Поход выходного дня по заповедному сосновому бору за земляникой, безлюдьем, свежим воздухом, купаньем и др. прелестями
Иваньковское - п. Восьма - Сосновый бор - п. Восьма - Иваньковское

Подготовка

Земляника...земляника...земляника...в этом году должна быть ранняя!» – эта идея  овладела мной с первых чисел июня, когда на даче под Минском на солнечной опушке соснового леса мы с малышом  обнаружили несколько крошечных полусухих ягодок. С этой идеей уже на праздники 12 июня я  фанатично  обшарила все откосы возле мостов на  Псковшине,  на реке Исса – безрезультатно, а также забежала на известную по предыдущему походу полянку возле монумента близ деревни Барсаново (одна ягодка). По возвращении в Москву на  звонки знакомым в разные стороны  получили одинаковые ответы: «земляника? на грядке есть, в лесу не знаем».

Обсудили идею Земляника с товарищами-скитальцами. Андрей Раш подумав, авторитетно сказал: «В Тульской области нужно искать», а Миша Ватермайк на приглашение туда нагрянуть на выходные скептически повел носом: «ну насчет природы в Тульской области.... да еще ходить по жаре... Приезжайте на Клязьму – мы будем там стоять стационарно в районе Покрова».

Но Игорь  смотрел-смотрел на карту и вдруг показывает мне зеленый мазочек  среди пустошей и населенки – это Иваньковский сосновый бор, заповедный оказывается.  Освежиться в жару тоже можно – в реке Восьма.

Сосновый бор представляет собой остатки древних хвойных лесов, которые росли в бассейне р. Оки. Расположен на левом, довольно крутом склоне долины р. Восьмы, прорезанном глубокими оврагами. По одному из них течет ручей. ***

А на Гугле все выглядит и вовсе заманчиво – густой лес,  какие-то причудливые   извилины–складки видны -  горки-пригорки, а на сайте и разнотравье  уникальное перечислено:

ветреница лесная, герань кроваво-красная, мордовник шароголовый, василек шершавый и др. Флора памятник природы довольно богата и насчитывает 259 видов высших растений, 7 из них занесены в Красную книгу Тульской области: куманика Rubus nessensis, купальница европейская Trollius europaeus, можжевельник обыкновенный Juniperus communis, одноцветка крупноцветковая Moneses uniflora - единственное место нахождения на территории области, плаун годичный Lycopodium annotinum, тонконог сизый Koeleria Qlauca, цмин песчаный Helichrysum amnarium. Травяной покров отличается значительной мозаичнойстью,  сочетанием бореальных элементов (зимолюбка зонтичная, несколько видов грушанок, плаун годичный, брусника) и лесостепных (живучка женевская, осока горная, герань кроваво-красная, дремлик широколистный и др.).

Основной тип растительности - сосновый лес с примесью березы, осины и широколиственных пород - липы, клена остролистного и, реже, дуба. Подлесок представлен лещиной, куманикой, бересклетом бородавчатым, жимолостью лесной, можжевельником обыкновенным, крушиной ломкой.  Ландшафт очень своеобразен: изрезанный рельеф поверхности создает красивое сочетание хвойного леса, остепненных крутых склонов р. Восьмы и живописных опушек.

И совсем она не «восьмая», как мы было подумали, а в переводе с литовского (?) «восьма» созвучна слову «каменная»: Гидроним балтийского происхождения («каменная»), ср. лит. ašmuoлатыш. asmens «лезвие, камень»[3] . Неужели и сюда добирались иноземные завоеватели – балты-прибалты?  Оказывается, не завоеватели – а жили здесь балты до славян. А вот среди братьев-славян здесь в смутные времена битва была кровопролитная – вот такие места интересные.

В июне 1607 года между царскими войсками Василия Шуйского и повстанческой армией Ивана Болотникова произошло сражение. В битве на Восьме были уничтожены порядка 20 тысяч воинов – лучшие силы повстанческой армии, в плен попало согласно данным Разрядного приказа 1700 человек. (http://rusplt.ru/wins/bitva-reke-vosme-29729.html)

________________________

*** Примечание. Забегая вперед, отмечу, что ручьев в Восьму в районе заповедного бора из оврагов впадает не менее трех – видели, знаем, исходили от истоков до устья два, а третий пересекли на дороге. Весной наверно ручьев еще больше.

День первый

Наш поход выходного дня (плюс пятница)  случился как раз  на  самые короткие ночи (22-24 июня). Мы выехали из Москвы в Каширу  с Павелецкого вокзала РЕКСом (приятно!)  в 9-05 и потом без потери времени, лишь с маленькой кофе-паузой на платформе загрузились в автобус до Иваньково в 11-05.

Иваньково примечательно мясным киоском, в котором после некоторых раздумий-совещаний с продавщицей (жара?)  мы закупили  корейку по размеру нашего котелка. Ну конечно, нужно завернуть в крапиву, да и рюкзак работает как холодильник.  К этому добавился творог, свежий хлеб, соленая газировка  и спиртное из-подполы на мой крик: «не дайте погибнуть», так как вообще-то его продают по приказу губернатора в будний день с 14 часов, а  в выходной – с 12.

А между тем жара разгорается, и мы бредем вниз, к реке - сначала по прекрасной тенистой липовой аллее, а уж потом по пеклу между  пустошами от Иваньково до Восьмы, с вожделением вглядываясь в  густую зеленую стену  впереди, сулящую прохладу.

Сразу за мостом мы  попадаем в обещанное разнотравье –  замечаем  не виданные нами прежде синие (не голубые, не фиолетовые – синие!)  цветы нескольких видов, гигантские  коробочки с семенами примул и вдыхаем нежный запах от белых зонтиков  и других медоносов.

Река Восьма здесь и в этом бездождевом году мелка, по щиколотку, дно каменистое, но камешки не блестят, а покрыты жирной тиной – черноземье!  Впрочем, по всей реке, как мы потом наблюдали, перекатики каждые 50 метров сменяются заводинками-омуточками.  А в них видимо сидят жирные щуки – судя по дохлой громадине на берегу.

Освежив в реке ноги-локти-колени-затылок-макушку, мы бредем вдоль реки по дороге, постепенно набирая высоту. Дикая клубника только начинается и ей нужен бы основательный полив дождиком. Вскоре,  как раз к обеденному  времени, мы  набредаем на  столик  с мангалом у опушки – и скатерка чистенькая в пакетике привешена.  Земляники нет – видимо год такой, то ли ветром цветочки посрывало, то ли пересохло все напрочь, хотя заморозков в период цветения не было точно.

После обеда мы направляется поперек бора по лесной дороге, которая забирает круто вверх.  Потом по профилю на карте нашего маршрута мы просчитали наши  подъемы –спуски по 100 метров - раза три-четыре, а в длину  накрутили не менее 20 км.

Вскоре дорога вывела нас на ровную площадку, засаженную сосенками и березками. Трава высокая, земляники нету. Площадку-посадки  мы стали огибать, забирая на запад по тенечку, по растрескавшейся земле на противопожарной канаве, надеясь выйти на следующую лесную дорогу, но потом пошли напрямую через лес на юг и обнаружили  шикарный  трехпалый овраг с притоком Восьмы – названный нами Карстовый овраг в Иваньковском сосновом бору.  К сожалению, снимок не передает масштаба – это настоящий каньон, ландшафт напоминает Крым в миниатюре.  А лес в целом приятный для гуляний, если придерживаться верхних полочек с соснами и не спускаться к лиственным зарослям вдоль ручейков.

Вдоль, по левому берегу этого притока, преодолевая несколько боковых овражков-ручейков, мы спустились в долину реки Восьма,  примерно на 1 км выше по течению от места нашего обеда.  Пересекли по дороге   этот обследованный нами с верховьев ручей – можно пить и сырую воду, и в 50 метрах от него нашли роскошное место стоянки на опушке бора, на ровной полочке.  Здесь нашли 2 ягодки земляники.

Купальню организовал Игорь, протоптав через крапиву тропу по правому берегу ручья – вполне уютная купальня, заход с переката в омуточек по грудь: можно и поплавать.

Заслуженный потом (но без крови и даже без мозолей) ужин удался на славу – в творог мы запустили чеснок, соль-перец, орешки-семечки перекусочные, кориандр, огурец. Все сервировано на импровизированном столике – доска. подобранная на дороге, обернута газеткой Метро. А надпись-то, заголовок (уже потом на фото рассмотрели)  – как специально подбирали: «Развал СССР не повод для радости». Вот такая политинформация между глоточками-тостами получилась...

Свинина отварена в небольшом количестве воды. Никаких добавок, только соль - вкус свежайшего мяса ничем не омрачен! В котелке обнаружились разовые упаковочки хрена и горчицы – это заначка с прошлого похода/ подарочек от Ольги. К чаю добавилась свежесорванная у реки мята.  Да, поесть мы любим  и непременно - с подножным кормом!

Тент на палатку решили не ставить – хотя МЧС исправно стращает ливнями-ветрами.  Над палаткой – дубочек с нежными листьями и сосны. «Дубочак зялененьки, Иванка малоденьки...ой лю-лю-ли-и, ой лю-ой-люли-и, Иванка малоденьки».  Чистое небо,  круглая луна, птицы поют.  Вдруг прилетела пичужка и звонко навела порядок: что это вы тут разгомонились, безобразники, ну-ка тишина!  И действительно, все затихло – часа на два, а на рассвете началось сызнова.  На самом деле темнота в эту ночь так и не наступила, пришлось прикрывать глаза черной тряпкой. Обещанные по описаниям совы не беспокоили своим уханьем, зато "пилили-трещали" с пролетарской силой пронырливые коростели.

День второй - земляничный

Подъем намечаем пораньше,  не позже 6 – чтобы ходить по холодку, а днем завалиться в палатку и перекемарить зной. Такие вот были  благие намерения...

Утром действительно после завтрака выдвинулись уже в 8 часов по случившейся рядом (100 м от ручья) лесной дороге опять вверх, на север - поперек бора.  Дорога явно обитаема, тропка проторена – а, кабель проложен недавно: новенькие столбики и таблички предупреждающие выставлены.  По дороге выходим  на верхнюю каменистую пустошь с редкими молодыми сосенками – выходы известняка здесь даже на гугле просматриваются. На краю леса стоит обкопанный столик со скамейками (осторожно, окрашено), ямой для костра, а также установлен щит с телефонами противопожарной лесной службы.

Делаем пару шагов по краю и вот она, долгожданная – земляника, земляника, земляника.... Наелись до оскомины, вооружились пакетиками, насобирали с передышками 1,5 литра. Жара разгорается, 11 часов. Переносим рюкзаки на опушку  с березой и можжевельником. Здесь бы и посидеть денек, пособирать землянику в охотку, с перерывами-перекусами. Но нет, поступила команда - вперед, ко второму  ручью, обозначенному на карте. Дескать погуляем, а к вечеру вернемся за земляникой.

Сначала бредем по заросшей лесной дороге, проложенной через угадывающиеся  по буйству крапивы верховые  болотца-мокрости. Она нас выводит на какое-то охотничье  пристанище – беседка с основательно забетонированным  полом, из которого красиво пробился лопух. Ох, как приятны такие нерукотворные малые «архитектурно-дизайнерские формы». Здесь лежит бутылка с водой  - сравнительно свежая.  Поблизости беседки  нашли два подберезовика.  Это по-нашему -  прочесать лес вдоль и поперек, чтобы уж ни одного гриба никому больше не досталось!

Вот в этой части леса гуляние не такое приятное -  какие-то сплошные лиственные заросли, ручья в глубоком овраге не видно. Мы с трудом продираемся и выходим в долину Восьмы – к обширным лугам с отдельными фруктовыми деревцами-дичками.   Вдали, метров через 400 угадывается  по зарослям  ольшаника искомый ручей-приток Восьмы. А мы направляемся прямо по лугу (и кто велел топтать покос?)  к излучине с противоположным крутым берегом.  Замечаем звериные тропки-лежбища, небольшие  -  косули, кабаны? На  берегу видны следы небольшого лося и лисы.  Не верите? – видели мы потом от нее хвост в кустах – все что осталось.

Заросший крапивой берег легко  обживаем, обтаптываем  – становится уютно. Костер в такую жару ни к чему, пьем бульон и холодный чай с шоколадкой.  Купаемся досыта. Луг  в этой излучине особенно роскошный, видны какие-то  валы, угадывается среди них понижение-дорога к реке.  Но сейчас все совершенно нетронутое: неезжено-нехожено.  Поперек основной дороги вдоль реки, перед ручьем лежит огромная  береза.   После нее на запад дорога уже немного разъезжена.

Игорь корректирует план – смотри, там за лесом (край сосонового бора) дорога идет на север, мы по ней поднимемся до нашей земляничной поляны и там до вечера ее пособираем и вернемся к нашей предыдущей стоянке. Все рядом.  Уж больно красивые виды открываются с этой дороги вдоль окраины бора – поэтому несмотря на самый зной мы таки идем по ней. По солнцепеку.  Хорошо, что захватили воду с собой для обливов из ручья. На этом склоне тоже есть земляника и клубника, но помельче.

К сожалению, GPS  не висит на груди, а спрятан в рюкзак – поэтому мы рванули и когда опомнились, оказалось, что забрали на север в два раза дальше, чем наша земляничная поляна. И тут уж начались конкретные бруллики. Получив команду – «идем курсом солнце в спину», я  не понимаю и негодую, почему же опять оно мне в левое ухо жарит.... Стоп, доставай-ка GPS, друг милый. О, точно!  Не туда. Солнце в спину – тень впереди – договорились?  Опять направо забираешь!

Зато из-под рюкзака, поднятого с земли после остановки, вдруг вынырнули лисички,  а потом мы спустились в овраг – к бревну-переправе, а  там обнаружились опята (сначала летние, затем осенние почему-то).   Потом мы еще покружили, перешли этот же ручей назад. И хотя GPS уже в руках, но не все так просто -  пересекаем одно поле-пустошь, второе. Между ними высажена кем-то когда-то березовая аллея – шириной как раз на коне поскакать, на какой-то наносной земле-гряде высажена.  Аллея упирается в овраг. Моя версия – так граница помещичьих владений обозначена. Игорь склоняется к отметкам  каких - то охотничьих угодий.    Надо запросить историю этих мест у туляков, что здесь было-то. Поля для земледелия и сенокоса кажется непригодны - песок, камень. Вторая точно такая же аллея обнаруживается на краю соседнего поля. На карте видно, что эти аллеи выходят на дорогу Иваньково-Восьма (Восемский)-Есуковский.  В углу поля-пустоши видим за высоким забором дома  – о, эта крыша красная была видна с «нашей»  земляничной плантации ... слава богу, дошли: силы уже на исходе.   Можно допить последний глоток чая, вылить остатки воды на голову – до стоянки около получаса. Но собирать землянику уже не хочется, не можется – так и осталась она высыхать на солнце, увы.

Так мы покидаем земляничные места, забросив в рот по горсти ягод, и идем уже знакомой дорогой мимо пожарного щита (в 17-10), поперек соснового бора, вниз, на юг  - счастье какое, обжитая  нами стоянка, купальня. Сбрасываем рюкзаки, обувь, одежду. О!!!

А на ужин мы лакомились грибным узваром: опять же, без затей, приправ - просто соль. Грибы поедут в Москву для маринования, так как есть нужно в первую очередь мясо, чтобы не пропало. В чай для разнообразия кроме мяты попал первый распустившйся стебель иван-чая. Палатку мы развернули и вместо «север-юг» расположили поровнее, «запад-восток»,  накрыли тентом. Но дождя так и не случилось – тем более ливня/ грозы, обещанных МЧС.   Только немного нахмурилось и ночь была потемнее.

День третий

Поутру обратная дорога к автобусу на 12-20 была смягчена тучками – мы шли вниз вдоль Восьмы, а потом поднялись в гору к Иваньково. Продегустированное мясо («ну как же вы без моего мяса в Москву поедете – сейчас я вам отберу») + творог закупили с собой, домой.

Итог – за три  дня никого не встретили, не видели, не слышали; нагулялись, накупались, надышались. Эх вы, товарищи-скитальцы – не соблазнились с нами вместе бродить, соучаствовать. Вот поэтому и расписываю здесь все вкусности, «чтоб назло девчонкам».

До свидания, земляничные места – до следующего года. А если он выдастся дождливым (то бишь землянично-урожайным), то приедем с ведрами и уж никаких брулликов – только есть (но со сгущенкой оказывается не очень – лучше просто  с сахарком) и собирать-собирать-собирать.