В России немного горнолыжных курортов, Домбай-первый, первый Советском Союзе,а не только в России,сейчас он тоже первый,только,увы,с конца списка...
Минеральные воды-Черкесск-Домбай

Увидеть Домбай и умереть?

IMG_2009 IMG_2009
IMG_2124 IMG_2124
IMG_2134 IMG_2134
IMG_2158 IMG_2158

Увидеть Домбай и умереть?

Домбай… Романтика шестидесятых… лыжи у печки стоят… что мы еще можем сказать об этом уникальном живописном  уголке Карачаево - Черкессии, чего только не приписывают этому курорту  местные, рассказывая о съёмках знаменитой «Вертикали» с Владимиром Высоцким в главной роли, (на самом деле съемки велись в Баксанском ущелье), заканчивая фильмом середины семидесятых «Пока спят горы»…

Именно шестидесятые - семидесятые, ну и конечно   благополучная первая половина восьмидесятых были апогеем развития этого региона. Всесезонный курорт, куда тянулись отдыхающие со всего Советского Союза, первая  советская горнолыжная  школа, вот,  что мы слышали о Домбаее, воспетом многими  авторами,  среди которых, когчено же Юрий Визбор со своим «Домбайским вальсом» шел в авангарде  бардов и прочих любителей туристской и авторской песни.

Горнолыжный спорт у нас в стране относительно молодой вид спорта, к сожалению, особенно до Великой войны, он относился к элитным видам  спорта, академики, профессора… богема,  с ухмылкой, в  институтских курилках вещали, что мы любим холодную водку и  отпуск будем проводить в горах, на лыжах или в альплагере…

Но с горами, впрочем, как и с природой, стихией шутить нельзя. Вышколенная образцовая дивизия СС «Эдельвейс», сформированная из горных егерей и жителей высокогорья Германии и Австрии рвалась к нефти Баку… были также амбициозные  планы  захватить все черноморское побережье,  лишив Черноморский  флот военно-морских баз.

К счастью, выучка советских горных стрелков была на высоте, во многом, благодаря чему коварные планы фашистов потерпели на Кавказе серьезное поражение, поэтому,  уже потом, в  самый спокойный период развития  нашей страны, горнолыжный  спорт, горный туризм  и альпинизм стал массовым, государство понимало, что каждый альпинист, как герой известной кинокартины тридцатых годов должен «в случае чего,  пересесть  с трактора  на танк…».

Прошли годы. Горнолыжный спорт действительно стал массовым,  горнолыжные курорты появились не только у нас в Подмосковье, но практически  в центре Москвы существует склон на Воробьёвых горах,   тот же  «Кант» у метро Нагорная», Крылатские Холмы», я  уже не говорю о легендарных Сорочанах, склоны которого говорят оценили  Владимир Путин и Дмитрий Медведев с губернатором Подмосковья Андреем Воробьёвым …, люди стали выезжать за рубеж на более качественные курорты.

А что же Домбай? Затухал, как затухали вулканы Кавказских гор и потихоньку деградировал,  безжалостно эксплуатируя инфраструктуру оставшуюся  от советской власти. Еще в начале нулевых на вершину мог попасть кто угодно, бывалые люди вещают, что у входа на тот же югославский подъёмник  стоял дядька с суммой  и просто собирал плату за проезд на гору, та же история была и на маятниковой канатной дороге. Но цивилизация шагает вперед, больше людей с сумой, похожих на борцов сумо у подъемников не встретить, ски-пассы теперь приобретают через кассу, вот правда инвентарь на прокат выдают  «по  всем правилам»,  требуя в залог паспорт, не выдавая  при этом никакого документа, я уж молчу про кассовые чеки, договоры и прочие бумаги… все очень понятийно : «деньги и паспорт - лыжи с палками –паспорт (возможно с оформленным на ваше имя кредитом или иной сделкой)»… при чем  лыжи, даже самые «лучшие»  дают  с неточечными кантами, чтобы упасть, так упасть наверняка, изготовленными на закате Советского Союза.

Весна, конец марта-начало апреля не лучшее время для катания, хотя в приличных местах это не ощущается, в Домбае же хорошо усвоили экономическую теорию К. Маркса, за триста процентов прибыли, готовы идти на все!!

Склоны практически не утюжат ратраками, во многом они представлены ледяной коркой, а когда они внезапно появляются из-за поворотов,  любой спортсмен вполне может превратиться в лепешку, раздавленным  этим же горным  трактором, во время катания вполне могут вестись ремонтные работы, к примеру, в день отъезда, я как и многие спортсмены чуть не стал жертвой электрокабеля, поскольку местные электрики посредине трассы протянули электропровод о который все, естественно зацепились  и  полетели… слава Богу обошлось без жертв, но многие горячие  представители республик Кавказа,  оказавшиеся под проводом погнались  за незатейливаемыми электриками с палками и лыжами, благо ботинки горнолыжные тяжелые и работяги вовремя ретировались…

Красоты Домбая удивительны! В ясную погоду виден Эльбрус и другие горы Кавказского хребта, что привлекает на гору многих пеших туристов, но запечатлеть эти виды не так просто. К примеру,  сфотографироваться на фоне гор в сердечке «Я люблю Домбай» стоит 200 рублей… я много видел таких сердечек по России, но таких внуков - правнуков Остапа Бендера нигде  не встречал, даже Остап Ибрагимович взимал копейки за провал,  стеснялся так беспардонно о обдирать   чест ной народ…

Так что думайте сами,  решайте сами, увидеть Домбай или умереть…