Горнолыжный курорт "Приэльбрусье" / Альпинизм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Рассказ о восхождении на западную вершину Эльбруса в июле 2014

19 - 31 июля 2014 г.

Рассказ о восхождении на западную вершину Эльбруса в июле 2014

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Некоторые наблюдения из самостоятельного восхождения на высочайшую точку Европы.
 
Преамбула

Этот рассказ не является высокохудожественным произведением и не откроет ничего нового с точки зрения технического описания восхождения, так как про Приэльбрусье написано, пожалуй, больше, чем про любой другой туристический регион России. Целью своей имею лишь описание совершённого путешествия для сохранения разного рода наблюдений, справочной информации и впечатлений, которые могут быть приняты к сведению путешественниками и восходителями, желающими забраться на Эльбрус. При использовании для организации собственного путешествия всё написанное следует воспринимать исключительно как частность, которая сложилась в определённых обстоятельствах и условиях, и не является руководством, рекомендацией или формальным отчётом. Авторы этого рассказа обладают рядом навыков, знаний и опытом горных и других походов, а также набором качественного проверенного снаряжения. Тем, у кого этого нет – никакого призыва идти на Эльбрус самостоятельно. Напротив – многочисленные гиды готовы предоставить свои услуги и помочь (иначе можно легко стать “героем” моего диалога с сотрудником МЧС, приведённого в части про 29 июля).

Все упоминания конкретных имён, фирм и т.п., их контакты носят характер исключительно личных впечатлений и опыта взаимодействия, а никак не (анти-)рекламы.

Идея путешествия была проста – самостоятельно (в группе из двух человек) взойти на высшую точку Европы – Эльбрус, не “перегнув палки” ни в одну из сторон, в которую часто это делают. Т.е. это путешествие не должно было стать классическим туристическим походом, когда 1-2 недели группа ходит вокруг да около/акклиматизируется/убивается, держа в голове, что в конце, может быть, попробует взойти на гору, а в итоге ни времени, ни сил, ни желания на это не остаётся. С другой стороны твёрдое “нет” говорилось вспомогательным средствам, которые часто используются для “восхождений”, существенно влияя на скорость и простоту всего мероприятия, таким как ратраки, снегоходы, канатные дороги, обустроенные приюты. Целью было именно взойти на гору, но сделать это максимально честно. Вот как оно получилось.

*Все фотографии принадлежат "кисти" Вари.
19 июля, суббота

Вылетев из Москвы поздним рейсом “ЮТэйра” в пятницу 18 июля, в районе 2:00 ночи приземлились в аэропорту Минеральных вод. Тут же подверглись многочисленным навящивым предложениям местных таксистов доехать с ними в город или сразу в горы. Один из них предлагал свои услуги заманчивыми возгласами: “Ночная экскурсия по Ингушетии”. Уже почти решили ехать с ним, т.к. здоровое чувство юмора человека красит, но пока ждали своего багажа в зале прилёта – он уже отбыл с пассажирами. Кстати, некоторым прилетевшим на нашем рейсе не был доставлен их багаж. Представитель не то аэропорта, не то авиакомпании равнодушно прокомментировал: “Приезжайте завтра”.

Получили рюкзаки, пошли искать транспорт до города на площади перед аэропортом. Ни автобусов, ни маршруток ночью нет, только таксисты/частники. Многие отказываются ехать в Минводы, т.к. это слишком близко и дёшево, предлагают сразу в другие места: Пятигорск, Терскол… В итоге нашли парня на “Волге”, который за 300 рублей взялся довезти нас до заранее присмотренной гостиницы “Гостиный двор” (Ставропольская, 19а). По дороге активно предлагал отвезти сразу в Терскол за 1000 рублей с человека, обещая, что уже к 6 утра будем на месте, а за вопросы безопасности “он отвечает”. Есть основания предположить, что заброска с ночного рейса сразу в Терскол – довольно распространённая практика там. Но мы всё же, уставшие после долгого перелёта и ещё не зная района (это было моё первое посещение Кавказа), не решились на такое.

