Подготовка

Театр начинается с вешалки. Это все знают. А то, что поход в горы начинается с простого принятия решения, наверное, знают только опытные походники. Мол, хочу туда, и всё. Всё остальное – дело техники. Вот только «техника» у всех разная и зависит от опыта. Одному человеку опыта хватает, что бы без опозданий доехать на велосипеде от дома до работы. А другому опыт подсказал, сколько продуктов нужно взять на группу из семерых человек на пять-шесть дней автономного передвижения по горам, сколько времени потребуется участникам для подъема с полным снаряжением с высоты 800 метров до уровня 3800 метров с учетом физиологических факторов, характера дорожного покрытия и атмосферных особенностей.
Так вот, ещё задолго до мероприятия Андрей Баклашов

Андрей2
Руководитель похода, навигатор,
фото/видео-оператор, повар.
задумал велосипедный поход по горам Киргизии. А идея заключалась в том, что бы пройти сложный маршрут без каких-либо серьезных затруднений. Ведь участникам предстояло не просто ехать на велосипедах, но и по несколько суток обходиться без магазинов, электросети и возможности связи с внешним миром. Группа вооружилась рациями, палатками и самым необходимым, что бы штурмовать высокогорные перевалы под дождем, градом, палящим солнцем и ураганным ветром, пересекая бурные горные речки с ледяной водой и ежедневно поднимаясь на тысячи метров выше и выше. Андрей, будучи большим специалистом в подобных мероприятиях, умело разложил всё по полочкам - распределил обязанности между участниками, обозначил острые моменты, связанные с посещением высокогорных участков, провел опрос на предмет снаряжения и запасных частей, проконтролировал систему питания во время похода, рассчитал дневные пробеги относительно суммарного набора высоты, определил места стоянок, днёвок и возможности закупок продуктов. Всё это я упомянул поверхностно, в то время как на обсуждение каждого вопроса иногда уходили недели.
Самое трудное - это спрогнозировать количество и вероятность поломок. Одно дело, когда плохо работает переключатель или начали свистеть тормоза, тут можно обойтись "косметическим" ремонтом. А если порвалось несколько спиц? А если треснула конструкция багажника? И сколько раз во время спусков с перевалов возможны проколы или разрывы покрышек? Вопросов много, но если перестраховываться по каждому и брать полный арсенал запасных частей, укомплектовываться инструментарием и в разы превышать необходимое количество ремнаборов, то и вес снаряжения будет таким, что в горах станет якорем для группы. Ниже приведу перечень инструментов и запчастей, которыми была укомплектована общая велоаптечка и в которую не входили индивидуальные комплекты (камеры, петухи и пр.):

1. Покрышки 3шт.
2. Заплатки к покрышкам
3. Смазка цепи
4. Съемник кассеты
5. Разводной ключ
6. Напильник
7. Поксипол
8. Хомуты метал.

9. Хомуты пласт.
10. Насос вилочный
11. Ключ конусный
12. Ключ 8-10
13. Ключ 17 2шт.
14. Выжимка цепи
15. Лента ремонтная
16. Смазка

17. Эксцентрик задний - 2 шт.
18. Эксценрик перед - 2 шт.
19. Тросики переключ 4шт.
20. тросики торм 2 шт.
21. Кусачки
22. Ножовка по мет
23. Сверла на 3-5
24. проволока


В личные комплекты входили: спицы; камеры; рем.набор камер; петух 2шт.; замок цепи; тормозные колодки 2пары; болты по паре штук подсидельных и для башажника; мультитул; насос; вставки в калиперы и вилку (для транспортировки в самолете).
Когда все подготовительные мероприятия были закончены, настала очередь самой поездки.


Всё выше, и выше, и выше...

Так пелось в песне о летчиках. В нашем походе ощущения лучше всего передавались словами Владимира Семеновича Высоцкого:

Здесь вам не равнина - здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,-
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.

Конечно, у нас не было лавин, и не было камнепадов. Но горы были самые настоящие с их непредсказуемостью, коварством и капризами. И когда хорошо укатанная грунтовка переходила в скверную каменистую ленту, упорно поднимающуюся вверх под всё большим и большим градиентом, а недостаток кислорода заставлял всё чаще и чаще останавливаться, - в голове снова прокатывалось:

Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил.
Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.

IMG_4024
Королева бензоколонки - Татьяна.
Медик, завхоз, казначей.

И тогда в силу вступает основное качество дружного и слаженного коллектива - помощь и взаимовыручка. Потому, что к той цели, которую поставили перед собой каждый из участников, прилагалась сложная, но посильная общая задача - дойти всем вместе до финиша здоровыми, бодрыми и в срок.
Надзор за физическим состоянием участников группы осуществляла Татьяна. Она же подготовила сублимированное мясо для похода, укомплектовала медицинскую аптечку и выполняла функции медика в походе. По утрам Таня строго контролировала прием витаминов и глюкозы, а перед восхождением - препараты от горной болезни. Татьяна так же первой пробовала "на зуб" состояние каменистых спусков, отчего её колени постепенно покрывались ушибами и ссадинами. С последними она триумфально справлялась с помощью перекиси и зелёнки. Себя не жалела, зато другим ездокам повторять её подвиги уже не хотелось.
Слова великого барда как нельзя точно передают эту атмосферу:

Кто здесь не бывал, кто не рисковал -
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Отвесные стены - а ну, не зевай!
Ты здесь на везение не уповай.
В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела.

Вкусняшки горняшки.

Это забавное словосочетание складывается из отдельных сленговых слов. Определение "горняшки" я затрагивал в предыдущем параграфе, но в этом хочу представить его не как болезнь, а как непримиримую тягу спортивного тела, жаждущего полёта души посредством здорового духа. Ну, а "вкусняшки", они и в Африке вкусняшки, если рассматривать их не с кулинарной точки зрения, а со стороны великолепия и грации окружающего мира, в который попадаешь после длительного 4х-часового перелета на самолете.
Представьте себе наклонный мир, градусов эдак на 5. Это плато, на котором расположен город Бишкек. Наша группа едет на велосипедах с небольшим набором высоты, так, что этого почти не ощущается. Справа вдалеке параллельно нас сопровождают средней величины горные выступы, образуя как бы монотонный длинный коридор. Слева  боковым зрением мы понимаем, что равнина вовсе не горизонтальная, а скорее нисходящая на сотню километров до другого края невысоких горных уступов. Наверное, так работает вестибулярный аппарат человека. Хотя встроенный высотомер навигатора это положение вещей подтверждает снова и снова.
Высота около 900 метров над уровнем моря, палящее солнце внезапно сменяется облаками и порывами ветра доносятся первые капли дождя. Хорошо, что незадолго до этого мы нашли укромное место и остановились на обеденный перекус. Пока пили чай с печенюшками погода вернулась обратно к солнечной и радужной. Проехав ещё несколько километров, мы повернули направо. Теперь амфитеатр горного архипелага повернулся к нам фронтом и нам оставалось только ехать выше и выше.
До места стоянки получилось накрутить около 80 километров. А высота здесь была уже 1600 метров. Быстро поставили палатки, Андрей занялся приготовлением каши, Другой Андрей просматривал состояние велосипедов после первого дня похода, а остальные фотографировали, занимались вечерним туалетом или купались в горной речке.

IMG_4025
Вперед! Горы ждут.

IMG_4039
Дорога в ущелье.

IMG_4045
Мастер-класс приготовления каши на горелке.

IMG_4044
Механик за работой.

IMG_4047
Первая стоянка.

Наш проводник и организатор предусмотрел важную составляющую путешествия по горам - способность человеческого организма адаптироваться к увеличению высоты. Поэтому второй день мы так же плавно набирали метр за метром в течении дня, пока к вечеру не достигли отметки 3300 метров над уровнем моря. И хотя уже шли вторые сутки постепенного восхождения, некоторые признаки "горняшки" упорно заявляли о своём существовании. Например, сон вторую ночь подряд ко мне так и не приходил. Но я списывал это на усталость от борьбы с каменистыми дорогами и постоянным подъемом в горы.

IMG_4051
Всё реже встречаются жилые постройки.

IMG_4057
Остаются только камни, речки и путь вверх.

IMG_4075
Рассвет в горах.

IMG_4083
Завтрак на траве.

 
Только небо, только воздух, только солнце, ветер, горы и вода.

Организм никак не мог понять, что он делает на высоте 3800 метров.

IMG_4068
Оля. Фитобиолог.
Спортсменка, комсомолка,
наконец, просто красавица.
Сон не приходил, крепость кишечника наоборот куда-то старалась сбежать подальше. Забираться на перевал становилось трудно, и мне, конечно, помогали. Зато все прелести высокогорья я не только прочувствовал на себе, но и запечатлел в фотографии.
На перевале был снег, холодный ветер, белое въедливое солнце, красота заснеженных горных пиков, груды камней и немного чистейшего воздуха, который мы жадно вдыхали, стараясь наполнить им каждый закуток обширных легких, раздувавшихся подобно кузнечным мехам, и тоже не понимавшим - куда делся воздух?.
Дорога по ту сторону оказалась настолько разбитой, что лучше было бы сказать, что её вообще не оказалось. Видимо, осыпаясь с горных кручей, камни накрыли некогда существовавшие плоскости дорожных серпантинов и нам оставалось волоком стаскивать груженые велосипеды по склонам, густо засыпанным острым щебнем. Сначала Андрей а позже Таня ощупали коленями каменистую поверхность. Благо ушибы были не значительные и мы ещё метров 400 вниз спускались волоком. Ниже начала прослеживаться нитка дороги и группа осторожно села на велосипеды. Но все же избежать поломок не удалось. Артём, ехавший во главе колонны, пробил переднее колесо и мы сделали короткий привал для ремонта. До высоты 2785 метров мы промчались быстро. Здесь начали встречаться сезонные юрты фермеров и у одной из них нас угостили кумысом. Местные жители называют этот продукт из-под кобылицы - кымыз. Мы купили у хозяев пару лепешек и сметану и вскоре сидели под палящим солнцем, наслаждаясь местным колоритом. После обеда у нас оставалось около 4 часов, чтобы подобраться ближе к следующему перевалу, а к вечеру поднялся сильный ветер и снова мы таранили его грудью, продвигаясь всё выше и выше. На ночевку встали около грохочущей бурной речушки. Андреи занимались приготовлением еды и обслуживанием велосипедов, Артур тестировал местные бурлящие речки полные ледяной воды на предмет переходимости, стараясь не соскользнуть вниз по течению на сотни метров. Остальные хлопотали около лагеря. Оля - замечательный знаток местной флоры - набрала к чаю душистых трав, среди которых угадывался чабрец, отчего напиток стал благодатным елеем для нашего стола. Дима, мой тёзка, поднимал настроение и командный дух, рассказывая истории и отпуская шутки по всевозможным поводам. Поужинав, сил у нас осталось только что бы забираться в спальники и отрубиться после длинного дня.

IMG_4089
Перевал Каракол. Высота 3472м.

Так в течении пяти дней мы крутили или тянули вверх груженые велосипеды к очередному перевалу, либо совершали скоростные затяжные спуски, длина которых иногда достигала 20 - 30 километров. Потом снова набирали высоту и снова спускались. Иногда к нам подбирались дождевые тучи, но, помочив немногочисленными каплями, уходили прочь, оставляя нам лужицы на дорогах и не востребованные чехлы на рюкзаках. По дороге нас угощали лепешками и кумысом, а однажды одарили свежей пойманой рыбой. Так что в тот вечер мы ужинали обильно, сытно и разнообразно. Сметана, по своей жирности больше походившая на густые сливки, служила нам маслом для каши или сливками для кофе.

IMG_4092
Заснеженный перевал.

IMG_4095
Впереди спуски.

IMG_4099
Такая вот дорога.

IMG_4109
Природа Киргизии.

IMG_4112
Реки долины.
Пятый день - весь день спуск. Проехали 90 км. Набор за день составил 300 метров. Начали появляться магазины, асфальт, блага цивилизации, мобильная связь и коньяк. Местные жители быстро окружали нас вниманием и вопросы сыпались как из рога изобилия. Мальчишки, завидев нашу колонну ещё за километр, с криками "ХЭЛЁ" и размахивая руками, спешили нам наперерез. Закупившись продуктами и пополнив запас бензина для горелок, вскоре мы снова свернули на грунтовую дорогу, которая должна была привести нас к очередному перевалу и новым испытаниям. Перевал Чильбель (высота 3253м.) оказался довольно сложным. Даже попутный ветер, силу которого я пытался использовать, соорудив что-то вроде паруса из коврика для ночевки, уже не помогал. Сначала медленно вкручивая, а затем толкая велосипеды в гору, мы к семи вечера добрались до верха. Сразу открылся вид на озеро Сон-Кёль. 200 метров затяжного спуска привели нас в долину около озера. Она огромна. И по всей округе то там то здесь разбросаны юрты. У одной из них мы остановились, что бы купить рыбу и молоко. За рыбу заломили огромную цену - 50 сом за штуку. Мы отказались и нам предложили другой ценник - 30 сом. (Для справки: 1500 сом = 1000 рублей). Тоже дорого, но и покушать ухи после трудного дня хотелось не меньше. Купили 15 штук. Из юрты высыпалось несколько детишек разных возрастов. Почти все кашляют. И это не удивительно: на бескрайних просторах большого озера, расположенного на высоте чуть больше 3000 метров, гуляют холодные ветра и даже в солнечный день температура здесь не превышает 15 градусов. Место для стоянки нашли засветло, прямо у озера. Андрей приготовил макароны с мясом, я отварил рыбу. Немного коньяка и к полуночи мы дружно спали, провожая тяжелый день.

IMG_4150
Река Кекеремен.

IMG_0827
Семья фермеров. Приветливые и гостеприимные люди.

IMG_4175
Просторы восточного Каракола.

IMG_4187
По дороге встречались киргизы, заботливо предлагавшие кымыз.

На озере Сонкёль устроили полудневку. Но выспаться нам не дали домашние животные, 
Шаман, водяной, мнимый костровой,
морж-естествоиспытатель. Артур.
которые калейдоскопом сменяли друг друга, смачно чавкая сочной травой, громко испражняясь и ругая на своем языке непрошеных гостей со всех их палаточным лагерем. Иные твари засовывали свои морды прямо в палатки, неверное, что бы удостовериться, что у нас всё в порядке. Вот в таком вялотекущем режиме мы тянули до обеда свои ляжки: кто-то постирал одежду, кто-то смазал цепь, а кто-то прихорашивался перед походным зеркальцем. После перекуса тронулись в путь. Надо перебраться с этого края озера на другой. В объезд это расстояние 32 км, и суммарный набор 500 м. Пейзаж один на всем протяжении, даже скучно. У меня сильно разболелось колено и я начал существенно отставать от группы, нагоняя её на точках сбора и отдыха. К закату мы уже стояли новым лагерем, а к ужину местные жители нам приготовили плов, который подвезли прямо к нашему "костру" (костром нам неизменно служила мультитопливная горелка, а костровой по ходу дела был переименован в водяного - Артур и сам при каждом удобном случае забирался в воду и заодно наполнял котлы, которые после приема пищи отмывал от остатков еды).

IMG_4192
На озере Сонкёль.

IMG_4206
Перспектива.

Вторая неделя путешествия подарила нам несколько сюрпризов. Ночами начали идти сильные дожди. После многокилометровых спусков у меня сломались три спицы, у Димы отказал задний переключатель, у Андрея треснул болт крепления багажника. В долине, пока мы закупали продукты в магазине, у Артура местная шпана умыкнула шлем. Так искусно, что по началу мы списали утрату на сильный ветел или халатность владельца. Но Артур настоял на том, что шлем вместе с вложенными в него перчатками он точно вешал на руль. На поиски потратили целый час, ведь без шлема дальнейшая поездка была под вопросом. Вскоре расследование привело к воришке, который неохотно расставался с трофеем, и даже демонстративно бросил его, всем видом показывая, что это уже его вещь.
Неисправности велосипедов мы устранили во время обеденного перекуса, но всё это привело к ещё большей задержке, так что до намеченной точки мы не доехали. В итоге было решено, что утром нам следует выдвинуться раньше на час, что бы восполнить потери времени.
На следующий вечер нам было счастье - в условиях высокогорного холода, отсутствия электричества и каких-либо цивилизованных благ, на реке Ашулутёбе из недр земли бьет термальный источник Джилусу. Не простой источник, - горячий. Правда запах сероводорода слегка оттеняет радости купели, зато ГОРЯЧИЙ! Наши переохлажденные телеса несколько минут отказывались погружаться в ванну, думая, что в ней кипяток, но по мере погружения отогревались и привыкали.

IMG_4210
Смотритель источника Джилусу Калым.

Последний перевал самый высокий - 3900 метров. Ближе к вершине сильно похолодало и пошел град. А за перевалом ждал затяжной спуск в 50 километров до высоты 1600 метров, где нашему взору открылось большущее озеро Иссык-Куль. 

Лагерь установили прямо на берегу озера. Вечером поднялся такой ветрила, что палатки начало срывать с мест крепления. Пришлось устанавливать по периметру палаток большие камни. Ночью палатки стояли как вкопанные, но усилившийся до ураганного ветер буквально размазывал палатки по земле, не найдя возможности оторвать их от уложенных камней. А мы, находясь внутри, инстинктивно руками придерживали конструкции, опасаясь, что дуги погнёт или вырвет с корнем. До утра ветер утих, а днём погода сменилась на курортно-солнечную. Мы отсыпались и загорали. Этот день провели полностью здесь - днёвка - залог восстановления организма после трудного похода. Позднее наступила дикая жара, мы купались, трескали арбузы и плавились на солнце. Съездили в магазин, купили продукты и торт. Последним отметили день рожденья Оли.  Артур исследовал побережье на предмет базы водных лыж. Таковой не нашлось, зато теперь мы знали, что строительство лыжной базы неподалеку уже началось.

IMG_4226
Вечерело.

IMG_4231
Стоянка на Иссык-Куле.

IMG_4786
Андрей и Дима.

Андрей зампотех
Другой Андрей и другой велосипед.

Вдоль Иссык-Куля проехали 150 километров. Завсегдатаи этого озера сказали, что его глубина составляет 700 метров. Впечатляет. Вода чистейшая, но малость солоноватая. Мы варили кашу на этой воде и нам не показалось, что вкус какой-то неприятный. Главное дополнительно не подсаливать кашу. Так, ещё с одной ночевкой на берегу озера, мы докрутили до города Балыкчы, где погрузились на автотранспорт для отправки в аэропорт.

IMG_4719
Дорога вдоль озера.

IMG_4741
Здешний кустарник.
"В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце..."


Группа
Великолепная семерка: Андрей, Оля, Таня, Андрей (зампотех), Дима, ещё Дима, Артур.

Карта


По навигатору: пройдено 825 километров, суммарный набор высоты 12000 метров.

Комментарии
Каша вкусная была на горелке? :) 
О Маршруте
Категория сложности: 4
Опубликовал Дмитрий Соловьев