"Ты помнишь как всё начиналось..."
Вместо пролога

Вот почему не люблю писать отчёты, так это потому, что сразу после походов писать некогда, так как велосезон (особенно в наших северных широтах) короток и нужно успеть накататься. Когда же выпадает снег, велосипед вешается на стену на время долгой зимы, можно сидеть тёмными вечерами и спокойно, не торопясь постукивать двумя пальцами по клавиатуре. Но к этому времени нюансы, а порой и что-то важное, уже успевают улетучиться из памяти. И приходится восстанавливать хронологию событий по фотографиям, трекам навигатора, диктофонным- и видеозаписям. Так что не обессудьте, если я чего нибудь запамятовал в процессе сочинятельства :) Основная масса фото в отчёте, сделанная Кристиной на её зеркалку. Но немного присутствуют фото с моей старенькой Минолты и Серёгиного смартфона. Трек карты сборный. Если нужны подробные треки, то можно скачать архив "треки для навигатора" в разделе "прикрепленные файлы". Там же можно скачать файлы точек ("точки для гугл эрт") и привязанные карты ("карты для гугл эрт") в форматах kml и kmz. Так же там находится файл с растровыми топокартами для навигаторов гармин в формате jnx. Это получился совсем не технический отчёт, скорее попытка передать впечатления - "что вижу, то пою". Но если вы соберётесь прокатиться по тем же местам, то сей опус может оказаться вам полезным. Приятного чтения :)

Время выбирать

Всегда не просто, когда приходит время выбирать. Вот и тогда нужно было как-то определяться - где прокатать отпуск. Очень хотелось в Крым. И это наверно логично - хотеть прокатиться по легендарной "мекке" всех велотуристов. Но... далековато, забрасываться нужно самолётом и тогда поездка вряд ли окажется бюджетной. Алтай. Ближе конечно, но вот так, после чуть ли не единственного небольшого похода по Южному Уралу и сразу Алтай на две с лишним недели... Вообще реально конечно, но... Я решил в этом году поехать не с заплечником как обычно, а с велоштанами, чего раньше никогда не делал. Да и недавно прикупленную газовую горелку хотелось попробовать. В общем выбирать для экспериментов местность посложнее не очень умно, поэтому Алтай отпал, как впрочем и Байкал. Итак опять Южный Урал. Так сказать повторение пройденного. Решено. Нужно было только придумать маршрут и это должен быть непременно интересный маршрут. Начитавшись всяческих отчётов и описаний, я нанёс на карту координаты всех интересных мест на Южном Урале, которые стоило посетить. И те достопримечательности, что находились более или менее кучно, соединил треками. Получившийся маршрут по сути объединил в себе какие-то части треков Морозова Андрея "По Южному Уралу-2012: по горам, дорогам, речкам" и  Тани Скородумовой "Башкирия 2009. От пещер до вершин" (их можно найти на данном ресурсе). Я так же планировал после Иремеля уйти через Олимпиев кордон на Зюраткуль по хребту Москаль и далее через Веселовку на о. Тургояк. Но как выяснилось, Китовую пристань, благодаря стараниям дирекции национального парка, снесли. Теперь выходило, что в маршруте запланировано около трёх дней сложного перехода только для того чтобы посмотреть на озеро. Пропал мощный стимул ехать, местами даже идти на Зюраткуль по бездорожью. В общем разонравился мне нацпарк Зюраткуль в лице его дирекции и всякое желание его посещать как-то пропало. Перегоны же по федеральной трассе тоже не доставляют удовольствия, поэтому из Тюлюка до Златоуста мы схалявили на машине, а в оставшиеся дневки устроили мегапикник на Тургояке. Вот так наш маршрут  стал немного куцым по сравнению с первоначальными глобальными планами. Но в нём ещё с лихвой хватало всяческих вкусностей и интересностей, настолько впечатляющих, что по вечерам в палатке подолгу не можешь уснуть, вновь переживая и осознавая увиденное за день. Ну да я что-то начинаю отвлекаться, а значит нам пора в путь. Кому нам? Да вот же...

...мы.

Серёга ака SeRG_ant
Предводитель, Сусанин, лоцман, идейный вдохновитель. И вообще главный и практически единственный виноватый во всех бедах группы и тяготах похода. По совместительству будильник и оператор газовой горелки.
CUBE LTD 29 SL 2013

Рустик.
Главный механик. Нежно и с любовью заботился весь поход о безупречной работе трансмиссий наших велосипедов, для чего везде возил с собой баночку с лубрикантом для цепи, ну и кучу всяческого инструмента.
Кастом на базе рамы ORBEA

Серёга ака Батюшка
Талисман группы. Никто за весь поход не прокалывался чаще. Именно он брал на себя основные удары буйных быков и похмельных богов, избавляя тем самым остальных членов (как он до сих пор думает) группы от всяческих неприятностей.
CUBE AMS 100 2012

Кристинка.
Заштатный Штатный фотограф. Любимая фраза: "да нафига его/её/это фоткать, их ещё таких немерено было/будет по пути". Кок. Но только при готовке на костре. Водить дружбу с газовой горелкой отказывалась на протяжении всего похода. По совместит
ельству главбух-кассир.
CUBE ANALOG 29 2013

Костян.
Костровой. Идейный антипод пожарного. Несмотря на то что пионером побывать не успел, костры признаёт исключительно пионерские. Пресекание попыток раскатать пару срубов на дрова воспринимает как личную обиду.
CUBE AIM 26 2012

9-11 июня Заброска

1563 км. Рельсы. Шпалы.

Итак вечером 9 июня пятеро отчаянных собрались на железнодорожном вокзале города Нижневартовска. Собрались сильно заранее до отправления поезда, чтобы успеть разобрать и упаковать боевых коней. Уже не первый раз замечаю, что если группу провожают сочувствующие товарищи, то несмотря на их помощь, разборка, упаковка и погрузка  велов проходит медленнее, чем если бы мы грузились одни, без чей либо помощи. Парадокс. А провожающие были.
Но к отправлению мы успели погрузиться и у нас даже было время помахать через окошко всем тем, кто тоже хотел поехать, но не смог по различным причинам. Велосипеды упаковывали по уже проверенной схеме: снимаются обе педали, передние колесо и крыло, рога опускаются вниз, седло снимается. На велосипед со стороны заднего колеса надевается большой (250 литров) мусорный пакет и фиксируется скотчем. Он закрывает грязные заднее колесо, систему и цепь. Вилка и руль остаются снаружи, но в этом нет ничего страшного, так как они, как правило, чистые. Всё что было откручено и снято с велосипеда  принайтовывается к снятому переднему колесу скотчем или изолентой и убирается во второй большой мусорный пакет. Ещё два больших пакета берутся с собой на обратную дорогу. В таком виде мы уложили пять велосипедов (два из них найнеры) поперёк двух багажных полок плацкартного вагона.
Рюкзаки поместились в рундуках под нижними местами, а передние колёса легко легли на багажную боковую полку.
Ну вот, паспорта сверены, билеты проверены, постельное получено и застелено, теперь у нас 35 часов и 40 минут на то, чтобы есть, спать и иногда разгадывать кроссворды.

День первый. Ох уж эти горки.

11 июня
пос. Бердяуш - ур. Пороги - д. Романовка - пос. Сулея - д. Блиновка - Кургазакская пещера.
65 км.
Высота: набор - 1055 м. сброс - 1165 м.

День первый

В 7:40 по московскому времени мы прибыли на станцию посёлка городского типа Бердяуш. Хотя московское и местное время здесь совпадают, ибо посёлок находится в московском часовом поясе в отличие от остальной Челябинской области. Вот такой вот уральский часовой парадокс - http://www.ntv.ru/novosti/188660/ Поезд стоит на станции всего две минуты и за это время надо успеть выгрузить велосипеды, рюкзаки, коврики и прочий скарб. За нас болел весь вагон, а некоторые пассажиры и проводники даже посильно помогали вытаскивать наш багаж. В итоге мы, как при пожаре, эвакуировались из вагона в рекордно короткие сроки.
Тут же на перроне не торопясь собрали и отрегулировали велосипеды.
И вот мы уже готовы к приключениям. Осталась лишь маленькая формальность - групповое фото на фоне вокзала.
Перетаскиваем велики через пути (вокзал в Бердяуше имеет одну характерную особенность - он располагается в междупутье) и... Тут же рядом с вокзалом возле пары местных магазинов кому-то в голову приходит здравая мысль - уточнить, все ли взяли с собой кружки, миски, ложки. Оказалось не зря, двое из пяти собирались есть руками из котла. Затарились КЛМНами, водой, крупами, перекусами и т.п. Выезжаем из Бердяуша уже заметно потяжелевшие после магазина, асфальт кончается и сразу же вот оно первое испытание для ковбоев болот и прочих плоских низминностей - плечо Первой Липовой. Набор 125 м. с уклоном до 10% С непривычки на верхушку вползаем уже пешком.

Костян

Жара. А мы из другого мира.

Пока отдыхаем, Батюшка, при попытке подкачать задний аморт, обнаруживает его неисправность. Надорванная прокладка штуцера клапана постепенно травит воздух, соответственно амортизатор не держит давление. Насос высокого давления переезжает Серёге в подрамную сумку и дальше до Сулии он едет периодически подкачивая амортизатор. Проскочив первый в этом походе серпантин, выезжаем на прямую и, притормаживая, чтобы не поломать багажники тяжёлыми велоштанами на гравийке, слетаем к берегу реи Большая Сатка.

Первые горки
Да-да, в первое время даже на такой относительно ровной дороге мы переживали за багажники и старались сильно не разгоняться, чтобы как-то снизить ударные нагрузки на багажники и гружёные велосипеды в целом. Знали бы мы тогда по каким, мягко говоря, дорогам и на каких скоростях мы будем спускаться с Иремеля. Ну да не будем забегать вперёд, скажу лишь что багажники выдержали весь поход без проблем. Кстати на этом спуске нам попалась первая уведенная нами змея. В этом году их было прямо целое нашествие, впрочем как и гнуса. А вот клещей за весь поход встретили только парочку.
  У речки тут же был устроен фотосет

Ну а как иначе, речка с каменистым дном и прозрачной водой. После рек с илистым дном и тёмного торфяного цвета водой это конечно впечатляет. Ну да умылись, поплескались и пора ехать, ибо мы только начали свой путь, а время уже почти обед. вскоре начался асфальт, но через какое-то время после поворота на Романовку он опять кончается. Но гравийка доставляет массу удовольствия, ведя нас через тенистый, лиственный лес в этот жаркий, летний полдень. Словно это и не автомобильная дорога, а прогулочная аллея в тихом, старинном парке. Но лес кончается так же быстро как и асфальт и на горизонте показываются дома посёлка Пороги.

Пороги

Урочище Пороги — памятник мирового значения. В августе 1993 года в Копенгагене комитет ЮНЕСКО по сохранению памятников истории и культуры проводил отбор исторических объектов для придания им статуса памятника международного значения. 25 стран представили кандидатов в этот почетный список, в том числе и Россия — более десятка. Список памятников международного значения из российских пополнили только три. Среди них историко-природный комплекс «Пороги».

Дорога (она же единственная здесь улица) пронизывает вытянувшейся в ущелье вдоль реки посёлок и приводит нас к старейшей действующей гидроэлектростанции.

ГЭС Пороги

Несмотря на название посёлка, никаких речных порогов мы тут не увидели. Это и не удивительно, ведь мы опоздали примерно на сто лет. Раньше это место пользовалось дурной славой. А всё из-за того, что на этом участке русла Большой Сатки действительно были опасные пороги, на которых гибли люди. В 1908 году началось строительство  первой в России электроплавильни для производства ферросплавов. А так же для обеспечения работы плавильни была построена и запущена в 1910 году гидроэлектростанция. Благодаря постройке плотины электростанции пороги были затоплены образованным водохранилищем, а выросший здесь небольшой посёлок унаследовал название местности. ГЭС Пороги присвоен статус памятника истории культуры и истории областного значения.
В здание машинного зала к сожалению мы попасть не смогли, так как там велись ремонтные работы.

Так что полазили вокруг. Спустились к плотине по водоводу. Кстати труба водовода собрана посредством заклёпок, сварные швы это уже следы современных ремонтов.

Водовод

Снизу открывается потрясающий вид на стену воды ниспадающей с плотины. Рёв водной стихии перекрывающий остальные звуки трудно описать словами.

Залезли в помещение бывшей электроплавильни (производство давно закрыто).  Здание в удручающем состоянии и никак не вяжется с представлениями о памятниках истории.

Плавильный цех
Налазившись по развалинам, поднялись наверх к дороге и собрались было уже ехать, но тут обнаруживается первый прокол у Батюшки. Пока он клеил камеру и бортировал покрышку, SeRG_ant с Рустамом  разведали местный родник, а кто-то даже урвал несколько минут чтобы позагорать.

Первый прокол

Родник
На небе стало появляться всё больше облаков и хотя они пока ещё не были похожи на дождевые, запах ветра перед дождём обещал осадки лучше любого барометра. Поэтому мы напились воды из родника, наполнили всю пустую тару и пустились дальше покорять наш маршрут. Выскочив обратно из Порогов, мы свернули на дорогу к Романовке и по асфальтированной дороге с низким трафиком доехали до Сулеи.

Это посёлок городского типа, где мы потратили некоторое количество времени чтобы найти магазин автозапчастей. Там нам посчастливилось купать несколько разных прокладок (для карбюратора и ещё чего-то) похожих по размеру на травмированную прокладку Серёгиного амортизатора. В итоге у нас получилось подобрать нужную резинку и аморт заработал как положено. По трассе выехали из Сулии и свернули на боковую асфальтовую дорогу, проехали мимо Сосновки, которая на карте обозначена длинным  поэтическим названием 7-й уч. свх. Айлинский. Тут началась грунтовка через лес, которая привала нас через пару километров в Блиновку от которой остались лишь название и руины двухэтажных домов и ещё каких-то строений. Тут опять начался асфальт, но мы, не прельстившись его комфортным ровным покрытием, свернули через километр на указателе "кемпинг Айская долина". Погода продолжала портится и уже начинал накрапывать дождик. Спустились к реке по грунтовке и, прокатившись немного по берегу, остановились на поляне недалеко от Кургазакской пещеры.

Пещера Кургазак или Кургазакская находится на левом берегу реки Ай, ниже поселка Межевой. К берегу реки выходит лог, в правом борту которого, на расстоянии пару сотен метров и начинается пещера. Пещера Кургазакская не большая. Общая длина ходов ее составляет 357 метров. Это пещера коридорного типа и состоит из трех залов, соединенных между собой коридорами. От того пещера Кургазаская вполне доступна для любого человека без специальной подготовки.

Время было уже около шести вечера, дождик из накрапывающего плавно усилился до хорошего летнего дождя, под которым мы в рекордные сроки поставили палатки.

Дождь

Хотя стоило его переждать, так как дождь через полчаса уже кончился.

И дожди когда нибудь кончаются

После дождя

Видимо акация )

Оставив Рустама на хозяйстве по лагерю, мы сходили в пещеру.

Пещера Кургазакская

Полазили по Голубиному гроту, потолок которого почти весь был покрыт застывшими,  ледяными каплями.

Пещера Кургазакская Лёд на своде
А на полу лежал снег

Пещера Кургазакская Снег
В глубь пещеры не полезли, так как не нашли веревку. Да если честно, то не особо то и искали, так как мы после дождя ещё не высохли, а спускаться в таком виде по обледенелой стене пещеры как-то не улыбалось. Поэтому мы поспешили вернуться в лагерь, где нас уже ждал жаркий костёр и горячие макароны с тушёнкой.

Ужин готов

Ну, чтобы все...
Знатно поужинав, все пошли прогуляться по берегу реки, полюбоваться снизу на Айские притёсы.

Берег реки Ай

Меня же, то бишь SeRG_ant`а оставили сторожить лагерь и поддерживать костёр.

Искатели приключений вернулись уже затемно. Так завершился наш первый день похода. Получился он насыщенным на впечатления и эмоции.
День второй. Приступаем к водным процедурам.

12 июня
Кургазакская пещера - ур. Большие притёсы - д. Алексеевка - д. Сикияз-Тамак.
15 км. (плюс пешком 8 км.)
Высота: набор - 590 м. сброс 600

День второй

Вот оно - мы уже сутки в походе (ну почти сутки), первая ночь вне цивилизации. Вся суета отступает на задний план. Мозг как некий сосуд именно в эту, первую ночь освобождается от мутной, серой жижи городской повседневности и готовится впитывать хрустальную, родниковую воду впечатлений от нетронутой природы заповедников, непередаваемых пейзажей суровых горных хребтов и изумрудно зелёных долин. Именно с этого момента перестаёшь пытаться заглянуть куда-то далеко в будущее, что-то планировать больше чем на день вперёд. Есть только ближайшая цель - точка на карте или в навигаторе, которой мы должны достичь к вечеру. Там будет вода, будут дрова, там мы сможем поставить наши палатки, сегодня эта точка, этот маленький синий флажок на запотевшем экране Гармина, наш дом. Но солнце уже пытается согреть нас своими лучами сквозь тент палатки, а значит пора собираться в дальнейший путь.
Проснулись мы рано, до семи утра. Вообще в этом походе мы каждый ходовый день вставали рано. Возможно это жестокая практика для отдыхающих отпускников, поехавших в велопоход без жести :) Но она себя полностью оправдывала, так как по утренней прохладе за два-три часа мы иногда успевали проехать половину запланированного на весь день пробега. А остальная половина растягивалась на весь остальной жаркий, знойный день. Пока тёзки собирали лагерь, остальные успели ещё раз метнуться в пещеру и на свежую голову нашли таки в пещере веревку, Костя даже рискнул ненадолго спустится вниз, вглубь пещеры. Если кто-то решит повторить его подвиг, то ищите вход в пещеру в нижней части голубиного грота слева от входа.

Но долго сказка сказывается, да быстро дело делается. Вот уже баулы собраны, кони навьючены, а мы готовы к очередной порции приключений. Выбираться решили по распадку в котором и был вход в Кургазакскую. А времени уж было около десяти утра.

На старте. Возле Кургазакской пещеры.

Взлёт наверх получился крутоват, но мы справились :)

Вверх? Не, не слышал :)
Дальше, чуть прокатившись по полевой дороге, мы выехали к обрыву над берегом реки Ай.

Просторы

Вид сверху конечно же потрясающий настолько, насколько страшно при взгляде вниз. Обернувшись можно было видеть нашу давешнюю стоянку, на которой водники собирали каты. Вообще на этой реке обычно всегда очень много всяко разных сплавщиков, целые караваны. Но в этом году погода не благоприятствовала туризму, дожди кончились и только-только потеплело незадолго перед нашим приездом. Поэтому мы увидели на реке лишь несколько катов, а обычно там светофоры на реке ставить в пору.

Оглядываясь на пройденный путь.

Но эти прекрасные виды лишь малая толика из всего разнообразия эмоций, которые ждали нас на дальнейшем пути. Поэтому мы покрутили дальше по грунтовке, поглядывая всё время направо в поисках указателя. И вскоре (около одиннадцати часов)  мы его нашли.

Указатель
Это указатель на смотровую площадку над большими Айскими притёсами. Площадка огорожена деревянными перилами, но как-то опираться на них особо желания не возникает, так как дух захватывает не только от великолепных видов, но и от головокружительной высоты.

Смотровая площадка.

Рамка
Налюбовавшись на пропасть и реку внизу, вдосталь нафотографировавшись, двинули дальше по полевой дорожке, и очень быстро выехали на асфальтовую дорогу. Здесь остановились якобы свериться с картой,  но скорее подсознательно, из нежелания уезжать от таких красот. Но надо ехать и мы закрутили по асфальту, который кончился, не успев начаться. Далее нас повела каменистая грунтовка. По ней мы под довольно таки крутую горку слетели к Алексеевке и по не менее крутому подъёму затолкали велики в горку. Дальше ничего особенного - грунтовая дорога до самого Сикияз-Тамака. Место следующей ночёвки было запланировано аж за г. Юрюзанью, а время уже было час дня и хотелось ещё посмотреть пещеры Сикияза... В общем решили устроить полудневку. Так как тут очень популярное место стоянки у водников, в Сикиязе существует пара кемпингов, в одном из них мы и остановились (http://vk.com/sikiyaztamak). Хозяина зовут Евгений. Первым делом скинули рюкзаки, приковали коней и в магазин. Набрали продуктов на вечер и следующий день. Заказали хозяину баньку к вечеру. Женя показал нам где лучше перейти в брод Ай и мы пошли к пещерам. Воды было примерно по пояс, течение для горной реки сравнительно умеренное, в общем переправились без проблем. Обошли какой-то детский туристический лагерь, он здесь вроде бы традиционно ежегодный. Дальше вместо того чтобы идти по берегу, мы пошли по накатанной по грунту дороге.

Не правильный путь... он такой лёгкий

У нас были конечно же сомнения, что мы идём не той дорогой, но дурацкое желание идти более лёгким путём и расслабон от осознания того, что у нас весь день впереди (можно и погулять) сделали своё чёрное дело - мы малость нарезали крюк.

Липа

Когда стало очевидным, что мы начинаем уходить от пещер, слева обнаружилась колея в сторону  реки. По этой дороге мы и спустились к речке.

Улыбаемся и пашем

Вот и кончилась дорога.

Оглядевшись, поняли что пещеры мы прошли и нам нужно немного вернуться по реке назад. Так на этом берегу между нами и пещерами был прижим реки к скалам, решили переходить на левый берег вброд. Глубина тут была уже поменьше, но скорость течения такая, что валило с ног, поэтому шагали цепью.

Скованные одной цепью
Получилось удачно :)

На том берегу
Дошли напротив того места, где начинается подъём к пещерам. Река в этом месте широкая и с первого взгляда глубокая. Спросили у рыбака о возможности перемахнуть вброд, тот оказался не в курсе. Ну что ж, пошли с Рустиком мереть глубину.

Переправа, переправа...
Оказалось глубоковато и примерно на середине начинало сносить течением.

...берег левый, берег правый.

Решили вернуться почти до прошлой переправы, до прижима реки и так же цепью перешли на тот берег. На этот раз вышло легче, так как взяли с собой шесты. Дошли уже наконец таки до тропинки, довольно таки крутой, надо заметить, и поднялись к пещерам.

Сикияз-Тамакский пещерный комплекс на реке Ай состоит из 42 компактно расположенных пещер, гротов, карстовых щелей, навесов, арок и мостов. В 14 пещерах и гротах этого комплекса уже обнаружены материальные следы семи исторических эпох! То есть, всех этапов – эпох развития человеческой цивилизации.

Снова настало время фотосетов.

Пещерный город

Кто-кто в теремочке живёт?

Вид на д. Сикияз-Тамак из пещерного города

Пока лазили по пещерам, ветер нагнал низкие тёмные тучи и мы, чтобы не попасть под дождь, поспешили обратно в кемпинг. Резво спустились по тропинке, уже привычно перемахнули речку в месте где переходили в первый раз и тут ливануло. Благо на территории есть что-то типа столовой - столы со скамьями под навесом. Укрывшись под навесом от небесного потопа, занялись ремонтом вела.

Пациент уже под наркозом
Дело в том, что уже на подъезде к Сикиязу, на спуске у Батюшки стала шалить задняя втулка, точнее барабан - периодически стал пропадать свободный ход. Соответственно цепь собиралась в переклюк и рисковала его поломать. Втулку с помощью подручных средств и крепкого словца удалось разобрать, но барабан оказался не разборным или мы просто не допетрили как он разбирается.

В общем собрали колесо обратно. Тут нужна либо замена втулки с переспицовкой, либо замена колеса. То есть нужен или крупный магазин велозапчастей, или веломастерская, что можно найти только в крупном городе. Договорились с Евгением, что он поможет Серёге выбросится в Челябинск. А так как нагнать он нас вряд ли уже сможет, то порешали, что с Челябинска Батюшка будет выбираться поездом домой.
Потом была баня, баня правильная, лёгкая. Прониклись даже те, кто бани и сауны не особо уважает. И предложенный хозяином холодный квас на берёзовом соке (рекомендую отведать) был очень в тему после жаркого дня. Домашнее вино на берёзовом соке тоже поначалу как бы в тему пошло (рекомендую отведать, но только отведать, а никак мы :)). Так постепенно за разговорами за чарочкой вечер размазался в сознании .
День третий. В погоне за упущенным временем.

13 июня
д. Сикияз-Тамак - г.Ласынташ - с. Лаклы - д. Урманчино - д. Ильчикеево - с. Мурсалимкино - с. Тюбеляс - пос. Вязовая - г. Юрюзань - п.Трёхгорный.
74 км.
Высота: набор - 1150 м. сброс - 980 м.

День третий

Это было очень позднее утро. Собирались мы очень медленно, долго "раскачиваясь". Сказывались последствия давешней дегустации. И без того безрадостное настроение усугублялось предстоящим разделением группы, но Евгений обещал добросить Серегу до автовокзала на машине. По плану в этот день не было никаких достопримечательностей, обычный перегон, преимущественно по асфальту. Часы уже показывали одиннадцать, солнце припекало, перспектива вкручивать в жару по асфальту не очень-то прельщала. И вообще не верилось, что мы сможем за остаток дня проехать около 70-и км. до следующей плановой стоянки за Юрюзанью.  Но ехать надо. Мы прощаемся с Батюшкой, передаём с ним приветы Нижневартовску, седлаем навьюченные велосипеды и отправляемся в такой неблизкий путь. Не успев выехать из деревни, падаем возле родника, пытаемся выпить весь родник. Получается не очень, но ехать после этого получается намного легче. Вообще на нашем пути в этот день было много родников и после каждого из них мы вкручивали всё быстрее. Но не будем забегать вперёд. Когда вползли по каменистой грунтовке на перевальчик горы Соколиная или Ласынташ (в интернетах встречаются оба названия), нас нагнал хозяин кемпинга - Евгений и предложил полюбоваться окрестностями с высоты птичьего полёта. Мы не преминули воспользоваться возможностью отдохнуть, мигом спрятали велы за каким-то бревном и загрузились в машину. Через пять минут наша поредевшая банда уже была на обрыве над рекой.

Простор

На вершине Соколиной горы

Соколиная (Ласынташ)

На Соколиной
Фотографировать эту красоту наверное можно бесконечно долго, находя всё лучшие ракурсы, но солнце уже в зените, а мы ещё не проехали и пяти километров. Прощаемся с Женей, обещаю упомянуть его замечательный кемпинг в отчёте :) и мы двигаем дальше. Перезжая из Челябинской области в Башкирию слетаем вниз по грунтовке до села Лаклы и почти сразу находим магазин. Война войной, а обед по расписанию. Закупаемся калорийным перекусом, часть грызём сразу, а батончики убираем в дорогу. Самое интересное что сникерсы и прочие вкусности продолжаем покупать на пятерых, хотя нас уже четверо. Это происходит совершенно случайно, но практически в каждом следующем магазине. Утолив голод, выезжаем из села.

Лаклы
Через километр тормозим у родника. Из склона на уровне человеческого роста торчит труба, из которой живительным потоком льётся ледяная вода. Особо смелые могут принять душ, высота трубы позволяет. Но мы рисковать не стали, только намочили банданы. С новыми силами вкручиваем против ветра, скорость сего ничего - около 10 км/ч. Но вот уже перекрёсток на Урманчино, мы поворачиваем налево и ветер из врага не превращается конечно в союзника, но хотя бы уже не мешает. Сразу после Урманчино подъезжаем к очередному роднику. Он настолько мощный, что имеет собственное название - родник Невест.

Родник невест
Набравшись свежих сил вместе кристальной родниковой водой, спешим в путь, ибо солнце прячется за облаками, обещая в скором времени дождь. Быстро доезжаем до Ильчекеева. Далее по плану срезать путь по грунту через Карагулово. Но вчерашний ливень порядком промочил землю, да и уклончик там получает в лоб довольно крутой. Решаем чтобы не терять время продолжать  двигаться по асфальту, тем более что трафика практически нет и крутить одно удовольствие. Мужественно въезжаем в горку и слетаем к Мурсалимкино по пятикилометровому спуску. Не заезжая в село, поворачиваем направо. Тут начинается небольшой участок гравийки, но на границе Башкирии и Челябинской области снова под колёсами асфальт.

Между Башкирией и Челябинской обл.

Небо продолжает хмуриться, поэтому спешим. Практически на одном дыхании доезжаем до Вязовой. Дорога - асфальт, к Вязовой местами сильно убитый. Но трафика почти нет и ямы на полдороги можно объезжать по встречке. По пути от Вязовой до Юрюзани машин уже заметно больше, полотно дороги довольно узкое и на серпантине рядом с обгоняющим Камазом чувствуешь себя, мягко говоря, не комфортно. Но тучки подгоняют и мы въезжаем в Юрюзань. Дождь не смотря на все попытки начаться (мы даже раз -другой прятались под автобусной остановкой) так и не разразился.

Юрюзань
Это городок, стоящий на одноименной реке, в котором когда-то производили одноименные же холодильники. Для велосипедистов примечателен тем, что стоит на рельефе с перепадами порядка 70-и метров.

Доехали до единственного перекрёстка со светофором. Там нашлась небольшая кафешка, чему были очень рады, так как с обеда времени прошло уже прилично. Тут же рядом нашлась аптека, где прикупили пластырь и крем от загара. Крем, надо сказать помогал мало, наша бледная северная кожа обгорала на солнце даже под толстым его слоем. Всё таки, не смотря на жаркую погоду, лучше надевать что нибудь с длинным рукавом. Затарившись продуктами на завтрак и дневные перекусы, приготовились к самому трудному на сегодня - нам предстояло набрать 180 метров по уклону до 10% и это с серпантином. После плотного ужина вершину переваливали пешком. Потом головокружительный спуск, благо всего два километра, а то бы замёрзли. На т-образном перекрёстке направо, спуск по тропинке и мы на берегу водохранилища рядом с закрытым посёлком Трёхгорный. Тут на берегу даже нашли скамейку, возле неё и "зачалились".

Безмятежность

Водохранилище

Лагерю быть

К отбою готовы

И зачем куда-то ещё ехать?

Итак примерно в девять вечера мы достигли запланированного места ночёвки.

День четвёртый. Прочь от цивилизации.

14 июня
п. Трёхгорный - д. Первуха - с.Меседа - с. Тюлюк - д. Александровка.
75 км.
Высота: набор - 980 м. сброс - 890 м.
День четвертый

Подъём традиционно ранний. Привычно позавтракали начинающим опостылевать геркулесом. На всё про всё и сбор лагеря как обычно ушло около двух часов. Около девяти утра наша четвёрка двинула прочь от цивилизации, в сторону глухих лесов Южно-Уральского заповедника. Мы не стали подниматься по крутой тропинке, по которой спускались сюда накануне, а проехали берегом до асфальтовой дороги. И далее в объезд леска на трассу. Здесь нам встретился дорожный знак, запрещавший въезд иностранных граждан в ЗАТО Трёхгорный, недалеко от которого мы ночевали. Как гласит вики - это закрытый город, который раньше назывался Златоуст-36. Сейчас тут находится приборостроительный завод, выпускающий приборы для АЭС. Вряд ли бы нас пустил бы туда на экскурсию, поэтому не стали отвлекаться, а поспешили последовать запланированному маршруту.
На старте

Примерно через семь километров въехали в деревню Первуха. Вот уж не знаю для каких целей тут останавливаются туристы, ради каких достопримечательностей, но чуть ли не каждый втором доме висят объявления "есть места" с номерами телефонов и т.п. Но нас больше интересовал родник. Свернули по навигатору на гравийку, там проехали вдоль забора до угла и бросив велосипеды, дошли пешком до родника.
Из Первухи поднялись на горку, несколько фото и снова вниз.
Тот миг - между подъёмом и спуском.
Нам туда.
Вообще дорожка оказалось очень приятной, трафик минимальный, асфальт приличного качества позволяет разгоняться на спусках, а хребты на горизонте просто завораживают. Так играючи мы к одиннадцати часам долетели до села Меседа. Не без помощи аборигенов нашли дорогу к магазину. Первый поворот с трассы в село лучше пропустить и повернуть во второй. Тут и продуктовый магазин и автобусная остановка, в общем - центр. Подкрепились снедью из магазина, на вечер затариваться не стали, ибо в Тюлюке должен быть магазин.
Через час выдвинулись из Меседы, бодро вкручивая по асфальту. Но вскоре асфальт под колёсами уступил место грейдеру. Грейдер оказался хорошо укатанным и всё бы ничего, но изредка пролетающие мимо авто подымали столько пыли, что временами хотелось дождичка.
Горы
Но маячившие на горизонте горы, воодушевляли всю команду и заставляли забывать о мелких, ничтожных трудностях. Так, манимые великолепными пейзажами, мы проехали мост через Калагазу и повернули к Тюлюку. И чем дальше мы уезжали от асфальтов, тем красивее и захватывающе становилась окружающая нас природа. Слева хребет Нургуш, справа отроги хребта Зигальга, по правую же руку иногда проглядывала журчащая по каменистому руслу Юрюзань.
KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA
Так, любуясь красотами, мы и не заметили как приехали в Тюлюк. Было это уже около трёх часов пополудни.
На въезде в Тюлюк
Затарились продуктами на вечер и на следующий день в местном магазине. Спиртное в магазине не продают вообще, продавец посоветовала за алкоголем обратиться в кафе. "Что ж, придётся брать продукт для "растираний" втридорога", - подумал я. С такими мыслями зашли в кафешку по соседству.
Кафешка в Тюлюке
Кафе оказалось очень приятным, с очень невысокими ценами (в том числе и на алкоголь) и вполне вкусной кухней.
В кафе

В кафе выпивали-закусывали компашка из четырёх мужиков. Но не долго посидев, они загрузились в УАЗ-головастик с синим тентом и уехали. Мы плотно пообедав, тоже стали собираться. Тут пришли вести о Батюшке, он отремонтировался в Челябинске и рвался нас догонять. Не зря мы всю дорогу закупались перекусами на пять человек, как знали, что Серёга нас не бросит :) Так как нагнать нас на велике было уже не реально, я посоветовал Серёге ехать поездом или автобусом через Магнитогорск и Белорецк в Тирлянский и ждать нас там. Вышли из кафе на улицу. На брёвнышке сидел местный мужичок, спросил у него про то, где найти лесничего Южно-Уральского заповедника. Толком узнать у него ничего не удалось, он только пророчил беду давешним мужикам на УАЗике, говорил, что зря они с собой ружьё взяли и что-то ещё в том же духе. Решили смотаться с Рустиком в Кордонный. Я заранее договаривался по телефону о проезде группы через заповедник, получил добро. Но нам нужно было найти лесничего Юрюзанского участкового лесничества ЮУЗ. В Кордонном можно найти только представителя национального парка Зюраткуль. Там нам посоветовали не морочиться и ехать спокойно, лесничий нас найдёт. И примерно в 16:30 мы выдвинулись по местами каменистой грунтовке с лужами в сторону  Александровки. Приблизительно через 5 км. подъехали к мосту через Юрюзань. Прямо на мосту стоял давешний головастик. Мужики созерцали красоты и по-моему догонялись горячительным.
Мост через Юрюзань
Мы их объехали и вкрутили дальше по грунтовке. Через какое-то время УАЗ нас обогнал и уехал вперёд. Ещё чуть дальше мы опять нагнали головастик. Мужики похоже продолжали возлияния, походу дела разглядывая в бинокль антенны на вершине хребта. И такое повторилось несколько раз - то мы их объедем, то они нас обгонят. Такие назойливые "салочки" уже начинали раздражать. Доехав до Александровки, мы остановились, чтобы пропустить вперёд мужиков на УАЗе. Благо место там живописное и можно было сделать несколько снимков.
На рабочий стол?
Александровка
Осуществив задуманное, мы не торопливо поехали к месту запланированной ночёвки. Заночевать я планировал немного не доезжая заповедника, чтобы потом проехать его насквозь за один день, не вставая на стоянку. Самым удобным местом стоянки был брод через Юрюзань на заросшей дороге к перевалу "Ворота" через  хребет Бакты. Чтобы попасть к броду мы переехали ручей Средний и почти сразу повернули налево на подзаросшую травой колею. Спустились к реке и, немного не доезжая до брода, заметили просвечивающий сквозь прибрежные кусты, уже порядком намозоливший глаза, синий тент бортового УАЗа. Посовещавшись, решили не испытывать судьбу и поднялись обратно к дороге из Александровки. Перешли дорогу и уже около восьми вечера остановились на ночёвку около ручья Средний, вытоптав поляну под лагерь.
Кулинария - наука точная.
Так как нас без Серёги стало четверо, решили двухместную палатку не ставить, всё таки ярко жёлтую палатку видно из далека. Поставили только зелёную "четвёрку" Рустама. Костёр тоже решили не жечь и даже не столько в целях конспирации, а больше потому что определились, что газа у нас остаётся с избытком. Я накануне приобрёл туристическую газовую горелку Ковея и этот поход, можно сказать, был пробой пера. Были взяты горелка, пять баллонов газа и алюминиевая посуда для горелки, а так же костровые котелки. Поначалу ужины делали на костре, экономя газ, а завтраки варили на горелке для экономии времени утром. Так как резко сокращалось время приготовления, да и посуду из анодированного алюминия достаточно лишь сполоснуть, в отличии от закопченных котлов. И вот когда к концу четвёртого ходового дня выяснялось, что газа у нас оказывается с избытком, мы вообще перестали готовить на костре - обленились, так сказать :)
Натюрморт.
Кулинария - наука быстрая.
Дальнейший вечер прошёл без приключений и так как завтра нас ждала неизвестная дорога через заповедник, да и в целом достаточно длинный перегон по грунту, мы решили не откладывать с отбоем. И налюбовавшись закатом отправились в объятия Морфея.
Закат. Хребет Бакты.
Хребет Бакты.
День пятый. Заповедными тропами.

15 июня
д. Александровка - п. Верхнеаршинский - п. Тирлянский - ур. Миселя.
69 км.
Высота: набор - 880 м. сброс - 840 м.

День пятый

Всё таки мы как в воду глядели - не зря завалились спать все вместе в одной палатке. Ночью разразился... мороз. Именно мороз, самый настоящий. Жаль не было с собой градусника, но корочка льда в 2-3 мм на поверхности воды говорит сама за себя. Первый раз я проснулся от холода ещё ночью, натянул термуху и флисовый костюм, после чего благополучно уснул. Когда ближе к восходу проснулся ещё раз, то с грустью отметил что надевать поверх флиски больше нечего. Ёрзать в спальнике по палатке в попытке согреться тоже оказалось малоэффективным занятием. Хорошо что все остальные ещё спали, кто его знает как они бы отреагировали на двухметровую гусеницу. Констатировав про себя тот факт, что лёгкий спальник с температурой комфорта в +15 не совсем подходит для Башкирии в июне-то месяце, я выбрался наружу с целью погреться древним проверенным способом - посредством костра. Вот такой пейзаж встретил меня на улице.

Изморозь

Попытка умыться тоже привнесла толику удивления.

Айс
Это туристическое мягкое ведро. Обычно стоит с водой на территории лагеря для всяческих бытовых нужд.

Первый лёд... или последний?

Мартини со льдом?
Аномалия, не иначе. Серёга в это время согревался совершенно по-другому - активно крутя из Белорецка в Тирлян. Не смотря на то, что все встали в этот раз чуть раньше благодаря бодрому утру, выехали на час позже обычного, так как пришлось сушить палатку. Сначала размораживать конечно, потом сушить :) В общем где-то в десять утра пересекли границу заповедника.
  1.   Южно-Уральский государственный природный заповедник расположен на территорииБелорецкого района Башкортостана и, частично, Челябинской области.  Заповедник расположен в центральной, наиболее высокой части Южного Урала на территории Республики Башкортостан и Челябинской области. Общая площадь 252,8 тыс. га. На территории заповедника расположены несколько горных хребтов — Машак, Зигальга, Нары,Кумардак и Ямантау. Гора Большой Ямантау, имеющая высоту 1640 м, является самой высокой горой Южного Урала. Реки — Большой Инзер, Малый Инзер, Тюльма, Юрюзань. Доступ на территорию заповедника ограничен.
  2. Есть предположения, что заповедник был основан в целях ограничения доступа к секретным объектам, расположенным в ЗАТО городе Межгорье и на прилегающей территории.

Дорога петляя по территории заповедника, забиралась всё выше. Впрочем "дорога" для местами глубокой колеи продавленной в мягком лесном грунте - пожалуй комплимент. Набрав 140 метров подъёмов за пять километров, мы достигли полотна бывшей узкоколейки.

Полотно бывшей узкоколейки

Вот они мы - суровые покорители заповедных лесов.

Ну или не очень суровые.

Белорецкая узкоколейная железная дорога - уникальное инженерное сооружение, построена для нужд металлургического производства в этих краях в начале прошлого века. Она, окончательно разобранная в 2007 году, находилась на одном из первых мест среди самых грандиозных объектов России Железнодорожной.
?Невозможно в небольшом абзаце ремарки написать всё то, что хочется сказать о Белорецкой узкоколейке. О том как расцвели эти места, когда сюда пришли первые поезда-кукушки, о том как узкоколейка умирала, мучительно и долго, обо всём этом можно прочитать на любом из сайтов о Южном Урале, элементарно загуглив. Или же можно просто зайти на сайт посвящённый строительству, жизни и смерти "железки"  - http://sbchf.narod.ru/10/bjd.html Скажу лишь как велосипедист - насыпь (всё что осталось от железной дороги) очень удобна для путешествий. Так как для узкоколеек, как правило, не рубят тоннелей, не строят путепроводов, то колея прокладывается вдоль хребтов без резких наборов высот. Дорога аккуратно траверсирует склоны на пути к перевалам через горные хребты и мостам через реки в долинах. Уклоны как правило не превышают 3% и въезжается в них даже на гружёном веле довольно бодро. Катили мы вниз по насыпи к мосту через Юрюзань почти как по асфальту. Иногда правда приходилось притормаживать в местах, где поперёк дороги лежали трубы, через которые текли ручьи. Путь нам пересекали бурундуки, рядом из кустов взлетали птицы, как мы договорились считать - тетерева :) И даже один раз мелькнул, скрываясь за кустами, лисий хвост. Может оно и к лучшему, что в заповедники ограничивают доступ всех поголовно.
Так наслаждаясь не то чтобы нетронутой, но малопосещаемой хомо сапиенсом природой, мы доехали до развалин бывшей станции Юрюзань.

Станция Юрюзань
Последние исчезающие следы железной дороги. Сразу за станцией сгоревший мост через ручей, тут соответственно ездят вброд, благо не глубоко.

Сгоревший мост.
А вот мост через Юрюзань пока ещё сохранился.

Мост через Юрюзань

На подъезде к мосту издалека послышалось урчание мотора. Это лесники спешили сообщить нам, что необходимо оформить пропуск для проезда через заповедник. Договорились, что лесничий будет ждать нас на выезде из заповедника или уже в Арше, и мы, проводив взглядом удаляющийся УАЗик, поехали дальше. Отсюда дорога постепенно забирала вверх к перевалу. Кто-то называет этот перевал "Чёртовыми воротами", кто-то спорит, аргументируя свои возражения тем, что уже есть перевал "Ворота" через этот же хребет чуть севернее на дороге Александровка - Николаевка. На некоторых картах это место называется просто урочище Арша. Но как бы там ни было дорога очень приятная и доставляет массу удовольствия.

От реки до перевала примерно 11 км и набор высоты 220 метров. Проехали мы их за полтора часа. Чуть не доезжая перевальной точки находится большой красивый курумник.

Курумник

Курумник возле перевала
Как рассказывал лесничий - многие просятся пропустить только для того, чтобы тут сфотографироваться. Где-то здесь, кстати, мы его и встретили, оформив проезд через закрытую территорию. Весь путь через заповедник у нас занял всего три часа. Можно было конечно побыть тут подольше, пофоткать, да и просто остановиться без костра, подышать природой. Но мы должны подхватить в Тирляне Батюшку, где он был на тот момент совершенно неизвестно и узнать не было никакой возможности, так как антенн операторов сотовой связи  в заповедниках как-то ставить не принято. Поэтому мы поспешили дальше, благо дальнейший путь до самого Тирляна нам предстоял преимущественно с небольшим уклоном вниз всё по той же насыпи бывшей узкоколейки. Через 25  минут (около 14:00) и шести километров грунтовки мы въезжали в Верхнеаршинск. Так написано на картах, местные же называют его просто - Арша.

Арша (Верхнеаршинск)

Этот небольшой посёлок строился для разработки карьеров руд цветных металлов, в частности свинца. Но рудник закрыли, теперь тут работает лишь пихтоварка. Но самое важное для нас - тут работает магазин, возле которого мы и устроили обед.

Магазин в Арше
На обед у нас ушёл ровно час, прям согласно трудового кодекса. И эти люди называли меня узурпатором и злым Сусанином.  Дальнейший путь ничего выдающегося не представлял, довольно таки приятная грунтовка.

Насыпь бывшей узкоколейки

Узкоколейка

Разве что брод через Аршу внёс разнообразие.

Брод через Аршу
Хотя там и можно проехать по полуразрушенному мосту, но мы уже как-то больше привыкли к бродам.
В пять часов мы въехали в Тирлян или если официально, то посёлок Тирлянский. Посёлок с очень интересной и местами трагичной историей. Подробнее можно почитать вот на этом сайте http://tirlyan.magnitogorsk.org/index13.php Встретили у почты блудного Серегу.То ли день был слишком жарким, то ли дорога пыльной, но к этому времени мы уже малёха устали. Предложение остановиться в у Леонида в туристском приюте было встречено на ура особо замаянными туристами. Но мы ещё не испили свою чашу до дна на сегодня - Леонида дома никого не оказалось и мы покатили в магазин. Затарились провиантом на вечер и завтрак и двинули в сторону Миселей с целью встать где нить неподалёку на ночёвку.

Красота

Самое интересное - не смотря на усталость, нам все места были не по фен шую - то берег неудобный, то к дороге близко, то место низко. А ещё Батюшка развлекал нас своими рассказами о том как он катал по Челебянску, ехал своим ходом в Тирлян в самый настоящий мороз и это в июне! А уже нынешним днём, когда он пытался просушить снарягу в пойме речки Тирлян, на него сагрился молодой бык.

Буйный бык

Может он на лисапете хотел прокатиться, но у него как-то не очень получилось, да и спальник на вкус не понравился. За это он насажал Серёге на вел восьмёрок и был таков. Так, за разговорами, мы незаметно (если не считать пару истерик) добрались до Миселей, уже ближе к девяти вечера.
По дороге проблем доставил лишь брод через ручей, который раньше проезжался без проблем. Его размослали до безобразия.

Когда тут был ручей

Сейчас же в эти края добрались лесозаготовители и разбили лесовозами всю дорогу, а какая это была живописная грунтовка.
Сейчас Миселя называют то кордоном, то урочищем.

Миселя

А когда-то это была деревня, здесь было водохранилище с плотиной. Сейчас ни того, ни другого. Стоит один дом, из которого обитаема только половина. Хозяин посоветовал не шибко шастать в прибрежных кустах, а ходить на речку по тропе, так как в это лето змей как грязи.  Мы перешли по тропинке полянку и зачалились на уже традиционной для этого места стоянке. Первым делом пока не остыли, залезли в реку. Всё таки купаться, в смысле не поплавать, а именно купаться в плане помыться, на закате в горной речке, одно удовольствие. Не купаться - другое. Но костёр и горячий ужин быстро поправили эту маленькую неудобность.

Стоянка

Вот тут мы, а вот тут враги.

Хорошо сидим

День шестой. На рубеже добра и зла.

16 июня
ур. Миселя - хр. Инзерские зубчатки - ур. Миселя - п. Тирлянский.
30 км.
Высота: набор - 670 м. (в том числе пешком 170 м.)  сброс - 750 м.

День шестой

Лафа. Сегодня нам не надо много ездить. Предыдущие три дня вдоволь обеспечили нас километражем, но они настолько же были бедны достопримечательностями. В этот же день всё будет с точностью до наоборот. Жаль только Кристинку предыдущие перегоны переутомили и она отказалась лезть в какие либо горы. Может оно и к лучшему, бросать лагерь без присмотра... в общем сами понимаете. Заварили яичной лапши на завтрак вместо опыстылевшего геркулеса.

Завтрак
Заправились углеводами и, оставив Крис хозяйничать в лагере, около 11 утра налегке рванули к хребту Инзерские зубчатки.
Инзерские зубчатки - небольшой живописный хребет в верховьях реки Инзер. Хребет вытянулся с севера на юг и составляет  в длину всего 8 км. Его украшают скальные останцы в виде зубцов.
Без баулов катилось довольно резво и через и уже сорок минут колея кончилась. Далее вела тропинка весьма крутая, местами перегороженная упавшими деревьями.

Вперёд к приключениям!

Поэтому тащить велы выше смысла не было никакого и мы их припрятали за кустами, сцепив на всякий случай тросом.

Схоронили
Мы продвигались по петляющей тропинке всё выше. Она становилась всё круче, всё чаще приходилось перешагивать через поваленные деревья и камни. Вскоре тропинка стала не просто карабкаться вверх, а огибать скалы.

Скалы

Через 25 минут мы уже были у скалы, поднявшись на которую, можно обозревать все окрестности на западе, а обернувшись, любоваться зубчатками, украшающими хребет и делающие его похожим на спину стегозавра. Но на эту скалу надо ещё залезть.

Забираемся на скалу.
Но когда туда поднимешься и окинешь взглядом...
Ну что там???
...впрочем описать словами, а тем более печатным текстом всех тех чувств, которые накатывают, когда видишь всю эту красоту невозможно. Возможно малую их толику смогут передать фотографии.

Ляпота

Дух захватывает

Зубчатки

А деревья как трава под ногами

Букашки на камешке
Но впереди нас ждало самое вкусное - цирк.

Спустившись обратно со скалы, мы ещё немного поднялись по тропе и  достигли входа в цирк.

Позволю себе небольшой копипаст с очень познавательного сайта http://tirlyan.magnitogorsk.org/index12.php
?
Высшая точка Южного Урала - гора Ямантау. Но так уж сложилось, что местные жители - башкиры считают ее плохой горой. На востоке от нее находится вторая по высоте гора - Иремель. Она считается священной (есть ли тайный смысл в том, что плохая гора выше хорошей не знаю). Между этими горами расположен небольшой горный хребет - Инзерские Зубчатки. Они стоят как бы в точке равновесия, и своей зубчатой стеной отгораживают добро от зла. В южной части хребта горная цепь раздваивается и образует хаос (вот такое неординарное название места) - нагромождение каменных развалин. В северной части хребта расположен цирк (как говорят альпинисты) или, вернее, замок. Его стенами являются высокие скалы удивительной красоты. Ворота этого замка - небольшой курум (каменная осыпь) - всегда открыты в направлении хорошей горы, а в сторону плохой горы есть только маленькая калитка охраняемая огромными башнями.
Вот через эту самую калитку мы и проникли на территорию замка, где скалы-великаны стояли на грани добра и зла. На многие скалы можно залезть, с некоторых из них открываются очень красивые панорамы. Да и сами останцы поражают своей красотой.

Вот они зубцы

Останцы

Высоко сижу, далеко гляжу

Мы излазили всё, хотя это только кажется, лазить там можно целый день, а то и не один день и постоянно находить что-то интересное, новые ракурсы. По останцам карабкались даже те (не будем тыкать пальцем), кто боялся высоты. Но нужно было возвращаться, так как Кристинка вот уже несколько часов находилась одна в лагере и наверняка уже отбивалась дрыном от злых и голодных медведей. Обратная дорога до бивуака заняла меньше часа. По пути мы набрали воды в роднике и встретили группу пеших из Магнитогорска - мужчины уже в возрасте со станковыми рюкзаками. Такие рюкзаки нынче уже не часто встретишь, старая школа :) На то чтобы свернуть лагерь у нас ушло полтора часа. Но мы не очень-то торопились. Переправились в брод через речку Миселя, оглянулись на прощание на одноименный кордон и покрутили обратно в Тирлян.

Миселя

Эх дороги
Через полчаса у ручья опять нагнали Магнитогорскую группу. Один из них сильно натёр ноги, я предложил лейкопластырь, но они отказались. Пожелав им лёгкой дороги мы двинули дальше и уже через полтора часа были в посёлке.

У родника

Тирлянский пруд

Тирлян
На подъездах к посёлку, когда появилась сеть, дозвонились до Леонида,  договорились остановиться у него в туристском приюте и заказали баньку. Если читатели сего надумают остановиться у Леонида в Тирляне, то вот тут можно узнать подробности, в том числе и контакты: http://tirlyan.magnitogorsk.org/index.php

Так как в посёлок мы приехали в шестом часу вечера, то нам хватило времени чтобы затарится провиантом на три дня (благо что некоторые магазины работают до девяти вечера). Следующий населённый пункт - Николаевка, магазин там небольшой, да и не надёжный к тому же, поэтому на него не рассчитывали.  В Тирляне же магазинов с избытком, вот только рефтамид от клещей мы найти не смогли, в наличие было только средство для нанесения на снарягу и верхний слой одежды. Для велосипедистов подходит не очень, так как одежды на нас только шорты, ну и иногда футболки. Вечером банька, но удовольствия она доставила не много. Мы за эти дни порядком обгорели на солнце, не смертельно конечно, но парится в таком состоянии в бане - почти подвиг. Но сей маленький минус с лихвой нивелировался бутылочкой пива, потрясающими видами гор под лучами заходящего солнца и осознанием того, что сегодня мы ночуем на кроватях. Иногда нужно практиковать цивилизованный ночной отдых, ну чтобы совсем от него не отвыкнуть :) Да и отдохнут нам как следует не мешало, так как на завтра был запланирован не самый лёгкий участок.

День седьмой. На подступах к вершине

17 июня
п. Тирлянский - с. Николаевка - г. Синяк.
49 км.
Высота: набор - 900 м. сброс - 550 м.
День седьмой

Всё таки как приятно стартовать по утру, если все баулы упакованы ещё с вечера и не надо собирать палатки и пр. Да и подрыхнуть можно в таком случае можно чуть подольше. Можно конечно было воспользовавшись такой экономией времени, выехать чуть ли не с рассветом, но у нас уже кончался запас рефтамида от клещей и мы ждали открытия аптеки. Жаль конечно, что и в аптеке мы ничего подходящего не нашли и около 10 часов утра выехали из посёлка.
В путь
В посёлке обозначенным на старых топокартах как свх.№3 набрали во все бутылки воды и вкуртили по широкому, в меру пыльному грейдеру. Но вначале подъёма перед поворотом на Махмутово (перевал хр. Баштур) у Рустика с хлопком пробило колесо.
Приехали
Прокол
Поискали в покрышке гвозди, стёкла и другие инородные тела, но ничего не нашли и поставив запасную камеру, двинули дальше вверх.
Но только вползли на самый верх подьёма, снова хлопок и снова спущенная задняя покрышка у Рустика.  Посмотрели внимательнее и тут нам открылась истина.
Вот она - засада
Покрыха померла. Благо мы взяли с собой запаски - одну двадцатьшестую и одну двадцать девятую покрыку. Как оказалось не зря - пригодилось. Починились и сиганули вниз по не укатанному гравию. Тут явно не стоит разгоняться, вел по камешкам таскает нещадно.

Красота
Все скатились без происшествий, а тут уже и Николаевка недалеко, в которую въехали в два часа пополудни.
Николаевка
Единственный на всё село магазин оказался закрыт. Просто у него в понедельник выходной. Всё таки не зря мы с запасом всё затарили в Тирляне. Вообще с стороны Николаевки на Иремель поднимается очень мало туристов, почти все идут из Тюлюка. Потому и торговля тут не сильно развита. Возле сгоревшего здания почты повернули направо, тут начинается довольно таки вкусная грунтовка на Иремель. На ней бы гонки кросскантрийные устраивать, а не с баулами на багажниках плестись. Но всё равно дорога очень увлекательна и живописна.  Примерно через час мы достигли специально оборудованной туристической стоянки перед постом в природный парк Иремель. Тут и столик со скамейками построен, и кострище, и даже туалет стоит в отдалении.
Стоянка перед природным парком Иремель
Вот только воду набирать не очень удобно - берег обрывистый.
Большой Авняр
Решили сварганить чайку на горелке. Видимо зря, так как некоторых после чайка так разморило поспать, что на привал мы убили полтора часа.  Как бы сладко не спалось в тени могучих сосен, но ехать надо. Не успев стартануть мы подъехали к шлагбауму пропускного пункта.
Кордон природного парка
Дальше машинам ход заказан, далее только пешком, ну или как мы - на велосипедах. Нужно только купить билет-пропуск, если мне не изменяет память, то 30 р. с человека. Сразу за постом перемахнули брод через большой Авняр.
Брод через Большой Авняр
Через почти два километра ещё один брод через Тыгын и следом тут же ещё один - через Синяк. Тут мы сделали небольшой привал с целью переодеться. За те два года, что прошли с тех пор как Иремель стал природным парком, грунтовая дорога после бродов превратилась в заросшую травой узкую колею, почти в тропинку. И соответственно шансов нацеплять с травы клещей стало ещё больше. Поэтому мы облачились в штаны, заправив их в носки, открытые сандалии тоже сменили на кеды. Дальше мы иногда шли, толкая байки, местами ехали. Всё это под палящими лучами солнца.
Сосна
На подходах к первому роднику, когда кончилась вся вода, уже было желание устроить стоянку до утра. Да, воды в нём всегда мало конечно, но два года назад у нас получилось набрать тут воду в дальнейший путь. Сейчас же родник зацвёл, добрые туристы накидали в него мусора, за что им отдельное спасибо. Ну что ж ещё два с небольшим километра вверх на 165 метров и мы на месте, недалеко от гор Синяк. Да и пора уже, часы показывали семь вечера. Тут тоже есть родник, здесь мы ночевали два года назад.
Родник
Вообще место конечно интересное. Тут как столы лежат огромные плоские камни. Вокруг ели покрытые лишайником создают впечатления тёмного, злого леса из страшной сказки. И даже пламя костра при вспышках фотоаппарата застывает в причудливых позах.
Огненный дух
Снимок даже на маленьком экране фотика производил впечатление. Как будто на фото в языках пламени проявился лесной дух. В памяти даже стали всплывать страницы из интернета: "Гора Иремель у башкир считалась святой на её вершину к концу ХІХ в. едва поднялось десяток человек. Восходить на нее запрещалось неписанными законами. Иремель фигурирует прямо или косвенно во многих легендах башкирского народа. По преданиям в недрах горы спрятаны несметные сокровища, рассказывают и о снежных людях, и о людях, живущих внутри горы (чудь, дивьи)." То есть простым смертным даже ходить сюда было нельзя, не то что ночевать тут. Но мы договорились считать, что на снимке нам предстал какой-то из добрых духов и принялись за обустройство лагеря.
Стоянка в мрачном лесу
Кони
Ужин

День восьмой. Взлетая выше елей

18 июня
г. Синяк - г. Бол. Иремель - с. Тюлюк.
26 км.
Высота: набор - 770 м. (в том числе 200 м. налегке) сброс - 1120 м.
День восьмой

Не знаю как такое могло случиться, но в начале девятого мы уже были на маршруте. Тут уже не было пусть и невнятной, но автомобильной колеи, только пешая тропа.
Кросс кантри
Всё чаще тропу пересекают курумники , всё больше на ней камней всех форм и размеров, частенько попадаются ручьи. Но самое неприятное - перегораживающие тропу поваленные деревья. Для обычного пешика они проблем не представляют, а вот обносить гружёный вел по лесу не очень удобно. Два года назад, когда Иремель только-только объявили природным парком, я такого не припомню. Возможно тропу иногда чистили квадрациклисты. Но, не смотря на все препятствия, иногда всё же ехалось.
Чаще конечно же всё таки шлось :)
Эх ухнем!
Нам туда
Когда в очередной раз обносили по лесу поваленное дерево, практически из-под ног, оглушающе захлопав крыльями, взлетела какая-то крупная птица, куропатка или что-то вроде того (не очень разбираюсь в пернатых). Оказывается мы, сами того не зная, согнали её с гнезда.
Неизвестное гнездо
Но надо отдать ей должное, маманя сидела на яйцах до последнего. К гнезду подходить не стали, только сфотографировали и продолжили свой подъём, который становился всё труднее.
Примерно в 10:30 лес расступился и нашим взорам открылись такие пейзажи, ради которых можно и неделю в горку пешком идти.
Мы из лесу вышли
Вершина уже близко
Просторы
Хотя я бы не стал рассматривать подъём на гору как плату за потрясающие виды с вершины. Само продвижение вверх по склону тоже по своему увлекательно и интересно. Внизу у самого подножья островки лиственного леса перемежаемые большими полянами. Чуть выше начинается хвойный лес и чем выше, тем меньше в нём сосен и больше елей. Далее с набором высоты ельник становится всё темнее и мрачнее, ёлки покрыты лишайниками и вообще вся окружающая природа становится похожа на заколдованный злой колдуньей лес. Но стоит подняться по склону ещё чуть-чуть и ёлки становятся ниже, просветы меж ними чаще и больше и вдруг мы попадаем на альпийские луга. А если вскарабкаться по крутому склону на седловину круглосуточно открытую всем ветрам, то мы окажемся в самой настоящей тундре с типичными карликовыми деревьями и стелющимися растениями. Так за один день можно совершить путешествие по доброй половине существующих в природе природных зон. Ну разве не увлекательно? :) И конечно же ближе к вершине много камней.
Курумник
Перед крайним подъёмом на седловину есть небольшой лесок с ручьём.
Небольшой привал

Тут мы и остановились перекусить, велосипедисты обычно называют это обедом :)
Обед
Да и пора уже было развъючивать своих коней, ибо склон стал таким крутым ,что заталкивать их наверх гружёными было уже чем-то нереальным.
И снова в путь
"По туристам!" - ехидно захихикали рюкзаки и переселились с багажников на наши спины. Правда теперь отдыхать приходилось намного чаще, но мы были только рады лишний раз полюбоваться и пофоткать окружающую нас красоту.
Красотища
Ещё один рывок, крутизна склона уменьшается, становится совсем пологой и в 11:35 мы вкатываем велики на седловину Иремеля. Ура!!! Мы сделали это!
На седловине
Самые 'высокие' покатушки за поход

Не знаю пробовал ли кто-то забраться сюда с велосипедами со стороны Николаевки, запечатлела ли история таких же сумасшедших, но у нас получилось. Причём подъём значительно легче, чем мы предполагали, думалось что велоштаны таскать на горбу придётся намного раньше. Всё сложилось как нельзя лучше и с погодой нам повезло. Так велики достигли своей наивысшей точки в этом походе, да и вообще за всё время своего существования. Но нам предстояло забраться ещё примерно на 120 метров выше. Поэтому мы состегнули байки друг с другом, чтобы никто не уволок.
Парковка
Чтобы добраться до вершины, нужно подняться по достаточному крутому склону из  камней всех форм и размеров. При том многие из этих камней "живые", то есть лежат не плотно, качаются, шевелятся когда на них наступаешь. Поэтому идти надо предельно осторожно.
И опять вверх
Местами на склоне просматривается тропинка, где то же приходится идти просто по курумам. Поднявшись наверх мы попадаем на плато укрытое мхом и усыпанное камнями, но это ещё не вершина.
Вершинное плато
Народное творчество
Прямо перед нами виднеется группа останцев. Вот это и есть высшая точка. Это и есть дзен.
Вид на веошину

На вершине, да и вообще по плато туристами понастроено множество туров.
На вершине администрацией парка установлен металлический ящик, в котором хранится журнал посещений.
Волшебный ларчик
Воззвание
Журнал учёта туристов
Гроссбух
Несмотря на то, что туристический сезон только начался, журнал уже был исписан почти наполовину, а это толстенная общая тетрадь формата А4. Мы тоже посчитали необходимом оставить след в истории.
Отметились
 Окромя журнала в ящике лежит куча всяких нужных и не очень вещиц оставленных туристами - батарейки, ручки, карандаши, брелки, магнитики и пр. Мы тоже оставили кое какие полезные, как нам показалось, мелочи.
Почему именно здесь?
Мы сделали это
 Сейчас кажется странным, но мы провели на вершине всего около получаса. Казалось бы мы так долго сюда шли и так быстро насытились эмоциями... Но может быть причина именно в этом - впечатлений столько, что они просто переполняют. И хочется спуститься, сесть где нибудь под деревом и в тишине и спокойствии как-то переварить что ли эту массу эмоций, мыслей, впечатлений. И эти полчаса что мы там были, растянулись в подсознании как минимум на несколько часов. Да и чего греха таить, я поторапливал группу, так как  в планах было ещё посетить малый Иремель. Поэтому около часа дня мы начали спускаться на седловину.
Пора внизМожно посмотреть виртуальный тур на Иремель вот по этой ссылке http://virtualrb.ru/ru/component/k2/item/53
Это конечно не идёт ни в какаое сравнение с личными впечатлениями побывавших там, но всё же...

Обернувшись, мы заметили, что в это время к вершине подошла другая группа. Вообще за те полтора дня, что мы поднимались из Николаевки, мы не встретили ни одной живой души. И только спускаясь к Тюлюку, становится понятно как популярен Иремель у туристов всех видов и мастей. Когда спустились на седловину к велам встретили ещё одну группу туристов. Это было перед тем или сразу после того, как мы заметили небольшой снежник .

Снежник
Аккуратно крутя вниз, но больше пешком через четыре километров встретили ещё одну отдыхающую группу, которая шла на Иремель. Тут и мы устроили небольшой привал. Дело в том, что я заранее залил в навигатор найденный на просторах интернета трек на малый Иремель и соответственно имел желание туда сходить. Но все уже за сегодня малость притомились и покорять вторую вершину мы отправились вдвоём с Батюшкой, остальные остались филонить тут же у ручья. Оно к лучшему - есть с кем оставить вещи и снарягу. Как оказалось люди, что выложили трек в сеть, просто ломились по азимуту по курумам без тропы. За 25 минут мы прошли всего один километр, а над головами уже собирались низкие облака, обещая через несколько часов хороший дождь. А нам очень хотелось скатиться хотя бы до поста по сухой дороге. Так что мы полюбовались на Иремель с нового ракурса, сделали пару снимков и пошли обратно к нашим.
Вид на Большой
На пути на Мал. Иремель
Рассказали им как прекрасен малый Иремель и какие невероятные виды с него открываются и вообще, что они полжизни потеряли. :) Снова двинули в путь. Благо теперь только вниз, правда поначалу часто приходилось спешиваться, чтобы перелезть через камни. Да и там где не было камней, тропинка тоже была не сахар, ибо множество корней не давали разогнаться на гружёном веле. Но чем больше вниз, тем тропа лучше и перед кордоном уже весьма неплохо едется.
Даунхилл
За исключением вот таких случаев.
Намотало
И вот мы на границе парка.
КПП
Баба Яга

Забавные конечно все эти малые архитектурные формы, но лучше бы все эти человекоресурсы использовать для уборки брёвен с тропы от Николаевки, по моему скромному мнению. Ну да руководству парка виднее. Не стали мы на долго останавливаться и поехали дальше, теперь уже по дороге. Ну как по дороге, если можно так назвать хаос из межанины булыжников, ям, луж, торчащих брёвен, по которой иногда ездят УАЗы и прочая отчаянная техника. Для нас же это оказалось очень захватывающей даунхилльной трассой. Я не знаю, как такое издевательство вынесли наши багажники с двадцатикилограммовыми рюкзаками. Иногда удавалось разгоняться до 30 км/ч.  У кого-то из нас в велоштанах лежала большая коробка с рафинадом наполовину заполненная. Так после этого адова спуска она была вся засыпана сахарной пудрой, а кубики рафинада превратились в шарики. :) Вот так весело и с ветерком мы доехали до моста через Карагайку. Умылись, привели себя в порядок, переоделись опять в шорты. И уже  в шесть часов мы были в Тюлюке, проехав на въезде мимо палаточного лагеря, расположившегося на берегу одноименной речки.

Перед дождём
Первым делом доехали до кафе и устроили праздничную трапезу с шампанским. После ужина попытались встать на ночлег в приюте Иремель, но хозяина не было на месте. Пока мы его ждали наконец-то разразился ливень. Приятно наблюдать непогоду, когда сидишь сухой под крышей беседки. Но как тут у природы принято в это время года, ливень быстро кончился, заставив землю парить после жаркого дня.
Земля парит
Мы между делом договорились с водителем маршрутки из Уфы о подкиде до Златоуста. Он привёз сюда тургруппу на несколько дней и был не прочь подзаработать вместо бесцельного стояния. Удовлетворённые результатами переговоров, мы перешли Тюлюк по мосту и сняли домик напротив приюта Иремель, ибо хозяина последнего всё не было. Так кончился кульминационный день этого похода.
Байки спят, они устали
День девятый. Байкал (демоверсия)

19 июня
с. Тюлюк - г. Златоуст - о. Тургояк.
155 км. В том числе на велосипедах: 32 км.
Высота: набор - 420 м.  сброс - 500 м.
День девятый

Сегодня мы халявим очень большой участок маршрута. Почему так получилось? Изначально, когда я рисовал предварительный маршрут будущего путешествия, то включил в него Зюраткуль. Попасть мы туда из Тюлюка должны были  через Олимпиев кордон, а потом, повторяя маршрут Тани Скородумовй, траверсировать хребет Москаль. От Зюраткуля мы должны были перевалив хр. Уреньга мимо Веселовки уйти на Новозлатоуст. Что прежде всего привлекало кучу туристов в Зюраткуль? Ну кроме осознания того, что находишься на берегу одного из самых высокогорных озёр на Южном Урале. Конечно Китова пристань, эта сказка воплощённая наяву из дерева. Но буквально перед самым отъездом я случайно узнал, что руководство национального парка добилось через суд, чтобы пристань снесли. И как-то сразу расхотелось впахивать три, а то и четыре дня на сложном маршруте ради того, чтобы просто постоять на топком берегу озера, пусть и заповедного. В общем мы накануне, немного посовещавшись, решили проброситься в Златоуст на автобусе. Благо с вечера договорились с водителем маршрутки. Кстати пробовали договориться с местными, но они всё больше возят только до границы с парком. У некоторых нет на машины документов и выезд на трассу им соответственно заказан. Выехали из Тюлюка в начале одиннадцатого. Сто двадцать километров до Златоуста не принесли каких либо эмоций. И это наверное логично - сидя в железной-то коробке с окнами. Разве что десятикилометровый спуск на въезде в город выглядел впечатляюще даже сквозь стекло маршрутки. Вообще Златоуст зажатый со всех сторон хребтами и сам имеет резкие перепады высот. Это особенно хорошо чувствуешь, когда на веле после стремительного спуска приходится долго и нудно вкручивать вверх.
Выгрузились мы возле торгового центра, что напротив детского парка Крылатко. Я тут приобрёл в DNSе наушники для плеера, взамен поломанных. Тут же есть магазин Спортмастер, да и вообще куча разных магазинов. В одном из них Рустик купил кое-что из одежды, так как часть шмоток забыл где-то на Иремеле.  Пока отирались возле торгового центра встретили местного велосипедиста. Имя к сожалению не помню. Как он рассказал, в городе катастрофически мало велосипедистов. Сам-то он даунхиллы катает. Да это и логично с такими-то рельефами. Нам болотным жителям остаётся только завидовать таким возможностям. А оказывается завидовать-то толком и некому. Но раз уж даже за полярным кругом уже образуются велосообщества, то и в Златоусте тоже скоро с этим всё будет хорошо. На всё про всё мы убили около двух часов. Пора бы и честь знать и мы двинули к выезду из города, постоянно останавливаясь возле хозяйственных магазинов в попытках найти рефтамид антиклещ или что-то подобное. В итоге купили в каком-то из рыбацких магазинах. По пути мы не смогли не остановится возле жёлтой бочки на колёсах. Вид её будил детские воспоминая. Жаль, что сейчас квас разливают в разовые пластиковые стаканчики, а не в кружки толстого стекла, их очень не хватает для полноты ощущений. Напились кваса на дорожку и поспешили из города, так как надо было ещё доехать до вечера  к озеру. Так почти в четыре часа мы постепенно оказались на трассе на Миасс.
Из Златоуста
Лучше бы мы там не оказывались. Дорога чуть уже чем обычно, вроде с первого взгляда этого не замечаешь. Но когда мимо проносятся впритирку Камазы, поднимая столбы пыли, сразу хочется стать обочечным велосипедистом. Мне никогда так не хотелось порезать фирменную грипсу, чтобы установить зеркало на руль. Вот только зеркала с собой не было, а жаль. Это наверное были самые не комфортные двадцать километров за весь поход. Но после очередного спуска мы, чуть не проехав мимо, нашли нужный поворот с трассы. Ещё каких-то 2-3 километра, очень крутой спуск по лесной тропинке  и в 18:00 мы на берегу озера Тургояк.
Тургояк

Тургояк — крупное пресное озеро в Челябинской области около города Миасса. Памятник природы.  Основное питание озера - родниковое. Это одно из самых прозрачных озёр в нашей стране. Не зря его называют младшим братом Байкала.
Вода действительно прозрачна настолько, что на глаз очень трудно определить глубину. Вроде бы кажется неглубоко - сантиметров двадцать, а шагаешь с камня в воду и "проваливаешься" на метр.
Как слеза

Согласно древней красивой легенде Тургояк рождён Байкалом. Пожалуй приведу её тут, тем более что она счастливая в отличии от множества ей подобных.
Было это в давние-предавние времена. Уже обживали люди берега славного Байкала и не могли надивиться его красотой. А вода в нем была холодная и такая прозрачная, что в хорошую погоду всю жизнь озерную рассмотреть в нем можно было. Широко оно раскинулось, вольной волной о берега било. Жил на берегу озера прекрасный юноша. Звали его Тур. Парень был он удалой. Лицом видный, глазами добрый и до дела всякого охочий. Крепко любил он свой край и озеро синее. Не раз любовался синевой озерной. Тихо бежали дни. Пролетало время. И решил смелый юноша отправиться в путь. Посмотреть на земли дальние, на красоты их взглянуть.         Долго ходил Тур по белу свету. В разных краях побывал. Подивился на красоту земную, на диковинки разные. Много повидал радостей и счастья людского, а еще больше горя. Как ни хороши чужие края, а заскучал юноша по родному дому. И отправился Тур в родную сторонушку. Возвращался он домой. Прямехонько шел, быстро. И пролегла его дорожка через Уральские горы. Шел Тур по долине меж гор зеленых, смотрел кругом и дивился — родное все вокруг было: деревья те же — сосны, лиственницы, березы, солнце так же тепло и ласково греет, да и небо такое синее, как родное озеро, только над головой. Все родину напоминает, а до дома-то, ой, как не близко. Много пересек он рек и ущелий, и вот в одном из них встретил Тур девушку. Сидела она на камне у огромной скалы и плакала. Девушка подняла лицо, и Тур увидел, как она была прекрасна, только глаза ее были печальны. Произнесла девушка свое имя, полетело оно высоко в горы и там отозвалось многократным эхо. «Гояк!» — прокричали горы. Таким звучным оно было! Девушка понравилась Туру, и он решил сделать все для нее, только бы высохли ее слезы, только бы она улыбнулась. Стал тогда расспрашивать он девушку: «Почему ты так горько плачешь? Чем могу я тебе помочь?» И Гояк поведала ему: «Когда-то я была весела и счастлива. Но злая колдунья, позавидовав моей молодости и здоровью, лишила меня зрения. И прозреют мои глаза тогда, когда умоюсь водой чистой и прозрачной, как слеза». Знал Тур, где есть такая вода. Поспешил к родному озеру. Торопился он, шел прямо через топи болотные, сквозь леса дремучие, лез через горы неприступные. Не день, не два шел Тур. Много дней шел. И вот он, Байкал — голубая чаша с водой, которой нет чище и светлей во всем свете. Зачерпнул юноша полные ладони байкальской сини и поспешил к девушке. Труднее прежнего был путь. Не останавливался он ни на минуту. Нес Тур воду, которая должна была вернуть девушке зрение и счастье. Берег он воду, осторожно нес ее. Вот и знакомые горы, то самое ущелье. И снова юноша увидел Гояк. Умылась девушка водой. И высохли слезы, прозрели глаза. Ушла печаль. Снова Гояк стала здоровой. Зазвучал в горах ее смех.   Навсегда остались вместе Тур и Гояк.  А когда девушка умывалась байкальской водой, упала одна капля на землю. И в том месте, где когда-то плакала Гояк, образовалось новое озеро с такой же холодной и чистой водой, какую принес Тур из Байкала для своей любимой. Люди назвали его «Тургояк» в память о славном юноше Туре и красавице Гояк.

Тургояк
Но озеро Тургояк уникально не только своей чистотой. Оно таит много неразгаданных загадок. Тут нашли множество археологических памятников разных эпох. Отдельного рассказа заслуживают мегалиты на острове Веры. Да и само поведение озера можно назвать таинственным. Уровень озера изменяется год от года, порою достаточно сильно - до двух с половиной метров. Учёные пока так и не могут объяснить причины этого явления. Тургояк имеет взрывной характер - абсолютно спокойные воды в течении каких-то минут покрываются метровыми волнами, вода приобретает тяжёлый свинцовый оттенок. За постоянные перемены ветра озеро облюбовали владельцы парусных судов. Тут даже существуют яхтклубы.
В месте где мы остановились, несмотря на крутой склон, нашлась более или менее ровная площадка для установки палаток.

Дальше склон крутой ступенькой обрывается к берегу.
Днём место затенённое деревьями, так что особо не позагораешь. Ну да мы тут на одну ночь, в планах перебираться завтра на противоположную сторону озера. Так подошёл к концу ещё один день нашего увлекательного путешествия.
День десятый и последующие. Великое стояние.

20-24 июня
о. Тургояк.
24 км.
Высота: набор - 440 м.  сброс - 450 м.
День десятый

20 июня.
Сегодня мы выехали очень поздно - около часа дня. Но мы могли себе это позволить. Нам уж не нужно гнать, пытаясь успеть перевалить Иремель до наступления проливных дождей, напророченных метеорологами. Можно конечно было ещё ломануться на Таганай вдоль Сухокаменки через Киалимский  кордон, а потом спуститься в Златоуст прямо к поезду, благо что билеты у нас из Златоуста. Но хочется немного отдохнуть на берегу хоть и не солёного, но всё же водоёма. Хочется немного побездельничать и хоть немного сравнять загар, затенив белые пятна на коже от велоочков и бандан. Всё же это последние дни отпуска. В общем в час мы, кряхтя, вскарабкались по тропинке до асфальтовой дорожки и уже по ней быстро докрутили до трассы на Миасс.
Стелла Миасс
Через семь километров были уже в посёлке Тургояк. Прямо посреди посёлка рядом с магазином бъёт родник. Набрали воды на дорожку (в последующие дни мы проделывали тут эту процедуру неоднократно), затарились в магазине и двинули дальше в объезд озера. Проехали мимо большого общественного пляжа, потом мимо местной Рублёвки видимо. Проезжая мимо како-то кемпинга, остановились узнать расценки. Весь берег с этой стороны оказался застроен, огорожен. И мы уже были готовы согласиться и на кемпинг, но, узнав прайс, быстро передумали и покатили дальше. Проехали мимо смотровой площадки и, пропустив нужный поворот, скатились к отелю Золотой пляж. Здесь асфальтовая дорога упиралась в ворота с турникетом. Пришлось разворачиваться и вталкивать велики обратно в горку. Вообще вся дорога вокруг озера - сплошные горки, причём если на асфальтовом участке они ещё не смертельно крутые, то грунтовая дорога местами отличается крутизной. Далее грунтовая дорога почти по берегу огибала с севера озеро Инышко. Здесь отдыхающих было не меньше чем на берегах Тургояка, не смотря на то, что Инышко - озеро илистое и не такое чистое. Существует легенда, что с давних времен схоронен в многометровом слое ила на дне этого озерца богатый Пугачёвский клад. С тех пор многие пытались его искать, даже пытались прорубить перемычку между Инышком и Тургояком, чтобы спустить первое во второе (уровень воды Инышка выше). Но так и не смог никто поймать удачу за хвост, не смотря на колоссальные траты и труды. Поэтому мы не стали даже пытаться :) а поехали дальше искать место под лагерь. Проехав Инышко, повернули в первый же поворот налево. Так как гонять на разведку всей гружёной группой по крутым горкам было не очень умно, то мы разделились - трое остались охранять рюкзаки, а мы с Батюшкой налегке рванули на разведку. Как оказалось дорога вела к заброшенному пионерскому лагерю. От него мы свернули на тропинку, которая вывела нас на территорию очередной базы отдыха. Вернулись по дороге обратно к своим, доложили пока неутешительные результаты. Серёгу сменил Костя и теперь уже с ним мы поехали дальше обследовать прибрежную полоску леса. Проехали по дороге чуть дальше вперёд, пока не наткнулись на зарастающую колею перекопанную поперёк экскаватором, видимо с банальной целью - не пущать железные колесницы к берегу. Это вселяло надежду, найти более или менее свободное место. Прошли немного по колее, вскоре деревья стали расступаться, показались удобные, красивые полянки меж высоченных деревьев. Место для лагеря идеальное. Прошли чуть дальше и увидели столик со скамейками, потом ещё один... Это оказался автокемпинг Лесная поляна, в который мы попали, так сказать, с чёрного хода. Просто на территории никого не было кроме двух-трёх компаний, ибо это был будний день - четверг. У шлагбаума висел прайс, в котором значилось, что с одной палатки в сутки тут берут 150 рублей. По сравнению с прошлым кемпингом это оказалось вполне по божески и мы радостные рванули за остальными. Но не успели мы отъехать, как пошёл дождь. Когда мы подъезжали к временному бивуаку ливень уже лил стеной и мы передвигались почти на ощупь.
Непогода
Рустик, Кристинка и Серёга сидели на рюкзаках укрывшись большим куском полиэтилена. Мы с Костей бросили велы и тоже нырнули под плёнку, хотя в этом уже не было никакого смысла, так как за несколько минут мы успели вымокнуть до нитки. Но это были ещё не все сюрпризы погоды. Не успели мы спрятаться, как с неба посыпались градины с полсантиметра диаметром. Но дождь с градом кончился так же внезапно, как и начался. Теперь уже все вместе мы подъехали к кемпингу, но всё оказалось не так просто. Кроме платы за палатку тут ещё берут плату за машину, а если её нет, то с каждого человека 100 рублей. Женщина, что заведовала шлагбаумом и небольшим ларьком на въезде, посоветовала остановиться за территорией соседней базы отдыха на поляне. Так мы и поступили, встав на ночёвку  почти в шесть вечера.
Четырёхместный люкс
Двухместный полулюкс
Индейская свеча

20 июня.

Ещё одно утро на берегу самого чистого озера, на котором я вообще бывал. Погода отличная, солнечная. Ну чем не курорт? Ну раз курорт, то сегодня экскурсия к тайным древностям и археологическим загадкам.
Остров Веры - уникальный археологический памятник на озере Тургояк. В период малой воды становится полуостровом. Самые древние находки обнаруженные на острове - времён палеолита. Большая же часть находок (мегалиты, стоянки) датируются временем 6-7 тыс. лет назад. Так же тут нашли каменоломни 18-го века и остатки старообрядческого скита 19-го века. Все мегалиты построенные 6000 лет назад напоминают большую древнюю обсерваторию, так соединять воображаемыми линиями некоторые мегалиты, то они совпадут с основными астрономическими направлениями. Да и время постройки совпадает с тем же Стоунхенджем. Вообще остров Веры таит в себе очень много загадок и археологи пока только лишь начали приподнимать завесы тайны. Подробнее можно почитать например здесь или в Википедии.
Добро пожаловать

Ещё на этапе подготовки маршрута попалась информация об острове Веры. Я конечно же заинтересовался и чем больше читал, тем сильнее становилось желание посетить его. Проблема оказалась в том, чтобы найти какую нить информацию о том как посетить остров, найти адекватного экскурсовода. В нескольких группах соцсетей посвящённых острову не отвечали, даже в той, которая была созданы для рекламы экскурсий на остров. Пара человек, выложивших ролики отснятые на острове на известный видеохостинг, тоже не отзывались. Единственное что удалось найти - экскурсию от отеля Золотой пляж. Доставка на остров катером с любой точки побережья (если конечно сумеете объяснить своё местоположение по телефону), ну и собственно сама экскурсия по острову в сопровождении экскурсовода.
Но я бы не назвал это хорошим вариантом, ибо ценник очень не гуманен. Лучше договориться о экскурсии на самом острове.
А по поводу доставки можно попробовать договориться например в яхтклубе. Без экскурсовода же многие интересные вещи можно просто не заметить. Например на некоторых глыбах остались следы обработки и перемещения.
Клин
 ?
Жаль, что мы не увидели всех объектов раскопок. Так как во избежании повреждения и утраты объектов раскопок, благодаря вездесущим туристам, археологи на период прекращения работ опять засыпают их землёй. Доступны были только мегалиты.
Мегалит
Мегалит изнутри
В домике
Но некоторые из них не рекомендуется посещать, так как это элементарно опасно для жизни из-за их аварийного состояния.
Аварийное состояние
Все остались довольны посещением острова. Да и просто осознание того, что на территории нашей страны находят такие исторические объекты, которые могут соперничать по загадочности и научной ценности с такими общепризнанными находками как тот же Стоунхендж, доставляет ещё один повод для гордости. Ведь даже если посмотреть на остров сверху, то становится видно, что даже лес придаёт таинственности, деля остров на две равные части. Восточная часть острова покрыта лиственным, а западная - хвойным лесом. При этом очень чётко просматривается линия границы - она практически прямая. В общем посетить это замечательное место нужно обязательно, если вдруг будете проезжать мимо Тургояка.
Кладка
Крест
Надгробие
Алтарь
Евро

Вернувшись обратно, мы переместили лагерь на следующую поляну, подальше от комаров и соседей с детьми. Правда пришлось заново обустраивать лагерь.
Обустройство лагеря
Пришлось даже изобретать фильтр. Дело в том, что в это время видимо в округе обильно цвело какое-то растение, и на поверхности озера громадными пятнами плавала пыльца. В те дни когда ветер дул с озера, набрать чистой воды было не реально, пришлось соорудить фильтр из обрезанной пластиковой бутылки.
Фильтр
  Пригождался он не раз, так как при хорошем ветре к берегу прибивало очень много этой пыльцы
Море волнуется
После экскурсии созерцательно любознательная программа похода уже точно кончилась. И мы уже просто отдыхали.
База отдыха

Скамейка

Иногда выезжали за провизией в посёлок Тургояк, это примерно 8 км. от нашей стоянки.
За тушёнкой, прохладительными и горячительными напитками можно было вообще никуда не ехать, ибо их можно было купить в кемпинге. Один раз, 22-го июня, с Батюшкой и Рустиком съездили в Миасс. Нам нужно было разведать где вокзал и во сколько уходят электрички. Дорога туда-обратно с катаниями по городу получилась в 45 км. В поисках вокзала доверились карте навигатора и она привела нас на маленькую станцию Миасс. Оттуда по путям мы доехали до жд вокзала, так получалось быстрее, чем объезжать по дороге.
Миасс
Миасс. центр
Миасс центр
 В Миассе на рынке Серёга купил недорогое телескопическое удилище и леску со всем необходимым для рыбалки. Так что по приезду поймали несколько небольших плотвичек  на уху.
В наше отсутствие Кристинка с Костей соорудили что-то вроде небольшого пирса из булыжников.
Пирс
Так мы и бездельничали до самого отъезда.
Исход.

25 июня
о. Тургояк -г. Миасс - г. Челябинск.
37 км.
Высота: набор - 315 м. сброс - 325 м.
Выброска
Челябинск

Итак сегодня мы говорим "до свидания" Южному Уралу. Именно до свидания, а не прощай. Потому что наверняка ещё когда нибудь приедем. Ведь это самые близкие к нам, пусть не самые высокие, но такие интересные и катабельные горы. Выбрасываться решили через Миасс и Челябинск. Билеты на поезд у нас из Златоуста, но поезд оттуда уходит утром. Чтобы на него попасть, нам надо выезжать ночью и ехать в основном в горку. Поэтому решили ехать в Миасс, но тут поезд стоит всего две минуты. Нужно очень быстро загружаться, можно и не успеть. Так родился план - доехать на велах до Миасса, далее до Челябинска на электричке, а там уже спокойно грузиться в поезд.
Подъём в 4:00, выезд в 6:00. По нашим прикидкам до электрички четыре часа, вполне себе успеваем, можно даже пару раз проколоться по дороге.
До свидания Тургояк.
Долетели на одном дыхании, практически  без остановок. Хотели было даже поехать прокатиться по Миассу, раз в такую рань приехали. Но всё же благоразумно  решили сначала купить билеты. Каково же было наше удивление, когда кассир сказала, что электричка отправляется через полчаса. Когда мы незадолго до этого ездили на разведку, то узнавали расписание нашего поезда и заодно электрички. И узнав что нужная нам отправляется в 8:18, приплюсовали как обычно к этому времени два часа, решив что отправление в 10:18 Ну вот привыкли мы отправление железнодорожного транспорта считать по московскому времени. Нету у нас на родине электричек, многие из нас на них и не ездили никогда. Как-то даже в голову не пришло, что расписание для них по местному времени составлено.

Хорошо, что в Миасс по времени с запасом стартовали, как можем видеть, пригодилось. Купили билеты, в том числе и на велы тоже. Загрузились в эльку, не разбирая велы.  Рюкзаки только сняли и сложили на сиденья, а велики подвесили, зацепив сёдлами за багажные полки. Контролёров такой подход к провозу спортинвентаря полностью устроил. К одиннадцати часам  мы были в самом суровом городе нашей страны - Челябинске.
Челябинск
Мы так привыкли за прошедшие две недели ездить с велобаулами, что нам даже в голову не пришло оставить их в камере хранения. Так навьюченные и поехали кататься по городу. Первое (оно же единственное) кафе со столиками на улице из всех нам попавшихся было Дока Пицца (оказывается она ещё существует). Там и остановились на полчаса перекусить. Пицца нам, правда, не очень понравилась. А вот голуби за неё даже дрались.
Пообедав, прокатились по Челябинску. Заехали в городской сад и, только выехав, заметили табличку, запрещающую езду в парке на велосипеде. Вообще город показался не очень дружелюбным велосипедистам - ездить местами не удобно, иногда из-за припаркованных машин проехать вообще становится невозможным и приходится обносить гружёные велы. По пути попался магазин Кант, походили пооблизывались на стеллажи со снарягой, так как денег к концу похода оставалось в обрез. Один из консультантов оказался лисапедистом, поболтали с ним о лайтовой снаряге применительно к велопоходам. Потом посетили Ашан, нужно же было прикупить на память задний китайский габарит-моргалку :) Да и продукты в поезд на два дня были вовсе нелишними. В три пополудни мы опять были на вокзале.
Не спеша разобрали и упаковали велы и погрузили их вагон. И вот под стук колёсных пар поцарапанные, но загорелые мы возвращаемся в родные пенаты.
Вместо эпилога.

Вот и подошло к концу наше приключение, вот и кончилась сказка. Оно началось  всего пару недель назад и при этом так давно. Но за это время мы пережили больше, чем за всё лето дома. Ведь это замечательно - мы прожили несколько месяцев, а стали старше всего на две недели. Но даже на эти пятнадцать дней мы вовсе не постарели, ибо время, проведённое в походе, в счёт жизни не идёт. Поэтому путешествуйте при всякой возможности! И до встречи на маршрутах!!! :)