Иерусалим. Прогулки по старому городу 
Иерусалим нам помог рассмотреть аудиогид от Изитревел и Экскурсии Иерусалима. Спасибо им большое.
Башня Давида днем и ночью

В город Иерусалим, где мирно уживаются практически все вероисповедания мира мы вошли через Яффские ворота. Город, окруженный крепостной стеной. Вот он перед нами. Сбылась еще одна моя мечта. Попасть в город так тесно связанный с историей и религией. Справа от входа массивная стена продолжается и после ворот. Это место в городе с момента его основания было самой уязвимой точкой. Чтобы закрыть ахиллесова пяту на этом месте сооружается крепость, впоследствии ошибочно получившая название башня Давида.
Башня Давида

На этом месте изначально находился Дворец Ирода. Во дворе крепости можно увидеть скрещенные конструкции, прилегающие к стене. Это фундамент
дворца царя Ирода, рядом тянущийся через весь двор фрагмент стены, ограждающая Дворец.
Сейчас в помещениях крепости находится Музей Истории Иерусалима. Каждая комната это одна из страничек истории города. Причем что интересно история города проплывает перед посетителями в обрамлении исторических стен крепости. Так сказать история в истории.
Для начала экскурсантов проводят на самую высокую точку крепости на башню Фасаэля. Отсюда открывается панорама всего города. Для наглядности на каждой стороне есть фото с описанием основных достопримечательностей.
 
После панорамных картин можно и прикоснуться к истории. Аудиогид от городского туристического центра как никто лучше расскажет о каждом экспонате музея. Его можно скачать заранее на свой телефон. Что же больше всего понравилось нам? 
Музей это своеобразная подготовка к путешествию по городу. В каждом зале представлена наиболее яркая картинка истории Иерусалима, начиная от самой ранней эпохи и заканчивая нашим временем. В каждом зале представлен макет города этого периода. Получается очень интересная игра, когда ты на макете сначала не узнаешь практически ничего, а продвигаясь по исторической лестнице вверх узнаваемых объектов становится все больше.
Начнем с Иерусалима времен царя Давида. Крепостные стены и практически больше ничего, хоть чуть чуть узнаваемого.
Иерусалим времен второго храма уже отличается картинкой дворца царя Ирода.
Византийский период - разрушенная Храмовая гора, Храм Гроба Господня и Новая церковь Пресвятой Богородицы. Гораздо больше объектов, поддающихся вычислению.
Город времен крестоносцев прославился изгнанием из города мусульман и превращением мечетей в церкви. Башня Давида превратилась в замок.
Самый впечатляющий макет это макет города 19 века, представленный на всемирной выставке в Вене. Здесь уже можно прокладывать свои исторические маршруты, готовясь к дальнейшему походу по городу.
Эта игра затянула меня настолько, что многие более интересные объекты не коснулись моего внимания. Так, например, барельеф изгнания евреев в Вавилон в 586 году до н.э.
Экспонат, посвященный Иисусу в Иерусалиме. Три эпизода из его жизни : суд над ним Понтия Пилата, Тайную вечерю и распятие.
Макеты Храмовой горы и Храма Гроба господня.
Слушая аудиогид я уже планировал свои прогулки по городу и желая увидеть те или иные эпизоды истории.
Вечером того же дня нас ждал еще один визит в этот музей. Мы купили комплексный билет, включающий посещение музея и светозвукового шоу. Представление было очень интересным. На стенах Башни оживала история города. Особенно это было здорово смотреть после дневного похода, когда макеты и экспонаты оживали на большом экране стены.
Ты уже знал, что будет дальше и радовался тому, что память дневного похода тебя не подводит
Шоу
Прогулка по городу. От Яффских ворот до стены Плача

Эта прогулка происходила два раза. Так уж получилось что от Яффских ворот до Стены плача прошли мы два раза. Один раз в декабре, второй через два месяца. В каждой прогулке что пропускалось, а за что то цеплялся глаз. Попробую все соединить воедино.
Итак Яффские ворота - одни из восьми ворот города. Построены как оборонительные для возможной осады города. В связи с этим вход в ворота не прямой, а с поворотом на 90 градусов. Такая конструкция не позволяет быстро попасть внутрь города и противник становится легкой добычей. За свою историю нападениям так и не подверглись. В конце 19 века для торжественного въезда немецкого императора Вильгельма 2 рядом с воротами сломали кусок стены, который сейчас и является входом в Старый город. Название ворота получили от дороги, которая тут начиналась и шла прямо до самого древнего порта в мире Яффо. 
От Башни Давида , которую мы посетили чуть раньше начинается главная торговая улица города с тем же названием . Напротив башни разместилась гостиница Империал с запоминающимся фасадом. Ранее здесь находился «Торговый центр Греческого патриархата». Знаменита она тем, что во дворе гостиницы находится маленькая колонна Марка Юния - офицера десятого легиона Римской империи. Датирована колонна 216 годом.
После колонны в путь по улице Армянской Патриархии. Первое здание - церковь Христа (Имануэль). Ничем не приметное здание. Выделяется на фоне исторических объектов. Ее возраст практически младенческий по сравнению с окружением, так как построена она в 1841 году. Ее главное предназначение привлечь и поощрить переход евреев в христианство. Интерьер очень аскетичный. Красивые витражи и деревянный потолок, собранный в Англии, достойны осмотра. Все надписи в церкви сделаны на иврите. Заметно так же отсутствие крестов, изваяний святых и украшений. Так же церковь примечательна тем, что под ней был найден древний подземный туннель.
Продолжив идти по улице Армянской Патриархии, видим еще одну церковь Армянского прихода - Церковь Святых Иаковов. В этот час она закрыта и мы попали только на площадь перед монастырем. Не смотря на такой конфуз, открывшаяся картина сгладила впечатление. В проемах на стенах красивые росписи на религиозные темы. Перед входом чаша с надписью на арабском - это охранная грамота, выданная турками о неприкосновенности монастыря. В сам монастырь можно попасть только во время молитв.
Не задержавшись надолго двигаемся к еще одним воротам в стене древнего города под названием Сионские. Архитектура ворот очень похожа на Яффские. Тот же поворот на 90 градусов при входе для затруднения осады. Свое название получили от дороги, которая начинается здесь и ведет на гору Сион. Еще одно название ворот - Ворота пророка Давида, поскольку они ведут к могиле царя. Впервые ворота использовались по назначению, то есть во время военных действий в 1948 году. Следы той войны можно увидеть на Внешней стороне ворот. Еще одно событие вокруг ворот произошло в 1967 году во время шестидневной войны, когда именно через эти ворота Старый Город был освобожден от иорданцев. В период с 1948 по 1967 год ворота служили границей между израильтянами и иорданцами.
Чтобы попасть к воротам мы по улице Армянской Патриархии повернули налево. Следующий поворот налево будет уже на улицу Habad. Здесь на повороте находятся развалины византийской церкви Неа. Построена она была в 517 году н.э.
Эти останки не очень интересны. Куда интересней следующий объект, известный под названием римский город Элия-Капитолина. Ведет он свою историю с 70 года н.э., когда римляне захватили Иерусалим. Через 62 года желание строить свои храмы на разрушенной синагоги привело к крупнейшему восстанию евреев, которые захватили город на три года. 
Остатки римского города стали достоянием человечества из за шестидневной войны. После взрывов в старом городе обнажился исторический слой, который археологи стали исследовать без специальных разрешений. То что мы сейчас видим результат их труда. А видим мы колонны, стоящие вряд и две арки. Одна из них восстановленная, а вторая настоящая торговая лавка 2 века.  Этот раскопанный участок считается южной частью улицы. Сюда можно спуститься и уже войдя в арку увидеть план города Элия-Капитолина на мозаичной карте. Город был геометрически спланирован как римский военный лагерь. Главная улица простиралась с севера на юг. На юге она упирается в церковь Неа. На севере – в Дамасские ворота.
Буквально рядом на изгибе улицы Tifiret Israel еще один след древнего города - остаток толстой древней стены. Этот остаток стены еще периода так называемого Первого храма, который длился от основания Иерусалима Давидом, в 1004 г. до н. э., до разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э. Рядом на жилом доме линейка, показывающая высоту этого строения.
Продолжая движение по улице Tifiret Israel, попадаешь на главную площадь Еврейского квартала. Здесь стоит Большая Синагога Хурва. Это новое здание, построенное в 2003 году уже третье на этом месте. Первые два предшественника были разрушены: сначала мусульманами в 18 веке, затем арабским легионом в 1948 году. Нынешнее здание повторяет практически в точности своего предшественника. В окнах – изящные витражи, стены украшены акриловыми фресками. Сюжет крупнейшей из них навеян Псалмом 136: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе».
С площади для продолжения осмотра нужно попасть на улицу Misgav Ladach. Здесь рядом с лестницей Yehuda Halevi находится Немецкий тевтонский странноприимный дом. Построили его во время первого крестового похода для приема паломников на Святой земле. Служил он больше больницей, так как после трудного перехода мало кто добирался здоровым до Иерусалима. Арка,которую мы видим, дошла до нас почти без изменений и является частью церкви Святой Марии немецких рыцарей.
Отсюда вниз ведет широкая лестница, с которой открывается панорамный вид на стену Плача, Археологический музей под открытым небом, расположенный у стен Храмовой горы. На самой горе виден купол мечети Эль-Акца - один из символов города. Здесь же на одной из террас лестницы стоит золотой семисвечник - подарок городу от Вадима Рабиновича. Оригинал был украден римлянами при завоевании города в 70 году н.э. Истинный вид семисвечника можно увидеть в Риме на Триумфальной арке Тита, сооруженной в честь победы Рима над Иудеями. Семисвечник это символ, а так же герб государства Израиль.
Прогулка подходила к концу. Впереди была стена Плача.Тысячи людей стремятся попасть сюда и передать свою записку-просьбу к всевышнему. У каждого он здесь свой. Не обходится и без туристических групп, которые с рвением религиозных фанатов выполняют все наставления экскурсоводов о правилах выполнения просьб. Это отражается в движении спиной от стены. Смотрится достаточно забавно. Как будто один миг позволит решить массу проблем.
Одиночные туристы просто подходят к стене, молча стоят, положив руки на стену и мысленно просят. Потом туристическая сущность берет верх и начинается осмотр места. Получается увидеть много интересных фактов. Начиная с тех, что мужская половина больше женской. Заканчивая тем, что на мужской половине есть часть стены, находящаяся под крышей. Причем участок немаленький. Здесь так же молятся, отдыхают на стульях, читаю религиозные книги, которые можно взять прямо здесь же. А кто просто спит, уютно прикорнув в кресле. 
Так и я постоял у стены..... 
Стена Плача
Храмовая Гора

Когда мы подошли к Стене Плача, то оказалось что нам повезло. Именно был как раз тот дневной час, когда на место, которое священно для всех религий, пускают и нас не мусульман. Об этом мы знали, конечно, заранее. Таких промежутков для допуска в течении дня два - Зимой с 7.30 до 10.00 и 12.30 до 13.30. Летом с 7.30-11.00 и 13.30-14.30. 
Мы подошли к 12.30 и очередь уже начала скапливаться. Перед поездкой я читал много отзывов о чувствах, которые испытывает человек, попавший в место, где Бог сотворил Адама. Для мусульман место священно, так как именно отсюда пророк Мухаммед вознесся на небо на крылатом коне. Для христиан Храмовая гора связана с Богородицей, так как здесь при храме жила и воспитывалась Мария до двенадцати лет.
Проход через металлоискатели и подъем к Магрибским воротам по крытому переходу. Пока никаких ощущений не испытываю. Просто любопытство и радость от удачных ракурсов на стену Плача и Археологический музей.
Стена Плача
Может пройдя через ворота и выйдя в периметр Храмовой горы что то екнет внутри меня. 
Делаю этот шаг и вот впереди то, что должно на меня как то воздействовать. Сначала взгляд падает направо на площадь, уставленную остатками колонн времен крестоносцев, византийцев. Сразу за ними Исламский музей, размещенный в здании Марокканской мечети Джама аль-Муграба. Здесь собраны древние документы, книги Корана, старинное оружие, монеты и другие экспонаты.
Далее первый серьезный объект - мечеть Аль-Акса.
Мечеть Аль-Акса
Это третья святыня ислама после Каабы (мечеть Аль-Харам) в Мекке и мечети Пророка в Медине. Изначально мусульмане совершали намаз в сторону этого храма и лишь позднее пророку Мухаммеду пришло откровение от Аллаха о смене направления. И поменялась она от Иерусалима на Мекку. Вот здесь и испытал чувство. Только не совсем то, о котором говорилось выше. Чувство несправедливости и невозможности войти в здание, пропитанное историей и монополизированное одной религией. Сколько событий прошло через него. Здесь оставили свой след крестоносцы и постарались сами мусульмане. В наше время Бенито Муссолини подарил мечети карррский мрамор, из которого была сделана часть колонн в главном зале мечети. Да многое чего еще на что не мусульмане не могут посмотреть. Остается только любоваться фасадом с семью арками. Самая высокая из которых ведет к главному входу в мечеть.
Мечеть Аль-Акса
Еще слева от входа можно увидеть лестницу, которая ведет в нижнюю часть мечети “Аль Акса”. Во времена Второго Храма в этом месте был подземный вход на Храмовую Гору с южного направления.
Повернемся спиной к мечети и пойдем в сторону Купола Скалы - центральному месту и Главной достопримечательности Горы. По пути пройдем мимо круглой чаши для ритуальных омовений «Эль-Кас», построенную в 14 веке. За ней лестница с аркадами, которые называются Аль-Мизан, что в переводе Весы. В ссудный день на аркады повесят весы справедливости, на которых будут взвешивать души умерших. Сами аркады построены на основании колонн времен римлян и византии.
Арка

Сама площадь у Купола Скалы является своеобразной смотровой площадкой на города. Сквозь аркады во все стороны видна панорама Иерусалима. Полюбуемся той, которая выходит на Масленичную гору. Почему именно туда? Ответ прост. Сквозь арки видны купола, до боли знакомые. Это золотые купола русской православной церкви Святой Марии Магдалины. Вот туда то нас точно пустят и позволят увидеть монастырь, освященный в честь святой Марии Магдалины, ученицы и верной последовательницы Иисуса, которая была небесной покровительницей русской императрицы Марии Александровны. Построил этот храм ее сын император Александр 3. В церкви нашла свое успокоение еще одна представительница русского царского дома княгиня Елизавета Федоровна.
Церковь Святой Марии Магдалины

Построена церковь из из иерусалимского камня, а дерево и металл для строительства доставляли из России. Внутри стоит посмотреть великолепный иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом и самый большой холст над иконостасом. Здесь изображена Мария Магдалина, пришедшая с проповедью к императору Тиберию. 
Вернемся из этого виртуального путешествия на Масленичную гору обратно и поймем что стоит мы у Купола Цепи. Это своеобразная беседка с крышей, опирающаяся на 11 колонн. Название связано с легендой. На этом месте царь Давид вершил праведный суд, пользуясь для этого цепью, подвешенной в центре купола. Если человек был честен, то он брался за цепь и оставался жить. Говорящего неправду поражала молния. Внутри купол облицован плиткой 12 века. Сейчас здание используется для молитв. В день нашего посещения здесь усердно предавалась процессу группа женщин.
Купол цепи

Обойдем Купол скалы и осмотримся. На противоположной от мечети “Аль Акса” стороне находится Мемориал Восхождения на небеса или Куббат аль-Мирадж. Построен в памятьо вознесении пророка Мухамеда на небеса. Построен еще крестоносцами в 12 веке и использовавшийся для совершения обряда крещения.
IMG_5793

Рядом стоит небольшой купол Пророка. Это небольшой купол серого цвета, оприающийся на 8 колонн. На полу лежит округлый камень в форме чаши. Это место является “михрабом” - указывает направление, где находится Кааба в Мекке.
На центральной площади остался главный объект на который еще не обращали внимание, только ходили вокруг него. Купол Скалы - центральное место на Храмовой Горе. Именно этот золотистый купол виден издалека и красуется на открытках, посвященных Иерусалиму. Только опять монополия мусульман не дает нам возможность попасть внутрь и увидеть ту самую скалу - Краеугольный камень с которого началось сотворение мира. Остается только обойти вокруг и полюбоваться самим куполом в золотом одеянии весом 80 тонн, мозаикой да легкими и изящными колоннами.
Купол Скалы

От Храма спускаемся вниз по ступенькам к воротам торговцев хлопком – Баб эль-Катанин. Эти ворота построены в стиле, сочетающим красные, желтые, черные и белые камни. Из этих ворот ранее можно было попасть на рынок хлопка, а теперь то же на рынок только торговцев сувенирами и другими атрибутами исторического места.
Тур на гору закончился с двоякими впечатлениями. Посетили святое место откуда начался мир, но полного удовлетворения и какого то очищения не последовало.
Мертвое море и окрестности 
Путешествие на Мертвое море не закончилось банальным купанием. Были и две исторические вылазки
Массада. Историческое развлечение номер 1 Мертвого моря

Это место хотелось посетить в любом случае, даже в ущерб купанию в соленых водах мертвого моря. Почему именно его?
Масада - Гора, возвышающаяся над Мертвом морем с плоской площадкой 650 на 300 метров. Естественные силы природы отделили ее от остальных гор и создали природную крепость, которой грех было не воспользоваться.
Масада

И начали ей пользоваться с 1 века до н.э. Изначально здесь была построена крепость Иродом Великим - царем Иудеи. В 1 веке уже нашей эры здесь произошла самая трагическая страница в истории Масады. Гора стала последним оплотом в борьбе Еврейских повстанцев против Римской Империи. В 74 ( или 73 году по разным версиям историков) Десятый Римский легион подошел к Масаде и окружил ее. Началась долгая осада. Римляне на западном склоне соорудили осадный вал и в конце концов прорвали оборону.
Именно страшная концовка этого события и послужила поводом для воспевания духа защитников. Они предпочли смерть рабству. Смерть была непростой. Были выбраны 10 человек, которые должны были заколоть всех остальных. Эти десять выполнили свою трагическую роль, затем бросили жребий, чтобы судьба выбрала одного для убийства своих товарищей, а затем сам покончил жизнь самоубийством. Враги захватили крепость, но нашли только груды убитых.
Сейчас на горе создан музей, который воссоздает впечатляющую картину материальной и духовной культуры времен конца второго Храма.
Подняться на гору можно двумя способами и с двух сторон.
Основной поток туристов попадает на гору с Восточного входа с трассы 90, идущей вдоль Мертвого моря. Оставив машину на стоянке можно подняться на гору пешком по змеиной тропе или на фуникулере. Причем вход платный в любом случае.
Западный вход для путешествующих по трассе 3199. Здесь подняться можно только пешком по насыпи, сооруженной римлянами для осады. Преимущество этого входа в том, что здесь находится амфитеатр под открытым небом, где проходят светопредставления об истории Масады.
Не посетить такое место будучи проездом было для нас не позволительно. 
Так как времени было мало мы выбрали подъем на гору на фуникулере. При путешествии в кабине внизу можно рассмотреть цепочки туристов, поднимающихся на гору пешком. В жаркую погоду зрелище еще то. Кроме современников можно еще рассмотреть первого и второго лагеря Римского легиона. Расположены они рядом с зданием Фуникулера.
Через три минуты мы были уже на горе. Перед нами было первое препятствие. Необходимо было пройти по помосту, проложенному над пропастью. Ведет этот помост к Змеиным воротам. Отсюда и начинаются все экскурсии, поэтому здесь особенно многолюдно, так как для групп проводят вступительные беседы. 
Во время покупки билетов выдают путеводитель на русском языке, который доступно рассказывает о достопримечательностях. В самых интересных местах стоят макеты зданий, которые мы видим в разрушенном состоянии. 
Закончим со вступлением и перейдем к посещению. Все описывать не имеет смысла. Это за меня сделает путеводитель. Лучше оглашу свой список топ мест, которые я обязательно бы посоветовал увидеть на Масаде.
Раз уж вспомнил начну со Змеиных ворот. Это не номер один моего рейтинга. Он последует далее. Это как ориентир для начала. Змеиные ворота были пропуском в крепость. Здесь усталые путники на каменных скамьях дожидались разрешения на вход в крепость. Здесь мы увидели первый раз черную линию, которая отделяет древний камень от реставрационного материала.
Змеиные ворота

В рейтинге на Первое место поставлю я Северный Дворец.
Макет
Этот вид сразу запал в душу и ради его созерцания и поднялись мы на гору. Построен он был в трех уровнях на узком выступе неприступной скалы. На верхнем этаже, возвышающимся над нижними на 35 метров, находились покои самого царя Ирода. А на двух нижних ярусах проходили приемы важных гостей. Верхний ярус сохранил свою планировку. На полу можно увидеть черно белую мозаику - это одна из самых ранних мозаик на территории Израиля. Заканчивался ярус открытой террасой с панорамным видом на Мертвое море. Отсюда наиболее показательна видна система осады Римлян. Сверху так же просматриваются и два нижних яруса. Первый из них был закрыт крытой колоннадой. Здесь проходили торжественные ужины. Основание колоннады сохранились и сейчас. Ее основанием являются коринфские колонны.
Северный Дворец

Из наиболее сохранившихся объектов выделю церковь Византийского периода. Помимо сохранившихся стен здесь так же можно увидеть мозаику, как белую в пределе, так и цветную в молитвенном зале. Хорошо сохранилась и украшенная стена.
Базилика
За сохранность мозаики рейтинг два.[
Рядом объект с рейтингом три - Западный Дворец - самое большое строение крепости. Здесь была официальная резиденция царя Ирода. Самый запоминающийся фрагмент - это полный кусок мозаики и искусственный мрамор бань дворца.[[photo2848091]]
На что еще я бы обратил внимание и дал бы почетную деревянную медаль - это сохранившиеся насыпь, по которой римляне захватили крепость. Видна она через пролом в стене.
IMG_5935

Остальные объекты можно пройти беглым осмотром. Разве еще чуть не забыл стоит остановиться на Больших банях - непременным атрибутом Римской культуры. Здесь интересны столбики, служившие для разогрева помещения.
Кроме исторических помещений гора Масада служит шикарной площадкой для осмотра окрестностей. Панорамные фотографии на горы и Мертвое море найдут свое место в коллекции Ваших фотографий
Море
Монастырь Святого Георгия в ущелье Вади Кельт

Возвращаясь обратно с Мертвого моря в Иерусалим, мы решили посетить Монастырь Святого Георгия. Этот интересный объект был рекомендован аудиогидом Изи Травел. Находится сей объект недалеко от города Иерихона. Заехать сюда можно с трассы № 1.
Для тех кто будет добираться самостоятельно GPS координаты : 31.844489, 35.414153.
Чем же так заинтересовал нас этот монастырь. Наверное, в первую очередь своим необычным месторасположением. Находится он в ущелье Вади Кельт. Небольшая речушка Кельт пробила здесь себе дорогу. Ущелье получилось знатным, а река продолжила свое течение вплоть до впадения в реку Иордан.
Ущелье

На одной из отвесной скале, вроде гнезда пристроился этот самый монастырь.
Монастырь
Первые поселенцы появились в этом месте в начале века. Это были сирийские отшельники Сам монастырь был образован в 5-6 веке нашей эры. Кельями для монахов служили пещеры, которые и сейчас сохранились. Вода и продукты подавались туда с помощью веревки. Сам монастырь был построен в расщелине скалы. Нынешнее здание построено в конце 19 века. Внутри в Часовне Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита есть древнейшая часть лавры, в ее полу сохранилась мозаика VI-VII веков. Здесь же, на стенах, сохранились следы росписи XII века.
Поднявшись наверх можно попасть в церковь пророка Илии. Ход ведет в расщелину в скале, где за чугунной оградой стоят иконы и престол для совершения литургии. Именно здесь по преданию в течение более трех лет жил пророк Илия, подчиняясь повелению Господню.
20160221_150949

Попасть в монастырь было не так легко. Сначала пришлось дождаться окончания службы. Затем при входе был строжайший дресс код для женского населения. 
Сама экскурсия больше запомнилась видами ущелья и монастыря снаружи. Внутри монастыря попасть удалось не везде. Больше запомнились виды.
Ну и напоследок был самый трудный аттракцион - подъем в гору к стоянке. Для ленивых местные бедуины предлагают ослов. 
Еще один день в Иерусалиме 
День был посвящен последнему пути Христа
Последний путь Христа

Последний вечер в Иерусалиме был бы неполным, если бы мы не зашли в святую святых Храм Гроба Господня. Попасть мы туда решили так же как Иисус, пройдя весь его путь от начала и до конца. 
Сначала, правда решили, немного окунуться в историю и дойти до Львиных ворот, а уж затем вернуться к началу Крестного пути. 
Львиные ворота были построены в 16 веке по указу султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного и были единственными в крепостной стене с восточной стороны.
Львиные ворота
Название свое получили от барельефов двух пар львов, вырезанных в камне на фронтоне каждой стороны ворот. По одной из версий ворота с барельефами появились после сна Сулеймана. Там было сказано, что, если он не выстроит вокруг города стену, то в однажды пара львов нападёт на него и на жителей города. Отсюда от Львиных ворот и начинается улица, которая приведет нас к Виа Долороса - улице последнего пути Иисуса.
В этой заметке вместо подробного описания стоянок и достопримечательностей пути остановлюсь на моменте их поиска. Хочу это сделать, так как на основании материалов имеющихся у меня возникли определенные проблемы их нахождения. Особенно в самом начале пути.
Итак остановка первая - место , где Иисус был приговорен к к казни Понтием Пилатом. На этом месте должна была быть башня Антония - место, где проводились суды над обвиняемыми. Место не сохранилось. Согласно всем фотографиям это место выглядит, как вот эта арка, с которой Понтий Пилат и произнес обвиняемую речь или как ворота храма (С табличкой Темница Христа). От нее мы и отталкивались, чтобы найти Первую стоянку. Находится же она чуть ближе к Львиным воротам. Это тоже арка. Рядом с ней лестница (только она находится за аркой, если смотреть от Львиных ворот), а под аркой вход в тот самый монастырь Сестер Сиона. В его дворе находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа - то есть это первая станция, а часовня Бичевания - вторая.
В церковь Бичевания нам удалось зайти. Церковь достаточно молода по местным меркам. Нынешний интерьер появился в 20 веке и посвящен второй стоянке Христа, месту где он подвергся бичеванию. На одной из стен можно увидеть витраж "Бичевание". Над алтарём возвышается золотой мозаичный купол в виде тернового венца.
Стоянки 3 и 4 находятся рядом на углу улиц Виа Долороса и El Wad HaGai по левую руку по ходу движения по пути Христа. Перед тем как дойти до этого места вспомним еще раз о месте, где томился Иисус Христос перед оглашением приговора. Рядом была холодная камера Разбойника Варвары.
Слева будет третья стоянка - вход в небольшую часовню. Над входом Иисус, падающий под тяжестью своей ноши. Внутри небольшой часовни полотно с таким же сюжетом.
Рядом справа - четвертая стоянка -- встреча с Матерью. Как ориентир вверху барельеф, изображающий встречу. Войдя в арку попадем на территорию армянской католической церковью Богоматери Великомученницы. Построена церковь на фундаменте византийского храма,поэтому внутри сохранились остатки византийские мозаики, в центре которых видны следы от подошв сандалий Девы Марии.[
Следующая остановка - пятая находится на углу Виа Долороса и Эль-Вад. По описанию все вроде понятно. Дан угол и вроде как его не найти? Только нигде не написано, что Виа Долороса до этого перед остановкой три уперлась в тупик и вроде как закончилась. Чтобы найти ее продолжение, нужно пройти мимо остановок три и четыре до следующего перекрестка мимо базарных рядов и справа увидим справа продолжение и табличку Виа Долороса. Здесь же на углу францисканская церковь и остановка пять, где римские солдаты , раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Справа от церкви углубление, которое считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.
Продолжим движение вверх по Виа Долороса. У часовни Святой Вероники находится шестая стоянка. Здесь благочестивая еврейка Вероника (впоследствии канонизированной в качестве святой) вышла навстречу Иисусу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. Платок с ликом Христа, Спас Нерукотворный, впоследствии творил чудеса и сейчас находится в Соборе Святого Петра в Риме. Между двух дверей кусок колонны - это место где находился дом Вероники. Вход в часовню - правая дверь. Внутри все очень скромно. Единственная достопримечательность - табличка о посещении церкви Папой Павлом VI в 1964 году.
На пересечении Виа Долороса с улицей Сукхан эз Зайн ( на карте Гугл она обозначена как Beit Habad) стоит Францисканская часовня. Это седьмая остановка пути. Здесь Иисус упал во второй раз, споткнувшись о порог Судных врат. Через эти ворота выходили осужденные и им в последний раз зачитывали приговор. После приговор обжалованию не подлежал. Плиты порога Ссудных врат на самом деле были здесь найдены при раскопках. Сейчас они находятся в Александровском подворье, которое находится также в Иерусалиме, но принадлежит России.
После седьмой остановки, чтобы двигаться дальше нужно повернуть налево и пройти до первого поворота направо. Это и будет продолжение Виа Долороса. 
Здесь у часовня святого Харлампия Иисус обратился к женщинам оплакивающим его: "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима. Как ориентир на стене увидим камень с латинским крестом и надписью NIKA.
Чтобы найти девятую остановку придется фактически попасть на крышу Храма Гроба Господня. Для этого от 8 остановки нужно вернуться на несколько метров назад, практически до 7 остановки, повернуть направо по улице Бейт Хабад (Beit HaBad), идти по ней, миновав выход на улицу Aqbat e-Taqiya Ma'alot HaMidrasha слева, пока вскоре справа не появятся ступени, ведущие, формально, на крышу Храма Гроба Господня. На карте внизу путь виден подробно.
Девятая станция - место третьего падения Христа. Остановка (вернее, знак её обозначающий) находится далее, уже около самого Храма Гроба Господня. Пройти к ней можно через зеленую дверь, ведущую (через коптскую церковь и часовню) во двор (атриум) Храма Горба Господня
Храм гроба Господня. Храм или туристический объект

Пусть заголовок покажется многим крамольным, но это мои ощущения от посещения храма. Во многих церквях можно увидеть туристов, но они остаются незамеченными прихожанами и существуют как бы отдельно друг от друга. Что я увидел в этом священном месте. Толпы экскурсантов с экскурсоводами. 
Стоит очередь в Кувуклию. Большая часть ее это организованная экскурсии. Ты стоишь перед входом в самое священное для верующего места. Нужно сосредоточиться, подумать о всевышнем, подготовиться к встрече с местом упокоения Христа. А тут с разных сторон только и слышишь рассказы на разных языках и советы где и что надо зажечь и куда это поставить. И это бу бу бу продолжается практически до входа. 
Таким для меня запомнился храм с отрицательной стороны. Перейду теперь к насущному и расскажу где и что находится, сопровождая ориентирование с небольшими историческими ремарками от сайта Нить Ариадны. Этот сайт очень помог в ознакомлении с городом.
Храм Гроба Господня

Вход в храм сейчас с юга. Перед нами две арки, одна из которых замурована. Слева от арок колонна с трещиной. По преданию трещина появилась в Великую субботу, когда должен был быть зажжен Святой огонь.
IMG_6093
Между православными и армянами-антихалкидонитами возник спор. Чтобы православные не попали в Храм и не получили Святой огонь, армяне подкупили турок и те закрыли вход. Господь пожелал сделать иначе - показать истинную веру Своим огненным перстом". По молитве православных верующих из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь. 
Справа от Арок 10 остановка Крестного Пути, Капелла Франков и Предел Деления Риз. Это место, где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. На этом месте римские солдаты обычно разыгрывали в кости одежду всех осужденных на казнь - так они поступили и в этот раз.[
Капелла Франков и Предел Деления Риз

Зайдем в Храм. Сразу справа лестница на Голгофу, точнее в помещения, надстроенные над ней. Голгофой называли скалистый холм, на котором казнили преступников. Сейчас над Голгофой построено два придела. Правый католический считается 11 стоянкой и именно здесь Христа прибыли к кресту. Место это носит названия Алтаря гвоздей. Здесь находится Капелла Францисканцев. Самый яркий момент Предела это остаток мозаики 12 века - фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки.
Слева за массивными столпами Православный предел - 12 стоянка крестного пути предел Распятия. Он установлен на том месте, где стоял когда-то крест Спасителя. Позади - изображение распятого Христа и серебряные фигуры Девы Марии и Апостола Иоанна. Считается, что здесь Иисус испустил дух. Чтобы прикоснуться к месту, где был водружен крест Иисуса нужно непременно преклонить колени и немного проползти вперед, под мраморную плиту алтаря. Отверстие обложено серебряным диском (окладом) с изображением страстей Христовых.
12 стоянка

Чтобы увидеть 13 стоянку крестного пути нужно спуститься с Голгофы. и вернуться ко входу. Прямо напротив входа в Храм увидим Камень миропомазания. Здесь его сняли с креста и положили на камень. Прямо над камнем мозаичная икона "Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб". Сейчас над камнем, накрытым плитой, можно увидеть свод из 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская), кругом стоят также десять подсвечников.
13 стоянка

Последняя 14 стоянка находится в Ротонде Храма Воскресения. Это круглое помещение, построенное над Кувуклией. Чтобы в него попасть надо от 13 стоянки повернуть налево. Кувуклия небольшая часовни над скалой с пещерой, где был похоронен Иисус. В той же пещере он и воскрес. Кувуклия состоит из двух частей: первая именуется приделом Ангела который принес Благую весть о Воскресении Христа; вторая придел Гроба Господня. Небольшое помещение, где может находиться максиму 3 человека. Здесь и находиться ложе Иисуса, накрытое плитой, чтоб не растащили.
Кувуклия

Кувуклия священна еще и тем, что на Пасху здесь происходит одно из христианских чудес - Схождение Благодатного Огня.
Дотронувшись до гроба и подумав здесь о многом вышли мы из Храма, закончив тем самы свою поездку в Израиль.

Комментарии
О Маршруте
Ссылка: