Парусный поход по Ладожскому озеру от пос.Устье-Видлицы до г.Сортавала с посещением Валаамского архипелага и северных шхер озера.
 
Предыстория

Ладожские шхеры Ладожские шхеры
Идея сплавать на июньские по Ладоге возникла на 23 февраля. Было очевидно, что 8 дней вместе с дорогой для плаванья под парусом - это очень мало. Многое зависит от погоды, поэтому конкретного маршрута не было, а было просто желание тряхнуть стариной, пройтись под парусом и посмотреть красивые места.

Ну вот. Экипаж был укомплектован довольно быстро. Естественно, это были мы с моим мужем Митей (любителем парусного туризма и хозяином нашего плавсредства), ну и на роль третьего сразу же согласился Игорь. Поначалу еще были наметки на четвертого пассажира, но ближе к праздникам все куда-то пропали, не смогли и прочее. Да и сам Игорек в последний момент чуть не дезертировал в силу своей очень важной работы :) Не дезертировал. И вот нас трое.

Я предполагала начать маршрут с восточной стороны озера, где мы еще не были, и закончить в районе Приозерска или на худой конец в Сортавале. Добраться на восточный берег можно на пригородном поезде Лодейное Поле – Янисъярви, он ходит 1 раз в сутки, так что выбирать поезд из Москвы не приходилось – по времени подходил тоже только один. Конечно, все не могло сложиться удачно с таким направлением, как Москва – С-Пб. Билеты «туда» (М-Лодейное Поле) удалось купить заранее без проблем, а вот с билетами «обратно» геморрой возник заблаговременно (в самую первую неделю продажи купить билеты мы не могли из-за отсутствия денег) и так и не рассосался ближе к делу. Билетов на 15 июня (последний день длинных праздников) из Питера не было никаких, даже мягких! Офигеть! Добираться пришлось окольными путями. В последний день перед отъездом взяли уж «хоть что-нибудь», которое тоже оставалось в единичном количестве: Мите взяли билеты С-Пб – Бологое (на поезд до Адлера, который идет в обход Москвы) и Бологое – Москва (на Мурманский поезд, который не идет через С-Пб), нам с Игорем такие же билеты взять не удалось, поэтому наши поезда С-Пб – Бологое (на Сонковский поезд, который сворачивает с ветки С-Пб – Москва как раз в Бологом) и Бологое – Москва (на прямой сидячий экспресс) уезжали позже и приезжали в Москву только утром. Но это мелочи. Главное, билеты есть! Остальное решим по пути.

Естественно, приехать вовремя и сесть в поезд без очередных проблем мы не можем. Игорек опоздал на встречу перед отбытием поезда и нам с Митей вдвоем пришлось ишачить на скорости от пл.Каланчеевская до поезда на Лен.вокзале, перетаскивая несколько ящиков еды, мотор «Ветерок» (20 кг), бензин, парус, рюкзаки и прочую фигню. Под конец откуда-то взялся Игорь с дяденькой с тележкой и ломился через центральный вход вокзала (хотя вокруг можно объехать) с последней партией груза. Челночный бег к 13-му вагону от вокзала мы закончили за 5 минут до отправления поезда. Обливаясь потом, но в целом довольные, в 18-25 московского времени 7 июня отправились в не очень далекий путь из шумного города. Картинки домов за окном вскоре сменились на зелень пригорода и водные пространства, а кружка сухого красного вина «за отбытие» сменились ранним сном...
День 1 (8 июня). Модель для сборки

В 5-36 мы прибыли на станцию Лодейное поле, довольно оперативно выгрузив шмотки из поезда. Несмотря на раннее утро, солнце уже вылезло из-за горизонта и приятно освещало наш путь к багажному отделению и кассам. Снова в поте лица мы изображали грузчиков. Нужно было купить билеты на пригородный поезд (из Москвы их нельзя купить); помимо уже имеющихся на руках вещей, забрать из багажного отделения сам катамаран (3 тюка общим весом 130 кг) и все это дело погрузить в один из двух имеющихся у «кукушки» вагонов. Все делалось оперативно, ибо уже в 6-20 по расписанию поезд на Янисъярви отправлялся.

Нам повезло: в нашем плацкартном вагоне было всего 3 пассажира, кроме нас, а проводница была просто супер-женщиной!!! Она помогала мне затаскивать в вагон с низкой платформы рюкзаки и коробки! Она помогала нам перетаскивать вещи по вагону. И в конце концов на высадке на ст.Видлица в 8-30 она заранее открыла нам двери с противоположной стороны вагона, откуда ребята стаскивали тяжелые катамаранные тюки, а мы с ней с обычного входа стаскивали более легкое шмотье! Огромное спасибо тетеньке!

На станции Видлица, кроме нас, никто не вышел, но там было несколько мужиков, которые сразу же с интересом принялись окучивать нас. До озера от станции около километра, и там сегодня слегка штормит, но зато рядом есть речка Видлица – предлагают нам вставать на ней (она втекает в Ладогу чуть ниже). Мы с Митей отправляемся на разведку, которая ничего интересного нам не приносит. На озере, действительно, не очень, но и на реке с этого берега плоховато, а до того берега тащиться далеко и машина не проедет. Дяденьки тем временем нашли где-то своего водилу с полугрузовым УАЗиком, который согласился нас за 200 руб. довезти до хорошего места на озере. Ну и отлично! УАЗик этот, как будто, специально для нас создан – грузовой отсек по длине тюков, а в салоне места как раз на троих пассажиров! Прекрасно. Заезжаем в соседний поселок в магазин (здесь еще не открылся – рано), потом к водиле домой за бензином для мотора (мужик продал нам 76-й бензин по 20 руб. за литр, то есть по номиналу!). И все это за те же деньги! Примерно в 7 км от станции, в районе Дедовых островов, мы прощаемся с дяденькой. Спасибо за доставку!

Все хорошо, только вот почему вдруг стало так холодно, да еще и дождик накрапывает??? Ведь еще в Лодейном Поле была более радужная картина... Бррр! Утепляемся, ставим лагерь (сегодня мы точно никуда не поплывем), завтракаем омлетом с салатом :) Ну а потом начинается долгая эпопея сборки парусного катамарана «Тайфун». Кхе-кхе... Дождь перемежается с солнцем (но ветер не отстает ни на минуту!), продольные балки с поперечными, винтики с барашками, сборка с едой... Примерно с 13 до 23 ч собираем катамаран, периодически отвлекаясь на еду. С дровами тут проблем нет, поэтому готовим на костре. С комарами при таком ветре тоже проблем нет, только под вечер самые отважные решают на нас напасть...

Основная проблема сборки у нас почему-то была с мачтой. Сначала мы долго не могли ее поднять, потом выровнять, а потом, когда наконец-то хорошенько затянули все ванты, выяснилось, что две средние секции (из четырех) забыли скрепить винтиком. Хм.... Снимать мачту и повторять все фокусы сначала лень. Что ж? Опыт яхтенного альпинизма у меня есть. Пододвигаем катамаран к дереву, я лезу на сосну и с тонкой веточки с трудом, но все же дотягиваюсь до мачты. Винтик закручен. Ура! :)

Напоследок день дарит нам симпатичный северный закат.
День 2 (9 июня). Шторм

С утра из-за дождя несколько раз переставляли будильник. В итоге повезло – встали с ним в разное время. Сегодня первый день плавания. Только собрались, как пошел дождь – ну что такое! Ведь прогноз погоды утверждал, что первые пять дней как минимум будет солнечная погода и +15. Ну, правда, прогноз смотрела для Сортавалы, но не поверю, что там все по прогнозу, а у нас такая Ж... Ладно, переждали дождик, выходим в море. Для этого надо зайти примерно чуть выше колена в ледяную воду (а температура Ладоги в июне около 6-8 градусов!) и стащить катамаран с камней на глубину. Бррр! Занятие не из приятных. Температура воздуха – едва ли +13.

Но вот мы на воде. Плывем. Ветер свищет в ушах, раздувает наш грот! Несемся о-го-го! 15-20 км/ч, временами до 30 км/ч! Хе-хе. С такой скоростью мы за пару дней до Приозерска дойдем :) Хотя выходить в открытое море (ну озеро то есть) страшновато – вдруг ветер еще усилится? Дождик то моросит, то прекращается, но его заменяют брызги от волн. Иногда переднюю палубу заливает сильно – тогда даже мне достается в лицо. Тысяча черрртей! Шапка намокла, зимние перчатки (последняя надежда на спасение от холода) тоже. Так еще и ноги залило! О, ужас! Ноги еще не успели согреться после утреннего всплеска эмоций от Ладожской воды, а тут еще новая порция, прямо в ботинки :( Нас с Игорем колотит. «Ха-ха-ха-харрррашо ид-дддддд-дем!» - «Аг-гггг-га!».
А тут еще, откуда не возьмись, посреди озера (от берега километра 4) МЕЛЬ! Да еще какая! Длинная и с вехой посередине. А мы и не видим. Плывем себе... Н-да... Еле успели увернуться. Говорят, Ладога мелеет. Возможно. На карте (правда, карта-то у нас 2-километровка) мели нет.

Думаем, стоит ли выдвигаться за о-в Мантсисаари, в сторону Валаама, или продолжать двигаться вдоль восточного берега. Решаем на всякий случай остров обойти с запада, т.к. с востока по карте он соединяется паромной переправой с берегом – мало ли, как она организована и сможем ли мы там, не снимая мачты, проплыть... Оплываем остров с юга на запад. Снова мель. Карамба! Ветер не дает оперативно развернуть катамаран (руль не очень хороший), приходится выгребать веслами. Вот, блин! А вся эта беготня по палубе с веслами сопровождается брызгами, ветром и чавканьем мокрых ботинок...

Пожалуй, на сегодня плавания достаточно! Решаем причаливать в ближайшую бухту и гррррреться. В бухту надо заходить против ветра – подключаем к делу мотор. Почти дошли, но мотор глохнет. Кругом мель. Заниматься мотором некогда – надо срочно отгребать. Еще минут 15-20 Игорь и Митя гребут в сторону берега, сносимые ветром... Наконец на каменистом берегу. Берег хреновый, но за кустами обнаруживается полянка с кострищем. Досадно только, что дождь идет :(

Ставим палатку, пытаемся с Игорем развести костер. Нам даже это удается! Греемся. Только дрова тут все сырые, поэтому костер горит на веточках, да и то не очень. Еле поддерживаем. Вскипятить воду на нем практически нереально. Костер тухнет. Залезаем в палатку к Мите. У нас с собой был с утра припасен термос чая. Так и обедаем – бутерброды с паштетом и сыром, чай, печенья. Ребята заворачиваются в спальники и засыпают, а мне не хочется ложиться без коврика (а коврик мокрый и снаружи), к тому же разыгрался голод. В короткие перерывы между зарядами дождя притаскиваю воду и горелку (пока бегала, ноги закоченели!), пытаюсь «завести» горелку, но она не поддается. Уже все проснулись и попробовали подкачать-повертеть и прочее – не помогает. Открутила горелку с баллона – стал лить струю. Вот, блин, значит, разбирать надо, прочищать или что там. А ремнабора горелочного с собой нет :(. Всем лень что-то делать – так и ложимся спать, перекусив на последок свежими овощами.
День 3 (10 июня). Острова

Сегодня проспали. Причем хорошо так проспали – часов 12! Будильник не слышали. Блин, так можно всю хорошую погоду проспать – выглядываем, а там солнце. Как выяснилось, ненадолго. Собрались, Игорь развел костер даже, а Митя – горелку! Просто везунчики мы сегодня! Поели нормальную еду! Только выплыли – пожаловал старый недруг, закапал... Ветер сегодня тоже неплохой, но поменьше вчерашнего, а направление примерно то же (южный, юго-восточный, юго-западный). Идем курсом таким, что волны не заливают. Приятно. Ботинки и сандалии мокрые, поэтому на палубе просто в носках сижу, но опять же после утреннего купания ноги никак не могут согреться. Снова то есть дождь, то нет. Небо хмурое. Прогнозы из Москвы по СМС недобрые – улучшения не предвещают. Вот ведь... Free me guest's flippers so they's can drink me 'ealth! 5 лет назад, конечно, тоже нежарко было, но какое милое солнце, красивые радуги и вообще... Н-да, пожалуй, на Ладогу в июне лучше не ходить :)

Долго метались в выборе направления движения – север или запад, решили плыть на запад. Вроде до Валаамского архипелага недалеко. По очереди показываются острова. Серые и каменистые. Вчера шли под парусом 4 часа, сегодня – 3,5 и решаем приставать на симпатичном островке Байонном. Опять замерзли и в очередной раз начинается дождь. На Валаам сегодня решили не плыть – стоять там официально нельзя (хоть мы и стояли 5 лет назад), да еще куча людей... Причаливаем просто замечательно – на небольшой скорости плавно въехали на гладкие каменные плиты, даже ног не замочили...

Картина повторяет вчерашнюю. Ставим палатку и залезаем туда. Сегодня костер даже не пытаемся развести (ученые!), коврики сразу вытираем в палатке салфетками – и вот жилище готово. Термос и бутерброды снова выручают. Да и есть сегодня особо не хочется. За стенками штормит – не унесло бы домик. Спать ложимся рано.

Около 23 ч снаружи раздаются голоса, типа: «Эй, есть тут кто?» Думаю, ну все – какие-нибудь лесничие, а мы стоим там, где нельзя и прочее... Но это спросонок. Оказывается, тоже турье, только байдарочное (хотя и с одним парусным катамараном – «Простором»). Стоят недалеко от нас, привезли на катере вчера, но сегодня так и не решились выйти (еще бы!), звали в гости. Ага. Интересно, а сейчас утро или вечер? На часах 11, но что это значит при белых ночах? Ничего. Выглядываю из палатки и не могу понять! Небо серое, но оно такое и днем в пасмурную погоду, и ночью. Судя по отчаянному состоянию недосыпа, все же вечер. Засыпаем дальше...
День 4 (11 июня). Дневка

Просыпались несколько раз (с 2 ч ночи), смотрели за погодой и не смоет ли катамаран (хоть мы его и привязали). В конце концов около 9 утра встаем. Вернее как: не вылезая из палатки, подтягиваем поближе горелку и ящики с едой, в тамбуре готовим :) На улице сурово в плане ветра и прибоя, дождь вялый. Есть надежда на улучшение погоды.

После завтрака еще немного потупили в палатке, почитали-поспали. Дождь кончился, ветер – нет. Пошли с Митей гулять по острову. Погода бушует. Все такое серое, суровое, северное... Нашли в разных местах 2 обглоданных трупа: зайца и тюленя. Еще нашли лагерь байдарочников, которые судорожно перемещались через узкую перемычку острова на другую его сторону, т.к. у них сегодня офигенно дует и волны прибивает, а на той стороне (мы тоже туда зашли) – тишь да благодать! Даже не верится, что может быть такая разница всего в 50 метрах! С той (северной) стороны острова виден соседний остров – Лемписари, а на нем скит – деревянная церквушка и суетящийся возле нее трактор, рушащий мое представление о том, что мы тут на необитаемых островах...

Обменялись контактами с водниками, пошли обратно. Красиво здесь, чьёрт пабери! Даже когда пасмурно. Раз уж пока никуда не плывем, надо готовить обед. Пособирали с Митей по берегу выброшенные после кораблекрушений и прочих безобразий доски, развели костер. Только что проснувшийся Игорь очень удивился, что у нас там, снаружи, костер и еда... Проспавшее солнце наконец выползло из-за туч, ветер стал понемногу утихать... Обед плавно перетек в банный день (ну его уже, не поплывем сегодня никуда, лучше вещи просушим), помывка в полдник, полдник в преферанс с кружечкой вина, преферанс перемежался фотосессиями в честь каждого выхода солнца и, наконец, перетек в ужин. День ушел как-то незаметно. Совершили вечернюю прогулку и, хотя небо снова затянуло свинцовыми облаками-тучами и было видно, как Валаам накрыл дождь, спать легли с надеждой на лучшее.
День 5 (12 июня). Туман-туман...

Снова отодвигали свой подъем, ссылаясь на дождь (блин, ну вот опять: вроде бы вчера погода наладилась, так нет – все равно надо дождю пойти!). В половину девятого я все-таки встала, но очень лениво. Дождь кончился. Кое-как развели с Игорем костер, на нем готовили еду, на горелке – чай. Только собрали вещи (на этот раз предусмотрительно всё, кроме палатки) – всё, как обычно. Заряд дождя. Причем совершенно не понятно, собирается ли он заканчиваться. Небо серое всё, во всех направлениях: где-то больше, где-то меньше... Если честно, я думала, что это на весь день. Но ребята уговорили меня остаться в палатке переждать непогоду, и 40 минут очередного тупежа сделали свое дело: после 12 дождь прекратился, мы смогли все же выплыть.

