Вступление:

За основу был взят маршрут из отчёта Тани Скородумовой и добавлен Казахстан. Только стартовали мы из Бишкека через перевал Кегеты и финишировали через перевал Тосор, далее в Казахстан. Маршрут намечался сложный, и набирать в группу незнакомых людей не хотелось, поэтому состав был из двух человек:

Сергей Шонин (Тихвин)

Юрий Швырков (Вентспилс)

На данный момент оба проживают в Санкт-Петербурге

 
 
День Нитка Километраж, км Набор высоты, м Сброс высоты, м
1 Бишкек - Горная Маевка - Рот Фронт - дачи ущ. Кегеты 87 2088 1344
2 Дачи - пер. Кегеты 3782 м - поворот на пер. Каракол 42 2572 1379
3 Поворот - пер. Каракол 3485 - долина Каракол  55 1138 1367
4 Долина Каракол - Кожомкул - Кызыл-ой 80 658 1447
5 Кызыл-ой - пер. Кырк-кыз 3223 м - пер. 2170 м - пер. 1795 м - Сарыкамыш 67 2503 2886
6 Сарыкамыш - р. Кекемерен - Чаек - Башкаинды 83 1501 1055
7 Башкаинды - пер. Кара-кичи 3362 м - оз. Сонгкель 77 2206 994
8 Оз. Сонгкель - пер. Тескей-торпок 3133 м - пер. Джаан-булак 3013 м - трасса А365 70 1260 1114
9 Трасса А365 - Нарын - Эки-Нарын 99 1044 1075
10 Эки-Нарын - ущ. Капчигай - р. Болгарт, полудневка 49 1165 818
11 Р.Болгарт - ист. Джилисуу - р. Джилисуу 60 1383 796
12 Р.Джилисуу - пер. Тосор 3893 м - пос. Тосор 58 911 2633
13 Дневка 0 0 0
14 Пос. Тосор - Каракол 95 770 644
15 Каракол - Погранзона с Казахстаном, полудневка 64 820 609
16 Погранзона - КПП Каркара - Кеген - пер. Кеген 75 723 1124
17 Пер. Кеген - Чарынский каньон, полудневка 50 547 1176
18 Чарынский каньон - Кокпек - Бартогайское вдхр, полудневка 61 739 588
19 Бартогайское вдхр - долина р. Асы 43 2168 979
20 Р. Асы - Тургеньское ущелье - Алматы 121 1200 2775
  Суммарные данные 1336 25396 24803

 

 

Бюджет на человека: 32 500 рублей:

Курс: 1 руб = 3.15 тг = 1.08 сом

Перелёт СПб-Алматы-СПб: 17500 руб;

Кафе в Алматы: 150 руб (400 тг);

Такси Алматы-Бишкек: 1300 руб (4000 тг);

Гостиница «Белые ночи» в Бишкеке: 700 руб (750 сом);

Гостиница «Альтамира» в Караколе: 650 руб (700 сом);

Кафе в Караколе: 320 руб (350 сом);

Парикмахерская: 190 руб (200 сом);

Входная плата в Чарынский каньон: 220 руб (700 тг);

Гостиница «Континенталь» в Алматы: 650 руб (2000 тг);

Кафе в Алматы: 150 руб (400 тг);

Сувениры: 1300 руб.

Погода:

От +30 до +45 днём

Связь:

Связь Tele2 и Megafon бывают редко где. Симки лучше покупать в Бишкеке или Алматы. В деревнях продают только большие симкарты – микро нет в продаже. Пополнить счёт можно практически в любом магазине, оставив деньги и номер телефона – мы не проверяли.

Поломки и утери:

Юра: погнута большая звезда при перелёте
Сергей: сломана стойка багажника, подошва ботинка, потерял очки, чуть не потерял навигатор :)))

Все неполадки были устранены с помощью пассатиж, хомутов, армированного скотча и клея.

День 0. Алматы - Бишкек

Летели компанией «Аэрофлот». Вылет из Питера в 19.45 по местному и прилет в Алматы в 03.45 по местному. Перелёт длился 5 часов, но разница во времени была +3 часа. Нам не повезло с местами, и мы сидели перед аварийным выходом, а там сидения не откидываются (проходите электронную регистрацию :)) – поспать удалось, но очень напряжно.

Заполнили миграционную карточку. Я по российскому, а Юра по заграннику прошли паспортный контроль.

Собрали велосипеды и поехали в город. На выезде из аэропорта стало ясно, что у Юры не перекидывается цепь на большую звезду. Диагностика выявила согнутую большую звезду (не ленитесь правильно упаковывать велосипед!), плоскогубцами выправили.

В 05.30 утра термометр показывал + 26 градусов тепла. 20 км до автовокзала доехали, любуясь снежными вершинами гор. Как же хотелось уже рвануть на штурм, казалось, что сейчас я бы преодолел маршрут на одном дыхании :)

Выезд из Аэропорта Алматы

На автовокзале съели по лагману в ожидании маршрутки на Бишкек(1300 тг), однако водила сказал, что надо выкупить 6 мест (багажник у него не вмещал велосипеды, а терять деньги он не хотел). В итоге нашли такси до КПП Кордай за 8000 тг.

На границе казахи выпустили без проблем (само собой мы рассказывали каждому встречному о нашем маршруте на протяжении всего путешествия). Киргизский пограничник забрал наши загранпаспорта и сказал готовить по 500 рублей, сам ушёл на паспортный контроль. Мы проигнорировали его фразу, получили  паспорта обратно (снова вопросы о маршруте), проверили наличие печатей и двинулись в путь.

Ещё 20 км до Бишкека дались куда сложнее – на улице +45 жары, поливались водой через каждые 2 км, в итоге заработали перегрев. Нашли гостиницу «Белые ночи», где и остановились (душ и сон), вечером прогулялись по Бишкеку затарились провизией на ближайшие 4 дня и снова спать.

День 1. Бишкек - Горная Маевка - Рот Фронт - дачи ущ. Кегеты

Выехали в 5 утра, дабы свалить в горы по холодку, да не тут-то было…  

6 утра

По асфальту докатили до Кок-Джар, там свернули налево, чтобы прокатиться по грунтовым дорожкам до Горной Маевки без машин.
Пока до неё добрались уже начинало жарить :( На наше счастье там был отличный магазин, можно полноценно запастись едой, но нас интересовали 2 вещи: питьё и мороженое – всё было, жадно поглощая айс крим мы пытались укрыться от солнца в тени магазина.

Далее подъём на перевал 1770 м по асфальту. После перевала грунтовый спуск в ад… :))) точнее в долину реки, где солнце испепеляло наши изнеженные питерской прохладой тушки.

Поставили на берегу горной речки двухместную конуру и попытались спрятаться в ней… наивные питерские «юноши»… в палатке стояла такая духота, что приходилось каждые 15 минут бегать мочить одежду.


Ладно, переждали, спустились в Рот Фронт и направились мимо п. Кегеты к одноименному перевалу. Через какое-то время асфальт закончился - «30 км до перевала -  докрутим как-нибудь завтра» - подумали мы и поставили палатку.

Въезд в ущелье
День 2: Дачи – пер. Кегеты 3782 м – развилка на Каракол.

Снова ранний подъём. 5 км и водопад – обычный такой водопад с вкусной водой.

Дорожка с каждым километром становилась всё сложнее, но тем интереснее было остаться в седле: приходилось использовать все навыки езды по бездорожью и повышать экспириенс.

Каменная дорога
Главное не останавливаться :)
Виды вокруг радовали глаз, за этот день было сделано 100500 фоток :)))
В какой-то момент пошёл дождь, сильный и холодный… «хм… а ведь это всего 2000 м, на Кегетах при таком раскладе будет снег» – размышляли мы.
Правда через какое-то время снова светило солнце.


В скором времени встретили группу ребят из Латвии (они спускались с перевала), общение обмен инфой. Нас обрадовали – дороги с перевала нет, мы порадовали их – Бишкек недалеко :)

Латыши привели с собой туман, точнее облака, весь дальнейший путь до перевала проходил в условиях, в которых шастал знаменитый ёжик.


Не жарко
Видов не посмотреть, зато можно было сконцентрироваться на пульсе и дыхании, если второе ещё можно было восстановить, то первый отказывался входить в рамки адеквата. Порой я думал, что моя хрупкая грудная клетка не выдержит, и сердце вылетит наружу.
Последние несколько сотен метров шлёпали по снегу за стадом коров. И вот, когда осталась одна петелька – дорога закончилась… Чабаны пихали коров в задницы плечом, пытаясь напрямик вогнать их на перевал, мы заносили рюкзаки и велы раздельно. Вот так вот мы дружно и запёрлись наверх.

 


Пер. Кегеты
 

Пока мы радостные фоткались, стадо уже ускакало вниз. Стоим значит на 3800 и ни черта не видно… «Мы что ради этого сюда пёрлись? Неужели мы не заслужили хотя бы на минутку увидеть просторы?» - вопрошал я к небу. Небо меня услышало! Облака разошлись сначала на несколько секунд, потом минут, а потом вообще всё стало видно и полил дождь, на который мы не обращали внимания :)

По сыпухе спустились напрямик до дороги (эту технику спуска я освоил давно. Едешь на ногах по камням, упираясь задом в штанину рюкзака)
Далее скоростной спуск в долину, и вот уже стадо позади. Вечером к нам в гости из соседней юрты приходила девушка Кудзин с братом . Послушали наш рассказ о Кегетах и предложили утром зайти за кумысом.
Спаааааааааать!!!

Вид с Кегет
День 3. Развилка на Каракол – пер. Каракол 3485 м – Долина Каракол.

Утро, солнце, обещанный кумыс (Кудзин передавайте привет от нас), в дорогу! Утро

Дорога хорошая, едем – балдеем, скачем по бродам, охлаждая ноги в ледяной воде,
свистим в ответ сусликам :)

Не доезжая перевала начинаем тропить по снежному склону, не много, метров 10 (можно было проехать ниже, но сбрасывать высоту не хотелось).
 
 
 
 
 
В общем объездными дорожками вкатили на перевал (основная дорога ещё в снегу), ах какая красота в долине Каракол, я не поэт, а-то бы написал бы стих какой :)
Перевал Каракол

Спустились по накатанной дороге в долину – класс. Чуть не потерял крыло, спасибо Юре, что подобрал, а-то у меня перед глазами спуск и сопли до плеч :)))

Долина реки

На одной из остановок я всё-таки потерял очки…вторые за сезон :(( Чем дальше ехали, тем больше было юрт и пьяных чабанов. Один нас звал в гости, но слушать полночи пьяный базар про то, какой Путин молодец не оч хотелось. Хотелось голышом нырять в горную речку, наслаждаться дикостью природы и спокойно ужинать.

Долина реки


В общем была бы цель, а всё остальное мелочи ;)

День 4. Долина Каракол – Кожомкул – Кызыл-ой.

Вторая часть долины понравилась меньше: дороги хуже, машин больше. Молока вот купили коровьего в юрте(часто пить кумыс – часто бегать по кустам). Кстати, ценник на оба продукта 30 сом за литр.

В надежде скорее добраться до асфальта на основном шоссе, мы жали на педали под палящим солнцем. Но к нашему великому разочарованию асфальта не было, зато была шикарная гребёнка – хорошо, что в скором времени параллельно с дорогой можно было ехать по следам машины, прямо до Кожомкула. В среднем магазинчике из трёх можно запастись едой на маршрут. Но мы там ели мороженое (оно дешёвое, что-то в районе 10 сом), а закупаться решили в Кызыл-ой (не стоит откладывать закупку продуктов на крайний магазин ;))

Виды вдоль реки Кекемерен не давали скучать, но это не помешало Юрику перегреться… В Кызыл-ой с продуктами жуткая беда, мало чего смогли купить (последнюю полторашку воды забрал у них). За посёлком встали на ночь. Перегрев всё-таки дал о себе знать, и Юрика свалило – холодные компрессы вернули его к жизни через какое-то время. Всё норм: ужин, сон.

Место стоянки

PS: Если на прошлой стоянке наличие комаров мы посчитали за случайность, то тут уже начала прослеживаться какая-то закономерность. «Комаров на Тянь-Шане нееееееееет»– говорили они. «Там вообще дубаки и снега бывают!» – не, не видели :))) А вот комары нас доставали на каждой стоянке, не критично, но кусали. "Ладно самим надо было готовиться лучше" – решили мы, перебив очередной десяток кровососов :)

День 5. Кызыл-ой – пер. Кырк-кыз 3223 м – пер. 2170 м – пер. 1795 м – Сарыкамыш.

Утром сразу на штурм перевала. Прохлада как обычно быстро сменяется жарой. Подъём на Кырк-Кыз полностью проезжаем.Дорога на пер. Кырк Кыз


На подъёме прикупили молока, угостили детей конфетами. Говорить о том, что виды вокруг классные не имеет смысла – там везде красиво!

Пер. Кырк Кыз
Дорога на пер. Кырк Кыз


На макушке пообщались с местным, который не знает, что по ту сторону перевала – никогда там не был. А там китайцы тянут высоковольтные провода, и если прожевать вафли можно своим чайником словить  один из этих проводов над дорогой. Правда местами мы всё равно разгонялись до 35 км/ч. На одном из поворотов я успел выпрыгнуть с велосипеда, который поплыл на сыпухе в сторону – вел цел, едем дальше.


Чем ниже, тем жарче. Ещё один перевал за спиной и снова спуск. В этот раз к сыпухе добавилась колея от машин на глиняной грунтовке («Не дай бог тут оказаться в дождь» - думали мы. А всё-таки есть плюсы в жаре - залипухи нет!) И снова я успеваю выпрыгнуть с вела, пятиметровая пробежка и я возвращаюсь к велосипеду – камень неудачно попал под колесо.


Третий перевал дался не легче первого, местные угостили айраном, а мы их конфетами – выпить полторашку в одно лицо я не смог. А Юрик отказывался пить сию микстуру :)))))))))))))))) Наверху нас ждал душ из дырки в трубе над дорогой – ну хоть какая-то прохлада!

И снова спуск, теперь уже к реке на ночь. Пара бродов перед сном, и вот мы под абрикосовым деревом лопаем недоспелые абрикосы и готовимся к отбою.

Потенциальная залипухаНа ночёвку
День 6. Сарыкамыш – р.Кекемерен – Чаек – Башкаинды.

Сегодня мы поняли ради чего вчера так упахались.


Каньон реки Кекемерен в этой части просто бесподобен, все виды ассоциировались с

кадрами американских фильмов: автомобили со столбом пыли, отвесные стены и орлы пролетающие где-то в самом верху – просто захватывало дух!!!
Кстати, китайцы строят там дорогу и через года 3-4 (как нам сказал Марат – местный парень из Оша, тож там трудится) будет асфальт!
Шикарно было ехать до посёлка Кызыл Курган. В посёлке у магазинчика дед воспользовавшись нашим предобеденным состоянием впарил нам 3 кг недоспелых абрикосов по 100 сом за кг, мы потом долго ржали над собой, как нас развели J да и хлебушка он нам купил тож норм – 50 сом за лепёшку, даааа за чужой труд надо платить :)) К слову – магаз плохонький, так чисто с голода не помереть.

Р.Кекемерен


После посёлка пошёл грейдер. Который тоже скоро будет асфальтом. Так мы добрались до нашей трассы и до мороженого! Далее был городок Чаек – там есть всё: от милиции до бильярда (магазины, кафе, банки, аптеки, рынки – «шашлык, девочки, любовь» одним словом :).

Перед Башкаинды свернули в сторону перевала Кара-Кичи. Перед ночлегом прикормили босоного мальца конфетами, и он тут же сдал нас всем своим друзьям!
Музей велотуризма под открытым небом для детей  и мы сваливаем дальше в поисках другого места ночлега. Через пару км встали у ручья.
День 7. Башкаинды – пер. Кара-Кичи 3362 м – оз. Сонгкель.

Подъём на Кара-Кичи красивый, но пыльный, ибо машины гоняют на угольные разработки.


Жить стало легче, когда мы проехали этот карьер, правда ненадолго… Нас сначала

обогнал швейцарский мотоциклист, а потом колонна из десятка мотоциклистов, несколько багги, около десятка внедорожников  и техничка– само собой напылили жутко.

 

Как мы узнали чуть позже, это была группа из Израиля, ведомая местным мотоклубом. На перевале они забрались на макушку горы – оттуда вид хороший, ну мы тоже не пальцем деланы и пускай у нас нет двигателя внутреннего сгорания, зато у нас вместо сердца пламенный мотор, а потому мы двинули к ним. Такого у меня в жизни ещё не было, я почувствовал себя звяздой аж :)) Увидев нас, все забыли про горы – со всех сторон щелчки камер и овации, а ещё нам сразу подарили по банке Рэд Була и сказали, что мы крутые пацаны :)) Да, мы такие ;)

Перевал Кара Кичи



Поговорил с одним из них, рассказал, как по Родине их путешествовали не так давно, оставил ему своё мыло, электронку короче говоря, он мне даже фотки выслал :)
А дальше был спуск с небольшими подъёмами к озеру Сонгкель.


Решили не париться и по совету руководителя группы мотоциклистов встали рядом с юртами-кемпингом. Водой нам разрешили пользоваться бесплатно. Стоять с палаткой само собой тоже. Однако пригласили в юрту на ужин за 350 сом, и мы не смогли отказаться попотчевать в кругу разношёрстной публики. Кого там только не было: киргизы, японцы, швейцарец, американка, немцы.
В общем после ужина и заката Юрик пошёл спать, а я пошёл в гости в микроавтобус к водителю коммерческой велогруппы японцев отмечать бутылочкой вина его прошедшее день Рождения…

ОзероЗакат на  Сонг Кель

… … … Кто-нибудь из вас танцевал в едущем на 3000 метровой высоте в полночь в едущем в соседний юрт-кишлак за водкой микроавтобусе с учительницей английского языка из США и Мотоциклистом из Швейцарии под песни Михаила Круга? При этом за рулём пьяный водитель, а с ним не менее пьяный переводчик японского J Это круто. Это незабываемо. А потом мы любовались Млечным путем в полнейшей темноте и тишине. Спасибо всем ребятам за компанию!

День 8. Оз. Сонгкель – пер. Тескей-Торпок 3133 м – пер. Джаан-Булак 3013 м – шоссе А365.

Утром я быро починил сломанную стойку багажника. Пришёл Андрей (водитель

микрика) и предложил 50 грамм для жизни, но это неспортивно пить по утрам. А потому он нас угостил арбузом, подарил изюм и курагу, вкуснейших конфет «Сумасшедшая пчела» (желейная конфета с начинкой), Юрику подогнал резинку-эспандер, чтобы закрепить рюкзак к багажнику, ещё предлагал отдать свою карту, но тут уже мы отказались и так человек  нас хорошо снабдил – совесть у нас ещё естьJ Я надеюсь он мне напишет, не хочется терять связь с такими мировыми людьми!
Мы попрощались и тут я понял, что навигатора-то нет… все перерыл 2 раза – нет, поехали на место ночёвки – запарились его искать, нашли, но навигатора нет… пипец!!! Ну не мог я его пролюбить, однако отсутствие прибора говорило об обратном… Юрик посоветовал сгонять к лодке у которой мы закат фоткали и посмотреть по дороге.  Ох, не лёгкое это дело искать вчерашний день. Нашёл лодку… а вот и он… лежит блин… как ни в чём не бывало… уфффф, аж отлегло – дороговастый поход мог выйти!
Испанцы
На грейдере вдоль озера встретили испанцев (путешествуют на велах с «заплечниками»).
Потом нас обогнал Андрей на микрике, очередная фотосессия на ходу и овации от японцев. И мы разошлись в разные стороны, помахав на прощанье руками.

 

Едем, а позади кричит кто-то, ну кричит и кричит - едем, а он всё кричит... оборачиваемся, силуэт бежит, стоит, кричит,

бежит... решили подождать... сколько времени прошло не помню, но подбегает к нам девочка - очень любит с туристами общаться - поговорили, угостили конфетами и сделали памятное фото :)
Впереди нас ожидали 38 попугаев – неофициальное название перевала Тескей-Торпок. Наверху один из киргизов в очередной раз предложил мне выпить. Я отказался, услышав из уезжающего мерседеса: «Слабак!». Эх, где ты был вчера вечером ? :)))))))
Вскоре стало ясно к чему такое название у перевала: серпантин с крутыми поворотами на 180 градусов уходил куда-то вниз. Крутые склоны и очень много сыпучего гравия, даже с гидравликой руки уставали…

 

Зато дальше вдоль реки было ехать круто – пологий спуск и хорошая грунтовка! Решили пообедать за углом, а там толпа народа на моциках и великах. Ого. Оказывается там земляки встретились и общаются – нам к ним конечно. Ребята из Польши.

Перевал Джаан Булак и мы с поляками
Теперь нас 7 человек и мы штурмуем очередной трёхтысячник.
Полезно с иностранцами покатать иногда, сделал для себя кое-какие выводы:
1. Сумки на переднее колесо вешать никогда не буду – управление страдает жутко!
2. Понятно, почему иностранцев у нас машины сбивают – ездить толпой по шоссе, не обращая внимания на сигналы водителей… самоубийцы! Водители к слову часто ездят пьяными! (Раз уж пошёл разговор, то вот что скажу: «В Киргизии дороги – говно, и водители - идиоты, прямо как в России».)
Долина реки Сонг Кель
Долина реки Сонг Кель

В общем вечером сидели, болтали с ними на всякие туристские темы, на англо-русском языке (они неплохо знают русский). 

День 9. Шоссе А365 – Нарын – Эки-Нарын.

Вообще странные эти поляки. Встали на час раньше нас, а выехали на час позже. Готовят каждый сам себе. У каждого своя горелка и продукты, да и вообще всё своё.

Короче говоря, мы уехали в Нарын вдвоём, маршрут у нас был одинаковый – надеялись ещё увидеться.
На Нарын тоже делают трассу, скоро путешествие по Тянь-Шаню можно будет на шоссейниках проводить. Въезд в город проходил через красивейшие горные ворота.

В Нарыне встретили американцев, они живут в хостеле и делают радиальные выезды в горы. Они нам показали, где рынок, там же есть веломагазин (правда я его не видел). Я устроил шоу трансвеститов в здании рынка: когда ещё местные увидят нечто в обтягивающих коротких трусах с какой-то непонятной штукой на заднице и в обтягивающей майке :))Указатель от руки

За городом нас ожидал грейдер на многие километры. Больше всего я ненавижу грейдер! Ехать в жару и глотать постоянно пыль от проезжающих мимо машин отвратительно. Нас снова обогнал израильский караван, и снова приветствия и общение. Ребята из технички звали в их лагерь через сотку км. Но нам столько не проехать за сегодня.

 

Перед Эки-Нарыном реки были очень грязного цвета и вставать на них не хотелось, но, как назло, с гор ничего чистого не вытекало… Поэтому решили подобраться поближе к Капчигайскому

 
 

ущелью – наши расчёты оправдались и чистый ручей был найден. В этот день наши попы уже не просили Пантенола, они орали: «Хозяин, всё, стоп, баста!!!» Правда кроме Пантенола утешить их было не чем :)))

Горы
День 10. Эки-Нарын – Капчигайское ущелье – долина р.Болгарт. Полудневка.

На въезде в ущелье нас встретила толпа ребятни с нами они пробежали, проехали на осликах до выезда.
Ущелье шикарное, дорожка  идёт извиваясь по склону, то спускаясь к самой реке, то уходя куда-то в небо за поворот.  Виды при этом не дают скучать совершенно.

Через какое-то количество километров (20 км) мы уже были в долине, где, прячась от солнца, перекусили и решили, что пора делать полуднёвку, но для этого надо было ещё немного покататься ;)

Тут же в посёлке нашли мааааленький магазинчик прямо в доме, купили фанты и лимонада, там вообще мало чего есть, но бензин есть!
Дальше профиль был более пологий по долинам рек. Из-за горки появилась тучка, и даже упали 3 капли дождя. А долины всё больше радовали своим масштабом и красотами. В одной из них мы и решили поставить наш лагерь-палатку :))) И так как времени было много, перестирали все вещи, помылись. Жара стояла такая, что я голову спокойно мыл в горной реке. В общем половину дня провели в стирке и пляжном отдыхе.

Долина Болгарт

А поляков всё нет…

День 11. Долина р.Болгарт – гор.ист.Джилисуу – р. Джилисуу.

Утренний кофе

Выезжаем снова по холодку. И проехав километров 5, видим палатку недалеко от дороги и пару велосипедов рядом. Подъезжаем, а там ребята из Беларуси (Максим с Инной) готовят завтрак.


«Привет, как дела, откуда и куда?» - стандартный набор вопросов. Как оказалось мы поедем в одном направлении дня 3 примерно. Мы решили поехать вперёд, понадеявшись на то, что по воле судьбы мы ещё с ними встретимся.
Проехали мимо лагеря мотоциклистов – тишина, видимо все спят, только толстозадые суслики сновали туда-сюда и свистели.

Через какое-то время нам на дороге попался один из множества чабанов, и предложил нам кумыс и чай. Трезвый чабан – это к успеху, едем в юрту. Я с самого начала похода мечтал побывать в настоящей юрте, но как-то всё не получалось, а тут… подъехали, нас тут же усадили за стол, напекли лепёшек (о боже какие же они вкусные), угостили капустой с каймаком, ещё я ел какую-то густую массу сладковатого привкуса (название забыл) – всё настолько вкусно – пальчики оближешь. Я от жадности объелся!
Отблагодарили конфетами (деньги не берут!), нам ещё налили кумыс в дорогу, попрощались и в путь, а тут и наши друзья из Беларуси едут – и вот нас четверо J

Дорожка прямо скажем не асфальт, трясёт хорошо и ехать вверх, по возможности съезжаем на обочину. Навстречу нам попалась двое парней из Англии, они держат путь в Пакистан, потом в Индию, и один поедет дальше в Гонг-Конг.

Россия, Беларусь и Англия

А мы едем на горячие источники! Навигатор показывает брод и мы весело

проезжаем речку. «Такие броды мне смешно именовать бродом» - подумал я. Но вот показался тот самый брод, мда рано я радовался… Течение сильное, но проходимое – переправились. Для страховки Инны натянули верёвку,  и пока она переходила, появилась группа из четырёх мотоциклистов, которые остановились понаблюдать за нашими действиями. Их недоумение просвечивало через шлемы, если велосипедисты кое-как лезут, что делать им.


На другом берегу уже была наша очередь наблюдать переправу мотоциклов  ;) Руководитель проехал ниже по течению, а трое остальных дружно перетаскивали по одному мотоциклу.

Источники оказались платные (150 сом) и нужно было ждать, короче говоря, поехали мы оттуда… в холодные источники :)))))))) К слову, мотобайкеры нас догнали через 15 км. Коммерческая группа из Польши – теперь ясно почему так долго они.

Очередная долина сводила с ума своими масштабами и снежными вершинами. Ещё несколько бродов с переноской велов и рюкзаков раздельно. Один я даже попытался проехать. Правда посередине речки встал – течение сильное, глубоко и камни в размерах выросли, искупал рюкзак, себя подмочил мальца. Кое-как со смехом выбрался.

Верёвку пришлось натягивать ещё раз перед установкой лагеря – уж слишком сильное течение там на плитах было, хотя с верёвкой мне показалось смешным :)

День 12. Р. Джилисуу – пер.Тосор – пос.Тосор.

После замены спиц у Инны мы уже в полный рост вкручивали к перевалу Тосор – высшей точке нашего маршрута. Подъём оказался куда проще, чем подъезд. Поэтому мы довольно шустро забрались на перевал.

Перевал Тосор

Как выяснилось: перевал оказался ещё и самым красивым на маршруте! Вершины гор, снег, лёд – ручьи и ты едешь совсем рядом, а масштабы разрывают мозг!

Спуск в самом начале сложный  - много сыпучих камней, крутой уклон и резкие повороты. К сожалению не обошлось без падений – Инна упала дважды и разбила подбородок – пришлось останавливать кровь и заклеивать пластырем. Стойкости этой девушки позавидуют многие: никакой паники и отчаяния, несколько минут и вот она уже в седле!

Интересно было на спуске наблюдать, как меняется природа с 3900 м до 1600 м над уровнем моря: снега и ледники сменились песком и глиняными горами.
И вот мы уже на шоссе разговариваем с американским велосипедистом и вместе едем в посёлок. Пока мы там решали с закупкой еды, американец устал ждать и уехал, со всеми попрощавшись.
Мы же чуть позже поехали искать местечко на побережье Иссык Куля. Нашли какой-то пляжик без возможности заезда машин, там и встали на днёвку! Воды набрали в юртах недалеко от нашей стоянки.
На этом спортивная часть нашего маршрута закончилась (навигатор показал 820 км, 18429 м набора и 17647 сброса), и дальше был по большей части «матрас»!

DSCN5095



А поляков всё нет – переживаю, я ведь им примерное количество дней до озера озвучил, правда в свою защиту могу сказать: километраж я им тоже прикинул, и мы уложились с Юриком в сроки.

День 13. Днёвка на Иссык Куле.

Днёвка

Чем мы занимались? Да ни чем особо примечательным, загорали, купались и ели арбузы под водой, шутили, смеялись, общались, лопали вкуснянские пельмени за 100 рублей кило и страдали всякой разной фигнёй, одним словом - отдыхали :)))

Днёвка

А ещё палка для сэлфи – классная штука на отдыхе ;)

Днёвка
День 14. Тосор – Каракол.

Вот и пришло время прощаться: ребята уезжали в горы, а мы должны двигаться в сторону Казахстана. Обошлись без слёз, но всё равно было ощущение, что кого-то не хватает.

Уже вдвоём

За время днёвки мы обленились настолько, что проехали в этот день 95 км (хуже этого асфальта был только грейдер – там пыльно, в остальном всё тоже самое + идиотов-водителей в разы больше) и остановились в гостинице Альтамира в Караколе – лень нам ночевать в палатке было :))))

С превеликим удовольствием мы согласились на номер для шоферов с 50% скидкой, то есть за 1400 сом. Правда в дальнейшем нас переселили в двухместный номер, в связи с отсутствием народа – мы не сопротивлялись.
По совету администратора Гулии, мы пошли в кафешку, которая находилась рядом. По пути рядом с нашей гостиницей увидели юрт-кемпинг Туркистан со стенкой для скалолазания. Правда туда не заходили.

В кафе опять же по совету Гулии попробовали бризоль – шикарное блюдо. Спасаясь от жары я заказал окрошку, а Юрик солянку – за 350 сом оба остались довольны ужином. Единственным неприятным моментом было наличие группы русских туристов из нескольких семей – быдло.

Вечером было принято решение выспаться и погулять по Караколу в поисках сувениров, произвести закупку еды и вообще не спешить особо. Решено, так тому и быть.

День 15. Каракол – Пограничная зона. Полудневка.

Утром завтракали в гостинице по 200 сом с человека (совсем обленились :)) за шведским столом: молочная каша, бутеры, кофе, овощи и всякие вкусняшки.
Гуляя по городу я всё-таки решил, что с короткой стрижкой будет не так жарко, и мы заскочили в Тач Тарач. Услышав ценник в 150 сом за модельную стрижку, я согласился. Правда взяли 200 ну да ладно, в любом случае дешевле, чем в Питере :) Стригла девушка мусульманка, с ней вышла очень интересная беседа. Я понял, насколько для неё важна религиозная составляющая её существования. В итоге мы сошлись, что нет наций и религий – есть люди, и их стоит делить только по человеческим качествам.

Выехали с обеда. Сначала был асфальт, недолго, и вот уже снова мы в пыли на грейдере с нашей любимой гребёнкой :(
Пытались хоть как-то скрасить эту дорогу: обедали на мостике, свесив ноги в ледяную воду, по возможности старались ехать параллельно дороге, также свернули с трека прокатиться вдоль канала, в итоге прокатились по классной дорожке, которая закончилась бродом :)

А под вечер нам уставшим был бонусный перевал, хотя карабкаться на него было куда интереснее, чем колесить по грейдеру. На спуске Юрик немного упал, но всё обошлось и вот мы уже в палатке прямо в пограничной зоне.

Вид на погранзону
День 16. Пограничная зона – КПП Каркара – Кеген – пер. Кеген.

 

Продолжаем глотать пыль… Но за 7 км до КПП начинается асфальт – о чудо!!!
На границе киргизы пропустили без проблем, казахи устроили чисто формальный досмотр - мы открыли крышки рюкзаков, они посмотрели :) Заодно сообщили нам, что мы можем без регистрации тусить у них до 30 дней.

После пересечения границы с дорогами всё наладилось. Но подул встречный ветер, который нас сопровождал ещё пару дней.

Недалеко от границы встретили американскую

велосипедистку японского происхождения. Она путешествует по миру, собирая улыбки :)

Далее было не очень приятное знакомство с ценами в Казахстане. Они отличались от киргизских и не в лучшую сторону…

В Кегене есть всё, включая тёток на рынке, которые обманывают и продают неспелые фрукты, выдавая их за вкуснейшие (хотя сам виноват – надо пробовать и цены спрашивать!).

За городом перевал. На спуске с серпантина мы свернули на старую дорогу, которая срезала наш маршрут. Нашли там ручеёк и встали на ночь.

Место ночёвки
День 17. Пер.Кеген – Чарынский каньон. Полуднёвка.

Кстати, проехав по старой дороге, мы объехали единственный посёлок, в котором могла быть питьевая вода. Довольно шустро мы доехали до отворотки на каньон. А там нас ожидали 10 км степной дороги с гребёнкой. Все тушканчики попрятались от моего отборного мата – попробуйте заняться съёмкой гребёнки на сэлфипалку, в процессе езды по этой самой гребёнке – сам себе нешёл геморрой :)))))))))

На КПП нас обрадовали платным входом. Вышло по 700 тг с человека. Цена не велика и каньон стоит посещения. Сначала мы проехали по нему до самой реки. Там кемпинг, кафе, беседки и можно просто поставить палатку (бесплатно). Вот только вода из реки не внушала доверия, чтобы пить её сырой, а в кафе 1.5 л воды стоило 300 тг.
Мы переждали пик жары, общаясь с местными егерями. А ближе к вечеру пошли прогуляться по каньону. Залезли на смотровые площадки – вид из них не очень, есть натоптанные тропинки к нормальным площадкам
, вот с них виды шикарнейшие!
Чарынский каньон

Вечером кипятили чай в дорогу на следующий день.
День 18. Чарынский каньон – Кокпек – Бартогайской вдхр. Полуднёвка.

Утренние комары позавтракали нами с нами :)) Орёл проводил нас в путь и мы теперь уже карабкаемся по каньону вверх. «Ах какие пейзажи открываются с восходом солнца» – жалел я об упущенном таймлапсе.

Утренний каньон

Снова гребёнка, правда сегодня я не матерился и мы смогли понаблюдать за жизнью тушканов: как они роют норы и передают сигналы тревоги.
Нудная асфальтовая прямая и мы в Кокпеке покупаем, как мы потом узнали, просроченную кукурузу и без пары дней просроченную горбушу. В магазинах мало чего есть, но закупиться на пару-тройку дней можно. Зато тут есть колонка у одного из магазов.

Тут же встретили пару велосипедистов из Польши. Они 4 дня пёрлись через Асы (у нас как раз был день в запасе - успеваем). Всё по стандартной схеме закончилось памятным фото :)
Очередная прямая. Встреча немцев на машине и питьевая вода от них в подарок с очередной порцией лайков :)

И вот уже виднеется бирюзовая вода водохранилища, а попа предчувствует отдых.

Встали на берегу. Вода тёплая. Помылись и загорать :) Если отойти из бухточки на мыс, то там вода чистейшая – пили прямо оттуда. 

Бартогайское вдхр
День 19. Бартогайское вдхр. – долина р.Асы.

Ранний старт

Халява кончилась. Ах, как тяжко после стольких дней "матраса" вот так вот врываться вверх. Местами приходилось проходить пешком – переднее колесо отрывалось от земли. Хотя за счёт контактных педалей многие подъёмы вытягивали. Такими же крутыми и каменистыми были и спуски. На одном Юрик упал, но без последствий, на другом всё-таки были лёгкие ушибы – нужна йодная сетка.

 

После обеда захотелось молочка коровьего J И вот через километр на кордоне нас угощают полторашкой горячего молочка :) Как же оно пригодилось в дороге на этих крутых подъёмах…
Однако всё заканчивается и молоко тоже, а вот подъёмы нет… но мы крутим дальше в мечтах о финишном праздничном арбузе – явная причина того, что хочется пить и есть. Слышу ручей, думаю остановиться там и отдохнуть, а там… а там стоит уазик в ручье и в нём несколько местных пьяных мужиков (они только что выпивали тут). Увидев нас, выпрыгнули из машины, естественно предложили выпить - мы отказались. Однако мной были замечены корки арбуза, и я тут же спросил о нём, и не зря! Нам подарили половину огромного спелого арбуза (самый лучший арбуз – это тот арбуз, который оказался в тему :)) и просили передать привет Питеру. Так что: «Хей Питер, привет из Казахстана!»

Долины, ущелья, каньоны, глиняные горы, останцы, молоко, арбуз, подъёмы и спуски, и вот мы уже на Красной площади… ой… хотя по количеству живых существ наверное так: люди, юрты, собаки, коровы, кони, овцы – кого там только нет, и всё это в долине реки Асы, даже магазинчик есть махонький для подпитки :)))))
Но мы нашли ручеек и холмик, за которым встали на ночь :)

Асы
 
День 20. Долина р.Асы – Тургеньское ущелье – Алматы.

Утром любопытные коровы несколько раз пытались залезть к нам в палатку, но были вынуждены отступать после нашего протеста :)

Завтрак

Самый интересный участок на сегодня оказался спуск к Тургеньскому ущелью – теперь я понял, почему поляки 4 дня провозились, ведь в обратно направлении тут пешка с обалденным набором.
Выехав к ущелью, мы увидели отворотку до водопада на 8 км – но мы же уже ленивые, а потому вниз… по асфальту… мимо ещё одного водопада… на меня на асфальте вообще накинулась какая-то грусть-тоска – возможно от понимания окончания похода, а может просто ущелье попсовое: куча народа, кафешки и так далее. Ладно хоть не выходные были.
Спустились шустро, и к часу дня за плечами было 70 км, до Алматы осталось 50 км – едем!

Асы

За эти 50 км не было ничего примечательного. Кроме оборзевших водил, которые на обгоне сигналят нам, чтобы мы не мешали им. А из позитивного можно отметить рынок на главном шоссе - там нам бесплатно дали овощей на салат.
Ночевать решили сегодня на улице. После долгих поисков места с водой, встали напротив взлётной полосы в конопляном поле. Прикольно было из поля конопли наблюдать взлёт и посадку самолётов :))

За эту часть маршрута мы намотали 509 км, 6967 м набора и 7895 м сброса.
Кстати, на входе в аэропорт не надо проходить досмотр (собственно досмотра вообще не было, если не считать таможенный перед посадкой), поэтому можно переночевать прямо внутри, а неподалёку во двориках готовить пищу, что мы и сделали на послеследующий день. В аэропорте есть Сбербанк и банкомат соответственно тоже. А ещё есть сувениры вдвое дороже алматинских.
В Алматы остановились в гостинице Континенталь стоимостью 4000 тг за номер.

Описывать дальнейшие пару дней не хочу: отдых, отдых и ещё раз отдых. Но местную шаверму ели и под дождём гуляли босиком :)))

Конопель

 


Комментарии
О Маршруте
Опубликовал Сергей Шонин