Посередине между Россией, Узбекистаном и Туркменией, заключенная между двух морей, в прикаспийской низменности находится земля древнего племени Адай – полуостров Мангышлак так же называемый Мангистау. В этом краю практически нет деревьев, много солнца, бескрайние степи с редкой растительностью, дикое побережье Каспия, ветер, стихающий только ночью, скалистые впадины и белоснежные горообразования. Место, по-своему суровое для жителей умеренного климата. А в общем, еще один уникальный уголок Земли.
 
Мангистау. Земля древних Адайцев.

 Занесло нас туда как всегда случайно, давно было интересно посмотреть на Каспий. Информацию и впечатления об этом месте я практически не нашел - либо я плохо искал, либо ее попросту нет. И может быть, поэтому или вследствие других неблагоприятных обстоятельств я упустил много интересного. Но в любом случае я решил написать свою историю.

 Сразу хочу сказать, что там просто необходим автомобиль. А лучше сразу добираться туда на нем, чтобы качество путешествия было пропорционально количеству затраченных средств.

 Наш маршрут до Мангышлака проходил по железным дорогам из Санкт-Петербурга. Так вышло, что все участники путешествия встретились в Астрахани. Мы с Катей ехали из Донецка. Как выяснилось позже, прямо из Донецка можно добраться до нашего конечного пункта – Актау, один из вагонов поезда Симферополь – Алматы идет туда. Но первая сложность нас ждала уже в Атырау, как только мы добрались туда, встал вопрос о том, как добираться дальше. Попросту по данным РЖД и КТЖ поезд до Актау ходил только до 18 июля, но на деле оказалось, что он ходит и в августе. К нашему приезду оставались билеты только на «третие полки», и мы стали искать другие варианты.

 Ремонт автомобильной дороги Атырау – Актау начался несколько лет назад и до сих пор продолжается – остался кусочек километров в 200 наглухо разбитой дороги это из общих 900 км. Это был не вариант. А самолеты летают туда дважды в день, авиакомпаниями Эйр Астана и Скат и обычно в день вылета, особенно по выходным, билетов не купить. Это была незапланированная трата, но это было лучше, чем еще двадцать часов на поезде. К обеду следующего дня мы уже пролетали над местами, которые так нас манили.

 И вот мы в Актау. Симпотичный и без лишней важности город. Постройки советских времен из блоков или отесанного камня. В городе нет улиц, лишь кварталы. А квартиру там найти не проблема: на любой вкус и за любые деньги. Обычно это не превышает полутора тысяч рублей на наши деньги за сутки за двухкомнатную квартиру. Со всеми без исключения необходимыми условиями. Нам достался 14 микрорайон – красивый, аккуратный и прямо на берегу моря. Что нельзя сказать о районах в глубине города. Днем город представляет собой оттенки песочных цветов: дома, камни, уличная пыль, а ночью от уличного освещения он становится оранжевым.

 Главной моей целью этой поездки было посмотреть природу полуострова. А вышло так, что остальные были не готовы для различных приключений. И львиную долю времени мы потеряли впустую. Этому поспособствовало еще и ожидание прокатного авто. Этот вопрос необходимо было продумать заранее.

 Прокатом автомобилей в Актау занимается одна фирма, которая называется «Aicar». На ваш выбор, если повезет, девять автомобилей – легковые и внедорожники. Все что нужно – водительское удостоверение, паспорт и регистрация. Заключили договор и в путь. Единственное разочарование - ограничение в 200 км за сутки. Но в нашем случае было 200 миль, так как нам достался американец Субару Форестер.

 Рюкзаки были собраны, и как только мы заполучили колеса, сразу двинулись в путь. Первым объектом в маршруте была Голубая бухта, мы ориентировались исключительно по описанию Википедии (68 км трассы на Форт Шевченко, налево и 10 км по грунтовке) и немного по генштабовским картам 80-х годов. По всей видимости, описание было не точное, и, свернув влево по неуверенной колее, мы скоро поняли, что заплутали среди бесчисленных отворотов  и перекрестков. Мы решили двигаться напролом по степным колючкам, понадеясь на русский «авось». Солнце стремительно шло к заходу, и наша надежда на чудо добраться до места все больше и больше растворялась на фоне неспешно меняющегося пейзажа. Было немного не по себе, когда плато резко сменилось впадиной, уходя вниз траверсирующим серпантином, а затем вновь поднимаясь на него. Оставалось максимум полчаса до наступления темноты, как вдалеке показались отблески от кровель и стадо верблюдов. Это было крохотное поселение пастухов и их семей. С трудом было разобрать их русскую речь, но все-таки стало ясно, что «авось» нас не подвел, мы были почти рядом. Добравшись до бухты, спустилась ночь, и лишь видны были растворяющиеся в темноте очертания скал и валунов, вода и огоньки от костров. Тут были люди, и при том их было много. В  темноте мы выбрали крохотный песочный островок на каменной плите и разбили палатки. Прямо за палатками стояла большая стена из окаменелых ракушек, а над ней висела полная луна. Ночью это выглядело незабываемо.

