Художественная галерея и экскурсия по Смоленску.
День 4-й, Суббота, 04 января 2025
года. Художественная галерея и экскурсия по Смоленску.
Коммунистическая улица. Сад Блонье. Памятник Глинке. Художественная
галерея. Три портрета княгини Тенишевой. Улица Маяковского. «Ангара и Енисей».
Музей Сергея Коненкова. «Виноградари». Памятник Владимиру Куриленко. Памятник
князю Владимиру Святому. Набережная Днепра. Церковь Михаила Архангела.
Вознесенский собор. Гастрокафе «Mojno».
Завтрак мы
вчера на 10–00 забронировали, потому что спешить некуда было. Поздравив
свояченицу с Днем рождения и вручив ей конверт, в столовую спустились. Накануне
я (как обычно) английский завтрак, версия № 1, заказал, но теперь в нем меня не
только квашенная капуста смущала, но и сосиски. К яичнице претензий не имелось.
Миновав
подворотню, на улицу вышли и такси вызвали. Художественная галерея на
Коммунистической улице, напротив сада Блонье, находилась. Доехали туда за 173
рубля и, отдав 200, в сад прогуляться пошли – хотелось на него при дневном
свете взглянуть. Похолодало и снег пошел.
Коммунистическая
из двух улиц сложилась: Большой Дворянской и Кадетской. В советское время улицу
сперва Пролетарской назвали, а уже после она нынешнее свои наименование
получила.
Тут же в
саду кафе «Русский двор» находилось, куда мы и зашли, рассчитывая кофе выпить.
Однако в
кафе слишком много народа оказалось, а в очереди стоять не хотелось, поэтому мы
в сад вернулись.
Возле
памятника Глинке действительно музыка композитора звучала.
Осмотрев
памятник, к Художественной галерее пошли. Построена она была в 1879 году для
реального училища, названного в 1880 году Александровским в честь 25-летия
правления Александра II.
Классические
гимназии давали гуманитарное образование, в основу которого было положено
преподавание древних («классических») языков - латинского и греческого. В
реальных училищах увеличивался объём преподавания математики и естествознания
за счёт сокращения часов на гуманитарные предметы. Александровское училище
шестиклассным было.
Похожее на
дворец здание (в котором галерея с 2011 года находится) одним из самых красивых
в Смоленске считается. Особой достопримечательностью является почти полностью
сохранившаяся чугунная трехмаршевая парадная лестница с ажурными элементами.
Билет в галерею
для пенсионеров 350 рублей стоил. Нам повезло: в 11–30 экскурсия по галерее
начиналась, мы как раз на нее попали.
В холле
галереи нас встречала бронзовая статуя графа Никиты Ивановича Панина работы
Марка Антокольского (1878). Панин участвовал в дворцовых переворотах, приведших
к власти сначала Елизавету Петровну, а потом и Екатерину II, был воспитателем будущего императора Павла I и (одно время) главой внешней политики России.
Тут же рядом
мраморная женская статуя находилась.
Гид нас на
второй этаж подняться пригласила, где мы в залы древнерусского искусства
попали.
-Все иконы,
здесь представленные, из коллекции княгини Марии Клавдиевны Тенишевой,
-сообщила гид.- Еще до революции, в 1911 году, княгиня Смоленску эту коллекцию
подарила. Икона в России как единственная форма живописи вплоть до 18-го века
существовала. Рассмотрим самые интересные иконы.
-Во-первых,
это «Одигитрия Смоленская», один из списков (начало 17-го века) знаменитой
византийской иконы. Богоматерь держит на одной руке Христа, другой рукой нежно
на него указывает, как бы призывая за ним следовать. «Одигитрия» в переводе с
греческого «путеводительница» означает. Она путь духовного возрождения человека
указывает.
-Младенец в
одной руке свиток (символ Священного писания) держит, а другой рукой
благословляет. На заднем плане иконы изображены архангелы Михаил и Гавриил,
причем Михаил рукой нимба Божией Матери касается.
-Это работа
московской иконописной школы, но у нас представлены и иконы других иконописных
школ – например, новгородской. Перед нами две большие ростовые иконы 16-го века,
единое целое составляющие – архангелы Михаил и Гавриил. Михаил среди архангелов
– самый главный, а Гавриил Благую весть несет. Отличительная особенность
новгородской школы – четкие рисунок, контрастные цвета, яркая праздничная
палитра, приятная для глаз.
- Ряд
представленных икон можно определить понятием «северные письма». Этот термин
объединяет своеобразное по стилю искусство иконописи различных художественных
центров и областей Севера. Так, Обонежье представляет редкая икона «Огненное
восхождение пророка Илии» (конец 16-го – начало 17-го веков), сюжеты которой
навеяны библейскими текстами о ветхозаветном пророке Илье. Первый сюжет: пророк
Илия сидит на стуле и размышляет о чем-то, рядом с ним кувшин с водой стоит, вороны
ему пищу приносят. Второй сюжет: Илия спит, во сне ему ангел является и
сообщает, что земной путь пророка завершен. Третья сцена (ключевая, поэтому она
по размеру больше): восхождение пророка Илии на огненной колеснице, там его
Иисус ожидает, а архангел сопровождает. Внизу любимый ученик пророка за его
одежду хватается в надежде удержать учителя.
«Архангел
Михаил», Северные письма, 17 век
-Собрание
резных икон также напрямую связано с коллекцией Марии Клавдиевны Тенишевой.
-Традиционно
считается, что объемные изображения святых не характерны для русской культуры.
На разных исторических этапах в православной резьбе видели то пережитки
языческих верований, то католическое влияние. Несмотря на официальное
неприятие, рельефные моленные иконы и церковные скульптуры продолжали изготовляться
резчиками по всей России.
«Святой
Николай Можайский», 2-я половина 17-го века
«Давид-Псалмопевец»,
18 век
-Среди
подлинных шедевров псковской живописной школы – икона 15-го века «Спас
Нерукотворный». Это самая древняя икона в коллекции музея. Образ Нерукотворного
лика был очень распространенным и почитаемым на Руси с древних времен. В основу
положено предание о том, что сам Спаситель послал убрус (полотенце) со своим
чудесно запечатленным ликом эдесскому царю Авгарю, страдавшему неизлечимой болезнью
и исцелившемуся после прикосновения к чудотворному образу.
-По другому
преданию благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в крестном пути
на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и
пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники»,
хранится в соборе св. Петра в Риме.
-Спас
изображен на убрусе, который держат два ангела. Лик Христа преисполнен чувства
всепрощающей, спасительной любви и готовности принести себя в жертву. Иисус
изображается смотрящим на зрителя. Его глаза светятся мудростью и любовью. От
него веет строгим вдумчивым покоем, призывом к высокой вере.
Царские
врата, 16 век, Новгородская школа
«Сошествие
Святого Духа», 16 век, Новгород
«Вход в
Иерусалим», 16 век
-16-й век
привнес в икону повествовательность, желание рассказать о событиях из жизни
Христа в яркой, жизнеутверждающей форме. Примером служит новгородская икона, рассказывающая
о чудесном воскрешении Лазаря. Христос через четыре дня после смерти воскресил
усопшего праведника. Свидетелями чуда стали апостолы и сестры Лазаря.
Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция
строится на сочетании крупных форм и ярких локальных цветовых пятен.
«Борис и
Глеб», конец 17 века
«Спас на
престоле», начало 16 века
«Рождество
Христово», конец 17 века
-Сильно
влияние народного искусства в иконе «Чудо о Флоре и Лавре». По мнению ряда исследователей,
данная иконография – архангел Михаил вручает братьям Флору и Лавру поводья
коней, оседланных для битвы – бытовала только на Руси, особенно в этом регионе.
«Чудо о
Флоре и Лавре», Новгородская школа, 16 век
«Богоматерь
Семистрельная», Униатская школа, 18 век
«Николай
Чудотворец», 16 век
«Дмитрий
Солунский», 17 век
«Богоматерь
Федоровская», 1703 год
«София –
премудрость Божия», Московская школа, начало 17-го века
«Никита
Воин», Прокопий Чирин, начало 17-го века
Складень пятнадцатистворчатый,
17 век
«Плоды
смерти Христовой», конец 18-го -начало 19-го века
-С воцарением
Петра I ситуация (в том числе и в искусстве) кардинально
изменилась. По его приглашению в Россию множество немцев, итальянцев и
французов приезжало, они опытом своим делиться стали и мастер-классы проводить.
Самым популярным видом живописи портрет стал.
Портрет
Неизвестной в светло-сером платье, Федор Степанович Рокотов, 1770-е годы
Портрет
гетмана, Неизвестный художник,2-я половина 18-го века
-Перед нами
портрет дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны.
Неизвестный художник 18-го века парадный портрет императрицы написал. Не
красавица, но на голове – малая императорская корона, через плечо – лента
ордена Андрея Первозванного. Портрет прежде всего статус изображенной женщины
подчеркивает.
-Портрет
Павла I. Павел здесь очень юн, несмотря на
это во взгляде его собственная значимость чувствуется. Автор портрета Жан-Луи
Вуаль почти на своей родине (Франции) не известен, он всю жизнь в
Санкт-Петербурге проработал.
-Рядом парадный
портрет супруги Павла Марии Федоровны работы Александра Рослина. Обратите
внимание на прическу тогда еще великой княгини – в основе ее металлический
каркас, который призван был фиксировать эту прическу изнутри, делать ее более
остойчивой. От дамы большие усилия требовались, чтобы при такой на голове
конструкции вести себя уверенно и достойно.
-Медальоны
Федора Петровича Толстого «Битва при Фер-Шампенуазе» и «Освобождение
Амстердама» принадлежат к знаменитой серии из 21 барельефа в духе классицизма,
посвященной событиям Отечественной войны 1812 года и Заграничным походам
русской армии 1813-1814 годов.
-Мраморный
бюст Ивана Васильевича Панина, отца Никиты Ивановича, работы Ивана Мартоса.
Дата смерти Ивана Васильевича в Википедии (1836 год) судя по надписи на бюсте,
неверна.
-Был женат
на племяннице князя Меншикова. Похоронен вместе с женой и дочерью на кладбище
Алексеевского девичьего монастыря, который позднее переведен был в Красное
Село, а на месте монастыря храм Христа Спасителя возвели.
Портрет
князя Адама Чарторыйского, Степан Щукин, 1808 год
-В галерее
работы художников-самоучек представлены. Взгляните на семейный портрет
Щокотовых: на нем пропорции нарушены и лица плоские. Зато очень тщательно
написаны аксессуары и драгоценности.
-Тем не
менее, такие картины были весьма востребованы, на них большой спрос был, так
как они дешевле стоили.
Соколиная
охота, Николай Сверчков, 1863 год
-В середине 19-го
века Императорская Академия художеств оставалась центром художественной жизни.
В ней учились и преподавали мастера, прославившие русское искусство. В их числе
яркий представитель романтического маринистического пейзажа, выпускник Академии
художеств Иван Константинович Айвазовский. Написанное по всем правилам
академической живописи полотно «Лунная ночь на берегу моря» и совершенно не
характерный для мариниста Айвазовского сухопутный пейзаж «Зимний обоз в пути»,
вошедший в живописную серию «Богатства России», – настоящие жемчужины собрания.
Успех последней картины на парижской выставке принёс её автору французский
орден Почётного Легиона. Оба полотна поступили в музей из коллекции княгини
Марии Клавдиевны Тенишевой.
«Лунная ночь
на берегу моря», Иван Константинович Айвазовский, 1852 год
«Зимний обоз
в пути», Иван Константинович Айвазовский, 1857 год
-Все картины
Айвазовский писал по памяти в своей мастерской. За свою жизнь художник более
6000 картин написал. Этот зимний пейзаж Айвазовский во Франции написал.
-Тенденции
романтического пейзажа отчетливо видны в работе Архипа Ивановича Куинджи «Исаакиевский
собор при луне» (1869 год). Это одна из ранних работ мастера, она несет в себе
черты идеализированного восприятия природы. Интересно и само событие, ставшее
темой этой картины – наводнение в Петербурге. В основе своей драматическое и
даже трагическое явление становится поэтическим в изображении художника.
«Золотой
Рог, Босфор», Лагорио Лев Феликсович, 1883
«Мужской
портрет», Неизвестный художник, 2-я половина 19-го века, бронза
-Наряду с
академическими художниками в 19-м веке появились художники-передвижники, то
есть реалисты. Одним из самых известных художников-реалистов был Валентин
Серов. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898 год) его работы.
«Сосновый
лес», Иван Иванович Шишкин, 2-я половина 19-го века
«Прощание
казака с казачкой», Евгений Александрович Лансере, 1878 год
«Видения
одолели» («Утренние видения»), Илья Ефимович Репин, 1896 год
«Всадник в
вооружении», Василий Иванович Суриков
«Старые
ворота», Исаак Ильич Левитан, 1890-е годы
-Портрет
Марии Клавдиевны Тенишевой (1896 год) кисти Ильи Репина. Она очень с художником
дружила. И вот однажды Илья Репин предложил ее портрет написать. На портрете
княгиня в строгом черном платье изображена, на шее – любимое украшение, правая
рука на нотах лежит, подчеркивая отношение Тенишевой к музыке.
-Портрет
княгине не понравился, и она даже с художником повздорила, утверждая, что на
портрете другая женщина изображена.
-Третий
портрет княгини Тенишевой (1899 год) работы Константина Коровина, любившего в
манере импрессионизма писать. Его иногда даже «русским французом» за это
называли. Эта картина в один присест написана была, за несколько часов. Слово
«импрессионизм» в переводе «впечатление» означает.
-Это скорее
впечатление от натуры, а не портрет в привычном понимании. В облике Тенишевой –
настроение летнего дня, прозрачность воздуха, сочность зелени.
-Рядом –
другие работы Константина Коровина.
«Аул»,
Константин Алексеевич Коровин
«Костер»,
Константин Алексеевич Коровин, 1918
На стенах –
картины известных русских художников.
«Дети на
изгороди», Николай Петрович Богданов-Бельский
«В
мастерской художника», Борис Михайлович Кустодиев, 1896
-Творчество
Николая Константиновича Рериха - явление исключительное в истории русского и
мирового искусства. Имя Рериха самым тесным образом связано со Смоленском и с
художественным центром в Талашкине. Он много ездил по России, бывал в соборах,
монастырях и написал целую серию архитектурных пейзажей, таких, как «Псковский
погост».
«Псковский
погост», Николай Константинович Рерих, 1904
«Помин о
четырех королях», Николай Константинович Рерих, 1911
Яркой
фигурой на рубеже 19-20-го веков был Игорь Эммануилович Грабарь – художник,
искусствовед, критик, реставратор, архитектор. Его называли последним из
пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой
художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Уголок усадьбы
приобрел в его пейзаже совершенно новый облик, наполнившись задушевностью и
теплотой.
«Уголок
усадьбы», Игорь Эммануилович Грабарь, 1901
-Александр
Бенуа – вдохновитель и теоретик мирискусников – призывал во всем искать красоту
и писать ее. Бенуа создал целую серию, посвященную Версалю. Так, «Прогулка
короля» удивляет изяществом, изысканностью формы и колорита. Переливы
жемчужного цвета, причудливые изломы тонких ветвей создают чарующий,
таинственный мир. Имя Александра Бенуа часто упоминается в связи с
деятельностью Тенишевой. Он подбирал и покупал для нее произведения молодых
художников, помогал в составлении каталога ее коллекции.
«Прогулка
короля», Александр Николаевич Бенуа, 1897
-Богатое
живописное наследие оставил Исаак Израилевич Бродский. Одаренный художник
быстро определился в искусстве. В многочисленных картинах (преимущественно
пейзажных) он с известной манерностью использовал некоторые приемы и мотивы
живописи старых мастеров, осторожно внося в них элементы модернизма и
символистской фантастики. Бродский привлекает зрителя своим особым поэтическим
мироощущением.
«Илюша»,
Исаак Израилевич Бродский, 1907
«У озера»,
Исаак Израилевич Бродский, 1911
-Свой
неповторимый путь в искусстве был у Михаила Врубеля. Он представлен
керамической скульптурной работой «Весна», навеянной оперой Н. А. Римского-Корсакова
«Снегурочка». В облике сказочной Весны угадываются портретные черты жены
художника Надежды Ивановны Забелы-Врубель. Художник создает скульптуру, понимая
материал как цветной камень, а не как глиняный фон для росписи красками.
«Весна»,
Михаил Александрович Врубель, 1899–1900 годы. Майолика, цветная глазурь,
восстановительный обжиг.
-На рубеже
19-20-го веков такое необычное направление, как авангард появилось. Триумф
русского авангарда немыслим без участия женщин. Обратите внимание на картину
Натальи Гончаровой. Это не просто картина, а портрет ветхозаветного пророка
Иезекиля, которому знание в виде свитков дано было. Эти свитки пророк съесть
должен был, чтобы все знания в себя впитать.
-В правом
нижнем углу картины череп изображен. В русской живописи (в отличие от
западноевропейской) изображения черепа очень редко встречаются. Череп – символ
того, что все проходит, все заканчивается рано или поздно. Идол в центре
картины – символ идолопоклонства. Для того, чтобы человек к Богу пришел, он
должен свергнуть всех идолов.
«Натюрморт
(Свертки)», Наталья Сергеевна Гончарова, 1910–1911
-Наталья
Гончарова черпала вдохновение в русской иконе, народных лубочных картинках, в
языческих идолах, каменных «бабах». Особенностью ее живописи был постоянный
эксперимент и смена стилистических предпочтений. Как заметила Марина Цветаева,
Наталья Гончарова работает «всегда, везде и во всех областях живописи».
-Художники
авангарда умели писать картины классически, но сознательно делать это не стали.
Возможно потому, что искусство фотографии к тому моменту довольно значительных
высот достигло. И какой смысл заменять фотографию картиной?
«Автопортрет»,
Сергей Васильевич Малютин, 1922
-Выставка
«Бубновый валет» 1911 года положила начало весьма скандальному направлению в
русском искусстве. Молодых художников: Роберта Фалька, Аристарха Лентулова,
Петра Кончаловского, Илью Машкова, Александра Куприна, Василия Рождественского
– не устраивала вся отечественная живописная система.
«Азия.
Женщина в парандже», Рождественский Василий Васильевич, 1926
«Магнолии»,
Булычев Александр Павлович, 1930
«Мост»,
Куприн Александр Васильевич,1918
-Все, что
изображает Илья Машков, он превращает в яркую нарядную композицию. Его густые и
плотные краски звучат с необыкновенной силой, а психологическая характеристика
модели в «Женском портрете» заменяется эмоциональной, «живописной». Машкову,
набравшемуся жизненного опыта, работая в лавках у торговцев, «бубнововалетская»
эстетика вывесок и городского наивного искусства особенно близка.
«Женский
портрет», Илья Иванович Машков, 1912–1914
-Такое же
наслаждение от разноцветности мира получает и Аристарх Лентулов в своем
«Городском пейзаже», которому присущи экспрессивная звучность цвета и
декоративность. Художник писал угловатыми пятнами насыщенного цвета, добиваясь
выразительности и свежести формы.
«Городской
пейзаж», Аристарх Васильевич Лентулов, 1918
-Петр
Кончаловский, один из основателей, а позднее и председатель «Бубнового валета»,
был создан для живописи, ощущал мир живописно – как пиршество красок – и едва
ли не олицетворял собой само это искусство. У этого художника – особый способ
динамизации изображения – использование активного, свободного мазка, подвижной
кисти, которой он «лепит» свою модель. Этот прием помогает создать образ
энергичного и уверенного в себе человека в «Портрете адвоката Бориса Брауна»
(1918 год).
«Хлебы»,
Петр Петрович Кончаловский, 1929 год
-Авангард
очень и очень разный. Кончаловский – один авангард, Стефанский – совсем другой.
В рамках авангарда множество ответвлений.
«Фонари
зажигаются», Стефанский Чеслав Казимирович
-Молодые
мастера были склонны к эпатажу, так Роберт Фальк провоцирует публику уже одним
названием своей картины – «Пейзаж со свиньями». Он использует некоторые приемы «вывесочного»
примитива. В лубочной манере с добродушной усмешкой написаны цветные мазанки
провинциальной улицы, фигура человека, стадо свиней.
«Пейзаж со
свиньями», Роберт Рафаилович Фальк, 1912
«Портрет
молодого мужчины», Роберт Рафаилович Фальк, 1930
«Сосны»,
Нивинский Игнатий Игнатьевич, 1918
«Филадельфия»,
Дейнека Александр Александрович, 1930-е
-Мы о
русской живописи поговорили, давайте на третий этаж поднимемся, в залы
западноевропейского искусства.
Искусство
Италии 15-18-х веков
-Итальянская
живопись представляет собой наиболее ценную часть собрания западноевропейского
искусства. Основа коллекции – произведения, попавшие в музей из многочисленных
национализированных имений Смоленской губернии. Немало экспонатов поступило из
Государственного музейного фонда и Государственного музея изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина в 1920-1930-х годах.
«Портрет
Козимо Медичи», Аньоло Бронзино (?), 1503–1572, Флорентийская школа
«Юдифь с
головой Олоферна», Джованни Антонио Пеллегрини (?), 1675–1741, Венецианская
школа
«Святая
Маргарита», Бернардо Строцци (Иль Прете Дженовезе), около 1630 года, Генуэзская
школа
«Рождество
Христово», Итальянский художник
«Персей с
головой Медузы», Бенвенуто Челлини, 1500–1571, Копия 19-го века
«Принесение
во храм», Лука Джордано (?), 1632–1705, Неаполитанская школа
«Натюрморт с
мандолиной и фруктами», Итальянский художник, 1714
Нидерландское
искусство 15-18-х веков
-На рубеже 15-16-го
веков возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии, и
Ренессанс стал более широким понятием. Представление об искусстве Северного
Возрождения дает ряд произведений нидерландской живописи 15-16-го веков.
Нидерландами в 15-м веке называли земли у берегов Северного моря (ныне
Голландия и Бельгия). Богатые области, объединенные под властью бургундских
герцогов, первенствовали среди европейских стран в экономике и культуре.
-Рост
городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к
повседневной деятельности. Обыденные жизненные явления окружались благоговейным
почитанием и ореолом святости. Нидерландские художники буквально обожествляли
каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и
во всем этом видели прекрасное.
-Во всех
слоях общества усилилось стремление к украшению и опоэтизированию окружающего.
Продолжатели традиций итальянских мастеров умели вдумчиво и не торопясь
созерцать окружающую среду, утверждая ценность обыденных предметов, простых
вещей и явлений. Коллекция нидерландской живописи эпохи Возрождения в собрании
музея невелика, но содержит ряд интересных работ.
-Художники
Северного Возрождения переносят религиозную картину в реальный, привычный для
человека 16-го века мир. Например, в городской пейзаж, как в алтарных створках
работы неизвестного художника.
Нидерландский
художник 1-й четверти 16-го века, Две створки алтаря, Четыре евангельских
сюжета
-В
нидерландской живописи 16-го века сохранялся символизм мышления, идущий от готики
и средневековой культуры. Так, символикой проникнут каждый предмет в работе «Святой
Иероним в келье». Лицо святого, каждая деталь композиции напоминает о бренности
бытия: череп и погасшая свеча на столе, часы, ножницы... Картина время беречь призывает,
которое столь скоротечно. Иероним – один из самым популярных Отцов Церкви,
покровитель ученых и студентов, образованнейший человек своего времени,
сумевший перевести Святое Писание на латинский язык. Картину недавно
отреставрировали, поэтому она своей цветовой гаммой выделяется.
Св. Иероним
в келье, Неизвестный художник 16-го века
-В ходе
буржуазной революции 16-го века произошло разделение Нидерландов на Южные и
Северные провинции. Земли юга Нидерландов вошли в состав государства,
получившего название Фландрия. К 17-му веку окончательно разделилась на
фламандскую и голландскую и единая нидерландская школа живописи.
«Женский
портрет», Иеронимус ван Кессель, 1620
«Групповой
портрет», Гиллис ван Тильборх, около 1625–1678
-Фламандское
искусство 17-го века отличает жизнеутверждающий, полнокровный характер,
достоверная передача вещественности, будь то фактура тканей или живая плоть.
Основным заказчиком оставалась католическая церковь, а наиболее
распространенным видом крупного живописного произведения была композиция,
помещавшаяся над алтарем.
-К подобному
типу алтарной картины можно отнести работу «Поклонение волхвов» неизвестного
фламандского художника. Картина пронизана любовью к жизни: Мадонна – цветущая
земная женщина, похожая на простую фламандку. Маленький Христос – здоровый,
пухлый ребенок. В барочном понимании композиции, изображении здорового тела и
дорогих тканей чувствуется влияние Рубенса.
«Поклонение
волхвов», Неизвестный художник 17-го века
-Сюжет
«Поклонение волхвов» очень популярным в западноевропейской живописи был,
популярнее даже, чем Рождество Христово. Пришедших приветствовать Рождение
Христа (как считается) примерно 80 человек было, но в сюжете этом троих
оставить решили. Трое волхвов на картине – люди разных национальностей и
возрастов, т. е. Бог к каждому приходит, независимо от возраста и расы, для
Бога самое главное – сердце человека.
-Конечно,
волхвы не с пустыми руками пришли, а с золотом, ладаном и смирной. Золото
Младенцу как царю принесли, ладан как Первосвященнику, смирну – как дар тому,
кто должен умереть. Младенец благословляет волхва, за спиной Марии мы Иосифа
Обручника видим.
-Во 2-й
половине 16-го – начале 17-го века из религиозной картины выделились жанры
портрета, пейзажа и натюрморта. Распространению натюрморта способствовал
интерес искусства к быту и частной жизни человека. Одним из блестящих мастеров
фламандского натюрморта являлся Гаспар Петер Вербрюгген, прекрасно изображавший
цветы и плоды. Натюрморт Вербрюггена отличается яркой декоративностью и
иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение различных цветов, красота и
разнообразие их форм и расцветки занимали фламандцев 17-го столетия не меньше,
чем их символика.
«Натюрморт с
цветами», Гаспар Петер Вербрюгген Младший (?) 1664–1730
«Цветы в
стакане», Неизвестный художник конца 16-го – начала 17-го века. Круг Яна
Брейгеля Старшего
-Среди
поздних фламандских художников наиболее известным был Давид Тенирс Младший.
«Картинная галерея в Брюсселе» – один из многочисленных вариантов изображения
Эрцгерцога Леопольда Вильгельма со своей живописной коллекцией.
«Картинная
галерея в Брюсселе», Давид Тенирс Младший (?), около 1650 года
-Обратите
внимание на картину, изображающую семейный обед. Вся семья собралась за столом:
глава семейства, его жена и дети. Между сидящими за столом определенная
уважительная дистанция соблюдается. Такие картины на заказ писались.
«Обед в
крестьянской семье», Мартин ван Клеве Младший (?), 1556 -после 1604
«Встреча
Исава с Иаковом», Мартин ван Клеве Старший (?), 1527-1581
-17-й век
стал для Северной Европы поистине «золотым веком» искусства.
Голландское
искусство 17-18-х веков
-Коллекция
голландской живописи занимает особое место в собрании Смоленского
государственного музея-заповедника. В ряду многочисленных произведений
западноевропейского искусства – это самый цельный раздел. Он сформировался в
1920-е годы, а основу составили поступления из национализированных дворянских
имений.
-Стены зала
голландского искусства в голубой цвет выкрашены, подчеркивая, что здесь
северное искусство представлено.
-Искусство
Голландии логично выросло в искусстве Нидерландов 15-х-16- веков, когда они единым
государством были. С 17-го века прошло государственное и художественное
разграничение, что побудило формирование двух национальных художественных школ,
единых по происхождению, но разных по признакам: фламандская и голландская.
-В истории
Голландии 17-й век был временем мощного подъема экономической, политической и
культурной жизни страны. В Голландской республике получили широкое
распространение естественные и гуманитарные науки, литература и книгопечатание,
но самым значительным и ярким из того, что было создано в «золотой век», была
живопись.
-В этой
небольшой стране, добившейся после долгих войн с Испанией самостоятельности и
независимости, искусство обрело прочную реалистическую основу. Здесь впервые в
истории мирового искусства реальная действительность стала неисчерпаемым
источником творческого вдохновения, начальной и конечной точкой художественного
замысла.
-После освобождения
северных нидерландских провинций из-под власти испанского короля и опеки
католической церкви художники стали работать на широкий круг «потребителей».
Картины вошли в быт, став предметом обстановки бюргерских домов. В голландской
живописи этого времени завершилось сложение разветвленной системы жанров,
которое началось еще в эпоху Возрождения. Господствующими жанрами становятся
портрет, пейзаж, натюрморт и бытовая картина.
-Главным
заказчиком и ценителем искусства стал бюргер, для которого важнее всего были
«правда жизни» и добротность исполнения. Деловой человек в портрете работы
Николаса Элиаса Пикеноя полон самоуверенности, достоинства и гордости. Держа в
руке лимон, торговец фруктами намеренно указывает на род своих занятий. Лимоны
в те времена только начали в Европу из азиатских стран поступать и страшно
дороги были. Воротник-жабо на мужчине выделяется, мода на такие воротники в
Голландию из Испании пришла. В руках мужчины перчатки – обязательный аксессуар
в те времена, когда с гигиеной не все в порядке было.
«Мужской
портрет», Николас Элиас (прозванный Пикеной) (?), 1591–1565
-В число
наиболее талантливых портретистов первой половины 17-го века Михель ван
Миревельт входил. Художник основал огромную мастерскую и школу портретной
живописи в Дельфте, где работал со своими сыновьями и многочисленными
учениками. Результатом совместной работы стал «Женский портрет», в котором сам
Миревельт писал скорее всего лицо и руки, а ученики – одежду, аксессуары и фон.
«Женский
портрет», Михель ван Миревельт (?), 1567–1641
-Перед нами,
несомненно, портрет аристократки: богатая одежда и правильные черты лица.
Выразительный взгляд и очаровательная ямочка на подбородке – все это девушку
еще более обворожительной делает. Золотая цепь не только функцию украшения
выполняла, на конце ее крепился флакончик с ароматизаторами и благовониями,
который женщина перед собой носила, потому что вокруг все пованивало. Сейчас
это странно бы выглядело, а тогда вполне актуально было.
-Небывалый
расцвет переживает жанр натюрморта, пройдя путь от скромных «завтраков» к
роскошным «десертам». Натюрморт Симона Луттихейса относится к типичным
произведениям зрелых лет художника, когда он в совершенстве владел всеми
средствами художественной выразительности. На бархатной скатерти небрежно
расставлены дорогие предметы и разложены изысканные угощения – такое изобилие и
роскошь были чертой всех голландских «десертов». Сосуд на столе для подогрева
вина предназначен.
«Натюрморт.
Десерт», Симон Луттихейс, после 1640 года
-У нас в
музее копия этого натюрморта, специально для слабовидящих людей сделанная,
представлена.
-Когда
голландцы страну свою у испанцев отвоевали, широкую популярность жанр пейзажа
получил – в нем голландцы любовь к своей северной Родине проявляли. Большим
поклонником таких работ Петр I был.
«Зимний
пейзаж», Ян Асселейн, 1634
-У Яна
Асселейна проблемы со здоровьем проблемы были: одна его рука полностью
парализована была, из-за чего его Крабом прозвали.
-Менее
популярным в Голландии в силу конфессиональной принадлежности был религиозный
жанр. В творчестве живописцев, испытавших влияние Рембрандта, религиозные
сюжеты оставались ведущими темами, как, к примеру, в монументальном полотне с
изображением Иоанна Богослова.
«Святой
Иоанн Богослов», Якоб Адрианс Баккер,1630-е
-Напоминаю,
что апостол и евангелист Иоанн Богослов «Евангелие от Иоанна» и «Откровение
Иоанна Богослова» («Апокалипсис»), в «Новый Завет» вошедшие, написал.
-Многие,
глядя на эту картину, замечают, что на холсте женщина на самом деле изображена.
Дело в том, что холст этот несколько раз использовался и на нем со временем
первоначальное изображение выступило.
-Период
расцвета голландской живописи был сравнительно непродолжительным – всего одно
столетие, точно так же, как и экономическая роль страны среди других
европейских государств. Но никакая другая нация не смогла так полно выразить
себя в искусстве как голландцы.
Искусство Испании
17-го века
-Коллекция
испанского искусства в галерее невелика – всего несколько полотен. Все, кто в
зал заходят сразу внимание на два этих роскошных портрета аристократов внимание
обращают.
«Женский
портрет», Испанский художник начала 17-го века
«Мужской
портрет», Испанский художник начала 17-го века
-Для
испанцев, так же, как и для голландцев, «золотым веком» искусства 17-й век был.
Это парные картины и написаны они одним и тем же художником, но сведения о нем
утрачены.
-Одежда
девушки – сложносочиненная. На нее проволочный каркас надевали, на каркас –
несколько платьев. Все это сооружение настолько тяжелым было, что причиной
ранней смертности частенько оказывалось.
-Испанка на
портрете – вылитый Александр Пушкин, -шепнул я жене.
-Сейчас я
вас с двумя картинами из коллекции княгини Тенишевой познакомлю, -сообщила гид.
«Площадь
Конституции в Севилье», Жак Гио, 1861
-Севилья в
Испании находится, но картину француз писал, поэтому она во французском зале
находится.
-Вторая
картина – «Купание лошадей». Лошади во французском искусстве второй половины
19-го века весьма популярны были.
«Купание
лошадей», Жюль Жак Вейрасса, 1828–1895
«Портрет
Анны Каролины Пац-Малаховской», Жан-Батист Жозеф Викар, 1820
«Кораблекрушение»,
Клод Жозеф Верне, середина 18-го века
-Давайте в
зал немецкого искусства пройдем и на этом экскурсию нашу завершим.
-Коллекция
немецкой живописи начала складываться в 1920-х годах. После революции основная
масса картин, находившихся в дворянских усадьбах и особняках, стала поступать
сначала в уездные музеи, а затем в губернскую картинную галерею.
«Натюрморт с
петухом и фруктами», Немецкий художник 17-го века
-История о
человеке по имени Цимон - старике, который ожидал казни в тюрьме и поэтому был
оставлен умирать от голода, Валерием Максимом рассказана. Тюремщик разрешил его
дочери Перо навестить отца, и из сострадания она накормила его своим молоком.
Это так впечатлило официальных лиц, что старика помиловали.
«Отцелюбие
римлянки», Иоганн Карл Лотт, 1632–1698
-Сюжет этот
многими художниками использовался, аналогичная картина Рубенса в
Государственном Эрмитаже выставлена.
-В
экспозиции также представлен немецкий фарфор 18-го– начала 20-го веков,
созданный на известных заводах Саксонии и Тюрингии, таких как Мейсенская
мануфактура, фарфоровая мануфактура Карла Тиме и других. Безусловный интерес
вызывают предметы, произведенные на Венской Императорской фарфоровой
мануфактуре – второй по значимости после Мейсенской.
Тарелка с
изображением Екатерины II, Венская
фарфоровая мануфактура, 1801-1810-е
Экскурсия
полтора часа длилась и гида мы в конце ее поблагодарили.
После чего
еще полчаса в галерее провели, осматривая то, что в программу экскурсии не
вошло. Весьма интересные картины на глаза попадались.
«Старатели
пишут письмо творцу Конституции И. В. Сталину», Василий Николаевич Яковлев, 1936
«С.К.
Орджоникидзе осматривает модель нового самолета», Петр Дмитриевич Покаржевский,
1937
«Детвора»,
Алексей Петрович Ткачев, 1959
«Колокольчики»,
Федор Васильевич Антонов, 1961
«Село
Большая Пысса. Весна», Владимир Федорович Стожаров, 1971
«Мои»,
Вячеслав Федорович Самарин, 1975
«Прогулка»,
Владимир Васильевич Ельчанинов, 1976
«Свет
заходящего солнца», Алексей Михайлович Грицай, 1977
«Грачи»,
Андрей Андреевич Мыльников, 1979
Лично у меня
впечатление сложилось, что Художественная галерея в Смоленске – полноценный
музей и посещение ее при пребывании в Смоленске не то, чтобы обязательно, но
весьма желательно. Один из самых интересных объектов в городе.
Сами местные
жители (таксисты, по крайней мере) искренне Смоленск дырой считают, что (наш
взгляд) истине не соответствует. От слова «совсем».
Выйдя на
улицу, кофе выпить решили.
К раздевалке
на катке на площади Ленина очередь стояла.
Подходящая
кофейня рядом, на улице Ленина (бывшая Блонная, Кирочная, Пушкинская улица)
нашлась.
Кофейня в
доме, в котором Михаил Глинка жил, находилась. Вкусный кофе, хорошие пирожные.
В отель
пешком идти решили, чтобы центр Смоленска ногами пройти – лучший способ город
узнать.
Начали с
улицы Маяковского.
На ней музей
Сергея Коненкова и городские скульптуры нашлись.
«Ангара и
Енисей», Стамов В. Г., 1960-е
В музей мы
(естественно) не пошли – одного музея в день вполне достаточно.
Но красоту
дома, в которой музей находится, оценили.
«Виноградари»,
Дубиновский А. И., 1963 г.
Надобно
заметить, что в Смоленске изрядное количество образцов сталинской архитектуры
сохранилось.
Улица
Маяковского
Бывший дом
купца Петра Будникова
Свернув на
улицу Коненкова, до Вознесенского монастыря дошли.
У монастыря
направо, на улицу Козлова повернули и по ней на Большую Советскую вышли.
А там уж
дальше по прямой вниз, к мосту через Днепр.
К 15–00 до
отеля добрались, чаю выпили и завтрак на завтра заказали, а в 16-00 Михаил за
нами заехал.
Первым делом
Михаил отвез на к памятнику князю Владимиру Святому.
-Памятник в
2015 году установили, -рассказывал Михаил. -К 1000-летию со дня смерти князя.
Титул «Равноапостольный» церковь только тем правителям давала, которые массово
людей крестили.
-В 988 году
Владимир в Корсуне сам покрестился, а в 990 году приехал в Смоленск и покрестил
воду в Днепре. После этого все, кто в Днепре купались, автоматически крещенными
оказывались.
-В молодости
Владимир (внебрачный сын князя Святослава) изрядно покуражился. Никаких шансов
занять великокняжеский трон у не было. Тогда он вызвал своего родного брата Ярополка
якобы на переговоры, во время которых его убил и Великим князем стал.
-Еще
подростками Владимир и его брат Ярополк к дочери полоцкого князя Рогнеде
посватались, чтобы ключевой участок пути из варягов в греки получить. Рогнеда
Ярополка выбрала, а Владимира сыном рабыни назвала. Владимир Рогнеде этого не
простил: вырезал всю ее семью, Полоцк сжег дотла, а Рогнеду в жены насильно
взял.
-Рогнеда
завела привычку на мужа с ножом бросаться и Владимир ее вместе с малолетним
сыном (будущим Ярославом Мудрым) в ссылку в Полоцк отправил.
-Взгляните
на Днепр, он метров на пять обмелел. Река южнее расширяется.
-Что
касается набережной, то ее еще в 1816 году обустроить решили и даже средства на
это выделили, но деньги куда-то делись. Как говорил Салтыков-Щедрин: «Если я
усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я
отвечу: пьют и воруют».
-В следующий
раз о набережной в 1950-х годах заговорили, но нужно было Смоленск после войны
отстраивать и новый проект в 1985 году утвердили и опять-таки набережная
построена не была. Та набережная, на которой мы находимся, только в 2014 году открыта.
-Набережная
три уровня имеет, мы на самом верхнем находимся, его протяженность почти 865
метров. Пойдемте в машину.
-Мы сейчас с
вами по Краснофлотской улице едем, которая вдоль Днепра тянется – это
древнейшая улица города, 10-й век. Историческое название улицы – Богословская.
Краснофлотской ее потому назвали, что здесь когда-то Днепровская флотилия
бронекатеров базировалась.
-Предки
смолян – кривичи, откуда они пришли – неизвестно. Скорее всего, это союз племен
был. В 863 году Аскольд и Дир Смоленск обнаружили, с тех пор эту дату
празднуют, хотя последние раскопки на Соборной горе о 7-м веке свидетельствуют.
Аскольд и Дир Смоленск городом назвали, в городах они понимали – за два года до
этого они в Константинополе побывали.
-Церковь
Архангела Михаила, 46 метров высотой, 12-й век. Домонгольское сооружение. Для
сравнения: высота собора Парижской Богоматери – 75 метров.
-Начало
постройки – 1180 год, окончание – приблизительно 1191.
-Когда-то
храм украшал богатый двор князя Давыда Ростиславича. Это наш самый беспокойный
князь был. Три года в Витебске княжил, дважды Киев захватывал, во время второго
захвата Киева в летописи упоминание о богатыре Илье Муромце появляется. Во
время второго захвата Киева Илья Муромец погиб и на территории Киево-Печорской
лавры похоронен.
-Храм не в
совсем византийском стиле построен: не крестово-купольный, а столпообразный –
при сравнительно небольшой площади высокий купол. Внутри храма мало что
сохранилось: поляки в Смутное время на 44 года Смоленск захватили и все храмы в
униатские переформатировали: замазали фрески и иконы разграбили. Храм из
тонкого кирпича (плинфы) построен и снаружи очень хорошо сохранился. Это еще
древнеримская антисейсмическая технология.
-Иконостас
34 метра высотой, это 11-этажный дом, такого нигде нет. Столбы на иконостасе из
цельных стволов деревьев: высверливали сердцевину и трехслойную резьбу наносили
– до сих пор загадка, как они это сделали.
-Храм
никогда не разрушался, как и Успенский собор: дело в том, что Гитлер усматривал
в Смоленске арийский след. Более того, он у храмов охрану поставить велел – от
собственных мародеров.
-Колокольню
эту беленькую значительно позже, ближе к 17-му веку построили. Дальше поедемте.
-Вознесенский
собор, давайте внутрь зайдем – отделка его просто великолепна.
-Обратите
внимание: в резном вертепе Младенца нет пока – Рождество еще не наступило.
В поисках
места для праздничного ужина зашли в ресторан «Блонь-Огонь», но в нем все места
забронированы оказались.
Зато
ресторан предоставил возможность руки на улице погреть.
Семейное
кафе «Маруся» нам не понравилось, а ресторан «Малевич» сам нас отверг, все
места тоже заняты оказались.
Тогда Михаил
сообщил, что неподалеку от дома, в котором он живет, на улице Николаева есть
уютное кафе, где места наверняка будут – кафе далеко от центра города
находится. Туда мы и поехали.
-А Вадим вам
памятник милиционеру показывал? -спросил Михаил по дороге.
-Мы сами его
потом нашли, -заявили барыгшни.- Расскажи нам о нем.
-Милиционер
этот на пост сразу после освобождения Смоленщины, 25 сентября 1943 года,
заступил, -сообщил Михаил.- Помимо своих обязанностей по охране общественного
порядка он еще помогал семьям смолян после эвакуации воссоединиться: записки и
послания передавал. То есть почтальоном работал. Памятник этот недавно,
примерно год назад, поставили. То есть не просто мент, а мент с душой.
-Дом с
часами видели? Бывшая гостиница «Европейская» - самая дорогая в Смоленске.
Федор Шаляпин, останавливаясь в ней, всегда говорил, что жить в «Европейской»
очень дорого. А вот Владимир Ильич Ленин, останавливаясь в «Европейской»,
ничего такого не говорил.
-Естественно,
-прокомментировал я.- Шаляпин деньги своим трудом зарабатывал, а Ленин
партийную кассу потрошил.
Места в гастрокафе
«Mojno» (раньше оно «Прага» называлось) действительно
имелись. Выдали Михаилу 2500 честно заработанных им за экскурсию рублей и попрощались.
Заказав
немного еды, взяли к ней бутылку южноафриканского вина для барышень, бутылку
безалкогольного пива для свояка и бутылку сухого питерского сидра для меня.
За еду
свояченица заплатила, получив от кафе скидку в 10% в честь Дня рождения,
спиртное из общественного кошелька оплатили.
К 19–00 все
в кафе переделали и такси (пешком слишком идти далеко) до отеля заказали.
Таксист нам поведал, что район, где мы живем, т. е. у ТЦ «Галактика», не самым
благополучным и безопасным в Смоленске считается. Кроме того, он сообщил, что в
Смоленске все год назад примерно улучшаться стало – новый губернатор не ворует.
Вечер плавно
прошел, торопиться завтра нам некуда было, главное – в 12–00 номера покинуть.