Поход по горному Крыму с турклубом "Зов гор" http://zovgor.com. Инструктор Александр Руденко.
Симферополь - Красная тропа - пещера Эмине-Баир-Хосар - Чатыр-Даг - г. Эклизи-Бурун (1527 м) - Долина привидений - Южная Демерджи - водопад Джурла - ущелье Хапхал - водопад Джур-Джур - плато Караби - Чигенитра - озеро Хун - Рыбачье (море)

Всю вторую половину осени 2014г и зиму я просидел дома. Но где-то к концу февраля уже почувствовал, что всё-таки начинаю скучать по дороге и рюкзаку за спиной. К счастью, ждать оставалось относительно не долго – на середину апреля было запланировано возвращение в Крым. И на сей раз я уже был очень серьёзно настроен отправиться в горный поход.

И вот наконец-то в назначенный день, 14 апреля, я прибыл на ж.д. вокзал Симферополя, где состоялась встреча группы. Изначально группа должна была быть довольно большой – 8-9 человек, но несколько испугалось обещанных небесной канцелярией дождей и холодов и в последний момент отказались от похода. Так что нас осталось 5 плюс инструктор.

Продуктов оказалось гораздо больше, чем я ожидал (надо же было куда-то девать закупленное на внезапно передумавших участников). Так что когда я стал одевать рюкзак, мне стало откровенно не по себе – вес явно перевалил за 20кг. Для равнины это нормально, а для гор… Я ещё не знал.

В 1й же день нам предстоял серьёзный подъём на нижнее плато г. Чатырдаг по тропе с говорящим названием Ишачья. Да, почувствовать себя этими милыми непарнокопытными нам довелось в полной мере. Честно признаюсь, что были моменты, когда в голове мелькало пресловутое «ну всё, дойду вон до того камня, и дальше ни шагу» или «куда я вообще лезу?». Вдобавок шёл мелкий противный дождь и чем выше мы поднимались, тем сильнее дул холодный ветер. Но всё-таки мы сделали это! Хотя до вершины плато мы прошли всего 5км, это были, пожалуй, самые тяжёлые 5км в моей жизни. 600м набора высоты с 20кг рюкзаком сделали своё дело. Первая большая остановка у нас была у пещеры Эмине-баир-хосар, которую иногда называют Мамонтовой, потому что недалеко от входа лежит скелет небольшого мамонтёнка, когда-то свалившегося в пещеру. Рюкзаки оставили в домике обслуживающего персонала, немного перекусили, отдохнули и отправились исследовать пещеру.

Когда мы вышли из пещеры, гору внезапно накрыло облако и мы оказались в молочной мгле.

Посовещавшись, ночевать решили в турприюте Оникс-тур – фирмы, обслуживающей пещеры. Это был единственный день, когда у нас была возможность переночевать с комфортом. А т.к. погода оставляла желать лучшего, решили, что экстрима нам ещё хватит.

Наши скромные апартаменты.

После ужина, когда уже начало темнеть, пошли прогуляться по ближайшим окрестностям, а заодно полазить по необорудованным пещерам. В одной из них нашли местную версию «бедного Йорика».

Следующим утром у нас было запланировано посещение ещё одной очень красивой пещеры – Мраморной.

Вид на верхнее плато Чатырдага. Скоро мы буде там.

Кизил

Какой-то очень симпатичный цветочек с капельками росы,

Вновь верхнее плато Чатырдага. На сей раз решил взять покрупнее - очень понравились клубящиеся над Эклизи-бурун облака.

Примула - использовалась в качестве подножного корма.

А вот и собственно пещера Мраморная

Эмине-Баир-хосар может быть немного красивее, но Мраморная немного лучше обустроена (всё-таки её открыли раньше) и освещена. За счёт этого в больших залах фотографировать было значительно легче.

Вернувшись с прогулки, мы пообедали и отправились дальше - нас ждало верхнее плато Чатырдага. Хотя рюкзак почти не сбавил в весе, идти стало заметно легче – организм начал привыкать к нагрузке. Маршрут, по которому мы шли, я прозвал можжевеловой тропой, потому что под ногами почти всегда был стелющийся можжевельник, постоянно пружинящий и иногда пытающийся схватить за ногу.

Небольшой привал перед восхождением

Тропинка, по которой мы шли в гору.

IMG_2305_IMG_2306-2 images

Подъём был весьма крутой, места до 30, а то и 40 градусов. А подняться предстояло на 500м. Первые 300 дались можно сказать легко, а вот на последних 100 я уже несколько раз обмотал язык вокруг шеи, едва переставляя ноги. А вот взобравшись на вершину… я не знаю, что со мной случилось тогда. Может это было пресловутое 2е дыхание, может меня настолько захватили виды, открывавшиеся с вершины… Но я даже не стал сразу скидывать рюкзак, не то, что садиться на него, пытаясь перевести дыхание. Вместо этого я выхватил фотоаппарат и стал фоткать. Только немного успокоившись, снял рюкзак, и всё равно продолжил фотографирование.

IMG_2312_IMG_2314-3 images
IMG_2315_IMG_2317-3 images

Температура наверху была около 2-3 градусов со шквальным ветром, который мало что не сбивал с ног. Но холодно не было, во многом, конечно, благодаря хорошей экипировке. Нафоткавшись и предохнув, двинулись по хребту в сторону Эклизи-бурун. Состояние полёта не оставляло меня – рюкзак который совсем недавно едва нёс, я перестал чувствовать вообще.

Наследили

Кто-то из наших оставил след

А кто-то с горочки спустился…

Чем же закончилось сие мероприятие - история умалчивает...

На сам Эклизи-бурун прогулялись налегке, оставив рюкзаки в укромном месте.

IMG_2385_IMG_2387-3 images

Ночевали в буковой роще у подножия Чатырдага.

3й день вполне можно назвать кульминацией нашего маршрута, ведь мы дошли до места, в честь которого и был назван маршрут. Ещё в 2012 году, когда во время обзорной экскурсии по Крыму я впервые побывал в Долине привидений, я дал себе слово, что вернусь туда. И вот настало время выполнить обещание.

По пути мы также поднялись на г. Лысый Иван, с которой также открывались прекрасные виды. Но для начала вид на саму гору от перевала Ман, на котором у нас был привал и обед.

IMG_2440_IMG_2442-3 images
IMG_2443_IMG_2445-3 images

А, кроме этого, там я нашёл мои любимые пушистые цветочки – сон траву, сезон цветения которой дома я пропустил.

У нас было 2 варианта маршрута к Долине привидений. 1й, стандартный – со спуском в с. Лучистое и подъёмом по южному склону. Этим же маршрутом мы шли когда-то на экскурсию. Но для этого нам бы пришлось дополнительно спуститься на 400м и на столько же подняться. Поэтому инструктор решил немного облегчить маршрута, пройдя по южному склону Северной Демерджи и подойдя к Долине привидений не с юга, а с севера.

На Северной Демерджи нам всретились мирно пасущиеся кони. Оказались совершенно не пугливыми и даже очень общительными - один черный жеребец даже хотел попробовать на вкус мой фотоаппарат.
IMG_2486_IMG_2488-3 images

В саму долину привидений мы, правда, спускаться не стали, ограничившись обзором сверху.

Скала очень интересной формы по пути к Долине привидений. Кто-то видит обезьяну, мне всё-таки кажется, что она больше похожа на нахохлившегося орла

На 4й день предстоял затяжной спуск в ущелье Хапхал, где, на р. Улу-узень, что в переводе с крымско-татарского означает Великая река, находится самый полноводный водопад в Крыму – Джур-джур.

На 5й день мы шли вдоль самого обширного в Крыму плато Караби. Пройти предстояло всего 12 километров и в, основном, это был спуск. За день мы сбросили почти 700м высоты – с 1000 до 300м. Ночевали у очень красивого озера. Утром 6го дня погода всё-таки испортилась, но нам до этого уже не было дела, т.к. поход завершался и мы возвращались в цивилизацию. После похода я ещё несколько дней жил в Севастополе, каждый день совершая небольшие вылазки по разным интересным местам.