Ст. 1952 км. – хр. Обе-Из – р. Пальник-Шор – пер. Малиновый (н/к, 480 м.) – р. Дурной-Ель – пер. Долгий (н/к, 820 м.) – балок Нидысей – р. Лунвож-Нидысей – пер. Ступенчатый (1А, 1070 м.) – пер. Ку-ка-ре-ку (1А, 1030 м.) – р. Капкан-Вож – пер. Студенческий (1А, 1080 м.) – г. Манарага (1Б, 1598 м.) – р. Манарага – пер. Олений (н/к, 1040 м.) – оз. Форельное – пер. Форельный (н/к, 840 м.) – пер. Становой (н/к, 840 м.) – хр. Западные Саледы (траверс + восхождение на г. Южные Саледы (н/к, 1263 м.)) – р. Дурной-Ель – р. Пальник-Шор – хр. Обе-Из – ст. 1952 км.
гео-теги: Россия Урал
 



Отчет о пешеходном походе III категории сложности по Приполярному Уралу в период с 18 августа по 1 сентября 2006 г.
Автор: Артур Гилязов (Казань)

Содержание:
  1. Справочные сведения о походе;
  2. Общая идея похода;
  3. Варианты подъезда и отъезда;
  4. Аварийные сходы с маршрута и запасные варианты;
  5. Изменения маршрута и их причины;
  6. График движения;
  7. Техническое описание прохождения маршрута;
  8. Потенциально опасные участки на маршруте;
  9. Перечень наиболее интересных объектов;
  10. Дополнительные сведения о походе;
  11. Стоимость питания, снаряжения, средств передвижения;
  12. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута;
  13. Расчет категории сложности похода в баллах
1. Справочные сведения о походе
1. Проводящая организация

Незарегистрированный туристский клуб "ПАЛАТкА № 6" при участии Школы туристской подготовки.

2. Место проведения

Приполярный Урал, Республика Коми, Национальный парк "Югыд Ва".

3. Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км. Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Пешеходный III 274 15 14 18.08.06 – 01.09.06
4. Подробная нитка маршрута

Ст. 1952 км. – хр. Обе-Из – р. Пальник-Шор – пер. Малиновый (н/к, 480 м.) – р. Дурной-Ель – пер. Долгий (н/к, 820 м.) – балок Нидысей – р. Лунвож-Нидысей – пер. Ступенчатый (1А, 1070 м.) – пер. Ку-ка-ре-ку (1А, 1030 м.) – р. Капкан-Вож – пер. Студенческий (1А, 1080 м.) – г. Манарага (1Б, 1598 м.) – р. Манарага – пер. Олений (н/к, 1040 м.) – оз. Форельное – пер. Форельный (н/к, 840 м.) – пер. Становой (н/к, 840 м.) – хр. Западные Саледы (траверс + восхождение на г. Южные Саледы (н/к, 1263 м.)) – р. Дурной-Ель – р. Пальник-Шор – хр. Обе-Из – ст. 1952 км.

5. Определяющие препятствия маршрута
5.1. Локальные препятствия
Вид препятствия Категория трудности Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование) Путь прохождения
Переправа н/к Множество ручьев на всем протяжении маршрута, 19 переправ. Вброд, самостраховка.
Р. Дурной-Ель. Вброд, самостраховка.
Р. Лимбекою, 2 переправы.
Ручей в долине р. Дурной-Ель.
Р. Дурной-Ель. Вброд, завешивание страховочной веревки.
Перевал н/к Малиновые камни 480 м. С севера.
Долгий (Волчий, Крестовый, Тракторный, Каменистый) 820 м. С севера.
Олений 1040 м. С юга.
Форельный (Восток) 940 м. – Становой 940 м. С востока; На северо-восток.
Корова-Рузь840 м. С юга.
Перевал Холодный (Ступенчатый, Каскадный)1070 м. С севера.
Ку-ка-ре-ку1030 м. С северо-запада.
Студенческий 1080 м. С северо-запада.
Вершина н/к Южные Саледы
1263 м.
С юго-востока.
В. 1220 м. С юга.
Манарага (1 зуб) С перевала Студенческий.
Траверс н/к Хребет Западные Саледы(10 км). Юго-восточный склон.
Хребет Западные Саледы(8,5 км). Юго-восточный склон.
5.2. Протяженные препятствия
Вид препятствия Категория трудности Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование) Длина препятствия, км
Растительность н/к Легкопроходимые участки леса и тундры на протяжении большей части маршрута (исключая Кожимский тракт). 61
Легкопроходимые участки леса и тундры (с отсутствием троп) в долинах р. Пальник-Шор и р. Дурной-Ель. 13
Участки высокотравья в долинах рек и тундре. 22
Участки березового стланика, буреломы. 10
Болото н/к Легкопроходимые заболоченные участки тундры и долины р. Дурная. 30
Осыпь н/к Осыпи перевальных взлетов и склонов хребтов Восточные и Западные Саледы. 14,5
23
5
Участок спуска с хребта Западные Саледы. 1
7. Информация об участниках
Фамилия, имя, отчество Адрес Туристский опыт Обязанности в группе
1 Гилязов Артур Равилевич Г. Казань, ул. Павлюхина, д. 95, к. 35. Тел.: 8-91-72-58-10-96. 3У-П, Северный Урал.2Р-П, РМЭ. Руководитель
2 Логашин Александр Андреевич Г. Казань, ул. Батыршина, д. 33, к. 30. Тел.: 542-55-82. 2У-П, РМЭ. Штурман
3 Миронов Вадим Витальевич Г. Казань, ул. Сыртлановой, д. 7, к. 33.Тел.: 224-42-06. 1У-П, РМЭ.Конжаковский Камень (1А), Северный Урал. Летописец
4 Николаев Николай Евгеньевич Г. Казань, ул. Переселенческая, д. 23, к. 1.Тел.: 234-98-02. 1У-Л, РМЭПик Черского (1А), Хамар-Дабан. Завхоз
5 Сиразетдинов Булат Рифкатович Г. Казань, ул. Татарстан, д.11, к. 26.Тел. 293-06-14. 2У-П, Восточный Саян. Медик

Курсивом выделен неофициальный туристский опыт участников.

8. Адрес хранения отчета

Г. Казань, ул. Петербургская, д. 12, МДМСТ РТ.
Электронный вариант – у руководителя.

9. Поход рассмотрен МКК ПТК "Траверс"
2. Общая идея похода
  1. Восхождение на одну из красивейших вершин Урала – Манарагу.
  2. Траверс средней части хребта Западные Саледы. Эта часть хребта находится рядом с основными линиями маршрутов в районе, но практически не посещается туристами.
  3. Снятие GPS-координат по нитке маршрута и проверка уже имеющихся координат по данному району.
3. Варианты подъезда и отъезда
  1. От ст. Казань до ст. Киров – поезд № 330.
    От ст. Киров до ст. Косью – поезд № 100.
    От ст. Косью до ст. 1952 км. – рабочий поезд. На ст. Косью поезд прибывает в 09-40, на ст. 1952 км. – в 11-00.
  2. От ст. 1952 км. до ст. Печора – рабочий поезд. На ст. 1952 км. поезд прибывает в 14-30, но ходит не каждый день, есть еще поезд в 16-30 (примерно, точно выяснить не получилось).
    От ст. Печора до ст. Киров – поезд № 99.
    От ст. Киров до ст. Казань – поезд № 330.
    На эти поезда дальнего следования можно купить билеты за 45 дней.
4. Аварийные сходы с маршрута и запасные варианты

В случае очень плохих погодных условий или неудовлетворительного состояния группы можно было не выходить на траверс хребта Западные Саледы. В этом случае возможен вариант возвращения от Манараги по более простому пути – через перевал Тобик (н/к) и долину р. Дурной-Ель на Кожимский тракт. На хребте Обе-Из находятся шахты, в случае возникновения ЧС это ближайший пункт, куда можно обратиться за помощью.

Во время траверса хребта Западные Саледы можно уйти в долину р. Дурной-Ель (есть несколько удобных перевалов, напр., Корова-Рузь) или в долину р. Хамбалью, откуда уже выходить на Кожимский тракт.

5. Изменения маршрута и их причины
  1. Незначительные отклонения от запланированного маршрута и графика в долине р. Дурной-Ель вызваны неточностью картографического материала.
  2. Спуск с хребта Западные Саледы в долину р. Дурной-Ель осуществлялся по оптимальному маршруту, который просматривался с вершины, незначительно отличающемуся от заявленного. Это связано с отсутствием отчетов, в которых бы содержалась необходимая информация.
  3. Выход от г. Манарага к оз. Форельное был произведен по маршруту, отличающемуся от запланированного. После проведенной с пер. Ступенчатый разведки возможного пути через г. Лимбока оказалось, что путь подъема можно оценить 1Б с элементами 2А, а последующий траверс – не ниже 1Б к. тр. Было решено идти по первоначально планировавшемуся пути, который в процессе проработки маршрута был отброшен из-за слишком большого растягивания километража. Хорошая погода (что очень необычно для второй половины августа на Приполярном Урале) и наличие запасных дней сделало возможным выход к оз. Форельное через долину р. Падежа-Вож.
6. График движения

Дата День пути Участок пути Протя-жен- ность (км) ЧХВ, Ч:М Определяющие препятствия на участке Метео-условия
1 2 3 4 5 6 7
    Ст. 1952 – р. Кожим (ж/д мост) – ст. 1952 км. 1,5 (3) 0:30 Ж/д дорога Солнечно
18.08 1 Ст. 1952 км. – хр. Обе-Из – р. Пальник-Шор 28 4:55 Дорога (Кожимский тракт) Солнечно
Итого за день: 29,5 5:25  
19.08 2 Долина р. Пальник-Шор 7 2:05 Растительность н/к – 3 км.
Растительность 1А – 2 км.
Растительность 1Б – 2 км.
Дождь
Пер. Малиновые камни (н/к, 480 м.) 2 0:45 Болото н/к – 1 км. Облачно
Спуск в долину р. Дурной-Ель 8 3:45 Растительность 1А – 4 км.
Растительность 1Б – 2 км.
Растительность 2А – 1 км.
Болото н/к – 1 км.
Переправа н/к – 1 шт.
Облачно, дождь
Итого за день: 17 6:35  
20.08 3 Долина р. Дурной-Ель 18,5 6:05 Растительность н/к – 7,5 км.
Растительность 1А – 1 км.
Растительность 1Б – 3 км.
Растительность 2А – 2 км.
Болото н/к – 5 км.
Переправа н/к – 3 шт.
Переправа 1А – 1 шт.
Солнечно
Итого за день: 18,5 6:05  
21.08 4 Долина р. Дурной-Ель 15 5:40 Растительность 1А – 1 км.
Растительность 1Б – 4 км.
Болото н/к – 6 км.
Переправа н/к – 2 шт.
Солнечно
Итого за день: 15 5:40  
22.08 5 Перевал Долгий (н/к, 820 м.) 12 3:10 Болото н/к – 8 км.
Переправа н/к – 1 шт.
Солнечно
Балок "Нидысей" – долина р. Лунвож-Нидысей 11 3:05 Растительность н/к – 11 км.
Переправа н/к – 2 шт.
Облачно
Итого за день: 23 6:15  
23.08 6 Долина р. Лунвож-Нидысей 3 0:50 Растительность н/к – 1 км. Облачно
Перевал Ступенчатый (1А, 1070 м.) 5,5 2:00 Осыпь н/к – 1 км.
Осыпь 1А – 0,5 км.
Облачно
Перевал Ку-ка-ре-ку (1А, 1030 м.) 3,5 1:40 Осыпь 1А – 0,5 км.
Осыпь 1Б – 0,5 км.
Дождь
Долина р. Капкан-Вож 3 0:50 Растительность 1Б – 2 км. Облачно
Итого за день: 15 5:20  
24.08 7 Долина р. Капкан-Вож 3 0:55 Растительность н/к – 3 км. Солнечно
Подъем на пер. Студенческий (1А, 1080 м.) 0,5 0:20 Осыпь 1А – 0,5 км. Солнечно
В. Манарага (1Б, 1598 м.), радиально 2 (4) 5:0 Осыпь 1А – 0,5 км.
Осыпь 1Б – 1 км.
Осыпь 2А – 0,5 км.
Солнечно
Спуск с пер. Студенческий (1А, 1080 м.) 0,5 0:10 Растительность н/к – 0,5 км. Солнечно
Долина р. Манарага 11 1:55 Растительность н/к – 11 км. Солнечно
Итого за день: 17 8:20  
25.08 8 Долина р. Олений 6 1:40 Растительность н/к – 5 км.
Растительность 1Б – 1 км.
Переправа н/к – 1 шт.
Солнечно
Пер. Олений (н/к, 1040 м.) 4 1:50 Растительность н/к – 1 км.
Осыпь н/к – 1 км.
Осыпь 1А – 0,5 км.
Солнечно
Долина р. Падежа-Вож (до оз. Падежа-Ты) 10 3:20 Растительность 1Б – 2 км.
Болото н/к – 7 км.
Переправа н/к – 1 шт.
Солнечно
Итого за день: 20 6:50  
26.08 9 Оз. Падежа-Ты – долина р. Лимбекою – р. Аксель-Шор 19 5:05 Растительность н/к – 12 км.
Растительность 1Б – 3 км.
Болото н/к – 3 км.
Переправа н/к – 3 шт.
Переправа 1А – 2 шт.
Солнечно
Итого за день: 19 5:05  
27.08 10 Р. Аксель-Шор – оз. Форельное 3 0:40 Растительность н/к – 3 км. Солнечно
Пер. Форельный (н/к, 940 м.) – пер. Становой (н/к, 940 м.) 6 2:50 Осыпь н/к – 2 км. Солнечно
Долина р. Хамбалью 3 0:55 Переправа н/к – 1 шт.
Растительность 1А – 1,5 км.
Растительность 1Б – 1 км.
Солнечно
Хребет Западные Саледы 4 1:25 Осыпь 1А – 3 км. Солнечно
Итого за день: 16 5:50  
28.08 11 Вершина Южные Саледы (н/к, 1263 м.), радиально 1,5 (3) 1:10 Осыпь 1А – 1 км. Облачно
Хребет Западные Саледы 8 2:30 Осыпь н/к – 5 км.
Осыпь 1Б – 1 км.
Облачно
Пер. Корова-Рузь (н/к, 840 м.), рад. 0,5 (1) 0:20 Осыпь н/к – 0,5 км. Облачно
Хребет Западные Саледы 5 1:25 Осыпь н/к – 2,5 км.
Осыпь 1А – 2 км.
Облачно
Итого за день: 15 5:25  
29.08 12 Вершина 1220 м. (1А) 1,5 0:35 Осыпь 1Б – 1,5 км. Облачно
Хребет Западные Саледы 12 3:20 Осыпь н/к – 2 км.
Осыпь 1А – 3 км.
Осыпь 1Б – 2 км.
Солнечно
Спуск в долину р. Дурной-Ель 2,5 1:20 Осыпь 1А – 1 км.
Осыпь 1Б – 0,5 км.
Осыпь 2А – 0,5 км.
Солнечно
Итого за день: 16 5:15  
30.08 13 Долина р. Дурной-Ель 18,5 6:10 Растительность н/к – 5 км.
Растительность 1А – 3,5 км.
Растительность 1Б – 5 км.
Растительность 2А – 7 км.
Переправа н/к – 3 шт.
Переправа 1А – 1 шт.
Переправа 1Б – 1 шт.
Облачно, дождь
Итого за день: 18,5 6:10  
31.08 14 Долина р. Дурной-Ель 1 0:15 Растительность н/к – 1 км. Солнечно
Хр. Малды-Из – хр. Обе-Из – р. Безымянный 22,5 4:50 Дорога (Кожимский тракт)
Переправа н/к – 1 шт.
Облачно, дождь
Итого за день: 23,5 5:05  
01 15 Р. Безымянный – ст. 1952 км. 11 2:05 Дорога (Кожимский тракт) Облачно
Итого за день: 11 2:05  
ВСЕГО 274 85:25  

7. Техническое описание прохождения маршрута

Дата: 18.08.06 День похода: 1
Погода за день
Солнечно Солнечно Солнечно
Маршрут: Ст. 1952 км. – р. Кожим (рад.) – ст. 1952 – хр. Обе-Из – р. Пальник-Шор.
Расстояние: 29,5 км. ЧХВ: 5:25 Перепад высот: +150 м. / –150м.

В 11-15 прибыли на ст. 1952 км. (поезд немного задержался). Сбегали на р. Кожим (1,5 км. севернее по ж/д), встретили группу из Санкт-Петербурга – они закончили маршрут сплавом по Кожиму. Вернулись на станцию, вышли на Кожимский тракт. В самом начале он выложен бетонными плитами, потом просто дорога, засыпанная галькой. Жарко, комаров немного, идется легко. Через р. М. Седь-Ель есть мост, а вот р. Безымянный пришлось бродить (на обратном пути мы выяснили, что можно перейти по камням метрах в 60 ниже по течению). Речка Сывью переходится легко, глубина 0,5-0,6 метра. На хребет Обе-Из подниматься легко, вот только дорога начинает сильно петлять. Проходим мимо поворота на шахты, никаких указателей нет. Спускаемся к р. Пальник-Шор, переходим на другую сторону по полуразрушенному мостику. Метрах в 50 выше по течению есть неплохая стоянка.

Дата: 19.08.06 День похода: 2
Погода за день
Дождь Облачно Дождь
Маршрут: Долина р. Пальник-Шор – пер. Малиновые камни (н/к, 480 м.) – долина р. Дурной-Ель.
Расстояние: 17 км. ЧХВ: 6:35 Перепад высот: +280 м. / –280м.

Вышли в 9-12, идем по тропе вдоль р. Пальник-Шор. Вскоре начинается дождь. Минут через 40 тропа теряется, идем по азимуту, лес 1А-1Б (высокотравье). Доходим до ручья, стекающего с перевала, поднимаемся вдоль него по правому берегу (здесь и далее – правый и левый берега считаются по направлению течения). Через некоторое время становится очевидно, что легче идти по левому берегу, переходим на него, идем по тропе. На седловине перевала озеро, сама седловина заболочена. Выходим к туру, снимаем записку группы из Санкт-Петербурга 2005 года, фотографируемся. Спуск в долину р. Дурной-Ель осложнен высокотравьем и буреломом. Вышли на вездеходную дорогу, дальше движемся по ней. Дорога представляет из себя полузаросшее болото, часто приходится переходить мелкие ручьи. Сегодня должны были выйти к переправе через р. Дурной-Ель, но не вышли – на карте место переправы обозначено с ошибкой примерно в 6 км. Встали на сухой полянке вдоль дороги. В долине очень много комаров.

Дата: 20.08.06 День похода: 3
Погода за день
Солнечно Солнечно Солнечно
Маршрут: долина р. Дурной-Ель.
Расстояние: 18,5 км. ЧХВ: 6:05 Перепад высот: +100 м.

Движемся по вездеходке. Дорога сильно заболочена (как и вся местность вокруг), место под привал приходится искать заранее. Выходим к переправе, р. Дурной-Ель бродится просто, самостраховка нужна ближе к противоположному берегу. Есть хорошая стоянка, но нам рано даже обедать. Тропа уводит на юго-запад, но через какое-то время теряется. Идем азимутом, пытаясь выйти на дорогу, которая обозначена на карте, но ее нет. Чтобы не выходить на хребет Западные Саледы, выходим обратно к р. Дурной-Ель. Ближе к вечеру натыкаемся на вездеходную дорогу (от стоянки нужно было сразу идти вдоль реки, а не следовать карте), идем по ней. Местами она представляет собой отлично утоптанную тропу, но чаще – обычное болото или высокотравье. Похоже, что основная дорога уводит на брод у одного из биваков, а утоптанная тропа забирает чуть восточнее. Важно не пропустить поворот и идти по основной дороге. Мы же, не подозревая о развилке, пошли по тропе, которая закончилась примерно через 2 километра. Находим подходящую полянку, ставим лагерь.

Дата: 21.08.06 День похода: 4
Погода за день
Солнечно Солнечно Солнечно
Маршрут: долина р. Дурной-Ель.
Расстояние: 15 км. ЧХВ: 5:40 Перепад высот: +350 м.

Выходим по азимуту к разрушенному балку у р. Дурной-Ель. По карте – 9 км (с учетом коэффициента 1,2). Это расстояние мы шли с 10-00 до 15-50. Движение затруднено стлаником, высокотравьем, болотами и переправами. За 200 м. до балка натыкаемся на вездеходную дорогу, фотографируем цирк Западных Салед. Сам балок разрушен. Недалеко от балка вездеходка переходит на противоположный берег, но смысла переходить реку нет – идти несложно и по правой стороне. Максимально подходим к перевалу Долгий.

Дата: 22.08.06 День похода: 5
Погода за день
Солнечно Облачно Солнечно
Маршрут: Пер. Долгий (н/к, 820 м.) – балок "Нидысей" - долина р. Лунвож-Нидысей.
Расстояние: 23 км. ЧХВ: 6:15 Перепад высот: +320 м. / –320 м.

Подъем на перевал Долгий не представляет каких-либо сложностей, очень полого. Выходим к туру, снимаем записку туристов из Запорожья, фотографируемся. Спускаемся по вездеходной дороге, болото н/к до балка "Нидысей". Около балка переправляемся через р. Каменистый. Вагончик пригоден для проживания, в нем есть запасы еды. Обедаем, после чего по тропе движемся к перевалу Ступенчатый. Брод через Нидысей не представляет ничего сложного. Дошли до р. Лунвож-Нидысей, движемся вдоль по тропе (бродить не надо, ошибка многих туристов – на той стороне тропы нет!). Километров через 5 тропа теряется, но идти вдоль берега несложно. В 20-04 выходим к развилке: на перевал Тобик и на Ступенчатый. Переходим Лунвож-Нидысей (в некоторых местах кажется, что можно перейти по камням, но мы решили не рисковать). Встаем на небольшом возвышении сразу после переправы.

