– с. Солонешное – перевал Ябоганский – Чуйский Тракт – п. Кош-Агач – п. Кокоря – пер. Бугузун (н/к, 2606 м) – Автотранспорт. р. Чеди-Тей – р. Шингылдырак – р. Какпак – озёра Мони-Таис – озеро Хиндиктиг-Холь – пер. Берёзовый 2500 м н/к – левый исток р. Каргы – пер. Талисман (2А*,3100 м) – р. Кара-Оюк – р. Ак-Оюк – пер. Ступенчатый (2А, 3100 м) – р. Чон-Хем – пер. Калипсо (1А*, 3100 м) – озёра Дикие – р. Чон-Хем – пер. Верхний / Предвершин-ный / (1Б, 3050 м) – р. Чинге-Хем – пер. Ноган-Холь (2А, 3460 м) – р. Онгу-Оюк – р. Шуй – р. Узун-Хем – пер. Малыш (п/п, 3300 м) + восх г. Чурек (1Б, 3568 м) – р. Сайлыг-Хем – пер. Аврора (2А*, 3200 м) – р. Узун-Хем – пер. Магистральный Южный (1Б, 3300 м) – р. Талайлыг – пер. Щербатый (1Б, 3050 м) – р. Чал-Ыяш – р. Каргы – урочище Суг-лу-Хову – пер. Суглу-Хову 2600 м н/к – р. Мугур – пер. Буревестник (1Б, 3360 м) – вос-хождение радиально г. Монгун-Тайга (1Б, 3980 м) – лед. Вост. Мугур – пер. Седло (2Б, 3860 м) – озеро Узун-Холь – озеро Верхнеузунхольское – пер. Победный (2А, 3250 м) – р. Орта-Шегетей – пер. Гонбей (п/п, 3250 м) – траверс хребта Хорум-Тайга – р. Чарыс – р. Моген-Бурень – лог Устю-Кужурлуг-Хову – р. Устю-Ыйматы – пер. Устю-Ыйматы (н/к, 2752 м) – р. Карагай – р. Бугузун. – п. Бугузун. – с. Солонешное – перевал Ябоганский – Чуйский Тракт – п. Кош-Агач – п. Кокоря – пер. Бугузун (н/к, 2606 м) – Автотранспорт. р. Чеди-Тей – р. Шингылдырак – р. Какпак – озёра Мони-Таис – озеро Хиндиктиг-Холь – пер. Берёзовый 2500 м н/к – левый исток р. Каргы – пер. Талисман (2А*,3100 м) – р. Кара-Оюк – р. Ак-Оюк – пер. Ступенчатый (2А, 3100 м) – р. Чон-Хем – пер. Калипсо (1А*, 3100 м) – озёра Дикие – р. Чон-Хем – пер. Верхний / Предвершин-ный / (1Б, 3050 м) – р. Чинге-Хем – пер. Ноган-Холь (2А, 3460 м) – р. Онгу-Оюк – р. Шуй – р. Узун-Хем – пер. Малыш (п/п, 3300 м) + восх г. Чурек (1Б, 3568 м) – р. Сайлыг-Хем – пер. Аврора (2А*, 3200 м) – р. Узун-Хем – пер. Магистральный Южный (1Б, 3300 м) – р. Талайлыг – пер. Щербатый (1Б, 3050 м) – р. Чал-Ыяш – р. Каргы – урочище Суг-лу-Хову – пер. Суглу-Хову 2600 м н/к – р. Мугур – пер. Буревестник (1Б, 3360 м) – вос-хождение радиально г. Монгун-Тайга (1Б, 3980 м) – лед. Вост. Мугур – пер. Седло (2Б, 3860 м) – озеро Узун-Холь – озеро Верхнеузунхольское – пер. Победный (2А, 3250 м) – р. Орта-Шегетей – пер. Гонбей (п/п, 3250 м) – траверс хребта Хорум-Тайга – р. Чарыс – р. Моген-Бурень – лог Устю-Кужурлуг-Хову – р. Устю-Ыйматы – пер. Устю-Ыйматы (н/к, 2752 м) – р. Карагай – р. Бугузун. – п. Бугузун. – с. Солонешное – перевал Ябоганский – Чуйский Тракт – п. Кош-Агач – п. Кокоря – пер. Бугузун (н/к, 2606 м) – Автотранспорт. р. Чеди-Тей – р. Шингылдырак – р. Какпак – озёра Мони-Таис – озеро Хиндиктиг-Холь – пер. Берёзовый 2500 м н/к – левый исток р. Каргы – пер. Талисман (2А*,3100 м) – р. Кара-Оюк – р. Ак-Оюк – пер. Ступенчатый (2А, 3100 м) – р. Чон-Хем – пер. Калипсо (1А*, 3100 м) – озёра Дикие – р. Чон-Хем – пер. Верхний / Предвершин-ный / (1Б, 3050 м) – р. Чинге-Хем – пер. Ноган-Холь (2А, 3460 м) – р. Онгу-Оюк – р. Шуй – р. Узун-Хем – пер. Малыш (п/п, 3300 м) + восх г. Чурек (1Б, 3568 м) – р. Сайлыг-Хем – пер. Аврора (2А*, 3200 м) – р. Узун-Хем – пер. Магистральный Южный (1Б, 3300 м) – р. Талайлыг – пер. Щербатый (1Б, 3050 м) – р. Чал-Ыяш – р. Каргы – урочище Суг-лу-Хову – пер. Суглу-Хову 2600 м н/к – р. Мугур – пер. Буревестник (1Б, 3360 м) – вос-хождение радиально г. Монгун-Тайга (1Б, 3980 м) – лед. Вост. Мугур – пер. Седло (2Б, 3860 м) – озеро Узун-Холь – озеро Верхнеузунхольское – пер. Победный (2А, 3250 м) – р. Орта-Шегетей – пер. Гонбей (п/п, 3250 м) – траверс хребта Хорум-Тайга – р. Чарыс – р. Моген-Бурень – лог Устю-Кужурлуг-Хову – р. Устю-Ыйматы – пер. Устю-Ыйматы (н/к, 2752 м) – р. Карагай – р. Бугузун. – п. Бугузун. – с. Солонешное – перевал Ябоганский – Чуйский Тракт – п. Кош-Агач – п. Кокоря – пер. Бугузун (н/к, 2606 м) – Автотранспорт. р. Чеди-Тей –

План маршрута

31 июля: Перевал Бугузун- р.Чеди-Тей 9км
1 августа: Р. Чеди-Тей - озёра Мони-Таис 18км
2 августа: Оз. Мони-Таис - Озеро Хиндиктиг-Холь 18км
3 августа: Радиальный выход 5км
4 августа: .Озеро Хиндиктиг-Холь-перевал Берёзовый н/к - лев. ист. р. Каргы 17км

ЧАРЫШСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

Отчёт

о спортивном пешеходном походе 5 (пятой) категории сложности, совершённом с 30 июля по 23 августа 2005 года.

Район проведения: Западная Тыва.

Шапшальский хребет, хребет Сайлыг-Хем,

Цаган-Шибэту, Массив Монгун- Тайга

Маршрутная книжка  № 62-05

Руководитель похода: Куц Валерий Иванович

Адрес:658183 Алтайский край, Чарышский р-н, с. Красный

Партизан, ул. Центральная 22-2.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что спортивный поход может быть зачтён всем участникам и руководителю, как поход 5(пятой) категории сложности.

2005 г.

1.  Общая смысловая идея похода, его необычайность уникальность, новизна
     Горы Тывы интересны и необычайны, с точки зрения туриста, этот район не похож ни на какой другой в силу своего уникального климата. Только здесь можно увидеть быт народов Центральной Азии, ограждённый горными хребтами и огромными расстояниями от цивилизации.
       Выбор этого района путешествия стал неслучайным, а скорее закономерным итогом. В нашем не большом селе Чарышского района затерянного в горах на юго-востоке Алтайского края, в результате долголетней работы сформировалась хорошая команда из учащихся Краснопартизанской средней школы, а также студентов окончивших эту школу и занимавшихся в секции спортивного туризма. Прошлогодний поход 5 категории сложности по Катунскому хребту и хребту Листвяга, ешё  раз доказал, что мы готовы совершить более серьёзное путешествие. Западная Тыва – новый для всех участников похода район. Наше путешествие задумывалось, таким образом, чтобы маршрут охватил как можно большую часть гор этого района. Это южная часть Шапшальского хребта, хребта Сайлыг-Хем, Цаган-Шибэту, Массива Монгун-Тайга, хребта Хорум-Тайга, хребта Чихачева. Здесь можно реализовать свои спортивные цели, найдя перевалы и вершины на любой вкус – и сложные и относительно простые.
       Но всё же главная цель нашего путешествия восхождение на вершину Монгун-Тайга 3976 метров, а также  совершить ряд первопрохождений через перевалы, составить подробное их описание. Собрать необходимый фото и видео материал о нашем походе.

2.  Варианты подъезда и отъезда.

Подъезд к начальной точке нашего маршрута, в начальной стадии пути имеет два варианта, с дальнейшим проездом через Ябоганский перевал (Усть-Канский р-н) на Чуйский тракт и по нему в п. Кош-Агач, п. Кокоря.
      Первый вариант: с. Чарышское – с. Новокалманка – с. Петропавловское -  с. Солонешное.

Второй вариант: с. Чарышское – с. М. Бащелак – с. Б. Бащелак – перевал Берёзовый - с. Солонешное.                               Проезд по второму варианту только на полноприводном автомобиле, не имея такового в наличии, пришлось заезжать по первому варианту пути.  В настоящее время идёт строительство автодороги с грунтовым покрытием. Протяжённость пути по первому варианту 780 км, по второму 640 км, до п. Кокоря.

В п. Акташ необходимо заехать в Алтайский погранотряд для оформления пропусков в погранзону. При себе иметь паспорта, оформление документов только в рабочие дни. Возможен проезд из п. Кош-Агач, или п. Кокоря в долину р. Бугузун, через пер. Бугузун, в долину р. Моген-Бурен, озеро Хиндиктиг-Холь. Проезд возможен только на полноприводном транспорте. Для заброски по этому маршруту, транспорт можно найти в п. Кош-Агач или п. Кокоря, но всё зависит от финансовых возможностей группы. Отъезд по пути заезда, только в п. Кош-Агач за нами пришёл УАЗ микроавтобус и мы воспользовались вторым вариантом, сократив наш путь на 140 км.  Из долины р. Бугузун можно доехать на попутной машине до п. Кокоря, или п. Кош-Агач.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
         На случай аварийной ситуации предусмотрено несколько вариантов выхода с маршрута.
  1.  Возвращение в с. Кокоря и отъезд в с. Чарышское.
  2.  Выход из долины р. Каргы в долину р. Моген-Бурен,  далее в долину р. Бугузун, с. Кокоря  и отъезд с. Чарышское.
  • Выход из долины р. Орта-Шегетей по пограничной дороге Хайчин-Дзам в п. Кызыл-Хая, далее в долину р. Бугузун, п. Кокоря, п. Кош-Агач и отъезд с. Чарышское.
            В качестве запасных вариантов предусмотрено:
 В случае плохих погодных условий и невозможности восхождения на вершину Монгун-Тайга, предусмотрены варианты продолжения маршрута в обход вершины. С дальнейшим прохождением по заявленному маршруту.

Первый вариант:  пер. Буревестник – р. Хайыракан – пер. МОСТЭ – г. Малая Мунгун-Тайга (восхождение) – пер. Огонёк 2А* – р. Орта-Шегетей – пер. 3142 м п/п – в. 3127 – р. Серилиг-Кара-Суг.

Второй вариант:  пер. Наташа 2А – р. Толайты – пер. Димерсаль 1Б – р. Орта-Шегетей – пер. 3100 м п/п – правый исток р. Холош – в. 3127 м (восхождение) – р. Серилиг-Кара-Суг

4.  Изменения маршрута и их причины.

В поисках перевала Победный 2А, во время разведки тур обнаружить не удалось, продолжая поиски, мы совершили первопрохождение нового перевала 2Б категории сложности не заявленного в маршрутной книжке. Не считая этого изменения, маршрут пройден в соответствии с заявленной «ниткой».

6.   Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и  участников.

п/п

Сергеевич.

1982

ул. Солнечная 17

7.  Адрес хранения отчёта.

8. Какой МКК рассмотрен отчёт.  Алтайской краевой МКК.

Определяющие препятствия маршрута.

Вид

препятствий.

Категория

трудности.

Длина препятствия для протяжённых.

Характеристика препятствий(характер,высота, новизна,наименова-

ние).

Путь прохождения для локальных

препятствий.

Переправы.

н/к –

простейшая

Ширина реки не менее 5 м, скорость течения не более 0,5м/с; глубина 0,5 – 0,6 м;

Реки – Чеди-Тей, Какпак,

Шингылдырак, Толайты,

Орта-Шегетей, Каргы,

Сайлыг-Хем

1А – простая

Ширина реки не менее 6 – 20 м; течение среднее- 1.5 м/с, глубина не более 0,8 м.

Реки – Чинге-Хем,

1А*

Калипсо 3100 м.

Подъём – пологий ледник

(открытый) 15 град. Средне каменистая (живая) осыпь, до 35 град.

Спуск – средне-мелкая

(живая) каменистая, до 35

град. осыпь

р. Чон-Хем –

Дикие озёра.

Верхний. (Предвершинный) 3050 м.

.Подъём – Тр-ск-ос, средне

мелкая (живая) каменистая до 45 град. осыпь.

Спуск – средне-мелкая (живая) каменистая 35-45

град. осыпь.

р. Чон-Хем –

р. Чинге-Хем.

Малыш 3300 м.

Первопрохождение

Подъём – средне-мелкая (живая) каменистая, до 45 град., осыпь.

Спуск – средне-мелкая (живая) каменистая 35 град

осыпь.

р. Узун-Хем –

р. Сайлыг-Хем.

Магистральный. Южный

3200 м.

Подъём – крупная, средне-мелкая (живая) каменистая, 35 град., осыпь.

Спуск – мелко-каменистая (живая). 35 град. осыпь

р. Узун-Хем –

р. Талайлыг.

Щербатый 3050 м.

Подъём – средне-мелкая (живая). каменистая до 35 град., осыпь.

Спуск – ск-ос. Средне-мелкая (живая) каменистая

45 град., осыпь.

р. Талайлыг –

р. Чал-Ыяш.

Буревестник 3360м

Подъём – средне-мелкая (живая) каменистая 35 град осыпь. Ледник (закрытый) 35 град.

Спуск – мелкая (живая) каменистая 35 град., осыпь.

Ледник (закрытый) 35 град.

р. Мугур –

р. Хайыракан.

Гонбей 3250 м.

Первопрохождение

Подъём - ск-ос.,средне-крупная (живая)., каменистая до 45 град., осыпь.

Спуск – травенисто-осыпной до 35 гр.

р. Орта-Шегетей –

р. Чарыс.

2А*

Талисман 3100 м.

Подъём – ск-ос. Участки разрушенных скал. Средне-мелкая (живая)., каменистая 35-45 град., осыпь.

Спуск – ск-ос. Участки скал, средне-мелкая (жи-

вая). каменистая , 45 – 50 град., осыпь.

лев. ист. р. Каргы

р. Кара-Оюк.

Ступенчатый

3100 м.

Подъём – крупная, средне-мелкая (живая)., каменистая 35 – 45 град. осыпь.

Спуск – ск-ос. Участки скал, средне-мелкая (жи-

вая)., каменистая 45 град., осыпь.

р. Ак-Оюк –

р. Чон-Хем.

Ноган-Холь 3460 м

Подъём – средне-мелкая (живая).каменистая, до 45 град., осыпь.

Спуск – ск-ос. Участки скал. Мелкая (живая)., каменистая, до 45 град., осыпь. Ледник (открытый),

крутизна до 25 гр.

р. Чинге-Хем –

р. Онгу-Оюк.

2А*

Аврора 3200 м.

Подъём – ск-лед-ос.

Крутизна ската 45гр

Спуск – ск-ос. средне-крупная (живая). каменис-

тая 45 град. осыпь. Участки скал.

р. Сайлыг-Хем –

р. Узун-Хем.

Седло 3860 м.

Подъём – ледник (закрытый)., до 45 град.

Спуск – ск-лед-ос. Участки скал, среднекрупная (живая), каменистая 35 – 45 град., осыпь. Ледник

(закрытый). 35 – 45 гр.

р. Хайыракан –

р. Толайты.

К – 3. 3220 м.

Подъём – ледовый.

Ледник (закрытый). до 45 град.

Спуск – ск-ос. Крупная, средне-мелкая (живая), каменистая45 град., осыпь.

р. Толайты –

р. Орта-Шегетей.

Вершины.

в. 2600 м. (радиально).

Подъём – травянистый, до 30 градусов.

Спуск – травянистый, заросли ерника, до 35 град.

г. Чурек 3568 м

(радиально).

Подъём – средняя (живая),

каменистая 35 – 45 град.

Осыпь.

г. Монгун-Тайга 3980 м.

(радиально).

Подъём – ск-лед-ос. Участки скал. Средне-мелкая (живая), каменистая 35 – 45 град., осыпь. Ледник (закрытый). до 35 град. Спуск, по линии подъёма.

Траверсы

гребней.

хр. Цаган-Шибэту.

Травянисто- осыпной 25 -30 град.

Левые истоки

р. Каргы.

хр. Хорум-Тайга.

Травянисто-осыпной. Крутизна ската до 20 град.

Хребет Цаган-Шибэту.

Средне-мелкая (живая) до 25 градусов осыпь.

Между левым истоком р. Каргы и первым левым притоком р. Кара-Оюк.

Хребет Сайлыг-Хем-Тайгазы.

Скально-осыпной, крутизна ската 35гр.

Между ист.р. Сай-

лыг- Хем,

ист. р. Узун-Хем.

Массив Монгун-Тайга.

Скально-осыпной, крутизна до 35 градусов.

Хребет между верхними правыми притоками р. Толайты.

Каньоны

Движение по камням.

Исток р. Сайлыг-Хем.р. Карагай.

Осыпные участки, выходы скал.

Р. Сайлыг-Хем. Третий от устья приток, на правом орографическом скате.

Растительный

покров.

Берёзовый, ивовый

стланик.

Болота.

н/к – легко-

проходимое.

Вязкие, заболоченные

участки, глубина – 0,2 – 0,4 м.

1А– кочкар-

никовое.

Кочки, окружённые водой.

Осыпи, морены.

н/к – мелкая

пологая.

Камни небольшие, крутизна 15 – 20 гр.

1А - средняя

пологая.

Камни (живые), уклоны до 25 град. размер камней до 1 м.

1Б – мелкая,

крутая.

Крутизна 30 – 40 град.

осыпи (живые).

2А – сред-

няя, крутая.

Уклон 30 – 35 град.

Индивидуальная страховка, камни (живые), размер до 1 м.

2Б – крупная

Размер камней 1 м и более, камни (живые), необходима страховка.

Снежный

участок.

н/к - неглубокий покров.

Снежный покров глубиной 10 – 25 см.

Ледовый

участок.

н/к – фирно-

вый снег

Сыпучий кристаллический снег глубиной 10 – 15 см.

1А- фирновый лёд

Шероховатая поверхность

льда.

– глетчерный лёд

Ровная поверхность льда.

Техническое описание прохождения группой маршрута.

30 июля.  с. Красный партизан – с. Солонешное – Чуйский тракт – п. Кош-Агач.

Подъезд к началу нашего маршрута довольно протяжённый 740 км, поэтому  из дома выехали в 4.30 утра, на микроавтобусе Газель. Команда сформировалась уже в последние дни, по разным причинам прошлогодний состав (поход 5 категории сложности по Центральному Алтаю) распался, поэтому пришлось дозаявлять несколько человек. Ребята проверенные, все  воспитанники одной школы.  Весь день, до ночи провели в пути. В п. Акташ возникли проблемы при оформлении  пропусков в Алтайском погранотряде. По выходным пропуска не выдают, но с большими трудностями нам удалось их получить. В п. Кош-Агач приехали уже в сумерках, за посёлком разбили лагерь, поужинали и в 23 часа легли спать.

Начало маршрута

Перевал Бугузун Перевал Бугузун

31 июля.  п. Кош-Агач – п. Бугузун – пер. Бугузун – р. Чеди-Тей.

Встали рано в 5 часов. Машина довезла нас в центр посёлка и ушла домой. Ещё до похода мы рассматривали два варианта дальнейших действий.

Первый – начало маршрута из п. Кокоря.
 Второй – заброска на машине до пер. Бугузун, но, сколько это будет стоить? На примусе приготовили завтрак, поели и занялись поисками транспорта. Через таксистов нашли транспорт. В 9 часов подошёл УАЗ, после торгов за 4,5 тыс. рублей едим на пер. Бугузун.
       Из п. Кош-Агач выехали в 11 часов. До п. Кокоря дорога асфальтированная, дальше до брода через р. Бугузун грунтовка. После брода движение в основном на 1-2 передаче. Примерно за 5 км до перевала, дороги вообще нет, проезд руслом речки по большим камням. Перед перевалом стоит милицейский пост, проверяют документы, пропуска в погранзону, но в данный момент пост закрыт. После затяжного подъёма, в 14.30 мы поднялись на долгожданный перевал Бугузун. Слева от дороги уходящей в широкую долину сложен большой тур. Фото № 1.  По традиции, ложим в тур монеты, загадывая желания на предстоящий почти месячный поход.
      15.00, подогнав снаряжение, уходим по дороге в долину, леса нет тундростепной ландшафт с юртами и большими отарами овец, коз и яков.
       18.00, на берегу р. Чеди-Тей встаём на ночлег. По дороге нашли две чурки, несмотря на приличный вес рюкзаков, драгоценный в этих местах груз донесли по очереди. Сейчас дует холодный ветер ребята, поставив палатки, заняты охотой на сусликов. Вечером приехали в гости к нам пастухи, из разговора узнали много интересного из их жизни. Для костра привезли нам кизяка. Это спрессованные отходы от овец и яков, они используют их вместо дров. Испытания кизяка прошли успешно, не считая ни приятного запаха.

Озера Мони-Таис

Фото №2 Фото №2
Фото3 Фото3

01. августа. р. Чеди-Тей – р. Шингылдырак  – озёра Мони-Таис.

Ночь холодная, утром на траве изморозь и не большой заморозок -2 градуса. Михалыч встал очень рано, приготовил завтрак. По команде подъём все встали быстро, завтрак прошёл незаметно, как будто не ели. Короткие сборы и в 8 часов выходим на маршрут. После брода через р. Чеди-Тей, дорога расходится на две ветки. Первая – уходит вниз по долине речки к стоянке пастухов. Вторая – идёт вдоль отрога хребта, по направлению на север.

До 11.45 шли дорогой, кругом голая степь и редкие заросли карликовой берёзки, почва каменисто-песчанная. Фото № 2,3.  На обед встаём на озере Тезик-Оюк, варить приходится на примусе, дров нет. Вновь на УАЗЕ приехали гости, семья пастухов, отношение к нам доброжелательное, на русском разговаривают плохо.                                                                    13.40,  уходим с обеда. После брода через р. Какпак, дорога правым по ходу скатом, упрямо пошла в затяжной подъём, выводящий к озёрам Мони-Таис. Идти очень тяжело, стоит жара, продвигаемся в щадящем режиме.
    16.30, поднялись к озёрам, решаем не форсировать события, хотя сил и времени ещё достаточно для движения. Озёра находятся на высокой террасе, в понижении хребта, идут друг за другом, по направлению на восток. По берегам есть заросли карликовой берёзки и достаточное количество в них сушняка, для приготовления пищи. Разбив лагерь, искупались в озере, вода песочного цвета и довольно прохладная.

20 часов, поужинали, посидели не много у костра и легли спать.

Озеро Хиндиктиг-Холь

Фото6 Фото6

02. августа.  озёра Мони-Таис – озеро Хиндиктиг-Холь.

Ночь тёплая. Утром на костре быстро приготовили завтрак. После приёма пищи не продолжительные сборы и в 8 часов по старой дороге уходим на маршрут. Через три километра вышли ещё к одной группе озер, из которых берёт начало р. Моген-Бурен. Еле заметная теряющаяся в болоте дорога уходит через перемычку между хребтами в долину р. Чулышман. Мы встаём на привал, ещё раз ориентируемся по карте, после чего начинаем движение на восток к озеру Хиндиктиг-Холь. Левым по ходу скатом поднимаемся на террасу, где находится озеро Чуглук-Холь, заросли карликовой берёзки, чередуются с болотом. Далее продолжаем движение левым по ходу скатом озера. Ерник, чередуется с мелкой осыпью, местами просматривается заросшая тропа.
    10.20, в начале озера встаём на привал.
   10.30, продолжаем движение вдоль речки, которая берёт начало с озера Хиндиктиг-Холь. Густые заросли карликовой берёзки, чередуются с болотом, подъём пологий.
   11.30, вышли к озеру Хиндиктиг-Холь, красивейшая панорама, вдали полностью виден массив Монгун-Тайга с её главной вершиной. Озеро очень большое, имеет много бухт и до стоянки, ещё идти и идти. Фото № 4.  После короткого привала, продолжаем движение в обход озера слева по ходу. Преодолев 1.5 километровый скат, по густому ернику, спустились в глубокую бухту, и на узкой косе из мелкого камня в 12.10, встаём на обед. Стоит настоящий зной температура +35 градусов. Вода в озере чистейшая, плавает много крупных чаек (буревестник). Пока дежурные готовили обед, успели позагорать и рассмотреть в бинокль дальнейший путь. Ещё придётся пройти 3-4 километра прибрежной полосой, обходя верхами скальные выступы, а там сверху подходит дорога.    13.50, уходим с обеда, по карликовой берёзке проходим ещё одну бухту и начинаем подниматься на крутой скат озера, обходя по нему скальные выступы.
   16.10, вышли на дорогу.
   18. 00, найдя удобное место для палаток, останавливаемся на ночлег. Дров здесь не так много, но насобирать в зарослях берёзки можно. Озеро впечатляет своей красотой и окружающими его горами. Недалеко от нас видна стоянка рыбаков. Вечером жара спала, подул ветер и уже приходится надеть куртки. В 21 час на моторной лодке, уже по традиции к нам пожаловали гости, на этот раз рыбаки. На русском языке разговаривают плохо, понятно одно, что сетями круглый год ловят хариуса. Рыбу сбывают в п. Кош-Агач, п. Мугур-Аксы.

22.30, легли спать. Ночью наступил настоящий аврал, вначале Валера, а затем Паша, Александр П., Александр Г, полночи промучились с желудками (тошнота, рвота, понос). Чем отравились не понятно, короче ЧП местного масштаба.

03 августа. Днёвка. Санитарный день.

Утро радости нам не приносит, по-прежнему всем четверым плохо, слабость, тошнота, поднялась температура. О выходе на маршрут даже и речи быть не может, остаёмся на вынужденную днёвку. После обеда полегчало, троим, даже попросили поесть. К вечеру стало лучше Валере, только сохраняется температура до 37,8 градусов. Здоровое население лагеря совершило ряд восхождений на соседние вершины, после чего отважилось искупаться в очень холодной воде озера. Сходили в гости к рыбакам. День так и прошёл незаметно и быстро. Погода к ночи изменилась, пасмурно и где-то уже рядом гроза.

Выход под перевал Талисман

Фото4 Фото4
Фото9 Фото9

04. августа. Озеро Хиндиктиг-Холь – пер. Берёзовый (н/к, 2600 м) – лев. исток р. Каргы.

Утро пасмурное, идёт дождь. Михалыч, как всегда встал очень рано, развёл костёр. В 7 часов к нам в лагерь опять приплыли на лодке гости на этот раз егерь с проверкой документов. На ломанном русском языке представился хозяином тайги, но при себе документов нет. Проверил пропуск, долго его крутил, вертел, затем сказал, что всё в порядке. Оба пьяные, ещё после непродолжительного разговора, с песнями отплыли от берега.
    7.25, встали ребята, Валера тоже ожил, температуры нет. Позавтракали быстро и несмотря на моросящий дождь собираемся в дорогу.
    8 часов, выходим на маршрут. Широкой заболоченной и заросшей карликовой берёзкой лощине поднялись на перевал Берёзовый, ведущий в долину р. Каргы. На подъём ушло 1.10 минут. Туман опустился в долину, дождь усилился. До 9.35, отсиживаемся под накидками, но улучшений непредвидется. Фото № 5.  По дождю начинаем спуск вниз, вначале в долину прав. ист. р. Каргы. Фото № 6. Спуск с перевала проходит по широкой лощине, поросшей карликовой берёзкой, высотой до 1-1.20 см.
       11 часов, по моросящему дождю спустились в правый исток р. Каргы. Истоки находятся на широкой заболоченной террасе. После отдыха обходим по болоту и зарослям берёзового стланика, слева по ходу не большую возвышенность и, выйдя на широкую перемычку, между отрогами хребта спустились к речке. Долина  левого истока р. Каргы довольно широкая и каменистая, но одна проблема, нет воды. Пройдя руслом речки один километр, поднялись на правую по ходу террасу, пересекли её и вновь спустились в русло, уже возле хребта Цаган-Шибэту. Здесь вода есть, но через 100 метров ниже по течению, она вновь исчезает, скорее всего, уходит под камни. Пришедший с Шапшальского хребта дождевой фронт, вновь загнал нас под тент и накидки. Через 30 минут, дождевой фронт ветром отодвинуло в район озера Джулуколь.
      13 часов, начинаем подъём под перевал Талисман. К перевалу есть два варианта выхода. Первый – движение руслом речки. Второй вариант – подъём на отрог хребта, а затем спуск в долину речки. За 30 минут по травянистому 35 градусному скату поднялись на отрог, после привала по травянистому с зарослями берёзки 45 градусному скату спустились в долину левого истока р. Каргы, и каково было наше удивление, воды опять нет. Долина истока довольно широкая, с права по ходу крутые скально-осыпные скаты хребта Цаган-Шибэту, слева отрог этого хребта, скаты травянисто-осыпные до 45 градусов. Продолжаем подъём руслом истока, через один километр поднимаемся на правую по ходу террасу и идём по ней. Местами просматривается старая заросшая тропа.
       15.30, перед крутым травянистым до 35 градусов взлётом, почти на ровной площадке останавливаемся на ночлег. Фото № 7.  Выбор этого места не случайный, здесь есть дрова, а выше по руслу в 30 метрах, бежит вода. Дрова видно ещё давно завезли пастухи. Пока ставим палатки и готовим запоздалый обед, Михалыч уходит на разведку в цирк. Погода сегодня меняется через каждые полчаса, на подходе опять густой туман и дождь. По итогам разведки пока несовсем всё понятно. Подход в цирк состоит их двух взлётов на травянисто-осыпные террасы, после чего подход по осыпи к основному взлёту на перевал. Туман недал полностью осмотреть цирк, но часть его видна и с нашей стоянки. На стыке Шапшальского хребта с хребтом Цаган-Шибэту находится вершина 3230 метров, слева по ходу от неё широкая седловина, справа по ходу ещё одна широкая седловина. На стыке с правым по ходу бортом цирка есть скальный гребень, но с нашей стоянки он не просматривается. Остановиться на ночёвку можно и выше, есть удобные ровные места, но нет дров и далеко вода.
      17 часов, пошёл сильный дождь, продолжавшийся до 19 часов, затем опустился густой туман. После ужина в 21 час ложимся спать.

В долину р. Ак-Оюк

05 августа.  Перевал Талисман 2А* – р. Кара-Оюк – р. Ак-Оюк.

Встали в 6 часов, стоит густой туман. На завтрак сегодня рисовая каша с изюмом и компот. Все здоровы, настроение боевое.
      7.30, начинаем подъём в цирк. Подъём состоит из двух взлётов на каменистые террасы. Первый взлёт проходим по травянистому 35 градусному скату, второй взлёт более протяжённый проходит по средней (живой) до 15-20 градусов осыпи.
     9 часов, поднялись в центр цирка, видимость плохая, туман. После короткого привала по мелкой (живой) осыпи уходим вправо по ходу под основной взлёт на перевал, азимут север.
Через 15 минут мы под взлётом, видимости практически ни какой. Подъём проходим почти вслепую, скат состоит из средне-мелкой (живой) каменистой до 45 градусов осыпи и участков разрушенного скальника. На всём протяжении подъёма требуется постоянная самостраховка и движение плотной группой. Подъём очень тяжёлый, камень плывёт и сыпется из под ног.
 10.15, вышли на седловину, между скальными выходами, по-прежнему видимость практически ноль, но начинающийся ветер даёт надежду на улучшение погоды. На этой седловине тура нет. Разделившись на две группы, занялись его поисками. Одна группа во главе с Михалычем по хребту уходит в западном направлении, вторая во главе со мной обследует восточное направление хребта.
    10.30, всё становится ясно и понятно. Первая группа на вершине 3230 метров, в туре сняла записку группы г. Москва от  17.08.04 года, поход пятой категории сложности, руководитель Бычков К.С. С вершины спустилась и на левую седловину, тура не обнаружено. Нам повезло меньше, тура и записок не обнаружено. За время поисков, туман поднялся вверх, появилась видимость и даже можно разглядеть предстоящий спуск вниз.
    10.45, сложили тур, заложили контрольную записку, сфотографировались и начинаем спуск в долину р. Кара-Оюк. Фото № 8.  Спуск состоит из двух этапов. Первый этап – скально-осыпной кулуар, крутизной до 45 градусов и протяжённостью 500 метров, затем осыпной скат до 20 градусов ведущий на террасу , где находится не большое озеро, протяжённость до одного километра.
     Второй этап – травянисто-осыпной, поросший карликовой берёзкой скат, крутизной до 45 градусов, протяжённостью до 300 метров.
  Первый этап спуска приходится проходить плотной группой, осыпь (живая), местами настоящий плывун. Движение осуществляем вдоль скал, выбирая наиболее безопасные направления. Часто приходится пересекать кулуар. Возможна перильная страховка, но в данный момент нет необходимости, все спускаются уверенно.
  12 часов, спуск по опасному участку закончили фото № 9. На краю морены, делаем короткий привал.
  12.30, спустились на террасу к озеру, она находится в глубоком цирке с двух сторон зажатая высокими отрогами хребта Цаган-Шибэту. Спуск с террасы в долину р. Кара-Оюк, проходим с особой осторожностью, много глубоких промоин заросших берёзкой, осыпные участки, чередуются с выходами скал.
 13.05, спуск закончили. Долина р. Кара-Оюк довольно широкая, заболоченная, местами поросшая карликовой берёзкой, в русле реки средний и крупный камень. Вначале идём вниз правым по ходу скатом долины, сплошное вязкое болото, местами глубиной до 40 см. Уходим в русло реки и спускаемся им. Через километр, река уходит в глубокое ущелье, идущее почти до слияния с левым притоком р. Каскан. Вначале ущелья, наткнулись на старую тропу уходящую на правую по ходу террасу и по ней спускаемся вниз. Террасы, как справа, так и слева от ущелья широкие, поросшие лесом, в основном лиственница, встречается кедр, много кустарников. Фото № 10.
14.00, вброд перешли на слиянии двух речек на левый по ходу скат долины, уровень воды низкий. На берегу реки в лиственничном лесу встаём на обед.
      15.30, выходим на маршрут. По лесу поднялись на не высокий отрог, затем спустились в  долину р. Ак-Оюк. Фото № 11. Вброд перешли реку на левый орографический скат. Река в этом месте разбивается на две протоки шириной до 8 метров, уровень воды низкий, глубина брода до 60 см, скорость течения 1-1.5 м/сек. Долина реки широкая, справа по ходу пологий скат с широкой террасой, слева почти вплотную подходит отрог Шапшальского хребта. Террасой продолжаем движение вверх по долине, к истоку р. Ак-Оюк. Лес здесь отсутствует, лишь редкие заросли карликовой берёзки. Верховья долины заболочены.
 18.30, подошли к первому озеру, вернее сказать высохшему озеру. От него начинается подъём по террасам к перевалу Ступенчатый 2А. После отдыха по травянисто-осыпному скату крутизной до 30-35 градусов поднялись на первую ступень. Здесь находится не большое озеро, выше него в 19.30 встаём на ночлег. Поставив палатки, все дружно уходим собирать хворост в редких зарослях берёзки и можжевельника. Удалось собрать только на две варки, посидеть у костра не придётся. Погода сегодня простояла, про морщилась, что будет завтра, впереди перевал Ступенчатый. Ребята молодцы, все идут хорошо, больных нет.
Перевал Ступенчатый

06 августа. Перевал Ступенчатый 2А – левый исток р. Чон-Хем.

Сегодня дежурные мы с Михалычем. Встали рано в 6 часов, в 7 часов подняли ребят, позавтракали. Погода и сегодня оставляет желать лучшего, пасмурно, туман.
  8.15, правым по ходу скатом, начинаем подъём к перевалу. Вначале по травянисто-осыпному до 30 градусов взлёту в 8.45, поднялись на вторую ступень. Здесь также есть озеро. Фото № 12.
    9. 00, после отдыха начинаем подъём на третью ступень. Долина сужается, и её полностью перегораживают мореные валы. Поднимаемся, справа по ходу, осыпь разных размеров (живая) крутизна до 35 градусов.
    9.20,  поднялись на ступень. Фото № 13. Впереди ещё один взлёт, выводящий на последнюю четвертую ступень, с которой начинается завершающий этап, подъём на седловину.
   9.30, траверсом по крупно-средней (живой) осыпи, обходим озеро, зажатое со всех сторон моренами. Очень опасный участок, протяжённостью до 300 метров, сильная подвижка камней, идём плотной группой. Фото № 14. После траверса по средне-мелкой (живой) до 35 градусов осыпи и выходам скал поднялись в широкий цирк. Фото № 15. Далее по средне-мелкой (живой) до 20 градусов осыпи в 10.30 подошли под основной взлёт на перевал Ступенчатый. Делаем привал. Седловина перевала широкая, подъём на неё представляет собой рыжую мелкую (живую) 35 градусную осыпь, протяжённостью до 300 метров. Фото № 16.
    10.40, начинаем подъём на перевал. Идти довольно трудно, камень плывёт и сыпется из под ног. Приходится постоянно страховаться альпенштоком.
    11 05, поднялись на перевал Ступенчатый. Фото № 17,18. Тур находится справа по ходу, на скальном выходе. В туре сняли контрольную записку туристов лыжников из Иркутской области, от 27.02.04 года поход 6 категории сложности, руководитель Семилет А.А. На перевале погода ухудшилась, опять туман.
    11.30, начинаем спуск с перевала, он представляет собой средне-мелкую (живую) до 45 градусов осыпь. На спуске требуется особая осторожность, идём плотной группой, страхуясь альпенштоками. Фото № 19,20.
    12.30, спустились на широкую террасу цирка. Начинается дождь. Терраса через 200-250 метров обрывается крутыми, а местами отвесными скально-осыпными скатами. Дальнейший путь вниз с террасы имеет два варианта. Первый – движение вниз справа по ходу, руслом ручья с возможной навеской перил на скальных участках. Слева по ходу очень крутой до 60 градусов скально-осыпной скат, с большой вероятностью камнепада. Второй вариант – в центре по скально-осыпному кулуару.
     12.40, по узкому скально-осыпному кулуару крутизной до 45 градусов, начинаем спуск вниз плотной группой. Впереди Михалыч, я замыкаю группу. Спускаемся вдоль скальных стенок, избегая центра кулуара, где возможна большая подвижка камней, а моросящий дождь делает наш спуск очень опасным. Камни мокрые и скользкие. Фото № 21,22.
Не смотря на все предосторожности, пару раз вниз по кулуару улетели крупные камни. Через 200-250 метров, кулуар расширяется, но обрывается 5-8 метровыми скальными стенками, обходим их справа по ходу, скальником в другой кулуар. В нём также уже перед выходом на морену есть 2-3 метровые скальные стенки, спускаемся со страховкой, бросив 10 метровый фал. Приходится неспеша, поторапливаться, дождь усиливается.
     13.40, спустились на морену. Она представляет собой крупную (живую) каменистую до 35 градусов осыпь. С особой осторожностью, по осыпи, в 14 часов спустились в правый исток р. Чон-Хем. Фото № 23. Ещё 30 минут хода, вниз, вдоль русла речки и мы встаём на обед. Но приходится залечь под тент, пережидая сильный дождь.
    15.40, дождь перестал, и мы приступаем к приготовлению обеда. Разжечь костёр довольно сложно ерник мокрый. При помощи резинового клея костёр всё же загорел. Пообедав, в 16.45 продолжаем маршрут. По карликовой берёзке и мшанику спустились в долину левого истока р. Чон-Хем. Вброд перешли речку на правый по ходу скат и продолжаем идти вверх по долине к перевалу Калипсо. Характер препятствий однообразный, ерник, мшаник, болото.
 18.15, преодолев затяжной подъём, вышли на широкую террасу к верхнему озеру. Моросит дождь, опустился туман, перевал закрыт. Среди камней натянули тент от дождя, под ним на примусе готовим ужин. Фото № 24.
    20.00, дождь прекратился, быстро ставим палатки, собираем (сухие) ветки можжевельника и берёзки. Ребята собираются варить грибы, на подъёме набрали их ведра два, похожие на подберёзовики.

22.00, ложимся спать, под вновь начинающуюся мелодию дождя.

07 августа. Днёвка.

Всю ночь шёл дождь. Утро холодное, дождь, туман. Позавтракав, опять залегли в палатки. Перевал закрыт туманом и низкой облачностью. Обед, всё без изменений. После обеда долго сидим под навесом, пьём чай, ждём улучшений погоды. Эксперимент с грибами прошёл успешно, все в полном здравии, да и в этом ни кто не сомневался.  Сегодня, видимо, несуждено уйти в долину Диких озёр. Дождь так и не прекратился до утра, ночью грохотали камнепады, где-то рядом.

В долине Диких озёр

08 августа. Перевал Калипсо 1А* – Дикие озёра – перевал Верхний 1Б – р. Чинге-Хем.

Подъём как по расписанию в 6 часов. Михалыч раскочегарил примус, сварили лапшу с тушенкой и чёрный кофе. Дождь прекратился, но по-прежнему стоит густой туман.

8.15, выходим на маршрут. Подъём к перевалу Калипсо начинаем справа по ходу от озера, по мореному валу. Крутизна ската на подъёме до 35 градусов, осыпь (живая) разных размеров. Поднявшись на морену, уходим в центр, опасаясь камнепада с крутого скально-осыпного ската хребта. Впереди перед выходом на ледник всю долину перегораживают бараньи лбы. Камень сырой, при движении требуется особая осторожность. Пройдя их в 9.15, подошли к леднику. Ледник (открытый), пологий до 20 градусов, на нём много обломочного материала, крупных камней. Движение правым по ходу бортом ледника очень опасно, возможен камнепад с  крутого скально-осыпного ската хребта. Слева также есть свежий широкий шлейф схода камней. Наиболее безопасный путь к перевалу по центру ледника. Пока отдыхали и просматривали линию движения, заморосил дождь. Траверсом пересекаем ледник, очень скользко, Паша и Саша П., идут в кошках, мы в резиновых сапогах. Фото № 25. Вышли прямо к подъёму на перевал. Из долины перевал читается легко, вторая седловина в скально-осыпном гребне хребта с права по ходу.
      10 часов, преодолев  до 250 метров взлёта по средней (живой) каменистой 35 градусной осыпи, вышли на узкую седловину перевала Калипсо. Фото № 26. В туре, который находится слева по ходу, сняли контрольную записку группы туристов г. Казани, от 27.02.04 года. Лыжный поход пятой категории сложности, руководитель Кулешов О.А. Заложив в тур свою записку в 10.10, начинаем спуск вниз в долину Диких озёр. Спуск не простой, средне-мелкая (живая) каменистая 35-45 градусная осыпь. Фото № 27. Камень сырой, всё кругом плывёт и сыпется.
         11.10, очень осторожно, плотной группой спустились на мореные валы, которые полностью перегораживают цирк и идут грядами до первого озера. После короткого привала, продолжаем спуск по моренам. Крупно-средне-мелкая (живая) осыпь, протяжённостью до одного километра.
        12.00, на конец то выбрались из лабиринта морен и спустились к озеру, которое находится на узкой террасе в начале цирка. Озеро с трёх сторон зажато высокими мореными грядами и выходами скал. После отдыха обходим озеро слева по ходу, боковой мореной, карабкаясьпо нагромождениям крупных (живых) камней. Обойдя озеро, спускаемся по крутому скату в долину Диких озёр. Фото № 28.  Характер препятствий на спуске самый разнообразный, осыпь, выходы скал, ерник, мшаник, болото. Долина с озёрами находится в большом трёх камерном цирке, заболочена. Вода в озёрах имеет бирюзовый цвет, очень красивое место. Но плохие погодные условия, не позволили нам, встать здесь на днёвку и совершить радиальный выход на верхние озёра. Даже сейчас низкая облачность не даёт в полной мере увидеть панораму Шапшальского хребта, а приближающийся из долины р. Чон-Хем дождь, торопит нас быстрее уходить вниз.
      13.00, спустились к нижнему озеру, на всём протяжении спуска заросли карликовой берёзки, мшаник, болото. Заморосил дождь, продолжаем идти вниз. Из озера вытекает ручей Дыттыг-Оюк уходящий  в широкую долину р. Чон-Хем, красивым многоступенчатым водопадом. Спускаемся вниз правым скатом ручья. Скат, сильно поросший карликовой берёзкой, много старого горельника.
     14.00, мы внизу. Река Чон-Хем в широкой долине дробится на несколько проток, сейчас они в основном маловодны, лишь ближе к правому орографическому скату приходится вброд перейти две протоки, используя альпенштоки. Ширина проток до семи метров, глубина до 80 см, скорость течения до 2 м/сек. Перейдя реку, встаём на обед, дров здесь много, поэтому сварили быстро. 14.40, пошел сильный дождь, он здесь заходит сразу с трёх сторон. Прячемся под тент, пережидая дождь.      16.25, по моросящему дождю выходим на маршрут, впереди очередной перевал.
Перевал Верхний (Предвершинный) 1Б из долины р. Чон-Хем читается легко, первый широкий осыпной кулуар от заметной вершины справа. Крутизна ската на подъёме до 45 градусов. Подъём начинаем прямо от реки, вначале поднимаемся по траве, затем по скальному ребру слева по ходу от кулуара. Для данной погоды, это наиболее оптимальный вариант. По центру кулуара мелкая (живая) осыпь в сырую погоду возможны большие подвижки каменных масс. Первую часть подъёма проходим по травянисто-скально-осыпному скату, затем начинаются скалы и средняя (живая) каменистая осыпь. Очень опасный участок, протяжённостью до 300 метров, крутизна ската до 45 градусов. Страхуясь от падения и подвижки камней, продвигаемся плотной группой. Затем скат выполаживается до 25-35 градусов, осыпь средне-мелкая (живая), проходится легко.
    20.00, поднялись на перевал Верхний. Тур находится справа по ходу, в нём сняли контрольную записку группы туристов г. Москва, пеший поход пятой категории сложности, от 12.08.04 года, руководитель Бычков К.С. С перевала сейчас хорошо видна долина Диких озёр. Фото № 29.Оставляем в туре контрольную записку и в 20.10, начинаем спуск вниз по мелкой (живой) каменистой  до 45 градусов осыпи. На спуске требуется постоянная самостраховка, большая подвижка камней. Фото № 30. До мореных валов спустились за 20 минут, моросящий дождь и приближение ночи торопят нас, кому охота спать на морене.  По мореным валам, которые грядами уходят в долину, за 30 минут спустились в тундростепную зону долины р. Чинге-Хем. Река бежит в узком ущелье. Правой по ходу, заболоченной террасой продолжаем идти вниз в поисках сухого места.
    21.10, на первом с права притоке р. Чинге-Хем, встаём на ночлег. Палатки приходится ставить уже по дождю. Варить ужин не стали, уже нет, ни сил, не времени. Поужинали сухим пайком, грецкий орех, шоколад, конфеты и вода, которой здесь в избытке.

Перевал Ноган-Холь

09 августа. Перевал Ноган-Холь 2А – р. Онгу-Оюк –  р. Шуй.

Утро как всегда пасмурное, но дождя нет. В долине р. Чинге-Хем лес отсутствует, нет и карликовой берёзки, завтрак готовим на примусе. После вчерашнего рабочего дня, где перепад высоты составил более двух километров, дали ребятам поспать не много подольше, сами сушим промокшие вещи и обувь. С нашей стоянки хорошо просматривается верховья долины и перевал Верхний. Фото № 31
      Сегодня нам предстоит пройти перевал Ноган-Холь (2А, 3460 м), он находится в южной части хребта Мозур-Тайга, между вершиной Ак-Оюк и вершиной Бельдир и соединяет верховья р. Онгу-Оюк (бассейн р. Шуй) и долину р. Чинге-Хем.        10.00, выходим на маршрут, поднимаемся руслом правого притока, через один километров делится на два притока. Левый, по ходу ручей уходит в цирк, под в. Ак-Оюк. Правый по ходу под наш перевал. С этой точки перевал смотрится явным понижением в хребте Мозур-Тайга, севернее в. Бельдир. По осыпному кулуару начинаем подъём на седловину, крутизна ската постепенно увеличивается до 35-40 градусов, осыпь средне-мелкая, (живая), особенно на последнем участке подъёма протяжённостью 300 метров, мелкий плывун из щебня. Фото № 32,33. Требуется постоянная самостраховка альпенштоками.
    13.00, вышли на перевал Ноган-Холь. Фото № 34. В туре, который находится слева по ходу, сняли контрольную записку туристов г. Уфа, от 03.08.04 года, пеший поход пятой категории сложности, руководитель Нуриджанов В.А.
    13.10, начинаем спуск в долину р. Онгу-Оюк. Восточный склон представляет собой скально-осыпной скат, с крутой 45 градусной средне-мелкой (живой) каменистой осыпью и разрушенными скалами. В самом верху со страховкой проходим 3 метровый скальник с остатком ледника. Фото № 35. Дальше движение осуществляем плотной группой, страхуясь альпенштоками. Фото № 36. За тридцать минут спустились на ледник Бельды. Фото № 37. Ледник (открытый), пологий, в нижней части крутизна до 25 градусов. На леднике есть не глубокие, узкие трещины.
   14.05, по леднику, спустились на морену, встаём на привал. Фото № 38, 39.. Погода заметно улучшилась, появилось долгожданное солнце.
    14.15, по морене продолжаем спуск вниз в долину к озеру Ноган-Холь. За тридцать минут спустились на широкую ступень, она заболочена и с её берёт начало речка, впадающая в озеро. Русло речки спустились на вторую ступень, спуск простой. Со второй ступени к озеру ведёт крутой скально-осыпной сброс. Речка уходит вниз красивым до 100 метров водопадом. Уходим вправо по ходу от водопада, и спускаемся по скально-осыпному до 45 градусов скату, протяжённостью до 150 метров. Прошли по полкам, выбирая наиболее безопасный путь. На озере встали на привал. Снизу рассмотрели, что есть более безопасные варианты спуска, они находятся как слева, так и справа от водопада, ближе к отрогам хребта.
     Дальнейший путь вниз проходит по тропе, левым по ходу скатом долины р. Онгулук-Оюк. Фото № 40.
     16.30, на границе леса, возле реки встаём на отдых, варим запоздалый обед. На прохождение перевала потребовалось много времени и сил. Небо разъяснилось, дует лёгкий ветерок.
     18.00, продолжаем спуск вниз в широкую залесённую долину р. Шуй. Фото № 41. Впереди выделяется мощный хребет Сайлыг-Хем, разделяющий долины рек Шуй, Узун-Хем, от долины р. Сайлыг-Хем.
    19.00, спустились на широкую террасу р. Шуй, после отдыха по крутому травянистому скату спустились к реке. После дождей река довольно мощная, в поисках переправы нашли место, где река разбивается на две протоки. Ширина проток до 10 метров, глубина 0,8 метра, скорость течения 2 м/сек. При помощи шестов, переправились на правый берег. Фото № 42. После брода прошли ещё два километра вниз, заросшей кустарниками пойме реки и, поднявшись на скат, в  лесу встаём на ночлег. Время 20.10, наконец-то развели настоящий костёр, приготовили ужин. После 21.00, пошёл мелкий дождь, который продолжался всю ночь.

Днёвка

10 августа.  Днёвка.

Утро хмурое и дождливое, облака и туман плотно закрыли соседние вершины. Сидим как в капкане. Сейчас заметно похолодало, возможно, на верху идёт снег. В дождь сходили вдвоём с Сашей П. на рыбалку, поймали больше десятка крупных хариусов. В обед сварили классную уху.
     15.00, дождь прекратился, небо начинает проясниваться. Решаем в 16 часов уйти в долину р. Узун-Хем, под вершину Чурек, но уже в 15.30, снизу по долине р. Шуй пришёл сильный заряд дождя. Прячемся в палатки, играем в карты. Вечером в 19 часов сходили к р. Узун-Хем, она совсем рядом за невысоким лесистым отрогом, примерно в одном километре, от нашей  стоянки. Река очень бурная, в русле крупный камень, ширина до 15 метров. По карте тропа идёт правым орографическим скатом, решаем с вечера, навести переправу, чтобы утром не терять время. Вброд перейти можно, но глубина до 1 метра, при скорости течения 2 м/сек. Нашли место, где река разбивается на две протоки, свалили два бревна и переправа готова.Ещё провели разведку левого орографического ската реки. Густой лес с подлеском, тропы нет.
       21 час, ложимся спать.
Кусочек зимы

11 августа.  Перевал Малыш (1Б, 3250 м) п/п – г. Чурек (1Б, 3568 м) восхождение, радильно – р. Сайлыг-Хем.

Утро пасмурное, холодно. Позавтракали быстро, затем короткие сборы и в 7.30, выходим на маршрут. Перевалив невысокий лесистый отрог, спустились к переправе через р. Узун-Хем. Воды в реке заметно прибавилось. Без особых проблем с шестами по брёвнам перешли две протоки. Фото № 43,44. Затем по траве поднялись на левую по ходу террасу. До   9.20, шли по тропе широкой долиной реки, под перевал.

9.30, начали подъём на перевал, седловина между вершиной Чурек и в. 3300 метров, третий приток от устья р. Узун-Хем с правого орографического ската. Подъём представляет собой травянисто-осыпной кулуар, с средне-мелкой (живой) каменистой до 35-45 градусов осыпью. Очень тяжёлый затяжной подъём, особенно трудно перед выходом на седловину, мелкая плывучая осыпь. Фото № 45,46. На середине пути пошёл дождь со снегом.
   13.20, поднялись на перевал, тура не обнаружено. Делаем привал на обед. Приходится обходиться сухим пайком (шоколад, грецкий орех, сухари, вода). Фото № 47
     13.40, разыгрался настоящий буран, порывы ветра до 15 м/сек. Впереди восхождение на вершину Чурек. После не большого педсовета, решаем идти наверх частью группы 3-4 человека, второй группе уйти вниз под перевал, там не так дует, и ждать возвращения штурмовой группы.
  13.50, группа ушла на восхождение при очень плохих метеоусловиях.
    14.50, поднялась на вершину к тренгуляционной отметке, в разрушенном туре нашли очень старую записку, от 20.07.88 года, группа туристов г. Свердловска. Записка выбита на фольге от шоколадной плитки. Фото № 48. Подъём на вершину проходит по скально - осыпному скату, средняя (живая) каменистая 35 градусная осыпь, разрушенные скалы, снег до 20 см. Спуск прошли по линии подъёма.
   15.30, спустились с перевала, буран продолжается, видимость плохая. Надев рюкзаки, сразу уходим вниз к ребятам. Спуск проходит по средне-мелкой (живой) каменистой до 35 градусов осыпи. Фото № 49.
        16.00, встретились со второй группой, ребята уже замёрзли, отсиживаясь под тентом. Продолжаем спуск вниз по широкому цирку, через 500-600 метров, его перегораживает мореный вал и выходы скал. Ручей, вдоль которого мы сейчас идём, уходит в каньон, слева по ходу от морены. Возможно, в обход морены есть проход справа походу, рядом с бортом цирка, но на разведку нет времени. Снег внизу сменился на дождь.Осторожно спускаемся по узкому каньону, место очень опасное, возможен камнепад с левого по ходу ската.
 16.30, пройдя каньон, вброд перешли речку, приходящую справа из этого же цирка и поднялись на правую по ходу террасу. Сливаясь, истоки образуют достаточно крупную речку. Здесь она зажата слева крутым травянисто-осыпным скатом, справа террасой. Терраса имеет травянисто-осыпной характер, встречаются редкие заросли берёзового стланика. Через километр, речка вновь уходит в глубокий каньон, дальнейший путь по правой террасе проблематичен, начинается сплошная осыпь из крупного камня. Спускаемся перед каньоном к речке и, перейдя ее, вброд поднимаемся на левый травянисто-осыпной до 25-35 градусов скат.
    17.00, спустились в долину р. Сайлыг-Хем. Фото № 50. С большим трудом насобирали хвороста в редких зарослях карликовой берёзки и сварили обед, скорее ужин.
    18.40, уходим вверх по широкой долине. Поднимаемся правой по ходу заболоченной террасой, река бежит в узком каньоне. Через два километра справа приходит приток, перешли его вброд и спустились в русло реки. Как ни странно каньона здесь нет, и 1-2 километра идем рекой, после чего река вновь входит в глубокий скальный каньон. Переходим на левый по ходу скат.
        20.00, перед первой мореной, перегораживающей долину на ровной террасе, встаём на ночлег. Палатки приходится ставить под дождём. День сегодня был очень тяжёлый, Кусочек зимы проверил нас на прочность по полной программе, но все живы и здоровы. Дров здесь нет, бензин экономим на массив Монгун-Тайга, так, что на второй ужин 50 граммов спирта, шоколад, сыр, сухари. Видимости, сейчас ни какой, сплошной туман, моросит дождь.

В поисках перевала Аврора

Тыва Тыва
  12 августа. Перевал Аврора 2А* – перевал Магистральный Южный 1Б – перевал Щербатый 1Б – р. Чал-Ыяш.

Ночью шёл дождь, под утро похолодало, пошёл снег. Встали с Михалычем в 6 часов, на примусе готовим завтрак. Сегодня предстоит ещё тяжёлый день, хорошей погоды сегодня не предвидится. Информация о перевале Аврора очень скудная. После вчерашнего водно-снежного марафона, обувь мокрая и главное с утра разогреть ноги.
   8.00, выходим на маршрут. Холодно, лежит снег, густой туман. Продолжаем идти вверх, долиной реки. Она постепенно сужается, имеет несколько уступов, а перед озером входит в каньон. Фото № 51. Проход возможен как по левому , так и по правому борту каньона.
    10.40, поднялись на озеро и оказались как бы в мешке, цирк с нашим перевалом находится где-то справа по ходу. Фото № 52. Из-за тумана ничего не видать. После отдыха продолжаем движение сухим руслом ручья. Слева по ходу высокий хребет с мощными под ним моренами, из среднекрупного камня. Правый по ходу скат скально-травянисто-осыпной, пологий. Через 500-600 метров уходим на  левый по ходу скат и поднимаемся на морену, после чего траверсом поднимаемся по крупной (живой) каменистой до 30 градусов осыпи в цирк. Внизу под нами есть ещё одно озеро, не отмеченное на карте. В разрывах облаков и тумана на конец-то увидели главный хребет. Остроконечные вершины с множеством седловин, на которые ведут узкие кулуары с осыпью, скалами и ледниковыми языками. Ну и где тут наш перевал? Фото № 53.
   11.10, на морене в центре цирка встаём на отдых. Слева по ходу есть проход ещё в один цирк. Хорошей видимости постоянно нет, поэтому решаем подняться на мореный вал, перед очередным цирком, а там уже наметить путь выхода на перевал.
   11.25, начинаем подъём по морене, осыпь средне-мелкая (живая), крутизной 25 градусов. Камень мокрый, скользко, требуется постоянная самостраховка. Через 15 минут хода, вышли в начало цирка, впереди смутно просматривается высокая вершина.   11.25, начинаем подъём по морене, осыпь средне-мелкая (живая), крутизной 25 градусов.ь выхода на перевал. скалами и ледников Справа по ходу от неё широкий ледник, перед ним ещё ряд седловин. Выбираем в разрывах тумана седловину, крайнюю справа по ходу и начинаем подъём на перевал по закрытому леднику крутизной до 40 градусов. Фото № 54. Выпавший накануне снег, значительно облегчил нам подъём. Подмёрзший наст легко пробивается и утрамбовывается в ступени. Пройдя 100 метров ледником, перешли в скально-ледово-осыпной кулуар. Видимости практически никакой, поднимаемся в связках кромкой ледника, пробивая ступени в снегу. Перед выходом на седловину, провесили 50 метров перил, здесь наст держит плохо, а камень сырой и скользкий.
     13.15, на самостраховке поднялись на узкую седловину, тура нет. Михалыч с Сашей П, сходили по хребту в северном направлении, туров не обнаружено. Сложили тур, оставляем в нем контрольную записку и группой делаем траверс хребта в восточном направлении. Фото № 55. Участки скал, чередуются с средне – крупной (живой) до 35 градусов осыпью.
   13.35, траверс закончили, и здесь туров нет. На узкой седловине встаём на короткий привал, варить обед, нет времени, поэтому подкрепляемся сухим пайком. Прямо перед нами в разрывах облаков просматривается мощный хребет Цаган-Шибэту, ещё раз по карте просматриваем дальнейший путь. Туман и облака, то поднимаются вверх, то полностью закрывают всю видимость. Ребята и на этой седловине сложили тур и оставляют записку. Фото № 56.
    13.50, начинаем спуск в долину р. Узун-Хем. Шедший последним Саша П., случайно среди камней нашёл ржавую банку с очень старой запиской. Она вся мокрая и разглядеть её сейчас не возможно. Спуск вниз оказывается очень сложным, хотя навешивать перила ни к чему. Кулуар со среднекрупной (живой) до 40 градусов осыпью, и разрушенными скалами. Всё плывёт и сыпется, уже пару раз съехали приличные массы камней. Плотной группой, с особой осторожностью пробираемся вниз, выбирая наиболее безопасные места вдоль скал по краям кулуара. Фото № 57.
  15.00, спустились вниз в левый исток р. Узун-Хем, погода улучшилась, туман рассеялся.
  15.10, уходим по травянисто-осыпной, с редкими зарослями ерника долине речки к перевалу Магистральный Южный. Перевал находится на стыке хребта Сайлыг-Хем с хребтом Цаган-Шибэту, справа по ходу от вершины 3432 метра.
    15.30, подошли к подъему, ведущему в цирк, под перевал. Привал. С этой точки стояния цирк не просматривается, его закрывает отрог хребта. Из долины р. Узун-Хем опять заходит
дождь.
    15.50, по средне-мелкой (живой) каменистой до 30 градусов осыпи и скальным выходам поднялись на ступень, дальнейший проход под перевал по узкому ущелью.
    16.30, по средней (живой) каменистой 25 градусной осыпи подошли в узкий цирк, под основной взлёт на перевал Магистральный Южный. Фото № 58. По центру возвышается пик в.3432 метра, седловина перевала справа по ходу, читается легко. Во время отдыха едим шоколад, грецкий орех.
 16.40, начинаем подъём по средне-мелкой (живой) каменистой 35 градусной осыпи. Фото № 59. Подъём очень тяжёлый, скользкий камень, сильная подвижка осыпи. Идём плотной группой, через 20 минут хода, моросящий дождь, сменил снег.
    17.55, вышли на седловину перевала, сильный ветер, снег, видимость не более100 метров. Фото № 60. В туре, который находится слева по ходу, сняли контрольную записку группы лыжников г. Санкт-Петербурга, от 23.02.01 года, поход 6 категории сложности руководитель Бекетов Константин. Записка сильно промокшая. Запас светового времени, и тяжёлые погодные условия заставляют нас отказаться от радиального восхождения на вершину 3432 метра.
    18.00, начинается буран. Нам нужно попасть в долину р. Чал-Ыяш, а это значит, придётся преодолеть ещё один хребет. От траверса приходится отказаться в целях безопасности, плохая видимость. Путь один, сначала спуститься в долину р. Толайты, а затем через перевал Щербатый проход в долину р. Чал-Ыяш.
     18.30, по мелкой (живой) каменистой 35 градусной осыпи, спустились в исток р. Толайты, в разрывах снежных облаков справа по ходу увидели широкую седловину предстоящего перевала и, наметив путь, сразу начинаем подъём. За тридцать минут по средне-мелкой (живой) каменистой до 35 градусов осыпи поднялись на перевал. В туре сняли сразу две контрольных записки. Первая – группа туристов Винницкого ОСТЭ, пеший поход пятой категории сложности, 1989 года. Записка плохо читается, фамилия руководителя не понятна. Вторая – группа туристов Чао-Хольской средней школы, пеший поход пятой категории сложности, от 30.04.99 года, руководитель Маады А.И.  Спуск с перевала в долину речки довольно сложный, скально-осыпной сброс, средне-мелкая (живая) каменистая 35-45 градусная осыпь, разрушенные скалы. Решаем прямо вниз не спускаться, очень опасно, а осторожно траверсом пройти весь скат и в конце цирка спуститься по травянисто-осыпному скату.
     19.10, начинаем траверсировать скат. Фото № 61. Двигаемся с безопасным интервалом друг от друга, страхуясь альпенштоками.
     19.40, успешно закончили траверс, опасно, очень опасный участок в сырую погоду, сильная подвижка камней. Спустились ниже озера в широкую долину, по ней продолжаем идти левым по ходу скатом р. Чал-Ыяш, идёт дождь. Верховья долины заболочены, в среднем течении на левом по ходу скате, начинается тропа.
      21.10, на границе леса встаём на ночлег, ещё по пути вниз насобирали дров, не надеясь дойти до леса. Под дождём поставили палатки, заварганили классный ужин, по 50 граммов спирта за успешное окончание первой половины маршрута, завтра переход к массиву Монгун-Тайга. Несмотря на плохие погодные условия, нам всё же удалось в полном объёме пройти запланированную первую часть маршрута по Шапшальскому хребту, хребту Цаган-Шибэту, хребту Сайлыг-Хем.

Спать легли в 23 часа. Ночью шёл снег.

В долине р. Каргы.

13 августа. р. Чал-Ыяш – р. Каргы.

Утро холодное до -5 градусов, низкая облачность, пролетает снег. Варим завтрак, сушим на костре промокшие вещи, обувь. Фото № 62. Ждём прояснений, дует холодный северный ветер, погода должна установиться. Фото № 63.
       10.00, ветром разорвало фронт облаков, появилось долгожданное солнце. Тыва – страна контрастов, через час спускаемся в залитую солнцем долину р. Каргы. Горы широко расступились, начались степи Зашапшалья. Хотя правильнее назвать эту степь тундрой, высота над уровнем моря 2000-2300 метров. Мы находимся на границе леса, отдельные островки которого прячутся в пониженных местах. Они представляют собой, очень красивый парковый лес.
Впереди массив Монгун-Тайга, ослепительно белые склоны, которого перекрывают линию горизонта на юго-востоке. Ещё одна особенность долины р. Каргы, речки, ручьи на подходе к долине теряются, уходят в каменистую почву.
   11.30, спустились в долину р. Каргы и сразу вышли на множество древних захоронений, которые тянутся вниз по долине на сотни метров. Фото № 64.
   12.40, подошли к р. Каргы, пошёл град, поднялся сильный ветер, снова всё небо затянуло плотной облачностью. Встаём на обед, в пойме реки дров очень много, в основном сухой наносник. По берегам растет редкий, листвяг. Пока разжигали костёр, наш главный рыбак Саша К., поймал в речке большого хариуса, 50 см, затем ещё четырёх. Погода совсем испортилась, ветер до 20 м/сек, снег. Ставим палатки, остаёмся ночевать у реки. Хороший отдых не помешает нам перед восхождением на вершину Монгун-Тайги. Да и при таких погодных условиях восхождение не возможно, а пережидать не погоду лучше у хорошего костра. После обеда с Сашей поймали ещё десяток крупных хариусов. Снасть простая удилище с катушкой и две маленькие мормышки. Вечером приготовили уху, жаль, что не хватает в ней картошечки. Выше нас по реке, да и вообще в долине стоит много юрт пастухов. На склонах широкой долины пасётся большое количество овец, коз и яков. Сегодня удалось прочитать записку, которую нашли на спуске с перевала Аврора. Группа туристов г. Кызыла и Красноярска, пеший поход 5 категории сложности, от 1978 года, чисел нет, руководитель Троянов А.Н.
Короткий рывок

14 августа.    р. Каргы – перевал Суглу-Хову н/к – р. Мугур.

Ночью шёл снег. Утром заморозок -5 градусов. В 8 часов опять подул сильный, порывами до 20 м/сек, ветер. Гора Монгун-Тайга закрыта плотной облачностью. До обеда остаёмся на месте, сходили к пастухам в гости, по их словам хорошей погоды не будет, но мы надеемся на лучшее.
    12.00, ветер по не многу начинает терять свою силу, фронт облаков отступает на восток. Фото № 65
     14.00, выходим на маршрут, сегодня решаем уйти за оставшееся время в долину р. Мугур. По бревну перешли р. Каргы и дорогой идем вверх по урочищу Суглу-Хову на одноимённый перевал. Пройдя две ходки, в 16 часов поднялись до границы леса, он представлен здесь красивыми парковыми колками лиственницы. Верховья урочища заболочены и поросшие ерником.
   17.00, поднялись на широкую седловину перевала Суглу-Хову.
   17.30, по травянистому 35 градусному скату спустились в широкую долину р. Мугур. Лес здесь отсутствует. Фото № 66. Пока ставили палатки, наша разведка где-то нашла два сухих столба, а это значит, ужин и завтрак приготовим на костре. Ветер стих окончательно, над головой синее небо и заметно похолодало. Гора Монгун-Тайга от подножия до вершины белая, со слов пастухов, они её называют Серебряная гора.
     20.10, к нам в гости пришли два молодых парня, помогают пасти овец родителям, сказали, что уже наступают холода, а в это время хорошая погода бывает очень редко. Завтра начинают перегонять отары ниже в долину.
    21.30, попив чаю, ложимся спать. Ночь была очень холодная.

Восхождение на Серебренную гору

15 августа.  Перевал Буревестник – г. Монгун-Тайга  восхождение радиально.

Утро ясное мороз -10, -12 градусов. Дров хватает, только чтобы сварить завтрак греться приходится, собирая рюкзаки.
    8.30, выходим на маршрут. Перейдя долину р. Мугур, по снегу поднимаемся на отрог , затем следует крутой травянистый 35 градусный спуск в исток правого притока р. Мугур. Фото № 67. На преодоление этого отрога ушло две ходки по сорок минут.
  10.00, начинаем подъём на перевал Буревестник слева по ходу, ручьём мимо морены справа и осыпного хребта слева. Через 500-800 метров уходим вправо по ходу на морену и поднимаемся по средней (живой) каменистой до 35 градусов осыпи, в центр цирка. Здесь мореный вал заканчивается, уходим влево по ходу,  спускаясь по средней (живой) 35 градусной осыпи на (закрытый) ледник, на нём  фирновый снег глубиной до 25 см. Фото № 68. Протяжённость подъёма по леднику до 300 метров, крутизна до 35 градусов, есть трещины. Прошли с самостраховкой. После ледника следует крутой взлёт на мореный вал, мы обходим его ручьём слева по ходу, прижимаясь к борту хребта. Протяжённость подъёма до 200 метров, средняя (живая) каменистая  35 градусная осыпь с участками льда и снега. Требуется постоянная самостраховка. Затем скат выполаживается  и по мелкой (живой) каменистой 25-30 градусной осыпи в 13.30, поднимаемся на широкую седловину перевала Буревестник. В туре записок нет, только на палках привязанные шарфы, флажки. Фото № 69. Седловина представляет собой широкую ровную песчаную поверхность, на ней ставим палатки, обедаем сухим пайком, запивая остатками компота от завтрака. Фото № 70. Отдыхаем и готовимся к восхождению на вершину Серебряной горы. Погода сегодня даёт нам шанс совершить восхождение, что будет завтра предсказать трудно. Сейчас светит ослепляющее солнце, лёгкий ветерок, но всё равно без курток холодно.
    15.00, начинаем восхождение. До ледника поднимаемся по скально-снежно-осыпному ребру хребта, средне-мелкая (живая) каменистая до 45 градусов осыпь, разрушенные скалы, обход которых лучше делать слева по ходу, справа крутой до 60 градусов ледник. К леднику поднялись за 45 минут. Дальнейший путь до вершины проходим по (закрытому) до 35 градусов леднику. Фирновый снег, глубиной до 50 см, трещины отсутствуют. Двигаться довольно тяжело, особенно первому участнику, приходится тропить по очереди. 16.30 поднялись на предвершинную седловину. Фото № 71.
    17.00, мы на вершине. Фото № 72. Она представляет собой большой ледяной купол, на вершине забита металлическая труба, и есть не большой бюст В.И Ленина, а также множество записок-флагов и разноцветных шарфов. Контрольных записок не обнаружено, свою записку положили в бюст. Вид с Серебряной горы грандиозный – угадывается едва ли не весь путь нашего путешествия. Мысленно перебираем его по дням, часам, минутам. Да забудем ли мы когда-нибудь суровую красоту этого края, радости и лишения, выпавшие и предстоящие ещё, на нашу долю?
      18.00, по пути подъёма спустились вниз в лагерь. Фото № 73,74. У всех участников похода эмоциональный подъём и конечно радость, что всё-таки гора нам покорилась. Вечером на примусе приготовили ужин, бензина хватит ещё дня на два.
      21.00, ложимся спать. Всю ночь сильный ветер, ощущение такое, что гора пытается нас сбросить в долину р. Хайыракан.
Зимний пейзаж

16 августа.    Перевал Седло (2Б, 3860 м) – р. Толайты.

