Мста 2010 
Заброска на реку

Начальная точка - город Рыбинск, конечная точка - Река!

30 апреля, 12-00
Для заброски на реку был заказан микроавтобус Газель. Встретившись с водителем (Павел – 8-906-636-8000), наметили маршрут и посчитали километраж – получилось около 450 км, предположили, что на дорогу затратим 6-7 часов, назначили время и дату выезда 4-00 утра 1 мая 2010 года.
1 мая 4-00
Темно, моросит дождик, тепло, напротив подъезда стоит Газель. Водитель, видя количество и габариты вещей, начинает немножко нервничать и просит быть поаккуратней с салоном, с чем соглашаемся, не прерывая погрузку в машину.
1 мая 5-00
Выезжаем из города в направлении на Углич минут через 15 догоняем напарника Павла – Семена (8-915-990-2514, 8-915-983-6435), водитель спокоен за машину, еще 3 погрузки прошли без малейшей угрозы салону с нашей стороны, в машине расположились водитель, 8 человек, 8 рюкзаков, 3 катамарана, гитара и всякие мелочи.
1 мая 6-30
Попив кофе, познакомившись с Семеном (ему нас забирать из Боровичей) и размявшись под дождиком, переезжаем Углическую ГЭС и выезжаем из Углича в направлении Сонково.
Едем по намеченному маршруту, навигатор же постоянно предлагает уехать в поля…
Едем но направлению на ОКУЛОВКУ. Дорога уже и хуже дороги на Углич, а в Некоузском районе асфальта вообще не стало, едем по грунтовке, пока не встречаем яму с колеями сантиметров в 30-40 глубиной, стоим и думаем что делать. Навстречу проезжает полноприводный ГАЗ, посмотрев на него в яме решаем ехать назад пока не поздно. В результате возвращаемся и едем по направлению на Новый Некоуз (крюк километров 50). Дальше без особых приключений Сонково, Бежецк (город перекрыт и напоминает лабиринт, Первомай…), Максатиха. Дороги везде узкие и местами очень сильно разбиты.
1 мая 12-20
Останавливаемся на развилке Вышний Волочек прямо, Удомля направо разминаемся и заодно спрашиваем про дорогу к деревне Любитово и реке Березайке все в один голос говорят – «ДОРОГ НЕТ, не проедете!», но на счастье попался человек, рассказавший что есть новая дорога Удомля – станция Мста, и что возможно она идет дальше, смотрим на навигатор – да, действительно есть, решаем ехать через Удомлю в направлении станции Мста. В дороге уже 7 с половиной часов, а до Любитово и Березайки еще километров 150 причем по неизвестной и непонятной дороге, начинают закрадываться сомнения «А попадем ли мы на Березайку?»
1 мая 13-50
Приехали на станцию Мста, дорога Удомля - Мста напоминает шахматную доску… то кусок идеального асфальта, то кусок грунтоки/гравийки.
Смотрим на маршрут в навигаторе и в карты, и там и там отчетливые дороги (вспоминаем Окуловку) и решаемся попробовать… Едем по дороге РАЗ – упираемся в тупик в деревне а карты и навигатор говорят – «Вам прямо», а там дом которому на вид уже лет 40-50. Возвращаемся на развилку – идем по дороге ДВА метров 100-200 и дорога превращается в направлении в заболоченном поле, ни колеи, ни тропинки. Начинаем искать Местных, находим, в ответ – «Дорога была, но ее разбили трактора, да еще и дожди были» - вывод «ДОРОГ НЕТ!». Находим дорогу на Бологое, встречные говорят, что до Бологое еще можно ехать – сворачивать в стороны – нет – «ДОРОГ НЕТ!».
1 мая 15-00 (в дороге 11 часов, а Паше еще назад ехать)
Вернулись к мосту через Мсту, и решили в силу форс-мажора сместить точку старта похода из деревни Любитово на станцию Мста, потери километража нет, потери порогов нет. Выгрузились, рассчитались с Павлом (8000 рублей) и начали стапель

Стапель!

на часах 1.05.10 15-00

Стапель начали на правом берегу Мсты между автомобильным и железнодорожным мостами около развалин церкви, параллельно с нами собирались 2 группы, приехавшие раньше нас, вышли они раньше нас.

Распаковав катамараны, начали сборку. Около 16-00 прервались на перекус припасенный на этот случай.

17-50 катамараны поставлены на воду и почти загружены

18-00 Отчаливаем. Здравствуй, Мста!


Первый ходовой день, вернее вечер, 1 мая

Первый ходовой вечер проходил по абсолютно гладкой воде, иногда с быстринами, но не более того.

За первый ходовой вечер пару раз пересаживались и постепенно сгреблись. На ночевку встали в 20-30 на левом берегу между деревнями Крутец (левый берег реки) и Сельцо-Карельское (правый берег реки).

За день пройдено порядка 15 км, чхв = 2.5 часа.

Второй ходовой день, 2 мая

Проснулись в 7-00, приготовили завтрак, вышли со стоянки в 11-00
В 12-50 прошли стрелку Мста – Березайка. Слева – Мста, справа – Березайка.
В 15-00 встали на обед на левом берегу немного не доходя до стрелки с Уверью на открытой поляне, обедали до 17-30.
В 19-50 встали на ночевку на правой петле на правом берегу между деревнями Девкино и Большой Чернец.
Некоторым стало жарко 
День закончился на романтических нотах.
За день пройдено порядка 50 км, чхв = 6.5 часа.


Третий ходовой день, 3 мая

Проснулись в 7-30, приготовили завтрак, вышли в 10-00 – прогресс на лицо!
В 13-00 пришли в Опеченский Посад, в 13-10 пошли в Дендропарк.
Пообщавшись с Уважаемым Хозяином пошли дальше и в 13-40 вышли из Дендропарка.
В 14-00 встали на перекус перед подвесным пешеходным мостом, там есть хороший выход на берег.
В 14-30 отчалили в полной амуниции (спасы + каски)
 
До перекуса пройдено порядка 20 км, чхв = 3.5 часа.
Малый и Большой пороги

Описаний порогов предостаточно, для наших судов пороги существенных опасностей не представляли. Вымокнуть мы не боялись, купаться с оверкилем не хотелось, поэтому шли так как хотелось, периодически чалясь и фотографируя друг друга с воды.
На прохождение порогов с фотографированиями и тд затратили не затратили около получаса.
Пройдено порядка 10 км, со съемкой и взаимостраховкой чхв = 2.5 часа.

Лестница/Кривой/Бели

Ориентиром порога является левый поворот реки, на правом берегу стоит церковь, на левом берегу село Ровное.
После поворта, метров через 50, река радует хорошим порогом.
Левый берег реки дает хорошие стоянки на территории кемпинга с вполне приемлимой ценой 100р с человека за сутки.

На груженых судах мы проходили по левой части порога и чалились на пологом берегу в деревьях, сразу после крытой беседки (в которой мы впоследствии и остановились).
Страховку на данном пороге мы решили организовать следующим образом - одна двойка (голубая) в полной готовности была оставлена на берегу, выше по течению закрепили морковку, катались на четверке и красно-сине-желтой двойке, к счастью страховка не потребовалась, но морковку для тренировки накидались вдоволь.
Для одной девушки из команды, Мста была первой категорийной рекой, а этот порог первым серьезным порогом. Она и напарник единственные кому удалось за один проход пройти по всему порогу от средины правой бочки и почти до левого берега. Её настроение до и после порога видно на фотографиях.
Вообщем, почти все что мы делали на пороге показано на фотографиях, остальное оставим за кадром.
ps Все прохождения порога были в спасах, касках и со страховкой!
Примеры прохождений без спасок и касок мы видели, но не покажем, так делать не нужно!

Кемпинг Бели

Собственно "Кемпинг Бели" на порядок упрощает жизнь на пороге, это НЕ РЕКЛАМА, это впечатление изменений за 5 лет.
Во время прошлого похода на Мсту стоянка у порога Лестница напоминала неприятную тесную стоянку с густым лиственным лесом, кустами и болотиной вместо туалета. Сейчас - тот же лес, но с мостками до стационарных туалетов, освещеним, навесами, дровами, если повезет - то бесплатными(!), кухней и баней. Вообщем, спасибо организаторам кемпинга!
Четвертый день, 4 мая. Поход на Большой порог

После вечерних покатушек на Лестнице хотелось расширить "Культурную программу" и было принято решение идти на Большой порог. В команде нашлось двое добровольцев вызвавшихся остаться в лагере, остальные шестеро взяв одну двойку отправились в сторону Большого порога. Естественно не могли пройти мимо Панеречки. После Панеречки путь до Большого порога пролегал по полям, и наш "Караван" выглядел следующим так.
Наши покатушки на большом пороге на фото внизу.
Страховка на большом была только с помощью морковки, но к счастью она не потребовалась.
Егла, Боровичи

Вернувшись в 17-40 с Большого порога поели и стали собираться в путь. Рассчитались с кемпингом не спеша вышли в 19-00. Шли не спеша, маневрируя по реке и собирая максимум из возможного. 
Прошли 8 км, чхв = 1 час
В итоге дошли до Еглы и увидев водопад и порог в конце поселка, решили выйти пофотографировать и покататься. На берегу встретили местных милые и доброжелательные люди, решили тут и заночевать. Пока было светло - катались, стемнело - поставили лагерь. Как поднимали суда - отдельная песня, можно сказать - потренировались делать обнос на отвесных берегах. Получилось что спали "посменно" постоянно кто то сидел у костра, вообщем ночь пролетела быстро и без приключений. Наутро упаковались "на сухо" и до Боровичей шли в максимально сухом режиме.
Прошли 12 км, чхв = 1.5 часа
С Семеном встретились в обозначенное время в обозначенном месте и поехали домой.
 

Выброска

Обратно ехали северным путем - через Пестово-Череповец-Пошехонье, в пути были 9 часов, проехали 500 км, по качеству дорога лучше южного пути.

Отлично отдохнули, чего и Вам желаем!

Комментарии
О Маршруте
Категория сложности: 2
Опубликовал Александр Базанов