Вторая Курильская экспедиция или вперед к Матуа!

               Курилы. Архипелаг островов, расположенных на самом Дальнем Востоке нашей страны, что мы о них знаем, что мы, выпускники  благополучных восьмидесятых  знали  о Дальнем Востоке изучая историю с географий,    что знают нынешние школьники, зубрящие нелепые тесты, готовясь к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам.
            Кто-то, шпаргаля, на семинаре,  изображая из себя  продвинутого пользователя  с планшетником,  ради получения вожделенного зачета и преференций от  преподавателя, скачает что-то о Курилах из всемирной паутины, добавит несколько ссылок на ряд глянцевых изданий,  не забыв при этом «научный» труд экс-мэра, большого специалиста во всех отраслях народного хозяйства, истории, культуры, науки…
              Мы же, как и в прошлом году, пошли другим путем, и,  пытаясь восполнить пробелы в  истории Великой войны тысячелетия, прошли где пешком, где на квадроциклах, где на пароходах самый север Северных Курил, острова Шумшу и Парамушир,    и так получилось, что наши экспедиции, так или иначе оказались связаны с круглыми датами, в 2010 году  с 65 летием Курильской десантной операцией, нынешней         экспедиции с 70 летием начала  Великой Отечественной войны.
              Жаркий августовский день. Слава Богу, Москва не горит, как в  десятом  году, мы мчимся, действительно мчимся, стрелка на спидометре показывает 120 в Шарик по полупустому МКАДу и Ленинградке, мне даже удивительно, обычно в это время кольцо стоит от Щелчка до Новой Риги, про Ленинградку вообще лучше не говорить, но  нам везет, через каких-то 40 минут мы уже прошли регистрацию и по случайному стечению обстоятельств оказываемся в бизнес зале Терминала  «D».           Путешествие начинается не плохо, и мы, обличенные в туристскую экипировку, в предвкушении, пусть уже  и не очень нового, но неизвестного, буквально вваливаемся  в это  значимое и знаковое, для определенных персон, заведение международного аэропорта.
            Я, да и как потом понял,   все мои спутники с удовольствием смотрели как расфуфыренные дамочки, утонченные, напыщенные девушки, умиленно цокающие на каблучках, до  этого мерно постукивающие по клавишам ноутбуков и что-то очень вдумчиво рассматривая на экранах айпедов, мерно мурлыкая по своим айфонам, «сурьезные» господа, очень внимательно изучающие биржевые рейтинги и прочую дребедень, публикующуюся в РБК, Коммерсанте и прочих экономических изданиях, были ошеломлены, скорее, неприятно удивлены, нашей разбитной компании, громко обсуждающей  маршрут, который пройдет в 9 тыс. км от Москвы. В ожидании рейса мы не терялись и пользовались всеми благами цивилизации, гостеприимством принимающей стороны, в буквальном смысле этого слова,  в течении 5 минут были опорожнены тарелки  с пирожками, бутербродами иными фуршетными яствами, которые с определенным пиитетом   брала публика vip-зала, как говорится, вроде и   хочется отведать пару-тройку пирожков, но с другой стороны, ну как же, тут же иностранцы, а мы на них так похожи и шмотками из европейских бутиков и наштукатурены косметикой, в меру, без переусердствования,  все  кругом крутые, и ты тут будешь брать лишний пирожок или наливать рюмку-другую виски, надо держать марку…,времена меняются, еще лет 10-15 назад они вели себя по другому.
             Мы же не меняемся, мы  не крутые бизнесмены и квази-олигархи, да и не барствующее, простите, чмо, претендующее, на что-то большее, поэтому набрав всякой всячины, не забыв прихватить полбутылки вискаря, предварительно перелив его в пустую бутылку из  под минералки, а также захватив несколько банок пива, которое, имеет солодовый состав подобный  виски, как сообщил наш ученый, господин Юрьев,   благополучно удалились на наш рейс, следующий в  далекий П.К.
           Путь от Москвы до Петропавловска, как и всегда, был очень долгим, мы летели навстречу солнцу, лучи которого при подлете к Питеру, именно так камчадалы именуют  свой краевой центр, разбудили весь самолет, пассажирами которого, процентов на 90 были жители Камчатки, возвращающиеся из отпусков, проведенных на материке. Нас, путешественников, в этот рейс можно было сосчитать по пальцам, но это не расстраивало, компания у нас была хорошая и мы были уверены, что достигнем долгожданной цели. К счастью, обстоятельства складывались как нельзя благоприятно, в тот же день, а вернее вечером мы   покинули Петропавловск и на белоснежном грузопассажирском Гипанисе выдвинулись в сторону Северо-Курильска, самого отдаленного райцентра Сахалинской области, из порта которого,  в ясную погоду можно отчетливо видеть Камчатку
          День приезда в Петропавловске   провели не плохо, Миша и Андрюша, наши камчатские друзья, родные братья, решили нас развлечь, отвезти в Паратунку покупаться в  горячих цивилизованных источниках, пока мы ехали, решили сделать крюк и заехать в Елизово, мне нужны были тапочки-шлепки, Володе непромокаемая куртка, которые мы покупали в спорттоварах, Максик пошел прошвырнуться на рынок, а Кирилл Юрьевич, все время рассказывая о своей поездке на Камчатку вместе с Анькой в 2004 году побежал покупать знаменитое "Камчатское пиво № 1", откупорив которое и осмотрев сквозь модненькие очочки, щурясь от яркого солнца, на окрестности второго города Камчатского края, произнес свою крылатую фразу : «это замечательно!!!». Слава Богу, я был в магазине и не слышал этих слов, поскольку, предвкушая его искреннее, как великого путешественника, интеллигента, восхищение далеким краем, я, выходя из самолета, увидев его довольное выражение лица, залихватски зачесал волосы на голове и тоже воскликнул: «замечательно!!! Я на Камчатке», Кириллу не успевшему произнести сии магические? для него слова, пришлось лишь  промолчать…
          Покупавшись вдоволь в источниках, отведав местную японскую кухню, которая, естественно, на порядок качественнее и дешевле московских аналогов, Миша с Андрюшей повезли нас  на экскурсию на пограничный корабль первого класса, который мы с большим интересом осмотрели, Андрей был рад,  что смог нас отвезти на такой значимый военный объект, не менее он был рад бутылки виски, врученной ему Максиком в Паратунке и вдохновенный нашим визитом, походом на корабль, общением с командиром корабля, несколько  раз рассказал всем присутствующим только что, услышанное, от кого из камчадалов, занимательное стихотворение, о том, как встретились два друга на вокзале, которые не виделись давно…
Гипанис  подходил к Северо-Курильску, нам повезло мы разместились в двух двухместных каютах, конечно каюты не Бог ведает какие, но мы с Вовой можем оценить комфорт, вспоминая наше возвращение с Парамушира в 2010  году на заплеванном и затоптанном полу сухогруза «Горняк Камчатки», мерзкие крысы-поварихи, напоминавшие вертухаев - надзирательниц ГУЛАГа, при этом, мои ассоциации  о поездке на сухогрузе   были  связаны  с известными мне, Слава Богу, не в качестве сидельца, с подмосковными СИЗО и ИВСами, а Вовины, с проведенной неделей на гарнизонной губе  Ленинградского военного округа, вообщем, воспоминания  у нас совпали.
            Столица Северных Курил, а   вернее присутствующие на пристани встречающие, встретила нас с восторженными улыбками и ликованием, надо же как встречают Вторую Курильскую экспедицию, мы радовались, причаливая к пирсу внимательно рассматривая нескольких девушек, ярко выделявшихся в толпе, деловито расхаживающих по причалу на шпильках, подчеркивая своей походкой важность и незаменимость,  показывая свой  социальный статус, а проще принадлежность к местной элите. Увы, весь балаган и праздник  был не для нас, как мы себя считали, крутых парней-москвичей, даже никто и не заметил, нам просто повезло, из Южно-Сахалинска в Севкур прибывала комиссия, направленная Сахалинским губернатором, оставившим по итогам  своей поездки в этот отдаленный район,  фразу из трех букв: «разобраться и доложить».
         Как будто и не уезжали, так и сказал, Володя Росс, выйдя на причал Севкура, да за  год городок  без изменений, та же  длиннющая улица с очень оригинальным названием- Сахалинская, с расположенными по обе стороны дороги магазинами - "бутиками", тот же убого - насыщенный ассортимент, те же бешеные цены на фрукты и овощи местно - китайского производства, алюминиевые  бочонки камчатского пива, сортов двадцать водки, встречается даже "белуга",которую никто из аборигенов не пьет, стиральные порошки и мыло душистое, рыбные консервы, шпроты, изготовленные в Калининграде и  Риге, долгоиграющее молоко в тетрапаковских пакетах,  йогурты "Эрманн" и "Данон",сделанные Бог знает когда в родном Подмосковье, макароны, вермишель, короче, от голода умереть  не возможно…
          Завтра  мы запланировали отходить к Онекотану - Матуа,  но местные нас сильно огорчили, к вожделенным южным островам Северных Курил дорога закрыта, возле неприступных островов сильный шторм, поэтому, чтобы не терять зря время мы решили совершить восхождение на вулкан Эбеко, где наверное впервые в нынешнем тысячелетии было поднято Знамя Великой Победы.
           Мы выдвинулись к Эбеко, для всех нас восхождение на вулкан, пусть даже на относительно не высокую гору, согласно карте, имеющей высоту 1156 м над уровнем моря,  было первым в жизни, правда  "маститый ученый -  полиглот" г-н Юрьев, интеллигент в 8-м поколении,"научный работник" нашей экспедиции, поблескивая очками, со всей ответственностью заявил, что с Анькой, т.е.  с  женой, они штурмовали не такие вершины, а Эбеко мы очень быстро преодолеем. Володя Росс, как командир экспедиции быстро стал топать в гору, мне, как замполиту, приходилось не отставать от командира, Максик и Кирилл шли где-то в 10-15 метрах от нас, при этом Максим, как зам по тылу,  весьма правильно старался обуздать гончего - Володю, что в гору спешить не надо, его в этом поддерживал и наш ученый. Пройдя минут 15, а погода была прекрасная, нам на встречу попались туристы из Новосибирска, они были мокрые, грязные и измученные, но довольные и сказали, что на вершине снег с дождем и ничего не видно...,им повезло, вскоре к ним снизу приехал квадрик, который забрал их рюкзаки и до города они пошли налегке. Мы, правда, тоже шли налегке, ничего с собой не брали, так, думали, прогуляемся, словно, в Москве по Арбату. Вова же молодец, взял в дорогу, с собой, термос с горячим чаем, у Максика были 2 гемотагенки, привезенные из Москвы, а то  съели бы Паганеля, так с  серьезным выражением лица заявил нам Кирилл Юрьев, да, среди нас он был самым упитанным... Где-то, через полчаса пути мы оказались в густом тумане, примерно через каждые 15 минут хода менялась горная растительность, она оказывалась, как писали в школьных учебниках природоведения более скудной, как тут не вспомнить Александра фон Гумбольта, первого учёного отметившего такую зональную изменчивость растительности в горах.... Я понимаю, для альпинистов и горных туристов, наше восхождение не о чем, тем не менее, по ходу мы выкладывали туры из камней, которые потом по своей беспечности   потеряли, наверное, как всегда  во всем была виновата стихия, туман, дождь со снегом, пронизывающий ветер, но держались мы хорошо, ведь вот она вершина, мы достигли цели.                 
         На макушке горы лежала связка дров и топор зазубренный с полугнилым топорищем, как смогли на большом камне мы выбили свои имена и пошли вниз, в сторону города. Так сложилось, что мы, как говорится, в обыденной жизни четыре начальничка, привыкшие командовать стали друг другу  указывать, куда надо идти, поскольку, в силу самонадеянности, просто заплутались на горе, в результате, заблудились среди снежников и камней, но  зачем унывать, мы в отпуске, хоть и ветер не утихал,  жить то можно, правда долгожданная тропа нам так и не попадалась,  и это обстоятельство стало выводить нас из себя, походили и ладно, домой то хочется…
           Тогда Максим Отчерцов, с чувством превосходства и подкованности в сфере коммуникаций, достал свой айфон, который указывал нам что мы находимся не на острове, а в воде, в море-океане, т.е. во Втором Курильском проливе. Что тут скажешь, прав Кирилл Юрьевич, поблескивающий очками, все время твердящий, что цифровые технологии нас погубят!!! Но нам повезло, нам реально повезло, Слава Богу, на мгновенье сквозь туман пробились лучи солнца и мы увидели, как на ладони, Северо-Курильск, мы сбились с маршрута, шагали на запад, а не на северо-восток…
           Съев последнюю гемотагенку, и допив чай, мы осмотрели Паганеля, его решили в это раз не есть и измученные стали топать в сторону городка, пробираясь сквозь  ольховый стланик и мокрую траву. Так мы шли около двух часов, вскоре нам стали попадаться груды ржавого металлолома, первые следы цивилизации. На Курилах этого добра очень много, это не Центральная Россия, да и вообще не материк, где металл просто так не валяется, здесь же ржавого железа очень много, оно встречает нас в порту, его полно на городских задворках, да где его только не найдешь. Вывозить металлолом с  островов дело  очень затратное, страна у нас говорят богатая, месторождений  полезных ископаемых, особенно в азиатской части России вроде как много, поэтому, поэтому дискутировать на эту тему бессмысленно…
           Возле одной ржавой кучи, вооруженный очками ученый увидел избушку, оказавшейся частной баней, хозяин которой, как нам пояснил  за тыщу рублей может сдать нам ее для помывки. Давать какие - либо оценки бане не хочу, хочу сказать одно, она нас спасла, мы пропарили свои косточки после похода и на следующий день ожили.
          На следующий день в наших планах было посещение Шелехово, упраздненного населенного пункта, расположенного на западном побережье Парамушира. Отправление было назначено на 11 утра, но как всегда покинули мы причал около двух дня. К правому борту нашего судна, а это был повидавший виды буксир 1974 года выпуска мы пришвартовали ржавый плашкоут на котором везли нашу экипировку, а самое главное,  четыре квадроцикла. Отправление было трогательное, наша компания была уже не четверо смелых, нас стало 12 человек, поскольку в сторону Шелехово ехалоеще много народу, в том числе несколько москвичей,  бывших Северо - курильчан. Перед  отправлением, как положено, мы  раздавили пару бутылок - пятиозерок, на мачту баркаса водрузили Красное Знамя - точную копию Знамени Победы, а также флаг подмосковного Дмитрова, поправу считающегося городом Воинской Славы и вышли во Второй Курильский пролив.
           Ошеломленные нашими  гордо реющими флагами, капитаны судов, стоящих на рейде приветствовали  экспедицию гудками, это и не удивительно, ведь ровно двадцать лет назад Красное Знамя  перестало считаться Государственным флагом Великой державы, именно 21 августа 1991 года кучка бесноватых негодяев и идиотов топтала ногами и жгла нашу историю вопя о победе демократии под аккорды   виолончелиста, схватившего  автомат Калашникова, наверное, в первый раз в жизни увидевшего оружие,  и картавя, выкрикивая на мусорных баррикадах подогретой толпе:  «Братцы, мы победили!..»
           Путь от  Сев-Кура до Шелехова занимал порядка семи часов, при входе в Охотское море, в районе маяка мыса Чибуйный острова Шумшу на нас напал сильный ветер и плашкоут с квадриками стал подтапливаться, поэтому, мы его закрепили  на тросе и потащили наш скарб на буксире, примерно в 15 метрах от корабля.
            Стало темнеть, Шелехово все не было, и вот при закате солнца   появились очертания небольшой бухточки, которую мы прозвали, пиратской, на берегу   стояли вагончики, рефрижераторные секции и что-то похожее на причалы. Капитан буксира, подойдя метров сто к берегу в металлический рупор стал кого-то звать, на берегу ему ответили и мы, как герои известного фильма «Секретный фарватер» стали заходить на швартовку, лавируя между буйками, которые обычно используются для установки рыболовецких сетей и краболовок.
             Ступив на берег, я был удивлен опустошенностью,  запущенностью и каким - то не уютом этого Шелехово. Под ногами валялся мелкий металлолом, обрезки труб, ржавая проволока, тросы, куски железобетона, консервные банки,  вполне можно было сломать ноги и изувечиться. Между каменистой сопкой и пристанью, а расстояние там примерно двадцать метров,  стояли, как я уже говорил несколько бытовок, рефсекций, работавших от дизель –генераторов, валялись   остовы грузовиков,  стоял вполне работающий бульдозер и по-видимому рабочее шасси легендарного вездехода ГАЗ-66, еще был какой-то разбитый старый японский джип, несколько ржавых японских сейнеров, вот и все достопримечательности,   открывшиеся нашему взору на пороге ночи.
       В одном из вагончиков копошились люди, работал дизель - генератор, видавший виды видак показывал какой-то американский боевик, «местные» нашему визиту  были особо не удивлены.   Попахивает рабством, подумав, полушепотом сказал я, рассмотрев наше новое пристанище. Кирилл Юрьевич, да и  приколист Максик, без  особой иронии  дали понять мне, что, похоже, я прав, Володя  как - бы полушутя тоже отметил, что замполита, как всегда не подводит пролетарское чутье и многолетний опыт работы в правоохранительных органах.                   
         Но это было не нашим пристанищем, путь наш лежал на старую погранзаставу, расположенную в 2 км от этого странного места. Погрузив весь скарб на квадрики, а кое-что в прицеп, закрепленный за одним из квадроциклов, после двух рейсов мы отвезли все имущество на заставу и в кромешной тьме стали размещаться там, где когда-то жили и служили  «зеленые фуражки».
            Застава, а вернее то, что от нее осталось, имела удручающий вид, впервые побывав на Сахалине в 2006 году я был неприятно удивлен, увидев разгромленный пограничный редут возле поселка Ясноморский Невельского района, здесь было примерно тоже самое.
          Но разместились, тем не менее, мы не плохо, вполне прилично для походных условий, спалось тяжело, храп стоял богатырский, настоящие курильские мужики храпели знатно, утром Максик жаловался, что даже беруши не помогали, Вова, же  с Кириллом на сон не  жаловались, потому, что храпели не хуже островитян.
      Утром был выезд, мы поехали на  четырех квадриках в местечко  Какумавацу, где раньше располагался японский аэродром. Только сейчас я понял, что такое квадроцикл и как мы на «ты», в Подмосковье, обращались с ним, гоняя по полям и оврагам, проехав  в гору, через стланик и камни, буквально 50 метров я навзничь опрокинул машину на себя и на того парня, Кирилла, сидевшего сзади, примерно это же повторили еще  два квадрика, участвующие в экспедиции, все - таки тяжело ехать по каменистым осыпям под углом чуть ли  не  в сорок пять градусов.
              Потом нам часто приходилось падать, переворачиваться, к счастью, никто серьезно не пострадал, синяки не в счет. Проехав около 20 километров мы очутились на этом аэродроме, аэродром зарос кустарником, кое - где росли небольшие деревья, встречалась шикша, брусника, после  тщательных поисков мы нашли фюзеляж старого японского самолета, иных достопримечательностей обнаружено не было. Проехав всю взлетную полосу мы оказались у западного побережья острова, где  в скале был вырублен японский ДОТ, это  одно из тех мест, где нашим войскам пришлось разоружать самураев в далеком сорок пятом. Рядом с дотом на отвесной скале мы установили памятную табличку, посвященную дани памяти героев Курильской десантной операции.
      Назад дорога была проще, хотя как говорят опытные квадроциклисты, да и альпинисты, назад спускаться тяжелее, но мне обратная дорога далась легче, опрокинулись, наверное, раз пять, опыт все-таки какой - никакой приобретен.
Погостили на заставе и в бухте Шелехово мы еще пару деньков, с удовольствием, обошли побережье, посетили японские ДОТы, бродили по острову кончено же с ружьем, сплошь  и рядом были медвежьи следы. Ружье прибрал к рукам Максим, строго заявив, что с оружием мы обращаться не умеем, а он как кадровый офицер, отслуживший несколько  лет в отделе кадров Военного университета, выпускником которого он и являлся, знает, как с оружием к  обращаться. Небольшую конкуренцию Максику хотел сделать Кирилл, авторитетно заявив, что он тоже офицер инженерных войск, командир понтонно - мостового взвода и 10 дней своей жизни отдал военным сборам при военной кафедре, Вова, сын  отставного полковника РВСН, отслуживший  два года  срочником в войсках ЛенВо и я не  служивший в армии к винтовке допущены не были.
           Следов медведя действительно было очень много, к счастью или к несчастью мишек мы не встретили, зато постреляли вдоволь по всяким неподвижным мишеням.
         На следующий день мы засобирались в Сев-Кур, Саша, наш местный товарищ, хотел удивить всех размахом молодецкой удали, откуда-то достал древний кислородный баллон и предварительно подготовив «почву» положил его под ржавый японский траулер, валяющийся на берегу. Взрыв был добрый, громыхнуло хорошо, железки разлетелись примерно на 100 метров от эпицентра взрыва.
            Мы шли в Северо - Курильск вдоль берега, садилось солнце, становилось прохладно, особенно на палубе, тем не менее, мы чудом, пусть не все, но многие разместились в тесно  - претесном  кубрике пароходика. Среди пассажиров была с нами одна женщина, сторожиха Шелеховской рефсекции, которая везла в город с собой красивую собаку, это же Ларс, собака отца Сергия, пронеслось у меня в голове.
         Да это был Ларс, которого сторожиха называла Ларсиком, иеромонах оставил ей на присмотр своего пса, сам сейчас, оказывается, лежит в больнице Петропавловска-Камчатского с тяжелой, практически неизлечимой болезнью.
            Нам  повезло, в Петропавловске мы встретили отца Сергия, но порадовать  он нас не смог, к сожалению, несколько курсов химиотерапии не принесло результатов. Обидно то, что его Человека отдавшего нашей Родине всю свою жизнь,  всю свою энергию, бросили, не побоюсь таких слов, на произвол судьбы. Живети  отец Сергий на светскую пенсию, получаемую по линии Пенсионного фонда, в серьезные медицинские учреждения его никто не помещает, а  зачем, ему же  67  лет, да и служит он не рядом с синекурой, пардными подъездами и домами с большими колонами… Печально это все, но он не сломался, он держится и верит в Россию и в народ, хотя не особо народ,  по его мнению, почитает религию и церковь, наверное и церковь и ее  тоже в чем-то неправы….,много интересного и правильного он сказал и с чем я согласен, но писать здесь естественно этого не буду.
         Скажу лишь, что его называют многие  «красным попом», в хорошем смысле этого слова, хотя от уполномоченных по правам религий, в свое время ему сильно доставалось,  называют его так, прежде всего как государственника и патриота,  приведу еще один пример, в свое время о. Сергий служил под Тобольском.  Так сложилось, что на охоту в Тобольский край приехали очень  большие чины  из  самого силового ведомства России. Между делом, охотнички познакомились  с Сергием, и не без иронии, в беседе поведали священнику о своем отношении к  многим представителям церкви, особенно высокопоставленным, посчитав иеромонаха таким же пастырем .Слава Богу, через несколько дней генералы разобрались, кто перед ними и кто  на самом деле несет службу Богу, они как  и мы увидели настоящего праведника, пастыря и стали предлагать Сергию свое содействие для перевода в столицу, много что обещали, хорошие посты, знакомства  с известными иерархами….,но Сергий не пошел им навстречу, в очередной раз отметив, что Богу Богово, Кесарю Кесарево, да  и церковь то в конце концов отделена от государства…
            Хоть и писали, в свое время, в лживых газетах пасквили,  о том что Бога нет и многие «передовые» космонавты на вопросы бабушек отвечали по телевизору, что были в космосе, а  Бога не видели, Отец Сергий был тронут когда ему, бывшему солдату-ракетчику мы вручили от лица КПРФ, единственной политической организации, отметивший памятным знаком первый полет человека в космос, памятную медаль : «50 лет полета Ю.Гагарина в космос».
            Мы прибыли в Северо-Курильск, на следующий день у нас запланирован бросок на  Шумшу, там тоже предстоит отдать дань памяти нашим воинам.
            Шумшу мы проехали на  ГТСе, ехали  на «броне» с Серегой - маячником, с маяка, что стоит во Втором Курильском проливе.  Мы  посетили 171 высоту, там где были основные бои  Курильской десантной операции,  рухнувшие в 2010 году железные постаменты убрали от мемориала, никто их восстанавливать не стал, подняв наши флаги, прежде всего Знамя Победы, водрузив его на вездеход, мы поехали к мысу Курбаотва, самой крайней части точке всех Курильских островов.
         При подъезде к мысу Курбатова нас остановили пограничники, проверив наши документы, разрешение  о допуске в погранзону, без всякой волокиты погранцы нас  пропустили к мысу в сторону маяка.
       Маячники встретили нас с большой радостью, ведь сюда практически никто не приезжает, вот правда в период  выборной кампании  прилетает вертолет с урнами, в июле их посетили каячники, о чем участники морской  экспедиции рассказали на сайте Маршруты.ру, а так никого на мысе не бывает, три служителя маяка, да десяток пограничников.
Служивые островитяне   были осведомлены о нашем визите, благо интернет на заставе и на маяке работает хорошо, памятные таблички, установленные нами в 2010 году они видели, а когда мы ехали с красным знаменем на вездеходе, ребята подумали, что отстали от жизни, по - видимому, вновь красные в городе, пришла советская власть.
          Замкомандира заставы, молодой интеллигентный старлей Егор, житель Калиниграда, закончивший Калингралдский пограниститут, попал на Курилы по своей инициативе, при распределении его спросили, хочет ли он поехать далеко, в интерсное место, он захотел  и вот попал на Шумшу.
Егор и  его команда попросили у нас Знамя Победы, обещая на праздник водружать его над заставой,  мы не дали наше боевое знамя, а к новому 2012 году прислали им по почте Копию Знамени Победы, приятно, что ребята также бережно относятся к нашей истории как  и мы.
           Не так давно, на рождество 2013 года, беседуя с мэром Северо - Курильска Александром Эрастовичем Сомовым я поинтересовался, как там наши пограничники, реет ли гордо Знамя Победы на острове Шумшу, расстроил меня  Александр Эрастович, заставу, оказывается, ликвидировали, нет теперь не одной заставы на  Северных Курилах, ближайший пограничный пост на Итурупе в 600 км от Шумшу, а следующий на Шикотане и Кунашире.
Так что морская тихоокеанская граница России, можно сказать, практически полностью оголена, да ведь на нас никто не нападает, или пока не нападает?
       Путь  с Парамушира до Камчатки был тоже  вполне комфортным, Гипанис, доставил нас в порт Петропавловска по расписанию. На Камчатке, мы как по - накатанной, посетили Малки, Паратунку, Володя с Максимом - Долину Гейзеров, потому что там они не разу не были.
       Так что экспедиция в целом прошла вполне успешно, но осадочек все- же остался.
За Державу обидно...

 

 

 


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: