Вылазка на север!

Идет загрузка карты ...
Велопоход по Архангельской и Вологодской области, по маршруту Няндома – Каргополь – Лядины – Каргополь – Кречетово – Солза – Совза – Чарозеро – Ферапонтово - Никольский Торжок – Талицы – Сизьма - Шексна – Череповец.
 
Вылазка на север"

Чистый Дор Чистый Дор
В этот поход собрался спонтанно, хотя давно уже хотел посетить Архангельскую область. Подменился на работе, и 1 августа вместе с Максом, выехали на поезде Санкт – Петербург - Воркута, до станции Няндома. Билет обошелся в 430 рублей.
По плану хотел проехать по маршруту: Няндома – Каргополь – Лядины – Каргополь – Кречетово – Солза – Совза – Чарозеро – Ферапонтово - Никольский Торжок – Талицы – Сизьма - Шексна – Череповец. Планировал это все преодолеть за 6 дней.
1 день. 02.08.08 (04.00 – 20.00 час.).
В Няндому приехали 2 августа в 4 часа утра. Своё название Няндома получила от протекающей здесь речки. В переводе с финно-угорского слово «Няндома» означает «богатая земля». Появление населенного пункта, с названием Няндома, связано с началом строительства в 1894 узкоколейной железной дороги Вологда — Архангельск. Осенью 1895 г. были уложены первые рельсовые пути, сделана закладка вокзала и церкви. Регулярное движение поездов по линии Вологда — Архангельск открылось в 1898 году.
Выйдя из поезда, сразу ощутили, что здесь давно уже не лето. Температура воздуха была не больше 5 градусов тепла. К тому же дул холодный ветер. С одеждой мы как - то просчитались. Когда уезжали из дома у нас было на много теплее. Пришлось сразу надеть на себя всю имеющуюся одежду. Выехали из города около 5 утра, в направлении Няндомы. На дороге движение практически отсутствовало. Пальцы рук и ног моментально замерзли, и долго не могли отогреться.
Отъехав от Няндомы километров на 30, решили поспать. В поезде практически не спали, и даже находясь за рулем, уже клонило на сон. Вчера видно был дождь, и в лесу было все в воде, поэтому пришлось долго искать удобный съезд. Около 8 утра поставили палатку, приготовили завтрак на газовой горелке и легли спать.
Проснулись только в час дня. Небо было в тучах, слегка накрапывал дождик. Попив чайку, в 14 часов выехали в Каргополь. Дул холодный ветер, но иногда, несмотря на всю промозглость дня из-за туч выглядывало солнышко, лаская нас своими лучами. Дорога нескончаемым асфальтом тянулась сквозь лес.
В 18 часов добрались до города Каргополь. Город расположен на левом берегу судоходной реки Онеги, в 3 километрах от истока её из озера Лача. Каргополь (в старинных актах Карго поле) впервые упоминается в 1447, когда здесь нашёл убежище Дмитрий Шемяка, спасаясь от преследований великого князя Василия Тёмного. Нет сомнения, что Каргополь основан гораздо ранее XV века: берега реки Онеги, одного из путей в Поморье, были заняты новгородскими колонистами уже в XII веке, а в XIV веке появились монастыри в Каргопольском крае.
Генерал-губернатор Олонецкой губернии — Гавриил Романович Державин, в 1785 году в Каргополе обнаружил в одном из монастырей рукопись. В ней говорилось, что белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую», нашёл «поле для отдохновения» — «Каргино поле» и учредил на нём свой «стол» и поставил острог. Вероятной датой этого события принят — 1146 год.
Покатавшись по центру, решили искать место для ночевки. Затарились продуктами и поехали на берег озера Лача. От города до озера идет грунтовки на протяжении 4 км. Берега озера в основном заболочены. А после непрекращающихся дождей сухое место найти вообще проблема. Хорошо нам помогла в этот раз ручная пила ….. , которую Макс купил перед походом. Свалив несколько сухих елок, мы обеспечили себя дровами на всю ночь. За день проехали 89 км.
2 день. 03.08.08 (11.00 – 20.00 час.).
Сегодня решили не торопиться и проснулись оттого, что по нам стали ходить грибники. Палатку стояла из-за отсутствия сухих мест прямо на тропе, между болотом и озером. Выехали только в 11 часов. По плану сегодня был тщательный осмотр местных достопримечательностей. Основными достопримечательностями города являются Архитектурные ансамбли Нового и Старого Торга.
Ансамбль Нового Торга (Соборной Площади). В 1765 году в Каргополе случился катастрофический пожар, уничтоживший практически весь город. После этого город был перепланирован, и под торговую площадь (Новый Торг) было отведено пространство около двух построенных до пожара церквей. Построенные позже еще одна церковь и колокольня завершили один из самых интересных северных русских архитектурных ансамблей. Самое старое здание на площади (собственно, это никакая не площадь, а заросшее травой пустое пространство) и одно из самых старых на русском Севере — пятиглавый Христорождественский собор (1552—1562). Росписи собора почти все погибли при пожаре 1765 года; остался только фрагмент на западной стене, изображающий Страшный Суд.
Трехъярусная соборная колокольня, была построена в 1772—1778 г, на месте сгоревшей при пожаре деревянной. Высота колокольни 61,5 метра. Нижний ярус, суровый, тяжеловесный, состоит из четырех высоких арок, поставленных на квадратный цоколь. Он служил проездными воротами. На третьем ярусе висели не только колокола, но и часы со звоном. Крест ориентирован под углом к сторонам света. Традиционное объяснение такого необычного расположения креста — с юго-запада на северо-восток — состоит в том, что Каргополь был одним из первых городов, застроенных согласно указу Екатерины по плану с прямоугольной сеткой улиц. Поэтому колокольню построили на главной улице (идущей параллельно Онеге) в створе перпендикулярной ей другой улице. Крест получился ориентированным по реке — именно таким странным образом.
На площади расположены еще две церкви. Пятиглавая церковь Иоанна Предтечи, кубическая с барочными главами, была построена непосредственно перед пожаром, в 1751 году. Это самое высокое здание города. И, одноглавая Введенская церковь появилась уже после пожара, в 1802 году.
Другой городской ансамбль — Старого Торга — находится в нескольких сотнях метров южнее, около все того же Октябрьского проспекта. Здесь, точно так же на большом открытом пространстве стоят три церкви. Единственная действующая в Каргополе церковь Рождества Богородицы (1680) с колокольней (1844). Пятиглавая Благовещенская церковь (1692) и Никольская церковь (1741).
Посмотрев экспозиции Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея, осмотрев с колокольни окрестности Каргополя и полюбовавшись на изображение Страшного Суда, мы в 14 часов выехали из города.
После осмотра достопримечательностей, я купил карту архангельской области, а Макс новые кроссовки (старые у него как назло совсем прохудились). В выходные в Каргополе все вымирает, местное население уезжает на дачи, и большая часть магазинов закрыта.
Решили посетить населенный пункт Лядины или как значиться на картах области деревня Гавриловская. Вообще у местного населения в обиходе употребляются больше старые названия населенных пунктов. И, вопрос о месте нахождения населенного пункта может привести их в затруднение. Выехали в направлении города Пудож.
До Ватамановской (Печниково) идет асфальт, но в одном месте, на протяжении 4 км, переходящий в плохо состыкованные бетонные плиты. Ватамановское большое село, в котором есть магазины, и даже кафе. Асфальт идет до моста через реку Сиянга, а дальше до Гавриловской (Лядины) идет хорошая грунтовка.
Название Лядины обозначает «поросшее лесом поле». В Лядинах находиться архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни. Шатровая Покрово-Власьевская церковь построена в 1761 году. Ее шатер – один из самых больших среди сохранившихся шатровых сооружений Каргополья. Внутри церковь двухэтажная, внизу – зимняя Власьевская с трапезной, наверху – летняя Покровская. Вторая, Богоявленская церковь (1793 г.) размером поменьше, она представляет собой «восьмерик на четверике», завершенный четырехскатной крышей с пятью главками. Эта церковь известна своим крыльцом-гульбищем в виде семигранного шатра с резными столбиками и перильцами, расписанным красным и синим цветами, с синим потолком-небом, усеянном белыми звездами. Дополняет ансамбль шатровая колокольня конца 1820 года постройки.
Богоявленская церковь в данный момент находиться на стадии активного восстановлении, а Покрово-Власьевская церковь только опутана строительными лесами. В деревне есть магазин. Перекусив в Гавриловской, поехали обратно в Каргополь. На обратном пути я покупался в реке Сиянга. На ночевку остановились в 2 километрах от Каргополя, рядом с дорогой. Воды запасли мало, и пришлось сидеть на голодном water-пайке. За день проехали 76 км.
3 день. 04.08.08 (9.40 – 19.00 час.) Выехали почти в 10 часов утра. Ночью шел дождь, времени сушить палатку не было, поэтому пришлось везти мокрую палатку. От Каргополя по асфальту при попутном северном ветерочке полетели в сторону деревни Чагловская. Но наша радость быстро омрачилась, через 11 км началась грунтовка. Движение автомашин по дороге практически отсутствовало. Грунтовка в хорошем состоянии, а то, что регулярно накрапывал дождь, не давало дорожной пыли разгуляться. Доехав до Чагловской, запаслись водой из реки Сиянга. Вообще весь поход пили воду прямо из рек. Но так делать не советую, а то авось и пронесет!
Доехав до деревни Философская, решили посетить местную церквушку. Но как оказалось в самой деревне стоит только молитвенный домик, а развалины старой церкви находятся между озером и деревней. Решили время на поиски церкви не терять и, закупив дешевых местных пирожков, поехали дальше.
В деревне Тоболкино решили остановиться и попить кофейку. Пока Макс готовил нехитрую снедь, я решил просушить палатку, развесив ее на леса строящейся деревянной церкви. В данном селе уже строиться вторая деревянная церковь. Строят как в старые добрые времена, правда, при помощи уже современных инструментов. В былые времена крестьяне собирались всем миром и решали, кто будет строить. Мастеру и его помощникам давались широкие полномочия – община доверяла строить храм по собственному разумению, «как мера и красота скажут».
Кроме этого в деревне осмотрели старую кирпичную церковь, стоящую на берегу реки Ухта, и запаслись в магазине «зеленым змием».
В деревне Кречетово стоит великолепно сохранившийся ансамбль из двух кирпичных церквей и колокольни. Одна церковь, похоже, даже работает по большим религиозным праздникам. В центре деревни есть небольшой прудик образовавшийся, по словам местных жителей из-за строительства церквей. При строительстве в этом месте брали глину.
Дальше на нашем пути уже была деревня Солза и граница с Вологодской областью. От Солзы по плану хотели ехать через деревню Совзу и дальше в поселок Чарозеро. Но местные жители сказали, что дорога до Совзы есть, а дальше только зимник, практически не проходимый. Я был ограничен по времени, и из-за непредсказуемых задержек мог опоздать на работу. У Макса второй день болела нога. Решили ехать через деревню Прокшево, и дальше в Липин Бор.
Дорога от Солзы, на территории Вологодской области в очень плохом состоянии, хотя в сухое время года реально проходима на легковых машинах. После дождя колеи грязи, местами дорогу пересекают ручьи.
На ночевку остановились по совету местной ребятни на берегу озера Мал. Клематовское. Место для ночлега было удачным. Прямо у палатки росли грибы и ягоды, куча дров и сухой берег. На ужин сегодня был грибной суп. Немного досаждали только местные подростки, которые на своих конягах плавали по озеру как индейцы племени Чероки, и периодически подплывали посидеть с нами. Любимым и практически единственным их увлечением (кроме редких дискотек) является катание на конягах в обкумареном бензиновыми парами состоянии.
Коняга – это что-то типа двух каноэ скрепленных между собой досками. Каждая каноэ выдалбливается из липы, а потом просушивается. Управляется одним веслом.
За день проехали 100 км.
4 день. 05.08.08 (11.00 – 20.30 час.). Встали около 9 часов утра. Утро было солнечное. Долго собирались: сушили палатку (конденсат), Макс исправлял восьмерку на заднем колесе, успели еще и покупаться. Выехали только в 11 часов.
От Солзы до моста через реку Бол. Индоманка (20 км), идет плохая грунтовка. Местами приходиться слезать с велосипеда и переводить его через грязь. После моста дорога кардинально улучшается, а от Прокшева уже идет хороший асфальт. Машин попадается на дороге очень мало.
Через десять километров у Макса с «выстрелом» пробило камеру и покрышку по корду. Пока Макс зашивал покрышку и менял камеру успели испить кофейку. В тени довольно таки прохладно находиться. Да и по ночам я постоянно замерзал. Хотя спал во всей имеющейся у меня одежде (Спальник надо было брать другой!).
В Прокшево закупили продуктов (А, с хлебом там проблема, не ту его!). Дальше уже поехали по асфальту. На реке Кема в районе моста через речку Шимка устроили большой привал. Удобное место для ночевки, с подъездом прямо к реке.
От Прокшево до самой отворотки на деревню Вашки идет асфальт. В районе поселка Первомайский встретили велопутешественника с Шарьи, Владимира, который уже 3 неделю находиться в пути. В момент встречи он как раз менял лопнувшие спицы. Обычная проблема дешевых велосипедов!
На ночевку остановились около деревни Поповское, в двух километрах от города Липин Бор. За день проехали 100 км.
5 день. 06.08.08 (10.00 – 21.00 час.). Выехали в 10 утра. Решили заехать в Липин Бор и купить Максу покрышку. Интересный город с хорошим выездом на берег Белого озера. Купив покрышку, поехали в сторону поселка Ферапонтово. Ветер был попутный, иногда припекало солнышко.
По дороге заехали в деревню Чистый Дор. Где на краю поля стоит церковь Николая Чудотворца. Храм деревянный, выстроен в XVIII в. на месте явления иконы этого святого (приплыла по речке). Церковь потихоньку приходит в негодность.
Около 16 часов приехали в Ферапонтово. Здесь с Максом мы должны были расстаться. Он со своей больной ногой собирался ехать в Череповец на автобусе, я же продолжал путь дальше. Подъев с Максом остатки снеди, я поехал в Никольский Торжок. Макс же остался искать место для ночевки.
От Никольского Торжка я поехал в направлении поселка Талицы. Через несколько километров, от Никольского Торжка асфальт резко заканчивается грунтовкой. Машин по дороге было не много, но каждая проходящая поднимала клубы пыли. Асфальт опять начинается около деревни Ягрыш. На ночевку остановился около моста через речку Ягрыш. За день проехал 115 км.
6 день. 07.08.08 (8.00 – 17.20 час.). В 6 утра меня разбудил шум работающего трактора. Через некоторое время пробежало стадо коров. Выехал в 8 утра. Погода была хмурая, дул холодный ветер. До Таллиц идет асфальт, а дальше хорошая грунтовка до деревни Каменщица. Места почти безлюдные, вымершие деревни. Обширная сеть дорог, отсутствие указателей и названий деревень, аборигены практически не встречаются.
Путь мой лежал в поселок Сизьма. От Каменщицы свернул на ЛЭП. Вдоль ЛЭП, по старой колее, местами полностью залитой водой, дошел до брода через реку Кельба (7 км.). Пришлось раздеваться и переправляться в брод. На другой стороне реки уже начинается нормальная грунтовка, по которой можно ехать на велосипеде. От деревни Поздеево начинается опять асфальт.
Сизьма - старинное русское село, находящееся на северо-востоке Шекснинского района, главный туристский центр Шекснинского района и центр Сиземского сельского поселения. Своим названием Сизьма обязана... комарам. "Сясьма" - финно-угорское название, попадя в местную устную речь, превратилось в "сизьму". Изобилие комаров характерно для этих мест и поныне. Одной из достопримечательностей села является церковь Николая Чудотворца, построенная в 1867-1873 гг.
В Малой Сизьме, в деревне Соловарка в 1999 году построена деревянная часовня Блаженной Ксении в виде сказочного терема, возле которой находится святой колодец великомученика Георгия Победоносца, известный в летописях с 1678 года.
Около деревни Починок находится святой источник Пантелеймона Целителя, в воде которого присутствует железо.
В селе Сизьма создан уникальный музей крестьянского быта, где широко представлены процессы льнопроизводства и ткачества, варки домашнего пива, интересная коллекция старинной мебели, предметов гончарного, бондарного и кожевенного промыслов. Особое внимание привлекает собрание домотканой одежды, полотенец и скатертей.
От Сизьмы через поселок Шексна поехал в Череповец. Участок дороги Сизьма-Шексна (26 км). Это постоянные спуски и подъемы. В деревне Чаромское осмотрел церковь и перекусил в магазине.
В 17.20 час уже был дома. За день проехал 136 км.
За 6 дней проехал 615 км, из них по грунтовкам 215 км.
Фото выложены здесь
http://foto.mail.ru/list/buharikus/640





Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Архангельская
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: Средненько
Ссылка: