2ая экспедиция по прохождению Форельной

После летней вылазки стало ясно, что это пещера, ей можно давать название, и что надо организовывать экспедицию.
Нас собралось человек 10, народ почти весь геологический, кроме Тани Немченко, которая была из МГУ…
Подготовились мы не плохо, куча веревок, телефон, километр провода, магнитофон для записи переговоров.
Добрались до пещеры легко, дня за 2. Погода нам благоприятствовала. Пещеру нашли тоже легко, быстро спустились и поставили лагерь под входным колодцем. Внизу, в Харчевне, сделали столовку-камералку. Прямо на ручье Поставили высокую палатку, из бревен и снегоступов сделали стол, из глыб – скамейки. Люди приходящие со смены и люди уходящие на маршрут колготились в камералке и не мешали спать остальным. Здесь же чирикал телефон, играл магнитофон и раздавались взрывы хохота и взрывы скороварки. С целью экономии горючего, мы использовали для приготовления всевозможных каш скороварку. Все было вполне безопасно, пока мы не стали варить горох. Горох, в отличие от риса совпадал по диаметру со стравливающим и предохранительным клапаном. При некотором критическом количестве гороха он подпирал крышку, забивал клапана и… К счастью обошлось без травм.
В общем быт у нас был налаженным, как и любят геологи. Девицы даже умудрялись мыть голову после смены.
Первыми на разведку ушли Татьяна и Серега Саблуков. Они тянули телефонку и подробно комментировали первопрохождение. Пещера оказалась не сложной, несколько колодцев и короткие меандры между ними. После 25 метрового колодца новый меандр озадачил толстым слоем глины на стенах, по сему его и назвали Кикиморой. Давать географические название очень увлекательное, но и ответственное дело. То что пришло в голову сгоряча может остаться на несколько столетий.
Как-то само собой сложилась маринистко-ихтиологическая тематика. Ну и что бы морфологические или исторические аспекты были соблюдены…
Грот Жемчужный назвали из-за красивых брызг дробящегося ручья, а вот Омар сначала был Осьминогом. Возвращаясь с очередной смены Ветров заметил, что для того чтобы лазить в этом меандре надо иметь структуру осьминога, который как известно может пролезть в любую щель способом перетекания. Потом для благозвучности Осьминог а заменили Омаром.
Все оставшееся время было посвещено поиску прохода в Омаре. Узкий высокий меандр имел проходимое сечение на разных уровнях. Казалось бы широкий уровень вдруг резко сужался и надо было возвращаться и искать другой уровень. Это отнимало кучу сил и времени. Может найденный нами путь и не оптимальный, но похоже по ниму будут ходить все, т.к. мы протянули там провод.
Работали в три смены. Приходящая группа обрабатывала топу, уходящая готовила ужин-завтрак, третья группа спала. Однажды, вернувшись со смены, Татьяна обнаружила дыру в потолке палатке, а в своем спальнике камень на пару кило. Видать с колодца прилетел..
Время экспедиции подходило к концу, а концу Омара не было видно. И вот Татьяна с Серегой вернулись с выхода и сообщили, что пещера закончилась узкой щелью, в которую уходит ручей. Было несколько обидно, но уже привыкли к подобным сюрпризам. Правда оставалась надежда, что может быть удастся найти нетривиальный обход узости.
На последний выход отправились Леня Иорданский , Сережа Ветров, Женя Снетков. Дойдя до конца полевика, мы увидели, что характер меандра несколько изменился. Он стал шире, по дну тек ручей, который каскадами уступов спускался вниз. Небольшой зал, названный Тупиком Тани Немченко (Тупичок) вполне мог быть использован как место перекуса.
Леня вызвался проверить, действительно ли по ручью прохода нет, я же стал соваться во все щели. И очень быстро нашел правильную. Таня с Серегой явно увлеклись ручьем, и проглядели вполне очевидное (правда узкое) продолжение. Я не стал дожидаться результатов Лениной разведки и пополз по щели. Вскоре щель из вертикальной стала горизонтальной, появились натеки, какие-то ходы в бок. Минут через 20 я обнаружил дырку в полу. Сунув туда голову я увидел далеко внизу ручей, текущий в огромной галереи. Луч фонаря не добивал до стен.
Спускаться вниз было стремно и я пополз обратно за подмогой. Видать я разу тыркнулся не в ту щель, так как она скоро выклинилась, нашел другую – та же история. Наконец нашел боле-менее широкую и пополз к выходу. Но через несколько минут почувствовал ветерок, который дул мне в лицо. Но когда я первый раз полз к галереи тяга тоже была навстречу!. Я понял, что заблудился .
Богатый опыт блуждания по подмосковным каменоломням давал мне уверенность, что рано или поздно я найду выход. Но уже шел 12 час подземной смены и тратить время и силы на самостоятельный поиск выхода я не стал. Я начал орать. Через минуту, где-то сзади я услышал ответный крик.
Вернувшись в Тупичок я рассказал о найденной галереи. Леня жеподтвердил слова Татьяны, что по ручью хода нет.
Мы отправились в галерею. Уступ , в который я не стал спускаться, оказался метра два с половиной. Да и галерея не такой уж огромной – метров 5 шириной, метра 3 высотой. По дну ее тих струилась речка, в песчаных пляжах и с небольшими заливчиками. С потолка свисали сталактиты(кстати первые , которые мы видели в Форельной).
Но через 100метров галерея сузилась и снова превратилась в узкий отвратительный меандр. Мы потискались по нему минут 5 и решили перекурить. Две минуты перекура выдули из нас остаточный пыл, и мы решили что хватит, тем более что еще возвращаться не меньше 5 часов.
Повесив молоток на перо, мы сказали пещере до свидания и пошли в лагерь…