Утро ясное, ветер, заморозок -7 градусов. Встали рано, Михалыч как всегда на примусе приготовил завтрак. Сегодня нам предстоит пройти ледовый перевал Седло, вчера в бинокль просмотрели возможные пути подъёма. Выпавший и надутый с седловины снег, должен нам облегчить подъём. Фото № 75.
    8.20, по мелкой (живой) каменистой 35 градусной осыпи, спускаемся к леднику Восточный Мугур. При выходе на ледник начинаются трещины, дальнейший путь наверх проходим в связках. Фото № 76. К нашей радости предположения оправдались, ступени из спрессованного фирнового снега держат хорошо, несмотря на гладкий лёд под низом. Фото № 77. Ледник имеет много глубоких трещин. Зондируя впереди себя путь, медленно и осторожно в 11 часов поднялись на первую седловину. Крутизна на подъёме 35-45 градусов. На седловине  перегиб ледника весь изрезан глубокими трещинами. Обходим их слева по ходу, где ширина трещин не превышает 150 см. Тур не обнаружили, да и где его искать?
   11.15, продолжаем подъём. На следующую седловину, находящуюся между в. 3630 метров  и в.3980 метров. Вначале идём по ледниковому плато, протяжённостью до 300 метров. Фото № 78. Затем начинается перевальный взлёт по 35 градусному скату (закрытого) ледника. На плато, также есть опасные засыпанные снегом трещины. Проходим в связках. Последний взлёт перед выходом на перевал Седло 3860 метров приходится тропить, фирновый снег глубиной до 30-50 см.
      13.00, мы на перевале. Ногам в резиновых сапогах не очень то комфортно, поэтому сразу уходим вниз по леднику. Фото № 79, 80. Пологий (закрытый) ледник постепенно становится круче, на леднике уже больше встречается открытого льда. Уходим левее на осыпь, встаём на привал. Саше К, приходится оттирать спиртом подмороженную ногу. После не большой разведки на местности становится ясно, спускаться придётся по скально-ледово-осыпному кулуару. Язык основного ледника уходит вниз ещё метров на 300 и крутизной до 50 градусов.
     13.20, вдоль ледника начинаем спуск вниз в долину р. Толайты. Кулуар узкий, разрушенные скалы, средне-мелкая (живая) каменистая 45 градусная осыпь. Очень опасное место, постоянная подвижка и падение камней, а также возможно падение камней со скал. Спускаемся плотной группой, чтобы не спускать камни друг на друга. Кулуар постепенно сужается, ледник заканчивается. От него спускаемся по разрушенным скалам протяжённость участка до 150 метров. Фото № 81,82. Затем входим в широкий цирк, слева по ходу скальные стенки и осыпь, справа крутой до 50 градусов скально-осыпной скат. Пройдя опасный кулуар, по ручью в 15 часов спустились на широкий уступ, за которым следует травянисто-осыпной 45 градусный сброс в долину р. Толайты. На уступе сделали привал, здесь уже лето, снимаем тёплые вещи. Солнце так припекает, что уходить ни куда не хочется.
    16.30, спустились вниз к речке. Верховья р. Толайты заболочены, поросшие карликовой берёзкой и ивой. Сделав ещё одну ходку по ернику и болоту, в 17.10, не доходя озера Узун-Холь останавливаемся на ночлег. Фото № 83. После тяжёлого ходового дня, болят ноги, спины, руки, минут тридцать просто лежим. После отдыха нашли среди болота сухое ровное место, поставили палатки, насобирали сухого хвороста, которого здесь в избытке в густых зарослях ерника. После ужина настроение улучшилось. К сожалению, тура на перевале Седло так и не нашли. Все живы, здоровы, больных нет. Вечером по небу потянулись перистые облака, а это к смене погоды, будем надеяться, что  она постоит ещё завтра.
Победный, ты где?

17 августа.   Перевал К-3 (2А-2Б, первопрохождение) – р. Орта-Шегетей.

Сегодня по плану нам предстоит пройти перевал Победный 2А, но ещё дома терзали сомнения, где он действительно находится. В одной литературе сказано, что он связывает озёра Холодные с долиной р. Орта-Шегетей. а куда мы идём перевал Огонёк 2А*. В отчёте лыжников поход 6 кат.слож., перевал Огонёк связывает оз. Эски-Сиве-Холь с долиной р. Толайты. На расхребтовке которую мы имеем, перевал Победный связывает оз. Верхнеузунхольское с долиной р. Орта-Шегетей. Так до конца ситуация и не прояснилась, попробуем решить её на местности.  На маршрут уходим в 7 часов, по зарослям карликовой берёзки перевалили через низкий отрог, являющимся понижением от пика 24 съезда КПСС и по речке продолжаем подниматься к Верхнеузунхольскому озеру.
     10.00, вышли к озеру, преодолев травянисто-осыпной 35 градусный взлёт. Затем слева по ходу по скально-осыпному 35 градусному скату поднялись на второе озеро, находящееся в
нижней части большого цирка, разделённого отрогом хребта. На нашей расхребтовке отрога нет. После привала уходим от озера влево по ходу и по средне-мелкой (живой) каменистой 35 градусной осыпи, поднимаемся в цирк к началу ледника. Фото № 84. В нижней части он сильно засорён камнями, по нему прошли ещё 200 метров в глубь цирка.
    10.45, встаём на привал, и проводим разведку седловины находящейся между двумя вершинами. По расхребтовке перевал находится левее остроконечной вершины. Надев, кошки Михалыч с Сашей П. уходят в разведку, мы кипятим чай. Результат разведки отрицательный тура не обнаружено. Решаем подняться слева по ходу на хребет, а затем траверсировать его в поисках тура и спуститься в долину р. Орта-Шегетей.
    12.00,  по скально-ледовому кулуару, начинаем подъём на перевал. Ледник (закрытый), есть опасность падения камней с крутых скатов. На подъёме сразу возникают проблемы, снег раскис, а под ним гладкий лёд. Приходится навешивать вертикальные перила. Саша П.с Пашей в кошках уходят вперёд обрабатывать склон. Фото № 85. Навесили 100 метров перил, кошки не у всех участников, поэтому приходится рубить ступени, где чистый лёд. Подъём по веревке проходим с помощью жумара, слева по ходу от центра цирка, вдоль скал. Пройдя сто метровый участок, ребята навешивают ещё сто метров верёвки, крепление её за выступы скал.
      15.00, вышли на седловину, она очень узкая, скорее похожа на щель. Фото № 86, 87. Тура нет, теперь чтобы попасть в долину нужно совершить траверс хребта. Сложили тур, оставляем контрольную записку и обедаем сухим пайком.
   15.15, траверсом по скально-осыпному хребту уходим к спуску с перевала. По пути обследовали седловины хребта, туров нет. Траверс протяжённостью до 1 километра, среднекрупная (живая) каменистая 35 градусная осыпь и разрушенные скалы.
     16.00, встаём на отдых ниже вершины, на стыке хребтов. В районе вершины тура нет. Во время отдыха Коля и Саша Г., сходили по главному хребту на седловину, которая находится слева по ходу от нас. Там должен быть перевал Димерсаль. По возвращению они принесли контрольную записку. Группа туристов Иркутской области, лыжный поход 6 категории сложности, от 05.03.04 года, перевал Димерсаль 1Б. Руководитель похода Семилет А.Д.
      16.40, начинаем спуск вниз по скально-осыпному скату. Средне-мелкая (живая) каменистая до 45 градусов осыпь, с участками из скальных стенок до 6-7 метров. Приходится рюкзаки спускать отдельно, сами проходим свободным лазанием со страховкой. Фото № 88. Движение по осыпи плотной группой, сильная подвижка камней.
     18.40, спустились в долину р. Орта-Шегетей. Она сильно заболочена, мшаник и заросли ерника. Фото № 89, 90.
      20.20, спустившись по левому скату долины, на берегу озера Эски-Сиве-Холь встаём на ночлег. Поиски перевала Победный окончились безрезультатно, возможно тур разрушился, но при этом совершили первопрохождение перевала, ориентировочно 2Б категории сложности. К ночи небо затянуло плотной облачностью.
В плену дождя

18 августа.  Перевал Гонбей 3200 м., первопрохождение – р. Чарыс.

Утро ясное, -2 градуса. На маршрут вышли поздновато, лишь в 10.40, но после двух напряжённых дней чувствуется усталость, скорее психологическая, самое сложное уже позади, но впереди ещё довольно протяжённый участок на выходе через хребет Хорум-Тайга и хребет Чихачёва. Долиной р. Орта-Шегетей, идём вниз, она сильно заболочена, мшаник, заросли ерника. Фото № 91. Довольно неприятный участок, постоянно проваливаешься в болоте, ноги заплетает ерник. Через два километра долину перегораживают старые морены из очень крупного камня. Река делает длинную петлю, сокращая путь, вброд переходим на правый по ходу скат. Полтора километра, приходится петлять, прыгать, лазить, выбирая оптимальный путь движения. Затем вновь движемся по болоту, до притока справа. Дойдя до притока в 12.10, встаём на отдых. Ещё вчера мощные хребты, как слева, так и справа, сегодня плавно переходят в плосковершинные и понижаясь до 2600-2400 метров, затем деградируются переходя в Монгольские степи. Уже отсюда хорошо видна пограничная дорога Хайчин-Дзам.
      12.25, по выходам скал и осыпи, сильно заросшей можжевельником и карликовой берёзкой, крутизной до 35 градусов, по правому по ходу скату речки, в 13.00, поднялись на первую широкую ступень долины. Фото № 92. Встаём на обед. Дров здесь много, поэтому дежурные сварили быстро. Небо помаленьку начинает затягивать тучами.
    14.00, продолжаем подъём по много ступенчатой долине к перевалу. Пройдя непродолжительный взлёт по осыпи, подошли к первому озеру, затем очередной взлёт протяжённостью до 300 метров, по средней 25 градусной осыпи. Далее по болоту и камням подходим к травянисто-осыпному до 45 градусов скату, выводящему в цирк к верхнему озеру. Фото № 93.
    16.00, поднялись к озеру. Погода резко изменилась, начинает моросить дождь. Разделив по пайке шоколад и конфеты в 16.10 влево по ходу от озера, начинаем подъём на перевал в хребте Хорум-Тайга. Фото № 94. Подъём скально-осыпной, среднекрупная (живая) каменистая 45 градусная осыпь, разрушенные скалы. Протяжённость подъёма до 600 метров. Поднимаемся свободным лазаньем, плотной группой, идёт дождь. Всё кругом уже сыро, похолодало, приходится дополнительно надеть тёплые вещи и накидки от дождя.
    17.00, прошли сложный участок подъёма, далее скат заметно выполаживается и переходит в каменистое плато.
     17.30, на видном месте сложили тур, оставляем контрольную записку и траверсом уходим по хребту в истоки р. Чарыс. Фото № 95. Дождь усиливается, пролетает град. Делаем отсидку 30 минут, но зависшая туча в истоках р. Мугур-Шегетей стоит на месте и как видно уходить не собирается.
    18.15, продолжаем движение каменистым хребтом Хорум-Тайга, через один километр начинаем спуск с перевала в глубокую долину р. Чарыс. Дождь усиливается , ухудшилась видимость. До истоков спускаемся редкими осыпями, травой, болотом, крутизна ската до 35 градусов.
   19.30, мы в долине, но радости мало, здесь конкретное болото и глубокий мшаник. На протяжении одного километра, медленно ползём друг за другом, проваливаясь по колено в грязь и мох, кругом вода. Затем уходим на левый по ходу скат, здесь относительно суше и спускаемся до первого притока справа.
   20.35, впереди сплошная пелена дождя, леса по-прежнему нет. На террасе справа по ходу увидели оставшиеся от загона столбы, не колеблясь, решаем вставать на ночлег. Река Чарыс  здесь бежит уже в каньоне и довольно многоводна. С левой террасы спустились к реке, вброд перешли Чарыс и поднялись к столбам. Ширина реки на броде 10-12 метров, глубина до 60 см, скорость течения 1.5-2 м/сек. Все сильно промокли, не смотря на накидки. Оставшимся бензином быстро разводим костёр, в зарослях берёзки и ивняка насобирали (сухих) дров, ставим палатки, готовим ужин. От холода так колотит, что стучат зубы. Переодевшись в сухое бельё, становится теплее. Ужинаем в палатке. Приняв по 50 граммов спирта, потеплело внутри, а после горячего чая, уже можно жить. После ужина сразу отбой. Дождь лил до 24.00, затем перестал.

Рыбалка на р. Моген-Бурен

19 августа.  р. Чарыс – р. Моген-Бурен - лог Устю-Кужурлуг-Хову.

Утром пасмурно и холодно +2 градуса. В 7.00, развели костёр и сушим промокшие вещи и обувь. Видимость плохая всё закрыто плотной облачностью.
      10.40, уходим на маршрут. Вброд переходим р. Чарыс, вода после дождя заметно прибавилась, глубина до 70 см. Поднявшись на левую террасу, продолжаем движение вниз по долине Чарыса, река бежит в глубоком каньоне. Нашли старую тропу, переходящую через 2-3 километра в дорогу. Лес находится в каньоне возле реки, поэтому его не видно издалека. Фото № 96
     13.30, спустились на р. Моген-Бурен. Фото № 97. Встаём на обед. Саша сразу настроил удилище и ушёл на рыбалку. Через полчаса пришёл с неплохим уловом, поймал около десятка хариусов.
После обеда решаем ещё задержаться на реке. Теперь уже вдвоём идём на рыбалку. Поймали 15 крупных хариусов, здесь просто отменная рыбалка и добрых снастей то нет, всего одна мормышка. Рыбу почистили и посолили.
     16.15, уходим со стоянки, до моста через р. Моген-Бурен, есть тропа, дорога. По мосту перешли на правый орографический скат и двигаемся вверх по реке. Пройдя, осыпной претор, вброд переходим р. Аллы-Ыйматы и по дороге поднимаемся вверх по логу Устю-Кужурлуг-Хову. По северным скатам и местам, укрытым от ветра встречается лес, лиственница.
      21.00, на границе леса встаём на ночлег. Дров много, сварили рыбу, а на бульоне рожки. 22.30, посидев у костра, ложимся спать.

Прощай Тыва!

20 августа. Перевал Устю-Ыйматы – р. Карагай – р. Бугузун.

Встали в 6 часов, приготовили завтрак. Погода сегодня обещает быть хорошей. Сегодня последний день нашего путешествия.
     8.15, по дороге уходим на маршрут. Кругом тундрово-степной ландшафт.
    10.30, спустились в широкую долину р. Устю-Ыйматы. Перейдя реку вброд, на правый по ходу скат, поднялись к стойбищу пастухов. От стойбища уходим вправо по ходу и начинаем подъём по крутому до 35 градусов, травянистому скату в долину правого притока р. Устю-Ыйматы, ведущую к перевалу в долину р. Карагай. Преодолев взлёт, вышли в широкую долину ручья, тропа набитая, читается легко. Долина постепенно сужается, по тропе в 12 часов поднялись на перевал. Фото № 98. Он представляет собой широкое заболоченное плато, справа по ходу сложен большой тур, но записок в нём нет. Истоки р. Карагай также сильно заболочены и на протяжении 2-3 километров, спускаемся с перевала по болоту. Затем уходим на левый скат, тропа здесь читается плохо, но есть указатели в виде стоящих у тропы камней. Скат пологий, травянистый с редкими осыпями. Хорошо видимая тропа начинается от левого притока р. Тоштуозёк.
    13.20, встаём на обед. В густых зарослях можжевельника насобирали дров, обед сварили быстро. После обеда решаем отдохнуть, поспать, погода хорошая.
   16.00, продолжаем спуск вниз по долине р. Карагай, тропа постепенно переходит в дорогу. После 17 часов погода резко изменилась, кратковременный дождь, ветер.
   18.30, вышли на р. Бугузун. Всё маршрут закончен, даже не верится, что всё уже позади. У нас всё получилось, радости нет предела.
    19.00, на дороге остановили машину /Нива/ идущую в п. Кош-Агач, Я и Саша П, уезжаем в посёлок звонить домой, наверняка волнуются родители, да и за нами пора отправлять машину. Ребята во главе с Михалычем остаются ночевать, завтра пойдёт с верхних пастбищ грузовая машина, будем надеяться, что заберёт и оставшуюся команду. По приезду в п. Кош-Агач, быстро дозвонились домой, машина за нами придёт к 15 часам.

Домой

21 августа. Отъезд домой.

Мы с Сашей с утра расположились возле магазинов перед мостом на въезде в п. Кош-Агач в ожидании ребят и машины . В 13 часов на мосту увидели идущих ребят. Они договорились с шофером, и он их довёз до п. Кош-Агач, правда, пришлось пожертвовать 50 метровой верёвкой. Машина пришла 15.30. За оставшееся световое время домой не доехать, поэтому решаем ещё провести одну ночь на берегу р. Катунь.

22 августа.   Выехали в 9 часов. Домой приехали в 14.30

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Шапшальский хребет.

перевал Калипсо 1А* подъём – пологий ледник (открытый), среднекаменистая (живая) до 35 градусов осыпь, спуск – средне-мелкая (живая) каменистая до 45 градусов осыпь. Опасность в виде падения камней, подвижке каменных масс. В сырую погоду большая вероятность камнепадов с крутых скально-осыпных скатов, на подходе к основному взлёту на перевал. Для движения по леднику могут понадобиться кошки.

перевал Ступенчатый 2А  южный скат имеет осыпь разных размеров, крутизной 35-45 градусов, основная опасность в виде падения камней, даже очень крупных, подвижке каменных масс. Следует правильно выбирать путь движения, постоянно требуется самостраховка и особое внимание. Северный скат первая ступень: имеет подвижную средне-мелкую (живую) каменистую до 45 градусов осыпь. Вторая ступень: скально-осыпной скат, осыпь подвижная. Большая вероятность камнепадов, подвижке каменных масс.

река Чон-Хем  имеет довольно бурный характер, в высокий уровень воды может стать серьёзным препятствием. Опор для крепления верёвки нет. В широкой долине река ёщё разбивается на несколько проток.

Хребет Мозур-Тайга.

перевал Верхний (Предвершинный) 1Б  западный скат имеет травянисто-скально-осыпной характер, крутизна его колеблется от 30 до 45 градусов. Большая вероятность падения камней на скальных участках, осыпь подвижная. В дождливую погоду особая осторожность нужна на травянисто-осыпных участках. Восточный скат имеет средне-мелкую подвижную осыпь, разрушенные скалы с крутизной до 35 градусов.

перевал Ноган-Холь 2А  западный скат средне-мелкая подвижная до 45 градусов осыпь, возможно, падение камней и подвижка каменных масс. Восточный скат мелкая подвижная до 45 градусов осыпь, разрушенные скалы. Под мелкой осыпью может быть лёд, требуется особое внимание при выборе пути движения. Внизу ледник (открытый), пологий15-25 градусов, трещин мало, они не глубокие.

река Шуй  имеет довольно бурный характер, многоводна, шириной до 20 и более метров. Глубина колеблется от 50 см, и более 1 метра, скорость течения 2 и более м/сек. В большой уровень воды может иметь довольно серьёзный характер, возможны различные варианты переправ, требующие обязательной самостраховки, командной страховки.

Хребет Сайлыг-Хем-Тайгазы.

перевал Малыш 1Б  западный скат имеет средне-мелкую подвижную каменистую до 45 градусов осыпь. Восточный скат средне-мелкую подвижную 35 градусную осыпь. Следует опасаться падения камней, как на подъёме, так и на спуске.

перевал Аврора 2А* северный скат цирка имеет скально-ледово-осыпной характер, крутизна ската до 45 градусов, ледник (закрытый), осыпь среднекрупная подвижная. Особую опасность представляют скальные плиты с осыпью, возможно падение камней, для прохождения ледника понадобятся кошки, перед выходом на седловину навеска вертикальных перил, до 100 метров. Южный скат очень опасная среднекрупная подвижная до 45 градусов осыпь. Требуется особое внимание и постоянная самостраховка.

хребет Цаган-Шибэту.

перевал Магистральный Южный 1Б  скаты имеют осыпной характер, из крупной и средне-мелкой подвижной осыпи, крутизной 35 градусов. Наиболее опасный западный скат. Возможна большая подвижка и падение камней.

перевал Талисман 2А* имеет скально-осыпной характер, осыпь средне-мелкая подвижная, разрушенные скалы, крутизна ската 45 градусов. Опасность представляют подвижные осыпи, падение камней со скал. Наиболее сложный северный скат, имеющий узкие кулуары, где камнепад наиболее опасен.

перевал Щербатый 1Б имеет скально-осыпной характер, средне-мелкая подвижная осыпь, разрушенные скалы, крутизна ската на подъёме – 35 градусов, на спуске до 45 градусов. Наибольшую опасность представляет юго-западный скат. Большая вероятность больших подвижек осыпи.

Массив Монгун-Тайга.

перевал Буревестник 1Б имеет ледово-осыпной характер, средне-мелкая подвижная 35 градусная осыпь, ледник (закрытый), крутизной 35 градусов. Наиболее опасен северо-западный цирк. Возможен камнепад с правого по ходу борта цирка, при наличии на леднике скопление снега, с этого же борта возможен сход лавин.

перевал Седло 2Б имеет на подъёме ледовый характер, ледник (закрытый), есть глубокие трещины, присыпанные снегом. Крутизна ската 35-45 градусов. Движение в связках, в зависимости от снежного покрова. При жёстком фирне, открытом льде провеска перил, не менее 5 верёвок подряд по 40 метров. Спуск ледово-осыпной, ледник (закрытый) до 35-50 градусов, среднекрупная подвижная осыпь, разрушенные скалы, крутизна до 45 градусов. Большая вероятность камнепада, подвижки каменных масс.

перевал  К -3  2Б имеет скально-ледово-осыпной характер. Северный скат имеет ледник (закрытый), крутизной 35-45 градусов. Возможен камнепад со скал. Западный скат имеет скально-осыпной характер, крупно-средне-мелкая подвижная до 45 градусов осыпь, участки скальных стенок до 5 метров, разрушенные скалы. Большая вероятность камнепадов, оползней, требуется особая осторожность и внимание. На подъёме движение на кошках, провеска вертикальных перил, 5 верёвок по 40 метров.

перевал Гонбей 1Б первопрохождение имеет скально-осыпной характер. Наиболее опасен восточный скат, скалы, среднекрупная подвижная 45 градусная осыпь.

В целом особую опасность имеют подвижные осыпи, причём камень разных размеров в сочетании наиболее неустойчив и опасен. Движение лучше организовать плотной группой. Ледники в основном (закрытые) много глубоких трещин, движение лучше организовать в связках, возможна навеска перил. Как и в  любой горной стране, в данном районе не исключены камнепады, поэтому следует внимательно выбирать место для ночлега. В дождливую погоду опасность камнепадов и оползней возрастает. Реки данного района, довольно бурные со скоростью течения 2 и более м/сек, как правило, дно каменистое. Переправы через реки зависят от уровня воды, но требуют обязательной самостраховки, возможно командной страховки. Траверсирование гребней, хребтов, проходят по скалам и подвижным осыпям, требующим также особого внимание и самостраховки, возможна командная страховка.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объ ектов (занятий) на маршруте.

8.  Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объ  ектов (занятий)  на маршруте.

Маршрут позволяет осмотреть наиболее высокогорную часть Западной Тывы. Это Южная часть Шапшальского хребта, хребта Мазур-Тайга, Сайлыг-Хем-Тайгазы, хребта Цаган-Шибэту, массива Монгун-Тайга, хребта Хорум-Тайга во всём их разнообразии (остроконечные вершины, ледники, чистые горные реки, водопады, озёра, каменистые тундры), но особенно хочется отметить ряд природных и исторических памятников.

1. Озеро Хиндиктиг-Холь  (пуп земли), получившее название из-за острова с высокой горой посередине (от. 2458 м). Всего острова два, на них водится чёрный сурок – тарбаган и растут лечебные травы. Озеро с чистейшей горной водой, в озере водится рыба –  хариус. Длина озера 15 км, ширина 4 км.

2. Дикие озёра. Изюминка¦ этого района, несомненно, массив горы Тошкалы-Кая и долина Диких озер у ее северо-восточных склонов. Из долины открывается панорама окружающих гор с двуглавой вершиной Тошкалы-Кая, разделенной глубокой седловиной, откуда спускается крутой висячий ледник.
Долина Диких озер представляет собой высоко поднятый над руслом Чоон-Хема огромный трехкамерный цирк, северные и западные склоны которого образуют плавную скальную дугу от Чоон-Хема до горы Тошкалы-Кая. По дну долины среди

каскада озер протекает ручей Дыттыг-Оюк; от небольшого каньона в его устье к Чоон-Хему спускается крутыми ступенями красивый водопад.

3. Водопады.   В данном районе достаточно большое количество водопадов, практически на каждой реке и, особенно в истоках, где со скальных и осыпных уступов вниз, низвергаются многометровые потоки воды.

4.  Долина р. Каргы.  Долина р. Каргы больше похожа на горную пустыню, с множеством древних захоронений, здесь можно встретить большие стада овец, коз, яков. В реке водится интересный округлой формы вид хариуса.

5.  горный массив Монгун-Тайга. Это высокогорный гранитный массив с альпийским рельефом, увенчанный огромной ледниковой шапкой.Здесь находится самая высокая точка Тувы - гора Монгун-Менги-Хайыракан, она же Монгун-Денгер-Хайыракан.  Так величают ее тувинцы. Менги - "ледник", Денгер - "небеса", а Хайырыкан здесь в значении не "медведь", а - "Бог". Высота - 3976,9 м.Монгун-Тайга вызывает восторг и потрясает своим безмолвием, неприступностью, бесстрастием. Вершина ее всегда покрыта обширными снеговыми полями и ледниками, площадь которых составляет более 19 кв.км. Красотой и величием своим Монгун-Тайга привлекает множество туристов, которые съезжаются сюда со всех концов света в надежде оказаться на вершине. История покорения высшей точки Восточной Сибири началась в 1946 г На начало XXI в. рекордсмены по покорению Монгун-Тайги - тувинцы Мерген Кон-чук (11 восхождений) и Маадыр Ховалыг (8 восхождений).Вершины массива Монгун-Тайга лежат в области вечного снега и льда питающих несколько радиально расположенных долинных ледников. На южных склонах массива расположены пояса: степной, альпийских лугов горных тундр, гольцовый. Лесной пояс полностью отсутствует. Лишь небольшие участки лесов из сибирской лиственницы встречаются по долинам рек и ручьев, у подножия северных склонов массива. В 2000г. здесь образован кластерный участок биосферного заповедника Уб-сунурская котловина площадью 15890 га, для охраны альпийских лугов, каменистых тундр и холодных степей, в которых обитает алтайский горный баран (архар) и снежный барс (ирбис).

6. Долина р. Моген-Бурен.  Живописная долина,  разделяющая горный массив Монгун-Тайга и хребет Чихачёва. В реке водится рыба хариус, отличная рыбалка, в этом убедились сами. Как и в долине р. Каргы встречаются древние захоронения.

Дополнительные сведения о походе.

9. Дополнительные сведения о походе. (Перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

Перечень специального снаряжения

1.  Веревка основная                                3 шт.
   2.  Страховочная система                        8 шт
   3.  Карабины                                             18 шт
   4.  Жумар                                                    5 шт
   5.  Ледоруб                                                 3 шт
   6.  Кошки                                                    3 пар

Общественное снаряжение

1.  Палатка с не промокающим тентом                          2 шт
   2.  Тент (перкаль)                                                              2 шт
    3.  Топор.
   4.  Необходимый набор медикаментов,  витаминов.
   5.  Ремнабор
  6.  Костровые принадлежности (котлы – 2 шт, тросик для подвески котлов, рукавицы, примус, бензин).

Личное снаряжение

Рюкзак, коврик, спальник
Необходимый набор одежды (ходовой, запасной), накидка от дождя.
Резиновые сапоги, кеды, кроссовки, ботинки.
Туалетные принадлежности
Личная посуда, нож.

Стоимость проезда, продуктов питания.

Проезд на автомобиле по маршруту: с. Чарышское – п. Кош-Агач – с. Чарышское, составил – 8 тысяч рублей.

Заброска к началу маршрута: п. Кош-Агач – перевал Бугузун, составила – 4.5 тыс. руб.

На покупку продуктов было израсходовано 15 тысяч рублей, при продуктовой раскладке – 900 г/чел*день.

Обзор района. Краткое географическое описание

(Взято из отчёта Бекетова К.Н. за 2001 г.)

Маршрут охватил 3 горных массива на стыке Тувы и Восточного Алтая: хребты Чихачева, Шапшальский хребет, Цаган-Шибэту и обособленный горный массив Монгун-Тайга. Физико-географическая граница между Алтаем и Тувой достаточно условна, и проводится обычно по административной границе, хотя с точки зрения природных особенностей и ландшафтов более правомерным кажется провести границу по оси хребтов Цаган-Шибэту и Шапшальского, отнеся Монгун-Тайгу и хребет Чихачева полностью к характерной области Восточного Алтая. Восточный Алтай высотой 3000-4000 м представляет группу хребтов, образующих водораздел Оби, Енисея и бессточного бассейна Центральной Азии. Для Восточного Алтая характерны значительная приподнятость, массивность и сглаженность хребтов, развитие высоких (1500-2200м) выровненных пространств (плоскогорье Укок, Чулышманское и др.). Восточная окраина этого района - Шапшальский хребет - на севере смыкается с Абаканским, на юге через свое продолжение Цаган-Шибэту - с хребтом Западный Танну-Ола. Высшая точка Шапшала - гора Ак-Оюк (3614) - венчает отрог Перевальный в междуречье Шуя и Хемчика. Высшая точка Цаган-Шибэту - г. Мунхулик(3581). Кроме Перевального, в Туву отходит хребет Сайлюгем (3585м). Севернее расположен сложный орографический узел - хребет Высокий, с которого берут начало реки Хемчик, Козер, Сайгоныш. Хребет Высокий дает ответвление на север, связанное с системой хребтов Скалистый(3487м) и Тарваныгой(2513м). Еще севернее высота хребта постепенно понижается и за истоками Чульчи Алашской не превышает 2500-2700м. Со стороны Тувы к хребту примыкает обширное заболоченное плато(высота до 2100м) с озерами. С востока оно ограничено хребтом Ери-Тайга (3026м). Далее Шапшал снижается до минимальной отметки (пер.Пограничный, 1976м) и затем на коротком отрезке, повышаясь до 2858м (г.Ажу-Тайга), стыкуется с Абаканским хребтом на западе и хребтом Сальджур на востоке.К западу Шапшал также дает ответвления - хребты Кызыл-Кочко (2813м), Боошкон (2900м), которые в отличие от западных коротки и не дают вторичных отрогов. С запада Шапшал переходит в обширное Чулышманское плоскогорье, раскинувшееся от Телецкого озера до верховьев Чулышмана. Высоты его - от 1800 м у Телецкого озера до 2300 м у озера Хиндиктиг-Холь. На северо-западе возвышается массив Сундруктын-Тайга (2477 м), а середину плоскогорья перегораживает массив Куркуре (3111 м), смыкающийся через хребет Ельбек-Тулар-Кыр (2756 м) с Шапшальским хребтом. На юге возвышаются хребты Кийтыкуль (3066м), Плоский (2801м) и отдельные массивы, иногда высотой за 3000м. Шапшальский хребет - водораздел двух крупнейших речных систем.
    С восточных склонов воды текут в бассейн Енисея, с западных  в бассейн реки Чулышман, несущей свои воды в Обь.Наиболее значительные реки Енисейской системы - Шуй, Хемчик и Алаш, в системе Чулышмана - Шавла и Чульча.В Шапшальском хребте и Чулышманском плоскогорье разбросано несколько десятков крупных озер. Среди них знаменитое Телецкое, второе по величине - озеро Хиндиктиг-Холь, а также Джулукуль, Кара-Холь, Чейбок-Куль, Эри-Куль и другие. От устья Башкауса до стыка с хребтом Чихачева протянулся на 160 км в юго-восточном направлении Чулышманский хребет - водораздел Башкауса и Чулышмана.
   От 2000-2100 м на северо-западе хребет понижается к юго-востоку на 500-600 м, образуя небольшую Улаганскую степь. Дальше хребет набирает высоту, которая на стыке с хребтом Чихачева уходит за 3000 м.Чулышманский хребет питает Башкаус притоками Калбакая, Кумурлу, Артлаг, Иолду, Кара-Таш, Саратан, Атуркуль, Улаган, Паспарта, Оныш, Ковалдут. В Чулышман несут свои воды реки Кара-Кем, Тар-Тагай, Еланду, Тужар, Кату-Ярык, Коо. Цаган-Шибэту является юго-восточным продолжением Шапшальского хребта. Граница между хребтами достаточно условна, обычно ее проводят по перевалу Шапшал или по перевалу Узун-Хем. Последнее более верно, так как при таком разделении можно отметить, что на юго-западе и западе Шапшальский хребет полностью относится к бассейну Оби (Чулышмана), а Цаган-Шибэту - Центральной Азии (Каргы).
В хребте развиты альпийские формы рельефа, особенно в истоках рек Маганатты, Узун-Хем, Талайлык.К югу от Цаган-Шибэту расположен массив Монгун-Тайга, который иногда относят к невыраженному хребту Бармен. Главная вершина массива, давшая ему название, увенчана куполом покровного ледника и имеет высоту 3976 м. Это высшая точка Тувы в ее административных границах.
    Массив Монгун-Тайга полностью принадлежит бессточному бассейну рек Центральной Азии. На севере и востоке он ограничен долинами рек Каргы и Мугур, а на западе долиной р. Моген-Бурен отделяется от хребта Чихачева. На юге массив плавно деградирует в монгольских степях. Юго-западная часть массива отличается крайне сильной расчлененностью рельефа, альпийскими формами. Наиболее интересные вершины возвышаются в долинах рек Толайты и Орто-Шегетай. Массив до сих пор малоисследован, здесь есть много не пройденных интересных и логичных перевалов.
   Хребет Чихачева является номинальной границей Тувы и Алтая, по наиболее высокой, южной части проходит также государственная граница. Для хр. Чихачева характерны сглаженные формы вершин и глубокое расчленение долинами. Район посещается крайне редко.                                                                                                                                                  Характер растительности в Западной Туве зависит от высоты и экспозиции склонов. Степи распространены в Хемчикской котловине, в долинах рек вблизи нее, на склонах гор южной экспозиции, а также местами в горных ущельях - в зоне "дождевой тени". Вдоль рек в степи растут тополя, ивы. Выше - горно-лесная зона. Здесь наиболее характерна лиственница. Кое-где к ней добавляются ель и береза (низовья Шуя, Монагы, Самжура). У верхней границы леса, там, где глубокий снег, растет кедр (верховья Шуя, Чоон-Хема, Хемчика, Козера, Алаша, Ак-Хема). Подлесок - ива, карликовая березка, смородина, жимолость.Леса более распространены на северных и затененных склонах. Верхняя граница леса - на высоте 2200-2300 м. В субальпийском поясе распространены заросли круглолистной (карликовой) березки.Еще выше - альпийские луга, горные тундры, а в котловине Каргы - горные пустыни.
    Населенные пункты и пути сообщения. Главный транспортный узел Западной Тувы, ее ворота, - молодой город добытчиков асбеста Ак-Довурак. К нему прилегает райцентр Кызыл-Мажалык с аэропортом. Оба пункта связаны асфальтовыми дорогами с Абаканом и Кызылом. В Ак-Довурак и Кызыл-Мажалык можно добраться из Красноярска или Абакана на самолете Як-40, а из Кызыла - на самолете или автобусе "Икарус".
     Прямого сообщения (автобусного) Абакан - Ак-Довурак пока нет. Из Ак-Довурака ходят рейсовые автобусы в пункты, расположенные у "входа" в горы: в большие колхозные села Шуи на Барлыке, Тээли и Бай-Тал на Хемчике, в поселок дорожников Передовая в устье Ак-Хема. До поселка Большой Он на шоссе Абаза - Ак-Довурак можно доехать на автобусе из Абазы.

Использованная литература:

Васильев М.Ю. Лыжные маршруты южной и северо-восточной Сибири. Крайтур. Москва                      1994 г.

Величко М.Ф. По Западному Саяну. «ФИС», Москва 1972 год.

Энциклопедия Туриста. Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия» 1993 г

Туристские спортивные маршруты. Москва. Профиздат 1989 год.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Группа полностью прошла маршрут в запланированные сроки, показав хорошую слаженность и высокий уровень физической и психологической подготовки.
       За 21 день ( из них 3 днёвки) пройдено 316 км. в зачёт 280 км. Группой пройдено 16 перевалов ( н/к – 3, 1А* – 1, 1Б – 6, 2А – 4, 2Б – 2), из них три первопрохождения (1Б-2, 2Б-1) совершено два восхождения на вершины (1Б категории сложности), три траверса (1А-1, 1Б-2), осуществлено 15 переправ из которых (1А – 5, 1Б – 3). Суммарная длина протяжённых препятствий составила 165 километров. Суммарный перепад высот на маршруте составил 26 километров.

Использованные при подготовке литература, карты, довольно точно описывают район и частично маршрут похода, хотя и имеются некоторые неточности связанные в основном с тем, что район относительно редко посещаем туристами. Маршрут условно можно разделить на 4 участка.

Первый участок: перевал Бугузун – озеро Хиндиктиг-Холь – левый исток р. Каргы.

Начало маршрута проходит в тундростепной зоне, плосковершинных отрогов хребта Чихачёва на высоте от 2300 метров, до 2600 метров и даёт возможность пройти достаточную акклиматизацию перед выходом на более сложный участок маршрута хребтов Шапшальский, Сайлыг-Хем, Цаган-Шибэту. Характер препятствий  (карликовая берёзка, заболоченные низины и истоки рек не сложные броды через реки, простые перевалы). Лес отсутствует.

Второй участок: Южная часть Шапшальского хребта, хребет Мозур-Тайга, хребет Сайлыг-Хем, хребет Цаган-Шибэту.
       Сложная часть маршрута, с резким перепадом высот при переходе из одной долины в другую. Перевалы имеют осыпной, скально-осыпной, скально-ледово-осыпной характер, находятся на высоте более 3000 метров над уровнем моря. Осыпи состоят, как правило, из разного по размерам камня, сильно подвижные с крутизной скатов от 30 до 45 градусов. Ледники (открытые), пологие до 25 градусов, встречаются при подходе к перевалам Калипсо, Ноган-Холь. (Закрытый) ледник, 35-40 градусов, встречается при подъёме на перевал Аврора. При выходе на перевал Аврора большие трудности с определением седловины, этого перевала. В широком цирке седловин порядка десяти, по сложности не отличающихся друг от друга, поэтому после подъёма приходится искать тур, траверсируя гребень. Движение через перевалы в плохие погодные условия не рекомендуются. Низины и истоки рек заболочены, часто заросшие карликовой берёзкой и ивой, ещё встречается можжевельник. Лес встречается на высоте 2100-2200 метров над уровнем моря. Тропы имеются почти по всем долинам рек. На  р. Шуй хорошая рыбалка. Для прохождения этого участка желательно иметь примус с запасом горючего и специальное снаряжение, которое может понадобиться для прохождения вершин, перевалов, рек.

Третий участок: Массив Монгун-Тайга – хребет Хорум-Тайга.

Горный массив Монгун-Тайга, прежде всего не предсказуем в плане погоды, часто закрыт плотной облачностью, поэтому при восхождении на вершину Монгун-Тайга желательно иметь запасные дни. Перевалы и вершины наиболее сложные и интересные возвышаются в долинах р. Толайты и р. Орта-Шегетей. Имеют ледовый, скально-ледово-осыпной характер, для прохождения их необходимо специальное снаряжение. Долины этих рек сильно заболочены, встречаются заросли ерника, лес отсутствует. Хребет Хорум-Тайга, является частью массива, с высотами до 3400 метров, северо-восточные часть хребта имеет скально-осыпной характер, с крутизной скатов 35-60 градусов, юго-западные, травянисто-осыпные с крутизной скатов 25-35 градусов. Истоки р. Чарыс сильно заболочены.

Четвёртый участок:  р. Моген-Бурен – р. Устю-Ыйматы – пер. Устю-Ыйматы – р. Карагай – р. Бугузун.

Заключительный участок маршрута пересекает хребет Чихачёва, через перевал Устю-Ыйматы. На всём протяжении пути есть тропа, дорога. Из долины р. Бугузун можно уехать на попутной машине до п. Кокоря или Кош-Агач.
      Погодные условия Западной Тывы довольно суровые  часто бывают неустойчивыми, с затяжными дождями, туманом, снегопадом, заморозками, желательно иметь теплые вещи и накидки от дождя.  В районе Западной Тывы (хребет Шапшальский, Цаган-Шибэту, массив Монгун-Тайга), можно проводить интересные спортивные походы 5 категории сложности, по пешеходному туризму, не исключены походы 1-3 категории сложности. Но из-за значительного по протяженности подъезда и сложности района менее эффективны. Разнообразие природных  зон (высокогорье, ледники, горная пустыня, тундростепные и альпийские ландшафты) делают этот район наиболее привлекательным для проведения сложных походов 4-5 категории сложности по пешеходному туризму.

12.  Приложения.  Картографический материал, фотографии определяющих препятствий, паспорта локальных препятствий пройденных впервые, контроль ные записки.

Район

Западная Тыва.

К - 3

3150

1. Местонахождение на хребте, отроге (север-запад)
     Перевал находится в массиве Монгун-Тайга. Экспозиция
     север-запад
2.   Что соединяет и связывает.
     Соединяет озерщ Верхнеузунхольское с долиной р. Орта-Шегетей
4   Название «К – 3» дано нами на  правах первопрохождения.

5.  Сведения о первопрохождении (с разных сторон) нет. При прохождении перевала на седловине туров не обнаружено.