Ветер вчера к вечеру поутих, а сегодня его и вовсе нет. Штиль. Ладно, это не беда – у нас есть товарищ мотор. Идем на нем. Обходим архипелаг мелких островов (все каменистые, покрытые мхами разных оттенков зеленого и соснами), на одном из островов еще один скит (спрятан на самой верхушке, а под ним – обрыв скал), движемся к Валааму. Мы были на нём 5 лет назад. Симпатичный остров, но уж больно много людей, будто мы не в Карелии, а на Красной площади. Монастырь там мне понравился – неплохо смотрится с расстояния. Хотела еще раз взглянуть на него с воды – вот и идем курсом на «фасад» острова (ту часть, с которой заходят «Ракеты» из Сортавалы, северную).

А вот «Ветерок» что-то стал нас подводить: работает как-то нестабильно, фыркает и чихает. Простудился, наверное, в таких суровых условиях! Бедняжка! Но без мотора нам сегодня никуда не доплыть (если только мы не ставим целью накачивание бицепсов и мышц спины гребными упражнениями). Слегка не доходя до фарватера «Ракет», причаливаем на малюсенький островок (уже с видом на купола монастыря) для осмотра мотора. Митя заменил одну свечу и вроде бы мотор заработал нормально, но уже через пару минут вернулся к фыркающему состоянию. Пилюля не помогла. Хм... До берега (а мы хотим идти на острова и губы в районе Сортавалы) километров 20. Если мы проплывем половину расстояния, и мотор сломается совсем, будет невесело. Как быть? Перестраховаться и остаться на Валааме, а потом уехать оттуда на гарантированной «Ракете» или же плыть, как планировали, своим ходом? Конечно, интереснее плыть. Ладно, решаем идти на север.

К счастью, минут через 40 фырканье прекратилось, и мотор заработал в полную силу. Распогодилось, солнышко припекает. Удаляющийся Валаам поблескивает куполами монастыря. Чайки покрикивают. Вдалеке гудят «Ракеты». С севера видно кучу островов. Предполагаем, куда нам идти, на всякий случай отслеживаем компасом. Лежим, балдеем, пьем чай с плюшками и пиво. Вдруг на тебе. Новое приключение. By the Powers!

Постепенно, но довольно быстро все пространство вокруг нас опоясывает туман! Причем какой: молочно-белый, густой и вязкий! Становится не видно наших островов в считанные секунды. Еле успеваем заметить азимут. Офигительно! Долго не можем привыкнуть к состоянию. В какой-то момент у меня вовсе теряется представление о том, движемся мы или стоим (как при катании на сноуборде в сильный снегопад), где «пол», а где «потолок», есть ли в природе линия горизонта и вообще на озере ли мы! Кажется, что я в мягкой белой комнате и не видно никаких теней. На секунду становится страшно. Потом все приходит в норму. Остается опасность не разглядеть в тумане острова и мели, за это переживаем. Еще есть вероятность, что нас не заметит судно с пересекающимся курсом, но все же шум мотора должен давать представление о нашем существовании в этом локальном мире... GPS не видит спутники (негодяй!), поэтому приходится почти ежесекундно отслеживать наше положение по компасу.

Движемся в таком режиме очень долго, часа 1,5. даже интересно, куда в итоге приедем :) Туман оседает на ресницах в виде росы и холодит. Птицы все куда-то подевались. Тишина. Только шум нашего мотора... Постоянно всматриваюсь в белую мглу, чтобы вовремя увидеть мель. Хочется залезть на мачту с подзорной трубой и наконец-то победоносно закричать: «Земля! Земля!» Но нет, земли все не видно...

Новые батарейки реанимировали дружбу GPS со спутниками – смотрим, где мы. Оказывается, острова, на которые мы боялись напороться (гряда островов Мустасари), давно пройдены, а до шхер уже совсем чуть-чуть. Теперь держать курс проще, но вот вглядываться в пространство все равно надо...

Наконец-то, около половины пятого вечера, начинают появляться легкие очертания каких-то островов. Все как в сказке. Молочные реки, кисельные берега, сосны и камни, мхи и скалы... Красота! То один кусок острова возникнет, до другой, то вдруг целая полоска берега предстанет перед глазами и через минуту исчезнет... Плывем вдоль довольно длинного острова Хонкасало. Начинает появляться и Орьятсари. Присматриваем место для ночевки. Длинный у нас сегодня день получился.

Хонкасало с восточной стороны скалистый – не подступиться, поэтому встаем в уютной бухточке маленького островка Лаукку. Очень удобный «подъезд» и «парковка», симпатичные каменистые берега, отличные виды с соседнего пригорка. Да еще и погода нам сегодня подфортила: туман рассеялся окончательно, а солнышко пригревает, прямо как «настоящим летом» :) Градусов до 20, наверное. Офигенная у нас сегодня стоянка. Поскольку здесь белые ночи, предзакатные краски и сам закат радуют глаз дольше обычного – не могу оторваться, сидя на вершине нашего мыса!

Менять сей чудесный мир на замкнутое пространство палатки очень жалко, но приходится – там все-таки теплее, а к вечеру снаружи холодает. Устроили читальный зал...
День 6 (13 июня). Шхеры и скалы

Первый раз за поход, такое тихое, теплое (!), чудесное утро! Встали вовремя, собрались быстро – вот что значит хорошая погода! Выплыли раньше обычного – в 11-30. Ветерок сегодня дует (юго-восточный), так что идем на парусе. Поскольку просторы в шхере не особо большие, то иногда ветер частично перекрывается островами. Чтобы увеличить парусную площадь, поднимаем гинакер. О, совсем другое дело! Почти летим. Скорость меряем по GPS (эх, жалко в первый день не работал!) – от 7 до 14 км/ч. Неплохо для такого слабого ветра. Когда меняем направление движения и ветер становится встречным, ставим стаксель («Стасик», как ласково зовет его Игорёк), а гинакер («Гену») сворачиваем. В общем, попробовали все, что могли. Больше парусов у нас нет :)

До Сортавалы – рукой подать. При такой скорости (или скорости мотора – около 10 км/ч) – примерно 2 перехода. А нам торопиться некуда. Поэтому катаемся по шхерам. То в один пролив заплывем, то в другой. Красота! Тепло (можно наконец-то снять либо шапку, либо куртку, но не одновременно :) ), солнце припекает и поджаривает носы и щеки, виды симпатичные, печенья и чай под рукой... Вот это я понимаю – лето. Северное. Я так себе плавание и представляла...

Поскольку Приладожье славится своими скалами, а в северной части, в районе Импилахти (куда мы, к сожалению, так и не доплыли), даже проводятся разного рода соревнования по скалолазанию, я взяла с собой скальные туфли и магнезию. Теперь самое время найти скалы. Присматриваю по карте (2-километровый атлас) – плывем туда. В реальности скалы оказались сильно заросшими и обрывающимися в воду примерно 15-метровой стеной, что, согласитесь, не очень подходит для боулдеринга. Но напротив торчат голые серые каменные глыбы. Хо-хо! То, что надо. Рулим к ним.

Берег посещаемый. Здесь есть построенное кем-то укрытие из еловых веток и кострище. Для начала делаем обед на костерке. Только приготовили суп, как пошел дождь. Но этот хоть видно – не надолго. Пережидаем под еловым навесом, готовим чай. Жалко, теперь скалы мокрые будут :(

Дождь закончился, и я иду искать полигон для лазания. Здесь тоже много скал, обрывающихся в воду. При наличии страховочной веревки – это бы ничего. Но я одна, а падать в такую ледяную воду не хочется – это вам не Таиланд! Так что нахожу пару невысоких стеночек, обращенных лицом вглубь острова. Да, придется над ними поработать... После чая выдвигаемся к камням втроем. Игорь устраивает фотосеанс, Митя читает, а я расчищаю стенку. Было бы неплохо иметь щетку с металлической щетиной, но у меня ее нет, поэтому приходится расчищать палками и руками. Более-менее получается. Размялась на вертикальной стеночке 2,5 м высоты и 5-6 м ширины, походила траверсами, отработала разные приемы; потом перешла на отрицательный камень. Вылезти на него трудно, удалось только сбоку :( Скалы острые, болезненные для хвата, так что долго не полазаешь, да и плыть уже надо – шесть вечера.

Снова выходим «в море». Ветер стих, так что на парусе много не протянули, снова подключили мотор. Плаваем вдоль островов, высматриваем место. Здесь уже более оживленно, и то и дело мимо проносится какая-нибудь моторка, а берега островов с хорошими подъездами заняты рыбаками. Но минут через 45 мы все же находим приятный незанятый островок и базируемся на нем. Мы расположились на таком мысу, что весь вечер (и полночи) нас освещает закатное солнце. Тепло и симпатично. Relax... Опять устраиваем клуб чтецов в лучах солнышка. Вино почти закончилось :( Завтра последний день и долгая дорога домой. Увы!
День 7 (14 июня). Цивилизация

Опять проспали (сегодня я не ставила будильник, т.к. торопиться некуда), поставив наш личный рекорд – встали в 11! Очень лениво собирались, читали, любовались, грелись на солнышке (сегодня вообще под +23)... Но на удивление от подъема до выхода сегодня прошло наименьшее время – меньше 3 ч! Еще один рекорд! Награждаются герои соцтруда товарищи Петров, Саенко и Помазова. Даешь 200-километровое плавание в 4 года!

С полчаса шли на парусе (гроте), но потом ветер скрылся от нас за островом, и нам в очередной раз пришлось воспользоваться услугами мотора. Я смотрю, как штормовые дни закончились, так про само плавание и рассказывать-то особо нечего... Вот так так... Ну да, нечего. Шли-шли и пришли, значит.

Сортавала. Город, между прочим, кто не верит! А пришли мы, значит, к понтонному мосту на окраине города. Посмотрели тут и там – под мостом, конечно, в целом не пройти (не предусмотрено это), но зато есть узкий проход в одном месте шириной метра 3. Лодки там проходят. Ну и мы туда. Тпру! Нет, конечно, мы туда не сразу. Нам еще надо кое-что сделать. А что? Правильно – снять мачту! Куда мы с ней под понтонный мост? Ну как вы такое могли предположить? Так что зачаливаемся, снимаем мачту, подходим к дырке. Еще минут 7 изображаем каракатицу, протискиваясь между камнями и деревянными столбиками под мостом, подныривая под тросами диаметром 4 см и приподнимая мотор на мели... Я то сверху моста, то снизу, то сверху, то... В общем... (интересно, да, чем дело кончилось? местным тоже было жутко интересно)... в общем, вынырнули. Уф!

И теперь победоносно вплываем мы в самый центр города Сортавала на своем могучем «Тайфуне». Ну, конечно, немного портит картину мачта, лежащая в виде 4 трубок на носовой палубе, и подсдутые баллоны – стенки палубы, а еще парус валяется в виде скомканного полотна... Ну, хорошо, не так уж победоносно, но, в общем, тихонечко притуливаемся на своем скромном плавсредстве за пристанью «Ракет».

Дальше опустим неинтересный кусок отвинчивая всяких барашков и гаек, разборки трубочек, сдутия баллонов и прочего. Самое главное здесь – это то, что собирали катамаран «Тайфун» 8 ч чистого времени, а разбирали 1,5! О как! Разбирали катамаран под чутким присмотром финнов, отдыхающих на веранде кафе соседнего отеля «Kaunas» и любопытствующие взгляды прохожих. Разобрали, заселились в этот самый отель «Kaunas», привели себя в порядок и пошли город осматривать.

Мы вообще очень любим осматривать города. Особенно я. Особенно в поисках кафе. Чем, собственно, и занялись. За 10 минут осмотрели северную часть города (добавим к ним еще минут 15 на закупку продуктов на завтрак), за 20 минут – южную (то есть через мост от нашей гостиницы). Больше всего времени провели на ж/д вокзале. Шли туда с целью купить билеты на утреннюю «кукушку» (которая ходит 2 раза в сутки: в 5 утра и в 17 вечера), а в итоге обнаружили, что завтра будет 7-часовой Костомукшский поезд (знакомый мне по лыжному походу), и купили билеты на него. Как обычно, долго возились с оформлением багажа, т.к. тетенька в кассе никак не понимала, каких габаритов наш груз и куда его можно засунуть. Кроме того, тетя постыдно обманула нас, сказав, что на Ладожском вокзале г.С-Пб есть багажное отделение, через которое можно оформить отправку катамарана в Москву. На радостях я отменила наш заказ «Газели» для транспортировки багажа на Московский вокзал...

Так. Что-то я отвлеклась. Мораль басни такова: не ходите осматривать город, не поужинав. Обследование не выявило ни одного (!) работающего кафе в городе, окромя того самого, что в нашей гостинице. Хм... Возвращаемся. Выясняется, что в кафе уже закрылась кухня, и лучшее, что для нас могут сделать – это суп, салат и яичница. Пойдет для сельской местности! В любом случае, все закончилось недурно.

В номере у нас был враг народа – телевизор. Игорь (видимо, в силу еще не выработавшегося иммунитета) оказался болен ТВ-манией. К тому же он вдруг выяснил, что в прямом эфире идет матч Россия-Греция Чемпионата Европы по футболу... Думаю, итог вечера всем ясен... Хорошо еще, что русские выиграли!
День 8 (15 июня). The long way to the home

Тут уже совсем неинтересно стало. Один вид транспорта сменял другой, не доставляя удовольствие. Такси, заказанные на 6 утра, мало того, что опоздали, так еще и не те машины приехали (то есть «99-е» вместо хотя бы «9-ок»). Была долгая нервотрепка (приедут/не приедут, успеем/ не успеем) под дождем. Успели. Затем 6 ч в поезде, в котором половина народа едет с билетами без мест (потому что на 80% станций этой ветки нет касс, билеты берут в поезде) и в котором, к счастью, удалось подремать почти до Питера. Затем «приятная» новость про отсутствие багажного отделения на Ладожском вокзале, такси до Московского, погрузка и отправка катамарана, 40 минут в очереди в камеры хранения, извечная «Чайная ложка», проводы Мити на его поезд, люди, очереди, толпы... Праздники, блин!

Уф! Наконец, есть время передохнуть и в очередной раз насладиться пребыванием в Питере. Здесь тепло, около +23. Иду гулять с одногруппницей (она тоже на праздники в Питере). В Москве мы встретиться не можем – а тут вот, пожалуйста. Все хорошо, только я зачем-то пыталась выйти из кафе через стеклянную дверь, не открывая ее. Почему-то просочиться не получилось. Странно. Лоб в очередной раз показал себя с лучшей стороны. Крепкий он у меня! Ну вот, еще минут 40 прогулки – и до свидания, любимый город!

На удивление, ни я, ни Игорь на поезд не опоздали, за рюкзаками простояли всего лишь минут 20, в поезде все оказалось тихо-мирно, и я даже завалилась спать. Ехать-то недолго. Уже в 2 ч ночи мы выходим на свежий воздух. Моцион совершать, знаете ли. Очень полезно. Особенно на станции Бологое. Там воздух особый.... Железнодорожный... 2 ч ожидания в соответствующем зале – и наконец-то наша последняя (!) пересадка в этой поездке: поезд-экспресс, вагон 2-го класса. Смотрим. Убожество то еще. Места по 3 отдельных лицом к лицу, спинки высокие (голову на них не закинешь) и не наклоняются. Офигеть! И так 4,5 ч корячиться... Н-да... Люди, никогда не поддавайтесь на лукавую надпись «вагон 2-го класса»! Как мне удалось уснуть – не известно. Наверное, чудо произошло... Повеселила проводница при посадке. Говорит: «Товар свой весь наверх кладите». Вот. Товар! «В городах концерты давали, с большим успехом!». Это все про нас...

Комментарии
Guest11.03.09, 11:13
Пора раздачи слоников  
Дык, куда отправлять? :-) Бросьте на parusa ГАВ narod.ru адресок. Удачи в наступающем сезоне!
parusa.narod.ru 
Григорий, добрый день! Спасибо, что кинули мою ссылку на сайт! Сайт мне знаком, конечно, но в последнее время редко там бываю - интересно будет почитать свежие рассказы.
Guest08.11.08, 15:46
От нашего стола вашему 
Анна, если не возражаете, уже причитается маленький приз :-) Прицепил ссылку на плавание в парусный конкурс этого года, сюда - http://parusa.narod.ru/go/2008/contest.htm И в список походов тоже. (там коллекция большая, если будете раздумывать куда податься в парусном варианте пригодится). Гриорий, ведущий сайта parusa
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте