Введение 
Справочные сведения о походе

Иванкин Максим Иванкин Максим
Одиванов Александр Одиванов Александр
Рыбина Алёна Рыбина Алёна

Район путешествия: Республика Хакасия, Кемеровская обл., юг Красноярского Края.
Вид туризма: велосипедный;
Категория сложности: 4;
Время проведения: 27 июня - 8 июля 2009 г.;
Количество участников: 10 чел.;
Протяженность: 752 км;
 
Маршрут пройденный: г. Междуреченск– р. Бол. Майзас – пер. 734 м– Кизес – пер. Изыгаш (982 м)– р. Колос – Ортон – Бол. Ортон (неж.) – р. Федоровка – р. Балыксу – Балыкса –р. Теренсуг – р. Уйбат – Усть-Бюр – р. Тибек – р. Бейка – Бейка – Аххол – р.Немир – р. Чазыхол – р. База – Верх. База – Аскиз – Апчинаев – Бондарево –Табат – р. Турунташ – пер. Джойский (1185 м) – р. Клай – пер. 1075 м – Богословка – р. Уй– Майна – пгт. Черемушки – Саяно-Шушенская ГЭС – Сизая – Каптырево – Шушенское– Казанцево – М-54 – оз. Тагарское – г. Минусинск – г. Абакан

Участники:
Иванкин Максим Николаевич (1979) - руководитель
Одиванов Александр Сергеевич (1974) - ремонтник
Рыбина Алена Николаевна (1983)  - видеооператор
Кириченко Дмитрий Владимирович (1979) - медик
Анненков Роман Валерьевич (1974) - участник
Костылева Наталья Анатольевна (1978) - завхоз
Завьялов Николай Дмитриевич (1977) - фотограф
Бакеев Рустам Альфредович (1979) - завснар
Поляков Алексей Владимирович (1980) - участник
Макунин Алексей Анатольевич (1975) - навигатор

Как это было 
Дни 1-3: Междуреченск – р. Федоровка

Фото. 1. Сбор на ЖД-вокзале Междуреченска перед стартом Фото. 1. Сбор на ЖД-вокзале Междуреченска перед стартом
Фото. 2. Паром через Томь в Майзасе. Фото. 2. Паром через Томь в Майзасе.
Фото. 3. Дорога от пос.  Майзас Фото. 3. Дорога от пос. Майзас
Фото. 4. Вдоль р. Майзас Фото. 4. Вдоль р. Майзас
Фото. 5. Серпантин на спуске с пер. Майзасский Фото. 5. Серпантин на спуске с пер. Майзасский
Фото. 6. Начало подъема вдоль ЛЭП Фото. 6. Начало подъема вдоль ЛЭП
Фото. 7. Спуск с пер. Изыгаш в долину р. Колос Фото. 7. Спуск с пер. Изыгаш в долину р. Колос
Фото. 8. Седловина пер. Изыгаш. Слева – подъем. Фото. 8. Седловина пер. Изыгаш. Слева – подъем.
Фото. 9. «Дорога» вдоль ЛЭП из Ортона Фото. 9. «Дорога» вдоль ЛЭП из Ортона
Фото. 10. Подъем на пер. 706 м. Фото. 10. Подъем на пер. 706 м.
Фото. 11. Саня на спуске с пер. 706 м. Фото. 11. Саня на спуске с пер. 706 м.
Фото. 12. Дорога до Большого Ортона Фото. 12. Дорога до Большого Ортона
Направление везде указывается по ходу движения, время Томское (GMT+6). Километраж сквозной, измеряется от ЖД-вокзала в г. Междуреченске.

Из Томска выехали в 21:00 26 июня на заказанном до Междуреченска ПАЗике. Обошлось в результате 1600 с человека. Рюкзаками и байками забили всю заднюю площадку и часть прохода, 3 велосипеда даже не разбирали. В 5:00 приехали на ЖД-вокзал Междуреченска. В честь нашего приезда тут же прошел ливень.

День 1. (27.06.2009)

Под навесом здания ЖД-вокзала собрали велосипеды и в 6:00 выехали в сторону Майзаса. Идет мелкий моросящий дождь. Немного заплутали, раньше времени переехав ЖД через путепровод, но в конце концов выбрались за город на асфальт, ведущий вверх по  р.Томь. 20 км – приехали к понтонной переправа через Томь, но нынче в половодье её смыло и вереницу понтонов собирали снова в «мост» вдоль берега, а через реку курсировал катер. Переправа обошлась в 20 руб. с человека (10 руб. – сам человек и еще 10 – байк с рюкзаком).

На той стороне реки в пос. Майзас начинается гравийка, ведущая в Ортон. Дорога отличная – профилированная, трафик – 1 машина в час, идет вдоль р. Майзас, периодически пересекая её по мостам. Распогодилось – после обеда все уже в шортах и футболках. Большую часть дня движемся к перевалу Майзасскому (734 м.), постепенно и плавно набираю высоту. В 47-ми км от старта начинается непосредственный подъем на перевал, в этом месте у дороги находится родник. Уклон ощутимый, в 13:30 поднимаемся на небольшую седловинку, где дорога делает крутой поворот влево, с седловины видно долину р. Кизес. От нее еще чуть больше километра и мы на седловине Майзасского перевала (14:00, 53 км, 736 м над у.м.).
Спуск с перевала серпантином и на большой скорости, в самом низу пересекаем по мосту р. Кизес (60 км), здесь же находится поляна, на которой раньше была деревня Кизес. Начинается очередной пологий подъем в следующему перевалу – Изыгаш (985 м.) пытаемся найти место под бивак, но безуспешно проезжаем около 10 км – вдоль дороги либо тайга, либо болотные «пампасы» в пойме р. Бол. Изыгаш и всё под уклоном. В конце концов, находим подходящее место перед очередным мостом через реку километрах в 5 от седловины следующего перевала (17:35, 69 км). Во время ужина прошел короткий и неожиданный для всех дождь.

День 2. (28.06.2009)

Хорошо отоспавшись в 10:00 выезжаем на перевал. Моросит мелкий дождь. Дорога всё та же отличная гравийка, сделанная из плотно спрессованного песка. Сделав несколько крюков серпантина, дорога выходит на седловину перевала Изыгаш (11:00, 75 км, 985 м над у.м.). На седловине старый песчаный карьер (видимо его использовали при отсыпке этой самой дороги) и 57-й километровый столб.

Спуск такой же, как с предыдущего перевала – скоростной с серпантином, местами в дорогу уложены бревна, чтобы не размывало, что создает некоторую «изюминку» при «полетах» на больших скоростях. Спуск выводит к р. Колос и дальше вдоль нее мы спускаемся до окраин Ортона (13:20, 99 км). По дороге Алена рвет по корду покрышку и остаток похода продолжает на одной из 3-х запасных покрышек.
 
В сам Ортон мы не заезжаем, а немного возвращаемся назад к кладбищу, где по нашей карте начинается дорога, ведущая в Бол. Ортон. Она действительно когда-то там была, на нашей карте 1988 года она обозначена, как и ЛЭП, ведущая вдоль нее в Ортон. Ехать по ней в начале невозможно, потому что уклон большой, а сама дорога больше напоминает старую конную тропу. Начинается пешая часть нашего велопохода… Постепенно выполаживается, но и дорога превращается в заросшую всем, чем можно в этой местности,  тропу идущую вдоль ЛЭП (16:00, 102 км) Посменно прокладываем тропу через заросли малины, ивы, крапивы и пучки по просеке ЛЭП. Процесс осложняется обилием комаров, периодическими болотами, буреломом и острыми обрубками срубленных кустов в траве. Средняя скорость около 1 км/ч. «Тропоукладчики» начинают меняться чаще, т.к. расход сил очень высок. Появляются первые покушанные клещами.

Через 2 км от начала этого безобразия начинается спуск и появляется какое-то подобие колеи с канавой глубиной в метр. Оказавшийся в этот момент первым Саня – садится и едет вниз по «пампасам» с воплями радости, остальные присоединяются. Так довольно «быстро» (скорость не превышала 10 км/ч), хлеща себя и других ветками и несколько раз падая в канаву мы выезжаем к правому притоку Ортона, где форсировав пару его собственных притоков,  устраиваем бивак. На этом месте видимо некогда был бивак у охотников или еще кого – нашли костровище, несколько шлакоблоков и скамейки.
Все купаются в ручье, на котором встали и отбиваются от комаров до отбоя.

День 3. (29.06.2009)
 
Выехали снова в 10, а точнее потолкали по болоту и заросшей дороге свои байки дальше. Но судьба оказалась благосклонной к нам и через 200-300 м. перейдя в брод  выше указанный приток Ортона, мы вылезли на отличную грунтовку. Мокрая каменистая грунтовка с обилием луж и местами грязная стала подниматься в сторону небольшого местного безымянного перевала в 706 м – водораздела двух соседних правых притоков р. Ортон. Она-то и ведет из пос. Ортон в Балыксу, собственно кусок этой дороги мы и обошли по «пампасам».
  
Набрав 240 метром за 9 км вылезли на седловину этого перевала (11:15, 108 км 706 м над у.м.) – седловина особо ничем не привлекательна, кроме поворота дороги и уширения. Спуск с перевала оказался интереснее подъема: дорога «оборудована» кучами срубленных веток и длинным каменистым участком с текущим по колее ручьем. В конце концов, выезжаем к полуразрушенному мосту через р. Ортон, где оказывается, что приехавший первым Саня еще вверху даунхила упал, разбив себе коленку и поцарапав живот. Короткая медицинская процедура, и дальше уже по хорошей дороге вдоль Ортона, но с обилием луж.
 
Макс пробивает колесо, и т.к. планируется обед в ближайшее время, отправляет всех искать место у воды, а сам тащит байк и рюкзак 2 км на себе к обеду. Практически сразу после обеда въезжаем на окраины бывшего Большого Ортона (14:10, 115 км). Развалины поселка занимают довольно большую площадь вдоль реки Ортон, все дома разрушены, при чем многие видимо насильственно, много запчастей от техники. Скорее всего, в поселке жили золотодобытчики и лесорубы. Стоит отметить, что место очень живописное и красивое. На выезде прямо у дороги стоит разрушенный дом, в огороде перед которым до сих пор цветут красные маки.
  
Дорога от Ортона идет хорошая – укатанная грунтовка, хотя преобладает покрытие из крупного трамбованного камня. В 2 км от развалин, в месте слияния рек Ортон и Федоровка, всё распахано вдоль долин обоих рек – здесь мыли золото в промышленных масштабах. Возле развилки дорог стоит указатель «Междуреченск 98 км – Балыксу 52 км», за ним дорога переходит вброд Ортон (14:50, 117,4 км), и дальше мы едем вверх по Федоровке. Каменистая грунтовка, иногда встречаются отрезки крупнобулыжной «мостовой», огромное количество глубоких луж. Несколько раз дорога переходит вброд через реку, т.ч. приходится таскать байки на себе. Очередной раз Макс пробивает камеру – сегодня не его день.
  
Встречаем первую машину более чем за сутки – «Газель» с тувинскими номерами. Водила удивляется нам и интересуется, проедет ли он до Ортона и дальше в Междуреченск. Мы сошлись на мнении, что проедет, если поедет по дороге, а не повторит наш путь. Проехав еще некоторое время, находим отличное место для ночевки (18:20, 129 км) – остров на реке, с гладкой каменистой поверхностью и кустами.

Дни 4-6: р. Федоровка – р. Бейка

Фото. 18. Наш бивак на острове, р. Федоровка Фото. 18. Наш бивак на острове, р. Федоровка
Фото. 19. Спуск с пер. 880 м по урочищу Усть-Веселый Фото. 19. Спуск с пер. 880 м по урочищу Усть-Веселый
Фото. 20. Отвалы породы вдоль р. Балыксу Фото. 20. Отвалы породы вдоль р. Балыксу
Фото. 21. Сиеста после обеда на дороге в Балыксу Фото. 21. Сиеста после обеда на дороге в Балыксу
Фото. 22. 15 км до пос. Балыкса Фото. 22. 15 км до пос. Балыкса
Фото. 23. Центральная улица поселка Фото. 23. Центральная улица поселка
Фото. 24. Дорога по Теренсугу в 20 км от Балыксу Фото. 24. Дорога по Теренсугу в 20 км от Балыксу
Фото. 25. Мост через р. Ниж. Березовая Фото. 25. Мост через р. Ниж. Березовая
Фото. 26. По Теренсугу. Обход прижима реки. Фото. 26. По Теренсугу. Обход прижима реки.
Фото. 27. Переправа через Каинзас Фото. 27. Переправа через Каинзас
Фото. 28. Заросшая дорога после переправы через Каинзас Фото. 28. Заросшая дорога после переправы через Каинзас
Фото. 29. Дорога по руслу протоки Теренсуга Фото. 29. Дорога по руслу протоки Теренсуга
Фото. 30. Последняя переправа вброд через Теренсуг Фото. 30. Последняя переправа вброд через Теренсуг
Фото. 31. Дорога вдоль Теренсуга Фото. 31. Дорога вдоль Теренсуга
Фото. 32. По плечи в зарослях пучки Фото. 32. По плечи в зарослях пучки
Фото. 33. Дорога от р. Ассуг в сторону Тамалыка Фото. 33. Дорога от р. Ассуг в сторону Тамалыка
Фото. 34. Поляна бывшего поселка Тамалык Фото. 34. Поляна бывшего поселка Тамалык
Фото. 35. Начинающиеся хакасские степи недалеко от Усть-Бюра Фото. 35. Начинающиеся хакасские степи недалеко от Усть-Бюра
Фото. 36. Окраины Усть-Бюра Фото. 36. Окраины Усть-Бюра
Фото. 37. Запруда на р. Тибеке Фото. 37. Запруда на р. Тибеке
День 4. (30.06.2009)
 
Прогресс в утренних сборах – старт в 9:35. Дорога под перевал-водораздел р. Федоровки и ручья Веселый – продолжение вчерашнего вечера, всё абсолютно также. Несколько каменных мостовых, метров 200 текущей по колее реки и мы подъезжаем к развилке с дорожным знаком «Опасные повороты» и указателем «Балыкса 30 км» (10:10, 133,5 км). Влево стоит указатель, что там охраняемая территория и въезд запрещен (с той стороны течет река), вправо – на перевал и в Балыксу. Начинаем подниматься на перевал – дороги вверх всего 4 км, довольно круто, но покрытие отличное – утрамбованная грунтовка с мелкими камнями.
 
Седловина перевала с условным названием «880 м» выраженная, но ничем не примечательная (10:40, 137,6 км, 880 м над у.м.) Спуск в сторону р. Балыксы вдоль ручья Веселого – истинный праздник и веселье: 10 км по гипотенузе и 340 м по высоте, дорога без особых колдобин и дефектов, хорошо укатанная и плавно вниз. Даунхилл на диких скоростях до самого устья ручья, это место называется «Усть-Веселый» (12:10, 147,6 км). Большая часть долины ручья раскопана золотарями и превращена в сплошные каменные отвалы, никакой рекультивации не проводилось.
Выехав на дорогу вдоль р. Балыксу, едем в пос. Балыкса, первые 6 км от Усть-Веселого долина реки раскопана золотарями еще глобальнее ручья Веселого – в ширину несколько км и русло реки явно изменилось в этих местах. Дальше дорога поднимается на левый борт долины и идет по густому лесу, но в разрывах видно, что внизу долина также испохаблена почти до самого поселка. В 3 км от Усть-Веселого «крупная дорожная развязка» – отворот на Вершину Теи, Аскиз, Абакан. Дорога – профилированная гравийка в 4 полосы, с километровыми столбами, знаками и бетонными мостиками – это часть строящейся дороги из Новокузнецка в Абакан. Но нам не туда, а дальше в Балыксу.
 
Балыкса (14:50, 166,6 км) – крупный поселок, большая железнодорожная станция, лесозаготовительный завод, много магазинов, школа, бетонный мост через Томь и пр. Закупаемся в магазинах и проезжаем насквозь поселок мимо станции, через ЖД переезд и мост через р. Томь на другой берег. За поселком едем некоторое время вдоль Томи до устья р. Теренсуг (175 км). Старая дорога в Абакан (сейчас только до Шоры вдоль ЖД) переходит вброд в устье, а мы едем вверх по течению вдоль Теренсуга.
 
Первые километров 15 дорога идет неплохая – укатанная грунтовка с полусгнившими мостами и лужами, кроме нескольких каменистых россыпей. Примерно от моста через р. Ниж. Березовая (17:45, 187,09 км) начинает портиться, превращаясь всё больше в колею и постепенно зарастая. С моста через Ниж. Березовую открывается изумительный вид вверх по речке на Терень-Казырский хребет с его заснеженными покатыми и голыми верхушками.
Несколько притоков приходится проходить вброд – мосты уже отсутствуют. Участок дороги в пару км обходит прижим у реки (старая дорога затоплена под этим прижимом), при этом там есть только грязная колея от проходимых грузовиков, проложенная довольно круто через лес и обилие клещей. В одном месте лидерам группы «посчастливилось» увидеть небольшого медведя, который убежал от нас, оставив на луже круги, а на грязи свои следы.
Встали на ночевку в 2 км от устья притока Каинзас на маленькой полянке прямо на дороге, рядом с рекой. Настоящие таёжные дебри, но комары и мошкара в принципе пока не уносит и живьем не съедает участников.

День 5. (01.07.2009)
 
Дежурных подняли на час раньше, но выехали всё равно позже, чем пожелал руководитель, в 9:32. Нас ждал один из самых сложных дней в походе, и все долго с утра морально настраивались на это. 2 км до переправы через приток Кайнзас ничем особым от вчерашнего вечера не отличались: песчанно-грязе-каменистая дорога с нависающими ветками на ней.
Переправа через р. Кайнзас (9:56, 196 км) оказалась самой сложной за поход – 25 метровой ширины горная река с холоднючей водой и довольно сильным течением, глубина тоже оказалась большинству по шорты. Кое-кто переходил парами, большинство пользовалось палками при переправе. Каинзас никого не смыл, но очень пытался.
 
