Подробное описание урочища Джилы-Су и похода на озеро Бирджалы для тех, кто собрался приехать туда самостоятельно. 13-17 августа 2021 года
Кисловодск - Джилы-Су - озеро Бирджалы - Тырныауз

Попадание

Самый простой и популярный путь – это 122 километровая асфальтированная дорога, которая ведет в Джилы Су прямо из Кисловодска. Сначала равнинная, она становится все более извилистым серпантином ближе к цели путешествия. Впрочем, по ряду причин мы попали на эту дорогу через населённые пункты Каменномостское и Кичмалку, проехав часть пути по горным дорогам. Это было дольше и длиннее, но мы не пожалели о потраченном времени. Горные дороги в Кабардино-Балкарии очень живописны и обычно содержатся в хорошем состоянии. В частности, по этой дороге, если придется, можно смело ехать на обычной легковушке.
1.1

Здесь мы впервые увидели Эльбрус. Последующие две недели мы его почти всегда видели в облаках.
1.2

Подъезжать в Джилы Су лучше по возможности засветло. Во-первых, это красиво. Зелено-плюшевые горы никого не оставят равнодушными.
А во-вторых, вам предстоит определиться со стоянкой, что в темноте сделать проблематично. И здесь надо пояснить, что такое Джилы Су.

1.3

Долина Джилы Су

Долину можно условно разделить на две части. "Верхняя" – собственно место, помеченное на яндекс-карте как Джилы Су, – небольшая территория, где заканчивается асфальт, въезд на которую ограничен шлагбаумом. Когда-то въезд сюда был свободным, все здесь парковались и ставили палатки, но с 2020 года палатки здесь больше ставить нельзя, а машины – только с 8 утра до 8 вечера. Исключение составляют машины, владельцы которых ушли в горы с ночевкой. Плата за въезд довольно символическая, в 2021 году – по 50 рублей с человека. Ее собирают у шлагбаума странного вида мужики, у них же можно расспросить всё о стоянке, маршрутах и т.д.

2.2

2.9

Здесь же есть сдаваемые «вагончики», которые можно снять, но к которым, честно говоря, подходить не хочется. Здесь же находятся нарзанные источники с ваннами, в которые на день приезжают целыми автобусами толпы паломников.

"Нижняя" часть Джилы Су – собственно лагерь – большие поляны, на которых и располагаются приехавшие. Если приглядеться, по сторона мот дороги видно множество палаток.

2.6
2.11
Вот как часть палаточного лагеря выглядит вблизи.
2.1

Кстати, о приехавших. Место трудно назвать альплагерем, потому что собственно людей, приехавших в горы, здесь немного. Основную массу составляют люди, часто в возрасте, которые просто живут в лагере, гуляют и пьют местные лечебные воды. По всей видимости в Джилы Су живет много людей, для которых это место проведения отпуска или выходных.

И конечно, самая большая проблема таких мест – это туалет. В «верхнем» Джилы Су есть условные кабинки, к которым страшно подходить. В «нижнем» Джилы Су есть временные сооружения, которые делают себе сами приехавшие. Если вы приехали поздно, и у вас уже нет сил и желания заниматься копанием ямы и установкой временных стен из подручных материалов или покупных походных кабинок (часто в условиях сильного ветра, холода и дождя), то проблема в условиях чистого поля становится нерешаемой цивилизованными способами. Отчасти положение спасает быстро наступающая в горах тьма.

Вода добывается в родниках, расположенных в разных местах Джилы Су. Но с учетом того, что по окрестности почти самостоятельно бродят стада коров и овец, чистота этой воды остается под вопросом. Впрочем, все пьют её сырой, и при нас никто не жаловался. Вообще-то народ сюда приезжает издалека пить разные целебные воды, но мы их не пробовали.

Отдельного рассказа заслуживает поляна Эммануэля, также относящаяся к долине Джилы Су.  Про неё можно много найти в интернете. Я же про поляну Эммануэля рассказывать не буду, потому что у нас не получилось на неё попасть. От «верхнего» Джилы Су к ней ведут две тропы – прямая через маленький перевальчик и тропа подлине в обход. Но в августе 2021 года мостик через речку Кызылкол, от которого начинаются эти обе тропы был смыт потоком и сроки его восстановления туманны.
2.10

Водопад Султан и место бывшего мостика

5.11

На поляну Эммануэля есть и второй путь – автомобильный. Но там можно проехать только на хорошем внедорожнике. Как выглядит этот путь можно увидеть на фото ниже – горизонтальные «прорезы» в горе – это дорога, а белая точка – автомобиль. Поворот на эту дорогу от трассы Кисловодск – Джилы Су находится в 10 км не доезжая долины.
2.7

Однако тропа к месту, которое стало для нас стало главным впечатлением от всей поездки, начинается именно их «верхнего» Джилы Су.

