Китай / Автостоп | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

Восток и запад: мы не поймём друг друга никогда

1 - 31 августа 2004 г.

О фортуне

Живописная Сычуань. Умывшись в бурной реке и перебравшись через хлипкий, качающийся, бамбуковый мостик, выходим на трассу. Словно зачарованные шагаем по извилистой горной дороге, пожирая взглядом всё новые чудесные пейзажи и полностью игнорируя немногочисленный попутный транспорт. На каждом пригодном клочке земли раскинулись фруктовые сады. Запретный плод сладок? Оказалось, не зрел!

Останавливается Mazda, которая подвозила нас вчера вечером, с ароматным запахом в салоне, приятной, подходящей под столь очаровывающий пейзаж, саксофонной музыкой, комфортабельным салоном и мощным мотором. Она снова подбрасывает нас до ближайшего городка. Позавтракав вкусной, но почему-то пресной лапшой (хотя мы уже в центре провинции Сычуань, где кухня считается самой острой), быстро покидаем городок, зажатый в головокружительной долине. Вновь, уже в который раз останавливается наша старая знакомая Mazda. На заднем сиденье я нахожу сок, которым меня угостили хозяева, но который я проигнорировал в отличие от Натальи, а теперь он будет весьма кстати. Выясняется, что машина поедет до столицы Сычуани – десятимиллионного Ченду (ещё 250 км).
Досуг китайцев

Мегаполис Ченду. Буддийский храмовый комплекс Wenshu практически в центре города. Он включает в себя и парк с оригинальными газонами, тенистыми беседками, фонтанами и зеленоватыми прудами, кишащими жабами и черепахами, и "чайный дом" с бамбуковыми столиками и креслами, где можно часами проводить время со своими "чайными друзьями" под присмотром "чайных докторов", и, конечно же, сувенирные лавки. В парке много китайцев, ведь сегодня суббота. Они заполонили "чайный дом", общаются и лузгают семечки. Туристы же и верующие посещают многочисленные храмы, жгут свечи и "тратят" "жертвенные деньги".(Уникальным жертвоприношением у китайцев можно считать сожжение "жертвенных денег". Существуют "золотые деньги", предназначенные для богов и душ предков и "серебряные" - для неупокоенных душ. - Прим. авт.)
Обезумевшие пчёлы

Однажды мы "зависли" на границе провинций Цинхай и Сычуань. Около часа пытаемся сдвинуться с мёртвой точки, хотя трасса не пуста. Дальнобои либо не останавливаются, либо кабины полны народу. Решаем идти дальше по трассе пешком. Асфальт, как и положено, на границе провинций, заканчивается и начинается великая стройка. На всём протяжении от Лангмуси до Зойге (100 км) строят широкую насыпь, роют туннели через горные массивы, срывают верхушки хребтов, выравнивая дорогу. Сначала нас подвозят несколько километров инженеры-дорожники. Я еду в кузове пикапа и меня, легко одетого, атакует рой пчёл! Но, слава богу, только одна успевает меня цапнуть за нос, пока я перебираюсь в кабину.

Оказывается, что загадочные коробки, которые непрерывно везут в грузовиках - это ульи. Их спускают с гор, в долины, на зиму. А потерявшие дом пчёлы мечутся огромными роями вдоль трассы и достают не только таких как мы, чужестранцев, но и местных жителей! Ещё целый час прячемся от страшной напасти в лавке, пытаясь уехать пусть даже "цивильно", на автобусе. От безысходности, намазавшись репеллентом, который, как оказалось впоследствии, абсолютно не эффективен, выходим из посёлка. После того, как Наталью в один момент кусают две пчелы, и она решает, что всё самое страшное уже позади, нас подбирают два джипа с молодёжью.
О невезухе

Завораживающая Сычуань. В этой провинции интересно многое - панды, эндемичная флора, высокие горы, сказочные ущелья, урожайная равнина, тутовые деревья, чайные плантации, современные города и Буддой забытые деревни. Национальный парк Huanglong ("жёлтый дракон") - живописное ущелье с небольшими озёрами, благодаря своему вулканическому происхождению, имеющими необычный цвет и форму. (Немного напоминает Паммукале в Турции. - Прим. авт.) Алексей с Ольгой, пытаясь пробраться в обход ticket office, попали в непролазные джунгли: "Чудная прогулка по джунглям. Тропа закончилась через 200 м набора высоты, а по мокрым дремучим кустам, ой, как несладко идётся, поэтому первой в основном шла Ольга. После 500 м подъема под дождем она заявила, что джунгли - это не для неё. Всё в инкрементах панд, но не видели ни одной. После 2,5 часов подъёма пошли вниз другой дорогой. Перебродив речку, мокрые, как суки, попытались лазать по гротам у дороги. К обеду стало уже не до нацпарка. Надо было делать штурм поближе к входу".
Спальный автобус не экзотика, а реальность

В Китае практически все автобусы на дальние расстояния (больше 500 км) спальные, даже на дневные рейсы. Такие автобусы, наверное, появились из-за того, что Китай всё-таки огромная горная страна и далеко не везде есть железная дорога, а если даже и есть, то китайцев всё равно много: Салон такого автобуса представляет собой три ряда узеньких наклонных полок в два яруса. Заходишь, обувь - в пакет. Очень, кстати, удобный транспорт. Неплохо было бы в России такие автобусы внедрить. Залезаешь, скажем, в такой автобус в Красноярске вечером, а просыпаешься уже в Кызыле на следующий день.

Мой небогатый опыт передвижения на спальных автобусах оставил только положительные впечатления. Первый раз я купил билет на ночной рейс от границы Лаоса в столицу Юньнани Куньмин (169 RMB, 730 км, 10 часов). Мне повезло: автобус попался новенький, комфортабельный и для не курящих пассажиров. Плохая дорога не ощущалась даже на второй полке! Хотя места оказались коротковатые (для китайцев всё-таки), но удобные. Хотя не всегда фортуна улыбается - вот что рассказывает Алексей: "Автобус на ужас оказался опять спальным. Мне повезло - все было относительно чистым, а вот во втором автобусе, тоже спальном, до Чугучака, Ольге досталось облеванное одеяло, а Наталье свежез:ный матрас. Так что повеселились".

Или же она совсем отворачивается и плюёт через плечо: "Купили билеты в лежачий автобус. Не понятно, куда и во сколько автобус поедет. Оля бьётся в истерике. Всё ей кажется грязным. Ну, типа - общага китайская на колёсах: просанные матрасы, слегка прокуренные и облёванные. Китайцы жрут яйца и бросают шелуху тут же. Куча вещей на крыше автобуса. Ждали отправления автобуса в полной боевой готовности 6,5 часов. Просто ох:ли. Оля несколько раз подбивала меня уйти из автобуса, но люди сидели-лежали так, как будто автобус отправляется через минуту. Неугомонные китайцы погрузили мотоцикл на крышу! Когда автобус набили под завязку, он стал больше походить на тюрьму на колёсах. Очень холодно ночью, дует из окна. Пришлось укрываться санным, грязным одеялом. Интересно, будет ли теперь чесотка или пронесёт. (Однако их пронесло. - Прим. авт.) В автобусе мы провели 18 часов, из них 12 часов ехали, причём по отличной трассе 600 км".
МПС

Поезда ходят как часы и быстрее, чем в России. В кассах нескончаемые очереди (но движутся шустро), в залах ожидания всё забито людьми. Во всех крупных городах имеется касса для иностранцев, но мы не разу не видели, чтобы она работала. Места бывают сидячие даже на дальние расстояния. Они чуть ли не в два раза дешевле, чем плацкартные. Жёсткий, многоуровневый контроль билетов (даже на выходе). Покупать билеты можно только за 10 дней до отправления. Насчёт бронирования не узнавали.

В плацкартных вагонах планировка иная, т.к. полностью отсутствуют боковые полки, а купейные места устроены в три яруса. Нижние места самые дорогие, но на них весь день сидят. По широкому проходу постоянно таскают всякую снедь, плюют и бросают мусор. Периодически ходит проводница и выметает из вагона нескончаемый мусор.

Зато у них в поездах длинные полки. Оказывается, детские билеты в поезда китайцы продают по росту. Существует две категории: меньше 1,1 м и от 1,1 до 1,4 м. Однажды видел даже двухэтажный поезд! И китайское ж/д полотно, оказывается, европейского формата.
Терракотовая армия I императора Цинь Шихуана (200 гг. до н.э.)

Провинция Шанхи. Древняя столица Сиань. Случайно обнаруженное крестьянином в 1974 году оно стало самой громкой археологической находкой XX века. Пока раскопаны только 3 помещения. Первое превращено в выставочный зал: 6000 воинов стоят здесь, формируя боевой порядок. Во втором помещении раскопано ещё 1000 солдат, а в третьем - только 68. Археологи считают, что в окрестностях усыпальницы погребена ещё огромная армия, вот только на её раскопки, возможно, уйдёт столетие.

Эта всемирно известная достопримечательность всегда вызывала неоднозначные впечатления у путешественников. Вот, например, Алексею она категорически не понравилась: "Наступивший день оказался очень тяжелым. Спать легли в 3 ночи. Идиллию нарушила крыса, бегающая меж кроватей. Продолжили дело многочисленные орды клопов, которых я не видел лет 20. В таких ужасающих условиях спать могла только Наталья. Утром, не выспавшись, но, приняв душ, поехали осматривать терракотовую армию. Добирались 1,5 часа на маршрутке №34 от ж/д вокзала (40 км). Кондуктор высадил нас не там, где надо. В результате мы осмотрели усыпальницу Цинь Шихуана за 25 RMB с рыла. Смотреть этот гранатовый сад на холме можно было только за бесплатно, тем более что обходные тропинки были. (Могилой императора является курган высотой 40 м, до сих пор не раскопан. - Прим. авт.) Озверевшие торговцы запрашивали 10-кратную цену за сувениры. Мы закусили 1 порцией лапши и 3 лепешками. Красная цена этого "обрыгалова" была 10 RMB, какого же было наше возмущение, когда с нас потребовали 65. Со скандалом покинули лоток, заплатив 23. В конец разозлённые, мы нашли вход к терракотовому войску - 90 RMB с человека. Обходных тропок не заметили, да и не искали. Восьмое чудо света не тянет даже и на 108. Кругом толпы китайцев, много иностранцев. Цены на всё ужасающие. Например, сфотаться - 120 RMB с человека, веер маленький - 350, сувенирные пластинки, что в туристическом Дуньхуане стоили 3, здесь были по 40."
Сплошной поток такси

С такой проблемой сталкиваешься постоянно, если покидаешь крупный туристический центр автостопом. Транспорт не останавливается. Только одни назойливые таксисты готовы везти куда угодно (порой даже разворачиваются со встречной полосы). А пока пытаешься объяснить им, что вас такси не интересует, теряешь много времени, а их поток непрерывен... Но я неожиданно нашёл уникальный способ быстро от них отделываться. Правда, он действенен, только на западе страны, в тысячах километрах от восточного побережья. Говоришь водителю, что тебе в Шанхай и он, улыбаясь, поскорей ретируется!

Начинающий китайский полиглот

"Однажды прибыли на вокзал города Бейхай, что на побережье Южно-Китайского моря",- рассказывает Алексей.- "Естественно, тут же на нас налетели таксисты. Причём, один оказался настолько назойливым, что готов был везти куда угодно даже бесплатно! А мы хотели просто прогуляться сами. Но он настолько прилип и надоел нам предложением своих услуг, что хрупкая, интеллигентная Ольга, не выдержав, подошла к нему и в лицо "произнесла заклинание" по-русски: "Слушай, мужик, да, иди ты на:" Он, недолго размышляя, подходит также к Алексею и в точности по-русски повторяет "популярную" фразу! Что он этим хотел сказать, осталось загадкой?"
Древний Дуньхуан, стоящий на Шёлковом пути

Провинция Ганьсу. Гроты тысячи Будд. Нас подводят к ticket office, и мы покупаем билеты по 100 RMB с иностранного носа (китайцы платят 60 RMB). У Натальи пытаются отобрать фотоаппарат на входе, но я прячу его и прохожу с ним. Гроты представляют собой пронумерованные комнатки (сейчас откопано 492 пещеры), высеченные в вертикальном склоне горы, и соединённые между собой снаружи многоярусными коридорами со ступеньками. Практически все гроты заперты, и только экскурсовод может отпереть алюминиевые двери. Одни гроты большие, другие крохотные. Стены расписаны фресками, а посередине находятся красочные статуи божеств (около 3000 скульптур), осыпаемые щедрыми китайскими юанями. (Но ведь богов деньгами не купишь, разве только его алчных слуг!)

Пещера под номером 17 особенно прославилась. В ней в 1900 году аббатом Вангом был найден тайник с тысячами древних манускриптов и иллюстраций. 50000 манускриптов включало в себя не только религиозные тексты, но и литературу по истории, искусству, математике, медицине и экономике. Все эти бесценные рукописи были заботливо припрятаны буддийскими монахами в XI столетии из-за опасений перед надвигающейся войной. Когда сделали это открытие, губернатор провинции Ганьсу был обеспокоен сохранностью находки и не хотел перевозить их в столицу провинции - Ланжоу. Он просто приказал пока замуровать пещеру, но предприимчивый аббат Ванг, чтобы хоть как-то "окупить" реставрацию гротов Могао, продал несколько манускриптов заинтересованным иностранным коллекционерам.

Сэр Штейн прибыл в Дуньхуан в 1907 году и убедил аббата снова вскрыть пещеру, содержащую манускрипты. Тайком ночь за ночью Штейн и его переводчик внимательно просматривали свитки древних текстов. Были обнаружены манускрипты на китайском, уйгурском, тибетском, руническом, тюркском, санскрите и других неизвестных языках. Там же была обнаружена печатная версия "Алмазной Сутры", датированная 868 годом н.э. Это одна из самых древних печатных книг. Была названа так, потому что подобно блеску алмаза отсекает все лишние мысли и подготавливает читателя к дальнейшему просветлению. Штейн покинул Дуньхуан с коллекцией из 10000 документов и настенной живописи, которая сейчас поделена между Британским музеем в Лондоне и Национальным музеем в Дели.

После Штейна в 1911 году явился француз Пеллиот и договорился за 90 фунтов стерлингов о своей доли манускриптов. В этом же году Пекин изучил манускрипты и наложил эмбарго на их вывоз, но они всё равно вытекали в Японию, Россию и США. Трудно представить, что было бы, если бы Штейн и его последователи не смогли бы вывезти коллекцию домой и взбудоражить мировое академическое сообщество об этой сенсации. Возможно, в 1961 году не было бы государственного декрета на защиту гротов Могао, и тогда бы Красная гвардия водила бы хороводы у большого костра во время культурной революции: Это особенность китайской цивилизации - процветающие династии имеют склонность оставлять пепел того, что было построено их предками.

Сильно пострадали фрески, расписанные статуи и от Белой русской армии, когда-то расквартированной здесь, и от покорных мусульман, которым Мухаммед наказывал не рисовать живых существ, и просто от невежественных паломников, растащивших святыни по своим родным деревням.

Долго бродим по многочисленным ярусным ходам, избегая толпы и изредка заходя в открытые гроты, протиснувшись через толпу китайцев. Пытаемся подняться выше гротов на бархан, но откуда не возьмись, возникает охранник и просит спуститься вниз. К 5 часам народ рассасывается и можно в тишине побыть в главном гроте наедине с гигантским 35-ти метровым Буддой. (Вторым по величине в Китае после "лешаньского". - Прим. авт.) Он сидит не в позе лотоса, как обычно, а на троне. Одна рука вытянута и обращена ладонью вперёд: чтобы остановить зло и защитить от него; другая покоится на колене, ладонью вверх: означает - великодушие; последуй за Буддой, и он обеспечит тебя. Больше всего мне запомнился грот с большой лежащей богиней и стоящими на заднем плане сотней её слуг.
Китайская глубинка

Восточный Цинхай. Великая красно-коричневая Хуанхэ. (Здесь она ещё не прорезала Лёссовое плато.) Разноцветные терраски с причудливо, но по-разному сложенными снопами; травяные, а порой даже скалистые склоны гор. Затем - совершенно дикое, узкое ущелье с вертикально вздымающимися на сотни метров скалами. Отличный асфальт с серпантинами на высокие перевалы. Экзотичный транспорт - мотоблоки, рикши, мотороллеры и просто повозки. Глиняные заборы и хижины - всё это не могло не изумлять наши городские русские души. Больше всего мы были удивлены оригинальным способом молотьбы риса. Его кидали прямо на трассу, и проносящийся и сигналящий транспорт делал своё дело. Затем мётлами зерно сметали на обочину.
Шикарный обед

Провинция Цинхай. Высокогорная пустыня Цайдам. После двух часов ожидания на пустынной трассе стопим Volkswagen с "генералом" (четыре большие звезды в одну линию), адъютантом-водителем и человеком в штатском в салоне. Едём до городка Делинха (150 км), пропустив большую военную колонну. Приехав в город, мы были приглашены отобедать. Верней, просто без лишних слов, ведут в ресторан. Обед оказался самым шикарным за всю поездку и стоил он - 360 RMB. Мы сделали предположение, что у нас в столице в китайском ресторане такой обед стоил бы дешевле. Нам был подан традиционный обед из восьми блюд. По-русски это можно описать так: говядина в табаке, какая-то странная рыба, "сыроватая" картошка, "газонная" трава, тушеные баклажаны, рис, "суп-компот", красиво уложенный омлет и, конечно, зелёный чай без сахара. Всё было очень острое и вкусное!

Нужда заставила китайцев научиться есть почти всё, что растёт на земле или передвигается по ней. Поэтому их кухня одна из самых разнообразных и удивительных. На китайском языке слово "рис" означает "есть". Были времена, когда рис был "хлебом насущным". Из мясного у китайцев наиболее употребительна свинина, а молочные блюда в Китае вообще не прижились.

Рядовые китайцы, в основном, питаются либо лапшой, либо рисом с салатами. Едят всё, естественно, палочками. Оказывается, научиться орудовать ими можно сходу. Самое привычное (съедобное) для нас блюдо был омлет с обжаренными томатами, а в Тибете попались даже настоящие пельмени с мясной начинкой. Всё остальное - уже диковинка. Например, заказываешь салат из помидор. Они его зачем-то сахарят. Заказываешь картофель. Они его подают сырым... Но мы всё же пытались есть то, что едят обычные китайцы.

Национальное блюдо "маньтоу" - приготовленные на пару несолёные хлебца с разнообразной начинкой - оказалось не столь вкусным. Завтракают китайцы "масляными палочками" - обжаренными в масле длинными жгутами из теста. В противоположность европейскому обычаю суп принято есть уже под конец всей трапезы. Ещё нужно отдельно отметить о размере блюд: только хорошо проголодавшийся человек сможет осилить одну стандартную порцию.

Оригинальна традиция вегетарианских кушаний, имеющих вид и вкус мясных или рыбных блюд (жаркое из соевых бобов или рыба из яичницы). Добиться того, чтобы по вкусу блюда было невозможно угадать его состав, всегда было заветной целью повара. Однако главные достижения китайского кулинарного гения воплощены в повседневной пище китайцев, которая столь же хорошо сбалансирована и питательна, сколь дешева и вкусна.
Чаепитие

Китайцы пьют много чая и пьют его постоянно. Но, по русским меркам, это сложно назвать чаем. По крайней мере, если бы мы пили такой чай, то давно бы вымерли как нация, или расплодились бы как китайцы. Он у них зелёный, абсолютно "жидкий" и без сахара. Последнее ещё как-нибудь можно объяснить, но однажды, попросив сахара, мне зачем-то насыпали целых полстакана, и я даже не стал его размешивать!

Чаепитие в Китае остаётся настоящим ритуалом, начиная со сбора листов с куста и заканчивая подбором угля для кипячения воды (как и выбором самой воды). В Китае производят три вида чая: зелёный, красный и улунский. Если лист чая предварительно нагревают, то содержащиеся в нём масла не растворяются в воде: так получают зелёный чай. Китайский красный чай - это тот же, что для нас чёрный. Китайцы производят его для экспорта. Улунский же чай, занимающий промежуточное звено и обладающий совершенно особым ароматом, распространён в провинциях Фуцзян, Гуандун и на Тайване. Так как чайный лист хорошо впитывает ароматы других растений, то нередко в него делают добавки (лепестки жасмина, хризантемы, персика).
"Маленькая Венеция Востока" древний город Лицзян

Северо-запад провинции Юньнань. Канальчики, мостики, золотые рыбки, нории; улицы запружены торговыми лавками, ресторанчиками и туристами; храм Конфуция, ГуанЮя, другие культовые постройки; народность наси, письменность дунба. Вот и всё, что есть в этом удивительном городе. Но обо всём по порядку:

Существует легенда, которая красиво объясняет отсутствие древних городских стен в этом городке. Сплетение главных улиц Лицзяна образует иероглиф "дерево", если же его "заковать" в прямоугольник, то возникнет иероглиф "безысходность". Так зачем же создавать такую карму городу?

Здесь "город существует благодаря воде, а вода - благодаря городу". Река, распавшись на несколько рукавов, протекает через него, бесчисленные изящные мостики перекинуты через прозрачные воды многочисленных ручьев, в которых кишат золотые рыбки. (У китайцев существует ритуал отпускать на волю живых существ. На этом они, кстати, неплохо зарабатывают. - Прим. авт.) А местные жители прямо с крыльца стирают белье.

Лицзян - это простой старинный уголок, где чувствуется естественность бытия и гармония человека с природой. Дома в городке то поднимаются, то опускаются вместе с рельефом местности. Эти красивые практичные дома построены из дерева, камня и глины. Многие дворики выглядят очень изящно, вымощенные галькой или цветным кирпичом.

Именно, здесь живут naxi, известные своеобразным матриархатом и единственно уцелевшей в мире пиктографической письменностью дунба. Родство в семьях наси ведётся по материнской линии, мальчики и девочки живут с матерью и до десяти лет не видят отца. Ощущая необходимость в контактах с женщинами, юноша просто обменивается со своей избранницей подарками и начинает посещать ее дом, каждый день возвращаясь к матери и сестрам.

Как же они докатились до такой жизни? В древности женщинам традиционно было не позволено даже сидеть в присутствии мужчин и принимать вместе с ними пищу. Женщины не могли спать в комнатах на верхних этажах (они не должны были находиться выше мужских голов). Местные законы не очень-то помогали женщинам: жен можно было покупать и продавать. Нескончаемый ручной труд тоже был женским делом. И женщины не только не бунтовали, но даже и не протестовали.

Вместо этого, молча, но непрерывно, подобно корням деревьев, разрушающим горы, они превращали себя в могущественную расу господ, пока полностью не поработили своих мужчин. Они изучили все тонкости коммерции и стали полноценными бизнес-леди. Мужчинам была отведена роль бездельников. Именно женщины снимали золотой урожай со своих предприятий, а их мужья и сыновья лишь просили у них подаяния. Без вмешательства и помощи женщин в Лицзяне нельзя было сделать ничего. Мужчины не знали ничего о том, какие товары хранились в их же собственных магазинах, по каким ценам они продавались, и как шла торговля в принципе. Тибетские караваны по прибытии отдавали свой товар на хранение женщинам наси, ибо иначе они рисковали потерпеть значительные убытки. Вынужденные из поколения в поколение физически тренироваться, женщины поразительно развились физически. Характер тоже не отставал: они стали напористыми и смелыми.

Жениться на женщине наси означало обеспечить себе безбедное существование до конца дней и прохлаждаться в безделье. Женщина была женой, матерью и под ее присмотром он катался, как сыр в масле, чего еще нужно мужчине? Оказывается, им необходимо было реализоваться творчески. Сегодня имея кучу свободного времени в закромах, мужчины искусстно рисуют, вырезают по дереву, играют и поют. Об этом только могут мечтать творческие личности.
Мобильная связь

Количество пользователей сотовой связи в Поднебесной молниеносно растёт. Так оно достигло уже трехсотмиллионной отметки. (Крупнейший в мире (!) оператор China Mobile (200 млн. абонентов) предпочтёт далее развивать W-CDMA, так как для него, как GSM-оператора, логичнее и дешевле перейти именно на неё. А второй в стране оператор China Unicom, имеющий CDMA2000-сеть, собирается провести в ближайшем будущем модернизацию до 1xEV-DO!)

Так как мы передвигались раздельно и автостопом, то мобильная связь нам была необходима как воздух. У нас же, владельцев GSM-трубок, не было никакой альтернативы, как вступить в ряды абонентов China Mobile (50 RMB SIM-карта и 100 RMB времени). И судя по тарифам (0,6 RMB/минута), нам должно было хватить этих денег до конца поездки. Но оказалось, что не всё так безоблачно. В зависимости от того, где была куплена SIM-карта, у неё существует "домашний регион", в котором местные звонки стоят 0,6 RMB/минута, звонки по стране - 1,3, а международные - 8,6. Вне "дома" местные звонки стоят 0,8 RMB/минута, по стране - 1,5, а международные - 8,8. Ещё пару минусов - при разговоре снимаются деньги с обоих абонентов и не принимаются (не отправляются) международные SMS-сообщения.

Надо признать, что китайцы - молодцы. Связь есть всюду - вдоль трасс и в любом, мало-мальски цивильном, населённом пункте, даже в приграничных к Тибету деревушках. Однажды вышел на сеанс связи Алексей. Жаловался на холод, отсутствие цивилизации (причём он звонил с мобилы) и унылые туманные пейзажи. Выяснилось, что они находятся в деревушке Аба на тибетском нагорье, в закрытом для иностранцев районе Сычуани. "В городе Аба шикарные монастыри и их очень много. У Ольги проснулся дар фотографа, и она тут же извела 2 фотоплёнки. В городе одни монахи. С одним познакомились. Он хорошо говорит по-английски, правда читать и писать не умеет. По-китайски даже говорить не умеет. Ему 25 лет: 22 года провёл в монастыре и уже 3 года учится в университете в столице Сычуани. Удивительно много народу не умеют читать и писать по-китайски, что не мешает им водить машину и пользоваться мобильниками!" (Алексей тоже не умел: но пользовался... - Прим. авт.)
Грандиозное Ущелье Прыгающего Тигра, усмиряющее бурную Янцзы

Северо-запад провинции Юньнань. Это второе, после Трёх Ущелий (провинция Сычуань и Хубей), хорошо известное место на Янцзы. Ущелье прорезает великая Янцзы и на протяжении 16 км беснующая мутная вода пробивает себе путь в теснинах, образуя мощные пороги. Местами можно найти обрывы в 3000 м, а по крутым склонам головокружительно ниспадают многочисленные водопады. Лучшее время для треккинга - май, июнь, когда титаническая долина благоухает от весенних цветов и стоит устойчивая погода. В сезон дождей (июль, август) вы рискуете не ощутить всей красоты природы, т.к. будете шагать подобно "ёжикам в тумане", а тропа будет засыпана оползнями. По пути вы обязательно встретите дикие грецкие орехи и не совсем дикие груши и кактусы.
Приграничный с Бирмой и Лаосом тропический регион Шишуабанна

Самый юг Юньнани. Если вас тянет к загадочным и удалённым регионам, то Банна полюбится вам навсегда. На её территории проживает 25 нацменьшинств, но в основном это народность dai. Каждое из них имеет свою историю, культуру и обычаи, одежду и язык, так что всё это создаёт довольно пёструю, но очень живописную мозаику. Здесь необыкновенно красивые, грациозные девушки! Xishuangbanna славится своими крутыми горными хребтами, первозданными обширными безграничными влажными тропическими лесами, где могучие деревья на недосягаемой высоте сплетают сплошной зелёный шатёр, сквозь который лишь кое-где пробивается солнечный луч. Именно здесь имеется возможность увидеть воочию, в какой гармонии с природой может жить человек. В общем, это не Китай вовсе. Для китайцев это своеобразный мини-Таиланд, куда они приезжают отдохнуть и погреться на солнышке, так как плавать они всё равно боятся.

Дождливый сезон длится здесь с июня по август, а с сентября по февраль плотный туман ложится вечером и его разгоняет только в 10 часов утра. По всему региону разбросаны всевозможные природные и культурные достопримечательности: питомник слонов, национальные деревеньки народности дай, пагода бамбуковых ростков, тропический ботанический сад, восьмиугольный павильон, павлинье озеро и многое другое...
За счёт чего поднялась китайская экономика?

В Китае за неделю могут не только подделать любую вещь, но и поставить её на серийное производство. Так, в Жаркенте (Казахстан) один бизнесмен разоткровенничался и рассказал, какую классную махинацию он провернул с китайскими дельцами. Одному российскому предприятию понадобилась большая партия наждачки. Естественно, нашлись люди, которые захотели нагреться на этом, казалось бы, пустяковом деле. Был выслан оригинал наждачной бумаги в Урумчи. Через неделю была готова пробная партия товара, "изготовленная по всем российским ГОСТам" (с соответствующим клеймом). Проверялась партия по количеству песка, выпавшего "в осадок" при стуке рулона о бетонный пол. Первый тест товар не прошёл, видимо потому что было слишком много песка. Договорились о добавлении клея. Через день можно было забирать несколько машин (!) наждачки, больше подошедшей в роли обоев. Бизнесмен, кстати, "завязал" с контрабандой после того, как на таможне он был разоблачён с двумя "Камазами" новомодных турецких свитеров, made in China...

Северо-восточный Тибет. Один из многочисленных притоков Хуанхе. Всю ночь шёл дождь. Утром он уже моросил. Выходить на мокрую пустую трассу совсем не хочется. На сеансе связи повидавший на своём веку всякие катаклизмы, Алексей говорит, что сегодня ночью, им, ночевавшим в 50 км, но в бассейне реки Янцзы, сильно досталось: "Ночью случился душ с небес. Как не переломало палатку и нас не смыло, не знаю. Было ощущение, что кто-то рядом стоит с брандспойтом. (Может быть, так оно и было? - Прим. авт.) Я ждал, когда же вырвет колья у палатки или порвёт тент. Это был бы полный абзац. Важно, было бы не захлебнуться в таком дожде. Но палатка "была на высоте"!"

Примечание. Цены указаны в национальной валюте - реминби ("народных деньгах") или юанях. Официально менять валюту можно только в государственном банке "Bank of China":1$ = 8,1 RMB.
Путевой Дневник
Подготовка

Лучше меньше тратить, чем больше зарабатывать.

Навоз рождает хороший урожай,

Деньги рождают хороших друзей.

Китайские народные пословицы

Многие именитые путешественники считают Китай наиболее интересной страной Азии. Вот мы и подумали, почему бы не убедиться в этом самим, а затем даже можно делать это с другими. Тем более Китай оказался совсем близко.

Визы Оля делала в Москве, и обошлись они нам по 60$ (на 30 дней). Бюджет всего путешествия мы запланировали по 400$ (без визы). Передвигаться хотели большей частью автостопом. Старт наметили на 15 августа из Барнаула. Хотя лучше ехать на месяц позже (не так жарко), но Наталья, итак, должна была прогулять 2 недели учёбы. Покопавшись в Inet-e, мной был составлен приблизительный план маршрута с посещением следующих уникальных мест Поднебесной:
  • "Маленькая Венеция Востока" древний город Lijiang (провинция Yunnan).
  • Маленькая тибетская деревушка Langmusi (провинция Sichuan), не столь заполонённая туристами, как Xiahe.
  • Приграничный с Бирмой и Лаосом тропический регион Xishuangbanna (провинция Yunnan), у местных просто Banna.
  • Грандиозное Tiger Leaping Gorge, усмиряющее бурную Янцзы (провинция Yunnan).
  • Затерянный в горах Songpan, знаменитый своими лошадиными турами (провинция Sichuan).
  • Древний, стоящий посреди пустыни, но на Silk Road Dunhuang с его знаменитыми Mogaoku (провинция Gansu).
  • Популярная и живущая только на туризме деревушка Dali (провинция Yunnan).
  • Большой комплекс тибетских монастырей Zhongdian, почему-то носящий имя сказочной Шангри-Лы (провинция Yunnan).
  • Изумительные и уникальные карстовые пейзажи Yangshuo с развитым турсервисом (провинция Guangxi).
  • Самобытная деревушка Chengyang близ Sanjiang с водяными колёсами, буйной растительностью и приветливыми местными (провинция Guangxi).
  • Впечатляющие рисовые террасы Longji (Dragon's backbone rice terraces) с маленькими деревушками близ города Longsheng (провинция Guangxi).
  • Китайский ответ Швейцарии Tianchi с тянь-шаньскими озёрами, водопадами и альпийскими пейзажами (провинция Xinjiang).
  • Виноградный, мусульманский оазис Turpan в знаменитой Турфанской впадине, -154 м (провинция Xinjiang).
  • Теплоходный круиз через знаменитое Ущелье Трёх Ворот на великой Янцзы (от г. Fuling до г. Yichang).
В первую очередь были интересны (в порядке убывания): Lijiang, Langmusi, Xishuangbanna, Yangshuo, Sanjiang, Tiger Leaping Gorge, Songpan, Dunghuang. Читайте дальше, что получилось из нашей затеи.
Все названия указаны по-английски, чтобы избежать путаницы, так как подробных русских карт, как и путеводителей не существует. Цены указаны в национальной валюте - юанях. Обменный курс в государственном банке "Bank of China":1$ = 8,1 RMB.
15 -19 августа

15 . августа . 2004
Полседьмого утра мы доехали на рейсовом автобусе до Усть-Каменогорска. Поспать нормально, конечно, не удалось. L Автобус до Зайсана идёт только в 18:40 и прибывает в 6:00. Решаем доехать до Георгиевки (115 км) на автобусе, а потом двигаться автостопом. Причём сидячих мест на автобус нам не досталось. В деревне завтракаем, а затем насильно пытаемся рассчитаться баксами, так как местной валюты у нас нет. Долго не можем поймать машину. Наконец, решаем разделиться на пары. Едем сначала на "Урале" с золотодобытчиками, затем на "Уазике" до Кокпекты. Причём, как бы мы не пытались разделиться, но подбирает всех всё равно одна машина! J Потом меня с Натальей подвозит "Москвич" до "известкового источника" (10 км). Машина просто "находка археолога", и мы за столь короткий отрезок пути даже успеваем поменять колесо.
Стоявший у родника "Камаз" забирает нас до Пекина (как пошутили водители). J Бензовоз едет очень медленно (40 км/час), каждый час останавливается, так как вода в радиаторе закипает (и мы пьём чай), и доливаем свежую. По дороге обедаем, рассчитавшись в этот раз рублями, и дальнобойщики нас угощают полтарашкой свежего кумыса! В Зайсан мы приезжаем только поздно ночью.

16 . августа . 2004
Встаём в шесть. Мы остановились в 2 км, не доезжая города. По арыку пустили воду, а мы подумали, что начался тайфун. J Зайсан, по глупости, обходим по объездной - прошло всего лишь 2 попутных машины. К таможне Майкапчагай подъезжаем к 9:30 на деньгопросе (50 км, 100 рублей).
Говорят, что Алекс с Ольгой уже прошли первыми. Как всегда СНГшная таможня задержала нас на 2 часа. L Я просто в бешенстве: никогда больше не буду пересекать границу пешком. К тому же на казахской стороне с нас слупили по 500 тенге за автобус, который провёз нас не больше километра! Но таковы установленные правила - пешком нельзя! Скоро обед на таможне (в 12:00), а мы ещё торчим здесь. L Успеваем пройти последними.
И вот, наконец, мы на китайской таможне. Разница чувствуется сразу: дружелюбные таможенники, приятные здания. Так как у китайцев был обед (который длился не много, не мало - 2,5 часа), то у нас изъяли паспорта, вещи и выпустили в посёлок Jeminay. Алексей с Ольгой нас ждали здесь уже часа два! Тут же бурно поделились впечатлениями за прошедшие сутки. В отличие от нас им больше повезло. Они вчера уже в 9 вечера были в Зайсане и могли уехать до границы, но провели тот вечер в надежде поменять рубли на тенге и покушать. Никто не хотел их кормить за рубли и менять "деревянные" также не желали. Но голод сделал своё дело, и они после часа безрезультатных поисков "додавили" сердобольную казашку, которая продала им 2000 тенге. J
Мы пошли кушать. Русских, а особенно казахов, здесь тьма. Этот посёлок представляет собой большой склад перед отправкой в Россию и Казахстан. Дождавшись открытия таможни, мы моментально прошли её при помощи опыта, приобретённого Алексом.
Взяли такси до города Jeminay (20 RMB). Выходим из города на трассу, привлекая внимание местных аборигенов. Девушки-дорожницы помогают написать фразу на китайском: "Подвезите, пожалуйста, немного по пути в :" в двух экземплярах. Спасибо им за это! Мы бы, наверное, потеряли много времени, перерисовывая её самостоятельно. Останавливаем большой грузовик. Садимся в кузов, и остатки цемента не делают нас чистыми. L Заезжаем в карьер, засыпаем песка, и мы уже едем в песочнице. J Водитель-helper оказывает нам огромную помощь: довозит до Burqin, ведёт купаться на Иртыш (Ertix He), кормит ужином из национальных блюд (70 RMB), а главное - уже поздно вечером помогает выбраться из города на машине приятеля. Ночуем в 10 км от города, на развязке дорог на Karamay и Beitun.
Burqin оказался настолько приятен и уютен, что я, пожалуй, согласился бы родиться здесь, но не китайцем. J В городе много гостиниц для туристов. Главной достопримечательностью здешних мест является озеро Kanas, что лежит в горной стране Алтай, и очень ценится китайцами, так как в Xinjiang преобладают степные и пустынные ландшафты.

