Велопутешествие от Свияжска до Димитровграда с посещением историко-архитектурного комплекса «Остров-град Свияжск», Юрьевской спелеологической пещеры, курорта Ундоры и других красивых и интересных мест Татарстана и Ульяновской области.
Свияжск - Камское устье - Ундоры - Ульяновск - Димитровград

видеоотчет  https://youtu.be/dIZdUYE7UBQ

Участники: Алексей Мытарев (руководитель), Наталья Шведова, Евгений Носков, Сания Шкаброва, Ирина Тюрина, Марина Юсупова

Первая часть нашего путешествия – автомобильная – удалась благодаря нашим замечательным друзьям Игорю и Алексею. Они не только благополучно довезли нашу команду с велосипедами от Димитровграда до Свияжска (а это почти 300 км), но и обеспечили первый ночлег в районе Лабышки. Но об этом позднее….

Итак, мы в Свияжске. История этого необыкновенного города началась в середине 16-го века, когда Иван Грозный после очередного неудачного похода на Казань обратил внимание на высокий холм с плоским верхом и обрывистыми склонами, омывавшийся двумя речками – Свиягой и Щукой и словно специально созданный для размещения крепости. И вот, по его приказу была построена деревянная крепость, превосходящая по своим размерам и Московский, и Казанский Кремль. Бревна для стройки заготавливали за 1000 км от Казани, в Угличских лесах. Руководил постройкой и составлением чертежей крепостных сооружений будущего города дьяк Иван Григорьевич Выродков в городе Мышкин. К весне деревянный кремль со стенами, башнями и церквями был построен. Затем все бревна разметили, разобрали, связали из них плоты, и в апреле 1551 года вниз по Волге сплавили до места назначения. Всего за три недели рабочие собрали огромный «конструктор» прямо под носом у ничего не подозревающего казанского хана. Уже в следующем году город стал базой русских войск при осаде Казани, увенчавшейся успехом.

Позднее Свияжск становится крупным центром православной культуры. На его территории действовали два монастыря и несколько приходских храмов, а вокруг возникли села, где процветали различные ремесла и торговля.

В годы советской власти судьба города сложилась драматично. На территории действовавших когда-то монастырей расположилась сначала коммуна для беспризорных подростков, в 30-е годы учреждение ГУЛАГа для политических заключенных, а после войны – психбольница.

В 50-е годы после постройки Куйбышевского водохранилища Свияжск из полуострова превратился в остров, его население сильно сократилось. Однако сейчас при поддержке правительства Татарстана город возродился. Здесь действует Успенский Богородицкий мужской монастырь; город посещает множество туристов, привлекаемых его необычным расположением и архитектурой, а также всякими туристическими заманухами типа ярмарки мастеров. Остров-град Свияжск заявлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Посещение города бесплатное; экскурсия длительностью около двух часов стоит 130 руб. с человека. В общем, мы остались весьма довольны проведенным здесь временем.

Официальный сайт Свияжска http://ostrovgrad.org/

В этом доме в 1918 году жил Л. Троцкий,  а сейчас – музей Гражда
В этом доме в 1918 году жил Л. Троцкий, а сейчас – музей Гражданской войны
Город мастеров

Уезжали из Свияжска уже после обеда. По первоначальному плану нас должны были подвезти до села Татарское Бурнашево (очень не хотелось ехать по трассе М-7, и не зря – она загружена и практически без обочины), откуда на велосипедах сначала по асфальту, а потом полями-огородами мы должны были добраться до Волги в районе села Шеланга, где и встать на первую ночевку. Но, критически поглядев на часы, решили проехать на машинах до села Куралово и еще немного до трассы. Кстати, участок Татарское Бурнашево – Куралово для движения на велосипедах прекрасно подходит, поскольку, видимо из-за разбитого местами асфальта, машины объезжают его стороной. Правда, на выезде из села вас ждет крутой и продолжительный подъем… Мы же его благополучно миновали на машинах, после чего остановились и пообедали в ближайшем лесочке, а потом до вечера расстались с нашими автомобилистами, а заодно и с рюкзаками.

На старте
И вот, налегке и в бодром расположении духа пересекаем трассу Р-241 и по грунтовой дороге спускаемся (довольно круто) к деревне Сеитово. На противоположном склоне видна очень интересная посадка – в виде сердца. Какое романтичное начало похода!

Спускаемся к Сеитово
Это тоже Сеитово, только уже с другой стороны

За спуском последовал первый подъем (сколько их потом еще будет!). Поднявшись, мы немного поплутали по полям (несмотря на наличие навигатора и распечатки яндекс-карты), но потом сориентировались, немного вернулись назад и по крутому опять же спуску въехали в деревню Старое Русское Маматкозино. Здесь начиналась хорошая (по карте) дорога, на деле – жуткая трясучая гравийка, по которой периодически проезжали машины, обдавая нас клубами пыли. Кошмар продолжался до Нового Русского Маматкозино, после которого пошла нормальная грунтовка, а потом – асфальт до самого выезда на трассу (в районе села Янга-Юл).

Подгоняемые довольно сильным попутным ветром, мы понеслись в сторону Шеланги. Рельеф этих мест впечатляет – на некоторых спусках развивали скорость до 58 км/ч! Причем, двигаться в нашем направлении (по течению Волги, а не наоборот) гораздо приятней – нам показалось, что подъемы были положе, чем спуски.

013

На окраине Шеланги (практически на въезде) оборудован родник, набрали там воды. Вообще-то, мы не должны были туда заезжать, но объездной участок дороги был на ремонте. Поэтому намотали еще несколько дополнительных километров. Тут поступил звонок от наших автомобилистов, которые забраковали намеченное место стоянки (за деревней Кзыл-Байрак), сказав, что там невозможно спуститься к Волге. Они проехали дальше, к деревне Лабышка. Что ж, значит, и нам туда.

Вид на Лабышенские горы
Лабышенские горы. Внизу – деревня Лабышка (это мы опять немного поплутали, на самом деле от деревни отъезжать было не нужно)

Место, которое нашли ребята, оказалось весьма неплохое – в лесу, с удобным спуском к воде. Единственный минус – оно популярно у местных рыбаков, которые всю ночь шастали мимо нашего лагеря, трещали сухими ветками, разжигая костер, в общем, выспаться толком не получилось. Зато накупались вдоволь!

Проехали всего около 40 км, но усталиии! Наверное, из-за обилия впечатлений от посещения Свияжска и красивейшей дороги...

Вечерняя идиллия

***

На рассвете следующего дня нас разбудили мощные раскаты грома. Быстро выскочив из палатки, попрятали вещи, и тут началось! Гроза с ливнем обрушилась на наш берег. Услышала, как машины одна за другой уезжают – действительно, ведь к берегу спускались по глинистой дороге, можно после дождя и не выехать!  Ну вот, даже не попрощались, подумалось… Но, оказалось, ребята просто отогнали машины и вернулись к нам. Так что был еще совместный завтрак, купание, прощание….

Плита очень скользкая, хорошо, когда рядом джентльмены!
Джентльмены!
Утреннее купание
019
Остатки сладки!

Наше выползание вверх по скользкой как мыло дороге с велосипедами (причем, уже нагруженными), а также последующее их отмывание в луже и выковыривание грязи из-под крыльев заняло больше часа.

Выбираемся..
Пошли по скользкой дорожке…

А потом мы продолжили путь по асфальту до поселка Тенишево, где посетили магазин, а также набрали воды в доме одного любезного жителя. Вода в поселке плохая, желтого цвета. Местные берут питьевую воду в роднике, к которому надо подниматься в гору. Нам что-то было в лом, хотя все равно в эту гору потом по асфальту поднимались… Ветер сегодня еще сильнее, чем вчера, хорошо, что практически попутный.

Вид на Камское устье и гору Лобач

Между Тенишево и Камским Устьем находится очень популярная среди туристов Юрьевская пещера – самая протяженная пещера Поволжья. Описание и схему приводить не буду, их можно найти на других сайтах. Скажу только, что в пещере холодно и грязно – прежде чем туда идти, надо позаботиться о спецодежде; не помешает также защитить голову каской, а колени – длинными штанинами. И фонарик, конечно, обязателен!

Народу по случаю воскресенья было много, но нам удалось встать на освободившемся месте не очень близко от пещеры, но зато вдалеке от толпы. Потом, оставив в лагере дежурного Женю, отправились в пещеру, в штольни и купаться. Мы не принадлежим к фанатам спелеологии, поэтому ограничились походом до «зала бабуинов», после которого надо ползти на пузе, а мы люди уже немолодые и несколько брезгливые... Поэтому, пропустив мимо большую группу отважных девушек в белых касках, возглавляемую проводником, вернулись на свет божий.

В Юрьевской пещере
Серебряный зал

Потом прошли до штольни (там еще рядом тренируются скалолазы), побродили немного и там. Ну, а потом искупались в Волге, несмотря на поднявшиеся волны и каменистый берег.

Вот такой пляж…

Таким образом, культурная программа вечера была выполнена. Потом мужчины еще раз пошли купаться, а женский состав принялся готовить ужин. Длинный вечер завершился прогулкой по живописным окрестностям с видом на Волгу, гору Лобач, расположенную за Камским Устьем, и полную луну.

За ночь народ с соседних полянок рассосался – понедельник! А у нас еще 5 дней похода впереди!

Проехали около 45 км.

***

Третий день похода получился самым богатым на интересные места. Проехали Камское Устье (с посещением магазина) и Куйбышевский затон, в котором нашла свое последнее пристанище печально известная «Булгария». Между Куйбышевским затоном и пос. Кирельский асфальтовая дорога делает большую петлю, а мы решили проехать по берегу затона по грунтовке, обозначенной на карте, и не пожалели – чудесные места! Там вполне можно встать на ночевку, если не смущает присутствие рыбаков. С удовольствием искупались, поскольку погода стоит жаркая.

Куйбышевский затон

Куйбышевский затон - рыбацкие места

Грунтовка «вливается» в асфальт в районе моста. А еще через 3 км мы опять свернули в поля. Форсировав неглубокую речку под названием Мордовская, начинаем подъем по дороге, идущей краем поля (мы объезжали его слева).

Брод через реку Мордовская
Брод
На пути к источнику

Наша цель – святой источник Михаила Убиенного (55.103867, 49.104707). Здесь каждый год 8 июня по старорусскому стилю отмечается День святого Михаила. В этот день многие жители приходят к часовне Михаила Убиенного и проводят молебны. Традиция эта идет с 16 века. По преданиям, Михаил решил посвятить себя богослужению. Он ушел на берег Волги, построил часовню, которая стала его жилищем, и проводил дни в молитвах. Однажды он сказал, что там, где будет покоиться его тело, никогда не будет пожаров, засухи, ураганов, других бедствий. Тогда его убили (предположительно, жители с. Сюкеево), чтобы тело перенести к себе, погрузили в лодку, но она не смогла сдвинуться с места. Ничего не осталось делать, как вернуть покойного в часовню и уйти. Когда тело нашли (по разным сведениям через 7 или 40 дней), оно не было тронуто тлением. Тогда его перенесли на территорию церкви в с. Мордовский Каратай и захоронили. Церковь в советское время была разрушена до основания, а могила Михаила сохранилась до настоящего времени. Местом же поклонения остается часовня на берегу Волги (время от времени ее обновляют) и три рядом бьющих ключа, вода в которых считается святой.

Для справки: Каратаи – это этнографическая группа мордвы-мокшан, православных христиан, которая еще в давнишние времена перешла на татарский язык, но татарами, даже крещеными, себя при этом считать не стала и этим, собственно, и являлась уникальной. Сейчас их численность оценивают в 100 человек.

Дорогу к источнику мы нашли не без помощи местных жителей, попавшихся навстречу. От небольшой полянки, где кончается дорога, круто вниз по склону идет тропа (около 200 м). Нам место очень понравилось – домик трогательно украшен изнутри платками и полотенцами, видно, что к месту относятся с любовью. К сожалению, лес вокруг стоит мертвый, говорят, что после оползня, а сам родник течет тонкой струйкой. Но вода, и правда, очень вкусная.

036
038
Святой источник Михаила Убиенного
Внутри часовни

Набрав воды, возвращаемся на дорогу и продолжаем наш путь по грунтовке, проложенной прямо вдоль высокого берега Волги. Навстречу по этой же дороге бежал по своим делам заяц. Увидев нас, он сначала остолбенел от неожиданности, а потом не спеша удалился в поле.

Грунтовка приводит нас к мемориалу, построенному на месте гибели теплохода «Булгария» в 2011 году. Мемориальный комплекс с обелиском и двумя часовнями (православной и мусульманской) выглядит ухоженным; все в цветах. К мемориалу со стороны Сюкеевского Взвоза проложена асфальтированная дорожка; по ней мы, посетив комплекс, и поехали дальше.

Мемориал на месте гибели теплохода «Булгария»

После Сюкеевского Взвоза снова по грунтовке, идущей через поля и по краю леса (здесь дорога выглядит заросшей, видимо, редко используется), мы добрались до Долгой поляны. Не доезжая до усадьбы, увидели заросшую лиственничную аллею.

Лиственничная аллея в Долгой поляне
Эти лиственницы были посажены еще в начале 20 века хозяевами усадьбы

Имение «Долгая поляна» принадлежало в прошлом В.Г. Молоствову, предводителю Тетюшского уездного дворянства. Его супруга, Елизавета Молоствова, географ, историк, была близко знакома с Н.К. Крупской, они вместе учились на Бестужевских курсах. Во время эмиграции семьи В.И. Ленина она посылала им деньги, посылки, книги. После революции по прямому указанию Ленина и Луначарского была назначена хранителем своей библиотеки, содержащей много ценных документов. В свое время вела переписку с Л.Н. Толстым. Подготовила 42-й том юбилейного полного собрания сочинений великого писателя. Была директором совхоза. В ее усадьбе располагался дом отдыха Союза писателей СССР; здесь бывал М. Горький. Е. Молоствова похоронена в своем имении. В ее честь недалеко от имения обустроен родник, названный «Елизавета».

Цитата из и-нета: «Долгая Поляна – одно из немногих, если не единственное место в Татарстане, где находится аномальная энергетическая зона, напрямую связанная с космосом. Если смотреть из деревни в сторону Волги, на двух отрогах так называемых Тетюшских гор находятся две большие поляны - одна в форме прямоугольника, другая пятиугольная. Удивительные вещи происходят на этих полянах. Несмотря на соседствующий вокруг лес, эти поляны уже несколько веков не зарастают. Также не прижились здесь недавно высаженные местным заказником в порядке эксперимента саженцы. На этих полянах зашкаливают магнитные приборы, сбивается ход часов, непонятным образом исчезают заснятые кадры из цифровых фотоаппаратов. Солнечных дней здесь не меньше, чем в Сочи или в Кисловодске. Если даже вокруг тучи, то над поляной небо хоть на короткое время развергается и пропускает лучи небесного светила. Но самое главное - человек, попадая сюда, физически ощущает тепло и спокойствие. Здесь выравнивается артериальное давление, исчезает душевная сумятица, успокаивается сердце, быстрее заживают раны, уходят простудные заболевания. По рассказам специалистов, именно на эти поляны опираются своим основанием энергетические столбы, уходящих в космос.

Особенности аномальной зоны заметили еще булгары. Не зря одна из столиц их государства – древний Булгар – находится на другом берегу Волги прямо напротив Долгой Поляны. По преданиям, булгарские ханы переправлялись сюда через реку и становились на несколько дней шатрами в урочище, чтобы подлечиться и подпитаться энергией. После, когда исчезло булгарское государство и жившие здесь их наследники-татары были изгнаны опричниками Ивана Грозного из прибрежной зоны на 40 верст, рассказы об удивительной живительной силе этого места передавались из поколения в поколения в устных преданиях».

052
Вид на Волгу и чудесные поляны

Нынче усадьба находится на территории детского лагеря. В день, когда мы приехали, экскурсий не было, но на территорию нас пропустили. Мы осмотрели старинный дом снаружи, сходили на родник, набрали воды. А вот на энергетические поляны не ходили, нам сказали, что до них 20 минут идти, а время неумолимо шло к вечеру. Поэтому покинули Долгую поляну, по пути повидав вторую лиственничную аллею, уже с подстриженной травкой.

Усадьба "Долгая поляна"
Усадьба Долгая поляна
Столетняя ель
Под столетней елью
Родник в Долгой поляне

После Долгой поляны вышли на асфальт. Примерно через 6 км нашли съезд с дороги. Здесь находится единственный в Поволжье 8-метровый Ильинский водопад, стекающий по стене оврага. Нашли в лесу неприметную тропу, которая по крутому склону ведет на берег Волги. Отсюда прямо по руслу ручья надо подниматься вверх по оврагу. Красная глина предательски набирается в кроссовки, комары кусают…. К сожалению, до главного водопада мы так и не дошли, увидели только первый из двух небольших водопадиков. Зато, когда спустились, с удовольствием искупались в Волге. Берег здесь каменистый, но дно вполне для купания годится.

056
На краю оврага
Берег Волги возле Ильинского водопада
Берег Волги
Это еще не главный водопад

На ночевку встали на опушке леса, недалеко от начала тропы, ведущей к Волге.

059

Проехали за день около 50 км.

***

Четвертый день чисто «технический» – едем по асфальту, не отклоняясь от курса. Проехали поутру через Тетюши (кстати, этот городок считается прообразом Васюков из «12 стульев»), потом через поселок со смешным названием Пролей-каша. Рельеф стал заметно положе, на спусках больше 35 км/ч велосипед не разгоняется.

060
061

Наша цель сегодня – выйти на берег Волги в районе Щучьих гор. Начитавшись отчетов про ужасные дороги, ведущие к мысу Зольный  – «сердце» Щучьих гор – решили не рисковать и проехать через села Большие Тарханы и Тюкаши до берега по просеке, хорошо просматривающейся на яндекс-карте (в некоторых источниках это место именуется Новая пристань). В Больших Тарханах колонок нет, пришлось просить воды у местных. Добывали воду из колодца сами посредством ведра на веревке. Каменный век! Но вода была свежая и вкусная.

За селом случайно отклонились от намеченного пути, в результате чего намотали несколько лишних километров. Сегодня снова жара за 30, езда в таких условиях очень утомляет. Зато после заплыва в пруду (недалеко от нежилого поселка Тюкаши), совмещенном с спа-процедурами, которые устраивают купальщикам кишащие там маленькие рыбки, нежно покусывая за все части тела, поехали дальше вполне себе бодро. Последние 2 км до берега оказались настоящим испытанием. Действительно, вышеозначенная широкая просека на местности присутствует, но она вся разбита-распахана КАМАЗами. Слава Богу, было достаточно сухо, а то там можно остаться вместе с велосипедами навсегда!  В самом низу обнаружилась стоянка местных рыбаков; они оказались довольно приветливы, продали нам полведра рыбы, а сами вечером удалились. Наши мужчины сварили замечательную уху, часть рыбы запекли в глине. В общем, вечер удался!

065
Новая пристань
066
Рыба едва поместилась в котелке!
Это не отпечаток аммонита, а рыба в глине!
069
Новая пристань. Вечер. Полнолуние

Проехали за день около 60 км.

***

Утром пришлось преодолеть разбитую дорогу в обратном направлении. Зато перед Тарханами мы уже не зевали и быстро вернулись на трассу. К обеду доехали до Ундор. Здесь у нашей команды было три цели – посетить палеонтологический музей, попить минеральной воды «Волжанка», так сказать, из первоисточника и, ясное дело, искупаться.

072
По дороге в Ундоры

Палеонтологический музей создан в Ундорах энтузиастами, и, собственно, на энтузиазме и держится. Мы попросили экскурсию покороче, и нам в ускоренном темпе поведали, что когда-то Ундоры были дном моря, в котором жили хищные динозавры, в том числе уникальные (ундорозавры), гигантские кальмары (останки которых – белемниты – до сих пор находят на пляже), огромные моллюски-аммониты и прочие твари. В музее выставлены реконструированные скелеты динозавров и другие археологические находки.

073
В Ундоровском палеонтологическом музее

После музея поехали через поселок дальше, до завода «Волжанка». Вода в источнике «Главный» попахивает сероводородом, но вкусная. А купаться поехали на пляж, который находится посередине между санаторием «Дубки» и Городищами. Обмазались жутко полезной голубой глиной, пообедали, в общем, все радости жизни в одном флаконе!

076
Источник Главный
Это целебная голубая глина, а не то, что подумали!
082
Ундоры

А путь нам сегодня предстоял еще неблизкий. Дорога от Ундор до Ульяновска имеет широкую обочину, по которой можно даже вдвоем ехать, но машин стало намного больше. Нам надо было доехать до Президентского моста в Ульяновске, вернуть соскучившимся родственникам двух наших участниц команды – Соню и Ирину – а потом еще найти место для ночевки.

Спали мы в ту ночь как бомжи под мостом, а если точнее, рядом с мостом, на площадке, куда подъезжают рыбаки. В принципе, нормально, только жестковато на бетоне спать, на травке как-то оно лучше….

Ночевка под Президентскикм мостом
Ночевка возле нового моста в Ульяновске

Проехали за день 73 км.

***

Под утро прошел дождь. Погода пасмурная, но тепло. А нас с утра ожидал подвиг – подняться к мосту на довольно приличную высоту, откуда вчера так лихо слетели. Ну, да нам не привыкать! На мост с Поливненского шоссе можно подняться по лестнице. Хорошо, что у нас велосипеды, а не, скажем, мотоциклы…

Подъем на мост возле Поливненского шоссе
Подъем на мост

Проезд по Президентскому мосту на велосипедах разрешен, единственное, нельзя останавливаться. Чуть-чуть не доехали до «точки невозврата», и тут у Марины с грохотом лопнула камера заднего колеса – наехала на железку. На покрышке – огромная дыра. Наши мужчины проявили чудеса мастерства и изобретательности: заштопали и заклеили прореху, поменяли местами переднюю и заднюю покрышки. На ремонт потратили минут 40.

Ремонтные работы
Идут ремонтные работы
093

По мосту в сторону Нового города ехать легко, под горку. Доехали до автобусной остановки, опять по лесенке спустились под мост… Через парк выехали на улицу врача Михайлова на Нижней Террасе, еще какое-то время потратили на поиски веломагазина и покупку новой покрышки. А потом как-то незаметно выехали на проспект Созидателей, по которому благополучно «просвистели» весь Новый город. Проспект широкий, машин немного – красота!

Да, я не сказала, что домой мы решили вернуться не по трассе, а полями-лесами. После выезда из Ульяновска взяли курс на Архангельское, объехали аэропорт Восточный, потом по трассе Чердаклы–Старая Майна доехали до Енганаево, а там – до Дмитриево-Помряскино. Отсюда наш путь лежал в Ясашное Помряскино, где мы уже не раз бывали раньше. На карте достаточно четко видна дорога между обоими Помряскиными, но на всякий случай спросили у местных. «Нет, дороги там давно заросли, – сказал нам дяденька возле Газели, – Есть дорога только на Новиковку». Но нам деваться было некуда, в 5 км от Ясашного Помряскина у нас была назначена встреча с Володей Офицеровым, который в этот раз не смог поехать с нами, но решил присоединиться на последней ночевке.

Сразу за деревней началась песчаная (здравствуй, левый берег!) дорога, но ехать по ней все же было можно, только периодически неприятно обдавали пылью проезжающие грузовики – у людей страда, понимаешь, а мы тут разъезжаем… После того, как миновали поля, где во всю шла уборка урожая, и поехали вдоль сосновой посадки, потянулись поля заброшенные, где весьма живописно в свете вечернего солнца смотрелись буйные травы и подросшие сосенки. Доехали до условленного места – Володи нет. Связи тоже. Оказалось, оставшиеся 5-6 км дороги до Ясашного Помряскино действительно сильно заросли травой, и он не рискнул без карты туда соваться. В общем, отправившийся на поиски Алексей вернулся с Володей часа через два. Чего ему это стоило, остается догадываться….

***

Зато утром мы без особого труда проехали по уже разведанной «секретной тропе». От Ясашного Помряскина до Бряндино прокатили по знакомой асфальтированной дороге, а потом снова начались поля–пески–буераки. Но зато свои, родные. Так что даже начавшийся после обеда дождь не помешал нам благополучно прибыть домой.

094
095
Мокрые, но непобежденные!

Прямо напротив гаража мой компьютер показал ровно 380 –  триста восемьдесят километров разнообразных дорог, цветных просторов, бескрайнего синего неба и волжской воды. А еще – прекрасных впечатлений от увиденных мест и общения со встреченными там людьми.