Мои первые мысли пройти КБЖД (КругоБайкальская Железная Дорога) пешком появились еще в 2006 г., когда я впервые попал на Байкал. Тогда, будучи еще совсем юнцом, не имея никакого опыта путешествия, тем более пешего, мне повезло проехать этим маршрутом на пригородном поезде. Сама железная дорога , название которой подразумевает являющийся с 1956 г. тупиковым участок от станции Слюдянка до ст. Байкал, была частью Транссибирской магистрали. После был построен дублирующий участок до Иркутска через Большой Луг. А сама КБЖД стала памятником инженерного искусства. И все это на берегу великого озера, которому нет равных на земном шаре - БАЙКАЛ - объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дорога имеет достаточно широкий спектр для изучения и посещения учеными, путешественниками да и просто любопытствующими гражданами. Вкратце, про дорогу можно сказать, что первая рекогносцировка местности была осуществлена в 1888 г., а в апреле 1901 г. проект строительства вдоль берега Байкала был утвержден Императором Николаем II. Строительство КБЖД , не имеющей себе подобной в мире по трудности исполнения, началось в 1902 г. Работы велись днем и ночью, были приглашены лучшие технические специалисты со специальными знаниями и опытом по производству тоннельных работ в горных условиях, включая иностранцев. Рабочая сила была в основном из людей проживающих в Сибири, в том числе работали ссыльные и арестанты с применением мер поощрения, вплоть до сокращения сроков. Количество несчастных случаев было достаточно высоким, официально с начала постройки было зарегистрировано 1200, но сколько произошло на самом деле - никто не знает, также высока смертность была в связи с воздействием сурового климата, недостатком теплого жилья и ненадлежащим медицинским обслуживанием. Строительства осложнялось еще отсутствием дорог и запретом вырубки леса в прибрежной полосе, поэтому все необходимо, вплоть до песка доставлялось по озеру на баржах, только камень брали на месте. Разработка грунта производилась с помощь динамита. Для рельсового пути пришлось вырубать выемки в скалах и косогорах, мысы пронизывать тоннелями, через долины рек и ложбины перебрасывать виадуки и мосты, причем горы досаждали скальными обвалами и камнепадами для защиты от которых пришлось устанавливать многочисленные галереи и подпорные стены. Строительство всех инженерных сооружений велось по специальным и индивидуальным проектам, учитывающих сложную геологическую ситуацию побережья, местные условия. Первоначально завершение строительства было запланировано на август 1905 г., но в связи с началом русско-японской войны, для скорейшего открытия сквозного движения по Сибирской магистрали работы закончили в рекордный срок - за 2,5 года к сентябрю 1904 г. 12 сентября от ст. Слюдянка до ст. Байкал прошел первый поезд. После этого еще целый год велись работы по завершению строительства и устранению неполадок. С1911 г. по 1914 г. был реализован проект второго пути для усиления пропускной способности. Во время гражданской войны КБЖД стало местом активных боев при отступлении белых, здесь же, по некоторым данным, где то спрятано золото Колчака. В середине ХХ столетия судьба «Кругобайкальки» коренным образом меняется – на смену паровозам приходят мощные тепловозы и электровозы, которые уже без труда преодолевают затяжные и крутые горные подъемы, поэтому от Иркутска до Слюдянки была построена новая железная дорога через Ольхинское плато, и в 1956 г., после запуска Иркутской ГЭС, под водой оказался участок от ст. Байкал до Иркутска. КБЖД превратилась в тупиковую, потеряв стратегическое и экономическое значение. С тоннелей и мостов сняли охрану. Постепенно стали уезжать люди. Дома, как правило, пускали на дрова или вывозили на другие действующие участки дороги. Сегодня это архитектурно-ландшафтный заповедник, находящийся под государственной охраной в Прибайкальском национальном парке. Развит дикий туризм.
Про КБЖД написаны книги, научные работы, всевозможные публикации, воспеты стихотворения. Дорога нашла свое отражение в творчестве живописцев и художников, даже зимние пейзажи ее вошли в кадры фильма «Адмирал».
Итак, я начал собираться еще в феврале. Но я еще полностью не осознавал, что ждет меня впереди…К счастью я был не одинок – ко мне на встречу ехал мой друг Владимир, он выехал с Ростова поездом чуть раньше и к моему приезду он был уже на месте. Владимир такой же любитель путешествий по России как и я, особенно по железным дорогам. Поэтому наш с ним поход отнюдь не случайность.
15 мая 2015г.
По прибытию в Иркутск мой багаж остался в Москве и мне пришлось еще 3 часа ожидать в аэропорту свои вещи, которые должны были прибыть следующим рейсом (почему так получилось – загадка, но меня это не сильно расстроило, было время прогуляться по прилегающему к аэропорту району). Получив свой рюкзак, с непередаваемой радостью я отправился на автовокзал, к счастью он находится там же, где и сам аэровокзал. Сел на маршрутку до Слюдянки и через пару часов был на месте. Пока ехал все думал как я буду жить эти ближайшие дни в глуши среди дикого зверья, но меня это абсолютно не пугало: во-первых я был не один, во-вторых я жаждал встречи с Байкалом, а чтоб понять Байкал, надо посвятить ему хоть чуточку своей жизни.
г. Слюдянка. Маленький городишка, на редкость приветливый и душевный, ничем особо не примечателен кроме большой жд станции, большими красивыми сопками вокруг и берегом Байкала с белыми мраморными камнями.
жд станция Слюдянка – единственный в мире вокзал, полностью построенный из белого мрамора в 1904 г.
Прогулялся около вокзала (местные отличались от горожан спокойным нравом и еще более широко открытыми глазами при взгляде в упор), зашел в магазин купить свежего хлеба. К сожалению Байкальского омуля как раньше купить уже невозможно на платформе, всех давно разогнали местные правоохранители
Паровоз Л-3504
Нагрузив на плечи рюкзак, я двинулся в сторону Шаманского мыса и был полностью готов пройти ~ 90 км пешком.
Западная горловина ст. Слюдянка.
А там меня уже как сутки ожидал Владимир, расположив на самой верхней точке палатку.
Была теплая встреча, мы давно уже не виделись – обнялись и обрадовались. Володя уже разжег костер и готовил обед. Было ощущение непередаваемого праздника. Вид Байкала с этого места был потрясающий – гигантская, дикая и могучая необжитая территория, и на миг мне даже страшно становилось от того, что ждет впереди. Сейчас я смотрел на тайгу, как на место, где придется жить, и пытался понять, каким образом эта природа станет для меня домом родным
После обеда было решено начать наш путь сразу и не останавливаться на ночлег на мысе, была огромная тяга к далекому и непривычному, в места, обросшие лесом и скалами. В этот момент я вдруг понял, что никогда раньше не был предоставлен сам себе по-настоящему, но всегда неосознанно стремился к этому.
Спустившись вниз, обойдя болото, мы вышли на 5303 км Транссиба, проследовали ст. Слюдянка-II и вышли на сход путей в сторону КБЖД.
5304 км Транссиба, поворот на КБЖД
Сразу же со схода с Транссиба первая станция и одноименный поселок Култук. Здесь мы купили горячего омуля, проверили рюкзаки и двинулись по шпалам в вечернюю даль…
Надо сразу сказать, что на начальном этапе пути жд балласт был новый бетонный, замененный в 2009 г.
ст. Култук
вид в сторону ст.Слюдянка
На конце поселка и западной горловине станции с недавних пор установлена стела «Кругобайкальская железная дорога»
Ну вот и началось, цивилизация заканчивалась и хотелось на прощание сделать что-нибудь значимое и запоминающееся, что соответствовало бы торжественному моменту типа тоста или торжественной речи. Я не мог высказать те чувства, которые переполняли меня, нет таких слов.
западная горловина ст. Култук
Время было вечернее, а потом погода на Байкале очень изменчива и зачастую могло светить солнце и через 5 мин. заморосить дождь, поэтому качество фото будет разное, но все равно в данном сюжете я покажу вам все тоннели и галереи, а так же все станции, остановочные пункты, многие мосты и виадуки на фоне красивейшего озера Байкал.
Первая галерея на пути находится на 152 км (ныне не используется). Кстати отсчет км на КБЖД ведется от Иркутска, а первые 70 км после разборки и затопления при строительстве Иркутской ГЭС в 1958 г. ушли в историю.
галерея 16 «Сосновая» восточный портал
галерея 16 «Сосновая» внутри
Основное различие между тоннелями и галереями заключается в технологии строительства. Тоннели пробиваются в горных массивах для того, что бы уложить рельсы под землей там, где эти массивы служат барьерами для укладки пути. А галереи строятся (именно строится, а не пробивается) в глубоких выемках для того, чтобы защитить от обвалов полотно железной дороги.
галерея 16 «Сосновая» западный портал
Стемнело. Байкал успокоился от дневного ветра и начал засыпать под
открытым небом, утыканным звездами. Вода перестала лупить волнами берег. Я стоял у костра и смотрел в небо. Как можно жить на свете и не замечать каждый вечер такое чудо над собой?! Живя в городах, мы забываем о существовании неба и звезд.
16 мая 2015 г.
Утром, позавтракав, мы продолжили свой путь. Погода решила измениться. Солнце спряталось за тучами – Байкал сразу же потемнел и посмурнел. Вдобавок ко всему задул ветрюган. Ничего не оставалось, как только терпеть.
150 км
Галерея № 15 «Ангасольская-2». Также не используется в настоящее время. На некоторых участках галереи не используются ввиду ненадобности, т.к. раньше, когда КБЖД была неотъемлемой частью Транссиба в эксплуатации было 2 пути, а сейчас естественно это просто памятники великого инженерного искусства той эпохи.
галерея 15 «Ангасольская-2», западный портал
Интересный камень был обнаружен далее, обратите внимание надпись была сделана еще в 19 веке (к сожалению, разобрать содержимое не удалось).
Каменная галерея 14 «Ангасольская-1»
галерея 14 «Ангасольская-1» восточный портал
галерея 14 «Ангасольская-1» западный портал
За галереей виднеется п. Старая Ангасолка, основанный в 40-е года при строительстве нынешнего основного хода на Иркутск. Население поселка сейчас не более 15 человек, присутствует турбаза. Если подняться выше можно выйти на о.п. Поворот (5286 км) и здесь очень отчетливо еще слышны звуки проходящих составов по Транссибу.
А перед поселком мы остановились около двух виадуков через р.Ангасолку.
вид на каменный виадук (1904 г.), недействующий
вид на ж/б виадук (1914 г.), действующий
В самом поселке перекурили на о.п. 149 км.
о.п. 149 км
и посетили Часовню Никалая Чудотворца, построенную в 2007 г.
Часовня Николая Чудотворца в п. Ст. Ангасолка
Ангасолка по праву считается воротами пешего маршрута в удивительный мир «Кругобайкальки», отсюда, в сторону Маритуя, начинается самый насыщенный инженерными и архитектурными объектами участок.
148 км
148 км, вид на мыс Хабартуй
И вот первый на пути тоннель №38 «Малая Упорная Губа»
Тоннель 38 «Мал. Упорная Губа» вост. портал
В пределах этого тоннеля выходы хорошо известных Ангасольских гранитных скал, сейчас это любимое место тренировок туристов, скалолазов и альпинистов.
Вид из тоннеля 38 на следующий 37-ой
Тоннель № 37 «Большая Упорная Губа», достаточно длинный – 254 м
Вид внутри тоннеля 37
Тоннель 37 «Бол. Упорная Губа» западный портал
Сразу за тоннелями на пути появляется галерея № 13 с оригинальным названием «Недостроенная». По какой причине строительство осталось неоконченным до сих пор не известно.
Галерея 13 «Недостроенная», вид с востока
Галерея 13 «Недостроенная», вид с запада
Продолжаем двигаться дальше, впереди мыс Хабартуй
147 км
147 км
Двигаясь по шпалам, иногда приходится выходить из состояния эйфории от перегруженных впечатлений и останавливаться на перевал. Вообще железная дорога здесь изматывает путешественника своими неровностями, шпалами, гравием… но, двигаясь к своей цели, причем по дороге, не имеющей аналогов в мире, этого практически не замечаешь. По началу я предпринимал физические усилия в течении всего дня, особенно когда дул встречный ветер и за спиной огромный рюкзак еще совсем не початый, но не чувствовал себя обремененным и не представлял, как это занятие может надоесть. Нет ничего более увлекательного и занимательного, чем идти вперед по железной дороге. В голове рождаются такие забавные мысли.
На одном из перевалов на 146 км мимо нас проследовал пригородный , так называемый «Матаня», название свое он получил из-за своей особенности мататься туда-сюда раза 3 в неделю со скоростью не более 20 км/ч. В основном его пассажиры это жители поселка Байкал, следующие в райцентр Слюдянку. Сегодня он шел с 3 вагонами, хотя его составность не превышает 1-2 вагонов, иногда 1 товарный бокс.
пригородный Байкал-Слюдянка «Матаня»
146 км
146 км
С погодой не очень повезло в этот день, дул ветер и периодически моросил дождь. Мы подошли к долине р.Хабартуй и обнаружили там развалины электростанции 1930-х годов постройки – одна из сохранившихся реликвий советской эпохи.
Развалины электростанции
Интересная выемка через мыс, как-будто вырвали кусок из скалы.
Выемка через мыс Хабартуй
Впереди гряда хабартуйских мысов, которые пронизывает целая связка тоннелей . Эх, эти скалы и утесы - агрессивные и хищные объекты, они не дают путешественнику расслабиться и думать о природе, как о мягкотелом существе.Раньше, наверное, с самого детства и до тех пор, пока я не начал по-настоящему путешествовать, передвижение по планете представлялось мне как нечто интересное, сказочное и обязательно уютное. Там, где не уютно – туда не хотелось. Или все-таки хотелось, но не так, чтобы воспринимать этот неуют, а просто находиться рядом, как всякому, кто смотрит о путешествиях по телевизору. Он неуютен, этот мир. Уже не помню точно когда, но во мне наступил перелом, и я наконец сообразил, что в неуютности этой есть особая прелесть, настоящий вкус.
Хабартуйские скалы
Тоннель № 36 «Хабартуй-3». Трагическую славу он получил в 46-ом году прошлого века, когда в тоннели столкнулись два поезда и в результате крушения погибли 20 человек и многие были ранены. С тех пор ходят слухи, что в тоннеле можно увидеть призраков той аварии…. не знаю, мы не увидели никого.
Тоннель 36 «Хабартуй-3» восточный портал
Скальные выемки над тоннелем
Сразу за тоннелем череда из каменной галереи № 12 «Хабартуйская» и тоннеля № 35 «Хабартуй-2», расстояние между которыми всего в несколько шагов. Такая комплекс-связка встречается на КБЖД всего один раз.
Галерея 12 «Хабартуйская», восточный портал
Вид из галереи 12 на тоннель 35 «Хабартуй-2»
Галерея 12 «Хабартуйская», западный портал
Внутри тоннеля 35 «Хабартуй-2»
Тоннель 35 «Хабартуй-2», западный портал
глоток воздуха после темных и сырых тоннелей
Очень живописное и эффектное место между тоннелями 35 и 34 – птичий базар – место массового гнездования серебристой чайки
Птичий базар
Последней тоннель из связки Хабартуйских тоннелей – тоннель № 34 «Хабартуй-1»
143 км
Тоннель 34 «Хабартуй-1», восточный портал
Тоннель 34 «Хабартуй-1», западный портал
Ощущаешь мир и его сущность, идешь и чувствуешь, что находишься в огромном пространстве вокруг, чувствуешь огромную массу воды, горы и бесконечное небо.
142 км
Погода разыгрывается, останавливаемся на обед на 141 км, . Надо сказать, что с провизией у нас было все в порядке – я нес за спиной консервы, шпроты, дошираки + пару бутылок водки, Владимир и того больше тащил на своем горбу. Воду пили только с Байкала – чистейшая вода на планете с большим количеством кислорода, t ее даже в самые жаркие летние дни не превышает 10 градусов – абсолютно кристально-чистейшая вода и очень вкусная.
Место обеда
А так проходил разогрев пищи
Берег Байкала
Пока отдыхали, мимо прошел«Байкальский Круиз» – это тепловоз, везущий за собой обычную электричку, которая приехала из Иркутска с местными туристами для отдыха в выходные дни. В теплое время года эта услуга достаточно востребована.
Экскурсионный поезд под ТЭМ2у-8577
Следующий тоннель № 33 «Большая Крутая Губа», 302 м
Тоннель 33 «Бол. Крутая Губа», восточный портал
Тоннель 33 «Бол. Крутая Губа», западный портал
Проходим речку Большая Крутая Губа. Идем по каменному виадуку, где от жд остались только следы – это разобранный второй путь.
Виадук через р. Бол. Крутая Губа
Виадук через р. Бол. Крутая Губа
Переходим на 140-ой км и углубляемя в тоннель № 32 «Малая Крутая Губа». Странные названия у последних двух тоннелей не правда ли? Такое ощущение, что имена им давал какой-то специализированный женский врач.
Переход на 140 км
Тоннель 32 «Мал. Крутая Губа», восточный портал
Тоннель 32 «Мал. Крутая Губа», вид из тоннеля в сторону ст. Байкал
Тоннель 32 «Мал. Крутая Губа», западный портал
Впереди серия мысов Шарыжалгай-1, 2, 3, 4 с пробитыми сквозь них одноименными тоннелями. Здесь чудом сохранилась станция Шарыжалгай (1905 г.) на 138 км, дающее представление об архитектурном наследии КБЖД.
Вокзал ст. Шарыжалгай
На западной стороне станции находится разъезд 137 км , где удачно вписалась турбаза с пафосным названием «Центр деловых связей» (в простонародье «Дача Комарова»), предназначенной для встреч и отдыха высшего руководства ВСЖД.
Разъезд 137 км
Центр деловых связей ВСЖД в пади Семафорной
На этом месте обновленная жд с бетонными шпалами и гравием заканчивается. Идти дальше по старым деревянным шпалам намного легче и самое главное приятней.
137 км
Проходим следующий тоннель № 31 «Шарыжалгай-4», небольшой, длина его чуть более 30 м
Тоннель 31 «Шарышалгай-4», восточный партал
Тоннель 31 «Шарышалгай-4», внутри тоннеля
Тоннель 31 «Шарышалгай-4», западный портал
Шагая дальше, порой закрадывалась мысля ##..в какую глухомань меня занесло…», но если не понять природу, окружающую тебя, то покоя в током положении не обрести ни за что. Надо почувствовать себя единым с природой и раствориться в ней.
136 км
136 км
Кое где еще оставались льдины, 16 мая!
Лед
135 км
134 км
Тоннель № 30 «Шарыжалгай-3»
Тоннель 30 «Шарыжалгай-3», восточный портал
Тоннель № 29 «Шарыжалгай-2». С восточной стороны к тоннелю пристроена каменная галерея с отмеченными по сторонам необычным орнаментом в виде длинных черных крестов, которые до сих пор являются неразгаданными.
Тоннель 29 «Шарыжалгай-2», восточный портал
Тоннель 29 «Шарыжалгай-2», западный портал
Тоннель № 28 «Шарыжалгай-1»
Тоннель 28 «Шарыжалгай-1», восточный портал
Тоннель 28 «Шарыжалгай-1», западный портал
вид с тоннеля 28 «Шарыжалгай-1», вид в сторону ст. Байкал
132 км
Тоннель № 27 «Безымянный». Свое название получил по мысы Безымянному, сквозь который он пробит
Тоннель 27 «Безымянный», восточный портал
Тоннель 27 «Безымянный», вид из нутри
Тоннель 27 «Безымянный», западный портал
Галерея 11 «Плоская», вид с восточной стороны
Галерея 11 «Плоская», вид с запанной стороны
Тоннель 26 «Столбы-2», восточный портал
Тоннель 26 «Столбы-2», западный портал
Тоннель 25 «Столбы-1», восточный портал
Тоннель 25 «Столбы-1», западный портал
В долине р. Шабартуй помимо действующего ж/б виадука сохранился старый мост под вторые пути
Мосты через р. Шабартуй
Время уже вечерело, а прошли всего километров 20. Спешка здесь ни к чему вовсе. Часто останавливались отдохнуть, попить воды, да и просто посмотреть на мир вокруг нас.
130 км
В такие моменты чувствуешь себя хорошо и свободно. Это очень непривычная свобода, похожая на отсутствие дома, но не вообще, а конкретно. Это та свобода, которая толкает все время вперед, заставляет почувствовать мир как пристанище, как воздух, как совершенно необустроенную природу, безуютную стихию….страшная сила.
129 км
Под конец дня нас встретил еще один микропоселок Баклань (14 человек по переписи 2010 г.), основанный в 1902 г. как посёлок строителей и работников строящейся Кругобайкальской железной дороги. Назван в честь Бакланьего утеса. Приятно удивило здесь наличие лошадей.
п. Баклань
Сразу за поселком галерея № 10 «Бакланья»
Галерея 10 «Бакланья», вид с запада
и тоннель № 24 «Бакланий Убур»
Тоннель 24 «Бакланий Убур», западный портал
Дальше уже не пошли, здесь же на 127 км остановились на ночлег.
127 км
Конечно, после дня пути впечатлений масса. Мы сидели у костра, легкость была необыкновенная. Над нами сумеречное небо, а под ногами то место, где у нас дом на одну ночь…дом, где попало….так лучше всего можно почувствовать, что живешь на планете – маленькой точечке во Вселенной.
А ночью был дождь.
17 мая 2015 г.
Проснулся рано, дождя не было, Володя уже грел на костре чай. Задерживаться не стали, собрали вещи, закинули рюкзаки и встали на шпалы, впереди ст. Маритуй. Буквально через несколько метров появился тоннель № 23 «Большой Колокольный»
Тоннель 23 «Бол. Колокольный», восточный портал
Тоннель 23 «Бол. Колокольный», западный портал
и за ним сразу еще два тоннеля, на какое-то время появляется ощущение, что находишься в метро.
Тоннель № 22 «Малый Колокольный» и № 21 «Двойная Губа 2»
Тоннель 22 «Мал. Колокольный», восточный портал
Тоннель 22 «Мал. Колокольный», западный портал
Тоннель 21 «Двойная Губа 2», восточный портал
Тоннель 21 «Двойная Губа 2», западный портал
124 км
оз. Байкал
Кто был на Байкале знают, что, уехав отсюда, сказочные воспоминания остаются на долго. Не могут просто вода и камни запасть в душу, на душу воздействует только душевная сила, которая присутствует здесь повсеместно и в больших количествах.
Тоннель № 20 «Двойная Губа 1»
Тоннель 20 «Двойная Губа 1», восточный портал
Тоннель № 19 «Тройная Губа »
Тоннель 19 «Тройная Губа», восточный портал
Ну а впереди нас ждет одно из загадочных и восхитительных мест на КБЖД – тоннель № 18-bis «Киркирейский», построенный в 1911-1913 гг во время прокладки второго пути взамен построенному уже тоннелю № 18 «Киркерей-3» (1903-1905 гг), который в последствии был заброшен ввиду постоянной деформации под огромной скалой
Тоннель 18-bis «Киркирейский», восточный портал
Тоннель 18-bis «Киркирейский», восточный портал
На фото сверху как раз видно справой стороны от тоннеля место, где изначально был обход. Мы побываем и в тоннеле и посмотрим его обход
Врезка в камне над входом в тоннель с восточной стороны(1911-1913)
Тоннель 18-bis «Киркирейский», внутри тоннеля
Тоннель 18-bis «Киркирейский», внутри тоннеля
Выйдя из тоннеля с западной стороны, мы оказываемся на этаком туристическом местечке-платформе, где останавливаются турпоезда и пассажирам проводят экскурсии. Помимо того, что здесь создано необычное сооружение – акведук для отвода от тоннеля ручья Киркирей, отличающимся мощным и быстрым потоком
Акведук над тоннелем 18-bis «Киркирейский», западный портал
Тоннель18-bis «Киркирейский», западный портал и слева заброшенный «Киркирей-3»
Информационная табличка
данное место еще является местом стыковки Кругобайкальской жд, сомкнувшей Транссибирскую магистраль
Информационная табличка
Около заброшенного тоннеля «Киркирей-3» до сих пор остались следы обвалившихся глыб. Чуть далее за «Киркирей-3» можно увидеть каменные подпорные стенки и опоры железного моста, все это сохранилось со времен сооружения первого пути и дает представление в каких условиях прокладывалась железная дорога, к сожалению пройти сейчас ближе туда достаточно опасно из-за обвалов горной породы в некоторых местах.
Тоннель 18 «Киркирей-3», восточный портал
Тоннель 18 «Киркирей-3», вид внутри
Ну чтож, пойдем дальше. Интересных мест еще будет не мало, впереди мыс Киркирей и еще два тоннеля под ним.
122 км
Байкал
Тоннель 17 «Киркирей-2», восточный портал
Тоннель 16 «Киркирей-1», западный портал
Мыс Киркирей
Приближаемся к поселку Маритуй, расположенному в широкой долине одноименной реки.
Предвходной светофор ст. Маритуй, 120 км
Когда-то этот поселок был крупным административно-жилым комплексом при станции, от которого в настоящее время осталось несколько дворов, уничтожены здания эпохи «модерн МПС», сожжена церковь, которая после революции 17 года служила казармой для солдат НКВД
Начало ст. Маритуй, вид с восточной горловины в сторону ст.Култук
ст. Маритуй, восточная горловин
Панорама оз. Байкал, ст. Маритуй
Зато удивительным образом сохранилась сама станция Маритуй с полным набором всех необходимых построек для обслуживания паровозов и приемки пассажиров
ст. Маритуй
Вокзал ст. Маритуй
Рядом с входом в вокзал, который конечно же закрыт и давно уже не функционирует, сохранился козырек, под которым когда-то висел колокольчик, отправлявший поезда
Путевая казарма
ст. Маритуй и ее обитатели
ст. Маритуй, западная горловина
На какое-то время стих ветер и вышло солнце. Был дивный денек в чудесном месте. Цивилизация была далека от нас, а мы были островком счастья, затерянном в океане жизненных неурядиц.
118 км
117 км
Впереди тоннель № 15 «Косой Убур»
Тоннель 15 «Косой Убур», восточный портал
Тоннель № 14 «Асламовский»
Тоннель 14 «Асламовский», восточный портал
114 км
113 км
113 км
112 км
111 км
На 110-ом км начинается одно из красивейших мест на КБЖД, где гармонично уживаются природные и историко-культурные достопримечательности: живописная долина р. Половинной, тихий поселок Половинный на левом берегу и бухта с песчаным пляжем
Тоннель № 13 «Чайкин Утес» или «Малый Половинный», самый короткий на всей КБЖД тоннель – всего 30 м.
Тоннель 13 «Чайкин Утес», восточный портал
Тоннель 13 «Чайкин Утес», западный портал
Парные железный мост и ж/б арочный виадук через р. Половинная. На этом участке они самые длинные (64 м)
Мосты через р. Половинная
За мостом установлен паровоз-памятник , который в этих же местах и трудился в начале прошлого века.
Паровоз-памятник
о.п. 110 км
В поселке как и почти во всех населенных пунктах на этой железной дороге всего 2-3 двора. В одном из них, спасибо хозяевам, мне удалось зарядить фотоаппарат и телефон, хотя последний был здесь совсем не нужен т.к. сотовой связи на всем протяжении пути не было вовсе (ну кроме начальных станции Слюдянка и Култук и конечной Байкал) и мы были полностью отключены от какой-либо информации в мире. Все-таки мир кажется нам ограниченным по причине наличия городов, людей, машин, компьютеров и телефонов рядом. Без этого он представляется как единое бесконечное целое. Именно таким я его почувствовал. Огромные пространства, которые простирались вокруг, поглощали мои мысли, отсутствие цивилизации поблизости чувствовалось очень
сильно. Сознание этого факта пьянило.
Байкал
Обед прошел на песчаном берегу у кромки мыса Половинный под железной крышей старой коптильни, где местные рыбаки коптят Байкальского омуля, под стук хорошего проливного дождя.
После продолжительного отдыха мы отправились покорять самый длинный тоннель на КБЖД – Половинный (778 м).
Тоннель 12 «Половинный», восточный портал
Табличка на портале с указанием времени строительства тоннеля
Тоннель 12 «Половинный», вид с середины тоннеля
Тоннель 12 «Половинный», западный портала
Очень интересное ощущение находиться в тоннеле, где холодно, пахнет сыростью и с потолка, который до сих пор весь в копоти от проходящих когда-то паровозов, падают капли с характерным звуком: это не беспокойство и не страх, а скорее очень необычный внутренний дискомфорт.
Половина пути пройдена.
108 км, вид в сторону ст. Култук и мыс Половинный
107 км
Редкий «гость» нарушил тишину и промчался мимо нас. АДЭ-1 030 – дефектоскопная автомотриса, нужно заметить дорогу до сих пор поддерживают в надлежащем уровне, ремонтируют, меняют, подмазывают…
АДЭ-1 030
Еще одна Богом забытая микродеревушка Пономаревка на 107 км. Основаная в 1902 г. и практически необитаема.
Пономаревка
о.п. 107 км в Пономаревке
106 км, вид на Пономаревку
106 км
106 км
мост через р. Ивановка
о.п. 106 км
105 км
Погода на Байкале действительно уникальное явление – то холодно, то жарко, то ветер, то изморось, потом штиль и приятно тепло, и все это сразу можно испытать на себе минут за 30. Сложно сообразить как себя чувствовать: как в Крыму, как в Магадане или как-то еще. Выглянуло солнце – и я оказался где-то в Восточной Европе, спряталось за тучку – и я в районе Магадана. Такая смена впечатлений действует на сознание, как контрастный душ. Нахожусь в постоянном тонусе. В Москве такого нет, там можно спокойно настраиваться на долгую отвратительную погоду без изменений и не переживать за непрерывность впечатлений.
105 км
Подошли к местечку под названием «Белая Выемка», дело в том, что здесь древнейшее геологическое образование выходит на поверхность Кругобайкальской железной дороги – выход мрамора с редким сочетанием пород и минералов (обнаружено 70 видов). Очень красиво, особенно в солнечный день, когда откосы слепят мощным сиянием многочисленных кристаллов твердых минералов.
Белая выемка
104 км
Здесь мы встретили мужика лет 45-50, он шел нам на встречу, как оказалось, к нашему удивлению, он такой же как и мы, только шел со ст. Байкал в Слюдянку. Выглядел он как авантюрист-золотоискатель. Лицо обветренное и обгоревшее на солнце до синевы, на голове - копна волос, похоже, не знавшая расчески, одет он во все брезентовое и заношенное до состояния "дальше некуда", с боку шматок скалолазной веревки. Узнав откуда мы и куда держим путь, он проникся уважением.
Сам он был из Иркутска и мне показалось странным то, что он до сих пор не
насмотрелся на Байкал. Как можно прожить столько лет на одном и том же
месте и не устать глядеть на пейзаж, каким бы прекрасным он не был?! Оказывается можно, он ходил всегда в одиночку по несколько раз в году, ночевал всегда сверху, т.е. не как мы около рельс в палатке, а на горе. Как он сказал, сверху лучше смотреть на Байкал. Мы так поступим в конце нашего похода. ))
Для тоски в душе просто не оставалось свободного места - все оно было занято восторгом от существования в сибирской глуши. К тому же я уже привык к Байкальским скалам и перестал их опасаться.
104 км
104 км
Под вечер прошли мимо галереи № 9 «Ивановская», которая выглядит как-будто вросшая в скалы. Недействующая
Галерея 9 «Ивановская», восточный портал
Вид на мыс Шумихинский
Удивительно, но световой день приближался к закату, а я не ощущал усталости. Я чувствовал себя прекрасно, несмотря на то, что весь день был в пути. Длительное пешее существование заставляет жить и мыслить как-то по особенному, стационарно. В пути самое главное - это чувство пути, а не сам процесс. Без осознания и чувствования происходящего путь превращается в пустую растрату сил и времени.
103 км
На 103 км и остановились для разбития палатки и разведения костра. Вокруг была бездна тишины и пространства. Какое прекрасное состояние: тишина пронизывает полностью, завладевает каждой клеточкой. В городе нет тишины, потому что для настоящей тишины надо еще много свободного пространства. Тишина - это не отсутствие звука. Тишина – это отсутствие человека. В природе никогда не бывает тихо совсем, даже в тоннелях. Но натуральные звуки не мешают тишине - они дополняют ее гармонию.
Прекрасный вечер, спать не хотелось и мы устроили посиделки у пионерского костра. Я полюбил Байкальские вечера…костер (никогда не устану смотреть на это чудо природы)…бархатистое черное небо, очень необычное небо на Байкале, оно не похоже на небо степей и в нем просматривается космическая чернота с миллиардами звезд. Я очень бережно отношусь к таким малюсеньким радостным ощущениям, собираю их и храню у себя в груди. Когда бывает грустно, вспоминаю о них.
18 мая 2015 г.
Настало утро, я открыл глаза, и мой маленький мир, состоящий из
пространства внутри палатки, засветился светом зари. Казалось, что нет
ничего: ни Байкала, ни тайги, ни даже планеты Земля. Весь мир состоял из
меня и пустоты, обтянутой палаточной тканью. Если бы кто-нибудь начал
рассказывать о том, что где-то есть моря, горы, леса и пустыни, я не поверил
бы ни единому слову.
В путь! Через бухту «Березовая»
103 км, позади осталась галерея 9 «Ивановская»
103 км
103 км
103 км, подпорная стенка
Галерея № 8 «Малая Шумихинская» на 102 км с итальянской стенкой, примыкающей с запада. Такое название стенка получила из-за того, что ее арки очень напоминают итальянскую архитектуру и проект стены был разработан итальянцем.
Галерея 8 «Мал. Шумихинская», восточный портал
Галерея 8 «Мал. Шумихинская», западный портал и итальянская стенка
Следом идет галерея № 7 «Большая Шумихинская». Все последние галереи не действуют, но являются неотъемлемой частью инженерно-природного ансамбля старой дороги. Представить страшно, сколько народу трудилось над сооружениями в течении нескольких лет, а теперь только ветер свистит….
Галерея 7 «Бол. Шумихинская», восточный портал
Поселок Шумиха, официально зарегистрировано 2 человека))), так же в поселке имеется небольшая турбаза.
п. Шумиха
о.п 102 км в п. Шумиха
Слева - огромные горы, поросшие лесом, на исследование которых можно потратить целые месяцы, а сколько таких картинок перед глазами за день! Мир проносится мимо с огромной скоростью, несмотря на то, что идем не быстрее 4-5 км/час.
Проходим тоннель № 11 «Шумихинский»
Тоннель 11 «Шумихинский», восточный портал
Тоннель 11 «Шумихинский», западный портал
Тоннель № 10. Характерно здесь то, что тоннель не имеет вообще никакого названия
Тоннель 10
А вот бухта «Березовая» доставила немало хлопот строителям. Изначально путь шел не сквозь гору, а над бухтой через мост и галерею № 6 «Березовая»
Галерея 6 «Березовая», восточный портал
Мост через бухту был демонтирован и перевезен в Бурятию на р. Выдринную
Галерея 6 «Березовая», восточный портал
Галерея 6 «Березовая», западный портал
но за время эксплуатации (1905-1910 гг) произошли скальные обрушения и было принято решение прокладывать тоннель № 9 «Березовый» со сложной кривой в обход бухты
Тоннель 9 «Березовый», восточный портал
Тоннель 9 «Березовый», внутри тоннеля
Тоннель 9 «Березовый», внутри тоннеля
На обходе тоннеля остались развалины электростанции и следы камнепадов
Электростанция, бывшая
Бухта Березовая
Вид с бухты
Байкал
Вперед, идем дальше! Никогда раньше подобного не было. Мне просто хотелось
путешествовать, видеть разные места, людей, но никогда не испытывал
настоящей страсти по отношению к передвижению на своих двоих, особенно по железной дороге. А сейчас я полностью во власти чар пути. Во мне поселился неукротимый зверь, и не позволяет спокойно жить на одном месте. Я хочу только вперед - не могу по-другому. Лишь только в пути чувствую себя. Это величайшая страсть.
99 км
99 км
Впереди ст. Уланово – единственная из станций КБЖД, которую в 62-ом ликвидировали по причине превращения участка в тупиковый. Были утрачены необходимые постройки для обслуживания поездов и пассажиров, водоподъемные сооружения и вековые тополя. Название свое станция получила в честь комиссара Николая Уланова, который в 1933 здесь же был убит белыми.
Нечетная горловина ст. Уланово
Нечетная горловина ст. Уланово, вид в сторону ст. Култук
здание вокзала ст. Уланово
ст. Уланово, вид в сторону ст. Култук
Четная горловина ст. Уланово
За станцией мы прошли две галереи, которые находятся в стороне от действующего пути и совсем заросли деревьями.
Галерея 5 «Широкая», западный портал
Галерея 4 «Холодная», восточный портал
Подпорная стенка у западного портала галереи 4 «Холодная»
96 км
Чтож, пройдено уже почти 70 км
96 км
Я вспомнил как мне перед отправлением на Байкал так надоело торчать в городе, в результате чего у меня возникла неутолимая жажда пути. Мне хотелось преодолевать пространство бесконечно долго, и даже казалось, что кусочка Байкала может не хватить, чтобы обуздать мою страсть…. Но вот, я здесь, я иду, и это движение в эти минуты казалось самым прекрасным способом существования )))
95 км
95 км
95 км
95 км, перекур
Отобедав, как всегда у костра и под свежий прохладный ветерок, пошел смотреть на Байкал. Расположился на береговой гальке, уставился на море (именно так называю местные жители Байкал - море) и погрузился в думы о прекрасном и вечном. Закружилась голова. Вдруг стало ясно и понятно, что со мной происходит настоящее приключение. Как я об этом мечтал всю жизнь! Но сейчас не мечтаю, а просто живу происходящей здесь и сейчас мечтой. Мечтать вредно - надо просто жить так, чтобы не о чем было мечтать. Жизнь и мечта должны быть одним и тем же.
Вид в сторону ст. Култук
Останки железного моста через р. Пыловка
Дальше начался более спокойный рельеф – без скальных прижимов и раскрытых падей.
93 км
93 км
92 км
92 км
Кстати в начале моего пути я всеже побаивался животных, непонятных лесных
звуков, особенно ночью, когда сидел у костра. Лучше, конечно, сказать не
"боялся" , а "остерегался". Так будет звучать пристойней, но на самом деле я
боялся. А сейчас не боюсь. Мне удивительно спокойно, и кажется глупо чего-то
опасаться, даже медведя. Жизнь среди стихии меняет человека сильно, причем никаким другим способом не достичь этого удивительного состояния (мне даже трудно придумать ему название). Организм что ли немного дичает.
92 км
Еще одна галерея, потерянная в зарослях густого леса и практически не обозреваемая с полотна. Галерея № 3 «Осиновская»
Галерея 3 «Осиновская», восточный портал
Галерея 3 «Осиновская», восточный портал
Приближаемся к мысу Толстый, пронизанного тоннелем, за которым уже можно разглядеть порт Байкал и Листвянку. На какое то мгновение появилось даже желание забраться на вершину этого уникального объекта по его склонам и насладиться захватывающими панорамами озера, но я передумал - есть физический предел и у моего организма. Кроме того, впечатления обо всем, что со мной произходило, были настолько сильны, что, добавив еще, можно перебрать.
Мыс Толстый
Мыс Толстый
91 км
91 км
91 км
Тоннель № 8 «Толстый»
Тоннель 8 «Толстый», восточный портал
Тоннель 8 «Толстый», западный портал
90 км
Еще одна путеремонтная машина
90 км
Красота! Не успеваю ее воспринимать, как следует.
Мыс Каторжанский
Подход к тоннелю 7 «Каторжанский 2»
Такое название местности было отмечено на картах еще до строительства дороги, поэтому не связано, как бытует мнение, с каторжанами, строившими тоннели.
Тоннель 7 «Каторжанский 2», восточный портал
Тоннель 6 «Каторжанский 1», восточный портал
Тоннель 6 «Каторжанский 1», западный портал
88 км, вид в сторону ст. Байкал
88 км, вид в сторону ст. Култук
88 км
Галерея № 2 (никакого названия не имеет)
Галерея 2, восточный портал
Галерея 2, западный портал
Сейчас я нахожусь в одном из самых глухих мест планеты, чувствую себя странником-первооткрывателем, и не обязательно при этом на самом деле им быть. Для сознания вполне достаточно воспринимать просто необжитый и незнакомый пейзаж.
Тоннель № 5 на 87 км также не наградили имением и оставили ему просто номер
Тоннель 5, восточный портал
Тоннель 5, западный портал
Идем дальше, с погодой в этот день нам повезло.
Байкал напоминает Охотское море в районе Магадана. Наледи на горах в конце весны смотрятся экзотично.
Мыс Бакланий
86 км
85 км
85 км
«железный зверь» потревожил нас из засады ).
ТЭМ2-5419
Но а лесного зверя мы так ни одного и не повстречали на пути, были куницы, бурундуки, орланы, чайки…. Хотя в этих местах обитают и волки и медведи. Появись медведь, я бы скорей всего залез на скалу, которая была бы рядом. Я на самом деле не смельчак, а всего-навсего волевая личность. Именно страх заставляет рисковать, это своего рода попытка убедить себя в том, что страха на самом деле нет.
Тоннель № 4 «Бакланий», 200 м., проложен под одноименном мысом
Тоннель 4 «Бакланий», восточный портал
Тоннель 4 «Бакланий», вид из тоннеля
Тоннель 4 «Бакланий», западный портал
Мыс Бакланий остался позади
Завечерело
84 км
Тоннель № 3
Тоннель 3, восточный портал
Тоннель 3, восточный портал
Тоннель 3, западный портал
83 км
Погода - чудо: ни ветерка, ни облачка, как не на Байкале.Штиль. Как так можно:
столько воды - и тишина, вокруг как-будто все преображается в красочную вечернюю декорацию к волшебному спектаклю.
82 км
Тоннель №2 , предпоследний,
Тоннель 2, восточный портал
Тоннель 2, западный портал
а за поворотом…
82км
последний тоннель на КБЖД №1
Тоннель 1, восточный портал
Тоннель 1, западный портал
Впереди у нас осталась всего одна галерея, но мы ее пройдем уже на следующий день. На сегодня задачей было найти место для ночлега.
81км
81км
81км
Дошли до пади Бол. Баранчик. Оказывается здесь до 70-х годов была деревушка, а сейчас база отдыха с 2-мя деревянными домишками, по здешним меркам считается очень цивилизованным местечком, даже собачка какая-то потяфкала.
Мост через р. Боранчик
о.п. 80км около базы отдыха
Здесь рядом и остановились, сбросили рюкзаки и сели, облокотившись на сосны, закурили. Чувствовалось расслабление после долгого дня, тишина кружила голову.
Мимо нас неспеша проползла вечерняя «матаня»
ТЭМ2-3225
Как всегда разожгли костер, стало как-то даже немного грустно, ведь это была последняя ночь "на рельсах", на завтра мы должны закончить путь. Я подумал, что все это представление скоро закончится и придется возвращаться обратно в Москву, а это место, где пролегает дорога к бесстрашию, к свободе, останется. Возвращение - это для меня суровая необходимость, а не потребность.
Наевшись и допив оставшуюся водку, разговорились. Люблю это дело. Задушевные беседы в тайге. Разговоры о накоплении денег на машину, о дураке начальнике, о стерве теще никому здесь не нужны. Самые интересные темы - это рассказы о путешествиях и приключениях, тем более мой напарник Владимир – человек с особенным характером, абсолютно безстрашен, может уехать куда угодно и пробыть там сколько угодно. Как я писал выше, мы были с ним уже на Байкале однажды (в восточной части, в Бурятии), он уже тогда спокойно мог уйти в тайгу просто погулять и полюбоваться природой, тогда когда все местные ходили за грибами с ружьем и серьезно остерегали нас от необдуманных поступках. Он жил на Урале, жил в степной Монголии, два месяца провел на Сахалине, в медвежьем заповеднике. Вся жизнь его необычна до чрезвычайности. Вообщем с ним есть о чем поговорить.
Ночью было тяжело уснуть, я стоял на берегу и все думал о следующем дне, вдали виднелись огни поселков Байкал и Листвянка, уже чувствовалось приближение цивилизации.
огни цивилизации
19 мая 2015 г.
Встало солнце. 5-й день. Высунул голову из палатки и увидел Байкал. Он был раскрашен по-утреннему ненавязчиво в нежнейшие волшебные полутона, которые только намекали о существовании чего-то вечного и прекрасного. Как я люблю Байкал. Я покинул маленькую уютную палатку и стал частью огромного пространства, заполненного водой, горами и небом. С первым же вдохом внутри этого пространства в меня входит новый день. Чистка зубов и полоскание полости рта в холодной байкальской воде - отличный заменитель зарядки. Чувствую корни зубов, и мне хочется засунуть голову в костер для согрева мозгов. На завтрак рисовая каша с мясом и крепкий чай. Погода по здешним представлениям отличная: воздух градусов +12, вода + 2. Собрали вещи и отвалили.
На 79 км прошли еще одну турбазу, где не было никого, видимо жизнь здесь бывает только в самые теплые дни лета.
о.п. 79км
79км вид в сторону ст. Култук
Мы шли последние километры КБЖД. Я шел и смотрел вперед – туда, где скоро вот-вот оборвется стальная нить, некогда бывшей частью Великого сибирского железнодорожного пути, впоследствии получившего название Транссибирской магистрали, собравшая в себе историю царской России. Я был взволнован до глубины души, и сейчас передать все свои ощущения и эмоции с помощью слов очень сложно, наверное потому, что я не писатель, но очень сомневаюсь, что у писателя это хорошо получилось бы - слишком уж все необычно, буквально все: и чувства, и мысли, и желания.
79км
79км
79км
78км
Последняя галерея на пути, без названия, под № 1
Галерея 1, восточный портал
Галерея 1, восточный портал
Мы прошли 38 тоннелей, общей длиной более 9000 м.(!), 9 км под землей. Плюс 16 галерей (многие из них сегодня не используются) – около 300 м. Каждый тоннель на Байкале, каждая галерея имеют свою историю – все они – рукотворные объекты истории на фоне впечатляющих своей мощью мысов и утесов, обнаженных скальников и живописных долин рек. Все они сооружались в трудных условиях и в трудное время. Это поистине грандиозные и впечатляющие инженерные сооружения. Сложно остаться равнодушным , оказавшись рядом и почувствовав их масштаб, вековую прохладу и тревожную темноту.
вид с галереи 1 в сторону ст. Байкал
77км
77км
77км
Опять ремонтники-железнодорожники промчались, веселые ребята и практически единственные люди встречавшиеся нам на пути.
АСГ-30п
76км
76км
76км
75км
75км
75км
Предвходной светофор на ст. Байкал
Заходим в п. Байкал. Мы как дикари, вышедшие из леса, у нас даже заработали телефоны и мы впервые смогли связаться с родными. Появились люди, маленькие дети на велосипедах. Мне даже показалось, что на нас смотрели как на существ из другого мира «кто это?» )
Дом культуры и администрация п. Байкал
Зашли в местный магазин…
Магазин
…чему были бесконечно рады. Мы купили хлеба, помидор, селедки и пива, казалось больше и не надо. Проторчали наверно час около магазина – просто отдыхали, ощущение свершения какого-то подвига меня не покидало.
о.п. 74 км
Нечетная горловина ст. Байкал
ж/д переезд
Нечетная горловина ст. Байкал, вид в сторону ст. Култук
ст. Байкал
Эта станция является конечной на КБЖД с1956 г, дальше дорога вдоль р. Ангара до Иркутска была затоплена , но поселок и сама станция существовали еще до введения в эксплуатацию «кругобайкальки » (1904 г.). Здесь до сих пор находится порт, который исполнял обязанности железнодорожной переправы. Все составы, идущие на восток, отправлялись на паромах до ст. Мысовая (Бурятия). Первый поезд пришел на станцию Байкал 21 октября (2 ноября) 1898 года.
Вокзал ст. Байкал
Вокзал был реконструирован по первоначальному облику
ст. Байкал
ст. Байкал
ст. Байкал
Вид на п. Байкал со станции
Паровоз-памятник Л-4657 на ст. Байкал
Паровоз-памятник Л-4657 на ст. Байкал
Паровоз-памятник Л-4657 на ст. Байкал
Четная горловина ст. Байкал, вид в сторону ст. Култук
Устье р.Ангара
Последние метры КБЖД
Дорога дарит нам свободу от всего сразу - это универсальное средство. Я всегда
счастлив в пути. Я много мотался по свету, и у меня никогда не
было своего пути, а теперь есть.
Тупик
Всё! Дальше рельсы были разобраны и участок Байкал - Иркутск ушел в небытие.
Участники похода
На фото сверху участники похода – ваш покорный слуга и автор отчета Дмитрий (слева) и мегапутешественник из Белоруссии Владимир (справа).
Действительно, мы в тот момент были счастливы, мы хотели этого и мы сделали это.
Потом мы залезли на гору к старому маяку, на которой и остались до утра. Это я впервые покоряю горы. Через мгновение – на вершине, подо мной высота, сверху - огромная синяя пустота. В небесной вышине парят два здоровенных орла. Мне тоже очень хочется летать.
Я долго стоял на пике горы и смотрел на Байкал в направлении нераскрытого таинства
и на мгновение показалось, что преодолел огромный путь совершенно напрасно, так ничего и не сумев понять. Но это продолжалось лишь короткий миг, и я понял, что ощущение нераскрытой тайны - самое ценное мое приобретение. Мне удалось быть в пути в направлении тайны, не найдя к ней разгадки. Я даже толком-то и не понимал, в чем эта тайна заключается. А просто чувствовал ее магическое очарование.
Утром, проснувшись очень рано, мне нужно было отправляться в Иркутск, в аэропорт, домой. Владимир еще решил остаться и покорить остров Ольхон в одиночку, спасибо ему, не было бы его – пошел бы я один…. не знаю. Мы попрощались, надеюсь мы еще встретимся и покорим еще чего-нибудь, например БАМ.
Я спустился вниз к порту, где на пароме переплыл Ангару. То что я чувствовал не выразить словами. Мне было чертовски хорошо от того, что со мной случилось.
отправление на пароме
Гора, где мы ночевали
через р. Ангара
Эпилог
Я ничего не хотел более того, что имел. Я был весь здесь и сейчас. Я был никем и не обладал ничем, кроме самой малости - мира, который был передо мной весь
целиком в течении одного прекрасного мгновения. Раньше я пытался достигнуть чего-то главного, пока не сообразил, что все необходимое мы и так имеем в своем распоряжении, просто не обращаем на это внимание. Можно взять палку и отправиться в путь. Весь мир перед нами, он наш, этот мир, и он прекрасен!