Содержание отчёта 

Идея похода: Совершенствование спортивного мастерства и отдых.

Варианты подъезда и отъезда: 50 метров от жд.станции Туюн (БАМ) до воды. До жд.станции идет только «рабочий» поезд в 17:00 по местному времени от станции Новый Ургал (некакой не Новый Ургал 1). До Нового Ургала от Хабаровска ходит поезд Хабаровск-Чегдомын. В Новый Ургал он приходит в 10:00. Если заранее прислать отношение в Хабаровское управле-ние для того, чтобы они прислали приказ на остановку проходящего поезда (вроде до Нерюнги) на станции Туюн – можно не ждать до 17:00!
Выход с маршрута в поселке Чекунда, где десяток с лишним км мест-ный водитель довезет до жд.станции Эльга. На перроне билеты не продают, хотя дежурная по вокзалу в наличии (на станции Туюн никого нет!). Плыть по Буреи до Старой Чекунды, где дорога подходит к берегу, скоро будет не целесообразно, так как затопление Буреи будет по нижнюю улицу Чекунды, то есть выход с Туюна будет уже в водохранилище, по которому до Чекунды надо будет еще полопатить вдоль левого берега «озера».

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. Аварий-ный выход с маршрута на второй день сплава становится невозможным (по-сле JPS-точки №13), так как река уходит от жд.дороги. Аварийно сходить лучше на JPS-точке №13 и выйдя к жд.дороге ждать «рабочего поезда» вече-ром (после 20:00).

Изменения маршрута и их причины. Маршрут на несколько км уве-личили по Буреи – до Чекунды 10 км везли нас на машине, зато не тащили каты через остров, чтобы чалиться прямо у поселка.
График движения

Дата Участок мар-шрута Км Препятствия Время движения Метеоусло¬вия
1 2 3 4 5 6
23-24.07 г. Владивосток – жд.ст.Туюн жд. транспорт Пасмурно, пе-ременный дождь
25.07 Порог Воспо-рухан – JPS-точка №13 19 Порог Воспору-хан 3 к.с., пороги Верблюд, БАМ, Кит 2 к.с. 530 Пасмурно, об-лачность 10 баллов
26.07 JPS-точка №13 – порог «Бу-тылка 1» 12 Порог 62-й км до устья 2 к.с., порог Бутылка-1 3 к.с. 400 Пасмурно, мел-кий дождь
27.07 Порог «Бутыл-ка 1» - порог «Талибджан» 9 Порог Бутылка-2 2 к.с., порог Та-либджан 3 к.с. 200 Переменная об-лачность
28.07 дневка Солнечно, об-лачность 2 бал-ла
29.07 порог «Та-либджан» – 28-й км до устья 15 Порог Связист 3 к.с. 430 Переменная об-лачность
30.07 28-й км до устья – 11-й км до устья 17 450 Переменная об-лачность
31.07 11-й км до устья – Старая Чекунда 16 540 Солнечно, об-лачность 2 бал-ла
01.08 Старая Чекунда – жд.ст. Эльга 17 автотранспорт 100 Солнечно, об-лачность 2 бал-ла
01-02.08 жд.ст. Эльга – г. Хабаровск жд. транспорт
Итого 88 2630
Техническое описание прохождения группой маршрута 
23-24.07.05.

