Идея экспедиции родилась примерно через неделю после возвращения с Алтая в 2007 году. Несколько лет подряд ездили на Алтай и каждый раз что-то (верней где-то) оставляли на следующий раз. Наконец решили за одну поездку объехать все стоящие, на наш взгляд, места. В результате очередных посиделок на карте появилась замысловатая линия нашего будущего маршрута...
Нитка маршрута
Омск - Новосибирск - Тальменка - Белово - Прокопьевск - Таштагол - Усть-Кабырза - Усть-Анзас - Сензас - пер. Патын - Ильинка - Ортон - Большой Ортон - Фёдоровка - Вершина Тёи - Шора - Бирикчуль - Аскиз - Таштып - Абаза - Ак-Довурак - Чадан - Саглы - Мугур-Аксы - оз. Хиндиктиг-Коль - оз. Ак-Коль - пер. Бугузун - Кокоря - Кош-Агач - пер. Тёплый ключ - плато Укок - пер. Тёплый ключ - р. Тара - Кош-Агач - Акташ - Нефтебаза - Усть-Кан - Усть-Кокса - Мульта - Усть-Кокса - Усть-Кан - Чёрный Ануй - Солонешное - Алексеевка - Алейск - Романово - Завьялово - Кулунда - Славгород - Карасук - Омск
 
Саянское кольцо 2008

Идея экспедиции родилась примерно через неделю после возвращения с Алтая в 2007 году. Несколько лет подряд ездили на Алтай и каждый раз что-то (верней где-то) оставляли на следующий раз. Наконец решили за одну поездку объехать все стоящие, на наш взгляд, места. В результате очередных посиделок на карте появилась замысловатая линия нашего будущего маршрута...

 

Состав и подготовка:

1-ая машина: MMC Pajero Sport 2.5TD, пилот – Макс (Аскет), штурман – Женя (Усатый). Лифт подвески, резина BF Goodrich MT 32 дюйма.
2-ая машина: Nissan Terrano 2.7TD, пилот – Павел (RGD), штурман – Таня. Лифт подвески, резина BF Goodrich MT 30 дюймов.
Оборудование: лебедка ручная – тяговое усилие 4 т, сэнд-траки 1,2 м, , домкрат Хай-Джек, трос 8,5 мм стальной – 35 м, трос 8,5 мм стальной – 5 м, блоки, шаклы,стропы и прочая дребедень, бензопила, масла моторные, трансмиссионные, антифриз, фильтры, лампочки, инструменты в широком ассортименте.
Бытовое оборудование: палатки, спальники, посуда, газовые баллоны 12 литров – 2 штуки, горелки и треноги к ним, инверторы 12В-220В – 2 штуки, переноски и энергосберегающие лампы к ним, полиэтилен для полога, ну и прочий хлам. Много едьбы…
Машины помыты и заправлены, блестят и рвутся вперед

12.07.2008
6.00. На одометре Терраны 208800 км. Трасса Омск – Новосибирск. Летим по трассе, погода «самое то», настроение тоже.
14.44. Паскудское. Заправка – 59 литров.
18.30. Тальменка. Наконец-то, блин!
20.05. Кемеровская область. До привала – километров 60 – 70. Лес изумительный. Дорога и кафешка на границе Алтайского края и Кемеровской области отличные.
23.04. г.Киселевск. Заправка «Сибнефть» - 43 литра по 24!!! рубля (в Омске – по 25).
23.30. г.Прокопьевск – Штурман на Паджере еще не освоился с рацией и потому поздно среагировал на гайцов, в итоге 200 рублей из Тераны благополучно исчезают в бело-синей 2109. Уважаемые водители, соблюдайте скоростной режим ©.
Около 1.00. Встаем на ночевку между Новокузнецком и Таштаголом в поле. За день пройдено 1200 км.


13.07.2008
11.30. Холмы, трава по пояс, лес в голубой дымке. Едем дальше. Дорога по красоте не хуже Чуйского тракта, сплошной серпантин с подъемами-спусками. Разогнаться как следует не получается. Пообедали в Мундыбаше возле моста и пляжа с обрывом, кафешка вполне приличная. Много железных дорог – вывозят уголь и железную руду.
Проехали город Темир-Тау. Интересно кто у кого слямзил название: казахи у кемеровчан или наоборот. По горам и холмам ютятся дома с огородами, почти везде густой смешанный лес. Елки здесь – глаз не оторвать, точь-в-точь как на новогодних открытках.
14.00. Таштагол. Заправка – 20 литров по 24 рубля. Город контрастов: покосившиеся и ровные деревянные домики и несколько 5-ти и 9-ти этажных зданий. На АЗС в центре города маленькое, но солидное кафе: бизнес-ланч, зал для банкета, зеркальный бар, сервированные столики с белыми скатертями и сверкающими бокалами.
От Таштагола идет грейдерная дорога среднего качества до с.Усть-Кабырза. Здесь, как на Алтае, начинаются бешеные суслики, которые бросаются под колеса.
16.10. Усть-Кабырза. Кончается официальная дорога, которая упирается в широкую реку Мрассу, автомобильных мостов нет, поэтому по подсказке местных преодолеваем первый брод (длина более 100 м, глубина порядка 0,5 м, течение на фарватере довольно сильное).Приходится делать пешую разведку в сапогах.
210172 км. Дальше идет дорога, которую принято обозначать как «полевая или лесная». Виды изумительные: холмы с лесами, домики, вода, лодочки, поляны с папоротником.
Преодолеваем второй брод, наверное, самый глубокий за всю поездку (длина метров 50, из них метров 15– фарватер глубиной около 1 м), Паджеру  на фарватере немного сдвинуло течением, на Терране немного воды попало в бочку воздушного фильтра (машины не оборудованы шнорхелями), много адреналина попало в кровь. По дороге до с.Сензас преодолеваем еще 5 или 6 бродов глубиной до 0,7 м. Повезло: по дороге встретили местных попутчиков на двух УАЗиках, без их подсказки пришлось бы разведывать каждую водную преграду, так как траектория преодоления некоторых бродов очень замысловатая. Чем хуже дорога, тем лучше природа и живописнее виды.
Под Сензасом попалась промоина, пришлось впервые применять сэнд-траки. Сензас – село из 10 разваленных деревянных домов, поросших бурьяном, один из которых жилой, связь только спутниковая. Попрощались с попутчиками, поблагодарили их водкой и сигаретами, расспросили подробно про дальнейший маршрут, получили довольно ценные указания. Кстати прямая дорога через с. Рабочая Торба до с.Верх. Таштып существует, но только для очень внедорожного транспорта типа Урала и т.д. Надо будет когда-нибудь проверить, эта дорога – кратчайшее расстояние для желающих попасть из Кемеровской области в Хакассию.
Наш путь лежит на север через перевал близ горы Патын до поселка Ортон, необходимо до наступления темноты отъехать подальше от деревни, чтобы нормально поспать без возможных гостей (такую тактику приходилось применять не раз). Как и предполагали, здесь начинается первый категорийный участок похода. Дороги как таковой нет – есть небольшая просека со сплошными узкими и глубокими промоинами, иногда требующими применения сэнд-траков, неглубокие броды. Километрах в десяти от Сензаса развилка из трех дорог, следуя указаниям, полученным в Сензасе, сворачиваем на правую. Когда-то по ней ездили, сейчас остались следы и просека в лесу. Дорога поросла тальником: на тонкие ветки не обращаем внимание (глубокая полировка кузова обеспечена) с толстыми воюем при помощи топора и кстати захваченной бензопилы. Встаем на ночевку довольно поздно прямо на просеке, на найденной в нескольких километрах до перевала ровной площадке, немного задвинув машины в лес, спим в машинах.
За день по дорогам и бездорожью пройдено 226 км.

 

 

 


14.07.2008
11.00. Позавтракали чаем, штурманы плюс к этому доели вчерашний ужин. Начинаем двигаться к перевалу по направлению к с.Новый Базис, преодолеваем неглубокий брод с камнями. Идем по GPS, сверяя направление, впрочем, сворачивать особо некуда. Далее через промоину перекинуты два бревна, с которых Террано благополучно слетает и пытается завалиться набок. Буксовать нельзя без риска порвать резину об сучки, поэтому приходится впервые доставать ручную лебедку, с помощью которой Террана выкарабкивается. Паджеро без приключений проходит через это препятствие. Проходим перевал, начинаем спуск, дорога – наверное, худший участок из всех пройденных в Шории: часа четыре преодолевали участок заболоченной местности с подъемчиками и глубокими колеями. Применяли весь арсенал: тросы, лебедку, сэнд-траки, хай-джек, мат и т.д., штурман Женя не прекращал разведку в сапогах, штурман Таня снимала весь процесс на фото и видеокамеру.
Наблюдаем следы от машин, которым, судя по всему, несколько дней; по рассказам местных из Сензаса, недавно здесь прошли две такие же машины искателей приключений (хорошо бы узнать, кто это был). Перед с.Новый Базис неглубокий брод, но течение очень быстрое и на дне невидимые камни. По рассказам предыдущих попутчиков, они здесь садили УАЗа на камни. Долго совещаемся, проводим разведку, потом рискуем и перебираемся в лоб перпендикулярно течению. Деревня заброшена. Продолжаем двигаться до с.Ильинка по похожей «дороге». В Ильинке начинается жизнь – встретили аборигенов, с которыми повозили пальцами по карте, уточнили маршрут. До Ортона дорога – разбитый грейдер, разрушенные мосты, соответственно броды. Наконец-то в 19.00 прибыли в Ортон – лесопереработка, КПП (здесь расположена колония, химики смотрят на машины недобрыми взглядами). Отметились на КПП, свернули на восток по направлению к с.Большой Ортон (кстати, в Ортоне начинается вполне приличная по местным меркам дорога на Междуреченск, многократно пройденная и описанная джиперами из разных регионов).
До Большого Ортона – опять лесная дорога, прошли ее за час и в 20.10 были уже в селе, вернее там, где когда-то было село. Поросшие травой и кустарником развалины домов, ржавые остовы техники, всё это в закатных лучах, глушь полнейшая… Интересные ощущения.
После Б.Ортона повернули налево, игнорируя поставленный для особо одарённых «кирпич». В результате после пары бродов пришлось вернуться и повернуть направо от Б.Ортона, на Усть-Весёлый
Между Б.Ортоном и Усть-Веселым (в районе с.Федоровка) встаем на ночевку, сил разбивать лагерь нет, вспомнили, что не обедали сегодня, наскоро перекусили, завалились в машинах. За день прошли через лесное бездорожье со скрипом 78 км, что в принципе неплохо.