 Утром мы познакомились с верблюдом, который терся о нашу машину. Он пришел к людям, потому что знает, где кормят. Это существо очень большое и странное. Совершенно не зная его повадок, страшно находиться с ним рядом. Сначала он дает погладить себя, а в следующую секунду направляется на тебя и брызжет слюной.

 На левом побережье бухты над водой возвышается Чертов палец, он чем-то похож на тот, что стоит на Карадаге в Крыму. Но на этот можно довольно не сложно залезть и посидеть наверху, правда, нужно быть предельно осторожным. Впрочем, это все, что можно тут увидеть. А в целом это место было бы очень красивым, если бы не было таким изгаженным. Хотя с другой стороны, оно не изгадилось бы так, если бы не было таким красивым!

 Мы загрузли вещи в автомобиль и отправились дальше. Наш путь лежал до Форта Шевченко, а далее до Жыгылгана (Упавшей земли). Несмотря на паучью сеть дорог, нужную мы находили без проблем. В левой части Жыгылгана находится Тамшалы – райский уголок, оазис среди бескрайней степи. В переводе Тамшалы означает «веселая капель». Это большая впадина, начинающаяся незадолго до Каспия и приходящая в него. Весной талая вода бежит по плато и обрушивается вниз водопадами на старые плакучие ивы. Надо сказать, что это единственные деревья на многие сотни километров. Внизу вода наполняет водоем и стекает к морю. Действительно приятно увидеть такой пейзаж.

 Далее по берегу, мы попытались добраться в правую часть Жыгылгана и посмотреть на эти приславутые развалины «замков, цирковых арен и крепостных стен». Но это не увенчалось успехом, в какой-то момент дорога закончилась. Уже темнело, а черное тягучее от водорослей море пахло сероводородом. Необходимо было искать место для ночлега, но последнее весьма подпортило настроение. Решено было возвращаться в Актау,  и пока еще не стемнело выехать на дорогу, ведущую до асфальта. Это означало, что завтрашний маршрут до старинного некрополя Кенты-Баба отменялся. Зато это означало, что у нас есть еще сутки на исследование одной из самых глубоких впадин в мире – впадины Карагие, название которой переводится как «Черная пасть».

 Поехав, мы выяснили, что на протяжении всего пути до Ералиева велось строительство новой дороги. И соответственно все повороты налево были закрыты. Доехав до конечного пункта, мы увидели старую «девятку», в которой на фоне степи и приближающееся бури выпивали два мужичка. Они то нам и помогли. Подробно рассказали куда вернуться и где повернуть. Через некоторое время мы подъезжали к началу впадины. Когда мы приблизились к ней, стало понятно, что она не просто большая, а бесконечно простирающаяся. По дороге вниз открывались все новые и новые пейзажи. Одни из них очень привлек мое внимание – это был солончак. Я давно мечтал посмотреть на солончак. Как только мы направились в его сторону, с другой стороны открылся вид на другой – этот напоминал огромное белоснежное поле. Но тут дорога закончилась. И случайно мы обнаружили повреждение подвески автомобиля. Вообще ехать по впадине можно долго, пока автомобиль остается цел. Но мы решили больше не травмировать его, и немного вернувшись, поехали к первому солончаку.

 Вид на пересохшее озеро был великолепен. Мы сразу обнаружили останки от пастушьего сооружения и красный капот от 412-го «Москвича». Он то нам и сослужил добрую службу, не давая ветру мешать нашему костру. Когда спустилась темнота, ветер стих, взошла полная луна и осветила всю степь. Воцарилось такое дикое безмолвие, что захватывало дух. Наверное, часами напролет можно сидеть и смотреть на ночную степь как древние Адайцы и представлять, что за спиной у тебя стоит не палатка, а целая юрта.


Комментарии
Guest05.09.13, 07:25
Пачиму столька ашибак? Ты ни учился в школи? 
Guest24.11.10, 09:50
интересно написано =) 
хотя фотографии несколько ..неживые =) вот, снимала практически те же самые места этим летом
http://renaeff.deviantart.com/gallery/27176085
Guest22.03.10, 13:53
Очень правдоподобно 
Присоединяюсь к товарищу с комментом "Шедевр во истину!". На машине дешевле и удобнее (особенно когда дорогу закончат строить). Так же живу теперь в Подмосковье, но Мангышлак (и Шевченко) всегда тянут... Езжу на машине туда каждые 2 года.
Кстати, хотел бы познакомиться с земляком, написавшим коммент от 10.11.2009
мой емейл samsomus (собака) gmail.com
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте