Дневник похода 
Подробно об этих трех осенних днях
04 ноября

В 8:18 отправление электропоездом со ст. Девяткино.
В 11:25 погрузились в микроавтобус и выехали из Кузнечного.
В 12:00 – прибытие на место стапеля. Место пригодно для стапеля, но для ночёвки не подходит. 
Маленькая полянка для сбора судов

В 15:10 – выход на воду. Шли, через каждые 15 минут выполняя упражнение «смена экипажа по кругу». Для карельской реки на плёсах – заметное течение. Берега высокие. До этого шли дожди, поэтому уровень воды в реке средний, возможно, средне-высокий.

Через 500 м от старта в русле – островок, около которого начинается заметное ускорение течения, быстроток с валами. Основная протока левая. Глубина – половина лопасти весла, кое-где камни. За правым поворотом – чалка к левому берегу перед опорами разрушенной плотины. По нашей воде слив с плотины вполне проходим. Слив ровный по бетону, двухступенчатый. Первая ступень меньше метра пологая, вторая отвесная также меньше метра, за ней ровная и глубокая мелко пенная бочка котлообразной структуры.

За сливом – мелкий быстроток, разделённый крохотным островком. Слева – удобная чалка сразу после слива, также есть чалка к песчаному пляжу на левом берегу после быстротока.

По правому берегу к плотине подходит дорога из Хийтолы.
Плотина и порог Пенный


Первым проходил экипаж К4 «МКТ», который полностью выполнил намеченную линию движения и зачалился к левому берегу сразу после слива. Вторым проходил экипаж К4 «Пингвин». В бочке второй ступени не удержал равновесие правый носовой Александр, он выпал и повис на упоре. Остальные члены экипажа стали помогать ему вернуться в рабочее положение, поэтому К4 «Пингвин» смог зачалиться только к песчаному пляжу ниже быстротока. Экипажу потребовалось время для перевязки надувного сидения.
Носовой вывалился!

После плотины тянется плёс с заметным течением и нависающими деревьями в высоких берегах.

Вскоре путь группе преградила огромная осина, перекинутая через всю реку и уже собравшая вокруг себя завал. Осину явно спилили бензопилой. Зачалились для обноса к правому берегу, обнос крайне неудобен: берега крутые и густо поросшие осинником. Решили рубить ветки на осине и перетаскивать суда через ствол. Во время рубки утопили топор. Александр пытался нырять за ним, но вода в Кокколанйоки мутная, в месте завала глубина более 2 м, так что топор достать не удалось. Суда провели силами Анны Бардась, Фёдоровой Марии, Фёдорова Николая и Владимира Лазарева. На преодоление препятствия ушло около 1 работы, отчалили только в 17:18.
Завал продолжается

Световой день в ноябре короткий, так что К4 «МКТ» поспешил по плёсам, чтобы выйти в озеро Вейяланъярви и выбрать подходящее место для ночёвки до наступления темноты. К4 «Пингвин» немного отстал. После завала берега начинают понижаться, слева и справа подходят поля, затем река проходит через заросшее камышами озеро Валтоланъярви. Если по карте не посмотреть, что это озеро, то можно подумать, что река просто проходит через болото. Течение на этом участке не чувствуется. Перед выходом в озеро Вейяланъярви реку пересекает ЛЭП.

В озере Вейяланъярви берега снова повышаются. Озеро длиной около 3,5 км. Изначально планировали встать на правом берегу в самом конце озера у родника (отмечен на карте как ручей). Но уже темнело, поэтому в 18:30 встали чуть раньше на высоком правом берегу перед самым сужением озера. Наверху нашлась отличная стоянка, к которой подходила лесная грунтовка от основной трассы. В 18:50 подошёл К4 «Пингвин».

Из-за потери топора готовить приходилось на ветках, на наше счастье этот ноябрьский выезд обошёлся без дождя.

Пройдено за день 10 км, на плёсах выдерживали среднюю скорость 5 км/ч.
05 ноября

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:40. Сборы лагеря проходили в темноте, зарядка в сумерках. Рассвело к 9:20, когда мы уже загидривались.
Выход в 10:15.

Погода изменилась – дул сильный и холодный встречный ветер, тормозящий движение по озеру. На стоянке около родника увидели палатки рыбаков, порадовались, что не дошли до неё накануне.

После озера река получает название Асиланйоки. В начале берега низкие, заросшие камышом, после пересечения реки ЛЭП берега начинают повышаться. Через 1 км после этого – разрушенный мост, проход в остатках свай справа. На остатках свай сучки, гвозди, скобы. На правом берегу за мостом стояла группа отдыхающих – есть подъезд.

Через 1,5 км после моста по левому берегу появляются скальные выходы, в реке у левого берега лежит камень с жёлтой надписью «ПИПС». На левом берегу виден белый коттедж с красной крышей – это ориентир начала порога «Асиланский». Необходимо зачалиться к правому берегу перед началом заходной шиверы на правом повороте реки для осмотра шиверы и основного слива порога. К4 «МКТ», прибывшей на место раньше, перевёз рыбака, который зацепил блесну за кусты левого берега, а потом вернул его обратно на правый берег. К этому времени к месту чалки подошёл К4 «Пингвин».

Слева тропа осмотра была бы короче, но там подходят дома, не пройти. По правому берегу приходится залезать на высокий косогор, обходить распадок ручья на левом повороте. Осмотр заканчивается на мосту, с которого прекрасно видно ключевое место порога – пологий слив с очень большой скорости струи, заканчивающийся навалом на остатки мельницы в узости под мостом. В самой заходной шивере струя получает заметный разгон, ближе к левому повороту есть навал на камень у левого берега, на повороте приходится вписываться в воротца. За мостом можно зачалиться как к левому, так и к правому берегу. Лучше чалиться влево, оттуда удобнее стартовать в мелководную выходную шиверу. В шивере – остров, основная протока левая. Перепад в пороге 8 м.

К4 «МКТ» прошёл порог первым, потребовалась энергичная работа, чтобы уйти от прижима под мостоми. К 12:00 экипаж зачалился в суводь левого берега за сливом, выставил береговую страховку спас. концом и фото операторов.
Рубим воду!

К4 «Пингвин» на заходе в слив сразу взял сильно правее, чтобы уйти от прижима, в итоге прошёл в притирку к скале правого берега, чуть было не забрав с собой оператора. Зачалился экипаж в суводь справа чуть ниже моста, поэтому пришлось для старта в выходную шиверу осуществить проводку судна вверх по течению к самому мосту.
 
Самое ключевое место Асиланского порога

После шиверы – красивая скалка на правом берегу, за которой берега понижаются, появляется множество камышей, течение перестаёт ощущаться. На этом участке встречный ветер с Ладожского озера начал сильно тормозить катамараны.

При выходе в Ладожское озеро есть хорошая стоянка на островке, который кажется частью берега, так как вся правая протока густо заросла камышом. На этой стоянке в 13:10 группа сделала обед-перекус.

Дальнейший путь лежал по Ладожским шхерам. Изначально предполагалось дойти до залива Подгорный, это около 15 км по ровной воде. Сильный встречный ветер заставил сократить маршрут по воде до пос. Берёзово, откуда пешком до ст. Кузнечное 9 км.

При выходе в Ладогу суда с трудом обогнули мыс, стало ясно, что экипажи в одиночку не справятся с ветром. Членам экипажа К4 «МКТ» даже пришлось вернуться на 200 м по берегу и помочь провести К4 «Пингвин», чтобы перечалить его в ту же бухту, куда смог догрести К4 «МКТ».
Самый выход из асиланской шиверы

Фёдорова и Лазарев произвели разведку, так как по карте казалось, что к месту чалки судов подходит грунтовка. На самом деле остатки дороги были, они выходили на поле и терялись. Двигаться по ним с грузом было не возможно – колея заросла, была завалена беспорядочным нагромождением упавших деревьев (последствия урагана 2010 г).

Когда разведчики вернулись, группа приняла решение посадить на К4 «Пингвин» 6 наиболее сильных гребцов, а К4 «МКТ» взять на буксир. Геометрия К4 «Пингвин» была более подходящей для движения по ровной воде. Таким образом, за 40 минут удалось дойти до острова Васикансари, где в тени острова сделали передышку.
Выгребание по Ладоге

Затем перечалились на безлюдный берег со стоянкой, который оказался тоже островом – Белоярским. Против ветра больше уже выгребать сил не было, поэтому остров обошли с запада, прошли мимо базы ЛЭТИ и базы Морфизприбора, за которой нашли стоянку над высокой пологой скалой в еловом лесу на краю вырубки. Дрова собирали прямо на вырубке – еловые ветки.

На стоянку встали в 17:45, пройдено за день 20 км. Суда разобрали ещё до ужина. От поляны к грейдеру трассы А-129 Сортавала – Санкт-Петербург ведёт удобная колея по краю вырубки.





Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 2
Ссылка: