На востоке Восточного Саяна возвышается хребет Тункинские гольцы. Здесь ходил в походы зимой, летом, весной и осенью с группой туристов , семьей, один. Для меня оставалась белым пятном центральная часть Тункинских гольцов в районе пика Стрельникова. Достойная цель для очередного похода.
Пос. Тагархай - р. Хохюр - пер. София 1б - р. Хурай - Хайр - пер. Апофеоз 1а - р. Ганга- Хайрым - пик Стрельникова 1а - пер. Туманный 1б - р. Елоты - Харагун - пер. Пламя 2а - р. Правый Шумак - пер. Зумбортойский 2а - р. Хэр - пер. Илтыкшинский 1а - р. Илтыкшин - пер. Красавина 1а - пик Илья Муромец 1б - р. Эхегер - пер. КАТЭК 1б - р. Зун - Гол - р. Ара - Ошей - пер. Дабан - Жалга н.к. - пер. Новогодний н.к. - р. Китой - р. Янгарасык - р. Толта - пер. Авиаторов н.к. - р. Хото - Гол - пер. Хотогольский 1б - в.в. 3001 - в.в. - 3003 - пер. Хонголдойский н.к. - пос. Нилова Пустынь.

Поселок Тагархай - р. Зун - Хандагай - р. Хохюр.

В этом одиночном свидании с природой
она и открывается человеку более доверчиво.
Григорий Федосеев. По Восточному Саяну.

7-9 августа. Байкал встретил страшными свинцовыми тучами. В маршрутке доехал до развилки в поселок Тагархай. Шел дождь. Начал поход в 16 часов. За 1 час 45 мин. добрался до реки Зун-Хандагай. Дождь затих. Остановился на ночевку. В лесу окружили большие и ленивые комары. Опять пошел сильный дождь. К утру дождь затих. Всё в тумане. Вышел в 9 часов. За Бурун-Хандагаем по наезженной дороге вышел на большую поляну с двумя избами. Вернулся на край поляны и пошёл по заросшей дороге на запад. Окружающий лес состоит в основном из берёз. Встречаются кедр, сосна. Возле дороги увидел несколько огромных осин в два обхвата. В 12 часов появилось солнце. Подошёл к речке Мойгота. Остановился на перекус, просушился. За речкой нашёл избу с нарами, печкой, едой. Можно ночевать. Дорога раздвоилась, левая повернула на юг. Я выбрал правую и вскоре она пропала. По высокой траве дошёл до очередной речки. Решил, что зто Бирон. В таком месте трудно ориентироваться и недостает навигатора. Пришлось воспользоваться привычным способом-полез на дерево. Сверху разглядел ближайшее ущелье и решил, что это ущелье реки Хохюр. Нашёл дорогу, идущую с юга и пошёл по ней. Дорога стала уводить на север в сторону хребта и вскоре закончилась. Побрёл по лесу. Жара, тучи мух и комаров, высокая трава, завалы и ямы. Исчезла вода. Словом, все прелести таёжного похода. В 18 часов вышел к сухому руслу. Пошёл вверх до воды и остановился на ночёвку. Погода ясная. Разглядел озеро Енгаргаргинское. Взял азимут на озеро и понял, что речку Хохюр прошёл, перепутав её с Бироном. Пересохший ручей назвал Лжехохюром. После ужина внизу раздалось громкое рявканье. Голос, скорее всего, принадлежал медведю подросткового возраста. Когда лёг спать, с другой стороны раздалось частое рявканье, и звук стал удаляться. Понял, что медведь недоволен моим присутствием. Через некоторое время с противоположной стороны раздалось рявканье, но на этот раз зверь оставался на месте. Я постучал тарелкой по котелку и закричал. Мишка замолк и больше меня не беспокоил.

Подъём в 6 часов 35 мин. Утро тёплое и сухое. Небо над горами затянуто, а в долине лёгкая дымка. Пошёл на восток. Путь ближе к хребту был легче. Лес чистый, поваленных деревьев мало. Под ногами юркнула небольшая змейка. Наконец подошёл к реке Хохюр. Речка оказалась глубокая, течение сильное. Перебрался на левый берег. По заваленному склону начал пробираться наверх. У входа в ущелье нашёл костровища и стоянку. Дальше по ущелью пришлось обходить прижим. Несколько переходов пробирался наверх. Жарко, заели мухи, комары. Хочу пить, а до воды далеко. На краю склона увидел внизу речку, вдоль которой можно идти. Здесь же подъём шёл бесконечный. За 50 минут спустился на берег Хохюра. Сейчас цель одна-найти место под палатку. По пути объедаю жимолость с кустов. С трудом нашёл кривобокую площадку. В двух метрах грохочет река. Сколько же телодвижений сегодня сделал!

