Сердце Южного Урала
Магнитогорск-Белорецк-Верхнеаршинский-Б.Шелом-Верхний Катав-Катав-Ивановск-Зюраткуль-Магнитогорск

Идея о поездке появилась 3 года назад, так что начитался про заповедник и бывшую там железную дорогу много чего. Связавшись по телефону с дирекцией заповедника и отправив по электронке запрос на проход, получил устное разрешение (не прислали мне ни скан моего запроса с визой, ни какой-либо другой док-т, который можно распечатать и предъявить лесникам на месте, а надо бы!). При этом руководство заповедника обещало по телефону предупредить старшего лесника в п. Верхнеаршинский о моей поездке. Дозвонился до этого лесника - Александр Сергеевич - телефон сказали в дирекции, тот подтвердил что "добро" получил.

В субботу 30 авг 2014 в 10.30 я был в Верхнеаршинском, и меня уже ждали. Оформление пропуска заняло около часа с переписыванием в гроссбух паспортных данных (лучше с собой иметь копии паспортов всех участников похода), рассказами о тамошних местах, о людях, событиях, истории и достопримечательностях, обзором зарплат, политики и экономики и воспоминанием кто где и кем служил в армии!  По-хорошему, надо было бы с этим мужиком посидеть вечерок под 2-3 бутылочки да послушать рассказы про заповедник и узкоколейку. Нормальный мужик около 55 лет, в меру строгий и в целом доброжелательный. Пропуск стоит 700 р/чел., машина бесплатно. Кстати, встретили лесников из Челябинской обл, они пускают в заповедник уже за 1500 р/чел, по прейскуранту!!!
В 12.00 выехали из Верхнеаршинского. Транспорт: ШНива на всесезонке Кама, цепи, лебедка и лопата в салоне под руками. Режим: пониженная с включенной блокировкой. Экипаж: я+жена+маленькая веселая собачка неизвестной породы. Погода: неделю было мало дождей, дождик за сутки до поездки, переменная облачность, t около +18.
Через 700 м 2 лужи, глубиной около 50-60 см с грязевым дном (тестировал их в сандалиях). Тут же объезд по лесу. Проехали без ощутимых проблем и пробуксовок. После дождя, скорее всего, на моей городской резине забуксовали бы! Далее приемлемая дорога с ямками и лужами. Средняя скорость движения около 18-20 км/ч. Колеи, правильнее сказать, что нет. Бывает хуже. НЕ часто чиркал днищем без угрозы сесть на брюхо. Опасные места - развороты дороги на 180 град - грязь, мягкий грунт при подъеме или спуске дороги. Первые 2 прошли хорошо, выручила блокировка на пониженной. Мосты через Юрюзань и Б.Катав - в отличном состоянии. Бродов нет. Природа - супер!!! Зверья не видели. Хотя, кое-где, на местах видимых привалов, попадаются пластиковые бутылки и пакеты. Последний, перед Двойнишами, поворот на 180 град - большая лужа, размытая ручьем, полная грязи. Могли и сесть основательно, но прошли. Была бы грязевая резина - проблем совсем не было бы (наверное). Вся дорога по заповеднику получилась 50 км, которые ехали 4,5 часа с остановками на фотографирование, перекуры, обед и т.п.
За 2-3 км до ур. Двойниши есть заметный "самодельный" поворот вправо в сторону Б.Шелома - это начало тропы. Около 500 м по то ли лесу, то ли полю, потом начинается подъем. Оставил машину перед первым "замесом" и пошли пешком. Через 500-700 м увидели УАЗ на цепях. Подъем - то камни, то грязь, в общем - лесная дорожка. Через 2 км есть место для привала. Подъем крутоват - около 30-40 град. Мы спортивные, но отдыхали через 300-400 м. Потом тропа из леса выходит на плато и начинается курум. Лучше почаще чекиниться в навигаторе. У нас получилось так, что последнюю точку зафиксировал - привал. На плато тропа кончилась. Начали подниматься по куруму и налетела туча с дождем. Видимость моментально превратилась в нулевую, промокли. Решили спускаться. По мокрому куруму - пи...ц! И в этой туче не нашли тропу. Пришлось по курумам и лесу сделать крюк 1 км (напролом) до последней точки в навигаторе. Не пустил нас Б.Шелом.
В ур. Двойниши домик лесников - это граница заповедника и граница Челяб.обл. и Башкирии. До пос. Верх.Катав 12 км убитой лесовозами дороги. Много ям и луж. Не буксовали (все же дорога идет по остаткам насыпи), но в днище несколько раз получал удары. Ночевали у пруда рядом с поселком.
От Верх.Катава до Катав-Ивановска приличный грейдер, дальше хороший асфальт.
Впечатления - от поездки по заповеднику - супер!!! Рекомендую! Но надо гадать с погодой. Б.Шелом - подгадила погодка, хотя в этом районе она редко бывает хорошей.