусмотрительно включил строб-сигнал фонаря на руле. Растянулись на километры. Катя с ушибом ноги едет вместе с Иваном. Делаем остановку, собираемся все вместе. Иван, подъехав к нам, падает на левый бок с криками «ай-бля». Силы еще при нем, но вот шип ботинка заклинило в педали. Около часа мы ехали по грунтам и вынырнули затем на старую асфальтовую дорогу. Зачем-то служба ДПС дежурит на подъеме за поворотом. Поднимаемся в подъем неспешно. Далее затяжной спуск. Укатываю в него первый. Через три километра остановился. Жду. Подъезжает Дима. Ждем. Пять минут проходит. Десять минут проходит. Диму оставляю. Возвращаюсь.
Время 21-30.
Почти на самом верху разгона вижу нашу группу на обочине. Сильный боковой ветер задул чехол велоштанов в кассету заднего колеса велосипеда Ивана. Колесо на большой скорости заблокировалось, и произошла маленькая авария. Все живы.
На подъезде к Черноруду асфальт кончился совсем, и машины съезжают на грунтовки боковые. Мы следуем их примеру. Едем искать место для ночевки.
Сначала попытались подъехать к заливу Мухур. Но, количество отдыхающих превысило количество камней за нашими плечами. Уже стемнело, едем на фонарях. Катя попросила убрать строб от моей фары. Это были первые слова за весь день. В речушке Кучулге набираем воды, проезжаем еще километра два по дороге на Сахюрту и уже в полной темноте находим удобное широкое плато для стоянки.
Иван, Катя, не отпив чаю, отправились спать, а мы сварили макароны и наелись досыта. Затем был замечательный ночной планетарий - прямо под открытым небом мы лежали на траве и наслаждались глубоким ночным небом Байкала. В первом часу отправились спать. Итого, за день пройдено 92 км. День аварий.
День 5, пятница, 22.07.2011.

Утро под Чернорудом Утро под Чернорудом
Вид на Залив Мухур Вид на Залив Мухур
На пароме не разгуляешься На пароме не разгуляешься
Ого. Высоко. Ого. Высоко.
Редкие цветочки Редкие цветочки
Погрузка на паром Погрузка на паром
Первые метры по Ольхону Первые метры по Ольхону
Остаемся... Остаемся...
Черноруд – Сахюрта – Бухта Ангелов
Утром я обнаружил облака, а над ними горы. Пасмурный день. Встали в 10-00. Отправились в Сахюрту в 13-00. Не торопимся. Сразу крутой длинный подъем, а за ним каменистый разбитый спуск. Близость Байкала заставляет одеть куртку. В Сахюрте покупаем в магазине припасов и едем на паром. На причале Иван договорился  с водителем микроавтобуса на 27 июля забрать нас с МРС в 09-00 и отвезти в Иркутск. Для погрузки на паром выстраивается длинная вереница из машин, а у самого причала нет свободного места от людей. Капитан парома плотно набивает свое судно так что переправляемся на Ольхон "в обнимку с колесом джипа". 
Паром бесплатен, а вот регистрация пребывания на Ольхоне - платная 25 рублей за день с человека. Иван оформляет регистрацию на всех на пять дней и заодно покупает подробную карту.
Пейзаж каменистый вокруг – ни деревьев, ни кустов. Встречаются чахлые цветочки, очень много нор сусликов. Отъехав от пристани, встаем на обед на берегу Ташкайского залива. От пристани вдоль ЛЭП идет основная дорога. После обеда мы уходим с главной дороги. Двигаемся на восток. Степные дороги Ольхона вязкие, 5-7 км/ч едем в подъем. Тропа вывела нас к живописной бухте, называемой в народе бухтой Ангелов. В озеро уходит Медведь-Гора. Решаем остаться в этом месте на ночевку. Пока спустились к бухте и там осматривали окружающие виды, стемнело. Площадка оказалась с хорошим уклоном. Вечером ветер усилился. Готовим ужин на горелке, завернутой  в два коврика.
Итого, за день пройдено 20 км.
Здравствуй Ольхон!
День 6, суббота, 23.07.2011.

Пасмурно Пасмурно
Медведь-Гора и бухта Ангелов Медведь-Гора и бухта Ангелов
Всю ночь был штормовой западный ветер. Моросящий дождь бомбил по тенту палатки. Утром проснулись и увидели, что никуда уехать не получиться. Готовим завтрак в палатках. Хорошо, что две горелки с газом в группе! Попытка натянуть велочехол у скалы и соорудить крышу для общей кухни не привела к успеху. Ветер был сильнее. Всю субботу провели в палатках. Погода не хотела меняться. Готовили еду, спали, ели конфеты с чаем, опять спали. Иногда обменивались едой с соседней палаткой, когда свои припасы уже приедались. В этот день мы спустились за водой в бухту и продолжили ютиться в палатках. У Димы в палатке раздавался смех, похоже, карточные игры не дурно бодрили. Оставалось только догадываться. Ровно в 23-00 ветер утих и кончился дождь. Это произошло так четко, как будто кто-то могущественный повернул выключатель, решив, что с нас хватит. Спасибо!   

Итого, за день пройдено 0 км! День лежания.
День 7, воскресенье, 24.07.2011.

Ура! Солнышко! Ура! Солнышко!
Восточный берег Восточный берег
Ожили на солнышке Ожили на солнышке
Ели Ольхона Ели Ольхона
Шара-Нур. Красные утки. Шара-Нур. Красные утки.
Спуск к Хужиру Спуск к Хужиру
Забрались повыше чтобы рассвет встречать Забрались повыше чтобы рассвет встречать
Взгляд на Юго-Запад Взгляд на Юго-Запад
В Ольхонских степях В Ольхонских степях
Лиственница Лиственница
Оз.Шара-Нур Оз.Шара-Нур
Гора Шаманка Гора Шаманка
Бухта Ангелов - оз. Шара-Нур – Хужир – Харанцы – Халгай

Утром, встали с Сашей по будильнику в 05-30. Оделись во все теплые вещи и отправились на гору – за рассветом. Небо радовало чистой синевой. На самой вышине открывался ВИД. Сидели, и молча, наслаждались пейзажем под плеск прибоя. Было здорово! Рассвет был. Долгожданным и красивым! Сделав сотню снимков стали спускаться в лагерь. Солнце поднялось уже высоко и пришлось разоблачаться из своих тулупов. Народ тоже ожил и ковырялся в округе, подставляя, свои спины лучам. Отросшую щетину за девять дней сбриваю. Две ночи на камнях оставили свои отметины в виде синяков.
Время 13-15. Покидаем наклонный берег и держим путь на север север-восток. Хорошие спуски сменяются затяжными подъемами, где приходиться вкручивать на передаче 1:1. 
Пейзаж вокруг заметно меняется. Появляются карликовые ели, растительности становится гуще. По-моему, на Ольхоне, шикарное место для гольфа.
Странно видеть пасущихся чаек в полях. В очередной подъем, Иван неудачно переключился и рвет цепь. Выжимка в опытных руках и цепь восстановлена через минуту. Въезжаем в лес лиственницы. Ароматы! Кто-то повесил знак «Осторожно. Крутой спуск». Осторожно спускаемся по витиеватому спуску и продолжаем путь. На машине тут надо быть внимательным – один застрял в грунтах со сломанным бампером. Выезжаем на открытую поляну к озеру Шара-Нур, что в переводе с бурятского означает "Желтое озеро".
Озеро не тянет искупаться. Скорее мелкая лужица, вокруг все истоптано коровами. На озере красивые утки грациозно приземляются на воду. Уезжаем. Оставляем пару машин любоваться на уток.
На одном из подъемов березовая ветка попадает в кассету моего вела так метко, что отрывается крепеж пластиковой защиты (от попадания цепи в спицы). Саша выламывает эту тарелочку-защиту. Навстречу попадаются гражданские на великах. В Хужире работает прокат.
Дерево. Череп коровы на нем. Зачем? Подъем. Порой идем. Отличный силовой участок от озера. Перед самым Хужиром грандиозный спуск 2-х километровый. Награда за все подъемы тяжкие. Разгоняюсь до 55 км/ч.  
Хужир. Это какой-то Вавилон. Каких только людей разных национальностей там не встретишь. Арабы, немцы, поляки, израильтяне. Китайцы! Много.
Машины гоняют без тормозов, без номеров, вообще без всего. Бензин по 30 руб/литр.
Зашли в магазин купили сникерсов и  баранки. Сидим тут же на крыльце и жуем. Катя с Бумбарашем общается по сотовой связи. Рыбку хотели отведать копченую. Но рыбы нет! В кафе одна рыбешка продается самое малое по 80 рублей. Сразу перехотелось.
Посещаем гору Шаманку. Это Классика.
Долой из Хужира. Мне там не понравилось и дороги трясучие. За Халгаем находим место для стоянки. Весь берег залива Улан-Хушинский плотно занят отдыхающими, поэтому мы расположились в 400 метрах от берега. Пройдено 53 км.
День 8, понедельник, 25.07.2011.

Чашка горячего кофе Чашка горячего кофе
Круг на песке. п. Халгай Круг на песке. п. Халгай
Столб. Посреди дороги. Столб. Посреди дороги.
Скала Два брата Скала Два брата
Саша берет высоту Саша берет высоту
Тепло огня Тепло огня
Камни... Камни...
В лесу за Песчаной большой кемпинг В лесу за Песчаной большой кемпинг
Мыс Хобой виднеется... Мыс Хобой виднеется...
Вечерний Луч Солнца Вечерний Луч Солнца
Халгай - мыс Хора-Ундур – Узуры

Дима нашел рядом с нашим лагерем шаманский круг. Выложенные на песке камни в определенном порядке. Надеюсь, мы не потревожили духов этого места. Пока собирали лагерь заметил проехавших велосипедистов по направлению мыса Хобой. Выехали с большим нежеланием. Погода сырая и промозглая, моросит мелкий дождик. Грунт размокает и становиться вязким. Никакой радости. Саша умудрился ехать задним колесом вперед. В районе Песчаной глубокий песок не позволяет ехать на груженом веле. Идем пешком. От Песчаной начинается лесная дорога. Снующие Уазы, по шесть штук сразу, реально тормозят продвижение. Водители считают, что все дороги для них и игнорируют ПДД напрочь. Содержимое «буханок» пялится на нас во все глазищи, словно на инопланетян. Зачем-то потерялся Дима. Свернул не туда и мы его искали. Нашли. Поехали дальше. Проехали мимо большого кемпинга в лесу. Из леса выбрались и покатили по степной ровной дорожке. Тут нас накатили велотуристы из Казани (сайт «Негонки»). Утром я этих ребят и девчат видел. Вместе доезжаем до мыса Хора-Ундур.
Мыс Хобой  - это северная точка острова Ольхон, своеобразный пункт назначения. Все стремятся туда попасть. Дальше, мы поехали к скале «Два брата» - мыс Шунтэ Левый, а казанские братья далее на север. На одном из спусков Катя получает «змеиный укус» в заднее колесо. Встаем на ремонт и обед.
Подробно обследовали скалу и, сделав фотографии – уехали в Узуры на стоянку.  В этот миг вышло Солнце. Добрый знак. Хотели увидеть нерпу. Сидели на берегу и никто не приплыл. В лесу на склоне поставили лагерь. На часах 23-00. Саша купался в Байкале, а мы грелись у костра.
Итого, за день пройдено 37 км.
День 9, вторник, 26.07.2011.

Туман пришел с Байкала Туман пришел с Байкала
Узуры. Лошади идут на водопой. Узуры. Лошади идут на водопой.
Вид на Байкальский Хребет. Вид на Байкальский Хребет.
Игорь Томас и Ко Игорь Томас и Ко
В том направлении уехал Саша В том направлении уехал Саша
Байкал освежает Байкал освежает
Лесной спуск к Песчаной Лесной спуск к Песчаной
Ночевка между двух озер Ночевка между двух озер
Узуры – Хужир – м.Елгай

Саша встал в 05-00 утра и уехал один на мыс Хобой – встречать рассвет.
Мы тем временем собрали лагерь. Время 09-00. Саши нет. Настроения становятся тревожные. Иван и Дима отправляются на розыски пропавшего друга. Катя медитирует на коврике, а я фотографирую туман, облака и рассвет, а еще табун лошадей на водопое.
Через час возвращается Иван, а за ним Дима и Саша!  Покидаем лагерь и отправляемся в обратный путь в Хужир. Солнце светит, но прохладный ветер с запада остужает. Облака висят ниже гор. Красивые пейзажи радуют взор. Постепенно тревога растворяется и все становится в порядке. Въезжаем в лес. Если вчера мы здесь поднимались по скользким корням и ухабам, то сегодня предстоит спуск по всему этому безобразию. Спускаюсь на тормозах очень осторожно. Ребята ждут нас внизу. Голодный Саша едет на лысых полусликах типа тех, что украшают сайт velo.nsk.ru.
Около 12-00 наша группа встретилась с группой Игоря Томаса. Производим теплый обмен впечатлениями. Море улыбок и коллективное фото на прощание. Земляки, однако!
Прошли пешком Песчаную. Катя проголодалась и съела кашу, причитающуюся Саше.
Вернулись в Хужир. Проехали вдоль и поперек поселок два раза и не смогли найти дом с баней. Фестиваль. Понаехали. Отобедали позами и чаем. Подумали. Отправились на паром. В этот раз не стали уходить в лес, а поехали по основной трассе. Стрясли все котелки на стиральной доске вместо дороги.
Встаем на ночевку на песчаной косе у мыса Елгай. Коса разделяет собой озеро Ханхой и Байкал, но узкую перемычку прокопали и воды объединились. Как всегда вокруг полно отдыхающих. Ближе к вечеру приехала Тихая Ночь с друзьям (команда "Негонки"), а тут снова мы.
Вечером был шикарный закат. Катя видела из первого ряда.  
Итого, за день пройдено 50 км.

Ps Пропавшего Сашу накормили вкусной кашей казанские ребята, за что им благодарность!
День 10, среда. 27.07.2011.

Елга - Сахюрта

В этот день мы вернулись на материк. Главная дорога от поселка Елга – отличная стиральная доска.  Вдоль нее идут альтернативные грунтовки заметно лучшего качества. Небольшие подъемы сменяются затяжными спусками. На одном из спусков удается хорошо разогнаться. Как выяснилось, плоские спицы колес заметно парусят. Переправляемся на пароме по волнам разгулявшегося Байкала. Высаживаемся в Маломорской Рыболовецкой Станции. Сильный западный ветер сдувает груженые велосипеды. Приходилось ехать под углом к ветру. Установили лагерь на берегу в заливе Базарская Губа в Сахюрте. Место оказалось защищенным от ветра, но весь пейзаж портила помойка на которой паслись коровы.
Связались с нашим водителем чтобы уточнить время отъезда. Он подтвердил договоренность, но перенес время на 12-00.
Вечером приехала машина, и Саша купил омуля 4 рыбки за 100 руб. Рыбаки в округе поступили также. Саша, не долго думая, одну рыбешку засолил, а остальные сварил. Вкусняшки. Катя потом не радовалась, что кастрюля пропахла рыбой. Вечером, все вместе поднялись на гору, чтобы в последний раз полюбоваться закатом на Байкале.
День 11, четверг, 28.07.2011.

Кто бы нас увез? Кто бы нас увез?
До свидания Ольхон! До свидания Ольхон!
Пора домой.

Наше путешествия закончилось, а приключения продолжились.
Прибыли на причал МРС. Время 12-00.
Водителя нет.  На звонки не отвечает.
Бегаем, ищем машину до Иркутска. Встречаем паромы, приходящие с Ольхона. Голодными глазами провожаем транспорт в Иркутск. Очередной паром с Ольхона разгружается. Удается договориться с водителем автобуса забрать наши велы и взять двоих. Соглашается за 1000 руб. с человека и 500 руб. за велосипед и багаж. Дима и Саша с нашими велосипедами уезжают…
Через 40 минут нам удается найти микроавтобус до Иркутска. Водитель еще пожалел, что наши велы с другим автобусом уехали. За 500 рублей с человека и 3,5 часа добираемся до автовокзала Иркутска. Лучше садиться на авто в Хужире, дороже, но больше шансов уехать. Вот так. 
На автовокзале уже сгрузили нашу поклажу, но не всю. Благо, что Иван вовремя подоспел и отбил из жадных рук водителя тридцатиметровую веревку. Водитель, еще не сознавался, говорил, что туфля его.   
Иван и Саша отправились на поезде в Улан-Удэ в 21-20 к родственникам. Все остальные благополучно приехали в родной Новосибирск ранним утром в субботу 30 июля.
Всем спасибо!
PS так не хотелось расставаться...

2011 г.

А напоследок, я скажу....

Итого за наше велопутешествие было пройдено 520 километров. Суммарный набор высот составил почти 8 км. Маршрут пролегал по обжитым районам и на всем протяжении присутствовали магазины и прочие следы цивилизации. Но также имеются и труднопроходимые участки где приходилось идти пешком, как, например, на участке Черемшанка - Кочергат. Для наших последователей могу посоветовать запасаться теплой одеждой. Виды Байкала прекрасны. Там надо побывать, чтобы это ощутить во всей красе. Рекомендую. 

Комментарии
Guest02.03.12, 16:52
Хорошо покатались) 
Может быть знаете, как можно с Ольхона перебраться на Святой Нос и за какие деньги? А то тоже в этом году планируем там кататься, только в идеале финишировать в Улан-Удэ
Тунгус29.02.12, 23:37
Хороший рассказ и места красивые 
В.Павел29.02.12, 14:05
Что же, хорошее путешествие, молодцы. 
Доведётся, вместе покатаемся.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте