Водный маршрут по реке Пижма (Нижегородская область) от поселка Пижма до поселка Буреполом, прошедший с 29 апреля 2008 года по 4 мая 2008 года

Отчет о походе

ПИЖМА – 2008
Сплав
29.04.08 – 04.05.08

Маршрут: мост у ст.Пижма – ст. Буреполом (Горьковская ж/д, кировское направление)
Километраж: по прямой – 30 км, по воде – около 80.
Плавсредства: 3 самодельных лодки системы «Крокодил»
Количество сплавляющихся: 14
Состав команд:
Первая зеленая (Каракатица)
Александр Логинов
Маша Дыдарь
Александр Эллинский
Дима Родионов (11 лет)
Соня Васильченко (14 лет)

Вторая зеленая (Ящер)

Кирилл Прошин (11 лет)
Оксана Грязнова
Жанна Артемова

Все весенние сплавы похожи один на другой. И, несмотря на это, мы любим их, как никакие другие.
Может быть, потому, что весна. Капризная, изменчивая, непредсказуемая. Зеленая, свежая, солнечная. Клещевая, бескомариная, веселая.
Может быть, потому, что после зимы – это первая возможность проснуться.
Может быть, потому, что в весенние походы ходят новые люди. Это всегда интересно :).

Все весенние сплавы – всегда суматошные. Никто не знает, когда пойдет и пойдет ли вообще. Состав меняется по 10 раз на дню. И все-таки в последний день набирается веселая толпа и мчится с гиканьем и шутками на приступ электричек.
На этот сплав собралось много художников. Они создают особую атмосферу: художники – люди забавные, немножко странные и непередаваемо естественные. Пожалуй, они ближе кого бы то ни было к состоянию, завещанному свыше: «будьте как дети». У них быть детьми получалось лучше всех, хотя в походе все так или иначе возвращаются туда, в детство. В данном походе это было особенно заметно, потому что с нами шли настоящие дети, 11 и 14 лет.

В этот раз, как пару лет назад, снова был двухэтапный заезд. Основная масса (9 человек) уехала вечером 29 апреля. С поездами не повезло, и обе группы добирались на перекладных через Шахунью. Первопроходцы были на месте в 2 часа ночи, поэтому осматриваться было недосуг – пожевали чего-то и спать легли. А утром обнаружили очень приятную и удобную для сбора лодок местность – большую поляну с мягким спуском на воду в окружении годного строевого леса. Я была во второй команде, и не могу описать прелестей постройки лодок – думаю, было весело: качественный физический труд на 9 часов с перерывом только на обед.

Вторая команда «работающих, гуляющих на последних звонках и едущих из другого города» собиралась в 8.45 30 апреля. Им предстоял долгий путь, который скорый поезд вообще-то преодолевает за 3 часа. Мы преодолели «на собаках с пересадками» за 8. Издержки ж/д расписания, увы. По дороге знакомились, выспрашивали у бывалой путешественницы Юли подробности прежних походов и поедали бутерброды. В Шахунье попробовали найти альтернативный путь до Пижмы (автобус), но струхнули при виде километровой очереди. В итоге два часа грелись на солнышке, сидя на шахунской скамейке. Сгрызли килограмм баранок и выпили 3 литра молока. А потом щелкали семечками на радость шахунским голубям.

От Шахуньи до Пижмы расстояние – чихнуть не успеешь, 40 минут. Еще накануне Саша говорил, что вроде должна быть тут некая станция километров за 8 до Пижмы, от которой до искомого моста гораздо ближе. И вот мы вглядываемся в окна в надежде а) что увидим эту станцию, на которй поезд, быть может, остановится (надежды почти нет, потому что по всем отчетам в интернете он там никогда не останавливался); б) что увидим машущих веслами у пижемского моста НАШИХ! Мы вглядываемся в окна – это я сильно сказала. Мы, то есть Николай Второй, ибо все остальные, разомлевшие на шахунском солнце, начали дремать. И меня периодически брала дрема, после которого – брррр! – снова вглядываюсь в окно, но там только лес в последнем дыхании перед зеленой волной, полянки, пригорки и откос железнодорожный. Нет моста! Вдруг вижу – строения какие-то полуразрушенные. Бужу народ, говорю – наверное, Сашкина станция! Смотрим – сараи какие-то, забор поваленный… Понятно, почему поезд не останавливается. Где же мост? Потом вдруг дома пошли, да много домов! Странно, говорим, почему это поезд в таком жилом месте не останавливается! А поезд возьми да остановись! А водитель возьми да объяви – «Пижма»! а стоянка – минута! Эх, как мы рюкзаки-то похватали, на платформу поскакали! Успели!
В Пижме смотреть нечего, идти надо. Народ ждет нас к обедоужину. Пока шли, наконец-то поняли, что поход начался: весна, солнышко припекает, воздух чист и свеж – не надышишься. В голове чисто и пусто, и народу вокруг все меньше. Только велосипедисты шастают, рыбаки, видимо. Тр-р-р-р! Телефон! – вот он, знак цивилизации, не отпускающий тебя ни на минуту. Впрочем, день рождения у меня, поздравления сыплются, так что пусть пока звонит. Завтра ему эта малина закончится. Замолчит как миленький!
А вот и мост, и от него бегут знакомые фигуры: Саша, Маша… Столько раз уже это было, и все-таки встреча всегда радостна! Встреча с людьми на природе – это как встреча с тем чистым и истинным в человеке, что заложено от Бога. Только не должны в это чистое общение вмешиваться ни водка, ни иной дурман, застилающий душевные очи.
Первая группа с гордостью показывает результаты своих трудов: на поляне три лодки – три красавицы, стоят, ждут спуска на воду. «Какая, думаете, ваша?» - спросил лукаво командир. Тычу в первую попавшуюся, длинненькую: «Эта!» «Да как же, внимательней смотри!» - разгорячился Саня. И я посмотрела внимательно: рядом с длинненькой стояла коротенькая, зелененькая лодочка, вся в цветах, новогодних гирляндах и со здоровенной чалкой, килограмм в 5, на борту. «С днем рождения!» - сказал Саня – «это ваша женская посудина!». Даааа… Более оригинального подарка на ДР, наверное, никто не получал.
Когда солнце начало садиться, ужин был в животах, палатки поставлены, а поляна с лодками и цветами сфотографирована, Саня повел свою команду испытывать плавсредство. Они резво плавали взад и вперед по отпущенному нам на этот вечер отрезку реки, золотясь в лучах заходящего солнца, и вызывая неудержимое желание последовать их примеру. И мы последовали. И выяснили, что 4 девчонки на лодке убираются как раз, а вот Кирилл, ольгин братишка, явно не вписывается. Пришлось отдать его в длинную лодку.
Сам сплав слился в три мало разделимых дня, наполненных общим ощущением радостного ощущения напряжения в натруженных мышцах, физической разрядки тела, окоченевшего в зимней спячке, улыбок друзей, простых удовольствий – пения, смеха, беседы с хорошими людьми.
Погода радовала необычайно: пожалуй, только первый из 4-х осуществленных за годы существования клуба сплавов был таким же жарким и солнечным.
Пожалуй, это был один из самых разнообразных по природным составляющим сплавов: здесь были и завалы, и обносы (особенно в первые два дня), быстрая смена пейзажа на берегах – от пологих полян, золотистого цвета от высохшей травы, нанесенной половодьем, до обрывистых красных каменисто-глиняных обрывов с высокими мачтовыми соснами, сквозь которые рвался к нам словно очищенный золотой свет солнца. Были и каменистые пороги с течением, напоминавшим бывавшим на Урале горную речку, а всем не бывавшим доставившие минуты истинного драйва, общущения скорости и легкий привкус опасности. Да! И опасности хватало – именно такой, за которой мы идем, неявной, нестрашной: коряги под водой, которые во-вот проткнут, да не протыкают, и деревья поперек реки, под которыми надо пролезть, словно превратившись в змею. Оксане с одной из берез не повезло – то ли позвоночник отказался становиться хрящевым, то ли весло, которым она уперлась в березу, соскользнула, то ли лодка воды зачерпнула, и, чтобы всех спасти, Оксана прыгнула в ледяную воду. Конечно, она была там недолго, переоделась, зато вечером для всех особого рода развлечение было – сушить оксанкину одежду, котоая, как нарочно, была из материалов, не просыхающих вечность: шерсть, джинса…
И змеи, говорят, были. Гадюки! Правда, я не видела. А вот прочую земноводную нечисть наблюдала в больших количествах: и лягушки тут тебе, и ящерицы. Смотришь на такую, любуешься и думаешь: до чего хороша! Ни одной неверное линии, ни одного отступления от высшего канона Красоты! Да и все так, любое дерево расцветающее на природе впиваешь всем существом: не получится так в городе, некогда.
Была в этом походе и некая искра соревновательности: параллельно с нами шла большая группа байдарочников, человек 20. То обгоняли, пользуясь несомненным преимуществом в скорости, то отставали безнадежно, продырявив корпус о торчащую веточку: тут уж мы пользовались полным преимуществом прочности. Они нас, конечно, обогнали, но мы в очередной раз убедились, что каждому – свое, и наши лодки радуют нас не меньше, давая возможность увидеть то, что просто не существует в проносящемся мимо мире байдарочника.
Каждый обед и ужин – это новая радость: не просто насыщение желудка, а развлечение и отдохновение от забот. Один из обеденных привалов запомнился девчоночьим купанием: ушли подальше и бултыхнулись в воду, в чем мать родила! Никто ж купальник не взял… На этом же привале на редкость активизировалась деятельность фотографов: кажется, не осталось необфотографированным ни одного деревца, кустика, листика, цветочка, а тем более походника! Еще бы: человек в походе раскрепощается, способен и на голове стоять, и на руках ходить, и приемы дзюдо демонстрировать, и на дерево залезть, и петь хором!
На другом, предпоследнем привале, 3 мая, вспомнили мы про старую клубную игру в «Семейку Адамсов» - у нас же целых три неохваченных человека в этот поход пошли! И не беда, что Юля отказалась играть, а Оксана догадалась быстро: одиннадцатилетний Дима все компенсировал, полчаса гоняя ватагу взрослых вверх-вниз по обрывистому склону, заставляя и прыгать, и на землю падать. Об одном мы только молили: хоть бы только он в порыве энтузиазма нас в воду не погнал. Хороши мы будем, толпа мокрых дрожащих походников! И еще одна игра, на этот раз новая, была предложена в походе Оксаной: Petals around the rose, для которой нужны 5 игральных костей, умение слодить два плюс два и искорка творческого мышления. Вечер накануне и утро последнего дня прошли под знаком этой игры: немало походники поломали над ней голову!
Да, три дня пролетели как один долгий прекрасный день. Четвертого днем, погребя совсем немного, мы выбрались к конечному пункту нашего маршрута – ст. Буреполом. Чудесная лужайка, словно сошедшая со страниц учебника по благоустройству английского парка, стала последним приютом нашим лодочкам. Юля и Наташа, жительницы Казани и Балахны, покинули нас первыми, стремясь на поезда, уносящие домой. По пути им еще хватило приключений. А мы, разобрав лодки, вымыв лодковы шкуры, развалились на солнце, впервые за весь поход вкусив настоящего «матрасного» отдыха, который подразумевает полное ничегонеделанье, но – так быстро надоедает! Солнце, словно стремясь нам угодить, жарило вовсю, и в Нижний мы все приехали обгоревшие, поджаренные, как папуасы.
Нижний, как всегда бывает после похода, показался средоточием грязи, матрицей, в которой все мы живем. И слава Богу, что у нас есть лес, куда мы всегда можем уйти, став, наконец, сами собой!