В 01:34 по местному времени выехали на Новокузнецком поезде до Хабаровска, где выгрузились в 14:55 на 4-й путь. На чегдомынский поезд в 17:00 грузились тоже с 4-го пути. С Владивостока были проводницы в возрасте, а тут два молодых парня. Возникли проблемы! Вещей-то много, старший из них попросил вынести пока вещи в тамбур. Часть вещей вынесли. Алексей сходил с проводником к начальнику поезда, объяснил:
1. В билетной кассе дополнительную багажную полку на билет в плацкарт не выписывают. Нам отказали!
2. В багажном отделении заявили, что багажный вагон цепляют к чегдомын-скому поезду только по понедельникам.
3. Перегруза у нас нет, а «байдарка» негабаритным грузом не является по правилам провоза – ручная кладь!
Шел ливень. Двое стояли мокли, а начальник поезда с кем-то обговаривал по сотовому свои домашнии проблемы. Маленький такой, сморщенный. «Ба-гажные вагоны подцепили, сдавайте груз туда!» У поезда действительно сза-ди три вагона багажных, но принять груз отказались наотрез в каждом. Тут проводник потребовал нам выгружаться. Алексей стал настаивать на справке о высадке с поезда, а время отправки то подошло. Проводник сбегал опять к начальнику поезда и вернулся с решением начальника поезда выписать нам штраф уже в пути следования.
Когда начальник поезда пришел, то убедился, что штраф тут выписывать не за что, но на лице у него написано, что сволочь. Потребовал, чтобы мы ску-пили у проводников чайной продукции. Сумму не назвал. 6 литров «Арсе-нального» и поллитра «Купеческого» я отоварил. 100 рублей приплатил лич-но проводнику – но случайно, он что-то лопатал про отсутствие мелких де-нег, а я сдачу посчитал уже на перроне.
Зато мы не проехали своей остановки. Билеты взял до Нового Ургала 1, а на станции Новый Ургал обнаружил, что нам туда не надо: срочно выгружа-лись. А проводник сетовал, что вымогатель начальник поезда собирался к нам что-то еще предъявлять на нашей конечной станции Новый Ургал 1.
В Новом Ургале мы были в 07:30 по местному. В 09:15 проходит поезд Ком-сомольск-Тында, но чтобы он остановился на станции Туюн машинисту ну-жен приказ из Хабаровска что едет группа. То есть в нашем случае надо было прислать с Владивостокского управления железной дороги в Хабаровское отношение на остановку на станции Туюн этого поезда по причине следова-ния туристской группы: на основании отношения в Хабаровске издают при-каз и присылают дежурному по станции Новый Ургал. Естественно, что мы этого не знали и не делали. Предполагали непосредственно договариваться с машинистом, но тот не стал нарушать график из-за того, что остановка будет зафиксиривана на индикаторах у диспетчера и придется писать объснитель-ные. Ждали до 17:50 рабочего поезда.
Девчонки сделали радиальный выход на карьер покупаться, километров 12 накрутили. Дозакупили лекарства в аптечку, перекус.
В 20:42 были уже на станции Туюн. На грунтовой дороге, что шла вдоль жд виднелись лужи, но вода ниже среднего на 10 см.
В связи с малой водой на речке – возникло предположение, что несколько дней нам придется катамараны нести, перекидывать через камни. Алексей всех торопил: компенсировать медленный ход из-за низкой воды за счет дневки ему никто бы не позволил. Стапель был развернут сразу. Алексея от-влекали только на ужин.
25.07.05.

Стапель закончили к 09:00. В 11:20 вышли.
Вода поднялась на 10-15 см. Это позволило нам не мочить гидрокос-тюмы – пропихнулись даже по шиверам Воспорухана.
Сразу начинаются две шиверы по 300 метров, сужение и слив, которые идентифицировались нами как порог Воспорухан. В 14:00 на JPS-точке №4 встали на обед.
Порог Верблюд не смогли идентифицировать, возможно, конец «слож-ной шиверы» (JPS-точка №10) и есть этот порог.
Хорошо сориентироваться позволяют пороги БАМ и Кит, так как идут друг за другом в прямой видимости.
Все препятствия брали с ходу со страховкой тандемом: Стабровский-Джигимон впереди, Браганцова-Малышев следом.
Повезло со стоянкой на левом высоком берегу на правом повороте в конце шиверы. Слышен поезд, подходит проселочная дорога. Видно, что на этом месте неоднократно делался стапель. Из оборудованности: мангал, бельевая проволока, веревка.
26.07.05.

К утру уровень воды поднялся на 5 см.
Вышли в 13:20, по пути полчаса ели малину.
На 62-м км от устья наткнулись на явный порог с завалом камней слева и явновыраженным сливом у правого берега. По карте это препятствие не значится порогом, но Алексей его вроде помнит. Прохождение первым катом страховалось с берега, а второго – с воды. На просмотр и прохождение ушел один час.
За порогом песчанный остров. Его весело обходить слева: валы отбой-ника. На острове можно сделать обед, но плавника маловато.
Есть еще несколько разбоев.
Перекус в 15:30.
Порог «Бутылка 1» прошли со страховкой тандемом. Хороший длин-ный троешный порог с мощной шиверой. Всем очень понравился. Возможно, он посложней «Талибджана». На выходе из порога камень посреди русла: слева проход шире, справа под ширину ката. Фотографирование не осущест-влялось: проходили слив друг за другом сразу, а в таком длинном пороге не расслабишься и не пофотографируешь.
За порогом хорошее место стоянки слева. Есть навес из жердей и кост-рище. Справа тоже есть небольшое место под стоянку, но больно уж неболь-шое.
Зачалились в 19:30.
27.07.05.

Уровень воды поднялся на 10 см и стал на 10 см выше среднего. Камень в русле порога «Бутылка 1» уже не виден и на прохождение не влияет: пройти можно в любом месте.
Вышли в 11:30. Пасмурно. На поверхности воды какая-то оранжевая «муть» (может пыльца – но её слишком много) до JPS-точки №16.
По пути на полчаса чалились есть малину.
Проходили порог «Талибджан» с ходу, первый кат со страховкой тан-демом, а второй с воды. Зачалились за порогом в 14:00.
Это главный порог речки, ярковыраженный! Сильного перепада высо-ты тут нет ни на одном пороге, зато много шивер из-за отсутствия гальки – перекаты и те «шиверного типа».
Заносили кат на прохождения еще четыре раза – затратили два часа на тренировку.
Полудневка.
28.07.05.

Дневка. Уровень воды снижается. Светит солнце, облачность 2 балла. Попарились в бане. Бурундук объедал черемуху, игнорируя нас!
29.07.05.

Покинули место дневки в 12:20. Уровень воды упал за две ночи на 20 см. 15:20 – 16:40 отдыхали на пляже (на правом берегу), загорали. В 18:10 зачалились на стоянку. Переменная облачность, солнце.
Прошли последний порог Туюна – Связист. По сути пять шивер, две последнии с большими валами – фотографирование не осуществляли, так как считали, что это очередные шиверы, а когда «шиверы» закончились - фото-графировать было поздно.
Демонтировали коленные посадки – далее порогов не будет: пойдем в рюкзачных посадках.
Мошка есть, на закате появляются комары – но беспокоят не сильно (только на стапеле зверствовали).
Вода ниже среднего на 15 см.
30.07.05.

Вышли в 13:50. В 18:40 на JPS-точке сделали стоянку. Хорошее место: тут с Геращенко Алексей делал дневку и баню. По тропе наверх есть минеральный источник, но он в эту засуху пересохший.
31.07.05.

Вышли в 12:50. Вода упала еще на 5 см.
От JPS-точки 69 и далее вниз по берегу часть деревьев вдоль берега спилена. Устье Туюна вскорости будет тут: и начинаться Бурейское водохра-нилище…
В 18:00 пройдя по Буреи несколько км зачалились: разведать место ан-тистапеля. Пообедали. Полчаса на перечаливание. Антистапель отложили на следующий день. В деревню идти было лень, а мимо транспорт не проезжал: отложили поиск транспорта на следующий день.
01-02.08.05.

До обеда провели антистапель и вовремя. Приехала бригада лесорубов праздновать день рождение своего брига-дира. Ребята на хорошем заработке и незадиристые. Водитель пообещал дос-тавить нас к поезду и сдержал свое слово: мы немного переживали за нетрез-вое его состояние, но при нас он не пил. С водителем мы попили пиво уже на жд.станции.
На жд.станции Эльга билетных касс уже нет – обилечивают в вагоне. На станции только дежурная по вокзалу.
Голубики в этом году почти нет – мало.
До Хабаровска доехали без приключений. Наши объемные пожитки не привлекли внимание проводников – сработал стандартный пароль «байдар-ка».
 
Стоимость питания и средств передвижения

Стоимость питания на маршруте составила 727 рублей 30 копеек на че-ловека, включая пиво и мороженое. Расходы на личное снаряжение и другие надобности каждый осуществлял самостоятельно. Групповая снаряга была Стабровского, кроме второй палатки – Малышева.
Стоимость проезда. Билеты от Владивостока до Хабаровска, от Хаба-ровска до Нового Ургала и от Эльги до Хабаровска составили 1280 рублей на одного человека. Вымогательство начальника поезда: по 75 рублей как за ба-гаж и по 50 рублей в раскладку с каждого. От Нового Ургала до станции Ту-юн групповой билет составил 304-80, за 20 кг дополнительного багажа взяли 17-40, что на одного составило 81 рубль. Машина от заброшенного поселка Чекунда до станции Эльга обошлась по 100 рублей с каждого. Итого 1536 рублей.
Итого расходы 2263-30 на человека.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поставленные цели выполнены. Маршрут пройден в полном объеме. Пройдено по воде 88 км. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) [1] маршрут может быть оценён как водный 3 категории сложности.
Литература

1. "Русский турист": нормативные акты по спортивно-оздоровительному ту-ризму в России на 2001-2004 гг.– Москва, 2001 г. – Выпуск седьмой.
Приложение 1. Точки JPS.

1 – 500 м; 51021,545’; 132004,038’ — место стапеля.
2 – 470 м; 51021,268’; 132005,530’ — через 50 метров после шиверы, следующей за поро-гом Воспорухан
3 – 454 м; 51021,473’; 132006,756’ — за 50 метров до развилки на две протоки, где лучше предпочесть правую – и вдоль правого берега.
4 – 450 м; 51021,227’; 132008,733’ — коса слева, обед 25.07.
5 – 444 м; 51021,634’; 132009,103’ — коса справа.
6 – 435 м; 51021,786’; 132009,483’ — через 50 метров после места стоянки справа, «под-нятие» на полтора метра (ориентир: выход жд.дороги слева).
7 – 444 м; 51021,759’; 132010,482’ — крупный приток слева.
8 – 431 м; 51021,702’; 132010,718’ — длинная коса справа, на середине есть песок.
9 – 438 м; 51021,312’; 132010,231’ — ?
10 – 422 м; 51021,296’; 132011,913’ — конец сложной трехсотметровой шиверы.
11 – 438 м; 51021,335’; 132012,406’ — середина двухсотметровой шиверы.
12 – 440 м; 51021,280’; 132013,227’ — порог БАМ, слева избушка.
13 – 399 м; 51020,885’; 132014,724’ — отличное место стоянки слева на высоком берегу, подъезд дороги, мангал, стоянка 25-26.07.
14 – 403 м; 51020,476’; 132015,594’ — место стоянки справа.
15 – 445 м; 51020,245’; 132015,270’ — место стоянки справа на окончании шиверы, песок, кострище!
16 – 430 м; 51020,144’; 132015,192’ — порог «62 км от устья», просмотр и страховка с правого берега или с камней в середине русла – проход ближе к правому берегу.
17 – 419 м; 51018,756’; 132014,173’ — коса справа пригодна для остановки на обед.
18 – 417 м; 51018,634’; 132013,600’ — за 100 метров до разбоя, где следует идти в правую протоку.
19 – 426 м; 51017,497’; 132012,214’ — приток справа, начало шиверы за плесом.
20 – 419 м; 51017,324’; 132011,980’ — ручеек справа за шиверой, что началась с точки №19.
21 – 402 м; 51016,874’; 132012,610’ — место стоянки слева (с песком), справа высокий (4 метра) берег, по кромке которого заросли малины.
22 – 414 м; 51016,723’; 132013,606’ — ручеек слева через 20 метров.
23 – 409 м; 51015,876’; 132012,502’ — разрушенный мост из бревен (снесен вправо), нача-ло шиверы.
24 – 399 м; 51015,861’; 132012,071’ — оборудованное место стоянки справа, сразу за ши-верой, что начинается от точки №23.
25 – 394 м; 51015,588’; 132010,849’ — начало входной шиверы порога «Бутылка 1».
26 – 391 м; 51015,372’; 132011,232’ — ручей слева.
27 – 375 м; 51014,820’; 132012,061’ — конец порога «Бутылка 1», место стоянки слева, ручей слева, стоянка 26-27.07.
28 – 377 м; 51014,349’; 132012,762’ — ручеек слева.
29 – 392 м; 51013,950’; 132012,181’ — конец плеса (за точкой 28 река поворачивает впра-во) и 10 метров до начала шиверы.
30 – 385 м; 51013,234’; 132010,791’ — через 30 метров после второй ступени порога «Бу-тылка 2», между первой и второй ступенью справа впадает река; первая ступень сложней.
31 – 377 м; 51012,663’; 132010,862’ — приток справа (средний) в конце шиверы.
32 – 376 м; 51012,066; 132010,099’ — справа сбегает ручеек (через 100 метров после ши-веры, перед пововоротом реки налево).
33 – 378 м; 51012,064’; 132010,093’ —см. точку 32.
34 – 377 м; 51012,043’; 132010,084’ — см. точку 32.
35 – 348 м; 51011,336’; 132011,235’ — сужение русла, шивера, слева за сливом виден ори-ентир «трехметровый выступ скальника», 20 метров песка справо. За вторым поворотом налево будет порог «Талибджан».
36 – 394 м; 51010,886’; 132011,005’ — через 50 метров после слива порога «Талибджан».
37 – 335 м; 51009,060’; 132010,393’ — резкий поворот налево, скальник, ручей справа, не-оборудованное место стоянки слева, через 100 метров ручей слева.
38 – 339 м; 51008,548’; 132011,059’ — место стоянки слева, сразу за шиверой (прохожде-ние у правого берега, прижимаясь), через 50 метров ручей справа.
39 – 338 м; 51007,764’; 132011,246’ — необорудованное место стоянки слева, конец ко-роткой шиверы, ручей справа, плавный поворот налево.
40 – 335 м; 51007,470’; 132011,619’ — через 50 метров от конца шиверы,ручей справа (водопадом), песок слева – возможно место стоянки.
41 – 330 м; 51007,198’; 132012,227’ — ручей слева, место стоянки справа, через 50 метров дорожный знак «Проезд закрыт» на правом берегу, через реку две веревки на высоте 10 метров, далее справа четыре бревенчатых дома и стекающий ручей.
42 – 301 м; 51007,147’; 132012,344’ — четыре дома на траверсе, над домиками виднеется выраженный пик, с этой точки начинается очередная шивера.
43 – 332 м; 51006,909’; 132012,670’ — ручеек слева.
44 – 324 м; 51006,464’; 132012,674’ — ?
45 – 312 м; 51005,804’; 132012,921’ — ручеек справа, место стоянки справа, но нет мест под палатки, хотя песок хороший, есть кострище.
46 – 311 м; 51004,503’; 132012,529’ — ручей слева.
47 – 310 м; 51004,154’; 132012,226’ — после двух шивер: вторая с сильным уклоном и шумит как порог, далее идет порог «Связист».
48 – 303 м; 51003,915’; 132012,605’ — порог «Связист»: три ступени – вторая и третья со сливами, вторая ступень
49 – 302 м; 51003,897’; 132012,794’ —
50 – 292 м; 51003,307’; 132013,200’ —
51 – 306 м; 51002,915’; 132013,715’ —
52 – 292 м; 51001,623’; 132012,749’ — оборудованное место стоянки справа перед пово-ротом налево, песок. Через 75 метров большой ручей справа (рыбалка?).
53 – 311 м; 51001,283’; 132012,449’ — плохое место стоянки слева.
54 – 282 м; 51000,603’; 132012,182’ — приток слева стекает между груды камней высотой 2 метра.
55 – 271 м; 51000,153’; 132011,535’ — приток справа в трех метрах от устья завален брев-нами.
56 – 279 м; 50059,830’; 132011,039’ — место стоянки справа, песок
57 – 277 м; 50059,503’; 132010,544’ — ручей справа из распадка.
58 – 288 м; 50059,463’; 132010,490’ — приток слева спадает среди сыпухи высотой 1 метр (после точки 57 всего 50 метров).
59 – 279 м; 50058,971’; 132009,357’ — ручей слева.
60 – 282 м; 50058,781’; 132008,887’ —за 50 метров до ручейка слева.
61 – 454 м; 51021,473’; 132006,756’ — ?
62 – 450 м; 51021,227’; 132008,733’ —необорудованное место стоянки слева, песок.
63 – 500 м; 51021,545’; 132004,038’ — за 30 метров до ручья слева.
64 – 470 м; 51021,268’; 132005,530’ — приток справа, за 50 метров до него слева необору-дованное место стоянки под одну палатку.
65 – 454 м; 51021,473’; 132006,756’ — ручей справа.
66 – 450 м; 51021,227’; 132008,733’ — приток справа.
67 – 470 м; 51021,268’; 132005,530’ — приток слева.
68 – 454 м; 51021,473’; 132006,756’ — справа постройка типа «туалет».
69 – 450 м; 51021,227’; 132008,733’ — приток справа (начинаются спиленные деревья).
70 – 470 м; 51021,268’; 132005,530’ — место стоянки слева, песок, напиленные дрова.
71 – 454 м; 51021,473’; 132006,756’ — новосрубленная зимушка справа.
72 – 450 м; 51021,227’; 132008,733’ — ручей слева.
73 – 470 м; 51021,268’; 132005,530’ — ручей справа.
74 – 454 м; 51021,473’; 132006,756’ — беседка перед водомерным постом справа, слышен ручей справа.
75 – 450 м; 51021,227’; 132008,733’ — гидропост (белая постройка на сваях) справа.
76 – 470 м; 51021,268’; 132005,530’ — разбой, в право уходит мелкая протока.
77 – 454 м; 51021,473’; 132006,756’ — выход в Бурею.
78 – 450 м; 51021,227’; 132008,733’ — выход в Бурею.
79 – 470 м; 51021,268’; 132005,530’ — место обеда на косе на Буреи.
80 – 454 м; 51021,473’; 132006,756’ — место на проселочной дороге в 602 метрах от места обеда.
81 – 450 м; 51021,227’; 132008,733’ — место антистапеля.
82 – 470 м; 51021,268’; 132005,530’ —
83 – 454 м; 51021,473’; 132006,756’ —
84 – 450 м; 51021,227’; 132008,733’ —
85 – 470 м; 51021,268’; 132005,530’ —

Комментарии
Futbolka-mountain.ru02.02.09, 13:24
красота! 
с водой только вам не повезло)
О Маршруте
Категория сложности: 3