Идея, куда и зачем?
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Вопрос “Зачем мы ходим в Горы?” такой же философский и бесконечный в вариациях ответов и рассуждений, как и вопрос “В чем смысл жизни?”, а возможно они переплетены подобно рукам на картине Эшера рисующим друг друга. В паре сами себе отвечают. Я не смогу ответить сейчас, одно я знаю точно: всю сознательную жизнь люблю Горы и буду продолжать ходить туда. А если уж в Горы, то в Непал. Это как за футболом - в Англию, за оперой в Италию, за вином или парфюмом - во Францию и так далее. Несмотря на всю эту глобализацию и даже вопреки ей.

Горы - это либо Большая Вершина, либо Треккинг. К Большой Вершине я сейчас не готов, физически и ментально. А треккинг это здорово и красиво. Самый лучший треккинг в мире - Непальские Гималаи. Тут это больше похоже не на спортивное категорийное мероприятие, а на фототур, когда влево красивее, чем вправо, а через минуту вдруг становится все еще прекраснее. В некоторых местах можно никуда не двигаться, а просто стоять (сидеть) и смотреть-смотреть-смотреть. Можно вовсе без фотоаппарата. Возможно чем-то похоже на дайвинг (ни разу не пробовал, но наслышан) и уж точно временами накатывает синдром Стендаля. Ощущение, что Непал весь основан на этом: на потоке туристов, которые целенаправленно едут на треккинг, прикоснуться к Гималаям и Эвересту. Для альпиниста же или простого горника, Эверест - как Мекка. Не обязательно на вершину. Можно просто увидеть (своими глазами!)

Эверест, вот он. Можно потрогать пальцем.

Потом, уже внутри Непала, замечаешь, насколько страна многогранна, и вроде бы не из одних гор состоит. Тут и слоны Читвана, и место рождение Будды в Лумбини, и живая богиня Каньякумари. Да и вообще, страна сама по себе выдающаяся и выделяющаяся. Достаточно посмотреть на ее флаг (пятиугольник вместо четырехугольника), уникальный часовой пояс в 5:45 от Гринвича, или летоисчисление, отличающееся от нашего на 56 с лишним лет. Туда можно и нужно ездить вовсе безо всяких гор. Но без гор не получается, это как прийти в Лувр и не посмотреть Джаконду с Венерой Милосской.

Пашпатинатх. Вход с Северной стороны. Только для индуистов

На таких огромных тележках непальцы возят свои новогодние елки. Праздник случается в конце апреля, в мае на улицах хлам и остатки торжества

Гор, что не удивительно, в Непале много. Они разные и все достойны посещения. Для меня всегда на словах фаворитом казался трек вокруг Аннапурны, уж больно много людей, в том числе лично знакомых, описывали его как “самый красивый трек на Земле”. Трек к подножью Эвереста привлекал легендарностью, но отпугивал ожидаемыми толпами народа и коммерциализацией. Трек вокруг Манаслу интриговал наоборот, своей малопосещемостью и восхищенными отзывами людей, таки добравшихся туда. Лангтанг, Кхелумбу с Госайкундом всплывали на обсуждение оба раза, когда меня до сих пор заносило в Катманду (да и в этот раз тоже!). Всплывали они из-за своей простоты и скоротечности заброски, ибо начинаются и заканчиваются практически сразу в непальской столице. Скажем так, неторопливых раздумий и присматриваний было много. Когда-нибудь обязательно туда попаду и выберу себе трек, мысленно повторял я сезон за сезоном, а время уходило. И вот внезапно в марте 2016 Алена мне предлагает поехать вместе с ней, и называет трек “Три перевала”.

Три перевала
С некоторым осторожным сомнением полез смотреть путеводитель Trekking in Nepal Himalaya, а когда вылез из него, то уже почти не осталось сомнений, что я еду в Непал. Причем не абстрактно еду, а еду через два месяца после того, как услышал словосочетание “Три перевала”. Это казалось идеальным треком для человека, плотно и надолго застрявшего где-то посередине между состоянием “Первый разряд по альпинизму” и “Жирдяй, не могущий заставить себя пробежать без остановки что-то длинее 1 километра”.

Все Гималайские треки двух типов. Первый: вверх-вверх-вверх-Базовый лагерь Горы (Ура! и красиво)-вниз-вниз-вниз (тем же путем). Второй: ух-ты акая гора! Давайте обойдем ее по кругу (а чаще всего подковой) с одним высоким перевалом в середине пути. И снова: вверх-вверх-вверх-красиво и перевал-вниз-вниз-вниз (но уже другим путем). И только трек “Три перевала” гласил: вверх-вниз-вверх-вниз. А вместо одной ключевой красивой верхней точки целых три. Ах, тут еще и Эверест бейскемп трек рядышком? И Гокьо? Ну давайте их тоже включим внутрь!

Итого в треке 20 дней и 5 красивых точек выше 5000 (из которых мы не долго думая спланировали и исполнили семь точек). Кажется квинтэссенция всего самого прекрасного и разнообразного, что можно нарыть тут в Непальских Гималаях и включить в три недели (пройденных нами за 16 дней!). Трек довольно впечатляющий в цифрах перепада высот, километров и сжигаемых калорий, но довольно легкий в том плане, что время и вес на обустройство кемпинга и таскание пищи с собой тратить не придется. Везде в пределах дневного перехода (а на самом деле даже чаще) есть гвестхаусы. Техническая сложность, несмотря на предупреждение путеводителя “Hard”, на самом деле никакая, что позволяет проходить его ограничиваясь снаряжением в виде хороших треккинговых кроссовок и палок (если речь идет о весеннем или осеннем сезоне).
Непальский треккинг. Что взять с собой? Снаряжение и аптечка.
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

Амадаблам с севера

Путем проб и ошибок, выстрадав все лишнее собственными спинами и литрами пота, мы готовы представить универсальный минимальный список всего того, что необходимо взять с собой в непальский треккинг (1-2-3 недели) сродни “Трем перевалам” или “Эверест BC”.

Ключевым в типе треккинга будет отсутствие лагерей. То есть каждый день на этом треккинге вечером или днем удается дойти до guestehouse, что означает - палатка и бивуачное снаряжение не нужно! Палатка. горелки, пенки, посуда, даже кружка - все это остается дома, на антресоли (или у кого где). Необходим только спальник, не более. Просто за чистоту и гигиеничность всех этих непальских горных миниотелей ручаться не приходится.

EBC расположился прямо на леднике. Уйти ночью погулять без фонарика - стрёмно

Обувь:

Треккинговые кроссовки. Большего не нужно! Даже ботинок не стоит. Лишь бы эти кроссовки были с хорошей подошвой типа вибрам. Через все эти пятитысячные перевалы сами непальцы и вовсе ходят в кроссовках или кедах (хорошо не в тапочках!). Хотя вроде местами снег и даже ледники, однако ж это шерпы. Перевалы для них так, обыденная разминка перед большими горами.
Шлепки. Даже не сандалии, а именно резиновые шлепки, как в бане. Жить в гвестхаузах, ходить на кухню и в туалет. Совершенно незаменимая обувь и вместе с кроссовками 100% закрывающая потребности для ног. Кстати, если это кроксы, то даже на тропах сгождается. Я наблюдал матерых альпинистов, спускающихся со своих сложных высотных экспедиций по тропам наших треккингов. Они просто надевали носок потолще вместе с кроксами и топали. А ноги отдыхали.
Носки. Одну пару оставляем исключительно для сна. И двух-трех-четырех пар сверху должно хватать, учитывая что каждый вечер есть опция laundry service или самостоятельной стирки.
Гамаши. Или как их еще называют "фонарики". У Алены были таковые, я же особенной необходимости не видел и не надевал. Все-таки снега вокруг отнюдь не "по колено", да и пыль столбом не стоит. Единственный раз, когда я набрал внутрь кроссовка чего-то лишнего, случился, когда нога на леднике Чо Ла провалилась сквозь снег прямо внутрь ручья. Мне кажется тут бы и гамаши не спасли.

Куртку я повесил на рюкзак (внутрь не влезала уже!) и ходил а тельняшке. Примерно каждый 20-й встречный на чистом русском языке говорил мне "Здравствуйте!" или "Как дела?" или "Привет, морячок!". Мы шли вверх от Луклы к Намче 7-8 мая, как раз в это время все офис-менеджеры стремительно старались закончить свои майские выходные и успеть на работу, возвращаясь обратно в Луклу.

Одежда:

Что меня поразило, уже на месте: оказалось, что все эти маршруты круглогодичны! То есть самая хорошая погода, прекрасные виды и максимум людей весной (апрель-май) и осенью (сентябрь-октябрь-ноябрь). Но каких-то невероятных природных бедствий не случается, и по маршруту, по крайней мере Базового Лагеря Эвереста, можно ходить круглогодично. Летом будет побольше облаков и чуть почаще дождь. Зимой будет похолоднее и поболее снега. Но даже лоджии закрываются не все, а тропы тропятся далее. Однако ниже описание все-таки для сезона (весна и осень).

Термобелье. Мне хватало вообще одной пары (только для сна). Если взять несколько - то можно использовать для хождения, вариативно от температурных условий.

Футболка длиннорукавная Тельняшка или рубашка. Я ходил именно в них по очереди. Один раз постирав где-то в середине пути. Длина рукава крайне важна, горное солнце временами просто нещадно.

Куртка - обязательно windproof waterproof, с мембраной и капюшоном. Одевать приходилось по факту или ранним утром, или уже во второй половине дня для прогулок вокруг приюта. Но игнорировать непредсказуемый характер гор не следуют, и хорошая надежная куртка must have.

Также как и мембранные штаны. У меня были без утеплителя - обычные летние прогулочные. На случай адского холода я собирался одеть снизу термобелье, но адский холод так и не наступил.

Поларка. Слой полара никогда не будет лишним при непогоде. Или просто при вечерних прогулках, когда я принаряжался в поларку вместо куртки.

Перчатки. Для весеннего или осеннего сезонов хватит обычных флисовых, которые в итоге скорее спасали руки от мозолей и загара, чем от холода. В зимний сезон вероятно стоит брать уже горнолыжные или даже толстые варежки.

Бандана, или бафф, или панама (с завязочками, чтобы ветром не унесло) + шарф. Неважно чем, но голову следует прикрыть. У меня была аж два баффа и вторым я прикрывал горло, ибо знаю такую особенность, что оно обязательно заболит, начнется кашель и т.д. Но это индивидуальная особенность. Стоит перед треккингом перебрать в уме все свои традиционные болячки и подготовиться. Я еще взял с собой голеностопный и коленный суппорты. Слава богу, не пригодилось, но я был готов.

Шапка - наверное скорее ДА, чем НЕТ. На высоте может случиться какой-то неприятный ветродув или метель.. Но мне в мае так м не пригодилась, даже для сна.

Алена в Лукле. Практически идеально упакованный треккер. Вещей, правда, взято в полтора раза больше необходимого

Димыч, Немадорче и Намче Базар (на заднем плане).

Приближение непогоды

На настоящий снег в мае 2016 пришлось смотреть только издалека. Он есть! Километром повыше просто...

Остальное:

Рюкзак. Все перечисленное точно умещается в 75 литровом рюкзаке, типа штурмового. Важно озаботиться поясным ремнем, системой натяжек, вентиляции и все такого, что связано с рюкзаками. То есть он должен быть таки современным, технологичным, альпинистским (не просто городским) и с чехлом raincover. Все-таки этот рюкзак станет вашим единственным другом на многие нелегкие часы треккинга, и его удобство - крайне важный аспект.

Палки. Весь мой многолетний опыт говорит за то, что на горном треккинге нужны палки. Идеальный вариант - старые советские лыжные. Они гнуться и не ломаются. Но они же и не складываются, поэтому в транспортировке неудобны. Им на смену пришли буржуйские альпенштоки. Наиболее надежные - не те, что скручиваются удлинняясь или закорачиваясь, а те, что меняют длину обычными защелками. Вроде б таковы только от Black Diamond, однако уже в самом Намче, во всех этих outdoor-магазинах, есть китайские подделки самых разных брендов. Я доплатив 100 с чем-то рупий обменял свою старую докручивающуюся Annapurna на палку Marmot. Пришлось долго продавцу заливать, что моя палка побывала на вершинах пика Ленина, Монблане и Аконкагуа, дабы в цене ее повысить.

Спальник. Ключевыми параметрами выступят тут, пожалуй, вес и компактность. Из этих соображений идеальным является пуховый спальник для не очень жестких условий. Температуры комфорта где-то в районе +5 наверняка достаточно. Не забываем, что во всех этих гостиницах помимо тахты с матрацем присутствует еще и одеяло, под которым можно лежать в спальнике. А я иногда и без спальника укладывался там.

Очки. Снега почти нет (только по ранним утрам или на Чо Ла). Но солнце очень ярое, вокруг полно белых и серых камней и насыпей. Стоит брать. Но без фанатизма (обычные изящные альпинистские очки на дужках, но не горнолыжную маску)

Солнцезащитный крем. В факторах не разбираюсь, но любой крем лучше чем ничего. Как-то в Узбекистане мне пришлось обмазываться кремом для бритья, чтоб не сгореть. Сейчас в Непале вместе с банданой, штанами и длиннорукавными футболками (тельняшками) мне оставалось мазать только лоб и нос.

Личная гигиена. Ну сюда же вдогонку: обязательно губную помаду. И далее влажные салфетки, туалетную бумагу, носовые платочки, зубную пасту и щетку. Надо заметить, что из-за безудержного насморка туалетную бумагу мы потом еще дважды докупали. Шампунем Алена за все время в горах воспользовалась 1 раз, а я 0.

Термос. Нам хватало однолитрового на двоих. В пути мы его практически не использовали, а вот по вечерам заливали для своих нужд кипяток или какие-то горячие напитки на кухне.

Налобный фонарик. С запасным комплектом батареек. Больше конечно для жизни и ранних сборах в гвестхаузах, чем для перемещения вечером и ночью. Надо слишком уж постараться, чтобы не успеть куда-то до наступления полной темноты, а всякие ранние выходы практикуются всяко позже 5 утра, когда уже брезжит рассвет. Но фонарь нужен, каждому туристу, как и мультинож. Иначе он не турист)

Мультинож швейцарский. Оставив дома даже ложку, без ножа уехать не смог. Честно говоря, кроме как для резки яблока и вскрытия банки консервированных бутанских ананасов он не пригодился.

Camel bag будет бонусом, необязательным, но возможно приятным. Дело вкуса.. Я таскал в кармане пластиковую бутылку воды.

Еда. Вся еда есть на треке, в столовых гвестхаузов. Поэтому по идее ничего таскать не нужно. Однако в условиях адаптации организма непривычного к большой высоте начисто пропадает на период этой адаптации аппетит. Чтобы решить эту проблему я обычно беру в горы с собой какой-то бонус, скушать который организм с радостью готов в любом состоянии. В этот раз в Непал отправились: нарезка хамона и упаковка семечек от Мартина. Еще должно было поехать сало, прокрученное в мясорубке с чесноком, но Алена забыла его дома. Все вышеупомянутые продукты были радостно употреблены за время путешествия. Еще на перекусы мы взяли каких-то конфеток, сушеных яблок, батончиков мюсли и Snikers. На перекусы они и съелись. Остатки Snikers'а радостно забрал шерп Дава своим дочкам. И все же главное - не увлекаться в сторону утяжеления поклажи. Всякие печеньки и шоколадные батончики доступны как в Катманду, так и даже на самом треке (правда по не очень адекватным ценам).

Это шерпа Дава. Он напрочь разрушает почти все вышесказанное мною. Но он шерпа, он тут живет и ему можно)

5160, Горакшеп. Самый высокий из Гвестхаузов на маршруте. На заднем фоне Кала Патар (куда приводит тропа) и красавица Пумори

Кому тут не холодно и не жарко безо всякого снаряжения - так это якам)

Разнообразные девайсы.

Часы. Их не было у нас, но кажется они как раз очень даже пригодились бы. Обязательно электронные, влаго-ударозащитные с будильником и альтиметром. Компас и GPS не так критично, но тоже не помешали бы. Мне кажется такие существуют на рынке турснаряжения в избытке и с выбором, но как-то я ранее обходился без. Теперь возможно созрел и они в вишлисте.

Смартфон. Можно не озабачиваться сверхпротивоударной прочностью или влагоустойчивостью. Единственное, что должно интересовать - энергоемкость. Чем дольше держит, тем лучше. Зачем смартфон? Покемонов ловить! Не знаю, я как-то получается без него уже никуда. В нем приложение Maps.me - лучшее, что есть по Непалу (карты заранее закачать). Оффлайн словарь русско-английский (непальско-английский не понадобился). Оффлайн конвертер валют. Вайбер, Ватсапп, Скайп для связи с кем хочется связаться, Фейсбук и Вконтакт, чтобы повыкладывать свежих фото, который тут о-ей-ей. Интернет навестит вас тут раз в три дня и будет стоить денег. С другой стороны тут всё стоит денег. Периодически приходится делать выбор между баночкой кока-колы, звонком домой или горячим душем. И выбор далеко не всегда будет в пользу интернета. В конце концов приезжаешь сюда из-за невероятной красоты и вершин, просветляющих сознание, а не ради чтения френдленты.

Фотоаппарат или видеокамера. Кто чем увлекается. Но заявляться в эти места без возможности запечатлеть окружающие прелести кажется каким-то святотатством и кощунством. Я таскал даже два объектива и обнаружил, что времени заниматься фотоэкспериментами тут более, чем достаточно, хотя вроде бы треккинг, а не фототур. Эти эксперименты удается проводить вечерами и на днёвках. 90% всех фотографий сделаны все-таки во время основного треккинга. Поэтому стоит заранее задуматься о чехле или другом месте, где будет находится камера. Отличный вариант если этот что-то размером с мыльницу и просто лежит во внутреннем кармане куртки. А вот вариант - в клапане рюкзака не подойдет. По сути у нас в основном шла "репортажная" съемка. Пока ты будешь доставать свой инструмент, удивительная конфигурация облаков распадется, горный орел улетит, не говоря уже о пробке, которая образуется из-за тебя на тропе. Я не был хорошо готов, таскал просто сам фотоаппарат на шее, дополнительно натирая ее помимо жестких лучей солнца, в добавок периодически обстукивая объектив своими палками и высокими камнями. Пару раз, кстати, чуть вообще его не оставил в точке привала, приходилось возвращаться. Ибо когда ты уже вошел в ритм хождения по тропе, у тебя есть ровно три предмета, которых хватаешь при старте: рюкзак и две палки. Снятый с шеи фотоаппарат забывался.

GPS. По идее, смартфон мог бы исполнять эти функции, но не очень удобно и энергии обычного туристического GPS-а (eTrex) хватает на все три недели от двух батареек АА. Поэтому вспоминаем, что GPS - нетяжелая, но довольно полезная штука. У нас тут безусловно не геокешинг и не ориентирование, тропы очевидны даже в густом тумане. Прибор этот скорее для оценки своих сил и ритма, сколько осталось, как высоко поднялись... GPS треков особо нет, да они и не нужны. Я тоже треки не снимал, ибо это сильно выедает батарейки. Я просто ставил точки в ключевых местах, в деревнях, на мостах, перекрестках. А когда хотелось записать что-то вроде трека (при подъеме на перевалы) я ставил точки на тропе через 150-300-500 метров. Все эти точки следует залить внутрь устройства предварительно через кабель, а не забивать вручную 5 часов подряд в самолете на подлете к Непалу, чем занимался я. Кроме того GPS еще может помогать для ответа на вопросы вроде: а что это за прекрасная гора справа?

Карта. Для ответа на этот вопрос лучше всего подходит карта. Она же поможет понять раскладку маршрута по дням, оценить свои силы, узнать где ближайший гвестхауз и сколько их вообще предстоит по пути. Карт в электронном виде нет (или они дороги, или я не нашел). Но скорее всего энергетически смартфон не потянет такого частого обращения к себе, поэтому карта нужна точно бумажная. Они в изобилии продаются в Катманду и Намче. Первым делом после покупки ее стоит "заскотчить" иначе и до середины маршрута не доживет. Стоимость карты 500 рупий (5$), но поторговавшись можно добиться 4$. Карты очень подробные и классные, на них гораздо больше обозначено троп и возможностей, чем в путеводителе (LonelyPlanet: Trekking in Nepal Himalaya) за одним НО. Все они нарисованы ДО землетрясения 2015 года. То есть получается что примерно 5% информации насчет троп и мостов в них неверна. Однако это некритично, так как турбизнес есть турбизнес, и просто возникают новые тропы и мосты в других местах, заменяя разрушенные.

Путеводитель. Я традиционно использовал LonelyPlanet: Trekking in Nepal Himalaya. Кажется, что лучшего не найти, по крайней мере в Москве. Использовал выпуска 2011(?) и 2016 годов. В них суммарно было столько интересной информации, что мы с Аленой потащили на треккинг оба, хотя казалось бы стоило только 2016. Но в старом подробнее карты и некоторые из них даже не перенеслись в новый. А вот текст на 90% одинаковый. Издание ловко вывернулось фразой что-то вроде: "После землетрясения всё могло измениться, поэтому прежде чем выйти на маршрут, уточняйте ситуацию в местных источниках". Дальше один в один текст прошлого путеводителя. Когда мы сидели в аэропорте Катманду и никак не могли улететь в Луклу, на ум пришло несколько запасных вариантов, основным из которых был трек вокруг Манаслу. Еще б денек простоя и отпраивлись бы туда. Рассказывают, что прекрасные места и трек отличный. Однако чуть позже мне кто-то мне поведал, что трек этот даже не открыт после землетрясения. То есть какой-то мост обвалился и до сих пор не восстановлен, треккеров не пускают.

Все эти гаджеты предполагается как-то заряжать. Электричество по всему треку платное. Либо по часам, либо по гаджетам. Иногда оно есть только ночью (с 20:00 до 8:00 утра). По этой причине рекомендуется:

Пауэр-банк. Я пока толком не изучил все особенности, плюсы и минусы. Конкретную модель и количество миллиамперчас отрекомендовать не смогу. У меня был огромный и красивый 50 mAh и все было прекрасно. Только один раз его заряжали там. Однако вернувшись домой он внезапно сдох. Теперь мне жалко потраченных денег, ибо срок жизни оказался что-то около 2 месяцев.

Есть еще вот такая удивительная штука.