В следующем разделе я довольно подробно описываю сам маршрут. А вам могу порекомендовать, приехав, встать в "нижем" Джилы Су, прийти в себя, походить день-два в небольшие адаптационные радиалки из "верхнего" Джилы Су (из "нижнего" ходить в обще-то некуда), а потом одним прекрасным утром отправиться на озеро Берджалы.

!!! Во многих описаниях местности можно встретить информацию, что в Джилы Су нет мобильной связи и интернета. Уже есть! Мегафон берет очень прилично, вполне рабочий интернет, особенно если подняться повыше в горы.

Озеро Бирджалы

Об этом высокогорном озеро можно легко найти много информации в интернете. Я же постараюсь остановиться на практической стороне и подробном описании маршрута, которого нам очень не хватало, когда мы туда собирались.

Длинна маршрута в одну сторону составляет ровно 10 км (туда-обратно – 20 км). У нас ушло на него 9 часов. Маршрут средней сложности. Есть сложные места, но технически все они преодолимы человеком с минимальной физической подготовкой. Большую часть маршрута можно вполне комфортно идти (если четко его придерживаться). И тем не менее, строго обязательны: горные ботинки, палки, трекер или навигатор в телефоне с закаченным треком, запас теплой одежды!!!
Собираясь в горы впервые, обязательно поговорите с опытными туристами. Я к таким не отношусь, но тем не менее дам еще один важный совет, который сам слышал не раз.
!По пути отдыхайте до того, как устали! Не дожидайтесь момента, когда вам будет трудно идти. В горах из за недостатка кислорода очень трудно восстановить силы. Поэтому здесь главное не уставать и почаще останавливаться, любоваться окружающими видами, фотографировать и радоваться жизни. У нас было правило, понемногу отдыхать каждые 20 минут хода или чаще, и мы прошли этот путь на удивление легко, сделав достаточно фоточек для этого поста.
При этом важно уложиться в световой день! Поэтому на маршрут нужно выходить никак не позже 10 утра. А желательно раньше, чтобы оставить себе время на то, чтобы побыть на самом озере и походить по его окрестностям, оно того стоит.
Мы, например, поняли, что хотим через год прийти на озеро еще раз, побыть там подольше и остаться там на ночь, несмотря на неласковую погоду, в которую попали. Но также поняли, что поход в первый же раз с ночевкой без подробного знания маршрута с тяжелыми рюкзаками был бы ошибкой.

Маршрут начинается из «верхнего» Джилы Су. Подъезжаете к шлагбауму, паркуетесь сразу за ним. Здесь же – жилые «вагончики» (те самые), помойка и между ними – и есть  начало маршрута. По гребню этого отрога начинается тропа.
2.3

Всю первую часть маршрута вы постепенно набираете высоту, идя по зеленым холмам. Тропа сначала хорошо угадывается в траве, но в какой-то момент теряется.
3.2
3.3

3.4

Вам нужно просто сохранять направление движения в сторону гор, и оно обязательно приведет вас вот к этому распадку.

3.6
По нему вам предстоит преодолеть довольно затяжной и крутой подъем, который станет, наверное, самым большим испытанием на всем маршруте. Подъем заканчивается вот уютной поляной на перевале, и после него характер местности кардинально меняется, так как тропа уходит в бывший кратер вулкана. Впечатление такое, будто вы попадаете из Шира прямиком в Мордор – кругом черный песок, асфальт и полное отсутствие растительности.
3.11

Граница между мирами
3.8
3.7

Следующие несколько километров пути важно придерживаться склона, который будет от вас слева, и не обращать внимания на тропинки, уводящие вправо на плато. Местами это сложно, но вам должны помочь в поиске тропы турики – пирамидки из камней, сложенные нашими заботливыми предшественниками, и закачанные треки.
Мы здесь отклонились вправо от нужного маршрута, но потом вернулись на тропу. Не повторяйте этой ошибки, там ничего интересного нет!
Вполне набитая и видимая тропа будет идти преимущественно по гребню, идущему вдоль склона, который будет от вас все время слева. Эти несколько километров вас будут сопровождать совершенно марсианские пейзажи.

3.12

3.13

3.14
3.15

Тропа приведет вас к плато, на которое предстоит подъем средней сложности. Плато заканчивается крутым спуском в небольшую долину, и это последний рывок до озера. К сожалению, мне не удалось снять все важные точки маршрута в хорошем качестве, так как время от времени нас окутывал густой туман. Но вот на этом фото нам важно разглядеть место, где нужно повернуть на озеро. Между двух снеговых пятен (куда показывает стрелка на этом фото) можно увидеть расселину, в которую вам надо в итоге попасть. От места, где мы сейчас стоим и смотрим до расселины ведет вполне набитая тропа.
3.21

Но! Тропа ведет немного не туда, а именно – к леднику Джикаугенкез и Пику Калицкого, и многие треки, которые вы можете найти в интернете, ведут именно к ним, а не к озеру. Это, несомненно, тоже достойные места для посещения, но при дефиците времени ими, возможно, придется пожертвовать (поэтому выходите на маршрут пораньше!).
И это второе место, где мы сделали небольшую ошибку и проскочили место поворота с набитой тропы на малозаметную нужную. Нужный поворот можно узнать по турикам, стенке из камней и стрелке, которую мы выложили.
3.19
3.17

Но даже если вы поворот проскочите, как мы, – не беда. Когда вы дойдете до расселины, ведущей к озеру, она будет от вас справа, вы и так поймете, что пора перебираться к ней через высохшее русло, просто этот путь будет не слишком пологим.
Через расселину идет вполне проходимая и набитая тропа через камни по краю маленького ледника. Можно выбрать тропу правее или левее, они примерно одинаковые по сложности и приводят вас примерно в одно место на берегу озера.
Ниже несколько видов озера, по которым можно создать себе о нём некоторое представление. Однако фото вряд ли передадут особое очарование этого места, которое ощущается, если наблюдать за переменами погоды, цвета воды, наползающих и исчезающих облаков. Возможно вам повезет увидеть нависающий сверху Эльбрус, мы его увидели только частично.
На озере можно встретить палатки туристов, которые приходят сюда с ночевкой или даже на несколько дней.
3.32
3.30
3.31

В завершении хочется отметить, что, на наш взгляд, это один из самых удачных маршрутов по соотношению потраченные усилия / удовольствие. Путь к озеру не такой уж сложный, на нем почти нет труднопроходимых каменистых мест. Но даже не считая очарования самого озера, маршрут до него очень живописен, его не хочется поскорее пройти. Наоборот, приходится постоянно останавливаться, чтобы насмотреться по сторонам.

Джилы Су – Тырныауз

Джилы Су не было нашей единственной целью поездки, мы планировали попасть также в Баксанское ущелье. Но вместо длинного пути по трассе через Кисловодск, мы поехали коротким прямиком через горы до города Тырныауза.
Этот путь длинной 57 км, согласно навигатору, занимает 3 часа. Из которых, надо сказать, последний час занимает спуск в долину Тырныауза.
Трудно сказать, сколько времени занимает весь путь, на самом деле, потому что каждые сто метров нас охватывало непреодолимое желание остановиться, выйти из машины и побыть среди красот настоящих гор.

4.1
4.2
4.3
4.4

Небольшая нарезка съемки дороги:

Скажу сразу, что для этой дороги машина должна быть хотя бы полноприводной. Есть несколько мест, которые, к сожалению, делают эту дорогу недоступной для легковушек. И еще важное замечание: все эти сложные места проходятся легче  в направлении от Джилы Су в Тырныауз (т.е. на спуск). Если же вы соберетесь по это дороге ехать в Джилы Су из Тырныауза, то это должен быть хороший внедорожник.

Стоит сказать и пару слов о самом Тырныаузе. Во-первых, это административный центр Эльбрусского района и самый высокогорный город в стране.
Спускаясь с гор к городу, вы увидите остатки штолен и брошенных комбинатов по добыче довольно редких металлов - вольфрама, молибдена. С советских времен они не функционируют, разваливаются, осыпаются и выглядят довольно уныло.
Но вообще-то из Баксанского ущелья можно сделать почти Швейцарию, там везде очень красиво.