республика Башкортостан / Мототуризм | Автотуризм
 

Мотопутешествие в край восходящего солнца

9 - 22 августа 2010 г.
 
Пролог

Пролог 

Приехал как-то летом в гости родственник Марк с Туманного Альбиона. Погостил, культурно покатился по Уральским достопримечательностям. Но под конец потянуло на что-то большее - решили прокатиться на эндуриках по горам.

Выезд , как обычно, оттянули до последнего – завтра Марку улетать домой, мне уезжать на Алтай.

Сборы, инструктаж по особенностям Русского бездорожья, и к обеду выдвигаемся в Уральские леса.

С вершины лысой горы полюбовались видами священного озера Тургояк  и отправились к горе вечных ветров – Ицыл. Дорожка не сложная – к вечеру добрались.  Фотосессия и выдвигаемся домой. Решили возвращаться другой, «коротким» путем – ну не люблю я ездить одними путями J

Как известно короче не значит быстрее – сильно размытые дороги быстро выбили из сил державшегося до этого молодцом Марка.

 Стемнело. Наша прогулочка явно затягивалась.  С устатку Марк, то на подъемах сальто выполнит,  то в глубоких колеях мотоцикл вверх колесами положит. В общем, выбрались мы домой лишь глубокой ночью.

Марк улетел чисто по-английски – не прощаясь J

Вроде бы обычная покатушка, но получившая неожиданное продолжение.

Отойдя дома от впечатлений, Марк на следующий год вновь предложил повторить. В свою очередь я загорелся идеей и наметил маршрутик на пару недель по прекрасному нашему краю с множеством интереснейших мест – Башкортостану.

Итак, состав интернациональной команды: Я – представитель России, Марк – представитель Англии. При этом я практически не говорю по-английски, а он практически не говорит по-русски. Наша техника – это легкие эндуро Honda XR400R и  Suzuki Djebel 250XC. Сузуки был приобретен специально для похода и на момент старта прошел у нас не более 200 км, наезд Марка на эндуро не многим более… В общем поход с изрядной долей авантюризма.

 

День 1. Хочешь жить - умей вертеться.

День 1. Хочешь жить - умей вертеться.

Все вещи вобраны, упакованы – ключ на старт! Но Сузуки проявляет характер – отказывается заводиться, а ведь до этого прекрасно работал!  День искали причину: и свечи, и карбюратор... В итоге диверсант был найден – высоковольтный провод. Новый заказывать некогда – прилаживаем от «жигулей». Жигулевский имеет особенность – короткий свечной колпачок, не закрывающий свечу. Позже это сыграет с нами злую шутку, а пока что все заработало как надо.

И вот все традиционные предстартовые трудности позади – с задержкой в 1 день мы выходим на маршрут

 Погода отличная, настроение на высоте – потихоньку жужжим в направлении чудесного края. «Воротами в Башкортостан» выбираем аппендикс, который с запада вклинивается в Челябинскую область. В районе золотоносной реки Иремель прощаемся с асфальтом – да здравствуют направления!

Марк идет не быстро – сказывается отсутствие опыта, чем изрядно меня раздражает. Хотя зачем куда-то торопиться? Мы же на отдыхе…  кручу головой, разглядываю окрестности, успеваю заскочить на возвышенности и насладиться видами. Все-таки в неспешном передвижении есть своя прелесть – смиряюсь.

Вот как огромный морщинистый змей прополз навстречу нам хребет Нурали. Привет дружище! Но сегодня мы тебе спинку не почешем – силы бережем…

Ныряем в леса и выскакиваем у подножья горы Ауш-Таш. Затяжной подъемчик – и мы на вершине. Увы – сегодня дымка, и видимость никакая. Любуемся чудным озером Ауш-Куль с островом – сердцем, наслаждаемся звенящей утренней тишиной.

И вот крутобокий Ауш-Таш остался за нашими спинами… Вздымая клубы пыли летим далее. Теплый летний воздух упругим потоком бьет в лицо, запахи трав дурманят голову – душа поет!

В Комсомольском пополняем баки и берем курс на главную цель дня сегодняшнего – Большой Иремель. По дороге угощаемся свежим козьим кумысом и о чудо! Марк поехал ощутимо уверенней!  Ай да кумыс!

На Иремель идем нетипичным для этого направления путем - сначала через хребты Аваляк и Ягодный выходим на волшебную деревню Тюлюк, а уж от нее штурмуем Иремель.  Так длиннее, но подъем проще

Как-то незаметно пересекаем хребет Аваляк. Неплохая сначала дорога начинает ухудшатся – то скачем по болотным кочкам, то прыгаем по камням… Периодически с замиранием сердца наблюдал я за пируэтами Марка на камнях… но видно страсть к жизни заставляла его вертеться не по детски, но не падать…  или это кумыс животворящий?

Повеселил один брод на этом направлении. Дно ручья было так ровно и плотно вымощено камнями, что жалко было нарушать эту красоту.

Долго ли коротко ли ехали – выскакиваем на накатанную лесовозку. Тут Марк, видать от радости, что люди уже близко, со всего маху «раскладывается» в большой луже. Потом я еще долго ехал сзади и как завороженный смотрел на струйки воды, стекающие с его сумок…

И вот он – долгожданный Тюлюк. Уже и перекусить не грех – заруливаем в горный приют Роза Ветров. После вкусного ужина, развалившись на диване как два сытых кота, рисуем историческую картину нашего пробега и прибиваем ее на стену. Побывать в волшебной деревне и не окунуться в не менее волшебную горную речку Тюлюк – такого допустить нельзя! Едем на примечательное  место на реке – Ларькину мельницу. Говорят, некогда здесь и в правду была водяная мельница. Прохладная вода прибавила нам сил – и вот мы уже карабкаемся по тропе на Иремель. Тропа твердая и сухая – без особых проблем ее одолеваем. И вот – Батюшка Большой Иремель! «… на склонах его сказки живут, шалые ветры с собою зовут…». С последними лучами солнца ставим лагерь на высокогорном плато. Еще долго я лежу на траве и, уставившись в звездное небо, думаю…  А ведь говорят, что Иремель не пускает к себе плохих людей….   Нас пустил…

День 2. Самокаты.

День 2. Самокаты.

Лагерь наш разбит на плато под самой вершиной  Иремеля – второй по высоте горе южного Урала. С первыми лучами солнца совершаем восхождение на вершину по ее курумным склонам. Красота!

Нагулявшись, собираемся и начинам спуск по тропе в направлении деревни Николаевка.  Тропа твердая, натоптанная.  Жаркая погода высушила почти все заболоченные участки.  Выключив моторы в тишине скользим вниз… Под горой тропа перешла в колею и побежала мимо сенокосных полян, обрамлённых   непроходимой тайгой и суровыми хребтами.

От опустевшей Николаевки (покосы)  прекрасный грейдер ведет на Верхнеаршинский.  В этот поселок мы прибыли не случайно – ищем следы Бывшей Белорецкой узкоколейки. Эта узкоколейная железная дорога петляла по склонам гор самых глухих и труднодоступных мест южного Урала. Говорят, была одной из самых протяженных узкоколеек Советского союза. Дорогу построили  в самом начале 20 века для соединения рудников и заводов, а демонтировали в конце 90 – х.

Ищем дорогу, а находим приют. Хлебосольные местные хозяйки приглашают в гости, кормят вкусным обедом.  Отдохнув возобновляем поиски. Теперь уже местная детвора помогает – провожает на велосипедах. От Верхнеаршинского насыпь узкоколейки разровнена  и  больше напоминает обычную сельскую дорогу.  И так, поезд отправляется. Первая остановка – РУДНИК.   Несколько покосившихся домиков – все, что осталось от некогда большого поселка.  Единственный повстречавшийся местный житель угощает ключевой водой (говорит целебная). Рекомендует съездить на бывшие карьеры рудника.  Дорога не сложная – твердая колея, да мелкий бродик – засуха…

Карьеры действительно оказались живописными – Крутые каменные борта, пляжи с песочком. На поверку песочек оказался жирной субстанцией засасывающей ноги при попытке войти в воду. Но отказать себе в купании в такую жару не смогли.  Кстати карьер имеет охрану, правда стоит она здесь давненько, от чего обросла и вросла в землю по шею.

Возвращаемся на узкоколейку и продолжаем двигаться в сторону поселка Тирлянский. Симпатичное и не сложное направление.

К вечеру достигаем поселка.  Закупаем продукты на ужин под неодобрительные  взгляды продавщицы – мол, пахать на вас надо, а вы тут катаетесь.

От Тирлянского делаем радиалку  к местным скалам – Инзерским зубчаткам. Для этого поднимаемся вдоль реки в направлении кордона Миселя.

Погода опять облегчает путь:  все засадные места высохли, броды – ног не замочить. Но чувствуется – в правильную погоду здесь есть, где повеселиться.

Лагерь  обустраиваем на берегу той же реки. Ужин, запись дневных впечатлений и отбой.

День 3. Поганец.

День 3. Поганец.

С утра купание в реке по щиколотку и в дорогу.  На кордоне Меселя забавные транспорт: телеги, мотоциклы – все с плетеными кузовами.

От кордона  твердая лесная колея ведет к Зубчаткам. У подножия колею сменяет тропа, несколько заваленная бревнышками. 

А вот и сами Зубчатки – словно крепостные стены, замки высятся над тайгой их пики. Впечатляет! И места хорошие для лагеря прямо под скалами.

От души налазившись возвращаемся в Тирлянский через Меселю. Тирлянский – бывший поселок металлургов. Некогда здесь стоял железоделательный завод.  Сейчас на месте завода лишь пустырь, а о былом величии напоминает огромный вросший в землю маховик – символ поселка. Говорят, его не смогли распилить на металлолом – инструмент не взял!

На окраине пополняем запасы молочка. А пока нам его несут – отдыхаем в тени. Вдруг вижу - что-то стекает по заднему колесу…   Масло?  Беру, принюхиваюсь – нет не масло , и только потом замечаю котенка, ну реально улыбающегося. Паршивец J

От Тирлянского упорно продолжаем двигаться по насыпи, но состояние ее таково, что приходится ретироваться на  параллельные автодороги.

От поселка Шушпа насыпь опять приобретает цивильный вид. Да еще и идет живописным берегом главной реки Башкортостана – Белой.

От поселка Катайка вновь покидаем железку – на этот раз будем восходить на гору Ялангас. Лесная колея несет нас к поселку Отнурок.  А как здесь свежо – только что прошел долгожданный дождик и природа ожила – буйство ароматов. Просто отдушина после пыльного дня.

От Отнурка через длинные поляны колея идет к подножию. Здесь совершили ошибку -  побрезговали набрать воды в мутной реке Нура. Колея корабкается все выше, а воды все нет – все ручьи пересохли. От возвращения спас случай – повстречались конные туристы уже спускающиеся с горы – поделились водой.

Взлетев, лагерь ставим на отличной полянке прямо под вершиной. А закатом любуемся сбегав по крутой тропке на макушку.

День 4.

День 5.

День 6.

День 7.

День 8.

День 9.

День 10.

День 11.

День 13.

День 13.


Комментарии
О Маршруте