Подробный отчет о пешем походе по одному из самых интересных мест озера Байкал - Кругобайкальской железной дороге.
Нитка маршрута
Слюдянка - Култук - Шарыжалгай - Маритуй - Уланово - Байкал
 

Мои первые мысли пройти КБЖД (КругоБайкальская Железная Дорога) пешком появились еще в 2006 г., когда я впервые попал на Байкал. Тогда, будучи еще совсем юнцом, не имея никакого опыта путешествия, тем более пешего,  мне повезло проехать этим маршрутом на пригородном поезде.  Сама железная дорога , название которой подразумевает являющийся с 1956 г.  тупиковым участок от станции Слюдянка до ст. Байкал, была частью Транссибирской магистрали. После был построен дублирующий участок до Иркутска через Большой Луг. А сама КБЖД стала памятником инженерного искусства. И все это на берегу великого озера, которому нет равных на земном шаре - БАЙКАЛ - объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дорога имеет достаточно широкий спектр для изучения и посещения учеными, путешественниками да и просто любопытствующими гражданами. Вкратце, про дорогу можно сказать, что первая рекогносцировка местности была осуществлена в 1888 г., а в апреле 1901 г. проект строительства вдоль берега Байкала был утвержден Императором Николаем II. Строительство КБЖД , не имеющей себе подобной в мире по трудности исполнения, началось в 1902 г. Работы велись днем и ночью, были приглашены лучшие технические специалисты со специальными знаниями  и опытом по производству тоннельных работ в горных условиях, включая иностранцев. Рабочая сила была в основном из людей проживающих в Сибири, в том числе работали ссыльные и арестанты с применением мер поощрения, вплоть до сокращения сроков. Количество несчастных случаев было достаточно высоким, официально с начала постройки было зарегистрировано 1200, но сколько произошло на самом деле - никто не знает, также высока смертность  была в связи с воздействием сурового климата, недостатком теплого жилья и ненадлежащим медицинским обслуживанием.  Строительства осложнялось еще отсутствием дорог и запретом вырубки леса в прибрежной полосе, поэтому все необходимо, вплоть до песка доставлялось по озеру на баржах, только камень брали на месте. Разработка грунта производилась с помощь динамита. Для рельсового пути  пришлось вырубать выемки в скалах и косогорах, мысы пронизывать тоннелями, через долины рек и ложбины перебрасывать виадуки и мосты, причем горы  досаждали скальными обвалами и камнепадами для защиты от которых пришлось устанавливать многочисленные галереи и подпорные стены. Строительство всех инженерных сооружений велось по специальным и индивидуальным проектам, учитывающих сложную геологическую ситуацию побережья, местные условия.   Первоначально завершение строительства было запланировано на август 1905 г., но в связи с началом русско-японской войны, для скорейшего открытия сквозного движения  по Сибирской магистрали работы закончили в рекордный срок -  за 2,5 года к сентябрю 1904 г. 12 сентября  от ст. Слюдянка до ст. Байкал прошел первый поезд. После этого еще целый год велись работы по завершению строительства и устранению неполадок. С1911 г. по 1914 г. был реализован проект второго пути для усиления пропускной способности. Во время гражданской войны КБЖД стало местом активных боев при отступлении белых, здесь же, по некоторым данным, где то спрятано золото Колчака. В середине ХХ столетия судьба  «Кругобайкальки» коренным образом меняется – на смену паровозам приходят мощные тепловозы и электровозы, которые уже без труда преодолевают затяжные и крутые горные подъемы, поэтому от Иркутска до Слюдянки была построена новая железная дорога через Ольхинское  плато, и  в 1956 г., после запуска Иркутской ГЭС, под водой оказался участок от ст. Байкал до Иркутска. КБЖД превратилась в тупиковую, потеряв стратегическое и экономическое значение. С тоннелей и мостов сняли охрану. Постепенно стали уезжать люди. Дома, как правило, пускали на дрова  или вывозили на другие действующие участки дороги. Сегодня это архитектурно-ландшафтный заповедник, находящийся под государственной охраной в Прибайкальском национальном парке. Развит дикий туризм.

Про КБЖД  написаны книги, научные работы, всевозможные публикации, воспеты стихотворения. Дорога нашла свое отражение в творчестве живописцев и художников, даже зимние пейзажи ее вошли в кадры фильма «Адмирал».

 

Итак,  я начал собираться еще в феврале. Но я еще полностью не осознавал, что ждет меня впереди…К счастью я был не одинок – ко мне на встречу ехал мой друг Владимир, он выехал с Ростова поездом  чуть раньше и к моему приезду он был уже на месте. Владимир такой же любитель путешествий по России как и я, особенно по железным дорогам. Поэтому наш с ним поход отнюдь не случайность.

 15 мая 2015г.

По прибытию в Иркутск  мой багаж остался в Москве и мне пришлось еще 3 часа ожидать в аэропорту свои вещи, которые должны были прибыть следующим рейсом (почему так получилось – загадка, но меня  это не сильно расстроило, было время прогуляться по прилегающему к аэропорту району). Получив свой рюкзак, с непередаваемой радостью я отправился на автовокзал, к счастью он находится там же, где и сам аэровокзал. Сел на маршрутку до Слюдянки и через пару часов был на месте. Пока ехал все думал как я буду жить эти ближайшие дни в глуши среди дикого зверья, но меня это абсолютно не пугало: во-первых я был не один, во-вторых я жаждал встречи с Байкалом, а чтоб понять Байкал, надо посвятить ему хоть чуточку своей жизни.

г. Слюдянка. Маленький городишка, на редкость приветливый и душевный, ничем особо  не примечателен кроме большой жд станции, большими красивыми сопками вокруг и берегом Байкала с белыми мраморными камнями.     

M1 web
жд станция Слюдянка – единственный в мире вокзал, полностью построенный из белого мрамора в 1904 г.
Прогулялся около вокзала (местные отличались от горожан спокойным нравом и еще более широко открытыми глазами при взгляде в упор), зашел в магазин купить свежего хлеба. К сожалению Байкальского омуля как раньше купить уже невозможно на платформе, всех давно разогнали местные правоохранители
 
M2(Л 3504) web
Паровоз Л-3504

Нагрузив на плечи рюкзак, я двинулся в сторону Шаманского мыса и был полностью готов пройти ~ 90 км пешком.

 
M3 web
Западная горловина ст. Слюдянка.

А там меня уже как сутки ожидал Владимир, расположив на самой верхней точке палатку.

M4 web

Была теплая встреча, мы давно уже не виделись – обнялись и обрадовались. Володя уже разжег костер и готовил обед. Было ощущение непередаваемого праздника.  Вид Байкала с этого места был потрясающий – гигантская, дикая и могучая необжитая территория, и на миг мне даже страшно становилось от того, что ждет впереди. Сейчас я смотрел на тайгу, как на место, где придется жить, и пытался понять, каким образом эта природа станет для меня домом родным

После обеда было решено начать наш путь сразу и не останавливаться на ночлег на мысе, была огромная тяга к далекому и непривычному, в места, обросшие лесом и скалами. В этот момент я вдруг понял, что никогда раньше не был предоставлен сам себе по-настоящему, но всегда неосознанно стремился к этому.

Спустившись вниз, обойдя болото,  мы вышли на 5303 км Транссиба, проследовали ст. Слюдянка-II и вышли на сход путей в сторону КБЖД. 

M6 web
5304 км Транссиба, поворот на КБЖД

Сразу же со схода с Транссиба первая станция  и одноименный поселок Култук.  Здесь мы купили горячего омуля, проверили рюкзаки и двинулись по шпалам  в  вечернюю даль…

M7 web

Надо сразу сказать, что на начальном этапе пути жд балласт был новый бетонный, замененный в 2009 г.

M9 (Kultuk) web
ст. Култук
M10-upd web
вид в сторону ст.Слюдянка

На конце поселка и западной горловине станции с недавних пор установлена стела «Кругобайкальская железная дорога»  

M11 web
M12 web

Ну вот и началось, цивилизация заканчивалась и хотелось на прощание сделать что-нибудь значимое и запоминающееся, что соответствовало бы торжественному моменту типа тоста или торжественной речи. Я не мог высказать те чувства, которые переполняли меня, нет таких слов.

M14 web
западная горловина ст. Култук
Время было вечернее, а потом погода на Байкале очень изменчива и зачастую могло светить солнце и через 5 мин. заморосить дождь,  поэтому  качество фото будет разное, но все равно в данном сюжете я покажу вам все тоннели и галереи, а так же все станции, остановочные пункты, многие мосты и виадуки на фоне красивейшего озера Байкал.

Первая галерея на пути находится на  152 км (ныне не используется). Кстати отсчет км на КБЖД ведется от Иркутска, а первые 70 км после разборки и затопления при строительстве Иркутской ГЭС в 1958 г. ушли в историю. 

M15 (G16 Sosnovaja vost) web
галерея 16 «Сосновая» восточный портал
M17 (G16 Sosnovaja vn) web
галерея 16 «Сосновая» внутри

Основное различие между тоннелями и галереями заключается в технологии строительства. Тоннели пробиваются в горных массивах для того, что бы уложить рельсы под землей там, где эти массивы служат барьерами для укладки пути. А галереи строятся (именно строится, а не пробивается) в глубоких выемках для того, чтобы защитить от обвалов полотно железной дороги.

M18 (G16 Sosnovaja zap) web
галерея 16 «Сосновая» западный портал

Стемнело. Байкал успокоился от дневного ветра и начал засыпать под
открытым небом, утыканным звездами. Вода перестала лупить волнами берег. Я стоял у костра и смотрел в небо. Как можно жить на свете и не замечать каждый вечер такое чудо над собой?! Живя
в городах, мы забываем о существовании неба и звезд.

16 мая 2015 г.

Утром, позавтракав,  мы продолжили свой путь.  Погода решила измениться. Солнце спряталось за тучами – Байкал сразу же потемнел и посмурнел. Вдобавок ко всему задул ветрюган. Ничего не оставалось, как только терпеть.

N1 web
N2 web
N3-upd web
150 км

Галерея № 15 «Ангасольская-2». Также не используется в настоящее время. На некоторых участках галереи не используются ввиду ненадобности, т.к. раньше, когда КБЖД была неотъемлемой частью Транссиба в эксплуатации было 2 пути, а сейчас естественно это просто памятники великого инженерного искусства той эпохи.

N4 (G15 Angasolskaja-2 zap) web
галерея 15 «Ангасольская-2», западный портал

Интересный камень был обнаружен далее, обратите внимание надпись была сделана еще в 19 веке (к сожалению, разобрать содержимое не удалось). 

N5 web

Каменная галерея 14 «Ангасольская-1»

N6 (G14 Angasolskaja-1 vost) web
галерея 14 «Ангасольская-1» восточный портал
N6a (G14 Angasolskaja-1 zap) web
галерея 14 «Ангасольская-1» западный портал

За галереей виднеется п. Старая Ангасолка, основанный в 40-е года при строительстве нынешнего основного хода на Иркутск. Население поселка сейчас не более 15 человек, присутствует турбаза.  Если подняться выше можно выйти на о.п. Поворот (5286 км) и здесь очень отчетливо еще слышны звуки проходящих составов по Транссибу.

А перед поселком мы остановились около двух виадуков  через р.Ангасолку.

N7 (viaduk 148km) web
вид на каменный виадук (1904 г.), недействующий
N9 (vidauk 148km) web
вид на ж/б виадук (1914 г.), действующий

В самом поселке перекурили на о.п. 149 км.

N10 (o.p. 149km Angasolka) web
о.п. 149 км

и посетили Часовню Никалая Чудотворца, построенную в 2007 г.

N11-upd web
Часовня Николая Чудотворца в п. Ст. Ангасолка

Ангасолка по праву считается воротами пешего маршрута в удивительный мир «Кругобайкальки», отсюда, в сторону Маритуя, начинается самый насыщенный инженерными и архитектурными объектами участок.  

N12 (148km) web
148 км
N13 web
148 км, вид на мыс Хабартуй

И вот первый на пути тоннель №38 «Малая Упорная Губа»

N14 (T38 Mal upor guba vost) web
Тоннель 38 «Мал. Упорная Губа» вост. портал

В пределах этого тоннеля выходы хорошо известных Ангасольских гранитных скал, сейчас это любимое место тренировок туристов, скалолазов и альпинистов.

N16 (vid na T37) web
Вид из тоннеля 38 на следующий 37-ой

Тоннель № 37 «Большая Упорная Губа», достаточно длинный – 254 м

N17 (T37 vn) web
Вид внутри тоннеля 37
N18 (T37 Upornaja Guba zap) web
Тоннель 37 «Бол. Упорная Губа» западный портал

Сразу за тоннелями на пути появляется галерея № 13 с оригинальным названием «Недостроенная». По какой причине строительство осталось неоконченным  до сих пор не известно. 

N19 (G13 Nedostroennaja vost) web
Галерея 13 «Недостроенная», вид с востока
N20 (G13 Nedostroennaja zap) web
Галерея 13 «Недостроенная», вид с запада

Продолжаем двигаться дальше, впереди мыс Хабартуй

N21 web
147 км
N22 web
147 км

Двигаясь по шпалам, иногда приходится выходить из состояния эйфории от перегруженных впечатлений и останавливаться на перевал. Вообще железная дорога здесь изматывает путешественника своими неровностями, шпалами, гравием…  но, двигаясь к своей цели, причем по дороге, не имеющей аналогов в мире, этого практически не замечаешь. По началу я предпринимал физические усилия в течении всего дня, особенно когда дул встречный ветер и за спиной огромный рюкзак еще совсем не початый, но не чувствовал себя обремененным и не представлял, как это занятие может надоесть. Нет ничего более увлекательного и занимательного, чем идти вперед по железной дороге. В голове рождаются такие забавные мысли.

На одном из перевалов на 146 км мимо нас проследовал пригородный , так называемый «Матаня», название свое он получил из-за своей особенности мататься туда-сюда раза 3 в неделю со скоростью не более 20 км/ч. В основном его пассажиры это жители поселка Байкал, следующие в райцентр Слюдянку. Сегодня он шел с 3 вагонами, хотя его составность не превышает 1-2 вагонов, иногда 1 товарный бокс.

N23 web
пригородный Байкал-Слюдянка «Матаня»
N24 web
146 км
N26 web
146 км

С погодой не очень повезло в этот день, дул ветер и периодически моросил дождь. Мы подошли к долине р.Хабартуй и обнаружили там развалины электростанции 1930-х годов постройки – одна из сохранившихся реликвий советской эпохи.

N27 web
Развалины электростанции

Интересная выемка через мыс, как-будто вырвали кусок из скалы.

N28 (viemka mis Habartuy) web
Выемка через мыс Хабартуй
Впереди гряда хабартуйских мысов, которые пронизывает целая связка тоннелей . Эх, эти скалы и утесы - агрессивные и хищные объекты, они не дают путешественнику расслабиться и думать о природе, как о мягкотелом существе.Раньше, наверное, с самого детства и до тех пор, пока я не начал по-настоящему путешествовать, передвижение по планете представлялось мне как нечто интересное, сказочное и обязательно уютное. Там, где не уютно – туда не хотелось. Или все-таки хотелось, но не так, чтобы воспринимать этот неуют, а просто находиться рядом,  как всякому, кто смотрит о путешествиях по телевизору. Он неуютен, этот мир. Уже не помню точно когда, но во мне наступил перелом, и я наконец сообразил, что в неуютности этой есть особая прелесть, настоящий вкус.
 
N29 web
Хабартуйские скалы

Тоннель № 36 «Хабартуй-3». Трагическую славу он получил в 46-ом году прошлого века, когда в тоннели столкнулись два поезда и в результате крушения погибли 20 человек и многие были ранены. С тех пор ходят слухи, что в тоннеле можно увидеть призраков той аварии…. не знаю, мы не увидели никого.

N30 (T36 Habartuy-3 vost) web
Тоннель 36 «Хабартуй-3» восточный портал
N31-upd web
Скальные выемки над тоннелем

Сразу за тоннелем череда из каменной  галереи  № 12 «Хабартуйская» и тоннеля № 35 «Хабартуй-2», расстояние между которыми всего в несколько шагов. Такая комплекс-связка встречается на КБЖД всего один раз.

