пос.Архыз - р. Псыш - р.Белая - пер.Айюлю - оз.Семицветное - р.М.Дукка - р.Архыз - пос.Архыз (~80 км)
 

Под перевалом Айюлю со стороны р. Белой Под перевалом Айюлю со стороны р. Белой
Пшиш и София с пер. Айюлю Пшиш и София с пер. Айюлю
Команда чайников перевалилась через Айюлю Команда чайников перевалилась через Айюлю
оз. Семицветное на Большой Дукке оз. Семицветное на Большой Дукке
Вниз по Большой Дукке Вниз по Большой Дукке
Лунная поляна под пер. Федосеева Лунная поляна под пер. Федосеева
Вверх по Белой Вверх по Белой

Желание идти в пешку возникло давно, и как только мы с ним не боролись, даже почти весь Крым истоптали, муча себя и жарой и тяжелой ношей и затяжными безводными переходами… Но Желание только росло. Настал момент, нам это порядком надоело: «Все баста, хватит комаров кормить, идем в горы!». Про Мекку начинающего горного туризма Архыз слышали давно. Через Интернет подняли необходимые сведения, из всего разнообразия окрестных вкусностей определили не сложный маршрут - кругосветку: пос. Архыз – д/р Псыш – д/р Белая – пер. Айюлю (1А) – оз. Семицветное – д/р М. Дукка – д/р Архыз – пос. Архыз. В программе максимум еще значился перевал Федосеева, но время поджимало и только ночевка на Лунной поляне и безмолвное его созерцание давали уверенность в том, что мы еще сюда вернемся.

Добирались от Ярославля до Архыза на личном транспорте, на Рено Логан, кстати, это шестой член нашей команды Лева. Надо отдать должное, автомобиль в комплектации в кондеем и объемным багажником идеально решил проблему по телепортации 5 человек и 5 приличных рюкзаков на расстояние 2000 км в одину сторону. Двигались без напряга 100-120 км/ч, мест для ночевок на трассе не меряно, разброс цен позволяет выбрать нормальную ночевку, после Тихвина по трассе Кавказ вообще за 700 рэ можно найти 2х местный номер с кондеем – шикарно! Но вот гайцы, своего момента слупить бабла не упускают… Первая ситуация в ростовской области, полоса обгона резко заканчивается за правым поворотом трассы, по правой полосе плотной колонной идут фуры, пока моргал поворотником – просился между фур, гайцы на видео засняли как я пересек двойную спошную. Вторая ситуация уже в Карачаево-Черкесии: Т-образный перекресток, и по середине гуляет гаец, и повернуть налево можно либо проехав по этому уроду, либо, объехав его, проехать задним колесом по двойной сплошной… «Казлы» - по другому не скажешь. Пришлось платить «дорожный сбор», зато назад домой можно ехать хоть по встречке… все знают «денег нет – брать не чего».  

Все дорожные неприятности улетучились, как только получили у погранцов ранее заказанные пропуска и встали под рюкзак. Ощущения надо сказать очень конкретные – полное переключение внимания на Горы, Тропу, Погоду. С возрастом в жизни уже мало чему удивляешься, но Горы захватывают все твое внимание и что там дома, что на работе, как там знакомые проводят отпуска….все, абсолютно все мысли выдуваются из сознания ветром пешкодрала.  

Писать Природе комплименты дело не благодарное… на грани подхалмства… с одной стороны даже ежики знают что лучше, прекрасней и неповторимей Природы на свете нет ни-че-го… и красивые слова, в адрес природы, так и остаются красивыми словами. А с другой стороны, человек ведь тоже дитя этого Мира и Природа Мама человека…. И нет ничего прекрасней и искренней чем: «Мама, я люблю тебя». Наверно это подходящий комментарий к фотографиям, которые приклеены к этому маршруту. 

Все 9 дней проведенных на маршруте пронеслись для нас одним мгновением, и жаль, что отпуск такой короткий… но надо ведь и на будущие что то оставить. 

О технической части скажу, что все время для приготовления еды пользовались только газом, сожгли 4 баллона по 450 грамм. Вода на всем маршруте, не как в Крыму, хотя в Крыму водичка ой какая вкусная…. Самый тяжелый участок был: подъем от реку Псыш по реке Белая наверно метров 400. Тропа крутая, после дождя местами скользкая, веревки не брали, рюкзаки еще полны жорева… одиним словом засада. Потом только узнали, что этот маршрут проще идти в обратку – с малой Дукки в Белую. Тропа хорошо читается и достаточно четко обозначена турами. Места стоянки удобные, частично даже оборудованы каменными ветрозащитными валами. На перевале Айюлю GPS показал что-то около 2890, хотя по справочнику Айюлю 1А 2850м. На протяжении всего маршрута GPS был включен, кому нужен трек пишите или можно поковырять на  http://www.caucasia.ru/site/track/479. Погода: июль-август - сезон дождей, регулярно, каждый день идет дождь. Утром покапает, и днем зарядит на 1-2 часа, но потом солнце, при определенном расчете можно остановку на обед делать как раз на период дождя… под тентом. Только один раз весь день лил дождь, насобирали дров и часа 2 разжигали костер. Пока разжигали, проходящий на лошади местный пастух поделился сухими дровами. Все-таки, кавказский люд как ни крути добрый и гостеприимный, а вот тот гаишник на Т-образном перекрестке наверно был с русскими корнями.

Хочется сказать, что остаток пути, начиная от места слияния малой Дукии с Дуккой, нас не покидала одна досадная мысль, что столь первозданный край переводится на коммерческие рельсы. Полным ходом идет строительство горнолыжных курортов, прокладывается современная дорога. Еще несколько лет на эти земли придут совсем другие «туристы»… которые совсем не туристы а только так себя называют… А все неосвоенные земли превратят в «заповедные» зоны и закончится эра романтики… и начнется эра туристического бизнеса…



Комментарии
Penaplast28.05.12, 16:33
Ответ 
Оставте адрес мыла - отвечу туда... или асю если есть
Guest28.05.12, 16:04
Вопрос 
У вас случаем нет растровой карты Архыза для навигатора?) или уже - векторной...
Editor26.06.10, 17:03
Верно глаголите! 
"Писать Природе комплименты дело не благодарное… на грани подхалмства… с одной стороны даже ежики знают что лучше, прекрасней и неповторимей Природы на свете нет ни-че-го… и красивые слова, в адрес природы, так и остаются красивыми словами."
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 1