Обзорная экскурсия по Твери: памятник Михаилу Тверскому и Императорский путевой дворец. Пивоваренный завод "Афанасий". Карельская деревня Толмачи. Торжок. Кимры и Дмитров.
Тверь - Толмачи - Лихославль - Торжок - Кимры - Дмитров

Тверь Новогодняя

День 1-й, Воскресенье, 31 декабря 2023 года. Тверь.

Не важно, что происходит вокруг тебя, не важно, что произошло с тобой, -никогда не сдавайся!

Далай-Лама XIV

ВДНХ. Камер-Коллежский вал и Третье транспортное кольцо. «Ситцевый край». Клин. Спас-Заулок. Завидово: медведь Вальтера Ульбрихта и зайцы Эриха Хонеккера. Шошенский разлив. Тверь и императрица Екатерина II. Дом-Рюмка. Памятник князю Михаилу Тверскому. Памятник Андрею Дементьеву. Спасо-Преображенский собор. Императорский Путевой дворец. Памятник Афанасию Никитину. Кинотеатр «Звезда». Дом ворошиловских стрелков. Воскресенская церковь Карла Росси. «Голубая губерния». Трехсвятская улица – тверской Арбат. Козел – неофициальный символ Твери. Памятник Михаилу Кругу. Пивоваренный завод «Афанасий»: солод, хмель, сусло, низовое и верховое брожение. Дегустация пива и пивное мороженое. Отель «Тверь». Новогодний банкет в ресторане «Времена года». Приложение: Субботник на пивном заводе.

Уже в ноябре задумались, где Новый год встретить. Позапрошлый год мы в Питере встречали, прошлый – в Малаге, нынешний Рома сперва в Париже встретить предложил, но, подумав, от мысли этой отказались: холодно и дожди – так и город (где мы никогда не были) возненавидеть можно.

Решили простым путем пойти и что-нибудь поближе поискать. Изучив сайт «Магазина Путешествий», пришли к выводу, что турфирма зажралась просто, а ведь мы с ней много, где поездили. Нашелся в итоге туроператор «Русь» с трехдневной поездкой «Новый год в Твери + Луми Тайкури». В начале ноября внесли 30% предоплаты. Нас предупредили, что в случае увеличения стоимости тура нам позвонят и позволят по старой цене доплатить. Такой звонок уже в середине ноября последовал, и мы доплатили. В целом тур 30746 рублей стоил и включал, помимо транспортного и экскурсионного обслуживания, питание и новогодний банкет. Сюда же и проживание в 3-местном номере в отеле три звезды входило.

Накануне отъезда взглянули на прогноз погоды, и он нас не обрадовал. Выезжали мы из Москвы в плюс 2 градуса, к вечеру минус 13, а потом и минус 22 градуса обещали. Поэтому в скромные чемоданчики по два комплекта вещей загрузить пришлось.

В 6-30 утра 31 декабря мы с женой из дома вышли и на метро к станции «ВДНХ» поехали: автобус наш в 8-15 от отеля «Космос» отправлялся.

В 7-40 у станции метро «ВДНХ» со свояченицей встретились. Сама ВДНХ красиво подсвечена была.

001-ВДНХ

45-местный автобус нас уже ждал. Фирма опыт продемонстрировала – за каждым туристом свое место закреплено было. Вскоре подошла наша приятельница Света: узнав, что мы из Москвы уезжаем, она в последний момент этот же тур купила.

Когда все собрались и автобус тронулся, сопровождавшая нас гид Наташа представила водителя Алексея и попросила номер автобуса (279), на котором нам три дня путешествовать предстояло, запомнить.

Кроме того, Наташа попросила всех ремнями безопасности пристегнуться и не перемещаться по салону во время движения.

-Сотрудники ДПС не дремлют и ремни проверяют – штраф за непристегнутый ремень на вас ложится -сообщила она.- Третье правило: горячие и горячительные напитки за пределами салона автобуса, на санитарных остановках употребляются.

-Мы с вами начинаем наше путешествие от станции метро «ВДНХ», находящейся рядом с Выставкой достижений народного хозяйства, которая всей стране известна. Торжественное ее открытие 1 августа 1939 года состоялось и на момент ее открытия на территории в 165 гектаров располагались сады, огороды и 25 сооружений, в которых можно было увидеть достижения Советского государства в сельском хозяйстве: выставка получает название Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.

-Потом концепция немного поменялась: из выставки центр досуга и отдыха сделали и показывали на ней достижения страны не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, строительстве, науке, культуре и искусстве. Все деревянные павильоны каменными заменили и новые построили, площадь выставки увеличилась, и она свое нынешнее название получила.

-В 90-е годы прошлого века изменения по всей стране не в лучшую сторону произошли, выставка в торгово-развлекательный центр превратилась, по территории ее «Газели» с товарами разъезжали, павильоны разрушенными стояли, и выставка в упадок пришла. Знаменитый розарий утраченным оказался.

-20 лет о выставке не вспоминал никто, все павильоны полуразрушены были, пока в 2010-е годы московское правительство внимание на эту территорию не обратило. Начинается масштабная научная реконструкция выставки, для чего первоначальные архитектурные планы, хранившиеся в музее архитектуры имени Щусева, подняли – по ним реконструкцию и начали делать.

-Несколько лет реконструкция шла и сейчас еще не закончена: хотя многие павильоны уже восстановлены, крупнейший Океанариум в Европе здесь же появился.

-Мы с вами на улицу Сущевский вал выехали. Никакого вала мы с вами не видим: земляной вал в далеком 18-м столетии существовал – здесь проходила таможенная граница Москвы. Сущевский вал – часть Камер-Коллежского вала, длина которого 37 км составляла. Здесь стояли домики, в которых служители сидели и брали пошлину за ввоз на территорию Москвы алкоголя и табака.

-В 1812 году Москву (чтобы русскую армию спасти) Наполеону отдали, город под его контролем 38 дней находился и Москву до такой степени разорили, что города практически не существовало. Комиссия по восстановлению Москвы решила этот земляной вал снести, и здесь широкая улица образовалась. Это была окраина Москвы и здесь почти никто не жил, зато созданные еще по указу Екатерины Великой кладбища располагались.

-В 90-е годы прошлого века в результате точечной застройки в центре Москвы транспортные пробки возникать стали и тогдашний мэр Юрий Михайлович Лужков, чтобы улицы разгрузить, Третье транспортное кольцо построить решил, которое в основном по территории Камер-Коллежского вала и прошло. При строительстве рассчитали, что в час по Третьему транспортному кольцу должно 368 автомобилей проезжать. Департамент транспорта каждый квартал статистику дает, согласно которой в час по Третьему транспортному кольцу 1441 автомобиль проезжает, то есть в разы больше.

-Посчитано, что в Москве сейчас 4 млн. автомобилей зарегистрировано, плюс ежедневно множество людей в город из Подмосковья приезжает, плюс общественный и коммерческий транспорт: Департамент транспорта борьбу пока проигрывает – пробки в Москве не исчезают.

-Первое упоминание о Москве 1147 годом датируется, в тот год ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в Москве своего союзника новгород-северского князя Святослава Ольговича. Исходя из этих сведений, историки считают, что реальный возраст Москвы лет на 50-100 старше: князей дружины сопровождали, в каждой из которых не менее сотни человек числилось, а их где-то разместить нужно было – то есть инфраструктура к тому времени уже существовала.

-Сейчас население Москвы стремительно к 15 млн. человек приближается, город на 12 округов разделен, а те (в свою очередь) на районы.

-Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) своим возникновением битве за Москву обязана. Гитлер планировал уже 7 ноября 1941 года парад своих войск на Красной площади провести. Для этого на московском направлении отборные немецкие войска сосредоточены были. Чтобы перебрасывать войска и технику для отражения гитлеровцев на Западном фронте, в июле 1941 вокруг Москвы дорогу и построили. Строили ее женщины, юноши и девушки, оставшиеся в Москве. Мужчины либо на фронт ушли, либо вместе с заводами за Урал эвакуированы были, тогда население Москвы сразу на 800 тысяч человек уменьшилось. Дорога самая простая, двухполосная грунтовая была.

-Итак, мы за МКАД выехали и в сторону Зеленограда движемся. Я пока вам аудиогиды выдам, с их помощью гида на улице слушать можно. Через три дня я их у вас заберу, а пока на листке за их получение распишитесь.

-Мы с вами на территории Московской области находимся, население ее – 6,5 млн. человек. Начиная с 14-го века Московская область в состав Московского княжества входила, территория которого за счет соседних княжеств расширялась непрерывно. Первым городом, которое московское княжество завоевало, была Коломна – форпост Рязанского княжества. Московское княжество тогда совсем маленьким было и занимало 80 км с севера на юг и 80 км с запада на восток. Московский князь Москву-реку контролировал, а место, где она в Оку впадала – рязанский князь: понятно, что московского князя это не устраивало.

-По рекам товары перевозили, и они стратегическое значение имели: в районе Нижнего Новгорода Ока в Волгу впадает, а та (в свою очередь) – в Каспийское море. Это важнейший торговый путь, который в древности «из варяг в арабы» называли. В 14-м столетии Дмитрий Донской объединил русских князей в битве на Куликовом поле, чтобы от татаро-монгольского ига избавиться, в 16-м веке Иван Грозный Казань взял и все это время никакой Московской области не существовало - просто часть княжества, а потом и царства.

-Только в 1708 году Петр I предложил всю территорию России на 13 губерний разделить: так Московская губерния и появилась. В разговорах ее «ситцевым краем» называли: именно в петровское время на территории губернии маленькие артели появились, которые ткани изготавливали. Ткани нужны были для обмундирования создаваемой регулярной армии, также парусину для кораблей изготавливали.

-После основания Санкт-Петербурга Москва вторым по значимости городом становится, но про нее никогда не забывали – коронация всегда в Успенском соборе Московского кремля происходила.

-Следующую государственную реформу Екатерина II провела: она губернии на уезды поделила, типовые присутственные места повелела строить и для каждого города свой собственный герб утвердила. В составе Московской губернии 12 уездных городов было.

-Так что город Клин, куда мы направляемся, сейчас районный центр Московской области, а был уездным городом Московской губернии.

-В конце 19-го века на территории Московской губернии промышленный бум начинается и железные дороги строятся, маленькие города в крупнейшие промышленные центры превращаются.

-Мы с вами по Ленинградскому шоссе едем, которое когда-то Тверским трактом называлось и в Твери заканчивалось: по нему товары из Твери в Москву и обратно доставлялись. Когда Санкт-Петербург построили, тракт до него продлили. Тракт получил название «государева дорога» и вначале бревнами был замощен, а потом (постепенно) и булыжником.

-Железную дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом только в середине 19-го века построили и Николаевской железной дорогой назвали, потому что распоряжение о ее строительстве император Николай I отдал. Существует легенда, что императору принесли карту и спросили, где железную дорогу строить? Николай I взял красный карандаш и провел по карте прямую линию между Санкт-Петербургом и Москвой: по этой линии дорогу и построили. Она обошла такие города как Великий Новгород и Торжок – железнодорожные ветки к ним позже протянули.

-После строительства Николаевской железной дороги путешественники получили возможность из Москвы до северной столицы за 20 часов добраться, первый поезд за 22 часа управился.

С 9-50 до 10-15 автобус санитарную остановку в Клину сделал. Город фабрикой елочных игрушек (и единственным в России музеем елочных игрушек) славится и Государственным мемориальным музыкальным музеем-заповедником П. И. Чайковского.

002-Карта

Сходив в туалет во «Вкусно – и точка» (бывшем «Макдональдсе»), мы вышли на улицу покурить, а Света завтракать пошла. Взглянул на табло смартфона: на нем +2 градуса значилось.

003-Клин

Группа очень организованной оказалась и ровно в 10-15 автобус дальше отправился.

-Вскоре мы условную границу между Московской и Тверской областями пересечем, -продолжила рассказ Наташа.- Тверь всегда конкурентом Москве была, потому что Тверь гораздо более выгодное местоположение имеет. Тверь в междуречье трех рек находится. Конечно, главная водная артерия – это Волга, на ее берегах Тверь современная расположена. Река Тверца – это то место, где была основана первая крепость по распоряжению Юрия Долгорукого.

-Он эти территории в 12-м веке контролировал и, почувствовав брешь в обороне, приказал в месте, где Тверца в Волгу впадает, первую деревянную крепость поставить. В черте города еще река Тьмака имеется.

-Тверь на Волге (древнем торговом пути) стояла, тогда как из Москвы до Волги через Москву-реку и Оку еще добраться нужно было. Тем не менее, московские князья более эффективными, чем тверские, менеджерами оказались. Во времена татаро-монгольского ига нужно было ярлык на великое княжение получать и практически всегда ярлыком этим москвичи обладали. Московские князья хитрее и шустрее тверских оказались: когда подкупом, когда лестью ярлык получали.

-Конкуренция эта кровопролитными стычками между московской дружиной и тверской сопровождалась. Мы с вами знакомство с Тверью с памятника Михаилу Ярославовичу начнем – это князь, стоявший во главе Тверского княжества, его в Золотой Орде по оговору московского князя убили. Противостояние между Москвой и Тверью только к концу 15-го столетия закончилось: Тверь входит в состав Московского княжества, и Москва расширяет свои территории.

-Когда мы к границе Тверской области подъедем, село Спас-Заулок проезжать будем, продолжила рассказ Наташа.- Откуда такое интересное название? Существует легенда, согласно которой по этому тракту купцы с обозами ездили и на них в сумерках часто разбойники нападали. Один купец вез в Тверь товар и увидел, что его разбойники догоняют. Купец свернул куда-то в заулок, и разбойники его потеряли. Когда его спросили, как он уцелел, купец ответил, что спасся в заулке – отсюда и название.

004-Карта

-Мы как раз Спас-Заулок проезжаем, взгляните на церковь красивую с колокольней. Во время войны ее разрушили, но в 90-е годы прошлого века инвесторы нашлись и церковь восстановили.

005-Спас-Заулок

-Дальше по дороге на границе Московской и Тверской областей Завидово находится. Завидово всегда обилием всякой живности славилось: птицей, лосями и кабанами. Еще во времена Ивана Грозного там избушка стояла, в которой царь на пути в Великий Новгород останавливался. С тех пор Завидово как охотничьи угодья использовали: Алексей Михайлович Тишайший здесь соколиной охотой баловался, сын его Петр I также в Завидово бывал неоднократно.

-После революции в Завидово Ленин охотился – в мемуарах его личного шофера Степана Гиля все это подробно описано. Когда к власти Сталин пришел, то он приказал обнести эту территорию забором, поставил охрану и выделил финансирование для содержания завидовского комплекса.

-В Завидово первые лица государства охотиться приезжали. Самые интересные воспоминания местных жителей к временам Никиты Хрущева и Леонида Брежнева относятся. После войны Сталин попросил ему справку дать, во сколько содержание Завидово обходится. Получив ее, он очень удивился и приказал снять в Завидово охрану: таким образом здешние ресурсы местным жителям вновь доступны стали. История меняется, когда после смерти Сталина во главе государства Никита Хрущев становится. Охотником Хрущев никудышним был, но он решил в Завидово Дом приемов устроить, куда руководители компартий со всего мира приезжать будут.

-Местные жители по этому поводу разные истории рассказывают. Однажды Хрущев пригласил в Завидово руководителя компартии ГДР Вальтера Ульбрихта на медведя поохотиться. Правда, медведи в Завидово отродясь не водились и когда егеря узнали, что первые лица на медведя охотиться едут, то за голову схватились.

-В Твери, между тем, старый цирк как раз на реконструкции находился и в нем в вольере жил старый цирковой медведь, многому чему обученный. Этого медведя в Завидово привезли и к моменту начала охоты в лес выпустили, надеясь, что охота все-таки состоится. А по тропинке как раз девушка на велосипеде ехала, горничной в Завидово работавшая. Увидев медведя, барышня велосипед бросила и к пункту охраны побежала, чтобы о медведе предупредить. Медведь не растерялся и, сев на велосипед, перед изумленными Ульбрихтом и Хрущевым круги по поляне наматывать стал. Ульбрихт чуть инфаркт не получил, его коньяком несколько дней отпаивали: еще бы – в СССР медведи на велосипедах катаются.

-Следующая история к временам Леонида Брежнева относится. В отличие от Хрущева, Брежнев отличным и грамотным охотником был, стрелял метко и подранков не оставлял. Часто садился за руль «Волги», отрывался от охраны и приезжал в Завидово, чтобы хоть часок на свежем воздухе провести.

-Однажды Брежнев следующего руководителя компартии ГДР Эриха Хонеккера поохотиться в Завидово пригласил. Охотиться они на зайцев собрались: это особый вид охоты и не очень простой. Зайцев в вольере закрыли, но, когда пришли их покормить, двери вольера открытыми оказались: зайцы из вольера сбежали. В Доме приемов на первом этаже различные охотничьи трофеи выставлены были, в том числе и заячьи шкурки. Что придумали егеря: наловили по окрестным деревням котов, переодели их в заячьи шкурки и под ружья охотников выпустили. После первых же выстрелов «зайцы» на деревья полезли, а Эрих Хонеккер в обморок хлопнулся.

-Сейчас Завидово гораздо доступнее, чем во времена СССР – здесь гостиничные комплексы на берегу Волги построены.

-Иностранцы называют Волгу главным нервом России. Река всегда кормила, всегда работу давала, старинные города, возникшие на ее берегах, по сей день существуют.

-Мы границу Тверской области пересекли и перед нами интересное место: река Волга и Шошенский разлив. Река Шоша – это приток Волги, русло у нее было узким, крупные суда по ней не ходили вплоть до 30-х годов, когда Советское государство реализует свой план под названием «Большая Волга». Для обеспечения предприятий нужно было электричество и по всей Волге гидроэлектростанции строились. Перед самой войной, в 1940 – начале 1941 года, проект был реализован и Шоша в огромный водоем превратилась.

-Мы уже недалеко от Твери находимся. Откуда такое название? В 12-м веке ростово-суздальский князь у места впадения реки Тверцы в Волгу крепость возвести распорядился: Тверское княжество до конца 15-го века существовало. Во времена Екатерины II Тверь наместничеством в составе Новгородской губернии становится, потом столицей Тверской губернии. После революции Тверь в Калинин переименовали, потому что в деревне неподалеку от Твери «всесоюзный староста» Михаил Калинин родился, историческое название городу только в 1990 году (после проведения в городе референдума) вернули.

-Что касается Тверской области: это привлекательное место для охотников, рыбаков и туристов. Очень много рек и водоемов. 84 тысячи квадратных километров – площадь Тверской области. Для сравнения: площадь Бельгии – 34 тысячи квадратных километров, площадь Нидерландов – 42 тысячи квадратных километров.

-Вся планировка Твери, которая по сей день сохранилась, в конце 18-го столетия благодаря деятельности Екатерины II появилась. В мае 1763 года возле главного собора Твери бегал юродивый, хватал за полы одежды всех прохожих и кричал с утра до вечера. Ему и денег, и продукты давали, но он не успокаивался и продолжал кричать: «Будет большой огонь! Спасайся кто может!»

-Через четыре дня, после того как юродивого последний раз видели, в Твери действительно грандиозный пожар случился. Сгорели 800 домов горожан, казармы Охранного полка, соляные склады, здание магистрата. Пожар такой силы был, что и каменные строения уничтожены были. Тверь между двумя реками расположена, так что улицы в ней косыми и кривыми были. Город был полностью уничтожен, а горожане не только без домов, но и без продуктов питания и средств существования остались.

-Императрица в мае 1963 года в Москве находилась, там ей и сообщили, что древний город Тверь сгорел. Это было самое начало правления Екатерины, и она сочла это событие дурным знаком. Императрица приказала Сенату выделить 10 тысяч рублей жителям Твери на кров и еду, помимо этого она создала комиссию, в которую вошли архитекторы, тогда еще никому не известные. Возглавил эту комиссию Петр Никитин – художник по образованию и из семьи художников, а помогал ему молодой архитектор Матвей Казаков, работавший в стиле классицизма.

-И вот эти люди начинают работу по созданию плана Твери. За основу они «версальский трезубец» взяли: когда от центральной площади лучами улицы расходятся и как бы окутывают город. Такая планировка есть в Париже и в Санкт-Петербурге, такая же планировка и в Твери появляется. Четыре года уходит у этих архитекторов на создание нового города: они выпрямляют улицы, строят шикарные набережные и дома.

-Петр Никитин докладывает императрице: «Мы город не строим, мы его рисуем». Самая широкая прямая улица, через весь город идущая, получает название «Екатерининская». Через четыре года, в 1767 году, Екатерина II в Тверь работу принимать приезжает. Ее восторженно встречают: купечество и дворянство подарки дарят.

-Самый дорогой подарок – имперская галера «Тверь». Длина ее 18 метров, скорость при поднятых парусах – 12 км в час. На этой галере императрица предпринимает путешествие по Волге до Казани.

-Благодаря Твери многие старинные города новую планировку получили. Чтобы императрица с комфортом в Твери проживала, для нее Императорский Путевой дворец строят. Его позднее перестраивать будут, сейчас во дворце Картинная галерея располагается, которую за блестящую коллекцию картин и воссозданные интерьеры 18-19-х веков «Маленьким Эрмитажем» называют.

-После смерти Екатерины Великой Павел I, маму не жаловавший, прислал уведомление магистрату Твери, чтобы Екатерининскую улицу переименовали. Так Екатерининская улица Миллионной стала: этим названием горожане выразили свое восхищение императрицей, якобы миллион рублей на восстановление города потратившей. Миллион рублей – это вряд ли: весь бюджет Российской империи в 1767 году 1 млн. 600 тысяч рублей составлял. После революции Миллионная улица Советской стала: под таким названием она и сегодня на карте Твери значится.

-В 1976 году Москва получила право проведения XXII Летних Олимпийских игр 1980 года и началось строительство олимпийских объектов. В Твери (тогда – Калинине) планировали в рамках Олимпиады соревнования на открытой воде провести и гостиницу международного класса построили. Но Олимпиаду 50 стран бойкотировали, многие спортсмены не приехали, поэтому соревнования на воде в Москве провели, а гостиница в Твери осталась. Сейчас в ней бизнес-центр расположен, но горожане его просто «Дом-Рюмка» называют: здание как бы на ножке стоит.

006-Дом-рюмка

В 11-30 автобус на Советской улице остановился и мы в руки местного гида попали.

007-Карта

-Меня зовут Александр и я сотрудник Тверского краеведческого музея, -представился гид.- Мы начинаем свое знакомство с площади, которая Триумфальной называлась. Именно на нее первым делом люди, приехавшие из Москвы, попадали. Тверь называли коридором между Москвой и Санкт-Петербургом, ведь она на Государевой дороге находилась и через нее в 19-м веке более 500 тысяч человек в год проезжало.

008-гид Александр

-Тверь – административный центр Тверской области, один из старейших российских городов. Тверь расположена на Верхней Волге, при впадении в нее реки Тверца, в 167 км к северо-западу от Москвы и в 485 км от Санкт-Петербурга.

-Наш город древний: впервые в исторических документах в 1135 году упомянут. В этом году мы 888 лет города отмечали. Тверь примерно в одно время со своей сестрой-соперницей Москвой появилась. Оба города росли и богатели, но настало время выяснить, кто из них главная и собирательницей русских земель станет. И именно наш князь Михаил Ярославич решил претендовать на титул объединителя всех русских земель.

-Михаил Ярославич прибавил к титулу Великого князя два слова - «всея Руси» (это был первый случай), за что и поплатился. Наши соседи москвичи быстро смекнули, что если этот проект реализовать удастся, то Москва на вторых ролях останется, и московский князь Юрий Данилович в Орду отправился, где договорился с ханом Узбеком и даже в жены его сестру Кончаку взял, принявшую православие и ставшую московской княгиней Агафьей.

-В качестве приданого Узбек выделил Юрию большое число воинов и много оружия. Юрий Данилович использовал эту силу для похода на Тверь в 1317 году, но был разбит тверскими полками. Его собственные войска разбежались, но самое непонятное в этой ситуации – в плен попала та самая московская княгиня Агафья.

-Михаил привез Агафью в тверской кремль, где ее на ночь в покоях заперли, но утром Агафью умершей нашли. Михаил планировал Агафью хану Узбеку вернуть, но получилось нехорошо и кому-то за смерть Агафьи ответить придется – это все понимали.

-Михаил Ярославич считается небесным покровителем Твери, здесь ему четыре памятника установлено, набережная и площадь, на которой мы стоим, тоже в его честь названы. Другой бы на его месте в Литву сбежал, где отсиделся бы и вернулся, когда все утихнет, но Михаил героически поступил – он отправился в Орду и всю вину за смерть Агафьи на себя взял. Хан Узбек в гневе приказал Михаила казнить.

-На этом памятнике князь Михаил изображен прощающимся с Тверью: последний раз он любимый город видит, он понимает, что отдаст свою жизнь за него. Хотя его и горожане, и жена Анна Кашинская от поездки этой отговаривали, князь понимал, что, если он в Орду не явится, в Тверь Узбек придет и сотрет ее с лица земли.

009-Памятник князю Михаилу Тверскому
011-Памятник князю Михаилу Тверскому
012-Памятник князю Михаилу Тверскому

Интересное дополнение к рассказу гида я в путеводителе «По Москве» издания 1917 года М. и С. Сабашниковых нашел:

«Дальнейший рост Москвы связан с превращением ее в важный торговый пункт. Большую роль сыграл в этом отношении союз московских князей с Новгородской торговой республикой. До 14-го века новгородские торговые караваны, спускавшиеся на Волгу, шли наиболее удобным и коротким путем через Тверь, от Новгорода по Мсте и Тверце. Это обстоятельство выдвинуло и оживило Тверь, которая в конце 13-го века стала великокняжеским городом, отняв первенство у Владимира и Суздаля.

В 14-м веке, вследствие склонности тверских князей к чрезмерной эксплуатации их пошлинных прав, произошло между Тверью и Новгородом охлаждение, приводившее несколько раз к открытому разрыву. Вследствие этого новгородские торговые суда все чаще и чаще появляются на реке Москве, минуя Тверь и выбирая более кружный, но более спокойный и дешевый путь.

Маленький московский князь в это время еще не казался новгородцам подозрительным или опасным, и они охотно стали заключать с московскими князьями договоры против Твери. Разгром Твери татарами в 1313 и в 1327 годах, переезд в Москву русского митрополита, получение московскими князьями Юрием и Иваном Даниловичами ярлыков на великое княжение – все это были результаты соединенных действий Москвы и Новгорода против Твери.

…Переход новгородского торгового транспорта на Москву быстро и сильно поднял доходы московского князя, так как в его казну стали поступать большие таможенные, или «мытные», по тогдашней терминологии, сборы. Начало и конец водного пути через московское княжество были загорожены мытными дворами, память о которых до сих пор сохраняется в географических названиях.»

Между тем похолодало и сильный снегопад начался.

-К сожалению, -продолжил рассказ Александр.- Мы не увидим с вами средневековую Тверь: она практически целиком была уничтожена грандиозным пожаром в 1763 году, поэтому сегодня мы имеем возможность гулять по Твери 18-го, 19-го и 20-го веков.

-Этот страшный пожар уничтожил 850 домов из 900, стоявших в городе. Горожане бедствовали, но на помощь Екатерина Великая пришла: она часто из Санкт-Петербурга в Москву через Тверь путешествовала. Проезжая через Тверь в очередной раз, императрица вместо города пепелище увидела и поняла, что ее монарший долг – помочь в восстановлении Твери. Она влюбилась в этот город, в его несчастье и дала ему вторую жизнь, выделив на восстановление Твери огромную (по тем временам) сумму - 250 тысяч рублей.

-Мы находимся на полукруглой площади, от которой три улицы расходятся: знаменитое трехлучье: Новоторжская – Советская – Вольного Новгорода.

015-Карта

-Этот памятник князю Михаилу Тверскому в 2008 году установлен. Обратите внимание на странный головной убор князя – это шапка Мономаха, символ объединения русских земель: понятно, что при жизни он ее не носил.

-Взгляните на надпись на овальном щите, укрепленном на постаменте. Когда группа московских скульпторов под руководством Андрея Ковальчука создавала памятник, первоначально на щите надпись была «Михаил Ярославич, князь тверской», но местные жители потребовали добавить «и Великий князь всея Руси», что и было сделано.

010-Памятник князю Михаилу Тверскому

-В Тверь когда-то более пяти тысяч купцов торговать съезжались, потому что город на пересечении водных и сухопутных торговых путей находился. Предлагаю на набережную пройти и на реку Волгу взглянуть – под снегом она особенно красива. По дороге о зданиях, формирующих эту площадь, расскажу. В основном они административные: администрация Тверской области, резиденция губернатора Тверской области, почтамт, первый в Твери синематограф.

013-Площадь Михаила Тверского
014-Площадь Михаила Тверского

-С 17 октября по 16 декабря 1941 года Тверь (тогда – Калинин) войска вермахта оккупировали. За два месяца оккупации значительная часть жилого фонда уничтожена была, пострадали фабрики и заводы. Людям, возвращающимся в город, жить негде было, но в первую очередь промышленные предприятия восстанавливали. С 19-го века у нас Морозовская мануфактура действует и огромное количество тканей для нужд фронта уходило.

-Сейчас мы по улице идем, которая православную часть города от иноверческой слободы отделяла. Слева от нас – православная часть, справа – иноверческая.

016-Тверь, православная часть
017-Тверь, иноверческая часть

-В Твери всегда иноверцы жили: поляки, немцы, литовцы, евреи и мусульмане. Именно поэтому в той части города находятся католический костел, мечеть, синагога.

-Совсем недавно, в 2020 году, эту улицу переименовали в честь человека, прославившего наш город своим поэтическим талантом. Это знаменитый советский поэт Андрей Дмитриевич Дементьев.

018-Улица Андрея Дементьева

-Он родился здесь, в Татарской слободе. Тверь – город многонациональный, потому что торговый: товары сюда с разных сторон света привозят. На набережной памятник поэту установлен.

019-Памятник Андрею Дементьеву
020-Памятник Андрею Дементьеву
021-Памятник Андрею Дементьеву
022-Памятник Андрею Дементьеву
023-Памятник Андрею Дементьеву
024-Памятник Андрею Дементьеву
025-Памятник Андрею Дементьеву

-Взгляните на Волгу – она замерзла, а вот Тверца, в нее впадающая – нет. Именно здесь купеческие караваны в старину с большой воды в реку Тверцу сворачивали и товары в плоскодонки перегружали, которые против течения по специальной дороге не бурлаки, а кони тащили. По Тверце товары из Каспийского бассейна через Вышний Волочек в Балтийский бассейн попадали.

026-Карта
027-Волга
028-Волга и Тверца
029-Набережная Волги

Между тем снегопад и мороз усиливались, руки, освобожденные от перчаток, чтобы фото сделать, мгновенно леденели и мы с огромным удовольствием в автобус вернулись.

030-Набережная Волги
031-Набережная Волги
032-Улица Андрея Дементьева
033-Улица Вольного Новгорода

-Перед нами вторая площадь, как ожерелье на главную улицу нанизанная, открывается, -продолжил рассказ Александр.- Это площадь Ленина, она восьмиугольная. Здание, украшенное флагом Российской Федерации, это Губернское правление 19-го века, сейчас в нем мэрия города Твери располагается. Здесь есть только одно здание 18-го века – это Театр юного зрителя.

035-Карта
034-Площадь Ленина

-Мы с вами по главной улице с застройкой 18-го века движемся, ее легко узнать – это двухэтажные дома, единственно слева в 19-м веке Вознесенский собор добавился. Пересекаем Тверской проспект и видим уже 3-х и 4-этажные дома того же 18-го века. После войны, когда нужно было жилищный фонд наращивать, эти дома дополнительными этажами надстроили.

-С правой стороны – городской сад, излюбленное место отдыха горожан.

036-Тверь

-Мы с вами находимся в святое святых Твери – на месте кремля. От самого кремля ничего не осталось: деревянные его стены в пожаре сгорели, а земляные валы ради красоты в 19-м веке срыли. Кремль 19 гектаров занимал и с западной стороны рекой Тьмакой омывался, а с северной – Волгой. Это весьма мощная крепость была.

037-Карта
038-Карта

-Здесь находятся два главных сокровища Твери – златоверхий Спасо-Преображенский собор и Императорский Путевой дворец. Хочу вас с ними познакомить.

039-Спасо-Преображенскии собор

-Этот памятник открыт только что, в декабре этого года. Князь Михаил Ярославич в 12-летнем возрасте под руководством матери Ксении набросал проект собора и показывает его митрополиту Тверскому Симеону, прося у того благословения на строительство. Благословение митрополит конечно же дал.

040-Памятник митрополиту Симеону и князю Михаилу Тверскому

-Это был первый каменный храм (1285 год) на Руси, построенный после монгольского нашествия. На свитке кроме изображения собора располагается надпись: «Не нам, не нам, но имени Твоему слава» (Псалтирь, 113:9). Автор памятника - скульптор, заслуженный художник России Юрий Хмелевской.

041-Спасо-Преображенскии собор

-Представьте себе, что до этого полвека каменных храмов на Руси не строили: не хватало ресурсов, да и каменных дел мастера в Орду угнаны были. И вот единственный город Тверь находит в себе силы такой храм построить.

042-Спасо-Преображенскии собор

-В 17-м веке его перестроили в огромный городской собор, богато иконами украсили, но в 1935 году собор взорвали: он как кость в горле был – с одной стороны Обком партии, с другой – отдел НКВД, так что собор здесь не к месту оказался. Совсем недавно это злодеяние исправить решили и возвести на историческом месте собор заново.

-А я приглашаю вас дворцом полюбоваться. Впервые Екатерина Великая в этом дворце в 1767 году остановилась. Представьте себе путешествие того времени: вы не в комфортабельном автобусе едете, а в тряской карете, причем дорога из Санкт-Петербурга в Москву больше двух недель занимала. Императрица приезжала уставшая и мечтавшая только о покое.

043-Путевои дворец

-Дворец буквой «П» выстроен, императрица занимала парадную часть с залом для танцев, там же комнаты для приема гостей и пищи находились, спальня. Переходные галереи во вспомогательные помещения вели.

044-Путевои дворец
045-Путевои дворец
046-Путевои дворец
047-Путевои дворец

049-Путевои дворец

-Часть здания с крестом – это церковь, а напротив со странной звездой – библиотека. Императрица очень много читала и просвещенной правительницей была: она желала, чтобы и ее подданные образованными людьми были, поэтому и устроила во дворце библиотеку. А звезда эта – Вифлеемская, то есть Путеводная, указавшая волхвам путь к месту рождения Христа.

050-Путевои дворец

-Но почему звезда над библиотекой? Иисус Христос считается носителем святой Софии, то есть Божественной мудрости, воплотившейся в теле человека, он передал ее своим ученикам, те записали ее в Евангелиях и получился Новый Завет, часть Библии. Читая Новый Завет, мы можем к мудрости этой приобщиться. Но мудрость не только в Евангелиях содержится, но и во многих других книгах: Екатерина желала, чтобы ее подданные жизнь свою не на предрассудках и домыслах строили, а на мудрости и опыте, из книг почерпнутых.

-Взгляните на главный фасад: две дамы не только государственный герб охраняют, но и императорскую корону. По поводу дам историки и краеведы спорят: одни говорят, что это сама императрица со своей подругой Екатериной Дашковой, но скорее всего это древнегреческие музы.

048-Путевои дворец

-На переходных галереях даты указаны: с левой стороны – когда дворец строился, а с правой – когда дворец перестраивался. Перестройка дворца осуществлена была в начале 19-го века в связи с тем, что император Александр I Путевой дворец подарил в качестве свадебного подарка своей сестре Екатерине Павловне. Екатерина Павловна дружила с Карлом Росси, который дворец и перестроил.

Тут, к счастью, изрядно промерзшие, мы опять в автобус погрузились.

-Сейчас мы с вами на левый берег Волги отправляемся, чтобы с Торговой стороной Твери познакомиться, -сообщил Александр.- Обратите внимание на балкон в самом конце дворца: он был сооружен не для того, чтобы члены царского дома на проезжую часть смотрели, которой здесь тогда не было: на этом месте плац для парадов находился, которыми Романовы и любовались. Дворцовый сад также частично сохранился, здесь и пристань сооружена была, с которой можно было в вояжи по Волге отправляться.

051-Путевои дворец

-Перебираемся на левый берег по Старому Волжскому мосту, вдали Новый Волжский мост виден. Старый Волжский мост в 1900 году чешским инженером Машеком построен, но этот хитрец свой проект и городу Будапешту продал: там он берега Дуная соединяет.

052-Карта
053-Старыи Волжскии мост

-Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых известных тверских купцов, которого зовут Афанасий, сын Никитин. Известен тем, что еще в 15-м веке из Твери в торговую экспедицию в Астрахань отправился. Вез Афанасий «тверской красный товар» (т.е. ткани) и «мягкую рухлядь» (т.е. пушнину), которую на Севере добывали и в Твери продавали. Пойдемте к памятнику Афанасию Никитину, а заодно панорамой правого берега Волги полюбуемся.

Выйдя на улицу, радиогиды надели, которые нам Наташа заранее выдала, сообщив заодно, что, если мы их потеряем, то за каждый 3000 рублей заплатить придется.

054-Памятник Афанасию Никитину

-Памятник представляет собой четырёхметровую бронзовую статую на гранитном постаменте, установленную на круглой чугунной площадке в виде ладьи с головой коня, -рассказывал гид.

055-Памятник Афанасию Никитину

-Афанасия вместе с товарищами ограбили под Астраханью, а, поскольку товары им в кредит взяты были, то Афанасий в Тверь к кредиторам решил не возвращаться. Перебравшись через Каспийское море, он через Персию в Индию попал. Как купец Афанасий не состоялся – все его торговые операции убытком заканчивались, зато он замечательную книгу путевых заметок «Хождение за три моря» написал. В конце концов Афанасий на родину вернулся, но до Твери не добрался – умер в дороге.

057-Памятник Афанасию Никитину
056-Памятник Афанасию Никитину и Спасо-Преображенскии собор

Памятник Афанасию Никитину и Спасо-Преображенский собор

-Давайте на правый берег Волги взглянем. Видите здание, на бинокль похожее? Это кинотеатр «Звезда», его в 30-е годы прошлого века в стиле конструктивизма построили. Там все продумано и выверено. Этот проект архитектора Калмыкова Сталинскую премию получил и был настолько успешен, что его в 60-ти городах СССР повторили, с некоторыми изменениями, правда. Например, кинотеатр «Родина» у станции метро «Семеновская» в Москве. Ходить по этому зданию очень удобно. В ротондах по бокам винтовые лестницы находятся, позволяющие большим массам людей быстро наверх подняться и также быстро вниз спуститься.

061-Карта
058-Правыи берег Волги
059-Кинотеатр Звезда и Спасо-Преображенскии собор

Кинотеатр «Звезда» и Спасо-Преображенский собор

-Еще левее Дом ворошиловских стрелков расположен, он тоже в 1935 году построен. Здесь архитекторы с итальянской архитектурой поиграть решили: колонны, балконы, скругленные углы. В центре герб Советского Союза и Красная Звезда спрятаны: дом всегда Министерству обороны принадлежал, в нем до сих общежитие для курсантов Военной академии воздушно-космической обороны расположено, но часть квартир приватизирована и в частных руках находится.

060-Дом ворошиловских стрелков

Дом ворошиловских стрелков

-Давайте к автобусу двигаться, а пока двигаемся, давайте церковкой полюбуемся. Купцы в чрезвычайных обстоятельствах (ограбление, пожар, наводнение) всегда обеты давали. Вот эта Воскресенская церковь тоже по обету построена.

062-Воскресенская церковь

Воскресенская церковь

-Согласно православной традиции на стенах церквей скульптурные изображения Богородицы и архангелов не приветствуются, но эту церковь Карл Росси строил, и они на ней появились.

063-Воскресенская церковь
064-Воскресенская церковь

-Справа и слева от церкви – купеческие особняки, которые еще ждут своей реставрации.

065-Воскресенская церковь

-Пойдемте в автобус, сейчас мы с вами вернемся на правый берег Волги и к пешеходной улице Твери отправимся. Улица на реставрации была, ее буквально в конце ноября открыли, так что нам с вами повезло.

066-Тверскои проспект

-Посмотрите, -толкнул я сестренок.- Вот мужику повезло, взгляните на номер его машины.

067-Тверскои проспект

-И что с номером не так? -спросили барышни.

-Три шестерки на нем, -пояснил я.

-Когда-то на левом берегу Волги купцы из северо-западных регионов селились, -продолжил рассказ гид.- Из Санкт-Петербурга и Великого Новгорода. Там они особняки, усадьбы и склады строили. Осталось только несколько старинных домов, один из них купцам Арефьевым принадлежал, принимавшим у себя в гостях Петра I.

-Арефьевы этим очень гордились. Заметьте, что Петр не у дворян или епископа остановился, а у купцов, подчеркнув этим важность купеческого сословия для государства. Купцы Петра уткой с яблоками потчевали, еду император тверским квасом запивал.

-Какие сувениры из Твери привезти? Прежде всего лен, хотя одежда из него дороже обычной. В старину Тверской край «голубой губернией» называли, потому что в конце мая - начале июня, когда лен-долгунец зацветал, окрестные поля как голубое море выглядели.

-Нашим брендом также мармелад является. Тверские карелы сохранили рецепт его производства, мармелад на натуральном соке делают и безо всяких химических добавок. Хранить его долго нельзя: через два месяца мармелад засыхает. Тверских карел более 50 тысяч, они хранят свой язык, свою культуру, в том числе гастрономические рецепты. Я вас отведу в магазин, где все сразу купить можно.

-Сейчас 13-10, мы останавливаемся на площади Ленина и идем гулять по пешеходной Трехсвятской улице, через полчаса прошу всех в автобус вернуться, -попросила Наташа.- В 13-50 мы отправляемся на экскурсию на пивоваренный завод «Афанасий».

068-Площадь Ленина
069-Карта
070-Трехсвятская улица
071-Трехсвятская улица
072-Трехсвятская улица

Трехсвятская улица

-Вот этот магазин, -показал Александр.- Обратите внимание на эту движущуюся инсталляцию с козлами.

073-Козел

-А при чем здесь козлы? -заинтересовался я.

074-Козлы

-Козел – неофициальный символ Твери, -пояснил гид.- Из козлиных шкур местные мастера мягкие сафьяновые сапожки шили.

В магазине торговали сувенирами, мармеладом, ягодными винами, настойками и бальзамами: и мармелад, и напитки стоили довольно дорого. Туристы активно мармелад и алкоголь скупали, нас же все эти настойки с бальзамами, а уж тем более вина ягодные совершенно не интересовали – уж больно они сладкие. Кроме того, мы и так по две бутылки цветных, но несладких настоек из Москвы с собой прихватили.

075-Сувенирныи магазин
076-Сувенирныи магазин
077-Сувенирныи магазин

Свояченица приобрела мармелад для своего предстоящего Дня рождения и коробочки три мармелада нам на вечер из общественного кошелька.

078-Сувенирныи магазин

Выйдя на улицу, встретили гида Наташу, которая сообщила, что если по Трехсвятской до бульвара Радищева дойти и направо свернуть, то можно на памятник Михаилу Кругу взглянуть.

079-Трехсвятская улица

Дойдя до памятника, увидели, что он очень популярен, правда, у пожилой публики. Молодежь, похоже, не очень в курсе о «короле русского шансона» и вряд ли его блатные песни слушает. Круга (настоящая фамилия – Воробьев) в 2002 году в собственном доме застрелили в 40-летнем возрасте. Погиб Михаил Круг 20 с лишком лет назад на пике своей популярности (его «Владимирский централ» тогда из каждого утюга доносился), и я не очень уверен, что, доживи он до наших дней, популярность бы эту Круг сохранил. Хотя, кто знает?

Вежливо разогнав старичков, мы попросили их две секунды нам дать, чтобы памятник сфотографировать, а дальше они сколько угодно с Кругом на лавочке обниматься смогут. Старички согласились и скамейку освободили.

080-Памятник Михаилу Кругу

Взглянув на часы, поняли, что у нас 10 минут осталось и их только-только до автобуса дойти хватит. Между тем мороз усиливался и до автобуса мы еще быстрее добрались.

081-Трехсвятская улица
082-Трехсвятская улица
083-Трехсвятская улица

По дороге, правда, в арке фотографа на минуту задержались.

084-Трехсвятская улица
085-Трехсвятская улица

-Приятный город, -решили мы, согревшись в автобусе.- Сюда бы летом приехать.

-Сейчас мы с вами на пивоваренный завод «Афанасий» отправимся, -сообщила гид Наташа.- Экскурсия там час продлится, потом еще час дегустация с обедом займет. Рядом с заводом есть его фирменный магазин, в котором всем необходимым запастись рекомендую, потому что после завода мы в отель заселяться поедем. Отель у нас хороший, но в стороне от центра находится, на Петербуржском шоссе – никаких магазинов поблизости от него не имеется.

-«Афанасий» - одно из крупнейших предприятий Твери, много рабочих мест дает. Хозяин холдинга «Афанасий», Максим Ларин, товарный знак «МакЛарин» на продукцию холдинга зарегистрировал. В городе есть еще вагоноремонтный завод, на котором «Ласточки» ремонтируют, и он в их производстве участвует, много и других производств поменьше. Активно туризм развивают: в Твери и окрестностях полно эко-отелей. Зарплаты достойные. Летом Тверь, конечно, гораздо привлекательнее выглядит – город очень зеленый. Очень много спортивных мероприятий здесь проводится. Так что город достаточно яркой жизнью живет.

086-Карта

Завод «Афанасий» в промзоне (что естественно) располагался. До него мы в 14-40 добрались.

087-Завод Афанасии

Нас заставили халаты, бахилы и шапочки надеть. Сумки попросили под халаты убрать.

088-Завод Афанасии

Для начала нас проводили в зал для общей обзорной лекции.

089-Завод Афанасии
091-Завод Афанасии

-Дорогие гости, здравствуйте! -начала рассказ барышня.- Меня зовут Дарья, мою подругу – Оксана. Сегодня мы проведем для вас экскурсию по территории завода. Начнем с небольшой исторической справки. Человек начал выращивать зерно не для того, чтобы испечь хлеб, а для того, чтобы сварить пиво. Пиво – это древнейший напиток, его варят уже 10 тысяч лет, начиная с древних шумеров и египтян.

093-Завод Афанасии

-Особенность на Руси такая была: пиво крестьянам всего четыре раза в год пить разрешалось: на Рождество, на Родительскую субботу, на Масленицу и на Пасху. Иностранцы отмечали, что пиво на Руси было вкусное, но мутное. Варить пиво по-европейски при Петре I начали, когда в страну иностранные солодовники и пивовары приглашены были.

-В промышленных масштабах пиво при Екатерине Великой варить начали. Распространению пива развитие железнодорожного транспорта и появление холодильных установок способствовало.

-Истоки традиций тверского промышленного пивоварения уходят в далекий уже 19-й век: в 1887 году австрийский подданный Эмиль Слатинский основал в центре Твери на берегу чистой речки Тверцы первую паровую пивоварню, названную «Тверской Баварией». Невиданной доселе рекой полилось пиво, вкуснее в округе которого не было. Выпускались сорта пива: «Черное бархатное», «Двойное золотое», «Баварское», «Столовое», специально выдержанные «Пильзенское» и «Любительское». Началось и производство различных фруктовых напитков. Уже тогда тверское пиво ценилось высоко. Доставка в черте города производилась бесплатно. Стоимость одного ведра колебалась от 80 копеек до 1 рубля.

102-Тверская Бавария
103-Тверская Бавария

-В нашем музее хранятся пивные бутылки «Тверской Баварии» и крышка от транспортировочной бочки. Как крупнейший производитель пива на территории региона, наш холдинг чтит традиции, заложенные «Тверской Баварией».

092-Завод Афанасии

-Здание, в котором мы сейчас находимся, с 1973 по 1976 год строилось. Днем рождения завода 1 апреля 1976 года считается, когда первая линия запущена была. Следующая важная дата в истории нашего завода – 1992 год, когда рабочие выкупают его и мы реорганизуемся в Закрытое акционерное общество «Тверь-пиво». В те годы появляются самые наши знаменитые сорта: «Афанасий Светлое», «Афанасий Темное» и наш легендарный портер.

-В 1998 году завод был в «Афанасий» (в честь знаменитого тверского путешественника) переименован, да и марка пива «Афанасий» уже достаточно в стране известна была.

-На сегодняшний день холдинг «Афанасий», помимо пива и кваса, молочную и мясную продукцию выпускает. У нас собственные база отдыха, клиника, охранное предприятие и пекарня имеются.

-Солод, хмель, вода и дрожжи – четыре основных компонента пива. На нашем заводе собственная солодовня имеется, чем не каждая пивоварня похвастаться может.

Дальше Дарья процесс приготовления пива подробно описала, но слушали ее вполуха – мы же не технологи. Поскольку группа большая была, нас на две подгруппы разделили: нашей подгруппе технолог Оксана досталась.

И мы с Оксаной по цехам отправились. Не могу сказать, что все, что она рассказывала, я запомнил, но кое-какие любопытные моменты отметил.

Кроме того, несмотря на то, что в некоторых цехах довольно прохладно было, бродить по ним приятнее, чем на улице, оказалось – на улице уже минус 13 было.

Первым делом Оксана нас в цех подготовки воды привела.

-На территории завода собственная артезианская скважина глубиной 161 метр имеется, -рассказывала Оксана.- Тем не менее, вода, полученная из скважины, подготавливается. Первым делом воду через песчаные фильтры пропускают: в каждой бочке 800 кг кварцевого песка. Проходя через песок, вода лишнее железо в нем оставляет.

094-Песчаныи фильтр

-Следующий этап – очистка воды через угольный фильтр. В каждой трубе 550 кг активированного угля, который избавляет воду от примесей и запахов. Третий этап – очистка воды через автоматический фильтр, который сам очистку контролирует. Фильтр убирает частицы размером 5 микрон, при том, что человеческий глаз способен частицы размером 40 микрон различить.

095-Технолог Оксана

-Часть подготовленной воды в резервуары из пищевой нержавеющей стали отправляется, каждый резервуар 6 тонн вмещает. На территории завода 2 наземных и 2 подземных резервуара имеются. Для чего это делается? Если что-то случится, то завод целые сутки на этой воде работать сможет.

-Все спрашивают про производительность этого аппарата: до 70 тысяч литров воды в час. Зачем такая производительность? У нас была ситуация, когда технолог из Германии приехал, попробовал пиво и заявил, что нем железо чувствуется. Стали разбираться и выяснили, что после окончания варки пива мойщик все емкости (мы их танками называем) обыкновенной водой из шланга промывает, поэтому принято было решение, что все емкости и все трубопроводы только подготовленной водой обрабатываются.

-Как часто фильтры меняются? Примерно раз в год, при чем отработанный кварцевый песок не выбрасывается: территория нашего предприятия – 12 га, песком дорожки посыпаются. Что касается угля, то у нас теплицы имеются, где овощи выращиваются: отработанный уголь в почву добавляют, что урожайность повышает. То есть ничего не выбрасывается, все в дело идет.

-Откуда мы кварцевый песок берем? Питер и Карелия. Уголь кокосовый, из Индии поставляется, в России такого качества уголь не производится.

-Мы с вами на первом этаже варочного цеха находимся, так называемом техническом этаже. Что мы здесь видим? Видим только нижние части варочных емкостей. Каждая емкость (объемом 40 тысяч литров) рассчитана только на одну варку. Конусы – чтобы легче сусло скатывалось, когда мы на второй этаж поднимемся, увидим, что все через верх вниз спускается, все внизу варится: поэтому такие трубы большие и такие мощные моторы.

096-Техническии этаж варочного цеха

-Поднимаемся на второй этаж варочного цеха. Солод – намоченные и пророщенные семена злаков, в нашем случае – ячменя. Проращивание семян позволяет запустить процесс ферментации, для прекращения дальнейшей ферментации ростки удаляют и пророщенные семена сушат горячим воздухом. Перед вами три вида солода: светлый, карамельный и жженый. Светлый сушится при температуре 80 градусов, карамельный – при 100, а жженый – при 120 градусах. У нас нет сушки при температуре 120 градусов, поэтому жженый солод мы из Беларуси импортируем.

097-Варочныи цех

-Хмель. Все привыкли, что хмель шишечками растет, но мы хмель из Германии используем: гранулированный и концентрированный.

098-Солод

-Что происходит в варочном цехе? Солод дробят на более мелкие или более крупные (в зависимости от сорта пива) фракции, смешивают с водой и постепенно нагревают. Получают сусло – это довольно мутная жидкость, которую фильтруют, отделяя оставшуюся дробину. Дробину в подсобное хозяйство отправляют, где ею скотину кормят. На мясе крупного рогатого скота это почти не сказывается, а вот если дробиной домашнюю птицу кормят, то мясо ее сладким становится. Почему? Потому что в процессе приготовления сусла невозможно из солода все сахара извлечь: когда машина, за дробиной присланная, задерживается, то в месте хранения дробины такой силосный, практически колхозный запах распространяется.

099-Варочныи цех

-Профильтровали. Температуру с 75 до 80 градусов повышают и в следующий котел перекачивают – сусловарочный. В нем добавляется хмель (охмеляется сусло). Условно хмель на два вида делится: горький и ароматный, горький в начале варки добавляется, ароматный – в конце варки. За счет игры с хмелями разные ароматы получить можно: одна дама на дегустации заявила даже, что мы в пиво духи добавляем.

100-Варочныи цех

-Охмелили сусло, повысили температуру до 85 градусов и в соседний котел перекачали, где процесс осветления сусла происходит, т.е. избавление от частиц хмеля, которые под влиянием центробежной силы в центре котла собираются.

-Осветленное сусло в следующий танк перекачивается, где с 85 до 8 градусов охлаждается, насыщается кислородом и это последний раз, когда сусло с кислородом взаимодействует. Дальше все процессы только с углекислотой происходят. После кипячения сусло готово к сбраживанию дрожжами и его переливают в бродильную ёмкость (ферментер). О процессе брожения и дображивания я вам позже расскажу.

-В зависимости от того, какое пиво варится, время варки различается. Жигули – это 5-6 часов, портер – 10 часов. Как только котел освобождается, его немедленно моют и к следующей варке готовят.

-В солодовне процесс вообще не останавливается – там сушка непрерывно идет, даже в Новогоднюю ночь.

101-Солодовня

Солодовня

-Смены рабочие у нас по 12 часов длятся – из-за особенностей технологического процесса. Рабочих до завода подвозят и кормят бесплатно. После экскурсии возникает вопрос: где же люди? Сколько человек на предприятии работает? Отвечаю: полторы тысячи человек, и это только здесь, без подсобных хозяйств. Но на заводе все компьютеризировано и оператору нет необходимости все время в варочном цехе находиться – летом там температура до 60 градусов поднимается. Что-то вручную необходимое сделают и в операторскую кабину возвращаются.

-Мы вышли с вами в коридор. Все здесь очень радуются: прохладно и пивком пахнет – за стеной у нас цеха брожения и дображивания. По мере движения все прохладней становится: в цехе брожения всего лишь 4 градуса тепла, дображивания – 2 градуса. Танки в цехе горизонтально расположены.

-Что происходит? В сусло температурой 8 градусов, насыщенное кислородом и сладкое, добавляют дрожжи, которые начинают поедать простые сахара по всей емкости. В процессе поедания сахаров дрожжи выделяют тепло, и температура 12 градусов достигает. За температурой внимательно оператор наблюдает, иначе дрожжи окуклятся, что называется «сварятся»: если нужно, то танк охлаждается. Во время работы дрожжей выделяются тепло, углекислый газ и спирт. Углекислый газ по трубам в специальный цех направляется, где дополнительно очищается и затем на линии розлива используется – все опять же в дело.

-Многие до сих пор считают, что в пиво в процессе розлива спирт добавляют. Это не так: спирт естественным путем образуется. Наевшиеся дрожжи постепенно на дно оседают, оператор их втягивает и в отдельную емкость на хранение отправляет. Процесс брожения занимает (в зависимости от сорта пива) от 5 (жигули) до 10 (портер) дней. Это так называемое зеленое (молодое) пиво: уже не сусло, но еще не пиво.

-Для того, чтобы пиво добродило, его перекачивают в следующий цех, где еще прохладней (2 градуса). Что там происходит? Оставшиеся дрожжи доедают остаточный сахар, преобразуя его в спирт, образующийся углекислый газ в емкости остается. В процессе дображивания пиво необходимый букет вкуса приобретает. Если лаборатория приходит к выводу, что все достаточно хорошо, то пиво фильтруется и на линию розлива поступает. Процесс дображивания занимает от 15 (жигули) до 45 (портер) дней.

-Процесс брожения и дображивания – самый сложный. Наша начальница цеха считала, что успех этого процесса от настроения и отношения работников зависит. Если процесс брожения в каком-либо танке приостанавливался, она немедленно вспоминала, кто именно варку принимал: «Иванова? Я помню, что она в тот день расстроенная пришла, дети набедокурили. Без души сработала, поэтому процесс брожения так и пошел». То есть как у хозяйки – взошло тесто или нет.

-Тут молодой человек про верховое и низовое брожение спрашивал. То, что в горизонтальных танках – это все низовое брожение. У нас есть емкость, стоящая вертикально, объем этой емкости – 240 тысяч литров. Дрожжи в ней совсем другого качества используются – они должны вертикально гулять: этот процесс тяжелее и сложнее. Так называемые верховые дрожжи используются. Потом это все так же сбраживается, дрожжи на конус опускаются, но никуда не перекачиваются: дображивание в этой же емкости ведется.

-В чем разница? Например, сделали несколько варок жигулей и для брожения их в одну емкость перелили – себестоимость такого пива ниже, потому что и ухода меньше, и электричества меньше тратится. Портер в таких объемах не варится, его в старый цех брожения и дображивания помещают. Почему бы емкости на новые не заменить? Потому что вкус пива меняется.

-Первый руководитель нашего предприятия - Ларин Владислав Сергеевич. И все сразу понимают, что нынешний руководитель – Максим Владиславович – его сын. Сразу думать начинают, что хорошо с серебряной ложкой во рту родиться. Но многие помнят 90-е годы: у нас, конечно, не бандитский Петербург, но попытка рейдерского захвата была – нас перекупить пытались. Но рабочие поддержали своего руководителя – стали акции ему продавать, хотя он за акцию меньше, чем иностранцы, давал. Когда директор 53% акций собрал, от нас отстали и в покое оставили.

090-Завод Афанасии

-Здесь на фотографиях показано, как из увлечения направление работы предприятия образуется. Увлечением была рыбалка на Севере: первое время рыбу только для работников предприятия продавали, потом магазины организовывать стали. Осенью арендуется траулер, весь улов методом шоковой заморозки сохраняется и к нам в малый рыбный разделочный цех поступает. В окрестностях Твери рыбоводческих хозяйств хватает, и покупка рыбы в них дешевле бы обошлась, но там рыба искусственно вскармливается, а северная рыбка гуляла где хотела и омегой-3 насыщалась.

-Охота. Первое время тушенку из лося и кабана выпускали, потом у фермеров мясо скупать стали, но тут свою роль человеческий фактор сыграл: привезет мясо или не привезет, а если привезет, то какого качества. Колхозов в окрестностях полно развалилось, земель свободных много – так подсобное хозяйство появилось, куда сперва коз завезли, а потом по нарастающей пошло.

-Чтобы животных было чем кормить, аграрный центр организовали – то есть одно за другое цепляется.

-Сеть прачечных «Фрау Марта» - тоже наша. Вначале спецодежду своих рабочих стирали, потом одна ресторанная сеть обратилась, затем другая – дальше понятно.

-Здесь на карте показана география распространения нашей продукции. Помимо так называемых дружественных стран пиво наше в Германию поставляется. В Иран, Ирак и Арабские Эмираты безалкогольное пиво отправляется. Китай мы без нашего пива тоже оставить не могли, США его также покупают.

-Понятно, -кивнули мы.- Наверняка оно там в русских магазинах продается.

-Квас наш невероятно популярен, -добавила Оксана.- Ну и, наконец, линия розлива. Производительность 12 тысяч бутылок в час, ПЭТ-бутылок – 8 тысяч в час. Вот из такой пресс-формы ПЭТ-бутылка выдувается, в нее наливается пиво и крышечкой закрывается. Все абсолютно стерильно. Специальный аппарат отслеживает уровень пива в бутылке: если чуть меньше нормы, бутылка отбрасывается, если чуть больше – кому-то лишний глоток достанется. Другой аппарат этикетку наклеивает и дату выпуска проставляет, после чего бутылки в ящики упаковываются и на склад отправляются. Все абсолютно автоматизировано.

104-Линия розлива

Дальше дегустация в ресторане-столовой завода началась, но перед этим мы халаты сдали, а шапочки и бахилы выкинули. Организаторы не поскупились: на столах мясная, рыбная и сырная тарелки имелись, 5 бутылок разного пива, бутылка эля, бутылка кваса и бутылка фирменной воды «Макларин» стояли – все перечисленное из расчета на 5-6 человек.

105-Дегустация

Начали дегустацию с безалкогольного пива, потом кваса и элем закончили. Понравилось.

106-Дегустация

В процессе дегустации горячее принесли: очень вкусную говядину, тушеную в пиве, в хлебном горшочке (хлеб тоже собственного производства).

107-Дегустация

Честно говоря, все пиво выпить мы не смогли, оно осталось, а вот говядина – нет: некоторые гости и сам горшочек съели.

В конце дегустации всем пивное мороженое принесли – очень вкусно. Оказалось, что мороженым они только летом торгуют, зимой не продают.

108-Пивное мороженое

Поблагодарив хозяев и посетив туалет, оделись и в фирменный магазин завода через дорогу заглянули. Тамошние цены нас (мягко говоря) удивили: а еще говорят, что в «Азбуке Вкуса» - дорого. Понятно, что никто в этом магазине (в глухой промзоне находящемся), кроме туристов, покупать ничего не станет, да и туристы в последнее время чаще всего в разуме пребывают. Приобрели в магазине бутылку воды (1,5 л) за 90 рублей и к автобусу пошли.

109-Туалет

В 16-40 автобус в отель отправился. Добирались мы до него минут 40, потому что отель далеко к западу от центра Твери находится.

110-Карта

Отель «Тверь» весьма прилично выглядел: ремонт явно свежий. Оказалось, что его еще в 1967 году построили (отель тогда «Мотель Тверь Интурист» назывался) и он дважды капитальный ремонт проходил.

111-Отель
112-Отель

Данные всех туристов уже имелись в рецепции, так что оформление прошло быстро и всех по номерам почти моментально разместили.

113-Отель
114-Отель

Свете одноместный номер на первом этаже достался, нам – трехместный на втором этаже, куда чемоданы затаскивать пришлось (лифта в отеле не имеется).

115-Отель
116-Отель

В номер свой, правда, мы не сразу попали: карточка дверь не открывала. Пришлось на рецепцию обратиться, оттуда нам электрика Андрея прислали, который карту починил.

Номер нам также глянулся: просторный, с отличной сантехникой и (самое главное) очень теплый, что, учитывая температуру на улице, немаловажным оказалось: назавтра погоду еще холодней обещали.

117-Номер
118-Номер
119-Номер
121-Номер

Разве что электрических канделябров в номере с излишком оказалось – так мы их и не включали.

120-Номер

Вытащив из чемоданов спиртное, на тумбочке его разложили. В турфирме нас предупредили, что на Новогоднем банкете всем по бокалу шампанского положено, но при этом свой алкоголь на банкет принести не возбраняется – вот мы и постарались.

122-Номер

Спустившись в бар, американо (по 145 рублей) заказали, попросив его с собой и вместе с кофе на улицу курить отправились. Долго курить, впрочем, не удалось – уж больно холодно.

126-Банкет
123-Ресторан Времена года

В 22-30 в ресторане «Времена года» при отеле должен был Новогодний банкет начаться. В холле всем желающим шампанское наливали, при чем безлимитно и в настоящие бокалы, а не в пластиковые.

124-Шампанское

Больше всего меня удивило, что шампанское (в зависимости от предпочтений) и полусладкое, и брют на отдельных столах предлагалось. К чести гостей, большинство из них брют налить просили.

125-Шампанское

В 23-15 всех в ресторан запустили, тургруппы за длинные столы усадив. Салаты и нарезка на столах весьма достойно выглядели, нам еще и несколько бутылок шампанского выдали – я их открывать задолбался.

127-Банкет

Оказалось, что много гостей и из самой Твери в ресторан Новый год праздновать приехало: похоже, что просмотр «Иронии судьбы..» под домашний салат оливье уже не в тренде.

128-Банкет

Конечно, Новый год встретили, конечно, Дед Мороз и Снегурочка конкурсы устраивали, конечно, и танцы были. Но все это в конце концов утомило. И я в номер за бутылкой «Хаски» с северными ягодами сбегал.

129-Банкет

-А сколько за этот банкет с человека взяли? -спросил я у сидевшей рядом гида Наташи.

-6 500 рублей, -ответила та.- В прошлом году банкет 5 тысяч рублей стоил.

-Представляете, -шепнул я сестренкам.- Сколько бы мы на 19 500 рублей закусок в баре набрали и славно в номере со своими напитками посидели? Боюсь, что продовольствия в баре на эту сумму просто не хватило бы. Ведь, насколько я помню, поездку и без банкета заказать можно было? Имелась такая опция?

-Это точно, - пригорюнились барышни.- Имелась. В следующий раз без банкета обойдемся, тем более что горячее до сих пор не подали.

Было два часа пополуночи. Плюнув (мысленно) на горячее, поднялись в номер, выпили еще одну бутылку «Хаски», тверским мармеладом закусив, и спать легли.

Пока «Хаски» допивали, я барышням историю своего первого знакомства с пивоваренным производством поведал.

Субботник на пивном заводе

Давно это было, лет 35-37 назад, точно не помню.

Нас, комсомольцев, работавших в министерстве, регулярно напрягали «комсомольскими» же субботниками. Иногда это была работа с граблями и лопатами в принадлежавшем министерству подмосковном Доме отдыха, иногда - где-нибудь и что-нибудь еще. И это, не считая регулярных дежурств в добровольной народной дружине и столь же регулярных двухнедельных командировок в подшефный совхоз им. Калинина (Зарайский район, Московская область).

Я уже не говорю о «коммунистических» субботниках в честь рождения обитателя Мавзолея на Красной площади и об обязательных участиях в ежегодных ноябрьских демонстрациях во славу захватившей в 1917 году в стране власть группы особо шустрых террористов. Да и Бог с ними, хотя, кажется, демонстрации были еще и по весне, 1 мая.

Что особенно нас возмущало, так это цель субботников, а она была очень проста: комсомольской «верхушке», регулярно выезжавшей на «собрания комсомольского актива», длившиеся обыкновенно 2-3 дня, требовались «внебюджетные средства» (в основном для закупки спиртного), которые мы им на субботниках и зарабатывали. До нас доходили слухи, что на этих «собраниях» в действительности происходило и слухи эти энтузиазма совсем не прибавляли.

В общем, решительно все наши комсомольцы мечтали о достижении возраста 28-ми лет: после этой даты членство в ВЛКСМ (Всесоюзном Ленинском Коммунистическом Союзе Молодежи - для тех, кто не в курсе) прекращалось автоматически, комсомольский билет отбирали, но, с другой стороны, прекращались и субботники, и (что немаловажно) уплата членских взносов в размере 1% номинального заработка. С учетом налога на бездетность (6%) и подоходного налога (примерно 12%), членство в комсомоле получалось совсем кислым, но не числиться комсомольцем не принято было вовсе.

Справка: 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Этот налог не имел аналогов в истории. Удерживался только в СССР и в Монголии. Налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.

Но в тот раз все было иначе: нам объявили, что очередной субботник будет проводиться на пивзаводе имени Бадаева. В те годы в стране с пивом было плохо (как, впрочем, и со всем остальным, кроме танков): это сейчас круглый год в продаже имеется целый ворох сортов, а тогда было просто пиво и называлось оно либо «Жигулевское», либо «Ячменный колос», но вкус имело одинаковый - и то, и другое сильно отдавало хозяйственным мылом.

Впрочем, имелись и принципиально новые сорта пива под названием «Московское оригинальное», «Двойное золотое» и «Рижское оригинальное»: они были действительно похожи на настоящее пиво и разливались в бутылочки объемом 0,33 литра. Но для большинства москвичей это все равно было, поскольку обыкновенно в продаже бутылочного пива не имелось вовсе.

Конечно, пиво можно было и в пивнушках продегустировать, но там его сильно разбавляли: поговаривали даже, что в пиво (для пенистости) вместе с водой и стиральный порошок добавляли, а в знаменитый ресторан «Жигули» на Калининском проспекте попасть было трудно, да и дорого.

Для того, чтобы выпить бутылочку-другую пивка, многие посещали кинотеатр «Зарядье», в цокольном этаже гостиницы «Россия» располагавшийся: в тамошнем буфете «Московское оригинальное» всегда имелось. Самые же продвинутые покупали билеты в Новое здание МХАТа на Тверском бульваре, где на каждом этаже, утопающем в пышном белоснежном ковролине, имелся буфет с неограниченным доступом к «Московскому оригинальному», а иногда и к «Двойному золотому» и уж совсем редко - к «Рижскому оригинальному». Билеты покупались самые дешевые, на галерку: помнится, один раз мы с приятелем славно посидели в буфете под «Мертвые души» (игра актеров соответствовала названию пьесы).

Все это я к тому излагаю, чтобы было понятно, какой энтузиазм охватил комсомольцев при известии о субботнике на настоящем пивоваренном заводе имени Бадаева. Кто такой этот самый Бадаев, мы понятия не имели: подозревали, правда, что большевик.

130-Алексеи Бадаев

Алексей Бадаев

Алексей Егорович Бадаев, соратник Ленина, занимал различные государственные должности, одно время даже наркомом пищевой промышленности РСФСР работал. Именем А. Е. Бадаева в 1934 году был назван московский Трёхгорный пивоваренный завод.

Бадаев, склонный к алкоголизму, в 1943 году дискредитировал себя недостойным поведением в ходе государственного визита в Монголию и Туву. После отстранения от должности был назначен руководителем треста «Главпиво» (1943-1951). Умер в 1951 году в возрасте 67 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

131-Могила Алексея_Бадаева

Субботников таких было несколько, но запомнились почему-то только два.

Было раннее весеннее утро, когда комсомольцы собрались у проходной завода, в глубине Кутузовского проспекта. Начало субботника было многообещающим: охрана за коробок спичек, которые у нее закончились, предложила бутылку «Жигулевского». Нечего и говорить, что предложение было принято немедленно. К субботнику мы подготовились основательно: уж не помню, где, но раздобыли воблу и копченого леща (с ними тоже были большие проблемы).

Нас провели на завод в цех сортировать ящики с пивом, чем мы с удовольствием и занялись, подбадривая себя в процессе работы «Жигулевским» - употребление напитка не лимитировалось. Моего друга Кису, носившего для солидности бороду, выделили из общей толпы и посадили на ответственный участок - за конвейер. В задачу его входило рассматривать на просвет - при помощи настольной лампы - проплывавшие мимо бутылки с готовой продукцией на предмет наличия в них инородных включений (мышей или болтов, например).

Это была большая ошибка администрации: пиво Киса любил искренне и часа через три около него образовался целый ящик забракованных им бутылок, почему-то пустых, а сам Киса больше всего напоминал китайского болванчика, бессистемно кивая головой. В таком состоянии Киса вряд ли заметил бы в бутылке даже крысу, но продолжал наполнять уже второй ящик опорожненной тарой.

Работали на заводе в основном женщины (мужчины там долго не задерживались - спивались), но было и несколько мужчин-грузчиков, еще не окончательно просадивших печень. Один из них прилепился к нам и за каждый рассказанный анекдот приносил бутылку «Московского оригинального» из спеццеха, где его варили: нас туда не пускали.

Поскольку грузчик этот последние несколько лет утро начинал явно не с чая-кофе и в связи с этим постоянно находился в приподнятом настроении, любой рассказанный анекдот вызывал у него искреннее веселье, а нам доставалась еще одна бутылка «Московского оригинального». Особым успехом у грузчика пользовались анекдоты про Петьку и Василия Ивановича Чапаева: некоторые грузчик просил повторить на бис. За повторно рассказанный анекдот бутылка нам причиталась также.

К концу субботника у нас скопился изрядный запас элитного пива, с которым мы и отправились в Ленинскую комнату закусывать его воблой и лещом. Но все выпить не смогли и пришлось выносить пиво на волю, отвлекая охрану, которая, впрочем, к концу рабочего дня также пребывала в приподнятом настроении и смотрела на нас не сумрачнее грузчика.

Понятное дело, что известие о новом субботнике на Бадаевском пивзаводе вызвало заметный энтузиазм в массах. На этот раз нам поручили работу ответственную: перенести огромную стальную чушку из одного конца завода в другой. Мы пыхтели, но несли. В процессе переноски нам постоянно подносили «Московское оригинальное» - горло промочить. К концу переноски глотки у всех стали совсем влажными.

Обрадованная успешным завершением работы, администрация решила комсомольцев отблагодарить: нас разместили в комнате, куда принесли ведро только что сваренного нефильтрованного и неосветленного пива с густой пеной. Пиво оказалось очень вкусным, при том, что одновременно являлось и напитком, и закуской (настолько оно было густое), так что ведро кончилось быстро. Тогда нам принесли второе ведро - его как раз хватило для полного счастья.

По окончании субботника веселые комсомольцы опять легко миновали охрану, позвякивая пивными бутылками в авоськах.

Через некоторое время субботники на пивзаводе прекратились (уже и не помню почему), но к тому времени большая часть комсомольцев уже перестала ими быть (и платить взносы), достигнув 28 лет, да и стране не до комсомола и субботников стало: перестройка горбачевская началась.

Карельская деревня Толмачи и Торжок

День 2-й, Понедельник, 01 января 2024 года. Карельская деревня Толмачи и Торжок.

Лихославль – столица тверской Карелии. Снежный волшебник Луми Тайкури. Карельская деревня Толмачи. Дачные сортиры. Самогон «Менделеевка». Архитектор Николай Львов и Мария Дьякова. Новоторжские златошвеи. Торжок, Торговая площадь. Ноторжские купцы и шампанское. Здание магистрата. Крестовоздвиженская часовня. Тверецкая набережная. Новоторжская пастила. Почтовая лестница из надгробий. Утки-патриоты. Борисоглебский монастырь - самый старый монастырь России. Утерянные мощи преподобного Ефрема Новоторжского. Котлеты Дарьи Пожарской.

Проснулись мы в 8 часов утра и к девяти на завтрак спустились. «Яичный» кризис и Тверь накрыл: яиц на завтраке не подали, только омлет порошковый, два вида каш и сомнительного вида сосиски. Жена со свояченицей есть ничего не стали, только кофе налили и курить на крыльцо отправились. Пару сосисок я все же съел, обильно полив их кетчупом, налил кофе и тоже курить вышел.

Когда мы вернулись в ресторан, чтобы чашки поставить, по шведскому столу словно Мамай прошелся – все было съедено, как будто не эти же люди до четырех часов утра пили-ели. Света сообщила, что шашлык она дождалась – его часа в три утра подали.

Ровно в 10-00 вся группа в автобусе собралась – удивительно дисциплинированные путешественники. Многие из них раньше также услугами «Магазина Путешествий» пользовались, как выяснилось.

-Мы движемся в направлении на Лихославль, город столицей тверской Карелии считается, начала рассказ гид Наташа.- Откуда такое название, местные краеведы толком не знают. Говорят, что некогда здесь лихие люди, т.е. разбойники водились.

001-Карта

-Откуда в Тверской области карелы взялись? Карелы от Карельского перешейка и на север, и на юг расселялись. В ходе русско-шведской войны 1610–1617 годов шведы территорию нынешней Ленинградской области захватили и стали карел насильно в протестантство обращать. Православные карелы ушли на юг, в нынешнюю Тверскую область, опустошенную Смутой, но находящуюся под контролем русского государства.

-Здесь им пришлось серьезно потрудиться, отвоевывая у леса территории для будущих полей, где карелы различные злаковые культуры выращивали. Занимались они и животноводством, и охотой. Семьи у карел были большие, по 10-12 детей, потому что работники требовались.

-Несмотря на прошедшие века, многие (хотя и не все) тверские карелы карельский язык знают – это заслуга бабушек и дедушек. До сих пор карелы свои калитки – открытые пироги – пекут и по праздникам национальные наряды одевают.

-Почитают они и снежного волшебника Луми Тайкури. По легенде, однажды прошла осень с уборкой урожая, зима наступила, а снега все не было и не было. И вот в одной карельской семье родился мальчик, после чего сразу снег пошел. Мальчика назвали «Луми», что означает «снег», прозвав его «Тайкури», что означает «волшебник», т.е. Снежный волшебник.

-Фактически Луми Тайкури – это карельский Дед Мороз: он также обеспечивает всех подарками и богатым праздничным столом, вот только дедушкой его назвать никак нельзя. До места назначения – карельской деревни Толмачи в Лихославльском районе Тверской области - нам два часа ехать, так как мы с трассы на второстепенную дорогу свернули.

В 12-00 автобус наш возле деревни Толмачи остановился, потому что в саму деревню заехать не смог – дорога не позволяла.

005-Толмачи

Нас встретил Луми Тайкури со своей подругой Тулликой.

002-Луми Таикури

Но мы (после двухчасового переезда) прежде всего туалетом интересовались. Таковых целых два нашлось – деревянные дачные сортиры, загаженные почти доверху. Я сразу расстроился: во-первых, сортиры должны быть теплыми, во-вторых – чистыми и с канализацией, а не с выгребной ямой. У меня на даче именно такой, так почему бы в этнографической деревне, куда туристы целыми группами валят, нормальный туалет не сделать?

003-Сортир
004-Толмачи

После этого нас в избу проводили, где за стол обедать усадили.

014-Изба
007-Толмачи

На столе соленья и морс имелись. На первое довольно пустоватые щи подали. Зато их можно было слабым самогоном, на иван-чае настоянным, запивать. Хозяева самогон почему-то «Менделеевкой» называли.

008-Толмачи

В качестве горячего картошку с котлетой из лосятины подали.

011-Горячее

И попросили всех спеть «В лесу родилась елочка» на карельском, раздав текст.

009-Толмачи

После обеда всем на второй этаж избы подняться (для ознакомления с бытом карелов) предложили.

Вела программу местная жительница Елена Сергеевна. Рассказ ее явным сарказмом отдавал.

012-Изба

-Я живу в деревне Долганово, в 5 км отсюда, -рассказывала она.- В моей деревне всего 4 человека проживают, две собаки и пять кошек. Еще медведь захаживает – я его с крыльца четыре раза видела. Карелы к медведям бережно относятся: считают, что они от медведя – хозяина леса – произошли. Когда карелы павшего медведя находили, то хоронили его как человека. Бывало, конечно, что на медведя охотились и убивали зверя, но в этом случае карелы вид делали, что это не они медведя убили, а он сам с дерева свалился.

010-Карта

-Лет мне 68, так что я у кукушки уже не спрашиваю, сколько мне осталось. Семейное положение мое безвыходное и незавидное. Карелы народ настолько гостеприимный, что в двух из четырех домов нашей деревни я ни разу не была. А когда мы экспонаты для этого музея собирали и попросили у сельчан на их чердаках покопаться, так те ответили, что если нам что-то надо, то и им самим пригодится.

-Дома в деревне по одному проекту построены – это сибирская зимняя изба. Вот в таком доме 1908 года постройки с туалетом свободного падения я и живу.

-После революции и войны ни одного нового дома в деревне построено не было, потому что непрерывный исход населения из деревни происходил. Исход еще до революции начался – люди на Путиловский завод работать уезжали, а после войны Хрущев всем паспорта выдал и люди поехали большие города, где много народа живет, строить. Все мои одноклассники уехали, а меня они неудачницей считают.

-Карелы – народ переезжий, а переезжий народ – самый нищий. Я до сих пор рассказ бабушки помню, как в одну ночь 40 подвод, в которые детей посадили, подушки и одеяла покидали, снялись с места. Зато карелы банную культуру с собой привезли. Да, бани на Руси были, но здесь в печках мылись, хотя мылись – это сильно сказано. Представьте себе, что вся семья (10-15 человек) в печке как следует вымоется – печка, как пароход, в соседнее государство уплывет.

-Карел, приехавший сюда, первым делом маленькую избушку – баню – строил. С баней много примет и запретов связано: например, в баню в темное время суток ходить нельзя – в ней в это время всякая лесная нечисть собирается. Мылись в бане щелоком – золой, заваренной в кипятке. Кадушек в бане столько же было, сколько в семье детей.

-Старших в семье карелы беспрекословно слушались, даже возразить им права не имели. Моей обязанностью бабушке свежий чай подавать было, а умерла она на 99-м году жизни. Папа – это бог, мама – полубог.

-У меня недавно несчастье случилось – телевизор испортился. Многие скажут: «Да выбрось ты его!». А как я его выброшу, когда он единственный, кто мне рассказывает, как я хорошо живу. Пока я его чинила (путем шантажа и подкупа – мастеров то нет), то две книжки прочла: авторства Шукшина и Сомерсета Моэма. Обе книги о любви к детям рассказывают.

-Это не про нас, сказала я себе. Дети у карелов как придорожная трава рождались, а о придорожную траву – сами знаете – ноги вытирают. Если вы присмотритесь, то увидите, что здесь ни одной детской игрушки нет.

013-Изба

-Карелы народом настолько нищим были, что девушки-карелки юбки из ветоши носили. Женский труд у карелов никогда трудом не считался: пройди ты хоть 100 км по кухне, все равно скажут, что ничего не делаешь. С самого рождения девушку к замужеству готовили, не быть замужем – стыдно. Замуж в 18-19 лет выходили, в 22 года незамужняя девушка уже перестарком считалась.

После рассказа Елены Сергеевны всех на улицу зимними играми заняться пригласили.

015-Толмачи
016-Толмачи

На дворе уже минус 19 градусов было, так что минут через десять я настолько промерз, что в избу греться вернулся. Там Елена Сергеевна вторую группу туристов ожидала и предложила мне еще самогона хлопнуть. Я отказался, и мы разговорились.

017-Толмачи
018-Толмачи

Оказалось, что у Елены Сергеевны дочь и сын, а также внуки имеются. Живут они в Москве, иногда ее в гости приглашают. Пенсия у Елены Сергеевны – 13 тысяч рублей, за каждый визит к Луми Тайкури ей 2 тысячи рублей платят, а визитов таких примерно четыре в месяц случается, так что это неплохая прибавка к пенсии.

Согревшись, я на улицу пошел, а сестренки (в свою очередь) - в избу греться.

019-Толмачи

Нас пригласили на второй этаж неотапливаемой избы, на первом этаже которой сувенирный магазин находился, козлиные маски для колядования делать.

020-Толмачи

Оттуда меня вскоре жена и свояченица забрали, к счастью. Не дождавшись колядок и обещанного чая с калиткой, в 14-30 втроем к автобусу пошли – греться. Калитки, честно говоря, нам совсем не интересны были – мы их в самой Карелии в августе минувшего года напробовались.

021-Толмачи

Навстречу следующая группа, из Торжка приехавшая, двигалась.

022-Толмачи

-Не повело нам, -сообщил я сестренкам.- Скоро стемнеет, лучше бы мы утром в Торжок попали.

Минут через десять вся наша группа в автобусе собралась. Нам продемонстрировали готовые маски и симпатичный ролик, смонтированный соседкой Светы по автобусу.

023-Толмачи

-Зря вы ушли, -сказала Света.- Там еще калитки с чаем давали.

-Мы ими в Карелии наелись, -ответила свояченица.- А с чем калитки были?

-С капустой и картошкой, -сообщила Света.

-Кто бы сомневался, -ухмыльнулся я.- Самая дешевая начинка.

Автобус тронулся и в сторону Лихославля поехал. Пейзаж за окнами местами печально выглядел: разрушающиеся церкви, брошенные дома и избы – всем этим Тверская область славится.

024-Тверская область
025-Тверская область
026-Тверская область
027-Тверская область
028-Тверская область

-Ехать нам еще полтора часа, -сказала гид Наташа.- Проблема в том, что сегодня праздничный день и туристический центр в Торжке вместе со своими туалетами закрыт. В тамошнем Борисоглебском монастыре санитарная комната имеется, но нас 45 человек… Попробуем эту проблему по дороге решить.

И проблему эту Наташа решила блестяще. По дороге мы в Лихославль на полчаса заехали, где при железнодорожной станции очень чистый и совершенно бесплатный туалет РЖД имелся. Правду говорят: развитие внутреннего туризма со строительства общественных туалетов начинать нужно.

029-Лихославль
030-Лихославль
031-Лихославль

-В Борисоглебском монастыре реставрационные работы ведутся, часть из них уже закончена, -рассказывала Наташе, когда все вновь в автобусе собрались.- Главный храм монастыря, который знаменитый архитектор екатерининского времени Николай Александрович Львов (сам в имении под Торжком родившийся) построил, только готовится к научной реставрации

-Торжок до середины 15-го века входил в состав Новгородской республики, владевшей территориями, на которых несколько современных областей России расположены – до Урала и до Заволжья они доходили.

-Торжок на реке Тверце расположен, на берегу которой огромная пристань находилась – на ней торговля и происходила. Торговали пушниной, сеном, хлебом, кожами выделанными. Из этой кожи мастера Торжка первоклассную обувь делали – сама Екатерина Великая у них эту обувь заказывала: две пары обуви в сезон ей из Торжка курьером доставляли.

-Однажды Екатерина в очередной раз приехала в Торжок и обратила внимание на неблагополучную застройку города: город расположен был красиво, но дома настолько паршивые, что их перестроить следовало. И прислала архитектора Николая Львова, происходившего из древней, но обедневшей дворянской семьи. Ему приходилось на жизнь зарабатывать, и он в Петербурге курьером в то, что сейчас Министерством иностранных дел называется, устроился.

-Львов был поклонником итальянского архитектора Андреа Палладио, который создал свой собственный «палладианский» стиль. Путешествуя по Италии, Львов зарисовывал постройки Палладио в свой альбом. Львов предлагал свои услуги разным заказчикам и постепенно стал в Петербурге известен. Толчком к его популярности становится заказ Екатерины II: императрица поручила Львову перестройку Петровских ворот в Петропавловской крепости и очень довольна осталась, вручив архитектору драгоценный перстень вместо медали.

032-Львов

Николай Александрович Львов, портрет работы Д. Г. Левицкого, 1789 год

-Еще до того, как Львов стал как архитектор известен, у него романтическая история случилась: Николай с первого взгляда в дочь обер-прокурора Сената Марию Алексеевну Дьякову влюбился. Ее папенька категорически запретил дочери встречаться со Львовым.

033-Мария Дьякова

Мария Алексеевна Дьякова, портрет работы Д. Г. Левицкого, 1778 год

-Львов тебе не ровня, -заявил обер-прокурор.- Он никому не известен и беден, хоть и дворянин. Я для своей дочери лучшую партию искать буду.

-Влюбленных разлучили: Машенька взаперти дома сидела, а Львов, которому от дома отказали, бродил вокруг обер-прокурорской усадьбы, писал стихи и рыдал.

-И вот однажды старшая сестра Маши Сашенька, бывшая замужем за поэтом Василием Капнистом, из дворца обер-прокурора в сопровождении мужа на вечеринку отправилась: тогда женщина на любом мероприятии только в сопровождении мужчины-родственника появиться могла. В карету тайком Машу посадили, на ближайшем повороте карета свернула к храму Живоначальной Троицы на Васильевском острове, где Василия Капниста с дамами ждал Николай Львов с заранее предупрежденным священником, обвенчавшим влюбленных.

-Четыре года брак свой пара скрывала и только когда обер-прокурор нашел подходящего для дочери жениха и во дворец привел, выяснилось, что Маша давно замужем. К тому времени Николай Львов уже известным архитектором стал и высокие гонорары получал, так что обер-прокурору ничего не оставалось, кроме как разрешить переезд дочери из своего дворца в дом ее законного супруга. Вот такая романтическая история.

-Сам Львов работал и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в Твери. Самая знаменитая работа Львова – Приоратский замок в Гатчине. Особенно он прославился строительством усадеб для богатых вельмож: именно он придумал, как на территории усадьбы правильно постройки располагать. Что из себя усадьба 18-19-го веков представляла? Это особый многофункциональный комплекс, который поля окружали, где крестьяне работали. Всю продукцию с полей обработать необходимо было, а излишки на продажу отправить. Урожай нужно сохранить было, чтобы прокормить семью владельца усадьбы и его гостей, поэтому на территории усадьбы и ледники имелись, и хозяйственные постройки, и амбары, и даже мельницы. Весь этот комплекс весьма слаженно работал.

-Именно Львов придумал, что главное здание усадьбы на берегу водоема стоять должно (реки, озера или пруда), к нему основные подъездные пути вели, а хозяйственные постройки незаметными стали. Главное здание обыкновенно в форме «П» строили: основной дворец и два флигеля по бокам (покои господина и покои госпожи).

-Таким образом Львов с каждым днем все известнее и богаче становился, но скоропостижно в возрасте 50 лет скончался. Машенька своего мужа на три года пережила. У супругов два сына и три дочери было, после смерти родителей они в доме своего родного дяди, поэта Гавриила Романовича Державина жили.

-Когда Екатерина Львова в Торжок послала, то он в городе долго и плодотворно работал: перестроил Борисоглебский монастырь, набережные возвел и купеческие дома перестроил.

-Уже в 19-м веке купцы, вдохновленные постройками Львова, вскладчину (а город богатым был) две церкви построили: одну отапливаемую зимнюю и роскошный летний Кафедральный собор – они сохранились и недавно отреставрированы.

034-Кафедральныи собор

Церковь Входа Господня в Иерусалим (слева) и Спасо-Преображенский собор

-Торжок многие писатели и поэты, в городе побывавшие, прославили, в том числе Александр Сергеевич Пушкин, 33 раза через Торжок проезжавший, хотя ночевал Пушкин в Торжке всего два раза. В 1826 году он остановился у Евдокима Пожарского, владельца трактира и гостиницы «Пожарская», правда, к тому моменту ими уже дочь Пожарского, Дарья владела.

-Пушкин написал своему другу Сергею Соболевскому:

«На досуге отобедай

У Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай

И отправься налегке.»

-Откуда эти котлеты взялись? Говорят, что как-то у Дарьи два француза в гостинице остановились. Из тех французов, что вместе с Наполеоном пришли и в плен попали. Из плена их освободили, но во Францию он не вернулись, приняли православие и их каким-то образом в Торжок занесло. Когда время за постой расплачиваться пришло, у французов средств не оказалось и они нашептали рецепт котлет Дарье Пожарской – это одна версия.

-Вторая версия гласит, что еще до постройки железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом через Торжок в том числе и члены императорской семьи ездили. И им котлеты подавали, которые согласно следующему рецепту делали: в мелко порубленную телятину добавляли сливочное масло, котлеты в панировке обваливали и жарили.

-Сейчас же рецепт пожарских котлет совершенно иной: в килограмм мелко порубленного куриного мяса полкило сливочного масла добавляется, все это тщательно перемешивается и в панировочных сухарях обваливается, причем сухари из вчерашнего французского багета делаются. Котлеты с двух сторон обжариваются, кусочками багета украшаются и к столу подаваются.

-Каждый год в августе в Торжке фестиваль пожарских котлет проводят, на который лучшие повара со всей страны слетаются. Победитель конкурса официальный сертификат получает, и этот сертификат он имеет право в своем ресторане повесить.

-Через Торжок круглый год, независимо от погодных условий, масса туристов проезжает и количество их с каждым годом увеличивается.

-В Торжке также знаменитый музей и фабрика имеются, где новоторжские златошвеи работают – золотыми и серебряными нитями шьют. Работа вредная была, потому что регион северный, лето короткое, а зимой при свечах шить приходилось и девушки зрение теряли.

-В Торжке не так давно реконструкция произошла, набережные отремонтировали, так что город привлекательный. Мы с вами холм объедем, где когда-то крепость деревянная стояла с шестью проездными воротами, из которых торговые обозы в разных направлениях выезжали и на гербе города до сих пор шесть голубей, вышитых златошвеями, имеются как символ шести городских ворот.

035-Герб Торжка

-Жители Торжка «новоторами» называют, потому что одно из исторических названий города – Новый Торг.

-Торжок в состав Новгородской республики входил, периодически его враги разоряли, крепость сжигали, после чего мастера из Великого Новгорода приходили и крепость восстанавливали. Новоторжский кремль до 18-го века просуществовал, хотя его 29 раз разоряли и сжигали. Когда в начале 18-го века кремль в очередной раз сгорел, то восстанавливать его не стали – смысла не было.

-Самый серьезный набег на Торжок тверской князь Михаил Ярославич (мы вчера его вспоминали) со своей дружиной совершил. Тогда из Торжка 25 обозов с товаром увезли, сожгли дома горожан и крепость, а также много мужчин, женщин и детей убили. Опять новгородские мастера пришли и город заново отстроили. Торговля вновь наладилась и жизнь закипела.

-Еще раньше, в 1238 году, во время татаро-монгольского нашествия, хан Батый почему-то именно к Торжку войска повернул. Еще морозы стояли и новоторы свою крепость водой полили, ледяной панцирь создав. Хотя Великий Новгород войска в помощь не прислал, с ходу взять Торжок Батыю не удалось: только через две недели осады его войска, обманным путем пробравшись в крепость, ее сожгли и всех защитников крепости перебили.

-Существует мнение, что во время осады Торжка Батый слишком много войск потратил и поэтому на Великий Новгород не пошел. До конца 15-го века, до падения Новгородской республики, Торжок в ее состав входил, а при Екатерине Великой в состав Тверской губернии попал.

В 16-45, когда уже стемнело, автобус в Торжок въехал. В автобус местный гид Ольга, нас ожидавшая, зашла и предложила по Торжку прогуляться.

-Начнем прогулку с площади 9 января, историческое название – Торговая, -сообщила она.- Как раз на ней Новогодняя елка установлена.

036-Карта
037-Торжок, Торговая площадь
041-Торжок, Торговая площадь

-Торговая площадь у реки Тверца возникла, на площади (естественно) торговали, но можно было и людей посмотреть, и себя показать. Сейчас река очень мелкая, но так не всегда было. В раннем Средневековье новгородские купцы на своих кораблях до Вышнего Волочка добирались, где корабли посуху волокли (отсюда и название города) и в конце концов они в Тверцу попадали, по которой до Волги добирались и дальше к Каспийскому морю отправлялись.

038-Карта

-Понятно, что волок кораблей по суше и время, и силы отнимал, поэтому людям отдых требовался. И отдыхали они на месте, где наш город появился, тогда его Новый Торг называли. Один раз отдохнули, другой, после чего некоторые из купцов здесь обосноваться решили. Так и возникло поселение, при чем богатые люди на вершинах холмов обосновывались, а бедные – где попроще, внизу у реки. А где попроще, там и название попроще появилось – Торжок. Поэтому (например) кремль в городе – Новоторжский, а сам город Торжок называется. Главное не запутаться. До революции Новоторжский уезд существовал, в котором Торжок статус уездного города имел.

-Не могу не рассказать об архитектуре Торговой площади – она в 18-м веке сформировалась. Екатерина II дала городу статус, герб, она же за рациональную типовую застройку ратовала. Согласно ее видению, вдоль реки должны были ровные длинные улицы проходить. Но естественный рельеф города включает в себя семь естественных и один насыпной холм, поэтому реализовать планы императрицы невозможно оказалось.

-В итоге решили сделать то, что в каждом городе Европы имеется: Рыночную площадь по центру, от которой лучами улицы расходятся. Главным украшением Рыночной площади Торговые ряды в форме амфитеатра стали, сделанные по принципу галереи, где 111 лавок наших предпринимателей располагались.

-То, на что смотрите вы, это не оригинал, хотя похоже. Обратите внимание на капители: советская звезда каждую капитель венчает. Это 50-е годы 20-го века, так как оригинальные Торговые ряды немецкими бомбежками разрушены были. У нас немцев не было, но фронт достаточно недалеко проходил, поэтому бомбежки были. Церкви немцев не волновали, поэтому церкви относительно целыми остались: немцев инфраструктура интересовала.

039-Торговые ряды

-А вот то, что на площади стоит – это уже купеческая застройка 18-19-го столетий. Если говорить о купцах новоторжских, то они важный костяк общества составляли, потому что (во-первых) купцами мы были основаны, ну и (во-вторых) купцов «Отцами города» называли. Почему Отцы города? Потому что помимо политического влияния, которым они обладали, купцы еще и меценатами являлись: первые школы, первые больницы, первые богадельни – все это на деньги наших купцов открывалось.

040-Купеческии дом

-Нельзя сказать, что купцы полностью положительными или полностью отрицательными персонажами являлись, это были люди-дельцы. На чем они деньги делали? Да на всем. Среднегодовой доход новоторжского купца до 600 тысяч рублей доходил. Для сравнения: первый транш Екатерины II для восстановления сгоревшей Твери 250 тысяч рублей составил. Потом, правда, говорят дело до миллиона дошло – это чуть меньше годового дохода двух новоторжских купцов.

-Так на чем все-таки деньги купцы делали? Мукомольный бизнес: эти пороги позволяли мельницы ставить - готовую муку потом на баржах в Петербург сплавляли. Маслобойный промысел и, конечно, винокуренный.

-Какой у всех любимый новогодний напиток? Шампанское, понятно. Мода на него в России после войны с Наполеоном возникла. Князь Голицын виноградники в Крыму заложил и игристое вино производить начал. Купцы тоже за модой следовали, вот только (в отличие от дворян) шампанское они не устрицами, а селедкой закусывали или блинами.

-Ну и отчего бы нам самим шампанское не производить? -задумались купцы новоторжские.-Ведь на этом заработать можно.

-И стали шампанское делать. Спрашивается, из чего, ведь виноград сортов шардоне, пино нуар и пино менье, из которых шампанское производится, в окрестностях Торжка выращивать невозможно? Оказалось, что и безо всякого винограда нормально заработать можно: купцы скупали оптом слабые прикаспийские сорта винограда, для виноделия вообще не годные, клали их в дубовые бочки, которые аромат придавали, а дальше.. Ведь главное, чтобы шипело? А дальше известь и серную кислоту добавляли и на Нижегородскую ярмарку отправляли. «Шампанское» это очень много денег приносило.

-Откровенный суррогат, что и говорить. Но все удивляются, откуда в Торжке так много церквей: 22 в разном состоянии на сегодняшний момент имеются, из них 7 действующих (еще 2 в стадию действующих перейти готовятся), а до революции 38 церквей было.

-Почему так много? За каждой церковью купец стоял – она ему и прижизненным памятником служила, т.е. способом свои амбиции удовлетворить, и возможностью грехи отмолить.

-Как же жили эти люди? Перед нами настоящая городская купеческая усадьба 18-го века. Обратите внимание на соседний дом – это флигель главного дома усадьбы, справа от дома точно такой же флигель был, который во время бомбежки разрушили. Въездная арка – чем шире арка, тем хозяин богаче.

-Усадьба новоторжскому купцу Ивану Яковлевичу Кутафьеву принадлежала, который в 1767-1771 годах крупнейшим откупщиком был: он откупил различные доходные статьи Тверской губернии, в том числе сбор питейных и иных казенных пошлин. На него по доносу уголовное дело завели о неуплате налогов: разбирательство дела десять лет длилось, при чем все это время Кутафьева в тюрьме в кандалах держали. В 1782 году купец умер, имущество его конфисковано было, а в усадебном доме магистрат Торжка обосновался. Сейчас в здании архивы ЗАГС хранятся.

-Справа на площади Крестовоздвиженская часовня находится.

042-Крестовоздвиженская часовня

-Часовня окружена 12 колоннами, которые поддерживают круглый карниз. Часовня имеет двойной купол, характерный для львовских построек: внешний - световой фонарь с большими арочными окнами и внутренний, который имеет проем в центре, через который мягкий рассеивающий свет наполняет интерьер, в то время как окна скрыты от глаз. Потому авторство постройки Львову приписывают, хотя часовню спустя 10 лет после его смерти возвели.

-В часовне помимо привычных икон были и очень необычные святыни. Например, деревянный Животворящий восьмиконечный Крест высотой практически три метра. Да и установка его была необычна. Он был закреплен в небольшой каменной горе ручной кладки, обложенной серебряной позолоченной ризой.

-Сама Торговая площадь по-прежнему центром социальной жизни города является, люди под елочкой гуляют. В мае планируется площадь под реконструкцию поставить: город очередной грант получил и на площади фонтаны установят.

-А мы с вами на мост пойдем. После постройки Санкт-Петербурга река Тверца перестала быть главной артерией города, главной стала «государева» дорога между Москвой и Петербургом, которая по той стороне прошла.

-Тверца Торжок на две части делит: эта сторона - более старая Борисоглебская, а та сторона – Затверецкая, она помоложе и с 18-го века развиваться начала.

046-Карта

-Что касается Тверецкой набережной, то домики слева, включая двухцветный дом, это оригинальная застройка, а те, что справа – новодел 1999-2000 годов. После бомбежек на их месте пустырь образовался и, чтобы его застроить, использовали чертежи середины 19-го века.

043-Торжок и река Тверца
044-Торжок и река Тверца

-Перед застройкой раскопки провели, в ходе которых 18 берестяных грамот нашли, причем одна из них с литературным текстом. Благодаря этой находке мы в России на третьем месте по количеству найденных берестяных грамот находимся: на первом месте Великий Новгород, на втором – Старая Русса, на третьем – Торжок. Что любопытно: среди берестяных грамот Великого Новгорода – бытовая переписка, любовные записки и даже детские рисунки, а у нас это долговые расписки и торговые обязательства. То есть уже в 12-м веке в Торжке торговая деятельность не просто велась, но и юридически регулировалась.

045-Торжок и река Тверца
047-Мост

-Дом с синими окнами, где «Столовая № 1», это единственный дом стиля модерн в Торжке, он майоликой облицован. Дом даже в архитектурную энциклопедию попал в качестве образца провинциального модерна.

048-Тверецкая набережная
049-Тверецкая набережная

-Здесь на набережной в киоске новоторжскую пастилу продают. Этот промысел до революции возник, потом рецепт пастилы утратили и вот недавно производство ее возродили. Пастила совершенно натуральная, только из природных ингредиентов делается и без сахара.

050-Киоск с пастилои
051-Тверецкая набережная

-Обратите внимание на эту Почтовую лестницу - так называется 140-метровый спуск от площади Революции (бывшей Дворцовой) к пешеходному мосту через Тверцу. Название «почтовая» появилось из-за местоположения: на углу Дворцовой площади и Ямской раньше располагалась почта.

054-Карта

-До революции вместо лестницы здесь мостовая, замощенная булыжником, с очень крутым уклоном была – настолько крутым, что посередине него деревянные перила поставили. В начале 30-х годов прошлого века на ее месте лестницу построить решили. Когда лестницу открыли, горожане с ужасом обнаружили, что ступени ее из надгробий состоят. Дело в том, что самых почетных благотворителей в городе при церквях хоронили, хотя это и запрещено было: по указу Екатерины хоронить на кладбищах вне городской черты полагалось. Но богатые купцы правилу «если очень хочется, то можно» следовали: именно из их надгробий лестницу и выстроили.

052-Лестница

-Дальше – больше: лестница на глинистом склоне расположена и однажды после ливневых дождей она вниз поехала. Новоторы шутили, что метро в Торжке еще не построили, но эскалатор уже есть.

053-Лестница

-Давайте потихоньку в центр возвращаться.

055-Тверецкая набережная

И действительно, мороз такой стоял, что все о теплом автобусе мечтали. На обратном пути мы на пробу пастилу (3 вкуса) купили, хотя одна скромная коробочка (которую мы и купили) 900 рублей стоила.

056-Тверецкая набережная

Несмотря на стремление к теплу, пройдя мост, я в крохотный скверик свернул бюст Николаю Львову сфотографировать.

057-Бюст Николаю Львову

Тут же в скверике множество диких уток на ночевку устроилось.

058-Утки-патриоты

-И чего они на юг не подались? -подумал я.- Совсем обленились, хотя нет: Наташа вчера рассказывала, что Тверца целиком не замерзает.

-Все-таки провинциальная жизнь несколько расхолаживает, -посетовала Ольга в автобусе.- Торжок очень туристическое место, более того, 25% рабочих мест в городе именно туризм обеспечивает, но это (видимо) не повод для туристического центра Торжка 1 января поработать.

-Мы с вами из центра социальной жизни в центр духовной жизни города отправляемся – в Борисоглебский монастырь. В истории любой страны религия значительное место занимает. Сейчас существует идея сделать Торжок центром православия, хотя город традиционно веротерпимостью славился. У нас были немцы, очень сектантство с 17-го века распространено, а практически все купцы старообрядцами являлись.

059-Карта

-Когда первые монастыри появились, они не только центрами религии были, но и центрами культуры, а также центрами обороны (в случае нападения врага в них укрыться можно было).

-Наш монастырь основан человеком, который жил в конце 10-го – середине 11-го веков. Звали его Ефрем, он был венгр по национальности и служил при дворе Владимира I Святославича - того самого князя Владимира Красно Солнышко, который Русь крестил. В летописи упомянуто, что в 1015 году Ефрем становится конюшенным князя Владимира.

-В том же 1015 году происходит фатальное событие – князь Владимир умирает, а его дети междоусобную войну начинают, в которой основные наследники князья Борис и Глеб были убиты по приказу своего сводного брата Святополка Окаянного. Вместе с ними погибает и брат Ефрема Георгий, бывший телохранителем Бориса, причем убит Георгий достаточно жестоко был – он князя Бориса собственным телом закрыть пытался. Важным отличием знатного воина золотая гривна являлась, которую на шею вешали и запаивали – снять ее невозможно было. Ефрем, приехавший на место убийства, чтобы брата похоронить, только его голову нашел, то есть над телом еще и надругались, а гривну золотую украли.

-И до того Ефрему все безразлично стало, что он полностью от мирской жизни отрешился и странствовать ушел. Каким-то образом Ефрем до Торжка добрался, где поставил маленькую церковь, возле которой позже целый монастырь вырос, названный Ефремом (в память об убиенных князьях) Борисоглебским. Но самое главное – Борисоглебский монастырь официально самым старым монастырем России является, год его основания – 1038.

060-Карта

-Конечно, от 1038 года в монастыре ничего не осталось – уж больно у Торжка бурная история была. Самая древняя, сохранившаяся до нашего времени, постройка монастыря - Введенская церковь, построена в 17-м веке на месте сожжённой поляками (вместе со всей братией и некоторыми жителями города) старой деревянной.

-Ко времени воцарения Екатерины II монастырь собой довольно жалкое зрелище представлял, и императрица поручила архитектору Николаю Александровичу Львову фактически заново его спроектировать и отстроить.

-Львов в свое время по Италии много путешествовал, поэтому Борисоглебский собор – это его трактовка римского Пантеона.

063-Борисоглебскии собор

Борисоглебский собор

-После революции монастырю не повезло: он был закрыт, а с 1931 по 1981 год в нем тюрьма строгого режима располагалась. Конечно, все иконы и ценности были вынесены, и, хотя фрески в Борисоглебском соборе сохранились, но живописные работы Боровиковского пропали. После этого в монастыре лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) для алкоголиков разместили, что не так уж плохо было – кому-то лечение помогало, там дискотеки устраивали, кинофильмы показывали.

-В 1993 году монастырь верующим отдали, с тех пор его постепенно реставрируют. Монахов в монастыре – всего двое, но местные им помогают: летом траву косят, зимой снег убирают. У Наташи есть задача не слишком поздно в Тверь вернуться, поэтому давайте я вам минут десять на осмотр монастыря дам – дольше вы на морозе все-рано не выдержите. Без пять шесть все в автобусе встречаемся.

И мы в который раз на чересчур свежий воздух вышли.

061-Борисоглебскии монастырь
062-Борисоглебскии монастырь

Взглянув на Борисоглебский собор, в сторону Введенской церкви пошли – она явно работала и в ней наверняка тепло было. Так и оказалось.

064-Борисоглебскии собор
065-Борисоглебскии собор
066-Борисоглебскии собор
067-Ввведенская церковь

Весело сверкал освещенными окнами Келейный корпус, явно полностью отреставрированный, но вряд ли нас там ждали.

068-Келеиныи корпус

В автобусе все ровно через десять минут собрались.

-Еще о Борисоглебском монастыре пару слов скажу, -сообщила Ольга.- В нем, начиная с 1053 года, мощи того самого преподобного Ефрема Новоторжского хранились. Мы не знаем, когда он родился, но точно знаем, когда умер. После революции монастыри и церкви закрывать стали и мощи эти спасти решили, переместив их в одну из церквей. В эту же церковь ценности и из других церквей перенесли, потому что эту конкретную церковь не закрывали: все другие закрывали, а ее нет.

-Но увы и ах: в 1936 году выходит постановление, согласно которому и эту церковь закрывают и в один не очень прекрасный день к храму грузовичок подкатил, в который и мощи преподобного Ефрема Новоторжского, и остальные ценности погрузили – все это бесследно исчезло и до сих пор неизвестно, где мощи находятся. Кое-что сохранилось все-таки: одна икона кисти Боровиковского из Борисоглебского собора в Тверь попала, четыре иконы из новоторжских церквей в Третьяковской галерее хранятся.

-Когда «государева» дорога возникла, уже тогда Торжок туристическим центром стал. После пожара 1812 года многие ездили на восстановленную Москву посмотреть. Передвигались тогда на ямщиках. Ямщик не только извозчиком был, он ведь и за багаж пассажиров, и за их жизнь отвечал. Ямщиком стать не так просто было, они хорошо зарабатывали и жизнь свою (как правило) в качестве купцов 3-й гильдии заканчивали.

-Заработав денег, ямщики обычно вдоль тракта двухэтажные дома строили, в которых на первом этаже трактир располагался, а на втором – довольно скромные номера для ночлега. И вот появился удивительный ямщик, который отличную гостиницу выстроил, на первом этаже которой настоящий ресторан имелся, а на втором – роскошные гостиничные номера. Звали ямщика Евдоким Пожарский и здание бирюзового цвета слева от нас – его бывшая гостиница.

069-Гостиница Пожарского

-Это настоящим прорывом в туристическом бизнесе Торжка первой четверти 19-го века оказалось – спрос на хорошую кухню и номера для ночлега с чистым бельем и без клопов был постоянен. Именно в этом доме увидят свет наши знаменитые пожарские котлеты.

-Сам Евдоким, правда, к котлетам никакого отношения не имел – они при его дочери и наследнице Дарье Евдокимовне появились. Тот факт, что Дарья бизнес отца в те времена унаследовала, сам по себе удивителен: похоже, что Дарья настоящей бизнес-леди с феноменальным чутьем и хваткой оказалась.

-Пожарские котлеты в результате конфуза появились. Как-то раз через Торжок император Николай I проезжал и остановился на почтовой станции, где ему лошадей поменяли. Пока их меняли, голодный император отправился в ресторан при гостинице Пожарского и телячьи котлеты заказал. Телятины на кухне не оказалось, но Дарья не растерялась: в мелко порубленное куриное мясо она сливочное масло добавила, сделала из него котлеты, обваляла их в панировочных сухарях из французской булки, пожарила и подала Николаю.

-Котлеты императору очень понравились и уже через неделю Дарью в Петербург вызвали, где она мастер-класс дворцовым поварам дала. Возвращалась Дарья в Торжок звездой, но по дороге хитрая Дарья кое-что придумала, ведь клиенты у нее людьми богатыми были и страсть как любили все новое и модное. А придумала она байку, легендой ставшую: мол, остановились у нее как-то в гостинице заезжие французы, все деньги прогуляли и расплатились с ней старинным рецептом французских котлет.

-Потом даже в меню пожарские котлеты на французский манер писались, но и цена у них была соответствующая: в те времена корову за 3 рубля купить можно было, а порция из двух небольших пожарских котлет целый рубль стоила.

-Тем не менее, цена котлет никого не останавливала, и мы можем смело утверждать, что через это здание вся русская интеллигенция 19-го века прошла: здесь были и Островский, и Тургенев, и Аксаков, и Гоголь, и Толстой (у него гостиница Пожарских даже в романе «Война и мир» упоминается). Останавливался здесь композитор Роберт Шуман с супругой, все члены императорской фамилии и (конечно же) солнце русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин.

-К сожалению, Дарья Пожарская все-таки разорилась, трактир и гостиница проданы были и сейчас в бывшей гостинице туристический центр Торжка располагается, который как раз сегодня не работает. Оригинального рецепта пожарских котлет не сохранилось, его в 1853 году один из императорских поваров воссоздать попытался. В феврале выйдет выпуск «Повара на колесах», целиком пожарским котлетам посвященный.

-Все достопримечательности города показать мне не удалось, да и темнота мешает. Надеюсь, что Торжок вам понравился и вы сюда еще вернетесь.

На этом Ольга попрощалась, получив заслуженные аплодисменты, а мы в Тверь отправились. Расстояние от Торжка до Твери – 70 км, так что через час, в 19-00, мы уже в отеле оказались.

Ужин в 20-30 состоялся, нам селедку под шубой подали и тушеную картошку со вчерашним шашлыком.

После ужина собрались у нас в номере, Света бутылку полусладкого шампанского принесла, которую сама же и выпила, а мы свои цветные настойки дегустировать продолжили. Попробовали новоторжскую пастилу и поняли, что она своих денег стоит и гораздо вкуснее, чем мармелад, тверскими карелами сотворенный.

070-Мармелад

072-Пастила

Из шести бутылок настоек и бутылки шампанского, которые мы с собой из Москвы прихватили, у нас две бутылки настойки осталось. Мы с женой по бутылке (не пропадать же добру) в свои чемоданы уложили, тем более что свояченица от своей доли отказалась.

071-Пастила
Кимры и Дмитров

День 3-й, Вторник, 02 января 2024 года. Кимры и Дмитров.

Замерзший автобус. Морозовский городок. Отроч монастырь и филькина грамота. Рухнувший Речной вокзал. Царское село на Волге. Деревянный модерн. Кимрский краеведческий музей. Графиня Юлия Самойлова, муза Карла Брюллова и последняя владелица Кимр. Гамбургский товар. Резные фигурки Ивана Абаляева. Чума – обувь на картонной подошве. Уголок авиаконструктора Туполева. Лоскутное панно художницы Марины Соколовой. Канал имени Москвы. Дмитров. Борисоглебский монастырь. Монастырский павлин. Памятник Борису и Глебу. Памятники Петру Кропоткину, Петру и Февронии, городская скульптура. Дмитровский кремль. Успенский собор. Памятник Юрию Долгорукому. Ресторан «Ильинские холмы».

Подъем был ранним, в 7 часов утра, потому что уже в 8-00 мы должны были, забрав свои пожитки, покинуть отель и сесть в автобус. Завтрак ничем от вчерашнего не отличался, поэтому налили кофе (неплохой) и курить на улицу пошли.

Там наш шофер Алексей пытался оживить промерзший за ночь автобус, который 45 млн. рублей стоит. Ночью градусник до минус 35 опустился, так что автобусу туго пришлось: на его реанимацию Алексею полчаса потребовалось, да и то задняя дверь толком открываться отказывалась, поэтому мы кое-как в путь в 8-30 отправились.

-У нас впереди два часа дороги, -сообщила гид Наташа.- Потому что мы с трассы опять свернем и по второстепенной дороге поедем. Направляемся мы с вами в Кимры, где местный музей посетим, оттуда – в Дмитров поедем, потом пообедаем и в Москву на станцию метро «ВДНХ» вернемся. От Дмитрова до Москвы – 65 километров.

-Тверь гораздо ближе к Москве находится, но тяготеет к Санкт-Петербургу, это и в архитектуре проявляется, и в наличии в Твери филиалов питерских институтов и предприятий. Мы с вами говорили об историческом центре города, о Твери 18-го века, а что здесь в 19-м веке было? В 19-м веке Тверь крупным промышленным центром стала: по Волге сюда сырье завозили и по Волге же готовую продукцию отправляли.

-Братья Морозовы в Твери в 19-м веке мануфактуру открывают, рядом с ней общежития для рабочих, из сел и деревень приехавших, строят и образуется так называемый Морозовский городок. Он и сейчас существует и люди в этих домах до сих пор живут. Здания Морозовского городка региональными властями как памятники промышленной архитектуры охраняются. Производственные помещения морозовской мануфактуры увеличенными оконными проемами отличаются: это для экономии электричества придумано было.

-У Морозовых на территории России не одна такая мануфактура имелась: например, в Подмосковье, в Орехово-Зуево. Последним владельцем мануфактур в Твери и Орехово-Зуево был Савва Тимофеевич Морозов, человек продвинутый и очень хорошо образованный – образование он в Англии получил. Все он по науке делал, поэтому для установки нового оборудования английских специалистов пригласил.

-Англичане оборудование вначале в Орехово-Зуево установили, а потом в Тверь приехали. На мануфактуре только мужчины работали: женщины 16-часовой рабочий день и грохот станков в цехе не выдерживали. После установки нового оборудования грохота стало меньше, а производительность увеличилась. Ткачи, почувствовав некие послабления, грандиозную стачку устроили. В конце концов Савва Тимофеевич на уступки пошел: рабочий день на 4 часа сократили – до 12 часов, и расценки увеличили, то есть ткачи своего добились.

-Мануфактура до 1990-х годов проработала, пока ее не закрыли, сейчас только Морозовский городок существует.

-На том месте, где Тверца в Волгу впадает, то есть на месте крепости, Юрием Долгоруким заложенной, в 13-м веке Отроч монастырь возник. Предание связывает основание монастыря с Григорием, отроком тверского князя Ярослава Ярославича. Он во время охоты увидел в окрестностях Твери красавицу Ксению и захотел жениться на ней. Родители сначала были не против, но потом Ксения очень самому князю понравилась и стала его женой. Григорий же после этого принял монашеский постриг.

001-Отроч монастырь

Общий вид Отроч монастыря в начале 20-го века

-У монастыря дурная репутация была, поскольку его часто в качестве тюрьмы для провинившихся руководителей высокого ранга (бояр или военачальников) использовали. В 16-м веке в Отроч монастырь митрополита Филиппа II, главу Русской православной церкви во времена правления Ивана Грозного, отправили. Митрополит Филипп II из старинного боярского рода Колычевых происходил, в миру его Федор Колычев звали, он был очень образованным человеком.

-Родители Федора его к государевой службе готовили, поэтому, когда он о своем решении в монахи уйти объявил, не очень довольны остались, но благословение дали. Федор выбрал один из самых суровых монастырей – Спасо-Преображенский на Соловках, где и принял постриг. При монастыре также тюрьма для политических заключенных имелась. В монастыре Филипп больше десяти лет провел, став его игуменом и много для монастыря сделал.

-Когда Иван Грозный подрос и начал самостоятельно править, он вызвал Филиппа в Москву и на совете епископов Филиппу митрополичий сан принять предложили. Филипп согласился, но поставил условие: уничтожить опричнину, которая, по сути, расправой над собственным населением являлась. Царь посоветовал ему церковными делами заниматься, но репрессии почти прекратились.

-Через пару лет вернувшийся из первого ливонского похода Иван Грозный новую волну репрессий начал. Филипп II писал царю грамоты с требованиями прекратить гонения и казни, но Иван Грозный их почти и не читал, зная, кем они написаны. «Опять Филька грамотку прислал», -приговаривал царь, бросая очередную грамоту в печь.

-Отсюда выражение «филькина грамота» и пошло.

-Филиппа по решению церковного суда лишили сана и посадили в казематы Никольского монастыря на Никольской улице в Москве, где морили голодом, но москвичи приносили к стенам монастыря еду, мечтая хоть глазком на своего защитника взглянуть. Поэтому Филиппа в отдаленный Отроч монастырь в Твери сослали, где в подземный каземат (ниже уровня воды) посадили, приковали к стене и еды никакой не давали, только воду.

-В 1569 году Иван Грозный в поход на Великий Новгород отправился. Остановившись в Твери, царь послал свою правую руку Малюту Скуратова к Филиппу поговорить и благословение на поход получить. Никто не знает, о чем они говорили, но в результате Филипп подушкой задушен оказался. Поднявшись наверх, Малюта сказал: «Так натопили, что батюшка задохнулся».

002-Келья митрополита Филиппа

Келья митрополита Филиппа II в монастыре, в которой по преданию он был задушен Скуратовым

-Но история на этом не заканчивается. Тело Филиппа монахи Спасо-Преображенского монастыря на Соловки забрали, где и похоронили. За могилой присматривали, поскольку Филипп очень много для монастыря сделал и его очень уважали.

-И вот на дворе середина 17-го века, во главе государства Алексей Михайлович Тишайший, во главе церкви – патриарх Никон, считавший, что церковная власть выше светской должна быть. Никон и Алексей Михайлович глобальную церковную реформу затеяли: она направлена на то была, чтобы исправить все обряды, книги, одежду и архитектуру в соответствии с греческими канонами.

-Со времени крещения Руси много веков прошло и в результате неправильных переводов греческих церковных книг ошибок изрядно накопилось. После проведения реформы общество на никонианцев и старообрядцев разделилось, причем последние не только церковными, но и царскими властями преследовались. Только при Екатерине Великой старообрядцам послабления вышли.

-Старообрядцы в глухие места уходили, где закрытый образ жизни вели. Большинство купцов старообрядцами были, в том числе и упомянутые Морозовы. Во дворцах купцов тайные молельни имелись, где службы по старому обряду проводились.

-Патриарху Никону пришла в голову идея перезахоронить мощи митрополита Филиппа II вместе с мощами других московских митрополитов и патриархов в Успенском соборе Московского Кремля. С этой целью с Соловков торжественный поезд с мощами в Москву через Тверь отправился. Согласно легенде, в районе нынешней станции метро «ВДНХ» лошади поезда как вкопанные стали и дальше идти отказывались, как их не поили и не кормили.

-Тогда царь вместе с патриархом в торжественных одеждах навстречу поезду вышли. Никон от имени царя и своего имени прощения у Филиппа II попросил, торжественный молебен отслужили, и кони дальше добровольно двинулись. Мощи Филиппа II в Успенском соборе поместили, а вот сам Никон плохо кончил: его активность чрезмерной признана была, патриарх опале подвергся, по разным монастырским тюрьмам скитался, где и помер.

003-Портрет патриарха Никона

Портрет патриарха Никона с клиром, 1660-1665 годы

-В советские годы Отроч монастырю не повезло: его в ноябре 1918 года закрыли, а в 1930-х годах все постройки монастыря, кроме Успенского собора, снесены были.

004-Успенскии собор Отроч монастыря

Успенский собор Отроч монастыря

-На месте монастыря в 1938 году Речной вокзал построили, который постепенно ветшал и, наконец, в этом году обрушился.

005-Речнои вокзал
006-Речнои вокзал

-Город Кимры, куда мы едем: некоторые краеведы считают, что название появилось еще в 10-11-х веках, когда на берегах рек Кимрки и Волги племена кривичей проживали. Название свое город от реки Кимрки и получил.

008-Карта

-Во время правления Ивана Грозного Кимры царским селом числились, т.е. к казне приписанным. Царь это село на кормление за особые заслуги отдавал. Например, в 1555 году его на прокорм князь Владимир Старицкий за штурм Казани получил. Село Кимры очень выгодно расположено было: корабли с товарами по Волге из Нижнего Новгорода в сторону Твери шли, а возле Кимр стоянка имелась, где можно было корабли починить или груз на другие корабли перегрузить.

-Жители Кимр торговлей занимались. В 1775 году Екатериной II гильдейская реформа проведена была. Согласно этой реформе, все купцы на три гильдии делились. Купцы третьей гильдии самыми бедными были, штучным товаром торговали и должны были капитал в размере 500 рублей иметь.

-Купцы второй гильдии побогаче были, они имели свои лавки и магазинчики, либо торговые помещения арендовали, торговали продуктами питания и одеждой, размер их капитала 1000 рублей составлял. Самыми богатыми купцы первой гильдии были – они и становились благотворителями, размер их капитала - 10 000 рублей. Купцы первой гильдии имели право оптом с зарубежными странами торговать.

-С купцов в казну гильдейский сбор в размере 1% от объявленного капитала взимался, но самое важное, что все купцы и члены их семей от главной повинности того времени – рекрутской – освобождались. Поэтому горожане и освободившиеся от крепостной зависимости крестьяне старались в купцы (хотя бы третьей гильдии) записаться – чтобы от армии освободиться.

-Уже с 17-го столетия известно, что местные жители обувь изготавливали. В 1708 году Петр I распоряжается в этом царском селе производство обуви для создаваемой им армии наладить. Каждый солдат 200-тысячной армии должен был получить в летний период две пары башмаков с пряжками, а в зимний – две пары сапог с голенищами. То есть Кимры еще с петровских времен на русскую армию работать начали.

-В 1763 году в Кимрах появляется граф Михаил Воронцов, который решил, что здесь он сапожное производство налаживать будет. Почему именно здесь? Село Кимры было передано по наследству племяннице Екатерины I Анне Карловне Скавронской, жене Михаила Воронцова, а сам Воронцов с 14-ти лет на запятках кареты будущей императрицы Елизаветы Петровны ездил, участвовал в дворцовом перевороте по возведению ее на престол и очень род Воронцовых возвысил.

009-Воронцов

Портрет графа Михаила Илларионовича Воронцова. 1780-е гг.

-Так что это была родовая вотчина семьи Воронцовых, здесь они часто жили.

010-Скавронская

Анна Карловна Скавронская

-Граф Воронцов обошел все мастерские по изготовлению обуви в Кимрах и понял, что создать здесь «сапожное царство» не так просто: кожа для обуви очень плохой выделки оказалась и обувь из нее некачественная получалась. Воронцов в Кимры немецких мастеров привез, которые местных обучали. Качество обуви заметно улучшилось и ею по всей России торговать начали, даже на Нижегородскую ярмарку отправляли. Хотя иногда за модой не успевали и тогда обувь нераспроданной оставалась. Самые умелые мастера обувь на заказ делали – из тончайшей кожи, с украшениями.

-Воронцов рано умер, так и не успев свою мечту о «сапожном царстве» в реальность воплотить.

-На стыке 19-го и 20-го веков кимрские купцы очень вольготно себя чувствовали и, разбогатев, в более высокую гильдию переходили. Кроме того, они начинают дома новые строить: Кимры домами в стиле «деревянный модерн» славятся.

-Богатые купцы архитекторов из столиц выписывали. Есть такая история: один богатый купец выписал модного архитектора, а тот спрашивает: «В каком стиле дом для вас строить будем?». «Строй во всех, денег хватит», -ответил купец.

-Мы увидим в центре несколько таких особняков, их сейчас конторы какие-то государственные занимают, потому что это все памятники федерального значения.

-В 1907 году в Кимрах обувная фабрика «Якорь» появилась, которая 200 тысяч пар обуви в год выпускала. После революции фабрику национализировали, но она продолжала обувь выпускать. В 1930-е годы в Кимрах с религией боролись, церкви и монастыри уничтожали. Что-то из них сохранилось и верующим вернулось.

-В 1914 году здесь Торговые ряды построили, но сейчас они в таком состоянии находятся, что их фальшь фасадами закрыли, дабы они своим видом впечатление от города не портили.

-Вот мы с вами в центре города остановились и перед нами яркий образец «деревянного модерна». Сейчас мы с вами в местный краеведческий музей отправимся, нас там на две группы разделят, туалеты в музее есть.

011-Кимры, деревянныи модерн

-Посещение музея при минус 20 градусах гораздо интереснее, чем прогулка по городу, -решили мы с барышнями. На часах 10-40 было.

012-Кимры
013-Кимры
014-Музеи

019-Карта
015-Музеи
016-Музеи

В холле музея выяснилось, что писатель Александр Фадеев – уроженец Кимр.

017-Музеи

-Меня зовут Валентина Ивановна, -представилась гид.- Наш музей – один из лучших провинциальных музеев, экспозиция, которую мы вам осмотреть предлагаем, в 1990 году создана.

018-Музеи

-Останки мамонтов, найденные в Кимрах в 1908 году. У мамонтов всего четыре зуба имелось: два сверху, два снизу. Здесь во время последнего оледенения тундро-степь была, люди сюда поохотиться приходили.

020-Останки мамонтов

-Первыми эти места (как считается) финно-угорское племя меря заселило, назвав речку, в Волгу впадающую, Кимрка, т.е. Каменная речка. В 7-м веке сюда славянские племена приходят, но сведений о конфликтах кривичей с меря не сохранилось: скорее всего, племена постепенно смешались.

022-Кимрскии краеведческии музеи

-Тут у нас в витрине монетки иноземные выложены, при раскопках найденные. По Волге знаменитый торговый путь «из варяг в греки» проходил, а Кимрах пушниной торговали.

021-Кимрскии краеведческии музеи

-Впервые дворцовое село Кимра упоминается в 1546 году в грамоте Ивана IV. Грамота была дана настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря с братией на право беспошлинной покупки 10 тысяч пудов соли в Каргополе. Полагают, что Кимры раньше возникли, но никаких документов, это подтверждающих, пока не нашли.

023-Пушки

Пушки, начало 17-го века

-Почему жители Кимр обувным ремеслом занялись? Во-первых, это север: земледелием здесь не прокормишься, из всех культур только лен-долгунец растет хорошо. Во-вторых, в этих краях животноводство развито: помидоры не растут, зато травы хоть отбавляй, а при забое скотины шкуры (дешевое сырье) остаются. В-третьих, наличие рынка: есть кому обувь продать. В-четвертых, самое основное: мы на главном торговом пути находимся, мимо Кимр корабли туда-сюда непрерывно ходят.

024-Нарышкина

Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра I

-Вы спросите: при чем здесь Петр I? Обувь и до него в Кимрах шили, но царь местных мастеров регулярными заказами для армии обеспечил.

025-Сапог рыбака

Сапог рыбака – «осташ». 18-й – первая половина 19-го веков.

-Выражение «Кому война, а кому мать родна» вполне к кимрским сапожникам применимо: во время войны количество заказов на их продукцию резко возрастало.

026-Гравюра

Вид села Кимры с луговой стороны Волги. 1772 год. Копия с гравюры Грекова

-Кимры, как и вся Русь, были деревянными и горели регулярно и целиком, так что ничего не оставалось. Вот эти Царские врата найдены были при строительстве Покровского собора в 1825 году и в ризнице собора хранились. Когда собор взорвали, врата к нам в музей попали.

027-Царские врата

-В 1859 году в Кимрах страшный пожар случился: 160 домов сгорело. Жар такой был, что жители в Волге стояли. Года через два село вновь отстроили.

-Вместе с вратами в музей и метрическая книга Покровского собора передана была. Вот она, в витрине и открыта на странице, где имеется запись о крещении в Покровском соборе будущего известного писателя Александра Фадеева, уроженца нашего города. Прожил он в Кимрах всего два года, но мы своим земляком гордимся.

028-Метрическая книга
029-Михаил Воронцов

Граф Михаил Илларионович Воронцов, владелец села Кимры с 1762 по 1767 год

030-Интерьер дворянскои усадьбы начала 19-го века

Интерьер дворянской усадьбы начала 19-го века

-Обратите внимание, какие высокие каблуки мужчины носили.

031-Сапог с клеимом «С.М. Столяров», 1860-е годы

Сапог с клеймом «С.М. Столяров», 1860-е годы

-Для того, чтобы иметь право свое клеймо ставить, мастер должен был получить диплом или медаль на какой-либо значимой выставке. Братья Столяровы диплом на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году получили.

-А вот такие женские ботиночки (в центре) кимряки почему-то «гамашами» назвали.

034-Гамаши

-Разбогатевшие купцы городскую одежду носили и даже свои портреты заказывали.

035-Заводчик Горшков

Портреты заводчика Горшкова и его жены. 1-я половина 19-го века

-Обратите внимание: на портрете мужчина в руке конверт с сургучной печатью напоказ держит. Этим он демонстрирует, что корреспонденцию получает, что он грамотный.

-Жена Горшкова на портрете голову красной косынкой плотно повязала: замужней женщине волосы показывать нельзя было, у нее дорогие и красивые серьги, плотная шаль и кисейные рукава: готовые кисейные рукава в лавках продавались и к нижней рубашке подшивались.

-Жители Кимр, не дожидаясь освобождения крестьян в 1861 году, в 1846 году сами себя из крепостной зависимости выкупили. Получилось это случайно.

-Последней владелицей Кимр была графиня Юлия Павловна Самойлова, урожденная Пален. Помещица отличалась экстравагантными поступками, меценатством и изысканной красотой. Ее любили и ненавидели, уважали и презирали, ее особа всегда сплетнями окружена была. При этом графине мнение окружающих безразлично было.

-«Ей нет соперниц, нет подруг, Красавиц наших бледный круг В ее сиянье исчезает»,- писал о Самойловой Александр Пушкин.

-В 1825 Юлия, с благословения Александра I, вышла замуж за графа Самойлова, но брак продлился недолго из-за бесконечных кутежей супруга. Самойлова часто посещала свое имение «Графская Славянка», где собирался весь бомонд и элита. Здесь часто музыканты, художники и театралы шумные вечеринки устраивали. Именно там Самойлова познакомилась с Карлом Брюлловым, начинающим живописцем. Художник был поражен красотой графини.

-Самойлова стала музой художника. Ее образ встречается на многих картинах Брюллова, а полотно «Гибель Помпеи» живописец полностью посвятил графине. На картине лицо Самойловой встречается у трех разных персонажей.

036-Всадница

Карл Брюллов. Всадница, 1832 год. Третьяковская галерея, Москва

-Самойлова была одной из богатейших женщин России. Ей принадлежало и село Кимры. После выхода в 1846 году замуж за итальянского тенора Пери Самойлова не только графского титула лишилась, но и перед тем, как уехать к мужу в Италию, по российскому закону ей нужно было от всех активов и имений избавиться.

-Неожиданно делегация мастеров-кожевников обратилась к Самойловой с просьбой продать село его жителям. Это было достаточно редкое явление в российской практике и в конечном итоге разрешение сам Николай I дал. Самойлова продала Кимрскую вотчину в казну, одновременно крестьяне села и прилегавших к нему 51 деревни заключили с государством сделку, выкупив себя с землёй и строениями.

033-Музеи

-Кимрякам была назначена цена в 495 тысяч рублей - гигантские деньги по тем временам, тем более для крепостных сапожников, которые считали большими деньгами рубль, а десять рублей, может, ни разу в жизни не держали. Мастера согласились и получили кредит в госбанке на 37 лет под 6% годовых. В итоге кредит они за 20 лет погасили, выплатив вместе с процентами около миллиона рублей (просто астрономическая цифра).

-Став свободными мастерами, кимряки в считанные годы превратили Кимры в центр российской обувной промышленности. Кимрское качество обуви обрело мировой статус, и на Всемирной выставке в Лондоне сапожники братья Столяровы получили диплом выставки и право поставлять свою обувь за границу. На еженедельных субботних базарах в Кимрах в ту пору продавалось 55 тыс. пар обуви.

032-Музеи

-Кимры всегда славились сапожным ремеслом: именно здесь первыми научились шить сапоги так называемым тихим швом, чтобы части сапога будто срастались намертво. Именно в Кимрах шили обувь для рыбаков и охотников – знаменитые бродни из двойной кожи, а также модельную обувь – сапоги «всмятку», с голенищами гармошкой, которые поскрипывали при ходьбе.

037-Сапоги в гармошку

Сапог в «гармошку». Юфть. 1890-е годы.

-Кимры обували всю Россию. Это была обувь удивительной работы и непредставимого сейчас качества. Кожа тонкая, прочная, выделка отличная, швы безукоризненные. Перед революцией в Кимрах насчитывалось 16 тыс. «патентных» сапожников, а кимрская обувь продавалась на базарах по всей стране.

038-Гостиная, конец 19-го века
039-Гостиная, конец 19-го века
040-Гостиная, конец 19-го века

Гостиная, конец 19-го века

054-Музеи
053-Туфли женские

-Переходим к 20-му веку, годам до революции. Стенд, посвященный Онуфрию Васильевичу Потапенко, купцу 1-й гильдии из Ростова-на-Дону. Потапенко женится на кимрячке и на полученное приданое строит близ Кимр кожевенный завод, где гамбургский товар производится. Гамбургский товар – это нежная и эластичная кожа из дешевых конских шкур. Сшитая из него обувь пользовалась громадным спросом, и не только в Кимрах, но и в лучших магазинах Москвы и Петербурга.

041-Стенд Потапенко

-Вообще сапожники в Кимрах на два разряда делились. К первому состоятельные люди относились, собственные мастерские имевшие, где до 20 наемных рабочих и до 3-х мальчиков-подмастерьев трудились. Второй разряд – это сапожник-кустарь, самозанятый по-нашему.

042-Музеи

-В экспозиции музея работы местного резчика по дереву Абаляева представлены. Иван Михайлович Абаляев родился в семье сапожника в 1901 году в деревне неподалеку от Кимр. С детства отец обучал его сапожному ремеслу, и к 15 годам Иван уже работал наравне со взрослыми, но у юного сапожника появилась тяга к творчеству. Сначала он обыкновенным сапожным ножом вырезал из дерева рамки для фотографий, ложки, фигурки животных, позже - фигурки людей.

-Его работы привлекли внимание директора Кимрского краеведческого музея Николая Васильевича Шокина. Он предложил резчику сотрудничество и в 1930-е годы Иван Абаляев много работал по заказам музея, но сапожного ремесла не бросил. В 1938 и 1939 годах с успехом проходят его персональные выставки.

-В начале Великой Отечественной войны Иван Михайлович Абаляев был мобилизован и в октябре 1941 года пропал без вести подо Ржевом.

043-Отходники

-Его фигурки очень реалистичны и точны в малейших деталях. Вот отходники – крестьяне, зимой в большие города на заработки отправлявшиеся и к Пасхе домой возвращавшиеся.

044-Проводы в ученье

049-Праздник в доме сапожника-кустаря

Праздник в доме сапожника-кустаря

050-Праздник в доме владельца крупнои мастерскои

Праздник в доме владельца крупной мастерской

-Перед нами сапожник-кустарь за работой. Жил он от субботы до субботы. Если у него не было помощника, то за неделю сапожник мог сшить 2-3 пары обуви и получить за них 2-4 рубля. Почему до субботы? Потому что каждую субботу в Кимрах базар проходил, где обувью торговали, при чем обувь заезжие купцы оптом скупали.

051-Сапожник-кустарь

-Соответственно кустарь сшитую им обувь только оптовикам сдать мог, теряя на этом деньги. Разбогатеть мог тот сапожник-кустарь, который шил быстро и дешево, в неделю 5-6 пар производя. Для удешевления продукции кустари плохую кожу использовали, а уж совсем отбитые подошву из картона делали – такую обувь «чумой» называли.

062-Чума

Образец фальшивой обуви на картонной подошве (чума). Начало 20-го века.

-А вот здесь уже работа целой сапожной мастерской представлена. Платили работникам мало, поэтому в революцию 1905 года они к забастовкам присоединились.

052-Сапожная мастерская
055-Полугетры

Полугетры, 1919 год.

-Владельцы мастерских и заводов очень неплохо жили, строя особняки и выписывая себе наряды из-за границы.

056-Музеи
057-Музеи

-В 1902 году была построена железная дорога, связывающая Москву и Кимры. Железнодорожная станция расположилась на правом берегу Волги, возле деревни Савёлово, именем которой и была названа. Строительству моста через Волгу дельцы воспрепятствовали, на перевозке пассажиров и грузов через реку специализировавшиеся. Мост только в 1978 году возвели.

-Начинается Первая мировая война и с фронта в Кимры по железной дороге штабеля обуви, ремонта требующей, везут.

058-Объявление о мобилизации
059-Объявление о мобилизации
060-Георгии
061-Штабеля обуви

-Октябрьская революция в Кимрах бескровно прошла, заводы и фабрики национализировали, контрибуцию в 3 млн. рублей с буржуазии требовать не стали, только деньги на зарплату рабочим. Обувная фабрика «Якорь» в «Красную звезду» превратилась. Сапожники-кустари вообще революции не заметили, просто раньше они свою продукцию на рынок относили, а после - в кооперативы сдавали.

-Обратите внимание: в правом нижнем углу этой витрины обувь из лоскутов, на мокасины похожая, представлена – ее в условиях дефицита сырья шить научились.

063-Обувь из лоскутов
064-Флаг пожарнои команды

-После революции одно время Кимры с окрестностями в составе Московской области числились, но потом их в состав Тверской области передали.

065-Карта
066-Гетра

Гетра, 1930-е годы

-Во время Великой Отечественной войны немцев в Кимры не пустили, 25 тысяч сапожников на фронт ушли, из них только половина вернулась, в том числе 10 Героев Советского Союза.

067-Жилая комната сталинского времени

Жилая комната сталинского времени

-Оставшиеся мастера сапоги для фронта шили: с 1942 по 1945 год кимрская фабрика «Красная звезда» для фронта 1 млн. пар кирзовых сапог произвела.

068-Кирзовыи сапог
069-Плакат
070-Жилая комната хрущевского времени

Жилая комната хрущевского времени

-К Олимпиаде-80 в Кимрах спортивную обувь производили.

071-Кроссовки
072-Жилая комната брежневского времени

Жилая комната брежневского времени

-Бренд нашей фабрики «Красная звезда» сохранился, но теперь она только рабочую обувь шьет.

-Отдельный уголок в экспозиции нашему земляку, авиаконструктору Андрею Николаевичу Туполеву, посвящен.

073-Туполев
074-Туполев
075-Туполев

-Последнее, что я хочу вам показать – лоскутное панно московской театральной художницы Марины Соколовой: на изготовление этой аппликации у нее два года ушло, панно к открытию экспозиции в 1990 году готово было.

-Темой панно третий день Петровской ярмарки выбран – 29 июня по старому стилю, Петров день. Два дня на ярмарке торговали и сделки заключали, а на третий день праздник устраивали.

076-Лоскутное панно Марины Соколовои

-В Кимрах шесть церквей было. В городах Кашин, Калязин и Торжок, хоть они и меньше были, по 30-40 церквей имелось. На панно плотная застройка Кимр подчеркнута – дома близко друг к другу стояли.

В полдень мы музей покинули и к автобусу поспешили.

077-Кимры
078-Кимры
079-Кимры

-Мы с вами в сторону Дубны движемся, -сообщила гид Наташа.- Сейчас Волгу переезжать будем, посмотрите как она на солнце сверкает.

080-Волга

-А справа в Волгу Кимрка впадает, Кимры в междуречье расположены.

081-Кимрка

-Когда в 30-е годы прошлого века москвичи всю воду из Москва-реки и других речек выпили, создали комиссию, решавшую, что предпринять, чтобы москвичей напоить. Идея соединить Москву-реку с Волгой еще в 17-м столетии возникла, при Алексее Михайловиче Тишайшем. Но тогда ни ресурсов, ни технологий не имелось. При Петре I к этой идее вернулись: царь пригласил голландцев и попросил их смету составить. Увидев смету, Петр I одно слово сказал: «Однако» и больше к этой теме не возвращался.

-При Николае I канал между Волгой и Москвой-рекой 25 лет рыли, но, когда запустили железнодорожное сообщение, судоходство не так уж нужно стало и все инвестиции в песок ушли. При этом все понимали, что воды в Москве-реке мало: в жаркий июльский день ее у Кремля вброд перейти можно было – воды по колено.

-Эта проблема в наследство Советской власти досталась: к 1930-м годам население Москвы в разы увеличилось и почти 3 млн. человек достигло. Посчитали, что воды еще года на два, не более, хватит и начали изыскания. Между Волгой и Москвой-рекой 128 км, между ними еще и Клинско-Дмитровская гряда находится, которая 74 из 128 км занимает – это скальные породы, которые бульдозером не возьмешь.

-Три плана придумали, из которых именно Дмитровский в 1932 году утвердили. В чем он заключался? Все корабли, от пристани Большая Волга отчаливавшие, заходили в шлюз и на высоту 9-этажного дома поднимались. Дальше корабль по этому водному пути шел и попадал в водохранилище, на месте Клинско-Дмитровской гряды созданное, и 74 км по этому водохранилищу плыл. Потом по системе шлюзов корабль к Москва-реке спускался.

-Строили канал 4 года, причем первые 2 года только ручной труд использовали. История строительства канала Москва-Волга трагическая – при строительстве труд заключенных использовали, для них лагерь был создан («Дмитлаг»). Вдоль канала теперь храмы в память о погибших при строительстве заключенных (они еще и в неотапливаемых бараках жили) стоят. После ареста Берии все архивы «Дмитлага» сожжены были и до сих пор фамилии и имена людей, работавших на строительстве канала, неизвестны. Заключенные также город Дубну отстроили.

082-Карта

-Первые четыре корабля по каналу из Нижнего Новгорода пришли и у пристани возле Кремля ошвартовались: уровень Москвы-реки на 6 метров поднялся. Из-за необходимости принимать большие корабли в Москве набережные перестраивать пришлось, заодно и Каменный мост на новое место переехал. Для того, чтобы канал заполнить, дополнительные затворы установили. Всего на канале 11 шлюзов имеется.

-В 1947 году Москва свое 800-летие праздновала и канал Москва-Волга в канал имени Москвы переименовали. Судоходство обычно в 20-х числах апреля начинается, навигация до конца октября открыта.

-Мы уже Талдом проезжаем – это север Московской области.

083-Талдом

-В составе Московской губернии Дмитровский уезд имелся, причем он огромную территорию занимал, в него и Сергиев Посад с окрестностями входил. Сейчас Дмитровский район большим огородом Москвы называют: здешние агрохолдинги снабжают столицу зеленью и овощами, в том числе огурцами и помидорами.

-Дмитров расположен на пересечении сухопутных и водных торговых путей, поэтому город и расцвел. Здесь на берегу реки Яхромы и был построен первый укрепленный район, караульные которого торговлю контролировали.

-Дмитров основан князем Юрием Долгоруким в 1154 году, в городе князю памятник установлен. Долгорукий человеком весьма воинственным был, всю жизнь в походах провел и одну единственную цель имел – занять киевский стол. Приехав сюда, князь увидел, что пересечение водных путей ничем не защищено и приказал кремль с насыпными валами поставить. Кремль до сих пор историческим центром города является, валы сохранились и по ним летом погулять можно – это отличная смотровая площадка.

-Сам кремль крохотную площадь занимает и по форме яйцо напоминает. В 2010 году воссоздали деревянные проездные Никольские ворота Дмитровского кремля, сделав их по описанию: никаких рисунков или фотографий ворот не сохранилось.

124-Схема Кремля

-Самая главная улица в кремле – Кропоткинская, она пешеходная и по ней только прогуливаются. Петр Алексеевич Кропоткин был ученый-географ, увлекшийся идеями анархизма, из-за чего вынужден был эмигрировать. После Февральской революции 1917 года вернулся в Россию, где Керенский ему в состав правительства войти предложил, но Кропоткин отказался: какое правительство, когда его убеждения саму необходимость существования государства отрицают? После декрета о национализации Кропоткин лишается всех объектов недвижимости в Москве и уезжает в Дмитров, где жилье снимает. В 1921 году Кропоткин от двустороннего воспаления легких скончался.

-Хоронить его в Москву отвезли. Гроб в Колонном зале будущего Дома Союзов выставили и даже анархистов из тюрьмы выпустили, чтобы они с усопшим по-человечески попрощаться могли. Дом в Дмитрове, в котором Кропоткин жилье снимал, музеем сделали, поставили Кропоткину памятник и улицу его именем назвали.

-Там же неподалеку Музей лягушки находится. Лягушка – символ Дмитрова. Полагают, что река Яхрома довольно заболочена была, лягушек в ней водилось множество и лягушачье кваканье даже в кремле слышно было.

-По всей длине Кропоткинской улицы городские скульптуры выставлены, в 2000-е годы появившиеся. Два скульптора, Голубева и Караулов, целую группу горожан создали. До революции Кропоткинская Дворянской улицей называлась и по ней в кафедральный Успенский собор и на Торговую площадь (где сейчас памятник Юрию Долгорукому установлен) ходили.

-Скульптуры горожан изображают людей разных сословий. Там есть и купец с купчихой, есть и девушка-огородница с котом, есть и странник, который как паломник в сторону монастыря идет, есть и молодая пара в модной одежде, которую называют Александром Сергеевичем Пушкиным и Натальей Гончаровой, есть и учительница, которая с собой учебники и линейку несет. У каждой фигуры уже натерты определенные части тела: у купца – сундучок с деньгами, у учительницы (чтобы хорошие оценки получить) трут линейку, у модной пары – туфельки у дамы и сапоги у кавалера.

-Планировка Дмитрова кардинально в 18-м веке меняется, когда Екатерина Великая типовую планировку губернских и уездных городов утверждает: в соответствии с ней от кремля лучами улицы расходятся, на которых каменные купеческие дома строятся (деревянные дома строить из-за пожароопасности запрещалось), до этого от Торговой площади кривые улицы расходились.

-Императрица также герб Дмитрова утверждает, на котором четыре короны появляются. С чем это связано? В 1301 году в Дмитрове важные политические фигуры собрались: князь Московский, князь Переяславский, князь Владимирский и князь Дмитровский. Императрице об этом событии (конечно же) напомнили, отсюда и герб. В 1364 году Дмитровское княжество в состав Московского входит.

084-Герб Дмитрова

-Город был купеческим, торговле очень железная дорога, через Дмитров прошедшая, помогла. Следующими годами перестройки Дмитрова 1930-е стали. В городе администрация «Дмитлага» расположилась, сносились не только храмы с монастырями, но и купеческие особняки. Центр города очень пострадал, но кремль сохранился.

-Почему город Дмитровом назвали? Когда Юрий Долгорукий здесь находился, ему сообщили, что у него очередной сын родился, которого при рождении Всеволодом назвали, а при крещении – Дмитрием.

-Всеволод впоследствии прозвище Большое Гнездо получил: только официально признанных детей у него дюжина была, и столько же на стороне. Когда Всеволод Великим князем Владимирским стал, у него уже много наследников имелось, и каждый наследник после смерти Всеволода больше территории получить хотел.

-Все это к феодальной раздробленности и постоянным междоусобным войнам привело: княжество площадью порой в 20 кв. км своего князя имело и постоянно с соседними воевало, что очень обороноспособность Руси ослабляло. Когда сюда в 1237 году хан Батый пришел, войско его по всем этим территориям как нож сквозь масло прошло. Если бы дети Всеволода дружны были, возможно никакого татаро-монгольского ига на Руси и не установилось.

-Что до Юрия Долгорукого, то он свою мечту осуществил - в 1149 году Долгорукий Великим князем Киевским становится, но всего на год - его киевские бояре отравили. Тогда Киев столицей Древнерусского государства являлся и все киевским князем стать стремились.

-После Юрия Долгорукого во главе Владимирского княжества становится его сын Андрей по прозвищу Боголюбский, он переносит свою столицу из Киева во Владимир, потому что Киев слишком близко к границе находился и от набегов кочевников страдал. Киев во многом утрачивает свое значение, во Владимире оборонительные сооружения возводятся и кафедральный Успенский собор строится, где чудотворная икона Владимирской Божьей Матери хранится.

-Андрей свою резиденцию в Боголюбово, в 10 км от Владимира строит, но в 1174 году в результате политического заговора его в этой резиденции и убивают. Великим князем Владимирским младший брат Андрея Всеволод Большое Гнездо становится, про которого я уже рассказывала.

-Так что крупные политические фигуры, в 1301 году в Дмитрове собравшиеся, по сути, родственниками являлись.

-Итак, мы к Борисоглебскому мужскому монастырю города Дмитрова прибыли. Монастырь во второй половине 15-го века появился, хотя некоторые считают, что еще в 12-м веке, при Юрии Долгоруком, и вместе с Дмитровом много чего пережил. В 17-м веке во время Смуты монастырь заодно с самим Дмитровом поляки разорили.

086-Борисоглебскии мужскои монастырь

Борисоглебский мужской монастырь

-После екатерининского указа 1764 года о секуляризационной реформе у монастыря принадлежавшие ему земли с населенными пунктами отобрали, оставили только огородную и садовую землю, пруд, чтобы лошадей поить, да яму за монастырем для хранения пива и кваса. Борисоглебский монастырь единственным монастырем в Дмитрове остался, два других вообще упразднили.

-Но беды монастыря на этом не закончились: в 1926 году его закрыли и в зданиях монастыря краеведческий музей разместили. В 1932 году краеведческий музей в Успенский собор кремля перевели, а в монастыре Управление «Дмитлага» разместили.

089-Управление Дмитлага

Управление «Дмитлага», располагавшееся с 1932 по 1937 год в монастыре

-После «Дмитлага» в монастыре воинская часть, различные организации и учреждения располагались, и даже люди жили. В 1993 году восстановление монастыря началось.

-В монастыре санитарная комната имеется, так что 15-20 минут вам на посещение монастыря хватит. Сейчас 13-30, в 13-50 в автобусе собираемся.

И мы пошли в монастырь – просто размяться.

087-Борисоглебскии мужскои монастырь
088-Борисоглебскии мужскои монастырь
090-Борисоглебскии мужскои монастырь
091-Борисоглебскии мужскои монастырь
092-Борисоглебскии мужскои монастырь

-Какой монастырь милый, -восхитились сестренки.- Прямо как конфетка, вот только территория у него крохотная.

093-Борисоглебскии мужскои монастырь
094-Борисоглебскии мужскои монастырь

Впрочем, уже минут через пять зубы у всех нас одновременно застучали, и мы в одноименный монастырю собор юркнули.

095-Борисоглебскии собор
096-Борисоглебскии собор
097-Борисоглебскии собор
098-Борисоглебскии собор

Между тем блогерша-свояченица доставать телефон, чтобы фотографии для своего блога в ЖЖ сделать, решительно со вчерашнего вечера отказывалась, мотивируя это тем, что у нее пальцы мерзнут и поручив фотографировать все мне. У меня тоже мерзли, а куда деваться?

В эту поездку мы особой любовью к православным храмам прониклись: и сами они красивые, и внутри них красиво, а зимой (что самое главное) еще и тепло.

099-Иконостас

Так что мы с удовольствием на шикарный иконостас Борисоглебского собора полюбовались, но недолго: пора было в автобус возвращаться.

Выйдя из храма, я направо завернул и успел на нечто вроде хоздвора монастырского взглянуть: рядом с избушкой, увенчанной теремом, большой загон, клеткой огороженный имелся, в котором по снегу натуральный павлин прогуливался.
100-Терем

-Похоже, павлину мороз пофиг, -сообразил я.- Как и страусам на подмосковных фермах: лишь бы жрать давали.

101-Павлин

И мы рысью к автобусу потрусили, но по дороге барышни со Светой языками зацепились и слегка отстали.

102-Борисоглебскии мужскои монастырь
103-Борисоглебскии мужскои монастырь
104-Борисоглебскии мужскои монастырь
105-Борисоглебскии мужскои монастырь
106-Борисоглебскии мужскои монастырь

Чем я и воспользовался, решив памятник Борису и Глебу, перед монастырем в 2006 году установленный, поближе рассмотреть.

107-Памятник Борису и Глебу
108-Памятник Борису и Глебу
109-Памятник Борису и Глебу

Лично мне памятник понравился.

110-Памятник Борису и Глебу
111-Памятник Борису и Глебу

Оказалось, что это первый в России парный конный памятник.

112-Памятник Борису и Глебу
113-Памятник Борису и Глебу

Честно говоря, от Борисоглебского монастыря (судя по карте) до Дмитровского кремля минут 10 ходу пешком, но мы были очень рады путь этот на автобусе проделать, хотя за 5 минут поездки толком согреться не успели.

114-Карта

В начале Кропоткинской улицы памятником Петру Алексеевичу Кропоткину полюбовались.

115-Памятник Кропоткину

-Особняк в котором Кропоткин родился, до сих пор в центре Москве между Остоженкой и Пречистенкой сохранился, -рассказывала гид.- Это был родовой особняк Кропоткиных, в Кропоткинском же переулке и расположенный. Его семья принадлежала к древнему роду князей Смоленских, Рюриковичей в тридцатом поколении.

116-Карта

-Ровно до смерти главного русского анархиста переулок Штатным назывался, а в 1921 году (аккурат после смерти князя-анархиста) в честь него и называться стал. Заодно и Пречистенку в Кропоткинскую улицу переименовали. Самое забавное, что в особняке Кропоткина нынче посольство Палестины располагается. В этом что-то символическое есть: в доме, где князь-анархист, отрицавший необходимость существования любого государства, родился, дипломатическое представительство страны, до сих пор полноценным государством так и не ставшей, находится.

137-Особняк Кропоткина
138-Особняк Кропоткина
117-Карта Дмитрова

-Памятник Петру и Февронии муромским. Их еще при Иване Грозном, в 16-м веке канонизировали. При этом Петр и Феврония ни в одной летописи не упомянуты, так что житие их – скорее всего сказка: не было таких людей.

118-Памятник Петру и Февронии

-С 2008 года в России 8 июля отмечается приуроченный ко Дню Петра и Февронии День семьи, любви и верности. В России установлено 89 памятников Петру и Февронии. В истории православия это первый случай массового тиражирования скульптурных изображений православных святых.

-Перед нами инженерные сооружения 12-го века – валы, созданные по распоряжению Юрия Долгорукого. Дмитровский кремль – это не привычный нам Кремль, стенами огороженный, а условная территория, границы которой валами обозначены. На валах некогда деревянная крепостная стена имелась.

119-Дмитровскии кремль

-Городская скульптура, о которой я вам рассказывала.

120-Городская скульптура
121-Городская скульптура
122-Городская скульптура
123-Городская скульптура

-Надо бы в какой-нибудь храм зайти, -предложил я, тщетно пытаясь согреть пальцы, засунув их в перчатку.

-Да, -согласилась гид.- Мы сейчас Успенский собор посетим, там 5-ярусный иконостас.

-Неважно, какой там иконостас, -заметил я.- Главное, чтобы в храме топили.

125-Успенскии собор

В соборе топили, да и иконостас нам понравился.

126-Успенскии собор

-Мы с вами на центральную площадь идем, -сообщила гид Наташа, когда группа из храма вышла. -Там все городские праздники проходят, и елка стоит.

127-Карта

-На площади в 2001 году бронзовый памятник Юрию Долгорукому установили, ставший одной из достопримечательностей Дмитрова. Памятник выполнен по проекту московского скульптора Вадима Михайловича Церковникова.

129-Дмитров, Советская площадь

-В отличие от конного памятника Юрию Долгорукому на Тверской площади в Москве, монумент в Дмитрове изображает князя пешим. Традиционная шапка-мурмолка, а не боевой шлем венчает его голову, плащ не кольчугу, а рубаху (одежду мирного времени) прикрывает. Властным жестом правой руки князь на место будущего города указывает.

128-Памятник Юрию Долгорукому

На этом наша стремительная экскурсия по Дмитрову закончилась: к площади Алексей на автобусе подъехал, и мы обедать отправились.

130-Дмитров
131-Дмитров
132-Дмитров

Ехали недолго, с полчаса где-то: миновав Яхрому, налево повернули и в село Ильинское прибыли.

133-Карта
134-Ресторан

В тамошнем ресторане «Ильинские холмы» нам столы и накрыли. Правда, на втором этаже, куда по обледенелой каменной лестнице пришлось подниматься.

135-Ресторан

Ресторан как аутентичное бельгийское заведение позиционируется. Нам тыквенный суп подали, а после него – картофельный салат на гренке. На горячее жареную картошку с курицей предложили, запивали мы все это морсом.

Хороший загородный ресторан с вкусной едой, вот только туалетов в нем всего два оказалось: один мужской и один женский – для группы из 45 человек это некоторой проблемой стало.

136-Ресторан

Обед примерно в 16-30 закончился, а уже в 18-00 автобус у отеля «Космос» припарковался. Промерзший багажник долго открываться отказывался, но чемоданы свои мы в итоге получили, а водитель Алексей Свете забытую ею в автобусе сумку вручил. Перейдя по поземному переходу через проспект Мира, с тревогой увидели огромную очередь на вход на станцию метро «ВДНХ», которая постоянно посетителями выставки пополнялась.

-Пошли к южному входу, -предложил я.

На южном входе очереди не было. Первым на ленту детектора для проверки чемодан свояченицы водрузили, потом мой и жены.

Веселый дядька – сотрудник метрополитена, когда чемоданы с другой стороны выползли, заявил:

-Первый чемодан недоукомплектован, остальные два укомплектованы полностью.

Мы улыбнулись и к поездам пошли.