Турция / Спортивный туризм | Велотуризм
 

Велозаскок по Каппадокии и Аладаглару

8 - 19 октября 2011 г.
Каппадокия 
8 кт (сб) прилёт в Стамбул

текст Алены (черный)

текст Олега (синий)




Стамбул. Аэропорт Ататюрк. Не очень ранним утром пыхтя и зевая (накануне ночью никому толком не удалось поспать), проходим пограничный контроль, доносим вещи до выхода и пытаемся сообразить что нам делать. Юра с Аленой отправляются тупить курить. Мое предложение доехать до отогара (автостанции) своим ходом энтузиазма ни у кого не вызывает. Неохота распаковывать велики только для того чтобы проехать 10 км. Собираемся искать такси, но для начала я иду посоветоваться с турком на стойке информации. “Take metro”, радостно говорит он. “ Что, вот с этим?”, я показываю на груду наших вещей. Он только кивает. Сказано - сделано. Обвесившись рюкзаками и велочехлами, плетемся ко входу в метро. К моему удивлению на нас никто не обращает внимания, и мы спокойно добираемся до отогара (благо пересадок не было).

“Главный вокзал Стамбула - это город в городе” гласила сделанная мною накануне наскоро распечатка с бэкпекерского сайта. На этом полезная информация заканчивалась. Впрочем из других источников было известно, что в нужном нам направлении ходят в числе других автобусы компании “METRO”. Оставив флегматичного Юру с вещами, мы с Аленой идем искать нужный нам автобус, а заодно и камеру хранения.

Офис “METRO” находим моментально, позже выяснилось, что их на вокзале как минимум 3, покупаем билеты за 45 лир. Продавец, молодой турок, говорящий на ядреной смеси английского с турецким, дико нам рад и говорит, что сам родом из Аксарая. Нам объясняют, что камера хранения находится в другом офисе “МЕТРО”, от которого и будет отходить автобус в 8 вечера. Что особенно приятно, камера оказалась бесплатной для клиентов компании. Мы сдаем вещи и едем на метро а потом трамвае в центр. Алена зависает у каждого второго ларька, поэтому я стараюсь идти быстро.


Нет реально иду по улице, солнышко, по летнему жарко (+20 или как-то так) и вижу  - тележка-павильончик, в которой разливают в стаканчики белое, с пузырьками. Ясное дело, начинаю канючить как ребёнок - “Коктееейль, ванильный, небось, холоооодный. Рубль всего стоооооит! Ну купите коктейльчика, хнык-хнык”.  Олег, насупившись на такую детскую нетерпеливость и тербовательность, выдаёт монету в 1 лиру и я припадаю к вожделенному стаканчику.  О-о-упс. Не коктейль ни разу! Скривилась поначалу. А через секунду докатилось послевкусие. Ух-ты! Чуть солоноватый, утоляющий жажду и вкуснющий кефир-не кефир. так вот ты какой, местный АЙРАН!  

Мы с Юриком, конечно спрашиваем у стамбульского аксакала Олега (был в Стамбуле до этого один раз) - “что успеем посмотреть? что самое-самое интересное/впечатляющее/стамбульское?”

Я вяло агитирую спутников осмотреть св. Софию или Цистерну Базилику, но за отсутствием времени и энтузиазма, решаем ограничиться прогулкой по набережной.

Выйдя на переполненную гуляющими туристами набережную, мы мигом оказываемся зазванными на борт прогулочного катера.




Катер набит туристами: и иностранцами, и турками, решившими покататься ( семьи с детьми, парочки,  перешёптывающиеся турчанки). Я ухитрилась ужиком протиснуться к самой капитанской рубке (просторная, но с одним единственным человеком внутри - старым капитаном за штурвалом). Если плавно перетечь в место, где быть нельзя вообще-то (залезла под ограждения практически), а потом затихнуть, то скорее всего тебя и не станут оттуда выкуривать :-) Так я и осталась сидеть на пятачке у окон капитанской рубки. Сидеть и бездумно почти смотреть, как мимо проплывает Босфорский пролив с портовыми сооружениями, дорогами, рощами, всякоразными домами ( тут и скучные дома-коробки, и роскошные особняки среди зелени). О, а как было прикольно проплыть под огромным мостом через пролив. Он казался такой игрушечной узкой лентой с машинками на фоне берега.

Босфор вызвал целый ассоциативный ряд. Что-то от первой эмигрантской белогвардейской волны. Что-то щемящее, какое-то предвосхищение , как в  "БЕГ"е Булгакова.  Но у нас-то ожидания были не тоскливые, а радостные - впереди знакомство с большой,  и мало кому из наших знакомых известной, частью Турции - Каппадокией. 

Кстати, про катер: в центральной его части  был весьма вместительный, но пустующий  бар. И мы,  чуть освоившись на борту, отправились пить первый турецкий чай.  Пьют тут чёрный чай (по турецки звучит - “чай” ;-) часто и  с удовольствием. Из прозрачных чашек-рюмок, рядом с которыми непременно на блюдечке 2 кусочка сахару. Так что всю вторую часть прогулки (сначала плыли вдоль одного берега, потом возвращались мимо другого)  мы пили чай. С многократными подходами к бармену, т.к. чашку-рюмку больше, чем на 3-4 глотка ну никак не растянуть было вначале.
Высадились там же на набережной. А вот теперь погулять бы. Город красив. Подсвечен. Немолчалив и жизнерадостен что-ли. Но! Начало смеркаться. Хватились: какие музеи, какие сувениры?!  Да ведь времени нет вовсе.  Вот-вот начнём опаздывать :-( А ещё перекусить бы не мешало. И... ох, ёёжик, денег-то нет, все лиры, обмененные в аэропорту ушли на автобилеты. “Тааак”, сказал  Олег, “быстро знакомимся с городом!”,  и пошёл. нет, не так. и ПОШЁЛ. В общем мальчики быстрым шагом, а я так и вовсе перебежками  - пересекаем целый клубок улиц старого центра Стамбула.

Запомнился парадокс:  Есть  хаотично изломанные улочки,  донЕльзя узкие (трамвайные рельсы+по 1,5 метра булыжной мостовой по сторонам).  На них: открытые двери множества магазинов и  магазинчиков, кафешек и ресторанов, тех же обменников, лотошников и киосков.  По ним  с разной скоростью  двигается масса 1) гуляющих туристов, 2)спешащего народа (вот типа нас), 3)трамваи, 4) большие двухэтажные тур.автобусы.  Внимание, вопрос - почему НИКТО не сталкивается, не ругается, не гудит и не звенит?!

Во-во. Это парадокс стамбульского центра!
Ну что, с центром города познакомились, деньги поменяли  в примерно десятом обменнике( ох и придирчив оказался Олег). Мчим  автовокзал. В запасе пол-часа, перекусим.

Аха! Как же!!!!  Ну  подходим мы к нашему месту у автостанции. Офис МЕТРО - вот. Кафешка, в которой уже чай утром пили  - вот.  Хотим по кебабу и по чаю. Пока Олег с Юрой заказывают, я пошла найти наш автобус. Хожу-хожу вдоль ряда отправляющихся автобусов, гхм. Нет ни одного с табличкой Аксарай. И камеры хранения не вижу, в которой наши велики  нас ждут. Что за дела?!

Показываю билет турку в костюме и с бейджем Метро: “Мераба”, киваю, улыбаюсь  и дальше на русском ( знакомые турецкие слова кончились) - “И где же этот автобус-то?” После внимательного изучения билета, совещания с другими служащими и потирания лба, его осеняет и турок начинает мне быстро и энергично что-то громко объяснять. Не на русском. И даже не на английском.

Опыт “крокодила” - незаменим!!!!! Я въезжааааю. Оказывается это НЕ тот офис Метро.  И НЕ ТО крыло автовокзала. И НЕ ТА кафешка.... как в анекдоте про “к чёрту подробности”. До старта автобуса 5 мин. А находится он воооооон там (сильно не рядом, в общем). Дальше всё пошло в традиционном режиме (теория относительности в действии, хехе. всё абс.благополучно): бегу...  ориентируемся....разделяемся...бежим... хватаем... тащим...упихиваем...усаживаемся...шуршим обёртками кебабов в салоне автобуса :-)

Итак ночной автобус в Аксарай (45 лир/чел). Нет, сначала вводная: сервис междугородных пасажироперевозок Турции соответствует сервису небольшого авиаперелёта. В автобусе - 2 бригады драйверов  плюс бортпроводница в униформе. Пассажир  может смотреть слайд-шоу видов страны, фильмы, ТВ-программы или  слушать музыку, надев наушники и выбирая опцию на экране в спинке впередистоящего кресла. Раз в пол-часа проводница обносит пассажиров подносиками с соком/водой/гор.шоколадом/чаем/кофе. И раз в час - булочками/печенками. Автобуc c интервалом 1,5-2 час встаёт на штатных стоянках (туалет, кафе, магазинчики).

Мальчики спят, я выхожу знакомится с окружающим миром (как минимум, в формате - купить/съесть что-нить и посетить "тувалет"). Мне начинает сильно нравится эта страна. Для приезжего она спокойно-доброжелательная в целом и очень живая и интересная в частностях.
9 окт (вс) Аксарай.

Утренний сбор велов прямо на асфальте автовокзала. Вокруг пока только служащие. Посматривают, но не подходят, не дёргают. Забиваем мусорный контейнер обрывками скотча и пластиковыми бутылками (упаковывали велы в Шереметьево на совесть!) и трогаемся. Нам надо купить еды и бензина и позавтракать прежде чем мы встанем на трек. Маркет нашёлся быстро. Какой-то оптовый магаз, но по 1 кг круп и по 1 упаковке рыбных (мясных-то оказывается в Турции не водится) консервов, чая, шоколадок, майонеза и пряностей мы затарили. На велосипеде вообще всё решается  вполне оперативно. Едем дальше по дороге. Вот булочная. Уже открыта. И в витрине - свежевыпеченные огромные булки-батоны (не знаю как назвать, нечто среднее). Дальше по дороге. Вертим головами. Вокруг 4-5 этажные блочные дома, как хрущёвки. А вот и кафе. Закрыто. Рано ещё. Маленький магазин. Ящики с яблоками прямо на тротуаре. о, открытая кебабная (надпись KEBAB мы уже легко узнаём;) Заказываем. Олег даже общается с хозяином по англ. Перекусываем. Кебабы готовят в метре от нас. Вкусно смотреть!  Вкусно есть! Ну и чай, непременно. А теперь можно ехать. Заливаем на заправке на выезде из города чуток бензина в 2 баклажки от 2-х горелок.  И начинаем двигаться по пустынной трассе в  сторону, указанную Олегом& GPS’ом. Едем к долине Ихлара  Асфальт. Умеренный набор.



Пьем чай в деревне. Ветер усиливается. Ехать тяжеловато. Чувствуется усталость. Ведь толком не спали уже две ночи. В какой-то момент останавливаемся чтобы часок подремать.



Едем до следующей деревни, где сворачиваем на второстепенную дорогу и дальше некоторое время хитро петляем, следуя указаниям GPS. В одной из деревень, где мы остановились чтобы пополнить запасы воды, подошел дед и вручил нам по персику. Потом девушки угостили нас яблоками. Справа от нас по пути возвышается хребет Мелендиз



Первый прокол в дороге — мой. Вечер — едем мимо древней деревни Ихлара, лежащей ближе всего к устью каньона  Ихлары. У магазина знакомимся с Биг Муратом (есть ещё Смолл Мурат) - смотрителем в Ихларе.  Рассказываем про “свой дом” в долине, приглашает в гости.
Смеркается. В долину не успеть, да и закрыто всё, по словам Мурата. Провожает он нас на мотоцикле на обзорную площадку НАД каньоном. Дует, блин. Все чистые и ровные места поблизости как-то “невставабельны”. Придумали встать на узкой полочке ПОД этой площадкой. Палатка, горелки (рис с рыбой, чай).
В гости пришли Мураты. Принесли лимоны в подарок (мы их искали, к текиле, да магаз был закрыт уже),  местные чипсы (вкусные кстати очень, не чета тем, что у нас продаются), пиво Эфес (оно потом не раз ещё нам встречалось, как-будто другого турки и не признают вовсе) и ДРОВА! Реально,  дощечки от ящиков, для костра. Разожгли. Посидели. Поговорили неспешно (как-как, да так, каждый на своём языке. в принципе всё ж понятно). Отдали должное свежесобранным грецким орехам, чаю с купленными в маркете батончиками (у нас их коробка целая). Про текилу мыслей уже не возникало, ибо кто их турок знает, поведёт ещё от крепкого алкоголя. НУ и разошлись. Смотрители “домой” в долинку, мы в палатку.



10 окт (пн) Ихлара

Ближе к утру зарядил дождь. Мы ленимся вылезать из палатки, готовим завтрак на горелке в тамбуре. Завтрак приготовлен и съеден, а мы все тупим. На очередной порыв ветра с дождем я глубокомысленно заявляю “крупный пошел..”  Это становится фразой похода. Наконец любопытство побеждает лень. Спускаемся в каньон по лестнице с велами и вещами под изумленные взгляды туристов.



А внизу - вот он - “дом” Муратов в камнях.Выглядит как жилище  леших снаружи. И  есть собака. Звать  Рома(как столица Италии).  Внутри есть электричество, тепло и чай с макаронами+суджуком. Оставляем после чая Муратам шоколадные батончики (ага, та коробка, из маркета в Аксарае!), они им так понравились.



Пристроив вещи у Муратов пытаемся на пустых велах пробраться вверх по долине, рассматривая выбитые в камнях церкви  и  жилища христианских отшельников. Иногда это просто неровные дырки, а иной раз и арочные входы-нишы. Захотелось почувствовать себя жильцом в таком “доме”. Побродить. Посидеть внутри. Повтыкать, в общем. Таскать велы вообще не хочется, да и не надо. Оставляем их, сцепив. И лезем по склону ущелья на своих 2-их. Комнаты-залы с полочками для утвари, с погребальными камерами в полу или в стенках, с безыскусными светло-зелеными  по серому фону  фресками на стенах и потолке.



В некоторые помещения ведут выбитые дыры прямо по стене снаружи. Мы, ясное дело, даже попробовали  по ним забраться. Получилось не очень :( Только потом мне объяснили, что это не сами по себе ступеньки, а отверстия, в которых деревянные балки-ступеньки крепились.



Такие же жилища-норы видны и на противоположной стене ущелья-долины. Не дойдя до конца, разворачиваемся (времени жаль), забираем велы, а потом и рюкзаки от Муратов (их нет, только Рома  улыбается мордой и радуется хвостом). И, сначала с трудом (иногда ведя велы "в поводу"), а потом всё быстрее(дорога всё ровнее и протоптаннее), вываливаемся в противоположный конец долины.



Тут уже и кафе с чипсами и чаем, и смотрители, говорящие по-английски. Мы не напрягались конечно, но как же чаю не попить! Опять же  на берегу стайка уток каких-то. надо запечатлеть ;-) А в центре речушки стоит остов панцирной кровати! Не запечатлеть, так хоть допрыгать по камням и полежать нога за ногу, глядя на дырявые скалы вокруг! Надо запомнить эту “уменьшенную копию американского Гранд Каньона”. Дальше через реку Мелендиз,  мимо ресторанчика, устроенного в виде  множества  причалов-беседок.  В каждой  диваны-подушки и чайные столики  а-ля чайхана.



Мимо деревни Селиме, вверх по дороге  и дальше...дальше... В сумерках встаём у домика при саде и в стиле "бабушка дай попить, а то так кушать хочется, что и переночевать негде", т.е. спросив поставить "кемп" в саду, оказываемся приглашенными в дом на чай/ужин, а позже и ночёвку в тепле. Вечер  был странный. Куча турок, в том числе некий господин при костюме, белой рубашке и галстуке, смотавшись на машине в ближайшую деревню, привезли ящик пива Эфес (де жа вю просто)  и хлеба. Из холодильника был извлечены масло и  сыр в банке (странный. как твёрдая паста - ложкой колупнёшь, а в ней кучка сырных опилок , неожиданно вкусных) .На свет с дороги забрели пара австралийцев Миша и Сара. Красивые ребята. И внешне. И внутренне. Миша - работает в Англии при хосписе для инвалидов или что-то в этом роде, а Сара  пишет для  какого-то журнала Лебедева (нашего олигарха).



Ужин перерос в пьянку (это с пива-то!),австралийцы свалили в Каймайклы, где их ждали друзья, я закатилась прямо в одежде  (ибо грех разоблачаться при мужчинах)  в спальник и даже ухитрилась вырубиться при свете и громком турецком разговоре. Но ночь была вполне спокойна в итоге.

11 окт (вт) Деринкую и Каймаклы

С нами остался ночевать милый и ура! неразговорчивый молоденький турок (вроде сторожа при этом саде). Этот миляга утром не только угостил нас яблоками, но и смотался на мотоцикле в деревню, чтобы привезти нам свежего хлеба.



А мы двинулись в Каймаклы, смотреть пещерный город “из сливок” (это пер.с турецкого), по совету Миши-автралийца. Выбирали между схожими на взгляд туриста достопримечательностями: Деринкую и Каймаклы (2 пещерных города, связаных  9-километровым туннелем, как потом выяснилось). Выбор-то был - правильный!



Пещерный город Каймаклы, в котором веками прятались и успешно оборонялись от мусульман христиане насчитывает аж 8 прорытых вниз этажей. Соединённых лестницами или сходами-пандусами. Стратегические переходы закрывались намертво каменными дверьми-жерновами. Запасов в хранилищах, говорят, хватало на пару месяцев осады. А сам Каймаклы вмещал до 15 тыс. человек!



В качестве мебели - каменные полки-лавки, углубления-хранилища воды и припасов и рядами выбитые полки-"ящики" то-ли для кухонной, то-ли для религиозной надобности. Нашли мы и свой "первопроход" в Каймаклы  - узкий (на карачках), глухой и длиннющий лаз, окончившийся тупиком. Но лезли с фонариками минут 15 и я даже вынесла из тупика трофей - оброненный кем-то недавно тюбик тонального крема Буржуа :-) Сувенир на память ;-)
Вечером ужинаем в местной забегаловке и направляемся в сторону Гёреме с мыслью заночевать где-то по пути. Уже по темноте съезжаем с мощной трассы на Невшехир на второстепенную дорогу возле деревни Чардак, быстро ее проскакиваем и встаем в поле невдалеке от деревни. Вернее на обочине дороги, в деревьях. С одной стороны - ябл. сады  и никого, с другой картофельное поле и никого. Утром всё изменилось: рядом бухтел трактор, гомонили турецкие селяне и селянки. Собирали  тот самый картофель. Кстати, как и всё виденное нами, делали они это  очень тщательно. Но нами если и заинтересовались, то очень неявно.

12 окт (ср) Учхисар и Гореме

Дальше едем  в сторону Голубиной Долины (потом стало понятно название, голубятен тут прорва), а конкретно - к скальному  городу  Учхисар. Само селение это вовсе не музей. Там живут. Нет, ну конечно в Цитадели (скала над селением)  - музей, но вот ниже - и жилые дома,  и кафе-рестораны, и магазинчики,  и гостиницы  -  активно встраиваются в пещерные жилища предков.



Позже узнали - под домами протянулся стометровый туннель, проложенный в туфе горы еще в древние времена. Запасной вход-выход, хехе!


Сама крепость - скала туфа, 60 метров, как обломок огромного зуба. Вокруг ней ещё "обломки" поменьше. И всё это испещрено дырами. Т.е. всё это - дома! Со своими входами, комнатами, лестницами, святилищами и хранилищами. И ну просто в каждое помещение хотелось заглянуть! А если это трудно или вообще ЗА заградительными шнурами, то ещё больше хотелось ;-) Ну мы и заглядывали! Тут-то я при одном стремноватом спуске и ушибла стопу, сорвавшись (хрупкий, блин, туф:( Ушиб вышел прикольный - нога распухла немного, ходить было больно, а вот на велике ехать - вполне себе ничего. Так что в целом это мешало нам несильно.


Зато пролезая, пробираясь, протискиваясь по Учхисару, мы с Олегом обнаружили вертикальный (ну почти) со ступеньками ход сквозь все этажи скалы (а их было не меньше 6-ти ). Фонариков не было, но ход просто тянул спуститься по нему. И тут нашёлся телефон в кармане. Модель тел с фонарём для подсветки! ди-да ди-да. И мы начали спуск!!!! Удобно и нестрашно - когда ноги на ступенях, а спина упирается в свод. распор-с! Вышли мы из этого музея донельзя довольные!



Длинный  день! И это была только его середина :-) В планах дальше — нац. Парк парк Гёреме (http://archive.travel.ru/turkey/cappadocia/goreme/). Едем. Парк  - тоже в долине. Нет, в долинище! И не удивляют уже кремовые пупыри-дома вокруг, в которых турки умудряются до сих пор устраивать и хранилища и даже жилые дома, а то и гостиницы, застекляя входы и достраивая рядом помещения!

 


Гёреме - это сначала сильно вниз по дороге. Мимо настоящего туристического центра с кафешками, ресторанами, отелями, домами, прокатами  велосипедов и квадроциклов  и даже турецкими банями. А потом... А потом сильно вверх! Наша цель  - кемпинг Кайа, который хвалил Лонели Пленет. Вверх-вверх, мимо конюшен, садов, луговины, где запускают десятки воздушных шаров каждый день - развитая туристич.инфраструктура, ёлы-палы! Вверх по мощёной (ох, совсем невозможно ехать) дороге. Короче, до кемпинга мы добрались-таки. Быстро заселились, успокоились, узнав, что тёплый туалет, душ, кухня и даше вроде как стиральные машины  в нашем распоряжении. Раскинули палатку, убрали под тент велорюкзаки и налегке съехали снова в долину. Ну как это - не погулять на сон грядущий.



виноград (uzum) сушат прямо на улицах

Погуляли в итоге по виноградникам (съели его сколько смогли), по яблоневым садам ( их тоже не проигнорировали :-) Кстати, яблоки в Турции очень вкусные. Сочные. Сладкие.  Впрочем, не исключено, что как про лошадь зелёную с одной стороны -  нам с яблоками по всей центральной Турции просто так волшебно везло. Заехали по давно уже не асфальтовым, а вовсе каменистым тропинкам в жепеня, т.е. в сады, разделённые настоящими тоннелями.



Стемнело. Как раз и всяческая дорога закончилась. Заключительным аккордом стал  второй прокол. И снова мой. Чинимся, возвращаемся. хехе тем самым мощёным путём (ну т.е. таща велосипед по нему). Ура благам (тёплый туалет, душ)! Кухней не воспользовались  - занята была (горелка в палатке рулит). Стир.машиной тоже - ночь, всё выключено и закрыто. Не беда. Стирка в тёплом туалете - это же так уютно :-)  и вот он - долгожданный сон в палатке!

13 окт (чт) Гореме - Ешилхисар




Утро в кемпинге - вид из него верно - классный. Правда дождливо. Но из долин всё-равно поднимаются десятки воздушных шаров! Завтрак на кухне - макароны с сосисками. Роскошно, т.к. магазинчик  в кемпинге нашёлся. Сбор и - алга. Цивилизованная, культпрограммная часть Каппадокии завершена и впереди автономка по горым перевалам!



От Угрюпа едем на юг по второстепенной дороге. Поселок Мустафапаша - последнее место, где можно встретить туристов. Дальше глухая провинция. Движение на шоссе почти вымирает. Дорога петляет по живописной долине заглядывая в 3 деревеньки. После деревни Шахинефенди, начинается крутой подъем на плато.



На длиннющем  подъёме я безнадёжно отстала от Олега и Юрика. Ой как досадно на себя, когда тебя по дороге обгоняют обычные пешеходы...Но о чудо! Сзади звук мотора. Поднимаю кулак  с большим пальцем и... и стоплю трактор с прицепом картошки и красавцем трактористом. Драйвер -  вот ей-ей  модельной внешности! Действительно турки - красивая нация. Закидывает этот улыба мой велик и меня в прицеп и заводится. Вау! Вцепившись намертво в трясущиеся борта, я обгоняю Олега, потом Юрика и проезжаю ещё км 7-8 автохалявы. Неспортивно?! Ага!  Совершенно неспортивно :-)))) На повороте куда-то в сторону тракторист меня ссаживает, сердечно прощается и трактор исчезает. Как ни странно ребята доезжают до меня буквально через 5 мин. Во спортсмены, то, а!!!



плато, высота 1600м

Пейзаж наверху разительно отличается. Перед нами пустынное плато с редкими низкорослыми деревцами. Вдали хорошо видны горы Эрджияс (Erciyes). Километров через 10 дорога шустро спускается в долину. Становится заметно уютнее. Подъемов сегодня больше не будет. Едем по красивой долине освещенной вечерним солнцем. Справа от нас сады. Кусты винограда кое-где опутывают придорожные деревья как плющ. В какой-то момент не выдерживаем и останавливаемся чтобы полакомиться.




В Ешилхисар приезжаем с последними лучами солнца, закупаемся продуктами на предстоящие 5 дней автонома и ужинаем в дорогом (по местным меркам, конечно) ресторане. Выезжаем из города по трассе на юг уже в ночи. Долго не получается найти подходящее место для ночевки. Вокруг трассы как-то неуютно, голые вспаханные поля, шум машин, движение довольно плотное. Наконец, километров через 15, вскоре после съезда на локальную дорогу находим место.
Ночуем в палатке, в каком-то брошенном недавно хозяйственном подворье. Спокойно. Автономка. Действия и их порядок ясны и привычны.



Аладаглар 
14 окт (пт) Предгорья

Утром  мы продолжаем путь-подъём к Аладаглару. Ещё прокол. В этот раз у Олега. Проезжая деревню, непременно в центре обнаруживаем чайную. И мы обязательно пьём чай. Прозрачные чашечки (почти рюмки) чёрного свежего чая с 2-мя кусочками сахара. Денег, между прочим,  с нас и не берут уже. Мы тут - экзотика. Собственно подъём рельефа очень плавный. Вокруг нас - сады. И сейчас - самый сбор яблок.  Море яблок! Яблочный рай. Это правда - так есть в природе, когда зелёного (листьев) и красного (яблок)  - на дереве ПОРОВНУ! Красные, светлые, пёстрые, оргомные, сладкие и хрусткие яблоки и, как сорняк иногда  на столбах - плети с гроздьями винограда :-)



Последняя деревня перед перевалом - Сулуджаова. Почти 2000 м по альтиметру. Нееет, чайные уже тут не водятся... так что набираем воды и под любопытными взглядами местных начинаем реальный подъём. Вроде где-то тут - ещё прокол у Олега.  Ночуем на 2000м. Прохладно. Почти холодно с заходом солнца.


15 окт (сб) Перевал 3150м

Сегодня нам надо взять 3 тысячный перевал. Едем. Асфальта уже давно нет в помине. Дорога то ровно-глиняная на луговинах, то щебёнчато-булыжная вверх. И вот тогда-то у меня уже не хватает мощности для велосипединга. Спешиваюсь и везу вел вверх руками. А вот Юрик с Олегом - как маленькие  бульдозеры - медленно, но верно одолевают подъём за подъёмом. И это при том, что мой велорюкзак - просто цыплячий по весу, по сравнению с их грузом (палатка, продукты, горелки, вода...в общем всё). А у Олега к тому времени уже пару дней как болит колено ("левое, когда еду и правое, когда иду",  и посмеивается ещё!).



Слева у дороги бренчат бубенчиками овцы и сидят 2 пастуха с осликом,  собакой и... Олегом (он был впереди). Машут "иди, мол, к нам". Я - как положено, улыбаюсь - "хаер, тешекюр эдерим, хаер" (нет, мол, спасибо). Машут. Подхожу на плохо гнущихся уже ногах. Падаю на предложенную кошму. Беру чай.Отщипываю от большой краюхи кусок. И, вдогонку - кусочек овечьева сыра. Улыбаюсь. И только тут догоняет ощущение - какая же всё-таки чудесная страна Турция. С бескорыстными, открытыми и трудолюбивыми людьми. Лепотаааа. А вот и Юрик. Чаёвничаем, пока не пробивает "поехали". Из взятых с собой "в подарок" предметов  - презентовали пастухам самый подходящий - турбозажигалку с компасом  на карабинчике от "экспедиция".



Дальше. Дальше. Горы. Ветер. Солнце и облака вперемешку. То прохладно, то пот в 3 ручья на подъёмах. Передышка и снова "в 3 ручья" :-) А вот и дежа вю - снова трактор. Правда навстречу. И без прицепа. И с 2-мя мужиками с ружьями. Охотники (в горах вообще много видели капсюлей от патронов охотничьих). Попытка - не пытка. Поднимаю руку (иду последней, тащу велик вверх по камням....жалко себя прямо, маленькую и обессиленную). Остановились. По-русски клянчу "дяденьки, а закиньте нас наверх, вон уже ноги не ходя-а-ат". И нате вам - один выходит с ружьём и начинает мой велик подвешивать сзади трактора. Рукой машет - рюкзаки, мол, в кабину давай. Мы помялись-помялись и  затолкали в трактор всё, кроме Юрика с  его пустым великом :-) Он вот хотел больше всех "позадираться" на перевалах.  В общем, трактор нас подкинул с Олегом почти до перевала, денег тракторист взять отказался наотрез. У меня под рукой была ручка с логотипом моей конторы - подарила, "из России с любовью".



А Юрик-то кабааан! Почти сразу и подъехал!  Поразминались, посчитали потери (вот блин жалко - оторвалось зеркало с руля. И ладно бы от падения...Так ведь - от халявной транспортировки и собственной невнимательности). А по высоте - до перевала ещё метров 200.  И вдоль дороги, как в "Сталкере" - погромыхивающие на ветру листья жести, железки, безлюдные белые бараки.... Перекусили и - на перевал.



Где там наши 3 150м?  Вот они! Ветер! Фотографируемся, называем этот no-name перевал - "перевалом неизвестного тракториста" (т.к. имя подвозившего нас доброго человека мы так и не выяснили).



А теперь -  быстро вниз, т.к.  смеркается :-) Нас ждал адреналиновый, фантастический по красоте (которую мы почти не видели по сумеркам-то) и скорости (которую мы как раз чуяли всем телом) сброс мимо шахт. Какие шахты мы толком не знали, мимо проносились одинокие тёмные трактора и кучи отработок. Иногда, когда руки уж совсем уставали давить на тормоза и замерзали, мы останавивались на серпантине.  Олег даже как-то на остановке всё-же не поленился и заглянул в одну шахту - “Длинная! До конца не дошёл, нашёл узкоколейку с вагонеткой и развернулся.”



Нас начало выносить в выполаживающиеся в камнях долинки и в одной из них мы остановились. Раз - сумерки, два - нагоняет тучи, три - уютное безветрие, как в земляной ложке. Неподалёку какие-то бараки, т.е. м.б. даже люди. Урочище Катырнарым, как просветил нас Олег.  Палатка. Не так уж и холодно ночью. Особенно, когда спишь в центре. И  когда в спальник заползаешь не в летнем термобелье, а в 3-х слоях одежды, что есть с собой ;-)

16 окт (вс) Вниз - Вверх

Утром уже привычно-деловито собрались и снова спуски-подъёмы.


На одном из них я отпускаю Аленку вперед чтобы сделать красивый кадр и тут же прокалываю колесо.


Но кадр стоил того.



Перепады, впрочем, локальные и уже не изматывающие (ага, тот что на фотке сверху метров 400). Но! Но тут мы начали сбиваться с трека. И не раз. Однажды поехав на развилке "ну более-менее туда", мы вывалились в чудесную наполовину луговую, наполовину засеянную и уже скошенную долину. Опять же, какой-то домик а-ля палатка, лошадь и больше никого рядом. И внезапно пропадающие в жнивье дороги.


Назвали мы её после "долиной закончившихся дорог".  Но это после. А пока - пришлось разворачиваться и пыхтеть вверх по такому чудному поначалу съезду в долинку :-) Вверх. Вверх. Ага, пропущенная развилка! А теперь вниз.


О! Я была уверена раньше, что по ТАКИМ спускам ходят исключительно ногами, медленно, аккуратно ведя вел руками.  Чтож, я ошибалась :-) Круто. В смысле и ошибалась круто и дорога крутая была! И, главное, дорога - это сильно сказано. Реально это были  полосы щебня перемежающиеся участками наваленных булыганов. Офигеть! Страшно! Честное слово,  просто страшно-о! Я только помню постоянные предупреждения Юрика сзади - "будь осторожна" и своё бормотание под нос “выстегни контакты. выстегни. левый. правый. и только теперь меееедленно вперёд". О'кей! Сумасшедший каменный спуск кончается. Нет, дорога вниз и дальше, но нас выносит в симпатичную долинку,  в центре которой цепочка цинковых лоханок, в которых, как в каскадных фонтанах, переливается вода. Ба, да это поилки для овец. Вокруг, по-прежнему никого, но вода - железный аргумент.  Называем долинку "овечьей" и ставим палатку у единственного дерева. Высота - 1820м.



17 окт (пн) Горки, дождь, грязь. Конец переклюку.

Утренний ранний подъём. Вроде как быстрый завтрак и ранний выезд. Тарам-пам-пам, малацы! Не тут-то было....ранний выезд, ха. Во всех косяках виноваты женщины. В общем, сначала я попросила подкачать  переднюю шину. Нормальную в целом, прошу заметить. Потом это долго не получалось. Как выяснилось  - мои особенные камеры с "велонипелем" особо непрочны в месте где этот самый нипель срощен с камерой. Ну или технологии накачки авто- и вело-нипелей отличаются. Ну а мы поначалу не шарили. В итоге через некоторое время  на руках  у нас были  2 трупа камер (вырванные с мясом) и одна камера, пока ещё живая. Последняя. Накачивали по-очереди. Практически не дыша. Получилось! Но выехали мы, гхм, как обычно между 9-ю и 10-ю


Весь день: вверх и вниз....вверх и ...вниз. За день снова сбивались с трека 2 раза. Возвращались. С потерей времени и сил. Один раз, после каменного "пешего" уже традиционно спуска вниз, когда стало ясно после радиальных разведок, что нам надо только назад по ЭТОМУ спуску, но вверх, Олег с Юрой поспорили о времени "выхода". Ставки отличались аж в 6 раз ("час" - Олег, "шесть часов" - Юрик). Поднимались этапами. Отдельно велик, отдельно велорюкзак. Вот тут у Олега открылось "второе дыхание" и он ухитрялся  подниматься с 2-мя предметами (то со своим великом+моим рюкзаком, то с +Юриным). Выиграть спор хотел, не иначе :-))))) Выиграл. Вышли  за ~ 1час 5-10 мин.


Начался дождь. Такой серьёзный уже. Усилился ветер.Дорога выполаживалась, но глина налипала на колёса и...да на всё она налипала. Так что я, падала духом перед мало-мальски поднимающейся  почти гладкой дорогой, соскакивала с велика и удручённо двигала его по глине перед собой. И...похоже мы опять сбились с трека. О! Шит! А наверху, впереди - какое-то подобие метеостанции. Но сначала мы решили, что раз явно сбились надо разворачиваться и возвращаться. Позже выяснилось что мы ехали правильно (в этом месте врала карта), нужная нам развилка была за “метеостанцией”.


Вооот! вот тут-то всё и случилось. Олег ехал первым. Вдруг остановился. Дождь. Ветер. Подъехали. Видим комья глины на веле у Олега и слышим - "конец заднему переклюку". Первое паническое - "пипец. пропади всё! ставим палатку, прячемся. сначала согреться, а потом уже подумаем как быть". Второе - более здравое - "потопали ногами к "метеостанции". Авось - есть люди. А то и транспорт. Потопали мы с Олегом. Юрик, самоотверженно присел на свои "велоштаны" и закурил, пряча огонёк от дождя. СтОик!
Мы в итоге достучались до дежурных на этой "метеостанции", были приглашены внутрь, обогреты и напоены чаем! Увидели сразу за станцией крутой серпантин вниз. Узнали, что в 7-ми км ниже "большая деревня".  Вернулось здравомыслие и созрел план - демонтировать нах переклюк, напрямую замкнуть цепь и всем троим съехать вниз (вниз-то - не вверх, вел Олега просто поедет) в упомянутую деревню. Так и сделали. Пока Юрик с Олегом размыкали-замыкали цепь, подъехал на тракторе пацан (второй метеоролог). Долго стоял неподвижно,  за процессом следил.  В итоге через полчасаа взгромоздились на велы и поехали.
Сбрасывались долго-долго по красивой, извилистой глиняной дороге в начавшихся соснах. Сначала глина была темная, потом светло зелёная. Скорость. Руки на тормозах. Уже не страшно. Деревня называлась на GPSе - G,amlica. Большая, гхм, это десяток дворов! Но улицы, вау, улица - мощеные булыжником ;-) За одним поворотиком углядели микроавтобус во дворе и поняли, выход - вот он. На нас стянулись поглазеть тут же и турки и турчанки с детьми. И пока Олег и Юрик  пытались объясниться с мужской частью, женская увлекла меня во двор. В итоге, я прониклась теорией относительности :-) Так как пришла в себя сидя на втором этаже турецкого дома, в тёплой кухне, переодетая в юбку и детские полосатые розовые носочки. Причём мои велолосины, гольфы и перчатки сохли над печкой, а сама я увлечённо пила чай и рассматривала выпекание лепёшек рядом. И ведь вела оживлённый разговор!! Т.е. я на русском, хозяйка со товарками на турецком. Отлично понимая друг друга при этом! Дальше - больше. Возник стол. На нём чай, выпеченные лепёшки, нарезанные помидоры, 2 вида сыра, йогурт в мисочке, маслины и оливки. Как-то народу мгновенно стало больше, а места наоборот. Это зашли все мужчины, стоявшие во дворе.  Ужин, так ужин! Никто ж не отказывается! Тут мы, как правильные гости, спозватываемся (сувенир же есть, как раз на такой случай) и дарим  хозяевам дома русскую матрёшку. О! Матрёшка  имела  успех! На неё сбежалась поглазеть, как показалось, вся вторая половина деревни :-)))
В целом выяснилось, что за 100 лир нас вывезут в ближайший городок (
Yahyali). Ну а в нём аж 2 гостиницы.  Поели, попрощались. Вещи и велики грязные до умопомрачения уже принайтованы к крыше микроавтобуса. Едем? И тут приходит русскоговорящий товарищ турок (“я - Харитон”, жил год в Москве). И тут, пока неспешно течёт беседа,  Олега пробивает на конгениальный план: попробовать договориться  о ночёвке прямо тут. Ведь всё удобнее и дешевле, чем в непонятную гостиницу  Ях'яллы ночью селиться, в ожидании утреннего автобуса в Кайсери.
Хараон (Харитон) появился неслучайно. Вначале, когда мы договаривались о машине, водитель позвонил ему и он помог нам объясниться по телефону. Позже он подъехал, чтобы поговорить с нами лично. Расхваливал местные красоты, приглашал приехать еще раз. Оставил свой телефон.
Разворачиваемся. В смысле вылезаем из маршрутки. Договариваемся. Снова возвращаемся в дом. У нас в итоге - целый вечер отдыха. Тихонько наблюдаем за жизнью дома. Вот старый  хозяин моет ноги при нас, ничуть этого не смущаясь. Вот пошёл совершать намаз в специальной комнате. Нас даже попытались туда тоже завести, видимо для общего ознакомления, но мы смутились и вежливо отнекались. Вот молодой хозяин (сын) сидит с нами, как привязанный, глазами ест. Вот Зелма (жена сына) что-то делает, не останавливаюсь ни на минуту, но улыбаясь и всё время что-то предлагая, заботясь. Устраивают нас по-царски - тепло, у каждого  - своя кровать. Вокруг люди, что-то говорящие на турецком и ломаном английском. Я на каком-то ментальном уровне, миновав языковой барьер, умудрилась с молодой хозяйкой, той самой Зелмой, организовать стирку-сушку нашего барахлишка (поди ж ты - стиральная машинка в доме нашлась), помывку нашей изгвазданой обуви и даже душ для себя. Попутно обсудив: особенности женского нижнего белья, наших фигур, детей,  семейного положения, потрескавшихся пяток Зелмы и старого хозяина. В общем  общение а-ля "Особенности национальной охоты":  "-да я финского-то даже не знаю. - да ладно, вы всю ночь с финном трепались за жизнь".



Сброска

18 окт (вт) — Всю ночь шёл дождь. Но утром мы - сухие, чистые и снова накормленные до отвала, усаживаемся в микроавтобус. Олег вспоминает о фотоаппарате и устраивает фотосессию всей семье. С записыванием адреса и обещанием фотки выслать этому гостиприимнейшему семейству.
Пока суть да дело - мы оказались в микроавтобусе не одни! Под "проезд иностранцы оплатили", маршрутка набилась турчанками в сиреневых платках и турками в костюмах. и вот мы мчим на север. Поначалу дорога - горный серпантин, извилистый и крутой. Без асфальта и ограничителей. Мимо электростанции. Небольшой, но, вроде, работающей. Вот и асфальт. Трасса. Городишко. У автостанции уже стоит нужный нам автобус в Кайсери. Пакуем грязные велики в велочехлы. Пока турки грузят нашу уже "недвижимость", мы не отказываемся от приглашения на чай в фотосалон. Хозяин  - курд. Не преминул об этом сказать со значением. Дальше - ловим отходняк в автобусе до Кайсери. Автостанция в Кайсери - большая, новая и современная,  похожа скорее на небольшой аэропорт, чем на автовокзал.  Аха, до автобуса в Стамбул - 40 минут. Отличччно! Ухитряемся прямо у зеркальной  стены автовокзала на горелке!!!  сварить чечевицу. Зря что ли мы ещё вчера утром её замочили (на ужин). И очень даже вкусно! Да ещё с нарезанной колбасой и чесноком. А то, что люди смотрят, что ж. Это их дело, не наше ;-)))) Автобус в Стамбул.
12 часов. Ночь на автовокзале Стамбула.

19 окт (ср) — Тыбыдымская ночная и +утренняя пробежка в поисках работающих инет-кафе. Быстрое даже не отмывание, а обтряхивание великов от засохшей грязи. Раннее метро в аэропорт ( как хорошо, что таскать груз совсем немного!). Перебивание с доплатой авиабилетов на ближайший рейс. Традиционная закупка крепких напитков и шоколада в дъюти фри. Самолёт. И вот и она "наша Родина, сынок". Шереметьево. Дома. Мы дома.


Комментарии
Спасибо за отчет) Никогда не устану говорить это) У меня все духа не хватает сесть и написать, порадовать людей. 
Отличный места для путешествий, но мне больше нравится отдых в Анапе http://www. 
marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=ba816e4e-30c8-4c57-b4e0-9008060923d0
invin13.12.11, 15:55
Перевал 3150м 
В прошлом году в это же время(7-го октября если не ошибаюсь) на перевале уже снег лежал, да ещё и почти сплошной туман - сильные впечатления остались от его прохождения.
А в-целом места там красивейшие и отчет интересный, молодцы!
О Маршруте
Опубликовал Олег Калашев