Стартуем Стартуем
Отчалили Отчалили
порог Ильгумень порог Ильгумень
Хочется начать данную тему с отрывка из одного прекрасного произведения Рея Бредбери "Вино из одуванчиков"

"Самые эти слова - точно лето на языке. Вино из одуванчиков - пойманное и закупоренное в бутылки лето. И теперь, когда Дуглас знал, по-настоящему знал, что он живой, что он затем и ходит по земле, чтобы видеть и ощущать мир, он понял еще одно: надо частицу всего, что он узнал, частицу этого особенного дня - дня сбора одуванчиков - тоже закупорить и сохранить; а потом настанет такой зимний январский день, когда валит густой снег, и солнца уже давным-давно никто не видел, и, может быть, это чудо позабылось, и хорошо бы его снова вспомнить, - вот тогда он его откупорит! Ведь это лето непременно будет летом нежданных чудес, и надо все их сберечь и где-то отложить для себя, чтобы после, в любой час, когда вздумаешь, пробраться на цыпочках во влажный сумрак и протянуть руку..."

Все начиналось погожим июньским днем, тепло светило солнышко, катамараны собирались, а наша команда радовала своим искренним позитивом. На поляне мирно паслились лошади, теплый ветер с гор навеял прекрасное настроение, а между гор бурлила и стремилась вырваться из своих берегов Катунь, своим безумным, быстром, нещадящим, но в тоже самое время добрым уютным нравом она показывала, что сможет совладать с любым человеком, что для нее мы, точно одна из миллиарда песчинок на ее берегах, она строптива - как юная женщина, но так же открыта и добра - как любящая мать.

И вот он первый старт, от берега оттолкнувшись веслом, сказав "с богом", мы ушли в эту бурлящую, жгучую воду. Ритм сердца, взмах весла, и полная сосредоточенность на воде, на движении и краем глаза на эти фантастичные таежные склоны (тайгу там ещё поискать надо - Иван) укутанные туманом. Первые шиверы - это как первое свидание, ты никогда не знаешь, что ожидать, как поведет она себя, что сказать и что сделать, что бы тебя не выбрасило за борт и встретится еще раз лицом к лицу с ней. И вот оно первое препятствие порог "ИЛЬГУМЕНЬ"...на нем рождается простая и в тоже самое время правдивая мысль "Игрушки - кончились, началась работа". Мужская, серьезная, с ощущением того, что кроме тебя и твоего напарника вам никто не поможет. Нельзя сказать :"Я не хочу", "Я устал", "Футбол интересней", только на встречу стихии, своей судьбе, своим силам. И, о чудо, порог взят, а в теле остается лишь ощущение опусташенности, но не один мускул не расслабился, впереди Кадринская труба, участок протяженностью в 11 км, с безумным количеством шивер, водоворотов, и редких бочек... Как была зла природа, как она показала на этом участке, что только самые красивые места могут быть далеко спрятаны от глаз человека, какие силы нужно приложить, что бы увидеть это... ЭТО..истинная первозданность природы, это ее величие, могущество, то, что живет и видит больше, чем все человечество вместе взятое, ЭТО мудрость и сила сплетенная в клубок лесных склонов, альпийских лугов, и бурлящей чистой воды, и только истинным путешественникам это можно увидеть.
Ну, что отдохнули, насытились природой? Теперь выход из этой таежной сказки, порог ПОГАНКА... название совпадает с её сущностью на 100%, с той простой обычностью, но хитрым нравом, могущим сломать, раздавить, утащить в пучину даже самых смелых, сильных людей, которые расслабившись посчитали ее обычным участком реки.

Первая стоянка, земля, добрый эльфийский лес, с уходящими в высоту соснами, выстраившимся в ряд, как в парке и зовущими отдохнуть, после сложного и насыщенного пути...

Проснувшись с утра и выглянув из палатки, в глаза ударило утреннее солнышко, наша эльфийская полянка была залита солнечным светом. Команда пробуждалась и готовилась еще к одному сложному участку реки, порог «ШАБАШ», в простонародье «ПИ@ЕЦ». Погодарадовал своей приветливостью, и ранее могучая Катунь, была доброй и благосклонной. Да, это лучшая погода и самый лучший подарок данный нам природой перед сложнейшим участком реки. Собрав вещи в драй-беги мы двинулись в путь, сегодняшний день обещал быть насыщен на приключения. И, если в первый день, неизвестность реки и катамаранов сглаживались нашей безрассудностью, легкостью восприятия всего нового, то второй день был с полным ощущением ответственности, временами животного страха перед тем препятствием, которое буквально ждало нас за ближайшим поворотом.
Вот, и первые шиверы, первый звоночек перед НИМ, эти шиверы будто специально придуманы рекой, дабы настроить путников на приближающиеся препятствия, они заставляют собраться духом и телом и снова прийти к ощущению, что река не играет с нами в шутки, что даже пройдя совсем непростые препятствия не стоит расслабляться. Но шиверы заканчиваются и начинается плесовый участок, да в нем можно рассмотреть, увидеть и удивится загадочной и фантастичной природой Горного Алтая. Исчезает ощущения тайги, глубокой философии и появляется ощущение легкости, радости, безудержного веселья, тот мрачный лес, который буквально ранее заставлял увидеть его могущество, сейчас играл добрыми нежными, сладкими красками, поля еще больше приобрели насыщенный светло-зеленоватый оттенок, горы, холмы, будто улыбались путникам, зазывая остановится, посмотреть, насладится всем этим, даже серые глыбы торчащие тут там из воды, покрывались разноцветной радугой капель. В такие моменты душа успокаивается и кажется кончилось это путешествие вне известность, вот он маленький рай…
Пройдя еще несколько шивер, наша команда вышла практически на стоячее озеро, вода будто прекратила свое движение, солнце скрылось за набежавшими облаками и все умолкло, исчез этот поющий голос реки, горы будто отвернулись от нас, а сказочный лес превратился в низкие неуклюжие деревья, сухие возле воды, и только редкие березки еще напоминали, о том былом великолепии, которое нас сопровождало весь этот путь. В один момент, пришло понимание, что из всех звуков живущих сейчас в этой долине остались только звуки ударов весел о воду и... стучащие сердца четырех путников. Команда решает чалится наближайшем пляже (если его можно так назвать), камни, кусочек земли и уходящие вверх низкие колючие кустарники. Выйдя из катамаранов и поднявшись через местную растительность мы оказываемся на исхоженной дорожке, которая служит спасательным кругом для всех, кто хочет пройти ЕГО и выжить. Совершив небольшой путь по дорожке и снова спустившись к берегу реки, нашему взору предстал ОН, точно он, ШАБАШ, шабаш ведьм, колдунов и сумашествия природы. Берега из раздробленных камней, где-то залитых водой и образующих небольшие лужи и РЕКА, взрывающаяся, кричащая, бурлящая, пенящееся, вздымающая в воздух миллионы брызг, разбивающаяся о стоящие в воде камни и снова собирающаяся еще с большей силой для своего дальнейшего движения, движения, в котором нет препятствий, никакие камни, подводные плиты не в силах удержать данный напор, она как дикий зверь, как стихия, то, что трудно описать нашим сухим языком, рвется наружу, на свободу….ОНА просто жива!
Неужели нам придется ЭТО пройти, задаю я вопрос, неужели это возможно? Разве не вот оно, что человек никогда не сможет победить,быть сильнее этого, быть сильнее этого движения. Ведь в такой реке не поможет мужская смелость, не поможет мощь самого сильного человека мира! Так что же может дать билет для прохода здесь? И в голове всплывает старая притча «О отце и его сыновьях, которые хотели сломать вязанку хвороста одним махом». Именно только мудрость, ум, ловкость и команда, близкая по духу, по мыслям сможет пройти его!!! Вот оно открытие, вот ответ. Мы команда и мы сможем!! От этого настроение поднимается, а горы будто подсказывают да, ДА, это именно, то решение, которое может помочь пройти все ЭТО. И, как пример, вдалеке появляется команда, еще одна команда катамаранщиков на этой реке, без подготовки, без осмотра они решают взять это порог. Первый катарамаран, как щепку,бросает от волны к волне, очень сильно кренит, и практически переворачивает, но вот, что значит последний взмах весла, они всё же берут его! Молодцы, но нужна ли здесь эта бравада? Вторая команда, следующая за ними, так же как щепка, болтается между волнами и … да, это переворот, катамаран и людей несет дальше по этой реке они как дети бултыхаются в воде, но сделать ничего не могут, они бессильны против всего, они отданы реке и своей судьбе, как она распорядится так и будет, забегая вперед скажу: с ребятами ничего страшного не произошло, но кусок своего адреналина и, надеюсь, небольшой урок они из этого вынесли.
Что ж настала и наша очередь испытать себя, свои силы, навыки, ум, все… полное напряжение, полное ощущение себя и своего тела и только бешеным ритмом сердца мы отличаемся в данный момент от роботов, которые точь-в-точь повторяют запрограммированную в них программу. Отойдя от нашей стоянки, и пройдя немного по легкому участку реки, нашему взгляду открывается этот безумный, бурлящий, гремящий как поезд, порог, обратного пути нет, река несет нас к нему, и мы лишь можем только пробовать немного подправлять наши судна, еще больше развивать скорость дабы не попасть в лапы этого безумного порога. Вот он первый вал, он захлестывает нас с головой, нос нашего судна сначала быстро поднимает на нем вверх, а потом так же быстро опускается вниз, за ним еще одинвал, больше, чем предыдущий, но в голове только ощущения слайд-шоу, какодна за другой появляется картинки, как резкие вспышки в абсолютно темной комнате, вы только успеваете увидеть приблизительные очертания её и снова вас запеленает тьма, а нас миллионы брызг затмевающие все вокруг, но тело и сознание лишь приобрели еще большую ясность, такое ощущение, что здесь открывается третий глаз, который может все видеть ЭТО и со стороны, управлять, трезвить, удерживать. В такие моменты не остается страха, страх был перед ним, когда ты в нем - уже другое, другое ощущение тела, оно как пружинка при всех внешних воздействиях хочет вернуться в свое прежнее состояние, а разум приобретает ту собранность, ту напряженность, которую он ранее не чувствовал… и вот последний отрезок порога, вал высотой в 2,5 метра растет перед нами, а мы находимся в самом его низу, его гребень вот-вот обрушит на нас всю свою мощь, силу, и просто смоет в эту бурлящую реку, сделав последний вздох, задержав воздух, мы готовы взять его, взмах, взмах, взмах, взмах, взмах… да, да, да ПОРОГ взят, да вот он позади этот кипящий чан с ведьмами и колдуньями, беснующимися в танце с природой. Впереди, динамичный участок, с множеством шивер, небольших бочек, но уже не таких страшных. Солнце снова светит, греет своими лучами, а горы, ивдаль уходящие леса снова приобретают свои сказочные очертания. Через некоторое время нас ждет стоянка на базе «Урсул», дойдя до нее, мы понимаем, что хоть это и первая цивилизация за это время, мы не хотим стоять в ней, хочется снова природы, единения со всем этим прекрасным и сдвинувшись буквально на 2 км вниз по течению, мы находим чудесную стоянку, огороженную березами, кустарниками малины, а на другой стороне реки открывается вид на прекрасную гору, на которой с утра паслись лошади…

День третий. В планах у нас стояла «дневка». Этотот день, когда каждый может на стоянке вытворять что угодно, ходить куда угодно и пить что… что, наверное, горит. :) Но мы решили, немного прокатиться по Катуни, сделать небольшую разминку и полюбоваться окрестными видами. Хоть наш путь был и недолгим (несколько шивер) пару раз накрыло нас валами, и погода не сулила ничего хорошего, все же прогулка удалась и мы добрались до следующей стоянки с наскальными рисунками. Развязавшись и установив бивуак, было принято решение прогуляться до них.
Наскальные рисунки (рисунки маралов, и людей), мммм, на них можно взглянуть с двух сторон. Первая (и больше всех видимая) пра-пра-пра-прадеды современных Алтайцев, быв детьми рисовали от нечего делать. Вторая (мне больше по-вкусу). Рисунки находятся на стене скалы, которая начинает горную гряду и возможно данные рисунки были метками охотников для мест благоприятной охоты. Вообще, Алтай место загадочное,местами фантастичное, а где-то даже мистическое, а может мифологическоеи трактовать те или иные события можно всегда по-разному и находить опровержения старым теориям и доказательства новым.
Возвращаясь в палаточный городок, было сделано пару снимков местной растительности. Она поистине красива, то что мы видели ранее был глобальный вид Алтая, а сейчас, можно было рассмотреть все болеевнимательно, до каждого листочка, тростинки. А заросли ладана - большие могучие кусты, еще больше и больше погружали в мистическую часть Алтая.

День четвертый. Грустная осень. И снова природа Алтая показываетеще одно лицо, задумчивая осень. Хочется философских разговоров, дум о чем то прекрасном, наверное это день самого большего нашего общения, общения между собой и природой.
Последний день. Да погода выдалась, «на славу» дождь, туман, холоди снова много, много таежного мрака, он необыкновенен. Одинокие домики стоящие вдоль реки, невысокие горы и …да много чего.
И вот наша финальная точка, сожаление, грусть, и что-то внутри не рада всему этому. Да, мы прошли, для кого то простой, для кого то очень сложный путь, оценить его сложно, он для каждого свой. Алтай, Алтай оставляет шлейф приятных эмоций, Катунь спасибо ей, за ее дар быть такой, и слов уже не остается описать все это... ПРОСТО ИНОГДА СТОИТЖИТЬ!!! ЖИТЬ РАДИ ЖИЗНИ и ВИДЕТЬ в НЕЙ, ТО, ЧТО С ОДНОЙ СТОРОНЫ СКРЫТО,а с ДРУГОЙ ЛЕЖИТ РЯДОМ и «СТОИТ ЛИШЬ ПРОТЯНУТЬ РУКУ И …»