река Большая Сарьюга / Самостоятельная поездка

На лодке через приполярный и гряду Чернышева

2 - 13 августа 2018 г.
Небольшой, но насыщенный маршрут с посещением рек горной части национального парка «Югыд Ва» и поднятия Чернышева. Горы приполярного Урала, палеозойские скалы гряды Чернышева, рыбалка, живописные лесотундра и поля калужницы прилагаются.
(Инта) реки Кожим, от среднего течения – Косью – Большая Сарьюга - Шарью - Уса (Усинск)

Маршрут: реки Кожим – Косью Большая Сарьюга - Шарью - Уса

Водный сплав соло в августе 2018

Хотя тогда, три года назад планов писать отчёт не было, а дневник вёл по многолетней привычке, решил привести записи в упорядоченный вид, дополнить другими материалами и опубликовать. Теперь, имея опыт подготовки к одиночным путешествиям, понимаю, какую помощь информация, иногда, казалось бы, даже и отвлечённая, разбросанная по форумам, может оказать в проработке маршрута.

Свое следующее путешествие после экстремального сплава в предзимье за полярным кругом 2017 года планировал долго. Хотелось побывать на севере, в тех местах, где когда-то работал, с которыми связаны многочисленные воспоминания. Заодно решил, что для одиночного сплава с моим небольшим опытом более-менее знакомые места подойдут лучше.

Река Шарью, текущая среди зарослей калужницы и палеозойских скал, где в 2011 году я проработал более двух месяцев в составе геологического отряда, вспоминал с удовольствием и часто. Пока смотрел материалы, нашел интересный маршрут для заброски туда с подъёмом по р. Большая Сарьюга. Чуть позже, ползая взглядом по картам, увидел и другую возможную связку: на первом этапе спуститься по Кожиму до его впадения в Косью, а затем уже перейти на Большую Сарьюгу и после небольшого волока через водораздел сплавиться по Шарью с выходом к остановке поезда у моста через Усу. Примерно так, как это описано в этом примечательном отчёте (https://forum.usinsk.in/index.php?showtopic=23813). Разве что сплав я удлинил, решив начать со среднего течения р. Кожим, на переправе. Достоинства маршрута состоят в возможности за относительно короткий и не слишком сложный сплав посмотреть красивейшие места Приполярного Урала, прокатиться по быстрым и не «скучным» рекам, да к тому же с возможностью хорошей рыбалки. Вместе с тем, маршрут включает и бурные перекаты Кожима, несущие с гор, и подъём по большой Сарьюге, и волок, и среднее течение Шарью с порожками и мелями среди впечатляющих скал – есть где искусно поработать веслом, и подумать, и напрячь силы, и, конечно, отдохнуть, окунувшись в новые впечатления.

Некоторое время заняла работа с национальным Парком, поскольку часть р. Кожим протекает по его территории. Списался, заполнил документы, оформил банковский перевод за пребывание. Так же предстояла заброска по Кожимскому (Тумановскому) тракту. Нашел перевозчика через своих друзей – геологов, того самого, с которым когда-то мы сами забрасывались.

Теперь, спустя некоторое время, я вижу массу ошибок, которые совершил при подготовке к этому путешествию, прежде всего при выборе снаряжения: по привычке, сформированной во время работы в геологических отрядах, казалось, что всё надёжное в «поле» должно быть «брезентовым», «массивным» - если плащ, то только тяжеленный ОЗК, а если еда – то только тушенка в толстой жести, если лодка на одного, то двадцати килограммовая двушка из толстого ПВХ. Три рюкзака на десять дней. Отчасти это внесло свою без сомнения очень весомую лепту в то, что прохождение маршрута получилось напряженным, но запоминающимся и мотивировало к сильному пересмотру взглядов на путешествия и подготовку к ним.

С тех пор появились так же и другие, более свежие отчёты по основной части маршрута, например здесь (https://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=5516f009-52eb-480b-bed4-49fddad774d1)

Как и что произошло в подробностях, какие выводы можно извлечь при подготовке ваших путешествий в этом районе, можно узнать из дневниковых записей ниже. Записи даю почти без корректировки, лишь слегка поправил совсем уж одиозные благоглупости дрожащего, «наколеночного» полевого стиль, сопроводил фотографиями и схемами. Реки сильно петляют, поэтому расстояния «сплава по руслу» привёл очень округлённо.

02 августа, день 1.

Поезд, около 17 ч

Пока лежу на верхней полке плацкарте кондиционированного плацкарта, вечер, утром Инта. На вокзале Микуни познакомился с Семёном и Ольгой – пара туристов, которые собирались на сплав по Балбанью. Разговорились, помогли друг другу с переноской вещей. В поезде взял у Семёна телефон специалиста по туризму нацпарка «Югыдва», того самого, с которым так долго договаривался. Только этим утром увидел, что в моей путёвке стоят даты пребывания с 6 по 8-е, а я заезжаю 3-го. Позвонил ему из Микуни, со второго раза на мой вопрос последовал раздраженный ответ «Ну и что?!». Гм, посмотрим.

В Микуни сидел часа три, до плоского зада, впихнул в себя роман С. Кинга. Жуть. В плацкарте еду с мамами и детьми, возвращающихся с югов. Вещи (кроме рюкзака) закрыл в тамбуре – проводник дал мне воспользоваться ключом. Ещё ранний вечер, а после бессонной ночи уже рубит.

03 августа, день 2.

Кожим, лагерь в районе правого притока Бетью, около 19 ч.

Пасмурно, небольшой дождь.

Проснулся в поезде около трёх утра. Вскочил, откинул тюки с бельём, поел за столиком боковушки. Побрился, снова склонило в сон, и я задремал до пяти. Собрался, когда поезд прошел станцию «Кожим». Проводник открыл тамбур с моими гермой и лодкой. Около шести утра прибыл в Инту. Прохладно, +7, пасмурно. Взгромоздил на себя скарб – лямку рюкзака на правое, лямку гермы на левое плечо, лодку на оба – пошел по перрону. До здания вокзала было метров 300. Позвонил забросчику, тот сказал, что выслал мне СМС. Машину, мол, перенесли на 9-30, часть народа ещё ехала.

На вокзале куча туристов. Часть обросшая, как бомжи валялись на полу, но подстелив пенку. Прямо как мы с ребятами когда-то. Вот ещё группа – по разговорам понял, что она со всей России. Их собирала энергичная, поджарая женщина в возрасте. Потом уже узнал, что она из Печоры, водит коммерческие туры по Уралу. С ними я и еду попутчиком. Рядом сидела семья, кажется, из Ухты: обветренный, жилистый мужик лет 35-ти, немного раздраженная жена, примерно того же возраста, но располневшая и сын лет 10-ти, непоседливый и мягкий, да офигевшая от всего собачонка Умка.

В ожидании на вокзале Инты

Поел, потом снова поел (жареные свиные отбивные) в старом знакомом кафе интинского вокзала. Как-то прошло три часа. «Разношерстная» группа и семья с Умкой пошли грузиться. Подождав, немного послал СМС забросчику. Тот перезвонил и слегка удивлённо сказал: «Вон же, печорские пошли грузиться». Собрал вещи, направился к тёмно-зелёной вахтовке. Ещё минут через 10 подошел немец с супругой (она из Печоры, закончила ИЯЛИ и 11-ть лет уже в Германии). За разговорами о том о сём, сказал, что раньше бывал здесь с геологами

- «А чем же занимаются геологи?»

- «Изучают землю».

Промчали отворотку на Лемву, в 13-30 подъехали к переправе через Кожим.  Я слегка напрягался по поводу своей путёвки, но всё оказалось просто. Поста в верховьях Бетью не было (как сказала руководитель группы) все инспекторы на переправе. Но и там никто не подошел и не проверил. Я попрощался с попутчиками, дал 1000 рублей водителю, как и было оговорено и спустился к реке. Рядом на оранжевую вахтовку грузились другие туристы.

На реке дул сильный ветер. Когда сел в лодку, сразу вынесло на длинный перекат с торчащими валунами. К трём часам подмёрз, встал на галечнике, надел термобельё, поел, попил чай и поплыл дальше.

Кожим тащил быстро – лёгкие перекаты, прижимы. Встретил несколько туристических групп. Сильный встречный ветер немного тормозил лодку на плёсах и разливах. Решил на первый раз встать пораньше – перекомпоновать вещи. Видны оборудованные стоянки, но, поскольку ни рубить деревья, ни жечь костры нужды не было, встал в подходящем диком месте на левом берегу.

Моросит. Новая палатка «полуторка» кажется маленькой. Разместился, на всё про всё ушло часа два. Не ужинал, залил в термос кипяток с крупой и изюмом на завтра. Думаю, вставать около четырёх и продлевать ходовой день до 17-18 ч.

Начало сплава

Первый ходовой день: сплав по Кожиму, около 30-ти км.

04 августа, день 3.

Кожим, лагерь на несколько километров выше пос. Кожимвома, около 19 ч.

Пасмурно, ветер, дождь.

Всю ночь дождило. Встал по будильнику в 4-е утра. Выпил белковый коктейль и вскипятил кофе. Собрался и отплыл в пять. Идти по Кожиму хорошо, быстро. Всё утро, а затем и весь почти день из низких облаков лил мелкий дождь.

Около семи увидел на берегу, рядом со штатным бивуаком нацпарка группу катамаранов. Эту группу человек на 10-ть с детьми я встретил ещё вчера вечером, когда расправлял палатку.

Пока работал веслом, всё угадывал те места, где больше десяти лет назад работал с геологами. Вот и устье правого притока Сывью. О, с этой рекой и с этими местами связаны самые яркие впечатления моих первых экспедиций. Воспоминания и образы всплыли в памяти и захлестнули.

На обед хорошо пошла каша, заваренная в термосе. Сдобрил маслом и съел две плошки, а часть оставил на второй завтрак и обед.

Около половины четвёртого оставил позади мост. Иду, слегка опережая график. Под мостом посёлок лодочников, за ним ещё домики. Снова нахлынули образы из прошлого. Кожим бодро нёс вперёд, разбиваясь на перекатистые протоки. Кое-где легко чиркал о гладкие камни. Около пяти встал лагерем на правом берегу.

В месте лагеря

Второй ходовой день: сплав по Кожиму около 75-ти км

05 августа, день 4.

Кожим, лагерь на несколько километров ниже Лунвожа - левого притока Б. Сарьюги, около 19 ч.

Переменная облачность, тепло.

Утром, после завтрака, вышел из Кожима в Косью. Миновал Кожимвом: 4-5 домов - полуразвалин, крытых выгоревшей толью, сарайчики. На крыше одного из домов - флаги России и ВДВ.

Миновал устье около 8-ми. Косью – широкая река с чистой водой. Хорошая скорость, постоянно встречаются острова. Видны лодки и рыбаки. С вечера на обед запарил в термосе бурый рис, но он не «дошел», так что пришлось доставать газовую горелку и готовить. В будущем заменю рис на овсянку.

Около 9-ти, как-то неожиданно быстро подошел к устью Б. Сарьюги. Меня встретил песчаный обрыв и три засохшие ели. Зашел.

Устье Б. Сарьюги со стороны Косью

В устье Б. Сарьюга широкая и медленная с мутной водой. Кругом высокие торфяные и глинистые берега, густо поросшие ивняком и травой. Много берёзы, ели. Лодка идёт хорошо. Конечно, встать на ночёвку, даже просто на перекус, почти негде. Тепло, потихоньку раздеваюсь. Много комаров и мошкары, накинул панаму с тонкой сеткой.

Б. Сарьюга чуть выше устья

После обеда стали встречаться перекаты – один, другой. Сменил «сплавные» сапоги ЭВА на ПВХ бродни. Кое-где на стремнинках протягиваю лодку. В русле появились камешки, а с ними и хариус. Видел стайку под веслом в посветлевшей воде.

Встал лагерем около пяти. Берега, как и в начале высокие, топкие, заросшие. Нашел намывную косу из песка и мелкого камня. Под палатку кинул ОЗК. Отбиваясь от туч мошки и комаров запарил гречу на завтра, поставил палатку. Утром буду менять зимнее термобельё на летнее.

Болит левое запястье, которое потянул на валах Кожима. Пальцы плохо слушаются, но грести могу. До большого правого притока Лунвож примерно километров семь. Это следующая промежуточная цель. А сейчас пишу дневник и борюсь с залетевшими в палатки комарами.

Место ночёвки – намывная коса

Третий ходовой день: сплав по Кожиму, выход в Косью, подъём по Б.Сарьюге,

около 40 км по руслу

06 августа, день 5.

Б. Сарьюга, в районе высоты 92, ниже впадения Лунвожа, около 19 ч.

Переменная облачность.

Рано утром, солнечно, тепло и сухо. Кругом кружат комары. Через перекаты прохожу не слезая с лодки. Где галсами, где «на рывок», где бережком. Берега всё те же, торфяные, поросшие. Много чёрной смородины, нарвал листьев. Около 9-ти добрался до Лунвожа, приток оказался не то,чтобы и большим.

Место впадения ручья Лунвож

А вот характер Б.Сарьюги быстро сменился. Перекаты стали длиннее и стремительнее. Появились лопухи калужницы. Сначала немного. Теперь часто вылезаю и провожу лодку вдоль намывных кос. Кое-где видны медвежьи следы. По этому случаю иногда громыхал ложкой по пустому котелку, пока не надоело. После обеда на вёслах почти не сидел, так, короткие переходы по плёсам. Левое предплечье отекло.

Громыхал гром, но всё окончилось небольшим дождём. Жарко. Много пью, закончил первый баллон газа. Прошло три ходовых дня, размягчившись, наконец сходил «по большому», как всегда, в «поле» небольшая пауза.

Во второй половине дня, после обеда стали попадаться участки «а ля Шарью» - быстрые, длинные перекаты среди калужницы, усыпанные обломками известняка. Иду медленно, но равномерно. Около четырёх учуял запах дыма и на левом (правом орографически) берегу среди елей заметил тент. Подходить не стал.

Под конец дня сделал два обноса на маловодном участке, возможно пошел не тем рукавом. Разгружал лодку и перетаскивал метров на 50-100. Это, конечно, напрягает в смысле ожиданий. Заодно на корню, не выдержав столкновения с реальной практикой, «стухла» идея тащить лодку, не сдувая во время волока Сарьюга – Шарью.

Встал лагерем в конце второго переноса. Вроде река здесь шумит, течёт. Завтра будет видно. Запарил перловку. Пробую сушить носки, но уж слишком душно и влажно. Пока был чистый сплав носки были сухие.

Четвёртый ходовой день: подъём по Б.Сарьюге, около 25 км по руслу

07 августа, день 6.

Лагерь в районе каньона - скал Б.Сарьюги, около 19 ч.

Переменная облачность, дождь

Утром по тенту палатки стучит дождь, вышел, когда он ослаб, на часах четыре утра. Вчерашняя лёгкая паранойя не оправдалась. Сарьюга разлилась, первые часы даже шел на весле. Но длиннющие перекаты в узких коридорах калужницы проходил теперь только ножками.

На пути к скалам Б. Сарьюги

Постепенно начали появляться первые выходы известняка и обнажения. В 8-30 повернул на запад к каньону, а ещё через пол часа увидел первые скалы. Иду в воде медленно, среди крупнообломочного известняка против ощутимого течения. Дождит, тепло и много комаров. По плану на скалах должна быть днёвка, да и по ощущениям она нужна. Повыбирал место, встал у переката, прямо напротив скал, на косе с лужком – гипотетически солнца больше и ветерок, хотя ни того, ни другого пока нет. Сварил макароны с мясом, сбегал на скалу. Ползти по мокрым камням с одной работающей рукой не очень. Хотя в некоторых отчётах пишут о возможности связи на верху, мой мтс молчал. Тоже хорошо.

Конечно, после Кожима с его скалами впечатление от каньона Сарьюги смазались. Облесённые скалы громоздятся с двух сторон, где ближе к реке, где дальше, отделённые полосой пойменного леса. Красноватые и серые известняки, много трещин, каверн и пещер. Внизу, в лопухах между скал петляет речка. Сами скалы покрыты курумником, а сверху мох. Ходить, особенно в дождь, надо осторожно. На скалах ель, берёза, кое-где даже сосна.

Скалы каньона Большой Сарьюги

Собрал снасти, чертыхаясь от комаров. К тому же дешёвый старенький спининг развалился в самом начале манипуляций. Да ещё пальцы левой руки не слушаются. Кое как насадил пропускные кольца Порыбачил, чуть в стороне от лагеря, но рыбалка не удалась… в смысле два броска в окно среди лопухов – два больших хариуса. Вот и вся рыбалка. Как-то даже не интересно. Рыбу распотрошил, набил в котелок и поставил варить. Да набил, должно быть, плотно и баллон на последней порции газа «психанул» - нижние куски подгорели, передав вкус бульону. Но мясо поел с удовольствием. Запил чаем с мятой и листом чёрной смородины. Вообще-то кажется, что на этом, восточном склоне поднятия Чернышова микроклимат теплее – по берегам много красной и чёрной смородины, рябина, ольха, сосны. Со стороны Шарью такого нет.

Наладил из ОЗК навес для просушки вещей, подшил сапоги – от поскакушек порвались лямки, причём на одном «с мясом». Тучи гнуса в бездвижной банной влажности. Ни помыться… ни побриться… Решил вечером добить случайно взятые гигиенические салфетки. В четыре вечера залез в палатку. Пишу, обдумываю дальнейшие планы. Особой усталости нет, можно было-бы и сегодня пройти Сарьюгу. С другой стороны отдых нужен, хотя бы дать покой запястью. Наверное завтра сделаю вторую полуднёвку, расчитываю, что с моей скоростью в 1,5 км/ч буду на волоке через 6-7 ч, то есть к обеду. Пишут, впрочем, что вначале волока хороших мест для стоянки нет. Чтож, посмотрим по ситуации.

Пятый ходовой день: подъём по Б. Сарьюге до каньона, около 8 км по руслу, полуднёвка

08 августа, день 7.

Лагерь в районе волока Б.Сарьюга - Шарью, около 20 ч.

Координаты начала волока:

65 54’ 08.98’’

58 56’25.93’’

Дождь, переходящий в ливень

Ну что ж, теперь уже можно сказать, что вчера вечером мой внутренний пессимист (реалист??) был прав.

Утром проснулся, дождался перерыва в дожде, поел, собрался. Вещи, конечно, не высохли, хотя навес устоял и сработал. Дождь снова зарядил и перешел в ливень, как только я вышел. Я и без того шел медленно, выверяя каждый шаг между кусков известняка в русле. Остановился, надел ОЗК, подкрутил его, чтоб было короче. По состоянию неба было понятно, что дождь надолго и переждать не получиться. Двинулся дальше. Скалы и не думали кончаться. Я осторожно пролезал по большим острым обломкам. Почти не грёб. Еще через час-другой лопухи калужницы заполонили всё русло, дальше тащил лодку по сплошным полям. Вымок, в сапогах хлюпает вода. Устал, сел на борт лодки и прямо под ливнем поел сала и сухарей. Несколько раз сливал воду с сапог, выжимал носки и чуни. Хорошо ещё сравнительно тепло.

Вчерашний оптимист говорил (вчера): будем на волоке к десяти. В реальности к этому времени я прошел лишь половину пути, как оказалось самую лёгкую. После река обмелела. Выходы известняка перекрывали теперь и берега, и русло. Постоянно делал обносы. Тащил лодку за собой, а герму на спине как бульдозер. Где-то по лопухам протаскивал сначала нос лодки, потом корму. Когда дождь на время поутих пообедал и выпил горячего чая. Переоделся – то что я думал сушить вчера, сейчас, когда надел, показалось почти сухим.

Последние километры подьёма по Большой Сарьюге

Потом река стала узкой, каменистой, вода в ней болотистой, берега сжали низкие облесённые скалки. И лопухи вдруг, разом кончились. Потянулась широкая, глубокая сонная чёрная вода – канал среди верхового болота. Последние пятьсот метров я быстро и в удовольствие прогрёб, остановившись, когда увидел просвет просеки справа (на левом орографически берегу). Было 14-00, я был вымотан, мокр и рад. Дождь кончился.

Действительно, окрестные берега не подходят для лагеря. Болото и топь. Просека шла по высотке, туда я и взобрался в несколько ходок. На опушке поставил палатку, сбегал набрал воды и скинул, наконец ПВХ-броды. Хорошо. Снова появились комары и мошка. Не страшно. Сдул и запаковал лодку. Завтра волок. Ходить придётся двумя ходками, челноком. Планирую уложиться за 4-е часа. Вымок насквозь, но тепло и погода прощает.

В целом, верховья Сарьюги – самая сложная часть (даже без учёта дождя). Соваться сюда с хорошо груженным судном затея так себе.

Шестой ходовой день: подъём по Б.Сарьюге, около 10 км по руслу

09 августа, день 8.

Лагерь, пр. берегу Шарью, километра два (по прямой) выше ручья Подгорный, около 19 ч.

Переменная облачность, без дождя

Вчера было сложно? Пфф

Вышел на волок в 5-15. Сухо. Проглядывает синее небо. Шел челноком – метров по пятьсот. Сначала переносил рюкзак с гермой, затем возвращался за лодкой. Лес сырой, так что и я вымок мгновенно. К тому же, в попытке обойти кочкарнистую пойму ручья, черпанул в сапог воды, сбился с пути и наплёл почти километр. Вышел к месту по навигатору. Удобнее всего было идти по верховым болотам водораздела – солнышко, ветерок обдувает, ни деревьев, ни травы, профиль хорошо виден. На западном склоне преодолел лес, кочкарник и свалился в долину Шарью. Был на берегу в 9 ч. Точно по расписанию. Сварил макароны с мясом, накачал лодку, даже подсушил вещи на ветру и солнце, но задерживаться не стал.

Бивуак сразу после волока

Вышел в 11-00. Река здесь метра 3 – 4 шириной, глубокая, стоячая вода. Впрочем, радость была не долгой. Поработал веслом и упёрся в километры мелей, густо заросших калужницей. Очень густо. Тащить лодку тяжело, хорошо дно илистое. Затем пошли скалки, протоки, река сузилась. А я всё шел и гадал, где же заросли ивняка «плотно сжимающиеся над головой» о которых говорят отчёты. Ивняка по берегам полно – обычное дело.  Что ж, к полудню я упёрся в «это» и оценил – километры ивняка буквально переплелись ветвями в низкий коридор над узкой канавой речки, иногда слипаясь над самой водой. Пока было мелко я тащил лодку за собой раздвигая ветки. На глубине становился смесью орангутанга и машиниста бульдозера, дёргал и тащил себя с лодкой за ветки и стволы, сидя на кокпите. Иногда заросли вдруг обрывались, река становилась широкой и глубокой. Ну-вот, отлично, довольно думал я по-первости. Слазил, выгребал ведро нападавшего мусора и радостно брал весло. Но всё быстро начиналось по новой. Река снова сужалась и заныривала под зелёное покрывало на сотни и сотни метров. В какой-то момент ко всему этому добавились пороги и известняковые валуны. Под крышей зарослей даже навигатор чудил, что добавляло кислых мыслей и неопределённости.

Река снова становилась широкой. Я грёб со скепсисом (и тайной надеждой) и да - всё начиналось снова. После крупного притока (скорее всего, левая Шарью - я едва не поплыл по нему дальше) река стала широкой, глубокой, с крутыми, частично облесёнными берегами.

На выходе из ивовых лабиринтов

Но грёб я ещё не до конца веря, что эти лабиринты кончились. Итого час тяжелого пути по лопуховому мелководью и четыре часа изнурительного, физически и психологически продирания через заросли в узкой канаве.

Встал около пяти на высоком, поросшем травой правом берегу. Солнце, лужок, огромные тучи гнуса. Всё сырое, разве что кроме спальника. Левое запястье очень медленно восстанавливается. Другая напасть – мокрым брезентом штанов до крови натёр бёдра и предпаховую область. Хожу как кавалерист. Ну и обгрызан до волдырей (особенно руки). Уже нет желания идти по притокам Шарью, порыбачу так. Кстати, в верховьях, видел много крупного хариуса в ямках.

Седьмой ходовой день: волок - примерно 3 км и сплав по Шарью, и около 8 км по руслу через калужницу и заросли ивняка

10 августа, день 9.

Лагерь, пр. берег Шарью, километра два (по прямой) выше ручья Подгорный. Днёвка.

Дождь, после обеда пасмурно.

Около 12 ч

Ночью, после ясного закатного неба, подморозило. Поворочался, утеплился, надел полу-спальник «нога», уснул. Проснулся в три. Шел дождь. Потеплело. Уснул. Снова проснулся в четыре, как привык по будильнику. Дождь только усилился. Выключил будильник - поскольку по плану была днёвка, а дождь барабанил, с чистой совестью проспал ещё два часа. Дождь идёт сильный, но с перерывами. В один из перерывов сбегал по неотложным делам. Решил наконец помыться – сначала верх, потом, накинув куртку, - низ. Не колеблясь, сменил нижнее белье на влажное, но свежее. А то в спальнике дышать невозможно. Еще вчера развесил бельё «сушится» на весло, положив весло одним концом на перевёрнутую лодку, а другим на плотную траву. Всё было и до того сырое насквозь. Хуже не будет. Снова пошел дождь, я почувствовал, что продрог, залез в спальник и проспал ещё два-три часа.

Около полудня поел запаренной гречневой каши, выпил кофе. Посмотрел на реку и подумал о текущих делах. Сырые сапоги, нет сухих носков, вся река в плотных зарослях калужницы и, думаю, это не последний такой участок впереди. Сидеть на месте и ждать погоды надоело, днёвки явно не моё. Можно было бы дойти до левого притока – Сортомаёля, самой верхней точки на Шарью, где бывал. Путь можно пройти за часа четыре и додневать там. Снова пошел сильный дождь.

Улов из «окна»

18 часов

Дождь окончился около часа дня, редко, но выглядывало солнце. Решил остаться, заодно хоть что-то досушить. Порыбачил в окне среди разросшейся калужницы прямо у лагеря. Сразу вытащил щуку, обломав при этом крючок тройника. В азарте закинул снова и снова вытащил щуку, уже побольше. Крючки поломались, блесну выкинул. Распотрошил рыбу и долго варил в своём маленьком котелке в три подхода. Пока варил одну порцию ел предыдущую. Вода в конце концов выкипела, залила горелку, и та перестала работать. Но как-то доварил. Мясо белое, плотное, вкусное, но третью порцию ел уже в режиме «ну не выкидывать же». Надел свой тяжелый костюм «горка», к вечеру он даже подсох не мне. Остальные вещи лишь слега подвялились на ветерке. Умудрился побриться, подшил перчатки и сетку на панаме (а вчера показалось, что она прошла невредимой через заросли ивняка). Привёл в порядок лодку – выгреб пару вёдер трухи и помыл. Ничего себе такая днёвка. Завтра стартую потихоньку вниз, к Усе. Будет погода - организую днёвку чтобы подсушиться.

К вечеру похолодало, даже мошкару и комаров поприбило.

11 августа, день 10.

Лагерь, пр. берег Шарью, три километра выше руч. Симьёль, примерно по середине между устьем и притоком - рекой Дурная (по прямой и туда, и туда около 10 км)

Пасмурно, ветер, иногда дождь.

Спал из-за вчерашнего безделья не ровно и встал рано. Собрался и настроился переть бульдозером через «лопухи». К счастью, переход в этот режим был краткосрочным. Хотя участки русла, обильно заросшие калужницей, тянулись километрами, почти всегда находились узкие коридорчики, или можно-было выгрести с небольшим усилием от «окна» до «окна» чистой воды в зелёных полях. Иногда проводил лодку, воды было в меру – не утопнешь, но и тащить не надо. Уже привык к шуршанию мясистых листьев о борта. Однажды даже был рецидив ивнякового коридора на 10-15 метров – но течение вынесло само через сомкнувшиеся ветви. Холодно, ветрено, иногда моросит. Позавтракал около 8 утра, а ручья Сортомаёль достиг к 11-ти, шел чуть дольше, чем рассчитывал. Места узнаваемые, хотя и не совсем такие, как помнились. Вообще память по-своему ненадёжна. Запоминаются какие-то детали, остальное зачастую додумывается. В общем, это одна из причин, почему в «полях» стараюсь вести более-менее подробные дневники. Например, сегодня были случаи «узнавания» тех мест, на Шарью, где жил и работал. И только посмотрев навигатор понимал, что ошибся. Скалы и повороты здесь схожи, пасмурная погода и общая усталость тоже делали своё дело.

Проходил мелкие участки и порожки не слезая с лодки и без особых приключений к 13-30 достиг скалы «окно», под которой стояли лагерем - вспомнил эпизоды из жизни здесь. Сразу всплыли картинки приземления на вертолёте, сплава на лодках, а потом и сплава в этих местах на перегруженном камнями катамаране, который вытащили к Усе почти на руках. Скорость добавилась, ещё через час был в устье Дурной – правого притока, который в своё время облазили до верховий в поисках палеозойской живности. После Дурной река меняет направление с севера на запад.

После рыбалки в верховьях и вчерашнего объедалова азарт утих, так что запаковал снасти. И вообще, в целом, чувствую какую-то неопределённую усталость и небольшую апатию что ли. Даже фотографировать нет желания, хотя виды – не смотря на хмурую погоду - вполне достойные. Возможно даже, пасмурный ветренный день подчёркивает, нет даже обнажает суть скал Шарью. В хороший, солнечный день, их серо-красный известняк и доломиты на фоне синего неба кажутся застывшим, торжественным музеем, а сейчас, когда пасмурно и ветрено, скалы обступаю как живые, строгие хозяева, исполины этих мест.

«Горная» часть позади. Вечером, пока ставил лагерь, пронеслось два «Ихтиуса» - небольших шумных ветродуев на воздушной подушке. Суббота. Но, вопреки ожиданиям, больше на реке никого не видел. Под конец дня, как-то не удачно перенапряг дужку палатки и сломал крепленье. Воспользовался муфтой из рем набора. Запястье почти не беспокоит, опухоль спала. Завтра по плану спуск до устья.

Восьмой ходовой день: сплав по Шарью, примерно 40 км по руслу

12 августа, день 11.

Лагерь, река Уса, остров на протоке Шар, чуть ниже устья Шарью.

Переменная облачность, прохладно.

Ночью спал плохо, то жарко, то холодно, да ещё вчера с устатку выбрал место с уклончиком на галечнике. И ощущение, что мошкара ползает под спальником, в общем ворочался. Собрался, вышел как обычно в пять утра. Шел хорошо, погода отличная для таких дел - сухо, прохладно и ветерок. В прошлый раз, в 11-м году сплавлялись на большом катамаране, груженном под завязку барахлом и кусками пород для анализа, да ещё с торчащей из печки трубой на корме, так что характер Шарью через призму того медленного сплава с большим количеством тяжелых проводок запомнился несколько иначе. Теперь река представилась куда более живой, быстрой и дружелюбной. Перекатами баловала почти до самого устья. А вот берега запомнил правильно. Здесь, в низовьях, они заросли елью, травой, ивняком и не слишком удобные для ночёвок. Зато в изобилии больших песчаных кос на многочисленных петлях.

Около семи увидел на одной из таких кос лагерь и катамараны на берегу. Синие ящики-«холодильники» для рыбы. Посреди стояла хорошая кухня-шатер. Судя по всему, рыбаки-туристы.

В 10-30, после затяжных петель вышел к устью. Усталость наваливалась сильнее, уже плохо восстанавливаюсь, но тем не менее дошел быстрее плана. Вагончик на правом берегу стоит всё так же, с такой же разрухой внутри. Думал сделать полуднёвку рядом – место сухое, высокое. Но уж слишком не удобно, даже за водой лишний раз не сходишь – высоко и круто. Место слева от устья, где стояли с геологами, отсеял тоже – высокая трава и заросли. В итоге проплыл по протоке и встал на острове, где-то в километре ниже устья Шарью. Развесил вещи на просушку. Распогодилось, даже постирался «в поезд», поел, приготовил кое-что на завтра. Флисовые вещи и прочая синтетика подсохли, остальное – сырятина. Что ж, завтра ещё минимум пол дня перед поездом.

Девятый ходовой день: сплав по Шарью до острова Шарди, примерно 30 км по руслу

13 августа, день 12.

Антистапель, река Уса, под мостом.

Переменная облачность, ветрено, солнечно.

Вышел в пять утра. Ночь сухая, тёплая, спал лишь укрывшись спальником как одеялом. Утром над рекой туман, который быстро развеял поднявшийся ветер. Доплыл хорошо. На «сникерсовом пляже», где в прошлом году распечатал сникерс из НЗ и сгрыз под холодным сентябрьским ливнем, потому что устал и не было сил бороться с волнами и ветром, остановился и позавтракал. После зарядил было мелкий дождь, но к моему прибытию под мост, в 10 ч, окончательно распогодилось.

Десятый ходовой день: финальный сплав по Усе до ж/д моста, 25 км

Вышло и принялось жарить солнце, поднялся сильный тёплый ветер, а заодно и волны на широченном пространстве Усы. Но мой сплав был окончен и ветер уже не мешал, а помогал. Я развесил всё что мог на ближайшие кусты, торчащие между щебёнки и плит. Сам помылся, усевшись на бетонный блок у воды и разбавляя воду в кружке кипятком из котелка до нужной кондиции. Поел макароны с тушенкой.

Где-то в час начал паковаться. На горизонте как раз появились сизые грозовые тучи. Ветер ещё усилился. Первоначально собирался пробыть под мостом часов до четырёх вечера, но собрался ввиду приближающихся событий пораньше. В два уже поднялся к бывшей будке смотрителя на правом берегу с её широким во все стороны козырьком крыши, захватив с собой полторашку воды. Почти сразу засверкали молнии, хлынул ливень, подгоняемый порывами ветра. Кажется, у меня небольшая простуда, поднялась температура, возможно всё-таки подмёрз тогда, когда мылся на ветру и дожде в верховьях Шарью на днёвке. Вещи тем временем счастливо пережидали стихию плотно прижатыми к стенке, а сам я неспеша пил горячий кофе, смотрел на молнии подсвечивающие огромные пространства Усы, да иногда переставляя рюкзак при сменах направлений бешенного ветра. Громыхало, но к семи, к приходу поезда стихия рассосалась, оставив сизое небо и тусклое багровое солнце.

Заплатив слегка нагловатой и недружелюбной проводнице лишние 500 рублей, поскольку «здесь нельзя сажать пассажиров», спорить не стал, хотя садился здесь не впервые. Чувствовал лёгкую разбитость и расслабленность одновременно. Сидел полусонный почти, наверное, один в пустом полутёмном вагоне. Через час проводница даже спросила насчёт чая. Что ж, сказал спасибо и полез за кружкой.

Некоторые соображения после

Обладая послезнанием скажу, что в соло варианте маршрут идеально проходить на хорошей, лёгкой лодке или пакрафте из стойких к раздиру или проколу материалов. Учитывая продолжительный участок бичевы (проводок) и волок, оптимизируйте снаряжение, что бы всё уместилось в 20-30 килограмм веса и 80-90 литров. Это уменьшит нагрузку и оставит силы для приятного общения с природой.

Если вы не матёрый опытный одиночка, нет смысла растягивать путешествие. Мною маршрут пройден за восемь полных ходовых дней (из расчёта 10-12 часов хода в день). При желании «спортивных свершений» и «познания своих границ», имея подготовку и разумно подобрав снаряжение можно пройти дней за шесть-семь в бодром режиме, с эпизодической рыбалкой «на уху». Для обычных путешественников и малых групп я бы закладывал две недели ходового времени (без учёта днёвок и полуднёвок).

Кожим, Косью и низовья Большой Сарьюги проходятся на вёслах, далее в основном бичева. Волок на Шарью не представляет сложности, при разумно компактном снаряжении проходиться за один раз, в течение двух часов. Кожим, Косью и низовья Сарьюги удобны для возможного схода с маршрута. В сезон наверняка встретите людей. Тоже касается низовий Шарью. А вот верховья и водораздел безлюдны и мало того, физически наиболее сложны в преодолении, аварийный сход затруднён.

Верховья Шарью интересны, но маршрут там осложнён мелями, зарослями калужницы и лабиринтами ивняка, но не представляет большого препятствия для подготовленных путешественников, хотя и требуют известной выдержки и выносливости. После слияния левой и правой Шарью, река бодро несёт через каменные ворота и скалы, особых сложностей нет. При правильном выборе лодки и снаряжения сравнительно легко проходится на вёслах.

Рыбалка хорошая на всём протяжении маршрута (река Кожим до моста является национальным парком, актуальная на 2021 г информация о рыбалке там у меня отсутствует).

Я использовал только газ, но проблем с дровами, а также со стоянками для одиночек и малых групп нет, за исключением нескольких участков ближе к истоку и устью Сарьюги, но и здесь возможны варианты. Точных координат своих стоянок не привожу за явной бессмысленностью – предпочитал пятачки на косах и берегах ближе к воде, а это всё меняется год от года, от дождя к дождю. На всём маршруте с конца июня по сентябрь много гнуса, в июле овод, но в некоторые дни в этом смысле бывает затишье. Ночами случаются заморозки.