За рекой развилка дорог: влево уходит дорога из огромных луж и грязи, но более наезженная (она идет вверх по Каинзасу), вправо – заваленная деревьями и заросшая колея дальше по Теренсугу. С этого момента и на следующие 6 км начинается фактически неезженый участок нашего пути.
В самом начале несколько раз переправляемся через Теренсуг, его протоки и притоки (что из них что – не понятно толком, всё перемешано), дорога идет просто по руслу реки, постоянно пересекая его, потому что по берегу не проехать из-за обильной растительности. За переправами болота с пампасами из кустарника и обширными глубокими (в колее по пояс) лужами с головастиками. За лужами кусок заросшей колеи – основная трудность в том, что она загромождена молодыми наклоненными березами и свисающими с обочины кронами кустов. Иногда получается ехать, но в основном всё проходим пешком, раздвигая или приминая растительность. В одном месте дорога расходится (14:00, 202,3 км): вправо идет дальше такая же заросшая колея, влево – брод через реку. Принимаем решение идти вброд, т.к. на том берегу растительности меньше, а по старым картам дорога идет именно там. Форсируем реку, попутно купаясь в ней в одежде –  жара стоит приличная.
 
С той стороны реки действительно была дорога: четко видно прорубленный створ дороги, есть ямы от колеи, но всё это заросло лет 20 назад. По полю, заросшему травой и пучкой высотой в человеческий рост, первые 200 м еще можно прокладывать дорогу на байке, но дальше начинается лес с буреломом, и байк прокладывает дорогу на тебе.
 
В конце этого этапа последний прорыв через кусты и бурелом, в обход прижима реки, и совершенно неожиданно для всех и к общей радости мы вылезаем на нормальную дорогу (15:40, 204,2 км) в устье небольшого ручья. Здесь находится небольшая полянка с костровищами, оставленными видимо рыбаками или охотниками, заезжавшими со стороны Усть-Бюря на машинах. Дорога просто прекрасна: каменистая укатанная грунтовка, через 200 м она пересекает мост и выходит на еще более прекрасную гравийку. Она идет из Усть-Бюра в верховья р. Иссук на лесоповалы.
Дальше ехать просто отлично – 15-20 км/ч можно держать, когда не объезжаешь лужи. Тайга становится реже и начинается урочище (17:00, 215,2 км) с часто попадающимися полянами. На них встречаются остатки загонов для скота и пастбища. В одном из таких уголков Земли нас накрывает неожиданный и мощный ливень, от которого мы прячемся на обочине дороги под тентом. После ливня снова светит яркое солнце.
 
Вечером доезжаем до места, где раньше была деревня Тамалык (18:10, 223 км). Судя по размерам луга, огромному количеству остатков изб и заборов – поселок был крупный, сейчас тут осталось только 2 двора. В 2005 году мы ездили мимо этого места поход 3 к.с. и встречали тут мужиков, которые живут летом тут и собирают черемшу, а потом продают ее в Усть-Бюре. На выезде из Тамалыка ручей, в котором стоит грибок с надписью «Градиент». Прямо под ним бьют холодные ключи.
 
Отъехав несколько км, сворачиваем на проселок, ведущий непонятно куда и зачем, встаем прямо на нем ночевать (18:45, 226,8 км). Через некоторое время натягивает мощные тучи и на ужин нас муторно поливает с неба водой. Самый длинный день подошел к концу.

День 6. (02.07.2009)

Сегодня выехали в 9:00 – потуги руководителя в области экономии времени на лицо. С утра сыро – последствия вчерашнего поливалова. Дождя нет, но дорога грязная. Из-под колес поначалу летят куски грязи и камни во все стороны, но по мере движения грунт подсыхает, и ехать становится приятнее.
Постепенно движемся к Изыхскому перевалу – это водораздел рек Уйбат и Теренсуг. Конкретный подъем на перевал начинается в месте, где дорога пересекает Теренсуг по мосту и уходит влево, обходя гору (10:00, 238 км). Подъем довольно короткий (5 км) и мы на седловине (243 км, 1022 м над у.м.). Седловина непримечательная – просто дорога делает крутой изгиб в обе стороны и начинается плавный спуск вниз вдоль притока Уйбата и дальше по самому Уйбату. Уже во всю светит солнце.

Рельеф начинает меняться: лес из хвойного и густого становится редким и лиственничным, начинаются типичные «хакасские» степи. В конце концов, лес вовсе заканчивается, давая простор степям и холмам с редкими деревьями. Начинают обильно встречаться курганы – захоронения древне-хакасских племен, возле одной группы мы останавливаемся посмотреть менгиры и просто пропитаться духом степей после длительного катания по таежным джунглям (13:30, 266,1 км). Дорога – отлично укатанная гравийка с мелкими камнями и длинными полосами «стиральной доски», погода под стать – жара и легкий ветер.

Въезжаем на окраины Усть-Бюра – довольно крупного поселка, но чуть меньше Балыксы, и первым делом движемся в магазин. В магазине затариваемся на последующие 3 дня (14:10, 275 км) и, проехав через весь поселок до железной дороги, выкатываемся из него в сторону р. Тибек.
Начинается плавный подъем вверх по долине вдоль ручья. В нескольких км от Усть-Бюра плотина на Тибеке с небольшим озером. Переезжаем по плотине на другой берег и движемся дальше до развилки дорог, рядом с которой стоит столб «Частная собственность. Въезд запрещен» (15:50, 287 км). Не столько пугает табличка, сколько ров и маленький вал на дороге, ведущей вправо. Наша же, левая дорога, свободна. Она отходит от ручья и сразу начинается подъем на очередной маленький перевальчик в соседнюю долину.
 
Практически сразу же у Макса ломается контактная педаль CrankBrothers Candy C – ось остается в шатуне, а пластиковый корпус со всем содержимым –  пристегнутым к ноге. Причина: разрушился подшипник, от него осталось 2 обода и грязь из металлической стружки с осколками шариков. Сломанный подшипник удачно заменяет проставочное кольцо из алюминия от V-брейковых колодок, доработанное напильником тут же. При чем поточить напильников за время ремонта успело полгруппы. Тут же стало очевидно, что Димыч сгорел на солнце и остаток похода он провел на «темной стороне силы», прячась в тени и не снимая термобелья с длинными рукавами.
Взлет короткий (3,2 км) и легкий – дорога из мелкого гравия и песка, всё утрамбовано и без крупных дефектов полотна. Наверху  слышен «колокольный звон» – где-то в леске пасется стадо коров, но его не видно. На седловине (18:10, 292,2 км, 866 м над у. м.) дорога прорезана сквозь перегиб, поэтому по сторонам небольшая стена с песочными склонами. Спуск тоже короткий с выкатом в долину какого-то мелкого ручья, впадающего в Бейку.
   
Спускаемся вниз к Бейке, минуя стадо коров, пасущееся недалеко от кошар. Выезжаем на огромное пространство, покрытое степью, – долину Бейки. Сама река ниже, а тут только небольшой ручей, который мы «перепрыгиваем» и на склоне за дорогой, ведущей в село Бейка встаем на бивак рядом с одиноко стоящей лиственницей (18:50, 296 км).
Все это пространство заполнено пастбищами и курганами. Место очень живописное, в конце похода этот бивак был признан лучшим. Вечером группа не накатавшихся и очень любопытный «лосей» забегает на прилегающий холм с целью посмотреть округу. Перед отбоем все валяются под лиственницей и пьют пиво, прикупленное в Усть-Бюре.

Дни 7-9: р. Бейка – р. Клай

Фото. 43. Село Бейка Фото. 43. Село Бейка
Фото. 44. Спуск с пер. Бейка - Аххол Фото. 44. Спуск с пер. Бейка - Аххол
Фото. 45. р. Немир. Скалу в устье р. Ахтый Фото. 45. р. Немир. Скалу в устье р. Ахтый
Фото. 46. Карьер на развалинах Немира Фото. 46. Карьер на развалинах Немира
Фото. 47. Поляна быв. Немира, дорога на Чазыхол Фото. 47. Поляна быв. Немира, дорога на Чазыхол
Фото. 48. Золотой прииск «Чазыгол» Фото. 48. Золотой прииск «Чазыгол»
Фото. 49. Борога в верховьях р. Базы Фото. 49. Борога в верховьях р. Базы
Фото. 50. Стадо коров берет нас в плен. Р. База Фото. 50. Стадо коров берет нас в плен. Р. База
Фото. 51. Скала по дороге вдоль р. Базы Фото. 51. Скала по дороге вдоль р. Базы
Фото. 52. Выезд из Верх Базы на трассу в Аскиз Фото. 52. Выезд из Верх Базы на трассу в Аскиз
Фото. 53. Станция Аскиз Фото. 53. Станция Аскиз
Фото. 54. Отдыхаем у магазина в Аскизе Фото. 54. Отдыхаем у магазина в Аскизе
Фото. 55. Мост через р. Абакан за Апчинаевым Фото. 55. Мост через р. Абакан за Апчинаевым
Фото. 56. Типичная хакасская степь. Перед Бондарево Фото. 56. Типичная хакасская степь. Перед Бондарево
Фото. 57. Улица Ленина в с. Табат Фото. 57. Улица Ленина в с. Табат
Фото. 58. ЛЭП идущая от СШГЭС недалеко от Табата Фото. 58. ЛЭП идущая от СШГЭС недалеко от Табата
Фото. 59. Дорога вдоль р. Табат Фото. 59. Дорога вдоль р. Табат
Фото. 60. Дорога в сторону Джойского перевала Фото. 60. Дорога в сторону Джойского перевала
Фото. 61. Крутые серпантины на подъеме к пер. Джойский Фото. 61. Крутые серпантины на подъеме к пер. Джойский
Фото. 62. Подъем на Джойский перевал Фото. 62. Подъем на Джойский перевал
День 7. (03.07.2009)
   
Это утро превзошло все ожидания рук-ля – выехали аж в 8:40. Отлично выспались, роса с утра быстро испарилась в степи, а дежурные проявили профессиональную прыткость.

Вылезаем на дорогу и просто летим по ней вниз вдоль реки Бейки в село Бейка. Группа лидеров при этом развивает космические скорости для нашего похода, глотая адреналин бочками. Бейка (9:20, 305,3 км) – совсем небольшой поселок, около 30 дворов, но довольно неплохо выглядящий – по крайней мере, нет ощущения, что он вымирает. В нем объезжаем запруду на реке по плотине и движемся к очередному мини-перевалу, ведущему нас в Аххол. Дорога проходит мимо кладбища и идет вдоль ЛЭП до самого Аххола. ЛЭП уже давно «не под напряжением».
   
Опять пекло. Подъем на перевал 3 км, идет по грунтовой дороге, как и все степные дороги, она плотно утрамбована. Большую часть подъема дорога и ЛЭП идут через небольшой лесок, прячущий нас от солнца и жары. В леске дорога представляет собой уже колею, по которой иногда гоняют коров, и во время дождя здесь возможна грязь. На седловине лес кончается (11:00, 312 км, 839 м над у.м.), и дорога рассыпается на несколько путей, ведущих вниз по пастбищам мимо красивейших холмов.
   
Спуск – отличнейший даунхилл, ровная колея с небольшим уклоном, скорости под 50 км/ч. В определенный момент становится ясно, что мы «в пылу сражения» уехали не по той колее – делаем небольшой крюк и выезжаем снова к ЛЭП и через некоторое время к Аххолу. По дороге Макс снова пробивает камеру.

Аххол (12:00, 321,7 км) – средняя деревня, довольно опрятная и обжитая. Проезжаем её почти по окраине и выезжаем к мосту через р. Ниня и дальше вверх по долине Немира. Один из рукавов Нини проезжается вброд, но мы перелезаем по бревну на обочине, кроме Лехи Полякова, который на глазах у всех посреди брода со всего разгона очень зрелищно падает в воду, уткнувшись в камень колесом.
   