17 . августа . 2004
Утром мы с Натальей возвращаемся в Burqin, чтобы забрать забытый на зарядке телефон и купить SIM-карты китайского оператора сотовой связи. Долго идём по трассе - машин мало, да и те, что есть не останавливаются. Только через полтора часа добираемся до города (каких-то 10 км!). L Быстро находим офис China Mobile. Там долго не могут понять, чего мы хотим. А когда наконец-то понимают, у них оказывается в наличии только одна SIM-карта! В итоге, за 2 часа переговоров на китайско-русско-английском Нате удалось приобрести одну SIM-ку (50 RMB) и 150 RMB времени. За это время я сбегал за забытым телефоном, сменял доллары на юани в государственном банке - Bank of China, который оказалось не так быстро найти. По дороге из города забегаем в супермаркет. Покупаем печенье, пряники, шоколад и газировку на 105 RMB! Мы сначала думали, что нас обманули, но в последствии оказалось, что все продукты в магазинах так дорого стоят! Возвращаемся к ребятам только через 4 часа! Они уже нас заждались и напеклись на жарком солнышке. Откупаемся газировкой, шоколадом и пряниками.
Дорога до Beitun оказалась отвратительной, на стадии создания, к тому же транспорта к обеду поубавилось. Едем в кузове грузовиков дорожных рабочих вчетвером, в кузове трактора, пока надолго "не зависаем" в водосточной трубе посреди выжженной степи. Вокруг нестерпимо печёт солнце (+37°С), а в трубе, под дорогой - прохлада и сквознячок. Ну, мы и влипли! Наверное, нужно было ехать в объезд через город Altay (в пер. с казахского - "золотой").
Через час нам удаётся таки уехать бесплатно на микроавтобусе до города Beitun. В городе заходим на автовокзал, но автобуса до следующего посёлка в ближайшее время не оказывается, зато покупаем два подробных атласа Китая полностью на китайском (по 18 RMB). Удачно и быстро выезжаем на городском автобусе в направлении города Sarbulak. Пытаемся стопить на выезде минут 10. В итоге, позволяем увезти себя в кузове грузовика обратно в город к шикарному отелю (у Ольги сдают нервы - она больше всех уверена, что на трассе Beitun-Sarbulak, по которой мы хотим ехать, совсем нет транспорта).
Много кушаем, пьём арбузы. Покупаем вторую SIM-карту China Mobile и ещё 50 RMB времени. Теперь у нас по 12$ на каждом номере. И судя по тарифам (0,8 RMB/минута), нам должно хватить этих денег до конца поездки, если мы будем непрерывно болтать. J
Решаем ехать завтра на автобусе до Urumqi, но билеты купить не удалось, так как вокзал уже закрыт (20:00). Идём ночевать на р.Иртыш (10 минут пешком в сторону города Altay от автовокзала и вы увидите прекрасную парковую зону)! Река здесь совсем маленькая и мелкая. По берегам растут тополя, и прыгают лягушки. Сегодня нами был установлен рекорд - 90 км автостопом по довольно оживлённым дорогам. Поменьше бы таких рекордов. L

18 . августа . 2004
Поздно встали, пошагали на вокзал садиться на автобус до Urumqi (670 км). Купили билеты (по 111 RMB) и пошли завтракать. Завтрак ограничился 3 чашками лапши, которую мы так и не смогли до конца осилить. Сели в комфортабельный автобус, правда, коленки вытянуть так и не удалось. L Наш маршрут лежал через город Karamay (в пер. с уйгурского - "чёрное масло"), вокруг которого вся пустыня была продырявлена нефтяными вышками. Затем выскочили на автобан и к 8 часам вечера доехали до мегаполиса Urumqi (в пер. с монгольского - "прекрасное пастбище").
Решаем попытать счастье на ж/д вокзале: купить билеты на ночной поезд до города Hami или даже до станции Dunhuang. Добираемся до вокзала пешком. Город удивляет своими масштабами и цивильностью. У огромного жидкокристаллического экрана на небоскрёбе репетирует незатейливый танец толпа китайцев. Ж/д вокзал также оказался огромным, чистым, просторным и даже с эскалаторами. Пока нашли кассы, туалет и разобрались с электронной справочной системой (кстати, есть английская версия!) минуло не менее часа. В кассах огромные очереди, и нам говорят, что на нужный нам поезд билетов нет. Ещё мы поняли, что на поездах выгодней ездить на большие расстояния (> 2000 км), а на маленькие лучше передвигаться автобусом.
Направляемся опять на автовокзал и попытаемся выехать из этого огромного мегаполиса, чтобы не ночевать в нём. Знали бы мы, что автовокзалов в Urumqi десяток. Мы же пришли на Long Distance Bus Station, на которую нас привезли из Beitun, но вокзал уже был закрыт. Попытались договориться с водителями маршруток, чтобы нас хотя бы вывезли из города на автобан, но таксисты "заломили" высокую цену. Тогда мы пошли искать место для палаток. В итоге, у большой дорожной развязки, по которой мы завтра, как оказалось, поедем в Turpan, на газоне мы его и обрели. Благо уже была ночь, и нас никто не побеспокоил. Разве только кто-то через чур любопытный в 5 утра открыл палатки. Но когда-нибудь, как говорят англичане: "The curiosity killed cat". J

19 . августа . 2004
Продрав глаза в 6 часов, мы наблюдали утреннюю зарядку китайцев. Один всё ходил "задом наперёд", другой вечным маятником качался на ветке дерева. J Умывшись в фонтанчиках-поливалках газонов, мы направились на уже знакомый до боли Long Distance Bus Station, откуда нас "отфутболили" на Turpan Bus Station, до которого мы добрались на переполненном городском автобусе, не заплатив ни юаня. Купив на сэкономленные деньги персики, виноград, билеты до Turpan (по 29 RMB), мы тут же сели в автобус.
Я и Ната слезаем на автобане, не заезжая в Turpan. Алексей с Ольгой решили посмотреть город и ничуть об этом не пожалели, правда, и отстали от нас на полдня. "Мы погуляли по нему 3 часа. Виноградники, старый город, улыбчивые уйгуры, приятные запахи, ослики, девушки на мотороллерах в коротких юбках - а-ля Ферганская долина."
Мы же стопим легковушку до Shanshan. Там покупаем виноград и также довольно быстро уезжаем на бензовозе до Hami. На объездной дороге Hami, где торгуют дынями, стоит грузовик, который забирает нас до Hongliuyuan. Пока водители грузят дыни, продавцы режут нам парочку для пробы. На верёвочках торговых лотков сохнут дольки дынь. Вялясь на солнцепёке, дольки, во-первых, создают какую-никакую тень, во-вторых, на них мухи кладут яйца: J
Уже в темноте доезжаем до развилки на Dunhuang (сам грузовик, кстати, шёл из Urumqi в Shanghai!). Полицейские пытаются поймать нам машину до Dunhuang, но туда едут только такси. Уже ночь, хочется спать, и мы решаем переночевать прям на этой развилке. Ставим палатку подальше от дороги, в пустыне.
20-24 августа

Туманы над Янцзы Туманы над Янцзы
На улицах Chengdu На улицах Chengdu
Черепахи в пруду Черепахи в пруду
20 . августа . 2004
Утром первая остановленная машина была красного цвета. Как оказалось, впоследствии, все красные машины - это такси. L Нас довезли до Dunhuang (100 км) за 60 RMB. Не без труда находим Five Rings Olympic Hotel, так как дешёвые гостиницы помпезностью холла не отличаются. Селимся в четырёхместный номер (по 15 RMB), Алексей с Ольгой должны подъехать к вечеру. Они звонили из Hami (~450 км от Dunhuang). В номере есть телевизор и мне даже посчастливилось увидеть русский мультик "На краю света" по одному "продвинутому" китайскому каналу! Душ в гостинице только холодный, но при такой жаре большего не нужно. Так как ещё 10 утра, то мы приводим себя и вещи в порядок и после обеда собираемся посмотреть Mogaoku, а вечером посетить самые большие в Китае "поющие барханы"!
Выходим из городка и пытаемся застопить машину до гротов (25 км), но никто не останавливается. Много автобусов и такси. Первые проносятся, разводя руками, а на вторых "разводим руками" мы. J Наконец, после получаса "зависания" подбирает пикап с цыплятами (12 км). Затем останавливается жёлтая легковушка и довозит до гротов. В итоге, на вид вполне интеллигентный китаец пытается с помощью своего англо-мычащего дружка раскрутить иностранцев на большие деньги. Он втолковывает нам, что готов увезти нас обратно в город после того, как наша экскурсия закончится. Мы якобы соглашаемся через 2 часа подойти к указанному месту, где будет ждать машина.
Нас подводят к ticket office, и мы покупаем билеты по 100 RMB с иностранного носа (китайцы платят всего 60 RMB)! Почему я поступил так опрометчиво - пустил 25$ на ветер (да простят меня китайцы) - меня напугал блок-пост на въезде и многочисленные ограды, к тому же в Internet-ресурсах ничего не говорилось о том, как можно здесь "обойти" ticket office.
У Наты пытаются отобрать фотоаппарат на входе, но я прячу его и прохожу с ним. Гроты представляют собой пронумерованные комнатки (около 500), высеченные в вертикальном склоне горы, и соединённые между собой снаружи многоярусными коридорами и ступеньками. Практически все гроты заперты, и только экскурсовод с группой может отпереть алюминиевые двери. Одни гроты большие, другие совсем крохотные. Стены расписаны фресками, а посередине находятся красочные статуи божеств (около 3000), осыпаемые щедрыми китайцами юанями. (Но ведь богов деньгами не купишь, разве только его алчных слуг!)
Долго бродим по многочисленным ярусным ходам, избегая толпы и изредка заходя в открытые гроты, протиснувшись через толпу китайцев. Пытаемся подняться выше гротов на гору, но откуда не возьмись, возникает охранник и просит спуститься вниз. К 5 часам народ рассасывается и можно в тишине побыть в главном гроте наедине с гигантским Буддой. Больше всего мне понравился грот с большой лежащей богиней и стоящими на заднем плане сотней слуг.
Обойдя закоулками поджидающее нас такси, хотя назначенное время уже минуло полтора часа назад, мы запрыгиваем в автобус с китайскими студентами, учащимися за границей. В автобусе одна юная художница рисует мой портрет в профиль за 5 минут!
У входа в гостиницу встречаем Алекса с Ольгой, только что прибывших в город. Последние километры до Dunhuang они ехали на автобусе, а вещи положили в багажник, в котором протекла канистра с вином. Естественно, и рюкзаки и вещи "упились" красным винищем. Пришлось выжимать! L Нашу гостиницу, подобно нам, в 150 м от автовокзала они искали полчаса. J
Уже вечером вчетвером направляемся к барханам (6 км) на взятых напрокат дорожных велосипедах (по 1 RMB/час). Долго пытаемся найти дорогу в темноте вдоль ограды (по информации из Internet справа должен быть "обход" ticket office). Но темнота нас окончательно дезориентирует и, в конце концов, мы оставляем велики в кустах, делаем подкоп под высокой оградой (благо она уже стоит на склоне бархана, а песок рыть одно удовольствие) и карабкаемся на четвереньках на гребень бархана. J Одна его половина, которая была на солнце, остаётся пока горячей, а другая - прохладная. Ночь. Внизу блестят огни плотной китайской цивилизации, вверху - огни всех остальных. Скатываемся к подножью бархана. Там, где мы оставили велики, местная молодёжь решила устроить пикник (тачки, пиво и девушки - вот их девиз), а мы подумали, что нас охрана засекла, поэтому чуть не пустились наутёк. J
В Internet Cafe (3 RMB/час) знакомлюсь с парнишкой, который назвался Fong Ping. Он из города Hong Kong. Тоже путешествует, увлекается скалолазанием, я тут же загрузил с сайта www.mountain.ru английские страницы. От него я пытался узнать тайны компьютерного набора иероглифов, но тем способом, которым обычно пользуются китайцы, сложно объяснить чужестранцу, как это делается. Также существует способ набора непосредственно Pinyan (латинской транскрипцией), но им никто не пользуется!
Мы же на форуме российских автостопщиков (кстати, не во всех Internet Cafe отображаются "русские страницы") оставили своё первое пространственное сообщение (естественно, набранное "транлитералом") о том, как хорошо здесь в Китае.

21 . августа . 2004
Сегодня утром Алексей с Ольгой направятся смотреть Mogaoku. Я проинформировал их, как проникнуть туда без билетов. Договорились о сеансах связи через каждые 4 часа (8.00, 12.00, 16.00, 20.00, 23.00). Мы же отправились покорять пустыню Qaidam. Завтракаем омлетом с помидорами, пирожками с травой, плюшками и каким-то молочным продуктом. Долго выходим из Dunhuang. Большой оказался городишко.
На выезде никто не останавливается. Только одни назойливые таксисты готовы везти (порой даже разворачиваются со встречной полосы). Но я нашёл уникальный способ быстро от них отделываться. Говоришь, что тебе в Shanghai и они, улыбаясь, быстро смываются! J Наконец, подбирает легковушка до Aksay (~90 км). Приехав в Aksay, водитель с нас требует деньги, причём никакие доводы не помогают. В итоге, после долгих разговоров на "китайско-русских диалектах" откупаемся 200 рублями с огромными усилиями (с нас же трясли 200 RMB). Но деньгопрос нам сильно нервы помотал, поэтому рядом с нашей китайской фразой "Подвезите нас, пожалуйста, немного по пути в :" появился большой перечёркнутый иероглиф "деньги"! J И больше мы проблем не знали, в отличие от Алексея с Ольгой, которые так и не нарисовали его и периодически попадались в руки деньгопросов.
Трасса пустая, но первый же гружённый бензовоз, едущий из Hami в Golmud, забирает нас. Едет он очень медленно, так как впереди подъём на перевал через Danghe Nanshan (~3600 м). По пути мы обедаем. Вокруг мёртвая пустыня. Ветер гонит песок, как позёмку, создавая где-то далеко высокие барханы. В первом часу ночи нас высаживают в посёлке Da Qaidam. Долго ищем место под палатку среди болотистых солончаков. Ставим её вблизи юрт, под лай собак.
Алексей же с Ольгой всю ночь ехали на грузовике до города Golmud: "На последнем бензовозе ехали 420 км. Одиннадцати часовая езда с кормёжкой. В городе Golmud часа полтора искали, куда воткнуть палатку, везде сыро и дома, очень холодно, высота 2780 м над уровнем моря. Первый раз одевались. Холодный ветер, температура около 15 и иногда чуть моросит дождик. На ночёвку встали в 5 утра".

22 . августа . 2004
Утром, в 8 часов, обнаруживаем при дневном свете, что место для ночёвки мы выбрали отвратительное: посреди заболоченного пустыря в посёлке, рядом со свалкой и юртами. Благо в гости к нам никто не решился пожаловать. J Завтракаем в придорожной закусочной (15 RMB) шагаем до развилки трасс на Xining и Golmud. Трафик на Golmud в несколько раз больше, но нам в Xining. L Мы долго стопим, но все, немногочисленные машины, проносятся мимо.
Я иду к полицейскому посту, расположенному на трассе на Golmud. Страж закона без лишних слов уводит меня на задний дворик, как я подумал для каких-нибудь формальностей. Но там я обнаруживаю 5 велосипедистов! Такого я не ожидал! Девушка-немка объясняет мне на смеси русско-немецкого, что они на неделю 2 воссоединившиеся группы. Одна едет из Бейрута (Ливан) в Hong Kong через Сирию, Турцию, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и Китай по следам Марко Поло (со 2 апреля в пути, официальный сайт экспедиции www.marcopolobybike.com); другая - из Германии через Россию, Казахстан и Китай в Непал (с марта в пути, 12000 км за спиной). Окончательно офигевший, я возвращаюсь на трассу, где "дежурит" Наталья.
Тут же останавливается Volkswagen с "генералом" (4 звезды), адъютантом-водителем и человеком в штатском в салоне. Едём с ними до Delingha (150 км), пропустив большую военную колонну. Приехав в город, нас приглашают отобедать. Верней, просто без лишних слов, ведут в ресторан. Обед оказался самым шикарным за всю поездку и стоил он - 360 RMB. Мы сказали, что в Москве в китайском ресторане такой обед стоил бы дешевле. J Всего нам было подано 8 блюд: говядина в табаке, какая-то странная рыба, "сыроватая" картошка, "газонная" трава, тушённые баклажаны, рис, "суп-компот", красиво уложенный омлет и, конечно, зелёный чай без сахара. Всё было очень острое и вкусное! Я сидел и попивал несладкий чай с полным карманом растаявшего шоколада. Утром положил полплитки в карман куртки и забыл. J
Звонил Алексей из автобуса, который уже несколько часов стоит на вокзале в городе Golmud и никуда не едет. "Купили билеты в лежачий автобус. Не понятно, куда и во сколько автобус поедет. Оля бьётся в истерике. Всё ей кажется грязным. Ну типа - общага китайская на колёсах: просанные матрасы, слегка прокуренные и облёванные. Китайцы жрут яйца и бросают шелуху тут же. Девушка с длинными волосами была прозвана Олей блохастой. (У Алексея мания на длинные волосы, а коротковолосой Оле просто было завидно. - Прим. авт.) Куча вещей на крыше автобуса. Настоящая китайская экзотика начинается!.. Ждали отправления автобуса в полной боевой готовности 6,5 часов. Просто ох:ли. Оля несколько раз подбивала меня уйти из автобуса, но люди сидели-лежали так, как будто автобус отправляется через минуту. Неугомонные китайцы погрузили мотоцикл на крышу! Когда автобус набили под завязку, он стал больше походить на тюрьму на колёсах. Очень холодно ночью, дует из окна. Пришлось укрываться санным, грязным одеялом. Интересно, будет ли теперь чесотка или пронесёт. (Однако "пронесло". - Прим. авт. J) В автобусе мы провели 18 часов, из них 12 часов ехали, причём по отличной трассе 600 км."
Затем мы поехали в штаб, так как нам сказали, что готовы нас подбросить до Lanzhou. Радости нашей не было предела - 700 км на одной машине, да ещё с "генералом"! Но как показал опыт, радоваться стоит после: удача - штука тонкая, спугнёшь - не догонишь. L Пока "генерал" решал стратегические вопросы в штабе, смутно выяснилось, что в Lanzhou они поедут только вечером и приглашают, естественно, нас на ужин, а было ещё тогда 3 часа по полудню. Мы не могли упустить такой шанс (сразу быстро уехать на 500 км) и согласились, сказав, что пока хотим погулять по городу.
Естественно, китайцы нас не отпустили, и мы поехали "гулять" по городу на машине. J Фотографировались на главной площади и у высоченной пагоды. Затем адъютант сказал нам, что он должен немного поспать в гостинице, и хотел тоже поселить нас в шикарный отель. Но как мы не пытались объяснить ему, что нам отель не к чему - мы лучше погуляем по городу. После долгих объяснений на китайско-русском с помощью разговорника и жестов мы поняли, что скорей всего они поедут в Lanzhou в ночь. Пришлось расспрощаться. L
Довольно быстро выходим из города. Долго не можем уехать - очень мало машин, к тому же дело было в воскресенье вечером. В конце концов, нас забрал микроавтобус до Xining за 200 RMB. Ехали мы комфортно (лёжа), правда по плохой дороге с многочисленными объездами и по темноте. Китаец с парнишкой угостили нас pepsi, курагой, кишмишем и "радиоактивными" сухариками.

23 . августа . 2004
Приехав в Xining в 4.30 ночи, мы попросили водителя подбросить нас до автобана на Lanzhou. Он, высадив сына дома, конечно, повёз нас к отелю, откуда в 6:30 ходили автобусы на Lanzhou. Естественно, у нас была куча времени, чтобы выбраться на автобан самостоятельно. Долго шагаем по ночному Xining, изредко пугая сонных китайцев дурацкими вопросами ("Как выйти на автобан?"). J Нам повезло - грузовичок подбросил нас до tullgate (7 км). Ещё долго стопим на tullgate (пункт сбора подати на платных дорогах): темень, машин мало, идёт дождь.
Уезжаем только тогда, когда совсем рассвело и стало видно наши буржуйские рожи. J Нас, к несчастью, высаживают на первом же повороте до Linxia. Отличное и оживлённое шоссе до Linxia должно начинаться ближе к Lanzhou. L Браво шагаем в гору (особенно в такую рань, да после бессонной ночи) по бесконечным трущобам вдоль дороги. Затем нас подбирает грузовик с мебелью на 60 км. "Зависаем" надолго в городке Hualong. С горя садимся в автобус до Linxia, и с нас дерут, аж, 150 RMB за каких-то 140 км. Доехав до первой стоянки, пытаемся выбить назад так опрометчиво заплаченные деньги. Однако, с огромным скандалом, с намёками на полицию, нам с большим трудом удалось вернуть только 90 RMB за треть пути! Расстроившись окончательно, идём завтракать-обедать. В этот раз, попросив сахара, мне насыпали целых полстакана и я не стал его размешивать! J
Быстро уезжаем на 2 машинах до Linxia. Вообще, как только мы сошли с автобана, дорога стала интересна. Разноцветные терраски с причудливо, но по-разному сложенными снопами; травяные, а порой даже скалистые склоны гор; совершенно дикое, узкое ущелье с вертикально вздымающимися на сотни метров скалами; отличный асфальт с серпантинами на высокие перевалы; порой встречающийся экзотичный транспорт; великая красно-коричневая Хуанхэ; глиняные заборы и хижины - всё это не могло не изумлять наши городские русские души. Больше всего мы были удивлены оригинальным методом молотьбы риса. Его кидали прямо на трассу, и проносящийся и сигналящий транспорт делал своё дело. Затем мётлами зерно сметали на обочину. J
В Linxia нас привозят в противоположный конец города. Поэтому долго выходим-выезжаем на городском автобусе. В автобусе с нами пытается заговорить преподавательница местного колледжа, которая от волнения "теряет" язык и минут 10, вспоминая хоть какую-нибудь фразу по-английски. J Остановившийся Volkswagen, подвозит нас до Hezuo. Водитель дарит кассету с так любимой мною музыкой (70% песен, звучащих на улицах и в машинах, было именно этого популярного певца). Природа здесь не переставала нас изумлять ещё больше. Узкая горная долина с высоченными крутыми склонами, верхнего края которых не видно из низкой машины. Отличная дорога вьётся вдоль бурной реки. Проезжаем свороток в Xiahe (раскрученную тибетскую деревушку), на котором стоит tullgate! Значит, даже за въезд в деревню деньги берут. Из Hezuo нам не удалось уехать - стемнело. Палатку ставим за городом.

24 . августа . 2004
В 7 мы уже на ногах. Автостоп не удался, я поддался соблазну, и мы уехали на автобусе за 120 RMB (160 км, 4 часа). Опять нас, наверняка, надули, так как местные перед тем, как заплатить за проезд, долго о чём-то договариваются. Дорога отличная, перевалов не было. За окном китайского "Пазика" безлесные, пологие холмы, на небе - непроглядные, хмурые облака, в автобусе - не чистые тибетцы. J Автобус, словно городская маршрутка, делает многочисленные остановки, ссаживая-подсаживая пассажиров. Доехав до перекрёстка на Langmusi, отказываемся от услуг такси (15 RMB). Шагаем 3 км до деревушки. Завтракаем-обедаем пельменями и овощным супом (11 RMB). В этот раз Наталья таки насыпала зелёного чая сама, но в таком количестве, что он разбух и нечего стало пить. J Селимся в первой попавшейся гостинице (40 RMB). За окном дождь, но мы не унываем и молимся об его кончине. J
На местных (тибетцев) глядеть одно удовольствие: колоритные, разнообразные одёжки и мощные шумные мотоциклы. Пока я пишу эти заметки, девчонка Ася (маленькая работница отеля) увела Нату на экскурсию по местным храмикам. Вернулись они в грязнущей обуви и джинсах, так как на не асфальтированных улицах глубокая слякоть. Я же одним глазом смотрел олимпиаду (естественно, на китайском), но изредка проскакивает слово "элосы" (в пер. с кит. "русский"), мелькают родные лица и сразу становится радостно. За окном пасмурно, временами дождь, ветер (+14°С). Вечером пошли гулять, покрутили барабаны, прошли храмы, священную пещеру, юрты, водоём с рыбой и отправились по горной долине вверх.
Долинка оказалась завораживающей - многочисленные гроты, лиственницы, отвесные скалы, вздымающиеся вверх одинокие жандармы. Поднимались вверх по ней около 1,5 часа. Облака здесь проносятся совсем низко над головой - приходится пригибаться. J Дошли до юрт пастухов. Они гнали бесчисленную отару овец домой. Погода начала налаживаться. Даже появилась луна в этом красивом диком ущелье и освещала нам путь домой.
Уже по темноте вернулись в город. Ната захотела кушать. Зашли в европеизированный ресторан. Я пробовал местное пиво, а Нате огромная тарелка овощного супа пришлась не по зубам. J В кафешке было шумно. Большая компания японцев, парочка англоговорящих и одинокая девушка, читающая книгу.
Вечером стираю одежду под холодным душем. Ната жалуется, что, мол, она совсем "не при делах". Даже стирать ей не позволяют.
25-28 августа

Сhuguchak Сhuguchak
Буддисткий купол Буддисткий купол
25 . августа . 2004
Утром прогулялись по городку, благо погода сказочная. Лёгкие облака гонит по голубому небу свежий ветерок, солнце ярко блестит на небосводе, не давая шансов получить светлые негативы. Покрутили многочисленные барабаны, пофотографировали храмы.
Сегодня в 8:00, после 3 суток молчания, вышел на сеанс связи Алексей. Жаловался на холод, отсутствие цивилизации (причём он звонил с мобилы J) и унылые туманные пейзажи. Выяснилось, что они находятся в 100 км (по прямой) от нас в деревушке Aba. Договорились к вечеру встретиться в Songpan. "В городе Aba - шикарные монастыри и их очень много. У Ольги проснулся дар фотографа, и она тут же извела 2 плёнки. В городе одни монахи. С одним познакомились. Он хорошо говорит по-английски, правда читать и писать не умеет. По-китайски даже говорить не умеет. J Ему 25 лет: 22 года провёл в монастыре, уже 3 года учится в университете, в Chengdu. Удивительно много народу не умеют читать и писать по-китайски, что не мешает им водить машину и пользоваться мобильниками! (Алексей даже говорить по-китайки не умел, но тоже пользовался: - Прим. авт. J)"
Быстро, на тракторе, выезжаем на трассу (3 км). Около часа сидим на развилке. Дальнобои либо не останавливаются, либо кабины полны народу. Идём по трассе. Асфальт после поворота на Langmusi кончается и начинается "великая стройка". На всём протяжении от Langmusi до Zoige строят широкую насыпь, роют туннели через горные массивы, выравнивая дорогу, срывают верхушки холмов. Сначала подвозят на несколько километров дорожники. Я еду в кузове пикапа и меня атакуют пчёлы! Но только одна успевает меня "цапнуть" за нос, пока я забираюсь в кабину. Оказывается "загадочные" коробки, которые непрерывно везут на грузовиках - это ульи. Их спускают вниз, в долины, на зиму. А обезумевшие, потерявшие дом, пчёлы мечутся огромными роями вдоль трассы и достают не только чужестранцев, но даже местных!
Долго прячемся от "страшной напасти" в местной лавке у трассы, пытаясь уехать хоть на автобусе. Затем от безвыходности, намазавшись с горя репеллентом, который, как оказалось, абсолютно не эффективен, выходим из посёлка. После того, как Наталью кусают 2 пчелы, и она решает, что всё самое страшное позади, нас подбирают 2 джипа с молодёжью, едущих из Lanzhou в Chengdu. Ната садится в первый, я - во второй. У каждого пассажира в машинах по рации и они непрерывно весело болтают. Дорога просто убийственна. Даже при такой серьёзной подвеске, как у Pajero, за 70 км задница становится не своя. L Нас подвозят до Zoige, где мы ужинаем, пытаемся уехать дальше, но темнота гонит нас к болотистой реке, оказавшейся истоком Хуанхэ, где мы и ставим палатку. К тому же начинается дождь, и Наталья чем-то отравилась. L

26 . августа . 2004
Всю ночь шёл дождь. Утром он моросил. Выходить на мокрую пустую трассу, совсем, не хочется. На сеансе связи Алексей говорит, что сегодня ночью им сильно досталось от дождя. "Ночью случился душ с небес. Как не переломало палатку и нас не смыло, не знаю. Было ощущение, что кто-то рядом стоит с брандспойтом. (Может быть так и было? - Прим. авт. J) Я ждал, когда же вырвет колья у палатки или порвёт тент. Это был бы "полный пепец". Важно, было бы не захлебнуться в таком дожде. Но палатка была на высоте!" Вновь, уже второй раз, к вечеру забили стрелку в Songpan. Всё-таки к 8 часам решаемся на подвиг: сворачиваем вещи и внутреннюю палатку под тентом.
Дождь сжалился над нами, когда мы вышли на трассу. Трафик не велик, но и тот, что есть, забит до отказа. Наконец останавливаем микроавтобус, везущий нас на 80 км. Причём нас провозят километров на 30 дальше поворота на Songpan. L Я матерю глупых китайцев "на чём свет стоит" (они ведь всё равно ничего не понимают)! Решаем не терять время (тем более по плану-графику сегодня мы уже должны были подъезжать к Chengdu) и ехать сразу дальше, не посетив ни один сычуанский национальный парк. L Автобуса до Chengdu не оказалось. Завтракаем и выходим из городка.
Подбирает снова "микрик" километров на 100. Водитель и пассажиры - не китайцы. Лопочут на своём наречии, курят крепкие сигары. Смотрим национальные клипы на ЖК-панели, вмонтированной в солнечный козырёк. Постепенно травянистые холмы и болота вытесняются горными реками и долинами с буйной растительностью. Нас высаживают в маленьком посёлке. Быстро выходим из него, проходим полицейский пост и встаём на позицию. Никто не останавливается! Идём с этого проклятого места дальше. Не долго нам пришлось идти. Через 100 метров, на крутом, опасном повороте останавливается грузовичок, забирающий нас до развилки дорог в провинцию Qinhai. Там мы сразу залазим в закрытый кузов грузовика (50 км). Вместе с нами едут 2 китайца, которые нас угощают печеньем. В кузове ехать не сахар. Асфальт сказал "йок", и горная дорога пошла на перевал. К тому же приходится отбиваться ногами от железяк, свободно катающихся по всему кузову. В общем, через 50 км такого аттракциона мы вылезли грязные и полуглухие от громыхающих листов обивки. И, кстати, подумали: "Какой же дурак таких подберёт?" Но как ни странно - нашёлся такой!
Минули очередной городок и застопили крутую Mazda. Всю дорогу мы вновь изумлялись красотой, которая нас окружала. Дикое, уютное ущелье с лесом, склоны которого теряются в облаках, горная бурлящая река, маленькие, уютные домики.
Нас довозят до курортного городка а-ля Белокуриха (что расположен, не доезжая города Li Xian), где мы недорого ужинаем (15 RMB) и пытаемся уже в темноте найти место под палатку, сначала на возделываемых террасах, затем - на берегу горной реки. Но всюду что-нибудь растёт, либо кто-нибудь живёт. В итоге, находим каменистую ровную площадку у грядки с кукурузой. J
В этот день мы поступили крайне подло: "Ваня нас классно "кинул", сам, назначив стрелку в городе Songpan и не явившись. В нацпарке Huanglong поселились в гостиницу за 80 RMB. Туалет на замке, ключ у хозяйки, и она открывает его, переходя через шоссе. Душ по требованию. Ваня с Натой ночуют сегодня на огороде между капустой и кукурузой, в 100 км от нас, но опять через хребет высотой 4000 м."

27 . августа . 2004
Встаём в 7 утра. Хотя палатку поставили на камни и недалеко от жилья местных, спалось отлично, и никто не посмел нас побеспокоить. Только, когда я начал сворачивать палатку, появились тётенька с дяденькой. Удивлялись, лопотали что-то по-китайски и тыкали пальцем на свою хижину. "Мол, обиделись мы, что вы в гости не пришли". J Мы же, умывшись в бурной реке, вышли на трассу. Долго шагали по извилистой горной дороге, любуясь открывающимися чудесными видами, полностью игнорируя попутный транспорт. Рвали незрелые груши.
Застопили вчерашнюю Mazda с ароматным запахом в салоне, приятной, подходящей под пейзаж саксофонной музыкой (которую я как не пытался купить - не удалось), super-комфортабельным салоном и мощным мотором. Она снова подбросила нас до ближайшего городка Li Xian. Позавтракав вкусной, но почему-то пресной лапшой (хотя мы уже в центре провинции Sichuan, где самая острая кухня), быстро выходим из города. По глупости залезли в маршрутку, но километров через 10 благополучно вылезли из неё, объяснив водителю, что мы не намерены платить. Пошагали на лучшую позицию, по привычке любуясь беснующей горной рекой.
Останавливается наша старая знакомая Mazda. На заднем сиденье я нахожу сок, которым меня угостили хозяева, но который я проигнорировал в отличие от Наты, а теперь он будет весьма кстати. Выясняется, что машина поедет прям до Chengdu. Решаем "наплевать" на национальный парк Wolong, в который мы намерены были заехать по пути. Но отставание от графика один день! Водитель несётся быстро, на все 100 используя столь мощный движок, и, наверное, забыв про узкие горные дороги, забитые транспортом. Дорога удивляет своей дерзостью, природа - своим величием, а рукотворные сооружения - своей грандиозностью.
В городке Dujianguan мы вкусно обедаем. Выезжаем на автобан и 50 км до Chengdu преодолеваем за 20 минут! Нас подбрасывают до университета, где мы хотим поселиться в hostel. Но университет, где мы оказались, не сычуанский, а экономический, и самый дешёвый номер в хостеле стоит 200 RMB! Студенты уже вернулись с каникул, и у нас нет надежды обрести дешёвое жильё при университетах. Решаем остановиться в SAM's guesthouse. Там дешёвых и свободных dorms тоже не оказалось. Берём шикарный double за 120 RMB.
Вечером гуляем по центру города, набиваем желудки, стираемся. Наконец-то спать!
А Алексей с Ольгой пытаясь пробраться "в обход" ticket office, попали в непролазные джунгли: "Чудная прогулка по джунглям. Тропа закончилась через 200 м набора высоты, а по мокрым дремучим кустам, ой, как несладко идётся, поэтому первой в основном шла Ольга. После 500 м подъема под дождем заявила, что джунгли - это не для неё. Всё в г...не панд, но не видели ни одной. После 2,5 часов подъёма пошли вниз другой дорогой. Перебродив речку, мокрые, как суки, попытались лазать по гротам у дороги. К обеду стало не до нацпарка. Надо было делать штурм поближе к входу." (Уже дома я осознал, какие классные места мы с Натой пропустили. Jiuzhaigou Ravine Scenic Area знаменита своими снежными вершинами, водопадами, лесами и озёрами. "Самый красивый пейзаж, рай под открытым небом!" Huanglong (Yellow Dragon) - живописное ущелье с небольшими озёрами, благодаря своему вулканическому происхождению, имеющие необычный цвет и форму. - Прим. авт.)

28 . августа . 2004
В 7 часов утра вдруг дверь распахивается, и в номер заходят Алексей с Олей, так как Наталья рано утром (в 5:30) уехала смотреть "ненаглядных" панд и не закрыла дверь. Оказывается, они ехали всю ночь на открытой машине из Songpan. Совершенно офигевшие от шикарного номера гостиницы, они начинают делиться впечатлениями. "Поймали открытый джип с соревнований. Точнее 3 джипа. Вся ночь в пути (335 км). Холод, звёзды и ветер. Ехали 500 м выше водохранилища. Особенно запомнились наши спящие водители на коврике на асфальте заправки. Жизнерадостная, симпатичная, но курящая girlfriend водителя. Высадили в центре Chengdu в 6 утра. Ребята неплохо устроились в дорогой гостинице в самом центре города, недалеко от памятника Мао, за 120 RMB. В номере - горячая вода, туалет, ванна, душ, телевизор, кондиционер, сады в фойе, золотые рыбки. Очень контрастно после тибетской нищеты."
После долгих рассказов, стирки и принятия душа, мы выдвигаемся менять деньги и покупать билеты на поезд в двух направлениях - до Panzhihua и Urumqi (на обратный путь). Приехав на вокзал, обнаруживаем тьма народу в кассовом зале. Две кассы для иностранцев, конечно же, не работают. L Встаём в очередь для "простых смертных". К счастью, очереди движутся очень быстро. Подсовываем кассиру бумажку с "заготовкой с иероглифами" для билета до Urumqi. (На ней указана станция назначения, тип вагона, желаемые места, количество билетов, номер поезда, дата отправления.) Она что-то лопочет на непонятном китайском, затем приводит парня, говорящего по-английски. Он нам объясняет, что билеты можно купить только за 10 дней до отправления поезда. Тогда подсовываем вторую "заготовку" и, о чудо, в первый раз нам удаётся купить билеты на поезд до Punzhihua, правда на верхние (третьи) полки (по 113 RMB).
Завтракаем и идём пешком до Wehua Temple (по 1 RMB). Наталья должна подъехать туда же. В парке полно китайцев. Они сидят за бамбуковыми столиками, на бамбуковых креслах и оттягиваются, ведь сегодня суббота. Туристы же и верующие шатаются по многочисленным храмикам, заполняют "святые деньги" и просто гуляют по парку. Половина площади парка занимают газоны, беседки, фонтаны и зеленоватые пруды с жабами и черепахами; а другая половина принадлежит храмам с внутренними двориками, сувенирным лавкам и большому чайному двору.
Освободив комнату в отеле в 16:00, с нас ещё содрали 60 RMB, потому что расчётный час в 12:00. J Оставляем рюкзаки на хранение и идём гулять по городу. В один из городских парков попытались пролезть без платы, так как она оказалась непомерно высока (по 30 RMB). Но разведка не принесла желаемых результатов. L
В 20:20 садимся в поезд до Panzihua. Очень душно в вагоне.

29-14 сентября

29 . августа . 2004
Просыпаюсь в 6. Едем вдоль красновато-мутной Янцзы, но многочисленные туннели мешают насладиться открывающимися далями. В 11 прибываем в Panzhihua. Завтракаем. На улицах много торговцев тропическими фруктами. Долго выходим на хорошую позицию. Разделяемся на пары. Стоп хороший, но вдоль трассы сплошная "населёнка" и, конечно, подвозят недалеко (5-10 км). Много грузовиков с углём, которые тоже едут недалеко, в карьеры. Природа стала совсем тропическая: вязы, бамбук, кедр и пальмочки. К ночи, с трудом, добираемся до Lijiang. Ночуем под рекламным щитом на бетонированной площадке в 3 метрах от дороги, так как всюду болото.
Сегодня произошёл прикольный случай. Остановив грузовик уже в темноте, мы обнаружили в кабине молодого парня с девушкой, которая минут через 5, подняла панику, что у неё пропал сотовый телефон. Пошарив в машине, в темноте мы ничего не нашли. Развернули грузовик на узкой дороге и поехали искать мобилу на то место, с которого нас подобрали. Не с первого раза нашли его по темноте. И тут смышленому парню пришла "гениальная" мысль позвонить с нашей мобилы и по сигналу найти телефон. Но наш баланс, у China Mobile, был исчерпан. Тогда Наталья поменяла SIM-карту на МТС-кую, у которой он был неисчерпаемый из-за того, что как говорила Ната: "Мама меня хочет слышать всегда", и мы сделали так необходимый звонок. Телефон запищал под сиденьем, но в темноте мы не смогли его найти. Пришлось звонить ещё несколько раз: J

30 . августа . 2004
Мы проснулись в 6, думая, что скоро пожалуют "гости", но на улице было ещё темно и пустынно. Собравшись, направились в центр города. Зашли в харчевню, съели 3 лепёшки с чаем и зарядили аккумулятор у телефона. Пошли искать офис China Mobile, чтобы пополнить баланс нашего телефонного номера. Было ещё рано и мы с трудом нашли открытый офис и дозвонились до Алекса. Они вчера поселились в гостинице в старой части города (по 15 RMB)! Офисный служащие написали нам адрес отеля, где остановились Алекс с Олей, и мы с этой бумажкой ударились в поиски.
В отеле моемся, валяемся, так как погода дождливая. К обеду начало выглядывать солнце. Мы тут же убежали смотреть "Венецию Востока". Её, действительно, стоит посмотреть! Канальчики, мостики, золотые рыбки, нории, монастыри и пагоды! Правда, улицы запружены торговыми лавками и ресторанчиками, ну, и туристами, конечно. Бесплатно пробрались с Натой в парк. Поднялись на гору по бесконечной каменной лестнице со спасительными (временами лил дождь) беседками. Я сбился со счёту на пятой сотне ступенек. Спустились и отправились осматривать пагоды в парке.
Вернулись в город, вкусно отобедали, благодаря Ольге, что подсказала нам кафешку с пельменями. Вечером я и Оля взяли штатив и отправились "на ночные фотосъёмки". Фотографировали старые здания с красными фонарями, ночные улицы, канал с плывущими свечками, луну на фоне городских ворот. Пытались проникнуть в главную пагоду через колючку, но только миниатюрная Ольга смогла преодолеть эту преграду. Вернулись с Олей очень поздно.
Мы разбудили и развеселили всех, так как устроили гонки: "кто вперёд добежит до отеля разными дорогами". Поспорили на 5 RMB. Ольга уже второй раз выиграла спор за этот вечер! Ночная жизнь в городке Lijiang останавливается глубоко за полночь! Назавтра планируем смотаться на треккинг Tiger Leaping Gorge.

31 . августа . 2004
Долго собирались. Как только прибыли на вокзал, тут же сели в автобус до Qiaotou (12 RMB). Позавтракав в деревушке, обходим ticket office, свернув перед ним влево. Причём пошли по тропе, которая круто уходит в гору. Ступеньки на тропе выложены из камня и бетонированы. Набрав метров 300 высоты, доходим до нескольких домов с садами. Натыкаемся на грецкие орехи. Хотя они сырые, долго разбиваем их о камни. Нате идётся тяжело, поскольку она совершенно неподготовлена для горных прогулок.
Дальше тропа траверсирует склон до следующей деревушки и идёт по кедровому лесу с бетонированными канальчиками и вскоре выходит в кактусовые заросли.
Долина прекрасна - крутые склоны, обрывающиеся вниз водопады, вьющиеся змеёй и блестящие горные ручейки. А внизу бурлит мутная Янцзы, напоминая о том, что именно она виновна в столь удивительном пейзаже.
По пути встречаем парочку европейцев и группу китайцев. Нату ждём через каждые полчаса. После "политбеседы" выяснилось, что она "тут просто гуляет"... Короткий разговор дал свой результат. Теперь она бежит впереди всех: До темноты находим Halfway Guesthouse, рекламируемый через каждые полкилометра надписями на камнях и скалах. Нам достаются отличные номера с огромными кроватями и даже в душе имеется горячая вода. А Наталья объявляет бойкот: отказывается есть и уходит гулять под мерцание светлячков.

1 . сентября . 2004
Всю ночь льёт дождь и утром не прекращается. L Хотя мы заказали завтрак к 7 часам, но смогли "подтянуться" к столу только в 8. Дождь к тому времени усмирился и стал лишь накрапывать. Идём по отличной тропе, как ёжики в тумане. Долина, то полностью заполняется им, то вновь появляется удивительный пейзаж - природа словно играет в прятки. Вскоре мы спускаемся к Янцзы. Проходим красивый мост, восседающий на высоте 100 м над каньоном. Шагаем по отличному асфальтовому шоссе 15 км (так называемая "нижняя тропа"). Проходим new (winter) ferry (зимнюю переправу). Т.к. шагать по асфальту совсем уже надоело, да и Tiger Leaping Gorge уже кончилось: завораживающие пейзажи сменились обыкновенной горной дорогой. Как на зло подвернулось кафе - зависаем в нём на 1,5 часа. Уезжаем на маршрутке до old ferry (5 км). На утлом судёнышке за час переправляемся через Янцзы (10 RMB). Так только к 5 часам мы добираемся до Daju. В деревне говорят, что завтра утром будет автобус до Lijiang, предлагают такси за 250 RMB. Мы решаем "поиграть в рулетку" на трассе. В итоге, уезжаем на микроавтобусе за 200 RMB. Дорога полпути поднимается на перевал высотой 3200 м по вымощенной булыжником дороге! По пути видим, насколько мы бы могли сократить путь, если бы переправились через new ferry (были бы в деревне ещё в обед и не опоздали бы на автобус). Проезжаем подъёмник на пятитысячник (5596 м). В нашем отеле, где мы оставили вещи, нас селят в новый тесный номер.

2 . сентября . 2004
Сегодня встав и собравшись раньше всех (7:30), я отправился на вокзал покупать билеты. Без 15 восемь я был у касс. Хотя можно было ехать в Dali в 8:00, я купил 4 билета на 8:20 и стал ждать остальных. Остальные не появились! Слава богу, что мне вернули все деньги, хотя кассир куда-то даже бегала перед тем, как их возвратить (150 RMB). Забравшись в комфортный салон прям с багажом, я стал материть остальных. В 11 часов я уже был в деревушке Dali и отправился к Three Pagoda Temple, благо её было видно с трассы. Пройдя браво в южные ворота храма и, минув читающего охранника, я отправился осматривать достопримечательность. Фотоплёнки, как назло, кончились. Пришлось покупать на территории храма (20 RMB). Пошатавшись по комплексу и забрав рюкзак, выхожу через северные ворота. Прохожу ticket office и любопытствую сколько стоит билет в этот храм - оказывается, аж 52 RMB!
Проходя мимо статуй львов у главного входа, я приметил китаяночку, мирно сидящую в тени огромных львов. Так мы и познакомились. Звали её Xie Li Feng. Только минут через 30, когда мы позавтракали, я понял, что она тоже путешествует: выехала из Guangzhou 30 июля, 10 июля была в Dunhuang, затем - Lhasa, Zhongdian, Lijiang и вот, наконец, Dali. Начался дождь, и он расстроил её план прогулки на велосипеде в ближайшую деревушку у озера Erhai.
Она повела меня под дождём в Guesthouse №5, где она остановилась. Причём по пути спрашивала дорогу, хотя отель располагался на одной из главных улиц. J Поселившись я пошёл смотреть город, но кроме сувенирных лавок и толп туристов, ничего интересного обнаружить не удалось. L Взяв напрокат довольно приличный горный велосипед, но сглупив и заплатив аж 8 RMB за 3 часа, я направился исследовать окрестности. Скатал в прибрежную деревушку, к брошенной пагоде и покатавшись по улицам Dali, я раньше времени отдал байк из-за того, что седло с коротким подседельником сильно достало - болели колени. Вернувшись в гостиницу, я был приглашён моей новой знакомой Xie Li Feng на интернациональный ужин: австралиец - 1 шт., китаец - 3 шт., русский - 1 шт.
Австралиец учил в Пекине китайский язык 2 месяца, так что в основном они лопотали на китайском. Очень долго и кропотливо девушки заказывали ужин. Помнится он состоял из блюд с грибами, курицей, травой, рыбой и рисом на пару: Но самыми вкусными всё равно оказались грибы. После этого я пошёл в гостиницу, а молодёжь отправилась в бар. В гостинице оказался халявный Internet, правда только в определённые часы. J
Алекс, Оля и Ната прислали письмо с номерами своих телефонов и ещё написали, что "убьют меня, когда найдут", т.к. у Оли разболелся живот, а у меня была аптечка! Так вот, я сидел в online и от души смеялся над коротким посланием, как вдруг кто-то постучал в окно - это были они. J Они уже много времени провели в Internet Cafe, в 200 м от моей гостиницы. Решили тоже поселиться здесь, но отдельного свободного номера не оказалось - выделили 2 места в одном номере и одну кровать в другом. Алексей поселился в номер с китаяночками и травил байки трём раскрытым ртам. J
Когда мы стояли и делились впечатлениями о не зря прожитом по отдельности дне, прибегает Ната и сообщает, что "в Китае маньяки есть"! Естественно, подробности она опускает: Говорит, что было темно и кто-то её сильно стукнул на улице. Сильно взволнована. Позже я пытаюсь успокоить Нату, но было уже поздно. Она позвонила в Москву своим ненаглядным "братикам", и мы не нашли общего языка в этот вечер. L

3 . сентября . 2004
В 7 утра я иду будить Наталью. Через некоторое время она приходит ко мне и заявляет, чтобы я отдал ей паспорт и деньги. Она хочет распрощаться со мной. Из-за моего вчерашнего поступка. Не желая хоть как-то давить на человека, но и не желая расставаться, я сказал, чтобы она ещё раз подумала. Получив отрицательный ответ, хотел сейчас же уехать, но Алексей сказал, что стоит немного выждать, а вдруг она передумает через некоторое время. Мы поехали в Xuaguang, чтобы позавтракать и разделиться, так как Алексей с Ольгой дальше планировали отправиться на море, а я хотел поехать к границе с Лаосом. В городе мы посадили Алексея с Ольгой в автобус до Kunming (66 RMB). С Натальей состоялся недолгий разговор, из которого понял, что она не хочет иметь дело с такой сволочью: Как мог пытался остановить её, но главной моей ошибкой было то, что отдал ей паспорт и деньги. L Я сел в автобус до ближайшего городка по пути в Xishuanbanna и укатил. Ната пока осталась в городе, чтобы "поменять деньги, поиметь Internet и решить, где растратить оставшиеся 12 дней визы".
Еду до ближайшего городка на автобусе. Долго выхожу из Nanjian. Меня подбирает очень медленный грузовик с углём. Мы часто останавливаемся, чтобы остудить мотор и заправиться: водой. 25 км едем 2 часа! В конце концов, я был даже рад, когда спустило колесо, и мы остановились. L Затем трейлер подвозит меня на 10 км. Ловлю грузовичок с осликами. На нём мы шустро доезжаем до Jingdong. В этом городе я никак не ожидал оказаться (он вдали от 214 трассы, по которой я планировал ехать). Но китаец говорит, что завтра утром он поедет в Puer, и возьмёт меня с собой. Привозит меня к гостинице, где за 20 RMB я селюсь. Вечер посвятил поискам еды. В итоге, как не хотел отведать шашлыки, но всё же пришлось. L Съел 2 маленьких шампурочка с картошкой и два с чем-то мясным, порезанные огурцы с соусом и сладкие помидоры.
Сегодня весь день был в трансе из-за ссоры с Натальей. Тупо двигался на юг, пытаясь "убежать от себя" как можно дальше. Оказывается у меня даже была "инструкция по применению", но в столь ответственный момент я ей не воспользовался. L

4 . сентября . 2004
Проснулся рано (6:00). Немного постирался и стал караулить машину с овечками. В новостях мелькают сюжеты о теракте в Беслане, причём в ужасных подробностях: паника, трупы, эмоции. Без десяти семь грузовичок приехал. Как только мы сели в машину, он предложил перекусить сладким молоком, клубничными кексами и колбаской. Дорога представляла из себя чередующиеся повороты с подъёмами и спусками. Отличный асфальт, но местами разрушен селями. Ехали мы до 12, затем вкусно перекусили. Только в обед мы были в Puer (~200 км). Я подарил китайцу открытку и написал свой адрес. Дальше подбросил джип до Simao. Чуть-чуть, по объездной, подбрасывает мотоцикл. Дальше иду пешком ещё 4 км. Редкий транспорт не останавливается. Все подают какие-то непонятные знаки: "мол, сами мы не местные:" J И только, когда объездная кончилась, уехал на грузовике.
Ехали мы медленно, так как качество трассы заметно понизилось, а поворотов - прибавилось. Наверное, это произошло от того, что параллельно дороге масштабно строился автобан, а наша дорога, подобно змее вилась, то сбоку, то внизу. Автобан стоял над тропическим лесом на опорах, порой нырял в тоннели. (Кстати, пока сидел под пальмой и писал эти заметки, ко мне на рюкзак и во все его карманы и складки, заползла сотня муравьёв. Так что жизнь тут не так проста, как кажется.) Часов в 8 (уже стемнелось) водила меня высадил, якобы у нац. парка, но кроме придорожных кафе ничего обнаружить не удалось. L Оказывается он высадил меня за 20 км раньше. Перекусываю, одеваю свою светящуюся куртку с иероглифом, беру в руки фонарик и стоплю такой же грузовик. Километров через 5 мы останавливаемся отужинать. J
Четыре дальнобойщика пытаются сосватать меня за старшую дочку хозяина кафе. (Всего их четыре. Я бы предпочёл среднюю.) На провокации не поддаюсь, улавливая все подсознательные жесты. На ужин и попытку "спаривания" у нас ушло около часа времени. Парк мы благополучно проезжаем. Я почему-то решил ехать в Jinghong. Высаживают меня на въезде в город, перед рекой Mekong. Прошу парнишку на мотоцикле подбросить меня до тропического сада. Попытка "вписаться" в сад не удалась, поскольку он соседствовал с отелем, и охрана сразу сбагрила меня туда, а там мне "посоветовали идти" в дешёвый отель. Ставлю палатку в каком-то огороде (в час ночи). "Your future depends on your dreams. So go to sleep."

5 . сентября . 2004
Встал в 7. Ночь была тёплой. Даже не пришлось доставать спальник. Иду первым делом в Medical Tropical Garden. Гуляю среди невиданных форм жизни (вот где нужно было ночевать). Пишу мемуары. Нахожу Internet Cafe (2 RMB/час). Долго ищу дешёвый отель. Один из указанных в путеводителе закончил свою широко-сегментную маркетинговую политику, и номера здесь только дорогие. Селюсь в WanLi Dai-Style Guest House (20 RMB). Затем иду гулять по городу в поисках temples, карт и bikes rent. Нахожу всё, кроме первого. На улице очень жарко! Завтра планирую поездку в Ganlaba by bike. Возвратившись в отель, обнаруживаю в своей комнате подселившегося корейца. Он путешествует цивильным транспортом. В его распоряжении 4 месяца. Везёт же людям! Общаемся, идём гулять по городу.

6 . сентября . 2004
С семи утра кручу педали вдоль мутной реки Mekong. С утра удивило обилие школьников, пожирающих всё на своём пути по дороге в класс. Через час я преодолел 28 км до деревушки. Попытка найти "Gum source of Banna" потерпела провал, а "Mounting temple of the big single pagoda" оказалась всего лишь маленькой пагодкой, на холме, на въезде в деревню. Зато порадовали пустующие храмы местной народности dai и уютные улочки их деревни. Назад доехал также быстро. В полдень уже отдыхал в гостинице. Полчетвёртого полил ливень. Я на велике собирался исследовать южные окраины города, а он всё продолжает лить. L Прикинул, что по времени придётся возвращаться только цивильным транспортом (на поезде, на автобусе).
Покупаю билет на ночной автобус до Kunming (169 RMB). Посмотрим, что это за аттракцион. Сегодня у меня день обжорства. В автобусе спал на второй полке посередине. Хотя места коротковатые, но удобные. Мне понравилось. В автобусе не курили, и было прохладно. Хотя 150 км дорога была откровенно плоха, не особо это ощутил. В городе Kunming были в 9:30, но попали в сплошной поток машин минут на 40.

7 . сентября . 2004
Беру билет до Baoji на вечерний поезд на завтра (301 RMB). Говорят, что беспересадочных вагонов до Urumqi нет. L Кушаю, залажу в online и рулю в Leshan. Хотя на нужный автобан попал довольно быстро (за 1 час), но никто не останавливается. Автобусы готовы везти за 20 RMB. В итоге, сажусь в minibus, который несётся 100 км/час. В городе Leshan меня запихивают в маршрутку до Stone Forest (5 RMB). Как только меня высадили на главной площади, я тут же приметил вышку, про которую видимо писал Алексей (от неё они начали обходить ticket office). Я решил ночевать на территории парка, поэтому рюкзак пёр с собой. Тропа, которую я выбрал, постепенно превратилась в грязное месиво. Местная тётка пыталась мне что-то втолковать. Хотя камней было много, но все они стояли довольно редко. Не таким я видел каменный лес на фотографиях. Встречалась также сплошная гряда каменных изваяний, но густой колючий кустарник скрывал их от чужих посягательств. Во мне возникло подозрение - ту ли вышку я выбрал?.. Встретившиеся пастухи полностью развеяли мои сомнения. До Stone Forest - 2 км. Но не правильно выбрав тропу, хотя других я не видел, я забрёл в такие дебри и в такую грязь, что я решил больше не терять время. (К тому моменту я уже проблудил с рюкзаком по грязи и колючкам больше 2 часов.)
Выбирался я тоже довольно долго, пообедал (18 RMB!) и отправился прорываться в Stone Forest через Five Tree Village.
Хотя на входе на территорию была охрана, она меня не остановила (я сделал вид, что иду в отель). В этот вечер я так и не побродил по каменному лесу, так как было уже поздно. Паренёк в обзорной беседке позволил мне поставить там палатку. J

8 . сентября . 2004
Утро пасмурное. К 7 часам я уже готов к покорению каменного леса. Оставляю рюкзак в ларьке и иду исследовать неизведанные просторы, с помощью приобретённой вчера схемы парка. Моросит дождик. Major Stone Forest оказался, действительно, потрясающим ландшафтом. Дорожки, вымощенные по его "коридорам", вызывают порой восторг. Пройдясь практически по всем основным тропкам, к 11 часам главным моим занятием стало избегать огромные группы китайских туристов. Причём в ключевых участках троп это было сделать невозможно. Я решил покинуть это сказочное место. Пытаюсь застопить машину сначала сразу в направлении города Kunming, затем из-за неудачных попыток в Leshan. Но ужасно мешают маршрутки и послать я их могу только китайским "цай че"! В итоге, на маршрутке еду до Leshan. Долго выхожу на автобан, хотя можно было добраться за 3 минуты! Пытаюсь стопить машины, как оказалось, в обратном направлении от Kunming. Когда я стал стопить в правильном направлении, все проносились мимо. Появился полицейский на мотоцикле, пытаясь, наверное, втолковать, где bus station. Но, к счастью, остановилась крутая тачка, провёзшая меня км 30. Водитель остановился на маленькой площадке прям на автобане и стал требовать деньги. Сначала 100 RMB, потом - 50. Я вылез. Уехал на автобусе за 15 RMB. В Kunming сдал рюкзак в камеру хранения (6 RMB) и пару часов гулял по городу, предварительно приведя свою одежду в порядок. Естественно, 2 часов для такого мегаполиса недостаточно, но люди бывавшие здесь, говорят, что "город вечной весны" не оправдывает своего названия, и долго здесь не задерживаются. В 18:22 сел в поезд. Проводник сказал, что будем в Baoji 10 сентября ночью.

9-11 . сентября . 2004 (поездатое время)
В Chengdu мы приехали только в обед. Поезд, на удивление, оказался цивильным. В нём не курили и имелись даже полотенца! Спасаюсь от скуки тем, что пишу заметки и общие впечатления о стране (аж, чернила кончились). Всё утро ехали вдоль горной Янцзы через многочисленные тоннели. Китайцы играют в карты, жрут, немногие читают, некоторые лёжа "плюют в потолок". По проходу непрерывно курсируют тележки со всяким барахлом. Приехав в Baoji в 3:30 ночи и удачно купив билет до Urumqi на 6:47 (380 RMB), я пошёл искать Internet Cafe по ночному городу. Обрёл я его довольно быстро и там было полно молодёжи. Алекс&Co в древней столице Xian сегодня будут смотреть терракотовую армию, а вечером сядут в поезд на Urumqi. Ната "случайно пересеклась с ними на море". Жалеет о происшедшем и хочет остаться друзьями. "Behind every successful man, there is a woman. And behind every unsuccessful man, there two". J
"Наступивший день оказался очень тяжелым", - пишет Алекс. - "Спать легли в 3 ночи. Идиллию нарушила крыса, бегающая меж кроватей. Продолжили дело многочисленные орды клопов, которых я не видел лет 20. В таких ужасающих условиях спать могла только Наталья. Утром не выспавшись, но приняв душ, поехали осматривать терракотовую армию. Добирались 1,5 часа на маршрутке №34 от ж/д вокзала (40 км). Кондуктор высадил нас не там, где надо. В результате мы осмотрели Tomb of Qin Shihuang за 25 RMB с рыла. Смотреть этот гранатовый сад на холме можно было только за бесплатно, тем более что обходные тропинки были. Озверевшие торговцы запрашивали 10-кратную цену за сувениры. Мы закусили 1 порцией лапши и 3 лепешками. Красная цена этого "обрыгалова" была 10 RMB, какого же было наше возмущение, когда с нас потребовали 65. Со скандалом покинули лоток, заплатив 23 RMB. В конце разозлённые, нашли вход к терракотовому войску - 90 RMB с человека. Обходных тропок не заметили, да и не искали. Восьмое чудо света не тянет даже и на 108. Фуфло, высосанное из пальца. Обошли всё не за день, как написано в путеводителях, а за 1 час. Кругом толпы китайцев, много иностранцев. Цены на всё ужасающие. Например, сфотаться - 120 RMB с человека, веер маленький - 350 RMB, пластинки, что в туристическом Dunhuang стоили 3RMB здесь были по 40. Обратно до ж/д вокзала доехали на басе №306. Сели в поезд до Urumqi. Вагон оказался самым отвратительным за всю поездку - грязно, нет кондиционеров, битком народу. Пришлось сгонять китайцев с наших мест".
Мне же досталась в этот раз нижняя полка. Зря Ната удивлялась, какие мол у китайцев спокойные дети. Маленькая девочка в моём купе полностью развеяла этот миф. Может быть, конечно, эта девочка не относилась к разряду детей (хотя ей было 2-3 года), но она маленько успокоилась только тогда, когда упала со второй полки и пыталась похныкать. За окном уже среднеазиатские пейзажи, где земля не видела дождя уже много дней. Купил себе поднос с рисом, не доросшими бобами и кусками мяса, яичницей (15 RMB). Вкусно, но дорого!
Утром были на станции Dunhuang. Так бесславно замкнулось колечко в несколько тысяч км. Весь день за окном пустыня!
Китайцы ужасно громко чавкают, вызывая у других аппетит. Зато у них в поездах длинные полки и заботливые проводницы. Оказывается детские билеты в поезда китайцы продают по росту. Существует 2 категории: меньше 1,1 м и от 1,1 до 1,4 м. Сегодня видел двухэтажный поезд! И китайское ж/д полотно, оказывается, европейского "формата". Ура - сегодня буду в Urumqi! Оттуда - 3 суток до дома. Весь день едем на запад, потом останется выбраться на север. В Turpan - жара и продают виноград по 5 RMB пакетик.
В поезде таки меня рассекретили. Девушка по имени Liu Qing (Лючин) из Urumqi, немного говорящая по-английски, набралась смелости поговорить со мной. Правда, из-за языкового барьера и многих "слушателей" разговор не затянулся.
В 20:00 прибыв в город и прыгнув в автобус, доезжаю до центра. Кушаю рыбу за 6 RMB. Иду в Bogeda Hotel, но там все дешёвые номера заняты. L Иду искать HongShan Hotel, но из него похоже сделали супермаркет. Начальник охраны хорошо говорит по-русски, но подсказать, где искать дешёвый отель, не может.
Иду кушать на площадь с "еТЪбой". Курица с лапшой (10 RMB). За моим столом пьяный прикольный англо-говорящий китаец звонит своему русскоговорящему другу и передаёт трубку мне. Я объясняю ситуацию, прошу помочь. Но вскоре пьяного уводят знакомые. Я опять остаюсь "у разбитого корыта". Иду искать Internet и забиваю стрелку Алексу&Co на завтра в 18:00 на Long Bus Station. В заранее подмеченной vip-зоне в центре города на газоне ставлю палатку.
"Это уже была 4 чудная ночь подряд. Спать, сидя в переполненном вагоне электрички - это не радость. Периодически глядели, как мучаются китайцы. То стоят и спят на коленях в обнимку с креслом, то ложатся на заплеванный пол в проход. С нами в одном отсеке оказалась наглючая китаянка, которая беспрестанно отвоевывала себе пространство, чесала грязные вонючие ноги и постоянно что-нибудь жевала. Также она подсовывала свои вонючие ноги то Ольге под нос, то наступала Наталье на волосы, так как Наталья расположилась в проходе между креслами на газетке на полу меж ног китайцев. Кипятка не удалось раздобыть ни в нашем, ни в соседних вагонах. Ночью был перевал 2986 м. Позавтракали вонючей рыбой с яблоками, теперь ждём, когда просрёмся. К тому же добрый китаец угостил огурцом. Зелень за окном с утра исчезла. Тянулись полупустынные ландшафты, напоминающие Южный Казахстан".

12 . сентября . 2004
Просыпаюсь в 7. Здесь на западе страны ещё темно. Отправляюсь на Bus station. Оставляю там рюкзак (3 RMB). Узнаю, что билеты до таможни Horgos стоят 106 RMB (9 p.m.), а до Зимуная - 123 RMB (8 p.m.). Иду смотреть город и хочу купить некоторые вещи, напечатать для пробы несколько плёнок.
В первую очередь отправляюсь на Erdaoqiao Market, как советуют все путеводители - это самое интересное место особенно в воскресенье утром. Сегодня как раз воскресный день! Но видно рано я туда явился (8:30). Лавочки только начинали открываться, было пустынно. Но среднеазиатский дух чувствуется везде в этом районе. Всюду уйгуры, мечети. Обретаю вкусный плов с тыквой и чай с сахаром (7 RMB)! Дальше направляюсь на Renmin City Square. Там проходит концерт нацменьшинств и китайцы без стеснений играют в бадминтон. Захожу в Outdoor, Bycicle, Book Shops.
В 18:00 на стрелку никто не явился. Ищу Internet и из письма узнаю, что наши проехали Urumqi на поезде и направляются в Tochen, а я перепутал таможню и купил билет до Horgos на 21:00. L
"Из Interneta в Куйтуне узнали, что Ваня вечером ждет нас в Урумчи. Опять облом встречи. Автобус на ужас оказался опять спальным. Мне повезло - все было чистым относительно, а вот во втором автобусе, тоже спальном до Чугучака, Ольге досталось облеванное одеяло, а Наталье свеже просанный матрас. Так что повеселились".

13 . сентября . 2004
Таможня Horgos. Город Жаркент. Неудачный стоп до Сарыозека. Вдруг навалившаяся болезнь. Опоздание на новосибирский поезд на 20 минут. L В Сарыозеке семипалатинский экспресс.

14 . сентября . 2004
Семипалатинск. Автобус до Рубцовска. Снова опоздание на новосибирский автобус! Ночное такси до Барнаула.