плато Путорана / Водный туризм | Пешеходный туризм | Спортивный туризм

Кусочек Путоран, или когда сил нет, но очень хочется.

19 июля - 14 августа 2017 г.
Река Бучарама вся вдоль и поперек
Норильск- оз.Лама-Р.Бучарама-оз.Лама-Норильск 20.07.17-14.08.17

На Плато Путорана сходить хотелось давно, но казалось, что не осилим. У меня врожденные проблемы с ногами, из за которых мы с мужем ходим только в водные походы (до свадьбы муж занимался альпинизмом). Однако, в последние годы в наших походах стали появляться волоки до 15 км. И мы решили, что если как следует подготовиться и уменьшить количество вещей, то сможем пройти небольшой маршрут на Плато : оз.Лама- р.Бучарама вверх, подъем на Плато, переход по Плато, спуск в р.Микчангда и сплав до оз.Лама. К походу готовились очень заранее. Куча логистических моментов, физических тренировок. Я с мая ездила на работу на велосипеде (3 км в одну сторону), махала гантелями, периодически заползала в офис пешком на 15 этаж…Оказалось не достаточно..

Аэропорт. В этом году, и в следующем в Норильске происходит ремонт аэропорта. Это добавило логистических проблем, но мы решили не отступать. Вот здесь можно почитать, в чем, собственно проблема с аэропортом: http://www.norilsk-city.ru/51471/index.shtml .

Если вкратце, то проблемы три: покупка билетов, запрет на перевес в багаже и сложность самого двойного перелета через Сургут.

Билеты мы купили в первую волну - 1 февраля. Для этого пришлось поехать к 8:00 (начало продаж) в Домодедово, где находится единственное представительство НордСтар в Москве. Купили, пока ехали обратно на аэроэкспрессе, билеты закончились. На сайте купить было не реально - он все время падал. Как потом я прочла в новостях компании: они приложили максимум усилий и увеличили пропускную способность сайта с 7 до 30 человек:).  В это время в Норильске люди отпрашивались с работы, стояли в длинных очередях…потом было еще две волны продаж, которые тоже быстро расхватали на наши даты. Многим в Норильске отказали в летнем отпуске, чтоб было меньше ажиотажа..А потом…потом в последний момент можно было купить билеты:). Если туда мы летели в полном самолете, то обратно было несколько свободных мест.

Багаж. Я задействовала все свои рабочие связи. Так, наши сотрудники в Перми купили мне мою первую мембранную куртку (которой я довольна как слон) – Сивера Епанча предпоследней модели, которую я нашла только в этом городе. А в Норильске дали человека, который готов принять и хранить наш багаж.

Отправляли фирмой "Иненс" http://ltd-group.ru/contacts
ВАЖНО: обратно они не отправляют, только туда. Обратно рекой вообще не отправляют, только авиа. И только в присутствии отправителя (даже если заказать забор груза), так как требуется проверка груза на предмет вывоза никеля и других ценностей.

17 мая груз сдали на склад Иненса в Москве. 22 мая его загрузили в контейнер. 28 мая контейнер выехал в Красноярск. 5 июня груз был в Красноярске, перегрузили на баржу. Где-то к 12-13 июня корабль прибыл в Дудинку, но сначала выгрузка задержалась из за праздников, потом Норникель пустил свои корабли вперед. Как раз в это время у компании ВСТ (которой я думала отправить вначале) сгорел склад в Норильске…Выгрузка произошла 20 июня. 21 июня доставили по адресу нашему человеку. Все удовольствие обошлось в 4800 рублей (измеряют объем, вес не важен) - два рюкзака общим весом 60 кг, объем у нас был минимальный. Отправили лодку, часть снаряги, фальшвеер, медвежий балончик, даже крупы, соль и сахар (вес то не важен), чтобы не заморачиваться в Норильске, а также рулон стрейч пленки для упаковки багажа на обратном пути. Отслеживание груза происходило путем общения в ватсап. Ребята доброжелательные, все в общем прошло нормально.

Багаж обратно в Москву ООО Эрлайн. (3919) 461986 (круглосуточно) Вальковское шоссе склад 46, предварительно позвонить. Дополнительные телефоны: (3919) 34-17-17, 34-44-77, 41-75-71. При сдаче багажа (возможен забор груза) в офисе компании обязан присутствовать отправитель.

Оставили груз знакомым, так как в выходные транспортные компании не работают. Теперь это было 39 кг. Прилетев в Москву, 14 августа, заказала забор груза из дома знакомых в ООО ТК Эрлайн..во время пути они стали ООО Авиамир в содружестве с ВСТ.. nordtrans.ru. Груз они забрали, но нашему человеку пришлось ехать к ним на Вальковское шоссе д.1, склад 46 и отправлять (денег мы оставили). Мотивируют это тем, что груз должен быть проверен в присутствии отправителя. 13 сентября мне пришла смс, что груз на мое имя прибыл в Совхоз им.Ленина (23 км Каширского шоссе, вл.1). стоимость - 80 р. за кг.

МЧС. Зарегистрировались в Управлении МЧС Таймырского АО. Начальник оперативного отдела: Евгений Григорьевич. (есть еще управление ГО и ЧС по г.Норильску, можно регистрироваться и у них)

(39191) 5-75-11, 5-01-11;  адреса электронной почты: spastao@inbox.ru,dudinka1@m4c.rumchs@taimyr24.ru, а также (39191) 5-75-14 оперативный отдел, в рабочее время.

До этого у меня был опыт регистрации только в Мурманской области (Кировский МПСО). Там было все просто: отправляешь заявку по электронке, через час получаешь ответ, что тебя зарегистрировали. Тут все серьезно. Когда я не получила ответа на электронку в течении суток, позвонила по телефону. Мне ответили, что мою заявку получили, ее рассматривают, и у них будут ко мне вопросы. На самом деле сотрудники там веселые и общительные :). Через день получаю скан официальной бумаги с печатью. Мне присвоили номер, перечислили снаряжение, которое у меня должно быть, спросили как у меня с разрешением в заповедник и кто из нас двоих главный в группе…

Заповедник. Форму заявки можно заполнить на сайте http://www.zapovedsever.ru/ или по эелектронке  Лисовской Екатерине Сергеевне, заместителю директора по экопросвещению и туризму, 8 391931 17 13, e-mail: giganova@mail.ru. Оперативно получили ответ, что Разрешение в буферную зону заповедника нами получено и бумажный вариант можно будет забрать по адресу, г. Норильск ул. Талнахская, д. 22, 2 подъезд (отдельный вход со двора).Часы работы с Пн. - Пт. с 9-00 до 17-00, перерыв с 13:00 до 14:00.

Связь. Мчс требует связи. Спутниковый телефон нам не по карману, а вот спутниковый треккер-пейджер Iridium 360° RockSTAR , появившийся относительно недавно, нас заинтересовал. Думали брать напрокат, но  потом все-таки купили. Вещь оказалась полезная: с его помощью мы смогли поменять место выброски, получали погоду да и родственники были спокойны. Но, покупать прямо перед походом крайне не рекомендую. Программное обеспечение и сам сервис довольно сырые. Мы взяли за месяц до похода, чтобы поиграться и опробовать. Пришлось сразу же по гарантии менять батарейку (несъемная), много общаться со службой поддержки. Но в походе аппарат не подвел и функцию свою выполнил. Возможно, напишу отдельный отчет по его использованию. Связным в Москве был свекр. Он писал отчеты в МЧС, присылал нам погоду, передавал информацию забросчику и обратно. Самое удобное именно в этом треккере: круглосуточная служба поддержки, куда идет сигнал SOS (связному тоже идет), находится в Москве.

Перелет. Электронная регистрация на рейс недоступна. Места с длинными ногами - за дополнительную плату. Ручную кладь не взвешивали. Возможно, мы попали на «добрую» смену и не всем так везет, но у некоторых пассажиров ручная кладь была внушительных размеров. А я то делала запрос в авиакомпанию, нужно ли взвешивать напузную сумку (получила ответ, что не нужно).

Мы взяли самые удобные билеты, с минимальным ожиданием в Сургуте. Но все равно, перелет туда дался нам очень тяжело. За время дороги мы с Вовой съели лист цитрамона! Вылет в 4 утра, поэтому ночь без сна.

Полет прошел нормально, без задержек. Кормили хорошо. Можно было брать добавку. В боинге горячий обед в 5 утра, а в АТРе бутерброды в 14:00.. логика компании: перелет больше 3 часов - горячее питание, а меньше 3 часов - бутерброды. В Сургуте подготовились. Есть загончик для курильщиков, куллер с водой, игровая зона для детей, буфет, бесплатный вай фай, который быстро разобрали. Из чистой зоны не выпускают.

В АТРе меня малость укачало. В Норильском аэропорту нельзя фотографировать на летном поле. Ко мне подошел сотрудник и заставил удалить последнее фото самолета.

Такси. Все время пребывания в Норильске пользовались услугами ВЕЗИ-такси. 83919270222, 83919270000. У них «инновационная» система приема заказов. Я не сразу поняла, что девочки-операторы сидят не в Норильске! Они не знали города. Но зато все водители очень понравились. Машина иногда приезжала раньше, чем мы успевали повесить трубку. Водитель Сергей, который вез нас из аэропорта, провел нам целую экскурсию по городу. Большое ему спасибо. Водитель, который привез нас на причал, а потом метнулся за забытым в гостинице рюкзаком, помог донести все вещи до реки и был также очень общительным. Нам давали советы и рекомендации, расспрашивали  о жизни в Москве, рассказывали много интересного. В принципе, из аэропорта ходят маршрутки (развозят по адресам, а по дороге в аэропорт - собирают по городу пассажиров). Их же нанимают большие группы туристов. Телефоны этих маршруток рекламируют в аэропорту.

Гостиница. Букен.ком выдал кучу апартаментов и один Хостел Рус. Его и забронировали. И, хотя, нам потом сказали, что квартиру можно найти в 2 раза дешевле, я не жалею. Для нас было два важных момента: пешая доступность от дома знакомых, куда доставили наш багаж прибывший по Енисею и круглосуточный рецепшен, так как мы не знали, когда вернемся на обратном пути и встречаться с владельцами квартиры ночью, чтобы забрать ключи казалось мне не удобным. Итак Забронировали Хостел Русь Норильск, ул. Октябрьская, 6а (училище №57) http://www.hostelnor.ru/ 8 (3919) 490-490.

Единственный минус хостела - отсутствие в пешей доступности продуктового магазина. Вернее, он есть, но закрыт на ремонт. А еще, по дороге «туда», в гостинице мы почти не спали (уже вторую ночь). Во первых было дико жарко и душно, во вторых светло, несмотря на занавески, в третьих шумно (под окнами автосервис, дорога с грузовиками, заводы и вообще непривычные звуки - город работает круглые сутки. А в четвертых +4 часа! Так далеко на восток мы еще не забирались.

Заброска. О заброске договорились еще зимой с «местным Коковкиным» (самый известный забросчик в Инте, Полярный Урал) - Вадимом Воронцовым, тел. +7-913-531-45-80 Очень добропорядочный, ответственный человек. И отнесся к нам лично по-человечески, лишних денег не взял. Нас двое, поэтому договорились, что мы прилетим в четверг, чтобы в пятницу вечером отплыть с местными на Ламу. Обратно нас состыковали с коммерческой группой туристов. Таксисту нужно сказать, что вам на причал ЦАТК - по дороге на Талнах, съезд рядом с мостом через Норилку (не переезжать).

Норильск. Нам очень понравился город. А мне еще больше - Дудинка. Норильск многие ругают за загазованность, жуткие промзоны и заброшенные дома. Но по дороге «туда»  у нас была отличная погода, газа мы не ощутили. А норильчане были так приветливы и душевны, что город показался нам очень дружелюбным. Кроме того, когда ты едешь мимо жуткой на вид промзоны, а тебе в подробностях рассказывают, что это такое, как работает, куда что тянется и для чего это нужно, ты понимаешь, что это не заброшенное предприятие, это все реально работает. Просто, до недавнего времени, в Норильске некуда было сдать втор.сырье. Металл, сломанные автомобили, бесчисленные контейнеры валялись на улице. Теперь начали принимать. То же и с заброшенными домами. Их сложно ремонтировать. Город сильно пострадал в девяностые. Многие люди уехали. Но сейчас мы видели, что ремонтируют не только парадные фасады Ленинского проспекта. Мы много гуляли по Норильску, по дворам и улицам. Строится новый храм, ремонтируют тротуары, фасады домов. Напрягло отсутствие зебр во многих местах при очень даже оживленном движении. Одеваются люди примерно как в Москве, много мужчин в костюмах. На улицах много молодежи и очень мало пенсионеров. Прикол: По дороге из аэропорта проезжали на такси мимо красивого голубого дома сталинской архитектуры на Октябрьской улице. Я спросила, что это такое: на ступеньках толпа красиво одетых людей, может ЗАГС или ресторан? Это оказалось управление…кажется механического завода. Закончился рабочий день и офисные работники идут домой:)). Нужно иметь в виду, что при том, что многие заводы и предприятия работают круглосуточно, рабочий день магазинов и сферы обслуживания очень короткий. Открываются в 10:00, а то и в 11:00, закрываются рано. Очень чисто как на улицах, так и во дворах.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Питание. Мы питались все время в одном и том же месте, которое очень рекомендуем!! Столовая «Сметай». Работает круглосуточно. Есть небольшой перерыв под утро. Очень вкусно, гигантские сытные порции! И не дорого. Супа мне достаточно было «половинки» (это нормальная суповая миска). А целая порция супа - это лохань. Снаружи невзрачный павильончик на Пр.Мира, 8Б. Но внутри все вполне прилично, пользуется популярностью у местных.

Газ и тур. Магазины. Газ нужно заказывать заранее из Москвы. Мы почему то не отправили его по Енисею и я заказала в магазине «Клевое место» (Ленинский проспект, 39, 2 этаж) два маленьких баллона. Из-за смены маршрута, потратили мы только один. Еще брали немного бензина - нам его налили на причале за так.

Что посмотреть. Ленинский,14 - музей, за ним - первый дом Норильска 11:00-19:00. Ничего так, но Дудинский музей понравился больше. Рыба- магазин Лайда(Ленинский проспект, 42 к2)- 12:00-20:00. Вместо сувениров купили всем сушеную оленину (чипсы, колбаски, кусочки к пиву) в сувенирной упаковке. Продается в фирменных магазинах «Золотой олень» (например, на автовокзале) и во всех супермаркетах. Стоят от 40 до 120 рублей за штучку. Очень понравился магазин «промысловик» на причале! Мороженная рыба и оленина по очень вкусным ценам. Сувениры из меха и магниты там тоже есть. Ул.Пушкина д.9 – Скорбященский собор, рядом «сквер» со скульптурами.

Дудинка. Мы были только в одном - новом музее, он понравился даже очень - гораздо более информативный, чем Норильский. Рядом Дом Культуры, Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Рыба: лучше всего на рыбной базе, но в воскресенье она не работает. Поэтому магазин Водный Мир за домом Культуры. Сувениры "Мукустур — салон-мастерская северных сувениров"- 40 лет Победы, 2.

Чтобы вернуться обратно в Норильск, нужно зайти во двор торгового центра на ул.Бегичева д.1 (сейчас ТЦ на ремонте, он закрыт, кругом стройка и ничто не указывает на то, что это торговый центр и автовокзал, вывесок нет:). Так вот, нужно зайти в это ремонтируемое здание, там сидят мужики и играют в нарды. Им нужно сказать, что вы хотите поехать в Норильск. Вам скажут, в какую машину нужно сесть. Проезд 500р. с человека.

Дополнительные контакты, которыми сами не пользовались.

Илья Калинский https://vk.com/nortur Заброска рыбаков/охотников/туристов по воде/земле, экстренная помощь в тундре. Вопросы по тел. +79131647801 есть вацап.
График движения пассажирских скоростных судов Заполярного филиала компании "Норникель" по реке Талой в летний период 20017 г.
В июле подъем судов по реке будет осуществляться по вторникам с 12 до 16 часов и по пятницам с 18:00 до 19:30, спуск – по четвергам и воскресеньям с 16 до 18 часов.
В августе–сентябре подъем судов по реке будет осуществляться по вторникам с 12 до 16 часов и по пятницам с 17:00 до 18:30, спуск – по четвергам и воскресеньям с 16 до 18 часов.
Движение судов осуществляется по реке Норильской (в нее впадает река Талая) с причалов АТО "ЦАТК", Медного завода и ООО "Норильскникельремонт"
Машиностроителей 4г- Столовая № 3 ООО «НТПО» 11:00-19:30 ; Столовая «Едим как дома»- Октябрьская 14. С 10:00 до 17:00, кр.суб.и воскр; ЧИП и ДЕЙЛ, закусочная Московская, 4/1+7 (3919) 49?32?09 служба доставки - пн-сб 11:00-22:00
Сувениры «Енисей», Ленинский пр., 10/1, первый этаж. 11:00-20:00
Ленинский пр. 26 –оленина 10:00-20:00

Полезные сайты:

Отчет Ольги Плясовой-Бакуниной (с ней вели переписку) http://t-n-b.narod.ru/2016-put/put.html

ДНЕВНИК

19.07. 2017-20.07.17. Аэропорт Домодедово. Прикол при личном досмотре. Захожу в рамку, где нужно поднимать руки вверх и просвечиваться. И слышу механический голос: «отойдите назад». Отхожу. Наверное, парня передо мной еще не проверили..Захожу снова, опять голос: «отойдите назад». Блин, может лампочка где то должна загореться? Когда можно то? Пробую в третий раз. Голос оживает: «Женщина, у вас сзади еще одна рамка, отойдите назад и пройдите через нее!!».

Очень хочется спать, голова раскалывается. В боинге Вова сидел у окна, я посередине, а слева от меня мужик, который периодически на меня падал. В Сургуте Вова курит в загончике, я строчу в ватсап (бесплатный вай фай). В АТРе небольшая тряска, меня укачало. Наконец садимся. Первая мысль: «Блин, теперь никуда не денешься, я за 3000 км. от дома, придется пережить эти перелеты еще раз!». Получаем багаж, такси уже ждет.

Экскурсия по Норильску. Жара. Водитель Сергей показывает нам заводы, хвостохранилища, объекты на железной дороге, склад драгоценных металлов, конторы, ЗАГС, драм.театр, кинотеатр и тп. Он много рассказывает о том, что где находится и для чего оно нужно, я верчу головой во все стороны, но мало что запоминаю. Сам Сергей железнодорожник, а по выходным подрабатывает в такси.

Заселяемся в гостиницу. Звоню знакомым, к которым приехали наши вещи по Енисею, и идем забирать (700 м от гостиницы). Очень жарко, а мы в мембранных штанах и термобелье. Ели доперли вещи до гостиницы и тут я обнаружила, что забыла там свой телефон. От недосыпа начинаю тупить. Сходила забрать телефон. Наконец-то можно раздеться и принять душ. Перекусили бутербродами и спать. Но заснуть особо не получилось. Духота, непривычный промышленный шум за окном. К тому же светло и по нашему 16:00…

21.07.17 пятница. Позавтракали тем, что было с собой и в город. Сначала в контору заповедника. Разрешение распечатали при нас, поставили печать, все быстро. Теперь нужно срочно купить воды, иначе умрем от жары. Музей еще закрыт. Идем смотреть дом, в котором в 60-е годы жил Вовин дедушка с семьей во время его службы в местной  части ПВО в чине подполковника. Ленинский 37. Снаружи очень симпатичный домик, розовый такой. Внизу магазины. Со двора дом не покрашен и выглядит страшновато. Фотографируем дом и двор со всех сторон для родственников. Дворы, кстати здесь все очень просторные, не застроенные и не заставленные машинами. Закрытые домами со всех сторон от ветра.

Заходим в «Клевое место» за газовыми баллонами. Пора и перекусить. Выбрали столовую Сметай на пр.Мира 8б. И дальше все время ели там - отличное место. Вот только у меня постный день, а с постной едой там туго: норильские порции такие суровые сытные, что мясо и сыр кладут всюду:)). «Грибное лукошко» оказалось говяжей котлетой с грибами, а «рыбу с овощами» обильно посыпали сверху сыром. Рыба, кстати была очень вкусная. Порции гигантские. Обожрались, теперь нужны зрелища. Ползем в музей, стараясь выбирать теневую сторону улиц. Музей все еще закрыт, хотя сотрудники уже на месте. Решаем сначала посетить храм и закупить продукты, что и делаем в супермаркете Медведь на Пушкинской улице (за Собором). Ассортимент обычный, не было только сушек.

Музей на мой взгляд, в первую очередь предназначен для детей. Все наглядно, но не очень информативно. За колонной слышу голоса - экскурсовод рассказывает детям о природе Таймыра, задает вопросы про зайчиков, волка и тп. Заворачиваю за колонну..детей нет:). Экскурсоводы тренируются.

На втором этаже выставка детских фотографий начала 20 века из Москвы, на третьем - зал посвященный авиасообщению на Таймыре.

Посетили первый дом Норильска - дом экспедиции Урванцева. Сейчас он стоит за музеем, но изначально был построен в старом городе, недалеко от нашей гостиницы.

Посмотрели новый памятник Урванцеву, который поставили к нашему приезду.

Все, больше сил нет. Возвращаемся в гостиницу, дозапаковываем  вещи и вызываем такси ехать на пристань. Тащим вещи вниз. «Вова, там все?» - «Да, я все забрал».

Водитель опять оказался общительным. Когда то он тоже водил катера на Ламу. Показывает нам огромную супер-больницу, р-н Оганер  и тп. За разговорами быстро доезжаем до моста через Норилку. Выгружаемся, и…обнаруживаем отсутствие одного рюкзака. Я остаюсь с вещами у шлагбаума (сегодня пятница, отличная погода и шлагбаум закрыт, потому что желающих проехать на причал слишком много). Вова на такси мчится обратно за рюкзаком. Впрочем, времени до отплытия еще достаточно. Наблюдаю, как одна за другой подъезжают машины, водители выходят, видят шлагбаум и идут договариваться со сторожем. Некоторых все-таки пропускают. Выгружают рюкзаки, мангалы, удочки. Периодически спрашивают меня как там ситуация, куда идти на посадку и тп.. Прибыли два сверкающих микроавтобуса с надписью «норникель». Массовый исход Норильчан на природу.

Возвращается Вова с водителем. Оба берут наши вещи и тащат их к катеру, мне остались только мелочи. Знакомимся с Вадимом Воронцовым. Он сообщает, что пассажиры опаздывают, часть из них забыла, что собиралась сегодня на Ламу,  и время отправления переносится с 18:00 на 20:00. Наблюдаем, как грузятся и отходят один за другим Заря и Лучи, катера помельче. Вова добыл у одного из водителей литр бензина для горелки. Я сходила в замечательный магазин «промысловик» в одной атобусной остановке от причала (в сторону города, на той же стороне шоссе). Маленький магазинчик, в котором есть почти все, и еще куча рыбы и оленины по очень вкусным ценам, дикие гуси с перьями (1000р. Штука), тут же висят шкуры, меха, сувениры:)). Купила пару дошираков, кусок замороженного оленьего окорока, йогурт, Вове пива и пирожков.

Приезжают наши попутчики по заброске. Собирались они явно в спешке: из машины вылезают люди с кульками, мешками, охапкой спиннингов, которые валятся из рук. Ровно в 20:00 отправляемся. Причал к этому времени практически пуст.

По дороге нас то и дело обгоняют более скоростные моторные лодки. По берегам избушки и балоки. Где-то уже в разгаре пикник и рыбалка. В Талой приличное течение, которое замедляет наш ход. На воде жара не чувствуется, надеваем куртки, но солнечные очки очень пригодились. Пытаемся дремать, но получается не очень. Напротив поста ГИМС при входе в оз.Мелкое причаливаем на санитарную остановку. Волна на Мелком небольшая. Пересекаем его и снова санитарная остановка. Затем небольшая протока и входим в Ламу. Горы все ближе.

Проходим базу Лама, приветствуем сиреной Лучи и Зорю, стоящие недалеко от базы. Высаживаем первую группу отдыхающих. Затем у перемычки в оз.Капчук - вторую. Остаемся мы с Вовой. В 2:30 мы на местенебольшой пляж чуть восточнее устья Хикикамынды.

Тишина и покой, Лама - зеркало. Вадим сигналит на прощанье и уходит.

Его мотор долго еще слышен вдали. Отправляем смс по спутнику в Москву - доехали нормально. Палатка, костер. Поужинали по-скорому дошираками, проварили немного оленину, чтоб не испортилась и спать.

22.07.17 суббота.Никак не перейдем на новое время. Организм запутался. Встали в 10:30 по Норильску (6:30 по Москве), хотя совершенно не выспались. Озеро все еще спокойно, рыба не ловится, но чувствуется ветерок. Потихоньку собираемся. Около 13:00 наконец отчаливаем. К этому времени появилась волна - некрутая, но высокая, как на море. Вода прозрачная, стала вдруг из голубой потрясающе изумрудного цвета.

Нам нужно переплыть залив, и желательно попасть в дальнее, левое по ходу устье Бучарамы. Гребем галсами, руки уже дико устали, а гора напротив все не приближается. Через 40 минут нас снесло к правому устью Бучарамы. Решили не мучиться и входить в него - авось потом по протокам перейдем в левое. Это была ошибка. Правое устье более мелкое, а перейти в левое не получилось.

Как бы то не было, в 13:40 спешиваемся. Вова тащит лодку, а я прыгаю впереди - выбираю протоки. Тащить Вове тяжело - то мелко и россыпь камней, то бурный поток.

Жарко. Пьем очень много, но горной водой не напиться. Около 17:00 решаем вставать. Почти не продвинулись. Едва дотянули до поворота Хикикамынды на восток. Но место очень удачное - ровное и без крупных камней. Тенек, что немаловажно при такой погоде. Готовлю Оленину с гречкой и суп с олениной. Очень вкусно и много.

23.07.17 воскресенье Выходим в 10:30. Протоки все более мелкие. В одном месте шли в ивняке с довольно сильным течением. Один раз, пока я ходила на разведку, Вова ушел в тупиковую протоку. Я не успела это предотвратить. Нужно было перетащить лодку в соседнюю протоку на расстояние в несколько метров. Положили скатанные пенки в чехлах вместо катков и перекатили по ним лодку. Много лет назад мои родители перекатывали так тяжелую «меву» по надувным «бревнам», которые специально покупали в Детском мире.

Погода отличная, даже жарковато. Виды потрясающие! Вова бечевит, я бреду впереди, разведываю протоки и ору все песнопения, какие знаю наизусть – так меня переполняет ликование от происходящего.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Перекусываем бутербродами с сыром и олениной. Круто!

Однако, к обеду мы уже поняли, что отставание не наверстать. Мне то хорошо - я за эти два дня как раз акклиматизируюсь, а вот Вове тяжело. Подходим к развилке: направо бурный перекат, налево спокойная, но явно маленькая протока. Предлагаю идти налево «докуда дойдем» и закончить этап бечевы, перейти завтра на пешку. Закончили довольно быстро. В 17:00 встаем на небольшом островке из лиственниц и сухого ивняка среди ручьев и сухих проток. Палатку поставили на крошечном песчаном пляжике прямо у воды, благо дождь не предвидится. Вокруг полно совершенно зеленой красной смородины.

24.07.17 понедельник.Встаем по будильнику и выходим по раньше – в 8:30. В этом походе у нас с собой весы и мы все взвешиваем. Рассчитали, что у нас примерно 110 кг, то есть Вова должен перенести две ходки по 32,5 кг, а я две ходки по 22, 5 кг. Запаковываем соответственно рюкзаки. Из отчетов мы знаем, что основные броды вроде бы заканчиваются после Геологической (хахаха). Решаем дойти до нее я в неопрене, а Вова в сапогах, а там переобуться в ботинки. 22,5 кг оказалось для меня почти критическим весом: я не могу с ним присесть, наклониться что то поднять, встать если упала. А падала я периодически…иногда в воду (внутри все в гермах). Вове с его 32,5 тоже не легко, он еще не акклиматизировался.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сначала шли по галечникам. Было еще ничего. Но из книги М.В. Афанасьева «Водные путешествия по плато Путорана» мы узнали, что Геологическую в большую воду сложно перебродить и рекомендуется перейти Бучараму на левый по ходу движения берег перед впадением в нее Геологической. Что мы и сделали на свою беду или счастье…При чем, переправа через Бучараму в этом месте была тоже не очень простой: Вова перенес оба рюкзака с двумя трекинговыми палками. Я шла с деревянной палкой пустая. После переправы пообедали. Переобулись в ботинки. Прошли еще немного. И тут выяснилось, что галечники теперь все на другом берегу  и туда уже не переправиться. Полезли вверх, в лес. Все пишут, что лес это ужасно. Не, лес очень красивый, в нем не жарко, но с рюкзаком это жесть. В одном месте я упала навзничь и не смогла сама встать с рюкзаком, так и ждала пока Вова подойдет и меня поднимет. От жажды ем зеленую смородину.

Сверху посмотрели на Геологическую – не впечатлились. Вова переживает, что нужно было идти по правому берегу и переходить через нее. Покапал небольшой дождик и опять солнце - даже приятно.

Наконец смогли переправится направо и пошли по галечникам. Около 15:00 дошли до входа в первый каньон. Тут был галечник как раз на левом по ходу берегу. Опять переправились. И тут нас накрыло грозой.

- Вов, тебе куртку дать?

- Не, не надо, помокнуть прикольно.

- Ага, я тоже не буду одевать

И как ливануло.. сидим под чахлыми кустиками, а дождь все не утихает. Молнии так и сверкают, гром грохочет, короче погода для данной местности совершенно не типичная. Прошло 40 минут..Дождь немного утих, и мы, стуча зубами от холода двинулись дальше. Галечник быстро перешел в огромные мокрые и скользкие валуны, по которым нужно было ползти. Берег - вертикальная стенка. Очень скоро стало понятно, что с рюкзаком мне не пройти. Оставляем мой рюкзак в яркой накидке и идем дальше.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Доходим до небольшой ровной площадки с прошлогодним снегом (наледью) на ней. Неужели здесь и вставать? Попробовали пройти дальше- полный непроход даже для Вовы. Вернулись на площадку с наледью. Я решила вскарабкаться наверх – все равно завтра нам туда, другого выхода нет. Без рюкзака это было не очень сложно, хотя Вова, говорит, что снизу ему мой «залаз» казался очень опасным. Вова влезает с большим рюкзаком.

Наверху все не так плохо: брусничник, мокрые дрова в изобилии (дождь начался снова). А вода?! Канистра осталась у лодки, как затащить сюда воду? Подумываем отпилить и  принести наверх куски наледи..Но тут прямо в лагере обнаруживается меленький ручеек. Жизнь то налаживается! Вова спускается вниз за моим рюкзаком, а я остаюсь ставить лагерь. У меня отличный обзор с горы - виден плавный поворот реки и мой рюкзак на камне вдали. Периодически подхожу и смотрю как продвигается Вова. Ставлю палатку. Костер получилось развести с третьего раза и только с помощью бензина..В какой то момент подхожу к обрыву и не вижу Вовы! Эхо от моего ора разнеслось по всей долине. Моя рация к тому времени промокла и не работала.

Оказалось, что Вова влез в гору раньше и пошел по лесу (дорога там не оказалась легче, много курума). К его возвращению костер и лагерь были готовы. Готовим ужин, сильный дождь не перестает. Вечером опять началась гроза и ливень, утихла она то под утро.

25.07.17 вторник.Сегодня нам предстоит вернуться к лодке и идти вторую ходку. Опять встаем по будильнику и выходим в 7:40. Погода начинает налаживаться. Мы, сдуру пошли в мембране, оставив легкую, но мокрую форму одежды сушиться. Пока мы слезли с нашей горы вниз к реке, выглянуло солнце и стало жарко. Реку не узнать! Уровень воды резко повысился. Там где вчера, пусть и без рюкзака, я легко лезла по валунам - сегодня бушующий поток бьется о скалы и нужно лезть еще выше. Там где вчера на камнях лежали наши рюкзаки, пока мы пережидали дождь - сегодня река. Естественно, переправиться через Бучераму мы не смогли и почти всю дорогу до лодки шли по лесу. Но главное, мы изначально были на том же берегу, что и лодка! Чтобы мы делали в противном случае, не знаю. Может быть с трудом, но  переправились бы и все пошло бы по другому, а возможно пришлось бы ждать пока спадет вода.

Как бы то ни было, лес вымотал нас до предела. В какой то момент я буквально на зубах влезла в очередную горку и со слезами позвала Вову «поговорить». Вова и так все давно понимал…маршрут мы не пройдем. Грустно, но нужно принять решение. Оставим лодку и часть снаряги там, где они сейчас и пойдем на плато и обратно пешком.

На самом деле, мне кажется, что у нас все сложилось наилучшем образом:  кроме моих неопреновых ботинок, мы унесли пешком только то, что и было нужно в дальнейшем, ничего лишнего. Лодку и «водные» вещи не таскали на себе ни километра, только бечевой.

К 12:00 мы доползли до лодки. Я совсем без сил. Тент провис, в нем ванна воды. Обедаем, сортируем вещи. Взяли еду, тент, комариное укрытие и мои сапоги. Лодка, весла, гермы, Вовин неопрен, еда на последние два дня – остаются тут на 2 недели. В результате получился только рюкзак Вове, а я обратно несу свой пустой рюкзак, запихнув в его в маленький штурмовой.

К 19:00 добрались обратно под нашу гору. Вода еще поднялась немного. Долго не могли найти место подъема, даже поспорили (оба проиграли). В 19:30 мы в лагере. Солнышко, все высохло. Ужин, отбой. Наконец вроде выспались на мягком мху.

26.07.17 среда Произвели перерасчет вещей. Набирается около 75 кг. Все равно две ходки. Но теперь их нужно делать за один день – все вещи, кроме продуктов каждый день нужны в лагере. Зато мы не очень спешим. Решили делать переходы в среднем по 2,5-3 км в день (в одну сторону). И чтоб рюкзаки у меня были не больше 15 кг, а у Вовы не больше 25. В 10:20 выходим на первую ходку. Оставшиеся вещи  пихаем в палатку.

Совсем же другое дело! С 15 кг я почти летаю: могу наклонятся, шагать по большим валунам, карабкаться на четвереньках в горки, вставать сама, если упала! Идем поверху по левой стороне каньона (по ходу движения). Брусничник, камни во мху, иногда немного ерника, но не критично.

Последние метров 200 был жуткий непролазный ивняк. Вова оставил в нем наручные часы и в дальнейшем мы смотрели время на фотоаппарате и джипиесе. В какой то момент Вова полез налегке на разведку. Я оставалась одна достаточно долго и уже испугалась, что он меня потерял в этих зарослях. Кричала, свистела в свисток. Даже опробовала газовую свистелку от медведя. Ее то Вова и услышал. Около 13:00 дошли до водопада в точке «рыба». Вернее над ней и не с того берега (Ольга стояла, а значит и ловила на противоположном берегу). Обед, пробуем кидать спиннинг - ничего. Выдвигаемся за второй партией вещей. В 15:00 дошли. Сняли палатку, собрали вещи и назад. По дороге нашли пару подберезовиков. Вообще грибов нет, почему не понятно: дождь был сильный, теперь солнце, тепло, где грибы? Примерно к 18:30 донесли вторую ходку. И даже не убились. Поставили лагерь.  Вова пошел ловить рыбу, я начала готовить ужин. Рыбы нет, ни одной поклевки:( Отправили по спутнику смс свекру о том, что меняем маршрут и идем пешком. После ужина еще покидали спиннинг, результат тот же – ничего.

27.07.17 четверг Утром королевский завтрак из макарон, залитых остатками грибного супа, омлетом с сыром и колбасой. Выходим почти в 10:00. Сначала так же по левому по ходу движения берегу поверху (ягель, немного ерника, камни). Справа каньон и шумящая в нем Бучарама.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Затем смогли спуститься вниз на галечники. Перешли на правый по ходу берег (не нужно было этого делать). Уперлись в прижим, залезли на высокую и крутую горку и с нее увидели, что по левому берегу вполне можно было пройти по негустому ивняку. На горе и под ней очень красиво, но под стоянку она совсем не подходит. Нашли небольшой относительно ровный пятачок, оставили на нем вещи, пообедали. Решили за второй ходкой идти по другому берегу и разведать стоянку там. В 13:15 переправились и двинулись назад. Проход там оказался гораздо удобнее : по галечникам, негустому ивняку, сухим протокам. Часам к 18:00 вернулись, долго искали место под лагерь. Я просила Вову сделать стоянку недалеко от воды, чтобы постирать. Наконец решаем встать на крупном галечнике в ивняке, прямо у воды. Под палатку нашлось хорошее место с мелкой галькой и песком. Я его дополнительно расчистила и выровняла. Ставлю палатку и укрытие… Вова притащил наши вещи с другого берега. В укрытии придется лежать на крупных камнях. Стоянка «массажная»:). Постирушки, помывка, Вова бреется. Чуть чуть не дошли до Ольгиной стоянки, которая чуть чуть не дошла до р.Неразведанной:)

28.07.17 пятница Выходим в 9:30. Стартуем по галечнику, через негустой и не кривой ивняк, потом лезем на лысую, покрытую твердым ягелем горку и продолжаем по ней (по гребню) вдоль второго каньона. Этот участок понравился мне больше всего. Идти легко, да и рюкзаки с каждым днем все легче. Вот только я так натерла ногу, что еле хромаю. Наверху нашли первую почти зрелую голубику. Виды великолепны. Внизу блестит на солнце неразведанная, бьется в каньоне Бучарама.

В лесу все такое свежее, нежно зеленое и сочное…Очень чистый, какой то первозданный лес. К 12:00 приходим к выходу из второго каньона. Нашли отличное место под большой сосной у впадения притока (левый по ходу движения берег Бучарамы). На пути назад за второй ходкой я завела нас в жуткие заросли карликовой березки. Идти нужно строго по гребню вдоль берега, никуда не отклоняясь – чуть в сторону и ровная твердая почва сменяется густыми зарослями.

В 14:00 с лишнем совершенно без сил добрались. Собрали вещи на вторую ходку. У меня уже рюкзак около 10 кг..Вова говорит, что завтра перейдем на 1,5 ходки (я одну ходку, а Вова две). К 17:00 вернулись в новый лагерь со второй ходкой. Начинают заканчиваться некоторые продукты, придется экономить. Рыбы так и нет. Жарю нутовые котлеты на бензине. Вместо чая завариваем травы: иван чай, листья  смородины и ее зеленые ягоды, зеленый же шиповник. Очень понравился местный иван чай: он низкорослый и необыкновенно сочный, листья бархатные, толстенькие как капуста.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

29.07.17 суббота Сегодня идем до конца долины. Вышли в 9:30. Пол пути по галечникам, по левому по ходу движения берегу. Затем переправились на правый берег и пошли по сухой протоке, немного ивняка и к 12:00 мы на месте: слияние восточного северного истоков Бучарамы, конец долины, место, откуда заходят на Плато. Переход сегодня был совсем не сложный, а может мы аклиматизиоровались и поднакачались:) Перекусываем, Вова отправляется за второй ходкой, а я остаюсь на хозяйстве. С этого дня, я шла только одну ходку в день - до обеда. С рациями у нас беда: моя работает только на прием и может звонить, но не передает голос. Вовина работает нормально. Поэтому договариваемся, что Вова будет отзваниваться в контрольных точках, типа «дошел до переправы», «переправился», «вышел обратно», а я буду отвечать звонком, что поняла. Вова уходит. Я не без труда ставлю лагерь: долго выбираю место под палатку поровнее, убираю крупные камни. Затем стираю и мою все, что можно, включая себя. Заряжаю телефон от солнечной батарейки.

Все переделала, ужин готовить рано, прилегла в укрытии. Вернулся Вова, раздела и постирала его тоже. После ужина прогулялись на ближайший водопад северного истока Бучарамы. Вова хочет, чтоб я прыгала по сухим камням через реку. А я упорно переползаю на четвереньках и лезу в воду. Вова ворчит. Смотрелось красиво: на крупных сухих валунах в реке следы Вовиных ног и моих рук.

Чтобы подойти к самому водопаду, нужно было перелезть через скальную стенку. Вова показывает красивое лазание, дала ему фотоаппарат, чтоб запечатлел красоту.

30.07.17 воскресенье. Активная дневка. Сегодня никуда ничего не тащим, идем на экскурсию на водопад восточного истока Бучарамы. Выходим в 9:30. Солнышко только начинает заглядывать в каньон. Сначала по берегу, потом по камням и воде, часто переправляемся туда и обратно. Проходим высокий, но тоненький водопад справа. Перелезаем через гигантские камни, обломки скал.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Проползаем вдоль скал по воде. Каньон совсем сузился, отвесные стены вздымаются к небу. В 11:20 дошли: за очередным поворотом открылась как бы комната из отвесных стен с водопадом  и глубокой бирюзовой ямой на дне. Прямо перед ямой лежат огромные камни, как сидения в зрительном зале. Усаживаемся на них лицом к водопаду и устраиваем перекус. Луч солнца проходит прямо над кромкой водопада и падает в яму, освещая дно. И в этом луче летает и чирикает маленькая птичка. Посидели и назад.

31.07.17 понедельник. На Плато. С утра сняли лагерь, взяли с собой только самое необходимое на 3-4 дня, веревку и альпинистское железо. Сделали закладку из оставшихся вещей. У Вовы рюкзак 20 кг. У меня маленький штурмовой -  7 кг. Вышли в 9:40. Сначала вроде бы даже видели тропинку, но быстро ее потеряли и полезли наверх  в лоб.

Через пол часа лес закончился, была еще полоса кустов, потом пошел курумник. Довольно круто, но камни более менее устойчивые. Вова идет ногами, я ползу на четвереньках.

Затем стало совсем круто, и я начала ныть, что мне нужна веревка. Вова бросает мне веревку, начинаю потягиваться на замечательном маленьком устройстве под названием «тиблок». И тут мы упираемся в совсем уж вертикальные скалы. Скалы не очень высокие и наверху просматривается как бы полочка. Вова почти без труда технично залезает на эту полочку с рюкзаком…я ползу вся в соплях из последних сил закидывая свою тушку (с пустым рюкзаком, так как мои 7 кг это как раз были в основном веревка и железки) на очередной уступ.

И тут выясняется, что это никакая не полочка, а маленькая площадка и вокруг опять скалы. Тут уже и Вова снимает и пристраховывает рюкзак. Думаем что делать дальше. Вова предлагает спускаться вниз и искать другой путь. Но я в ужасе: я вверх залезла буквально на зубах. Я даже представить себе не могу, как слезать вниз! Одеваем системы, теперь все по взрослому. Вова лезет наверх с веревкой , непрерывно предупреждая о вылетающих из под него камнях: «камень», «камень», «камень». Я на каждый «камень» вжимаюсь в скалу как могу, но спрятаться особо негде. Затем Вова долго примеривается как провесить веревку для подъема рюкзака. Мешают кусты на скалах. Длины веревки не хватает для сложной конструкции, с помощью которой легко было бы поднять груз, и он просто готовит веревку с тиблоком. Потом все никак не может скинуть ее мне между кустами. Я мысленно начинаю примериваться к кнопке «СОС» на треккере, но вообще не страшно, я даже посматриваю вниз иногда. Там красиво. Вова напевает "Почему я идиот" https://www.youtube.com/watch?v=2ZFCXV7w9NM

Володя1
kletka.net

Наконец рядом просвистел камень с обвязанной вокруг него веревкой.  Хватаю карабин, отстегиваю рюкзак от скалы и встегиваю его в веревку. Майна. Рюкзак подтянулся, пополз и попрыгал вверх. Снова прилетает камень с веревкой. Теперь моя очередь. Прошу Вову встретить меня у кустов и начинаю подтягивать себя тиблоком, карабкаюсь вверх. Еще немного и Вова хватает меня за рюкзак, тащит. «Ползи на станцию». Станция, это привязанный к скале рюкзак. Ползу к нему.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Здесь небольшая каменисто-травяная полочка с уклоном градусов так по 60…Зато за траву можно цепляться. Сверху опять скалы, а вот сбоку просматривается кулуар - дырка в скалах. Только туда еще надо доползти траверсируя этот склон в 60 градусов с разбросанными по нему, иногда живыми камнями. Передохнули и поползли. Вове с рюкзаком было не просто – рюкзак все время съезжал набок и перевешивал. А я, на удивление, справилась легко. В кулуаре оказался ручеек, но по бокам оставалось сухое место для прохода. «Да тут просто лестница наверх, давай вперед» - скомандовал Вова. Ага, лестница, щас. Камни сыпались из под ног, были мокрые и скользкие. Иногда «ступеньки» были слишком высокие для моих ног - подтягивалась с трудом. «Камень», «камень»…», «срыв..нет, лезу пока». Временами уклон был реально почти 90 градусов, но зато появился ивняк. Я поползла вдоль полосы кустов и подтягивалась на толстых кривых ветках. Вова ушел правее, а я левее. Первая вылезаю на полку альпийского луга, всю в цветах. Вижу как Вова ломится в кустах. Наконец, он поднимается ко мне из пропасти.

Мы залезли! До Плато остается пройти одну  простую травянистую полку, причем уже идти, а не ползти на четвереньках. Считай пришли. Садимся обедать. На часах..минуточку..14:00!! Где мы потеряли столько времени??? Пролетело незаметно. Зато какие виды внизу! Вон водопад на притоке Бучарамы  и северный исток, что напротив нашего лагеря. Ламу видно вдали в дымке. Все еще солнечно, но наверху сильный ветер. Натягиваем куртки.

Решаем пройти вперед (вдоль каньона восточного истока Бучарамы) докуда дойдем к 18:00. Идти по плато не очень сложно (налегке). Вначале было много курумника, иногда довольно крупного. Он сильно тормозил мое движение. Вова скакал по камням как ..хорошо, короче скакал.

Ольга писала, что ручьев везде много и воду нести с собой не надо. У нас получилось не совсем так: ручьи по дороге были, но сухие. (Когда через день шли обратно, в дождь, все они журчали). Наконец, как раз рядом с Ольгиной стоянкой находим маленький водопадик и набираем бутылку воды. В 18:00 нашли неплохое место – скала, загораживающая от ветра, рядом ручей. Встаем.

Ветер усиливается, по сообщениям из Москвы мы знаем, что завтра погода испортится. Ужин на газу в тамбуре - сублиматы. Небо уже затянуло, пошел дождь, потом ливень. Палатка ходит ходуном. Выдержала наша старушка, не протекла и не сломалась.

01.08.17. вторник. Ночью было холодно. Дождь шел все время и прекращаться не собирался. Ветер такой, что чуть с ног не сбивает. Подумали и решили, что трех дней на плато нам вполне хватит. Оставим палатку здесь, сходим на водопады, а завтра пойдем вниз. На завтрак омлет на газу. Собираться не надо, выходим рано - в 8:30. В палатку положили тажеленный камень, чтоб не улетела. Плато здесь совсем ровное, идти одно удовольствие. Еще и ветрило в спину подгоняет, дождем поливает. Очень красивый водопад на правом притоке Бучарамы напротив нас. Слышно как грохочет, хоть и далеко.

Осматриваем водопад на Бучараме. Подошли под него снизу по огромным валунам. Рядом большой снежник. Дошли до следующего, еще бОльшего водопада. Но подход к нему совсем уж трудоемкий. Сажусь погреться на выглянувшем солнышке, а Вова с фотоаппаратом  подошел под водопад.

Хотим дойти до озер, но нужно как то обойти каньон с этим водопадом. Попробовали справа, не получилось - залезли в большой, красивый, укрытый от ветра цирк. Пошли обходить слева. И тут погода совсем начала портится. Вова залез на самую верхатуру, говорит, что там плоско, ровно и можно дойти до озера (меньше километра), но на ветер можно ложиться, такой он силы. Начался дождь.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Решили подойти к маленькому озеру слева, посмотреть небольшой водопад на впадающем в него ручье, пообедать и назад. Во время обеда начался  ливень, из за ветра он поливал почти горизонтально. Двигаемся в обратный путь, теперь против ветра. Снизу вымокли до нитки. Куртки дождь держат. К 14:30 вернулись в наш лагерь.

Завалились поспать. Перерыв в дожде, вылезаю наружу и начинаю все сушить на ветру. Интересно смотреть как тучи заходят в ущелье. Иногда даже солнышко показывается. К ужину все высушили. Слышали вертолет.

02.08.17 среда. Вылезли наружу, а там снег. Особо не лег, но летит густыми хлопьями и прямо в лицо. Ветрило жуткий. Холодно. Залезли обратно в палатку. Позавтракали и валялись почти до 13:00. Наконец буря подутихла. Быстро собираемся.

Натянула на себя все, что было можно. Вовин рюкзак от этого сильно полегчал. Вова долго борется с палаткой, которая пытается улететь. В 13:30 выдвигаемся. Ветер, снег с дождем в лицо. Но шли очень хорошо - только в одном месте был небольшой курум, а так очень ровное, покрытое мхом плато. Начинаем спускаться. Вот альпийский луг в цветах. Кругом журчат ручьи, чавкают болотины. Начинается осыпь. Я с ужасом осматриваю перегиб, кажется, что там совсем пропасть. Вова связывает нас между собой, но идти так не удобно. Потому что он идет, а я ползу. Вова опять рассказывает мне про глиссирование, про траверс склона..а я ползу на четвереньках или съезжаю на попе. Наконец понимаем, что так мы не слезем. Вова пошел вниз с рюкзаком, чтобы потом забрать меня. Оказалось, что и он потом перешел на четыре точки опоры. Вернулся и начал спускать меня. Выглядело это так: я ползу задом на четвереньках, Вова ползет рядом и говорит куда ставить ногу, выкидывает из под меня «ненужные» камни, иногда переставляет мои ноги :). В конце концов я вошла в ритм и начала ползти сама, периодически поглядывая вниз где ярким пятном зеленела накидка рюкзака.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сползли на следующую полку. Опять трава, начался ивняк. Мы было расслабились -  а там еще полка. И почти вертикальный спуск в ивняке. Это было не просто. Потом пошел лес, тоже с приличным уклоном. Остановились  посмотреть, куда конкретно спускаться. «Вон наш водопад, что напротив стоянки, нам туда» - сказала я. А Вова поверил…и не посмотрел на джипиес… Через пол часа трудоемкого сползания по заросшему лесом косогору мы спустились…в каньон восточного истока Бучарамы. От нашей стоянки нас отделяла высоченная скала. Внизу бурная Бучарама – по воде тоже не пройдешь. Я в ужасе: сюда сползла из последних сил, а теперь нужно залезть обратно! Посидели, повздыхали и наверх. В 19:30 добрались. Все мокрые и все вокруг мокрое. Ну почему мы не додумались заготовить дров и спрятать их под тентом? Ставлю лагерь, Вова разводит костер, сушимся, готовим ужин.

03.08.17 четверг. Начинаем двигаться в обратный путь к Ламе.  Сделали ревизию продуктов. Вроде всего хватает, что то впритык. Хлеб заканчивается, сегодня начнем печь оладушки. Выходим в 10:20. Обратно все легче. Мы уже примерно знаем что нас ждет, идем на конкретную «нашу» стоянку, у меня всего одна ходка, рюкзаки все легче и легче. Идем по галечникам орографически левого берега, по сухим протокам. В одной такой протоке нашли оленьи рога. Договорились, что на обратном пути Вова отпилит от них половину и возьмет с собой. Сделаем вешалку и пошлем кусок брату для рукоятки ножа. В одном месте нужно было спуститься вниз с косогора. Как обычно: Вова на ногах, а я на попе. Ага, а на мне мембранные штаны, в которых мне лететь в Москву и по Норильску еще гулять…Около 12:30 неожиданно пришли. Неожиданно, потому что Вова сказал, что прошли только пол пути, и тут я увидела нашу стоянку..на противоположном берегу. То есть мы прошли место переправы. Стоянка то вот она, а как попасть на другой берег?

Пошли обратно. Метрах в ста нашли вроде бы место. Перебрались, но было не просто. Вова носил оба рюкзака, потом помогал перейти мне. К 13:20 добрались. Перекусили и Вова пошел за второй ходкой. Я ставлю лагерь, стираю и сушу. Потом долго и тщательно зашиваю свои штаны. Попробовала покидать спиннинг - ничего. К 17:00 вернулся Вова. Ужин, потом напекли назавтра оладушков на бензине.

04.08.17 пятница. Выходим в 9:40. Сегодня мой самый любимый участок пути - по сухим горкам вдоль каньона. К 12:00 добрались без проблем. Но встали не на «массажной» стоянке в ивняке, а на 100 метров ближе, на сухой ягельной полянке. Здесь когда то стояли люди - нашли старое кострище. После обеда Вова отправляется за второй ходкой. Я поставила лагерь, обложила кострище камнями, занимаюсь хозяйством. К 15:00 вернулся Вова и предложил сходить за грибами в ближайшую березовую рощицу. Я отнеслась к этому скептически, но погулять согласилась. Самое интересное, что мы набрали подберезовиков на густой грибной суп. День постный, самое то. Вечером очень красивое небо.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

05.08.17 суббота. Выходим в 9:30. Сегодня идем до точки «рыба», но хотим попробовать по другому берегу. Прошли нашу «массажную» стоянку. На ней свежие следы волка. Приходил посмотреть, что тут такое делали люди. Перед входом во второй каньон, переправляемся на левый (орографический) берег. Он оказался гораздо хуже, хотя по отчетам все здесь и идут! На правом берегу было немного ерника и курума, но терпимо. А тут ивняк, скалы, на которые надо карабкаться с рюкзаком, ерник. Очень неприятный участок. Один раз я неудачно завалилась в камни (из положения стоя на месте) и ударила локоть и ногу. Думали даже, что Вова дальше пойдет челночить и мой рюкзак. Но помазали диклофенаком  и боль утихла. Пошли дальше. Залезли повыше. Стало чуть легче. Солнце печет. Тут я еще раз упала на ровном месте. Очень удивилась и начала собирать вокруг уже созревающую голубику. Нашла большой подберезовик. Передохнули, поснимали мятущуюся реку в скалах и пошли дальше.

Добрались часам к 12:00. Жарко. После обеда Вова идет за второй ходкой. Решил переправится на другой берег сразу над стоянкой и идти также, как мы шли вверх по течению, там все-таки не так буреломно. Я повесила тент и укрытие, помылась и скорее ловить рыбу. Планомерно пробую все блесны. Ничего. Отзвонился Вова, что несмотря на жуткие приступы топологического кретинизма, он дошел до палатки.

И вдруг, после 15:00 я увидела рыбу! Стая жирных хариусов выходит из большой ямы по центру, направляется к «воротам» перед водопадом и там стоит. Вот один поднялся и схватил комара. Надеваю любимую хариусную блесну. Кидаю перед рыбиной, она дергается, но не берет. Кидаю подальше, чтобы провести рядом с другой. Блин, что ей надо то? Наконец клюет. Я дергаю и нервно тащу на берег. Срыв. Прыгаю по берегу и ломаю руки. Блин, блин, блин. Еще раз. Этого я достала. Упитанный. Прячу его в тенек. Опять клюет. Подвела уже к самому берегу, вот он выходит из воды, мысленно уже оценила размер: типа один мне, другой Вове. И в самый последний момент он сходит, а блесна от рывка улетает на дерево. Потом еще два срыва!!! Один маленький, а другой весьма крупный. Ну как так? Я в истерике бегаю по берегу и ору на хариусов: «я на вас Вове пожалуюсь, он придет и всех вас накажет!». В это время как раз отзвонился Вова, что подходит к началу каньона. Иду встречать. Вова пришел усталый, но перед ужином решил все-таки половить вредных хариусов. Показываю ему их в яме. Но в это время тень от горы опускается в яму и все, рыба пошла спать, больше не клевало. Ночью пошел дождь.

06.08.17 воскресенье. Дождь, сильный. Что делать, в 10:00 выходим. По мокрым камням вдоль берега. Потом начался прижим, залезли в лес. Появилась черника. В половине двенадцатого дошли поверху до конца каньона и слезли вниз, на галечник. Дождь не перестает.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Зато созрела красная смородина! Ну или почти созрела, но есть уже можно. Долго бродили вокруг в поисках стоянки. Наконец нашли небольшую полочку в березовом лесу. Все вокруг мокрое. Чтобы залезть на стоянку нужно пребраться через ручеек и вскарабкаться на невысокий, но крутой берег. Перетаскиваем вещи, вешаем тент. Вова уходит за второй ходкой, а я иду собирать смородину. Собирая непрерывно пою от медведей - в зарослях они меня могут и не заметить. Набрала на компот, развожу костер. Местная береза очень удобна для разведения костра даже в дождь, когда все вокруг мокрое. Береста лохматится в все стороны. Нарвал ее, вот и растопка. Притащила с горы лиственничных дров. И полтора часа жгла костер - сушилась, варила компот. Вода в ручье перед лагерем поднялась и сухой камень у берега, с которого я набирала воду уже не виден.

07.08.17 понедельник. С утра опять солнышко. Последний день пешки. Выходим в 9:30. За пол часа дошли до Геологической. Ничего особенно страшного в эту воду. Правда все равно Вова перенес оба рюкзака и перетащил меня:). В 11:50 решили, что пора переходить Бучараму. Потом поняли, что рано, но это было потом. Вода настолько прозрачная, что очень сложно оценить глубину на расстоянии.

Вова пошел с первым рюкзаком и двумя палками.  Оказалось ему почти по пояс и течение приличное. Я бегаю по берегу как наседка, пытаясь просчитать как его ловить, если снесет. Дошел. Пошел по берегу искать другое место. В это время я решила перейти сама ниже по течению с выломанной палкой. Гордая собой, дошла. Ага, а куда дошла? Передо мной вертикальный песчаный обрыв. Тронешь  и он сыпется. Из него торчит одна сосна, но никак до нее не могу дотянуться. «Вова, забери меня отсюда!». Наконец приходит Вова со вторым рюкзаком, вскарабкивается на берег, ложится на него пузом и начинает тянуть мою пусть и похудевшую тушку. Жаль некому было со стороны снять эту операцию. Наконец я схватила второй рукой Вову за ногу, а он меня за штаны. Вытянули Иру. P8070959

Смородина зреет на глазах. Не могу пройти мимо обсыпных кустов! В 12:53 пришли к лодке! Для меня пешая часть закончена.

А Вове еще идти за второй ходкой. Вова уходит, а я стираю, сушу все вещи, делаю ревизию продуктов. Спилила пару лишних деревьев, расчистила лагерь от хвороста. Набрала прямо в лагере котелок и кружку смородины. Хватит и на компот и протереть с сахаром к чаю. Вокруг прямо все красное от ягод. Потом гуляю, пытаюсь безрезультатно ловить рыбу, отдыхаю на солнышке. В 18:00 пришел Вова уже к готовому ужину. Все, пешка окончена. Ужинаем, жарим оладушки со смородиной.

08.08.17 вторник. С утра дождик.  Торопиться нам некуда, валяемся под тентом. В 13:00 выглянуло солнце. Обедаем и вперед. Сначала совсем мелко, приходится откидывать камни из русла, протаскивать. Наконец выходим в основное русло, тут гораздо легче. Периодически Вова уже гребет.

P8080992 - копия

Иногда даже сажает меня. Хотим найти место, где можно будет ловить рыбу. Но везде или мелко, или берег неудобный. В 15:00 в процессе поиска стоянки, я пошла вперед по берегу, а Вова должен был вернуться к лодке и догнать меня. Я нашла неплохое место с полянкой прямо у воды. Встаю посреди реки, чтобы Вова не пролетел мимо- течение то приличное. А его все нет. Наконец мне надоело ждать, иду назад. И за поворотом вижу Вову с лодкой на берегу и с частично выгруженными вещами. «Ну ничего себе, мы ж договорились! Я его жду, а он тут решил вставать». Но приглядевшись я вижу, что Вова сапогом вычерпывает из лодки воду:))

Авария! Бегу на помощь. «Как это тебя угораздило?». «Ничего страшного, рабочий момент» - сообщает Вова. На повороте струю бьет в берег и над ней нависает елка. Вова видел, что скорее всего не успеет развернуть длинную щуку, но решил попробовать:) Не получилось. Лодку закрутило и она быстро набрала воды, еле дотянул до берега. Беру второй сапог и присоединяюсь.

Потом доехали до места, которое я приметила. Ставим лагерь. Очень сильный ветер. Тент у нас висит больше как стенка от ветра, чем от дождя. Все привязываем. Набрала смородины на компот. После ужина пошли гулять вверх, потом вниз по течению. Рыбы опять не поймали. Ночью над рекой выглянула полная луна, засеребрилась лунная дорожка.

09.08.17 среда. Пасмурно, но без дождя. Выходим в 10:30. А к 12:00 уже нашли симпатичное место почти у выхода в Ламу и решили вставать. Высокий берег, лиственницы и голубика. Много голубики! Наконец-то! Вова уселся на полянке и методично выедает ягоды в месте, где будет ставить палатку. Я взяла грабилку и быстро насобирала к чаю - протереть с сахаром и на компот.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Поставили лагерь и пошли гулять. В одном  месте нужно было перейти протоку по бревну. Бревно довольно толстое, но я то упрямая! Пошла по воде. Обратно Вова меня уговорил попробовать и я таки перешла по бревну:) Рыбы опять не поймали, пошли осматривать лес и нашли семейство моховиков. Ну хоть грибной суп будет. Тщательно готовим место для костра. Хоть и после дождя, но мох довольно сухой. Выкопали яму веслом, натаскали камней и выложили все по периметру, приготовили канистру с водой на всякий случай.

10.08.17 четверг. Сегодня выходим в Ламу. Переживаю на счет ветра, но зря. Ветра практически нет. И дождя тоже. Выходим в 9:30. Через час мы в устье. Остановились половить, но безрезультатно. Мелко. Удивительно, но мели были до самого входа в Ламу. Вышли в озеро.

Зеркало, красота! Еще немного, и вот мы на том же месте, где нас высадил катер 21 июля. Тщательно выбирали стоянку на две ночи, что было не просто. На пляжу стоять не хотелось, а в лесу все очень круто, крупные камни. Наконец нашли место между камней. Бросили вещи и пошли ловить рыбу. Результат..4 крохотных рыбки (сиги) на суп.

Рядом с нами в камнях живут лемминги. Классные зверушки. А сверху на них охотятся хищные птицы..скопы, наверное. Вечером над озером опустился туман. Виды потрясающей красоты. Вообще за Ламой наблюдать всегда интересно - она все время разная и всегда очень красивая. Из залива Крашевского к Уфологам и обратно курсируют моторки.

11.08.17 пятница. Поднялся ветер и волны. Собираемся, сушим перерывах между дождями лодку. Поймали пару маленьких хариусов. Нашла много дикого лука. Вечером опять штиль и туман.

Подошла моторка - Олег Крашевский возил туристов на базу Уфологов. Строгим голосом спросил кто такие откуда и куда, нет ли сетей. Я как раз чистила своих мелких хариусов. Посмеялась, что будь у нас сети, мальков бы не брали.

12.08.17 суббота. С утра опять ветерок. Переживаю за наш путь на катере, но волна пока не большая. После завтрака собрали лагерь, снесли все вещи на берег. Подожгли фальшфейер. Все равно на самолете не провезти его обратно. Этот фальшфейер путешествует с нами уже несколько лет. Хотелось проверить, а он вообще работает? Работает еще как:). Мусор от такого факела просто испепелился в момент.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ровно в 10:00 как по расписанию показался катер, даже два.

Быстро кидаем рюкзаки и идем на базу Крашевского забирать 18 туристов из коммерческой пешей группы. Оказалось, что база довольно далеко - шли туда целый час. Сама база представляет собой один большой и кучу маленьких домиков.

Туристы частью были на базе, а частью ночевали в лесу и теперь вереницей топали к нам по берегу. Наконец все загрузились, отходим. Мы с Вовой опять сели на корме на печке. Теперь это было актуально - холодный ветер, потом пошел дождь.

Кажется с двумя санитарными остановками и дозаправкой второго катера от нашего, в 17:00 прибыли в Норильск. Оставили вещи возле домика Вадима и пошли в магазин «Промысловик».

Потом вызвали такси. Машина приехала буквально через минуту - я только успела трубку положить. Заселились обратно в нашу гостиницу (тот же самый номер). Там уже были все наши попутчики по катеру. Съездили в город поужинать в нашей любимой столовой «Сметай». Я была такая голодная, что заказала столько, что еле осилила (с Вовиной помощью) куриные сердечки в сметане, жаркое по домашнему и щи с мясом. Щи действительно с мясом - огромные куски говядины. Норильские порции J))

13.08.17 воскресенье. Выяснилось ,что компания Эрлайн, которой мы собрались отправлять багаж обратно, за время нашего путешествия перешла на новое расписание и перестала принимать груз по воскресеньям. Пришлось опять просить наших знакомых о помощи. Таким образом, у нас осталось время на посещение Дудинки. После завтрака вызвали такси и в путь.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ехали, кажется около часа. С остановкой на заправку в гараже нашего водителя. Водитель опять общительный. Сам с Диксона. Рассказывал по дороге много интересного. На улице довольно холодно, временами моросит. В Дудинке на берегу еще и сильный ветер.

Вова не достаточно утеплился, ему холодно. Музей еще закрыт. Посмотрели на Енисей, прошлись до культурного центра с декоративным чумом.

Затем вернулись к музею. Понравилось. Народу не много. Информация познавательная. Всякие интерактивные штуки (новое здание, все красиво и качественно оформлено). Пообщались с сотрудницами музея, выяснили, что рыбная база сегодня закрыта и рыбу можно купить в магазинах Водный Мир и Лайда. Узнали ,как вернуться обратно в Норильск. Закупились в Водном мире и жуя на ходу щучьи брюшки двинулись дальше. Дудинка производит очень приятное впечатление, ее готовят к юбилею. Дома покрасили в яркие веселые цвета. Все чисто.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В центре плитка, скамейки и тп. Супермаркеты  всякие. На улице 40 лет победы увидели сувенирный магазин Мукустур. Решили заглянуть чисто посмотреть. Ручная работа вся дорогая : унты, всякие изделия из шкур оленя, из рога и тп. Выбрали несколько магнитиков. Пообщались с хозяйкой магазина Аксинией и нас пригласили на чай. Аксинии было интересно узнать о наших приключениях, а нам посмотреть мастерскую и послушать про местную жизнь.

Чай неожиданно превратился в мастер класс по приготовлению сугудая. Нам выдали кусман мороженного чира. Вова сбегал за луком и хлебом. Потом мы долго мучились вдвоем с разделкой рыбы. Аксиния ругалась, что мы испортили самое вкусное: внутренности, которые нужно было пожарить, а для этого вырезать крайне аккуратно, не повредив оболочку. А мы повредили. В это время приходили и уходили покупатели, пришел работник доделать заказ из оленьей кости. Наконец все-таки мы ее разделали (рыба уже таять начала). Порезали на кусочки, смешали с луком, солью и подсолнечным маслом. Есть нужно с черным хлебом, запивая чаем с…молоком.

Аксиния рассказала, что она уже не первый год весной приезжает в Москву на фестиваль  Дары Севера и представляет там свою продукцию. Что ее работники получают свои знания и умения не от родителей, а учатся в специальном колледже. Что сугудай помогает снять усталость и вообще лечит. За беседой незаметно пролетело время. А нам ведь еще багаж знакомым отвозить, а до Норильска еще добраться надо. Прощаемся с гостеприимной хозяйкой. Идем искать местную автостанцию. Это ремонтируемое здание торгового центра. (Просто серое здание, стройка) на ул.Бегичева д.1. Во дворе стоит несколько машин. Заходим в единственную дверь, там в пустом коридоре на стульях сидят мужики и играют в нарды. Мы говорим, что хотим в Норильск. Нас проводят к машине, в которой уже сидят две женщины. 500 человек с носа и в путь. Женщина, которая оказалась рядом со мной оказалась строителем (сегодня как раз ее профессиональный праздник). Со слезами на глазах она показывала мне дома в Дудинке, которые строила. Со слезами потому, что теперь они по государственной программе переселения переезжает с семьей в Новосибирск. Здесь строители сейчас не нужны, а там можно найти работу. Уже купили там квартиру, меньше, чем в Дудинке, но хоть что то. Новосибирск выбирали сами - там у мужа родственники. За окном серость и дождь. Мне передалось настроение этой женщины. Грустно и не хочется уезжать.

Высадили нас на автовокзале Норильска. Погуляли по магазинчикам в вокзале. Докупили в Золотом Олене всяких вкусностей в подарок. Тут к нам прибежал водитель, который вез нас из Дудинки и спросил, не мы ли забыли в багажнике сумку? Нет не мы..побежал искать дальше. Поужинали в «Сметай», вернулись в гостиницу, перепаковались и отнесли большой рюкзак знакомым, которые отправят его назад транспортной компанией. Вызвали на завтра такси..все поход закончен.

14.08.17 Перелеты обратно прошли гораздо легче, чем «туда». Задержек также нигде не было. Все прошло без приключений.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

ВЫВОДЫ: Сил у нас мало:( Но даже с нашими силами, если очень хочется, то можно чуть чуть взглянуть на Путораны. Местами мы так хорошо плутали, что, возможно даже были там, где никогда не ступала нога человека:). Кому еще придет в голову лезть в лоб по скалам на Плато или гулять по лесу так далеко от реки, как это делали мы? Отпечатки человеческих ног видели до Геологической (прошла группа, за несколько дней, максимум неделю до нас) и одиночные следы необычной остроносой обуви после Геологической.

Прилагаю схему наилучшего пути по Бучараме в нашу воду и на мой субъективный взгляд.