Или с USB выходом. Продается на рынках в Катманду за какие-то копейки. В комнатах гвестхаузов никогда нет розеток, но всегда есть электрическая лампочка. В ее цоколь и предлагается вкручивать такое устройство. Никого не предупреждая разумеется, и делая независимый удивленный вид, когда во всем гвестхаузе вдруг вышибает пробки.

Прежде чем перейти к аптечке еще раз подчеркну: В сезон на этом треккинге не нужны еда, газовые баллоны, горелка, пуховик, пенка, палатка, какие-то специальные горные ботинки. Все очень просто, а от этого очень легко.

Дава в кроссовках (даже не треккинговых!) топает по леднику. За спиной - 75литровый рюкзак

Ледник Нгозумба, взгляд сверху

Аптечка.
Одна большая отдельная тема.
Состав горнопоходной аптечки можно существенно упростить, полагая, что все таки по пути у нас много цивилизации
Обязательными все равно останутся:
- Эластичный бинт
- Просто бинты и ножнички
- Траксивазин или аналоги (Траумель, Долобене)
- Йод или Перекись водорода
- Пластыри
- Левомеколь
- Пантантенол
- Градусник
- Эффералган UPSA
- Аспирин UPSA
- Анальгетики: Парацетомол, Анальгин, Кетарол, Найз (пару раз пили парацетомол просто снимая головную боль на высоте, остальное слаба богу не пришлось)
- Средства для горла (Лизабакт, Стрепсилс, Граммидин)
- Средства для желудка (Мезим, Фестал, Иммодиум, Активированный уголь)
- Капли для глаз (Левомицетин)
- Капли в нос от насморка

А вот к высотной, адаптогенной части, подошли с чувством, толком, расстановкой. Грубо говоря - взяли с собой помимо небольшой аптечки еще огромный мешок таблеток. Что там было? Как и зачем это применять? Ниже выдержки из письма нашего старого боевого товарища - mblkola. Плюс курсивом мои комментарии

Витамины+Высотно-акклиматизационная часть:

+восклицательными знаками обозначены обязательные лекарства+
+двумя восклицательными критически важные+

1. При подготовке и первые дни акклиматизации:
Феррамин-вита (или любой другой препарат железа)
Гематоген - неделю до поездки и первую неделю там
Глутаминовая кислота (аминокислота необходимая для работы мозга на
высоте) 2т/д - ел также неделю до поездки и потом по 2 таблетки уже там

2. Экстренная часть:
!!Дексаметазон
Экстренное средство, мобилизует ресурсы организма. При отеке мозга 8 мг, затем по 4 мг каждые 6 часов внутрь или парентерально. +
незамедлительно спускать вниз.
это единственное из списка, что мы проигнорировали. Я прикинул, что надо брать шприцов, потом объяснять на таможне. Что колоть правильно не умеем и диагностировать отек не сможем. Сейчас полагаю, что игнорировал зря, и лучше все-таки иметь. Начитался историй на Риск.ру

!!Ацетазоламид (он же Диакарб, Фонурит, Диамокс)
Профилактика горной болезни, головной боли - 250мг 2р/д.
Закисляет кровь, улучшает усвоение СО2 и интенсивность дыхания, мочегонное.
Побочный эффект: покалывание в конечностях и еще много всего.
Употреблять по показаниям, либо >4000-5000м, либо большой суточный перепад высоты. Средство против отека мозга.
Обязательно к каждому употреблению + доп.таблетка солей калия (аспаркам или калия оротат), т.к. мочегонное.
Кажется вес тела, как и в случае с активированным углем, имеет значение. Я кушал 1табл, а Алена пол табл. По сути, это основное лекарство и есть. В том же LonelyPlanet оно единственное упомянутое лекарство (под именем Diamox)

3. Расходная часть:
!!Аскорбиновая кислота
Ежедневно. Сут.потр.не менее 70-100 мг, при акклиматизации целесообразно увеличить. до 500мг(5таблеток) 2 р/день, в любом виде:
шипучий С, в блистерах по 10т, драже)
Антиоксидант, антигипоксичесное действие, закисляет кровь.

Остальное ежедневно в первую неделю акклиматизации, потом по
показаниям при наличии симптомов горняжки:
!Калия оротат (витамин В12) антидистрофическое, антигиппоксическое нормализует работу печени и сердца, микроциркуляцию в капиллярах (1т).
!Рибоксин (улучшение работы сердца/печени)
!Аспаркам (улучшение работы сердечной мышцы) - основной источник солей К и Мg.
!Кальция пангамат -- обладает отчетливым антигипоксическим действием (2 табл. по 50 мг).
!Метионин -- аминокислота, нормализующая работу печени при гипоксии, нормализация аппетита, усвоение жиров (3 табл/д).
!Фолиевая кислота

По сути было так: ели все по этим количествам или около того первую неделю, пока шла акклиматизация. Когда она пришла и на высоте уже дышалось-ходилось спокойно и уверенно, мы перестали все это потреблять, оставив только витамины и глутаминовую кислоту. Обратно в Москву я привез 90% заготовленных блистеров с таблетками. В итоге отправил их дальше со знакомым уезжающим этим летом на пик Ленина. Не пропадать же, у всех есть срок действия.

Но все-таки надо помнить, что никакая аптечка не поможет побороть горняшку (горную болезнь). По сути адаптогенная медицина- лишь треть мер.

Вторая часть - физическая работа на высоте, постоянное хождение куда-то или чего-то делание. Просто бессмысленные прогулки по деревне, в которую мы только только пришли. Игра в футбол с непальскими школьниками. Работающие мышцы лучше и правильнее привыкают насыщаться кислородом. Упасть и заснуть без сил - категорично неправильный метод.

Третья часть - тактическая работа)) Так называемая "пила". Стараться в сутки (без вещей, радиалкой) уходить по выше, чтобы потом спускаться в свой лагерь (гвестхауз) и спать там. Постепенно забираясь такой пилой (график где абсцисса-ордината это время и высота) все выше и выше.

По большому счету на нашем треккинге вся горняшка пришлась на первое пересечение 5000 и наши гуляния в окрестностях Чуккунга, как раз с этой целью и организованные.

После успешной акклиматизации на первом зубчике пилы, остальные прошли на ура. На самом деле более классическая пила - это постепенный рост такой лестницы.
Рисунок из путеводителя. Мы на самом деле сделали еще 2 зубчика за 5000 (Чуккунг Ри и БЛ Эверест).
Еще на этом рисунке четко понятно наше решение идти "Три перевала" против часовой стрелки, а не по, о чем мы изначально задумывались. Против часовой подход к первой 5000 гораздо глаже.

UPD в обсуждении набежала мысль о том, что все-таки если не апрель-май и не октябрь-декабрь, а другое время года - то совет насчет треккинговых кросовок не верен. Лучше чуть более теплые горные ботинки с фиксированным голеностопом. А вот кошки точно можно не брать. Если Чо Ла требует что-то на ноги кроме ботинок ( шерпы в Намче уже знают, выпал там снег или нет, что со льдом и настом) то можно сарендовать или купить вот такое чудо:

называется microspikes
если честно, то до мая 2016 не знал и не видел подобного, но я тот еще динозавр))
Дела в Катманду и полет в Луклу
Тема: Как добраться. Транспорт

Как попасть к Эвересту? Одного билета в Непал (то бишь Катманду) маловато. В былые времена путешественники и покорители неделями добирались только до долины реки Бхоте Каши Нади, по которой вверх-вверх и уже где-то там будет ледник Кхумбу. Сейчас в эпоху туризма, приносящего заметный доход Непалу, всё проще. По большому счету у Вас три варианта. Долго пешком, быстро пешком, самолетом.

Началом пути я называю Луклу. Надо понимать, что трек с нормальной акклиматизацией Лукла-подножие Эвереста-Лукла (EBC trek) занимает 16 дней. Ниже описаны пути попадания в Луклу:

1) Долго пешком
Автобусная заброска Катманду-Джири. Далее уже можно выходить на 7-дневный трек Джири-Лукла, но многие предпочитают проехаться вместо первого дня чуть далее на местном транспорте до деревни Шивалайя. Тогда трек превращается в 6-дневный.
Плюсы:
- При подходе к Лукле у вас уже скорее всего отличная акклиматизация для высот уровня 3000-4000 (ее все равно придется в Денгбоче наращивать к 5000-м высотам)
- Примерно раз в 20 дешевле варианта с самолетом до Луклы
- Народу мало. Нет столпотворений (многие облетают его и сразу в Луклу)
Минусы:
- Длительность. Если у вас отпуск протяженностью месяц и более - самое то. А если три недели, то вероятно до Эвереста не успеете добраться
- Лишняя плата за НацПарк Гауришинкар

2) Быстро пешком
Автобусная заброска до Саллери. Дальше тропа вверх выходит на трек Джири-Лукла в деревне Рингму. Итого получается трек 3-дневный, хотя некоторые спортсмены описывают его как 2-дневный. Именно этим путем большинство неместных непальцев, работающих гидами и портерами, попадают в НП Сагармтха. Этим же путем шерпы несут все грузы (человеческий транспорт дешевле авиационного).
- Примерно раз в 15 дешевле, чем самолет
- Акклиматизация тоже набирается. Не так здорово как на шивалайском треке, но набирается.
Минусы:
- Толком малоизвестный туристам трек. По этой причине нет никакой информации об автобусах и ценах до Саллери (Но ее можно уяснить путем опроса непальцев в Катманду).
- Поездка что туда, что обратно на целый день и крайне изматывающая. Стартовать можно только в 6-7 утра. Следующий шанс будет только через сутки.

Про народность шерпа я буду писать и далее, но здесь вот пришла мысль о пользе образования. Выучил английский - работаешь гидом, поваром или портером (не очень тяжелых грузов). Не выучил английский - твоя участь таскать тяжеленные баулы, бревна, строительные блоки и прочее... Возможно поэтому все шерпа (да вообще все непальцы) так старательно занимаются обучением своих детей. Последние крохи на новый учебник и новую школьную форму. Как папа Карло.

Мотивационная картинка для двоечников по инъязу

Самолетом
Из аэропорта Катманду сразу в Луклу
- Огромная экономия во времени
Минусы:
- Стоит от 147 до 160 долларов в одну сторону (в зависимости где покупать)
- Полет не гарантирован никогда, зависит от погодных условий
- Довольно сложная система подтверждения обратного вылета. Надо в предыдущий день связаться с авиакомпанией и подтвердить. Дело в том. что треккинг есть треккинг, планы меняются и никогда нет гарантии, что пассажир сядет. Лучше ушлая компания продаст это место кому-то другому.
- Проблемы с акклиматизацией (от 1400 в Катманду сразу оказываешься на 2800). Тут стоит отметить, что тропа сразу после Луклы уходит вниз на 2400, поэтому лучше даже не останавливаться в луклинских лоджиях на "отдохнуть-акклиматизироваться", а пройти пару часов по тропе, оказаться ниже и спать уже там (мы так и сдедали)

Все три варианта естественно рассматриваются и на предмет выброски от Эвереста. И, что логично и интересно, сброска-заброска идет разными вариантами. Для нас единственный плюс самолета перечеркнул все его минусы и плюсы остальных вариантов. Обратно полетели так же, это скорее психология. Когда напахавшиеся организмы, выполнив все основные задачи просто не захотели пахать еще пару лишних дней и отправились прямиком в Катманду, к жратве, выпивке и теплому душу. (между строк читаем: к любимой семье побыстрее)

Итак. У нас вариант три. Катманду-Лукла. Про него и расскажу. Остальные кажутся очень интересными, но переписывать сюда абзацы из путеводителя не буду...

Катманду
Я прилетел в 9 утра 5 мая. Алена прилетала 22 вечера тоже 5 мая, а на 6 мая мы уже заранее взяли билеты в Луклу. В мае, и особенно апреле, вроде как стоит брать их чуть заранее, ибо сезон. Почему так "со свистом" мимо Катманду и прочих его акклиматизационных возможностей? Как то пища, высота, климат и вообще... Ну мы просто очень любим горы, оба уже нормально так ранее бывали в этом Катманду, и к тому же настроили наполеоновских планов на треки, которые с трудом помещались в отведенное время. Поэтому первый из наполеоновских планов в устах Алены звучал так: "Ну-ка, Димыч, организуй нам все пермиты (без моего паспорта) и наменяй 2000usd, пока я сижу на пересадке в Дубае". Я охренел, вздохнул и согласился. Назвался груздем - полезай в кузов. Назвал себя альпинистом - вперед.

Селятся в Катманду все буржуи (русские в том числе, даже бедные) - в районе Тамель. Я еще не встречал ни разу ни одного человека, бывавшего в Катманду и не жившего при этом в Тамеле. Однако тактику сменил на ближайший к аэропорту адекватный отель, коим казалсяMeridian Suite. Его здание даже видно, как выходишь из аэропорта. Наверное он чутка подороже прочих вариантов (особенно тамельских) и обходился нам в 21$ доллар с носа на ночь. Но это был по непальским меркам шикарный отель в три звезды. С хорошо работающим душем, кондиционером и более чем одной розеткой. "Точно не клоповник", - сказала Алена и осталась впечатлена настолько, что по возвращению с трека мы провели в этом отеле еще две ночи, так и не рванув в Тамель. Кстати цену эту задал сайт Букинг.кома и у меня закралось подозрение, что прийди мы сами на ресепшн без брони, при должной толике очарования и меркантильности могли бы получить цену получше. Не лишним будет сказать, что нас все эти 4 проведенных там ночи облизывали, носили наши чемоданы, и даже отправили в аэропорт на такси за счет заведения. Что, правда, казалось совершенно бессмысленным, ибо все наши многочисленные ходки в аэропорт и обратно длились 5-10 минут. Кстати, местный мальчик-коридорный был на столько вылитый коридорный из "Гранд-Отеля Будапешта", что чаевых мы ему надавали даже не помню сколько. Немудрено, что через 20 дней он нас узнал и еще более радостно таскал все наши вещи, оставленные в камере хранения, в наш новый номер.

улицы Катманду - воплощенная в реальность сумасшедшая фантазия маньяка-электрика

За Пермитами
Пермитов в Непале бывает два вида. Первый - TIMS, что означает Trekkers' Information Management System. Его обязаны иметь все, ходящие по непальским горным тропам. Вот, например, гуляешь себе по Катманду, случайно забрел за город, уже пермит. На самом деле все не так строго (уж точно не как с регистрацией в былые времена советского туриста). TIMS нужен только на основных треках. Но там его проверяют. Вспоминая бурную молодость, где было и обхождение егерских постов и путешествия на электричках от Москвы до Карпат или Крыма, мне хотелось конечно обойти TIMS и тут. Так вот, не стоит, даже если вы молоды. Во-первых огромная потеря времени на скалолазание в джунглях (посты поставлены так, что их обойти сложно: справа скала, слева река), а во-вторых постов много, не только на входе в НацПарки, а может быть просто посередине. Если уж как-то хитрить, то надо подходить большой группой и предъявлять не полной набор своих пермитов (обычно сдаваться идет гид или руководитель). Но мне показалось, что оно того не стоит. Просто отдай 2000 рупий (20$) и все... Второй пермит - это вход в НацПарк. Конкретно у нас - НацПарк Сагармаха (здесь и Гокьо, и Эверест, и Айленд Пик, и Три перевала). Стоит он 3500 рупий.

В Катманду все эти бумаги можно оформить в Nepal Tourism Board. Здание в центре города. Работает непредсказуемо. Закрыто по воскресениям и непальским праздникам (привязаны к лунному календарю). Офисы TIMS с 7 до 19, а офисы НацПарков с 9 до 14. В общем, все мне удалось, хотя пришлось бланки переписывать несколько раз, ибо я постоянно совершал ошибки, путал данные виз и паспортов. С собой надо иметь фотографии. А вот отсутствие второго участника, как и данных его визы не помешало. Возможно потому, что в царящем вокруг хаосе приемщик документов смотрел более внимательно в миску лапши на своем столе, чем на мои бумаги. Всё про всё заняло у меня минут 40 и завершилось аккуратно с захлопывающейся дверью офиса Сагарматхи.

Дальше прогулка пешком в центр города, покупка непальских денег, фруктов и карты треккинга. Везде можно и нужно торговаться. Даже в обменнике! В итоге приносят пачки купюр скрепленные степлером (так удобнее хранить). Пересчитывать свои 2000usd в непальском эквиваленте мне пришлось 10 минут. Не обманули. Впрочем, тут как-то не принято обманывать и воровать. Максимум поторговаться. Видимо религия располагает...

Пермиты, несколько пачек денег с резиночками под степлером и карта - мой улов первого дня

Устроить себе продолжительную экскурсию по лабиринтам Тамеля и Катманду я не смог, уж больно спать хотелось. Как и не смогу сейчас Вам рассказать про непальскую столицу, отложу этот пост напоследок, когда уже действие всего путешествия вернется обратно в Катманду. После полнейшего несколько-часового беспредела, представляющего из себя сон на шикарной кровати с перерывами на маленькие сладкие бананы, наступило время встречи Алениного самолета. В Непале довольно странный роуминг, его либо нет, либо адски дорогой (о чем приходит извинительная смс-ка). В общем, созвониться нет шансов. Встречаться зачем то договорились в аэропорту. Распихав толпу других встречающих непальцев и ограничивающих их полицейских я с видом невозмутимой скалы стал на самом хлебном месте (где обычно стоят дяди в жилетках с мантрой "ом мани такси такси". А Алена не пришла! Табло также отсутстовало. По-хорошему, надо было бы пойти его поискать, но если самолет уже полчаса как сел, то на табло его уже нет, а покинув хлебное место - рисковал пропустить встречу. Поскольку рейс из Москвы был пересадочный, то например, толпа русских туристов (которую всегда можно идентифицировать) не появится. В итоге, стоял как полный идиот, долго стоял. И когда уже решил было двинуть в гостиницу (ее название она знала), ровно через 30 секунд в толпе арабов появилась Алена. Рейс просто задержали в Дубае (а я был уверен, что уже села и какие-то проблемы с багажом или таможней). Все, теперь точно можно спать, ибо через 6 часов самолет в Луклу.

Самолет в Луклу
Мы с Аленой путешествуем вместе не часто. Последний раз - два года назад. Тогда мы в Ташкенте перепутали Терминалы аэропорта, но каким-то чудом успели. История повторилась один в один. Заняв очередь среди европеского вида людей с рюкзаками на вход в еще не открывшееся здание аэропорта несколько раз спросил окружающих "сюда ли стоять в Луклу?". Потом я тоже самое спрашивал у сотрудника, просто махнувшего на едва открывшуюся дверь, куда ломились все пассажиры. И лишь спустя 20 минут, пройдя два кардона и не увидев на табло Луклы я что-то заподозрил. После чего состоялся спринтерский забег в сторону Domestic terminal, который был не очень далеко, но минут 5-10 бег занял. В итоге на стойке регистрации мы были за 15 до вылета, но как ни странно багаж был принят, а квиточки получены.

Вокруг тем временем творился настоящий Вавилон и Хаос. Аборигены всех возрастов с котомками, треккеры всех степеней крутости с рюкзаками, портеры и шерпы с экспедиционными баулами. Я спас какого-то человека, обронившего свой квиток на пол и стремительно ушедшего в дальний угол зала ожидания. Уровень досмотра здесь таков, что можно было смело пронести на борт топор или точнее кхуркхи (традиционный нож народности кхуркхи). Громкоговоритель постоянно извергает фразы на непонятном языке, перемешивая его с ломаным английским. Кроме рейсов в города (около десятка разных) есть еще просто туристический обзорный Mountain Flight (посмотреть на Эверест с воздуха). Эти рейсы чаще других и не отменяются, так как сажать на полосу в горах их не надо. Вся надежда что-то понять - это выцепить вглядом в толпе людей, которые точно также как и ты, летят в Луклу, после чего следить за ними. Желательно возле выхода, потому что около него сотрудники аэропорта иногда громогласно объявляют рейс и город. Рейс важнее выцепленных людей, рейсов в Луклу сегодня 5 (или около того). Дежурили мы по очереди, второй участник в это время спал. Спать очень хотелось! Джетлаг и просто усталость трудовых будней. Атмосфера больше напоминает автовокзал, а самолеты - маршрутки, куда грузится по 15 человек. Только типичных для Азии зазывал не хватает и помошников водителя, хлопающих по бортам своего транспортного средства. Скоро стало понятно, что наш самолет задержан из-за нелетных условий в Лукле. Полет самолетом в Непале - это всегда лотерея. Непредсказуемая, как изменчивая погода в горах. Опытные путешественники рекомендуют молиться и вводить в расположение непальских богов. Сами же непальские авиадиспетчеры в Катманду звонят на мобильный коллегам, сидящим в башне Луклы, и решают что и как...

Часа через четыре появлялись какие-то агенты и стали уводить выцепленных взглядом людей на вертолет. Вертолет - это опция, работающая даже в непогоду. Надо только доплатить к билету 200 долларов. Но поскольку мы не моли билеты сдать (заплачено карточками и деньги возвращаются на нее), то для нас вертолет вставал в 350 долларов. И даже когда его цена упала до 250 (продавец при этом очень просил не говорить соседям по вертолету эту цену) мы, поспорив, удержались от трат сверхзапланированных. И тут же едва не уехали автобусом в Покхару, чтобы начать трек Манаслу. Но тоже передумали и отправились спать. В итоге спустя 8 часов мытарств в Зале ожидания какой-то грузчик переоформил нам наш билет на следующий день. "В любой непонятной ситуации иди спать" - совершенно правильный девиз для 6 мая 2016-го года.

Краткий гайдлайн насчет полетов внутри Непала (в направлении Лукла)
1. Самолеты вылетают волнами. Время полета в одну сторону - 45 минут. Первая волна в полседьмого утра. Сразу несколько авиакомпаний отправляют в Луклу свои борта. Вторая волна около 9, третья около 11-12, четвертая около 14. Дальше считается, что погоды нет. Оно обычно так и есть в горах: первая половина дня ОК, вторая не очень. Полагают, что если у вас билет на первую волну - то улететь шансов больше. Во вторую волну (при непогоде в первой) летят как раз самолеты первой волны. При этом все равно происходит полный бардак и неразбериха (слава богу только с точки зрения пассажира, а не авиадиспетчера). Внутри салона в итоге может оказаться смесь людей из разных волн и даже авиакомпаний.
2. Авиакомпаний несколько. При нас были GOMA, TARA, SITA, BUDHA. Что и как будет в следующий раз - неизвестно. Надо покупать в самую большую (она же самая надежная). Считается, что это YETI Airlines (TARA Airlines - это ее зеркало). У них просто больше всего самолетов, быстрее вас отправят, если не удалось с вашим рейсом.
3. Билет, купленный на сайте - дешевле (147usd). Билет, купленный в офисе самой авиакомпании (при том что его бронировал оператор на том же сайте) обошелся в 161usd. Но есть несомненные плюсы. Все билеты сдаются без штрафов, прямо в самих аэропортах. Если куплено в авиакассе (особенно "родной"), то есть шанс получить эти деньги на руки, и поехать, например, автобусом. Второй плюс в том, что при покупке обратного рейса непосредственно перед ним самим уже не так важно, когда трек завершится. Реальная продолжительность трека индивидуальна для участников и даже более непредсказуема, чем погода.
4. Посадка произвольная, в том порядке, как пассажиры залезают внутрь (маршрутка же!). Если летите в Луклу - садиться надо по левому борту. В Катманду из Луклы - по правому. Тогда в иллюминаторе будет Главный Гималайский хребет (если непальские боги облачности позволят).
5. Самолеты тут несомненно разбиваются. Раньше было чаще, сейчас стало получше, падают раз в 4-5-6 лет (то ли техника получше, то ли пилоты). Давно, кстати, ничего не падало (с 2012-го), так что любителям статистики стоит поостеречься. Всем же остальным (и в первую очередь себе самим) другая математика: с учетом количества этих рейсов в день и того, что в салоне 15 человек, данные не совсем удручающие. В конце концов летим в горы. В горах тоже много чего случается..

Стюардессы разносят конфетки и кусочки ваты. Вату положено вставлять в уши

Можно посмотреть, что там впереди у пилотов... Никаких автопилотов и автоматических навигаторов. Все делается вручную. Как мне показалось один опытный пилот и один стажер.

Рядом с Трибхуваном (аэропорт Катманду) - буддистская святыня Боднатх. Самый большой чортен в мире. Отлично виден из иллюминаторов (сидя слева)

Прилетели!

Взлетная полоса Луклы короткая. Чтоб как-то удлинить пробег, катящийся самолет лихо заворачивает на парковку. Там высадка пассажиров-выгрузка грузов, чай пилоту, посадка пассажиров-погрузка грузов, и полетели обратно. Дозаправки нет. Вся процедура занимает 15 минут.

При вылете из Луклы самолет разгоняется и ныряет в пропасть, постепенно выруливая оттуда. До свеженького эпизода из Старктрек3 конечно далековато, да и не каждый самолет нынче ныряет, многие успевают оторваться еще на полосе... Но все равно здорово.

Обратно возвращаемся. Погода вроде ок, как нам казалось, даже солнце светило с утра. Первая волна ушла, мы были во второй. Полил дождь и вторая волна осталась сидеть. Было ощущение, что опять на сутки, однако спустя 3-4 часа вылетели. Погода все это время была примерно такая, сидели и гадали к добру или нет. И только диспетчеры в желтой башне знали, отпущен ли самолет из столицы.

Опытный пилот отдыхает, пока в нос самолета загружают грузы.

Конец мая. Сезон заканчивается. По крайней мере из Катманду в Луклу никто не летит. Вместо пассажиров летят грузы: железные арматурины и пиво. Пиво! В самолете, просто потому что нет пассажиров. Вскоре это пиво окажется за спинами портеров и понесется в сторону Эвереста.

Главный Гималайский оба раза у нас был плотно зашторен облаками. В окошко выглянула одна вершинка.

Плотная застройка Катманду, вид сверху. Понятно, почему последствия землетрясения 2015-го были столь ужасны.
Переход Лукла - Намче

Первое, что ощущаешь, спрыгнув с трапа самолета на твердую землю Луклы, это воздух. Свежий, горный, дарующий ощущение свободы и приключений. Так пахнет весна в марте, когда журчат ручьи, так пахнет трава в мае, пока одуванчики еще желтые. Это начало путешествия, первый шаг в неизведанное после месяцев недосыпа и рабочей рутины. Хотя вполне возможно дифирамбы и запахи - это просто эйфория, обычно накатывающая на людей с низин, резко в течении часа заброшенным на 2800 метров над уровнем моря, где уже совершенно другое содержание кислорода и атмосферное давление. В первый час море становится по колено, а горы по пупок. Чуть позже приходит отрезвление, а еще позже первые симптомы горной болезни. Как это ни странно, но свыкнуться, акклиматизироваться, поспать ночку в Лукле - это не метод. Из Луклы надо сразу же уходить. Потому, что тропа к Эвересту из Луклы уходит вниз.

В этом вообще особенность тропы к БЛ Эвересту. Она вроде бы должна набирать вверх, но по факту оказывается, что вверх она забегает короткими мощными рывками, при этом вниз падает довольно продолжительно и часто. Особенно ощущается данный расклад, когда уже идешь обратно. По идее хочется и можется бежать быстро вниз, но по факту регулярно получаешь затяжные тягуны вверх. Из Луклы тропа ушла вниз, чтобы коснуться дна долины реки, перебраться на другой берег, еще раз спуститься на дно долины и так далее. Итого мостов через речку Коши Нади и ее левый приток Имджа Кхола будет шесть. Они и еще один, почти в самом начале просто через ущелье, все подвесные. Видно, что добротно сделаны, металлические тросы и полотно, надежны и неподвластны стихиям (почти не подвластны). Однако едва ступаешь на эту конструкцию, как в голове начинают бороться силы разума и первобытные инстинкты. Силы разума утверждают, что никто не упадет, и стоит идти дальше. Рефлексы человеческого тела дают команду ногам "Стоять!", ведь то, на чем стоят эти ноги отчаянно колеблется не только по углу тангажа (от топота ног), но и по углам рыскания и крена (от ветра вволю свистящего по ущелью). Вперить взгляд себе под ноги - не помогает, сквозь щели виднеется пропасть. Подобные мосты типичны для всех гималайских треков и являются едва ль не одной из их достопримечательностей. Наш трек - "визитная карточка" непальских путешествий, поэтому мосты тут еще и в идеальном состоянии. Однако лично я нормально и непринужденно топал по ним только в 13-й и 14-й разы, уже по возвращению.

незамысловатая карта Луклы от непальского мастера верстки

На улицах Луклы полно детей

Сама тропа архиудобная и сверхчистая, что тоже стало некоторым открытием. Вдоль всего пути встречаются приступки, куда можно сесть с рюкзаком его не снимая. Многочисленные портеры ими пользуются. Есть некое подобие автобусных остановок - посидеть, покурить, отдохнуть, переждать ливень. Если тропа превращается в лестницу со ступеньками, то под самые высокие заложены вспомогательные камушки, чтоб проще было подыматься вверх. Внутри поселков (и не только) тропа превращается в каменную мостовую, в зазорах которой набито ячьего навоза. Во время ливня в таких местах точно не раскиснет, а останется проходимо.

Почему так чисто? Ведь во всех отчетах и статьях пишется про кучу мусора и трупы восходителей?! Все это уже за Базовым Лагерем, на леднике Кхумбу и непосредственно склонах Эвереста. Вынести оттуда трупы и мусор очень сложно и тяжело. Иногда это сродни подвигу самого восхождения. А то БЛ Эвереста тропа просто образцово показательно убрана (по крайней мере весной 2016-го) и обставлена урнами раздельного мусора, как в Европе. Причем пассажиропоток огромный, самого разного люда, не только интеллигентно не мусорящих европейцев, но и куда более спокойно относящихся к мусору азиатов, не говоря уже о наших.

На фото слева раздельный прием мусора, а по центу место, где следует поставить рюкзак на приступок и отдохнуть. Под навесом чтобы ни солнце, ни дождь не мешали!

Наших там много. Так получилось, что идем мы вверх 7-8 мая. Как раз самое время для спуска навстречу вниз соотечественников, гулявших в горах все майские. Я не специально надевал тельняшку, честное слово! Просто она с длинными рукавами и руки не обгорают. Но раз в 20 минут обязательно слышишь от встречных: "Привет, морячок!", "О, наши идут", "Как дела, брат?", и даже на английском языке "Strong man" и "Crazy Russians". Добавим сюда обязательный кивок, улыбку и "Намасте" со всеми остальными встречными. Вокруг царит какой-то Новый Вавилон, разве что пингвинов с Антарктиды нет, все остальные континенты представлены. Если вспомнить о первовосходителе Эвереста, новозеландце Хиллари, бывшем знатным антарктическим исследователем, то паззл складывается полностью.

Треккеры и местные при первой же возможности бросаются помогать. Вот Алена уронила палку вниз или я, споткнувшись, упал. Рядом уже помогающий или просто услужливый шерпа, даже непонятно откуда взялся, вроде никого и рядом то не было. Отношение конечно такое, словно к братьям меньшим. Европейцы действительно иногда выглядят на этих высотах как дети беспомощные, плюс еще среди приезжих традиционно много пенсионеров.

Ступени вверх-вниз, сено, провода, молитвенные флаги, дрова, поля картошки. Этот снимок воплощает всю сущность двухдневного подъема из Луклы до Намче

Уровень сервиса в местах, где подкрепиться можно по пути, выше ожидаемого в среднем по Азии)) Мне было уже достаточно для высокой оценки просто увидеть унитаз в туалете! Вспоминая знаменитые туалеты на Эльбрусе, кабинки на Аконкагуа, палатки на Чимгане... В общем настоящий белый керамический унитаз, сопровождающий путника на всем протяжении треков в Сагарматхе - это чудо! В столовых-ресторанах кажется все относительно просто. Пластиковые столы стулья, если на улице. Белую салфетку на стол официант тут не постелит, и перед клиентом блестящими от воска черными туфлями не отшаркается. Но еду, теплую и вкусную, чашечку масала, крайне желанную в непогоду или после очередного тяжелого взлёта, вам всегда обязательно принесут. Noodles и Macaroni будут совершенно разными блюдами. Первые - доширак, вторые - ракушки или завитки. Любителям пасты придется искать в меню Spageti (не всегда находятся). Но в любом случае, вас ждет какой-то элемент лотереи. Где лучше, где хуже, где что скрывается под одинаковыми названиями - не предугадать. Что прогнозируется четко - так это рост цен. По линии Лукла-Намче еще более менее все одинаково, вплоть до 1-1,5 доллара за бутылочку 0.5 колы. Дальше в лес страшнее волки, выше в горы дороже кола. Пик цен в Горак Шепе и поселках под перевалами - там бутылочка колы может обойтись аж в 5-6 долларов! Дошираки стоят по нижним ценам 2,5 доллара, а пиво аж целых 6.

Мы же налегали на Гарлик суп, явно сезонный сейчас. Остальные супы очень похоже готовятся из бульонных кубиков, а вот чесночный - из настоящего чеснока, урожай которого в мае колоситься в огороде каждой уважающей себя харчевни. Хорошим блюдом показался далбат. Мало того, что он наиболее аутентичен и соотвествует местности (все шерпы, гиды, портеры и т.д. наяривают именно далбат. Так он еще и бесконечен. Нигде нельзя попросить добавку, а с далбатом можно. Можно и не просить, когда ты его съедаешь - подходит хозяин (хозяйка, повар, твой шерпа) и спрашивает, не добавить ли?? На вторую добавку не хватает уже никакого туриста, даже самого прожорливого. Мясо тут особо не в почете, но мясные блюда есть. Я пробовал - ничего выдающегося. Скорее просто искусственное вкрапление каких-то кусочков в обычную непальскую еду. Почему-то по деревням совсем не видно толком кур. А второй поставщик мяса - як. Это слишком ценное животное, чтобы переводить его так безалаберно. Як источник молока и масла, шерсти для одежды, навоза для растопки. На убой пойдут лишь самые старые особи или больные, травмированные.

Едва только выходишь с аэропорта в Лукле, как начинают окружать личности самого странного и даже подозрительного толка. Предлагают свои услуги гида и портера. Не очень навязчиво, все-таки до индусов непальцам далеко. Мы отбились. Такое шапочное знакомство ни к чему хорошему не приводит. Либо ты уже в составе экспедиции и тебя встречают твои портеры, либо лучше все равно как-то остепениться, дойти до Намче, поселиться там в гостиничке и там уже, пообщавшись, нанимать. Заодно пока дойдешь - свои собственные силы оценишь и цели скорректируешь. Кстати если уж брать - то портера, а не гида. Все просто: портер 20 долларов в день и несет до 20 кг, гид 30 долларов в день и несет до 10 кг (только свое), А дорогу они знают одинаково!

Мы после двух дней ходьбы все-таки взяли портера, хотя изначально не собирались. Причин несколько. Во-первых мы ошиблись с весом, набрав очень много лишнего (пуховики, снежные ботинки, кошки). Во-вторых, конкретно на нашем маршруте (Три перевала) были опасения, по поводу поиска пути на три этих перевала (это не автобан как в БЛ Эвереста). В-третьих - были дважды пересечения ледника, на моренах которого точно не было троп, лишь камни, туры и интуиция. Алена по своему не слишком успешному опыту Аннапурненского трека побаивалась за человеческие качества портера, я же по опыту Ролвалингского трека утверждал, что если с нами шерпа (национальность), то никаких проблем, только позитив. Я в итоге оказался прав. Дава был просто прекрасен. Но он появился у нас после Намче, а этот пост о пути в Намче...

22-летний Дава из деревни Тхадокаши, наш спутник на следующие две недели после Намче

По классике идти от Луклы до Намче два дня. Нам пошлось как-то сперва очень легко, и где-то на середине (в Пхакдинге), когда по идее должна была бы быть ночевка, наоборот, пришло видение, что мы дойдем за сегодня! При том, что стартовали поздно - часов в девять. Как оно и бывает в горах, это оказался фантом и мираж. На 3/4 пути в деревне Бинкар мы, не сговариваясь, упали пузом кверху и решили, что для первого дня хватит. Весь второй день, подымаясь серпантинами все выше и выше очень радовались, что вовремя остановились вчера. Последний взлет, самый крутой и длительный, не подразумевает деревни и гвестхаузы в них. До него вариантов остановиться или перекусить - были каждые 15 минут. Резюме - бежать и играть мускулами не надо. Идешь спокойно в своем ритме, с прицелом на отдых последних пару часов до заката (а то и полдня). Такой неспортивный подъем зато отлично помогает акклиматизации.

Удивительным образом цифры, предлагаемые в разных путеводителях и указанные на картах, четко попадают в суть. Расстояние измеряют не километрами, а часами. Везде указано. что Лукла-Намче это восемь часов ходьбы (не считая времени на отдых, обед, фотографирование). И это действительно восемь часов! Даже на спуске, который мы, уже просветленные Гималаями, пробегали налегке и за один световой день ушли все теде 7 подвесных мостов и 8 ходовых часов.

Попробуем фоторепортаж прогнать по пути от Луклы в Намче:

Алена на улицах Луклы

Молитвенный барабан и росписи внутри храма, напротив чекпоинта при выходе из Луклы.

Чекпоинты обойти огородами будет сложно. Во первых не везед это возможно, а во вторых толком неясно, где эти чекпоинты. Я полагал, что этот единственный. На выходе из Луклы. Пишут и говорят, что TIMS можно оформлять здесь,а пермит в Сагарматху в чекпоинте на входе в Намче. Уровня английского (не нашего, а офицеров) не хватило, чтобы подтвердить эту информацию. Мне показалось, что она все таки верна.

В Лукле в череде магазинчиков и мастерских заметить чекпоинт сложно и можно случайно просто пройти мимо уставшего или заснувшего офицера. Слева швейная мастерская, а справа бюрократическая. Основным ориентиром все-таки служит в итоге толпа туристов, пытающихся что-то зарегистрировать. Кстати на выходе это тоже обязательно делать, иначе вы окажетесь среди невозвращенцев. Потерявшихся в горах. Ваши фотографии будут вывешены на досках с вопросом "Кто последний видел этого человека? Помогите найти".

дорожные работы по восстановлению после землетрясения идут полным ходом..

Наконец-то Лукла закончилась и уже полноценная тропа. Вот это сооружение внешне напоминающее могилу - на самом деле ступа или чортен. Ее положено обходить по часовой стрелке. Таких святых мест будет неисчислимое множество на нашем пути. В итоге иногда от усталости приходилось даже грешить - обходить не с той стороны...

Сейчас вот пересматриваю фотографии и думаю, а может это и в самом деле могилки ставят вот так на тропе?

На обратном пути в этом месте был уже импровизированный погост или какое-то жертвоприношение. Мы спросили нашего шерпа Дава (на пути туда его еще не было с нами), что это такое? Он ответил про какой-то религиозный культ (секту). Название культа было коротким, но, как говориться, у меня в одно ухо влетело из другого вылетело...

По большей частив идеале тропа должна выглядеть вот так.

Или вот такая тропа. Вместе с парой предыдущих фотографией это наглядная визуализация для отчаянных велосипедистов, которым вдруг может рискнуть взбрести в голову проехаться на велике до БЛ Эвереста, или хотя бы до Намче. Лучше бы вы были всадниками не железных коней, а настоящих...

Для лошадников тут очень даже ОК. Периодически попадаются на домах объявление что-то вроде Horse Riding или Horse Rent

Однако несомненным королем всех этих троп является як. Однако не спешите радоваться при виде первой же рогатой коровы. Дело в том, что настоящие суровые  ии выносливые яки - жители высот и альпийских лугов. Настоящий, чистокровный як, будет выделяться густой шерстью, мохнатыми коленями. Большинство же якоподобных животных в нижних частях треккинга - это помеси чистокровных яков с коровами или тибетскими буйволами. Если правильно говорить на местных наречиях, то это не яки, а дзопкьо (бык) или дзум (корова). Постоянно встречающийся в магазинчиках Yak Cheese - зачастую просто рекламный ход.

Не Яки

Яки, почувствовали разницу?
Она ощущается просто во взгляде, дзопкьо - печальный, як - угрюмый, с вызовом.

Любое из этих животных при встречном движении на тропе способно ненароком скинуть своим рогом или поклажей зазевавшегося путника вниз. Поэтому правила при встречном караване яков предельно просты. Занимаешь позицию поближе к скалам со стороны склона и просто стоишь не двигаясь, пока весь караван не пройдет. Обычно в караване порядка 10-15 животных.

Путь до Намче - это сельская пастораль, деревни шерпов. Многие из которых даже не замешаны в туристический бизнес, а живут своими целями, ходят в школу, выращивают урожай и т.д.

Взгляд на кухню

над тропой в этих местах кое-где нависают огромные сосны

Чеплунг, следующая после Луклы деревушка

Печка для сжигания ароматных приношений, манистоун и монастырь на скалах далеко впереди

вот он же, чуть крупнее. снято на обратном пути

Водяная мельница на боковом притоке и теряющиеся в тумане высоты гор

в хорошую погоду там проглядывают вершины

древний манистоун поближе. или камнеклады, как их еще называют. религиозные тексты, высеченные в камне многодневными и многолетними трудами верующих. масштабы поистинне поражают. подобные работы призваны улучшать карму людей их выполняющих. казалось дела эти древние, однако встречались нам и совершенно недавние творения. ну а покрасить заново и обновить что-то древнее конечно же также улкчшает карму

Меня, как белоруса, просто не оставляло равнодушным ни одно картофельное поле, встреченное по пути

Каежтся бульба здесь не менее чем рис популярна

Несмотря на доступные и повсеместные гвестхаусы, кемпинги тоже практикуются. Похоже, что не для простых треккеров вроде нас, а для серьезных предоплаченных экспедиций.

современные отели высокой звездности также присутствуют. самостоятельные треккеры правда обходят их стороной, цены заоблачные

некоторые домики, появившиеся после землетрясения просто шик. это тоже будущее отельное здание

двери в школу

домашняя работа

Подходим к Пхакдингу. Оползень, что видна слева - последствие землетрясения 2015го

дорога вдоль того оползня, коммуникации разрушены и иногда заново вручную обратно скручены

По тропе настолько большой пассажиропоток, что на заброшенных хибарах вдоль нее вешают рекламу

Реклама бывает даже такая! Похоже она дополнительно и бесплатно через мой блог себя продает))

Как только не пытаются написать этот Пхакдинг... Правильно - Phakding (если верить картам)

Пхакдинг. Типичная для региона деревенская улочка

Мост сразу после Пхагдинга

леса тут хвойные..

и снова приступка для отдыха с тяжелой поклажей и урны раздеьного мусора. роль навеса от дождя исполняют сосновые ветви

Бинкар, наш финиш первого дня

по Бинкару чуток прогулялись перед сном.

Между картофельными полями постамент непонятного назначения, больше похожий на зиккурат. Мне показалось, что это место для того, чтобы с понтом и красивым видом на горы попить утренний кофе

Монжо - это следующая за Бинкаром деревня. По карте получается, что именно тут вход в НП Сагармтаха.

Монжо. В ней аж два чекпоинта. Один посреди деревни, вругой зажат вот в этом перевале, так, что мимо не пройдешь

первый

второй

правила поведения в НП Сагарматха

ежедневный поход детей в школу и из школы может только восхищать

Подвесные мосты - отдельная песня. Ощущения я уже описывал, теперь как это выглядит

Сбоку может показаться, что ничего особенного, просто над деревней и рисовым полем. На самом деле - там пропасть, просто сбоку ее не видно

Перед резким поворотом и подъемом на 600 метров в сторону Намче самый впечатляющий мост. Точнее парочка. Видимо сделали новый, пока старый не упал. Ходят все по верхнему. Знаю, что у страха глаза велики, но мне показалось, что там метров 150-180 до дна ущелья, никак не меньше.

вид на нижний с верхнего

Яки на мосту

Расходиться со встречными не так уж и просто. Если это яки или тяжело груженые портеры - придется стоять на берегу и ждать, пока вереница пройдет. Немного похоже на движение по одной полосе автотранспорта, в момент починки второй полосы. Только там регулировщик или светофор, а здесь - кто первый ступил, тот и прав.

в середине моста - я, испуганно хватаюсь за тросы. Слабая помощь. ибо там торчат проволоки наровящие поранить руки

проход такого моста занимает от полминуты до минуты

Кстати вот и остатки когда-то рухнувшего...

Появилась третья ячейка для мусора! Теперь там стекло, пластик, металл

иногда вспоминаешь, что вообще-то весна, май, цветы

Вид из Намче на долину откуда мы пришли в хорошую погоду (уже на обратном пути)

пока готовится еда, разморенный на солнце я прилег вздремнуть
Это все тот же Бинкар, уж больно нам здесь понравилось, поэтому на обратном пути совершии полуторачасовую остановку с ланчем

Вид из Чеплунга на другую сторону долины

вот это единственная ключевая развилка на пути Лукла-Намче и обратно. По пути вверх я ее даже не заметил.. На обратном отснял. Если идти вниз и продолжить прямо - то будет вверх вверх и Лукла. Направо тропа продолжает идти по долине в сторону Саллери и Джири, просто обходя мимо Лулкы, чтобы не взбираться зря вверх

Картографическая памятка, как вести себя при землетрясении

так мы отмечали завершение трека в Лукле на обратном пути. Ибо алкоголь теперь уже не навредит, а то что за 6 баксов - так уже и не важно...
Пиво, кстати, очень неплохое. Где-то от него бирдекель должен был остаться...

Утро последнего дня в горах. С портером мы уже расстались, поэтому хозяин отеля в Лукле внезапно сам схватил рюкзак и потащил его в аэропорт. Регистрировал нас на рейс и всячески помогал в предполетной неразберихе. Видимо это вместо опции "бесплатное такси" от отеля в аэропорту, широко распространенной в остальных местах.

Намче Базар и окрестности

Если я когда-нибудь засяду составлять список самых необычных городов мира, то в него войдут Венеция на островах, турецкий Деринкую под землей, китайский город-призрак Ордос и китайский же Город карликов. Будет в нем видимо и Намче, как олицетворение того, что для города не обязательно много ровной поверхности. Намче - город обустроившийся на лесистом склоне горы великолепным амфитеатром. Он не очень крупный, хотя безусловно самый большой среди поселений шерпа и один из самых известных за пределами Непала, уступает только Катманду. Все те три дня, что мы добирались сюда из столицы, он оставался в прямом и переносном смысле заоблачной целью. И вот, мы здесь.

Первый день город упорно оставался заоблачным

Намче Базар возник в незапамятные времена, как торговый поселок. Какие-то отголоски тех времен можно наблюдать тут по субботам, когда на ярмарку сходятся шерпа со всех окрестных долин. Торгуются, покупают, продают товары, а потом вместе с родственниками и друзьями, шанс встретить которых только здесь по субботам, усаживаются распивать алкоголь, играть в азартные игры и даже иногда есть мясо! Если честно про эти субботы я только читал, наши перемещения даже вместе с акклиматизационными задержками, в Намче позволили провести три дня, но ни один из них не выпал на субботу. Жаль конечно...

Намче возник на основном товарообменном пути тибетцев и шерпов, пересекавшем Главный Гималайски хребет через перевал Нангпа Ла (5860). Это в направлении северо-запада на Гокъо и Чо-Ойю отсюда. С северо-востока же к Намче примыкает путь из долины Кхумбу. Перевал Нангпа Ла довольно простой для тибетцев, непальцев и яков, но последние много лет закрыт и является военной зоной. Что вроде бы не сильно останавливало проникновение паломников и контрабандистов. До трагедии 2006 года, когда китайские пограничники просто взяли и начали стрелять в цепочку беженцев, убив 17-летнюю монахиню и арестовав три десятка беженцев, половина из которых были младше 14-ти. Все это проходило на глазах (видео и фото камерах) иностранных альпинистов, находившимися в это время в Базовом Лагере Чо-Ойю.

Но это все китайские дела, к Намче неимеющие никакого отношения. Вместо утеренного торгового значения город приобрел туристическое. Шерпы кормят, селят, сопровождают туристов, которых здесь очень и очень много. Намче растет вверх по склону на счет все новых и новых гостиниц. У него несомненно своя атмосфера: мощеные улочки, не видавшие протектора автомобиля или мопеда, постоянно переходящие в лестницы, молитвенные флаги и барабаны, цоканье копыт яков, сногсшибательные виды на вершины в окна и в узкие щели переулков. Запах пекарен, далбата и масалы, будоражащий аппетит и легкое головокружение, для слишком быстро забежавших сюда снизу гостей.

С Немадорче мы встретились в Бинкаре, разболтались.. В итоге его сын Дава стал нашим портером.
Обратите внимание на нашу разность в подходе к вопросу "треккинговая обувь". Я для себя смог придумать лишь один вариант облегчения треккинговой обуви - таже обувь, но не зашнурованная. Если тропа не сверхсложная, ноги рассалблялись лучше.

Намче Базар - город нескончаемых каменных лестниц. Вверх вниз, вниз вверх. Даже поперечные им переулки-террасы, нет нет, да и сорвутся туда сюда парой ступенек.

Предложение рождает спрос. Помимо гостиниц и едален к нимприкрученных, тут несметное количество сувенирных и аутдорных магазинчиков. По сувенирке не специалист, а вот снарягу можно тут смело покупать, в московских фирменных качество не лучше, а цена скорее всего выше. Продуктовые тоже отчаянно меня радовали. Именно здесь (а не в более низко Лукле) удалось найти минимальную стоимость баночки или бутылочки колы в 150 рупий. Здесь же было место, где и вовсе невиданное кощунство с точки зрения продаж: двухлитровые торпеды колы и спрайта. Магазины своим ассортиментом вступают в конкурентную борьбу за покупателя. С приходом темноты город погружается в бескрайнее гималайское небо и вроде бы тоже засыпает. Во всяком случае магазины закрываются, хотя некоторые бары могут устраивать какие-то вечеринки. Мы все наших три ночи в Намче засыпали без задних ног, поэтому актуальность ночных гуляний проверить и даже услышать не смогли.

Схема города в непальском стиле

Карта утверждает, что это ключевой перекресток города. Который в верхне-правой части схемы
В качестве регулировщика выступает белая лошадь.

а вот это развилка двух важных дорог - на Эверест и вверх на Кхумджунг

Классический вид Намче, лестницы, пиццерии, паб и горы

Высота над уровнем моря здесь официально считается 3440 метров. На самом деле можно смело добавить плюс минус 50, а то и все 100. Попадают сюда преимущественно пешком из Луклы и никто сразу же не уходит дальше, ибо так положено постепенно акклиматизироваться. Для этого все возможности - два хороших трека на сутки погулять, да и в самом Намче пройтись по периметру. Это даже немного необычно, ведь до сих пор поселения были зажаты в ущелье и погулять там особо негде было.

Курица на фоне Гималаев. Несмотря на то, что чикен суп был заявлен практически в каждом меню, самих куриц даже в Намче и по дороге от Луклы замечено не очень много

Последствия землетрясения:
Впервые заметил п большому счету их в Непале только здесь, под вечер четвертого дня

Молитвенные барабаны сложены в гараж, до лучших времен...

Вообще, как бы это кощунственно не звучало, складывается ощущение, что землетрясение пошло Намче на пользу. Теперь строятся новые здания, гвестхаусы, ступы. Ручей-помойка вот-вот превратится в красивую набережную с фонарями, дороги укрепляются и расширяются. Сейчас, спустя год, здесь о стихии напоминает только вот эта ступа...

Скот - частый гость на улицах Намче, как любого аналогичного поселения по обе стороны Гималайского хребта
Одежду сушить можно только под навесом. Погодная изменчивость - одна из характеристик Намче. Дождь может налететь из ниоткуда в течении 5 минут, а через 10 минут его, как ни бывало.

напоминания о весне

начало нашего путешествия "по объездной". Под ногами - весь город. Отлично видно золотую крышу Намче Гомпа (храма), куда мы пытались дойти. Правда, несмотря на ее отличный видимость отсюда, мы почему то решили, что храм где-то там за поворотом. Залезли на самый верх в каменный хаос (оказавшийся каким-то аналагом европейского заброшенного кладбища) и потом долго прорывались оттуда к храму.

В итоге Z-образными подъемами, только половина из которых видна на фото выше мы забрались в каменный хаос. Одновременно с нами туда забралось и облако.
Романтика. Я снова ощутил себя семилетныим, впервые попавшим в крымскую Долину Приведений. Другой аналог, пожалуй, Хайгетское кладбище Лондона.

В конце концов нам удалось соориентироваться, выйти из потустороннего мира и вернуться в цивилизацию. Первыми признаками стали сооружения для приема мусора раздельным способом, как здесь это популярно. Необычным был только материал постройки - пластиковые бутылки, забитые песком.

Взяв за ориентир урну, смогли выйти к храму

Храм, (он же монастырь ?), по периметру огорожен стеной с нишами молитвенных барабанов. Буддисты ходят по часовой стрелке вокруг, дергают ручку и барабаны крутятся опять же по часовой стрелке. Когда-то давно я читал насчет идеи вырабатывания дополнительной электроэнергии в московском метро за счет турникетов, вращаемых пассажирами. Там идея так и осталась идеей,но сдается мне будь непальцы и тибетцы чуть более подкованы в электродинамики, получать ток от бесчисленных молитвенных барабанов, разбросанных попросторам Гималаем и Тибета, было бы куда реальнее. Пока они додумались лишь о водяных молитвенных мельницах (где вода падает на лопасти вращающие все те же барабаны).

К вечеру начало распогаживаться. Я уж было успел тут за два дня огорчиться, что весь остаток путешествия у нас так и пройдет в попеременно то сгущающейся, то всепоглощающейся облачности.

Следующий день обещал быть интересным.
Так оно и вышло.

С неожиданностью в разговоре с Немадорче выяснил, что прямо вот внутри Намче (не надо куда-то высоко подыматься и идти часами) есть точка, откуда наблюдается Эверест. Более того, ясное небо с утра 9 мая прямо располагало, чтобы туда выдвинуться, а уже затем наворачивать километры тропы и сотни метров акклимухе вверх. Место это называется Управление НП Сагарматха. 15 минут из центра города (для шерпа 5 минут). Расположено сверху, то бишь на окраине Намче, как раз с другой стороны амфитеатра относительно каменных джунглей, где мы бродили вчера.

Раз уж распогодилось - сразу застрекотали птички. Вертолеты из Луклы (и Катманду?) до Намче или далее (иногда с дозаправкой в Намче). Их было очень много, даже мне, гостю города, показалось, что излишне. Вокруг идиллия, ветер шевелит кронами деревьев, сверкают ледники, колышаться молитвенные флаги. И тут вертолеты. Даже чаще, чем 368-я маршрутка в час пик в Догопрудном!

Ну да, первый и второй мы провожали с неподдельным ребячьим интересом. Позже они стали раздражать, словно назойливые мухи. Еще можно как-то понять спасательные вертолеты, зачастую являющиеся единственном шансом альпинистов с сложных ситуациях. Но тут 90% воздушного траффика составляли грузовые рейсы и туристические. Это полная бессмыслица! Прилететь сразу на уровень 3-4 тысяч снизу, чтобы схватить через час после высадки из кабины горняшку.

Стена Нупцзе, а за ней - пирамида Эвереста. И вертолет.

Еще один полетел. Отлично виден зубчик Амадаблама

В этом месте кроме Головного офиса (пристуствия которого я так и не ощутил), военной части (заметной по окутывающей ее колючей проволоки), есть еще Музей с бесплатным входом. Экспозиция по большому счету ни о чем, да и страна совсем немузейная, но... Пофотографировать есть что:

Красная панда, похоже даже в Непале ее можно встретить

Здесь меня впечатлил Великий Гималайский треккинг. Всю страну можно пройти вдоль Главного Гималайского хребта. Очевидно, что не в рамках одного сезона. Но поскольку сейчас уже знаешь, что лета не такие уж и дождливые, а зимы пусть и суровые, но шерпы не покидают своих деревень, то совместив два сезона и одно межсезонье - можно рискнуть. Это задача несомненно сравнивая с пробежкой Фореста Гампа от Атлантики до Тихого. Для интереса я посмотрел, как стыкается наш "Три Перевала" в этот Великий Поход. Как и ожидалось - с запада Таше Лапцо (технически сложный, с веревкой) в долину Ролвалинга, не поддавшийся нашей компании весной 2009. С востока не менее интересный, и куда более суровый судя по фоткам Ампху Лапцо, 5845. Перевал, переводящий этот Великий путь из долины Айленд пика (куда он вошел через Конгма ла от долины Кхумбу, то бишь Эвереста) в долину восьмитысячника Макалу. Для перехода и Таше Лапцо и Ампху Лапцо помимо веревок и гидов, снежной обуви и пр. требуются еще и дополнительные лагеря. То есть треккинг без палаток и газовых горелок - не вариант.

Чучело альпиниста в этом музее

Снаружи в солнечную погоду конечно интереснее и зрелищее, чем внутри. Рукотворный экспонат только один - памятник Норгею Тенцингу на смотровой площадке с задним фоном из стены Нупцзе и Эвереста. Тут я впервые пожалел, что не умею делать панорамы (хот яказалось бы это просто). Поэтому просто тщателно расспросил и записал. что за вершины хороводом окружают человека, попавшего сюда.

Тхамсерку - Кусум - Конгде - Папчамо - Гечо - Кхумбила (святая) - Тобуче - Эверест - Лхоцзе - Амадаблам

Это основной трек около: Намче - Сьянгбоче - Эверест вью отель - Кхумджунг - Кхунде - Намче. Второй трек уходил в сторону Тхаме и обратно. По идее мы оттуда должны были вернуться спустя 15 дней, так что вторым акклиматизационным треком не очень интересовались.

Прогулка по этому треку:

Едва начинаешь подыматься по тропе вверх в сторону Сьянгбоче, как Намче улетает вниз и предстает уже немного по другому:

видно здание школы и спортивную площадку - футбольное поле около нее. Как раз тот самый случай, когда выбитый за забор мяч может и совсем не вернуться

последние ступени подъема к Сьянгбоче и священная гора Кхумбила
Взлет здесь очень длинный и изматывающий

Прямо над Намче находится его аэропорт. Раньше быа возможность прилететь прямо сюда, а не в Луклу. Место называется Сиянгбоче Airstrip. В настоящее время выполняются только вертолетные взлеты и посадки, однако полоса осталось, в более-менее неплохом состоянии. Подозреваю, что самолет тут может приземлиться аналогично аэропорту имени Тенцинга и Хиллари, но разве что не на асфальт, а на грунтовку. Однако это запрещено. Есть две версии. Первая: сами шерпа запретили. ибо склон священной горы Кхумджунг и вообще потеря аутентичности, глобализация и коммерциализация поспешная, пусть лучшее неторопливо всё тут подымается пешком. Вторая версия: медицинская (см.выше). Просто опасно людям неготовым высаживаться сразу на 3800.

Кстати именно сюда приземляются парашютисты, прыгающие в компании под брендом "Прыжок с Эвереста" соктября 2008-го. Прыгают они все-таки не с вершины, а из вертолета (самолета?). Просто во время прыжка есть возможность глянуть в сторону Эвереста (если вообще до этого...)

Тропа дважды пробегается через Сьянгбоче. В нижней части полосы (на фото) и на обратном пути - в верхней

В нижней части не покидает ощущение, что вертолет садится прямо на тебя. Похожее место есть в Шереметьево, между 1-м и 2-м терминалами. Там люди часто останавливаются и просто фотографируют самолеты. Мы сели, съели по бутерброду с водичкой, и просто фотографировали вертолеты..

идеальные альпийские луга, кустарник + две красавицы: Тхамсерку и Кусум

а это Амадаблам, красавица из красавиц. Гималайский Маттерхорн
название относит к украшениям, которые носят шерпские бабушки (Ама). Украшение - это висячий ледник на бабушки, а боковые гребни - разведенные в приветствии и желании обнять руки. Википедия пишет, что гора это стала впоследствии горой с этикетки Аква Минерале. Мне кажется Вики врет - там все-таки Маттерхорн. Но где Амадаблам точно есть, так это на непальских рупиях. Наш трек (Три перевала) в итоге показал эту гору с трех сторон. И каждый раз мы на нее смотрели и с ужасом пытались представить, кто эти люди, пытающиеся на нее залезть. И зачем вообще это нужно? Гора, кстати, всего 6814 м.

Кусум Кангри, 6367 метра. Она же продолжается по своему хребту двумя почти идеальными пирамидками (на фото где распогодолись под вечер)

Алена на фоне Тхамсерку, 6608 м
Нашел внезапно очень подробный отчет про первопрохождение ЮЗ стены русскими альпинистами в 2014

Из Эверест Вью Хотел видно не только Эверест. Точнее Эверест то мы как раз и не увидели из-за облачности, которая к полудню накатывает на хребты. А вот деревушка Пхорче симпатично пристроилась на противоположном краю ущелья, ведущего к Гокъо.

Отель построен в память о пионере японского альпинизма. Здесь, как и в других отелях, обязательная вертолетная площадка. Но только здесь оборудованы специальные барокамеры, для постепенной адаптации организма.

Тхамсерку

Кхумджунг

Если Намче во многом потемкинская деревня, то Кхумджунг - самая настоящая. Здесь шерпа живут, разводят скот, выращивают картофель, ходят в школу и так далее. Туристы здесь практически не живут, иногда только, вроде нас, прогуливают мимо. Кроме того, кажется именно Кхумджунг, а не Намче, является административным центром региона, ибо адреса всех остальных деревень выше по долине Кхумбу начинались со слов Khumjung District

ступа Хиллари на окраине Кхумджунга, с красивыми видами вдаль куда-то вдаль в туман

Входим в Кхумджунг. Далеко вдали виднеется деревня Кхунде

Круговой перекресток Кхумджунга с манистоуноами, необычно ровные и широкие улицы

обязательная для каждого непальского села ступа

Главная достопримечательность здесь - это Кхумджунг Гомпа, местный храм. Мы сознательно в него не пошли, хотелось какой-то спокойной внутренней прогулки, а там явно творилось действие. Несмотря на то, что он был на другой стороне деревни, гудели трубы, стучали барабаны, бряцали колокольчики и целая толпа поклонников ходила по часовой вокруг храма прокручивая молитвенные барабаны. в какой-то момент вся религиозная толпа начала подыматься вверх по склону, ведь где-то там находится еще одна святыня - пещера, в которой жил сам гуру Римпоче (тут я может ошибаюсь, но кто-то в этой пещере точно жил). Внутри самого храма есть святыня - кусочек черепа и кисть йети. Запрещенная к фотографированию, поэтому фото не мое:

В Кумджунге находится школа, основанная сэром Эдмундом Хиллари. Сейчас в ней обучается около 350 детей с окрестных деревень. Для шерпских школ это довольно много, кажется даже рекорд.

длиннющие манистоуны, для обхода. Настолько длинный, что я даже поленился улучшить свою карму в этот раз

подавляющее большинство надписей в камнях вырезано столетиями назад упорными правдениками. Но встречается и такое, просто фломастером

Кхунде

Вторая деревушка, что спряталась за Кхумджунгом и разделена с ним оврагом, по которому во время землетрясения явно прошел мощный селевой поток. Оно оказалось почему-то абсолютно пустой. На сильном контрасте с Кхумджунгом. Кудо делось все население не понятно. Работает, учится? Есть Гомпа (храм), она тоже выглядела абсолютно пустой. Очарование и мистике это несомненно деревне добавило..

на улицах Кхунде

Покидаем вслед за населением Кхунде и мы, уходим обратно, в сторону Намче

загадочный желтохвостный клюворыл в лесах вокруг Намче

тропа из Кхунде в Намче временами похожа на сказочную, из желтого кирпича

место обозначенное на карте как Yak Farm. Однако никакого интерактива, даже Yak Cheese не обнаружено

развилка

проходим аэропорт Сьянгбоче еще раз, теперь в верхней его части. Причем тропа прямо таки пересекает взлетную полосу. Тропа - это несколнчаемый потое туристов, яков, портеров и т.п. Для Непала равноценно автодороге. Я знаю всего еще пару мест в мире, где также ВПС пересекается. Автодорога в Гибралтаре, и железная дорога в Гисборне (Новая Зеландия)!

ВПС Гисборна

А вот еще одно чудо расчудесное:

Как в местности, где нет ни одной дороги появился эскалатор? и что и где он сможет здесь делать? Очевидно что его по частям забрасывали вертолетами и заносили на спинах портеров сюда. После чего собирали в единое целое. Пока не использовался.

встреча на тропе

и вот снова Намче, заходим обратно со стороны Кхунде и верхней части Сьянгбоче

Вид на Намче со стороны Конгде:
(это с той самой другой стороны, на которую смотрит амфитеатр всего Намче). Фото не моя - найдена в интернете

Тут видно все Намче, взлетную полосу аэропорта над ним, пупырь с Эверест вью отелем и долинку, куда укладываются деревеньки Кхумджунг и Кхунде. Ну а заодно, все вершины (в том числе Эверест), что и из обзорной точки самого Намче. Только чуть более каественно и Эверест внушительнее. Очень мне хотелось в это Конгде попасть. Конгде - вовсе не поселок, а гора, на склоне которой уместился одноименный отель. И здесь походит треккинг, упомянутый далеко не во всех путеводителях, но зато обозначенный на карте. Он совершенно точно крайне зрелищный и исключительно малолюдный. Кроме того - хорошая опция альтернативного спуска в Луклу (мимо Намче). Единственным минусом полагаю невозможность прикупить авиабилеты (авиакассы ведь в Намче) "вылетом на послезавтра", как мы это сделали в итоге под конец путешествия.

Вот описанный маршрут, фото карты, с которой мы гуляли... Займет дня три (будем считать, что 1 из них - на релаксацию и наблюдение в районе вьюпоинт Конгде)

Сушка одежды с видом на Конгде

Путь вверх: Намче - Тенгбоче - Дингбоче - Чуккунг

Посчитав себя более менее привыкшими к высоте, можно выдвигаться дальше вверх по долине Кхумбу. Теперь нас ждут уже небольшие поселения, монастыри и постоянно меняющиеся обескураживающие виды гор, главной среди которых коронована Сагарматха (непальское имя). Хотя до вида самой Матери богов (так переводится ее имя) добраться в ближайшее время будет непросто, ее соседи дадут пищу эстетическим чувствам. Облака, которых я боялся в этом плане целый месяц до поездки и первых ее три дня, оказались не помехой. Скорее даже способствовали окружающему величию Гималаев.

Чтобы от Намче добраться до БЛ Эвереста (что считается конечной точкой трека) необходимо совершить следующие переходы: Намче - Санаса - Пхунки - Тенгбоче (тут ночевка) - Пангбоче - Дингбоче (тут опять ночевка) - Дугла - Лобуче (ночевка) - Горак Шеп (ночевка и база для ходок на Кала Патар и Эверест БЛ). Иногда после Дингбоче ходят чуть восточнее до Чуккунг с ночевкой и более постепенной акклиматизации. Все это можно конечно пройти быстрее и при обратном пути так и происходит. Но если вверх - то акклиматизация и еще раз акклиматизация. Амбиции прочь. Наш трек “Three Passes” подразумевал, что мы идем в Чуккунг. а оттуда уже набираем первый из трех перевалов и свалимся через горную гряду сразу в Лобуче.

За этот маршрут, не очень длинный, в три перехода, очень сильно меняется все экосистемы вокруг, наглядно представляя путешественнику, что такое высотная поясность. Намче - город, окруженный хвойным лесом, Тенгбоче - романтическое село спрятавшееся в цветущих кустарниках. Дингбоче - уже типично тибетская деревня, окрестности больше похоже на степь, постепенно переходящую в каменную пустыню на уровне Горак Шепа, где есть только лед, превращающийся в воду, и камни, превращающиеся в песок. Однако в Чуккунге или Лобуче все еще встречаются поля травы на радость многочисленным якам. Вместе с местностью меняется и образ жизни шерпа. Земледелие, скотоводство и туристическая инфраструктура, когда уже негде заниматься хозяйством. Впрочем, туризм и торговля вытесняют традиционные занятие все сильнее и сильнее во всех поясах.

последний взгляд на долину Коси в сторону Луклы и уходим на Кхумбу

кстати отлично видно те самые два моста!

дорога на Кхумбу. На самом деле это самый настоящий хайвей, судя по пассажиро и товаро потоку. Даже странно, что никого не видно на этом кадре.

поначалу, пока еще свеж и полон сил, пытаешься обходить ступы правильно: оставляя их по правую руку

я даже шел быстрее и азартнее Давы и Алены, успевал их фотографировать назад

Эверест затягивает, но Амадаблам подбадривает!

Дава позирует. К треккингу отношение у шерпа и европейцев разное не только относительно обуви (на Даве простейшие кроссовки). Для него нормально ходить и печь голову без шапки (очков тоже не замечено, но здесь жто не очень критично). Куртку наоборот - никогда не снимать, даже если жарко (кажется он даже спал в ней). Ни разу за две недели совместных прогулок не был застегнут поясной ремень, зато нагрудный застегнут всегда.

Здесь Алена попросила ее сфотографировать со словами "Как в моем любимом Крыму"

а здесь уже просто с цветочками, как в Гималаях

Тхамсерку

Отлично видны приключения, предстоящие на сегодня. Проход через деревушку Санаса, потом падение в самый низ на слиение двух речек в деревушку Пхунки, а потом долгий и серпантинный подъем к Тенгбоче

крупнее тоже самое

самый впечатляющие viewpoint - на острых изгибах тропа, когда она пересекает отроги

вот такие грузы носят шерпа. Закинул на спину железную печку буржуйку, подложил пенкой, чтоб спина не стиралась и вперед! Почти как физтеховский лыжный поход на Хибины или какие-то еще Севера.

При встрече с караваном яков главное - вовремя отскочить

Всех оотенков белого и черного. А вот серых что-то не попадалось...

мост в Пхунки - это прям двухуровненвая развязка

После ланча в Пхунки (кстати иеальное место для ланча, самый низ дня, перед взлетом наверх) подымаемся к Тенгбоче. Поскольку времени перевалило за 12-13 на серпантине начинает портится погода...

Дава сказал, что будем "срезать" и махнулл рукой. Обычно подобные жесты со стороны проводника вызывают у меня панику, но здесь я был слишком уставшим, чтобы сопротивляться. Путь Давы (и очень часто пути шерпов вообще) не совпадают с основными туристическими. Обычно это какие-то параллельные тропы, часто более подходящие горным козлам, но не людям носящим тяжеленные грузы. Иногда они просто опасны для всех кроме шерпов, презирающих страховку на высотах ниже 5-6 тысяч. Зато плюсами таких троп будут фантастические виды, отсутствие толп китайских, немецких, русских туристов и невозможность столкнуться лоб в лоб с груженым яком или лошадью. Ну и действительно, они чуть короче и быстрее обычных троп. После этого первого "сократа" мы окончательно доверились Даве свои судьбы. Ведь действительно, приглашали его именно как проводника, а не портера.

Конкретно сегодняшняя тропа навевала впечатление какого-то сказочного леса, усыпанного лепестками цветов. Я ожидал увидеть за поворотом эльфов, или хотя бы гномов. Но кроме нас троих не было никого...

манистоун не "под старину", а действительно, очень древний.

За спиной Алены уже пройденная деревушка Санаса (там стояла печка) и отлично видна параллельная тропа-траверс, превратившаяся позже в дорогу на Гокъо

Попавшие под дождик в конце, мокрые и сильно уставшие вы взбежали в Тенгбоче. Приютом для нас стал сарай, сложенный из фанерных стен. По другому этот гвестхаух назвать сложно. Даем скидку на то, что год назад всё тут лежало в руинах, восстанавливали всем миром монастырь, а до гвестхаузов руки не дошли. Продолжаются потихоньку какие-то работы, как и везде в восстанавливающемся после тряски Непале, но поток туристов идет, жить где-то надо. Наш гвестхауз забит под завязку.

Немадорче и Алена

В каждом гвестхаузе есть столовка. Место где собираются и кушают. А чаще просто сидят часами напролет, ибо в комнате сидеть скучно, а тут вроде как общество. Один угол обязательно занят шерпами (гидами, проводниками и т.д.) Они вроде как привели клиента сюда (в нашем и 90% случаев так и есть). поэтому получают бесплатное жилье и пищу. Долбят добат, хозяйка подносит добавки ещё и ещё. С кухней соединено окошком, а сам шерпа часто выполняет роль официанта для своих клиентов, разнося от окошка до стола. Обязательно есть бар. Но кроме меня, регулярно пытающегося купить в нем кока-колу или спрайт, особо интересующихся нет. В центре стоит печка (отапливается лепешками ячьего навоза). Зажигают по вечерам, но сейчас прошел дождь, все намокли и замерзли. Разожгут днем. Можно посушиться и развесить вещи. Я как-то забыл и оставил на ночь свои треккинговые носки. Никого не покоребило, утром забрал (как в анекдоте - стояли прислонившись к стенке). На выбор шерпа можно смело полагаться, все тут одинакового уровня (если ты не миллионер), поэтому выбирать можно доверить ему. А он не выбирает а иет в тот, где родственники и ему рады. Это на самом деле такой способ общения. Раз в месяц навещать родственников и друзей, поболтать о том сем, посплетничать.

Правила для самых хитрых иностранцев специально... Дело в том, что жилье тут почти ничего не стоит. Порядка 2-3 долларов возьмут. Все таки непальцы-тибетцы (буддисты?!) не станут обдирать посетителей за фанерные стены и скрипучие тахту. Основная прибыль идет с питания. Блюда 4-5-6 долларов. Кока-кола. Да даже кипяточку налисть в термос или чашку - все за деньги. На это бизнес гвестхаузов и строится. Даже подзарядиться платно. Поэтому тут очень не любят, если гости "левачат". У меня наглости хватало только пару раз полевачить, да и то - в магазин чужой (не в ресторан).

Меню я сфотографировал, потому что мне показались смешными опции "Сникерсовый пирог" и "Марсовый пирог". Но в итоге оказалось, что ээта фотография - единственная с меню вообще за поездку, так что тут можно прицениться примерно что по чем на этом треке. 100 рупий = 1 доллар. В условиях акклиматизации обед будет состоять из двух, максимум трех блюд.

это фрагмент карты, висевшей на стене. Отфотографировал потому, что он чуть восточнее нашей оснвоной карты. Здесь и Айленд пик с его Базовым лагерем и, что интересно, переход на территорию Макалу, через перевал Амбулапча (5845).

вот еще пара правил. Комнаты мы, правда, так ни разу и не закрывали. Место либо казалось очень безопасным, либо там не было вообще никого, либо как здесь - был просто сломан замок. А вот про чекаут в 9 утра конечно выглядит необычно. Но это треккинг в Непале. Тут либо уже ушел в 7-8 утра, либо остался еще на день. Это понятно. Ходят с 7 утра до 12 дня. Дальше сидят в столовке или гуляют по округе. Если это не какие-то особые штурмовые дни.

Отсидев дождь и обед мы с Аленой отправились гулять по Тенгбоче. Как-то я пропитался настроением посушания и правильности. В итоге внутри монастыря не фотографировал, ибо запрещено. Сам монастырь очень известный, но полностью разрущенный землетрясением 2015, поэтому он теперь еще и совершенно новый.

В первый раз гомпа (то бишь монастырь по местному) построен ровно сто лет назад. Разрушался стихиями и восстанавливался трижды. Лама его основавший был из крупного тибетского монастыря Ронгбук (прямо по другую сторону Эвереста отсюда), поэтому Тенгбоче постоянно поддерживает связи с монастырем-побратимом.

Всякие легенды рассказывают о проникновении и распространении буддизма в этих краях отнесут слушателей еще дальше, на три с половиной века назад, когда лама-ясновидец Сангва Дордже предвидел здесь будущую святыню и оставил отпечаток своей ноги на скале. Как это делается лично мне не очень понятно, предполагаю, что видимо просто долго стоял на одном месте. Так или иначе, отпечаток ноги Сангвы и есть самая главная реликвия монастыря. Остальные попросту сгорели в пожаре 1989-го года. Даже камень с отпечатком потрескался. Сейчас, как и четверть века назад монастырь восстанавливался всем миром: крестьяне шерпы плотники и художники, духовники монахи, разнообразные меценаты, обычные туристы и известнейшие альпинисты.

(в плохую погоду)

(утром, в хорошую погоду)

Шикарное футбольное поле. Только немного кривовато, одни ворота ниже других, мяч улетатет в пропасть... Но это Непал. Было б классно здесь погонять футбол, только не с кем.

а это гвестхауз отель в Тенгбоче, для тех, что побогаче

фотосессия завершилась экспериментами с новым объективом, ранее не достававшимся из сумки. Результаты неожиданно порадовали и увели куда-то в сторону созерцания красоты мира, что логично в окрестностях монастыря...

вот эти родоендровые листья в качестве ароматизатора навалены в каждом из дворовых туалетом по маршруту. Запах приятный - что-то вроде соснового леса..

съемки проходлили в зарослях рододендронов - переходного этапа между лесом (кончающимся на 3800) и альпийскими полями

Здесь видно, что за сутки мы прошли уже прилично, и геометрическая проекция "вид горы Тхамсерку" здорово поменялась

ступочка для благовоний

распогодилось, вернулись побродить еще по монастырю, я не удержался и все таки вытащил камеру внутри одной из подсобок (а точнее крупного молитвенного барабана возле входа). Художники перенесли в картинки некоторых героев и истории буддистких трактатов. Посмотреть было на что...

Под впечатлением отправились спать. Какие сны снились сейчас я уж и не вспомню, но наверняка что-то воодушевляющее. Я же весь вечер вспоминал еще подобную встречу, не с картинами, а со студентом-художником, зимой 2012-13 годов

место попить чай. С видом на весь пройденный первый день. Заметна деревня Кхумджунг. даже Эверест вью хотел. И, конечно, тропа на Гокъо.

Пора идти дальше...
Вооон туда:

лошади все реже и реже, яки все мохнатее

вот уже вид назад, теперь и Тенгбоче пройдено...

остатки моста...

на одном из шерпских "сократов" приходилось чуть-чуть скалолазить... Как это делают шерпы груженные габаритными грузами - слабо представляю

мост у развилки двух ущелий - в сторону Эвереста и в сторону Айленд пика (мы сворачиваем в сторону Айленд пика)

окрестности Дингбоче - уже типично тибесткие пейзажи
делянки картофеля, камень вместо заборчика

Строительный материал для сараев - плоский камень. Даже для крыш

кустарники в Дингбоче

В баре, среди напитков вроде пива, кока-колы и масала чая тут фигурировал загадочный напиток из волшебных ягод sea buck thorn. Его даже расхваливали плакаты в корридоре, какой он аутентичный и энергетический. Я предполагал, что вот эти красные ягоы оно и есть. Мы никак не могли перевести название, все что получалось: напиток из колючек морского оленя... Лишь путем долгого мозгового штурма, выяснилось, что напиток этот из sea buckthorn, то есть облепихи. Всего один пробел!

А вот еще один напиток, обнаруженный в Дингбоче и неоднократно встреченный позже в других местах. Даже не выпивая его, я уже испытывал восторг просто от названия. Интересно, какой процент населения Непала вообще знает слово "Беларусь"?!

Переход из Дингбоче в Чуккунг прошел в плане погоды и видов совсем наоборот. Увидев поутру такую вот картину:

я убрал фотоаппарат поглубже в рюкзак, чтобы он не болтался при ходьбе и не отвлекал от сосредоточенного топтания ногами...

Но вместо с рассвета до полудня ясно, а потом облачно, погода сыграла наоборот, и начала тучи все эти разгонять. Погода в горах - живет сама по себе, своими законами, больше похожими на генератор случайгых чисел. Пришлось щелкать телефоном...

Телефон даже устроил самопроизвольное творчество с фильтрами... Так ему понравилось всё вокруг.

Так мы и добежали до Чуккунга, где нас наконец по плану должна была накрыть горная болезнь. Что из этого вышло - в следующем посте.
Чукхунг и Конгма Ла

Чуккунг. Или Чукхунг. 4750 над уровнем моря. Наша первая высокогорная “база”. проведем здесь две ночи. Здесь нас по-настоящему накроет Горной болезнью и млечно-кисельным туманом. Отсюда уйдем на первый из Трех перевалов. Маршруты перестанут быть обыденными, а мы на один шажок от “просто погулять” приблиземся к “горному туризму”. Но обо всем по порядку.

Чуккунг возможно не добрал славы и популярности Лобуче, потому что лежит не у подножья Эвереста. Но и Айленд пик и, тем более,Лхоцзе с Нупцзе сделали эту деревушку известной в мире альпинизма. Да, это всё еще настоящая деревушка, со своими коровниками, яками, огородами и крестьянскими домами. Хотя всё тут крутится по-прежнему вокруг лоджий и гестхаузов. Никак не научусь писать это слово… Гвестхауз или гестхауз? Приютом не получается назвать (при слове приют всплывают в памяти альпийские, оборудованные всеми удобствам и комфортами, приюты под Монбланом). Гостиницей тоже как-то не получается. Типично непальский гестхауз. Барак, обклеенный фотографиями корейских альпинистов, героически забравшихся по Южной сцене Лхоцзе. С благодарственными словами руководителя этой экспедиции всем чуккунгцам, особенно хозяевам гестхауза.

А пока никаких мощных экспедиций тут нет, ограничиваемся бесконечным сидением и попытками согреться в столовой, заполненной огромными китайскими термосами, содержащими чаи всех сортов, и пластиковыми страничками меню с ассортиментом какой-то пищи. Какой именно вспомнить сложно, в Чуккунге нас по полной накрывает горная болезнь, и пища старается скорее выйти наружу, чем зайти внутрь.

движение на улицах Чуккунга

кусок карты, на которой поместилось все, о чем я буду в этом посте рассказывать

Послеобеденную половину первого дня здесь мы посвятили походу в сторону БЛ Айленд-пика. Наверное сейчас я смог бы много и интересно рассказать про Айленд-пик, но даже до БЛ его мы не дошли. Да и не очень то ожидалось, что дойдем, и совсем не планировалось. Просто надо было куда-то идти: пропускать приступы горняшки через свой организм лучше всего стоя на ногах, желательно еще и на какой-то тропе. Поэтому здесь не будет слов, о том, как прекрасен вид на вершину Айлен-пика (парящий снежный остров ни с чем не спутать!), как блестят воды озера под Базовым лагерем. Мы до всего этого не смогли доползти (хотя возможно если б знали что есть озеро и держали в руках карту, может и напряглись бы). Мы просто выбрали тропу, встали на нее и пошли, пока были силы. Все что я усвоил из того дня, так это кампанию по деанглизации и непализации местных топонимов. Айленд-пик вместе с озером и вытекающей по долине рекой переименовались в Имяцзе (Имджацзе?). Добавлю, что еще просто тупо не было видно ничего (ведь вторая половина дня!)

значительная часть пути в сторону БЛ Айленд пика проходит прямо по гребню, зажатому между двух морен. Или двумя потоками одной большой морены

Базовый лагерь на пути к Базовому лагерю )) Как-то так странно должно звучать, но именно так оно и есть по расположению. Шерпы в этом лагере, посмотрев на нас, вежливо поинтересовались, не нужна ли нам помощь...

Небольшое озерко (не Имцзя Тсе!) на полпути к БЛ Айленд пика. Оно высохло и превратилось в большую песочницу

Зато утром второго дня были готовы на подвиги! Подвиги заключались в походе на Чуккунг Ри. Ри - означает второстепенная вершина, не главная. Но именно вершина, и с обзором. Здесь, в непальских треках, масса маршрутов на всякие Чуккунг Ри, Гокъо Ри, Что-нибудь-еще Ри. Все они совершаются радиальным стилем вверх вниз и прямо с утра. Поскольку нас плющило еще со вчерашнего вечера, утром 13 мая мы вышли в 9:30 утра.

Внимание! Никогда бы в это не поверил, но за все три недели это бы самый поздний выход! Вот, что Гималаи делают с образом жизни и потенциальным планом "отоспаться в отпуске". В итоге, 13 мая мы тоже почти ничего не увидели. Зато нас еще сильнее вчерашнего сплющило на всех этих высотах. Чуккунг Ри обещала подарить красивую цифру в 5555 над уровнем моря.

вот по этим моренам мы скакали вчера как ежики в тумане...

А вот туда идем сегодня. Кажется и надеется, что этот поросший травой пупырь и будет Чуккунг Ри. Позже выясняется, что за пупырем еще один, а еще позже, что за этим еще одним, наконец-то Чукунг Ри, который оказывается перевалом перед Чуккунг Ри... Ну, вы поняли. Тут всегда так. Единственный ориентир нормальный - это альтиметр в твоем gps или часах. Он скажет всю правду, не скроет...

Взгляд на поселок Чуккунг с первого пупыря (травяного)

Забравшись на этот первый бугор, помимо следующего бугра, разглядели еще и стену Нупцзе, все вершины которой за 7,5 тысяч и заканчиваются на востоке двумя вершинами Лхоцзе и Лхоцзе Шар за 8 уже... Вообще-то поход на Чуккунг Ри и подразумевал внимательное и вдумчивое изучение этой впечатляющей каменной гряды. Но в итоге данная ее фоточка осталось единственной на 13 мая, ибо погода.

вот еще одна. сейчас даже не смогу сказать, Нупцзе или Лхоцзе. Но тему вершин, парящих в облаках нам удалось развить и преимножить. Тут уместны ассоциации с кораблями в бурном океане, или небесным замком Лапута.

Некий неизвестный скайраннер проводил тут тренировку. Бегал вперед назад примерно 200-метровые отрезки. Высота за 5000 уже. Я к концу маршрута был уже готов бегать так же и бесконечно играть на футбольном матче века, вернувшись в Москву. Но как-то не сложилось. Впрочем, свои минус 10 кг похудел)

вперед, на следующий пупырь!

облачные замки на юге, со стороны Ампху и Амадаблам

Приближается перевал, издалека казавшийся Чуккунг Ри

По перевалу этому можно погулять чуть западнее (налево), до небольшого пупыря (и это снова не Чуккунг Ри). Высота 5400

Вот так выглядит приплюснутый на 5400 человек, добравшийся на такую высоту к 6-му своему дню в Непале. Убедить Алену не ходить к истинному Чуккунг Ри на 5500 не удалось, так что поплелись направо еще выше...

Вот так и поплелись. Никаких видов больше не было, зато было 5555, немного скалолазание в тумане перед самой вершиной и настоящий, довольно крупный тарбоган, нырнувший куда-то в камни уже на самой вершине. Гряда ЧуккунгРи подобных вершин продолжалась гребенкой в сторону стены Нупцзе, однако по обилию молитвенных флажков и показанием альтиметра, было решено прекращать. К тому же скалолазание дальше становилось все более и более вызывающим.

Во время спуска роль замка Лапута стал играть сам Амадаблам

Идем вниз. Во-о-о-он там бегал скайраннер

Меня продолжал восхищать песок под ногами, на этот раз на спуске, уже почти около самого Чуккунга. Такое ощущение, что гуляешь где-то в Намибии по дюнам, а не в Гималаях.

Конгма Ла (перевал 5535 м)

Утром 14 мая мы вышли на тропу уже в 7:00. Гималаи раскрыли свои окна в облаках и пытались сразу же убить своей внеземной красотой. Путь лежал на Конгма Ла, первый из "Трех перевалов", и мы кажется были уже готовы. В конце концов он на 20 метров ниже вчерашней Чуккунг Ри.

Дава, помимо функции портера, включил функцию проводника. Дело в том, что на картах путь к Конгма Ла начинается где-то в Бибре, посередине между Дингбоче и Чуккунгом. А это значит, надо довольно сильно сбросить вниз, чтобы начать подыматься вверх. Кроме прочего никакого Бибре тут нет, вместо него просто два чайных домика. В итоге мы шли незаметными тропами, прямо из Чуккунга, стараясь по чуть-чуть набирать, пока не слились с основной тропой (где это произошло, я так и не понял). Готовясь к путешествию еще в Москве, я представлял, как вооружившись картой и компасом, буду скакать по всем этим оврагам и прокладывать путь. В Чуккунге, под пусть и не тяжелым, но солидным рюкзаком, и, находясь в процессе адаптации организма, я как-то поубавил свои амбиции, со спокойствием наблюдая рюкзак где-то далеко впереди маячевшего шерпы. Дава убегал до точки предельной его видимости из-за поворота или перегиба и терпеливо дожидался нас. Мы ползли, как мухи, кажется установив все самые медленные рекорды перехода через этот перевал. Но зато ползли! Вместе с нами вышел вверх в сопровождении двух шерпов какой-то ямаец-регги-альпинист (!!!). После первой совместной фотосессии он отстал и более вообще не появился. Мои же географическо-исследовательские планы было решено ограничить подробным фотоотчетом (чем сейчас и занят) плюс gps-точки. Снимать полностью трек было невозможно (пара батареек уходила бы за полдня), а вот поставить точки в ключевых местах и с интервалом в 300-500 метров по пути трека (всех "Трех перевалов") вполне возможно. Результат - гуглокарта в конце поста. К тому же, эти точки давали совершенно законный повод остановиться, присесть, отдышаться и оглядеться на пейзажи, обступающие со всех сторон.

раннее утро, солнце еще не накрыло и Алена тепло одета

бабушка Амадаблам пока еще прячется за фатой облаков

но вот уже и позирует вместе со мной

Зубчики стены Нупцзе где-то там на Севере. Они постоянно как-то скрытны от нас

подъем Алены, Чуккунга уже не видно

вот эти две фото - цирк к югу от нас и от Чуккунга. Между Амадаблам и Ампхулапча. Где-то там кроется загадочный перевал Ампхулапча (5845), очевидно преодолимый только с дополнительным кемпингом (не из Чуккунга), а также скорее всего с кошками и веревками. Зато он ведет сразу в долину к Макалу! Не надо возвращаться сильно на юг до Луклы. Большой Гималайский треккинг Непала идет частично от Ампхулапча как раз на наш Конгма Ла

Знакомые горы с неизвестных сторон... Такую Амадаблам (6856) с северной стороны редко встретишь в обзорах. В итоге мы посмотрели на нее с юга, запада и севера. Острый черный пик перед ней - Ампху Гьябцен (5630)

стена Нупцзе. Крайняя справа - Лхоцзе (8414 на нашей карте, и 8516 в Википедии, четвертая вершина мира)

Стена такая... что прямо дрожь берет. Зачем люди на нее лазят?!

самая высокая здесь, чуть левее центра - Айленд-пик (6189)

так я думал, пока не поднялся выше и дальше. Новая фотка мне говорит, что это не Айленд-пик, а что-то другое

зато вот самая дальняя, почти призрачная, и по расположению, и по профилю тянет на Макалу (8485 - пятая вершина мира)

из этой долины мы пришли, Дингбоче и Тенгбоче

пик Лобуче (6119), к западу от нас

горные одежды

на фоне Лхоцзе (8414), меня фотографирует Дава

в другую сторону - Дава на фоне Лобуче, фотографирую я

а вообще в этом месте мы остановились попозировать вместе с Амадаблам:

нас фотографирует регги-альпинист, кажется дальше пойти отсюда он просто не осилил

мы же двинули вверх. Путь на Конгма Ла лежит пряма на вот этот пупырь в центре, а потом на нижнюю точку голубого неба на этой фотографии (там и есть Конгма Ла).

7500-метровый "заборчик" Нупцзе и Лхоцзе если глянуть вперед чуть правее

Алена и Амадаблам если глянуть назад

зашторенное окошко

два рельефа

Вокруг царит необычайная тишина и спокойствие. Я наконец начинаю понимать, откуда накатывает эта нирвана снаружи... Мы выше вертолетов! Их и так немного было в долине Чуккунга, один в сутки, поотвыкли. Но сейчас мы просто выше и они не стрекочат. Такого не будет в долине Кхумбу. Там они летят до БЛ Эвереста или даже выше...

где-то между 5200-5300, жизнь еще существует!

Дава в ожидании русских черепах

в этом месте, кстати, по карте запланирован верхний лагерь, для штурма перевала. Но мы, как и планировали, проскочили все за сутки. Да и палаток не было у нас.

А это уже не просто пара сосулек, а настоящий огромный ледопад!

Перевал стал осязаемым, когда по высоте оставалось 100-150 метров...

возле этого верхнего лагеря оборудована даже вертолетная площадка. Если быть более точным - выложена камнями буква Н

уже видны перевальные флажки, но в то же время накатывает легкое непонимание: "Как теперь залезть на эту отвесную скалу"?! Позже при приближении перспектива изменилась, и все стало не так сурово. Но одно можно сказать точно: все "Три перевала", пожалуй, точно не для лохов яков. Через них ходят только туристы и треккеры, грузоперевозкам там не место (хотя на Ренджо Ла можно было б попробовать).

Амадаблам помахала на прощание Белыми флагами. Наступил полдень (12:00) и погода начала портиться..

зато внезапно, прямо под перевалом, нарисовалось озеро!

Дава на подъеме, Алена на подходе. А я все еще дышу и ставлю точки...

Стоит подойти поближе. крутизна исчезает, ужас уходит. Убеждаешь себя, что последний на сегодня взлет и всё по силам...

последние метры, пришлось все-таки чутка полазать

Конгма Ла! первый из трех

вид на восток

вид на запад

Крупнее на запад. Наша цель - спустится в Лобуче. Я бы добавил спустится засветло в Лобуче, но в итоге вниз действительно пошло все пободрее. Общий ходовой день встал в 8 часов (уверен, Дава без нас пробежал бы за 4). Здесь видно последнее препятствие дня - пересечение морены ледника Кхумбу. На другом его берегу стоит поселок Лобуче и основной местный хайвей - тропа к Эверест БЛ. Видно спрятавшуюся Пирамиду. Так называют самую высокогорную в мире сейсмостанцию (а попутно еще и метеостанцию) Эверест-К2, построенную тут итальянцами. Место довольно интригующее. Это кажется сейчас, когда я пишу эти строки. Так казалось и до путешествия, когда читал форумы и рассматривал карты. А на месте оказалось, что дважды мы пробегали по тропе Лобуче-Горакшеп мимо нее, и даже мысли и желания не возникло куда-то на 500 метров отклоняться и тащиться что-то смотреть. Вот честно! Хотелось быстрее добежать запланированный участок и передохнуть. Пирамида казалась каким-то необязательным допом, как задачка со звездочкой* в домашнем задании, можешь решать, а можно и не решать...

Пошли вниз:

последние метры перед перевалом будут выглядеть так (если идти его запад-восток)

Тропа "по ту сторону" будет выглядеть первый час вот так. А точнее ее тут вообще не будет. Надо ориентироваться по турам, сложенным кем-то когда-то. Я тоже парочку туров соорудил. Скорость наша упала раз в 10, силы от скакания с камня на камень уходили быстрее, чем от крутой тропы вверх!

Самое неприятное выяснилось, когда по этой сыпухе пошли уже с нормальным уклоном вниз. Она оказалась камнепадна! С примыкающей справа стены вдруг посыпались чемоданы. Вероятная причина - время за полдень уже. Я ничего не заметил, зато Дава припустил так, что впервые за этот день мы не видели его спину очень очень долго. Убежал он до самого низа, до морены.

Грот и расщелина в скалах

Приглядевшись, стало понятно, что для пересечения морены надо сперва подняться на ее край. Это +50 метров. После 5-часового подъема и 2-часового спуска эти самые 50 метров для меня едва не стали непреодолимым барьером. Чисто психологически: ты уже поднялся на все, что нужно подняться за сегодня. Теперь надо просто спуститься вниз. И тут тебе в конце: нате, пожалуйста, +50 метров. Очень похоже на спуск с пика Ленина, когда ты спустился вообще уже в лагерь. но тут вроде как остается +100 (не помню точно..) подъема на Раздельную. Хотя там, конечно, было все масштабнее и сложнее. Но здесь про это вспомнилось.

ледяная клякса

а вот и неожиданная встреча на тропе. Когда нам один русский турист в Намче рассказывал, что в НП Сагарматха куропатки выпрыгивают прямо из под ног на тропе я не верил. А он был прав!

Яки самостоятельно, без возвращения в деревню на другой стороне морены, пасутся здесь непонятно сколько времени...

одиночество в степи

вот мы и спустились. осталась морена

после взлета +50 метров началась морена - полный хаос льда, песка, камней и луж. Я решил, что хватит глазеть по сторонам и фотографировать, а сосредоточился на тропе и сопровождающих ее каменных турах. Даже точки не снимал (только "вход" и "выход"). Тут все эфемерно и непостоянно. В следующем сезоне тропа все равно пробежит через морену по другому...

И вот мы в Лобуче. Отдыхать, стирать вещи. Высохнут утром за первый часик на солнышке

в фокусе параболической тарелки кипятится чайник

Конгма Ла со стороны Лобуче.
Первый взлет - все те же +50 метров с другой стороны морены.

В следующем посте пойдем от Лобуче к Горак Шепу, Кала Патар и БЛ Эвереста
Лобуче, Горак Шеп и Базовый Лагерь Эвереста

Финишная прямая. Так, пожалуй, стоит назвать участок Лобуче- Горак Шеп популярного треккинга к подножию Эвереста. Разбегающиеся веером ниже тропы, сходятся в Лобуче, этот же отрезок включают в свои планы и путешественники «Трех Перевалов», вроде нас. Жить на такой высоте (Лобуче 4910, Горак Шеп 5160) кажется уже совершенно бессмысленным. Трава не растет, сельское хозяйство неподъемно, даже яки не пасутся. Зато Горак Шеп может претендовать на звание самого высокогорного постоянного поселения в мире. Постоянного – потому что здесь люди живут и зимой в мороз, и летом в муссон.

Живут, благодаря непрерывному потоку туристов, которым нужны гестхаузы и пиво с кока-колой, а заодно и потоку экспедиций, которым нужно забросить снаряжение до Базового Лагеря Эвереста. БЛ Эвереста – не претендует на звание города (или поселения), ибо нет ни одного здания. Там только палатки и тенты всех расцветок и размеров.

Лобуче, с виду само благополучие. Даже чутка зелени (мха на камнях)

еще один вид Лобуче

И все таки на Лобуче вся эта индустрия сказалась скорее отрицательно. Село в целом напоминает помойку, с алчными владельцами гостиниц и ресторанов. Горак Шеп, несмотря на пессимистичный перевод своего названия, как «Мертвый ворон», в целом выглядит как-то поприветливее и порадостнее. Может быть, сказывается мистика его светлости Эвереста, под сенью которого фактически расположился Горак Шеп. Раньше он даже был Базовым Лагерем, но теперь БЛ переехал на 2,5 часа поближе к Горе.

Пора в путь дорогу. Уходим побыстрее из этого неприятного Лобуче в сторону БЛ Эвереста

Надо перевалить так называемый Лобуче пасс (перевал Лобуче). На самом деле - это приходящая слева к основной морене ледника Кхумбу боковая морена. Поэтому весь перевал - традиционный уже взлет на 50 метров, 20-минутное пересечение морены с ориентировкой на туры, и спуск с другой стороны.

Алена подымается на перевал

Справа от нас все время та самая стена Нупцзе из предыдущего поста. Только теперь это вид на гряду сбоку и больше похоже на массивную основательную вершину к востоку от нас. Забавно, но Нупцзе переводится как "Западная вершина". Но для 99% видевших и фотографирующих ее людей она будет на Востоке или на Севере.

Пара фотографий о том, сколько же здесь всякого народа бродит. Прямо муравейник, все еще и с грузами. Если бы не масштабы гор, ледников и прочего, ощущал бы себя на Курском вокзале, или в Тамеле (Катманду).

несмотря на количество хомо сапиенс, гималайские куропатки продолжают выскакивать из всех щелей и безбоязнено пастить на основных тропах

Прямая противоположность тибетским мантрам и манускиптам в священных местах, выбиваемых орнаментами на камнях. Перед вами европейско-япоснкий аналог - банальных "Здесь был Вася"

приподнялись на перевал, морена ледника Кхумбу во всей красе. Вниз

Вверх

такие вот голубые озера прямо на морене

А вот из-за угла появилась панорама горного цирка - окончания ледника Кхумбу. Самой красивицей, в пока еще отсутствие видимости Эвереста, тут выступает Пумори (изящная пирамида слева). Название ее переводится как "Незамужняя дочь" (имеется ввиду дочь Эвереста). Интересно, что название дано не шерпами, а альпинистом Джорджем Мэллори. Тем самым Мэллори, возможно сумевшим вмсете с Ирвингом забраться на Эвереста еще до Хиллари-Тенцинга, но не вернувшимся с того восхождения.

Прямо у основания Пумори - небольшой коричнево-чернеющий холмик. Это и есть самая высокая точка нашего треккинга Кала-Патар. Даже странно, что не Горак Шеп Ри, или Пумори Ри. Но все-таки отдельный Кала-Патар. Выходит так, что из-за своей относительной простоты, а также прекрасных видов на Эверест с него, Кала-Патар стал самой посещаемой вершиной Гималаев. Ежедневно (если сезон и хорошая погода) до сотни людей достигают верхушки Кала-Патара, чтобы помолиться оттуда своему горному богу - Эвересту. Мы тоже доберемся, чуть позже. Несмотря на эти цифры посещаемости - взобраться совсем не легко (из-за большой высоты, гипоксии и всех взаимосвязанных с этим факторов)

Кстати БЛ Эвереста расположен как раз получается под склонами Пумори. В 2015, во время землетрясения, когда БЛ накрыло лавиной, та сошла как раз со стороны хребта между Пумори и Лингтрен (на фото в центре), а не c Эвереста и ледопада Кхумбу. По сути до БЛ докатилась не лавина, а ударная волна в виде снежного бурана. Но 25 апреля БЛ был под завязку забит альпинистами и треккерами со всех концов мира (по оценкам от 700 до 1000 человек), так что летальных исходов случилось по разным подсчетам от 14 до 19.

Вот видео снятое очевидцем, до последнего не верившим, что лавина ударит и по БЛ

Ну хватит лирических отсутплений, у нас, спустя год, все проще и спокойнее..

Вот и Горак Шеп:

Расположен по берегу вконец замерзшего и безнадежно высохшего озера. Ветер вместо волн гоняет тут песочек... Интересно, в муссон вода в нем есть? В этом плане, конечно, Гокьо существенно прекраснее Горак Шепа. Но в Гокьо нет Эвереста. По расположению и массивности кажется, что вон он, Эверест, большой такой, на горизонте. И пирамида вроде правильная, эверестовская. На самом деле - это ЛжеЭверест (очень многие его принимают за высочайшую гору мира). Пик называется Чангцзе (7553) и расположен он по ту сторону Главного Гималайского Хребта (на фото виден этот хребет). То есть уже полностью в Китае (Тибете).

Вид из окна столовки в Горак Шепе. Профили Нупцзе.
На самом деле (и это похоже на большой секрет) Эверест виден прямо из этого окна, просто как один из пупырей гребенки этой многоголовой Нупцзе. Надо просто знать куда смотреть)) Обычно считается, что для того чтобы посмотреть на него придется подыматься на Кала-Патар. Но поосвоившись, прогулявшись и к Кала-Патару и к Базовому Лагерю, к вечеру второго дня здесь, уже глаз становится наметан и понятно, куда именно смотреть.

Вон туда смотреть! Ну вы поняли? Если нет - дочитываем до конца и досматриваем фотки, и все станет очевидно.

Доставка грузов в Горак Шеп - гужевым транспортом (90%) и 10% попутными вертушками. Ровное место, выложенное камнями прямо по центру фотографии - вертолетная площадка.

вид на Пумори из внутреннего двора нашего гестхауза

Предзакатная незамужняя и дочь и Кала-Патар у ее ног.

Кала-Патар (или Кала-Патхар) переводится как "Черная скала". На фоне снегов Пумори может и черная, но по факту как-то скорее серо-коричневых оттенков. Большие неясности с ее высотой. На всех картах указывается от 5500 до 5550. У меня gps показал 5640, у Димы Кузнецова, за неделю до меня опять 5640. Похоже, что и я, и он, и вообще все восходители лезут не на Кала-Патар, а на следующий за ней бугор. По сути здесь как и на Чуккунг Ри, гребень спускающийся с большой вершины (Пумори) и холмики на нем. Один назвали Кала-Патаром, но туристы лезут на следующий, на 100 метров выше.

Кстати здесь установлена самая высокая в мире вебкамера. Показывать картинку вершины Эвереста
Если же покопаться глубже по источникам, то окажется, что все-таки "была установлена", ибо последняя картинка датируется 2015-м, 11 сентября, или 9 ноября, даже не знаю. И вроде землетрясение не причем.

Вот ссылка: http://www.evk2cnr.org/WebCams/PyramidOne/everest-webcam.html

вечерняя Нупцзе

Вечер 15 мая кажется был единственным вечером, когда мы полноценно могли насладиться закатом, розовым цветом ледников и малиново-фиолетовым небом. Все как на палитре у Рериха.

Чангцзе позирует

Ну, а с утра 16 мая - на Кала-Патар

солнце уже коснулось вершин, но ледник Кхумбу в тени

Главная несостыковка Кала-Патара, по крайней мере весеннего, кроется в том, что подыматься на подобные ему вершины стоит утром. Едва только стало светло, чтобы достичь восхода на вершине. Это нормальная практика всех подобных маршрутов. А в весенний сезон еще и потому, что погода стабильна до полудня. Вот только солнце здесь встает на востоке, аккуратно прямо из-за массива Эвереста. Получается, что лезешь на Кала-Патар, дабы посмотреть на Эверест, а в итоге щуришься и прячешь глаза от прямых лучей яркого горного солнца. Обзательно черные очки! Без них можно и не разглядеть Эвереста, просто ослепнуть.

100-150 метров вверх от Горак Шепа, и уже понятно, кто здесь хозяин. На спуске я все пытался найти то место, где же Эверест скроется за грядой Нупцзе. И не нашел! Остался самый кончик, самая верхушка. Но она видна прям из Горак Шепа.

Поскольку подыматься вверх спиной не получается, все два часа карабканья на Кала-Патар вам будет улыбаться белоснежная Пумори.

солнце вот вот появится

Но еще до солнца выглянул Амадаблам

а вот и солнце. по ощущениям температура подскочила градусов на 15-20. Алене придется снять ее пуховые штаны

Пумори с верхушки Кала-Патара

и мы тут же:

Памятная фото, все таки вершина самая маршрута: 5643. Кстати голова уже не болит, акклиматизировались!

Еше одна..

Даже просить не пришлось, восходитель по имени Хосе сам предложил нас запечатлеть. Еще и помог Алене пальцем правильно указать. Разговорились, он - аргентинец. Я ему про свою Аконкагуа, а он мне про своего друга Володю Бобока, really crazy man. Я с Володей случайно на Аконкагуа и познакомился. В альпинизме мир похоже очень тесен!

чуть ниже по хребту метеостанция, видимо там же и вебкамера была

это БЛ Эвереста, если смотреть с Кала-Патар. Желтые точки - палатки. Так только при большом зуме

Если вместе с Эверестом:

БЛ уже не виден. Зато отлично видно Южное седло Эвереста. Ну и почти весь путь по классике на вершину.
Понятно насколько Эверест выше ЛжеЭвереста

Прямо под Кала-Патаром парочка ледовых озер

а при зуммировании вот такая впечатляющая пирамида. Не только Южное седло, но и Южная вершина и даже Ступень Хиллари кажется.

хаос ледопада Кхумбу. Каждый сезон шерпы рискуя жизнью обновляют путь по нему вверх. Лестницы, страховки, трещины "куда КАМаз улетит". Лед ненадежен, крошется и тает.

ледник Кхумбу вниз, откуда мы пришли. Видна "сущность" перевала Лобуче и вроде бы понятно ущелье, по которому спускались с Конгма Ла и где позже пересекали морену

героический портрет Алены... раз уж забрались сюда

помимо буддистских молитвенных флагов коллаж дополняет православная иконка

Амадаблам уже не просто высунулась, а доминирует над своей частью пейзажа

5640 для местных воробьев - пара раз плюнуть

Горак Шеп, вид сверху при спуске с Кала-Патар

Погуляли на Кала-Патар, вернулись, пообедали. Сидим и думаем, как же так?? Еще полдня и погода хорошая. Давай-ка сэкономим один день и вместо завтрашнего забега к БЛ пойдем прямо сейчас! Сказано, сделано. Двинули...

На этом камне вместо надписей более солидные таблички разных экспедиций или трагически-памятные

БЛ уже виден, кроме желтых пятнышек появляются синие. Пока доминирует Чангцзе (ЛжеЭверест)

Подход к БЛ идет по кромке ледника, что-то вроде хребта вдоль морены. В какой-то момент из-за Нупцзе появится сам Эверест. Вот сейчас.

или сейчас..

Но в самом БЛ Эвереста не видно.

попозировал вместе с БЛ

просто артню, маунтарт

БЛ - огромный город. По площади больше любого из местных сел.

Я ожидал внутри движуху, интернет-кафе, бар и дискотеку.. Как в кино вроде "Вертикального предела" (не беда, что оно про К2, тусовки то одинаковые!) Ничего этого и близко не оказалось. Город был вымершим. Разочаровавшись в ожиданиях, я искал хотя бы интернет-поинт или палаточку с пивом. Тщетно. 3/4 палаток вообще пустует. Это либо закладки на будущие времена, либо палатки экспедиций, ушедших вверх. Погода более чем располагает. Чуть позже читал в интернете, что в этот день (или следующий) на вершину зашло прямо чуть ли не 100 человек. Одна экспедиция АльпИндустрии со всеми своими 25 участниками на вершине в один день чего стоит!

Старик Эверест сдает позиции? Как Эльбрус, превращающийся постепенно со всеми своими канатками и натянутыми тросами в прогулочный треккинг? Нет. Мне кажется, что скорее Эверест просто затаился. И готовит что-то новое, ужасное, чтобы показать крошечным людишкам их настоящее место.

Помахали Горе на последок и вниз, с края морены к леднику Кхумбу

Снимок, помогающий понять масштабы окружающих стен. Вертолет в самом деле похож на маленькую стрекозу!

БЛ построен на леднике. Под палатками где-то глубоко могут зиять устрашающие трещины, да и весь рельеф довольно сильно перекошенный. Что почувствовали здесь на своей шкуре, ну кроме легендарности БЛ Эвереста и мурашек по коже, так это то, что нереально холодно. Самые настоящие мурашки от холода уже побежали по телу. Причем вроде и день, и даже солнце прямыми лучами иногда попадает. Но громадина ледника - это означает, что вы внутри холодильника, даже морозильника. Неуютность и озноб. По мне, так лучше 1,5 часа лишних ходить, но жить на твердой, настоящей земле Горак Шепа.

мостик перехода от края морены к БЛ

такие вот street view в этом городе

Этот искуственно сложенный камнями курган объявлен конечной точкой EBC треккинга. Здесь люди обнимаются, поздравляют друг друга и фотографируются. Мы посидели немного, не почувствовали ничего чем-то значительно отличающегося от других знаковых мест, и решили пойти дальше. Базовый Лагерь явно не заканчивался здесь.

флажками украшается даже ледник, сложно представить, как они там лазают, их развешивая

Очень холодно, б-р-ррр. Единственный раз за всю поездку Алена вытащила пуховик и надела его.

Сосульки растут вверх. Точнее все вокруг них тает, а они остаются. или наоборот нарастают, вдоль направления солнечных лучей. Называются интересным словом "Кальгаспоры". То бишь "Кающиеся снега", потому что похожи на головные уборы кающихся монахов. Удивительно, но гляциологи признают, что толком так ничего и не понимают в механизме их образования и роста. С механизмом их уничтожения все понятно - стало теплее и растаяли. Удивительно стройные и красивые кальгаспоры в районе Аконкагуа уже уничтожены глобальным потеплением. Сам видел. Точнее - не увидел их там.

есть тут и своя собственная ступа

туалет, как центр композиции

днем через БЛ протекает настоящая река. Полозреваю, что ночью она останавливается, нечему таять... Но дожидаться захода солнца и проверять мы не стали

а это палатка "Консультантов по Приключениям". Тех самых, не лучший пиар которым устроен в недавнем голливудском блокбастере "Эверест" 2015 года

постер фильма (с официального сайта):

на постере герои преодолевают как раз фрагмент ледопада Кхумбу

Вот он. Восходители вынуждены подниматься по нему из БЛ к Первому лагерю. Хрен бы кто туда вообще в принципе поперся, не будь это самый простой путь на Эверест. Возможно, Кхумбу - наиболее посещаемый из горных ледников на планете.

Художник Природа лепит здесь свои творения используя лед и воду:

Некоторые добираются сюда вот так

а некоторыевот так. классический индийский пилигрим - садху. только обувь где-то раздобыл
в целом обстановка внутри БЛ и около чем-то напоминает Вавилон. Все нации, все языки

Вернулись в Горак Шеп. Прощальная фотография. Снова наша Нупцзе, но теперь понятно, что один из ее зубчиков принадлежал не ей. Это был расположенный уже за гребнем, далеко и высоко Эверест. Сейчас он завернут в дискообразные облака, клубящиеся обычно только на самых верхушках гор, прикрывая своей пушистой паранжой вершины

В следующем посте пойдем на перевал Чо Ла
Чо Ла

Если в какой-то момент тебе кажется, что все самое прекрасное ты увидел вчера, а сегодня в программе будет легкое похмелье от эффекта Стендаля. Если реальность преподносит сюрприз, и “лучше чем сейчас невозможно” опровергается на следующий же день. то все просто - ты в Непале. С прощальными печальными мыслями мы топали прочь от Эвереста, вниз и постепенно заворачивая направо, однако уже через час напрочь забыли обо всех этих Джомолунгмах, Нупцзе и Лхоцзе. Перед нами разворачивались невиданные панорамы, разверзающиеся перед путниками в сторону деревушки Дзонгла и далее к перевалу Чо Ла.

маленькая рекламная пауза!
Наш спонсор спутниковой связи в горах - корпорпция Iridium ))

вспомнили про них только сейчас, но нафоткались вдоволь..
оно и хорошо, в общем-то, что не нада вспоминать об экстренных звонках в горах, но чтобы был с собой - полезно

Погода 17 мая конечно очень много добавила фотогеничности ко всему вокруг. Отсутствие людей - тем более. Всех туристов, треккеров, альпинистов, словно выключили. Кто-то повернул тумблер и они исчезли. Мы просто свернули с пробитой трассы на Эверест, и шли теперь на Чо Ла.

вот как раз место поворота и начало отдельной тропы на Чо Ла

вот так Лобуче появляется из-за угла при подходе от Горак Шепа. Больше Лобуче мы не увидем, даже на ланч останавливаться не стали, погнали в сторону Донгла

и вот уже наша отдельная тропа в сторону Чо Ла

фотографировать приходилось через каждые 10 шагов. неудивительно, что Алена позировала моделью где-то далеко впереди (шла без фото), а Дава и вовсе убёг

с противоположной стороны долины бежит классический трек вниз от БЛ Эвереста и Лобуче к Намче

Пумори и орел

Прощальный взглд на Нупцзе и выкат морены ледника Кхумбу. Отсюда хорошо видно как формируются ее склоны

и снова в путь

последний взгляд на Даву)

наблюдаем за одной из боковых морен. Это ледник Чо Ла (не путать с перевалом Чо ла), спадает со склонов вершины Табуче 6367м)

ракурсы обалденные

Здесь под вершиной Аракам (6423) должно было быть озеро Чо Тсо. Но видимо не сезон... В этот момент мне стало интересно, что же значит "чо" на тибетском? я предполагал, что "снежный", но проверить не могу, даже не понимаю, как нагуглить...

догнал Алену и стали позировать по очереди

высохшее дно озера. белое - это песок

вид на вершину Лобуче 6119. Справа по пути. Раньше мы ее видели при подъеме на Конгма Ла. С большего расстояния и с другого ракурса, тогда она представляла собой остроконечный пик.

горы и облака  основная тема середины мая на Three passes track

Вечером, в единственной деревне перед перевалом, конечно обнаружилось еще кое-кто в нашем же гестхаузе (порядка 4-6 человек). Всего гестхаузов в Дзонгла штук 5, и остальные пустовали.
Немудрено, что от стечения всех этих прекрасностей у нас помутнился рассудок и переход Лобуче-Донгла оказался единственным, где мы умудрились заблудиться. Тропа была самая обычная и проводник-портер Дава улетел вперед, уже уверившись за неделю в наших навигационных способностях. Но любая хорошая тропа иногда расщепляется на тропки-спутники, а упрямство русских первопроходцев известно на весь мир. В общем. минут через 15 хватило уму-разуму и мы просто вернулись обратно, до того места, где тропа “расщепилась”. Это самый правильный выход в такой ситуации.

Яков, как и туристов, тоже поубавилось после поворота на Чо Ла

Сама деревушка Дзонгла казалась каким-то филиалом рая на Земле. По крайней мере для людей, вроде нас: помешенных на горах, читающих книги Месснера и развешивающих по стенам квартиры картины Рериха. Чистота, пустота, тишина. Со всех сторон панорамы величественных хребтов до алеющего вечера, укрытого пушистым туманом. Вскоре быстро темнеет и резко холодает. Бьется в тесной печурке огонь, внутренности согревает чай масала, а за окнами начинает свирепствовать снегопад. И, конечно же, никакого интернета. Зачем он тут? Обожаю такие места!

внутренности гестхауза в Дзонгла - вполне себе современное искусство и минимализм

склад топлива (ячьи лепешки)
Утром впервые за все время путешествия всё вокруг (а не только горные шапки) принакрылось снегом. На ярком гималайском солнце он сверкал  и переливался всеми оттенками белого...

Мы выдвинулись на Чо Ла. Внезапно он оказался как-то по ощущениям и даже технически сложнее Конгма Ла, хотя мы уже были прекрасно акклиматизированы. Во-первых под свежим снегом не видно тропы, но у нас был Дава. Во-вторых перевал этот показался каким-то более продолжительным по времени подъема, и был довольно крутой кулуар, перед выходом на ледник. По кулуару пришлось прямо таки лезть, я впервые за все время надел перчатки, чтобы как-то комфортнее цепляться за каменно-снежный микст этого подъема. Там где снега не было - текла вода и камни были мокрыми, что напрягало уже ноги. Ну и в-третьих тут был ледник, самый настоящий. По сравнению со всем вышеперечисленным короткое полутораметровое скалолазание уже непосредственно перед самим перевалом показалось сущим пустяком. Зато четко отделило понятие “перевала из Three Passes” от прочих перевалов на основных треккингах. Яки здесь точно не проскалолазят.

р

надо будет забраться в самую низкую точку линии неба на этом снимке. Но это будет еще не перевал, а только начало ледника к нему

первый проём с правого края фото, полезем туда

взгляд назад, в сторону Донгла

вылезли наверх, иногда на карачках, трудозатратно и даже камнеопасно
оказалось, что это всего лишь полочка, а дольше по каменной сыпухе к леднику и по леднику

Ледник - это не просто новый какой-то рельеф, это еще и новые требования к экипировке и совсем новые реальности треккинга. Морены и фрагменты ледника Кхумбу, по которым довелось прогуляться ранее - были, можно сказать так, цивилизованы. То есть просто засыпаны каменной крошкой и по большому счету мало отличались от обычной тропы. Ледник на Чо Ла состоял из подложки льда, сильно подтаившего и мягкого, словно ледяная крошка на рыбных прилавках. Зимой и поздней осенью, в более суровых условиях, он превращается в лед, как на хоккейных коробках, поэтому сам трек здорово меняется, прыгая как можно дольше по каменно-осыпным бортам это ледника. В этот период необходимо надевать на ноги кошки, впрочем сами шерпы успешно заменяют их на острые цепи, натягиваемые прямо на кроссовок. Называется  microspikes и сильно напоминает цепи, надеваемые на колеса машин в снежных условиях. Сейчас Дава пробежался просто в кроссовках, по тропинке-ручейку, прыгая с берега на берег. Я попробовал тоже, но веса явно поболее, в одном месте по щиколотку провалился в какую-то обжигающе-ледяную кашу.

ледник перед Чо Ла
вершина (с севера от перевала) - Нирекха пик, 6159

единственное место где во всем путешествии я надел очки темные. Алёны надевала постоянно (подозреваю просто некоторый понт и желание приукрасить себя)). Хотя говорила мне что-то про УФ и тому подобное. Но белые и серые камни меня совершенно не смущали. Пока не появился чистый снег со всех сторон.

гора с юга  от перевала, названия не знаю, высота должна быть порядка 5640

Сам перевал 5420 метров над уровнем моря.
Вот последний взлет. Перед ним еще приходилось спрыгивать через бергшрунд. Хотя скорее просто с ледника через ледяное озеро на скалу.

Вот это озеро

пытался снять самое тут стремное место, где надо слегка поскалолазить, с видом ледяного озера метрах в семи под собой. Но чего-то нестрашная фотка вышла, а и встречный треккер очень бодро соскочил.

и ушел вниз, в сторону Донг Ла...

Флажки на перевале, вид на Запад

На перевале на наш перекус (состоящий из остывшего утреннего чапати и кусочков московской колбасы) налетело много желающий. 5420 похоже их не смущает.

На все про всё (вместе со спуском) ушло кажется часов восемь. Самый длительный наш переход на этом маршруте.
Спуск запомнился своей бесконечностью и тем, что неожиданно посреди спуска нам предстоял еще один перевал (пусть и небольшой), а значит взлет вверх. Это была откровенная подстава, пусть и непродолжительная, но переведшая тропу в соседнюю долину для спуска к морене ледника Нгозумба (на котором находится Гокъо). Здесь стояло село с романтическим названием Тагнаг, поэтому даже у Давы в его описательном плане “Трех перевалов” еще до нашего старта трека, не стояло в один день пройти и Чо Ла и морену ледника (после Конгма Ла мы осилили такое…)

На спуске справа над нами в самом начале висел Канчунг 6063. а что там далее на горизонте - непонятно. кажется чтото из массива Чо Ойю уже. А может я все перепутал и далее и есть Канчунг. Перепутать просто, а проверить толком не могу. Kangchung - популярное название, и все ссылки ведут на тезку, тибетский (северный) склон Эвереста.

в центре этой фотографии тот самый изнурительный перевал в середине спуска

подозреваю, что это Нирекха и Канчунг, а между ними "продвинутая" версия перевала, называется Чо Ла Кол. "Ла" - это проход, путь. А "кол" - это уже перевал. Все по понятиям, через ла - шерпская бабушка припеваючи проскакивает, кол - это уже для мужиков.

мы спустились с камней, за спиной - Чо Ла

после примерно двухчасового спуска в тумане наконец-то Тагнаг

В следующем посте пойдем к Гокъо
Гокио

Треккинг “Три перевала” прекрасен тем, что он идет поперек всех других треков, захватывая самое интересное! Нам, уже поглядевшим на Эверест из Everest Base Camp Trekking, теперь предоставилась возможность лицезреть изумрудно-бриллиантовые озера Гокио из Gokyo Trekking. Обычно, чтобы увидеть и то и другое, приходится дважды прилетать в Катмануду, а затем дважды прилетать в Луклу. Нам хватило мая 2016-го.

Когда в феврале мы сидели с Аленой в холодной Москве за чашечкой горячего чая и планировали маршрут, то в руках держали вот эту книжку:

“Конечно же это фотошоп!”, - уверенно заявила Алена, основываясь на своем многолетнем опыте художника и путешественника. Спустя три месяца, 20 мая 2016-го, ей пришлось публично извиниться перед многочисленными непальскими богами. Нет, это не фотошоп, это Гокио. Первозданное чудо природы, мощь гималайских ледников, тающая под лучами жгучего азиатского солнца.

Может показаться, что фото на обложке отличается цветами от моего. Но там все-таки был явно более солнечный день, скорее всего осенний сезон, и куда более качественная фототехника.

Чтобы увидеть всю эту красоту по классике приходится топать многодневный Гокио трек. Или, как в нашем случае, проходить перевал Чо Ла с востока (или Ренджо Ла с запада). От Драгнага (19 мая и конец предыдущего поста) до Гокио нам еще и оставалось пересекать морену ледника Нгозумба, стекающего от вершин Чо Ойю. Пускай сама Чо Ойю и на 800 метров пониже Эвереста, ледник Нгозумба куда длиннее и массивнее Кхумбу, вдоль и поперек которого мы гуляли несколько предыдущих дней.

из поселка Драгнаг можно выйти вот в такие "оптимистичные", истинно буддистские ворота в Никуда..
похоже в европейских буквах как кто услышал, так и пишет название этой деревни. Еще я встречал Тагнаг.

Приветливый поселок на прощание посверкал своими параболическими кипятильниками

жители тоже приветливы, фотографируются без пролбем, у меня на смартфоне всегда полно фотографий моих дочек, поэтому нам есть что обсудить, даже без знаний санскрита, тибетского и английского

вид из Тагнага на юг, выход в цивилизацию...

но мы на северо-запад, в Гокио (кстати тоже полно вариантов типа Гокъо или Гокьо)
из-за камня маняще машет путнику шестая по высоте вершина мира

На Гокио мы пробыли в итоге два дня. Первый - это “хвостик” от перехода через Чо Ла. Путь от селения Драгнаг на левом берегу ледника до селения Гокио на его правом берегу. Ледник пусть и непросто пересекать, но это все-таки дело пары часов. Поэтому все оставшееся время мы гуляли по поселку Гокио и наслаждались майским солнышком. Второй день был посвящен Гокио Ри - небольшой вершинке, которая вроде совсем рядом, однако заползать на нее пришлось полтора часа, а высотой она было в 5360. Зато виды отсюда заслуживали и этих полутора часов и того, что на третий день в Гокио мы не остались, предположив, что ничего уже прекраснее тут не высмотреть.

вот эта же вершинка покрупнее. а мы подбираемся к подъему на край морены.. снова будет взлет на 50 метров.

Мы на краю морены. Не самый красивый кадр, однако он толково разместил внутри основные понятия: широченный ледник Нгозумба (как и где пройдет тропа отсюда не понять), вершина Гокио Ри (5360) на другой его стороне (и тропа на нее), далее левее хребет, в котором находится Ренджо Ла (третий перевал), а правее Чо Ойю (8201)

с непальской стороны Чо-Ойю - совсем не подарок

Вид по леднику вниз (на юг). Мы пока выше облаков и поэтому погода и виды прекрасные.

начинаем пересекать ледник

камнепады и водопады в режиме онлайн. Под конец, при выходе из ледника (подъеме на край морены) с довольно крутой стенки активно сыпало. Хорошо стенка маленькая, все тех же 50 метров, все просматривается и выжидается..

видно Даву и Ренджо Ла (низшая точка голубого неба). Дороги просматриваются только фрагментарно

лучший кадр с Чо Ойю, из тех, что мне удалось тут сделать за два дня

как только взбираешься на край морены с другой стороны - глаз сразу разрезает синева (индиго?)

все дело в минералах, растворяемых в этой прозрачной и чистой воде.
Из похожих мест на Земле - озера в НП Банф, что в Скалистых горах (Канада)

кусочек другого озера, того что пониже...

а вот и поселок показался. Такое ощущение, что криши домомв словно специально цветом под озеро делали...
Слева Гокио Ри, справа Чо Ойю

нет, это не небо

Гокио изнутри, плюс дорога на Ренджо Ла и дорога на Гокио Ри

каменная хижина на берегу озера

поселились в очень холодной комнате, зато 50% ее стен составляли окна с видами на озеро и на Чо Ойю

а я все никак не мог остановиться и продолжать играть с цветами...

Алена на берегу озера

Турчики на берегу озера

Меняем объектив и уходим гулять. Гималаи и Гокио смотрятся тепреь совсем по новому...

Вообще-то Гокио - это цепочка из аж шести озер по правому берегу ледника Нгозумбы, и нам предлагали прогуляться вверх, чтобы понять и проникнуться прелестью их всех. Нам же хватило двух, для понимания прекрасности всего вокруг. Кроме того мы уже были в самом разгаре треккинга и хотелось если не уж не лететь, так хотя бы бежать далее. Каждое в цепочке имеет свое имя. Те два, что мы наблюдаем - Дудкх Покхари (на его берегу поселок) и Табоче Тсо (предыдущее перед ним, чуть ниже). Часто это самое Дудкх Покхари называют просто Gokyo lake.

Вся эта цепь озер считается священной для индуизма и буддизма одновременно, а в августе в течении праздника Джанай Пурнима сюда для свершения обрядов сотнями подымаются “нижние” непальцы (не шерпы, а прочие представители этой многонациональной страны).

Столовая с печкой в центре. И все окна - панорамно на Дудкх Покхари

Ранним утром следующего дня выходим на прогулку в сторону Гокио Ри

вот уже приподнялись чуть повыше...

Всего подъем занмиает 1.5-2 часа и 570 метров. Спуск - 20 минут)))

и еще выше...

Как и везде в НП Сагарматха полно фазанов, мы уже привыкли...

Они даже сражаются за место под солнцем

Устье впадающей в Дудкх Покхари реки...

человек и облака

почти пришли

поселок стал совсем крошечным

И вроде бы все эти фотографии одинаковые, а присмотрешься... и вроде разные) Скорость иземения облаков, яркости освещения, высоты над уровнем моря (а значит угла преломления взгляда в озера) - меняется очень быстро

параллельно с нами залезла еще толпа народа. Сидят, отдыхают, греются на солнышке. Можно составить впечатление об одежде людей, уляющих здесь выше 5000 в мае.

С вершины кстати сами озера не так уж и хорошо видны

На вершине в каком-то из описаний должен был быть храм, небольшой, или келья. Его не было совсем, либо мы чего-то не дошли до него (хотя вроде все обшастали), либо, что вероятнее, он разрушен землетрясением до основания в мае 2015. А может описание неверное (или перевод). В общем, проверено: ничего там нет! Только виды.

Это местный уважаемый человек, святой. Там за облаками Эверест и Нупцзе. Но из не видно. Видно две вершинки: запоминающийся своей грубой угловатой формой Аракам Це (6423) и  Чолацзе (6335). Это если смотреть примерно на восток

Аракам

Это примерно на северо-восток. Гьячунг Канг (7952). Вот чуть чуть горе не повезло) Полсотни метров до того, чтобы стать одной из 14 восьмитысчников. Ребро, уходящее с нее налево через несколько вершин-сестер семейства Нгозумба заканчивается Чо-Ойю. Саму Чо Ойю из-за облаков 20 мая мы не увидели. Или пришли слишком поздно (около 9, а надо было б в 7 утра).

то самое ребро

Совсем если на север - вид не такой интересный. За Гокио Ри идет еще один хребет, все загораживающий. Зато есть озерцо. Не бриллиантвое, но очень укромное.

Главное впечатление помимо бриллиантовых озер Табоче Тсо и Дудкх Покхари - это величие ледника Нгозумба. Здесь вся его ширь, гладь и мощь как на ладони.

Честно говоря не представлял себе, что можно вот так завроженно просто стоять и смотреть на ледник. Еще одно место в мире с подобной функции знаю - Перито-Морено в Аргентине. Пока только теоретически (надо будет как-нибудь исправить))

Я не столь отважен, как все эти хайкеры. На огромный камень, стремно нависающей над пропастью не полез, вжавшись всем телом в теплую и надежную гранитную скалу. Зато отлично видны кроссовски, в которых безпроблемно прошелся весь трек от и до.

тут на 5360 есть жизнь! Цветет и рабостно зеленеет.

Это на запад, наш завтрашний перевал Ренджо Ла - самая низкая точка горизонта

Панораму юга закрывает своим телом Пхарилапче (6017)

озера и поселок - лучший вид последних 50-100 метров перед вершиной

Это уже первая фотография из 21 мая, тишь да гладь. Уточка рассекает водяное зеркало, а горы кажется еще спят. Мы в 7 утра выдвигаемся на наш последний из "Трех перевалов" - Ренджо Ло.
а значит
Продолжение следует
Ренджо Ла (последний из Трех перевалов) и спуск через Тхаме в Намче

Последний из трех перевалов уже ничем напугать и остановить не мог. Взлетели на свои 5360 и сбежали вниз до Намче Базара по другой долине. За два дня, а это вообще-то примерно треть всего маршрута. Но мы в этих горах к концу второй недели уже свои, почти шерпы, и Гималаи стали как-то роднее и понятнее. Решил тут попытаться отчет о путешествии в мае 2016-го завершить в течении года по его окончанию, так что ловите еще порцию сногсшибательных видов перевала Ренджо Ла с востока и спуска по Бхоте Коси.

А начиналось все с того же Гокио. Только раннего-раннего утра. Ведь на перевал надо выходить самое позднее в 8. Мы кажется даже умудрились выйти в 7.

с утра здесь все еще тишь да гладь, что превращает озеро в зеркало

несогласная с утверждением выше утка...

к треккингу готова! только идем все-так не на Чо-Ойю, а сворачиваем налево.

Тропа сперва довольно набитая. Прыгает по ережку. Но не долго, в основном треккеры здесь все таки совершают круговые вокруг озерные обходы. После развилки в сторону перевала тропинка заметно сузилась.

От изменения угла наблюдения (то есть подъема вверх) видимый цвет воды меняется.

Никак меня Гокио не отпускает. Из предыдущего поста поползло в этот...
Но уж место такое, завораживающее. 100% гималайское.

Все эти подъемы и горки кажутся бесконечно длинными. И очень тяжелыми морально-физически.
Но когда становишься на тропу - все куда уходит. Надо выбрать минимально возможный темп (но без остановок) и просто отвлечься...

Повалили вверх. Дава, как обычно, далеко впереди. Но силуэт всегда есть.

на перегибах, он  просто дожидался нас

В какие-то моменты долина подъема раздувалась до широченных полян, засыпанных камнями, не сохраняющими следы тропы, плюс накатывали облака тумана. Можно было бы и плутануть. Но пара минут наблюдения всегда позволяли увидеть проем в каменной стене, именуемый Ренджо Ла

последний взлет

В отличии от Конгма Ла тут полно места, хоть лагерь разбивай

птицы на перевале дежурят, в ожидании крох с барского стола перекусывающих треккеров

вид вниз и на запад с перевала
нам туда...

Западная сторона перевала в отлиичии от восточной местами заснежена. Вместо с ознобом и плотным туманом, не дающим увидеть, куда спускается эта тропа - создавалось полное ощущение Мордора или Мории. Кстати, расскзаывают, что до землетрясения 2015-го такие лесенки были много где. Но они разрушаются от легких толчком, как каменные домики. Правда и складывать потом обратно их тоже не очень сложно. Было б только кому.. Работы тут на много трудочасов.

В итоге, Ренджо Ла, единственный из Трех перевалов, про который нельзя категорически ответить "Нет", насчет его проходимости парнокопытными животными (яки или тибетские лошади). Я тут в сомнениях, к тому же год уже почти прошел. Банально не помню, как выглядели самые крутые места непостредственно перед подъемом.

труд по укладыванию разнокалиберных камней в одну гигантскую лестницу тут прведен действительно титанический

вот оттуда мы спустились... чуть левее центра

заскочила к нам на перекус

Спускаемся быстро. Зона камней и снега сменилась на разнотравие и холмы. Но идем всё равно в сплошное "никуда"

Вовремя правильно соскочить с хребта помогают выкопанные в земле стрелки

Дальние дачи шерпов... Вокруг загоны для скота, а это видимо домик пастухов. Просто сложен из подогнанных бруг к другу камней, как часто принято здесь.

Показались верховья долины Бхоте Каси. Шли около 8 часов. Набор 550, сброс 950. Это собтсвенно и есть основная из причин, почему весь маршрут пройден с востока на запад, а не наоборот. Внизу село Лунгден.

Вид из Лунгдена на юг
Если вчера еще модет можно было пожаловаться на облачность и не очень впечатляющие виды, то сегодня непальские боги возьместят все сполна.. Это такой нестабильный конец мая. Но в целом правило все равно одно: выйти как можно раньше, ведь после обеда будет облачно..

вид на север

террасти вроде внутренних двориков аккуратно обложены каменными заборчиками. и каменными тропинками. Само село совершенно безлюдно, кроме единственного гестхауза, где мы и остановились. (это не всегда так, а только в конце мая)

Следующее село - Марулунг. вроде и поцентральнее (сходятся две тропы сверху и одна вниз), а картина все та же - ни души. Даже работающего гестхауза не видно. Вторая тропа - торговая. официально гулять по ней иностранцам выше Марулунга запрещено. По ней идет караванная торговня солью (оттуда) и зерном (туда) с Тибетом по ущелью Бхоти Каси выше до перевала Нангпа Ла в Главном Гималайском хребте.

В зимнее время треккерам настоятельно рекомендуется перед Ренджо Ла (со стороны Гокио) в этом самом Гокио выяснять, а есть открытые лоджии в Лонгдене и Марулунге. Может и не быть. Большего растояния за сутки пешком тут не одолеть. Либо тащить уже и палатку с горелкой.

Мост через речку перед Маоулунгом. Мощная основательная конструкция - не чета перекидным шатающимся мостам ниже Намче. Но и река, и и ущелье здесь поменьше. Зона леса пок аеще не началась.

эх, здесь б прямо и жил...

развилка дорог. Восстановление после землетрясения идет небыстро. Там, где это непринципиально, оставляют все "как есть". На заднем фоне домики деревушки Тарнгга. Сейчас она такая же неживая, как и верхние Марудунг и Лунгден. Как и во многих горах, где фотографировал развилки (в Норвегии, Испании и тд) указатели изеряют расстояние не в километрах, а в часах-минутах. То самое ледниковое озеро Дик Чо, что по указателю направо в трех часах, в 1985 прорвало свои берега и устроило грандиозный потоп вниз по течению до Луклы или дальше. По всей долине уже Дудх Коси.

цветы начались раньше и выше деревьев

Еще один указатель, поворот к монастырю в Тхаме. Несмотря на то, что путеводитель сообщает о 1667 годе основания, все там разрушено катастрофами и камнепадами много раз, после чего столько же раз отстроено. Кроме тото, тот же путеводитель сообщает, что иды долины во все стороны интереснее и впечетляюще, недели шерпско-тибетско-буддистская иконография. Монастырь мы уже посмотрели в Тингбоче в начале пути. так что летим дальше вниз!
(upd тот монастырь о котором я написал - это оказывается маленький и слева, а побольше и справа - вообще ничего не знаю о нем))

Уже порядком заездившая своим анфасом гора Конгде отсюда выглядит совсем иначе, в профиль

оползни постоянная местная проблема. Когда скатиться тот камень, будет громко и страшно!

Село Тхаме довольно большее и живое. При этом разрослось не сколько в ширь, сколько почкованием. По сути есть верхнее Тхаме и нижнее Тхаме, между которыми еще и надо отмахать через мини-песчаный перевальчик 15 минут.

Верхнее Тхаме и долина, куда нам предстоит идти

Верхнее Тхаме и долина, откуда мы пришли

В Тхаме Дава и путеводитель настойчиво предлагали остановиться, но времени всего часов 11. Как тут остановиться? Особенно когда впервые замаячила реальная перспектива цивилизации после 2.5-недельного скитания. В общем, пошли дальше.

Нижнее Тхаме и долина на перевал Теси Лапча и долину Ролвалинга, откуда я должен был прийти в 2009-м, но тогда не сложилось

уже хорошо знакомая Тхамсерку и путь вниз, в сторону намче. Вид от нижнего Тхаме

Начало зоны леса. По какой-то удивительной причине данная опушка еще не смыта селями и оползнями, гималайские сосны взлетели на полный рост!

Одна из обязательных возле каждой деревни куч манистоунов и виды долины в сторону Теси Лапча

сложно поверить, но тропа слева и справа - одна и та же

подробный разбор того, как тропа справа зигзагами соскакивает вних к мосту, чтобы стать тропой слева

речка сужается до одного метра и пропиливает здесь своим напором скалу.Видно что уровень бывает много выше...

Мостик через Бхоти Коси - важное, намоленное место

Подозреваю, что без специальных лесов нарисоват это вряд ли бы удалось. Форма скалы такова, что прямой ливень не попадает на рисунки, что позволило им неплаха сохраниться, пусть и на открытом воздухе.

Stairway to heaven

Конгде теперь на противоположном берегу

началась зона лесов, а с ней появились и майские цветы. Конкретно вот этот - больше напоминал колючего паразита, окутывающего гималайские сосны (пихты? елки?). ну плохо у меня с ботаникой!

Лес много, густой, местами дремучий.. Но и дорога уже хорошо утоптанная, чуть ли не автострада по местным меркам.

Слева по центру фото - очередная гомпа (монастырь). Кажется это село Тхамо (ну да, не очень изобретательный в названиях народ). В честь монастыря всеь склон )до неизвестно какой высоты) увешен баннерами и растяжками молитвенными флажками.

чортен

а вот и классический офис, правда от домика "чтобятутжил" идти часа 2-3, но по московским пробкам бывает и дольше до работы добираешься...

Печка как в русских селах!

в святом месте невозбраняется посушить одежду

Свобода выбора по-непальски. Только в буддистских краях, можно встретить подобное... Демократично, анархично и консервативно одновременно. Во-первых начало каждой деревни (или ее территории возделываемой) надо обозначить воротами. Ну а во-вторых, ворота становятся чем-то особенным, то есть маленькой святыней. А святыню положено обойти, по часовой стрелке. Те кто идут вниз в Намче, по тропинке слева. Те кто идут вверх в Тхаме - по тропинке справа. По центру идут удивленные иностранцы (я прошел по центру). Почему справа натоптано сильнее? Есть еще гужевой транспорт. Пусть яки с лошадьми и были когда-то в прошлой жизни буддистами, в это жизни великое сакральное знание им неведомо. Идут где придется. Стало быть справа, там проще (чуть ниже) и натоптано сильнее. У каждого есть свой тропинка, но путь у всех в итоге одинаков.

Подобные ворота, но в другом месте. Вариант прохода сквозь - он интереснее, внутри есть картинки!

Вид на Тхешо снизу.
Воооон в той теснине мост, а за холмом на другом берегу сразу Тхаме

одна из вереницы деревушек по долтне между Тхаме и Намче

такую братву тут можно встретить на лесных тропинках

весеннее цветение вокруг

почти коррида!

Рюкзак строителя

чем ближе к Намче, тем дремучее лес

лес разукрашенных камней, уже непосредственно перед Намче
Переход опять занял 8 часов, но мы просто не смогли остановиться, так уж шлось, влёт... Обычно на маршрут Лунгден-Намче все-таки закладывают двое суток, особенно если вверх.

Пришли!

встречают хлебом-солью...

В целом по фото-сету видно, сколько климатических хон уместилось в два дня пути. Это горы. Это Непал.
Прощание с Непалом: Бхактапур и Боднатх

Причисляя себя уже к опытному непаловеду, я могу позволить давать советы другим путешественникам из области "А что делать в Катманду, если есть всего два дня"? Несомненно, мнение мое не мегаавторитетно, да и Авалокитешвару я с трудом отличу от Падмасамбхавы, хотя уже кажется, начинаю улавливать разницу между ними. Так что попробовать стоит. Совет прост: все равно уезжайте из Катманду, даже если имеется дней не более одного-двух.

Долина Катманду - наиболее населенная часть страны, она же наиболее исторически значимая. Здесь находятся три царских города и в каждом центральной плоадью является Дурбар. Дурбар означает "дворец" на неварском языке (неварцы - основное население долины Катманду, но при этом всего 6% огромной многонациональной страны). Дурбар Катманду (или просто Дурбар - основной, самый большой и известный) слился в современной городской конгломерации с Дурбаром Патана. Если добавить сюда прилепившиеся по краям обезъянний храм Сваямбунатх и индуистский комплекс Пашупатинатх, плюс туристически ориентированный Тамель, плюс современный Королевский дворец, а также бесчисленные городские кварталы разной степени трущобности, то получается огромный запутанный, шумный мегаполис, редко где более чем пятиэтажный.

Бхактапур

Другое дело Бхактапур. Это такая же королевская столица. Однако не успевшая слиться с Большим Катманду, поэтому сохранившая, пусть  и не сильно, но свой исторический облик и очарование. Плюс толпа туристов пореже. От Катманду можно на такси за полчаса плюс минус 10 минут в зависимости от той части города, где стартуете. В Бхактапур мы доехали таксомотором, а обратно и вовсе, воспользовались автобусным сообщением, за какую-то настолько копеечную сумму, что не смогу вспомнить ее размер. Зато автобус был на 45 минут, настоящий, непальский. С набивающимися внутрь на каждой следующей остановке пассажирами и похлопывающими по бортам помощниками водителя.

Вообще говоря, вход в историческую часть Бхактапура платный. Но таков он по единственной, самой главной и большой дороге, на которой и останавливаются такси. Все остальные полтора десятка улиц, вгрызающихся в сердце Бхактапура, бесплатны. Более того, даже на этой улице есть только касса, а турникетов или проверяющих незаметно. Это и понятно - билеты только для иностранцев, местные жители и все остальные непальцы проходят просто так. До сих пор не понимаю, как и зачем Алёна убедита меня купить эти билеты. Видимо только для того, чтобы попозировать с ними на фоне окошек кассы, тончайшей резьбы по дереву возрастом в пару столетий. Билеты тут покупают только туристы, берущие экскурсии. Экскурсоводы начнают свой рассказ вот с этих касс.

Главное, что подарил Бхактапур миру - это местный десерд джуджу курд. Или просто один большой йогурт. Казалось бы, что такого особенного должно быть в йогурте, чтобы об этом писали все путеводители, а сам он получил прозвище "королевский йогурт". Я не фуд-блоггер, описать всю гамму эмоций не смогу... Попробуйте и поймете сами! Кстати глинянную тарелочку обратно не берут. Ее слудет выкидыть. Я привез домой - отличный сувенир!

Красота в деталях. Все храмовые сооружения и прилегающие к ним здания разного назначения в Бхактапуре (Дурбаре и Патае тоже) украшены удивительной деревянной резьбой. То, что непальцам обыденность, меня восхищало. Возраст творений определить не возьмусь, но выглядит почтенным...

Последствия прошлогоднего (2015-го года) землетрясения. Развалившиеся дома уже разобрали, а те, которые вот вот, но не рухнули - подперты сваями. Чтоб не упали. Афтешоки и мелкие потрясения продолжаются до сих пор...

храмы поддерживать сложнее.

кусок древней стены обрушился, но некоторые кирпичи явно будут использованы повторно

селфи. везде в пагодам проход свободный. древние деревянные изразцы можно пощупать руками

вход свободный не только людям, но и животным

эта довольная коза слегка облита краской. но уже считает себя, как минимум, священной коровой

Очарование древних зданий, кроется в деталях...

красивые ворота входа непосредственно в королевский дворец

Кедарнатх темпл - до землетрясения (фото рядом на стене) и после

в городе полно бассейнов. Некоторые из них королеские (вроде этого бассейно0фонтана), некоторые для прилюдного бользования. Но, если честно, качество воды везде крайне сомнительное..

вода в них уже кончено совсем не питьевая.
только для хозяйственных нужд

Расцвет Бхактапура пришелся на династию Малла в 14-16 века, когда он занимал лидирующее положении среди трех королевских городов долины. Однако почти все, что мы видим сейчас,в 21-м веке, возникло благодаря правлению в 18-м веке короля Бхупатиндры Малла, когда город мог похвастать 172-м храмами и монастырями, 77-мью бассейнами и 152-мя колодцами. Как видим пониже от Гималаев уже жарковато и достоинства городов измеряются не только храмами, но и колодцами.

на главной площади. Только что закончился дождь.

лестница пятиэтажной пагоды чуть подробнее

практически все здания здесь "на костылях"

Там где флажки - это подножие храма. На самом деле землетрясение 2105 года нанесло едва ль не самый большой урон великолепию Бхактапура за всю его историю

золотой лев присматривает за городом

крыши города отдельная песнь красоте Бхактапура

Guard Garuda

сторукая свинья

Бронзовая собачка
Периодически обмазывается благовониями и прочими дарами

В Бхактапуре, в разных его местах в основном на двух храмах, сохранились деревянные эротические скульптуры. Сами жители никакого особенного почтения и внимания им не окаывают, а найти можно только держа в руках путеводитель и строго следуя его инструкциям.

это сценка с мытьем головы находилась в окошке того же храма, на ступенях которого возлегала священная покрашенная коза.

этоя уже не вспомн где.. но просто интересно, отвлекала ли электрика от работы или нет?

единственное в мире изображение занимающихся любовью в миссионерской позе слонов. Хоботы сладострастно переплетены. Малоприметный храм находится где-то сбоку от Главных ворот площади Дурбар. Изучая творчество зодчих по дереву здесь можно убедиться, что не только люди но и слоны, ослы, пчелы  и прочие... делают это. Храм посвящен Шива Парвати и в англоязычных источниках назван Erotic Elephants Temple.

совершенно не туристический аттракцион. Просто бабушки плетут свои кружева во дворе на допотопных прялках

успевающие ученики местной школы, с показателями

двери даже самых обычных зданий, весьма забавны

Недавно закончился непальский Новый Год. На вот этих огромных колесницах развозили гигансткие гималайские праздничные ели

первый этаж зачастую для хранения и сушки сена

иногда прям целое здание, двухярусная пагода-сарай для сена

две соседки неторопливо идут по улице и о чем-то беседуют

или несутся наперегонки два озорника...

весь этот город - музей под открытым небом, но незаконсервированный, а очень даже живой.

чистая вода не для всех! только своим

город плавно переходит и переливается от исторического к повседневному.
сильнее прочего поражает отсутствием толп не только туристов, но и самих аборигенов, которые наводняют соседний Катманду

кабеля переплетаются с демонами

отдельный проход сквозь дом для канавки с водой

а этот для людей

обычная площадь, одна среди множества, затерявшихся в жилых районах Бхактапура

золотой коброфонтан, в пруду жилой части города, как часть былого великолепия царской столицы

Боднатх

Это еще один пригород Катманду, буквально прилепившийся с восточной стороны города. Посколько аэропорт примерно там же, в сторону Боднатаха мы и вовсе сходили пешком.

По всему Непалу (а видимо не только Непалу, но и Тибету, Бутану Индии) расположены сотни тысяч буддистских ступ. Эта - самая большая. Просто по объему и высоте. Построена в 6-м веке. Судя по землетрясению 2015-го разрушалась и не раз, но всякий ра вырастала снова. Вокруг круглой ступы широченная окружность, по которой непрерывным потоком идут поломники и просто глазеющие туристы. все идут в одном направлении: по часовой.

Сверху это выглядит так:

Вкоруг нее пристроились монатыри, гостиницы, сувенирчики и ресторанчики. Всемирно известной ступа стала в 1993 году, после выхода на экрана фильма Б.Бертолуччи "Маленький Будда", действия в непальской части кинокартины развивались вокруг нее. Подобно Бхактапуру, сюда можно войти за денежку по главной красивой дороге, или потратить 5 минут и войти сбоку неприметным переулочком. С Алёной прям как-то скучно - снова заходим "в лоб". Ну, пусть нам это засчитывается в Карму.

разрушения не так сильны. но ступа в лесах. Поэтому и впечатления в мае 2016-го от нее тоже, не так сильны...

Все вокруг увешано вот такими флагами. Возможно это праздник какой-то, но мне кажется что это флаг региона..

если в Бхактапуре нельзя просто так пить воду (закрыто на замок), то в Боднатхе не дадут просто так постучать вот в этот колокол. Хотя там полно других колоколов, а еще больше молитвенных барабанов

А вот этот барабан в одном из монастырей на круглой площади Боднатха представляет Непал в серии путеводителей Lonely Planet

В горах на треках постоянно пропадают-теряются люди. Горы есть горы. Объявления о поиске постоянно встречаются на самих маршрутах и в крупных туристических объектах.

Виталия искала опытная поисковая экспедиция, но не нашли.. (

Немного про
Катманду

В центр города мы нагрянули под вечер второго дня. Жили немного нестандартно - рядом с аэропортом, так, что до сток регистрации можно было ходить пешком. А вот в основной город тоже пешком, но это от 40 минут, плюс ориентирование, поэтому такси. Когда решили метнуться в Центра - поужинать и затариться всеми возможными сувенирами (для меня их роль исполняли географические карты), у таксистов случилась забастовка. Поэтому мы вполне успешно застопили мотоциклиста, который усадив двух туристов посади себя, домчал, что называется, с ветерком. и немножно адреналином, ибо ни я, ни Алена, в особой старсти к мотоспорту раньше не были замечены. В Центр - это значит в район Тамель, где обычно и живут все прилетающие издалека, или спускающиеся с Гималаев туристы. Ужин после сувениров стоило завершать пивом. Местным пивом...

В меню оно называлось Тоньба. По сути - теплое тибетское просяное пиво. Вот в эту минибочку насыпают доверху проса и заливают кипятком. Оно там начинает бродить... Для потребления достаточно выпить жидкость, а потом долить еще кипяточку, выпить. И еще кипяточкуи еще раз выпить... и так пока кипяточек не кончится или не опьянеешь

Мой долгопрудненский товарищ Вова Резниченко провел подробное исследование:
Покопавшись в источниках, выяснил что сей напиток имеет большое культурное и религиозное значение (удовлетворяет тантрических богов, которые, в свою очередь, помогают последователям с удачей))
Технология хитрая: Берут просо и смешивают с Мурчей (murcha), причем последняя является отдельным продуктом, источником бактерий и дрожжей. Готовится из растений, причем, видимо, из всех, которые там растут. Сативу тоже не забывают). Просомурчиную смесь закладывают в плетёные корзины, проложенные листьями (или мусорными пакетами, не суть), закрывают крышкой и оставляют на пару дней. После этого массу перемещают в герметичные ёмкости и дают настояться ещё пару недель. Продолжительность зависит от температуры окружающей среды. В результате получается Jaand. Джанд хранится полгода, потом можно употреблять. Помещают в ёмкость, традиционно называемую Тонгба, вставляют тонкую бамбуковую соломинку с глухим концом и дырками по бокам (работает как фильтр), наполняют до краёв кипятком и оставляют на 5 минут. Выпивают, доливают снова и по новой, пока алкоголь и остальное,что там еще понамешано в мурче, продолжает действовать. В общем, да не обделят пьющего удачей все тантрические боги!

А в рунете, по сути, ничего о Тонгбе нет. Только констатация факта существования.
И вообще мало информации о murcha. Нашел исследование по ссылке http://goo.gl/LUvf86
На второй странице описание необходимого для изготовления гербария. Двенадцать ингридиентов!
Остап Бендер, несмотря на знание рецепта табуретовки, поседел бы) Идея, в принципе, не лишена изящества. Вместо того, чтобы таскать по горам баклажку с пивом, берешь относительно лёгкий Джанд, лезешь на скалу, топишь снег, готовишь Тогбу и спокойно попиваешь, медитирую и наслаждаясь видом на окрестности))
Хотя, у них и самогон крепости ликёра имеется. Aila. Это на будущее ;)

один из индуистских храмов. В районе Пашпутинатха. Вход только индуистам, мы не рискнули...

Это мы шли домой от Бодринатха, мимо Пашпутинатха. По московским меркам это примерно как из Химок пешочком до Речного Вокзала. Здесь же был лес, холмы, разбитая дорогая с  нормальным траффиком.. То есть на фото - обычная така улица (есть на всез картах) непальской столицы.

И отдельное фотовосхищение работами столичных электриков. Непальские электрики - самые отважные и самые топологически подкованные специалисты в своей области!

PS
Если дней побольше, то настоятельно рекомендуется еще: район Патан внури Большого Катманду и храмовая гора Сваямбунатх, посвященная Хануману и всем его сородичам, коих тут в избытке. Если же дней от 7 и более - то в Гималаи! В конце концов ради этого все поездки в Непал и совершаются.