Справочные сведения 

Проводящая организация: ПФСТ. Руководитель похода Плехов Евгений Дмитриевич.

Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
водный 1 60 7 5 05.05-11.05.06

Район: Приморский край, Лазовский район, река Милоградовка.
Нитка маршрута: г. Владивосток – с. Сокольчи – падь Солнечная – река Милоградовка – с. Милоградовка – г. Владивосток.
Состав группы

№ п. п. Фамилия, имя, отчество Год рожд. Место работы, должность, телефон Домашний адрес, телефон Туристская подготовка
1 Стабровский Алексей Николаевич 1970 пенсионер Минюста России г. Владивосток, ул. Связи 22б-3 р. Улуг-О – Бий-Хем 4Р, р. Ока-Саянская 4У
2 Плехов Евгений Дмитриевич 1986 студент ДВГУ Г. Владивосток, ул. Луговая 62а-14 р. Тигровая 1У
3 Джигимон Анна Валерьевна 1986 студентка ДВГУ Г. Владивосток, ул.Южно-Уральская 8-12 р. Туюн 3Р, р. Улуг-О – Бий-Хем 4У
4 Кривошей Алексей Николаевич 1975 научный сотрудник ДВО РАН г. Вл-к ул.Аллеутская 6-74 р. Туюн 3У
Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (для протя женных) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения (для локальных препятствий)
порог «Калибр» 3 20 м Трекового типа, заканчивается разбиением на две протоки: левая уходит между камней, а правая имеет слив между двух скальников менее 158 см по ширине. Проход по треку, перед сливом переход в левую протоку и чалка к острову - перекидывание ката за слив.
порог «Розовый» 3 20 м Зигзагообразный в скальнике. Маневр на входе, обходя подводный камень, далее по основной струе.
порог «Косой» 3 10 м Слив по косолежащей плите. Заход у правого берега, задать скорость для проскока бочки.
входной порог перед «Чертовым мостом» 2 30 м Перед порогом-водопадом «Чертов мост» русло делится на две части: слева образуется скальная проносная горка полутора метров высоты, а справа порог трекового типа, но по большой воде трек спрямлен. По основной струе.
Порог-водопад «Чертов мост» 5-6 15 м Зигзагообразный узкий проход в высоком скальнике – левая и правая струя переплетаются друг с другом. Для катамаранов проход нереален, а ПСН проходит складываясь и выплевываясь. – ОБНЕСЛИ!
каньон «Медвежий» 4 300 м Через 50 метров после «Чертова моста». В начале имеет жандарм, за которым не виден ледник на правом берегу: при обходе справа струя унесла бы под лед, при обходе слева есть время для маневра и прохода у края ледника, далее идет зигзагообразный проход в скальнике с наличием полутораметровых стоячих валов Обязателен просмотр и желательно выставление страховки с берега. На входе обход жандарма слева и обход ледника. Далее по основной струе с маневром «носы на вал».
порог 2 10 м Поворот вправо на 900 и сразу небольшой слив По струе.
порог «Филькина яма» 3 30 м Имеет входную шиверу, вдоль левого берега перед сливом есть выемка чуть шире ката и длиной 5 метров, справа торчат зубья, после слива посредине катамаран встречает камень. В малую и среднюю воду проход через выемку, но попасть туда в шивере проблематично: надо перекидывать кат через камни, и струя с выемки идет слабее и чуть левее, маневр от встречающего камня делается легко.
В большую воду проход по всей ширине слива, но для прыжка справа нужно идти у самого правого берега изначально; посредине через зуб идти некомфортно, так как за зубом вымоина и туда подтапливает одну из гондол на глубину около метра и держит, уходить приходится влево и после всплытия зацепом преодолевать бочку, так как это уже около левого берега: жандарм не страшен; проход слева поверх выемки (которую не видно) выносит на жандарма и требуется активный маневр «левее».
порог «Змейка» 2 20 м Делится на две протоки. Только в большую воду правая протока проходима и там требуется маневр. Левая протока порог трекового ти-па со шлагбаумом на входе: в малую и среднюю воду приходится нагибать голову, а в большую ложиться на катамаран. По правой протоке 2 к.с., по левой 3 к.с.. В левой протоке по основной струе, в правой маневр среди камней и стволов.
порог «Пасеч-ный» 2 10 м На плавном повороте вправо горка менее метра в перепаде высоты. По основной струе.
каньон «перед Минеральным источником» 2 300 м Перед завершением каньона имеется трек в правой протоке (левая перегорожена стволом и в малую воду имеет негабарит) который можно с натяжкой назвать порогом (в отчете Кравцова 2005 года он назван порогом «Спутницы» - имя дано самим Кравцовым). Просмотр последнего участка обязателен на предмет завала, осуществляется с левого берега. Прохождение идет по основной струе.

Видеоматериалы и электронный вариант отчёта с фотографиями приобщены к отчёту, отчёт рассмотрен и сдан на хранение в МКК ____________.
Содержание отчёта 
Идея похода:

Совершенствование спортивного мастерства, проверка работы GPS-приемников в полевых условиях, получения мною навыков руководства походом по окончанию курсов гидов-проводников, тренировка наведения переправы через речку без использования плавсредств.
Варианты подъезда и отъезда:

до п. Лазо или с. Сокольчи на рейсовом или другом автотранспорте. В данных населенных пунктах есть извозчики, осуществляющие заброску через падь Солнечная до реки Милоградовка. Весной трудность состоит в ледовом панцире пересекаемых просекой ручьев: промытые трещины порой нельзя объехать. Также тяжело въехать на перевал: из-за ручья внизу нельзя набрать разгон и подъем немаленький. В данном случае машина довозит до перевала, а там до речки 20 км.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:

Вдоль речки идет лесовозная дорога. За 5 км до с. Милоградовки по правому берегу есть с. Лиственная, но от реки до села более 1 км.
Изменения маршрута и их причины:

Выехали на день раньше чтобы иметь запас времени.
График движения

дата Участок маршрута км препятствия Время движения метеоусловия
05.05 Г. Владивосток – с. Сокольчи - перед перевалом в падь Солнечную 7 ч на автотранспорте Облачность 2 балла
перевал – река Милоградовка 20 5 ч пешком Облачность 2 балла
06.05 Стапель 2 ч Облачность 2 балла
07.05 Место стапеля – перед «Чертовым мостом» 6 Голубые-Розовые пороги («Калибр» 3 к.с., «Розовый» 3 к.с.), порог «Косой» 3 к.с.. 3 ч Облачность 2 балла
08.05 перед «Чертовым мостом» – брод на урочище Конторка 4 Входные пороги перед «Чертовым мостом» 2 к.с., каньон «Медвежий» 4 к.с.. 3 ч 30 мин Облачность 2 балла
09.05 брод на урочище Конторка – Минеральный источник 10 Порог 2 к.с., пороги «Филькина яма» 3 к.с., «Змейка» 2 к.с., «Пасечный» 2 к.с., каньон «перед Минеральным источником» 2 к.с.. 5 ч 30 мин Облачность 2 балла
10.05 Минеральный источник – с. Милоградовка 20 4 ч 30 мин Облачность 2 балла
антистапель 1 ч Облачность 2 балла
с. Милоградовка – г. Владивосток 8 ч на автотранспорте Облачность 2 балла
Техническое описание прохождения группой маршрута 
05.05.06

В 05:00 выехали из г. Владивостока на джипе «Сафари» и после 12:00 были уже у подножья перевала. Полтора часа ушло на подготовку – за это время перекусили, попили чай из термоса, перебрали вещи. В 18:30 вышли на место стапеля. Разбили лагерь, но строиться не стали – решили сразу использовать запасной день.
Некоторую проблему представлял порог «Косой». Кроме Кривошея его ранее никто из нас не ходил – обносили, но он заверил, что ничего сложного тут нет и он покажет методику. Методика оказалась проста: зайти с правого берега, поднять весла и орать. Отбойный вал от левой стены не позволяет ее достигнуть… На три дня раньше на этом пороге встретились группы Кравцова и Брянцева. Брянцев всей группой обнес – увидев как бочка на выходе из «Косого» держит четверку с горбами Кравцова: благо с собой была выброска и он их вытащил. Двойка Кравцова с ним самим бочку тоже пробивала с надрывом.
Для закрепления навыков прохождения прошли «Косой» еще по два раза без рюкзаков. Видео прохождения Стабровским и Джигимон прилагается к отчету.
Следует отметить, что на повороте к порогу «Косому» справа лежит лед, который подточила вода, а проход левее перекрыт плавником: необходима разведка перед прохождением.
После порога через 80 метров идет поворот налево. Сразу за ним на правом берегу есть невидимое с берега место для стоянки оборудованное в 2004 году столиком и скамейками. Там и встали на стоянку.
08.05.06

Со стартом опять не торопились и дождались тепла. Обносить «Чертов мост» решили уже груженными: все-таки двойки и трое мужиков. Стабровский и Джигимон прошли входные пороги по левому, а я с Кривошеем по правому. Обнесли по правому берегу. Послали Кривошея на разведку каньона «Медвежий». Доклад последовал, что на входе жандарм надо обходить слева, иначе не отгребешься от нависающего подмытого ледника, а далее задница, но под силу нашим экипажам; улово на выходе никуда не делось. Я и Стабровский в разные дни конца апреле 2004 года, а Кривошей в начале мая 2004 года проходили этот каньон и более 2 к.с. ему дать было сложно. Рельеф сложный, но в габаритах ката-двойки. Сюрприз был дай Бог. Во-первых, обход жандарма слева не гарантировал уход от нависающего ледника – требовался подтяг влево. Во-вторых, стоячих валов под полтора метра на этой речке «не бывает», но мы через них шли.
Расстройством было, что все фотоаппараты были в герметиках и фото- видео материалом по каньону нет. Видеосъемка по каньону есть у Кравцова, но на открытые источники он её не выкладывает. Фотик Джигимон оказался в герметике по банальной причине: предполагая, что JPS отказывается работать на напряжении 2,4V, вместо аккумуляторов поставили запасные батарейки Дюрасел: дело оказалось не в напряжении, но для фотика запасной комплект и аккумуляторов и батареек разрядился, а находящиеся в фотике аккумуляторы заявили о скором наступлении границы своего заряда. Фотик Кривошея же боится воды!
Дошли до урочища «Конторка» и на правом берегу около дороги сделали лагерь. Оставшуюся часть дня использовали под тренировку наведения водной переправы без использования плавсредств. Сходили по левому берегу до зимушки. В хорошем состоянии. Урочище названо по причине нахождения здесь лесозаготовительной конторы.
09.05.06

Со стартом опять не торопились и дождались тепла.
Прошли локальный порог, не вызвавший ни проблем, ни эмоций. Все шли в ожидании «Филькиной ямы». От её входной шиверы остались лишь отдельные камни. Пришлось чалиться в кусты левого берега – есть более удобная чалка у левого берега, но недалеко от слива. Сделали просмотр, выставили страховку-фотографа и фотографа. Прошли по несколько раз. Первое прохождение Стабровским и Джигимон снимали на видео: прилагается к отчету. Во втором прохождении они пробовали спрыгнуть по правому сливу, но поленились перегребать струю перед заходом в порог и струя их сместила в центр. Сперва Стабровского подняло, потом окунуло с головой и продержало несколько секунд под водой. При этом Аня на своей гондоле все время была на виду. После оказалось, что Стабровский погнул себе дюралевое весло в месте, где держал правой рукой (сделал весло невыпрямляемым и позднее поменял эту часть трубы на аналогичную выловленную в реке Тигровой 14 мая). После выныривания Ане было смешно, а Алексей возвращался к реальности – в это время их тянуло назад к левому сливу. Подтапливания кормы они дожидаться не стали… Нас при прохождении только накренило.
Очередным сюрпризом послужил залом на резком повороте вправо. С воды не видно, что вдоль правого берега есть проход. Шли со страховкой тандемом. Срочно чалились к левому берегу и дать отмашку второму экипажу принять вправо не успевали. Просмотрели и сделали обнос.
Следующий порог «Змейка» доставил нам проблем: мы его определили поздно. Зачалились влево непосредственно перед ним, а Стабровский посадил кат на камни на разбиении на два русла. Просмотрели. Стабровскому с его места влево идти было трудно – прошел по правой протоке и встал на страховку. Достали фотоаппарат. Мы прошли по левой с наклоном под шлагбаумом и активным маневром от скальника, но фотик из-за дохлых аккумуляторов это не запечатлел.
Далее проследовали до каньона перед Минеральным источником. Кривошей провел разведку всего каньона, остальные просмотрели только порог. Препятствие проблем не вызывало: как в левой малой протоке ствол лежал два года назад, так он и лежит (что довольно подозрительно), а правая протока идется по основной струе. За каньоном зачалились влево для выхода на сам минеральный источник. Нас ждало огорчение: из-за дождей минерализация ручья стремилась к нулю. Перечалились на противоположный высокий берег, где достойное место под лагерь и приезжающие отдыхать в это место без плавсредств беспокоить не будут.
10.05.06

Со стартом опять не торопились и дождались тепла.
Препятствий на этом участке нет. Даже перекатов.
Сделать завершение маршрута можно на правом берегу за 2 км до Милоградовского моста – там 2 км до деревни по просеке, но местных нет. Сходить в деревню за машиной. Мы же поределялись по мосту – туда и дошли. Разбили лагерь. Машина за нами должна подойти к этому месту – с водителем джипа обговорить место за 2 км до деревни не удалось, а мост он и в Африке мост!
11.05.06

Машина подошла к 09:00. Сделали антистапель, позавтракали и в 11:30 выехали. В 19:30 были во Владивостоке.
Итоги 
Стоимость питания и средств передвижения

Стоимость питания на маршруте составила 460 рублей на человека. Стоимость проезда составила 1500 рублей на человека.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поставленные цели выполнены. Пройдено пешком и по воде 60 км. Маршрут содержит локальные препятствия: одно 4 к.с., четыре 3 к.с. и более шести 2 к.с.. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) [3] маршрут может быть оценён как водный 1 категории сложности.
Литература

1. "Русский турист": нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг.– Москва, 2001 г. – Выпуск седьмой.
2. Отчёт о водном туристическом походе первой категории сложности по реке Милоградовка Приморского края, совершённом с 03 мая по 10 мая 2003 года/руководитель группы: Брянцев Д.С. – Владивосток: МКК Приморского края, 2003.
3. Приморский край. Топографическая карта. – Владивосток, 1992 г..

Комментарии
О Маршруте
Категория сложности: 1