Рассказ об "Эльбрусской кругосветке" и восхождении на западную вершину Эльбруса
Минеральные Воды - пос. Верхний Баксан - пос. Терскол - гора Эльбрус - Минеральные Воды

Солнца не будет, жди не жди, третью неделю идут дожди…

Всё думал, чьи же строчки будут стоять в эпиграфе – Высоцкого или Визбора? Решение пришло само собой, не спрашивая, особо, моего мнения, но обо всем по порядку.

Итак все началось в стенах теплого и уютного подвала, в котором располагается тур.клуб Альтус. В нынешнем году этому самому клубу исполнилось ни много ни мало – 45 лет! Срок солидный, требующий немного обернуться назад, посмотреть, что было и что стало. А так как с высоты смотреть удобней то и решили рвануть на двуглавую крышу Европы -  Эльбрус! Высочайшая точка России, вершина главного Кавказского хребта, раньше если и думал о ней, то, как о чем-то далеком и высоком, много превышающем высоту 5642 метра, никак не думал, что появится возможность штурмануть эту вершину. Но полетели деньки, мясо засушилось, билеты прикупились и в первый день последнего летнего месяца мы уже тряслись в поезде, перебирая в голове, что же все-таки забыто и чем это можно заменить. Дорогу сибиряков через пол страны описывать не буду, а лучше сразу перейду к вокзалу Минеральных Вод. Эту точку можно считать полноценным стартом нашей группы состоящей из восьми человек (преимущественно студенты ТПУ и СибГМУ) На арендованном микроавтобусе нас с ветерком по горной серпантинной дороге добросили до посёлка Верхний Баксан. Основная часть группы выгрузилась здесь, ударники поехали в поселок Терскол для отметки в МЧС и различных бюрократических проволочек. Сейчас, уже по возвращении домой (как говорится с чаем и пледом) все это пишется легко и непринужденно, как поход за грибами. На самом же деле, еще при подготовке было прочитано много статей и отчетов, достаточно многие рассказывают про несчастные случаи, в т. ч. и летальные. Дежурный в МЧС привычным тоном рассказал про спасательные работы, проходившие за день до нашего приезда. К счастью наша группа была достаточно технически подготовлена, осведомлена о районе и имела все необходимое снаряжение для безопасного преодоления маршрута. Поселок Терскол находится на высоте 2200 над уровнем моря. Про себя отметил, что в предыдущих походах это была высота конечная, а сейчас начальная!

Первый день на тропе выдался мрачноватым  в плане погоды. Хотя порой Кавказское солнце все же дарило нам свои теплые лучики. Первые дни похода всегда достаточно непростые – рюкзаки еще тяжелые, ноги не привыкшие. Наш первый перевал. Не то, что бы идти было трудно, скорее лениво и непривычно после четырех суток, что ты идешь своими ногами, а не вялишься на верхней полке поезда. Когда ноги совсем не слушались, мотивировали себя тем, что это перевал в военное время проходила группа детей из детского дома, окруженного фашистами. Единственный путь спасения был по горному хребту, и все дети благополучно одолели этот перевал. Эхо войны еще не раз будет встречаться на нашем пути. Буквально через несколько часов уже на самом перевале будут найдены ржавые минометные снаряды. И еще одно околовоенное замечание: на своем маршруте встречали очень много людей с Украины из различных городов (Киев, Ужгород, даже Донецк). Так вот все эти люди прекрасно уживаются друг с другом на одной тропе, ходят в одних и тех же группах и страхуют друг друга на опасных участках. Горы объединяют… Ну вот, извиняюсь, что замазал свое повествование политикой, больше так не буду.

Имея за плечами пусть не большой, но все же горный опыт имеешь возможность, что то для себя примечать и сравнивать. Первое мое замечание было опять же связано с высотой. В Саянах, например, на 2500 уже лежат снежники и растительность если и есть, то в основном мхи и лишайники. На Кавказе же, на этой же высоте можно было встретить даже «полноценные» деревья. Еще одно замечание. После «наших» гор, стереотип про барашков, да пастухов-чабанов как то прошел, встречались в основном туристы, да грибники-шишкари. Приэльбрусье показало пастушью жизнь во всей красе – и пастухи на лошадях и кошары (постройки для людей и животных) из камня и разноголосое одновременное блеянье невероятного количества барашков.

Утро следующего дня было по-настоящему бодрым – переправа вброд через горную реку, питающуюся непосредственно от горных ледников. Этот день запомнился тем, что наконец то тучи расползлись и мы могли наблюдать панораму Кавказских гор! Главное, не забывать смотреть под ноги в перерывах между вращением головой. Конечная точка нашего дня курорт Джил – Су. Да-да, именно курорт! Мы вообще ходили от курорта к курорту, несмотря на то, что поход был спортивным  первой категорией сложности. Так вот Джил – Су. Джил означает теплая, Су вода. Это действительно курорт, но не Геленджик или Анапа. Джил – Су знаменит своими минеральными источниками – нарзанами, в том числе и горячими, дающими название. На весь курорт два – три домика для администрации и магазина и огромный палаточный лагерь с желающими оздоровиться. Нарзан прямо из-под трубы надолго осядет в моей памяти. Недалеко от Джил – Су находится еще одно примечательно место – серебряный источник. Дорога к нему пролегает по подвесному мосту через бурную речку, что добавляет экстрима. Из источника можно не только пить, но и окунуться в специальной купели. Хотя вода температурой 4 градуса. Особо не покупаешься – дыхание сводит. После купания шутили, что теперь мы если не золотце, то посеребрённые точно). Источник бьёт от места с названием «Немецкий аэродром». Действительно ли там был аэродром сказать не могу - мы свернули к следующему перевалу. Солнышко устало нас радовать и вновь скрылось за тучи. Минуя наш первый категорийный перевал, мы вышли снова к курорту и снова в Джил - Су! Но теперь уже в другой. Один был в Кабардино–Балкарии, второй в Карачаево-Черкесии. Перевал был самым трудным на нашем пути, самым высоким. Здесь я познакомился с горной болезнью, поэтому отдых на очередном курорте был весьма кстати. Очередной Джил – Су порадовал нас разнообразием своих минеральных источников. Один для профилактики почечных болезней, другой желудочно-кишечного тракта, третий печени. И все с разными вкусами)

Время стирает в памяти все тяготы походной жизни - и мокрые ноги и уставшие плечи, оставляя лишь чудные воспоминания о проделанном маршруте, забавные походные байки, да интересные наблюдения за природой далекого края.

Итак, оставив очередной курорт позади, группа Томичей двинулась покорять свой следующий перевал, взяв с собой в попутчики группу Мордвинцев. Маршруты наши совпадали, а вот распорядки дня не очень. Мордвины хоть и были более дисциплинированными и вставали раньше, но, почему то, на маршруте двигались медленнее. Возможно дело в руководителе, возможно в группе, а может двуглавый красавец сам вел нас к заветной цели. Так или иначе, в последующие дни мы несколько раз догоняли друга не из спортивного интереса, просто встали на одну тропу. Тропа эта через осыпные склоны привела нас под перевал Кюкюртлю Южный. Но об этом мы узнаем чуть позже, а пока мы думаем, что разбиваем лагерь перед перевалом Кебек. Лагерь разбиваем чуть отойдя от морены (смесь ледника, камней и грязи) под дикие раскаты грома и завывания ветра. Каска работает по своему прямому назначению – защищает от града) Крутясь вокруг костра, как няньки вокруг ребенка готовим ужин и разбегаемся по палаткам. Теплая  сухая одежда, дымящаяся гречка и сладкий чай по экспоненте поднимают настроение вверх. Что бы окончательно отбить у погоды все желание мочить нас и морозить расчехляем гитару и залпом выдаем все песни, где, так или иначе, упоминается солнце. ПолучилосьJ Утром посуху позавтракали, собрали лагерь и пошли на штурм перевала. По дороге привычно догнали Мордвинцев. На этот раз обогнали их посредством техники – наша группа была обеспечена кошками полностью, Мордвинцы нет. Поэтому, дабы помочь дружественной группе протоптали им тропу до скального участка, где можно двигаться, не боясь поскользнуться на льду. Если для группы из Мордовии лед (фирн, если быть точнее) был в тягость, то мы использовали его по максимуму – провели тренировки по зарубанию ледорубами (имитация срыва с ледника) и хождение в связке (когда группа, для подстраховки, связывается одной веревкой). Сюрприз нас ждал на самом перевале, когда выяснилось, что взяли мы не тот перевал, который рассчитывали. В свое оправдание можно сказать, что эта типичная ошибка для этих мест Кебек часто путают с Кюкюртлю Южным. Смена ущельем ознаменовалась сменой погоды – солнышко, вызванное нашими песнями, осталось по ту сторону перевала. Остатки этого дня запомнятся, как самая выматывающая часть похода. Тропа, четко нарисованная на карте, либо была потеряна, либо, что более вероятно, отсутствовала вообще. Спускаться пришлось вдоль ручья по звериной тропе. Конечно, наличие хотя бы такой тропки радовало, но все же зверь порой выдавал такие выкрутасы, прокладывая маршрут, что приходилось самому становиться зверем и двигаться на четвереньках. Через тернии к звездам, а точнее минуя ручьи и овраги мы вышли к истокам реки Кубань. Той самой) Казалось бы – спуститься с перевала, не подняться же! В чем проблема? Но этот спуск так вымотал группу, что даже к ужину вышли не все. Наш просчет с перевалом сыграл нам на руку – взяв не то мы точно вышли к пограничной заставе (5 километров от Грузии). Пошли бы планируемым маршрутом, могли немного нарушить пограничный режим). Но все сложилось удачно – на следующий день нам оформили соответствующие документы. Здесь же должен отметить одну гастрономическую точку нашего маршрута – домик местных жителей, где мы отведали вкуснейших хычинов! Хычины это что-то вроде пирожка или чебурека с сыром. Закаленные походной пищей хычины были зверски уничтожены, а хозяева достойно отблагодарены. Заночевали под крайнем перевалом, в живописнейшем месте – посреди зарослей можжевельника, с чудным видом на пройденный перевал, долину, погран.заставу и домик с вкуснейшей стряпней. По соседству расположились… правильно, Мордвинцы. В этом чудном месте до меня добралась неумолимая карма дежурства. Выгнав из головы мысль, что завтра не высплюсь, уставился в костер, слушая песни, иногда подпевая, иногда думая о чем-то совершенно далеком…

На завершающем дне кругосветки с досадой осознал, что совсем не насобирал  местных даров природы. Дабы исправиться пришлось не отдыхать на привале, как обычно, а ползать по склонам, набивая мешок чабрецом. Погода выдалась чудная! Солнце заскучало по нам и пришло на встречу. От палящего солнца на перевал мы вылезли с высунутыми языками. Ребята из Мордовии подсказали, где можно по быстренькому набрать талой воды. Хотя особых проблем с этим не было – перед нами простиралось огромное ледяное плато склона Эльбруса! Описать увиденное слов не хватает, но давайте попробуем. Итак, закрывайте глаза и рисуйте в своем воображении такую картину – футбольное поле… нет, два… нет порядка пяти! Кое-где изрыто рвами, как при ремонте теплотрассы. Тут и там по льду струятся бирюзовые ручейки талой воды. Постепенно, они срастаются, по дороге к большим трещинам и уже в самих трещинах, сопровождаясь порядочным эхом, бурлящим водопадом устремляются в неведомую голубовато ледяную даль. Где-то образуются гигантские воронки - мульды. Подходить к ним было жутковато, так что про них вам поведает кто-нибудь другой. Несмотря на жару укутаться пришлось с головы до ног. Солнце заходило с двух фронтов – по классике с неба и отражаясь от гигантского ледника. Наверняка, среди читающих найдутся те, кто скажет, что это очень опасно. Вовсе нет! Ледники эти достаточно изучены, имеют различную классификацию (открытые, закрытые). Мы двигались по открытому леднику – все опасности были на виду и благополучно обходились стороной. Итог – абсолютно ни на что не похожая прогулка. Даже ноги не намочили) Миновав эту чудную страну, отправились на спуск к поселку Терскол. На этом наша акклимационная Эльбрусская кругосветка закончилась и началась совсем другая история.

Конечно, поход был намного шире, изложенного мной в тексте, но я уберег читателя от заунывного всталипоелиоделисьпошли, рассказав лишь о ярких событиях, плотно засевших в моей памяти. Бонусом отмечу нашего руководителя, будившего нас не типичным «Альтус! Подъем!», а мотивирующими призывами о манящих перевалах, за которыми «…исполненье надежд..» и даже песнями) Про себя я его называл «самый гуманный руковод».

техника  ВЫСОКИХ напряжений!

Те, кто хотел почитать непосредственно про восхождение на Эльбрус, но испугался многабукав могут начать отсюда.

Итак, группа туристов клуба Альтус после завершения акклиматизационного похода твердо решила покорить высочайшую точку Европы. Добрая часть группы состояла из студентов Томского политехнического университета. В т. ч. и кафедры техники и электрофизики высоких напряжений института физики высоких технологий. Высоким технологиям высочайшие вершины! Отметившись в МЧС о начале восхождения, группа резко взмыла вверх, правда посредством техники – на подъемнике. Может и неспортивно, но быстро, что было для нас важным критерием. Подъемник доставил нас на достаточно известный приют «Бочки» (высота чуть меньше 4000м.) Решив, что спать в домиках неспортивно) разбили лагерь чуть выше приюта. Панорама была просто удивительная! До этого я находился выше облаков, но все же существенно ниже. Сейчас же в одну сторону был заснеженный красавец Эльбрус, в другую панорама Кавказских хребтов и отрогов. Где то внизу проплывали облака, каждую минуту меняя открывающийся взору пейзаж. Можно было фотографировать совершенно разные фотографии, даже не сходя с места. Вот видна одна вершина, вот проплывают кучерявые облака, вот открывается весь хребет, а вот багровое солнце садится в заснеженные склоны, предвещая холодную горную ночь. Не отходя от классических планов восхождения, подъем был назначен на три часа ночи (что бы посветлу вернуться обратно в лагерь). Легли спать пораньше, но разве тут уснешь! «Сердце к вершине готово бежать из груди» как же точно сказано! Ночное расставание с нагретым спальником было достаточно болезненным. Особо теплолюбивые оделись в трое штанов, я обошелся двумя. Ночь выдалась холодная, но богатая на звездопады. Было безумно красиво! Рассвет в таком месте, даже несмотря на приличную физическую нагрузку все же незабываем… Позавтракав (в три то часа ночи J ) и одев кошки мы, хрустя снегом, зашуршали к звездам. Итак, старт был дан с высоты 4000 метров над уровнем моря. На подъеме нас обгоняли ратраки (гусеничная техника) она доставляла людей до высоты 5100. Неспортивно. Имея приличную акклематизацию и хорошую подготовку мы догнали эти группы на высоте 5200. И тут случилось то, чего я ожидать никак не мог. Здесь, на крыше Европы, на главном хребте Кавказа мы попали в… пробку! Непогода долго не пускала восходителей на штурм, и как только передали радостную метеосводку, вереница людей с рюкзаками рванула наверх.  Очередь людей, желающих покорить Эльбрус, выстроилась на тропе в многометровую змею. Влияние горной болезни и отсутствие должной подготовки устанавливало скорость движения этого паровоза 5-10 шагов в минуту. Попытки обогнать колонну по рыхлому снегу кончались тем, что обгоняющий становился впереди цепочки сгорбившись пополам от отдышки и опять же тормозил группу. Пришлось смириться, и молча брести к заветной цели отдавая свое тело на растерзание кавказскому ветру. Такой черепашьей скоростью наш паровоз доехал до станции Седловина (плато между Западной и Восточной вершиной Эльбруса) К этому времени солнце уже успело нас согреть, уменьшив количество штатов, потребовав взамен повязки на лицо либо большой слой крема от загара. Усевшись на рюкзаки, мы устроили перекус, растягивая удовольствие от восхождения. Здесь ко мне начала подкрадываться горнячка. Идти стало сложнее, с каждым шагом голова болела все сильнее. Сам по себе подъем на Эльбрус не требует большой альпинисткой техники, достаточно самых основ. Для покорения вершины России и Европы требуется другая техника - техника высоких напряжений – собрать волю в кулак, поднапрячься и оказаться выше всех!

Восходителей было много, некоторые счастливчики уже спускались со счастливыми обгорелыми лицами. Мы с белой завистью поздравляли их «С горой!» и брели дальше. Левая нога, трекинговая палочка, правая нога. Так шаг за шагом, метр за метром мы ползли к вершине. Кажется уже верхушка, но нет, еще бугорок. А возвращающихся покорителей все больше и больше. Наконец уже финишная прямая, уже виден тур( отметка высшей точки) с флагами, дыхание сбивается, отталкиваешься сильнее ногами и… ты наверху! Ты смог, ты взошел, ты пытаешься орать, но дыхалки хватает то ли на хрип то ли на свист. Ты забрался выше всех, но стоишь в кругу людей. Кто то также пребывает в эйфории, кого то уже отпустило и он фотографируется со своим флагом, кто то записывает видеообращение друзьям на свадьбу! Головная боль давит к земле, но нет! Ты твердо стоишь на покоренной точке. Немного погодя совершаешь традиционные ритуалы с фотоаппаратом и идешь любоваться видами – Чегет, Домбай… Об этом пели Владимир Высоцкий и Юрий Визбор и вот теперь ты здесь!

Спуск остроумно назвали сковородкой. Солнце все так же палило с двух сторон, но намного сильнее (то ли высота, то ли просто распогодилось). Спускаться всегда тяжелее, так как ноги находятся в постоянном напряжении, поэтому, выбирая безопасные участки, мы просто садились и катились!) Лет в пять я бы лопнул от счастья скатившись с такой горки! Не уверен, но по моим расчетам на пятой точке мы проехали порядка километра вниз.

По возвращению в лагерь, к удивлению дежурных, все накинулись на чай, оставив вкусный суп без должного внимания. Организм требовал восстановить водно-солевой баланс.

А дальше был теплый спальник, завтрак с видом на Эльбрус, камешки в карман и фото на память. Удивительное место, одно из чудес России, позволив прикоснуться к нему, отпускало нас домой, что бы холодными осенними вечерами заварив чай с чабрецом смотреть фотографии и улыбаться – мы там были…