N32 (G12 Habartuyskaya vost) web
Галерея 12 «Хабартуйская», восточный портал
N34 (T35 Habartuy-2) web
Вид из галереи 12 на тоннель 35 «Хабартуй-2»
N33 (G12 Habartuyskaya zap) web
Галерея 12 «Хабартуйская», западный портал
N35 (T35 Habartuy-2 vn)-upd web
Внутри тоннеля 35 «Хабартуй-2»
N36 (T35 Habartuy-2 zap) web
Тоннель 35 «Хабартуй-2», западный портал
N37 web
глоток воздуха после темных и сырых тоннелей

Очень живописное и эффектное место между  тоннелями 35 и 34 – птичий базар – место массового гнездования серебристой чайки

N41-upd web
Птичий базар

Последней тоннель из связки Хабартуйских тоннелей – тоннель № 34 «Хабартуй-1» 

N38 (143km) web
143 км
N39 (T34 Habartuy-1 vost) web
Тоннель 34 «Хабартуй-1», восточный портал
N40 (T34 Habartuy-1 zap) web
Тоннель 34 «Хабартуй-1», западный портал

Ощущаешь мир и его сущность, идешь и чувствуешь, что находишься в огромном пространстве вокруг, чувствуешь огромную массу воды, горы и бесконечное небо. 

N42 (142km) web
142 км

Погода разыгрывается, останавливаемся на обед на 141 км, .  Надо сказать, что с провизией у нас было все в порядке – я нес за спиной консервы, шпроты, дошираки + пару бутылок водки, Владимир и того больше тащил на своем горбу. Воду пили только с Байкала – чистейшая вода на планете с большим количеством кислорода,  t  ее  даже в самые жаркие летние дни не превышает 10 градусов – абсолютно кристально-чистейшая вода и очень вкусная.

N45-upd web
Место обеда
N44-upd web
А так проходил разогрев пищи
N46 (na 141km) web
Берег Байкала

Пока отдыхали, мимо прошел«Байкальский Круиз»  – это тепловоз, везущий за собой обычную электричку, которая приехала из Иркутска с местными туристами для отдыха в выходные дни. В теплое время года эта услуга достаточно востребована.

N48 (TEM2u-8577) web
Экскурсионный поезд под ТЭМ2у-8577

Следующий тоннель № 33 «Большая Крутая Губа», 302 м

N50 (T33 Bol Krutaja Guba vost) web
Тоннель 33 «Бол. Крутая Губа», восточный портал
N51 (T33 Bol Krutaja Guba zap) web
Тоннель 33 «Бол. Крутая Губа», западный портал

Проходим речку Большая Крутая Губа. Идем по каменному виадуку, где от жд остались только следы – это разобранный второй путь.

N52 (viaduk) web
Виадук через р. Бол. Крутая Губа
N52a web
Виадук через р. Бол. Крутая Губа

Переходим на 140-ой км и углубляемя в тоннель № 32 «Малая Крутая Губа». Странные названия у последних двух тоннелей не правда ли? Такое ощущение, что имена им давал какой-то специализированный женский врач.

N53 web
Переход на 140 км
N54 (T32 Mal Krutaja guba vost) web
Тоннель 32 «Мал. Крутая Губа», восточный портал
N55 (T32 Mal Krutaja guba vn) web
Тоннель 32 «Мал. Крутая Губа», вид из тоннеля в сторону ст. Байкал
N56 (T32 Mal Krutaja guba zap) web
Тоннель 32 «Мал. Крутая Губа», западный портал

Впереди серия мысов Шарыжалгай-1, 2, 3, 4 с пробитыми сквозь них одноименными тоннелями. Здесь чудом сохранилась станция Шарыжалгай (1905 г.) на 138 км, дающее представление об архитектурном наследии КБЖД. 

N57 (st. Sharyjalgay) web
Вокзал ст. Шарыжалгай

На западной стороне станции находится разъезд 137 км , где удачно вписалась турбаза с пафосным названием «Центр деловых связей» (в простонародье «Дача Комарова»), предназначенной для встреч и отдыха высшего руководства ВСЖД. 

N57a web
Разъезд 137 км
N58 (Centr delovih svjazey) web
Центр деловых связей ВСЖД в пади Семафорной

На этом месте обновленная жд с бетонными шпалами и гравием заканчивается. Идти дальше по старым деревянным шпалам намного легче и самое главное приятней.

N59 (137km) web
137 км
Проходим следующий тоннель № 31 «Шарыжалгай-4», небольшой, длина его чуть более 30 м
N59a (T31 Sharyjalgay-4 vost) web
Тоннель 31 «Шарышалгай-4», восточный партал
N60 (T31 Sharyjalgay-4 vn) web-9798
Тоннель 31 «Шарышалгай-4», внутри тоннеля
N61 (T31 Sharyjalgay-4 zap) web-9799
Тоннель 31 «Шарышалгай-4», западный портал

Шагая дальше, порой закрадывалась мысля ##..в какую глухомань меня занесло…», но если не понять природу, окружающую тебя, то покоя в током положении не обрести ни за что. Надо почувствовать себя единым с природой и раствориться в ней.

N62 web-9800
136 км
N63 (136km) web-9801
136 км

Кое где еще оставались льдины, 16 мая!

N64 web
Лед
N65 (135km) web
135 км
N66 (134km) web
134 км

Тоннель № 30 «Шарыжалгай-3»

N67 (T30 Sharyjalgay-3 vost) web
Тоннель 30 «Шарыжалгай-3», восточный портал

Тоннель № 29 «Шарыжалгай-2». С восточной стороны к тоннелю пристроена каменная галерея с отмеченными по сторонам необычным орнаментом в виде длинных черных крестов, которые до сих пор являются неразгаданными.

N69 (T29 Sharyjalgay-2 vost) web
Тоннель 29 «Шарыжалгай-2», восточный портал
N71 (T29 Sharyjalgay-2 zap) web
Тоннель 29 «Шарыжалгай-2», западный портал

Тоннель № 28 «Шарыжалгай-1»

N72 (T28 Sharyjalgay-1 vost) web
Тоннель 28 «Шарыжалгай-1», восточный портал
N73 (T28 Sharyjalgay-1 zap) web
Тоннель 28 «Шарыжалгай-1», западный портал
N78 (vid s T28) web
вид с тоннеля 28 «Шарыжалгай-1», вид в сторону ст. Байкал
N75 (132km) web
132 км

Тоннель № 27 «Безымянный». Свое название получил по мысы Безымянному, сквозь который он пробит

N80 (T27 Bezimjanniy vost) web
Тоннель 27 «Безымянный», восточный портал
N81 (T27 Bezimjanniy vn) web
Тоннель 27 «Безымянный», вид из нутри
N82 (T27 Bezimjanniy zap) web
Тоннель 27 «Безымянный», западный портал
N83 (G11 Ploskaja vost)) web
Галерея 11 «Плоская», вид с восточной стороны
N84 (G11 Ploskaja zap) web
Галерея 11 «Плоская», вид с запанной стороны
N86 (T26 Stolby-2 vost) web
Тоннель 26 «Столбы-2», восточный портал
N86a (T26 Stolby-2 zap) web
Тоннель 26 «Столбы-2», западный портал
N87 (T25 Stolby-1 vost) web
Тоннель 25 «Столбы-1», восточный портал
N87a (T25 Stolby-1 zap) web
Тоннель 25 «Столбы-1», западный портал

В долине р. Шабартуй помимо действующего ж/б виадука сохранился старый мост под вторые пути

N89 (vidauk r.Shabartuy) web
Мосты через р. Шабартуй

Время уже вечерело, а прошли всего километров 20. Спешка здесь ни к чему вовсе. Часто останавливались отдохнуть, попить воды, да и просто посмотреть на мир вокруг нас.

N90 (130km) web
130 км

В такие моменты чувствуешь себя хорошо и свободно. Это очень непривычная свобода, похожая на отсутствие дома, но не вообще, а конкретно. Это та свобода, которая толкает все время вперед, заставляет почувствовать мир как пристанище, как воздух, как совершенно необустроенную природу, безуютную стихию….страшная сила.

N91 (129km) web
129 км

Под конец дня нас встретил еще один микропоселок Баклань (14 человек по переписи 2010 г.), основанный в 1902 г. как посёлок строителей и работников строящейся Кругобайкальской железной дороги. Назван в честь Бакланьего утеса. Приятно удивило здесь наличие лошадей.


N92 (129km) web
п. Баклань

Сразу за поселком галерея № 10 «Бакланья»

N94 (G10 Baklanija) web
Галерея 10 «Бакланья», вид с запада

и тоннель № 24 «Бакланий Убур»

N95 (T24 Baklaniy ubur zap) web
Тоннель 24 «Бакланий Убур», западный портал
N96 (son 2) web

Дальше уже не пошли, здесь же на 127 км остановились на ночлег.

 
N96a web
127 км

Конечно, после дня пути впечатлений масса. Мы сидели у костра, легкость была необыкновенная. Над нами сумеречное небо, а под ногами то место, где у нас дом на одну ночь…дом, где попало….так лучше всего можно почувствовать, что живешь на планете – маленькой точечке во Вселенной.

А ночью был дождь. 

 

17 мая 2015 г.

Проснулся рано, дождя не было, Володя уже грел на костре чай. Задерживаться не стали, собрали вещи, закинули рюкзаки и встали на шпалы, впереди ст. Маритуй. Буквально через несколько метров появился тоннель № 23 «Большой Колокольный»

E1 (T23 B. Kolokolniy vost) web
Тоннель 23 «Бол. Колокольный», восточный портал
E2 (T23 B. Kolokolniy zap) web
Тоннель 23 «Бол. Колокольный», западный портал

и за ним сразу еще два тоннеля, на какое-то время появляется ощущение, что находишься в метро.

Тоннель № 22 «Малый Колокольный» и № 21 «Двойная Губа 2»

E3 (T22 M. Kolokolniy vost) web
Тоннель 22 «Мал. Колокольный», восточный портал
E5 (T22 M. Kolokolniy zap)_ web
Тоннель 22 «Мал. Колокольный», западный портал
E6 (T21 Dvoynaya Guba 2 vost)  web
Тоннель 21 «Двойная Губа 2», восточный портал
E7 (T21 Dvoynaya Guba 2 zap)  web
Тоннель 21 «Двойная Губа 2», западный портал
E8 (124 km)  web
124 км
E9 (Baykal)  web
оз. Байкал

Кто был на Байкале знают, что, уехав отсюда, сказочные воспоминания остаются на долго. Не могут просто вода и камни запасть в душу, на душу воздействует только душевная сила, которая присутствует здесь повсеместно и в больших количествах.

Тоннель № 20 «Двойная Губа 1»

E10 (T20 Dvoynaya Guba 1 vost) web
Тоннель 20 «Двойная Губа 1», восточный портал

Тоннель № 19 «Тройная Губа »

E11 (T19 Troynaya Guba vost)_ web
Тоннель 19 «Тройная Губа», восточный портал

Ну а впереди нас ждет одно из загадочных и восхитительных мест на КБЖД – тоннель № 18-bis «Киркирейский», построенный в 1911-1913 гг во время прокладки второго пути взамен построенному уже тоннелю № 18 «Киркерей-3» (1903-1905 гг), который в последствии был заброшен ввиду постоянной деформации под огромной скалой

E12 (T18-bis Kirkireyskiy vost)  web
Тоннель 18-bis «Киркирейский», восточный портал
E13 (T18-bis Kirkireyskiy vost i bivsh. obhod)  web
Тоннель 18-bis «Киркирейский», восточный портал

На фото сверху как раз видно справой стороны от тоннеля место, где изначально  был обход. Мы побываем и в тоннеле и посмотрим  его обход 

E14 (T18-bis Kirkireyskiy vost tablichka)  web
Врезка в камне над входом в тоннель с восточной стороны(1911-1913)
E15 (T18-bis Kirkireyskiy vn)  web
Тоннель 18-bis «Киркирейский», внутри тоннеля
E16 (T18-bis Kirkireyskiy vn) upd  web
Тоннель 18-bis «Киркирейский», внутри тоннеля

Выйдя из тоннеля с западной стороны, мы оказываемся на этаком туристическом местечке-платформе, где останавливаются турпоезда и пассажирам проводят экскурсии. Помимо того, что здесь создано необычное сооружение – акведук для отвода от тоннеля ручья Киркирей, отличающимся мощным и быстрым потоком

E17 (T18-bis Kirkireyskiy zap i vodostok nad nim) upd  web
Акведук над тоннелем 18-bis «Киркирейский», западный портал
E18 (T18 Kirkirey-3 zap nedeyst)  web
Тоннель18-bis «Киркирейский», западный портал и слева заброшенный «Киркирей-3»
E22 (T18 Kirkirey-komplex tablichka)  web
Информационная табличка

данное место еще является местом стыковки Кругобайкальской жд, сомкнувшей Транссибирскую магистраль

E19 (T18 Kirkirey-3 zap tablichka)  web
Информационная табличка

Около заброшенного тоннеля «Киркирей-3» до сих пор остались следы обвалившихся глыб. Чуть далее за «Киркирей-3» можно увидеть каменные подпорные стенки и опоры железного моста, все это сохранилось со времен сооружения первого пути и дает представление в каких условиях прокладывалась железная дорога, к сожалению пройти сейчас ближе туда достаточно опасно из-за обвалов горной породы в некоторых местах.

E20 (T18 Kirkirey-3 vost)  web
Тоннель 18 «Киркирей-3», восточный портал
E21 (T18 Kirkirey-3 vn)  web
Тоннель 18 «Киркирей-3», вид внутри

Ну чтож, пойдем дальше. Интересных мест еще будет не мало, впереди мыс Киркирей и еще два тоннеля под ним.

E23 (idem dalshe, vid na mys Kirkirey-2)  web
122 км
E24 (vid s 122km)  web
Байкал
E25 (T17 Kirkirey-2 vost)  web
Тоннель 17 «Киркирей-2», восточный портал
E26 (T16 Kirkirey-1 zap)  web
Тоннель 16 «Киркирей-1», западный портал
E27 (Chereda tonnrley Kirkerey pozadi) web
Мыс Киркирей

Приближаемся к поселку Маритуй, расположенному в широкой долине одноименной реки. 

E28 (Predvhodnoy Marituy 120km) web
Предвходной светофор ст. Маритуй, 120 км
Когда-то этот поселок был крупным административно-жилым комплексом при станции, от которого в настоящее время осталось несколько дворов, уничтожены здания  эпохи «модерн МПС», сожжена церковь, которая после революции 17 года служила казармой для солдат НКВД
E29 (nachalo st. Marituy, vid na vostok) web
Начало ст. Маритуй, вид с восточной горловины в сторону ст.Култук
E30 (st. Marituy vost. gorlovina) web
ст. Маритуй, восточная горловин
E31 (st. Marituy panorama Baykal) web
Панорама оз. Байкал, ст. Маритуй

Зато удивительным образом сохранилась сама станция Маритуй с полным набором всех необходимых построек для обслуживания паровозов и приемки пассажиров

E32 (st. Marituy) web
ст. Маритуй
E33 (st. Marituy vokzal) web
Вокзал ст. Маритуй
Рядом с входом в вокзал, который конечно же закрыт и давно уже не функционирует, сохранился козырек, под которым когда-то висел колокольчик, отправлявший поезда
E35 (st. Marituy putevaja kazarma) web
Путевая казарма
E34 (st. Marituy mestnie) web
ст. Маритуй и ее обитатели
E36 (st. Marituy zap gorlovina) web
ст. Маритуй, западная горловина
На какое-то время стих ветер и вышло солнце. Был дивный денек в чудесном месте. Цивилизация была далека от нас, а мы были островком счастья, затерянном в океане жизненных неурядиц.
 
E37 (118km) web
118 км
E38 (117km) web
117 км

Впереди тоннель № 15 «Косой Убур»

E39 (T15 Kosoy Ubur vost) web
Тоннель 15 «Косой Убур», восточный портал

Тоннель № 14 «Асламовский»

E40 (T14 Aslamovskiy vost) web
Тоннель 14 «Асламовский», восточный портал
E41 (114km) web
114 км
E42 (113km vid v storonu Kultuka) web
113 км
E43 (113km vid v storonu p.Baykal) web
113 км
E47 (111km vid v storonu p. Baykal) web
112 км
E48 (111km vid v storonu Kultuka) web
111 км

На 110-ом км начинается одно из красивейших мест на КБЖД, где гармонично уживаются природные и историко-культурные достопримечательности: живописная долина р. Половинной, тихий поселок Половинный на левом берегу и бухта с песчаным пляжем

Тоннель № 13 «Чайкин Утес» или «Малый Половинный», самый короткий на всей КБЖД тоннель – всего 30 м.
E50 (T13 Chaykin Utes vost) web
Тоннель 13 «Чайкин Утес», восточный портал
E50a (T13 Chaykin Utes zap) web
Тоннель 13 «Чайкин Утес», западный портал

Парные железный мост и ж/б арочный виадук  через р. Половинная. На этом участке они самые длинные (64 м)

 
E52 (most i viaduk cherz r. Polovinnuyou) web
Мосты через р. Половинная

За мостом установлен паровоз-памятник , который в этих же местах и трудился в начале прошлого века.