Дорога по Немиру – очень хорошая грунтовая колея, но до определенного момента, пока основная накатанная дорога не уходит вправо в сторону ущелья р. Ахтый (13:00, 328,6 км). Слева приметный скальный выход за рекой. Переходим р. Немир вброд, немного едем по полям, по еле видной колее и вылезаем снова на грунтовку вдоль реки, но с другой стороны. Грунтовка немного хуже, той, что до брода, но ехать по ней вполне хорошо. Поднявшись немного вверх, вылезаем на поляну, где по карте обозначены развалины Богородска, а сейчас среди поляны стоит новая ферма с новым коровником. Еще с километр и мы выезжаем к 2-м крупным карьерам (по обе стороны дороги), скорее всего, это ванны для амальгамирования при добыче золота (15:00, 338,1 км). Сразу за ними начинаются развалины поселка золотодобытчиков Немир.
В Немире остались только шесты от заборов, отдельно торчащие столбы и маленький домик из плит, стоящий у дороги. На стенах дома граффити. А на дальней окраине наша грунтовка упирается в отличнейшую профилированную гравийку в 2 полосы! Это абсолютно неожиданно для нас, т.к. по карте ничего подобного нет. Как выяснилось позже – это дорога из Узунчула в Бирикчуль, сделанная золотодобытчиками. Двигаемся по ней в сторону Бирикчуля, а точнее вдоль р.Чазыхол.

Очередной сюрприз: за небольшим взлетом стоит в лесу небольшой дом отдыха, а еще чуть дальше начинаются золотые прииски. Вся долина заполнена отвалами в несколько ярусов, с экскаваторами и ползающими вдалеке БЕЛАЗами, а вдоль нее идет две параллельные дороги в 4 полосы каждая, на одну из которых мы выезжаем. Через километр нас ждет шлагбаум (15:50, 343,1 км) и охранник. Золотые прииски – объект стратегический, поэтому на карте не отмечен, а нам приходится свои паспортные данные записать к охраннику в книгу «незваных гостей». Тем не менее, охранник к нам очень благосклонен, т.к. выяснилось, что он наш земляк – родом из-под Асино и восхищенно удивляется нашему образу путешествий. Он передает по рации на следующий пункт, чтобы нас пропустили без остановки и с наилучшими пожеланиями указывает на дорогу, по которой мы и уезжаем, оставив ошеломленного мужика на посту. Прииск находится в самом истоке р. Чазыхол.
   
Естественно, дорога отменного качества, и не совпадает с тем, что у нас на карте. Несемся с горки вниз по долине Чазыхола, но вскоре приходится свернуть на грунтовку, чтобы не уехать в Бирикчуль, куда нам не особо надо. По грунтовке добираемся до моста через Базу (16:40, 350,1 км). Здесь нам приходится искать хоть какой-то вариант вылезти на дорогу вдоль реки в Аскиз, т.к. грунтовка ведет вверх по притоку Копчул.

По GPS, по полям, по заросшим выработкам и по какой-то колее через брод вылезаем к ЛЭП, ведущей в Аскиз вдоль Базы. По долине вниз ведет отличная грунтовка, вдоль нее узкие пастбища, а на склонах долины лес. На пастбищах пасутся кони и коровы, одно из стад коров нас чуть не «взяло в плен», из любопытства почти окружив, но мы разогнали их камнями и матами. Проехав немного вниз по долине, встаем на бивак (19:27, 368 км). Впечатление дня: весь день нас пекло солнце.

День 8. (04.07.2009)

Выезжаем в 8:45 с бивака. Дорога – хорошая полевая грунтовка, утоптанная машинами и коровами, почти без луж. Через 11 км выезжаем к окраинам села Верх. База (9:45, 379,5 км), тут уже начинается типичная «хакасская степь». От Верх. Базы в Аскиз идет профилированная гравийка со всеми атрибутами дороги районного значения: километровые столбы, знаки, покрытие типа «стиральная доска», машины и пыль.

По дороге Макс опять пробивает колесо, теперь уже серьезный разрыв по корду задней покрышки, поэтому приходится распрощаться с Schwalbe BlackJack и переобуться в любезно предоставленный Димычем Michelin. Вскоре выезжаем на окраины станции Аскиз, где начинается асфальт и по нему до самого Аскиза. Аскиз – районный центр Аскизского района, поэтому тут есть почти всё, что есть в крупных городах: магазины, сотовая связь, светофоры и ЖД-станция… Закупаемся в магазине (12:00, 404,5 км) на окраине, едим мороженое, сидя в тени у стенки и наблюдаем, как теленок пьет воду, льющуюся из кондиционера на стене магазина. Жара стоит адская. Несколько болтливых местных хакасов сообщают нам, что сегодня народный праздник «Тун-Пайрам» и что все едут в степь его справлять. А мы снова едем не со всеми. Стоит отметить, что в Аскизе очень высок процент коренного хакасского населения, хотя по республике он составляет всего около 9%.

Вдоль р. Абакан добираемся по асфальту до аула Апчинаев и по мосту переезжаем реку, предварительно искупавшись в ней. Абакан – река крупная, поэтому удается наконец-то поплавать, а не помочить зад в воде как обычно. Далее, так же изнывая от жары, доезжаем по степи через небольшой перевальчик до с. Бондарево (16:15, 433 км). Село довольно крупное, размерам почти как Аскиз. Тут снова мороженное и вкусняшки, которых не было на Теренсуге или Ортоне. Дальше по асфальту с «мордодуем» через Верх. Киндирлу в Табат. Этот промежуток дороги идет по холмам, изредка покрытым полосами леса и степью. Справа мы постоянно наблюдаем смешанный лес и возвышающиеся над всем отроги Джойского хребта, который входит в горную систему Западных Саян. Завтра нам предстоит его переехать…

Табат (17:50, 448,5 км) – крупная деревня (на улице Ленина последний дом за номером 240 с чем-то), расположенная на одноименной реке под склонами Джойского хребта. Съезжаем с трассы, проезжаем насквозь деревню и скатываемся с асфальта на грунтовку, ведущую вверх по реке Табат в сторону Джойского перевала. Грунтовка ужасная: вся вытоптанная и загаженная коровами. 4 года назад, когда по ней ездили 3-ку, был дождь и мы выматерились, пробираясь по ней в Табат, т.к. грязи с навозом было по щиколотку и выше. Сейчас было проще – 3-й день стояла жара и дорога была почти сухая, но следы засохшей грязи присутствовали повсеместно.

Немного увлекшись поисками стоянки подальше от пасущихся коров и их продуктов жизнедеятельности, уехали на километр в долину притока Чазрыг. За то нашли отличное место на берегу реки, тут и заночевали.

День 9. (05.07.2009)

Выехали в 9:08 (460,4 км) - вернулись обратно до Табата и перешли его вброд недалеко от коровника. Дорога начинает постепенно подниматься вверх к Джойскому перевалу. Отъехав 10 км от переправы, остановились отдохнуть, и выяснилось что Ромы, Сани и Аленки нет поблизости. Подождали 20 минут, и Леха Поляков вызвался налегке скататься вниз, посмотреть, что у них случилось. По возвращении выяснилось, что у Ромы сломалась задняя втулка – собачки перестали цеплять из-за износа и люфта барабана, и они там её ремонтируют. Сели на дороге и стали ждать, попутно отбиваясь от комаров и оводов, трупы последних аккуратно складывали в кучку, и к моменту приезда «ремонтников» кучка была уже приличной. Пока сидели, в 10 м от дороги ни с того ни с сего упал ствол гнилой березы.
   
Дорога к перевалу идет серпантинами, постепенно становясь всё круче и круче. Несколько раз встречаются развилки, но это всего лишь варианты подъема на седловину. Жара стоит адская и на седловину (13:50, 478,3 км, 1184 м над у.м.) поднимаются все мокрые. На седловине встречаем двух мужиков на лошадях, они дают информацию, которая абсолютно не клеится с картой.

Спуск с Джойского перевала тяжело назвать спуском – дорога почти без сброса высоты в пределах 1000 – 1100 м. над у.м. идет по Джойскому хребту, огибая его вершины юго-восточнее. Вначале едем по неплохой каменистой грунтовке с лужами и выезжаем к лагерю лесорубов. Там узнаем, что надо немного вернуться и свернуть направо. Так и делаем – от свертка начинается грязная грунтовка с обилием луж и местами очень сильно заросшая  травой и кустами. Видимо раньше этой дорогой пользовались, но потом где-то рядом проложили другую. Дорога идет по склону хребта, и она вырезана в склоне грейдером. Вниз с нее открываются в разрывах леса красивейшие виды на хр. Алан и Борус. Периодически на дороге встречаются следы медведя и более мелких зверюг.
   
В конце концов, пролазив по ней около 18 км за большую часть дня, мы вылезли на неплохую укатанную лесовозами грунтовку (18:35, 496 км). Видимо это и есть «другая» дорога. С этого места начался «настоящий» спуск с перевала – довольно быстро и на большой скорости слетели вниз по логу вдоль р. Аялыгхол до его впадения в р. Клай. В Клайский залив не стали заезжать, т.к. там у дороги стояла табличка «Егерский кордон» и оттуда были слышны техногенные звуки, а встали на ночевку прям у моста через Аялыгхол на обочине дороги (19:40, 506,2 км). За день довольно сильно вымотались, поэтому после позднего ужина сразу все поотрубались. Почти весь день доставали оводы и мошки.
Дни 10-12: р. Клай – г. Абакан

Фото. 67. Дорога вдоль р. Клай к пер. Клай Фото. 67. Дорога вдоль р. Клай к пер. Клай
Фото. 68. Подъем на пер. Клай Фото. 68. Подъем на пер. Клай
Фото. 69. Разъезд на седловине пер. Клай. Мы поехали налево Фото. 69. Разъезд на седловине пер. Клай. Мы поехали налево
Фото. 70. Крутой участок в начале спуска с пер. Клай Фото. 70. Крутой участок в начале спуска с пер. Клай
Фото. 71. Перекресток дорог с пер. Уйский и пер. Клай Фото. 71. Перекресток дорог с пер. Уйский и пер. Клай
Фото. 72. Выезд из Богословки в сторону Майны Фото. 72. Выезд из Богословки в сторону Майны
Фото. 73. Памятник репрессированным в урочище Бабик Фото. 73. Памятник репрессированным в урочище Бабик
74Фото. 74. Дорога в Майну 74Фото. 74. Дорога в Майну
Фото. 75. Енисей поздним вечером Фото. 75. Енисей поздним вечером
Фото. 76. Майнская ГЭС Фото. 76. Майнская ГЭС
Фото. 77. Грейпфрут и Саяно-Шушенская ГЭС Фото. 77. Грейпфрут и Саяно-Шушенская ГЭС
Фото. 78. Трамвай, идущий с СШГЭС в Черемушки Фото. 78. Трамвай, идущий с СШГЭС в Черемушки
Фото. 79. Дорога из Майны в Черемушки вдоль Енисея Фото. 79. Дорога из Майны в Черемушки вдоль Енисея
День 10. (06.07.2009)

Ранним утром нас перепугал своими воплями лось, который припёрся на водопой. Это стало основной темой разговоров на завтрак. А еще был побит рекорд по скорости сборов: старт в 8:26 утра! Довольно не плохая укатанная грунтовка идет от кордона в сторону перевала вдоль р. Клай до самого её истока. Часто попадаются лужи и грязь, размешенная лесовозами, но в целом едется всё, не слезая с седла. Как и все предыдущие дни стоит изнуряющее пекло.

Довольно быстро дорога переходит в серпантины и мы выкатываемся на седловину перевала Клай (11:31, 522,2 км, 1058 м над у.м.) На седловине довольно большой выкатанный плашмяк, на котором без труда может развернуться лесовоз и одни кусты вдоль дороги, т.ч. спрятаться некуда от солнца. Хаотично двигаемся всей группой в одних шортах из одежды и веточками отбиваемся от оводов и мошек.

С перевала идет вниз 2 дороги: одна «плохая», с лужами и серпантином, а про вторую мужик на УАЗике, встреченный в лагере лесорубов по дороге, сказал так: «1,5 крутого спуска, а дальше полого и ровно, у вас тормоза хорошие – спуститесь легко». Мы выбрали «легкую дорогу»: с седловины налево немного вверх и дальше только вниз под таким углом, что на заблокированных тормозах байк сам сползает куда надо. Колея из средней щебенки довольно сильно промыта ручьями, поэтому местами оголены крупные острые камни. На боковине одной из небольших канав поперек дороги виден след бампера автомобиля – вот такой уклон… 2,57 км спуска дались с большим выплеском адреналина, некоторые места проходили пешком.
В финале выехали к мосту через ручей Котуй, приток р. Уй, где обе дороги с перевала сходятся и склон значительно выполаживается (12:25, 524,76 км). При этом, сбросили 330 м по высоте с уклоном в 13%. Далее идет довольно накатанная пологая грунтовка с камнями,. По ней мы приехали сначала к р. Уй, а потом по еще более укатанной дороге и до с. Богословка (13:50, 533,6 км). Богословка – довольно живописная и ухоженная деревня, если не считать здоровенную ЛЭП, идущую с Саяно-Шушенской ГЭС и проходящую прямо над домами на окраине деревни. От Богословки в Майну идет отличная профилированная гравийка в 2 полосы, со всеми атрибутами цивилизованной дороги: километровые столбы, дорожные знаки, деревянные мосты с поручнями. Несемся 28-32 км\ч вниз. По дороге останавливаемся в ущелье Бабик возле памятника «Берегиня», посвященному репрессированными украинцам. Чуть дальше въезд на горнолыжный курорт «Гладенькая».

В 15:00 авангард группы выкатывается к Майнской ГЭС (550,9 км) на асфальт, ведущий из Саяногорска в Черемушки и дальше на СШГЭС. Переезжаем по плотине Майнской ГЭС на ту сторону Енисея и встаем на бивак в 4,5 км от деревни Сизая (15:26, 555,5 км).

Перекусили, искупались, и налегке часть группы в спринтерском темпе едет посмотреть на плотину СШГЭС и в Майну – в магазин за продуктами, покрыв туда-обратно чуть больше 40 км. Плотина ГЭС впечатляет даже с расстояния в 2 с чем-то км – 200 с лишним метров бетона ввысь и 1,5 км поперек реки. Кто же знал, что через 40 дней здесь произойдет крупная авария, машинный зал ГЭС будет полностью разрушен, погибнет 75 рабочих, а пляжик около нашего бивака будет залит тоннами машинного масла из генераторов.

День 11. (07.07.2009)

Не смотря на то, что вечером проходит довольно прохладный дождь и с утра всё затянуто туманом, день снова обещает быть солнечным и жарким. Нескольких  участников обнаруживаем утром спящими на ковриках вне палатки – на берегу водохранилища и на траве недалеко от бивака. Долго встаем, долго раскачиваемся и выезжаем в 9:30.

Возвращаемся к Майнской ГЭС, но на ту сторону не перебираемся. Весь день от Сизой (9:50, 612,85 км) едем по восточной стороне Енисея по асфальту  в сторону Шушенского и Минусинска. В начале дорога более-менее не скучная, но через некоторое время, она начинает утомлять, еще и ежедневная жара делает свое дело.
За несколько км до с. Шунеры (632,9 км) происходит неприятный инцидент: нас начинает обгонять КАМАЗ-молоковоз, и, ускоряясь, практически обходит наш плотный строй, после чего происходит громкий хлопок. Метрах в 10-15 впереди лидера из КАМАЗа во все стороны вылетает куча осколков и ошметков, а на дорогу как из ведра начинает литься машинное масло. КАМАЗ, сбавляя скорость, уходит на обочину, по которой едем мы -  хорошо, что он уже по инерции укатился довольно прилично от нас, а мы начали тормозить. Нам остается лишь объехать его слева по полосе из машинного масла и, проехав еще немного, встать отдышаться и расслабить нервы. По предположению наших знатоков машинного дела – у КАМАЗа лопнул картер двигателя.
   
Дальше дорога не представляет ничего интересного – тупое вкручивание в компании с машинами по горячему асфальту. Дорога из лесов и гор переходит в поля и степи. Заезжаем в Каптырево (12:50, 654,25 км), закупаемся в магазине, едим мороженое, обильно пьем и едем дальше. Аналогично ненадолго задерживаемся в Шушенском (15:40, 673 км) и выезжаем за Казанцево (16:45, 684 км) на трассу М-54.
 
Практически сразу за мостом через р. Оя начинается подъем, за ним короткий промежуточный спуск и еще более крутой подъем за р. Коя. Под вечер крутой, хоть и асфальтированный, перевальчик через непонятно какую гряду какого отрога какой горной системы выматывает всех довольно прилично. За то с перевала мы летим без тормозов 50 км/ч.
   
Первоначально намечалось проехать параллельно М-54 через с. Знаменка, но с перевала дорога в Знаменку оказалась закрыта, поэтому объезд не удался. Переезжаем р. Ничку и, проехав еще около 5 км, встаем на бивак недалеко от дороги в насадном сосновом бору в 500 м от оз. Тагарское (20:17, 711,11 км). Вообще, вдоль бора стоят таблички, что это Кривинский бор – памятник краевого значения, и что в нем вообще ничего нельзя делать. Но на отшибе, где встали мы и где недалеко расположены дачи, в бору попадается мусор и костровища. Вечером все идут смывать на озеро с себя пот, кроме Макса – он лег и случайно заснул.
На ночь четыре человека сразу легли спать на улице: Руся, Дима и Леха Поляков на тенте посреди бивака, Леха Макунин на коврике поодаль под сосной. Мухи не мучили, да и ночь была теплой.

День 12. (08.07.2009)

Последний день похода – особо спешить некуда. Выезжаем в 9:40. Проезжаем мимо Минусинской ГРЭС, объездной дорогой  огибаем Минусинск и выезжаем снова на трассу М-54 в районе Селиванихи. Попутно останавливаемся на Минусинской протоке Енисея поесть и помыть велосипеды (11:04, 731,72 км).
Через старый железный мост в районе села Подсинее переезжаем Енисей, далее через новый бетонный мост переезжаем р. Абакан и въезжаем в столицу Хакасии – город Абакан. Официальный конец маршрута на ЖД-вокзале г. Абакана (14:00, 752 км). Всё когда-то кончается…

Большая часть группы в этот же день уезжает в Томск на прицепном вагоне «Абакан-Томск», трое остаются у родственников догорать отпуск в солнечной Хакасии. В 14:35 по Томскому времени 09.07.2009 основная группа приезжает в Томск.

Комментарии
Ответик 
тысяч 5-7 на 2009 г., если еще актуально...
ВИЛенин24.07.10, 20:44
вопросик имею 
не подскажите во сколько на душу вышел походик?
заранее спасибо!
Аналогично 
Да, "Велопрокат" и меня улыбнул здорово. Человек просто не из турецкой среды...
О Маршруте
Категория сложности: 4
Ссылка:
Опубликовал Макс Иванкин