Устье реки Архыз- река София - в. Надежда.

Вечером, 7 сентября, водитель рейсового микроавтобуса Невинномысская-Архыз, высадил меня, единственного пассажира, на развилке в долину реки София. В течение часа шёл вверх по долине Софии, мимо вакханалии которую устроили предприниматели, чтобы выкачивать деньги из туристов. За последним домиком на берегу остановился ночевать. Вечером ясно, 12°.

Утром поднялся по склону на дорогу. Погода ясная, тепло. Машины едут одна за другой, везут туристов на экскурсию. Пришел к устью АК-Айры. Поднялся к среднему ручью и остановился над водопадом в черничнике среди зарослей берёзки, кустиков ивы. На сегодня хватит.

9 сентября ясное утро, 1°. Вышел на гору Надежда 3355м, по маршруту 1А. Вдоль ручья, по крутому травянистому склону поднялся в цирк.

Дальше через снежник, простые скалы вылез на ледник Соловьева. Впереди внушительная громада Надежды.

Справа от вершины поднялся на гребень. На гребне уже небольшой альпинизм. С обеих сторон глубокие пропасти.

Пролез жандарм, вышел на снежник, ещё сотня метров и скальный гребень выводит на вершину.

Погода позволяет долго наслаждаться видом с вершины: на востоке белоснежный Эльбрус,

на юге стеной громоздится Главный Кавказский хребет,

напротив ледник АК-Айры и на нём остроконечная София.

Спускаюсь к палатке по леднику АК-Айры и правому ручью, мимо камня с плитой в честь погибшего альпиниста. По тропе выхожу в 14 часов на стоянку. Рядом появились соседи и с ними огромный пёс. Соседи оказались с Краснодарского края, а пес увязался за ними в Архызе. Термометр подвешенный на палатке показывает 12°.

Перевал Баш - Джол - река Псыш - перевал Браконьеров - река Бурная.

10 сентября. Утром небо без единого облака, 0°. Сегодня собираюсь пройти перевал Баш-Джол 1А, 3048м и спуститься к реке Псыш. Побарахтался в зарослях рододендрона, нашел тропу к перевалам Кель-Ауш и Баш-Джол.

Сверху посмотрел на свою стоянку. Место живописное: на фоне огромного цирка каскад водопада, над ним уютный балкон с редкими берёзками.

Иду на перевал. Слева присыпанные снегом скалы, а справа каменистый склон заросший травой. Прошёл метров 150 снежника, преодолел осыпь, за ним небольшой ледник и дальше взлет на перевал.

На седловине в туре нашел записку, где написано, что это перевал Столичный. Оставил свою записку с названием Баш-Джол. Напротив перевала возвышается с ледниками и скалами гора Пшиш.

Вниз ведет крутой склон с мелкой, противной осыпью, слева блестит небольшое озеро.

Попытался уйти на правый отрог, но склон увёл меня по руслу ручья.

Начались густо заросшие сбросы.

Хватаясь за сучья кустов с большим трудом часа за 2 спустился на заросший высокой травой берег Псыша.

Вдоль реки тропа. Кругом красотища, но усталость не даёт любоваться окрестностями.

Уже в темноте приготовил ужин. Каждую ночь небо блестит от многочисленных созвездий.

Утром небо в облаках, 5°. Спустился к реке. Река шириной метром 7, неглубокая. Разделся до пояса, перешёл брод на левый берег и начался дождь. Вдоль берега по тропе вышел на слиянии Псыш и Аманауз. Тропа упёрлась в воду. Перешёл Аманауз. Река шириной метров 5, воды по колено.

Дождь закончился. Иду по тропе в верх Аманауза к устью ручья, вдоль которого должен быть подъём на перевал Браконьеров.

Приняв стихийный ручеёк после дождя за истинный, полез наверх и долго лазил по густо заросшему склону пока не нашёл тропу выше границе леса.

С юга-запада полезли тучи, раздались раскаты грома, полил дождь с градом. Вскоре дождь закончился, нашёл старую стоянку и остановился ночевать. Место превосходное, кругом альпийские луга, напротив гора Пшиш. Установил палату и снова начался дождь.

Утром 12 сентября выглянуло солнце, небольшие облака жмутся к вершинам, 2°. Хорошо натоптанная тропа среди высокой травы повела далеко от левого берега ручья. На юге остроконечная вершина Аманауза, внизу ледник и озеро с плавающими в нем льдинами.

Закапал дождь. На курумнике тропа исчезла.

По снежнику и пологому подъёму вышел на седловину перевала Браконьеров 1А, 2831 м. На перевале сильный ветер, дождь с градом. Заглянул в тур, записки нет и сразу ныряю на спуске в облако. Натыкаюсь на сбросы, скалы. Облако слегка рассеялось, слева увидел ледник Воронцова-Вильяминова. Вправо от перевала, снизу обошёл скалу и по крутому осыпному жёлобу спустился на пологий склон.

Мысленно осмотрел весь, очень замудренный, путь через перевал, похожий на прохождения сложного лабиринта. Дождь, то затихает, то моросит, 8°. Вышел на правый берег падающей каскадами реки Бурная.

Левый берег более крутой и заросший. Впереди показались бродившие по склонам крупнорогатые. Вся долина в коровьих лепёшках.

В 16 часов остановился ночевать. С трудом нашёл ровное место под палатку. Моросит с перерывами дождь.

Река Большая Лаба - река Цегеркер - река Загеданка.

Утром небо ясное, 2°. Перешёл Бурную на левый берег в заросли малины, рядом разрушенный подвесной мостик. Тропа петляет среди огромных елей и пихт.

Нашёл распиленное дерево. Каждая чурка куба по два. На правом берегу показалась зеленая крыша домика, шлагбаум. Вышел на поляну, рядом берег Большой Лабы.

От поляны через реку идет дорога, а вдоль реки тропа. В начале составляя маршрут планировал пройти от Большой Лабы через перевал Абгыцха в долину реки Санчара и дальше вниз к хребту Абишира-Ахуба, либо уйти на Абишира-Ахуба по Лабе. Сегодня нужно найти тропу и подняться под перевал, а если успею, то пройти его. Прошёл брод, Лаба шириной метров 7, по колена.

Вниз и вверх по реке колея. На берегу оставил рюкзак и пошёл на разведку. Дорога в верх реки вскоре закончилась. Пробрался сквозь заросли ежевики и завалы деревьев вдоль берега ещё пару километров, но тропу не нашёл. Желание проводить эксперименты по хождению через завалы закончилось, возвратился к рюкзаку. На следующий день, после того, как перебраться в долину реки Санчары не удалось, решил сходить в верховья Большой Лабы. Вдоль правого берега пошёл по тропе через великолепный лес окруженный скалистыми, заснеженными горами.

Постоянно задерживают облепленные ягодами заросли ежевики. Через час вышел к новому мостику через приток Азимба. Вернулся к устью левого притока Цегеркер и по нему вдоль правого берега поднялся к перевалу Цегеркер. За перевалом Абхазия.

Установил палатку, чтобы провести остаток дня среди окружающей сказочной природы. В 17 часов 10°.

15 сентября ясно, 5°. В ближайшее пару дней нужно совершить марш-бросок до устья реки Загеданка и дальше на хребет Абишира-Ахуба. Спустился к устью Цегеркера. На левый берег проложен мостик, рядом памятник с абхазской фамилией. Погиб мой ровесник 1960-1991. Память лихому времени. Возвращаюсь к Бурной, через мостик выхожу на двор, как оказалась пограничного пункта. Здесь безлюдно, показать пропуск некому.

Иду по грунтовки вдоль Лабы в окружении могучих деревьев, светит солнце, тепло, 20°.

Дорога упирается в реку. Перешёл брод, дальше опять брод. В очередной раз дорога ушла в реку и на противоположном берегу её не видно. Пробираюсь сквозь кусты, высокую траву, обхожу старицы и наконец выхожу на дорогу. Вот и устье реки Санчара. Вверх по Санчаре идет дорога. Продолжаю путь вдоль Лабы и в 17 часов на берегу останавился ночевать. Со стороны дороги, иногда слышно гул проезжающих машин. Народ ездит в долину Санчары к минеральным источникам. Ночью зарядил дождь, бухают раскаты грома, сверкают молнии.

Утром по-прежнему льёт дождь. Река превратилась в мутный поток, через стоянку потёк ручей.

Пришлось быстро собрать рюкзак и уходить. Вышел к мосту через Лабу, рядом пост пограничников. Проверили паспорт и пропуск в погранзону. Выглянуло солнце. Без остановки прошёл посёлок Пхия. За посёлком вдоль дороги расту яблони, груши, алыча, но даже с моим неприхотливым вкусом их есть невозможно. Через 2 часа впереди показался забор военной части, а за ним посёлок Загедан. Свернул на тропинку вдоль Загеданки, правого притока Большой Лабы, через километр тропа соединилась с грунтовой дорогой. На поляне среди промозглого леса остановился ночевать.

Перевал Загедан - река Ацгара - хребет Абишира - Ахуба - устье реки Архыз.

17 сентября утром с перерывами моросит дождь. Иду по дороге вдоль левого берега Загеданки. На правом берегу слышно шум работающей техники. Навстречу проходит груженый мешками караван лошадей с местными жителями. Вскоре вышел на развилку. Дорога повернула на юг, а хорошо натоптанная тропа на запад. Выбрал тропу. Тропа вывела к сухому руслу ручья и исчезла. Полез вверх по крутому руслу, кругом туман, густые заросли высокой травы.

Всё сырое, мучит жажда, но рядом ни ручейка, ни родничка. Вылез выше границе леса. Не пойму, где нахожусь. В награду нашёл заросли малины. Наконец туман рассеялся, внизу увидел долину Загеданки, отару овец, кош. Понял, что нахожусь к северу от Загеданки, в районе горы Чистоган.

Траверсируя северный склон спустился к реке. Дождь закончился, небо посветлело. Вот и ровное место под палатку. Жизнь налаживается. В 17 часов 10°.

Утро, переменчивая облачность, 1°. Вдоль ручья иду на восток. Левый берег переходит в отвесы по которым стекает ручей. Дальше цирк со снежниками, верх северной стены которого скрывается в облаках.

По осыпи выбрался на перевал Загедан 1А, 2700м. На седловине выложен тур с запиской, внизу блюдцами расположились 5 озер.

По гребню ушёл в правую сторону, здесь ещё одна седловина перевала Загедан. На неё можно подняться по склону горы Шхуанта, через озеро Загедан. Спустился к реке.

В долине Ацгары, на склонах следы начало осени, трава, кусты, деревья живописно поддернуты зелёным, желтым, коричневым с множеством оттенков. Выше, на лугах пасутся кони.

По правому притоку Ацгары поднимаюсь к перевалу Ацгара. Навстречу, по крутой тропе, спускается отара овец с пастухом карачаем. За отарой гуськом лошади, хвост каждой лошади привязан к уздечке следующей. Остановился в 15 часов выше границе леса среди альпийских лугов.

Вечером, когда стемнело, над вершиной появился нимб, и за ним вышла луна с двумя яркими звездами.

19 сентября утро ясное, 1°. По тропе, вьющейся среди зелёных склонов поднялся на пастуший перевал Ацгара 2886 м.

В туре записка севастопольских туристов. От Ацгары, не теряя высоты, по тропе вышел на перевал Чилик.

На седловине сильный ветер, холодно. Северный склон хребта Абишира-Ахуба обрывается многометровыми скалами, а южный крутой осыпью.

На востоке скальная вершина Речепсты с триангуляционной вышкой.

По скалам выбрался на вершину 1б, 3097 м. Лавируя между скалами и осыпью спустился на платообразную каменистую пустыню перевала Речепста.

Внизу красивое тёмно-синее озеро Перевальное с палатками на берегу.

За перевалом поднимаюсь на гребень в сторону вершины 3097. Небо заволокло тучами, начался дождь. Из-за тумана и облаков уже ничего не видно. Спустился по северному склону до ближайшей ровной площадки и 14 часов установил палатку. Вечером с перерывами идет дождь, 2°. Всю ночь ветер пытался в клочья разорвать палатку. Несколько раз выходил натянуть растяжки и вдеть на место дуги. До 5 часов лил дождь и ветер дул порывами. После 5 часов дождь затих, а ветер задул непрерывно, и палатка затрещала пулеметом. Погода окончательно испортилась.

Утром 20 сентября 0°. Ветер не утихает. С трудом сворачиваю палатку и спускаюсь к Перевальному озеру. Здесь также дует штормовой ветер. Туристы стоявшие на берегу ушли за перевал. В такую погоду хребет Абишира-Ахуба уже не пройти.

Нужно уходить в долину Архыза. Поднялся на перевал. На седловине ветер сбивает с ног. С каждым шагом вниз ветер слабеет. Наконец спустился к Архызу. По левому берегу проложена грунтовая дорога. После бессоной ночи мечтаю найти приют. В устье реки Дукка, среди густого леса, под развесистой черёмухой установил палатку. Вечером ветер по-прежнему шумит в макушках деревье

21 сентября. Утром переменная облачность, 6°. По шоссе возвращаюсь на развилку в долину Софии. Потихоньку моросит дождь. Прохожу мимо горнолыжного комплекса Лунная долина, турбазы Романтик. Кругом идет строительства. На берегу реки Псыш в сосновом и загаженном лесу останавился на последнюю ночевку. На следующий день уезжаю в забитом пассажирами микроавтобусе в Невинномысск.