Велопоход на 12 дней по Красноярскому краю и республике Хакасия
 

Наша славная троица на вокзале в Анзёби Наша славная троица на вокзале в Анзёби
Короткий рассказ о путешествии по дорогам Красноярского края и Хакасии летом в июне-июле 2009 года
Прошу прощения, но это моя первая писанина. Так что сильно не судите, критику здоровую рад видеть...С уважением, Добрынин....

Собственно сама идея такого путешествия родилась почти за год до описываемых событий. Сборами и подготовкой занимался Фёдор.В обсуждениях участвовали все ведущие байкеры нашего города(лёгкий такой прогиб)

Итак,21 июня 2009 года три братских путешественника, в лице Фёдора, Бориса и меня, загрузились на станции Анзёби в поезд по направлению в славный город Красноярск. Именно оттуда должно было начаться наше путешествие. Кстати, большущее спасибо провожающим.
Ночь, проведённая в поезде, немного напрягла, жутко хотелось уже приехать и тронуться в путь. Мы как могли, развлекали друг друга разговорами.
22 июня ровно в 7 часов 40 минут мы ступили на Красноярскую землю. Погода нас встретила 11 градусами выше ноля, ветром и переменной облачностью. Наших велоконей
собрали прямо на вокзальной площади и сразу тронулись в путь . Первым делом нужно было выбраться из города. Хорошо, что Фёдор и Борис более-менее знали город, и петлять нам почти не пришлось. Правда, на одной из развилок мы всё же заплутали. Помог местный таксист, за что ему спасибо. Отсюда вывод: при подготовке велопоходов нужно разрабатывать маршрут не только самого пути, но и выезда из города. Примерно в 9.30 мы уже находились на намеченном маршруте. Оставалось лишь только позавтракать и можно тронуться в полноценный путь. Завтракать мы решили цивилизованно, в кафешке посёлка Берёзное. Погода нас пока не баловала, пасмурно и моросил дождь. А в середине дня я ещё и колесо заднее проколоть умудрился. Фёдор и Борис ушли вперёд, пока менял камеру, пришлось им возвращаться. Почти весь путь нас поливал мелкий дождик, а как следует, по закону подлости при замене камеры пошёл сильный ливень. Ночевать мы решили в деревеньке Нарва ,до которой оставалось примерно километров 20. И снова маленькая заноза. Прямо перед деревней крутой подъём, 3 с лишним км. Порадовало то, что спуск был почти 7-километровым…
И вот перед нами небольшая долина с маленькой деревенькой и рекой Маной. Место нашей первой стоянки. На общем собрании решили напроситься к кому-нибудь на ночлег. Так как вся одежда была мокрой, и хотелось просто сухого тепла и непротекащей крыши над головой. Сделав круг по деревне, мы постучались в понравившийся нам дом. Открыл дверь пожилой мужчина. Алексей Николаевич, как потом оказалось жил совсем один.
Именно его дом и стал нашим пристанищем. После ужина и просушивания нашей одежды за чаем, к нам присоединился хозяин дома. Начались беседы. А. Н. рассказал нам, что во времена гражданской войны в Нарве стоял чехословацкий полк с Колчаком. Мать Алексея Николаевича была замужем за партизаном Красной армии, его в последствии расстреляли, а маму выпороли розгами. Дом их разобрали и на плотах, по Мане, сплавили в Красноярск. После этого мать нашего рассказчика вышла замуж уже за его отца. После таких вот рассказов мы довольные и уставшие завалились спать в летнюю кухню. За первый день мы прошли 137 км, в течении 7 часов…Уффф!

День второй.

На следующий день подъём в 6 утра. Завтрак из каши с тушёнкой, чай с баранками и конфетами. И в путь. Ещё будучи в Шалинском, при разговоре с одной из женщин мы услышали о пещере Орешная. Она является самой большой пещерой в России. Её протяжённость составляет около 100 км под землёй. От Нарвы пещера находилась в 13 километрах, не далеко от деревеньки Орешное (8 км). Именно туда мы и решили заехать
осмотреть эту достопримечательность. Кстати в деревне есть небольшая база отдыха, зимой предлагают катание на снегоходах и зимняя рыбалка. Летом можно также рыбачить и просто отдых на природе, есть баня, и домики вроде обустроены. Правда, отопление, скорее всего от печи. Ну и в эту самую пещеру водят на экскурсии, не совсем понимаю, что там интересного, но… Каждому своё. При разговоре с работником этой базы он показал нам статью о пещере «Большая Озёрная» и карту этой пещеры.
Карта Большой Орешной



Для того, чтобы добраться до пещеры нужно проехать от деревни по просёлочной дороге около 2-3 км. А потом ещё и забраться на гору, это 169 метров в гору. Подъём крутоват, велосипеды оставили внизу, в кустах. Я решил рюкзак не оставлять и попёрся вместе с ним в гору. После примерно метров тридцати понял свою глупость и оставил рюкзак на склоне. Но самая глупость была почти на верху…
Когда до вершины оставалось метров 20, Фёдор, шедший впереди, повернулся к нам и спросил:
-А мы куда идём?
На что мы ответили:
-Как куда…На гору, в пещеру.
-А там свет есть, или освещение?
-Ну ёлы-палы…
Пришлось Артёме, как самому молодому и рюкзак у него ближе всех, бежать вниз за фонарём…В общем к моему приходу ко входу в пещеру, ноги уже трясутся, да ещё и спутники мои пошутили, «Мол не интересно там, не пойдём»…Злыдни…
И вот мы уже на вершине. У входа в эту манящую темноту.
Вход в большую Орешную

Проём в горе размером, примерно 2 на 2…И уходящая в темноту тропа, которая потом переходит в гранитную дорожку и ступени из того же камня. Без фонаря делать там действительно нечего. И тем, кто впервые и без проводника не советую туда заходить далеко. Всё сливается, и становиться одним целым.
В общем, немного мрачноватое ощущение. Да ещё и к тому же на выходе нас ждало странное существо. С профилем животного и глазами адского создания. Но потом всё оказалось гораздо проще. Это была одна из двух собак, увязавшихся за нами. Бррр! Спуск занял времени не меньше чем подъём, да ещё и была вероятность того, что поскользнешься и расколотишься. Так как почва очень влажная и скользкая… В таких случаях думаю очень хороша обувь для треккинга.
И так пещера посещена…Теперь можно тронуться снова в путь. Дорога наша лежала дальше на юг. Практически сразу, как только мы выехали из Нарвы асфальт закончился, и началась довольно сносная гравийная дорога.
По пути у меня снова случилась проблема с камерой (ну не мой день, видимо). На переднем колесе камера на выстрел пошла. Вроде не перекачивал, а хлопнуло здорово. Фёдор аж подпрыгнул. Ну поменяли и снова вперёд. Крутим-педалируем. В пути очередной раз пожалел, что не взял с собой шлем. Своими глазами видел, как из под проезжающего на встречу грузовика, камень вылетел, размером с яйцо куриное.
Так что всем кто собирается в велопоход. Шлем надеть ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Вообще, это был самый тяжёлый день в плане физики. Дождя не было, солнышко припекало. Пыли наглотались. И подъёмов много было. Поразила меня лично «Чёрная гора» Конечно, участникам гонки Братск-Северобайкальск это зрелище не слишком в диковинку. Но так как я в таком походе первый раз, то на меня это произвело впечатление. Представьте, огромная гора, чёрная как смоль и на вершине снег…Уххх!!! Об одном только думал, только бы дорога на неё не полезла… Но обошлось.
Примерно во второй половине дня остановились чаю попить, немного передохнуть и тронулись дальше. Решили на ночлег встать в деревеньке Жайма. По пути встречали речушки, и ближе к вечеру дорога шла вдоль реки Кролл. Вода питьевая, так что жажды мы не испытывали. Вообще, к слову сказать, этот участок дороги был не сильно активным, машин встречалось не много, людей тем более. Каких-либо кафе или строений жилых было не так много. На подъезде к Жайме ожидали увидеть деревню всё-таки на дороге, но не тут-то было. Пришлось снова идти в подъём, спуск и мы в деревне…
Хотя. Назвать эти строения деревней как-то язык не поворачивается.. Представьте длинный склон, на котором маленькие домики вытянулись в ряды. По большей части дома не жилые, заколочены. Как потом мы узнали, в деревне стоит две артели по добыче золота, и база по лесопилке. Есть станция железнодорожная, хлеб раз в неделю привозят, телефон только на станции, мобильные не берут совсем. В общем, после найденного магазина и того, что мы напросились снова на ночлег к одной из жительниц станции мы наконец-то сели поужинать. Ура!!! Да простят меня мои спутники… После беседы с нашей хозяйкой и вечернего омовения, в холодном ручье мы завалились дрыхнуть.

День третий.

Итак, настал третий день нашего странствования. Встали как обычно в 7 утра, завтрак, чай и в дорогу. День, похоже собирался быть не плохим, а мы решили срезать немного наш путь. Не вернуться на обратную дорогу, а проехать вдоль железной дороги и того самого Кролла, о котором я уже говорил. Таким образом, мы срезали около 6 км. Выехали на трассу и продолжили дальше по маршруту. Пройдя примерно км 40 на другом берегу нашего речного спутника мы увидели небольшую стелу. Умудрился я завалиться на своём коне. Ну что поделать, бывает. Хотя… На будущее соблюдаем дистанцию и правильно предупреждаем об остановке, вернее заблаговременно.

Заинтересовавшись, что же это такое мои спутники решили преодолеть водную преграду и посмотреть по ближе…И Фёдор и Борис совершали невообразимые пируэты лишь бы не нырнуть в реку полностью. Но форсирование реки прошло успешно, и оба у цели.


Как оказалось стела стоит уже очень давно. Была она поставлена войнами одной из частей некоему изыскателю, которой видимо погиб во время Великой Отечественной Войны.
После успешного возвращения Фёдора и Бориса, мы продолжили наш путь. Вскоре начали попадаться станции железнодорожной дороги. Проехали станцию Щетинкино, на вокзале которой познакомились с двумя дамами. Попили с ними чаю, нагрев его на наших горелках. Весело пообщались, одна из них даже с нами просилась. Но всё-таки решила не ехать, аппарата ей не нашлось. А хотела очень.
После Щетинкино следующей остановкой был районный центр Каширское. Где-то км за пять перед посёлком наконец-то закончилась гравийка и начался асфальт. Вместе с Борисом пришли к мнению, что третьим лучшим изобретением человечества есть асфальт. В Каширском встали в магазине, переждали дождь. Позвонили родне, наконец-то появилась связь, поели мороженого и набрали продуктов. День близился к концу, решили доехать до речки под названием Поперечка и там встать на ночлег. Был при этом маленький опыт, никогда не верьте автомобилистам в плане расстояния и времени до места. По дороге встретили машину с дядьками, по виду блатными и поинтересовались у них. Как далеко до Поперечки. Ответ получили. Сказали, что до места минут пять езды, « …вот тут, за поворотом…» В итоге: прокатили мы порядка 15 км, и только тогда показалась долгожданная река.

Встали на стоянку недалеко от дороги, почти под мостом. Костерок, ужин (ну люблю я покушать, тем более хорошо покрутив) и готовимся ко сну. Втроём спать в палатке очень даже не плохо оказалось. Тепло и прикольно. Без подколов. Правда общим собранием решили, что хорошо, что нет с нами женщин. Не для них эти условия… Мы уже начали попахивать…Уффф. За день прошли 132 км за 7.14 часов.

День четвёртый.

Утро началось с подъёма и мытья в холодной Поперечке. Это надо было видеть. Одной рукой трёшь свои чресла, другой от комаров отмахиваешься. Да ещё и от холода колотит. Ух прямо. Ну в общем пока один моется, остальные завтрак варганят.
Кстати, о завтраках… На протяжении всего путешествия завтрак наш составляли каши или макароны с тушёнкой, чай с баранками и конфетами. Обед как правило чай и шоколадки, или просто сок(вода) с казинаками(из семечек). Ужин тот же, что и завтрак, но с добавлением колбасы и сыра. Такие вот гурманы.
Ну да ладно о пище…Ммм…
За этот день мы собирались добраться уже до Минусинска. Почти весь путь этим днём проходил по лесостепной местности. Тайга осталась позади, и нас окружали по большей части поля, с небольшими участками леса.
В посёлке Шошино мы остановились переждать дождь и пообедать в придорожном кафе. Оттуда позвонили родне, поставили в известность о том, где находимся. Вообще, весь день нас периодически поливало дождиком. Я лично своим дождевиком остался доволен. А вот Фёдор решил как можно скорее поменять свой старый дождевик. Ах да, ещё чуть не забыл один интересный момент. Не доезжая Шошино, мы увидели идущего по обочине человека. На плечах у него был рюкзак, а обувь он нёс в руках. Проехав мимо него, мы решили остановиться и спросить, кто он и откуда. Удивлению нашему не было предела, когда он ответил нам с явным акцентом. Оказалось, что этот парень был из Швейцарии, и приехал в Россию, чтобы поделиться опытом с местными фермерами. У себя на родине он занимался фермерством, разводил скот. Так как виза у него была на три месяца. То два из них он жил в какой-то деревне и просто помогал фермерам, а третий месяц решил пройти «… по России и посмотреть её…». Шёл пешком в Абакан и оттуда уже собирался сесть на поезд до Москвы. Такой вот экстримал…

Мы немного пообщались с ним, Фёдор и Борис угостили его конфеткой…
На что он жутко обрадовался, взял их со словами благодарности. Обменялись емэйлами и поехали мы дальше.
С швейцарцем по пути
Ещё несколько дней мы вспоминали этого парня. Как он там дошёл, как его дождём накрыло. И всё ли у него хорошо. Уже на подъезде к Минусинску нас накрыл дождь, да такой сильный, что пришлось зайти в одном из посёлков в магазин. Там мы проторчали около часа. В магазине пили кофе и общались с продавцом. Ничего не имею лично, против республики Алтай, но по рассказам этой самой продавщицы ехать туда на вело, путешествовать не стоит. Местные жители творят там просто беспредел. Так что мы перекрестились ещё раз, что не поехали изначально маршрутом через Кызыл. Ну да ладно, это маленькое предупреждающее отступление. Наконец к вечеру 4 дня мы въехали в Минусинск.

Городу Минусинску больше 170 лет. Сам город состоит из двух частей, старой и новой. Мы остановились в старой части, кстати, в гостинице, в которой сам дедушка Ленин останавливался. Гостиница называется «Атыл», что в переводе с хакасского переводиться как звезда, если я не ошибаюсь, конечно. Сняли номер с человека 400 рублей, за такой номер, думаю дороговато. Номер четырёхместный, четыре кровати, шкаф, тумбочки для каждой кровати, стол и стулья. Душ 30 рублей, ключ у администратора, туалет тоже общий. Ну как-то так. После принятия душа (Боже, это было супер и такой кайф) ужин и свободное время. Да и ещё одно маленькое отступление. Кажется, на втором пути нашего следования во время езды Фёдор вдруг неожиданно громко вскрикнул. Потерев свою подмышку, и сказав, что всё в порядке он тронулся дальше в путь. Мы тогда не придали этому значения, а зря… Как оказалось позже в гостинице этой самой, после принятия душа, Фёдор обнаружил клеща, который как раз подмышку и впился ему тогда. В от и пришлось ещё и в травмпункт ехать извлекать его. Обошлось это в 300 рублей. Так что на будущее, прививка от клещевого энцефалита категорически ОБЯЗАТЕЛЬНА. И на все укусы и так далее обращать внимание сразу. Осмотры себя после выхода из леса так же обязательны. Воть. Ну после расслабухи, вкусного ужина и даже небольшого просмотра телевизора (цивилизация), мы улеглись спать в КРОВАТИ.

День пятый.

Ну вот наступил пятый день нашего путешествия. Первым, что мы увидели, выглянув в окно, это дождь. Проливной дождь, который зарядил, судя по всему не на один час. Позавтракав, мы решили немного переждать. Заодно сходить в магазины купить продукты и дождевики. А так же посмотреть город и его достопримечательности. Пока Фёдор и Борис ездили в травмпункт, я решил поискать в городе какой-либо магазин активного отдыха и спорта. Удалось найти лишь охотничий магазин. В котором впоследствии оба мои спутника прикупили себе неплохие дождевики. Переждав пока дождь, станет идти менее интенсивно, мы собрали свои рюкзаки и отправились в путь. Направление наше было теперь на Абакан, столицу Хакасии, что находиться всего в 25 километрах от Минусинска. Но прежде чем выехать из Минусинска, я настоял на том, чтобы заехать в местный собор. Поставить свечку Николаю-угоднику. После посещения собора мы тронулись в путь. В Абакане нас должен был встретить наш четвёртый спутник Дмитрий, житель Абакана. Изначально он должен был встретить нас в Красноярске, но по каким-то причинам решил продолжить путешествие с нами только от Абакана. Выехав из Минусинска, перед нашими глазами открылись бескрайние степи. Почти весь путь до Абакана нас поливал дождь. При въезде в город мы пересекли мост, названный в честь нашего славного Братска (шучу). Проезжая этот самый мост, с нами произошёл курьёзный случай. Уж не знаю, традиция это или просто сами празднующие придумали, короче… При подъезде к мосту увидели мы кортеж машин, свадьба. Невеста с женихом выйдя прямо на дорогу останавливали все проезжающие машины и то ли просто так, то ли за поздравления наливали всем по рюмашке. Увидев такое, дело мы притормозили и стали думать, что делать дальше. Пролететь или подождать когда сами уедут. Ваш покорный слуга сказал… «Айда, на скорости пролетим.» Проехав первым, сказанную реплику, в нашу сторону, я не услышал. Но… Фёдор и Борис сказали, что на попытку нас остановить невестой, её остановил окрик: « Не трогай их, они не русские». Лично меня это после их рассказа возмутило, но что было, того не изменишь. Похохотали и дальше.
Абакан встретил нас солнцем и облачностью в вперемежку. Дождь закончился.
Ещё из Минусинска мы позвонили Дмитрию, чтобы он нас встретил. Сами решили найти магазин спортивный, отрегулировать мою и Борисову машинки передние. Фёдор чего-то пробовал, но ни в какую не получалось. Вот и решили найти мастера, да ещё и ваш рассказчик очки оставил в Орешном. Следы, блин, за собой оставлял. Нашли магазин «Адреналин», куда и подъехал Дмитрий. Правда он сразу сообщил, что с нами не поедет. Травма у него какая-то, колени болят. Подрегулировав машинки и купив очки, мы попросили Дмитрия хотя бы показать нам немного город и выезд на нужную нам трассу. Абакан-город совсем небольшой, по площади примерно как Братск. Мне лично понравился, чистый и довольно опрятный.
Центр Абакана
В центре города неплохой парк, очень красивая церковь. Стела архангелу Михаилу, пара небольших озёр, фонтан. Ну в общем всё очень красиво и чисто.




Дмитрий проводил нас до выезда из города, посоветовал, как лучше продолжить наш путь до следующей точки нашего пути. Мы попрощались и тронулись дальше. Единственное, что немного омрачало наш выезд, так это дождевые тучи, которые двигались по небу как раз в сторону нашего пути. Эх, но что делать, ехать надо дальше. За всё время нашего пути участок дороги при выезде из Абакана был самым опасным и неприятным, с точки зрения безопасности движения и вежливости на дороге. Трасса почему-то оказалась очень узкой, для такого места всего по одной полосе в каждую сторону. Пару раз проезжающие мимо нас тягачи, просто выкидывали нас на обочину. Хотя места им вполне хватало, так нет же, надо обязательно прижаться к нам. Я лично вспомнил всех автомобилистов «хорошим» словом не один раз. Ну не люблю я их. И что за привычка догнать нас и посигналить за спиной своим ОЧЕНЬ громким гудком. На будущее, если катите по дороге, будьте готовы психологически к подобным «приветствиям». Сшибает конкретно, так что можно навернуться, просто от неожиданности. Итак, мы на пути в сторону дома. Ура… Выехав из города, мы решили остановиться в дорожной кафешке, перекусить и тронуться дальше. После такой вот маленькой остановки мы тронулись дальше. Но и тут нас неожиданно остановила неприятность. Всё дело в том, что у Бориса уже на второй день разболелись колени. А это, как известно для велосипедиста не есть «гуд». Так вот уже при первом же подъёме колени дали о себе знать конкретно. Пришлось сделать остановку и даже звонить в Братск, чего дальше делать-то. После короткого совещания, решили проехать ещё не много и встать на ночёвку. Дать коленкам Бориса отдохнуть. Про себя могу сказать, что подобные проблемы тоже испытывал. Как только приближались к километражу в районе сотни, начинало ныть левое колено. Прямо вот сотня начинается, и всё, начинает ныть, мол, тормози и спать. В общем, проехав маленький посёлок Пригорск, зону, около которой он стоит, и даже увидев, кажется, первые курганы мы подъехали к маленькой речушке. Разбили лагерь, поставили готовить ужин. После ужина я лично завалился спать, а Фёдор и Борис ещё немного посидели. Как потом, оказалось, решили они попрактиковаться в ночной съёмке фотоаппаратом. Ну да каждому своё, кому сон, кому фото. Это был самый маленький день в плане километража, всего 87 км. В этот день Фёдор проколол заднее колесо и велокомп у него сломался. Всё остальное в норме. Да кстати…очень советую на будущее, в дорогу брать с собой согревающие мази для суставов и мышц. Мы пользовались «Капсикамом».

День шестой.

Будильник прозвенел ровно в 6 утра. Мы «поблагодарили» того, кто выбрал место для стоянки, уж чего-то шея ныла прилично, и начали шевелиться для приготовления завтрака. После завтрака, всё из той же каши с тушёнкой, и сборов мы выбрались на трассу и тронулись в путь. Путь наш был направлен к той точке, которую я лично считал апогеем нашего пути. ШИРА!!!
По большей части весь наш путь пролегал по степной местности, с большим количеством сопок на горизонте. Проехав селение Боград, несмотря на столь звучное название, оно оказалось обычным районным центром. Деревня как деревня со школой и административным зданием. Блин, даже кафе в этом Бограде не оказалось. Пришлось нам перекусывать в обычном магазине, который лежал по пути выезда из этой деревни. Накупив колбасы, йогурта и булочек мы принялись их усердно нажёвывать и одновременно выслушивать стенания местных жителей по поводу того, как же нам неудобно кушать на лестницах этих магазинов. В течении этого дня по всему пути нас сопровождали шайки сусликов, которых подгонял свист и улюлюканье Фёдора. Мы проехали селение Карасук. Погадали немного, как будет называться жительница этой деревеньки.
В середине дня мы въехали в долгожданный Ширинский район. Ширинский район считается и житницей и здравницей Хакасии. С запада и севера район защищён горным массивом, поэтому климат здесь очень тёплый. Район уникален именно тем, что на его площади расположено очень много озёр, как солёных, так и пресных. При чём именно здесь находиться жемчужина Хакассии - Шира, и самое солёное озеро - Тус. После ещё нескольких десятков километров мы поднялись в хороший подъём, и перед нами открылся вид на долину с озером Шира и маленькой речушкой Сон, что впадала в это самое озеро. Ура! Я вижу эти долгожданные прелести. Вдалеке виднелся небольшой посёлок, Жемчужный называется. Там находиться отличный курорт-санаторий. По побережью озера рассыпались маленькие турбазы и целые палаточные городки. Полюбовавшись на эти красоты, мы «оседлали» своих «коней» и начали спуск в долину. Через некоторое время слева, в отдалении, мы увидели первый курган. Это был один из археологических памятников Хакасии. Кстати, подходить к нему было нельзя. Рисковать мы не стали и продолжили свой путь. На совещании по ходу движения было решено остановиться на одной из баз и провести здесь пару дней. Осмотреть окрестности и посетить местные достопримечательности. И даже помыться, что было очень не маловажно. Хи-хи.
Выбор наш пал на турбазу «Турист». База представляет собой огромную поляну на побережье озера Шира, по всему периметру стоят либо домики в 2 этажа, либо вагончики на 4 места. Вообще цена варьируется от 400 до 700 рублей. Всё зависит от наличия в номере телевизора, печки и холодильника. Так как наши финансы романсы пока не пели, но всё же…Мы решили снять 4-местный вагончик, по 400 рублей за койку-место.
Пока Фёдор и Борис раскладывали вещи сушиться, а также проводили разведку базы, я покатился в «Жемчужный» за продуктами и для его осмотра. К вечеру мы попросили местного повара сварить нам суп, уж очень хотелось нормальной пищи. Посчитали, и оказалось, что день нашего прибытия на Шира выпал на День молодёжи. Посему, было решено, даже, немножечко отметить эти два замечательных события. После небольших посиделок я лично завалился дрыхнуть, ну а два моих спутника как обычно ещё немного задержались. За этот день мы «прошагали» почти 104 километра.

День седьмой.

Подъём был у нас примерно около 10 утра. Как же приятно просто проснуться в постели и не подскакивать сразу, а ещё поваляться какое-то время. Пока кто-то ещё валялся в постели, кто-то ходил уже с сигареткой, а я решил прокатиться по базе и вокруг неё. На базе я увидел один из прайс-листов, в котором приглашали прокатиться за определённую сумму на экскурсии. Скажу сразу, цены были от 300 до 450 рублей. Считаю тоже дороговато для тамошних мест. Ну да ладно… На общем собрании решили: так как колени Бориса снова дали о себе знать, Артёмка чего-то лентяй, а Фёдору видимо тоже уже немножко приелось кручение решили поехать на экскурсии с гидом на автотранспорте. И честно говоря мы не пожалели о сделанном выборе. Нас ждал горный массив: Сундуки. Мы собрали вещи, попытались опять вывесить их для просушки и загрузились в микроавтобус, который доставил нас до места экскурсии. Честно говоря, я был рад, что мы тронулись с гидом. Иначе нам бы пришлось очень не плохо поплутать по местным дорогам. Пока вся наша компания двигалась на место назначения, гид рассказывала нам о Ширинском районе и его истории.
Вообще история озера Шира, вернее его целительных свойств началась, с одного золотоискателя, который продвигался по этой местности с собакой. В один из дней его путешествия на него напал то ли медведь, то ли стая волков. И в итоге собака, заступившись за своего хозяина, серьёзно пострадала. Путник долго нёс своего пса на руках, но, видя, что собаке всё хуже решил оставить её на берегу озера мимо которого он проходил. Но через некоторое время пёс нагнал искателя, при чём оказался вполне здоровым. Этот факт удивил путешественника, и он решил исследовать берега озера. Этот случай и есть начало истории Ширинского района. Эти и другие подробности нам рассказала наш гид, пока мы ехали к Сундукам.
И вот Сундуки предстали нашему взору. Сундуки - горный массив назван так в честь первого холма, на вершине которого находиться огромная каменная глыба, в виде сундука с приоткрытой крышкой. Официально сундуков считается то ли 7 то ли 9, но местные жители считают, что их около 14. Сундуки являются древней обсерваторией, и священным местом поклонения древних людей. Здесь проводились священные ритуалы и обряды посвящения. По рассказам гида, здесь очень много мест, которые заряжены отрицательной и положительной энергией. Даже экстрасенсов сюда привозят, они заряжаются энергией.
Первым на нашем пути был, если не ошибаюсь 7 сундук. Внешне сундуки выглядят, как - будто чья-то рука взялась за землю и подняла из неё плиты, так и, оставив их торчать из земли под углом. С одной стороны это пологий спуск, с другой крутой обрыв. На том сундуке, к которому нас привезли с фронта, была видна ниша. По рассказам нашего гида, на стене нарисованы две змеи. При движении солнца, тень, которая падала на этот рисунок в начале дня производила эффект победы одной змеи над другой. Ближе к вечеру, всё та же тень теперь показывала победу другой змеи. Таким образом, символизировалась победа дня над ночью, и наоборот.
Следующим был 4 сундук. При чём лишь только когда мы вылезли из авто, наш гид, дай Бог ей здоровья, предупредила, что здесь водятся ядовитые змеи. Мы были очень благодарны, что нас так «обрадовали». На стене перед нами открылся эпос в наскальных рисунках, написанный за сколько-то там тысячелетий до нашей эры. В котором рассказывалось о судьбе героя. Он проходит свой жизненный путь от рождения, потом совершает подвиг, становиться мужчиной. Попадает в ад, и, победив там злых духов, оказывается на небе. Кстати, на этой же стене один из камней нависает таким образом, что тень от этого камня при восходе солнца постепенно открывает всю картину приключений героя.
Ну и напоследок был последний, на сегодня, 1 сундук. О, это того стоило! Как считают хакасы, заходить на этот сундук нужно по ходу движения солнца. Но нас повели в обратную сторону. Так как спуск в обратную сторону не слишком лёгок, и не каждый там пройдёт. В общем, поднялись мы на высоту 560 метров. Стояла ясная погода, правда дул довольно-таки приличный ветер. Гид наш объяснил, что на обеих сторонах сундука, той самой каменной глыбы есть кресла шамана. К одному подойти совсем не сложно, а вот второе… Так как глыба стоит на самом краю обрыва, то нужно обойти её по самому краю, это тропинка примерно в 40- 50 сантиметров и мы оказываемся у этого кресла. Артёма как всегда сблатовал всех пойти, но сам ни-ни… Ну боюсь я жутко высоты. А там ещё и ветрища сильный. В общем, все посмеялись над главным провокатором и двинулись дальше. Если бы знала наш гид, что её ждало впереди…
Пройдя полностью весь круг по сундуку, осмотрев ещё несколько наскальных рисунков, мы начали спуск вниз. При спуске есть такая примета. Надо взять несколько плоских камешков и положить у входа на сундук. Сделать вклад в постройку импровизированной стены перед входом. Вклад в стену принесёт счастье всем близким и родным путника.
Выполнив этот обряд, мы отправились к следующему пункту. А именно, это был источник у подножия горы. Считается что, испив воды из этого озерца, повышается мужская сила. И женщинам он, кстати, тоже полезен. Испив водицы, с пополненными силами мы вернулись на базу. К вечеру была заказана баня, вкуснейший ужин, разговоры и отход ко сну. Лично на меня экскурсия произвела впечатления.

День восьмой.

Проснувшись утром следующего дня, мы начали решать, что же делать дальше. Накануне было принято решение совершить ещё одну экскурсию. На Туимский провал. И снова сделать это с гидом и на авто. Но предварительно нужно было съездить в посёлок за продуктами, деньгами, и пополнением баланса. Так как вечером этого же дня мы собирались отбыть восвояси. В этот раз покатили вместе с Фёдором. После всех выполненных процедур, купив маленькие подарки своим близким, мы вернулись на базу. Правда, я умудрился порвать цепь, видимо жутко некорректное переключение передач. В итоге Федя уехал своим ходом, а я своим ходом ДОШЁЛ. На базе, сделав ремонт цепи, мы собрались ехать на следующую экскурсию. Перед самым отъездом Федя и Борис решили намочить колёса своих байков в воде озера Шира. После совершения такого омовения наша тройка тронулась на экскурсию.
Для начала, перед поездкой на сам провал нас завезли на одну из гор вблизи озера Шира. Называется она, кажется Солдатской. Так как там когда-то стояла военная часть, вроде ПВО. Так вот оттуда открывается вид аж на целых девять озёр вблизи Шира, при чём все они площадью не менее 1 гектара. Такая вот штука. Полюбовавшись на эти виды и красоты, тронулась наша группа дальше.
Итак, Туимский провал. Сие место называют техногенным чудом, самой большой неожиданностью прошлого столетия. Путь на провал пролегает мимо районного центра Шира и самого посёлка Туим. Когда-то на горе вблизи Туима производилась добыча медной руды. Недалеко стоял завод, жаль, его не удалось сфотографировать. Зрелище очень интересное. Так как часть завода, как бы встроена в стену скалы. Сейчас всё заброшено и разрушено, но всё равно выглядит внушительно и с размахом. Местное население, честно говоря, всё больше деградирует. Об этом говорит и большое количество детей с картонками, на которых написано «Покажу дорогу на провал», и более старшее население, встретившее нас на самом провале. Хотя наверное не мне судить…Каждому видится своё.
Как я уже говорил, вблизи Туима на горе добывали медную руду. Добывали очень давно, и после революции, и во времена сталинских репрессий и уже ближе к нашему времени. Так вот, додобывались до того, что вся гора стала как гигантский муравейник. В ходах и проходах. Место стало опасно для проживающих рядом людей. Говорили даже, что бывали случаи проваливания скота под землю на самой горе. Местная администрация приняла решение произвести направленные взрывы в самой горе, дабы заполнить пустоты. Что и было произведено в 1968 году. Но…Произошло, то чего ни кто не ожидал. Вместо обвала грунта внутри горы, верхушка горы просто провалилась под землю. Получилось что-то типа вулкана с кратером на верху. Учёные ,исследовавшие этот случай, сказали, что под горой, в коре земли присутствует пустота и при взрыве верх горы просто провалился в эту пустоту. На дне кратера выступили грунтовые воды, и образовалось озеро. Нырявшие дайверы, достигли глубины 67 метров, глубже не смогли, холодно. Зрелище, скажу я вам очень красивое. Хотя наш гид сообщила нам, что здесь большое скопление отрицательной энергии. Стены провала испещрены проходами от вагонеток добытчиков руды. Высота от самого пика провала до воды 127 метров. Как только мы поднялись наверх, нас встретили местные жители. Одни предлагали испытать экстрим, другие услышать «акустический взрыв». Наш гид пыталась оградить нас от этих просьб, но как только Фёдор услышал о тарзанке… Судьба душевного равновесия нашего гида была решена. Но всему своё время. Для начала мы решили услышать этот самый «акустический взрыв» Суть взрыва в том, что один из парней поднимает на самый верх горы большой булыжник. Дойдя до верха, сбрасывает его вниз, в озеро. При падении камня в воду происходит хлопок, эхо от которого, отражаясь от стен, усиливается и получается своеобразный «акустический взрыв». За такое действо запросили с нас по 12 рублей с человека. Лично я предлагал загонять этого юношу раз десять наверх с камнем, пока взрыв не получится очень громким. Не поддержали…..Эх.
Ну а парни предлагавшие, прыжок просили две с половиной тысячи за такое дело. Но Фёдор умудрился сторговаться с ними за тысячу. Гид наш не знала о решении Фёдора, но как только услышала об этом, её душевное равновесие пошатнулось. По её рассказам, в прошлом году здесь разбился парень, прыгнувший в воду без страховки. Летальный исход. Пока Фёдор готовился к прыжку, Борис сосредоточенно готовился снять это на фото и видео, а Артёма делал месячную выручку местным продавцам беляшей. Ну нервничал я сильно, а гид наш так вообще в слёзы ударилась. Ещё и её успокаивать пришлось. Все напряжённо ждали.

Ждать пришлось около 20 минут. Задержка была из-за того, что мы ждали когда один из устроителей прыжков пройдёт через проход в горе к самому озеру и примет прыгнувшего Фёдора на лодку, чтобы вернуться из провала. Через эти ворота и лежал путь к озеру в провале. И вот лодка на месте, все готовы. Уклон скалы 45 градусов, так что, по словам устроителей опасности, разбиться о скалу не было. Фёдор прыгнул .Через секунду мы услышали его крик. Все замерли, был момент, когда я лично думал, что мига разбиться о скалу Фёдору не избежать, но пронесло. Как потом рассказывал Федя, скорость при падении равна 146 километрах в час. Якобы устроители замеряли через навигатор. После пережитых страстей прыжка Фёдора нас усадили в автобус, и мы тронулись обратно на базу. Наш гид после всего сказала, что теперь всех туристов будет привязывать к себе на поводок, а братских туристов так вообще на цепь сажать будет. Чтобы никуда не прыгали. На десерт нас завезли на одно из самых древних захоронений. Уникально оно тем, что там была захоронена жрица, с двумя детьми. Мальчик и девочка, 8 и 9 лет соответственно. Там мы зарядились положительной энергетикой (стоим такие, руки подняты, помычать только оставалось) и поехали домой. Вещи уже были собраны, почти всё упаковано. И мы тронулись дальше. ПРОЩАЙ ШИРА!!! Выезжали уже вечером, поэтому было решено докатить до озера Большое Белё и встать там на ночлег. До пункта назначения было всего около 34 километров. Преодолев этот маленький разминочный отрезок, мы встали на ночлег. И снова тушёнка, каша, колбаса и…решили прыжок Фёдора и отъезд чуток отметить.

Девятый, десятый и одиннадцатый дни.

Последующие два дня пути слишком большим разнообразием не отличались. Звонок будильника. Подъём всех нас. Готовка пищи (обожаю каши с тушёнкой), сборы и вперёд. За первый день мы планировали покинуть Хакасию и въехать в пределы Красноярского края. Дорога после выезда с Шира резко ухудшилась. Вернее её качество, начались многочисленные колдобины и места разбитого асфальта. Постепенно степь начала меняться на участки леса. И это, несомненно, радовало, так как гольные степи уже порядком надоели. Хотелось радости для глаз, запаха леса, зелени и листвы. И вот мы пересекли границу Хакасии и Красноярского края. Почти весь оставшийся путь наш состоял из пологих длиннющих спусков и подъёмов. Всё больше начали попадаться на пути машины с красноярскими номерами. Создавалось такое ощущение, что все жители Красноярского края едут отдыхать в Хакасию. Проехали мы и мимо одного из кафе, рядом с которым стояла клетка с огромной медведицей. Такая местная достопримечательность. По пути из Хакасии нам открывались очень красивые виды на Красноярское водохранилище. Вечером девятого дня встали на ночлег на свороте на одну из грунтовок. Поставили палатку. Вслух понадеялись , что никакой из дальнобойщиков не захочет встать здесь же на ночлег и завалились спать. За день пролетели почти 145 километров.


Утро следующего дня началось в 6-30 по местному времени. До Красноярска оставалось 168 километров. Всего-то. Вваливали в этот день конкретно, благо дорога и ветер позволяли. Я почти весь путь за этими двумя гонщиками гнался. Мысленно чуток проклиная такой темп. Ну не люблю я быстрой езды. А Федя с Борисом видимо решили точно до пункта назначения доехать в этот день. Во второй половине дня мы подкатили к Красноярской платине. Меня она совсем не впечатлила. Маленькая такая, ожидал чего-то большего. А вот серпантин, перед тем как мост через Енисей пересечь очень не хилый. Мы достигли Дивногорска , до краевого центра оставалось 30 с небольшим километров. Городок небольшой, и растянут по всему нагорью Енисея. Общим собранием решили в Красноярск въезжать утром следующего дня, а на ночлег встать на берегу Енисея. Место было выбрано у посёлка Усть-Мана. В том месте, где Мана впадает в Енисей. Вечером, пока ставили палатку и готовили праздничный ужин, нас накрыла огромная грозовая туча. Ливень был, что надо. Зато потом были отличные виды заката. Пообщались с местным рыбаком, ловля у него совсем не шла. Говорил, что раньше рыбы было море, теперь её почти совсем не стало. Браконьеры. Лично у меня настроение немного спало. Чувствовался конец пути и было немного грустно. Эх!!! Спокойной ночи всем. Завтра будем уже в конце пути.

Утром встали немного позже обычного. Собравшись, сели на своих коней и тронулись на штурм Красноярска. Всего-то осталось совсем немножко. Краевой центр встретил нас теплом и отсутствием дождя.
Въехав в город, мы посетили горнолыжный комплекс «Бобровый лог», захотелось нам посмотреть на местные достопримечательности - Красноярские столпы. «Бобровый лог», кстати, работает и летом тоже.
Очень жаль, что в нашем городе подобного пока нет ничего, хотя возможности существуют. В «логе» есть роллербан, зорбинг, скалодром и ещё куча аттракционов. Цены, по-моему, вполне приемлемые. Пока Фёдор с Борисом обкатывали роллербан(сумасшедшие), я пообщался с местными работниками. Роллербан представляет из себя что-то вроде саней, движущихся по металлическим направляющим. Есть на санях рычаги, тянешь на себя - двигаешься медленнее, отпускаешь- летишь очень шустро. Роллербан находиться на верху одной из гор «лога» . И все виражи как-бы нависают на воздухе. В общем очучений море . Ну, Федор по крайней мере так сказал.
Посетив комплекс, наша троица отправилась к вокзалу. Вот и всё. Наше путешествие подошло к концу. Прособиравшись на вокзале около 3 часов, побродив по городу, посетив местный кинотеатр, вечером мы распрощались друг с другом. Каждый из нас отправился в свою сторону. Большущее спасибо вам, мои спутники, за компанию!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
В общей сложности мы прошагали одну тысячу пятьдесят семь километров.


P.S. Хочу сказать большущее спасибо своим спутникам за компанию и терпение ко мне. Всем тем, кто помогал нам словом, делом и советом.
P.S.S. И ещё большое спасибо моей половинке, за помощь и редактирование всей этой писанины.


Комментарии
Olzlg30.07.14, 11:22
Интересно,Понравилось. Но Кызыл, это Ты(у)ва. 
Guest17.03.12, 15:40
Здравствуйте. 

Очень интересно почитать отзывы о родном крае. Написано хорошо, но вот в конце повествования резануло "Красноярские столПы", он (заповедник) "Красноярские столБы".
Пожалуйста  
Доброго времени суток.Ну коли решили,так ВПЕРЁД.
Чтобы легче было,просто накатывать надо.Маршрут в принципе несложный,несмотря на километраж.Начните сапреля накатывать в день по 70-80 км.Если будете в день проходить 100,то вполне готовы.
УДАЧИ!!!
P.S. Если что,спрашивайте.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Борис Петухов