15.07.2008
10.20. Движемся в сторону с.Балыкса. Взяли попутчика, ходившего за ягодами (это километров за 50 от Балыксы!?). По его рассказам, здесь живут Шорцы, добывается железная руда, щебень и золото, заготавливается лес. Везде встречаются отвалы пустой породы, в которых желающие ищут (и иногда находят) золото. Видели останки золотодобывающей драги. В лесах много ягоды и медведей. С попутчиком переехали границу, и теперь мы в Хакассии. Не доезжая Балыксы развилка на Тёю: нам туда, попутчику – в Балыксу, пришлось попрощаться (он подарил на память кусочек горного хрусталя). До развилки ехали по лесной дороге, после неё – широкая грейдерная трасса, давно мы не ехали с такой скоростью – порядка 60 км/ч. Идет масштабный ремонт дороги, везде дорожная техника. Въезжаем на перевал (высота 760 м), забравшись на кучу щебня, делаем звонки родным и отмечаемся по телефону в квалификационной комиссии. Связь только на перевале – Билайн, МТС. По трассе носятся 30-тонные БелАЗЫ со щебнем, поднимая тучи пыли.
12.30 – поселок Шора (высота 1080 м). Перед Тёей затяжной подъем километров 10 на перевал (высота 950 м). Тёя – большой поселок, в котором находится дробильно-сортировочное предприятие. Масштабы добычи щебня впечатляют – везде его буквально горы, перевозимые БелАЗами. Пилот Паджерика, увязался за БелАЗом и, сам того не ведая, проскочил в промзону. За что был остановлен, осмотрен и запротоколирован грозной, но симпатичной охранницей. Немного пропетляв, выехал на нужную дорогу и  принялся догонять ушедшую вперёд Террану.
13.30 – с.Бирикчуль – довольно большое с асфальтированными улицами. Дальше идет асфальтированная трасса.
14.30 – добрались до с.Аскиз. Здесь выходим на региональную дорогу А-161 Абакан – Абаза – Ак-Довурак, то есть начинается цивилизация. Местность холмистая, практически без деревьев.
С. Бельтирское – станция техобслуживания, продули воздушные фильтры, отдали 100 рублей за оба.
С. Таштып. Заправка: солярка 25.80 руб., залил 50 литров (получается от Таштагола такой расход). Перед райцентром Абаза – затяжной подъем на перевал (высота 970 м), машина греется, включаем печку.
16.30. Районный центр Абаза: крупный поселок с горными предприятиями, асфальтом и светофорами, кирпичными двух-, трех-этажными домами, магазинами, рынком и т.д. Потратили час времени, чтобы найти кафешку, но неудачно, поэтому покушали в пельменной, напомнившей о совдеповских столовых. Далее затарились в супермаге и на рынке всем необходимым и в 18.00 покинули городок.
За Абазой затяжной перевал (высота 1730 м), опять включаем печку. Кстати, Паджеро преодолевает эти перевалы даже с включенным кондиционером без особых проблем, я отношу это за счет молодости машины и менее забитого радиатора и всей системы охлаждения. После перевала – очень крутой серпантин, много поворотов порядка 180 градусов.
Западный Саян – невысокие горы, одетые в леса, чистые бурные речки, похожие на Алтайские. В воздухе – сладкий запах трав, сосен, свежести, прохлады, похожий на вкус одноименной газировки, выпускавшейся в СССР.
Начинаем подъем на перевал Саянский (высота 2210 м). Подъем затяжной – около 30 км, как всегда немного греемся. По перевалу проходит граница между Хакассией и Тывой, о чем извещает установленная стела. Курим, фотографируемся и в 20.30 начинаем спуск по серпантину (по моему мнению, знаменитый алтайский перевал Чике-Таман значительно уступает по сложности и красоте Саянскому перевалу, да и многим последующим перевалам).
21.30 – останавливаемся у закрытого шлагбаума ДПС. Предъявляем права и техпаспорта, все это заносится в регистрационную книгу, и благополучно продолжаем движение. Первый крупный поселок в Тыве – Ак-Довурак – оказался не очень гостеприимным. В нормальную гостиницу нас не пустили из-за неувязок с персоналом, в частной гостинице предложили только койку и умывальник за 250 рублей, но без стоянки, поэтому было принято решение ночевать в степи. Заправили по 20 литров соляры по 27.50 руб., подверглись проверке на посту ДПС – сотрудник оказался бдительным и проверил разрешения на рации, оружие и сказал, что дороги напрямую до Мугур-Аксы нет – только через Чадан. Отъехали километров 10 и свернули на ночевку в степь. Ночевали в палатке (один экипаж) и в машине (другой).
За день по дорогам Хакассии и Тывы пройдено 495 км.

 


16.07.2008
9.00. Думаем о стоянке для отдыха и проведения ТО машин. В степи красиво, кругом холмы, песочек с кустиками то ли саксаула, то ли верблюжьей колючки: мы не ботаники и не разбираемся. Выезжаем. Дорога – плохой асфальт.
9.45. Развилка перед Чаданом. Заправка 10 литров по 30 !!! рублей. Нормальная столовая – «Буянныг», сытная еда, все вроде из мяса. Эстакада. Повреждения машин: Паджера – помята защита и незначительно подножки; Террана – вмятины на передней балке, обломан глушитель, люфт рулевого наконечника. Места под длительную стоянку с рекой и лесом нет. Едем дальше по направлению к Хандагайты. Дорога – трасса А-163 – плохой асфальт. Тыва еще суровее Хакассии: мало рек и лесов, в основном высокогорные степи, холмы. Населению, кажется, заниматься кроме скотоводства нечем, часто встречаются юрты пастухов. На перевале Кондергей – святое место буддистов: стела с фотографией Далай-ламы, статуэтки, картинки и т.п., кучки камней, в которые необходимо досыпать три камня – и будет «щасте» в дороге.
12.20. Развилка, дорога уходит на Хандагайты, нам направо на Мугур-Аксы. Въезжаем в погранзону (давно пора – здесь до границы с Монголией иногда до 2 км). Асфальт кончился сразу за развилкой, начинается стиральная доска – самый утомительный участок дороги – гребенка с приличными ямами и так километров 200. Приходится ехать прямо по степи, благо параллельных дорог достаточно. Воздух очень свежий (если перед тобой не пылит Паджерик), высота степи примерно 2 км. Кругом суровый пейзаж – горы с редкой растительностью, иногда ручьи, в которых затариваемся водой. В ряде мест дорога проходит буквально по границе – до Монголии метров 800 м и никаких признаков пограничников (изредка встречаются, но все ржавые и заброшенные еще в прошлом веке).
Проезжаем село Саглы, после которого начинается сильная гроза с градом. Загар с машин смывается сразу, рации приходится выключить из-за молний. Ползем на перевал на 1-ой передаче за некстати ехавшим в ту же сторону ГАЗ 53, высота 2260 м, воздуха двигателю маловато, немного выручает турбина.
18.00. Село Мугур-Аксы: большая деревня с гостиницей, больницей, администрацией, детским садом и большим количеством магазинчиков. Ассортимент скудноватый, но запаслись всем необходимым. Расход солярки был приличный, начали сомневаться, что хватит до Алтая, решили заправиться здесь. Но на заправке солярки нет и не бывает! Об этом стоит помнить всем джиперам, идущим из Тывы на Алтай или наоборот. Выручило то, что село освещается от дизельной электростанции, которая расположена практически в центре села, состоит из двух дизель-генераторов по 500! кВт каждый, молотящих поочередно круглосуточно. Там удалось договориться и залить 40 литров в канистры по 20 рублей за литр. Забегая вперед, скажу, что страховались зря – баков по 80 литров вполне хватило от Чадана до Кош-Агача и дальше, но эту электростанцию стоит иметь в виду на крайний случай. Решили возобновить запас напитков в местном магазине, 2 сорта пива – «жигулёвское» 7%, и «нокаут» (не помню сколько %), который вполне оправдывал своё название, судя по состоянию абсолютного большинства мужского населения городка. Пилот Тераны очень развеселил местных акынов (или как их там), когда в спешке забыл воронку в горловине бака. Так и ехал через весь колхоз.
По традиции за деревней начинаем искать стоянку на ночлег. Хорошо, что у нас имелся трек предшественников из экспедиции 2006 года (спасибо Евгению Гехту), иначе сложно найти правильную дорогу из многих параллельных и сэкономить время и горючее. Несмотря на многочисленные юрты в 20.30 встаем на ночевку, наконец-то разбиваем палатки и делаем полноценный лагерь и ужин. Приграничными дорогами Тывы за истекший день пройдено 323 км.

 


17.07.2008
9.00. В наш лагерь нагрянули коровы, не «волосатые коровы» - сарлыки, довольно распространенные в этих местах, а вполне обычные. Завтрак, сборы и в 11.30 выезжаем к озеру Хиндиктиг-Коль.
Через несколько километров плохой каменистой дороги открывается чудесный вид на высокогорное чистейшее озеро (на наш взгляд, Телецкое отдыхает). Опять же, без трека проблематично было бы найти нужную тропу, а местность там – болотца, кочки и, самое хреновое, замаскированные камни в траве повсюду. Решив задержаться на озере подольше, ищем место возле воды.
Повезло, нашли просто отличный пляж: песок, крупные камни в кристально чистой и холодной воде и ни души вокруг (не считая юрты километрах в пяти от нас). Разбили лагерь, купались, загорали, кушали по полной программе, проводили текущий ремонт на Терране, в общем, наслаждались отдыхом.
Рекорд лени и расслабухи побит – прошли за день 12 км.


 

 

 

 

 

 

 

 

 18.07.2008
10.30. Попробовали проехать по берегу, проплутали в камнях и болотцах до 12.00, вернулись обратно и больше с трека уже не сходили. Ребята в 2006 году потратили немало времени и сил на разведку, за что им респект. Преодолели участок тропы прямо по озеру без особых проблем: дно каменистое, глубина 0,5 м, течения естественно нет.
Вышли на накатанную полевую дорогу, кругом высокогорная степь, пересекли речку по мостику. Мост через вторую речку не внушал доверия, решили идти вброд. Нашли брод справа от моста, метрах в 5 от него. Он оказался неожиданно глубоким – до 0,8 метра, сразу за ним крутой подъем, на который Паджера забираться медленно не захотела, а быстро можно об камни повредиться из-за длинного заднего свеса. В кои-то веки пришлось цепляться за Террану (обычно случалось наоборот), после чего все благополучно выбрались на берег.
13.00. Развилка треков: налево уходит дорога обратно на Хандагайты, только через с.Кызыл-Хая. По описаниям джиперов, большинство идет из Алтая в Тыву именно по ней (и не видит такой красоты как озеро Хиндигтиг-Коль).
13.20. Доехали до высокогорного живописного озера Ак-Коль: крутой подъем, высота 2400 м, крутой спуск. Перед перевалом Бугузун на локальной горке встретили двух мотоциклистов-бюргеров, идущих по маршруту Германия (Дортмунд)-Владивосток. Пообщались на ломаном английском – удивило, что один мотоцикл 30-летней давности – одноцилиндровый дизельный, мы такие вживую не видели.
Сложный подъем на 1-2-ой на перевал Бугузун (высота 2610 м), знак заповедной зоны. За перевалом дорога – сплошные валуны, скорость как у пешехода. Заброшенная пограничная будка. Здесь дорога идет вдоль речки Бугузун, все идут по левому низкому берегу, мы по невнимательности прозевали развилку и пошли по правому высокому берегу. Дорога полевая и пыльная, часто встречаются глубокие промоины (почти каньоны), которые приходится преодолевать, рискуя положить машины на бок, постоянно применяя балласт на подножках Паджеры в виде штурмана Жени. Террана, ввиду ее большей приземленности, особых проблем не испытывает. Периодически дорога спускается в русло Бугузуна и тогда приходится красться по камням. Наконец, километров за 30 до с.Кокоря начинается отличная (в плане ровности) полевая дорога по солончаку, пыль после прошедшей машины стоит километра 2, вдали идет гроза, но на дорогу не попадает ни капли.
17.30. Кокоря. Ура!, начинается асфальт и кончается наш второй категорийный участок от Мугур-Аксы, классифицируемый 5-ой категорией сложности. По нашим общим впечатлениям, в Шории было намного труднее продираться через лесную дорогу.
18.00. Выходим на Чуйский тракт, останавливаемся по требованию пограничников на дороге. Они начинают проверку документов, но, узнав, что мы идем не от Ташанты, а из Тывы, пропускают не глядя (я предполагаю, что они считают всех приходящих из Тывы немного странными).
Наконец-то цивилизация – райцентр Кош-Агач. Особо описывать сам поселок не стану, многие здесь бывали, мы неоднократно в прошлые поездки, описания при желании можно найти. Гостиницу, в которой мы останавливались в прошлый раз, заняли москвичи; обидно, мы на нее рассчитывали – там приличные номера, горячий душ, телевизоры в номерах – хотели отдохнуть и отоспаться денёк-другой. В кафешке нам подсказали частный дом, в котором за 150 рублей с носа мы и остановились у гостеприимной хозяйки Тони с маленьким внуком.
Таким образом, дневной перегон от озера до цивилизации составил всего 154 км


19.07.2008
Отдыхаем, оформляем документы для проезда в погранзону – на плато Укок. В прошлом году пришлось оформлять пропуска в погрануправлении в Акташе, где потратили целый день. Оказывается гораздо быстрее это можно сделать в Кош-Агаче в комендатуре, которая работает ежедневно с утра до вечера (а Акташе суббота и воскресенье – выходные). Сегодня не удалось оформиться, так как не подъехали наши товарищи с паспортами (договаривались на Укок ехать вшестером).
Заправили 43 литра по 27 рублей на заправке (по заверениям местных, хорошая солярка только на самой первой заправке при въезде со стороны Акташа). Проверили на шиномонтажке давление и продули фильтры. На Терране забарахлил стартер, заводится через раз – результат многочисленных бродов – хорошо Паджера рядом и, если что, дергает тросом. Обедали в очень приличном кафе (на въезде со стороны Ташанты справа обшитое пластиком здание).
Вечером приехали наши омичи, путешествующие на VW Passat по Чуйскому тракту, за рюмкой чая засиделись почти до утра. С ними в прошлом году на перевале «Теплый ключ» по дороге на Укок порвали раздатку на УАЗике, в этом году едем отомстить и таки сделать этот перевал.


20.07.2008
Подъехали долгожданные недостающие участники прогулки на Укок на Рафике (Toyota Rav 4), привезли паспорта. За час оформили все пропуска (вернее один коллективный), затарились едой и питьем, позавтракали в полюбившемся кафе и в 12.00 выдвинулись в сторону Джазатора.
Через 20 км грейдерной трассы в степи остановились у россыпи камней, которые в прошлом году обозвали «Стоун-Хэдж», где перекидали вещи: нужные в Террану и Паджеру, ненужные – в Рафик. По прошлому году знали, что Рафик там не пройдет и придется его оставлять на заставе, если пограничники не откажут.
14.00. Застава. Проверка документов, оставляем Рафика (спасибо пограничникам), перепрыгиваем в наши «боевые» машины – по трое в каждую – и благополучно проезжаем шлагбаум. Движемся до развилки – направо Джазатор, нам налево – в сторону Теплого ключа.
17.00. Подъехали к третьему категорийному участку – перевалу Теплый ключ. У перевала радоновые источники, где, как и в прошлом году, много лечащихся от различных болячек. Приезжают на разнообразном транспорте: от Жигулей и лошадей до ГАЗ-66, живут там неделями, тоже по-своему отдыхают.
Начинаем подъем, на котором годом раньше сломали УАЗика, дорога достаточно сложная: узкая тропинка, слева скалы, справа обрыв, на пути повсеместно вросшие в землю камни, которые приходится объезжать. Практически непрерывно проводим разведку пешком. Движемся очень медленно – на 1-2-ой пониженной и с полным приводом – буквально перепрыгиваем с камня на камень, несколько раз стукаемся различными деталями подвески и кузова. Паджеру изредка приходится отвешивать упитанными матросами. По этой дороге ездят только пограничники и такие же туристы, как и мы.
18.40. Забрались на перевал, высота 2915 метров, такая высота чувствительна для машины – воздуха не хватает. С перевала видны снежные шапки четырехкилометровых гор системы Таван-Богдо-Ула – нашей локальной цели.
Спуск с перевала ненамного проще подъема, плюс ко всем прелестям подъема добавляются каменистые русла ручьев – управились только к 20.00.
Проехали видневшуюся слева заставу и начали искать место для стоянки с водой и как минимум без каменного пола. В 20.30 находим отличную поляну недалеко от реки Калгуты и встаем лагерем. Кругом ни души, тишина такая, что давит на уши, природа нетронутая: кроме пограничников и высокогорной живности здесь практически никого нет. На горизонте снежные шапки гор, в общем, красиво очень, звезды яркие и крупные.
Ночью холодно, приходится ложиться в спальники в одежде. В 5 утра на градуснике Паджеры 2 градуса. Прошли за день 112 км, но зато каких!


21.07.2008
11.30. Сворачиваемся, не оставляя после себя ни одного окурка, как впрочем и всегда, и выезжаем в сторону заставы Аргамджи.
12.00. Уперлись в двух верховых пограничников, которые, проверив пропуск, завернули нас обратно. Оказывается, указанный в пропуске пер.Калгуты и пер.Теплый ключ – одно и то же, поэтому после перевала мы уже являемся нарушителями погранзоны. Обидно, до снежных вершин ТБО оставалось километров 15, но с пограничниками не поспоришь, поэтому решаем сегодня же возвращаться обратно через категорийный перевал.
12.30. Начинаем обратный подъем на пер.Теплый ключ. Едем по знакомой дороге, поэтому в 13.50 уже на вершине перевала, а 15.00 – внизу у радоновых источников.
Держим непродолжительный совет и решаем ехать на прошлогоднее место – ущелье реки Тара, недалеко от развилки на Джазатор. Встречаем туристов из Алтайского края, желающих перебраться через Теплый ключ на Toyota RAV 4. Пытаемся отговорить, но вероятнее всего они решили, что мы преувеличиваем сложность перевала. Интересно, через сколько метров они вернулись назад.
17.00. Повернули с дороги в ущелье реки Тара. Дорога полевая, каменистая и, что доставляет некоторые неудобства, перерезанная многочисленными высохшими руслами ручьев, стекающих с гор в р.Тару. Русла каменистые с крутыми берегами, переползаем их «на цыпочках», но без применения спецсредств.
19.00. Встаем на стоянку. Идет мерзкий дождь, едва ли не первый за всю поездку – до этого погода была благоприятная, не считая града в Тыве. Прошли за день порядка 60 км.

 

 

 


22.07.2008
На сегодня намечено пешее покорение ближайшей 4-х километровой вершины. В поход собрались водитель и штурман Терраны Павел и Таня, а также Аня с оставленного у пограничников Рафика. В лагере наводить порядки, готовить еду и распивать чаи остаются пилот и штурман Паджеры Макс и Женя вместе с водителем Рафика Саней.
Ввиду того, что на многих картах указана сквозная дорога через перевал вдоль р.Тара, считаем необходимым предупредить – дорога там непроезжая для автомобилей, в том числе и джипов, 131-ых ЗиЛов и т.д. Вроде бы существует маршрут, но только для мототуристов.
Проходим лагерь новосибирцев, привезших сюда коммерческих туристов-ботаников (вроде бы бюргеров), двигаем дальше по долине до перевала порядка 6 – 7 км. Прямо напротив перевала справа, судя по бумажным картам и GPS-нику имеется горка в 4 с лишним км высотой. Лезем на нее в лоб, ввиду отсутствия пологих склонов и гребней, за 3 часа преодолеваем более километра вверх по очень крутой осыпи. Стираем ноги в берцах, девчата на высоте 3500 м решают остановиться, водитель Терраны пытается долезть до отметки в 4 км, но на 3750 м, осознавая, что наступают уже сумерки, принимает решения также спускаться.
Встречаемся внизу со спустившимися дамами, торопимся домой в лагерь, но все сильно утомлены, и получается это не слишком быстро. В итоге Аня отрывается предупредить наших, что все живы-здоровы, так как обещали вернуться до темноты. Мы ковыляем потихоньку эти 6 км и наблюдаем метрах в двухстах от нас спокойно сидящего (лежащего) медведя. Сил у нас резко прибавилось, и половину оставшегося пути мы проделали легкой рысцой, то и дело оглядываясь назад и переходя ручьи вброд без поиска самих бродов. Добежав до лагеря новосибирцев, застаем там Аню, которая оживленно делится своими впечатлениями о встрече с тем самым мишкой. Ей повезло больше (или меньше?) – она столкнулась с ним почти нос к носу. Наконец, в полной темноте добираемся до нашего лагеря, успокаиваем ребят, ужинаем (у кого есть силы) и усталые заваливаемся спать.


23.07.2008
Встаем, не торопясь собираемся, завтракаем, выдвигаемся обратно. Без приключений доезжаем до погранзаставы, забираем RAV4. Под проливным дождем возвращаемся в Кош-Агач, где перекидываем вещи из Тойоты и обратно и прощаемся с водителем и штурманом Тойоты Сашей и Аней. Остаемся опять вчетвером, задумываемся о еде и ночлеге.
С едой решилось просто – покушали в привычной кофейне на въезде в Кош-Агач, с ночлегом – еще проще: переночевали все у той же гостеприимной Тони. Ночь выдалась беспокойной: джигиты, Шумахеры, собаки на улице, ночные гости дочки хозяйки в самом доме, внук, громко не желающий спать и т.д.
С вечера заправились на той же надежной заправке – залил 50 литров уже по 28 рублей. Несколько раз Террану пришлось заводить с буксира – все же броды  для стартера не прошли даром.
От реки Тара до Кош-Агача прошли около 120 км.


24.07.2008
Встаем, прощаемся с хозяйкой, завтракаем в кафе и в 12.20 уже летим по красивейшему участку Чуйского тракта. Справа живописная река Чуя, кругом поросшие лесом горы с запутавшимися в вершинах облаками.
Пролетаем Акташ, у места впадения Чуи в Катунь сворачиваем на подвесной мост (грузоподъемность 7 тонн – для нас вполне достаточна). Пытаемся доехать до начала участка известного джиперам «Тюнгурского прорыва», поискать место для лагеря, но все красивые места либо населены, либо являются частными территориями. В итоге возвращаемся непосредственно к месту слияния рек на приличный пляж, занятый несколькими палатками. Присоседиваемся, натягиваем полог между машинами от начавшегося дождика, ужинаем, любуемся Катунью и Чуей, осматриваем подвеску машин, спать ложимся в машинах – сырой песок не вдохновляет на установку палаток. Проехали за день по Чуйскому 217 км.


