Пакистан / Альпинизм | Спортивный туризм

Юго-восточная стена К7 west, хроника приключения

16 июля - 2 августа 2010 г.
Первопрохождение на западную стену К7 west в горах Каракорума, ущелье Чаракуза. Первое место на чемпионате России по альпинизму в 2010 году. Категория трудности 6б, высота 6300м.

Наш маршрут Наш маршрут
Карта схема района Карта схема района
Я Я
Олег Олег
В Скарду
        Мы долго не могли определиться с районом поездки. Одно было ясно - это будет Пакистан. Но вот, наконец, все, дальше тянуть нельзя, наш выбор пал на ущелье Чаракуза. По нашим данным в этом районе есть много достойных объектов. Это семитысячники K6(Baltistan) (7282) и LinkSar(7041), K7(6934), К7 west (6848) В выборе нам очень помог Жирноклеев Андрей. Он нашел и переслал нам огромное количество информации по этому ущелью. В процессе сборов члены нашей экспедиции потихоньку отваливались и в итоге мы остались с Олегом вдвоем.
Подход в base camp

Наконец сборы закончены, мы выезжаем в Москву, где нас встречает Андрей, отдает нам наши паспорта с визами и везет в аэропорт. Там в результате хитрых манипуляций с грузом и ручной кладью умудряемся провести весь наш багаж весом около 110 кг бесплатно. И вот мы летим.
        Исламабад нас встречает жарой и духотой. Тут мы проводим день и выезжаем в Скарду. Дорога занимает два дня. В Скарду закупаем продукты и едем дальше уже на джипах. В Хуше оказываемся под вечер, ночуем и дальше идем пешком с портерами. Дорога до Базового лагеря занимает полтора дня. Дойдя до баз. лага встречаем там три иностранных группы - швейцарскую, испанскую и американскую. После установки базового лагеря идем осматривать окрестности и знакомимся с соседями. Горы вокруг поражают своей крутизной и величием.
Базовый лагерь
На следующий день идем в разведку, гулять по ущелью. Да, мы оказались правы, достойных объектов для первопроходов здесь хватает, причем на любой вкус. Мы останавливаем свой выбор трех объектах – Badal Wall находящийся в массиве К7 west в западной его части, Nafees Cap (отрог массива К7) и восточная стена массива К7 west.
Badal Wall и К7 west
Стена К7 west и Nafees Cap

Дальше был акклиматизационный выход на Sulu (6000) где мы детально изучили варианты прохождения Badal Wall.
Оклиматизационный выход на Sulu peak
После не долгих раздумий было принято решение идти на восточную стену массива К7 west с возможным выходом на вершину. Этот вариант нас привлек тем, что на этой стене не было ни одного прохождения и даже попыток. Изучив возможные варианты подъема, стало ясно, что стену в легком стиле не пройти и на вершину, скорее всего, подняться не удастся из-за очень длинного пилообразного гребня.
Стена K7 west

На смену уехавшим швейцарцам и испанцам приезжает двойка итальянцев – Даниель и Лоренцо. Как оказалось, что один из их вариантов восхождений мы уже заняли, но так как в районе много других объектов это не стало камнем преткновения в нашем общении.
        Недолго отдохнув, мы начали подносить вещи под нашу стену. Подход с грузом занимает около пяти часов. Выбранную нами нитку маршрута можно разделить на три основные части: нижнюю – монолитную стенку, доходящую до большой снежной полки пресекающей всю стену, среднюю состоящую из системы трещин подходящих под большой внутренний угол-камин, и собственно сам внутренний угол-камин с ледовой сосулькой внутри. Издали нижняя часть кажется монолитной и не преступной, но, подойдя ближе, мы находим косую трещину, идущую от самого низа до снежной полки.
Под стеной

Сделав три подхода с грузом, вешаем платформу и начинаем свое восхождение. Погода не очень радует и начало маршрута из-за снежной полки вверху, проходит под непрерывным водопадом, зато с водой проблем не будет. Пройдя три веревки, спускаемся в платформу.
По скалам бежит вода, трещина проходит через несколько карнизов и внутренних углов ИТО А1-А2 местами до А3. За день мы промокли насквозь. Завтра собираемся переезжать на конец третьей веревки, там наиболее сухое место, но наступившая ночь спутала все наши планы. Небо словно прорвало, дождь лил как из ведра. Так как мы не ожидали встретить на такой высоте проливной дождь, наша платформа не была готова к этому. Вода затекала со всех сторон - по стене, через тент, через молнии, но самое страшное это то, что она почти не вытекала через дно. Мы стали похожи на жертв кораблекрушения. Чтобы не тонуть в своем «Титанике» я прорезаю дно платформы, и вода начинает уходить. Но на этом наши мучения не кончаются, сверху с полки вместе с водой начали падать камни, и со свистом пролетать мимо нас, то и дело, отскакивая от тента. Один из таких камней пробил тент и попал мне прямо в левый локоть. Рука перестала работать и стала опухать, мы вжались в стену. В голове одна мысль – надо дожить до утра, до него осталось вроде не долго, но, взглянув на часы, я понял – ночь только началась, на часах было 11 часов вечера. Эта ночь мне показалась бесконечно длинной, но все-таки этот кошмар закончился.
        Утром мы спускаемся в базовый лагерь. Мой локоть требует отдыха и покоя, а палатка ремонта. Погода испортилась совсем дождь идет каждый день, рядом с лагерем сошел не большой сель.
Последствия селя
Мы играем в карты с итальянцами и американцами, по вечерам смотрим прогнозы погоды и сравниваем их, у кого хуже, иногда смотрим фильмы у итальянцев. Итальянцы с американцами ходят провешивать свои маршруты на Badal Wall, мы то же один раз с ними прогулялись. Прошла неделя, локоть стал заживать, погода никак не налаживалась, из новостей, доходящих до нас, мы узнали о катаклизмах в Пакистане, в общем, время стало поджимать.
        Утром 12.08 проснувшись, мы видим чистое небо, хотя прогноз на сегодня обещал сильнейший ливень, особенно следующей ночью. Все дальше тянуть нельзя, надо рисковать. Мы выдвигаемся, берем с собой тент от штурмовой палатки, подходим к стене и переезжаем на середину третьей веревки под небольшой карниз. Здесь хоть и сыро, но немного безопасней. Прогноз на ночь не оправдался - сильного дождя не было. На следующий день мы провешиваем все наши четыре веревки ИТО А1-А3, но переезжать сюда нельзя – следующее безопасное место только на снежной полке. С утра следующего дня мы собираем вещи, отрываемся и пролезаем еще две с половиной веревки, выходим на снежную полку и ставим там лагерь.
В платформе
Отсюда начинается вторая часть нашего маршрута. Снизу она казалась легче, погода никак не хочет налаживаться по системе трещин ИТО А1-А2 и иногда лазанье. За несколько дней мы доходим до камина. Весь этот участок приходится тащить снег с собой. При заготовке воды один раз чуть не угораем.
        Камин нас встретил холодом и сыростью. В такой обстановке палатка и одежда покрывалась ледовой коркой, а провешенные веревки превращались в толстую сосульку.
В камине
Первый идущий по перилам сначала разбивал ее молотком, потом уже двигал жумары, а второй вязал за собой узлы. На прохождение такой веревки у нас уходило не менее полутора часов. В камине было несколько пробок-карнизов. При прохождении одной из них Олег срывается – вылетел камалот и разбил ему лицо, а при падении он ударяется ногой и теряет пробойник. Осмотрев раны, мы понимаем, что ничего критичного не произошло и продолжать восхождение можно. Камин мы проходили на ИТО вперемешку с лазаньем и микстом. При обходе одной из пробок пришлось бить дырки под скайхук на протяжении около 5 метров. Это единственное место, где мы долбились. Через четыре дня после входа в камин, который был 7,5 веревок, мы проходим всю стену и поздно вечером выходим на широкий гребень-полку, подходящий под небольшой бастион с которого начинается гребень. Ставим платформу и ночуем.
Наклонная полка перед башней

Утро нас наградило хорошей погодой. Мы переехали одну веревку под бастион, так как спускаться мы собирались оттуда в другую на сторону в цирк, и осмотрели дальнейший путь на гребень. На следующий день, взяв только палатку, горелку и еду на три дня, мы двинулись дальше по системе крутых ледовых полок и речек вверх на гребень.
Микст перд гребнем
Пройдя около девяти веревок (точно не помню, считал Олег), уже под вечер я вылез на гребень, и, сделав станцию на двух ледовых инструментах, спустился вниз к Олегу. Там мы вырыли полку и повесили нашу палатку.
Ночевка перед выходом на гребень
Под вечер погода стала портится, и мы всю ночь отстукивовали зубами чечетку. Утро встретило нас мокрым снегом. Зажумарив на гребень и осмотревшись, мы поняли, что задача выполнена. Гребень, как мы и думали, был длинным и сложным, хотя я в тайне надеялся на то, что он будет проще, и мы взойдем на К7 west.
Я на верху
        Но чудес не бывает и мы, сделав фото на память, начали спуск к нашей платформе. Погода разладилась окончательно. Снег сыпал стеной, руки в рваных перчатках переставали чувствовать, ноги в мокрых трекингах, которые мне дал Андрей Варваркин, закоченели. На одном из дюльферов у Олега исчезает кошка. Поздно вечером оставив все веревки на траверсе, мы, наконец, добрались до платформы. Теперь осталось надеть палатку на платформу, поесть и лечь спать. К утру погода не улучшилась. Мы сняли оставленные веревки и решили отдохнуть перед дальнейшим спуском. При топке снега мы опять чуть не угорели. Олег даже начал терять сознание. Следующий день был не лучше. Снег, 18 дюльферов, окончательно замершие пальцы рук и ноги, и вот мы в цирке. Платформу вешаем в берге – здесь безопасней и удобней всего. На утро погода улучшилась, перестал валить снег. Пробежка по леднику и нас снова ждут дюльфера. Снаряга потихоньку кончается, кончаются крючья, улетает последний бур (шлямбура становится нечем бить), веревки превращаются в лохмотья. На 8 дюльфере на веревке рвется оплетка и при продергивании застревает в щели. Бросаем вниз оставшуюся веревку - ура, она дошла до земли и даже с небольшим запасом. Спустившись на ледник, отрезаем оставшийся хвост веревки (около 10 метров) связываемся и идем вниз.
        Спуск нас окончательно измотал, идем уже на зубах. Что бы попасть на ледник Чаракуза остается пройти очень неприятный спуск по льду с вмерзшими в него камнями. На верху этого спуска мы встречаем нашего гида Исаака со своим сыном. Наша радость не имеет границ. Отдав им часть груза, мы спускаемся в базовый лагерь, где уже ни кого не осталось кроме пришедших за нами портеров. От Исаака мы узнаем, что ни итальянцы, ни американцы не сходили своих маршрутов. На следующий день нас ждет стремительный спуск. За день мы спустились в Хуше и переехали в Скарду, а наследующий день мы уже летели в Исламабад, где встретили наших друзей из Швейцарии, которые застряли из-за наводнения в Пакистане. И мы, и они очень обрадовались нашей встрече. Вместе мы поседели на улице в пакистанской забегаловке, попили чай, поделились впечатлениями о поездке и обменялись адресами. Ребята очень веселые, жизнерадостные и приятные в общении. В отличие от нас они ходят в горы, чтобы получать удовольствие, мы же получаем удовольствие, когда возвращаемся вниз живыми.

И так сухие факты:
Высота, на которую мы поднялись около 6300-6350 м.
Перепад стенной части около 1100 м
Перепад всего маршрута около 1350 м
Подъем занял 12 дней без дня вынужденной обработки
Спуск в базовый лагерь 4 дня

В заключении хочется поблагодарить за оказанную поддержку и за веру в нас Федерацию Альпинизма и Скалолазания Санкт-Петербурга в лице ее президента Тимошенко Татьяны Ивановны и бывшего президента и наставника Капитанова Олега Викторовича, генерального директора ООО «Морион» Игоря Батурина, фирму производителя эксклюзивного альпинистского снаряжения «Krukonogi. com» и лично Андрея Варваркина, а также Андрея Жирноклеева который снабдил нас информацией по району, помог сделать визы, встречал в Москве и регулярно информировал об изменениях погоды.
        Всем вам огромное спасибо! Без вас эта экспедиция не состоялась!!!