Эльбрус – высочайшая вершина Европы и России. Каждый год Эльбрус как магнит притягивает к себе толпы паломников из разных стран. Восхождение на Эльбрус было моей мечтой уже давно, а с некоторого времени эта мечта переросла в цель…

Над облаками…

Адыл-Су, Эльбрус (13.07.12 – 21.07.12)

Немного о самой вершине (из общедоступного).

Эльбрус представляет собой двуглавый конус потухшего стратовулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, восточная — 5621 м. Они разделены седловиной — 5200 м. По оценкам ученых последнее извержение Эльбруса было в 50 году нашей эры.

Среди гор Азии Эльбрус - самая высокая вулканическая вершина, следующая за нею гора Демавенд уступает Эльбрусу по высоте на 38 метров. К стати Демавенд находится в горной системе Эльбурс (название весьма созвучно с Эльбрусом) в Иране.

Общая площадь ледников Эльбруса 134,5 км2; наиболее известные из них: Большой и Малый Азау, Терскол.

Впервые восточная вершина Эльбруса покорена в 1829 году проводником русской экспедиции кабардинцем Хашировым, западная, наиболее высокая вершина покорена в 1874 году английскими альпинистами во главе с Ф. Грове и проводником-балкарцем А. Соттаевым.

Помимо всего прочего Эльбрус – это популярный горнолыжный курорт с развитой инфраструктурой, в основном сосредоточенной на южных склонах, где расположена маятниковая и кресельная канатная дорога. Высота подъема канатной дороги — 3750 метров, на 50 метров выше расположен приют «Бочки». В настоящее время это основное место старта поднимающихся на Эльбрус. На высоте 4130 м расположена самая высокогорная гостиница «Приют одиннадцати», сгоревшая в конце XX века, на основании котельной которой в данное время отстроено новое здание, тоже активно используемое альпинистами. Установлен ряд жилых 12-ти местных вагончиков, кухня. На высоте 4600-4700 м расположены скалы Пастухова. Выше скал Пастухова зимой расположено ледовое поле. С высоты 5000 начинается так называемая косая полка — тропа с плавным набором высоты. Стандартный маршрут на Западную и Восточную вершины проходит через седловину.

Другие названия Эльбруса:

• Минги тау (Минги-тау) — вечная гора (карачаево-балкарское).
  • Ошхамахо — гора счастья (кабардинское).
  • Ельбурус — направляющий ветра (ногайское).
  • Асхар-тау — снежная гора асов (кумыкское).
  • Джин-падишах — царь горных духов (тюркское).
  • Альбар (Альборс) — высокий; высокая гора (иранское).
  • Ялбуз — грива снега (турецкое).
  • Къусхьэмаху (Кусхамаф) — гора, приносящая счастья (адыгейское).
  • Урюшглюмос — гора дня.
  • Шат, Шат-гора — старорусское название (от карач.-балк. шат, чат — выступ, ложбина, то есть «гора с ложбиной»)

Вместо предисловия.

Наше путешествие начинается не со склонов Эльбруса, а с долины реки Адыл-Су. Сверкающие снежные вершины, величественно возвышающиеся над альпийскими лугами, большое количество великолепных мест для скальных и ледовых занятий, фантастически прекрасные пейзажи - великолепное место для акклиматизации перед восхождением на Эльбрус.

У слияния рек Адыл-Су и Шхельда располагается альпинистская база "Шхельда". Она находится на высоте 2000 м в 127 км от г. Нальчика. Шхельду в своё время прозвали "Колыбелью альпспорта". И это не с проста: это был один из ведущих альпинистских и инструкторских центров на территории бывшего СССР. И сегодня наш путь лежит именно сюда.

Путешествие наше проходило под покровительством ставропольского отделения российского союза спасателей. Команда наша не велика – пять человек: Александр Иванович (лучший инструктор ущелья), Женя (водитель и завхоз по снаряжению), Вова, Вадим и я (завхоз по продуктам).  Полны решимостью все и Вадим, получивший травму ноги незадолго до отъезда, в том числе.

Пятница 13-ое. День первый.

Сборы и загрузка снаряжения и пожитков. Выезд из Ставрополя в 5:30. Впереди путь в 330 километров. В Верхнем Баксане заезжаем к пограничникам, что бы получить наши пропуска. В обед мы уже в знаменитом альплагере Шхельда разбиваем палатки возле ПСО. После обеда выходим на первые скальные занятия и заодно на 200 метров относительно лагеря набираем высоту. От места скальных занятий открывается замечательный вид на северную стену массива Шхельды – той самой грозной, непокорной и манящей. Вот так потихоньку началась акклиматизация.

Шхельда

14 июля. День второй.

И снова скальные занятия. Сегодня продвигаемся немного дальше к «скалам спасателей». Погода просто шикарная. На подходе к скалам собираем травы и грибы. Со скал открывается прекраснейшая панорама ущелья реки Адыл-Су.

Долина р. Адыл-Су. Вид со скалодрома Cкалы спасателей

Место для скальных занятий великолепное, скалы чистые, нигде ничего не сыпет. И все замечательно, да видно где-то расслабились. Пролезая первую веревку Жене необходимо было сделать станцию для страховки и принять Вову. Но станция оказалась ненадежной, произошел срыв. Я и Вадим шли во второй связке, параллельно. Все мигом ринулись на помощь.

- Жека! Ты жив?

-Даа.. нога болит.. дышать тяжело..

Начали потихоньку спускать его вниз. Вова побежал вперед сломя голову в альплагерь за помощью. Спустили Жеку - Вова уже ждет нас внизу с машиной (нашлись добрые люди), и сразу же в Тырнауз в больницу. Врач сказал, что надорваны связки на правой ноге и имеет место быть ушиб ребер, кости целы (это главное!). Слава богу, все обошлось!

Тем не менее, дальнейшее продолжение нашего путешествия уже было под большим вопросом. Вечером за грибным супом устроили разбор полетов. Все зависело от решения Александра Ивановича и, не смотря на все обстоятельства, оно оказалось положительным.

15 июля. День третий.

Собираем утром лагерь и перемещаемся в приют Джан-Туган. Женя с машиной здесь останется на три дня, а мы выдвинемся дальше в приют Зелёный отель. Но все это позже, а пока ставим палатку для Жени и уходим на ледовые занятия на ледник Кашкаташ.

Адыл-Су. Ледник Кашкаташ

Ледовые занятия

…и вот что-то как-то мы замешкались с выходом на занятия, со сборами и всем прочим. Поздно пришли с занятий обратно в приют Джан-Туган, поздно вышли на Зеленый отель. В общем, на половине дороги к Зеленому начало смеркаться и как-то очень быстро смеркаться. Включили фонарики, начали отработку ночного ориентирования.

Из диалогов:

Александр Иванович: - Тропа здесь! У тебя фонарик, смотри внимательнее! Видишь тропу?

Я: - Вижу траву! Тропы нет…

Александр Иванович: - Тропа здесь! Будь внимательнее!

Я: - Только трава!

Вымотались все, но боевой дух не потеряли и к полуночи все таки подошли к приюту, поставили палатки, сообразили по чайку и на боковую…

Адыл-Су. По дороге к приюту Зеленый отель

16 июля. День четвертый.

Утром выходим на первое восхождение – г. Трапеция (3740м, в некоторых источниках именуется как Чот-Чат Южный).

Вершина Трапеция разделяет ледник Джанкуат на северную его ветвь - под гребнями вершины Виа-тау. Между вершиной Трапеции и вершиной Гумачи находится известный перевал Гумачи, через который лежит путь из ущелья Адыл-Су в Адыр-Су.

Адыл-Су. Вершина Джантуган и ледник Джанкуат

Вадим ввиду своей травмы делает с нами только подход к маршруту. Наверх идем втроем. Решаем закрепить вчерашние ледовые занятия и пройти небольшой ледовый участок в начале маршрута, который в принципе обычно обходиться, тем самым немного усложняя сам маршрут. По мере приближения к вершине все сильнее и сильнее начинает ощущаться активная акклиматизация организма, и особенно болезненно почему-то это ощущал только я. Все движения делаются с трудом, легкое головокружение, тяжесть дыхания – типичные ощущения горной болезни. Держу себя в руках, иду дальше.

Адыл-Су. Вид с северного склона г. Трапеция на долину р. Адыл-Су

На протяжении всего маршрута только лед и снег, и лишь ближе к самой вершине проступают скалы. Стоит отметить, что сыпет с них порядком и надо быть внимательным и осторожным. А выходить к разрушенному скальному гребню вправо крайне не желательно, как наглядный пример тому несчастный случай – гибель четырех человек 29 июля 1991г.

..и вот после обеда вершина достигнута. Делаем пару фотографий и начинаем спуск, времени в обрез.

Адыл-Су. Вид с вершины г. Трапеция.

Трапеция. На вершине
Александр Иванович

Спускаемся через перевал Гумачи Северный «в лоб» пересекая бергшрунд. Спуск оказался более протяженным, чем мы рассчитывали. И пару дюльферами здесь не обошлось, пришлось повозиться подольше. После бергшрунда идем уже спокойно без страховки, обходим ледопад справа и возвращаемся к началу маршрута, где вновь встречаемся с изрядно заскучавшим Вадимом. Быстро перекусываем и рвем ноги обратно в лагерь – нет никакого желания вновь искать тропу с фонариками.

17 июля. День пятый.

Утром лагерь оккупируют туры. Стоит сказать, весьма наглые туры – без малого в палатку за нашей тушенкой не полезли.

Тур
Покидая Зеленый отель

Собираем лагерь. Прощай Зеленый отель - нас ждет обратный путь в приют Джан-Туган.

Вернувшись в Джан-Туган, вновь встречаем Жеку, изрядно заскучавшего за время нашего отсутствия. Его травмированная нога, я бы даже не сказал, что посинела, она почернела. Но Жека и не подает виду. Помогаем ему собрать палатку, перекусываем, собираем пожитки и переезжаем на ПСО в Терскол. Обязанности водителя взял на себя Вадим. В общем-то, полу разгрузочный день получился. Уже на ПСО в очередной раз перебираем вещи и продукты, откладываем все необходимое для восхождения на Эльбрус.

18 июля. День шестой.

Сборы. Выезжаем с ПСО на поляну Азау. Наша задача подняться  на 4200м к базовому лагерю на Эльбрусском ПСО. В МЧСовской машине с нами едут еще несколько человек, собирающихся взойти на Эльбрус. Среди них оказывается одна полячка, которая идет сама по себе без группы, без инструктора и тп. Естественно такие люди всегда привлекают к себе внимание. Она плохо говорит на русском, но свободно объясняется на английском. Женя, как самый англоговорящий, сразу нашел с ней общий язык. Оказалось, что Милка («Миука»), так она представилась, буквально недавно побывала на Памире и вообще очень любит подобные самостоятельные путешествия…

Наша команда перед восхождением

От поляны на канатной дороге поднимаемся до станции Гарабаши (чуть выше находиться знаменитый приют «Бочки», 3800м). Александр Иванович с Женей и частью снаряжения едут дальше до ПСО на ратраке. Мы же с Вадимом и Вовой идем своим ходом. Вадим идет налегке. По дороге встречаем Милку. По бледному лицу и дрожащим рукам девочки видно, что акклиматизация у нее слабенькая и идется ей очень тяжко. Но силы воли ей, похоже, не занимать и на завтра она планирует сделать восхождение («сходить на гору», как говорят местные спасатели). Мы пытаемся объяснить, что так делать не стоит, но упрямая Милка не желает нас понимать.

Эльбрус. Канатная дорога
Жека с Милкой на 3800 на фоне Эльбруса
Эльбрус. Приют Бочки

После полудня мы уже обживаем модную командирскую палатку на ПСО на 4200. Палатка рассчитана человек на десять, и для нашей команды из пяти человек из нее получился комфортабельный высокогорный отель с кухней. Милка поставила свою палатку по соседству с ПСО, обратив на себя тем самым внимание всей смены спасателей дежурящих на южном склоне Эльбруса. Не так уж часто увидишь одинокую девушку, гуляющую по горам.

Мы же, подкрепившись и отдохнув после подъема, выходим на «прогулку» - набираем еще метров 200 относительно ПСО для закрепления акклиматизации. Сегодня и на все оставшееся время нашего  пребывания на Эльбрусе по известным причинам Женя остается за коменданта лагеря. Он довольно болезненно привыкает к высоте, так как пропустил восхождение в Адыл-Су.

Уже вечером перед сном, после всех наших прогулок, Александр Иванович сказал, что бы все особо не расслаблялись и были на чеку, так как ночью по прогнозам будет ветрено.  Мы улыбнулись, посмеялись, но фонарики положили поближе.

19 июля. День седьмой.

01:30. Ночь выдалась беспокойная. Сказать, что было ветрено – просто ничего не сказать. Мы стали чувствовать, что наш высокогорный мини отель начинает взлетать (в прямом смысле этого слова). Все подскочили как по тревоге. Речи о том, что бы попытаться укрепить палатку даже и не шло. Шквальный ветер гнул стальные дуги пополам. Надо было любым способом удержаться вместе с палаткой на небольшой площадке, за которой обрыв и многокилометровая гладь ледника. Выход был только один – сложить палатку, частично привалить ее камнями и в этой куче дожидаться утра. Но это легко сказать – «сложить», а вот сделать это в условиях пребывания в «аэродинамической трубе» не так уж и просто. В общем, после сорокаминутной борьбы с парусом палатки и ветром мы таки улеглись спать. К утру ветер утих.

Из диалогов:

Жека: - Александр Иванович, поругайтесь на камеру.

Александр Иванович: - Аааааа..отличное утро, ребята! В общем, учения прошли успешно – палатка не выдержала ветер, а ребята хорошо отдохнули! И это главное!

Собираем вещи (благо почти все уцелело) и переезжаем на новую квартиру, а точнее в вагончик без окон, но с дверью. Тем временем, пока мы боролись с житейскими трудностями, Милка ушла на гору. Мы же поступили более благоразумно и после переезда и разбора завалов вышли на акклиматизацию на скалы Пастухова. Попали в облака.. Причем получилось это как-то быстро и неожиданно – только что было ясно и солнечно, и вот уже все в белой пелене облаков. Очень необычное ощущение. Но таков Эльбрус – погода может кардинально измениться в считанные минуты.

Эльбрус. Вид на Главный Кавказский хребет
Эльбрус. Главный Кавказский хребет в облаках

После выхода на скалы Пастухова проводим небольшие скальные занятия на «камнях» близ ПСО.

Милка же вернулась под вечер. Вернулась сама, но на ногах еле стояла. Лицо белее снега, всю трусит от холода. На ПСО началась суета. Оперативно нашли доктора, хотя диагноз был очевиден – горная болезнь на фоне общего переохлаждения. Доктор сказал, что легкие застужены и сделал инъекцию дексометазона. Пациента срочно требовалось спустить вниз, дабы не начался отек легких. Специально для нее вызвали ратрак и включили канатку. Благодаря оперативным действиям спасателей все обошлось. Но девушка взбудоражила всех не на шутку.

20 июля. День восьмой.

02:00. Александр Иванович нас будит – «все уже вышли на гору, а вы все спите!». А у него сегодня, кстати говоря, день рождения. По этому случаю мы подняли (тайком, конечно же) три бутылочки дагестанского коньяка и вручили его Александру Ивановичу в торжественной обстановке нашего пятизвездочного вагончика.

Поздравления поздравлениями, а нам на гору идти. В три с копейками выдвигаемся в путь. Начинают сказываться вчерашние приключения с палаткой – спать хочется смертельно. До рассвета было прямо таки холодно. Двигаемся медленно. Первые лучи солнца стали появляться у скал Пастухова, даря нам свое тепло и вселяя жизненную силу в наши тела.

Поднимаемся еще на 100 – 200 метров и… перед нами, словно из книги безумного писателя фантаста, открывается немыслимая  картина рассвета. С востока на главный кавказский хребет наступает море облаков, полностью поглотившее поляну Азау и долину реки Баксан. Далеко на запад, кажущаяся невероятным оптическим обманом, простирается могущественная синева тени Эльбруса. Величественные вершины Кавказа во главе с Донгузаруном лежат перед нами как на ладони, переливаясь в золотисто-алом свете. Небо на горизонте подобно слоеному пирогу – каждый слой атмосферы по-своему преломляет свет рождающегося из облаков солнца. Я смотрю вдаль усталыми глазами и не верю в реальность предстающей предо мной картины!

Эльбрус. Рассвет. Вид на ГКХ с южного склона

Насмотревшись вдоволь на рассвет, продолжаем путь. Ближе к одиннадцати выходим на седловину (5200 м). Сразу начинают ощущаться все прелести высоты и процесса акклиматизации. Начинает кружиться голова, появляются незначительные нарушения координации движений и тяжесть дыхания, чувствуется тошнота, на еду даже смотреть не хочется. Ощущение такое же, как выпил залпом бутылку крепленого вина. Сорок минут отдыха и организм привыкает. Погода прекрасная – солнечно, ветра почти нет (конечно же, утрирую, на такой высоте ветер есть всегда).

В 12:30 мы на западной вершине Эльбруса. Чувство восторга побеждает усталость. От сюда весь Кавказ кажется таким маленьким, словно макет на выставке архитектуры. Несколько фотографий для истории и начинаем спуск вниз.

Эльбрус. Вид с западной вершины (5642 м над уровнем моря)

Наша команда на западной вершине Эльбруса

Вернулись на ПСО уже после четырех. В общей сложности наше путешествие на гору и обратно заняло около 13 часов. Стоит сказать, что пока мы гуляли Женя на ратраке МЧС и далее на канатке спустился вниз и уже ждал нас ПСО в Терсколе. Мы же ввиду позднего возвращения в базовый лагерь (он же пятизвездочный вагончик Эльбрусского ПСО) решили провести еще одну ночь на высоте.

21 июля. День девятый, заключительный.

Рано утром собираем вещи и пешочком прогуливаемся вниз к «бочкам» и далее известным путем спускаемся к поляне Азау. Там встречаемся с Женей. Нога его понемногу начала возвращаться в работоспособное состояние и с машиной Женя уже управляется вполне самостоятельно. Возвращаемся на ПСО в Терскол, обедаем, приводим себя в более или менее человеческий вид.

..345 километров дороги домой ожидают нас впереди, и впечатления от сбывшегося путешествия навсегда впишутся в тетрадь нашей памяти.