Доехав, сняли номер в “Гостином дворе” за 1000 рублей на 12 часов, около 3:00 легли спать. Утром проснулись, перекусили чаем и фруктами с местного рынка, который расположен прямо под окнами гостиницы. Основной задачей утра было найти газ для использования в горах. Ещё дома нашли адрес “Спортмастера”, который расположен в большом ТЦ на южном въезде в город, по которому и отправились. Купили там несколько баллонов и пошли обратно.

Ещё по прилёту я почувствовал, что везу с собой офисную кондиционерную болезнь, которая, будучи невылеченной, может сильно осложнить всё мероприятие на высоте, поэтому в одной из аптек купил средство от горла, которым активно травил себя несколько дней в начале путешествия.

“Газель” до Терскола ждала нас к 15:00 у аэропорта, куда мы добрались на такси, вызванном девушками из гостиницы. Нормальный тариф официальных такси из города до аэропорта Минвод – 90-100 рублей. С транспортом до Терскола история отдельная. Прямого общественного от Минвод туда нет (есть только сложный и долгий вариант с пересадками в Нальчике и Тырныаузе), поэтому искали, с кем добраться, следующим образом: прозвонили несколько фирм, которые организуют платные туры на Эльбрус, одним из пунктов которых является встреча в аэропорту, с вопросом, можно ли просто доехать с их группами до района. В одной отказали, в одной не ответили, в двух других назвали цену 1000 рублей с человека. Выбрали одну из тех, что согласись на такую услугу.

Встретились с водителем Маратом (знакомство с которым впоследствии ещё не раз нам окажет добрую службу, поэтому с радостью рекомендую его для контактов: 8(928)912-14-22 – Приэльбрусье, заброска, проживание). Пока ждали прилёта части организованной группы, купили воды в дорогу и взирали на картины местной жизни. Вокруг аэропорта крутится очень много цыган – будьте бдительны! Не раз те приставали и к нам, но цинично игнорировались. Хотя кто-то и ведётся – по стоянке в какой-то момент забегал местный мужик, крича и матерясь с характерным акцентом: “Как можно!? Просто так тыщу отдала! Это же психологический наезд!” – судя по всему, его дочка, сидевшая в машине, подверглась цыганским ухищрениям.

В общем, дождались всех и поехали. Дорога до Терскола занимает около 3 часов. Большую часть пути дремали, в конце разговорились с Маратом, который рассказал много интересного про этно-культурные особенности региона. По его словам, кабардинцы и черкесы – это один народ, а балкарцы и карачаевцы – тоже один народ, при этом в республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия они объединены чисто административно.

Основную массу людей высадили в Чегете, нас и ещё одну пару довезли до Терскола. Там мы с помощью Марата и продавщицы одного из магазинов Индиры нашли жильё в мини-гостинице “Сапира” (350 рублей с человека за ночь). По информации от товарищей, бывших в Терсколе в мае, примерно такова минимальная цена за частную квартиру, так что лучшего искать и не следовало. Хозяйка Сапира оказалась очень интересным собеседником, особенно на тему общности основных идей мировых религий. Телефон Сапиры – 8(928)707-55-17.

Поужинали в честь приезда в кафе “Купол”. Под вечер разболелась голова (за день поднялись с равнин до 2000 метров), засыпалось очень тяжело.

20 июля, воскресенье

Проснувшись, позавтракали и пошли в первый акклиматизационный выход – к водопаду Девичьи косы.

Эльбрус 1

От Терскола до водопада по набитой грунтовой дороге – полторы 50-тиминутные ходки. Варя искупалась под ним и походила за его струями. За следующую ходку дошли до обсерватории, а затем за ещё одну – до 105-го пикета, оказавшись на высоте около 3400 м. На обратной дороге (она заняла раза в два меньше подъёма, т.е. около 2 часов) попали в сильный ливень. Последующие разговоры с местными показали, что это лето практически аномальное по обилию осадков и господству пасмурной погоды.

21 июля, понедельник

Облачно уже с утра. Выходим в свой второй акклиматизационный выход из Терскола – на Чегет. До поляны Чегет идём приятной лесной грунтовкой (альтернатива – по асфальту – и чуть длиннее, и с активным авто-движением). Подъём от поляны до верхней станции чегетской канатной дороги занял часа 2,5 с привалами, фотографированием и общением.

Эльбрус 2

Постоянная облачность, вскоре после начала спуска начался дождь. Посреди спуска отметились в кафе “Ай”, отведав барбарисового чая и хычинов. Дождь не кончался – пошли дальше вниз. От развилки на Терскол и Чегет ещё 3-4 километра по дороге на восток – и вы на Поляне нарзанов. К моему удивлению, вода из источника – натурально нарзан: с соответствующим вкусом и газированный.

Вечером вовремя решили проверить свой джетбойл. Долго не могли получить пламя, начали уже списывать на плохой газ из “Спортмастера”, но потом додумались, что проблемы, на самом деле, в пьезо-поджиге. Решили закупиться спичками. Перед сном попробовал себя в роли сантехника – произвёл мелкий ремонт крана. Спим и чувствуем себя очень хорошо, на высоте 2000 м освоились, можно идти выше.

22 июля, вторник

Собрав рюкзаки в походное состояние, вышли к горе. Купили в магазине у Индиры спичек и, как всегда, очень приятно с ней пообщались. До поляны Азау шли по жаре долиной Баксана примерно полторы ходки. На поляне не останавливались, а, соблюдая режим переходов и отдыха, сразу пошли выше. Подъём к Старому кругозору довольно крут. В общей сложности туда от Терскола дошли с рюкзаками 3,5 ходки (дальше оговариваться не буду, под стандартной ходкой я понимаю 50 мин движения + 10 минут привала).

Оставили рюкзаки на платформе станции канатной дороги под видео-камерой. Налегке для акклиматизации дошли до станции Мир (полторы ходки подъёма), разведали места для следующей ночёвки и вернулись обратно (одна неполная ходка). Палатку поставили прямо на ровной площадке рядом с опорами станции канатки. Т.к. это, к нашему стыду, была первая постановка новой палатки, обустраивались довольно долго. Засыпаем довольно хорошо (высота около 2900 метров). Наконец-то пропали симптомы той самой “кондиционерной болезни горла”, с которой я боролся с самого прилёта.

Эльбрус 3

23 июля, среда

За полторы ходки (пишу и опять удивляюсь, как так получилось, что этот отрезок занял одинаковое время, что с рюкзаками, что без них) дошли до ст. Мир (декларируемая высота – 3400 метров). На слове “декларируемая” делаю специальную оговорку. Сверяя показания GPS-навигатора с высотами, указанными в различных справочниках, туристических схемах и т.п., не раз убеждались, что высоты приютов, станций и высотных гостиниц обычно на 100-200 метров завышаются. Показания GPS на высотах природных объектов, включая саму вершину Эльбруса, были очень точны (в пределах 10-метровой погрешности, нормальной для гражданской навигации).

Эльбрус 4

На Мире решаем не останавливаться и идти для следующей ночёвки сразу до ст. Гарабаши. Это ещё плюс одна ходка от ст. Мир. В районе ст. Гарабаши (декларируемая высота – 3800) начинается зона снегов. Оставляем рюкзаки под присмотром в кафе, сами налегке идём до приюта “Мария” (чуть выше “Приюта одиннадцати”, декларируемая высота – 4200 метров). Для целей пилообразной акклиматизации на достигнутой высоте варим суп на обед и поглощаем его. Спустившись обратно к Гарабаши, долго ищем достойное место для палатки и не находим его в ближайшей окрестности станции и всем известных Бочек. Решаем пройти ещё 300-400 метров (по горизонтали) вперёд по дороге восхождения и выбираем скальный выступ справа от неё для своего лагеря. Около часа корчуем камни и выравниваем площадку, после чего ставим палатку. Один тамбур всё равно не удаётся нормально растянуть, поэтому фиксируем его камнями вдоль стенки внутренней палатки. Проверяем телефон – получено смс от “ЮТэйр” об отмене обратного рейса. Созваниваемся, договариваемся о переносе на более раннее время, но в того же дня (31 июля).

Я на этой новой высоте (реально она была около 3650-3700, притом, что место выше Бочек) не мог заснуть всю ночь.

24 июля, четверг

Поднимаемся по тропе подъёма налегке до высоты 4900 м (4 ходки от лагеря), едим там сухой перекус, моя голова наполняется свинцом. Несмотря на изначальную мысль дойти до уровня 5000 м, решаем развернуться и сбрасывать высоту. В лагере усиливается головная боль, тошнит, знобит. У Вари примерно то же самое, но легче. Тем не менее себя контролируем и не оставляем быт – готовим ужин. Варя без особого желания, но ест, я же с трудом отправляю в рот одну ложку в две-три минуты, да и то, только для того, чтобы наконец-то вырвало. В итоге получилось, после чего ожидаемо полегчало: самочувствие улучшилось, озноб прекратился, тошнота пропала, постепенно вернулся аппетит. Съедаем по паре таблеток диакарба.

Перед сном наблюдаем чудесные пейзажи Главного Кавказского Хребта и разноцветное небо над ним. Хоть и с небольшим гудением в голове, но смог нормально заснуть.

Эльбрус 5

25 июля, пятница

Просыпаюсь тяжело, голова болит. Идёт лёгкий дождь. Выходить никуда не хочется. Дождь усиливается, несколько раз переходит в снег и обратно, гуляет ветер. Новая палатка (“Снаряжение Оберон”) со своей функцией нормально справляется. Делаем завтрак в палатке (правда, начитавшись описаний смертельных случаев использования джетбойлов, воду кипятим исключительно в открытом тамбуре или даже несколько за его пределами) и отдыхаем. Видимость вокруг практически нулевая. Зато постепенно проходит головная боль и возвращается кристальная ясность сознания. В какой-то момент слышим голоса приближающихся людей и звуки работы по камню и обустройства лагеря, выхожу – мы окружены взводом горного спецназа. Вошли в контакт, ребята оказались, как это нынче модно, весьма вежливыми и никаких проблем нам не доставили, хотя первое время мы опасались, что при постановке своего лагеря они или закидают нас камнями, или разрушат нашу систему оттяжек (места на наших скалах было очень мало). Последним доказательством их вежливости и аккуратности стал эмоциональный возглас в момент горячей работы: “Поменьше материтесь, тут ведь гражданские!”

Эльбрус 6

Осадки прекращаются, и погода постепенно нормализуется (чего не скажешь о видимости), и мы решаем идти выше. Выходим около 13:00 и через полторы ходки в молоке достигаем ранее присмотренной ровной снежной площадки на уровне приюта “Мария” (декларируемые 4200 м), ставим палатку. Приходит некто, представляется: “Я администратор, это всё мой участок. Понимаю, что в палатке живёте, но в туалет-то всё равно ходить будете?” Мы о таких “администраторах” от друзей слышали и понимаем, к чему он ведёт, поэтому уверенно и жёстко отвечаю “Мы в туалет не ходим”, – инцидент затухает, не разгоревшись. Впоследствии несколько раз мы здоровались и обменивались репликами, но к разговору об “оплате проживания” возвращаться не пришлось.

Готовим ужин. Налицо ошибка планирования – никак не кончится ни один из четырёх купленных баллонов газа. Эльбрус то открывается, то скрывается в облаках, ветер усиливается.

Несмотря на согласованный перенос рейса, “ЮТэйр” снова присылает сообщение об отмене рейса, приходится снова звонить, уточнять, это всё о старом или уже наш новый рейс тоже отменили. После этого сообщения закончились.

26 июля, суббота

Наконец-то признаём кончившимся один из газовых баллонов (однако, когда я обезвреживал его ледорубом, из него вытекло ещё достаточно газосодержащей жидкости). Готовить на нём уже было почти невозможно. Делаем вывод, что использование “высоких” баллонов с джетбойлами неэффективно: подача со дна к горелке очень слабая, и не наклонишь, как при обычном соединении шлангом, теперь будем стараться брать к нему только “низкие”.

Выходим на очередной акклиматизационный подъём налегке, но сразу в кошках. За 2,5 часа при сильном и бодрящем ветре достигаем высоты 5000 м. Спускаемся и, учитывая нормальное состояние организма, решаем, что при благоприятной погоде на вершину будем подниматься уже ближайшей ночью. В связи с этим готовим на обедо-ужин супер-калорийное варево из макарон, большого пакетика быстрого супа и тушёнки. Из натопленной воды добавлением сахара, соли и лимонки делаем подобие изотоника для восхождения. Засыпаем около 20:00.

27 июля, воскресенье

Просыпаемся раньше намеченных 2:00 от голосов из соседней палатки: там собираются на восхождение. Выхожу в туалет и изучаю состояние атмосферы: то ли всё затянуто, то ли спросони слишком низко смотрю. Просыпаемся снова уже под свой будильник в 2:00, ещё раз смотрим на небо, видим много звёзд и решаем выходить к вершине. Собираемся, завтракаем, облачаемся в кошки и беседки, выходим около 03:50. По темноте доходим почти до самой Косой полки. Светает, небо преимущественно ясное, но в разных сторонах наблюдаются небольшие лёгкие облака. Только на саму вершину Эльбруса постоянно налетают его знаменитые “папахи”. Правда, на какое-то время они периодически оставляют её открытой – есть надежда попасть в подобное “окно”.

Движемся бодро, сознание в норме – обгоняем много групп на Косой полке. На седловине делаем небольшой привал и идём дальше к вершине. Субъективно участок от седловины до предвершинного гребня показался мне наиболее противным на всём пути подъёма: достаточно круто, кривая траектория, тропу заметает глубоким рыхлым снегом. Ветер морозит, однако, пуховки не одеваем. При этом использую весь свой ресурс рукавиц: толстые флисовые варежки + плотные верхонки с тонким слоем флиса. В облаке по вешкам и силуэтам людей поднимаемся на самую вершину без нескольких минут 9:00. 5642 метра – в Европе выше не поднимаются!

Эльбрус 7

Сфотографировавшись у табличек, водружённых на вершине, и немного поговорив со случайными спутниками, отправляемся обратно. В сером облаке доходим до седловины: видимость не позволяет любоваться лежащими внизу пейзажами, но и не затрудняет ориентирование. Забегая вперёд, можно сказать, что в тот день, начиная с этого облака, вершина больше не открывалась. На седловине снова делаем небольшой привал с перекусом, к тому моменту уже много восходителей оставило там свой след. Делаем геополитический вывод, что “Каждый, кто идёт к вершине Эльбруса, считает своим долгом оставить на седловине свои Псаки”.

Косую полку и последующий километр спуска проходим опять же при ясном небе над головой. Возвращается к палатке в промежутке от 11:00 до 11:30. Снег уже сильно раскис и разбит техникой, ночной был гораздо твёрже и надёжнее. В лагере обменивается впечатлениями с соседями – альпинистами из альпклуба МЭИ.

Начинает накрапывать дождь, от собеседников узнаём, что прогноз на несколько ближайших дней плохой, следовательно, решение идти на вершину сегодня можно считать по факту правильным. Забираемся в палатку отдохнуть, дождь усиливается. Телефон не может (видимо, при такой погоде) установить стабильный приём сети – временно не можем сообщить об успехе друзьям и родным.

Голова не болит, просто хочется отдохнуть. Около часа продолжается обильный снегопад с сильным ветром, потом остаётся только ветер, который хорошо треплет палатку и кидает её из стороны в сторону. Едим колбасу с бородинскими сухарями и луком. Ветер становится шквалистым. В один из непродолжительных моментов затишья выхожу смахнуть с тента снег и превращаю его в мини-стенку. Видимость – не более 50 м.

28 июля, понедельник

Спали замечательно, проснулись в 06:04. Впервые за путешествие уложившись в 2 часа, полностью собрались, сняли лагерь и вышли на спуск в 07:58. До Бочек спускаемся по крепкому насту, вокруг приятное и редкое для Южного склона Эльбруса спокойствие, лишь несколько одиночек двигаются по склону вверх или вниз. Долго ищу мусорный контейнер, чтобы выбросить отходы, накопившиеся за 3 дня стоянки в районе Приюта одиннадцати. Вообще, при всей развитости инфраструктуры на Южной стороне Эльбруса вопрос утилизации отходов не продуман вообще, “администраторы” и хозяева разнообразных домиков оставляют его на совести восходителей.

В 11:00 уже спустились на поляну Азау. Спуск с рюкзаком по крутым каменистым склонам, особенно по участку от Старого Кругозора до Азау, не доставляет приятных эмоций. Однако, мы перед собой чисты: и поднялись на вершину и спустились до асфальта без использования техники.

На праздничный по случаю окончания активной части обед заходим в кафе “Три сестры”. Вкусив шашлыка, хычинов и домашнего вина, выдвигаемся к Терсколу.

Эльбрус 8
В попытке сразу выйти к Баксану и не идти по обочине дороги сворачиваем в закоулок, где внезапно встречаем нашего знакомого Марата. Слово за слово – он предлагает бесплатно добросить нас до Терскола, благо сам через него едет. В пути убеждает нас поселиться в одном из своих домиков в сосновом бору у Чегета – соглашаемся и едем прямо туда. Заселяемся за 300 рублей с человека за ночь (+в соседней гостинице можно помыться за 50 рублей). Домики – небольшие, уютные, по количеству нар – до 7 человек. На территории – туалет, столики, рукомойник на 10 человек, навес с газовой плитой для приготовления пищи, в общем, всё необходимое есть. Консультируемся у Марата по поводу того, что можно увезти с собой в качестве сувениров и подарков, а также насколько качественна продукция, которую толкают туристам на местных рынках. Как и многие другие, он подтверждает, что самое главное – травяные сборы, которые, естественно, лучше брать непосредственно у сборщиков, а не у торговцев, обещает с этим помочь.

Вытащили на просушку все вещи, палатку и мой спальник даже вывесили на улице. Пока ходили мыться в гостиницу, пошёл сильный ливень, который всё это благополучно намочил ещё больше.

Под дождём идём в Терскол, разведываем информацию про возможные варианты выброски, особенно в свете услышанных на горе заверений, что всё же существуют рейсовые автобусы Терскол – Минводы. Заверения не подтверждаются, рейсовые автобусы и маршрутки есть только до Тырныауза или Нальчика. Попутно заходим в МЧС, докладываем о благополучном возвращении нашей группы. Узнаём, что у них можно приобрести сертификат, подтверждающий восхождение (500 рублей), на красивом бланке с печатями и подписями. Чтобы совсем не замёрзнуть, заходим в “Купол” выпить глинтвейна. В одном из магазинчиков покупаем домашний айран на утро. Ужинаем уже на Чегетской поляне в рекомендованном Маратом кафе “Семёрка”.

29 июля, вторник

Утро холодное. Завтракаем айраном с остатками раскладки. Большой неиспользованный баллон газа дарим соседям, которые только приехали в район. Отправляемся по местам Терскола. Первым делом идём в МЧС, т.к. я решаю на всякий случай купить себе сертификат о восхождении. Пока оформляется сия бумага, немного беседуем с МЧСовцем (судя по всему, один из руководителей Эльбрусского отряда). На мой вопрос: “Сколько у вас техники… Каждый день кого-нибудь оттуда вытаскиваете?” – отвечает: “Ну да”. На вопрос: “Сколько уже в этом сезоне погибло?” – кратко парирует: “Нормально”. Уже по прибытии домой, узнаём, что, например, в грозу, разразившуюся после нашего восхождения, на вершине убило туриста из Кемерово (http://www.risk.ru/users/wildrain/202587/). Общаясь с другими восходителями в процессе пребывания на горе, слышали ещё не об одном свежем несчастном случае, окончившемся, в том числе, гибелью. Осторожнее, гора не прощает шапкозакидательства, грубости, некачественной подготовки!

Следующий пункт – Почта. Однако, в отделении нет открыток с Эльбрусом. Для того чтобы их купить, заходим в стоящий рядом киоск “Роспечать”, который оказывается кладезем хороших сувениров: от россыпи обычных тарелочек-магнитиков до редких и очень интересных книг об альпинизме или о районе и даже до самодельных изделий из бараньей шерсти по вполне справедливым ценам. Накупив подарков себе, родственникам и друзьям, возвращаемся на почту и отправляем домой по открытке с видом высшей точки Европы.

В очередной раз, прицениваясь и приглядываясь, проходим по торговым рядам на поляне Чегет. После обеда в кафе “Когутай” наконец-то приступаем к покупке съедобных сувениров. В первую очередь, берём разной травы и бутылочку чачи у деда, который сидит на самой окраине, и не в киоске, а на скромном стульчике. Поговорили, послушали много интересного про местные целебные растения, про тот, как он их ещё при царе-горохе собирал, убедились, что свой товар он не с “общего самосвала” получил, а в своём рюкзаке-колобке принёс. Цены, конечно, ломит высокие, но уже за приятный разговор и передачу знаний можно хорошему человеку немного выручки сделать.

В одной из классических туристических торговых точек закупаемся пихтовым вареньем и фруктовой пастилой     . Агрессивно торгуюсь. В итоге цену удаётся сбить всего процентов на 20, но удовольствие, кажется, все получили. Хозяйка сначала поругалась, потом сквозь брань отвесила пару комплиментов, а её муж, наблюдавший за процессом рядом, подошёл и, пожав руку, сказал, что “Всё всегда можно решить!”

Наконец, встретившись у нашего домика с Маратом, берём у него основную партию травяных сборов (горное “ассорти”, чабрец, черника), привезённых от сборщиков. По сравнению с рыночными и дешевле, и без лишнего сора типа кусков стеблей.

Вечером наконец-то дочитываю одну из взятых трёх книжек. Ещё один просчёт – думал, будет много свободного времени на чтение при подобном стиле восхождения. Т.к. завтра уезжаем в Минводы, предварительно собираемся.

30 июля, среда

В 07:30 садимся в машину, которую опять же нашёл для нас Марат. Водителя зовут также. Его Ford Transit ехал всего с четырьмя пассажирами, так что мы свободно вписались. Договорились на 600 рублей с человека. Около 10:30 высаживаемся в районе ж/д-вокзала Минеральных вод. После ознакомления с ценами близлежащих гостиниц, решаем взять такси (70 рублей по городу) и ехать в уже знакомый и проверенный “Гостиный двор”. Заселяемся, правда, на этот раз номер берём на целые сутки за 1800 рублей. Идём гулять по городу, что быстро нам надоедает, так как очень душно, ничего интересного там нет, и даже в кино крутят очередную гадость по американским комиксам. Пообедать сели в кафе “Фуршет” через дорогу от гостиницы, весьма недурным нашли пиво местной частной пивоварни “Чешский стандарт”.

Полдня проводим в номере за чтением или сном.

31 июля, четверг

Подъём в 03:15. Завтракаем за счёт проживания, в “Гостином дворе” внезапно готовы накормить даже в такое время. На заранее заказанном такси едем в аэропорт (90 рублей). Впервые в истории своих путешествий сталкиваемся с попытками обобрать нас за “перевес”. Спорим с сотрудницей регистрации и представителем “ЮТэйра”, без лишних эмоций, но твёрдо стоим на своём. Доказываем, что ничего не будем платить, указывая на пункт правил о “специальной одежде, очках, ботинках, снаряжении”. При этом вынуждены возвращать уже уехавшие по ленте рюкзаки и часть этого снаряжения для наглядности показывать. Видимо, конфликт не был нужен никому, поэтому договорились после третьего подхода к стойке довольно быстро.

На контроле безопасности обнаруживается, что Варя не вытащила из ручной клади перочинный нож. Так что она ещё раз одаривает нашим вниманием сотрудницу регистрации и перекладывает ножик в сдаваемый багаж.

В полёте с огромным удовольствием читаю книгу “Первовосхождения на Эльбрус. Лето 1829 года, зима 1934 года” (авторы И. А. Гориславский, С. А. Зюзин, А. В. Хаширов). Кто увидит – крайне рекомендую.

Приземляемся во Внуково вовремя и мягко, но ещё почти час ждём свой багаж. Оказывается, он всё это время крутился на ленте № 7, при том, что все табло непрерывно указывали на ленту № 5. Сам я об этом услышал краем уха от какой-то пассажирки, которая об этом узнала, не знаю как. Пошёл, проверил, нашёл наши рюкзаки, и, вернувшись к обещанной ленте, уже громко всем заявил о том, где же на самом деле вещи. С удивлением приняли эту новость даже сотрудники аэропорта.

Затем на “Аэроэкспрессе” вкатились в Москву и около 11:30 (как и в день восхождения, кстати), закончили своё замечательное путешествие.

 

Да здравствует Эльбрус! Крепости и удачи честным, добрым и вежливым восходителям при достижении его вершин!

Эльбрус гл


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Приэльбрусье
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Сергей Пахтусов