Черногория / Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм | Автотуризм | Спортивный туризм

Черногория не в сезон. Часть 2-я: Котор. Херцег-Нови. Скадарское озеро.

14 - 17 ноября 2012 г.
Медвежий виноград. Морские ворота. Дворцы и собор Св. Трифона. Церковь Св. Луки. Морской музей. Которский залив и паром. Кровавая башня. Часовая башня. Черная Мадонна. Церковь Михаила Архангела. Церковь Св. Иеронима. Скала Богородицы. Эко-курорт Плавница. «Нильский конь» Никица. Вирпазар.
Бар - Котор - Херцег-Нови - Вирпазар - Москва

Котор, маленький Дубровник

Часть 1-я здесь:

День 5-й, Среда, 14 ноября 2012 года. Котор, маленький Дубровник.

Медвежий виноград. Морские ворота. Дворцы и собор Св. Трифона. Церковь Св. Луки. Морской музей. Церковь Св. Михаила. Ресторан «ВВ».

Верный Роки без четверти девять уже махал рукой снизу.

И вручил нам литр сливовицы 9-летней выдержки собственного производства.

001-Ракия

В ответ на что был оглоушен бутылкой водки «Байкал» на кедровых орешках, которую я как раз прихватил из Москвы в качестве потенциального подарка.

005-Карта

И мы поехали.

002-Монастырь

Очень название одного селения понравилось: «Skoci devojka».

003-Скочи девочка

В Будве, после поворота на Цетине, в пробку попали и вышли из машины.

004-Поворот на Цетине

На обочине росли кусты с синими ягодами, похожими на чернику: мы их еще вчера у разрушенного монастыря видели.

006-Могиня

Роки сообщил, что ягода эта – магиня (медвежий виноград), из них магинат делают – вид ракии.

007-Могиня
008-Дорога

Наконец Котор показался: стены Старого города. Перед ними – фруктово-овощной базар.

009-Котор
010-Котор
011-Котор

Рядом – яхты, в том числе и с российскими флагами.

012-Котор

Роки заехал на платную стоянку, нас же к Морским воротам отправил.

014-Морские ворота

Всенепременные венецианские львы.

013-Венецианский лев

Над Морскими воротами надпись выбита: «Чужого не хотим, свое не отдадим. Тито».

И дата: 21.11.1944.

015-Морские ворота
016-Морские ворота
017-Морские ворота
018-Морские ворота
019-Морские ворота
020-Морские ворота

Мы не собирались исследовать Котор, решив просто побродить по городу, хотя и купили мини-путеводитель на русском за 7 евро.

021-Карта Котора

029-Дворец Бизанти
030-Дворец Бизанти

Дворец Бизанти

Точное время и место основания Котора неизвестны, но называли его в разные времена по-разному. С 3-го века до н.э. им иллирийцы владели, с 168 года н.э. – римляне, потом византийцы и славяне. С 1391 по 1420 гг. Котор являлся самостоятельным городом-государством, после чего добровольно вошел в состав Венецианской республики и находился под ее властью вплоть до падения республики в 1797 году. Австрийцы, французы… Любопытно, что с 1804 по 1806 год городом русские правили.

031-Дворец Бескуча
032-Дворец Бескуча
033-Дворец Бескуча
034-Дворец Бескуча

Дворец Бескуча

035-Котор
036-Котор

Землетрясения в городе случались часто. 15 апреля 1979 года ужасающее по своей силе землетрясение Котор и его окрестности разрушило полностью. Благодаря помощи «всем миром» город отреставрировали и открыли в 1987 году. На Бар денег не хватило.

037-Дворец Пима
038-Дворец Пима
039-Дворец Пима
040-Дворец Пима

Дворец Пима

У католического собора Св. Трифона (он же Трипун, покровитель Котора) находился информационный киоск, где мы разжились бесплатной картой города.

041-Собор Св. Трифона
043- Св. Трифон

Собор Св. Трифона

042-Собор Св. Трифона

Перед входом в собор сувенирами торговали, где мы и приобрели путеводитель.

Вход в собор платным оказался – 2 евро. В соборе ремонт шел.

044-Собор Св. Трифона
045-Собор Св. Трифона
046-Собор Св. Трифона
047-Собор Св. Трифона
048-Собор Св. Трифона

Поднялись на галерею, набитую сокровищами и реликвариями.

049-Собор Св. Трифона

059-Собор Св. Трифона
060-Собор Св. Трифона
061-Собор Св. Трифона

С галереи неплохой вид открывался.

062-Собор Св. Трифона
063-Собор Св. Трифона

Дальше мы вполне бесцельно бродить отправились, любуясь старинными домами.

064-Котор

Фонтан

082-Котор
083-Котор

У церкви Св. Осанны Которской сидели две тетушки, предупредившие нас, что храм – католический.

-Какая разница? –удивились мы и добавили.- Мы – христиане.

Вошли внутрь и поставили свечки-таблетки по 50 центов.

084-Церковь Св. Осанны
085-Церковь Св. Осанны

Церковь Св. Осанны Которской

086-Котор
087-Котор

Дальше православная церковь Св. Николая нашлась, с сербским флагом.

088-Церковь Св. Николая
089-Церковь Св. Николая

Церковь Св. Николая

090-Колодец

Чем дольше мы по Котору бродили, тем больше у меня ощущение возникало, что я в копии Дубровника нахожусь, только (по сравнению с оригиналом) уменьшенной.

В церкви Св. Луки хранится частичка мощей евангелиста.

Молодой человек выдал нам при входе брошюру про церковь.

091-Церковь Св. Луки

Церковь Св. Луки

092-Церковь Св. Луки
093-Церковь Св. Луки

Из брошюры следовало, что маленькая церковь (по сути) огромным кладбищем является: под ее полом более 3 000 человек похоронено.

094-Церковь Св. Луки

В благодарность за брошюру положил 1 евро на храм. Кроме того, купили 4 свечи по 1 евро, зажгли и воткнули их в песок, к другим свечкам.

095-Церковь Св. Луки
096-Котор

И тут мы на Морской музей наткнулись, бывший дворец Грегорина.

097-Морской музей
098-Морской музей
099-Морской музей
100-Морской музей
101-Морской музей

Два билета нам в 5 евро обошлись. Вдобавок к ним нам два аудиогида на русском (бесплатно) на шеи навесили.

-А фотографировать в музее нельзя? –спросил я.

-Почему же нельзя, -удивилась тетушка кассирша.- Очень даже можно.

Понятно, что в музее (кроме нас) посетителей не имелось.

Тут Стас (с обидой) заметил:

-Папа! Ты на мне 3 евро сэкономил.

-Каким образом? –удивился я.

-Взрослый билет 4 евро стоит, детский – 1 евро, -пояснил Стас.- Она мне детский дала.

102-Взрослый билет в Морской музей

Взрослый билет в Морской музей

103-Детский билет в Морской музей

Детский билет в Морской музей

-Молодо выглядеть – всегда полезно, -резюмировал я.- Да и 3 евро на дороге не валяются.

Аудиогид весьма занудливым оказался. Минут пять он только про одного человека на портрете (изображавшим сербского адмирала на русской службе Змаевича, сподвижника Петра I), рассказывал.

104-Адмирал Змаевич

Адмирал Матвей Христофорович Змаевич

105-Морской музей

После портрета аудиогид мы выключили, иначе музей до его закрытия осмотреть не успели бы, а нас Роки ждал.

106-Морской музей

Музеи я люблю, но Морской музей в Которе несколько озадачивал.

Количество мебели, картин, макетов судов и прочего хлама просто удивляло. Такое ощущение, что со всего города свезли.

111-Морской музей
112-Морской музей
113-Морской музей
114-Морской музей
115-Морской музей
116-Морской музей
117-Морской музей
118-Морской музей

А уж сабель и ружей на стендах столько представлено было, что на вооружение полноценной роты хватило бы.

107-Морской музей
108-Морской музей
110-Морской музей

109-Морской музей

В общем, из Морского музея мы достаточно быстро сбежали. Скучно.

119-Морской музей

Во дворе с огромным деревом церковь Св. Михаила нашлась.

121-Церковь Св. Михаила

120-Церковь Св. Михаила
122-Церковь Св. Михаила
123-Церковь Св. Михаила
124-Церковь Св. Михаила
125-Церковь Св. Михаила

Церковь Св. Михаила

Нашли кинотеатр в старинном доме.

126-Кинотеатр
127-Кинотеатр

Обнаружили закуток у стены со складом барельефов.

128-Барельефы
129-Барельефы
130-Барельефы
131-Барельефы
132-Барельефы

Поднялись на крепостную стену: вход на нее решетка загораживала, но мы задвижку открыли и вошли.

133-Стена
134-Стена

В итоге уперлись в запертую на замок решетку на бастионе и вниз спустились.

135-Стена
136-Стена
137-Стена

Спустившись, шопингом занялись, благо сувенирных магазинов хватало. В общем, купили Стасу футболку за 25, венецианскую маску за 10 и свитер ручной работы за 50 евро. Я тоже футболку купил.

149-Венецианская маска
146-Котор
148-Котор

147-Котор

Вышли из города и принялись гербы на стенах рассматривать.

150-Котор
151-Котор
152-Котор
153-Котор
154-Котор
155-Котор

Бродили мы по Котору три часа: приехали в 10-00, а уехали в 13-00 (верный Роки ждал нас на автостоянке).

156-Будва

Роки сделал остановку над Будвой, дав нам видами полюбоваться.

157-Будва

165-Дорога
166-Крепость Хай-Нехай

Крепость Хай-Нехай

Вернулись мы в Бар в 14-30.

Роки попросил 30 евро доплаты (всего поездка в 60 евро обошлась), я же ему 35 отдал, за ожидание нас в Которе.

Перекусили (как обычно) пршутом, сыром, айваром и хлебом, но на этот раз вместо брусничного или ромашкового чая Стас пил сидр, а я – темное пиво «Никшичко». Во-первых, 5-часовое путешествие без капли воды, во-вторых, с сидром и пивом нужно было что-то делать.

167-Закат

В 17-00 пошли в Бар гулять. Дошли до подсвеченного дворца короля Николы и обратно повернули.

168-Дворец короля Николы
169-Дворец короля Николы

Где-то в 19-30 пришли в наш нижний ресторан «ВВ». Там ни одной собаки не было и нам как родным обрадовались. Включили свет и усадили в самый почетный угол.

170-ВВ

Ресторан (на самом деле) «VODA U KRSU» назывался.

171-ВВ
172-ВВ

Заказали салат из морепродуктов (с рукколой, листьями салата, помидорами и щупальцами осьминога) за 9 евро, две ухи по 2 евро и два угря по 12 евро. Запивали еду светлым разливным пивом «Никшичка» по 1,5 евро за пинту. Темную «Никшичку» почему-то в местных кабачках не держат.

173-ВВ

В меню в основном рыба значилась по цене от 38 до 42 евро за килограмм. Лобстер – 100 евро. Большой компанией сюда приходить нужно.

174-ВВ

Уха (рибла чорба) – густая острая похлебка из нескольких сортов рыбы. Угря (помимо поданного чесночного соуса) мы еще бальзамическим уксусом полили – стало остренько и вкусненько. И совершенно запах рыбы отбило.

Подтянулась пятерка местных мужчин, четверо из которых пили пиво, а пятый бокал вина взял.

Счет на 41 евро подали, и я 101 евро протянул, заметив вытянувшуюся физиономию официанта. Тот, видимо, решил, что с чаевыми ему облом вышел, а мне просто деньги разменять нужно было – у Роки вечно сдачи не оказывалось. Разочарованные глаза официанта радостным удивлением сменились, когда я, получив 60 евро сдачи, 5 евро ему на чай протянул.

Домой пошли короткой дорогой. Перед нашим носом опустились шлагбаумы и просвистела «русская электричка» в Подгорицу.

-Медитативный город, -заявил Стас.

К вечеру сильный ветер поднялся, и мы решили закрыть балконы на ночь.

Херцег-Нови, город тысячи ступеней

День 6-й, Четверг, 15 ноября 2012 года. Херцег-Нови, город тысячи ступеней.

Которский залив и паром. Кровавая башня. Часовая башня. Черная Мадонна. Церковь Михаила Архангела. Церковь Св. Иеронима. Цитадель. Церковь Св. Леопольда. Скала Богородицы. Ресторан «Княжева Башта», бывшая оранжерея.

В 8-50 Роки уже подъехал и спросил:

-Как сливовица?

-Не пил, -ответил я.- Домой отвезу, в Москву. Я вообще вино пью. А как водка?

-И я не пил, -сообщил Роки.

Погрузившись в машину, отправились в Херцег-Нови.

002-Бока Которская-карта
018-Бока Которская

Ехали без пробок, миновали аэропорт Тиват.

001-Указатель
003-Аэропорт Тиват

После Тивата погрузились на паром (за 4,5 евро) и переправились на другой берег Которского залива.

004-У парома
005-Паром
006-Паром
007-Паром
008-Паром
009-Которский залив

Роки объяснил, что это намного быстрее (да и дешевле), чем залив по берегу объехать.

Наконец мы въехали в Херцег-Нови и Роки высадил нас возле крепости, а сам на стоянку отправился.

010-Херцег-Нови

Оказалось, что это Кровавая башня – так ее сами турки, построившие в 16 веке, назвали. Некоторое время в Кровавой башне тюрьма находилась, сейчас – концертный зал на тысячу мест.

012-Кровавая башня
013-Кровавая башня
014-Кровавая башня
017-Кровавая башня

Вход в башню, судя по табличке, 1 евро стоил, но решетка закрыта была – видать, на зиму.

015-Кровавая башня
016-Кровавая башня

Вздохнув, пошли вниз, в Старый город, схему которого на стене обнаружили.

011-План города
019-Херцег-Нови
020-Херцег-Нови
021-Херцег-Нови

Вышли на площадь.

022-Площадь

Площадь украшала Часовая башня, построенная во время правления османского султана Махмуда (1667 год) в качестве главного входа в город.

023-Часовая башня
024-Часовая башня
025-Часовая башня
026-Часовая башня

История Херцег-Нови богата и пестра. Город в 1382 году основал боснийский король с труднопроизносимым именем Твртко I Котроманич в качестве крепости Св. Стефана – важнейшего для средневековой Боснии выхода к морю. Босния (под ударами турок) пала в 1463 году, а в 1466 году Венецианская республика предложила герцогу Стефану Вукшичу обменять города Херцог-Нови и Рисан на остров Брач в Адриатическом море и дворец в Сплите, но герцог отказался.

И зря отказался: в 1482 году турки захватили Херцог-Нови и Рисан.

4 июня 1538 года объединенная эскадра Испании, Венеции и Ватикана под командованием Андреа Дориа напала на город и захватила его. Построена была новая крепость Спаньола в честь испанского короля, но в 1539 году турки город отбили. В 1688 году город наконец захватили венецианцы и владели им до самого конца Венецианской республики (1797 год). После городом управляли австрийцы, русские, французы и опять австрийцы. В конце концов город в состав независимой Черногории вошел.

Часовая башня украшена старинным барельефом, изображающим Черную Мадонну.

027-Часовая башня
028-Черная мадонна

Пробравшись узкой улочкой, вышли на площадь герцога Стефана.

030-Херцег-Нови
031-Площадь герцога Стефана

На площади, осеняемая четырьмя пальмами, православная церковь Михаила Архангела находилась.

032-Церковь Михаила Архангела
033-Церковь Михаила Архангела
034-Церковь Михаила Архангела

В ней – чудотворная икона Богородицы.

035-Церковь Михаила Архангела

Правильно встречавшая нас Ольга заметила:

-У них все церкви размером, как наши часовни.

036-Церковь Михаила Архангела

Зашли внутрь, положили 2,5 евро на храм и две свечки по евро купили. Мне пояснили, что сверху свечи – за здравие ставят, снизу – за упокой. Я вниз поставил, в воду, покрывавшую песок.

037-Церковь Михаила Архангела

Тут же возле церкви Интернет-кафе обнаружилось, столики которого на площади расставлены были.

041-Кафе
039-Кафе

Время на часах - 11-30, и мы решили кофе попить.

038-Кафе

Взяли два капучино по 1-40, Стас захотел мороженое Adriatic Smile (3-50), куда ему еще и Blue Curacao влили.

040-Кафе

Пока кофе пили, балконной решеткой государственного архива любовались.

042-Государственный архив
043-Государственный архив
044-Государственный архив

Подали два чека общим счетом на 6-30 в стеклянном стаканчике, я в него 7 евро вложил.

Рядом иконная лавка нашлась, где Стасу иконку ангела-хранителя за 3-50 купили.

029-Иконная лавка

Погуляв по городу, убедились, что Херцег-Нови – город ступенек и закрытых отелей. В Которе и Старой Будве (по словам Роки) отели на зиму не закрываются.

045-Херцег-Нови
046-Херцег-Нови
047-Херцег-Нови
048-Херцег-Нови
049-Херцег-Нови
050-Херцег-Нови

В процессе прогулки на церковь Св. Иеронима наткнулись.

051-Церковь Св. Иеронима
052-Церковь Св. Иеронима
053-Церковь Св. Иеронима
054-Церковь Св. Иеронима
057-Церковь Св. Иеронима

Заодно и музыкальную школу (на плане обозначенную) нашли.

055-Музыкальная школа

Добрели до закрытой Цитадели.

056-Цитадель

063-Цитадель
064-Цитадель
065-Цитадель

Спустились на набережную и налево повернули.

066-Херцег-Нови
067-Херцег-Нови
068-Херцег-Нови

Искали Спаньолу и не нашли. Потом в путеводителе прочли, что от крепости после землетрясения 1979 года камня на камне не осталось, а восстанавливать не стали.

069-Набережная
070-Набережная
071-Набережная
072-Набережная

Полезли обратно наверх.

073-Черногорский флаг
074-Кровавая башня
075-Херцег-Нови

Нашли церковь Св. Леопольда.

076-Церковь Св. Леопольда
077-Церковь Св. Леопольда
078-Церковь Св. Леопольда
079-Церковь Св. Леопольда

Направление на Кровавую башню держали. Все дороги в Херцег-Нови через Часовую Башню и церковь Михаила Архангела ведут.

081-Кровавая башня
082-Херцег-Нови

В итоге до Кровавой башни мы добрались – к закрытому заднему входу.

083-Кровавая башня

Пришлось возвращаться обратно, к церкви Михаила Архангела.

085-Церковь Михаила Архангела
084-Херцег-Нови

Вот тут мы и прокляли ступени Херцег-Нови. Запыхались, я даже куртку снял, хотя на улице плюс 17 градусов было. Что и не удивительно: среднегодовая температура в городе – плюс 16 градусов. Тогда как в Баре зимой (по словам Роки) от минус трех до плюс трех, снег глубиной до 10 см, а в Цетине, Никшиче и Остроге снегу по 1-2 метра наваливает.

В час дня, обливаясь потом, добрались до автостоянки, где тусовался Роки.

Обратно отправились не на пароме, а по дороге вокруг Которского залива (Боки Которской).

086-Которский залив

Как пояснил нам Роки: на пароме до Бара – 86 км, а по берегу залива – 137 км. Зато красиво.

087-Которский залив
088-Которский залив

Возле Пераста Роки показал нам два острова.

089-Которский залив
090-Два острова

Правый (с деревьями) – остров Св. Георгия. На нем находится бенедиктинское аббатство, которое в летописях упомянуто как собственность Котора. Аббатство неоднократно разрушалось и восстанавливалось.

091-Остров Св. Георгия

Остров Св. Георгия

История левого острова – Скалы Богородицы - гораздо интересней.

092-Скала Богородицы

Скала Богородицы

Первоначально это был утес, едва возвышавшийся над поверхностью моря. Но в 1452 году два моряка нашли на нем икону Богородицы, излечившую одного из них от болезни. Икону унесли со скалы, но икона на утес вернулась. 200 лет жители Пераста превращали утес в остров, затапливая там свои старые и захваченные пиратские корабли. Кроме того, принят был закон, согласно которому каждый проходящий мимо утеса корабль должен бросить на дно камень.

093-Скала Богородицы

Так возник настоящий рукотворный остров, на котором церковь в византийском стиле построили. Ежегодно 22 июля (в день обретения иконы) проводится фашинада: люди набивают лодки камнями и направляются к острову, после чего парусная регата проводится.

094-Бока Которска

В заливе садки виднелись: в них мидий (а может и устриц) выращивают.

095-Садки
096-Садки
097-Бока Которска

Проехали через Котор, там как раз круизный лайнер стоял. Нос огромного корабля зрительно над шоссе возвышался.

098-Котор
099-Котор
100-Котор
102-Два острова

Два острова

101-Бока Которска

Дорога домой была уже до боли знакомой – особенно после Будвы, пора в другую сторону ехать. Зато о сувенирах больше беспокоиться не стоило – даже Стас на сувенирные лавочки с отвращением глядел.

103-Дорога

В 16-00 были дома. Роки показал на счетчик (98-20), я отдал ему 105 евро, хоть Роки и сделал попытку отказаться. Договорились завтра в 9-00 на Скадарское озеро съездить – рыбы поесть.

104-Поликлиника

В 18-00 поплелись в «Voli», где купили сидр, бутылку «Вранаца» и пару йогуртов. Магазин играл в лотерею: пришлось еще бутылку «Вранаца» покупать, за что подарок получили – дезодорант для машины и пластиковый чехол для телефона.

105-Воля

Литровая бутылка «Вранаца» (2-57) по тогдашнему курсу в 100 рублей обходилась, то есть даром практически. Вино настолько легкое, что даже кипрское по сравнению с ним отдыхает и опять же нервно курит в стороне.

Заплатив 16 евро, отправились ужинать в «Княжий Сад» - так «Княжева Башта» переводится.

106-Карта

Ресторан «Княжева Башта» - часть дворцового комплекса короля Николы. Построенная в Венеции уникальная стальная оранжерея причудливой формы из нержавеющей стали, подарок итальянского короля Эммануила (мужа принцессы Елены) тестю, в ней сейчас ресторан и располагается. Дворцовый комплекс был сооружен на одной из самой красивой части побережья, названной Тополица.

107-Княжева Башта
108-Княжева Башта

В общем, ресторан в теплице – это оригинально.

109-Княжева Башта

В этом ресторане (кроме нас) ни одной собаки не было.

110-Княжева Башта

Нам тут же вручили подарок – два свежайших паштета из тунца с огурцом.

Заказали мы салат из морепродуктов (8-90), креветки в соусе (14-90) и сычуаньскую острую говядину под устричным соусом (12-90). Еду запивали светлым пивом по 1-80 (0,33).

113-Сычуаньская говядина

Сычуаньская говядина

Пока еду готовили, роскошный интерьер бывшей теплицы рассматривали.

111-Княжева Башта

В рамочках на стенах высказывания великих заключены были.

112-Княжева Башта

Марк Твен:

-Часть успеха жизни в том, чтобы есть, что хочется, и пусть еда доводит борьбу до конца изнутри.

Эпикур:

-Мы должны вначале найти кого-то, с кем можно есть и пить, прежде чем искать, чтобы съесть и выпить.

-У нас с тобой какой-то паломнический тур получается, -заметил я.- Только и делаем, что по церквям ходим и свечки ставим.

-Так все остальное закрыто ведь, - резонно заметил Стас.

К восьми часам вечера наелись как удавы и домой удалились, не забыв оплатить счет (44-10) и оставив 5 евро чаевых.

Скадарское озеро

День 7-й, Пятница, 16 ноября 2012 года. Скадарское озеро.

Эко-курорт Плавница. Форель по-домашнему. «Нильский конь» Никица. Вирпазар.

Еще до того, как подъехал Роки, успели поохотиться с балкона фотоаппаратом на «русскую электричку». Даже чаю выпить успели. Правда, вместо «русской электрички» нам красный одинокий локомотив конкретно попался.

002-Фотоохота

В 8-45 верный Роки появился, и мы на Скадарское озеро отправились.

001-Карта
003-Дорога
004-Дорога

По дороге опять крепость Хай-Нехай проезжали и вновь дискуссия возникла. Путеводитель сообщал, что в крепость по тропинке, местным жителям известной, подняться можно. Роки заметил, что это – тяжело, полдня уйдет. Да и зачем? На развалины (они везде одинаковые) полюбоваться, по дороге воды литра два выпить, да еще на змей нарваться? Со змеями в Черногории все в порядке: конкретно поскут (носатая гадюка) в горах себя более чем привольно чувствует.

005-Крепость Хай-Нехай

Опять платная дорога.

006-Платная дорога

После нее в горы туман опустился.

007-Дорога

На мосту, с которого рыбу ловить запрещено вообще-то, рыбаки по-прежнему тусовались.

008-Рыбаки на мосту

Примерно в 9-55 мы до Плавницы (эко-курорта) добрались.

009-Плавница, карта

010-Плавница
011-Плавница

В ресторане – ни души, но все открыто.

012-Плавница
013-Плавница

Подметальщик сообщил, что ресторан в 10-00 откроется. Усмехнулись и цапель фотографировать отправились. Цапель не нашли, но утки имелись.

014-Плавница
028-Плавница
029-Плавница
030-Плавница

Забавно, но в 10-05 подъехала машина с официантом и поваром. Роки на час отпросился, но минут через 15 вернулся: видимо, это хитрый ход был, чтобы мы его в ресторан не заманили. И я его прекрасно понимал.

022-Ресторан

Опять же понятно, что кроме нас в огромном ресторане посетителей вообще не было – сезон закончился. Я бы не удивился, ежели оказалось, что повар с официантом ради нас (по наводке Роки, желавшего приятное нам сделать) на рабочее место прибыли. Черногория страна крохотная – в ней все друг друга знают.

023-Ресторан
024-Ресторан

Меню оказалось огромным, цены – не дешевые (как во вчерашнем «Княжева Башта»).

031-Меню

Заказали два супа из белых грибов (по 2-50), две форели по-домашнему (по 10-00), два капучино (1-50, его с холодной водой подали) и хлеб (2-00).

032-Суп из белых грибов

Официант спросил, нужно ли рыбу разделать? Мы радостно кивнули.

033-Ресторан

И суп, и форель очень вкусными оказались, вот только рыбин в каждой порции по две имелось – я только одну съесть смог.

034-Форель по-домашнему

Счет 30 евро составил, плюс 5 евро чаевых.

Стас оставил запись в книге отзывов на русском и английском, посоветовав будущим посетителям одну порцию форели на двоих брать.

Убедившись, что мы поели, Роки предложил нам сходить полюбоваться на «нильского коня» Никицу, обитательницу частного зоопарка при Плавнице.

-Всего 300 метров отсюда, -пояснил он.

035-Вольер

Подошли к вольеру, представлявшему из себя скромную хижину при бассейне: все это железной решеткой огорожено.

036-Вольер
037-Вольер

«Нильский конь» бегемотом оказался, при чем самкой.

Похоже, что бегемотиха нам явно обрадовалась: скучно (в самом деле) одной в бассейне сидеть.

038-Никица
039-Никица
040-Никица

Мы же настоящую фотосессию устроили.

041-Никица
042-Никица
043-Никица

Никица с удовольствием позировала.

044-Никица
045-Никица

Пару лет назад наводнение случилось, уровень воды стал выше заграждения, и смышленая Никица на свободу выбралась. 9 дней гуляла, в частное подворье забрела. Морду бегемота в своем окне представить трудно, но было же.

046-Никица
047-Никица

В полдень, оторвавшись от созерцания Никицы, в Вирпазар поехали.

048-Дорога в Вирпазар

Показав на знак, ограничивавший скорость, Роки сообщил, что за 43 года, проведенные за рулем, ни разу правил не нарушил.

049-Дорога в Вирпазар

-Выходит, Роки за 60 перевалило, сообразили мы.

Опять разрушенную турецкую крепость миновали.

050-Турецкая крепость
051-Вирпазар

Вирпазар – крохотный поселок, но очень удачно расположен на полпути от побережья к Подгорице. Очень много уличных (но вполне доброжелательных) собак.

052-Вирпазар
063-Вирпазар
064-Вирпазар
065-Вирпазар

Русские туристы ловили рыбу с моста удочкой.

066-Вирпазар
067-Крепость Хай-Нехай
068-Крепость Хай-Нехай

Крепость Хай-Нехай

069-Олива

В 13-30 уже дома были. На счетчике 51-50 значилось, я выдал Роки 60 евро, хоть он долго и отказывался.

070-Бар

Перекусив, купаться отправились, потому что ветер стих, вышло солнце и тепло стало. Вода была градусов 18. За полчаса управились: хорошее завершение отдыха.

071-Бар
072-Бар
073-Бар
074-Бар

Вернулись домой, переоделись и в начале четвертого отправились гулять в центр Бара. Перед этим последний раз цветы полили.

075-Бар
076-Бар

В кафе «Моцарт» кофе с мороженым заказали.

077-Кафе Моцарт
078-Кафе Моцарт

В «Voli» купили любимый мой сицилийский ликер и кучу пробных бутылочек (сувениры для всех) на 42 евро.

079-Бутылки

Вернувшись, собрали чемоданы и пошли в «Касабланку» ужинать, предусмотрительно подсвечивая дорогу айфоном.

080-Касабланка

Заказали креветки, ягнятину под сачем (в чугунной сковородке), а вместо мидий жареный сыр с соусом взяли.

081-Касабланка
082-Касабланка

Запивали ужин пивом «Олень».

083-Касабланка

Ужин обошелся нам в 38-10, плюс пять евро чаевых. Официант (он же, по-моему, и хозяин) хорошо говорил по-русски.

Спать легли рано, завтра утром нас самолет ждал.

Отлет

День 8-й, Суббота, 17 ноября 2012 года. Отлет.

Встали мы в 5-15, Роки приехал в 6-00. Быстро спустив оба чемодана вниз я (как с Ольгой и договаривались) ключи под горшок с папоротником положил, а калитку открытой оставил.

В 7-30 мы уже в Тивате были, в аэропорту. На счетчике 45 значилось, отдал Роки 50 евро.

Роки встрепенулся и спросил наконец, как меня зовут. Оказалось, что у Роки два сына и внуки.

Крохотный аэропорт, курить негде, маленький Duty Free с не совсем правильными ценами.

Оба наших чемодана по 24 кг весили, но сонный черногорец внимания на это не обратил.

089-Паспорт

В Duty Free бутылку джина «Gordon» за 18 евро купил: не то чтобы он мне особенно нужен был, но турист, пересекающий границу без пакета Duty Free, выглядит весьма подозрительно.

088-Посадочный талон

Рейс наш УМ-610 в 8-40 вылетал. Посадку в Embraer E-195 на сей раз с хвоста производили.

084-Которский залив

Которский залив

085-Над облаками

Нас покормили и через три часа мы уже в Домодедове были.

086-Завтрак
087-Завтрак

Анатолий Новак,

15 июля 2021 года

P.S.

Прощаясь, Роки обмолвился, что у него нет адреса электронной почты, так что фотографии ему прислать некуда.

-Действительно, - подумал я.- Зачем e-mail человеку, который собственноручно сливовицу делает?