Река Хохюр
Река Хохюр - пер. София 1б - р. Хурай - Хайр.

10-11 августа. Вышел 8 часов 40 мин. Закапал дождь. Чем ближе к границе леса, тем легче идти. Наконец лес закончился. Дождь то усиливался, то стихал. Промок, стало холодно. Вчера была жара, комары, завалы. Сегодня дождь, сырость, холод. Подошёл к подушке возле перевала София. Дождь, наконец, закончился. Остановился ночевать. Вечером любовался окружающим пейзажем. Видимость хорошая, горы местами в тумане, облаках. Вокруг палатки забегали пищухи. Самая маленькая попыталась залезть в палатку. Пока доставал камеру, пищуха убежала.

Подъем на перевал София

Утро прохладное и сухое. Снизу полез туман. Взял ориентир на перевал и вскоре туман всё закрыл. Начал подниматься. Длинно, круто. Туман поредел. Перед выходом на перевал решил по совету, вычитанному в отчёте, выбираться на гребень по скале напрямую. Вылез, ругаясь, но когда увидел место, которое я сократил, то понял, что совет дельный. Вниз шёл крутой стеноподобный песчаный кулуар. Тур не нашёл.

Седловина перевала София

Опыт подсказывал, что с перевала нужно спускаться на юго-запад, куда и вела пологая осыпь. Решившись на авантюру, пошел через правый гребень. Сначала очень крутая осыпь, а затем гладкие пологие скалы, которые обошёл справа. Спуск очень длинный, камнеопасный. Постоянно уходя вправо, вышел к узкой щели, куда падал ручеёк, двухступенчатым водопадом в несколько десятков метров. Справа стена, слева сбросы. Без рюкзака сходил на разведку влево от ручейка. Туда же начал спускаться по крутому травянистому склону. С большим трудом вышел к реке Хурай-Хайр перед водопадом. Хорошо, что не было дождя. По мокрым камням и траве спуститься бы не удалось. Ущелье Хурай-Хайра великолепно. Вершины гор в тумане, зелёные луга. На отдыхе лежал и наслаждался запахом травы. Обошёл водопад и на ровной площадке остановился на ночлег. Рассмотрел перевал 2б-3а, отмеченный на карте. Виден перевал Апофеоз.

Река Хурай - Хайр - пер. Апофеоз 1а - р. Ганга - Хайрым - пик Стрельникова 3284 м. 1а

12-13 августа. Утром небо ясное. На земле иней. Ощущение, что до перевала Апофеоз рукой подать. Вышел в 8 часов 30 мин. Пошёл и пошёл, и пошёл. Длиннющий подъём. Сыпуха тащит вниз. Солнце стало припекать. Скальные выходы обошёл справа. Обрушил из-под себя камнепад. Если бы упал, то от меня остались одни лохмотья. Вылез на перевал в 11 часов. На перевале тур. В туре записка туристов из Иркутска. Оставил свою записку и камнями укрепил тур. Кругом потрясающий вид. Мощные обрывы, вершина Стрельникова, Кати Ивановой, перевал Центральный. Дикий мир.

На перевале Апофеоз

Пошёл вниз по средней осыпи. До низа спускаться было легко. Внизу начались сюрпризы. Появился ручей. Вылез влево от ручья, но здесь отвесные скалы. Вышел от ручья справа, чуть спустился и вышел к сбросам. Прополз по мокрым плитам влево от ручья и начал уходить в сторону. Через метров 100 дошёл до желоба с осыпью и спустился вниз. Отдохнул на зелёной полянке и пошёл по пересохшему левому Ганга-Хайрыму вниз. Ручей появился недалеко от слияния с правым Ганга-Хайрымом. Дальше по берегу правого Ганга-Хайрыма вышел на один подъём, затем на второй и возле озера остановился на ночёвку. Завтра на Стрельникова. Погода по-прежнему великолепна.

Озеро в ущелье Ганга-Хайрым

Свистят пищухи. Когда лёг спать, со стороны перевала Туманный услышал голоса людей. В темноте рядом с палаткой прошли четверо. Я вылез и подошёл к незнакомцам. Познакомились. Оля, Алексей, Дима, Слава, из Иркутска. Завтра тоже собираются на пик Стрельникова. Утром с севера потянулись темные тучи, а со стороны Тункинской долины полез туман. Пока ещё всё не за несло, пошёл на пик Стрельникова. Поднялся на перевал Иркутян. Спустился с седловины перевала до стенки. Впечатляет. Висят две петли. Большой риск камнепада, но лезть можно. Билюта в тумане. Пошёл вдоль кромки обрыва между перевалом Иркутян и пиком Стрельникова.

Вид на стену пика Стрельникова

Поднялся на вершину за 50 минут. В туре нашёл записку туристов из города Иркутск и листочки с анекдотами на горную тему. Дата восхождения не указана.

На вершине пика Стрельникова

В сторону пика Кати Ивановой идёт узкий разрушенный гребень. Слева стена, справа скалы, сбросы. Прошёл по правой стороне гребня 150 метров до вниз уходящей стены. Дальше можно только со снаряжением.

Гребень к пику Кати Ивановой

Возвращаясь назад, встретил вчерашних знакомых. Они поднимались на Стрельникова. Вечером иркутяне пригласили на ужин.

Река Ганга -Хайрым - пер. Туманный 1б - р. Елоты - Харагун - пер. Пламя 2а - исток Правого Шумака.

14-15 августа. Всю ночь шёл дождь. После завтрака зашивал ботинки и слушал на плеере музыку. В 13 часов дождь закончился. Мои соседи начали сворачивать лагерь. Стал собираться и я. Вышел в 13-30. Подошёл к скалам и озадачился, а где же перевал?

Где-то перевал Туманный

Оставил рюкзак возле скалы и полез наверх. По скале, кулуару, по скале вылез наверх. Увидел перевал в 30 метрах. Перебрался на седловину. Нашёл тур. На западе облака разошлись, открыв громаду пика Альбатрос. В сторону Ганга-Хайрыма седловина из песка и мелкой щебёнки заканчивается обрывом. Подошёл к обрыву. Висит страховочная петля. С рюкзаком здесь мне не подняться. Отошёл за гребешок вправо и нашёл осыпь до низа.

Подъем на перевал Туманный

Быстро спустился, взял рюкзак и за час вылез на перевал. Взял азимут от тура на спуск с перевала в сторону Ганга-Хайрыма-165°. Начал спускаться по осыпи в долину Елоты-Харагун. Появился ручей и гладкие пологие скалы. Уходя от ручья в правую сторону, спустился на зелёную полянку. Прошёл травянистый склон перевала Травянистый он же Пламя. На правом притоке Елоты-Харагуна остановился на ночёвку. Место сырое, ветер, прохладно. Комары! Время 21-50. Темнеет. Утром небо в облаках, сухо. Начал экономить газ. Вышел в 8-20. Сегодня иду на перевал Рекорд 1б. Уже после похода узнал, что на карте-хребтовке Стрелюка были перепутаны местами перевал Рекорд 1б и перевал Пламя 2а и впереди меня ждал экстремальный спуск.

На перевал Пламя

На перевал Пламя поднялся в 10-15. Перевал узкий, щель в один метр, без тура.

На перевале Пламя

Спустился в первый кулуар. Через несколько десятков метров обрыв. Перебрался на склон вправо. Склон перешёл в кулуар, ниже соединился с первым кулуаром. Вскоре он снова закончился обрывом.

Спуск с перевала Пламя

Вылез влево и увидел широкий кулуар с осыпью до низа, но спуститься в него можно только по 20 метровой стенке. По щели в ладошку шириной и вываливающими зацепками, наконец, спустился на осыпь. Попытался снизу рассмотреть более легкий спуск, но ничего не увидел. Появилась надежда пройти сегодня и перевал Зумбортойский. Через 15 минут начался дождь и смыл надежду. По пути к Зумбортойскому обошёл возвышенность и остановился на ночёвку. Всю палатку заняли какие-то чёрные насекомые.

Река Правый Шумак - пер. Зумбортойский 2а - р. Хэр - пер. Илтыкшинский 1а - р. Илтыкшин.

16-17 августа. Ночью выходил из палатки. Небо ясное в звёздах. Утром понял, что без днёвки не обойдётся, всё затянуто облаками и тепло. После завтрака снизу поднялся туман и начался дождь. Включил плеер, стал слушать аудиокнигу. Дождь усилился, похолодало. После 9 часов полетел мокрый снег.

Дневка возле перевала Зумбортойский

В 16 часов пошёл дождь и смыл снег. Вечером всё в тумане, слякотно. Утром небо ясное, холодно.

Подъем на перевал Зумбортоискии

Подошёл к центральной части перевала Зумбортойский. Справа стена разрушенная, слева гладкие плиты. Полез на верх. Скалы не сложные, но с рюкзаком тяжко и опасно. Ближе к седловине скалы начали выполаживаться, и лезть стало легче. Правее был виден склон с осыпью. Там путь по всей вероятности ещё легче. Вылез на перевал в 10 часов.

На перевале Зумбортойский

Светит солнце, ветер, холодно. Нашёл тур без записки и рядом петля для спуска. По пологому склону спустился вниз и за 2 часа добрался до перевала Илкытшинский. Постоянно налетают тучи. Идёт крупинками снег. Когда полез на перевал, под ветровку надел свитер, но согреться так и не смог. При выходе на седловину обогнул с правой стороны скалы. На перевале нашёл тур с запиской туристов под руководством Смирновой Марии из города Иркутск с датой 6 августа 2012 года. Спустился с правого края перевала. Слева скалы. Внизу путь пролегает по ровной, заболоченной местности, покрытой травой. Впереди возвышается пик Илья Муромец. Перешёл реку Илкытшин и остановился на ночёвку.

Пик Илья Муромец
Река Илтыкшин - пер. Красавина 1а - пик Илья Муромец 1б - правый приток реки Эхегер.

18 августа. Утром переменная облачность. Вышел в 8-30. По осыпи стал подниматься на перевал. На самом верху несколько метров лёгких скал. Седловина широкая, просторная. В туре баночка с запиской группы, что и на перевале Илкытшинский. Доставать не стал и свою не оставил. Поднялся немного вверх, оставил рюкзак, надел наушники и под музыку Брамса пошёл на вершину Ильи Муромца. Всё в облаках, летит снег. Температура-лёгкий минус. Иду по осыпи, затем осыпь перешла в гребень. Слева вниз стена. Устанавливаю небольшие туры, чтобы на обратном пути не заблудиться. Наверху простые, но заснеженные скалы и сильно сыплются. Приходится лезть осторожно. Вылез на вершину в 10 часов. В туре ничего не нашёл. Кругом облака, снег.

На вершине Ильи Муромца

Прошел 50 метров до соседней вершины, немного постоял, понял, что в ближайшее время видимость не улучшится. Стал спускаться на перевал, а дальше вниз вдоль ручья. Вскоре сквозь туман, увидел возле реки Эхегер тропу, идущую с шумакских источников в Нилову Пустынь. На тропе у встречных туристов решил купить газ. Первым встретил парня в плаще и шортах. Шёл снег. Я замёрз, хотя на мне надеты все вещи. Да, я не Илья Муромец. Газ так и не удалось купить. Пошёл по правому притоку Эхегер в сторону перевала КАТЭК. Снег усилился. Добрался до первого озера. По глыбистой осыпи уходящей прямо в воду левого берега допрыгал до места, где должен быть ручей. По невидимому ручью пошёл на верхнее озеро. Берег ручья это сплошной каменный лабиринт. Поднялся ко второму озеру. Снег валит без остановки. На берегу с трудом нашел место для ночёвки. Рядом следы старой стоянки. Нашёл ржавый газовый баллон, на остатках газа приготовил ужин. Ночью выходил несколько раз убирать с палатки толстый слой мокрого снега.

Приток реки Эхегер - пер. КАТЭК 1б - р. Зунгол.

19-20 августа. 7 часов. Небо в облаках. На юге голубой кусочек. Пошёл по заснеженному курумнику. Камни, камни, снег, снег. Выбрался на перевал КАТЭК.

На перевале КАТЭК

Выглянуло солнце. Стало тепло и весело. Узкая седловина. Вниз ведёт длинная осыпь. Спустился, и остановился на перекус. Снизу быстро поднялась туча. Пошёл сильный снег. Сворачиваюсь, и шагаю дальше. Камни, камни, снег, снег. На слиянии речек снегопад закончился. На травянистом склоне нашёл много голубики и только решил подкормиться, как снова налетела туча, и повалил снег. По левому берегу вышел к каньону. Перелез на правый берег. Появились лиственницы, кусты, тропа. Тропа вывела к реке Зунгол.

Река Зунгол

Мечтал дойти до ночёвки и развести огромный костёр. Возле слияния Зунгола и Архата нашёл стоянку, оставленные продукты. Соорудил огромный костёр, поставил палатку. Мечты сбываются. Из оставленных продуктов приготовил двойной ужин. Ночью небо ясное, в звёздах. Утром выглянул из палатки. Всё в снегу, небо в облаках, очень холодно. Развёл костёр. С жадностью выпил две кружки кофе с шоколадом. Читаю в палатке. Снизу поднимаются облака, и через небольшие промежутки идёт снег. Вечером прояснилось, потеплело. Снег растаял. Тайга и горы приобрели уютный вид. Ходил по окрестности подъедался голубикой.

Река Зунгол - р. Ара - Хубуты - р. Ара - Ошей - р. Дабан - пер. Дабан - Жалга н.к. - р. Жалга.

21 августа. Самая холодная ночь. Утром обнаружил, что какой-то зверюга проник в палатку и пытался съесть мои продукты. До продуктов не добрался, а палатку прогрыз. Погода радовала. Пошёл вниз по реке. Тропа увела далеко от реки. Шел, шел и чувствую, что прохожу слияния Ара-Хубуты с Ара-Ошей. Начал спускаться вниз, боясь выйти на сбросы. Пересёк две тропы и вышел к реке. Остановился на привал. Небо голубое, тепло, но что эта за река? Вверху по течению нашёл устье Ара-Хубуты. Перешёл её вброд, а за ней перебрался на левый берег Ара-Ошей. На берегу много стоянок. Шёл и восторгался плавными очертаниями гор, лесом, белым песком. На тропе обнаружил следы ботинок, след медведя, и какого-то копытного. Вдоль Ара-Ошей растёт лиственница, кедр, берёза. Много грибов и голубики. При подходе к реке Дабан стал срезать по лесу и вскоре снова вышел на хорошую тропу. Местность изменилась, По обе стороны тянулись округлые, безжизненные, светло-серые, каменистые горы. Хотелось подняться туда, но нет ни времени, ни сил. Прошёл перевал Дабан-Жалга-просто лесистый бугорок.

На перевал Дабан-Жалга

Ночевать остановился на мыске возле речки Жалга По одну сторону плавный склон с редкими лиственницами и одинокими кедрами с другой, большое поле щебёнки. Вдали виден красивый заснеженный хребет.

Вид с перевала Дабан-Жалга

Река Жалга - пер. Новогодний н.к. - р. Китой - р. Шарагол.

22 августа. Вышел в 8-30. Небо затянуто облаками. Мечтаю найти стоянку с сухарями. Свои почти съел. Прошёл перевал Новогодний. До Китоя шёл довольно долго. Тропа, наконец, повернула влево и стал слышен шум реки. Закапал дождь. Неожиданно появилась лесная дорога. Возле дороги каркасы балаганов. Кто и что здесь делал. Геологи? Рыбаки? Шишкари? Возле плаката 'Брод' дорога ушла на другой берег. По тропе вышел к реке Бого-Хондолгой, затем Ара-Хонголдой. Далее через 40 минут Урта-Гол. Все речки неглубокие. Собирая грибы вышел к полноводному Шараголу.

Река Шарагол

Дождь закончился и выглянуло солнце. Лес по берегам Шарагола чистый, без завалов, удивительно красив, похожий на парк. Аккуратные игрушечные лиственницы, ровная сочнозелёная трава. Встречаются много стоянок. Впереди путь преградили скалы, и пришлось останавливаться на ночёвку.

Река Шарагол - р. Урта - Гол - р. Янгарасык.

23 августа. До середины ночи подвергался нападению мышей, которые пытались съесть продукты. Затем догадался положил продукты в мешок и повесил на сучёк. После этого мыши оставили меня в покое. Утром льет дождь. Сменил первоначальный план и вместо озера Ильчир решил идти к озеру Толта. По азимуту вышел на реку Урта-Гол.

Долина реки Уртогол

Возле устья Ихесарам нашёл домик, баню, туалет. Всё в полуразрушенном состоянии. Едва не проскочил пересохшее русло реки Янгарасык, по которому мне надо идти. Выбрался верх по руслу на ровную заболоченную долину. С трудом нашёл место для ночлега. Небо ясное, холодно. Светит месяц-растёт.

Долина реки Янгорсык

Река Янгарасык - р. Толта - пер. Авиаторов н.к. - р. Хото - Гол.

24 августа. Утром погода ясная. Перевалил через водораздел и вышел к озеру на реке Толта.

Озеро в долине реки Толта

На безлесом берегу настил из досок, кругом валяются бутылки. Путь вдоль Толты по кочкам, мху, берёзовому стланику сильно выматывал. Подошёл к озеру Толты. Погода по-прежнему ясная, тепло. Расположился на берегу.

Озеро Толта

Какое удовольствие просто сидеть на солнце! После отдыха пошёл на перевал Авиаторов. Начал сильно уставать. Остановился, съел ложку крошек от сухарей, кусочек сала, доел курагу. Затем лёг на мох и задремал. Проспав 15 минут, почувствовал прилив сил и вскоре вышел на перевал Авиаторов. Спускаясь с перевала, нашёл разбившийся самолёт.

На перевале Авиаторов

Дальше спускаться пришлось по крупноблочному курумнику. По ручью, с лежащем на нём парой гектаров льда, вышел на речку Хото-Гол. Берег на слиянии ручья и Хото-Гола заболочен. Пришлось вылазить верх по Хото-Голу, где нашёл ровное место и дрова. Солнце село, туман накрыл горы.

Река Хото - Гол - пер. Хотогольский 1б - в.в 3001 - в.в. 3003 - пер. Хонголдойский н.к. - р. Убур - Хонголдой.

25 августа. Вышел верх по Хото-Голу в 8-30. Погода ясная, не единого облака. На земле заморозок. В начале, шёл по тропе, затем она пропала. Дальше запинаясь за кочки, утопая в стланике, мхе преодолел крутой участок.За озером курумник из огромных валунов. Снизу перевал не просматривается. Полез по осыпи. Наверху лавирую между скал, за час вылез на гребень. Съел последний шоколад. По пути на вершину спустился на перевал Хотогольский. В туре записка группы Горной секции Глобус из Иркутска за 2011 год. На вершину 3001 вел гребень, слева осыпь, справа обрыв. За 50 минут поднялся на вершину. Повернул назад в сторону вершины 3003.

Гора 3033
Вид с гребня вершины 3033

Выход на вершину 3003 по скалам. Наверху деревянная триангуляционная вышка.

Вершина горы 3033

Нашел в банке записку туристов из группы Стрелюка за 1998 год. Они исследовали район. Долго сидел на вышке, любовался скоплением красоты, голубыми далями. На юго-западе серебрится заснеженный Мунку-Сардык. Вернулся к рюкзаку, и, не спускаясь с перевала, стал траверсировать правый склон вершины 3003. За час спустился к правому притоку Убур-Хонголдоя. Далее тягомотный путь по кочкам, стланику, мху к перевалу Хондолгойский. Вышел к скальной гряде, через которую утекает Убур-Хонголдой.

Перевал Хонголдойский

Вниз ведёт тропа со следами прошедших коров. Даже человеку здесь не разбежаться, а как ходят коровы? На правом берегу нашёл хорошее место для ночёвки. Два развесистых кедра, много дров. Ночью несколько раз начинал моросить дождик.

Река Убур - Хонголдой - р. Ихе - Угун - правый приток реки Ихе - Булнай - пос. Нилова Пустынь.

26-27 августа. Утром не тороплюсь и вышел в 10 часов по разбитой, местами крутой тропе вдоль левого берега Убур-Хонголдой. Небо прояснилось, потеплело. На слиянии с Ихе-Угун стоянки с кучами водочных и пивных бутылок. На много километров потянулся горелый лес. Тропа повернула на восток и перешла в давно неезженую, заросшую дорогу. Дорога стала песчаной. Исчезли речки и ручейки. Только в 19 часов подошёл к небольшому ручейку и остановился на ночёвку. Посёлок где-то рядом, лают собаки и слышен гул машин. Всю ночь потихоньку льёт дождь. Утром туман. За 20 минут вышел к полноводной речки со стоянками, а через 50 минут был в посёлке Хойтогол. В посёлке, людей не видно, одни коровы. Только на выходе стали встречаться местные жители. Все спрашивали-откуда иду. Туман исчез, над головой голубое небо, пахнет сосновой хвоёй. После обеда пришёл в посёлок Нилова-Пустынь. По дороге отдыхающие снуют туда-сюда. На обочине собаки валяются, высунув языки от жары. Поход закончен. Автобус до Иркутска будет только на следующий день в 9 часов. Осталось время для рыбалки и ещё одна ночёвка в палатке на берегу Ихе-Угун.