Замечательная таёжная речка с классными порогами . Маршрут пройден командой состоящей из 2 человек на катамаране 4 с лодочным мотором . На Олёкме можно получить и адреналин в порогах , и огромное душевное наслаждение, когда есть только река , тайга , катамаран с напарником и больше никого в радиусе 300 километров.
Нитка маршрута
пос. Олёкма - р. Олёкма - р.Лена - г. Олёкминск - г.Алдан - г.Нерюнгри - г. Тында
 

Дорогие туристы , я пишу отчёт впервые , так что не судите  строго. Поверьте , это не такое простое дело , как кажется .Это даже скорей не отчёт , а просто рассказ и мои размышления о походе .Так как я пишу всё по памяти , спустя уже год и некоторые детали забылись  . Не считайте количество ходовых дней , оно немного не совпадает с реальностью .На самом деле протяжённость самого похода без подъездов составила около трёх недель .Я описываю здесь не все дни путешествия , а только самые яркие и запоминающиеся эпизоды .  Если вы заметите где-нибудь ошибки или непонятности , то напишите это в комментариях . Буду рад их почитать . Также у меня к вам ещё одна просьба . Если  прочитаете до конца , в комметарии напишите вашу оценку по пятибальной шкале за сам поход и за отчёт .

 

За учебный год я очень устал .Школа жутко надоела . От московской жизни меня тогда уже тошнило . И где - то с зимы я уговариваю отца  пойти летом в классный поход .Дело в том , что когда человек закончил десятый класс у него остаётся последнее в его жизни полноценное лето .В следующем году будет геморрой с ЕГЭ и поступление в ВУЗ .Потом летом будет сессия , практика , а уж когда придётся постоянно работать , останется лишь месяц отпуска . Поэтому хотелось сделать это лето незабываемым и оттянуться по полной . А самый лучший вариант каникул , это конечно же поход .Я предлагал  отцу самые  разные варианты маршрутов , но каждый раз он разрушал мои планы . Сложность заключалась в том , что нас двое . Папины друзья не ходят уже в походы , а я могу позвать ребят только из своего тур-клуба ,но тогда я подставлю своего руководителя , потому что у него и так мало народу. Нашёл в интернете фильм , как двое на катамаране в начале июня прошли от Хани до устья Олёкмы и до Бестяха . Очень мне этот вариант понравился , батя его тоже одобрил и мы решили повторить их маршрут .Так как идея похода была полностью моя , отец решил проверить смогу ли я  организовать всё сам , то есть по сути руководителем получился я , только в порогах конечно командовал батя .  Так как длинна речки приличная , решили взять с собой лодочный мотор . Длинна всего сплава у нас получилась где-то 750 км. , из них 200 км. порогов , где под мотором идти нельзя . В такой поход надо было взять самый лёгкий , самый экономичный и очень надёжный движок . С уверенностью могу сказать , что лучше всего по этим параметрам подходит мотор Honda 2.3 л.с. , но он четырёхтактный , поэтому его нужно очень аккуратно транспортировать .Нужно предварительно слить масло и ни в коем случае не переворачивать  , мотор должен всегда быть или в вертикальном положении или лежать вверх румпелем . Сплавляться мы решили на катамаране четвёрке , чтобы было удобнее с размещением вещей , мотора и канистр с бензином . Да-да вдвоём на четвёрке .

Итак , начались сборы , мы брали снаряжение в расчёте на холод , дожди , ветер , всё- таки в Якутию идём. Брахла получилось немеренно , несмотря на то что старались всего брать по минимуму .  У нас было : 2 огромных  130 литровых рюкзака , забитые доверху , тяжёлая сумка с мотором и канистрами для бензина ,сумка с катамараном , карандаш с рамой катамарана . Еле -еле загрузились в поезд , слава богу до вокзала нас довезли . Предстояло проехать через всю Россию , через Транссиб ,через Бам , до станции Хани . Это , чёрт возьми 5 дней , но были каникулы и после целого года тоскливой городской жизни я был готов ехать туда хоть на ослах , лишь бы сходить в поход .

Ну вот, наконец - то поезд проехал Новую Чару и вскоре железная дорога пошла вдоль речки Хани , по которой нам предстояло идти 100 километров . Когда увидели её из окна поезда мы обалдели , воды нету вообще , просто брусчатка , по ней не пройдёт даже байдарка , не то что наш огромный катамаран . Решили доехать до следующего посёлка Олёкма , который находится почти в устье реки Хани и начать сплав от туда . Проводница нам разрешила проехать лишнюю станциию и мы оказались в Олёкме.

Это было рано утром , на перроне  ни души .Отец пошёл в посёлок искать где можно достать бензин , а я стал потихоньку перетаскивать вещи к вокзалу. Когда в Москве  разрабатывал маршрут , я был уверен , что в этих посёлках можно будет легко купить бензин , потому что есть железная дорога , вдоль Бама есть автомобильная дорога и топливо по ним доставлять должно быть просто. К сожалению  в России  житейская логика не всегда работает . По железной дороге в посёлок бензин не завозят по непонятным причинам , автомобильная дорога есть , но мосты через реки сгнили или сгорели , и между посёлками могут ездить только грузовики повышенной проходимости .Ближайшие заправки находятся в Юктали или в Новой Чаре , поэтому , если кто планирует сплавляться по Олёкме с движком как мы , то я рекомендую начинать  в Юктали.  Папа бегал по посёлку 3 часа , предлагал не малые деньги за бензин , а там всё работает или на соляре , или на 80 , а  нашему мотору обязательно нужен  92 . С огромным трудом батя нашёл человека , который  продал нам 20 литров 92 бензина по 50 руб. за литр . Отец ему заплатил , а у него не оказалось сдачи и он нам организовал заброску сразу на берег Олёкмы , до которого было где-то километров  30. Думаю ни у одной группы туристов не было такой оригинальной заброски .Каждый день из посёлка Олёкма специальный локомотив развозит рабочих путейцев по железной дороге на участки где  они работают . Нам разрешили доехать до речки вместе с ними . Мы залезли  в открытый вагон для угля где нет ни стен , ни крыши и ехали там где -то полчаса . После  пяти дней душного плацкарта вот так прокатиться с ветерком было просто божественно . И , представьте себе , поезд остановился посреди тайги , где не было никакого намёка на станцию  специально ради нас , чтобы нам было поближе идти до речки . Путейцы нам помогли выгрузить вещи , рассказали про пороги которые нам придётся идти , сказали ,что на Олёкме есть турбаза  с термальными источниками . Мы распрощались с ними  и стали перетаскивать вещи к берегу , до которого оставалось всего лишь метров 100 . Эта была наверно самая необычная заброска за все мои походы.

Теперь о погоде . Мы готовились к суровым холодным условиям , а вляпались в адскую жару . В тени  35 , на солнышке все 40 – 45. Кругом  мошка  , не разденешься , мы просто афигевали первое время , да ещё и целую ночь не спали .В результате за весь день мы наполовину собрали катамаран и легли спать . Утром  мы столкнулись  с серьёзной проблемой . Когда я в Москве выбирал канистры для топлива , я просто налил в них воды и повертел их . Они не текли ,ну а когда уже в походе в них налили бензин , оказалось что они сильно текут . Мы думали всё , это конец , мотором нам воспользоваться не удастся , но я всё же нашёл выход . Рядом с нашим лагерем стояла заброшенная избушка , а рядом с ней помойка . Порывшись  в ней , я набрал пластиковых бутылок и мы перелили половину бензина в них . На это ушёл целый день . Следующим  утром  мы увязали катамаран и отчалили.

 
Стапель

 

Река Олёкма на том участке где мы начали достаточно широка , но буквально через пару километров она втягивается в горы Станового хребта и её русло сильно сужается . Уровень воды оказался очень удачным , немного выше среднего , все камни на порогах закрыты и бочки не убийственные. Нам предстоит пройти первые 200 километров по довольно серьёзным порогам 3-4 категории сложности  . Киляться мы не имеем права , потому что тогда мы скорее всего потеряем мотор и бензин . Но со мной на катамаране сидит опытный водник ,  который ходил гораздо более сложные реки , чем Олёкма  и  это как-то успокаивало . Мой отец ученик одного из лучших плотовиков 70-х годов Алексея Фомина , совершившего несколько первопрохождений сложнейших порогов на реках Башкаус и Чулышман на Алтае.  Собственно, именно отец привёл меня в водный туризм .  Батя замечательно умеет читать воду и все пороги мы проходили  уверенно  . Единственно ,  катамаран у нас получился очень очень тяжёлый и вдвоём маневрировать им в порогах было трудно . Целый день мы шли через сплошные препятствия , причём пороги  идут длинные и просмотреть всё не получается , но в целом уж очень сложных мест там нету.  Самыми не простыми в первый день мне запомнились пороги Тирех-Мастах и Хадар , там достаточно высокие валы   на которых четвёрку кидает как щепку . Главное не допускать того , чтобы катамаран был боком к течению и тогда всё будет нормально .  Этот участок Олёкмы по словам отца очень напоминает Катунь . Когда проходили Хадар угодили  в мощную глубокую бочку , нас заварило в ней и стало затаскивать под слив , корму притопило , носы взлетели в небеса и катамаран встал на дыбы  . Батя заорал благим матом , мы гребанули  изо всех сил и бочка нас отпустила .Это был наверно  самый страшный момент за весь поход .  Слава богу груз был увязан хорошо , иначе точно половину растеряли бы . В принципе , река позволяет в пороге обходить самые злые бочки , но не всегда получалось разглядеть это всё , мы почти все пороги проходили сходу. Жаль не получилось их сфотографировать , потому что руки были заняты , да и не до этого было .  За первый день прошли где - то 60 км. Встали чуть выше притока Тумулура . Там было замечательное место для лагеря с кучей дров , на песочке , единственно берег был очень крутой и состоял из крупного курумника .

Рядом с устьем Тумулура
 
Весь следующий день нам опять предстояло идти через пороги , но они стали попадаться гораздо реже , а между порогами река течёт со скоростью 10 км / ч , поэтому можно было не грести , а просто лежать и балдеть . Один раз чуть так не уснули , очнулись только когда вошли в порог и   катамаран обдало валом .Это, кстати , оказалось самое сложное препятствие за этот день – порог Олдонгдо . Там  нам  серьёзно досталось   . Высоченные валы ,серия мощных бочек , потом сильный  прижим , а нас блин двое , поэтому гребли как бешеные , но всё же проскочили . Конечно афигенные ощущения , когда сидишь на катамаране , который сначала взлетает до небес на валах , а потом через мгновение падает в бочку , погружаясь наполовину в пену .  Жара стоит жуткая, мы кушаем только утром и вечером , больше не хочется , но зато мошки стало гораздо меньше и можно хотя бы раздеться. Шли до самого вечера и когда стало темнеть причалили , я уже развёл костёр , как вдруг на реке появилась моторка . Нам кричат , чтобы мы прошли чуть дальше , до турбазы. Действительно , через пару километров на правом берегу показались несколько домиков , и большой ангар .Нас очень гостепреимно встретили и предложили переночевать , от чего мы  конечно же не стали отказываться .
IMG_2736

 

Оказывается в восьмидесятые годы тут нашли подземные родоновые источники и   один богатый бизнесмен  купил эту землю и сделал там турбазу на которую вертолётами прилетают VIP клиенты  порыбачить . Там живут двое рабочих и бригадир . Эти рабочие оказались очень добрые и приятные люди , один механик –дизелист , другой рыбак-охотник .Мы переночевали у них в балке и нас уговорили  остаться  ещё на денёк .Видимо туристы там явление крайне редкое . Утром  я поехал с рабочим на рыбалку , а папа принялся купаться в родоновых водах . Мы поймали  несколько маленьких тайменей . Вообще в этом походе рыбалка у нас не получилась. Стояла жара и вся рыба ушла в более холодные притоки , где больше кислорода  , но полакомиться таймешатенкой мне всё же довелось . Мясо у него ну очень вкусное и  сильно жирное , съел буквально пару кусочков и уже наелся до отвалу . На турбазе находится много строительной техники и мне даже дали поводить трактор . Нам подарили 15 литров бензина и ,что самое ценное,  дали канистру под него , за что огромное спасибо этим рабочим .Мы решили завести мотор здесь так как , в случае ,если он не заведётся , нам помогут. За двигатель в походе полностью отвечал я .Отец его наверно и ни разу не трогал .  Залил в него масло ,  бензин , а он не работает . Дёргаю , дёргаю  , всё - равно не заводится. Батя уже  отчаялся и пошёл к рабочим за помощью . Я ещё поковырялся минут 5 , продул карбюратор и он всё-таки заработал . Я тогда выдохнул с очень большим облегчением . Дальше у нас с мотором проблем никаких не было ,он  работал как часы .На  утро мы собрались и пошли дальше.

На базе Термальный
 
Все жители турбазы вышли нас провожать , нам даже было как-то жаль с ними расставаться , но надо двигаться дальше. Рабочие пытались нас напугать , говорили , что чуть ниже будет очень сложный порог Махочен .Они говорили что там пятиметровый вал , нас перевернёт , убьёт , размажет по камням . Мы конечно их послушали, крепко увязали груз  и пошли , но мотор убирать не стали , чтобы по новой не сливать масло . Прошли на вёслах до этого порога , опять просмотреть его было тяжело и  пошли сходу. Ну  да , валы там действительно хорошие , но, конечно же, не 5 метров . В верховьях  и посложнее было . Местные жители часто преувеличивают с порогами , ведь они ходят на железных моторных лодках , которые  кидает гораздо сильнее чем катамаран , так что пугаться их  рассказам не стоит . Это был по сути последний порог , дальше будут только редкие перекаты . Теперь мы идём под мотором и это естественно очень приятно , особенно если сам им управляешь  . К нашей радости пошёл долгожданный дождь и он не прекращался до самого вечера . Долго искали место для лагеря и в результате встали где-то на камнях  где нет дров и легли спать без ужина , хотя после такой жары есть как- то не хотелось .У нас так было часто , мы находили хорошее место для палатки , но без дров , там ночевали , а утром быстро отчаливали искали где много сушины  и там завтракали , при этом за весь поход никто из нас  не голодал .
IMG_2761
 
Берега на Олёкме очень красивые , постоянно встречаются интересные горные останцы причудливой формы , часто можно увидеть отдельно стоящие каменные столбы , отвесные скалы , нависающие над рекой .При определённой фантазии, очертания столбов ассоциируются с какими-то предметами ,животными и даже с людьми .  Вес день мы опять шли под дождём. Хотелось дойти до верхнего кордона заповедника , где есть люди , у них переночевать и высушиться , но нашим планам не суждено было сбыться . Шли до самого вечера и когда добрались до кордона , нам выписали пропуск и отправили дальше . Переночевать нас хозяйка не пустила , потому что сверху по реке сюда шла баржа с начальством . Она нам сказала , что на территории заповедника нельзя рыбачить , нельзя идти под мотором и вставать на правом берегу .  Обидевшись на то , что нас не приютили в такую плохую погоду , мы решили всё - равно  идти дальше с включённым двигателем . Отошли от кордона на пару километров и не найдя хорошего места , поставили палатку прям на песчаной косе в 2 метрах от воды и без ужина улеглись спать . Ни разу не ночевал в такой близости от речки .Ночью вода чуть-чуть поднялась и палатка была в считанных сантиметрах от реки .
IMG_2807
 
 
 Дальше мы  решили также идти под мотором , но возникли трудности .  Из-за лесных пожаров появилась густая дымка, видимость стала очень плохая и через пару часов из этой завесы нам на встречу выскочила моторка . Это был инспектор заповедника , он наругал нас за работающий двигатель,сказал чтобы мы его убрали , потому что здесь неподалёку идёт баржа и рядом с ней на судне с воздушной подушкой  его начальник . Снимать движок я , конечно , не стал но заглушил  и накрыл гермой , дальше мы пошли на вёслах . Вдруг , в левом притоке видим большой катер с людьми , подошли к ним , познакомились . Оказывается это одноклассник директора заповедника решил с друзьями порыбачить . А где это лучше  сделать ?  Конечно ,  там где рыбалка запрещена и куда никого не пускают . На их катере стоит огромный мотор , которым они беспрепятственно пользуются и ни какие инспекторы им не мешают .Мы  решили всё-таки не рисковать и пошли на вёслах . Река уже заметно расширилась и замедлила течение . Продвигаемся  по карте очень медленно , примерно 4-5 км./ч. , но в отсутствии мотора есть и свои плюсы . Наконец нету этого шума двигателя и можно наслаждаться звуками природы . Гораздо приятнее любоваться берегами и можно спокойно разговаривать .Так что день прошёл не зря . Под вечер нашли место для лагеря . Эта стоянка была самая запоминающаяся за весь поход . Берег у лагеря состоял из валунов и на границе камней и леса узенькая песчаная ровная полянка прямо под размер палатки , но самое весёлое , что на этом песочке были совсем свежие следы медведя , причём не одного , но мы уже устали и решили остаться . Специально ради мишек мы из Москвы взяли несколько фальшвееров и на этой стоянке они у нас лежали под рукой . Также эта стоянка запомнилась мне тем , что в этом месте  аномально много мошки , до этого её почти не было, а тут прямо целые тучи гнуса кружились над нами , поэтому кушать пришлось  в дыму в полуметре от костра . Кстати, за день до этого батя потерял накомарник и ему там было так весело , что он там чуть не взбесился . Медведи к нам так и не пожаловали , но фальшвееры всю ночь лежали рядом .
 
IMG_2865
 
 
На следующий день мы прошли ещё часа 3 на вёслах и всё-таки завели мотор . Я открыл для себя интересную вещь . Если идти в пол газа и на полном , то разница будет всего лишь 1 – 1,5 км./ч. ,что несущественно , а  расход бензина и уровень шума будут ощутимо различаться , поэтому дальше мы шли всегда в пол газа . Я аккуратно выглядывал за каждый мыс на поворотах , вглядывался в густую дымку, высматривал инспектора , и нам повезло , больше моторок мы не встретили .Забавно конечно , идём по совершенно дикой глухой реке и вот так прячемся от егерей заповедника .Как будто едешь в электричке без билета , опасаясь контролёров .  В устье правого притока реки Крестях на горе увидели высокий православный крест . Оказывается его установил ещё Ерофей Хабаров в знак присоединения этих земель к России .  Рядом на скалах можно разглядеть древние наскальные рисунки , сделанные  якутами . Перед метеостанцией Дикимдя мы заглушили мотор и на вёслах дошли до неё . Там нас радушно встретили местные метеорологи ,они накормили рыбой с овощами , познакомили с   директором заповедника . Он нам рассказал много чего интересного про местную жизнь , про работников и здешних  обитателей . Сказал , что лесные пожары в Якутии в июле – это нормальное дело . За счёт пожаров тайга так сама себя очищает и причины возникновения огня почти никогда  не связаны с человеком . В основном огонь возникает в тайге из - за сухих гроз , когда дождя нет , а молнии лупят . Главной задачей Олёкминского заповедника является сохранение эталонного участка природы , без вмешательства человека , так что если там горит лес , то его не тушат . Мы переночевали рядом с метеостанцией и отправились дальше .Кстати , после дожей стало ощутимо холоднее , чем в начале , ночью температура опускалась где-то до 3 градусов .
Рядом с метеобазаой Дикимдя
 
Прошли пару километров на вёслах и решили  включить мотор пока не дойдём до нижнего кордона  . Опять заранее заглушили движок и  подошли к избушке инспектора , которому нужно было отдать пропуск . Уже идём к нему , а он нам так удивился  : Как это вы так тихо подплыли ? Мы говорим что не включали двигатель на территории заповедника , а он на это только рассмеялся и сказал , что все забивают на эти правила и ходят под мотором . Думаю нашим двухсильным маленьким двигателем  мы ни как не испортили экологию этих прекрасных мест . Я отдал инспектору пропуск и мы пошли дальше . Теперь с мотором можно не заморачиваться и ничего не бояться . После заповедника стали часто попадаться охотничьи избушки , которые в основном все были разрушены , а если дом в нормальном состоянии , то на двери обязательно весел замок .Хотя смысла в замке нету ни какого. Порядочный человек всё-равно ничего не возьмёт , а для злоумышленника замок - не помеха . Нам рассказывали что те люди которые воруют в этих краях долго не живут .  Я очень хотел найти красивые оленьи рога и привести их в Москву , поэтому каждую стоянку я осматривал и искал заветные рожки . Они для охотников не представляют никой ценности и их можно спокойно взять с собой . Однажды нашёл замечательную пару рогов не просто оленя , а изюбра , они были едины , вместе с черепом , но блин , рога были настолько огромны , что по габаритам точно не вошли бы в вагон поезда , а бросить их на перроне я бы не смог , поэтому пришлось их оставить  . Подошли к  деревне Гришко , летом там  работают где-то 10 эвенков , они заготавливают сено на зиму .Постоянно в деревне никто не живёт . Мы с ними немного пообщались ,  нас угостили рыбой и мы отправились дальше . Не стали у них останавливаться , хотелось тогда пройти побольше . Олёкма делает в этом месте огромную петлю и до деревни Куду -Куёль  по реке 90 км. , а напрямик по тайге 15 . Я в Москве думал , что лучше будет обнести , чем плыть , но походив по местным лесам , передумал . Зачем буриться через густую тайгу с нашим грузом под полчищем гнуса , если можно потратить лишний день и спокойно до туда же доплыть . Не найдя подходящего места , заночевали на песчаном острове , где опять не было дров .
Охоьничья избушка
 
К середине дня дошли до деревни . Папа пошёл в магазин , а я остался сторожить катамаран . Ко мне подошёл рыбак и стал меня расспрашивать о маршруте . Мы с ним разговорились и я попросил у него немного бензина , нам чуть -чуть не хватало . Без проблем . Он  перелил мне 5 литров . Я его спрашиваю : Сколько я тебе должен ? На что он мне просто махнул рукой . Потом к этому  рыбаку пришёл друг , они сели в моторку и лихо умчались вверх по реке . Я как городской житель стал считать сколько же это в деньгах . В Юктали 92 бензин стоит 45 р/л , в Олёкме нам его продали за 50 р/л , если я бы продавал бензин в Куду- Куёль , я бы его оценил где- то в 75р/л .Значит первый же прохожий дал мне просто так 375 рублей . Получается , что у них совсем иные ценности , чем у городских и совсем другое отношение к деньгам . И таких людей на самом деле очень много в глубинках нашей страны . Я с этим встречался неоднократно . Вообще  , меня очень впечатлила эта деревня , когда отец вернулся , я пошёл погулять по улицам и пофотографировать .В деревне шикарные лиственничные избы , на каждой висит спутниковая тарелка . Во многих дворах стоят солнечные батареи (они в этих краях летом реально работают ) . У каждой семьи есть по 2-3 коровы с телёнком . Всё лето в 10-20 километрах от древни они косят траву на берегу реки , делают сеновалы , а зимой на снегоходе везут домой на корм скоту . Люди там живут абсолютно автономно от внешнего мира . До ближайшего населённого пункта 250 км. по реке .  Врачей как таковых нет , мобильной связи нет, почты тоже милиции нет . Хотя нам рассказывали что этой зимой в деревне произошло убийство и из города к ним на УАЗике по зимнику всё-таки выехал наряд , но на полпути машина сломалась , менты обморозили ноги и сами чудом выжили . Вобщем медвежий угол эта деревня .    Лодки там кстати тоже классные , все чистенькие , ухоженные . Моторы  все японские , причём в основном Ямахи . В целом народ там живёт  по местным меркам отлично , но работают они не покладая рук . Зимой главное занятие –  промысел соболя , это основной денежный заработок  . Летом – сенокосы , а в остальное время рыбалка  , хозяйство . Да , и ещё один  важный момент , в этой деревне живут только эвенки и у них действует сухой закон .
 
Когда отошли от деревни мы наконец увидели первых животных . На берегу паслись якутские лошади , у них очень густая и длинная шерсть благодаря которой они не мерзнут даже в минус 50 . Мы причалили и они почему –то сразу убежали , ну и ладно  . Прошли ещё километров 10 и поставили лагерь , после ужина улеглись спать . Ночью меня будит батя и говорит шёпотом , что уже давно слышит рядом шаги и причём не человеческие . Первая мысль – медведь. Я аккуратно полез в тамбур , чтобы достать из рюкзака  фальшвеер . Копаюсь , копаюсь и ни как не могу его найти . Вдруг что –то задело тент палатки , а с другой стороны послышался отчётливый шорох  , как – будто кто-то  роет землю .Стало реально страшно . Я дрожащими рукам наконец нашёл этот дурацкий  фальшвеер и готовый дёрнуть чеку высунулся из-под тента . М-даа, долго мы ещё потом ржали над собой , оказывается наша палатка стояла на хорошем зелёном лугу , куда пришли попастись те самые лошадки . Жаль конечно , а я надеялся , что это к нам пришло в гости стадо медведей .
Деревня Куду-куёль
 

Утром нас разбудил шум баржи , которая как раз шла в Куду-Куёль , она раз в год доставляет туда солярку и провиант . Для деревни это большой праздник . Мы собрали вещи и пошли дальше .Весь день моросил холодный мерзкий дождь. Стояла густая дымка и видимость была достаточно плохая , но среди неё мы вдруг заметили  на берегу яркие туристические палатки . Обрадовались , думаем это такие же путешественники как и мы. Но нет , это были обычные жители Олёкминска , которые просто выехали на выходные на реку отдохнуть и порыбачить . Посидели , пообщались , они даже дали нам позвонить по спутниковому телефону в Москву и предложили свою помощь в Олёкминске . Мы обменялись номерами телефонов и продолжили путь . Под вечер , уже когда искали место для лагеря решили посмотреть избушку , про которую нам рассказали эвенки .

С речки её не видно ,  она в 100 метрах от берега . Этот домик оказался в очень хорошем состоянии и мы там решили остаться на ночь . Не знаю почему , но образ этой избы   накрепко засел в моей памяти , хотя ничего особенного в ней нету .Я пишу сейчас этот отчёт спустя уже год  и прекрасно помню её в мельчайших деталях . Вот деревянный стол со стульями в виде кедровых чурок , вот нары из тонких стволов  лиственницы ,тускло светит керосиновая лампа  ,топится  печка буржуйка , над которой висят вешала с нашей мокрой одеждой .  Помню даже лица девушек , картинки которых висят там на стенах. Понимаете , когда человек провёл в дикой тайге около месяца , он настолько привыкает к ночёвкам в палатке , к костровой кухне , мошке , короче к походной жизни , что попав в дом он начинает ценить такие элементарные вещи ,о которых в городе никто никогда и не думает . Вы  даже не представляете как тогда было приятно спать на нарах , хоть они были жёсткие и кривые ,  затопить печку и побыть в тепле. Да просто ощущение крыши над головой и стен вокруг уже приносило радость . Как же хорошо, когда на улице дождь , ветер , а ты сухой и в тепле .  В городской суете на такие мелочи  ни один нормальный человек даже не обращает внимания , это вроде как само разумеется .Таёжные избушки всегда привносят ощущение уюта и защищённости . Дают состояние расслабленности . Эти чувства нельзя так передать словами , это можно только пережить , прожив долгое время в походных условиях  .

Вот та самая избушка , где мы ночевали
 
Дальше началась самая красивая часть Олёкмы , на берегах появились каменные столбы .Но дурацкая дымка всё портила . Чем ближе мы подходили к Лене , тем дым был гуще  . Очень обидно , что нормальных фотографий гор не получилось . Мы видели высоченные узкие скальные пальцы , нависавшие над речкой , на некоторых вершинах лежали огромные валуны , которые казалось можно лёгким движение уронить . В одном из столбов даже заметили пещеру . Я решил залезть на какую-нибудь скалу , чтобы оглядеть всю эту красоту с высока . Подниматься пришлось по крутому склону , состоящему из острого шершавого курумника , похожего на хлопья .Как же я его тогда возненавидел. Каждый , каждый камень на который я наступал был живой . Я залез метров на 100 и понял ,  что спускаться оттуда мне будет не просто . Но вид того стоит . Если представить этот  пейзаж без дыма , то можно увидеть бескрайнюю зелёную тайгу до горизонта  , которую широкой полосой  разрезает  голубая  Олёкма и участками из этого зелёного поля выглядывают красивейшие бурые скалы . Я благополучно спустился и мы пошли дальше . Проплывая Чару мне хотелось , посмотреть на её устье , там должна где-то быть заброшенная деревня , но чтобы зайти в Чару нужно пройти протоку между островом  и берегом , а она оказалась очень мелкая и я там чуть винт не поломал , поэтому на устье Чары нам  посмотреть не удалось . После неё вода в реке стала заметно грязнее , пить её уже не желательно . Это связанно с тем что в притоках Чары моют золото , используя драги , из - них вода становится очень мутная и погибает много рыбы . До конца Олёкмы остаётся 30 километров . Причаливаем в посёлке Троицк , от которого до Лены уже рукой подать .Он сильно отличается от Куду-Куёля .Тут живут в основном русские ,  признаков ведения хозяйства нету , на улицах грязно . На берегу валяется много мусора , ржавые лодки с советскими моторами , которые не запускали лет 10 . Грустно как-то смотреть на это  . Что же это получается , якуты или эвенки живут лучше русских , получается русские хуже их умеют работать и менее трудолюбивы . Вышли на Лену , стоит густой дым , смутно виден противоположный берег реки . Нам нужно подняться вверх по течению на 15 километров и перебраться на другую сторону.  Скорость течения достаточно приличная для нашего маленького моторчика   . Я жму полный газ и наша скорость выходит  5-6  км./ч. . Ширина Лены конечно впечатляет – чуть больше километра . По ней ходят огромные корабли и становится как-то не по себе , когда думаешь как будем переправляться . В таком дыму нас могут просто не заметить . Решили отложить переправу на завтра . Начало темнеть и мы встали на стоянку . Я заметил , что на Лене ощутимо больше гнуса , чем на Олёкме . Встретили вечером рыбаков , они проверяли свои донки . Оказывается тут водятся осетры , нас даже немножко угостили.
IMG_3092
 
На следующее утро собрались и начали переплывать на другой берег . Я держал катамаран перпендикулярно течению  , оба глядели во все стороны , но не встретили ни одного корабля . Переправа заняла 10 минут . Дальше шли близко к берегу . Проплывали мимо нефтебазы , где видели огромные танкеры . Рядом с устьем Олёкмы Лену пересекает нефтепровод , который тянется в Китай . Огромная труба длинной в километр лежит на дне речки . Представьте , что будет , если произойдёт авария . Вся эта нефть растечётся по Лене и почти вся природа  Якутии погибнет. Поэтому местные чуть ли не молятся на этот нефтепровод . Ещё Лену пересекает ЛЭП , которая сильно провисает по центу .Встречный корабль не мог пройти по середине и пошёл рядом с берегом , как раз где мы . Пришлось  нам сдать чуть назад , зайти в бухточку и  пропустить , чтобы наш катамаран случайно  не потопил его .Неуютно как-то идти в окружении таких танкеров . Показались первые дома Олёкминска , это самые обычные дачи .Город тянется вдоль реки одной улицей километров на 15 .Мы причалили , поговорили с людьми о том как можно добраться до Якутска .Первоначально мы планировали в Олёкминске дозаправиться и своим ходом пройти вниз по Лене ещё 500 километров до Верхнего Бестяха .Очень хотелось увидеть Ленские столбы , вдоль которых пришлось бы плыть . Но эта дымка уже достала .Никаких столбов мы бы не увидели .Пришлось бы идти по огромной речке , где ходят баржи в этом дыму . Мы решили закончить сплав в Олёкминске и речным транспортом добраться до Якутска ,  а там сесть на поезд и уехать домой .Нам рассказали , что железную дорогу до Бестяха действительно проложили , но поезда там ещё не ходят и до Томмота так доехать не получится . Решили всё- равно идти в Бестях , а там уже как – нибудь автостопом добираться до Томмота , откуда точно можно купить билет в Москву .Конечно нам обоим этот вариант не нравился , потому что это очень сложно , особенно с нашим грузом , но другого выхода  у нас не было. Местные нам рассказали , что от Олёкминска есть дорога вдоль нефтепровода до Алдана , но туда пускают только за большие деньги или по пропускам , и мы поняли , что нам туда не удастся попасть. От Олёкминска до Якутска каждый день ходит Комета(12000 руб.) и  пароход(8000руб.). Мы нашли баржу , которая идёт  туда же через 3 дня и капитан  готов взять нас за 6000 руб. , но не хотелось столько ждать и решили плыть на теплоходе. Мы подошли к главной пристани , вытащили катамаран на берег , но пока разбирать не стали , вдруг придётся ещё куда -нибудь плыть . Батя пошёл покупать билеты , а я остался сторожить вещи .На пристани ни души , лишь несколько ржавых лодок . Я немного походил  по причалу , было скучно ,но  мне нельзя было оставлять катамаран и уйти никуда я не мог .Вокруг вообще никого ,хотя  это главный причал довольно крупного речного города . Дальше произошло настоящее чудо .К пристани подошла большая красивая моторка , люди вышли на берег , а её хозяин попросил меня подвинуть катамаран . Я перечалил кат и когда этот мужик пришвартовал свою лодку, спросил у него : Что это за мотор на твоём катере ?  Он мне рассказал про своё судно , мы с ним разговорились и познакомились . Я ему рассказал про поход  и так , заодно, спросил : реально ли попасть на эту дорогу до Алдана ? А он мне говорит , что сегодня поедет через неё в Тынду и сам предложил подвести  , причём абсолютно бесплатно .Я был настолько поражён   , что не мог в это  поверить . Имя его он меня попросил не указывать  , поэтому дальше буду называть его Якут.  Когда пришёл отец , я их познакомил , мы всё обговорили и начали собираться .Через час Якут заехал за нами  , мы загрузились в его машину и поехали . Якут сказал ,что до отъезда ему надо решить какие-то дела , а пока мы можем подождать его  у него дома .Он нас познакомил со своей семьёй и подарил мне красивые лосиные рога . Просто удивительно , он нас зал минут 15 и спокойно пустил к себе в дом и оставил с семьёй .  Где-то через час мы выехали .Машина у Якута конечно классная . 105 Крузак с дизельным двигателем , это для тех мест самый лучший вариант .Помимо нас , с Якутом ещё  едут его два друга и  все наши вещи ели-ели вошли в багажник , а карандаш с рамой  катамарана торчал в салон и на каждой кочке громыхал прямо у меня над ухом .Так  нам предстояло проехать  около 1000 километров , из них 400  вдоль нефтепровода по зимнику , а остальное по знаменитому АЯМу. Якуту нужно было заехать ещё в несколько мест  и мы где –то час катались по городу. Олёкминск – относительно крупный населённый пункт . Там есть маленький квартал многоквартирных домов , а всё остальное личные участки . По сути не город , а очень большая деревня .Асфальта  там  нету и в помине . Был когда-то один  светофор , но как сказал нам Якут , его спёрли и установили в ночной клуб на дискотеку . В общем весёлый  городок . Мы выехали из Олёкминска и добрались до паромной переправы через Лену. Целый час любовались закатом над рекой ,пока ждали паром .Перебрались на другую сторону , ещё немного проехали и показался первый охранный пост. У Якута здесь всё схвачено и нас быстро пропустили .Дорога эта конечно не подарок , легковушка здесь может просто развалиться . Торчит много камней , ямы ,кочки ,трясёт ,ужас , но тогда мы с батей были настолько рады , что Якут взял нас с собой , что это были мелочи . Ведь лучше плохо ехать , чем хорошо идти. Вдруг Якут вспомнил , что забыл дома права , его друг кинулся смотреть свои и тоже не нашёл их. В результате ни у кого из нас не было документов . Мы ещё недалеко отъехали от Олёкминска , но Якут решил не возвращаться (примета плохая ) , а придумать что-нибудь по дороге . Нам предстояло проехать один пост ГАИ на подъезде к Нерюнгри . Лёша позвонил своему родственнику в Алдан и попросил  его прокатиться с нами до Тынды , у него были права . Наступила ночь , но мы всё- равно едем . Очень устали за этот день  и хотелось спать , но рядом с головой гремела рама катамарана , кидало , трясло на кочках и уснуть не получалось . Вскоре водитель тоже вымотался и мы остановились.
На переправе через реку Лена
 
 
Поспали часа 2 , умылись ,покушали и поехали дальше . Проехали ещё один охранный пост . Переправились на маленьком паромчике через реку Амга . Дорога часто идёт в горку . Очень много длинных , крутых подъёмов , на которых зимой бывает очень опасно , особенно на фуре . Долгое время  дорога идёт прямая как струна , а когда очень крутой перевал приходится ехать по часто петляющему серпантину . Жарко жутко , окна открыты , а там пыль летит со страшной силой . Грязные были как черти . У бати седые волосы стали угольно чёрными , так что за эту дорогу он прям помолодел . Тайга вокруг сильно изменилась . Раньше были в основном сосны , берёзы и немного лиственниц , а теперь одни лиственницы да кедровый сланик , по которому жутко неудобно ходить .Удивительно , едим на юг , а природа становится более северной . Перед переправой через реку Алдан стоит ещё один  пост  и нас всё не хотели пускать . Когда Якут пообещал  охраннику , что на обратном пути привезёт ему бутылку коньяка  , нас сразу же пропустили и даже пожелали счастливого пути . Доехали до последнего поста , Якут договорился с охранником , но он не имеет права нам открыть ворота , потому что там установлена камера и начальство его будет за это ругать . Поэтому мы развернулись , чуть отъехали назад и надо было съехать с дорожной насыпи на обочину . Вчетвером встали на правую подножку машины , потому что спуск был настолько  крутой , что джип мог перевернуться . Мы потихоньку сползли на обочину , стороной объехали пост и вышли на АЯМ . Через 10 минут мы уже были в Алдане . Покушали в кафе . Подошёл двоюродный брат Якута   и мы поехали дальше вшестером . Конечно не очень удобно , но это всё мелочи , потому что , если бы не Якут , мы бы тогда ещё сидели в Олёкминске и ждали пароход . После Алдана дорога  была также грунтовая , но всё же получше  чем вдоль нефтепровода . Вокруг болота с одиноко стоящими лиственницами . Появилась мошка , поэтому остановки были очень короткими . Мой отец бывал в этих местах 40 лет назад , ещё будучи студентом и он  очень рад , что оказался здесь снова . Батя работал в геологической партии рядом с посёлком Хатыми , который мы как раз проезжали   . После посёлка дорога идёт через горный перевал , на вершине которого стоит множество памятников погибшим дальнобойщикам . Зимой  перевал очень опасен , фуру может занести на скользкой дороге и тогда грузовик падает в пропасть .Этот  участок мы проезжали в полном молчании . Дальше проехали Чульман  , Нерюнгри и осталось километров 200 до Тынды . Где-то раз в час останавливались размяться . Конечно вчетвером на заднем сидении ехать на такое большое  растояние  неудобно .На границе Якутии и Амурской области   остановились на потрясающей смотровой площадке . Она находится на высокой горе , откуда открывается красивейший  вид на тайгу . Всё , всё до горизонта покрыто ярко зелёным ковром леса и лишь одна узенькая серая линия пересекает лес , которую нарисовал  человек – это БАМ . Воробьёвы горы вообще отдыхают .К вечеру добрались до Тынды . Нас пригласили в баню и мы с радостью согласились  . Пол ночи ещё парились и отмывались от дорожной пыли .Потом я играл с рабочими  в настольный теннис и был поражён их техникой . Вот где настоящие мастера , как же они классно рубятся . Вшестером устроились в гостиницу и легли спать .
Смотровая площадка на границе Якутии и Амурской области

На следующий день долго решали вопрос с билетами , но всё же купили их на поезд через 2 дня . Якут познакомил нас с его друзьями  . Я вместе с ними долго гулял по городу и подружился там с одни таджиком . Он сам тоже из Олёкминска и приехал в Тынду менять двигатель на своей машине . Конечно отношение к автомобилям здесь совсем иное , чем на западе . Поставить двигатель от другой машины – не проблема , правда без документов . Здесь ездят только на праворульных японских автомобилях . Можно купить какую-нибудь машину с документами например за 800 тыс. и точно такую же за 500 тыс. , но без бумаг и каждому гаишнику давать взятку ,как многие и делают. Всех ментов здесь знают в лицо , вокруг каждого поста существует объезд . Этот таджик вообще без прав ездеет , потому что на них записан крупный штраф и ему дешевле каждый раз откупаться от гаишников , чем его оплачивать . Я у него спросил : Как же ты проехал по дороге вдоль нефтепровода на своей легковушке ? Таджик мне так спокойно отвечает : Да очень просто , снял бампера с порогами , положил их в багажник и потихонечку пополз . Я там  афигевал . Вообще ,Тында - очень красивый город , он окружён горами , покрытыми лесом , широкие улицы и здания не такие мрачные как в окрестных городах . Мне там очень понравилось . Правда работу  здесь можно найти только по двум направлениям , ты можешь быть мелким  предпринимателем ,но  здесь это сложно , или ты будешь работать на РЖД . Тында – это столица БАМа и жизнь почти каждого  связанна с железной дорогой . С Якутом мы обменялись телефонами и он уехал домой . Очень хороший оказался человек , таких сейчас почти нету . Мне безумно приятно , что у меня теперь есть такой друг в Якутии . Забегая вперёд , могу сказать , что он прилетал к нам в Москву и тоже был очень рад нашей встречи . Нам нужно было скоро садиться на поезд и тут я совершил забавную ошибку . На всех российских вокзалах время прибытия и  отправления поездов московское . Я уже давно привык к якутским часам и помнил только , что разница с Москвой  в 6 часов . Ну и вместо того , чтобы прибавить их , я  вычел . Мы ночью собрали наше брахло , погрузили в машины , нас довезли до вокзала друзья Якута , а оказалось , что наш поезд через 12 часов . Пришлось всё это время сидеть на вокзале . На следующий день мы благополучно загрузились в свой поезд . В этот раз всё было проще , потому что часть нашего груза ехало в багажном вагоне . Все с удивлением смотрели на рога которые я тащил с собой . Не , ну ведь из Якутии же едим , какой может быть лучше сувенир , чем оленьи или лосиные рога . Они сейчас украшают стены моей дачи . Дальше нас ждали 5 суток поезда , которые тянулись ужасно долго , но в плацкарте было весело ехать . У нас каждый раз попадались прикольные попутчики с которыми было интересно общаться . Мы наконец добрались до Москвы и наше замечательное путешествие закончилось .

 

В заключении хочу сказать , что в такой поход я ходил впервые . Раньше , по сути всё готовил руководитель .Нет , конечно в самом походе я работал , но в подготовке к путешествию я не принимал участия , а это плохо. Поэтому в этот раз было сложно всё делать самому .Вообще раньше я как –то с опаской смотрел на идею пойти в поход куда-то далеко в Сибирь  , где полная ненаселёнка , где совсем дикие края , но после Олёкмы я понял ,что перед нами открыта вся Россия и при желании можно пройти по абсолютно любому маршруту . Вопрос только в команде и её опыте , в свободном времени , ну и в деньгах конечно . И вот такие дальние походы на порядок интереснее , чем уже исхоженная  Карелия  или  какие-нибудь  близкие  районы .Ни в одном  предыдущем моём путешествии я не мог узнать столько всего интересного о  местных жителях , а на Олёкме я можно считать  проникся их образом жизни и узнал как сейчас живут  люди в таких диких уголках нашей страны .На некоторых участках маршрута  до ближайшего человека было километров 200.Это конечно приятно ,но бывало иногда страшно , ведь если что-то случится , расчитывать  можно только на себя .  Пообщавшись с местным населением , мы поняли , что эти люди никогда  не оставят никого в беде и от этого появилось какое-то чувство защищённости . Хоть мы и не прошли полностью запланированный маршрут до Бестяха и не увидели Ленские столбы , мне очень приятно , что теперь у меня появился друг в Олёкминске . Очень хорошей идеей оказалось то , что мы взяли лодочный мотор , благодаря нему можно успевать за один поход сплавляться по таким протяжённым рекам  как Олёкма . Единственно , так как это был мой первый поход в который  брал движок , я допустил несколько ошибок .Надо было всё-таки как- то заранее договариваться на счёт бензина и надо было конечно как следует дома проверять канистры. Вот ещё , что было плохо , это маленькая группа . Очень не удобно . Тяжело носить груз на подходах. На маршруте , если пришли  в населённый пункт , кто-то идёт к людям , а второй один остаётся охранять снаряжение . Да и в плане безопасности 2 человека – это плохо , особенно на порожистых речках . Желательно человека 4-6 . Хотя тут есть свои плюсы :берётся меньше еды , меньше работы в лагере , легче принять какое-то решение , потому что мнений мало .

Конечно же , это путешествие – сплошная авантюра . Вот  посмотрите на всё это дело со стороны человека незнакомого ни со мной , ни с туризмом . Десятиклассник и его шестидесятилетний  отец вдвоём прутся на реку с серьёзными порогами ,куда-то  на край света , в тайгу , где люди встречаются раз в неделю , где могут сожрать медведи и постоянно жрёт мошка . Но я считаю , что  нужно  не бояться таких факторов , и тогда вы будете ходить в реально крутые  интересные походы про которые будете вспоминать всю оставшуюся жизнь .