Дата: 23.08.06 День похода: 6
Погода за день
Облачно Дождь Облачно
Маршрут: Пер. Ступенчатый (1А, 1070 м.) – пер. Ку-ка-ре-ку (1А, 1030 м.) – долина р. Капкан-Вож.
Расстояние: 23 км. ЧХВ: 5:20 Перепад высот: +470 м. / –620 м.

Выходим в 9-37, за 40 минут выходим к перевалу Ступенчатый. Название свое он получил из-за того, что состоит из 3 ступеней: первая – явно выраженный подъем, примерно 25о крутизны; вторая – пологая, с цепью озер; третья – около 80 метров высотой, крутизна 30о-40о. Выходим к туру, снимаем записку туристов Санкт-Петербурга, фотографируемся. Обходим озеро на седловине перевала (обойти проще слева по ходу движения), останавливаемся на обед. Во время обеда я сбегал к перевалу Тобик, чтобы оценить, возможен ли подъем к вершине Лимбока и выход на озеро Форельное. Стало очевидно, что имеющегося снаряжения для подъема и последующего траверса недостаточно, придется идти в обход. Из-за разведки обед затянулся на 2,5 часа, как только вышли – начался дождь. На перевал Ку-ка-ре-ку можно выйти двумя способами: немного спуститься с пер. Ступенчатый или пройти траверсом склон без потери высоты. Из-за дождя мы выбрали первый вариант, при хорошей погоде принципиальной разницы нет. Дождь закончился, когда мы прошли на спуск ключевой участок пер. Ку-ка-ре-ку и вышли к озеру. Спускаться вдоль ручья нужно по правому берегу. Во время привала около р. Капкан-Вож заметили направляющуюся к нам группу из 2 человек, решили подождать. Это оказались Бикушев А. и Дмитрий Ш., вело-пешеходный поход. Как и договорились в Казани, встретились на р. Капкан-Вож. За один переход совместно дошли до стоянки на р. Капкан-Вож, предварительно переправившись через него. Начинается короткая совместная часть похода.

Дата: 24.08.06 День похода: 7
Погода за день
Солнечно Солнечно Солнечно
Маршрут: Пер. Студенческий (1А, 1080 м., подъем) – г. Манарага (1Б, 1598 м.), рад. – пер. Студенческий (1А, 1080 м., спуск) долина р. Манарага.
Расстояние: 17 км. ЧХВ: 8:20 Перепад высот: +1100 м. / –1050 м.

С самого утра хорошая погода. Идем по тропе к перевалу Студенческий. Подъем никакого труда не составляет и в 11-15 мы на перевале. Сняли записку туристов г. Йошкар-Ола. Рюкзаки оставляем на перевале, прикрыв тентом и придавив его камнями. Далее по гребню до подъема на первый зуб Манараги, потом подъем. От гребня путь подъема указывается небольшими турами из камней, но можно подняться и по-другому – получится чуть дольше. Путь от перевала Студенческий до вершины занял 3 часа. Сняли записку тех же туристов г. Йошкар-Ола. Почти час сидели на вершине – фотографировали, наслаждались покоем и прекрасным видом. Погода идеальная – солнце, совсем нет ветра. Спускали вдоль туров, 2 часа до перевала Студенческий. Спуск в долину р. Манарага по тропе. В 21-30 пришли к балку "Олений", до него ведет хорошая тропа.

Дата: 25.08.06 День похода: 8
Погода за день
Солнечно Солнечно Солнечно
Маршрут: Долина р. Олений – пер. Олений (н/к, 1040 м.) – долина р. Падежа-Вож – оз. Падежа-Ты.
Расстояние: 20 км. ЧХВ: 6:50 Перепад высот: +490 м. / –290 м.

Выходим в 9-40, идем по тропе. Отворота на пер. Олений у ручья Олений нет. Когда подошли к ручью, увидели двух людей, бродивших р. Манарага. Оказалось, что это туристы-чехи, приехали к нам на Урал отдохнуть и погулять. Похвастались картой – военная километровка, но тут нас удивить сложно – у нас была такая же. Сделали фотографию на память, обменялись e-mail адресами и двинулись дальше. Через какое-то время появляется хорошая тропа, которая выводит к перевалу. К туру вышли в 14-30. Сняли записку туриста из Инты, он был здесь за неделю до нас. Сам тур расположен на северном берегу озера – большой белый камень, виден издалека. После спуска с перевала шли по тундре, которая представляет из себя хорошо заросшее болото. В 20-15 вышли на южную часть озера Падежа-ты, где и встали на ночевку. Единственное сухое место – рядом с домиком, принадлежащим, судя по всему, оленеводам.

Дата: 26.08.06 День похода: 9
Погода за день
Солнечно Солнечно Солнечно
Маршрут: Оз. Падежа-Ты – р. Аксель-Шор.
Расстояние: 19 км. ЧХВ: 5:05 Перепад высот: +90 м. / –100 м.

Группа Бикушева вышла на час раньше – им еще нужно забрать заброску. Нам же спешить некуда, решили выспаться. Договорились встретиться на озере Форельном или ручье Аксель-Шор. Вышли в 11-30, обходим озеро по западному берегу. Наткнулись на старую вездеходную дорогу, которая ведет мимо разрушенного домика оленеводов прямиком в озеро. Средняя часть озеро узкая, можно перейти вброд, не больше 40 см глубины. Большую часть перемычки можно пройти по камням, но обувь мочить все же придется – у противоположного берега камней меньше. Дальше идем по вездеходной дороги, бродим р. Лимбекою 2 раза – до впадения ручья из озера Падежа-Ты и после, немного пройдя по вездеходке и свернув с нее. На противоположной стороне тоже есть вездеходная дорога, сначала идем по ней, потом сворачиваем и движемся напрямую через тундру. С группой Бикушева встретились на ручье Аксель-Шор, там же встали на ночевку.

Дата: 27.08.06 День похода: 10
Погода за день
Солнечно Солнечно Солнечно
Маршрут: Р. Аксель-Шор – оз. Форельное – пер. Форельный (н/к, 840 м.) – пер. Становой (н/к, 840м.) – долина р. Хамбалью – хр. Западные Саледы.
Расстояние: 16 км. ЧХВ: 5:50 Перепад высот: +500 м. / –340 м.

Закончилась совместная часть похода – группа Бикушева заканчивает пешую часть маршрута, нам же нужно идти на хребет Западные Саледы. Вышли в 10-14, быстро дошли до озера Форельное. На нем встретили двух местных (вот только откуда они пришли?). Сказали, что "работают здесь" - хотя явно не егеря. Поговорив, начали подъем на перевал Форельный. Подъем очень простой, на седловине 3 тура, в одной из них сняли записку Бикушева. Идем к перевалу Становой, чтобы спускаться в долину р. Хамбалью. В стороне метрах в 500 стоят несколько разрушенных балков, вероятно, здесь раньше жили оленеводы. Спуск с перевала осложнился наличием вытянутого по всему северному склону снежника, который за лето так и не растаял. Обходить долго и не по пути, решили повесить веревку – благо было необходимое снаряжение для страховки. Ступени в снегу не рубятся, очень плотная поверхность. После спуска пошли к хребту Западные Саледы, брод через Хамбалью очень простой. Поднялись примерно на 950 м над уровнем моря (здесь и далее – высота измерялась с помощью GPS-навигатора), начали траверс хребта. Ночевали на ровной площадке на уровне 900 м.

Дата: 28.08.06 День похода: 11
Погода за день
Дождь Облачно Облачно
Маршрут: В. Южные Саледы (н/к, 1623 м.), рад. – хр. Западные Саледы – пер. Корова-Рузь (н/к, 860 м.) – хребет Западные Саледы.
Расстояние: 15 км. ЧХВ: 5:25 Перепад высот: +470 м. / –520 м.

Ночью и утром до 10-00 был дождь, поэтому из палатки не выходили, только позавтракали. Дождь закончился, видимость улучшилась. Решили подождать, пока камни подсохнут, сходили радиально на вершину Южные Саледы. Поднимались, обходя ледник большой снежник справа по ходу движения. На вершине стоит полуразрушенный тур (тригопункт), немного ниже, чем на Манараге. В дырявой пластиковой бутылке лежала записка, текст полностью размыт, ничего прочитать не получилось. Спустились по пути подъема, собрали лагерь и вышли в 13-40. Спустились примерно до уровня 750 метров, вышли к подъему на перевал Корова-Рузь. Сходили на него радиально. Через перевал идет что-то вроде дороги. Тура нет, сложили свой. Продолжили траверс, ночевали на высоте 850 м. Места для стоянки на этой высоте встречаются почти у каждого ручья, а их стекает со склонов достаточно.

Дата: 29.08.06 День похода: 12
Погода за день
Солнечно Солнечно Солнечно
Маршрут: В. 1220 м. (1А) – хребет Западные Саледы (по гребню) – спуск в долину р. Дурной-Ель.
Расстояние: 16 км. ЧХВ: 5:15 Перепад высот: +750 м. / –1120 м.

Вышли в 10-09. Поднялись на вершину 1220 м., пошли по гребню. Такое впечатление, что мы первые, кто идет этой дорогой – никаких следов присутствия человека. Почти сразу после вершины гребень становится ярко выраженным, идем по северо-западному склону на несколько метров ниже. Юго-восточный склон слишком крутой, идти по верху опасно. Много "живых" камней, все заросло мхом, который начинает скользить, если наступишь на него. Сложный участок имеет протяженность около 500 м, после чего снова можно идти по гребню. Вышли на вершину 1252 м, на ней 2 тригопункта, записки не нашли. Движемся дальше по гребню, проходим несколько вершин, не обозначенных на карте, на них тоже стоят тригопункты. Записки отсутствуют. Вышли на вершину 1203 м, на которой должны заканчивать траверс. Тура нет, сложили свой. Первая часть спуска достаточно пологая, вторая намного труднее. Спуск крутизной около 40о, большая часть камней "живые" (даже крупные). Спускаться приходилось по очереди, группа собиралась на пологих участках, находящихся в стороне от линии спуска и возможного падения камней, вызванного другими участниками. Плохая погода значительно осложнила бы спуск. Встали на одном из двух озер у подножия хребта.

Дата: 30.08.06 День похода: 13
Погода за день
Солнечно Дождь Дождь
Маршрут: Долина р. Дурной-Ель.
Расстояние: 18,5 км. ЧХВ: 6:10 Перепад высот: – 180 м.

Вышли в 10-30 по направлению к броду через р. Дурной-Ель, от брода движемся вниз по течению. На этом берегу никаких троп нет, через лес идти сложно, множество оврагов, ручьев. Вдобавок ко всему ближе к обеду начался дождь, который не прекращался до вечера. Через 4 км появляется сильно петляющая и почти заросшая тропа, идем по ней. За 3 км до Кожимского тракта тропа теряется, идем напрямик. Растительность представляет из себя стланник, перемешанный с высокотравьем. Скорость – около 1,5 км/ч. Пройдя так 2 км, решаем перейти на противоположный берег. Река явно шире (40 м) и глубже (до 80 см), чем в том месте, где мы ее бродили полторы недели назад, вдобавок весь день шел дождь. Решили повесить веревку, т. к. переходить "стенкой" неудобно – во многих местах можно встать, не уйдя в воду глубже чем по пояс, только одному человеку. Страхуемый с исходного берега, я перешел реку и закрепил веревку. Дальше участники одевали беседку как верхнюю обвязку и пристегивались на страховку к веревке (беседка потом перетягивалась с помощью вспомогательной веревки). В принципе, мы перестраховывались – можно было перейти просто держась за веревку. Поднявшись по небольшому прижиму, нашли полянку и встали на ночевку.

Дата: 31.08.06 День похода: 14
Погода за день
Солнечно Солнечно Солнечно
Маршрут: Долина р. Дурной-Ель – Хр. Малды-Из – хр. Обе-Из – р. Безымянный.
Расстояние: 23,5 км. ЧХВ: 5:05 Перепад высот: +400 м. / –400 м.

Вышли в 10-30. До Кожимского тракта вышли по тропинке, по самому тракту перевалили через хребет Малды-Из и спустились к р. Пальник-Шор. Дальше началась уже знакомая часть дороги. Во второй половине дня был небольшой дождь, но р. Сывью это не отразилось – перейти получилось так же просто, как и в начале маршрута. На ручей Безымянный вышли в 19-20.

Дата: 01.09.06 День похода: 15
Погода за день
Солнечно Облачно Облачно
Маршрут: Р. Безымянный – ст. 1952 км.
Расстояние: 11 км. ЧХВ: 2:05 Перепад высот: –.

Вышли в 11-30 и, не торопясь, дошли до ст. 1952 км. Пока ждали поезд, начался дождь и пришлось сидеть под тентом. Минут через 40 пришел поезд, который увез нас в Печору.

8. Потенциально опасные участки на маршруте

Потенциально опасными участками маршрута являются:

  1. Г. Манарага – в случае выпадения снежного покрова в конце августа сложность может увеличиться до 2А (судя по отчету Затонского А.).
  2. В случае плохих погодный условий (ограниченная видимость, дождь, снег) становится проблематичным сход с хребта Западные Саледы в долину р. Дурной-Ель. В этом случае оптимально было бы идти по долине р. Хамбалью до перевала Корова-Рузь, категорийность которого не возрастает даже зимой. Летом перевал легко проходится при любых условиях.
  3. Переправа через р. Дурной-Ель. В случае дождливой погоды уровень воды увеличивается, категорийность возрастает до 1Б (в наиболее удобных для переправы местах). Для переправы в этом случае необходимо иметь минимум 50 м основной веревки и страховочную систему (верх).
9. Перечень наиболее интересных объектов
  1. Вершина Манарага – одна из самых красивых и интересных вершин Урала.
  2. Красивейшие горные озера.
  3. Хребет Западные Саледы.
10. Дополнительные сведения о походе

Особенности погодных и природных условий

С точки зрения погодных условий самым подходящим месяцем для пешеходных маршрутов в районе считается июль. Но в это время в тайге и тундре очень много комаров, в конце месяца появляется мошка, днем очень жарко. В начале августа начинается сезон дождей, насекомых меньше не становится. Исходя из опыта нашей группы, оптимальным временем для походов по Уралу (за исключением Полярного) является вторая половина августа. Лето с солнечной погодой и малым количеством осадков ненадолго возвращается, насекомых становится существенно меньше. Днем не жарко, ночью еще не холодно. Но следует учесть, что есть риск выпадения снега в случае раннего наступления осени. В августе в тундре созревает подножный корм – шикша, черника, морошка.

Снаряжение

Оптимальной обувью для тундры являются резиновые сапоги до колена, т. к. большая часть тундры представляет из себя болото глубиной от 5 до 25 сантиметров, реже – чуть глубже. К сожалению, оптимальной обуви (по крайней мере, для этого сезона) для долины реки Дурной-Ель нам подобрать не удалось – часто приходится пересекать ручьи глубиной не менее 0,5 метра. Кроссовки и ботинки быстро намокают, высоты резиновых сапог не хватает. Кроссовки использовать крайне нежелательно – есть риск подвернуть ногу.

Для горной части маршрута оптимальны трекинговые ботинки или армейские ботинки типа "берцы" с прорезиненной подошвой, т. к. она обеспечивает хорошее сцепление с рельефом.

При прохождении сходного маршрута группа должна иметь как минимум 50 метров основной веревки, 50 метров вспомогательной (на сдергивание), несколько метров основной на расходные петли, 3-4 карабина. Нам пригодилась поясная страховочная система – ее можно одевать как грудную (что пригодилось для страховки при переправе) или как поясную (на случай дюльфера). Система была одна на группу, что вызвало определенные неудобства и потерю времени при передаче ее следующему участнику. Каски не являются обязательным элементом, но их следует иметь при восхождении на Манарагу в неблагоприятных условиях.

GPS-навигатор полезен, но полагаться только на него не следует – ориентироваться с помощью карты оказывается проще и удобнее. Не следует также безоглядно доверять координатам, которые получены из Internet’a. В то же время, навигатор может быть полезен в случае плохой видимости. Ниже приводится таблица с координатами, снятыми на местности во время маршрута.

Т. к. граница зоны леса на Приполярном Урале находится очень низко, для приготовления пищи выше нее необходимо иметь газовую горелку или примус. На группу из 5 и более человек считаем оптимальным 2 примуса – на них получится приготовить еду быстрее, чем на 2 газовых горелках. Кроме того, бензин занимает меньший объем и дешевле стоит. Наличие горелки или примуса также позволяет существенно сэкономить время на приготовление пищи в случае дождя, позволяя не терять время на поиск сухих дров и готовить в палатке. За весь поход группа разжигала костер лишь несколько раз для сожжения мусора и просушки вещей.

Картографический материал

Оптимально использовать 2 карты: туристскую двухкилометровку (относительно новая карта, есть детали, отсутствующие на остальных картах) и военную километровку (более старая карта, но есть множество мелких деталей, которых нет на двухкилометровке). Единственное "но" - ни на 1 карте нет правильно обозначенной вездеходной дороги вдоль р. Дурной-Ель (на километровке ее нет вообще). Например, место брода р. Дурной-Ель на 5 км отличается от обозначенного на карте.

GPS-координаты

Точка Северная широта Восточная долгота
Станция 1952 км. 65 44 02 59 32 41
Р. Кожим (ж/д мост) 65 44 17 59 34 57
1-й ручей от станции 1952 км. 65 42 05 59 36 29
2-й ручей от станции 1952 км. 65 40 43 59 41 10
Р. Сывью 65 39 14 59 45 35
Точка пересечения р. Пальник-Шор и Кожимского тракта 65 36 48 59 51 29
Седловина перевала Малиновые камни 65 34 23 59 49 05
Брод через р. Дурной-Ель ( по вездеходной дороге) 65 29 43 59 48 49
Балок р. Дурной-Ель 65 21 22 59 45 59
Точка в районе перевала Долгий 65 17 41 59 46 19
Балок "Нидысей" 65 15 11 59 42 32
Точка в районе пер. Ступенчатый 65 08 12 59 47 53
Стоянка на р. Капкан-Вож 65 05 02 59 47 30
Перевал Студенческий 65 03 12 59 47 26
Манарага (1 зуб) 65 02 44 59 45 50
Озеро Форельное 65 16 10 59 55 57
Вершина Южные Саледы 65 21 05 59 49 58
Точка рядом с седловиной пер. Корова-Рузь 65 23 05 59 53 19
Точка пересечения Кожимского тракта и р. Дурной-Ель 65 34 46 59 57 36

При планировании маршрута мы использовали координаты, взятые из отчета Максима Ерзина (3 к. с., июль-август 2003 г.). Отчет находится в интернете по адресу http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?178 Среди их координат есть несколько ошибочных, они указаны в комментариях.

11. Стоимость питания, снаряжения, средств передвижения

Статья расходов Сумма на 1 чел., р. Сумма на группу, р. Дополнительная информация
1 Поезд Казань – Киров 394 1970 Поезд № 330, ежедневный. Плацкартный вагон.
2 Поезд Киров – Косью 680 3400 Поезд № 100, по четным дням. Плацкартный вагон.
3 Поезд Косью – 1952 км. 72 360 Рабочий поезд "Печора – Инта – Ошпер".
4 Поезд 1952 – Печора 84 420 Рабочий поезд "Ошпер – Инта – Печора".
5 Поезд Печора – Киров 490 2450 Поезд № 99, по четным дням. Общий вагон.
6 Поезд Киров – Казань 394 1970 Поезд № 330, ежедневный. Плацкартный вагон.
7 Питание в дороге 550 2750  
8 Питание на маршруте 1600 8000  
9 Прочие расходы 220 1100 Газ, расходная веревка.
Итого 4484 22420  

12. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут пройден группой без использования запасных дней. Пройдены все ключевые точки маршрута, группа выполнила все поставленные перед собой цели. Проработка района в городе и хорошая погода дали возможность пройти несколько больше, чем было запланировано (как по километражу, так и по препятствиям). Это вызвано тем, что изначально маршрут закладывался для гораздо более худших погодных условий с возможностью сокращения. Практически полное отсутствие отчетов о маршрутах, пройденных во второй половине августа, не позволило заранее предугадать метеоусловия на маршруте.

По протяженности маршрут почти в 2 раза превосходит минимальную протяженность для III к. с., по препятствиям соответствует IV к. с. Это дает возможность рекомендовать маршрут только группам с хорошей физической подготовкой и обязательным опытом походов в среднегорье.

13. Расчет категории сложности похода в баллах

Препятствие В зачет для 3 к. с. В зачет для 4 к. с.
Растительность н/к 10 5
6 6
6 8
6 6
Болото н/к 20 10
Осыпь н/к 10 5
9 15
6 10
5 5
Итого ПП: 88 70
Переправа н/к 2 2
3 3
3 3
Перевал н/к 2 2
4 4
Вершина н/к 4 4
5 5
- 7
Траверс н/к 4 4
5 5
Итого ЛП: 32 39

Географический показатель (Г) соответствует 8.
Показатель автономности маршрута равен 1.
Коэффициент перепада высот К=1+(9,65/12)=1,8.

Количество баллов: КС=ЛП+ПП+(Г*А*К)

Для 3 к. с. Для 4 к. с.
КС=88+32+14,4=134,4 КС=70+39+14,4=123,4

Общее количество баллов:

  1. Для 3 к. с. – от 60 до 94 баллов.
  2. Для 4 к. с. – от 95 до 134 баллов.

Вывод: маршрут соответствует 4 к. с. и может быть засчитан как 3 к. с.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Ссылка:
Опубликовал Роман Железов