Это был первый опыт горного похода нашей семьи. Алексей - 34 года, Александра - 27 лет, Ваня - 6 лет. Было конечно и трудно, но мы остались под огромным впечатлением. Получилось так, что не мы покорили горы, а они нас. Мы обязательно еще приедем в эти места, но уже с восхождением на вершины.
Москва - Краснодар - Майкоп - Гузерипль - Каменомостский -плато Лаго-Наки - Гузерипльский перевал - Армянский перевал - приют Фишт - Белореченский перевал - Фишт оштеновский перевал - оз.Псенодах - Лаго-Наки - Каменомостский - Лазаревское - Москва
Поход в горы Кавказа двух родителей с 6 летним мальчиком.
В этом рассказе мы постараемся раскрыть всю прелесть и красоту пройденного и увиденного нами. И так,в путь!!!
Дорога к началу маршрута

Про наш поход мы сделали увлекательный фильм - http://www.youtube.com/watch?v=B-NWvdu89Uk

26.06.2015г.
22.30.- Я, Саша (супруга) и наш сын Ваня отправились в отпуск на поезде Москва-Анапа в плацкартном вагоне. (Цена билет – 2900 руб.)
В поезде Москва-Анапа
28.06.2015г.
05-50 прибыли в город Краснодар (температура воздуха 27 градусов). Созвонились  с таксистом по имени Паша, который и повез нас к КПП Лаго-Наки (2500руб).
_DSC9411
В ожидании машины
8.10 Дорога до КПП примерно 230 км. При подъезде к КПП пошел дождь и температура опустилась до 13 градусов. Приехали в 12.30
На КПП начали оформление пропусков на маршрут: КПП-инструкторская щель – приют Фишт – приют Водопадный – пос.Отдаленный – пос.Марьино – пос.Лазаревское. Оформили 3 пропуска получилось 2400 за 6 дней.  Начали переодеваться. Так как шел дождь. Познакомились с Георгием, он путешествовал один, приехал из Москвы, в хорошем треккинговом снаряжении. Собирался подняться на три горы Оштен, Пшехо-Су, Фишт.
Поход

Переодевались у КПП Лаго-Наки
Вышли на плато
Мы отправились на маршрут. Шли по плато, было тяжело, рюкзаки весили: Сашин примерно 32, мой примерно 42, Ванин примерно 7. Дорога плавно поднималась вверх отчего было тяжело идти.
Дорога плавно поднималась вверх
Ваня акклиматизировался (стонал, плакал). Мы шли примерно 4 часа, то под ливнем, потом под солнцем, потом опять под дождем.
Все мокрые и грязные, но шли и искали место ночевки. Я решил сократить путь и мы пошли по траве к инструкторской щели. Трава была с нас ростом. Наступал вечер, а мы никак не могли найти стоянку.  И тут открылся вид на лагерь примерно из  15 палаток.
Вдалике виднеется лагерь

Обрадовались и пошли к нему. Поляна располагалась между двух речек. Мы перешли через одну и встретили группу из 40 человек с инструктором. Они сразу начали предлагать нам еду и выпить, чтоб согреться. Отправили Ваню есть, а сами пошли организовывать ночлег. Поставили палатку, расстелились, приготовили ужин, поели  и потом пообщались с туристами. Около девяти отправились в палатку греться и спать.

Ужин в палатке

Ночью была очень сильная гроза с частыми молниями и раскатистым грохотом грома. Палатку, несмотря на все растяжки, трепало просто невероятно и, казалось сейчас вообще вырвет и унесет. Иногда ее потолок прогибало так, что он докасался до наших лиц. Но она мужественно выстояла и спасла нас от непогоды.

На следующий день решили остаться на стоянке, сушить вещи, ботинки, так как из них выливалась вода. Ночью температура воздуха достигла 4 градусов.

29.06.2015г.

Проснулись достаточно рано, на улице лил дождь. Начали готовить завтрак и кушать в палатке. Все вещи у нас были насквозь мокрые и ботинки тоже. В этот день мы остались стоять на приюте (рубленный). На этой же поляне стояли еще 40 человек. У некоторых палаток сломались дуги, у некоторый протек потолок и внутри  было море.

До обеда было пасмурно и дождь, после вышло солнышко, все вылезли из палаток и начали сушить свои вещи, развесили их на палки, веревки от палатки, камушках.

Сушим вещи
Гуляем по снежнику

Увидели ребят, идущих с плато Лаго-Наки в количестве 7 человек с гитарой. Оказалось, это ребята из Москвы и Подмосковья в возрасте 27-28 лет. Они остановились на отдых, попить чая и поиграть на гитаре. Все их окружили и стали слушать песни, а затем и петь все вместе.

Через несколько песен запел парень и все удивились его голосу. Оказалось, он бас-баритон и учился в Италии, Германии, а сейчас учится в консерватории во Франции.

Так мы просидели около 1,5 часов, а затем они начали собираться дальше в путь – собирались взойти на Оштен, Пшеха-Су, Фишт. В дальнейшем, мы немного пожалели, что не пошли с ними. Было бы веселее. Хотя и так, мы безумно довольны тем, как дальше развивался наш поход.

Рядом с лагерем был снежник и Ванька пошел кататься на попе с него в шлепках. Сначала очень расстроился, что тапки слетели и пришлось босиком бежать по снегу, но потом прокатился.

Босиком по снежнику

В этот день мы готовились к завтрашнему пути. Собрали вещи с вечера и решили идти несмотря на погоду. А группа из 40 человек с инструктором решили сходить в радиалку и потом уже выходить из заповедника.

30.06.2015г.

Проснувшись в 6.00, начали собираться и без завтрака отправились в путь. Маршрут на день был от инструкторской щели дойти до приюта Фишт, примерно 17-18 км, огибая Оштен слева. Предстояло 2 перевала: Гузерипльский и Армянский. Погода была замечательная, светило солнце, не было ветра, шлось легко.

Ванечка уже привык и даже ни разу за день не застонал, а даже наоборот, шел с интересом, все разглядывал и проявлял мужество просто во всем. Как только обогнули гору Оштен, начались открываться красивые виды через каждые 10м. На этом отрезке растет очень много цветов, много желтых лилий.

Талое озеро от снежника

Мы фотографировались, любовались видами и торопились дойти до приюта к вечеру.

Переходили много снежников, Ваня учился правильно ставить ноги и палки.

Переход снежника
В июне со снежной горки. Вместо санок - пенка )))

На подходе к Гузерипльскому перевалу увидели вертолет, который доставлял строительные материалы для строительства Лунной поляны.

Камнепад

Дошли до перевала, там установлен памятник защитникам отечества. Встретили группу, стоявшую с нами на Рубленном.

Гузерипльский перевал

Пошли дальше и по дороге услышали голоса, хотя никого рядом не видели, оказалось это семья с двумя детьми восходили на г.Оштен.

В далике виднеется гора Фишт
Заросли иногда были выше нашего роста
Те самые Лилии

Дошли до перевала Армянский с которого было хорошо видно приют Фишт. Нам показалось, что идти осталось совсем чуть-чуть, но не тут, то было.

Мы на Армянском перевале. Вдали внизу (очень мелко) еле виден приют "Фишт". А за ним возвышается великан г.Фишт

Нас ожидал крутой спуск вниз и прохождение через буковый лес. При заходе в него нам очень понравилось там, тихо, сухо, красиво. Но спускаясь вниз дорога стала мокрой, грязной. И затем превратилась в сплошное грязное месево. Мы убрали камеру и фотоаппарат в рюкзаки и начали преодолевать лес. Ваня уже хотел заплакать, но увидел, как мама плюхнулась рюкзаком в грязь, сдержался. Я, держась за дерево слонявшееся над глубокой и жидкой грязью, решил обогнуть его, но повис на нем над лужей с грязью. Учитывая тяжесть рюкзака, выбраться было трудновато. В общем интересных эмоций было много. Нам понравилось. В итоге все удачно преодолели трудности и вышли к мостику через р.Белая. По очереди прошли по подвесному мосту и прибыли к месту ночевки уже в 16.00.

Мостик через р.Белая

На приюте Фишт стояли домики егерей и много палаток. Мы прошли контроль билетов – там нам сказали, что не стоит идти дальним путем, так как реки сильно разлились и там 12 бродов с ребенком тяжело. Поэтому начали думать свой дальнейший маршрут.

_DSC9867
Приют "Фишт"

Далее, установили палатку, достали сушить вещи и начали отдыхать. День был очень насыщенный, очень красивые пейзажи, но в то же время достаточно сложный. Палатка стояла между двух гор Фишт и Оштен.

Вид из палатки на г.Оштен
Походный быт
Водные процедуры

Познакомились с группой примерно 12 человек из г. Сургут. Просидели с ними весь вечер, послушали их рассказы про путешествия. Они всем коллективом уже 10 лет ездят в разные места с палатками: в Азию, на Камчатку, Байкал, Урал и т.д.

Отбой.

Ночь в горах

31.06.2015

В этот день решили постоять на приюте и отдохнуть. Светило яркое теплое солнце. Мы выспались, умылись в горной речке, позавтракали и решили сходить на малый фиштинский ледник налегке. А еще нам сказали, что на перевал все бегают звонить и мы подумали, что тоже сбегаем после ледника.

Камень с мемориальными и памятными табличками.

Дорога началась от камня, на котором висели таблички в память о трагически погибших, и уходила в лес. Мы шли по ней, дорожка проходила прямо по краю обрыва высотой около 200м.

Дошли до ледника, там очень сильный ветер, пришлось одеться и мы с Ваней решили подняться на верх снежника. В связке они дошли до щели между скалой и снежником, Ваня даже по веревке опустился на 2-3метра вниз и увидел  щель – огромной глубины.  Потом он на попе скатился со снежника, весело хохоча. Оттуда открывается очень красивый вид на горы, что даже не хотелось уходить.

Подъем!
Крутой подъем

Но мы выдвинулись к перевалу Белореченский, дошли до пещеры в скале и на снегу увидели горного козла. Затем в луже следы медведицы и медвежат. Путь оказался не близким и достаточно тяжелым. Мы прошли несколько холмов с памятниками защитникам отечества. Увидели огромные заросли родадендрон.

_DSC0066
Увидели горных косуль (не знаем точного правильного названия)

И наконец-то дошли до перевала. Начали звонить родным и отдыхать наверху. Перекусили, повалялись и отправились в обратный путь бегом. Добежали практически за час вниз.

На Белореченском перевале
_DSC0148
Звоним родне
Изучаем маршрут

Когда подходили к своей палатке заметили парня на месте группы из 12 человек. Разговорились оказалось, что его зовут Паша. Он местный инструктор, ему  двадцать лет и привел группу для восхождения на Фишт. В процессе общения он рассказал, что ждет группу из 7 человек с гитарой и мы поняли, что это те ребята, с которыми познакомились на Рубленном. Еще он рассказал, что Георгий, который с нами регистрировался, сорвался с г.Оштен. Повредил колено и стопу.  Ребята его оттащили в домик пастухов,  а Паша сбегал на гору, позвонил и вызвал МЧС.

Мы тоже хотели дождаться группу ребят с гитарой, но в 21.00 решили ложиться спать. А к 21.30 они пришли, мы немного поболтали, обменялись телефонами и договорились встретиться в Лазаревском.

01.07.2015

С утра, выспавшись, мы начали собираться в путь на Фишт-оштеновский перевал, далее к горе Блям.

Перед выходом. За спиной гора Оштен

08.30 вышли из лагеря и отправились. Первые метры пути дались сложно, видимо сказалась пробежка на Белореченский перевал.

Мостик через р.Белая

Сначала мы перешли реку по мостику, но немного пройдя, впереди мы снова увидели реку Белую, перехода через неё особо не было, только камушки и бурлящий поток воды. Я помог Саше с Ваней через нее перебраться, но было уже очень тяжело. Впереди увидели, что  вся дорога идет вверх, беспрерывно. Час ходьбы был со слезами и постоянными остановками. Ручьи с водой были только с противоположной стороны, мы ее слышали и видели, но попить не могли.

Очередной подъем преодолен!!!
Далеко внизу остался приют "Фишт"
Увидели снова парнокопытных

Уже наверху перевала повстречали двух копытных животных, не знаем названия, но забавные. Встретили егеря с лошадьми, которые везли чьи-то вещи, и он нам сказал, что если к вечеру доберемся, то будет здорово.  Поднимаясь к перевалу, становилось холоднее и воздух свежее, стало больше снега и плохая видимость. На этой высоте уже не туман, а облака.  Мы перешли через перевал и оказались в месте, где было видно только снег и камни и ничего больше, ни гор, ни тропинки, ни травы. Нас накрывало облако. Мы остановились и замерли. Вокруг абсолютная тишина, холодный свежий воздух, и никого вокруг. С одной стороны, как в каком-то царстве – здорово, с другой как-то жутковато. Ванечка немного напугался даже.

Но облако немного развеялось и мы увидели метку и направились к ней, и так потихоньку вышли на тропу к озеру Псенодах. Вокруг туман и облака, не было видно ориентиров – гор. Мы шли около часа и оказались на развилке дорог направо и налево. Из-за тумана мы пошли направо и вышли к озеру.  Очень по крутому снежнику спустились к нему. Озеро в виде полумесяца, спокойное и очень чистое, в нем отражались горы. Там встретили велосипедистов. И начали готовить обед. Отдохнув и подкрепившись отправились дальше.

Озеро Псенодах

Путь шел по траве через холмики, шли по дороге как нам объясняли, но видимо где-то сбились. И дальше трава становилась все выше и начинался легкий дождик. Так мы шли около 3-4 часов, проходя мимо заметили одну палатку, там горел костер и люди что-то делали. Но мы пошли дальше, искать место ночевки. Спустились с холма и перешли речку в 3 местах, оказались на поляне с местом под костер и палатку.

Бывший приют "Цице"

Приняли решение здесь ночевать, а рано утром выбираться. Как оказалось, позже – это бывший приют Цице. Мы с Иваном начали обустраивать ночлег, а Саша пошла осмотреться, в одну сторону был брод по колено, в другую трава выше её роста. В итоге ноги были насквозь мокрые как и штаны. Я готовил чай, а Саша с Ваней были в палатке. За 15 минут, проведенных на улице, мошки поели Мне руки и лицо. (заживало недели 3 потом)

Мы поужинали и легли спать рано в 20.30. В эту ночь было удивительно тепло.

02.07.2015

Ночью спалось неспокойно, так как не знали куда идти утром, еще около палатки ночью кто-то ходил, нюхал.

Утром проснувшись рано, около 6 часов, быстро собрались, не завтракая и отправились в сторону той палатки, что заприметили еще с вечера. Там горел костер и было несколько человек. Мы надеялись, что они подскажут нам дорогу до плато Лаго-Наки.

Дошли по верхней тропе, через мокрую траву, до этой палатки. Покричали, но это там бессмысленно. Поэтому, Я принял решение спуститься к ним и спросить, а Ваня с мамой остались ждать его на тропе. Пробравшись через непролазную траву, он познакомился с ребятами и они как раз собирались идти обратно, так как их планы нарушил спустившийся туман и восхождение на г. Оштен было невозможно.

Спустившись вниз, мы с Ваней тоже познакомились с этой семьей из Саши старшего, его сына Санька, брата Саши и друга Димы. Они накормили нас супом, напоили чаем, и стали собираться. В этот прекрасный момент Сашины ботинки не выдержали такого счастья, и подошва отклеилась. Я, обмотал ее скотчем, до конца похода она шла в таких ботинках.

(Трекинговые ботинки Kampus. Первый поход).

И тут мы отправились в путь. От их палатки надо было подняться по траве до тропы. Это были не легкие метры пути. Сашин рюкзак уже перевешивал, так как фотоаппарат, камеру и все мокрые вещи пришлось убрать к ней, вес значительно увеличился. Ребята нас опять выручили и забрали часть вещей себе по рюкзакам.

На протяжении всего пути мы фотографировались, запускали ракеты, рассказывали стихи, останавливались на привалы и наконец-то дошли до Рубленного. Там устроили себе обед. Посидели, отдохнули, поболтали, но тут начинался дождь и приняли решение отправиться к выходу. До этого момента мы прошли около 10 км пути. Гор было не видно, так как туман опускался все ниже.

По Лаго-Наки предстояло около 15 км пути. Сначала мы шли по туману так, что на расстоянии 10м человек уже скрывался из виду. Затем начался дождь, сначала слабый, затем сильнее и сильнее. Все уже были мокрые до нитки и капало с носа. Но настроение это не испортило, мы разговаривали и смеялись, наслаждались компанией и природой. Начало и конец нашего похода были ознаменованы одной погодой.

Расстояние по плато мы прошли очень быстро, правда Ванька уже выбивался из сил, и мы решили забрать у него рюкзак, который несли уже по очереди. Так дело пошло быстрее.  И уже к 3 часам дня мы дошли до столиков около выхода из заповедника и переоделись в сухую одежду, какое это было счастье. Наши новые знакомые любезно предложили нам подвезти нас до ближайшего населенного пункта, но это уже совсем другая история…