25.07.2008
12.40. Покидаем пляж, наш путь за сувенирами на перевал Чике-Таман или, если не повезет, на Семинский. Кроме того, необходимо срочно заправить оба 12-литровых баллона газом, иначе без него очень грустно будет жевать сухпай и мыться холодной водой, дрова искать лень (что поделать, к хорошему привыкаешь быстро).
За окном проносятся деревушки Чуйского тракта, надеемся в плане газа на Онгудай, но там выходит облом – авто заправляют, а бытовые баллоны нет. Совещаемся, решаем разделиться, Паджера едет в Горно-Алтайск за газом, Террана ждет на Семинском, затариваясь попутно сувенирами.
Доехав до с.Шебалино и не найдя там заправки бытового газа, Макс плюет на это дело и возвращается на Семинский. После перекуса в кофейне на перевале (не очень вкусно и достаточно дорого, правда, Тане понравился чай «Алтайский с медом») двигаемся обратно по Чуйскому до развилки на Усть-Кан.
По дороге перед перевалом Ябоганским подбираем двух пешеходов из Челябинска. Путешествуют автостопом с одним спальником и одной палаткой – больше никакого снаряжения, ни карт, ни денег! Котелка для едьбы – и того нет. Дети цветов!
В Усть-Кане находим как бы заправку бытового газа – информация для озабоченных такой же проблемой: на второй заправке спросить про местожительство местного газовщика, который по договорной цене (на тот момент – 20 рублей/литр) заправит вам газ в баллон с удовольствием, но только вечером после работы. В этом райцентре есть и родная для всех омичей заправка «Сибнефти», в принципе, в Омске большинство народу доверяют качеству ее горючки. Нам заправляться некуда, решаем по дороге в Усть-Коксу за Усть-Каном заночевать, хотя помним по предыдущим путешествиям, что там удобных мест особо-то и нет.
Едем по щебенке, изредка попадется асфальт, щебенка не позволяет сильно разогнаться из-за пыли и частых неприятных ямок.
21.30. После неудачных поисков доезжаем до шлагбаума пограничников у с.Абай, где из-за очереди на оформление пропусков застреваем на пару часов. У нас с пропуском все в порядке, озаботились заполнением бланков еще дома, только прапорщик-пограничник неодобрительно высказался обо всех фестивальных джиперах, после которых «вся природа разворочена» и т.д. Народ там разнообразный, очень многие туристы не могут не только написать, но и внятно объяснить в какое место погранзоны они собственно собираются проехать – едут просто потому, что едется. Понятно, что все это, плюс иностранцы и сектанты, едущие на Белуху смотреть затмение, не ускоряют процесс проезда через пост.
Уже ночью сворачиваем с дороги у с.Красноярка, располагаемся на полянке у речки Коксы. Прошли за день по дорогам Алтая 350 км.


26.07.2008
12.20. Выезд с привала. После часа щебенки въезжаем в с.Усть-Кокса, по памяти направляемся в кафе «Элегия» (вернее, по местным меркам почти ресторан) в центре села. Ценник приемлемый за отличную еду – примерно по 200 рублей с носа. Узнаем насчет мёда – облом, год из-за засухи неурожайный, то есть купить его невозможно (позже мы все-таки добыли 5 литров отличного меда – для джиперов нет невозможного). На выезде заправка – 35 литров по 28 рублей.
Едем по направлению к Тюнгуру, дорога – не очень ровный асфальт, машина клюет передом, что не позволяет разогнаться.  Проезжаем с.Нижний Уймон, где долго жил и искал Беловодье Рерих.
Сворачиваем на с.Мульта, проезжаем мост через Катунь, деревню, за ней еще с.Замульта, километров 7 лесной дороги и попадаем на поляну 3-го Всероссийского внедорожного фестиваля. Хорошо, что приехали до его открытия, так как, в отличие от прошлого года, места было маловато. Успели занять полянку для себя и обещавших подъехать омичей.
Пока мы обживали поляну, подъезжали всё новые участники, зарегистрировавшиеся заранее и не очень, особенно порадовали своим размахом кемеровчане (вернее ребята из Новокузнецка и близлежащих городов): на их тесной полянке заработали бензопилы, которыми они быстро расширили свою территорию что, впрочем, вряд ли одобрили лесники, когда принимали поляну у Аltai-Оffroad. Спим цивилизованно – в палатках, за день прошли 80 км.


27.07.2008, 28.07.2008
Отдыхаем на фестивале, подъехали омичи: Женя с Натальей на TLC 80 и Анатолий с Ниной на TLC 90 Prado, с ними барнаулец Борис на ВАЗ-2106 (такой вот внедорожник). Общаемся между собой, с новосибирцами, кемеровчанами и другим народом, распиваем чаи и другие прохладительные напитки, в общем, весело проводим время, проходят различные мероприятия культурно-спортивного характера.
Организаторам отдельное спасибо за палаточные бани – на халяву, только сам топи и воду носи, которая в метре от палаток. Днем стоит жара, все по очереди ныряем в заводь горной речки – ноги сводит, но кайф обалденный. Вечером прохладнее, паримся по несколько раз в бане – и снова в ту же заводь. Кушаем как положено, пьем чай с листьями растущей здесь же лесной смородины.
Совещаемся и решаем ехать обратно не через Бийск – Новосибирск, а по прошлогоднему маршруту – через Алейск-Кулунду-Славгород-Карасук. Жалко уезжать до конца фестиваля, но по условиям мы должны быть дома 30 июля.


29.07.2008
10.10. Выезжаем на час позже намеченного времени – банально заспались. Прощаемся с товарищами, которые остаются, обмениваемся координатами и движемся домой.
Усть-Кокса: заправка 21 литр по 28 рублей; Усть-Кан: средний по качеству обед в кафе на площади у фонтана, сворачиваем на с.Черный Ануй. Дорога отвратительная – щебенка со сплошными выбоинами, крутые повороты, подъемы, пыль на километр.
17.00. с.Алексеевка. Спускаемся с гор, начинаются поля. Дорога – испытание на выносливость для техники: Паджера справилась, а с Терраной начались проблемы. Во-первых, из-за тряски потек радиатор и абсолютно отказал стартер, во-вторых, лампочки в фарах потухли – в общем Ануй он и есть Ануй. Принимаем решение ехать на воде, затариваясь оной при любом удобном случае.
19.10. Алейск. Температура за бортом +34. АЗС: 37 литров по 27 рублей, на объездной пообедали в одном кафе (называется Апшерон) из целого ряда подобных: не пытайтесь это повторить, если не хотите отравиться сомнительной едой.
С наступлением сумерек проезжаем ленточные сосновые боры, приходится на Терране включать противотуманки вместо ближнего света.
21.20. Мамонтово. АЗС Роснефти. ГАИ.
21.30. Асфальт, равнины. Хорошая кафешка перед Романово. Останавливаться нельзя, через каждые километров 50 доливаем по 5 литров воды в радиатор, машина греется, но едет. Проезжаем в режиме Non-Stop Кулунду, в Славгороде традиционно долго ищем дорогу на Карасук, наконец ценой потери выхлопной трубы на Паджере через поле попадаем на нужную нам трассу. Дорога – асфальт, сменяемый щебенкой и наоборот.


30.07.2008
Мы все еще едем. Паджера идет впереди, освещает дорогу, предупреждает о нюансах дороги, Террана сзади на одной дальней фаре и противотуманках, развернутых вниз-вправо, пытается не отставать.
5.30. Проходим Карасук, заправляемся на АЗС: 38 литров по 26 рублей.
5.45. Останавливаемся в лесополосе на сон. И так ехали без передыха почти 20 часов.
10.00. Заливаем воду в радиатор Терраны, заводится она почему-то сама – без помощи троса. Выехали, через час добрались до г. Купино, где пообедали в запомнившейся по прошлой поездке нормальной кофейне. Заправка, на которой заливались в прошлом году разобрана, хорошо, что озаботились топливом раньше.
14.20. Добрались до такой родной и надоевшей трассы М51 «Байкал», залили воду в радиатор и понеслись по бетонке. До Омска 170 км и пять доливок воды.
17.30. Мы дома, вернее на родной СТО, разгружаемся, фото на память.
Всё, рейд закончен, можно подводить итоги, но сначала отдыхать. За полтора суток марафона пройдено 1400 км.
Итого у Терраны на одометре 213598 км, что соответствует пробегу за путешествие в 4800 км. Расход по дневнику получается всего 520 литров??! Наверно не записали какую-то заправку.
Паджера – пробег в районе 4900, по чекам с АЗС расход 615 литров солярки + треть бака + 20л. неиспользованного НЗ из Мугур-Аксов.


Краткие итоги рейда:
Машины: в целом и общем не подвели. На будущее: необходимо более тщательно проводить подготовку, так как большинство поломок на Терране объясняются не только ее возрастом (например, отломившиеся из-за офигенно плохой дороги кронштейны бампера, вышедший из строя выключатель света, забарахливший стартер), но и недостатком времени при подготовке (радиатор подтекал уже давно, не успели запаять, и вот результат). Обязателен шнорхель – в рейде примеры попадания воды в бочку воздушного фильтра есть. Паджера имеет склонность к отрыву колес при боковых кренах, Террана – скрести балкой по камням. Соответственно, требуется определиться с предельным креном у Паджеры и лифтануть кузов с заменой колес на более большие :) у Терраны. Кроме того, надежнее будет поставить ручные хабы на Терране, автоматические вышли из строя (хорошо, что под конец рейда). Расход топлива для такого маршрута очень даже порадовал, как, впрочем, и резина Борис Федорыч (ВFG MT).
Быт: для путешествующих по горам не в первый раз особых проблем не было: ночной холод, походная еда и другие прелести привычны. Единственная проблема: осточертевшая тушенка ко всем блюдам. В прошлом году затаривались мясом (берется свежее, подвергается заморозке, обертыванию в фольгу и одеяла), которого хватило дня на 4, правда под конец и оно достало. Так что тут еще предстоит подумать о заменителях тушенки.
По экспедиции вообще: считаем, что удалось. За 19 дней из Омска прошли красивейшие места: Шория, Хакассия, Тыва, Алтай (в нецивилизованной части). Горы, реки, леса, перевалы, чистейшие озера – и все это без толп туристов, в тишине и покое среди практически нетронутой природы. Проблем с местными жителями нигде не испытывали, наверное, просто повезло.
Маршрут выбран на наш взгляд неплохо – кольцо с тремя категорийными участками: в Шории (перевал Патын – камни, лес, болота, броды), Тыве (озеро Хиндиктиг-Коль – камни, болота, броды), на Алтае (перевал Теплый Ключ – камни). Из них наиболее сложный по общему мнению – участок в Шории, где пришлось использовать весь арсенал вспомогательного оборудования; наиболее живописные – участки у озера Хиндиктиг-Коль и плато Укок за перевалом Теплый Ключ.
С удовольствием пройдем в будущем по маршруту еще разок, рекомендуем всем неравнодушным к природе и бездорожью.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: