Марокко / Велотуризм | Спортивный туризм

Велопоход 5 к.с. по Королевству Марокко

3 - 20 ноября 2013 г.
Марракеш - г.Тубкаль4167 м. - пер.Тизи Ванумс (3600м) - оз.Ифни - Урзазат - Скура - каньон Дадес - пер. 2800 м. каньон Тодра -Тинергир - Нкуб - Загора - пустыня Сахара - Мерзуга

Велопоход 5 к.с. по Королевству Марокко

Сам поход состоялся с 03 ноября по 20 ноября 2013 года. Из дома мы уехали 31 октября, а приехали домой 27 ноября. Как добирались к месту старта (г.Марракеш):

• Днепропетровск – Донецк – электричка;
  • Донецк – Стамбул – самолет (авиакомпания Пегасус);
  • Стамбул – Касабланка – самолет (Арабские аэролинии);
  • Касабланка – Марракеш – электричка.

Когда летели в Стамбул, ограничений в весе перевозимых вещей не было. Только за перевоз велика нужно было заплатить по 60$ в одну сторону. Арабские аэролинии к великам никакого меркантильного интереса не проявляли. Можно перевозить 25 кг и +10кг ручной клади. Т.к. с собой везли много продуктов питания, мы купили еще три места по 5кг. Т.е. три человека имели багаж по 25кг, а три по 30кг.

Хочу сказать спасибо людям, которые, так или иначе, помогли при подготовке к этому походу.

Андрю Мурашову (Донецк). Обратил внимание на то, что мы летим разными авиа перевозчиками. Поэтому, при перелете в Касабланку с посадкой в Европейской стране, нам нужна будет транзитная Шенгенская виза. В случае перелета одной авиакомпанией этого бы не требовалось. Сидели бы в транзит-ной зоне безвылазно. Т.к. Стамбул для нас безвизовый, повезло по нему погулять.

Юрию Николаевичу (YurNik). Встречал на ж/д вокзале Донецка, провел кратчайшим путем к Аэропорту. И, конечно же, встречал нас по прилету обратно. С термосом горячего чая.

Все технические данные походы опубликую, когда уточню их с нашим командиром. Все, что здесь написано, это сугубо мои мысли, впечатления.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

ДДП (Командир) Ольга (Лиса) Алексей (Командор)

Альберт (Альберт)  Миша (Майкл)  Вова (дядя Вова)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

§1. Начало или Меняем лыжи на байки

Загрузились в Днепропетровске в скоростную электричку. Полки для размещения на них великов хреновые. Рискуем. Засовываем зачехленные велы сидениями вперед и придавливаем их рюкзаками. Чтобы не упали нам на головы. Получилось. Чтобы не было скучно ехать, включили телевизор. Почти ничего не слышно, что там говорят. Напрягал правое ухо почти час. Т.к. люблю крутить-вертеть технику (правда, потом с ней возникают проблемы) иду к телевизору. Ага! Жму на клавишу. Становиться лучше слышно. А я то чуть не лишился слуха от перенапряжения.

ДОНЕЦК. Зашли на перрон без опозданий. Нас встречает представитель донецкой велобратвы YurNik. Ребята пошли в кассы, чтобы на 27-е ноября купить предварительно билеты на обратный выезд в Днепропетровск. Я хочу денек погулять по Донецку. Уеду в Днепропетровск 28-го ноября.

YurNik на машине едет впереди, показывает дорогу к Аэропорту. Мы за ним. По дороге заходим в церковь. Не все. Купили свечи. Ставим. Каждый про себя что-то просит у Николая Чудотворца. Догадываюсь что. Теперь, вроде бы все. Едем сдаваться представителям авиакомпании «Pegasus». В аэропорту к нам присоединяется еще один участник нашего похода. Оля приехала из Ростова-на-Дону. Теперь у нас полный комплект. Решили перед регистрацией пере-кусить. Разложились на скамейке. Сразу же возник человек в фуражке. Ну, все, приехали. Сейчас будет просить кусок колбасы или денег. Повезло. Предложил только пройти в кафе за столики. Решили, что нам и здесь удобно. Немного пригубили национального напитка, чтобы не страшно было лететь до Стамбула.

Началась регистрация на наш рейс. Подтягиваемся к стойке регистрации. В чем же подвох? Как-то все тихо происходит. Проводница не загораживает вход своим телом. Не кричит странное слово «Негабарит!!!». Криминальная полиция Казахстана не требует паспорт на велосипед. А работник Кыргызстанской библиотеки не рассказывает, что пиво, это крупно алкогольный напиток.

Краешком левого глаза замечаю движение от регистрационной стойки в нашу сторону. Девушка что-то говорит о лыжах. Какие лыжи в ноябре, да еще и в Африке?! Очень легко соглашаюсь с ней, что у нас не лыжи, а велосипеды. Велосипед трудно представить как лыжи. Ладно, еще байдарка. А велосипед … В голове хаос. И первое желание, попросить у девушки документ о ее здоровье.

Чуть позже понимаю, что это мы клиенты психоневрологического диспансера. Когда покупались билеты на перевозку спортивного инвентаря, вместо «птицы» напротив слова bike, она была поставлена напротив ski. Понятно, что и цена за лыжи была ниже, чем за вело.

-Что нам нужно делать? - это я спрашиваю у Первой леди «Pegasusa».

- Идите в кассу авиакомпании. Там подскажут, - сказала Первая леди.

Не идем, а бежим, предварительно у всех собрав ЗП. Время есть, можно не волноваться. Хотя …В итоге всех переговоров и переписок по электронной почте с офисом в Стамбуле, оплачиваем 6000,00грн за всех в обе стороны. Хорошо, что у дяди Вовы была с собой карточка БАНКА. Рейс немного задержали, бежим ко всем всевозможным контролям. Пропускают без очереди. Все! В самолете! Люки задраены, взлетаем.

§2. Стамбул. Ночевка в Аэропорту, Забег по городу.

Слава Богу, приземлились. Ребята под градусом (не наши) немного похлопали в ладоши. Поддержки у них не было. Наверно полет длинною в полтора часа прошел нормально. Прошли паспортный контроль, ждем свой багаж. Чтобы весь свой хлам не тащить в руках к выходу, можно взять телегу. Но это будет стоить 1€. Однако! За такие деньги я понесу свой багаж и еще прихвачу часть у товарища. Лучше у подруги. Перед выходом, наши рюкзаки просветили гамма лучами еще разочек. А вдруг я в самолете что-то доложил. Нет, не доложил, а долóжил. Вышли в зал. Собираем, велики, чтобы поехать в «зеленое пятно» на ночевку, найденное в Гугле Земля. ДДП и Майкл пошли в кассы узнать, прошли ли наши денежки за велики на обратный путь. Когда все собрались опять возле своих великов, стали решать «А что делать дальше?». Куча предложений, аж голова закружилась от потока информации. «А не пойти ли мне в tualetler(тур.)? – подумал я. – Прибью будильник дяди Толи Кашпе-ровского.» На обратном пути стал внимательнее рассматривать ландшафт. Оказалось, что мы стоим рядом с неработающим входом в здание аэровокзала. И там не горит свет. И находится это помещение не на «красной линии». Идем туда. Чувствую, что нам там будет хорошо. А когда отметим прилет в Турцию, будет еще лучше. Предчувствие меня не обмануло. Расстилаем свои ковры, спальники, отбой. После праздничного ужина пошли в местное кафе выпить чая и съесть пирожное. «Хорошие» у них здеся цены. Щадящие. Не то, что тама!

СТАМБУЛ. Ночью тетя из громкоговорителя не давала спать. Постоянно что-то объявляла. А еще ходила тетя полицейская к себе в кабинет. Двери которого, находились в районе моих ног. Спасибо ей за то, что не будила и не спрашивала документы.

Утром поднимаемся на второй этаж. ДДП пошел первым на эскалатор. Завалил несколько столбиков перед ним своим рюкзаком на велосипеде. Остальные не успели подняться по эскалатору. Им показали грузовой лифт, на котором без проблем можно подняться. Находим место для базы. ДДП остается здесь, предоставляя нам возможность погулять по Стамбулу.

Сели на автобус 11Е. Доехали до парома. Проезд в автобусе стоит 4 лиры, на пароме 3 лиры. Пока ехали на другой берег, выпил два стакана чая. Сушит. Или воздух здесь сухой. Или что-то другое. Когда сошли на берег, решили искать т.н. Голубую мечеть. Оля порекомендовала идти вправо. Сейчас море у нас по правую руку. А вот когда шла Оля к Голубой мечети, то моря она не видела вообще. Может быть, она не туда смотрела? С хорошим упрямством мы идем вперед. Уже закончились мечети, которые слева. А мы идем. Где-то свернули влево, но «Синдром мужской самоуверенности» (такая болячка у мужиков случается, и вывела ее сама, же Ольга в конце похода) не дал пройти и ста метров, как решили вернуться назад и продолжить путь вдоль моря. Позже все поняли, что идем не туда. Чуть не зашли в женский монастырь. После долгих блуканий, нашли. Чтобы попасть в нее, нужно выстоять очередь. Нашли Со-фию. Встали в очередь за билетами. Их цена 25 лир. Это 100 гривен. Продолжаем стоять, а вдруг на финише цена на билеты упадет. Чуда не свер-шилось, а 100 грн. платить не хочется.

На базаре купили овощей. Едем в аэропорт. ДДП на месте. Теперь будем паковаться. Нужно сделать три места по 25 кг. И три места по 30 кг. Пришлось несколько раз бегать к весам, чтобы добиться нужного результата. В ручную кладь кинул платку, спальник и что-то еще из теплых вещей. Вписался в нужный вес. Как потом оказалось, Арабские авиалинии очень лояльны к перевесу в 1-2 кг.

§3. Касабланка. Марракеш. Или наши в Африке

Проходим контроли и мы на территории Дьютифри. Лететь нам 4,5 часа. Нужно купить снотворное. Успели принять по несколько капель, как объявили посадку. У всех настроение приподнятое. Даже у тех, кто не заглотил лекар-ства. Долго не запускался турецкий компьютер, чтобы началась посадка. Позвали местного хакера, чтобы он взломал аэропортовскую программу. Получилось. Загружаемся. Освобождаем свои ноги от ботинок, пущай отдыхают. Взлетаем и мы приступаем к продолжению банкета. Сидим в один ряд, поэтому легко передавать пластиковый стаканчик друг другу. Джин выпит, и мы погружаемся в здоровый и крепкий сон. Что-то шипит в левом ухе. Неужели разгерметизация фюзеляжа? Нет. Это стюардесса пшикает в салоне освежителем воздуха. Видимо что-то воняет. Опять уснул.

КАСАБЛАНКА. АЭРОПОРТ МУХАММЕДА V. Приземлились. Время полета пролетело быстро. Хороший попался джин. Проходим контроль, заполняем миграционную карту, в которой кроме всего прочего обязательно нужно ука-зать адрес проживания в Марокко. Указываем адрес хостела, заранее забронированного в Марракеше. Получили велики, рюкзаки. Загрузили на тачки и едем менять деньги в обменный пункт. 100$=800DH. За 100 бакселей мы получили 800 дирхам. Спускаемся по эскалатору вниз, к электричке. Едем мы до станции Kasa Voyageurs. Электрички ходят каждый час. Полицай помог нам купить в чудо-автомате билет до Kasa Voyageurs и далее до Марракеша. Ехать минут сорок. С багажом нет проблем.

В Касабланке пересаживаемся на другую электричку. Сделали это очень быстро. Разместились все в одном купе. А людей было полно. Велики поставили в коридоре вдоль у стенки. Ходить можно было, а вот работник вагона-ресторана со своей телегой пройти не смог. И кондукторы нарисовались. По их интонации я понял, что мы попали. По 100DH с веломорды. ДДП говорит, по-моему, на французском, что денег нет. «Давайте паспорта, - говорит дядя кондуктор, показывая удостоверение.» Пауза. Тишина. Нужно что-то решать. Беру ручку и блокнот кондуктора. Зачеркиваю цифру 600 и пишу 300. Консенсус достигнут. Радости почти не испытываю, т.к. произошла «потеря» денежных знаков.

МАРРАКЕШ. Доехали. Перенесли вещи к зданию вокзала. Начали собирать велики. Бежит полицай. «Шо, опять?!» Снова мы что-то делаем не так. Просто чувствую левой ягодицей. Так и есть. Нужно идти на территорию за вокзалом, а проще говоря, в город и там собираться. Находим такое место. Бегает рядом марроканец и что-то трещит на своем языке. Мы только машем головами. Давай, давай. Когда собрались уезжать, чернокожий стал требовать денег за стоянку на стоянке. Показываем ему на отсутствие нужных опознавательных знаков. А он упорствует. Говорю жадному дяде, что его деньги у кондукторов поезда. Пусть попросит у них. Уходим от попрошайки. Едем искать наш хостел в Медине (Cтарый город). Ориентируемся по ЖПСу. При въезде в Старый город остановились. Улицы здесь узкие и ездят дятлы на мопедах. ДДП и Майкл пошли пешком искать наш хотел. Нашли, даже странно, как им это удалось. Здесь как в лабиринте Минотавра. Можно заблудиться. Устроились все в одной комнате. Опять расстались с денежными знаками. Переодеваемся и идем гулять. Что понравилось, так это свежевыжатый сок из местных мандарин. Стакан стоит 4DH или 4 грн. Почти даром. Попробовали местное блюдо под названием «тажин». Ничего особенного. Запаренные овощи в глиняной тарелке с крышкой и кусок курицы. Сладкий кисломолочный продукт понравился. За шестерых заплатили 200DH. Мороженое не очень. Как будто сделано оно из порошка.

Время спать, а кто-то стучит в барабан. Думал пацаны на улице. А это сосед из Чехии веселится после дозы алкоголя. Пусть играет. Вдруг это будущий вели-кий музыкант? Под монотонные удары в барабан из шкуры клюва пеликана ко мне прилетает Птица счастья. Д-а-а-а-а, много я выпил фрэша.

День первый (03 ноября 2013)

Марракеш – трасса №9 – ночевка. Проехали 37 км

Проснулся в кровати не один. Мечтал проснуться с девушкой, но оказалось, что с Командиром. Чуть не так. Еще тогда я об этом не мечтал. Опять не так. Я вообще об этом не мечтал. Тем более, что вчера за столом сделал рáковую ошибку. Чуть не лишился своей правой руки. Случайно, не специально, не преследуя похотливых побуждений и т.д. Так вот, положил свою правую руку на левую ногу Оли. Своей левой рукой, довольно таки крепкой, она сбрасывает мою со своей ноги. Думал, что рука вылетит из плечевого сустава. Буду держать впредь дистанцию. Хочу еще пожить и поездить на велике по Марокко. Собираемся на завтрак. Завтрак будет не таким, к какому мы привыкли дома. Здесь много не дадут. Правда, стол был полностью заставлен. Подали три термоса: чай, кофе, молоко. Несколько видом блинов, оладьей, булок. Раздулся от теста. Было еще варенье, масло-маргарин, мед-густой сироп из бузины.

Идем собираться. Дядя Вова хочет здесь оставить несколько погонных метров парабаръера, который мы брали на всякий случай для упаковки велосипедов. Забираю себе. Буду подстилать под палатку.

Из «хотела» выходим в 11 часов. Время покидать номера. Едем на площадь Марракеша, чтобы в тени деревьев спрятаться от Солнца. Я и ДДП остаемся стеречь велосипеды, а остальные наши ребята пошли делать закупку продуктов в дорогу. Сидели долго. Видимо, процесс закупки очень трудоемкий. Зато многое увидели из местного колорита. Вот, например, мимо нас ходят местные мадамы. Самые настоящие «бабочки». С сигаретой за ухом. Разносчик чая. Не бесплатно он это делает. Чтобы вода не остывала в алюминиевом чайнике, снизу приделан поддон, на котором лежат угли, и подогреваю ее.

Наконец-то появились наши. Фотографируемся у мечети для отчета и выходим на трек. Вернее вышли и ушли с трека, чтобы потом опять на него выйти. Искали заведение общепита. Нужного нам, по многим неизвестным мне параметрам, так и не нашли. С надеждой о будущем обеде кручу педали и вскоре наше будущее получило реальные перспективы. Подъехали к кафешке. Тажина есть не захотелось, поэтому заказываем что-то вроде ассорти. Картошка фри, три вида мяса съедобного, овощи. Наелись. Небольшой перекур и в седла.

37,30 км. С дороги сворачиваем вправо и едем по грунтовке вниз. За нами бежит орава пацанов. Кое-как с ними разговариваю. Знаю, что нужно от них избавиться, а как? Свой плазмоускоритель оставил дома, а бить по ногам детей, это не гуманно. Русский они не понимают. Русский мат тоже. Т.к. еду самым последним, останавливаюсь, чтобы внушить им мысль, что ребятам пора домой. Начали меня пугать волками. Мол, их здесь много. А что мне волки, если я боюсь касаток. Спускаюсь вниз к нашей временной стоянке в этом населенном пункте. Ставим палатки. Очень много красной пыли. Дома буду стирать в ручную, т.к. стиральная машина не справится с поставленной задачей. Да и не подключена она. Еще в Марракеше разбились по палаткам. Пришло время назначать дежурных. Ну что же, первыми будем мы. В дальнейшем палатка №1 (ДДП, Áльберт и я). Девушка в Марракеше приняла решение, что с нами (с ДДП и мною) она спать не будет. Что-то ее тогда спугнуло. Говорит, что храп. Какая-то гадина в хотеле храпела, и мы остались без девушки. Теперь спим с Áльбертом. Как показало время, Оля правильно сделала. Хотя тогда, мне, почему то не очень понравилось ее решение. Но и утвердительного ответа Диме о ее согласии быть в нашей палатке от нее я не слышал.

Завтра ранний подъем. В 06:00 встают дежурные. В Украине будет 8 часов, а в России уже 10. Мультитопливная «Ковея» ДДП завелась без капризов. После ужина групповое просматривание звездного неба. Звезды здесь расположены совсем не так, как в Украине. Подозреваю, что в России тоже звездное небо совсем другое. В полной уверенности, что касаток сегодня не будет, а волков я не боюсь, медленно и уверенно проваливаюсь в сон…

День второй (04 ноября 2013)

Место ночевки – Tahanaoute – AsniImlil – ночевка.

Проехали 41,67км; набор высоты – 1172м.

Звенит будильник. Ничего не сделаешь, нужно вставать. Не приготовим завтрак, съедят нас. На улице темно и рассветом не пахнет. Когда же у них восход Солнца?

- Я забыл перевести часы на два часа назад, - говорит ДДП.

Сразу в уме делаю математические расчеты с применением уравнения с тремя неизвестными (1-е неизвестное, почему не перевел? 2-ое, зачем не перевел и

3-ье, будем ли мы досыпать?). Если после подъема спать не хотелось, то узнав, что сейчас по местному не шесть утра, а четыре, сразу захотелось спать. Спать не пошли и приступили к приготовлению завтрака. Те, кто сегодня не дежурит, тоже были разбужены раньше. Из-за раннего подъема, у нас получился ранний выезд. Утром прохладно, ждем восхода Солнца.

20,65км. Asni Здесь отдыхаем, бегая по продуктовым лавкам. Откуда ни возьмись, появились местные коробейники. Предлагают берберские произведения искусств: кольца, браслеты, тряпичные куклы и др. Говорю, что денег нет, и не будет. Не понимает. Потом сам же научил, как это будет звучать на французском языке. Не знаю, правильное ли у меня произношение, но звучит фраза так. Даржан ръен де ту. В общем, финансы поют романсы. Купил йогурт с булкой. «Присел» на него. Дома йогурты не употреблял. Купили хлеба, овощей на перекус. Оля купила себе что-то из рыбных консерв. По плану у нас скоро перекус. Остановились у родника. Сладкий перец здесь огромных размеров. Хочу семена взять домой, чтобы попробовать из них что-то вырастить. Семена впоследствии я потерял. Потом несколько раз собирал их. Как собирал, так и терял. Помидоры никакие. Не пахнут они помидорами. Неужели их здесь выращивают в теплицах? Ольга открыла свои консервы. По запаху из банки я определил, что это не рыба. Определить не удалось, т.к. наполнитель внутри нельзя было идентифицировать.

36,60км. Arahen. Цивилизация. Полно людей. Пока можно ехать, но подъем становится круче. И дети бросаются под колеса. У меня протектор хороший. Перееду, и не встанет. Через пару сотен метров, поворачиваем вправо в узкую улочку.

39,33км. Взошли/заехали на верх. Теперь вниз и нужно будет искать, где перейти сухое русло реки на ее правый (орограф.) берег. Останавливаемся у магазина. Купили себе Сникерсы, чтобы съесть их на пер.Тизи-н'Ванумс. Так же бахнули по бутылочке Фанты. Спускаемся вниз. Видим проводника с ишаком и клиентом. Спрашиваем дорогу. Вот. Теперь все ясно. Зная дорогу и имея в запасе большое количество сала, приходим к выводу, что пора искать место для ночевки. По сухому руслу реки подбираемся к тропе, где она резко идет вверх. На встречу идут туристы, которые спускаются в цивилизацию после восхождения на г.Тубкаль. Говорят, что дальше на велосипеде не проехать.

41,67км. Ну, раз дальше не проехать, решаем становиться на ночлег. Тем более что здесь есть хорошие зеленые полянки, течет по шланге вода. Замечательно! Сегодня дежурит вторая палатка. Первая «Ковея» почему-то резко перестала работать. Достаем вторую. Эта пока не сопротивляется. Появляется местный представитель народности. Молодой. Что-то говорит, и показывает, что здесь нельзя находиться. А если льзя находиться, то давайте деньги. Они тут что, все сговорились, по поводу дайте денег? На хорошо поставленном французском языке (недаром у него в школе была по инязу твердая тройка!), ДДП объясняет малому, чтобы он привел папá. А папá пришел. Не поленился. Очень хочется денег! С ним в сторону ушел наш Командир и о чем-то долго говорил. Хорошая новость. Денег давать не надо.

- Что ты ему рассказывал так долго? – спрашиваю я у Димы.

- Говорил, что мы из Украины. Что Украина это бывший Советский Союз. Поэтому у нас денег нет.

Теперь понятно, почему так долго. Такое сразу усвоить нельзя. Тяжело свыкнуться с мыслью, что сегодня вечером свое финансовое положение не улучшить.

День третий (05 ноября 2013)

Место ночевки – тропа – ночевка

Прошли – 7,49км; набрали высоты – 1000м

Вместе с дежурными встал и я. Нужно завести «Ковею». Никто из второй палатке ее не заведет, т.к. не сможет. Или просто я решил не допускать чужих к запуску? Утром пришел папá, проверить, не сильно ли мы здесь нагадили. Еще заставил бросить пару камней на забор.

Вышли на тропу в 8:00. Градусник показывает +10°С. Начинаем подниматься по тропе. Кто захотел, тот забросил рюкзак к себе за плечи. Думаю, что так идти легче. Тропа хорошо набитая. Здесь ходят полчища туристов и ишаков. Если бы не «ступеньки» на ней. Приходится постоянно забрасывать вверх ноги и поднимать велосипед над «ступеньками». На тропе встречаются деревянные бунгало. Есть заброшенные, а есть с людьми. В некоторых предлагают переночевать. Продают холодные напитки, но уже в два раза дороже, чем внизу. Оля идет с нами наравне. Молодец! Пришло время перекусить. Перекус у нас стандартный. Колбаса, сало, хлеб, вода. В такие минуты вспоминаю Днепропетровск с его многочисленными столовыми и кафе. Где можно хорошо поесть. Или приготовить себе сытную еду дома. Хочется сегодня как можно ближе подойти к приюту французских альпинистов. Завтра там устраиваем отдых.

В какой-то момент теряю осторожность, и моя левая нога подворачивается в двух местах. Ступня и колено. Заваливаюсь на левый бок по возможности медленно. Велосипед толкаю вправо от себя. Не хватало еще получить здесь травму. Встаю, щупаю себя. Лучше бы это сделала наша медсестра. Поднимаю велик и продолжаю идти. Остановились отдохнуть и подождать остальных возле очередного бунгало. Здесь есть источник с питьевой водой и места под палатки. Одно плохо, проходное место. Много народа будет ходить мимо нашего лагеря. Идем дальше. Уже темнеет.

07,49км. Командир находит место для ночевки слева от тропы и дальше от нее. С тропы будем не видны. Место ровное, такое впечатление, что это место используется под палатки. Чем больше темнеет, тем становится более прохладно. Натягиваю на себя все, что взял из дому. В 18:00 термометр зафиксировал +5°С. Дальше будет меньше. Сегодня у Командира День рождения и поэтому у нас есть 0,5л коньяка, привезенного из Украины. Т.к. спальник взял с температурой комфортного в нем пребывания +12°С, ложусь одетый и еще залажу в велочехол. Теплые перчатки не одеваю, а вдруг не замерзну.

Ночью просыпаюсь от сильной боли в колене. Нащупываю его и понимаю, что колено увеличилось в объеме. Не мог же я поправиться после ужина при употреблении не очень сильной калориями пищи? Значит, опухло оно от растяжения. Чтобы уснуть, нужно выпить болеутоляющую таблетку. Медсестра спит с двумя парнями во второй палатке и в стороне от нас. Жалко ее будить. Выползаю из палатки и понимаю, что на ногу встать не могу. Еще и родные ботинки не хотят надеваться на ногу с двумя парами носков. Одна, из которых, теплая. Прыгаю на правой ноге к своему велосипеду. Нахожу таблетку и растворяю ее в воде. Пью половину, чтобы совсем не полегчало. Решил еще замотать ногу нестерильным бинтом. И зачем я не взял с собой эластичный бинт? Пока жду прихода от таблетки и бинта, думаю, как быть завтра, если боль не пройдет. Пока у меня образовалось два варианта. Один хороший, а другой плохой. В надежде на хороший исход, засыпаю. Волков пока нет. И это радует.

День четвертый (06 ноября 2013)

Место ночевки – тропа – ночевка в приюте. Замеры не производил

Ранний подъем. За бортом Космическая прохлада.
Еще темно. На ощупь ищу «Ковею», продукты. Ковыляю на одной ноге, но уже наступаю на вывернутую. Вот, что делает таблетка «Панадола-растворимого»! Завтракаем в тени гор. Солнце пока не вышло из-за них, поэтому машем ложками быстрее среднего темпа, чтобы в тарелке не образовывалась корочка льда. Спасает Лиса, которая дала эластичный бинт и дядя Вова, который дал эластичную повязку на колено. Командир, который дал мазь Эфеналгон. «У пса» или нет, не помню.
После еды и сборов, выходим на дорогу. Предстоит дойти до приюта. А мне, скорее всего, доползти. Áльберт помогает подтягивать велосипед вперед по тропе. Прислонившись к большому кирпичу, отдыхаем. Навстречу нам, вниз по тропе, идут японцы-корейцы. Просят разрешения с нами сфотографироваться. Отказаться не можем. А вдруг попадем на первую страницу ежедневника «Жеминь же бао». Подсаживаюсь под рюкзак, натягиваю на плечи лямки, как подтяжки от ночных кальсон и с продуванием ноздрей беру вес. Представители Востока качают головами. Еще больше амплитуда раскачивания голов началась, когда наша Лиса проделала тоже самое со своим рюкзаком. В такие минуты, смотря на Олю, у меня не только голова качается, а и подгибаются ноги. И зачем ей такой отдых в Северной Африке?!
Приют. Командир идет искать рецепшен. Приходит довольный, значит нашел. Объявляет, что ночевка будет стоить 130DH, а ужин 70DH. Некоторые эстеты высказали свое недовольство местной ценовой политикой и взяв вещи, пошли покорно отдавать свои денежные знаки рецепшену.
На выбор нам предложили комнаты. Это хуже всего. Тут должна была быть конкретика. Помните картину в трамвае? Когда он пустой и полно свободных мест, народ мечется в поисках кресла, которое подошло бы им по размерам их заднего места? Вот и мы, затащили свои вещи в одну комнату, тут же их начали перетаскивать в другую. Я уже в полете на кровать, зависнув над ней в воздухе, заметил отступление наших передовых сил эстетов. А почему? Что же не подошло? Оказывается, комната узковата. Немного. Когда стоишь «раком» возле своих нар, копчиком оббиваешь штукатурку стены, в которую упираешься своим тазобедренным суставом.
Все, кроме меня, собираются на покорение вершины Тубкаль, 4128м. Это самая высокая вершина в горной системе Высокого Атлáса. Всем нашим понятно, что я не иду. Отдаю свои ботинки Альбертику. Не идти же ему в шлепанцах? Проводив покорителей до дверей, иду принимать душ. Вода не теплая, но и не ледяная. Купаться можно, но нижние гланды предательски ползут к верхним. Чтобы не испытывать судьбу и уберечься от ангины двух пар гланд, стою под водой не долго. Покупаю бутылочку Пепси и иду в номер. Пока здесь один. Лажусь на свою кровать, выбранную тоже с большим трудом. Не успевал за народом, который метался по пустым кроватям, выискивая матрацы, набитые кокосовой стружкой. Съедаю свою пайку сырокопченой колбасы, предусмотрительно отобранной у покорителей. Держа в левой руке «Русско-французский разговорник», а в правой кусок колбасы с хлебом, спокойно и стабильно засыпаю. Уже в полудрёме чувствую, как бутылка Пепси скатывается на постель по моему медленно худеющему животу. Баунти – райское наслаждение.
Просыпаюсь от непонятного шевеления в номере. Кто-то собирает одеяла с пустых кроватей.
- Положи на место,- еле ворочая сухим языком, говорю я незнакомцу,- тут спит мадемуазель.
Спас одеяло для Лисы. Интересно, оценит ли она мои старания? Почти раненый и усыпленный вражеской Пепси, я не потерял бдительности. Ну а потом понеслась. Две польки, три румынки и румын, который постоянно свистел. Еще и еще. Потянулись люди. Завтра с утра и они пойдут на вершину. К 17-ти часам, пришли и наши покорители. Первым делом помыться в душе. Рассказывали про горячую воду. Вспомнив температуру своего душа, захотелось выпить Антигриппин.
Вечером идем в столовую кушать. Подают что-то в виде супа. Съедаем еще по порции. Видимо какая-то группа интуристов не смогла это произведение кулинарии осилить. А нам, татарам, все равно. Нет кино, давай собрание. Потом приносят Кус-кус. Много. Я чувствую, что это перебор. Ну ладно, у нас недоеденное и объедки съедают свиньи. А тут? Завтра нас уже не будет. Кто поможет доесть? На кухне раздобыл грамм сто шнапса. Я и дядя Вова получили бонус. Немного посидели в холле. Поболтал с польками из нашего номера. Угостил Пепси. Мой жест доброй воли был принят как должное. Фу ты, ну ты. Какая пани! Вот не хотелось мне наливать ей. Так нет же, потянуло на подвиги. Иди спать! Иду!

День пятый (07 ноября 2013)

Место ночевки – тропа – пер.Тизи-н'Ванумс – ночевка под камнями. Замеры не производил

Не смотря на то, что сегодня праздник, у нас опять ранний подъем. Вернее, ранний подъем у дежурных и у меня. Опять я запускаю «Ковею». Завтрак приготовили довольно быстро. Народ в приюте не спит. Готовятся к восхождению на Тубкаль. Расположились за столом и в комфортных условиях поели. Собрали вещи и выходим на маршрут.
На всякий случай у местного аборигена уточняем наше направление. Влево – на гору, а вправо – на перевал. Тропа видна хорошо. Как и в былые года радуемся наличию ослиного помета. Значит, тут иногда ходят. Выходим на своеобразное плато. Бегут ручьи, и здесь можно набрать воды. Дальше ее не будет. Появится первая возможность набрать воду на спуске с перевала. Смотрим на перевал (его уже видно) и думаем, где же будет тропа. Внизу ее не видно, а выше замечаем «полки». Значит, будем идти по ним. Подходим к началу подъема. Тропа есть. Потихоньку начинаем подниматься. В самом начале подъема тропа идет по крупным камням, снегу и круто. Фотографируемся на фоне гор. Дальше идет серпантин, становится идти немного легче. В 12:00 выходим на перевал Тизи-н'Ванумс, 3680м. До нас здесь были только лыжники. Иду вправо. Елки-палки! Кулуар, а как же мы будем «тута» спускаться? У нас и веревок нет. Ребята подсказывают, что спуск будет слева от седла, там и тропа видна. Повезло! Значит, не будем здесь зимовать. Съедаем «Сникерсы», казинаки и разные другие сладости, у кого какие были. После отдыха и фотосессии начинаем спускаться. Тропа извивается между камней как анаконда. Если посмотреть назад, на пройденный путь, то тропы не увидишь. И подниматься с этой стороны намного сложнее.
Дошли до первой ровной площадки, где можно отдохнуть. Немного в стороне с камней капает вода. Если подставить тазик или кастрюлю, то можно сделать небольшой запас воды. Делаем здесь перекус. Впервые понял, что мне очень надоела копченая колбаса! Когда же мы ее съедим?! Непродолжительный отдых и опять вниз. Языки серпантина короткие, приходиться петлять по склону, будто запутываешь следы. Опять Áльберт пробивает колесо. Как он умудряется это делать, если свой велосипед он ведет рядом? Появился ручей с хорошим напором воды. Набираю себе 1,5л бутылку, т.к. не известно, сколько нам еще идти.
К 17-ти часам выходим еще к одной ровной площадке, есть вода. Командир принимает решение, пройти еще немного вперед. Иногда тропа исчезала, тогда прыгали по камням как тушканчики. Быстро темнеет. Сворачиваем вправо к огромным валунам. Ставим палатки возле них, на якобы ровной площадке. Где-то внизу бежит маленький ручеек. Кушать не хочется, шевелиться тоже. Хватило бы сил добраться до спальника. Если бы не возможные хищники, упал бы тут же, без палатки. Áльберт кричит, чтобы я давал палатку. Кидаю подстилку под нее и чуть не убиваю Олю, которая пересекала в это время траекторию полета сумки. Получаю выговор с занесением в «Личное дело». Чтобы привести себя в чувство, варим кипяток на чай. Попьем горяченького.
Доползаю до палатки. Залажу в спальник и затем в велочехол. Грифы не доберутся до моей печени. Жизнь прекрасна!

День шестой (08 ноября 2013)

Ночевка под камнями – оз.Ифни – цивилизация! – ночевка. Замеры не производил

Завтрак. Собираемся и продолжаем спуск. Намазал колено «Спасателем». Вечером понял, что я его забыл на стоянке. И это будет не одна забытая мною вещь в Марокко. Спуск закончился. Командир предлагает скидывать рюкзаки на багажники велосипедов (у кого они за плечами) и ехать.
- Я буду ехать,- говорит Командир.
Чтобы меня не слышали и не «обвинили» в саботаже, очень тихо говорю, что рано еще ехать. Так и получается. Выходим в дельту сухой реки, которая впадает в оз.Ифни. Тропы как таковой нет, идем по приборам и опять скачем по камням. Только возле озера, подойдя к бунгало аборигенов, выходим на тропу, которая идет вокруг озера. Кстати, в бунгало можно попить чай или прохладные напитки. На тропу. Встречаются на ней повороты очень крутые. Заносить приходится сначала переднее колесо затем заднее. Потом наступил черед камней. Опять прыгаем по ним. Вышли на верх. Вроде дорога широкая и можно ехать, но что-то в ней не так. Это стало понятно, когда поехали по дороге. Много насыпано мелкого камня (типа щебня) и заносит заднее колесо. Кое-как доехали до селения. Здесь дорога была не асфальтирована, а бетонирована.
Mezguemnat. Развилка дорог. Здесь хотим перекусить или пообедать, кто как назовет эту процедуру. После долгого отсутствия цивилизации, испытание ею проходят не все. Народ растерялся. Что кушать, что пить и вообще что делать? Произошел маленький хаос. После длительных поисков возможного варианта перекуса, все урегулировалось. Набив животы овощами, копченой колбасой, хлебом все это потом задавили йогуртом.
Как обычно, после еды начинается подъем. Пища усваивается во время езды. Хочется спать, а не крутить педали. В такие моменты нужно держать крепко руль, чтобы уснув в седле, продолжать ехать прямо. Дорога пока не асфальтирована, но асфальт когда-то будет. В каком-то очередном кишлаке набираем воды для будущей ночевки. Хотим в лавках купить перец и помидоры, но аборигены или не понимают, что мы хотим или делают вид, что не понимают.
Сворачиваем вправо с дороги. Где-то там есть место для ночевки. Сегодня вечером Оля просит показать, как запускать «Ковею», разбирать ее и чистить. Если у нашей девушки все получится, то я могу спать утром дольше, чем дежурные. Сегодня дежурит вторая палатка. Миша, Вова и Оля. Миша и Вова «бродят» по Интернету, а Оля чистит картошку на суп. Все никак не пойму, в Африке я или нет. Ночью холодно, а днем жарко. Спустились с гор, а я еще не съел куска бараньей ноги. Традиция у нас такая. Спускаешься с гор и кушаешь мясо. Хочется попробовать блюдо с бараниной, но есть только «чикен», т.е. курица. Чикен я и дома поем.
По сложившейся у нас традиции, перед сном смотрим на звезды. Скоро полнолуние и можно будет повыть на Луну. Может быть получится увидеть настоящих волков.

День седьмой (09 ноября 2013)

Место ночевки – к.Sour – к.Agouin – ночевка. Поехали - 85,92км; набрали высоты – 658м

Не знаю, кто придумал, чтобы на завтрак приготовить только кофе, но согласились все. Подъем сегодня поздний, аж в 6:00. Вот выспались! Утром действительно, попили только кофе. Я-то ладно, отзавтракался в походах. А как быть с молодежью? Хватит ли им кофеина, чтобы добраться до первой столовой? С утра начались подъемы и естественно спуски.
17,30км. Sour. Вот здесь и будем кушать Кишлак большой. Есть даже такси-микроавтобусы. Покупаю себе йогурт с кексом. Очень интересный продавец попался в магазине. Все никак не мог понять, что сдачу дал меньше на 5 дирхам. А когда я ему показал, что даю ему за товар денег меньше, то он это понял сразу. Значит, прикидывался непонимающим в арифметике. Мы это уже проходили в школе. Из-за того, что потерял мазь «Спасатель», пришлось в аптеке купить что-то подобное. Названия препаратов тут совсем другие, но кое какие названия по латыни они понимают. Хотели к мази купить «спиритус вини» о 96°, но этого в аптеке не оказалось. После кишлака идет затяжной подъем. После еды, естественно, ехать тяжело. Но сопротивляемся.
39,25км. Agouin. Большой город. Здесь будем обедать, и делать закупку продуктов. Нашли подходящее место для того, чтобы припарковать свои велики. Неожиданно появляется абориген и проявляет инициативу в организации для нас столика в ближайшем кафе. Ладно, воспользуемся его «услугой». Располагаемся за столом, узнаем цены, торгуемся. Нам уступать не хотят. Ладно, встаем и уходим. Пока рестораторы приходят в себя и понимают, что остаются без заработка, изучаем рынок местных товаров. В свободной продаже оливки, подходи к ведру и шумовкой черпай столько, сколько душе угодно. 1кг стоит 15 дирхам или 15 гривен. Почти даром. 3кг фиников в картонной пачке стоят 35 гривен. 1,5л «Фанты» стоят 7,5 дирхам. Пока гуляли, пригласили наших за стол. Договорились за шесть персон заплатить 200 дирхам. В Марракеше мы так однажды поели и теперь ориентируемся на эту цену. Пили чай. Цена на него здесь сумасшедшая. Если у нас можно выпить чая из пластикового стакана с лимоном за 2,50 гривен, то здесь маленький стаканчик стоит 5 гривен. Однако! Заваривают чай так. В чайник (металлический) бросают зеленый чай, несколько кусков рафинада и несколько стеблей мяты. Да, чай получается вкусный, но не за 5 гривен! Немного приходим в себя от количества съеденного, завхоз скупился и мы едем дальше. Позже вспоминаем, что забыли купить «Нутеллу». Это еще один продукт, на который меня присадили ребята. Дома я такое не ем. Дорога асфальтированная, небольшой спуск. Так можно ехать не один день. Теряем высоту, а это значит, что где-то мы ее будем набирать. Трасса очень напряженная. Если бы дорога была шире, было бы проще нам и водителям а/м транспорта. В основном с нами не церемонились. Обгоняли нас даже тогда, когда шел навстречу другой а/м. Просто прижимали нас, чтобы разминуться со встречной машиной.
85,92км. Впереди виден населенный пункт. Нам к нему нельзя. Сворачиваем с дороги влево на грунтовку и углубляемся в небольшую долинку между холмов. Хорошее место для ночевки. Луна светит в ½ своей величины. Ночью будет светло, и перепутать палатки будет сложно. Мимо палаток тоже не пройдешь. В общем, не заблудишься. Перед поглощением супа, съели для аппетита по гранате.

День восьмой (10 ноября 2013)

Место ночевки – OuarzazateSkoura – место ночевки

Проехали 83,31км; набор высоты – 651м.

Утром тепло. Аж +10°С. Первая палатка дежурит. Готовим рис с зажаркой и тушенкой. Кофе с «Нутеллой» и финиками. Незаметно для себя, стал зависимым от этой гадости с красивым именем «Нутелла». Приеду домой, буду лечиться от зависимости.

14,65 км. Варзазат. До города доехали быстро. Подъемы и спуски, хорошая асфальтированная дорога. Остановились сфотографироваться у клумбы перед въездом в город. Нащи хлопцы с гаджетом рванули на поиски пополнения счета для Интернета. Долго их не было. Думал, что заблудились, когда очухались от счастья пополнения счета. А как нам, простым юзерам стало легко на сердце, когда мы узнали, что будем с Интернетом! Заехали в центр города. Кто куда, а мы пить коктейль из свежевыжатых фруктов. К коктейлю купили пироженное, чем-то похожее на «Наполеон». Пивной бокал коктейля стоил 10DH. Потом очень долго покупали специи. Слишком большой был выбор, и народ растерялся от изобилия. Потом опять остановились делать закупки. Купил себе сладенького – сушеный ананас в сахаре. Думаю, что меня здесь отымели в ценовой шкале. Дорого заплатил. Перекус справа от дороги в тени незнакомых деревьев. Воды в свободной продаже нет. Пьем только свою. Почему-то захотелось домой. К водопроводному крану. Пусть вода будет с хлоркой. Буду пить. Дорога для велотуризма не очень интересная. Раздражает жара и хаотично движущиеся автомобили. Так и норовят отправить тебя на небеса. Остановился, чтобы передохнуть. Откуда ни возьмись девочка. Что-то просит. Просит, а не предлагает. Дай, говорю, отдохнуть. Вижу, бежит еще один попрошайка. Ничего не поделаешь, в седло и вперед. А они бегут за мной, не устают. Кидаю дымовую шашку, отстали.

64,35 км. Скоура. Останавливаемся у кафешки, чтобы выпить Фанты. Набираем воды, полные баки. Немного передохнув, едем дальше. Вечереет. Поднимаемся на локальный перевальчик. После спуска, сворачиваем вправо с дороги на грунтовку. Едем вдоль сухого русла реки.

83,31 км. Находим ровное место под палатки. Располагаемся на ночевку. К столу приношу несколько кирпичей, чтобы седеть на них, как на стуле. Сегодня дежурит Палатка №2. Т.к. только Лиса поинтересовалась, как заводить «Ковею» и как потом ее чистить, она и занимается чудом капиталистического мира. После терзания аппарата под названием «Леново» и попытками войти во всемирную паутину Интернет, к своим обязанностям приступили остальные жители второй палатки. Сегодня на ужин едим борщ. Впервые, за все дни похода, я съел полную миску. Когда кушали, то трещало не только за ушами, но и трещал хрящ в носу между ноздрей. По традиции, перед тем, как лечь спать, смотрим на звезды. Через несколько дней Луна станет полной. Отбой.

День девятый (11 ноября 2013)

Место ночевки – Elkelaa m'Gouma – ущелье р.Дадес место ночевки

Проехали 80,16км; набор высоты – 778м.

Всю ночь гавкали собаки. Несколько раз подходили очень близко к палаткам. Это говорит о том, что они нас не боялись, значит это были не Динго. Облаивали нас по всем правилам охоты с легавыми. Некоторое время лежал, и прислушивался к звукам за палаткой. «Крика» охотничьего рожка не было слышно, а значит, случайной порции свинцовой дроби в задницу не будет.

Утром более внимательней рассмотрели местность нашей стоянки. Оказывается, что мы встали на ночевку возле небольшой свалки мусора. Местные папуасы приехали сюда сжигать мусор, да спички забыли. Просили у нас. Так вот почему тут были собаки. Пришли поужинать на свалку, а тут место уже занято. И боясь конкуренции, начали нас обгавкивать, чтобы мы сидели в палатках и не высовывались. Собаки дуры. После сытного ужина есть нам не хотелось. Во всяком случае, меня на свалку не тянуло, не знаю, как остальных ребят.

Собрались выходить на дорогу, обнаружил прокол переднего колеса. Поменял камеру очень быстро. Радовался зря. Позже обнаружил, что забыл лопаточки. Это моя вторая потеря в этом походе. Пока вторая.

29,56 км. Elkelaa m'Gouma. Небольшой населенный пункт с продоволь-ственными магазинами. Покупаем! А что нам, бледнолицым туристам надо? Полтора литра «Хавы нагилы» (местный напиток «Хаваи»), килограмм мандарин по 2,00 грн за кг и два черпака с дырками, чтобы стекал рассол, зеленых оливок. Оливок я здесь съел больше, чем сухой колбасы за весь поход. Решаем ехать до развилки. Вправо будет дорога к Boulmane Dades, а влево будет дорога по ущелью р.Дадес.

55,12 км. Развилка. Едем вправо ч/з мост. Небольшой подъем, и мы на улице, где есть обменный пункт валют и полно кафешек. Народ теряет голову, как обычно. Никто конкретно не знает, чего он хочет. Я тоже попадаю в эту группу. Несусь на противоположный берег улицы, чтобы там узнать цену на пропитание. Обнадежив шеф-повара тем, что мы обязательно! будем есть только здесь и больше нигде, возвращаюсь к велосипедам. Здесь вижу одного Командира и больше никого. Где дядя Вова, я знаю. А вот где остальные, только догадываюсь. Заказали еды на 20 DH каждому. Отрава в виде «Фанты» обязательно. Наелись, и жить стало веселее. Теперь можно ехать не только в ущелье реки, а еще дальше, чем эта река течет. Почему-то наша колоритная группа вызвала доверие у обслуживающего персонала. Предложили купить литр водки. Т.к. здесь в свободной продаже ее нигде нет, сделали вывод, что привез ее Синдбад-мореход в обход главного шлагбаума. Дядя Вова, по профилю своей головы, оказался самым надежным парнем из всех нас (выбор официанта пал на него) пошел затариваться алкоголем. Ждали долго и уже готовили план захвата полицейского участка. Лису хотели запустить первую, чтобы она вскружила головы местным полицмейстерам. План был многоходовым, помимо освобождения дяди Вовы, нужно было следить за аборигенами, чтобы сильно не протягивали свои ласты к нашей мадемуазели. Дядя Вова появился вовремя. Часовая стрелка электронных часов неумолимо подкрадывалась к назначенному нами времени «Ч». Было 13:00. Как позже выяснилось, тринадцать не только мое счастливое число. Лиса тоже его любит.

Едем по ущелью. Дорога хорошая. Местами попадаются прижимы, и мы карабкаемся со скоростью 5 км/час вверх по дороге. Очень много встречаются отелей. Т.к. подходов к реке нет, готовимся морально за 20DH отдаться рецепшену.

80,16 км. Одно из многочисленных селений. Вправо уходит каменистой дорога, скорее всего это сухое русло бокового ручья, впадающего в р.Дадес. Командир идет на разведку. Едем к реке, там хорошо. Находим места под палатки. Нас запеленговали местные дети, но все идут к Белому дьяволу. «Ковея» на местном суппер меланже работать не хочет. Пламя тухнет, а бензин пшикает со страшной силой. Т.к. здесь полно дров, готовим на костре. Народ купается и стирается. Завтра противно будет рядом с ними ехать. Решил постирать и я себя. За ночь все высохнет. Выпиваем «Огненную воду», закусывая ее салом и супом. Наша мадемуазель пошла спать, оставив нас в одиночестве с литровой бутылкой. Уничтожив своего «врага», выдвинулись и мы в сторону своих палаток. Ребята привязывают свои велосипеды к баобабу, боясь, что кто-то придет сюда и заберет их. Кому они здесь нужны? Это я так думаю, а вдруг кому-то и нужны. Во всяком случае, свой я не привязываю. Заталкиваю велик в кусты возле палатки. Вытянуть бы его завтра утром самому, а не то чтобы спереть его кому-то ночью. Бросаю последний сегодня вечерний взгляд на небо, иду спать. Лиса видит девятый сон, кто-то из наших полощется в реке, гавкают шакалы, мычат коровы, крокодилов здесь нет. Засыпаю …

День десятый (12 ноября 2013)

Место ночевки – ущелье р.Дадес - место ночевки

Проехали 50,91км; набор высоты – 1039м.

Ночью все время скатывался на Áльберта. Видимо, перепутал его с Лисой. И только его мужской храп приводил меня в чувство. Вот непруха, а какой великолепный сон я видел! Утром опять готовим на костре. Нужно где-то купить бензин. Видимо, налили нам что-то не то. Доберемся до M'semrira и там будем искать заправку.

5,64 км. По серпантину взобрались наверх. Смотровая площадка с отелем. Теперь спуск. Едем одетыми, т.к. сегодня в Африке прохладно. По дороге встречаем заброшенные строения бывших отелей. Туристов мало.

9,19 км. Самое узкое место ущелья р.Дадес. Обязательная фотосессия. За ущельем начинаются подъемы и спуски. Кафе и рестораны ушли в небытие. Кушаем мандарины, финики. А я еще все это закусываю солеными оливками. Почему-то тяжело ехать. Решаюсь обратиться к механику, т.е. Áльберту. Оказывается, что у меня сильно затирают передние колодки о диск. Колесо в свободном кручении не крутится. Во дела! Áльберт легко справляется с поставленной задачей. Ехать значительно легче. Почему я об этом не попросил механика хотя бы несколько дней назад? Лиса стоит рядом и смеётся. Или от радости за меня, или над моей ..постью.

25,58 – 29,30 км. Начало и конец подъема. Едем вдоль глубокого ущелья. Вниз смотреть страшно. Подхожу к краю обрыва, а ноги поджимаются, и я приседаю к земле. Боюсь высоты. Когда заехал наверх, ко мне ринулись мальчишки с лотком не шее. Одним словом коробейники. Предлагают купить камушки. Поднимаю камешек из-под своих ног, и предлагаю его им купить у меня, но значительно дешевле. Не хотят, а зря. Где они еще такое смогут приобрести? Съедаем гранат, мандарин и спускаемся.

40,13 км.M'semrir. Большой аул. Много магазинов и кафешек, что привело некоторых участников похода опять к замешательству. После долгих переговоров и преодоления преград, выстроенных самими, усаживаемся за стол. Произошло это событие тоже не сразу. Прыгали по всему кафе, чтобы выбрать место пожирнее. Едим вегетарианскую кухню. Такое попалось кафе. Мясо здесь не готовят. Зато был вкусный омлет по берберски. И конечно же кусочек колбасы сыровяленой из Украины!

После обеда, идем в магазин на закупку продуктов. Беру емкость с местным топливом и спрашиваю у бербера:

- Чем пахнет? - говорю, подсовывая горло канистры ему под нос.

Бедный мопедист чуть не укакался от неожиданности, но успел ответить, что это бензин. Не убедил он меня, ну не верю я ему. Идем с Командиром на местный базар. Дизтоплива полно. Просим бензин. Бен-зин!!! Дошло. Долго искали ключ от железного ящика, в ящике стоит небольшая емкость с бензином! Продавец крутит пальцем у виска, и руками показывает, что от такого топлива наша машина сделает ба-бах. У нас не машина, а самолет. Давай, наливай. Теперь осталось набрать питьевой воды (лё).

40,13 км. Отъехав за селение, находим источник с питьевой водой. Затариваемся. Подъезжает машина, и из нее вываливает куча народа и все бегут к воде.

- От куда, вы? – спрашиваю я их. Из Калахары или с Лимпопо?

Один из жаждущих, просит у меня баклашку с водой. Очередь к воде образовалась и он боится, что не дождется воды и рухнет здесь замертво. Даю воду. Еще одну душу спас. Наполнив емкости водой, едем по грунтовке. Дорога не ахти, видимо едут не здесь, а как рассказывали местные навигаторы, сворачивают на нее позже. Нам тоже предлагали проехаться по асфальту вперед и свернуть вправо. После скачков по горбылям и камням, стало лучше ехать. За нами увязался мотоциклист. Остановились, чтобы уточнить дорогу. Оказывается, что на велосипедах лучше туда не ехать, а мы поедем. Потому что нам надо. Механический всадник не поверил нам и долго ехал за нами, пока мы не заехали в ущелье реки. Везде камни. Колея, оставленная внедорожниками и еще какой-то хренью видна, и мы едем по ней. Трясет в сто раз сильнее, чем на Арабатской стрелке. От такой тряски, все, что я съел, спустилось в самый низ тела. Пришлось сделать медицинскую остановку. Остался один в этом каменном мире. Даже жутковато стало, когда вспомнил фильм «Чужой». Дорога стала немного уходить от сухого русла реки. Легче не стало, очень мешают камни. Иногда, кажется, что на заднее колесо что-то намоталось и крутить педали от этого невозможно. А посмотришь на колесо и понимаешь, что это силы покидают тебя.

50,91км. Справа от дороги находим места под палатки среди каменистой россыпи. Холодает, натягиваю на себя все, что можно. В емкость наливаем новый бензин, а старый переливаем в пластиковую бутылку. Пригодится. Что интересно, «Ковея» на чистом бензине тоже отказывается работать. Тухнет, а топливо продолжает поступать на форсунку. Разбираю горелку и вижу, что в трубке находится заводской тросик. Как он здесь оказался? Меняю на тросик другого стандарта, сделанного из велосипедного. Он тоньше. Заработала! Что за народ, эти капиталисты! Не могут сделать так, чтобы все работало без нашего вмешательства.

Залажу одетый в спальник, потом в велочехол. Так теплее. Засыпаю, а в голове звучат слова из песни «Там, в степи далекой, замерзал ямщик». Хорошо, что мы все не ямщики.

День одинадцатый (13 ноября 2013)

Место ночевки – горный проход Тизи-н'Угерд-Зегзаун – Тамтатутч – ущелье р.Тодрá – г.Тинерхир – место ночевки

Проехали 75,55км; набор высоты – 578м.

В палатке +6°С, а за бортом абсолютный ноль по Цельсию. Холодно, однако. На мне все теплые вещи, какие взял с собой. У ребят под носом тоже висят сосульки. Холодно сильному полу.

- Сейчас выйдет человек с голыми ногами и всем станет тепло – говорит Командир.

Это он о Лисе. Она все время носит завернутые до колен свои штаны цвета хаки. И действительно, потеплело, когда Оля вышла на улицу. На завтрак приготовили чечевицу. Несмотря на то, что ее замочили в миске еще с вечера, не стала она мягкой после варки. Или мало времени ее варили. У нас была зеленого цвета чечевица, а вот если бы красного цвета она была, вот тогда-а-а-а…. В следующий раз, обязательно купим красного цвета. На этом месте я потерял свою пятую по счету титановую ложку. Видимо титан, не мой металл. В следующий поход возьму две алюминиевые ложки! На маршрут вышли в 08:10. Поднимаемся на перевал. Дорога ушла из ущелья и стала подниматься серпантином по склону вверх. Носом чую присутствие перевала.

4,54 км. перевал «горный проход Тизи-н'Угерд-Зегзаун», 2800м. Фото для отчета. Радует, что теперь едем вниз. Но как показывает практика, спуск бывает сложнее, чем подъем. Дорога каменистая с размытыми водой участками. Потом дорога плавно заходит в ущелье реки. Реки, конечно же, нет, и едем мы опять по сухому руслу и его камням. Народ умчался вперед, а я и Майкл плетемся сзади. Когда догнали авангард группы, возле них стоял древний абориген и что-то просил, поднося руку ко рту. При этом издавал звуки «бон-бон» или «бом-бом». Пришлось попрошайке на ломанном берберском языке объяснить, что мы сами бы с удовольствием чего-нибудь по бом-бонили. Дальше ни откуда взялись дети. У дяди Вовы дрогнуло сердце, и он им выдал по дозе карамелек. Ну а я стал жестким парнем в этом горном, пустынном месте. Съел дольку засахаренного ананаса прямо на виду у детей. Не подавился. Опять выехали из ущелья на нормальную дорогу. Немного спуска и начинается подъем вверх на прижим. Опять я замыкающий и опять отдуваюсь за всех. Теперь на меня «напала» одинокая девочка, протягивая руку в мою сторону, и что-то говорила. «Проститутка, - подумал я, - а такая молодая!». Ошибся, опять попрошайки. Что еще интересного можно рассказать о детях попрошайках? Например, еду вверх с выпученными глазами от натуги, а следом бегут дети и что-то просят. И им не понять, что останавливаться для того, чтобы что-то им дать, никто не будет. И потом остерегайтесь этих детей, потому что могут в след бросить камнем.

22,14 км. Закончился подъем. Теперь по серпантину спускаемся вниз. Где-то там, нас ждет награда за этот переход – асфальт. После подпрыгиваний на седле по каменистой дороге началась, как говорит Женя Закора, компенсация. Компенсация, это спуск по ровной грунтовке. Вот, когда радуешься, что ты вело турист, а не пешеходный турист! Я, как обычно, замыкаю группу и еду с меньшей скоростью, чем остальные. Почему? Просто хочется еще дома полежать на диване и посмотреть по телевизору наши фотографии о походе.

31,71 км. Выехали на асфальт. Áльберт опять подкачивает колесо. Видимо ему придется отдуваться за всю группу одному. Как всегда нас сразу окружили аборигены. Хорошо, что ничего не просят. А мы бы и не дали им ничего. Дорога идет вниз, но сильный встречный ветер не дает получить удовольствие от быстрого спуска. Крутим педали, чтобы ехать вниз. Встретили парня и девушку на тандеме. Парень был в роли двигателя, а девушка в роли пассажира. Ногами ей все равно приходилось мотылять, т.к. конструкция цепной передачи на тандеме не дает возможности сидящему сзади сачковать.

Доехали до самого узкого места ущелья р.Тодрá. Здесь туриндустрия развита получше, чем в таком же узком месте ущелья р.Дадес. Много автобусов с туристами, коробейников, продающих всякую ерунду и т.д. Высота или глубина каньона в этом месте достигает 300м. Сфотографировались на память, съели витамины и продолжаем спускаться вниз. Остановились на ровной площадке, чтобы совершить обряд поедания сала с сухой колбасой. Обедаем. Лиса ест, что то в виде рыбных консерв. Опять пришли зрители смотреть на приехавший цирк и опять что-то просят. Поняв, что просят кушать, предлагаю басурманам съесть одну козу из стада, которое они выгуливают. Не хотят, значит не голодные.

А вот и прижим. Чувствовал я, что так просто все не пройдет. Подъем затяжной не по асфальту. Успели чукчи раздолбать своими мопедами. Опять бегут дети, высунувши языки, выкрикивая знакомое «бон-бон». Долго бегут, не устают.

68,76 км. г.Тинерхир (Tinerhir). Большая цивилизация. Решили поменять тактику. Ужинаем в кафе, а потом едем искать место для ночевки. Опять теряем время на поиски «нужного именно для нас, одного единственного» кафе. Находится таковое и после недолгих переговоров, располагаемся за столиком. Заказали курицу, картошку фри, салат и чай. Каждому обошелся такой ужин в 30DH. После еды никуда не хочется ехать, а потихоньку темнеет. Седлаем свои велики, надо ехать. Доезжаем до того места, где пора поворачивать влево. Ловим «языков», чтобы уточнить правильность наших действий. Да, нам влево. Дорога грунтовая с какой-то мелкой подсыпкой. Уже ничего не вижу, что делается под колесами. Дорогу немного подсвечивает неполная Луна. С дороги сворачиваем вправо.

75,55 км. Остановились на ночевку. Пустыня, в смысле пусто, ни одного куста или деревца. Все пространство засыпано мелкими камнями. «Взяв» в руки свои ноги, расчищаем место от камней для палатки. Почему-то на меня напало хорошее настроение. Что интересно, вокруг камни, а колья для растяжки палатки, лезут в грунт и не пищат. Жители второй палатки немного удручены. Лиса высказывает свою теорию наших действий на будущее. В светлое время ищем место для лагеря, а в темное время готовим ужин. Решаю Лису приободрить и приблизился к ней на недопустимо близкое расстояние, отмеренное ею самою для «сильного пола». Получил несколько дружеских тумаков ее лисьими лапками по ребрам правой стороны моего тела.

Тепло, светит половинка Луны. Такое впечатление, что мы находимся не на Земле, а на другой планете. С хорошим настроением ложусь спать, не подозревая, что завтра будет Утро Большой Потери.

День двенадцатый (14 ноября 2013)

Место ночевки – Ikniouln – место ночевки

Проехали 56,54км; набор высоты – 1174м.

Утром просыпаемся первыми, т.к. дежурные. Вчера приготовление ужина просачковали, чем вызвали насмешки спящих во второй палатке. Варим рис. Потом закинем в кастрюлю тушенку. Будим товарищей и один из дежурных подаёт команду «Миски на стол!» Теперь, когда пришло время черпать рис из миски, я понимаю, что утеряна ПЯТАЯ по счету титановая ложка. Кушать нечем. Наконец-то я смогу кушать как настоящий бербер! Пальцами загребать еду из миски, а руки вытирать об себя. После завтрака пытаюсь смоделировать в уме в 3D формате будущую ложку, которую я вырежу из ПЭТ бутылки. Пока не получается.

Доехали до кишлака. Я в магазин, чтобы попытаться купить ложку. Есть такое в продаже! Покупаю две, на всякий случай. На радостях от покупки, загружаю себя килограммом сахара.

8,93 км. За кишлаком начинается подъем. Плавный такой набор высоты. Дорога щебенчатая, ехать можно.

11,30 км, 1475м. Поднялись. Думал, что теперь будет заслуженный спуск, но ошибся. После небольшого спуска опять идет подъем. Почему-то до поездки в Марокко, мне Африка представлялась равнинной страной. После очередного подъема, спускаемся на равнину. Кругом никого и ничего. Попадаются участки дороги с песком. У кого покрышки широкие, тот едет. А у кого покрышки узкие, тот зарывается в песок.

31,46 км. Слева от дороги оазис. Много зелени, а значит, есть вода. Сворачиваем влево к оазису. Воды нет, есть только в наших бутылках. Устраиваем здесь перекус или обед. Из недр рюкзака достаю 450мл бутылочку йогурта. В Днепропетровске йогурт не признавал, а тут присел на него по полной программе. Доедаю своей новой ложкой утренний рис, проталкивая его водой. После небольшого отдыха выходим на дорогу. Спускаемся вниз. Едем вдоль сухого русла реки. Проехал микроавтобус с людьми на крыше. Забит под завязку. Если он здесь ездит, значит, впереди есть населенный пункт.

45,56 км. Ikniouln. Большое село. Есть магазины, кафе. Делаем закупку продуктов, набираем воду. Как обычно наполняем желудки отравой в виде местной «Фанты». Никогда дома не пил столько отравы, а здесь почему-то чувствую в ней потребность. В зрительном зале цирка, опять аншлаг. Свободных мест нет. Думаю, как бы на этом заработать денег в казну группы. Беру свою ермолку и начинаю обходить зрителей с протянутой рукой. Видимо, здесь привыкли к тому, что сами бедуины ходят с протянутой рукой, а не приезжие шурави. Ничего не удалось заработать. Зрители тихо разошлись.

За кишлаком идет отличная асфальтированная дорога. Мираж! Такого не может быть! Так и есть.

51,20 км. Сворачиваем влево на грунтовку. Едем к виднеющимся горам. Нас обгоняют мотоциклисты. По поднятой ими пыли впереди нас, можно догадаться, куда лежит наш путь. Солнце потихоньку скрывается за горами и начинает холодать. Ребята натягивают на себя теплые шмотки, а у меня не получается. Не помню, куда в рюкзак я их спрятал. Приходиться ехать в вело футболке и штанах. Хорошо, что не в вело трусах.

56,54 км. Свернули вправо с дороги. Находим ровное место, есть небольшой ручеек с чистой водой. Плавают головастики, значит, вода чистая. Холод набирает силу. Опять натягиваю на себя все, что есть из одежды. Чтобы согреться изнутри, едим оливки с красным перцем. Глаза лезут на лоб. В палатке ложусь с наименее опасной ее стороны. В смысле того, откуда меньше всего ожидается приход хищного зверя. Чтобы не отгрызли голову или ноги. Надежда на вело чехол, а вдруг звери его не прогрызут. Клацая зубами от холода, засыпаю. Завтра будет теплее!

День тринадцатый (15 ноября 2013)

Место ночевки –nер.Tizi-n' Tazazert, 2200м – Nekob (Нкуб) – место ночевки

Проехали 73,75км; набор высоты – 488м.

Утром тоже холодно. Ночью согреться не удалось. Не помог и чехол для велосипеда. Жители второй палатки удивлялись, почему у нас внутри холоднее, чем у них. Нашли причину. Молнии входов из-за их нерабочего состояния полностью не закрывались. Кто знал об этом, тот почему-то молчал. Починили. Теперь будет теплее.

Сегодня вышли на маршрут неожиданно раньше обычного, в 07:40. На дворе +4°С. Пока не раздеваемся. Вышли на дорогу и встретились с бедуинами-коробейниками. Опять предлагают кольца и браслеты. Камней сегодня в свободной продаже нет. Пока холодно, еду утепленным. Пришлось впервые за поход надеть теплые перчатки. Подъем не очень крутой, потихоньку едем. Дорога поднимается вверх серпантином. Вышло Солнце из-за гор, становится теплее.

5,47 км. пер. Tizi-n' Tazazert, 2200м. Фотографируемся для отчета. Впереди виден объект, идентифицированный, как «берберский общепит». Проезжаем мимо. Спускаемся вниз по серпантину каменистой дороги. Если бы мы поднимались «нам навстречу», было бы тяжелее. Áльберт опять прокалывается, не везет ему в этом походе. Поменял покрышку. Совсем новая покрышка протерлась до дыр на каменистых участках дороги. Пришли к выводу, что Áльберт поставил слишком мягкие для таких дорог, как здесь. Дал ему новую камеру и еду догонять наших. Куда-то все спешат, а Áльберта можем потерять. Вскоре дорога стала положе. Едем вдоль сухого русла реки. Появились маленькие селения. Опять хороший прижим и опять дети, которые бегут рядом с тобой на подъем и не устают. Вот, все сейчас брошу, и буду выдавать вам «бон-бон»! Заехал наверх. Опять дети. Ребята учат их говорить «Мерси, месье». Если говорят правильно, дают конфету. После спуска выезжаем на большую долину. Где-то там, за облаками, есть город Нкуб. Очень долго ехали к этому городу. Вроде бы должны приближаться к нему, а он все дальше и дальше. Окраина города. Справа от дороги вижу местных гамадрилов-школьников. Морды хитрые. Точно, будут бросать камни в спину. Иду на опережение. Беру самый большой кирпич, который есть на этом участке дороги и подбрасывая его на ладони на чистом русском мате поясняю неверным, что этим кирпичом отобью яйца тому, кто хоть что-то кинет в мою сторону. Подействовало. Или размер кирпича или убедительный русский мат заставили отказаться бедуинскую шпану от злого умысла.

Асфальт! Сворачиваем влево и едем в город. Остановились у кафешки. Что в первую очередь нужно сделать? Правильно! Выпить местной отравы «Hawai» типа «Фанты». Заказал себе еще порцию картошки фри и потом пожалел об этом. Не учел того, что желудок принял естественный объем и еды нужно меньше, чем это было раньше.

Едем в сторону Загоры. Скорее всего до того места, где нужно будет сворачивать к Загоре. Сильный встречный ветер не дает развить крейсерскую скорость, и дорога идет с небольшим подъемом. Наконец-то добрались до «перевала» и по словам Командира здесь начинается «генеральный спуск». Селениями, а значит и питьевой водой, здесь не пахнет. Что-то нужно решать. Слева от дороги стоит будка-магазин. Узнаем, сколько стоит 1,5 литровая бутылка минералки (без газа). 6DH. А когда бармен узнал, что нам нужна не одна бутылка, а много, поднял цену до 8DH. Сучий потрох! Взяли 6 бутылок и теперь можем остановиться на ночевку в любом понравившемся нам месте!

73,75 км. Сворачиваем с дороги влево, к пальмам. Рядом находится селение из нескольких домов. Находим удобное место. К нам подходят две местные леди. Та, что помоложе, на французском нам объясняет, что здесь водятся змеи и скорпионы. Спасибо, мы знаем! Скорпионов и змей мы един на завтрак. А т.к. сейчас Африка готовится к наступлению зимы, все наши любимые гады спрятались далеко в норы под землю. Áльберт, руководствуясь поговоркой «Береженного Бог бережет» вырубает все кусты, расположенные на расстоянии 1м от нашей палатки.

Первая палатка дежурит. Запускаю «Ковею». Как обычно, готовим суп. К чаю «Нутелла». Стала она мне надоедать. Песок трещит на зубах, поцарапаю эмаль. Местные жители горланят свои народные песни, гавкают собаки. Отбой.

День четырнадцатый (16 ноября 2013)

Место ночевки – 5 км до Зáгоры – место ночевки

Проехали 75,70км; набор высоты – 209м.

Утром тепло. Ночью опять подкрались собаки к палаткам и гавкали. Чего им не спиться по ночам? На трассу вышли в 08:00, +12°С. Слабый ветерок в лицо.

14,65 км. Проезжаем мост ч/з р.Драа и поворачиваем влево. Хороший асфальт и небольшая потеря высоты. Так и должно быть, мы едем к «каменной пустыне». Проезжаем многочисленные селения. Попадаем в то время, когда у школьников заканчиваются занятия. Это не школьники, а свора шакалят. Некоторые пытаются засунуть палки в спицы колес. Жалко, что нет хотя бы петард. Можно было забросать их взрывчаткой. Средняя скорость на этом участке дороги немного больше 20км/час. Хорошо едем!

75,70 км. До Зáгоры (центра) остается около пяти километров. Командир предлагает ехать по указателю к «хотелу». Предполагаем, что цены на жильё здесь будут меньше, чем в центре города. В стороне от дороги находим «хотел». 130DH с человека и 45DH обед. В 130 входит ужин и завтрак. Выбираем себе две комнаты и располагаемся так, как в палатках. Опять девушка спит во второй палатке. Áльберт первым идет принимать душ. Купается под холодной водой. Позже бежит теплая, но это уже не для него. После купания решили постираться, тем более, что есть все условия для этого. Во дворе отеля есть специальные ванны для постирушки. Как раз готов наш обед. После еды идем гулять по окрестностям. Зашли в магазин купить «Hawai», шоколад. Продавец попался ушлый. Все время хотел нас нагреть на неправильно отданной сдаче. Но мы считать умеем лучше, чем он. Не получилось у дяди нажиться на шурави. Пока гуляли, подошло время ужинать. Опять кушать! Куда все это запихивать? На ужин подали берберский омлет, чай. Чай пили с менеджером отеля. Звонил в Днепропетровск председателю МКК. Звонок стоит 4грн/мин. Сегодня спим на белых простынях под одеялом.

День пятнадцатый (17 ноября 2013)

Место ночевки – Зáгора – пер.Тизи-н'Тафилалет – место ночевки

Проехали 36,25км; набор высоты – 295м.

Утром наблюдаю прекрасную картину. В открытую дверь видно голубое небо и пальмы на территории «хотела». А еще поют райские птички. Долго не пришлось созерцать. Командир попросил Áльберта закрыть дверь. Замерз или пение райских птиц напоминало ему карканье ворон обыкновенных. В назначенное время подтягиваемся к ресторану на завтрак. То, что завтрак будет «слабым», каждый из нас четко понимал. Будет так: что завтракал, что не завтракал. Были воздушные булочки с вареньем, медом и маргарином типа «сливочное масло». Еще не успел выйти из-за стола, уже думаю о еде в кафешке. Радует, что это будет. Чуть позже.

В 10:30 выехали из «хотела». На его фоне сфотографировались. Доехали до центра. Остановились у базара. По дороге зашли в книжный магазин. После длительных торгов, купили карту Марокко (я и Лиса). 90DH или 90 грн или 360 руб. Дорогое удовольствие! Так вот, все пошли шляться по базару, чтобы сделать закупку провизии на время посещения «каменистой пустыни», а я и Командир остались ждать «закупщиков» за столиком с чашечкой кофе и сдобой. При очередном глотке кофеина, замечаю мечущихся парней и нашей девушки. Своей бездумной беготней они замучили Лису, так ничего и не купив. Ни ей, ни нам. Нужно было бы забрать у них Лису и пойти с ней вдвоем искать съестное. Согласно ее меню, т.е. то, что едят Лисы в Марокко. Пришли наши добытчики. Скупились. Не прошло и два часа. Разобрали продукты, каждый что хотел и выдвигаемся на поиски общепита. Долго искать не пришлось. Общепитов здесь видимо, не видимо. Цена стабильная. 30DH с человека. Кто пожелал, тот себе докупил еще чего-нибудь. Т.к. проехали несколько автозаправок, то по закону, на последней заправке был только дизель. Командир и Áльберт поехали назад.

14,00 км. Закончился асфальт. Началась «наша дорога». Дует сильный ветер, не в лицо, а в в левую бочину. Прокол у Вовы. А потом еще и уничтожение двух камер с «французским» ниппелем. При накачке шин, качающий слишком рьяно дергал насосом, и ниппель не выдерживал акта насилия над собой. Накачали насосом со шлангом. Думаю, что это была плата за въезд в пустыню. Хватило бы «денег», чтобы заплптить за выезд. Едем дальше. Начался небольшой подъем на пер.Тизи-н'Тафилалет. Перевал, это просто название. Ничего настоящего в этом перевале нет. Солнце постепенно садится за горы. Ищем место для ночевки.

36,25 км. Справа от дороги, перед самим перевалом, за кустами в песке, нашли удобную площадку. Задул вечерний бриз. Опять еда будет с песочком, и мы заточим свои зубы. Сегодня дежурит вторая палатка, поэтому над горелкой колдует Лиса. Видимо, она в ней разбирается лучше, чем ее помощники Миша и Вова.

Ужинаем при полной Луне. Миша, по просьбе Командира, фотографирует стоянку на ее фоне. Заползаем в палатку. Я и Áльберт занимаемся «уроком географии», смотрим карту. Лиса по традиции перед сном, рассказывает «своим» мужикам о своих приключениях. Рядом над палатками пролетают ночные грифы, шурша крыльями. Глухие тушканчики становятся их добычей. Спим…

День шестнадцатый (18 ноября 2013)

Место ночевки – колодец - люди – место ночевки

Проехали 86,54км; набор высоты – 88м.

Утром делим финики и мандарины. Каждому досталось по 50 штук фиников и по 5-ть штук мандарин. Рассматривая вчера вечером генштабовскую карту, обнаружил, что проедем мимо колодца. До него около восьми километров. По дороге бродит одинокий ослик Иа. Что ищет он в краю далеком? Что ходит по цепи кругом?

8,05 км. Так и есть, колодец с водой. Набрали свежей воды для личного питья. Местный аксакал предлагал попить у него чай (не бесплатно), но нам нужно сегодня проехать как можно больше.

Дорога засыпана мелким щебнем. Ехать по колее машин невозможно. Задница все время хлюпает по седлу. Ищем с края дороги место, где «стиральной доски» нет. Я и Миша съехали на грунтовку. Думали, что здесь будет ехать лучше. Ошиблись. Это не грунтовка, а песок, покрытый какой-то темного цвета пылью. Поборовшись с песчаной дорогой, возвращаемся на «шоссе».

18,00 км. Слева от дороги селение. Есть кафе.

29,20 км. Поворачиваем вправо. Песчаная дорога. Местные «джигиты» пытаются проехать на своем мопеде. Кое-где зарываются в песок, и один наездник встает с мопеда, чтобы уменьшить на него нагрузку. Мы тоже встаем с седел и идем рядом с велосипедом. Долго это не продолжалось. Началась накатанная колея по каменистой местности. Опять трясет, и клацают зубы. Если бы не крем «Корега», повыпадали бы вставные челюсти. Опять выехали на песчаную дорогу. Здесь песок более плотный и по нему можно ехать. Делать это лучше, если ехать рядом с колеей. Населенный пункт. Идет торговля промышленными товарами. Интересно, есть ли покупатели? Делаем фото для отчета и едем в следующее селение.

Добрались до следующего селения. Здесь есть магазин и можно кое-что купить из продуктов. Нас окружила орава пацанов. Того и гляди, что-то свистнут. Пора отсюда тикать. Затариваемся водой. Есть кран с левой лицевой стороны магазина. Что интересно, так это наличие счетчика воды. Откуда здесь водопровод? Немного отъехали от этого селения и под деревьями расположились для обеда. Меню стандартное: сало, колбаса и хлеб. Я купил себе еще йогурт. И здесь нет покоя от мальчишек! Идут двое. Подошли. Показываю им на пальцах, рот занят, и по берберски сказать не могу, чтобы они валили отсюда. Эти, видимо, оказались более понятливыми. Отошли на безопасное расстояние и смотрят, как мы едим. Или что мы едим. А Лиса опять ест рыбную пасту из жестяной банки. Опять я сомневаюсь, что Лисе продают изделие из рыбы.

После обеда обнаруживаем, что заблудились в бескрайних песках! Ищем трек. Немного вернулись назад-влево-вправо и мы на треке! От поисков дороги у дяди Вовы закружилась голова, и он побежал за верблюжью колючку. Дорога из песка плавно переходит в каменисто-песчаную. Появились силы и мы «встали на педали». Так увлеклись, что обогнали командира и пошли в отрыв. Предлагаю остановиться и подождать. На каком-то участке дороги встретели берберских женщин, продающих местную продукцию: кольца, браслеты, тряпичные куклы. Угостил детвору конфетами. Никогда этого не делал, а тут что-то и где-то ёкнуло.

86,54 км. Всё! На сегодня хватит. Уходим вправо от дороги и располагаемся под барханом, спрятавшись от ветра. Песок в еде обеспечен. На улице +12°С. Готовим суп. Завтра утром будет рисовая каша. Перед нашей стоянкой проехали рекламный щит. На нем написано название кемпинга и его координаты. Где-то есть люди, а здесь мы одни. Перед сном дежурные убирают все продукты в недосягаемое для хищников место. Как только Сядет Солнце, все живое прибежит к нам, чтобы отведать мясца. Сегодня жители второй палатки опять не радовались близостью с первой.

День семнадцатый (19 ноября 2013)

Место ночевки – селение Remlia – место ночевки у селения Ouzina

Замеры не зафиксировал. Всё было по барабану, бубну, литаврам и др.

Как всегда подъем дежурных в 05:30. За бортом палатки прохладно, но температура выше ноля, +4°С. Сегодня варим молочную рисовую кашу. Рис был найден на базаре в Зáгоре после 10-го круга вокруг него. Такого риса я еще не видел. Крупный. Говорят, что он предварительно прошел термическую обработку и поэтому, вариться будет быстрее обычного. Первая, а за ней и вторая ложка пролетели незаметно. Мое мнение о молочной каше такое. Это все транзитная пища. Прошла сквозь организм, не оставив в нем ни питательных ни полезных веществ. От раздумий о том, какой вкусный рис, отвлек насмешливый голос Лисы. «Это не рис,- говорит она,- А что-то макаронное, сделанное под рис». Поначалу я не удивился. Лиса постоянно над нами прикалывалась. Теперь вот придумала очередную ахинею. Пять мужиков не видят, что они едят?! Никто из нас, защитников Отечества, не поверил провокациям Лисы. Сегодня думаем, что проедем столько же, как и вчера. Но …

1,20 км. Этот километр определил дальнейшее состояние нашей дороги. Песок! Хоть и есть здесь колеи от машин, по ним ехать нельзя. Это как первый человек продавил наст колесами своего велосипеда, а за ним второму уже не проехать. Кстати, слева виден колодец. Только питьевая ли в нем вода, мы не узнали. Справа есть постройка, вроде бы кемпинг. Опять ищем трек. Почему-то постоянно от него уходим. На дворе 11:00, а мы проехали всего лишь 16км. Полно странных колючек, которые похожи на наши кавунцы. Постоянно отрываю их от покрышек. Подъехали еще к одному строению. Тоже кемпинг для любителей ездить по пустыне. Купил здесь бутылку минералки. На всякий случай. Командир у басурманина узнал дальнейшую нашу дорогу. А тот, не разбираясь в навигации, ткнул рукой, типа туда. Вот мы и туда поперлись. Выехали на такыр и совсем потеряли голову. Наконец-то хорошая дорога!

Наперерез нам несется местный Иван Сусанин (спасибо ему!). Что-то хочет сказать, но Командир игнорирует его стремление помочь нам. У большой гряды барханов останавливаемся. Понимаем, что за грядой идет наша дорога, но идти на горы песка не хочется. А Иван Сусанин оказался настойчивым! Подъехал к нам и начал что-то объяснять. Ага, теперь понятно. Эту гряду нужно объехать слева, выйти к селению и за грядой свернуть вправо. Едем по такыру влево. Скорее всего, мы потеряли дорогу, когда искали по саванне трек. Ушли от дороги сильно вправо. В село не заезжаем, уходим вправо и едем параллельно гряде. Дорога не радует, тот же песок. Только нужно искать, где по нему лучше ехать. Поэтому едем по азимуту. Прокол у меня переднего колеса. Я и Áльберт приступаем к ремонту. Клеили камеру несколько раз. Сначала заклеили одну дырку, потом выяснилось, что она не одна. Вонзившаяся колючка через покрышку в камеру, успела проколоть ее в нескольких местах, пока я ехал на спущенном колесе. Народ ждет нас и хочет кушать, а я их морю голодом, возясь со своим колесом. Наконец то колесо перестало сдуваться, и мы с Áльбертом подъехали к нашим. Идем пешком, т.к. песок стал более рыхлым. Даже мои покрышки 2,3?стали зарываться в него. Справа от дороги растет несколько деревьев, и мы решили в их тени перекусить или отобедать. Как и кто захочет. Велосипеды оставляем там, где с них слезли, а сами под деревья. Меню сегодня ничем не отличается от вчерашнего. Сухая колбаса не лезет в рот. На то она и сухая колбаса. А смочить горло нечем, только вода. За деревьями кто-то из нас увидел «дорогу» под горой. И чуть ли не асфальтированную. Но это был обыкновенный параллакс. Проще говоря, мираж. Миша не выдержал и пошел посмотреть «дорогу». Смотри не смотри, а мы идем по треку. Мимо проехал караван из трех внедорожников, и из каждого высовывалась рука с поднятым вверх большим пальцем. Ага, вам классно! А если нам на время поменяться машинами, тогда какой палец вы будете поднимать вверх?

Ура! Можно ехать. После ходьбы по песку, это не дорога, а трасса международного значения. Теперь мы точно выедем из этого пустынного оазиса! Говорят, что надежда умирает последней. Тут она умерла, не родившись полностью. Развилка! Ее появление меня не вдохновило. Что-то нехорошее она нам приготовила. Я уже понял, что ехать нам не прямо, по хорошей дороге, а вправо. А дорога вправо ведет прямо на бархан. Командир пришел после разведки дороги.

- Идти по песку придется метров восемьсот, – сказал он. – Дальше песка не видно.

Как хорошо, что идти не восемьсот десять метров, а всего лишь восемьсот! А то, что дальше песка не видно, не говорит о его полном отсутствии. Куда этот песок отсюда денется! Интересно, когда мы свалимся от бессилия со своими велосипедами, прилетят ли Грифы или Конкорды, чтобы облегчить нам страдания в песках? В очередной раз, задав себе вопрос: «И зачем я сюда приехал?», иду с велосипедом брать приступом первый бархан.

До селения с пальмами Remlia дорога строго по песку. На бархан, потом с бархана, а потом опять на бархан. А вот за селением началась отличная каменистая дорога. И уже не беда, что бьешься задницей о седло и копчик перестает не реагировать на болевой эффект от этого. Уже не клацают зубы во рту и не кусают пересохший язык и внутренности щек. Уже не обращаешь внимание на тарахтение сухих глазных яблочек в глазницах, как шариков в детской погремушке. Ты счастлив, что едешь на велосипеде по дороге! Хотя то, что под колесами, дорогой назвать сложно. Когда дорога проходит по сухому дну озера, успеваем отдохнуть от тряски. Затем с новыми силами трамбуем колею для внедорожников. В основном дорога петляет и скачет то вверх, то вниз между хребтами в совершенно пустынном месте. Неожиданно, впереди появляется строение. Это отель и кафе для ненормальных туристов. Здесь набираем воду для ужина и завтрака. Я не выдерживаю и покупаю любимую отраву в виде «Соса-Солы».

Сворачиваем влево. Уходим по песку немного в сторону от дороги и становимся здесь лагерем. Напротив нас, через дорогу в двух километрах, видно селение Ouzina. Стемнело. Устали от сегодняшнего марш-броска. Но любовь к жизни заставила это сделать. Готовим ужин. Меню стабильное, а это говорит, о высоком классе вело туристов. Радует еще то, что сегодня ночью будет тепло.

День восемнадцатый (20 ноября 2013)

Место ночевки – селение Taouz – Мерзуга, ФИНИШ!!!

Проехали 40,85км

Утром за бортом +6°С. Прохладно, а все надеялись на настоящую африканскую жару. Дует ветер и несет песок. Опять будут скрипеть зубы. В 08:00 потеплело - +10°С, и ветер холодный. Сегодня диарея свалила первую жертву – Командира. Говорит, что вчерашний вечерний суп его сегодня расслабил. А мы выдвинули свою версию. Вчера на обеде только Командир ел печенье и никого не угостил. Так это печенье и выходит в жидком состоянии из тела Командира. Только свыклись с мыслью, что диарея может поразить молодые организмы остальных участников похода, обнаруживается прокол переднего колеса командирского велосипеда. Лишь в 08:40 выходим на дорогу.

Дорога лучше, чем вчера. Больше едем, чем идем. Т.к. у нас есть больной, едем со скоростью 10км/час. Иногда останавливаемся на санитарную командирскую остановку. Неожиданно для всех нас, становится ясно, что и у нашей Лисы проблема. Пальцы обеих рук, а именно фаланги, покраснели, опухли и появились волдыри как от ожогов. Мы не врачи, но пришли к мнению, что это аллергия на солнечное излучение. А таблеток от этой самой аллергии в аптечке у нас нет. Лиса терпит боль, это видно по ее лицу. Отважная девушка. А мы, сильный пол, совсем забыли о ее пальчиках на лисьих лапках! Нужно было бы при первых признаках заставить ее надеть перчатки с длинными пальцами и рубаху с длинным рукавом. Дорога становится «лучше». Песка нет, а появляются камни, а нам к такому не привыкать. Опять скачем то вверх, то вниз.

26,00 км. с.Taouz. Доехали до него за 2:30. Находим здесь магазин. Рядом есть пластмассовые столы и стулья. Здесь будем обедать. В магазине к колбасе и салу прикупили йогурт. Подхожу к Лисе, чтобы узнать о ее самочувствии. Был послан со всеми в одно место. Уточняю у Лисы, надеясь на хорошее: «Мне тоже идти или нет»? Ничего не понимая, иду туда, куда и все. Как в том анекдоте: «И зачем я сюда пошел? Я ведь и читать-то не умею». За селением начинается асфальтированная дорога. Педали крутятся сами по себе, начинаем раздеваться. Делаем санитарную остановку. Опять бедуин просит помпой подкачать колесо его «Харлея Дэвидсона». Опять качаю, что-то ему говорю, употребляя нехорошие слова. Делать мне больше нечего, как качать колеса всем местным жителям Марокко. Это был мой третий клиент.

40,85 км. Merzouga (Мерзуга). ФИНИШ. Вот и все. Приехали! Фото для отчета. Начинаются другие хлопоты. Более приятные, чем те, которые были на маршруте. Поздравляю Командира с очередным руководством походя V к.с.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. После похода

§1. Наши в Мерзуге (20-21.11)

Сфотографировавшись у вывески, разрабатываем план наших действий в Мерзуге. Первым делом «берем» Банк. Местной валюты катастрофически мало. Затем ищем медицинский опорный пункт, чтобы «починить» лисьи пальчЕки. Затем ищем ночлежку. Нашли обменный пункт очень быстро. Он располагается в помещении почты. Я остался сторожить наши велосипеды. И как всегда здесь бывает, подкатывает местный бармалей. Что-то пытается мне рассказать или предложить, не понимаю я по берберски. Предлагаю ему подождать нашего Командира. Вы найдете общий язык. Бедуин предлагает на территории кемпинга поставить свои палатки и переночевать в них. Есть душ, туалет. Стоит это 20DH (20грн., 80Рос.руб.). Соглашаемся, но сейчас нас интересует госпиталь. Тоже нашли и довольно таки быстро. В холле госпиталя сидит Щорс! Голова обвязана, кровь не только на рукаве. Не вижу товарища Маузера, бинокля, портупеи и шашки. Неужели потерял? Сохранил ли партийный билет?

- Бамбармия киргуду,- кто-то говорит мне.

- Ля шукран,- отвечаю я.

А, так это не Щорс! Это пострадавший представитель стран БеНиЛюкса. Очень быстро ехал на багги по барханам и не рассчитал угол атаки. Перевернулся. Что самое интересное, людей в белых халатах мы не дождались. Подъехали к автовокзалу. Из Мерзуги ходит автобус до Феса раз в день и через день. Отправление из Мерзуги в 19:00 (время местное). За час до отправления автобуса, нужно подойти в кассу, чтобы оформить багаж. Нам провоз великов и рюкзаков обошолся каждому по 50DH. Стоимость билета 180DH (180грн, 720Рос. руб.). Если не ошибаюсь, в Фесе около пяти часов утра. Купили на завтра билеты, едем в отель.

Приняв душ по берберски, обливаясь водой из ПЭТбутылок, собираемся в центр. Нужно поужинать. Завтра едем кататься на верблюдах по барханам. Хитрый бедуин попросил по 150DH с одной задницы. Сторговались по 100.

Рядом с автовокзалом нашли кафешку. Рядом в овощном магазине купили мандарин, бананов, «Сосу-Солу». Наелись. Идем в свой караван-сарай. Завтра седлаем верблюдов.

Думал, что спать буду сегодня долго, но ошибся. Вылез из палатки в 07:15. Народ во второй уже не спит, что-то бубнят себе под нос. Выпил йогурт, который везу со вчерашнего дня. Сегодня подкосило Вову и Áльберта. Не надели на себя респираторы, вот и заразились от Командира. На завтрак готовим кастрюлю вареной картошки и закинем в нее потом тушенку. Сегодня диарея перекинулась на Мишу. Командиру полегчало, но в таком составе нам кастрюлю картошки не преодолеть.

В 12:00 пришли погонщики верблюдов. Пора посмотреть дюны. Посадка на верблюда и спуск с него, вот самое экстремальное в прогулке на них. Если бы не специальный упор для рук на седле верблюда, можно упасть с одногорбого. А когда идешь по земле после езды на верблюде, испытываешь такое ощущение, что тебе между ног засунули барабан.

Днем сделали попытку доесть вареную картошку. Не получилось. Остатки отдаем кошкам, здесь их очень много. Потихоньку складываемся. Упаковываем рюкзаки. Выбрасываем ПЭТбутылки, в которых возили воду.

В 19:00 на автобусе уезжаем из Мерзуги в Фэс. Спать было не очень удобно, но некоторые наши товарищи умудрялись сотрясать воздух своим богатырским храпом. А плеск жидкости в бутылке Пепси на полке автобуса, мысленно переносил нас на берег Атлантического Океана. Из вентиляционного отверстия над головой дул океанский бриз…

§2. Наши в Фэсе (22-23.11)

Приехали в Фэс. Из Фэса наша дальнейшая дорога в Касабланку. Выгрузили всех пассажиров у ж/д вокзала. В рядах возникает сумятица. Почему не довезли нас до автовокзала? Потом, немного позже, мы были рады ж/д вокзалу. Командир, Миша и Вова пошли на разведку в здание ж/д вокзала. Я и Лиса остались сторожить вещи. Подходит представитель местной «интеллигенции» и начинает предлагать свои услуги: такси, отель и другую чепуху. Будильник Кашперовского мучает Лису, и я отправляю ее на ж/д вокзал. Через некоторое время возвращаются разведчики и убийца будильника Кашперовского. У нас рекогносцировка. Переносим вещи в здание ж/д вокзала.

Устроились с комфортом. Командир остается здесь, а весь остальной народ идет гулять по Фэсу и ищет автовокзал. Перед тем, как нас отпустить, Командир завтракает и обеспечивает себя обедом. Еще темно, но куда идти и спросить прохожих, куда именно идти, возможно. Еще дома, я записал в блокнот как звучит по-французски «автовокзал» - «Гар рутьер», но этот блокнот не взял, а взял другой. Поэтому спрашивал, где находится автобусная станция. Вот нам и показали автостанцию городских автобусов. Несколько платформ под навесом. Ни касс, ни здания автовокзала. Нам было известно, что автовокзал находится возле ворот королевского дворца (название ворот не помню, ул.Abu Bakr ibn Al-Arabi). После долгих набрасываний петель вокруг Королевского дворца, ко мне возвращается память, а вместе с ней и «Гар рутьер». Сразу показали. Здание вокзала большое и красивое. Но как только мы зашли вовнутрь, сразу поняли, что ж/д вокзал, это отель с десятью звездами.

Публика – бомжи, калдыри и другие бичи. Иду сзади всех, прикрывая Лису от нежелательной публики. Оглядываюсь назад. Приклеился какой-то абрек. Поворачиваюсь снова, идет. Был послан к Белому Дьяволу (Я хаббара Абет!). Народ хочет здесь что-то купить из съестного. Не рекомендую доставать деньги на виду этой публики.

Кассы – маленькие помещения с окошком (сколько направлений, столько и касс), без компьютеров. Билеты выписываются вручную. Кассиры спят внутри касс, дожидаясь следующего рейса, чтобы проснуться и выписывать билеты. Наш кассир должен проснуться ч/з 15мин. Не стали ждать его пробуждения. Автобус на Касабланку отправлялся от центральных ворот автовокзала, здесь же бравые ребятки выписывали билет (70DH). Автобус ходит каждые три часа. Хотим уехать автобусом в 19:00. Это последний.

Внутренний антураж – описать тяжело. На что же это похоже, не могут вспомнить. Обшарпанная краска на стенах, дым от сигарет стоит столбом и везде продаются пирожки и разная ерунда.

Покидаем это злачное место и идем на ж/д вокзал. Хотели пойти по другой дороге, но как обычно бывает, заблудились. Опять петляем и выходим к вокзалу. О своих приключениях рассказываем Командиру.

Автовокзал нашли, теперь можно и погулять по городу, Медине (Старый город). Но в первую очередь покушать. После долгих поисков объекта, находим блинную. Чай подают в граненых стаканах, можно напиться. Съедаю две порции блинов с медом и два стакана чая. Зная дорогу, идем к Королевскому дворцу и рядом с ним Медина. Накрапывает дождик. Наконец-то наступает сезон дождей, разрекламированный Лисой в начале нашего похода. Заходим в Медину, и народ бросается на закупку подарков и сувениров. Я и Лиса стоим в сторонке, чтобы не участвовать в этом шопинге. Дождик усилился, а я без куртки. По результатам шопинга, было закуплено пять пар национальной обуви – БАБУШИ. Не заметил, как приклеился к нашей группе старик Хоттабыч. Зовет за собой, и мы как послушные ягнята идем за ним по лабиринтам улиц. Чем дольше мы идем, тем улицы становятся безлюдными и узкими. Лиса поднимает тревогу. «Ребята, куда мы идем?!» - говорит она, приводя меня в чувство. Почему только меня, да потому, что остальной народ начал на нее шипеть, как Змей Гарыныч на Алёшу Поповича. Предупредив всех, мы с Лисой развернулись и пошли назад, пока не забыли дорогу. Остальные последовали за нами. Решаем выходить из Медины другим путем, ориентируясь по навигатору в смартфоне Lenovo. Опять накидываем круги, мокнем, но выходим к знакомому входу в Медину. Дождь становится сильным. На вокзал пришел весь промокший. Тут же в зале переодеваюсь в сухое.

Началось. Идет обсуждение, на чем ехать в Касабланку. Три человека – на автобусе. Это нужно будет под дождем ехать на автовокзал, приехать ночью в Касабланку и с прожекторами в голове искать отель. Забегая вперед, скажу, что утром мы его искали 1,5 часа. И вторая тройка предлагала ехать в Касабланку электричкой. Сдать велосипеды в багаж и без ничего загрузиться в вагон. Уехать из Фэса в 01:45. В Касабланке будем в 06:30. Поспим в поезде. Очень долго шла борьба противоположностей. Победил Командир. Едем на электричке. Сдали велики в багаж. Цена сервиса – 100DH. Багажный вагон находится в электричке, которая приедет в Касабланку немного позже нашей. Просто в Касабланке нам придется подождать наши велосипеды.

Сели в электричку в разные вагоны. Электричка проходящая, места свободные были. До свидания, Фэс!

§3. Наши в Касабланке (23-25.11)

Kasa Voyageurs. Прибыли по расписанию. Уже были мы здесь. Находим место (на улице), под пальмами лавочки. Иду к зданию ж/д вокзала купить кофе. Командир, Вова, Миша идут искать багажное отделение. Машут руками, чтобы я шел к ним. Получили велосипеды, собираемся. Какой-то чин в сопровождении нескольких человек поинтересовался, откуда или куда, есть ли у нас билеты. Выходим в город. Узнаем, как доехать до ул.6 Ноября (12, Rue 6 Novembre). От ж/д вокзала нужно ехать вдоль трамвайных рельс, выехать на площадь перед Мединой. Там опять ловить «языка» и узнавать, где находится такая улица. Доехали до площади. Командир и Миша пошли искать отель «Astrid» (тел.05 22 27 78 03/05, E-mail:hotelastrid@hotmail.com). Пока продолжались поиски, Я и Вова посетили заведение М.Доналдс. Пришла разведгруппа. Еще издали увидел сияющие лица Командира и Миши. Нашли! Нам отвели два номера по три человека в каждом. Рассортировались «по палаткам». Народ, не все, увидели душ и потеряли рассудок. Договариваемся, что моемся по 10 мин. и уходим в город на поиски Общепита. Не удалось получить удовлетворение от процесса. Попали в заведение типа «быстро кушайте и отваливайте». После завтрака идем гулять в Медину. Медина – это старый город, а в нем находится огромный базар. Ребята собрались здесь делать покупки подарков домой. Я и Лиса откалываемся от коллектива, предварительно сообщив об этом Командиру. Заходим в толпу, кто прямо, а мы на право. Идем к Океану. Карту купил в книжном магазине. Доходим до порта, сворачиваем влево и попадаем на причал, куда приходят после рыбной ловли рыбаки на своих баркасах. Тут же расположен базар свежевыловленной рыбы и несколько рыбных ресторанов. Решили с Лисой сюда прийти вечером с ребятами. Мы почему-то уверенны, что встретим их у мечети Хасана II.

Идем по набережной вдоль Океана. Подойти к воде нет возможности, везде что-то строится.

Мечеть Хасана II. Говорят, что это самая большая мечеть в мусульманском мире. Её Минарет выше пирамиды Хеопса. Сюда можно совершить экскурсию, но цена, по нашему мнению, уж слишком высока. 100DH за 20мин. экскурсию. Перед мечетью уходим по дамбе вправо. Сегодня отлив, я с Лисой спускаюсь вниз, к воде. Разуваемся и заходим в воду. Вода не холодная. Была, не была! Раздеваюсь и полностью погружаюсь в воды Атлантического Океана. Испытанные мною чувства от купания словами не передаются!

У мечети Хасана II, как мы и предполагали, соединились с нашими ребятами. Мише удалось внедриться в группу экскурсантов и побывать внутри мечети. Это по его рассказу об увиденном, мы поняли, что за 100грн. Не стоит туда идти.

Идем в отель мимо овощных рядов. Купили мандарины по 1грн. За килограмм. Зовем ребят в рыбный ресторан, но наша четверка отважных еще полностью не одолела диарею. Они пойдут завтра, а я и Лиса пойдем сегодня и завтра. Заказали рыбное ассорти. Насчитал 6 сортов жареной рыбы и сверху креветки. Хорошо, что это блюдо было в одном экземпляре. Мы его вдвоем еле осилили. А вот кальмаров, фаршированных кашей, Лиса не осилила. Берем в отель, угостить ребят.

24 ноября. Утром зашли в международную паутину. Отписались друзьям, что у нас все хорошо. Выпили кофе с круасанами и идем в город. В банкомате получили DH для того, чтобы их потратить. Я с Лисой опять откалываюсь от коллектива. Что-то с желудком. Засорил я его вчера мандаринами, рыбой, «поп-кормом», креветками, кальмарами, мороженным. Договариваемся с ребятами о времени нашей встречи у порта. Сегодня все идем в рыбный ресторан. Купил себе маленькие сувениры о Марокко. По дороге к порту, выпили с Лисой коктейль из разных свежевыжатых цитрусовых и других экзотических плодов. Думал, что таким коктейлем «запущу» свой желудок. Когда подошли к ресторану, понял, что не то чтобы что-то съесть, а и запах рыбы не перенесу.

Вечером опять гуляем по городу, идем к Океану и возвращаемся новой дорогой к отелю. Было чувство, что заблудились. Петляли по улицам Медины с таким расчетом, чтобы Океан был по левую руку. Удивились, что вышли к продавцу сувенирами, у которого утром что-то купили. Решил потратить последние 200DH. Купил чайник для заварки чая. Буду дома пить зеленый чай с мятой. Как говорят, это берберский чай. Если я ничего не перепутал, то он готовится так. В чайник кидается зеленый чай, щепотка мяты (листья), кусковой сахар (по вкусу) и заливается кипятком. Интересно его наливают в стакан. Поднимают заварной чайник над стаканом на ~30см и льют чай. Если появилась пенка, значит, чай заварен правильно.

25 ноября. Утром идем в холл, чтобы выпить кофе с круасаном. Опять решали трудную задачу. На чем ехать в Аэропорт, на велосипедах или на электричке. Победили велосипеды. Сегодня покидаем гостеприимный отель «Астрид» и не менее гостеприимные Касабланку и Марокко в целом.

Едем по городу, ориентируясь по ЖПСу. Накидываем круги, как и положено при такой ориентировке. Выехали из города. Трасса хорошая, но полно автотранспорта. Отвыкли от такого движения. При въезде в Аэропорт стоит жандармерия. Попадаем на первый этаж, а надо на второй. В середине поднимаемся по «бегущей дорожке» вверх. Скоро будет регистрация на рейс. Пока есть время, уединяемся в безлюдное место, чтобы принять на грудь аперитивчика. Аперитив был крепостью о 38,5°. Нужно будет на борт взять еще, чего ни будь в Дьюти, чтобы не страшно было лететь 4,5 часа до Стамбула.

Борт. Когда сдавали велики в багаж, попросили спустить воздух из камер. Дали нашей группе места в одном ряду. Удобное расположение для усугубления. На борт пронесли литр виски. Очень хорошие, по определению Миши. Когда встали на курс, наливаем. Видимо по вагону распространился специфический запах и стюардесса начала накидывать круги как акула вокруг своей жертвы. «Конспирация и еще раз конспирация», - любил говорить вождь пролетариата Ульянов Ленин. В какой-то момент конспирация была забыта, и кулек с виски я поставил не под сидение, а возле своих ног. Стюардесса тут же появилась, как ищейка доберман. Забрала виски, змея подколодная. Что-то сказала по арабски. Поняли, что отдаст в Стамбуле.

Выходим из самолета. Подхожу к стюардессе и языком жестов объясняю ей, что когда мы летим на самолете, мы волнуемся. А когда мы волнуемся, мы пьем. А Вы нас лишили успокоительного. Идущий сзади русскоговорящий турок удивился, что у нас есть силы допить оставшееся.

§4. Наши в Стамбуле (25-26.11)

Аэропорт Сабиха. Стамбул. Ждем багаж. Когда появились вещи, поняли, что не хватает одного велосипеда. Нашли быстро. Не успели даже испугаться. Идем на наше место, где мы ночевали, ожидая рейс на Касабланку. Что удивительно, место свободное. Повезло. Миша предлагает купить в Дьюти еще какого ни будь напитка. Показал мастер-класс по проникновению в помещение со стороны выхода при раздвигающихся автоматически дверей со стороны входа. В тапочках, футболке и шортах, Миша попал в Дьюти и вышел с бутылкой Джина к нам. Поправляем здоровье. Располагаемся на спальных местах по старой схеме. Только Лиса уходит немного дальше пьяных мужиков. Опять ходит тетя полицейский в непосредственной близости с нашими телами. Без претензий. Спать легли в 02:00 по марокканскому времени.

Проснулся в 3:55 по марокканскому времени. Никак не могу высчитать, который же час в Стамбуле. Опять уснул. В итоге проснулись в 11:00 по местному времени. Миша остается стеречь вещи и досыпать. Остальные едут в центр. У нас пластиковая карточка для проезда в автобусе. Пополняем в кассе счет. На автобусе №10Е (лучше 11Е, т.к. это экспресс) едем в город. Были в пути 1,5 часа. Паром и гуляем. Начался дождь. Я и Лиса уходим, а остальные решили погулять еще. Мы купили овощей для ужина и возвращаемся в Аэропорт к Мише. Последний совместный ужин в Стамбуле и на регистрацию.

§5. Наши в Донецке (27.11)

Донецк. Прилетели в Донецк около двух часов ночи. Расположились на тех же лавочках, когда летели в Стамбул. Кое-кто спит, а кое-кто периодически бродит по Аэровокзалу. Не спиться ему. В 08:30 Лиса уезжает на грузовом такси в Ростов. Приезжает YurNik. Привез в термосах чай, печенье. Все, кроме меня, уезжают скоростной электричкой в Днепропетровск. Я остаюсь в Донецке, чтобы денек погостить у YurNika. Вот и все. Теперь поход уж точно окончен. До новых встреч на новых маршрутах!