Справочные сведения 

Проводящая организация: ПФСТ. Руководитель похода Плехов Евгений Дмитриевич.

Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
водный 1 60 7 5 05.05-11.05.06

Район: Приморский край, Лазовский район, река Милоградовка.
Нитка маршрута: г. Владивосток – с. Сокольчи – падь Солнечная – река Милоградовка – с. Милоградовка – г. Владивосток.
Состав группы

№ п. п. Фамилия, имя, отчество Год рожд. Место работы, должность, телефон Домашний адрес, телефон Туристская подготовка
1 Стабровский Алексей Николаевич 1970 пенсионер Минюста России г. Владивосток, ул. Связи 22б-3 р. Улуг-О – Бий-Хем 4Р, р. Ока-Саянская 4У
2 Плехов Евгений Дмитриевич 1986 студент ДВГУ Г. Владивосток, ул. Луговая 62а-14 р. Тигровая 1У
3 Джигимон Анна Валерьевна 1986 студентка ДВГУ Г. Владивосток, ул.Южно-Уральская 8-12 р. Туюн 3Р, р. Улуг-О – Бий-Хем 4У
4 Кривошей Алексей Николаевич 1975 научный сотрудник ДВО РАН г. Вл-к ул.Аллеутская 6-74 р. Туюн 3У
Определяющие препятствия маршрута

Порог Калибр. Один из Голубых порогов. Порог Калибр. Один из Голубых порогов.
Второй экипаж проходит Розовый порог. Часть 2. Второй экипаж проходит Розовый порог. Часть 2.
Второй экипаж проходит порог Косой. Второй экипаж проходит порог Косой.
Входные пороги с высоты. Входные пороги с высоты.
Порог-водопад Чертов мост. Вид с площадки. Порог-водопад Чертов мост. Вид с площадки.
Первый экипаж проходит Филькину яму. Часть 1. Первый экипаж проходит Филькину яму. Часть 1.
Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (для протя женных) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения (для локальных препятствий)
порог «Калибр» 3 20 м Трекового типа, заканчивается разбиением на две протоки: левая уходит между камней, а правая имеет слив между двух скальников менее 158 см по ширине. Проход по треку, перед сливом переход в левую протоку и чалка к острову - перекидывание ката за слив.
порог «Розовый» 3 20 м Зигзагообразный в скальнике. Маневр на входе, обходя подводный камень, далее по основной струе.
порог «Косой» 3 10 м Слив по косолежащей плите. Заход у правого берега, задать скорость для проскока бочки.
входной порог перед «Чертовым мостом» 2 30 м Перед порогом-водопадом «Чертов мост» русло делится на две части: слева образуется скальная проносная горка полутора метров высоты, а справа порог трекового типа, но по большой воде трек спрямлен. По основной струе.
Порог-водопад «Чертов мост» 5-6 15 м Зигзагообразный узкий проход в высоком скальнике – левая и правая струя переплетаются друг с другом. Для катамаранов проход нереален, а ПСН проходит складываясь и выплевываясь. – ОБНЕСЛИ!
каньон «Медвежий» 4 300 м Через 50 метров после «Чертова моста». В начале имеет жандарм, за которым не виден ледник на правом берегу: при обходе справа струя унесла бы под лед, при обходе слева есть время для маневра и прохода у края ледника, далее идет зигзагообразный проход в скальнике с наличием полутораметровых стоячих валов Обязателен просмотр и желательно выставление страховки с берега. На входе обход жандарма слева и обход ледника. Далее по основной струе с маневром «носы на вал».
порог 2 10 м Поворот вправо на 900 и сразу небольшой слив По струе.
порог «Филькина яма» 3 30 м Имеет входную шиверу, вдоль левого берега перед сливом есть выемка чуть шире ката и длиной 5 метров, справа торчат зубья, после слива посредине катамаран встречает камень. В малую и среднюю воду проход через выемку, но попасть туда в шивере проблематично: надо перекидывать кат через камни, и струя с выемки идет слабее и чуть левее, маневр от встречающего камня делается легко.
В большую воду проход по всей ширине слива, но для прыжка справа нужно идти у самого правого берега изначально; посредине через зуб идти некомфортно, так как за зубом вымоина и туда подтапливает одну из гондол на глубину около метра и держит, уходить приходится влево и после всплытия зацепом преодолевать бочку, так как это уже около левого берега: жандарм не страшен; проход слева поверх выемки (которую не видно) выносит на жандарма и требуется активный маневр «левее».
порог «Змейка» 2 20 м Делится на две протоки. Только в большую воду правая протока проходима и там требуется маневр. Левая протока порог трекового ти-па со шлагбаумом на входе: в малую и среднюю воду приходится нагибать голову, а в большую ложиться на катамаран. По правой протоке 2 к.с., по левой 3 к.с.. В левой протоке по основной струе, в правой маневр среди камней и стволов.
порог «Пасеч-ный» 2 10 м На плавном повороте вправо горка менее метра в перепаде высоты. По основной струе.
каньон «перед Минеральным источником» 2 300 м Перед завершением каньона имеется трек в правой протоке (левая перегорожена стволом и в малую воду имеет негабарит) который можно с натяжкой назвать порогом (в отчете Кравцова 2005 года он назван порогом «Спутницы» - имя дано самим Кравцовым). Просмотр последнего участка обязателен на предмет завала, осуществляется с левого берега. Прохождение идет по основной струе.

Видеоматериалы и электронный вариант отчёта с фотографиями приобщены к отчёту, отчёт рассмотрен и сдан на хранение в МКК ____________.
Содержание отчёта 
Идея похода:

Совершенствование спортивного мастерства, проверка работы GPS-приемников в полевых условиях, получения мною навыков руководства походом по окончанию курсов гидов-проводников, тренировка наведения переправы через речку без использования плавсредств.
Варианты подъезда и отъезда:

до п. Лазо или с. Сокольчи на рейсовом или другом автотранспорте. В данных населенных пунктах есть извозчики, осуществляющие заброску через падь Солнечная до реки Милоградовка. Весной трудность состоит в ледовом панцире пересекаемых просекой ручьев: промытые трещины порой нельзя объехать. Также тяжело въехать на перевал: из-за ручья внизу нельзя набрать разгон и подъем немаленький. В данном случае машина довозит до перевала, а там до речки 20 км.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:

Вдоль речки идет лесовозная дорога. За 5 км до с. Милоградовки по правому берегу есть с. Лиственная, но от реки до села более 1 км.
Изменения маршрута и их причины:

Выехали на день раньше чтобы иметь запас времени.
График движения

дата Участок маршрута км препятствия Время движения метеоусловия
05.05 Г. Владивосток – с. Сокольчи - перед перевалом в падь Солнечную 7 ч на автотранспорте Облачность 2 балла
перевал – река Милоградовка 20 5 ч пешком Облачность 2 балла
06.05 Стапель 2 ч Облачность 2 балла
07.05 Место стапеля – перед «Чертовым мостом» 6 Голубые-Розовые пороги («Калибр» 3 к.с., «Розовый» 3 к.с.), порог «Косой» 3 к.с.. 3 ч Облачность 2 балла
08.05 перед «Чертовым мостом» – брод на урочище Конторка 4 Входные пороги перед «Чертовым мостом» 2 к.с., каньон «Медвежий» 4 к.с.. 3 ч 30 мин Облачность 2 балла
09.05 брод на урочище Конторка – Минеральный источник 10 Порог 2 к.с., пороги «Филькина яма» 3 к.с., «Змейка» 2 к.с., «Пасечный» 2 к.с., каньон «перед Минеральным источником» 2 к.с.. 5 ч 30 мин Облачность 2 балла
10.05 Минеральный источник – с. Милоградовка 20 4 ч 30 мин Облачность 2 балла
антистапель 1 ч Облачность 2 балла
с. Милоградовка – г. Владивосток 8 ч на автотранспорте Облачность 2 балла
Техническое описание прохождения группой маршрута 
05.05.06

В пути. Остановка на перевале. В пути. Остановка на перевале.
Опять клещ. Опять клещ.
В 05:00 выехали из г. Владивостока на джипе «Сафари» и после 12:00 были уже у подножья перевала. Полтора часа ушло на подготовку – за это время перекусили, попили чай из термоса, перебрали вещи. В 18:30 вышли на место стапеля. Разбили лагерь, но строиться не стали – решили сразу использовать запасной день.
Некоторую проблему представлял порог «Косой». Кроме Кривошея его ранее никто из нас не ходил – обносили, но он заверил, что ничего сложного тут нет и он покажет методику. Методика оказалась проста: зайти с правого берега, поднять весла и орать. Отбойный вал от левой стены не позволяет ее достигнуть… На три дня раньше на этом пороге встретились группы Кравцова и Брянцева. Брянцев всей группой обнес – увидев как бочка на выходе из «Косого» держит четверку с горбами Кравцова: благо с собой была выброска и он их вытащил. Двойка Кравцова с ним самим бочку тоже пробивала с надрывом.
Для закрепления навыков прохождения прошли «Косой» еще по два раза без рюкзаков. Видео прохождения Стабровским и Джигимон прилагается к отчету.
Следует отметить, что на повороте к порогу «Косому» справа лежит лед, который подточила вода, а проход левее перекрыт плавником: необходима разведка перед прохождением.
После порога через 80 метров идет поворот налево. Сразу за ним на правом берегу есть невидимое с берега место для стоянки оборудованное в 2004 году столиком и скамейками. Там и встали на стоянку.
08.05.06

Леша, он же Спайдер, он же Корнет. Леша, он же Спайдер, он же Корнет.
Снос течением начался. Снос течением начался.
Возвращение Жени на вторую ходку. Возвращение Жени на вторую ходку.
Алексей переправлется последним. Алексей переправлется последним.
Со стартом опять не торопились и дождались тепла. Обносить «Чертов мост» решили уже груженными: все-таки двойки и трое мужиков. Стабровский и Джигимон прошли входные пороги по левому, а я с Кривошеем по правому. Обнесли по правому берегу. Послали Кривошея на разведку каньона «Медвежий». Доклад последовал, что на входе жандарм надо обходить слева, иначе не отгребешься от нависающего подмытого ледника, а далее задница, но под силу нашим экипажам; улово на выходе никуда не делось. Я и Стабровский в разные дни конца апреле 2004 года, а Кривошей в начале мая 2004 года проходили этот каньон и более 2 к.с. ему дать было сложно. Рельеф сложный, но в габаритах ката-двойки. Сюрприз был дай Бог. Во-первых, обход жандарма слева не гарантировал уход от нависающего ледника – требовался подтяг влево. Во-вторых, стоячих валов под полтора метра на этой речке «не бывает», но мы через них шли.
Расстройством было, что все фотоаппараты были в герметиках и фото- видео материалом по каньону нет. Видеосъемка по каньону есть у Кравцова, но на открытые источники он её не выкладывает. Фотик Джигимон оказался в герметике по банальной причине: предполагая, что JPS отказывается работать на напряжении 2,4V, вместо аккумуляторов поставили запасные батарейки Дюрасел: дело оказалось не в напряжении, но для фотика запасной комплект и аккумуляторов и батареек разрядился, а находящиеся в фотике аккумуляторы заявили о скором наступлении границы своего заряда. Фотик Кривошея же боится воды!
Дошли до урочища «Конторка» и на правом берегу около дороги сделали лагерь. Оставшуюся часть дня использовали под тренировку наведения водной переправы без использования плавсредств. Сходили по левому берегу до зимушки. В хорошем состоянии. Урочище названо по причине нахождения здесь лесозаготовительной конторы.
09.05.06

Со стартом опять не торопились и дождались тепла.
Прошли локальный порог, не вызвавший ни проблем, ни эмоций. Все шли в ожидании «Филькиной ямы». От её входной шиверы остались лишь отдельные камни. Пришлось чалиться в кусты левого берега – есть более удобная чалка у левого берега, но недалеко от слива. Сделали просмотр, выставили страховку-фотографа и фотографа. Прошли по несколько раз. Первое прохождение Стабровским и Джигимон снимали на видео: прилагается к отчету. Во втором прохождении они пробовали спрыгнуть по правому сливу, но поленились перегребать струю перед заходом в порог и струя их сместила в центр. Сперва Стабровского подняло, потом окунуло с головой и продержало несколько секунд под водой. При этом Аня на своей гондоле все время была на виду. После оказалось, что Стабровский погнул себе дюралевое весло в месте, где держал правой рукой (сделал весло невыпрямляемым и позднее поменял эту часть трубы на аналогичную выловленную в реке Тигровой 14 мая). После выныривания Ане было смешно, а Алексей возвращался к реальности – в это время их тянуло назад к левому сливу. Подтапливания кормы они дожидаться не стали… Нас при прохождении только накренило.
Очередным сюрпризом послужил залом на резком повороте вправо. С воды не видно, что вдоль правого берега есть проход. Шли со страховкой тандемом. Срочно чалились к левому берегу и дать отмашку второму экипажу принять вправо не успевали. Просмотрели и сделали обнос.
Следующий порог «Змейка» доставил нам проблем: мы его определили поздно. Зачалились влево непосредственно перед ним, а Стабровский посадил кат на камни на разбиении на два русла. Просмотрели. Стабровскому с его места влево идти было трудно – прошел по правой протоке и встал на страховку. Достали фотоаппарат. Мы прошли по левой с наклоном под шлагбаумом и активным маневром от скальника, но фотик из-за дохлых аккумуляторов это не запечатлел.
Далее проследовали до каньона перед Минеральным источником. Кривошей провел разведку всего каньона, остальные просмотрели только порог. Препятствие проблем не вызывало: как в левой малой протоке ствол лежал два года назад, так он и лежит (что довольно подозрительно), а правая протока идется по основной струе. За каньоном зачалились влево для выхода на сам минеральный источник. Нас ждало огорчение: из-за дождей минерализация ручья стремилась к нулю. Перечалились на противоположный высокий берег, где достойное место под лагерь и приезжающие отдыхать в это место без плавсредств беспокоить не будут.
10.05.06

Со стартом опять не торопились и дождались тепла.
Препятствий на этом участке нет. Даже перекатов.
Сделать завершение маршрута можно на правом берегу за 2 км до Милоградовского моста – там 2 км до деревни по просеке, но местных нет. Сходить в деревню за машиной. Мы же поределялись по мосту – туда и дошли. Разбили лагерь. Машина за нами должна подойти к этому месту – с водителем джипа обговорить место за 2 км до деревни не удалось, а мост он и в Африке мост!
11.05.06

Машина подошла к 09:00. Сделали антистапель, позавтракали и в 11:30 выехали. В 19:30 были во Владивостоке.
Итоги 
Стоимость питания и средств передвижения

Стоимость питания на маршруте составила 460 рублей на человека. Стоимость проезда составила 1500 рублей на человека.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поставленные цели выполнены. Пройдено пешком и по воде 60 км. Маршрут содержит локальные препятствия: одно 4 к.с., четыре 3 к.с. и более шести 2 к.с.. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) [3] маршрут может быть оценён как водный 1 категории сложности.
Литература

1. "Русский турист": нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг.– Москва, 2001 г. – Выпуск седьмой.
2. Отчёт о водном туристическом походе первой категории сложности по реке Милоградовка Приморского края, совершённом с 03 мая по 10 мая 2003 года/руководитель группы: Брянцев Д.С. – Владивосток: МКК Приморского края, 2003.
3. Приморский край. Топографическая карта. – Владивосток, 1992 г..

Комментарии
О Маршруте
Категория сложности: 1