E53 (parovoz-pamjatnik p. Polovinnaya) web
Паровоз-памятник
E55 (o.p. 110km Polovinniy) web
о.п. 110 км

В поселке как и почти во всех населенных пунктах на этой железной дороге всего 2-3 двора. В одном из них, спасибо хозяевам, мне удалось зарядить фотоаппарат и телефон, хотя последний был здесь совсем не нужен т.к. сотовой связи на всем протяжении пути не было вовсе (ну кроме начальных станции Слюдянка и Култук и конечной Байкал) и мы были полностью отключены от какой-либо информации в мире. Все-таки мир кажется нам ограниченным по причине наличия городов, людей, машин, компьютеров и телефонов рядом. Без этого он представляется как единое бесконечное целое. Именно таким я его почувствовал. Огромные пространства, которые простирались вокруг, поглощали мои мысли, отсутствие цивилизации поблизости чувствовалось очень
сильно. Сознание этого факта пьянило. 

E54 (Baykal) web
Байкал

Обед прошел на песчаном берегу у кромки мыса Половинный под железной крышей старой коптильни, где местные рыбаки коптят Байкальского омуля, под стук хорошего проливного дождя.

После продолжительного отдыха мы отправились покорять самый длинный тоннель на КБЖД – Половинный (778 м). 
E56 (T12 Polovinniy vost) web
Тоннель 12 «Половинный», восточный портал
E57 (T12 Polovinniy tablichka) web
Табличка на портале с указанием времени строительства тоннеля
E58 (T12 Polovinniy vn) web
Тоннель 12 «Половинный», вид с середины тоннеля
E59 (T12 Polovinniy zap) web
Тоннель 12 «Половинный», западный портала

Очень интересное ощущение находиться в тоннеле, где холодно, пахнет сыростью и с потолка, который до сих пор весь в копоти от проходящих когда-то паровозов, падают капли с характерным звуком: это не беспокойство и не страх, а скорее очень необычный внутренний дискомфорт.

E60 (Baykal) web

Половина пути пройдена.

E61 (108km vid v storonu p.Kultukl) web
108 км, вид в сторону ст. Култук и мыс Половинный
E62 (107km vid v storonu p.Baykal) web
107 км

Редкий «гость» нарушил тишину и промчался мимо нас. АДЭ-1 030 – дефектоскопная автомотриса, нужно заметить дорогу до сих пор поддерживают в надлежащем уровне, ремонтируют, меняют, подмазывают…

E63 (ADE-1 030) web
АДЭ-1 030

Еще одна Богом забытая микродеревушка Пономаревка на 107 км. Основаная в 1902 г.  и практически необитаема.

E64 (Ponomarevka) web
Пономаревка
E65 (o.p. 107km Ponomarevka) web
о.п. 107 км в Пономаревке
E66 (106km vid na Ponomarevku) web
106 км, вид на Пономаревку
E67 (106km vid v storonu p.Baykal) web
106 км
E68 (106km podhod k p.Ivanovka) web
106 км
E69 (106km most cherez r. Ivanovka) web
мост через р. Ивановка
E70 (o.p. 106km p. Ivanovka) web
о.п. 106 км
E71 (105km) web
105 км

Погода на Байкале действительно уникальное явление – то холодно, то жарко, то ветер, то изморось, потом штиль и приятно тепло, и все это сразу можно испытать на себе минут за 30. Сложно сообразить как себя чувствовать: как в Крыму, как в Магадане или как-то еще. Выглянуло солнце – и я оказался где-то в Восточной Европе, спряталось за тучку – и я в районе Магадана. Такая смена впечатлений действует на сознание, как контрастный душ. Нахожусь в постоянном тонусе. В Москве такого нет, там можно спокойно настраиваться на долгую отвратительную погоду без изменений и не переживать за непрерывность впечатлений.

E72 (105km) web
105 км

Подошли к местечку под названием «Белая Выемка», дело в том, что здесь древнейшее геологическое образование выходит на поверхность Кругобайкальской железной дороги – выход мрамора с редким сочетанием пород и минералов (обнаружено 70 видов). Очень красиво, особенно в солнечный день, когда откосы слепят мощным сиянием многочисленных кристаллов твердых минералов. 

 
E73 (Belaja vyemka 105km) web
Белая выемка
E75 (Vid s mysa Ivanovskiy v storonu Kultuka)_ web
E76 (Vid s v storonu Kultuka 104 km)  web
104 км

Здесь мы встретили мужика лет 45-50, он шел нам на встречу, как оказалось, к нашему удивлению, он такой же как и мы, только шел со ст. Байкал в Слюдянку. Выглядел он как авантюрист-золотоискатель. Лицо обветренное и обгоревшее на солнце до синевы, на голове - копна волос, похоже, не знавшая расчески, одет он во все брезентовое и заношенное до состояния "дальше некуда", с боку шматок скалолазной веревки. Узнав откуда мы и куда держим путь, он проникся уважением.
Сам он был из Иркутска и мне показалось странным то, что он до сих пор не
насмотрелся на Байкал. Как можно прожить столько лет на одном и том же
месте и не устать глядеть на пейзаж, каким бы прекрасным он не был?! Оказывается можно, он ходил всегда в одиночку по несколько раз в году, ночевал всегда сверху, т.е. не как мы около рельс в палатке, а на горе. Как он сказал, сверху лучше смотреть на Байкал. Мы так поступим в конце нашего похода. ))

E77 (Baykal 104 km)_ web
E78 (Vid na nebo 104 km)_

Для тоски в душе просто не оставалось свободного места - все оно было занято восторгом от существования в сибирской глуши. К тому же я уже привык к Байкальским скалам и перестал их опасаться.

E79 (104 km vid v storonu Kultuka)_
104 км
E80 (104 km vid v storonu Kultuka) web
 
104 км
Под вечер прошли мимо галереи № 9 «Ивановская», которая выглядит как-будто вросшая в скалы. Недействующая
E81 (G9 Ivanovskaya vost.)_web
Галерея 9 «Ивановская», восточный портал
E82 (mys Shumihinskiy)_web
Вид на мыс Шумихинский
E83 (Bereg Baykala)_web

Удивительно, но световой день приближался к закату, а я не ощущал усталости. Я чувствовал себя прекрасно, несмотря на то, что весь день  был в пути. Длительное пешее существование заставляет жить и мыслить как-то по особенному, стационарно. В пути самое главное - это чувство пути, а не сам процесс. Без осознания и чувствования происходящего путь превращается в пустую растрату сил и времени.

E84 (104 km vid v storonu Kultuka)_web
103 км
На 103 км и остановились для разбития палатки и разведения костра. Вокруг была бездна тишины и пространства. Какое прекрасное состояние: тишина пронизывает полностью, завладевает каждой клеточкой. В городе нет тишины, потому что для настоящей тишины надо еще много свободного пространства. Тишина - это не отсутствие звука. Тишина – это отсутствие человека. В природе никогда не бывает тихо совсем, даже в тоннелях. Но натуральные звуки не мешают тишине - они дополняют ее гармонию.

E86 (104 km nochevka) web
E87 (104 km nochevka) upd web

Прекрасный вечер, спать не хотелось и мы устроили посиделки у пионерского костра. Я полюбил Байкальские вечера…костер (никогда не устану смотреть на это чудо природы)…бархатистое черное небо, очень необычное небо на Байкале, оно не похоже на небо степей и в нем просматривается космическая чернота с миллиардами звезд.   Я очень бережно отношусь к таким малюсеньким радостным ощущениям, собираю их и храню у себя в груди. Когда бывает грустно, вспоминаю о них.

 

18 мая 2015 г.

 

Настало утро, я открыл глаза, и мой маленький мир, состоящий из
пространства внутри палатки, засветился светом зари. Казалось, что нет
ничего: ни Байкала, ни тайги, ни даже планеты Земля. Весь мир состоял из
меня и пустоты, обтянутой палаточной тканью. Если бы кто-нибудь начал
рассказывать о том, что где-то есть моря, горы, леса и пустыни, я не поверил
бы ни единому слову. 

W1 (104 km utro) web

В путь! Через бухту «Березовая»

W2 (103 km vid v storonu Kultuka) web
103 км, позади осталась галерея 9 «Ивановская»
W3 (103 km vid v storonu p. Baykal) web 2 web
103 км
W4 (103 km) web
103 км
W5 (Podpornaja stenka 103 km) web
103 км, подпорная стенка

Галерея № 8 «Малая Шумихинская» на 102 км с итальянской стенкой, примыкающей с запада. Такое название стенка получила из-за того, что ее арки очень напоминают итальянскую архитектуру и проект стены был разработан итальянцем.

W6 (G8 Mal. Shumihinskaya vost.) web
Галерея 8 «Мал. Шумихинская», восточный портал
W7 (G8 Mal. Shumihinskaya zap. i Ital stenka) web
Галерея 8 «Мал. Шумихинская», западный портал и итальянская стенка

Следом идет галерея № 7 «Большая Шумихинская». Все последние галереи не действуют, но являются неотъемлемой частью инженерно-природного ансамбля старой дороги. Представить страшно, сколько народу трудилось над сооружениями в течении нескольких лет, а теперь только ветер свистит….

W8 (G7 Bol. Shumihinskaya zap) web
Галерея 7 «Бол. Шумихинская», восточный портал

Поселок Шумиха, официально зарегистрировано 2 человека))), так же в поселке имеется небольшая турбаза. 

W10 (p. Shumiha) web
п. Шумиха
W9 (o.p.102km Shumiha) web
о.п 102 км в п. Шумиха

Слева  - огромные горы, поросшие лесом, на исследование которых можно потратить целые месяцы, а сколько таких картинок перед глазами за день! Мир проносится мимо с огромной скоростью, несмотря на то, что идем не быстрее 4-5 км/час.

Проходим тоннель № 11 «Шумихинский»

W11 (T.11 Shumihinskiy vost) web
Тоннель 11 «Шумихинский», восточный портал
W12 (T.11 Shumihinskiy zap) web
Тоннель 11 «Шумихинский», западный портал

Тоннель № 10. Характерно здесь то, что тоннель не имеет вообще никакого названия

W13 (T.10 vost) web
Тоннель 10

А вот бухта «Березовая» доставила немало хлопот строителям. Изначально путь шел не сквозь гору, а над бухтой через мост и галерею № 6 «Березовая»

W19 (G6 Berezovaja vost) web
Галерея 6 «Березовая», восточный портал
Мост через бухту был демонтирован и перевезен в Бурятию на р. Выдринную
W20 (G6 Berezovaja vost) web
Галерея 6 «Березовая», восточный портал

W23 (G6 Berezovaja zap) web
Галерея 6 «Березовая», западный портал

но за время эксплуатации (1905-1910 гг) произошли скальные обрушения и было принято решение прокладывать тоннель № 9 «Березовый» со сложной кривой  в обход бухты

W14 (T.9 Berezoviy vost) web
Тоннель 9 «Березовый», восточный портал
W15 (T.9 Berezoviy vn) web
Тоннель 9 «Березовый», внутри тоннеля
W16 (T.9 Berezoviy vn) web
Тоннель 9 «Березовый», внутри тоннеля

На обходе тоннеля остались развалины электростанции и следы камнепадов

W18 (razvaliny elektrost.) web
Электростанция, бывшая
W22 (Baykal buhta Berezovaja) upd web
Бухта Березовая
W17 (Baykal 100km) web
Вид с бухты
W21 (Baykal) upd web
Байкал

Вперед, идем дальше! Никогда раньше подобного не было. Мне просто хотелось
путешествовать, видеть разные места, людей, но никогда не испытывал
настоящей страсти по отношению к передвижению на своих двоих, особенно по железной дороге. А сейчас я полностью во власти чар пути. Во мне поселился неукротимый зверь, и не позволяет спокойно жить на одном месте. Я хочу только вперед - не могу по-другому. Лишь только в пути чувствую себя. Это величайшая страсть.

W25 () upd web
W26 (idem dalshe)_ web
99 км
W27 (99km)_ web
99 км

Впереди ст. Уланово – единственная из станций КБЖД, которую в 62-ом ликвидировали по причине превращения участка в тупиковый. Были утрачены необходимые постройки для обслуживания поездов и пассажиров, водоподъемные сооружения и вековые тополя. Название свое станция получила в честь комиссара Николая Уланова, который в 1933 здесь же был убит белыми.

W29 (nechet. gorlovina st. Ulanovo)_ web
Нечетная горловина ст. Уланово
W30 (nechet. gorlovina st. Ulanovo vid na vost.)_web
Нечетная горловина ст. Уланово, вид в сторону ст. Култук
W31 (vokzal st. Ulanovo)_ web
здание вокзала ст. Уланово
W33 (st. Ulanovo vid na vost.)_web
ст. Уланово, вид в сторону ст. Култук
W34 (chet. gorlovina st. Ulanovo)_web
Четная горловина ст. Уланово

За станцией мы прошли две галереи, которые находятся в стороне от действующего пути и совсем заросли деревьями.

W35 (G5 Holodnaja-2 zap)_web
Галерея 5 «Широкая», западный портал
W36 (G4 Holodnaja-1 vost.)_web
Галерея 4 «Холодная», восточный портал
W37 (podp. stenka u zap. portala G4 Holodnaja-1)_web
Подпорная стенка у западного портала галереи 4 «Холодная»
W37a (96km vid v storonu Kultuka)_ web
96 км

Чтож, пройдено уже почти 70 км 

W38 (idem dalsh7e)_web
96 км

Я вспомнил как мне перед отправлением на Байкал так надоело торчать в городе, в результате чего у меня возникла неутолимая жажда пути. Мне хотелось преодолевать пространство бесконечно долго, и даже казалось, что кусочка Байкала может не хватить, чтобы обуздать мою страсть…. Но вот, я здесь, я иду, и это движение в эти минуты казалось самым прекрасным способом существования )))  

W39 (Baykal perekur 95 km) upd web
95 км
W40 (95 km vid v storonu st. Baykal) web
95 км
W41 (Baykal) upd web
95 км
W39a (Baykal perekur 95 km)_ web
95 км, перекур

Отобедав, как всегда у костра и под свежий прохладный ветерок, пошел смотреть на Байкал. Расположился на береговой гальке, уставился на море (именно так называю местные жители Байкал - море) и погрузился в думы о прекрасном и вечном. Закружилась голова. Вдруг стало ясно и понятно, что со мной происходит настоящее приключение. Как я об этом мечтал всю жизнь! Но сейчас не мечтаю, а просто живу происходящей здесь и сейчас мечтой. Мечтать вредно - надо просто жить так, чтобы не о чем было мечтать. Жизнь и мечта должны быть одним и тем же.

W43 (93km vid v storonu st. Kultuk) web
Вид в сторону ст. Култук
W42 (ostanki jel. mosta r. Pylovkal) web
Останки железного моста через р. Пыловка

Дальше начался более спокойный рельеф – без скальных прижимов и раскрытых падей.

W44 (93km vid v storonu st. Kultuk) web
93 км
W45 (93km vid v storonu st. Kultuk) web
93 км
W47 (92km vid v storonu st. Kultuk) web
92 км
W48 (92km vid v storonu st. Baykal) web
92 км

Кстати в начале моего пути я всеже побаивался животных, непонятных лесных
звуков, особенно ночью, когда сидел у костра. Лучше, конечно, сказать не
"боялся" , а "остерегался". Так будет звучать пристойней, но на самом деле я
боялся. А сейчас не боюсь. Мне удивительно спокойно, и кажется глупо чего-то
опасаться, даже медведя. Жизнь среди стихии меняет человека сильно, причем никаким другим способом не достичь этого удивительного состояния (мне даже трудно придумать ему название). Организм что ли немного дичает.

W49 (92km les) web
92 км

Еще одна галерея, потерянная в зарослях густого леса и практически не обозреваемая с полотна. Галерея № 3 «Осиновская» 

W50 (G3 Osinovskaja vost.) web
Галерея 3 «Осиновская», восточный портал
W51 (G3 Osinovskaja zap.) web
Галерея 3 «Осиновская», восточный портал

Приближаемся к мысу Толстый, пронизанного тоннелем, за которым уже можно разглядеть порт Байкал и Листвянку. На какое то мгновение появилось даже желание забраться на вершину этого уникального объекта по его склонам и насладиться захватывающими панорамами озера, но я передумал - есть физический предел и у моего организма. Кроме того, впечатления обо всем, что со мной произходило, были настолько сильны, что, добавив еще, можно перебрать.

W53 (mys Tolstiy) web
Мыс Толстый
W54 (mys Tolstiy blije) web
Мыс Толстый
W52 (91km vid v stor. st. Kultuk) web
91 км
W55 (91 km vid v stor. st. Kultuk) web
91 км
W57 () upd web
91 км

Тоннель № 8 «Толстый»

W58 (T8 Tolstiy vost. nadp.) web
Тоннель 8 «Толстый», восточный портал
W59 (T8 Tolstiy zap.) web
Тоннель 8 «Толстый», западный портал
W60 (90km vid v storonu st.Baykal) web
90 км

Еще одна путеремонтная машина

W61 (90km vid v storonu st.Kultuk) web
90 км

 Красота! Не успеваю ее воспринимать, как следует. 

W62 (mys Katorjanskiy) web
Мыс Каторжанский
W64 (podhod k T7) web
Подход к тоннелю 7 «Каторжанский 2»

Такое название местности было отмечено на картах еще до строительства дороги, поэтому не связано, как бытует мнение, с каторжанами, строившими тоннели.

W65 (T7 Katorjanskiy 2 vost.) web
Тоннель 7 «Каторжанский 2», восточный портал
W66 (T6 Katorjanskiy 1 vost.) web
Тоннель 6 «Каторжанский 1», восточный портал
W67 (T6 Katorjanskiy 1 zap.) web
Тоннель 6 «Каторжанский 1», западный портал
W69 (88km vid v storonu st.Baykal) web
88 км, вид в сторону ст. Байкал
W70 (88km vid v storonu st.Kultuk) web
88 км, вид в сторону ст. Култук
W71 (88km vid v storonu st.Kultuk) web
88 км

Галерея № 2 (никакого названия не имеет)

W72 (G2 vost) web
Галерея 2, восточный портал
W74 (G2 zap) web
Галерея 2, западный портал
W76 (bereg Baykala) web

Сейчас я нахожусь в одном из самых глухих мест планеты, чувствую себя странником-первооткрывателем, и не обязательно при этом на самом деле им быть. Для сознания вполне достаточно воспринимать просто необжитый и незнакомый пейзаж.

 Тоннель № 5 на 87 км также не наградили имением и оставили ему просто номер

W75 (T5 vost.) web
Тоннель 5, восточный портал
W77 (T5 zap.) web
Тоннель 5, западный портал

Идем дальше, с погодой в этот день нам повезло.

W81 (87km) upd web
W80 (Baykal 87km) web

Байкал напоминает Охотское море в районе Магадана. Наледи на горах в конце весны смотрятся экзотично.

W82 (86km vid v storonu st.Kultuk) web
W84 (Baykal) upd web
W83 (86km mys Baklaniy) web
Мыс Бакланий
W85 (86km vid v storonu st.Kultuk) web
86 км
W86 (86km) upd web
86 км
W87 (85km vid v storonu st. Baykal) web
85 км
W88 (85km vid v storonu st. Baykal) web
85 км

«железный зверь» потревожил нас из засады ). 

W89 (85km TEM2 5419) web
ТЭМ2-5419

Но а лесного зверя мы так ни одного и не повстречали на пути, были куницы, бурундуки, орланы, чайки…. Хотя в этих местах обитают и волки и медведи. Появись медведь, я бы скорей всего залез на скалу, которая была бы рядом. Я на самом деле не смельчак, а всего-навсего волевая личность. Именно страх заставляет рисковать, это своего рода попытка убедить себя в том, что страха на самом деле нет.

Тоннель № 4 «Бакланий», 200 м., проложен под одноименном мысом

W90 (T4 Baklaniy vost.) web
Тоннель 4 «Бакланий», восточный портал
W91 (T4 Baklaniy vn.) web
Тоннель 4 «Бакланий», вид из тоннеля
W92 (T4 Baklaniy zap.) web
Тоннель 4 «Бакланий», западный портал
W93 (mys Baklaniy) web
Мыс Бакланий остался позади

Завечерело

W94 (84km vid v storonu st.Kultuk) web
84 км

Тоннель № 3

W95 (T3 vost.) web
Тоннель 3, восточный портал
W96 (T3 vost.) web
Тоннель 3, восточный портал
W97 (T3 zap.) web
Тоннель 3, западный портал
W98 (83km bereg Baykala) web
83 км

Погода - чудо: ни ветерка, ни облачка, как не на Байкале.Штиль. Как так можно:
столько воды - и тишина, вокруг как-будто все преображается в красочную вечернюю декорацию к волшебному спектаклю.

W99 (82km vid v storonu st.Kultuk) web
82 км

Тоннель №2 , предпоследний, 

W100 (T2 vost.) web
Тоннель 2, восточный портал
W101 (T2 zap.) web
Тоннель 2, западный портал

а за поворотом…

W102 (82km vid v storonu st.Baykal) web
82км

последний тоннель на КБЖД №1

W103 (T1 vost.) web
Тоннель 1, восточный портал
W105 (T1 zap.) web
Тоннель 1, западный портал

Впереди у нас осталась всего одна галерея, но мы ее пройдем уже на следующий день. На сегодня задачей было найти место для ночлега.

W106 (81km) web
W107 (81km vid v storonu st.Baykal) web
81км
W108 (81km vid v storonu st.Kultuk) web
81км
W109 (81km vid v storonu st.Kultuk) upd web
81км

Дошли до пади Бол. Баранчик. Оказывается  здесь до 70-х годов была деревушка, а сейчас база отдыха с 2-мя деревянными домишками, по здешним меркам считается очень цивилизованным местечком, даже собачка какая-то потяфкала.

W110 most r. Bol.Baranchik) web
Мост через р. Боранчик
W112 ( o.p.80 km) web
о.п. 80км около базы отдыха

Здесь рядом и остановились, сбросили рюкзаки и сели, облокотившись на сосны, закурили. Чувствовалось расслабление после долгого дня, тишина кружила голову.

Мимо нас неспеша проползла вечерняя «матаня»

W113 ( TEM2 3225) web
ТЭМ2-3225

Как всегда разожгли костер, стало как-то даже немного грустно, ведь это была последняя ночь "на рельсах", на завтра мы должны закончить путь. Я подумал, что все это представление скоро закончится и придется возвращаться обратно в Москву, а это место, где пролегает дорога к бесстрашию, к свободе, останется. Возвращение - это для меня суровая необходимость, а не потребность.

Наевшись и допив оставшуюся водку, разговорились. Люблю это дело. Задушевные беседы в тайге. Разговоры о накоплении денег на машину, о дураке начальнике, о стерве теще никому здесь не нужны. Самые интересные темы - это рассказы о путешествиях и приключениях, тем более мой напарник Владимир – человек с особенным характером, абсолютно безстрашен, может уехать куда угодно и пробыть там сколько угодно. Как я писал выше, мы были с ним уже на Байкале однажды (в восточной части, в Бурятии), он уже тогда спокойно мог уйти в тайгу просто погулять и полюбоваться природой, тогда когда все местные ходили за грибами с ружьем и серьезно остерегали нас от необдуманных поступках. Он жил на Урале, жил в степной Монголии, два месяца провел на Сахалине, в медвежьем заповеднике. Вся жизнь его необычна до чрезвычайности. Вообщем с ним есть о чем поговорить.

 

Ночью было тяжело уснуть, я стоял на берегу и все думал о следующем дне, вдали виднелись огни поселков Байкал и Листвянка, уже чувствовалось приближение цивилизации.

W115 (ogni Baykala) web
огни цивилизации

19 мая 2015 г.

 
X0 web

Встало солнце. 5-й день. Высунул голову из палатки и увидел Байкал. Он был раскрашен по-утреннему ненавязчиво в нежнейшие волшебные полутона, которые только намекали о существовании чего-то вечного и прекрасного. Как я люблю Байкал. Я покинул маленькую уютную палатку и стал частью огромного пространства, заполненного водой, горами и небом. С первым же вдохом внутри этого пространства в меня входит новый день. Чистка зубов и полоскание полости рта в холодной байкальской воде - отличный заменитель зарядки. Чувствую корни зубов, и мне хочется засунуть голову в костер для согрева мозгов. На завтрак  рисовая каша с мясом и крепкий чай. Погода по здешним представлениям отличная: воздух градусов +12, вода + 2. Собрали вещи и отвалили.

На 79 км прошли еще одну турбазу, где не было никого, видимо жизнь здесь бывает только в самые теплые дни лета.

X1 (o.p.79km) web
о.п. 79км
X2 (79km vid v storonu st. Kultuk) web
79км вид в сторону ст. Култук

Мы шли последние километры КБЖД.  Я  шел и смотрел вперед – туда, где скоро вот-вот оборвется стальная нить, некогда бывшей частью Великого сибирского железнодорожного пути, впоследствии получившего название Транссибирской магистрали, собравшая в себе историю царской  России.  Я был взволнован до глубины души, и сейчас передать все свои ощущения и эмоции с помощью слов очень сложно, наверное потому, что я не писатель, но очень сомневаюсь, что у писателя это хорошо получилось бы - слишком уж все необычно, буквально все: и чувства, и мысли, и желания.

X3 (79km vid v storonu st. Kultuk) web
79км
X4 (79km vid v storonu st. Baykal) web
79км
X5 (78km vid v storonu st. Baykal) web
79км
X6 (78km vid v storonu st.Kultukl) web
78км

Последняя галерея на пути, без названия, под № 1

X7 (G1 vost.) web
Галерея 1, восточный портал
X8 (G1 vost.) web
Галерея 1, восточный портал

Мы прошли 38 тоннелей, общей длиной более 9000 м.(!), 9 км под землей. Плюс 16 галерей (многие из них сегодня не используются) – около 300 м.  Каждый тоннель на Байкале, каждая галерея имеют свою историю – все они – рукотворные объекты истории на фоне впечатляющих своей мощью мысов и утесов, обнаженных скальников и живописных долин рек.  Все они сооружались в трудных условиях и в трудное время. Это поистине грандиозные и впечатляющие инженерные сооружения. Сложно остаться равнодушным , оказавшись рядом и почувствовав их масштаб, вековую прохладу и тревожную темноту.

X9 (G1 vid v storonu st.Baykal) web
вид с галереи 1 в сторону ст. Байкал
X10 (77km vid v storonu st.Baykal) web
77км
X11 (77km vid v storonu st.Kultuk) web
77км
X12 (77km vid v storonu st.Baykal) web
77км

Опять ремонтники-железнодорожники промчались, веселые ребята и практически единственные люди встречавшиеся нам на пути.

X14 (76km ASG-30p) web
АСГ-30п
X15 (76km vid v storonu st.Baykal) web
76км
X16 (76km vid v storonu st.Baykal) web
76км
X17 (76km vid v storonu st.Baykal) web
76км
X18 (75km vid v storonu st. Kultukl) web
75км
X19 (75km vid v storonu st. Kultukl) web
75км
X20 (75km vid v storonu st. Baykall) web
75км
X21 (predvhodnoy) web
Предвходной светофор на ст. Байкал

Заходим в п. Байкал. Мы как дикари, вышедшие из леса, у нас даже заработали телефоны и мы впервые смогли связаться с родными. Появились люди, маленькие дети на велосипедах. Мне даже показалось, что на нас смотрели как на существ из другого мира «кто это?» )

X22 (dom kultury) web
Дом культуры и администрация п. Байкал

Зашли в местный магазин…

X23 (magazin) web
Магазин

…чему были бесконечно рады. Мы купили хлеба, помидор, селедки и пива, казалось больше и не надо. Проторчали наверно час около магазина – просто отдыхали, ощущение свершения какого-то подвига меня не покидало. 

X24 (o.p.74 km) web
о.п. 74 км
X25 (nechet. gorlovina st.Baykal) web
Нечетная горловина ст. Байкал
X26 (pereezd) web
ж/д переезд
X27 (Nechet. gorlovina vid v storonu st.Kultuk) web
Нечетная горловина ст. Байкал, вид в сторону ст. Култук
X28 (port Baykal) web
ст. Байкал

Эта станция является конечной на КБЖД с1956 г, дальше дорога вдоль р. Ангара до Иркутска была затоплена , но поселок и сама станция существовали еще до введения в эксплуатацию «кругобайкальки » (1904 г.). Здесь до сих пор находится порт, который исполнял обязанности  железнодорожной переправы. Все составы, идущие на восток, отправлялись на паромах до ст. Мысовая (Бурятия). Первый поезд пришел на станцию Байкал 21 октября (2 ноября) 1898 года.

X29 (vokzal Baykal) web
Вокзал ст. Байкал

Вокзал был реконструирован по первоначальному облику

X29b (st.Baykal) upd web
ст. Байкал
X29c web
ст. Байкал
X30 (Baykal) web
ст. Байкал
X32 (st. Baykal) web
Вид на п. Байкал со станции
X33 (L 4657) web
Паровоз-памятник Л-4657 на ст. Байкал
X33a web
Паровоз-памятник Л-4657 на ст. Байкал
X33b web
Паровоз-памятник Л-4657 на ст. Байкал
X35 (chet. gorlovina st.Baykal) web
Четная горловина ст. Байкал, вид в сторону ст. Култук
X36 (ust
Устье р.Ангара
X37 (poslednie metri KBGD) web
Последние метры КБЖД

Дорога дарит нам свободу от всего сразу - это универсальное средство. Я всегда
счастлив в пути. Я много мотался по свету, и у меня никогда не
было своего пути, а теперь есть.

X38 (tupik) web
Тупик

Всё! Дальше рельсы были разобраны и участок Байкал - Иркутск  ушел в небытие.

X41 (uchastniki expedicii 3) web
Участники похода

На фото сверху участники похода – ваш покорный слуга и автор отчета Дмитрий (слева) и мегапутешественник из Белоруссии Владимир (справа).

Действительно, мы в тот момент были счастливы, мы хотели этого и мы сделали это.

Потом мы залезли на гору к старому маяку, на которой и остались до утра. Это я впервые покоряю горы. Через мгновение – на вершине, подо мной высота, сверху - огромная синяя пустота. В небесной вышине парят два здоровенных орла. Мне тоже очень хочется летать.

X49 web
X50 web

Я долго стоял на пике горы и смотрел на Байкал в направлении нераскрытого таинства

X52 web

и на мгновение показалось, что преодолел огромный путь совершенно напрасно, так ничего и не сумев понять. Но это продолжалось лишь короткий миг, и я понял, что ощущение нераскрытой тайны - самое ценное мое приобретение. Мне удалось быть в пути в направлении тайны, не найдя к ней разгадки. Я даже толком-то и не понимал, в чем эта тайна заключается. А просто чувствовал ее магическое очарование.

 

20 мая 2015 г.

 

Утром, проснувшись очень рано, мне нужно было отправляться в Иркутск, в аэропорт, домой. Владимир еще решил остаться и покорить остров Ольхон в одиночку, спасибо ему, не было бы его – пошел бы я один…. не знаю. Мы попрощались, надеюсь мы еще встретимся и покорим еще чего-нибудь, например БАМ.

Я спустился вниз к порту, где на пароме переплыл Ангару.   То что я чувствовал не выразить словами. Мне было чертовски хорошо от того, что со мной случилось.

X55 (upd) web
отправление на пароме
X45 (gora) upd web
Гора, где мы ночевали
X47 (parom) upd web
через р. Ангара
X53 web
 
Эпилог
 
Я ничего не хотел более того, что имел. Я был весь здесь и сейчас. Я был никем и не обладал ничем, кроме самой малости - мира, который был передо мной весь
целиком в течении одного прекрасного мгновения.
Раньше я пытался достигнуть чего-то главного, пока не сообразил, что все необходимое мы и так имеем в своем распоряжении, просто не обращаем на это внимание. Можно взять палку и отправиться в путь. Весь мир перед нами, он наш, этот мир, и он прекрасен!

Комментарии
CУПЕР, ЧИТАЛА И НАСЛАЖДАЛАСЬ! ВЫ- МОЛОДЦЫ! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: