Италия / Самостоятельная поездка | Велотуризм | Спортивный туризм

Из зимне-весеннего Петербурга в солнечную Италию

25 апреля - 11 мая 2017 г.
Долгими зимними вечерами мечтали о солнце на дорогах Тосканы и Лацио, о маленьких средневековых городках и замках, о ласковом море необыкновенно синего цвета.Действительность превзошла все ожидания.
Рим - Браччано - Витербо - Орвието - Больсена - Сан Квирико д Орча - Пиенца - Монтепульчано - Ареццо - Сиена - Сан Джиминьяно - Флоренция - Монтекатини - Лукка - Пиза - Ливорно - Пьомбино - Портоферайо - Монте Аржентарио - Чивиттавеккья - Черветери - Рим

Вступление.

В этом году наша тургруппа, состоящая из меня и моего мужа Виктора, решила замахнуться на Италию. Самая большая сложность для нас- это горы. Ну тяжело они нам даются.Поэтому выбрали 2 итальянские области - Лацио и Тоскану, где горы невысокие и достаточно пологие. Билеты на самолет ( Аэрофлот) брали в октябре на конец апреля. Поиграв с датами, выбрали самые дешевые - за 16 тыс.Велосипеды в багаже до 23 кг Аэрофлот везет бесплатно. Рейс наш рано утром- в 9.20, живем на севере СПб, поэтому до Пулково взяли такси, запаковав с вечера велосипеды в багаж. Карты Osmand областей Тоскана, Лацио и Умбрия( запланировали посещение городка Орвието в Умбрии) закачали в телефон.Потренироваться перед походом особо не получилось- погода не позволяла. Такого холодного апреля я что-то и не припомню. Ну что ж, будем планировать сначала небольшие перегоны, вкатываться...
День первый. 25 апреля.

Рано утром добрались на такси в Пулково, сдали багаж,
1.2
прошли таможню.4 часа с небольшим, и мы в Италии. Аэропорт Фьюмичино. Солнце, +20(а в Питере +2).
Собрали велосипеды,
1.4
закачка последнего колеса ручным насосом далась тяжело
переоделись в летнее и вперед. Нас ждет Рим! По дороге заехали в Декатлон в торговом центре Да Винчи, купили 3 газовых баллончика по 220 гр( типа нашего Следопыта), решили, что нам хватит на весь поход. Рядом в супермаркете купили сок. Тепло,солнце, лимоны цветут, вообщем, по-нашему- лето!
1.6
К Риму двинулись по дороге via Portuensis, которая в районе Трастевере подходит почти к самому Тибру. Дальше хотели ехать по велодорожке , проходящей по правому берегу Тибра, но никак не могли на нее спуститься. Поэтому поехали по проезжей части по левому берегу мимо замка Св. Ангела( Castel Sant' Angelo) на улицу viale del Vignola, где у нас была забронирована комната в квартире через сайт airbnb.Комната со всеми удобствами , кухней и выходом в интернет на 2 дня обошлась нам в 4400 руб.( дешевле, чем кемпинг, а условия лучше и к центру ближе). Хозяин сводил нас на крышу дома, показал шикарную панораму города с Собором Св. Петра.
1.8
  Комната наша на первом этаже, окно выходит в тихий зеленый двор.
1.11
Съездили в продовольственный магазин, купили продуктов, пообедали. Темнеет в Италии, как и везде на юге, быстро Оставили велики во дворе( пристегнули) и пошли пешком к центру- специально подбирали жилье недалеко.Дошли по берегу Тибра до замка Sant'Angelo и повернули к Собору Св. Петра, полюбовались на колоннаду . Поразили паломники, укладывающиеся в спальниках на ночлег прямо рядом с Собором.
1.30
вот откуда Римские фонтаны в Петергофе
1.45
знаменитая колоннада Собора Св. Петра
На ночь велики занесли в подвал.
Сегодня на велосипедах проехали 34 км.
День второй. 26 апреля. Рим.

Решили музеи оставить на следующий раз,  а сегодня как можно больше посмотреть сам Рим. Поэтому с утра сели на велосипеды.
Пьяцца дель Пополо(piazza del Popolo)
2.13
2.186
велодорожка по правому берегу Тибра
2.169
Посмотрели в Риме гораздо больше, чем показано на фотографиях. Очень понравилась церковь Санта Мария Маджоре.
2.57
2.58
Осмотрели ее и снаружи, и внутри. Очень хотели посмотреть Уста истины в храме Весты, но, оказывается, открыт этот храм всего 2 раза в месяц. Поразил Пантеон. Очередь на вход была большая, но двигалась очень быстро. И , конечно, полный восторг от колоннады Собора Св. Петра( любовались ей и при дневном свете).
Только от всех достопримечательностей вечером голова шла кругом...
Накатали по Риму 41 км.
День третий. 27 апреля.

Утром позавтракали, собрались, оставили ключи хозяину квартиры и двинулись в путь. А погодка- то подпортилась... Солнца нет и иногда накрапывает дождик.
Переехали Тибр по мосту Мильвио и покатили на север по дороге via Cassia -SR 2( на эту дорогу мы будем периодически возвращаться в течение всего нашего пути до Флоренции). По пути заскочили в магазин за соком и плюшками на перекус, переждали дождь.Свернули с дороги Кассия и менее чем через час мы в средневековом городке Ангвиллара(Anguillara) на озере Браччано.
3.5
вид на озеро Браччано
3.2
крепостные ворота Ангвиллары
3.16
вид на город
Красиво, но погода не радует. Далее двинулись по дороге вдоль озера к музею воздухоплавания( Aeronautico Militare). Он находится на территории военной базы на берегу озера. Очень интересный музей и бесплатный. Мы там зависли надолго.
3.42
3.60
3.33
3.69
Ну вроде все осмотрели, двинулись дальше и вдруг обнаружили, что не осмотрели еще один ангар. Вернулись и осмотрели все.Музей посещаемый- привозят детей на автобусах, приезжают взрослые.
Недалеко от музея городок Браччано с замком Одескальки, но до него надо карабкаться на гору.
3.94
С трудом, но забрались. Замок большой и очень интересный, но уже платный( 8,5 евро, платили картой). Осмотрели его весь, в кассе нам выдали описание всех залов даже на русском языке.
3.100
3.122
3.123
3.133
Вышли из замка- начинает накрапывать дождь и такая туча висит над озером, того и гляди польет по-серьезному. А ехать нам сегодня до следующего городка Витербо 50 км. Не захотелось нам попадать под дождь и мы поехали на железно-дорожную станцию Браччано и за 3 евро с человека( велосипеды бесплатно) через 45 минут были уже в Витербо.Возить велосипеды можно в региональном поезде в первом и последнем вагоне.
3.139
тяжело передвигаться на велике по мокрым мощеным улицам
Витербо- удивительно красивый средневековый город с узкими мощеными улочками. Основан он был еще этрусками, но самый расцвет его относится к 11-13 векам, когда сюда бежали римские папы. Горожане , чтобы задержать пап подольше, отстроили дворец, где папы жили, и церковь Сан-Лоренцо, куда приходили кардиналы, чтобы помолиться за нового папу( здесь было избрано 5 римских пап). Самой красивой улицей Витербо считается via San Pellegrino - пристройки, флигели, аркады...Здесь на этой улице мы и забронировали через booking номер в гостинице, которая так и называется San Pellegrino. Заселившись и перекусив, отправились пешком осматривать город. А город готовился к цветочному фестивалю и поэтому выглядел еще красивее.
3.155
3.196
3.197
3.210
керамическая мастерская рядом с нашей гостиницей
Сегодня проехали на велосипеде 45 км.
День четвертый. 28 апреля

С утра позавтракали( отель у нас с завтраком), попросили полный кофейник кофе, чем удивили хозяина. Итальянцы пьют кофе какими-то малюсенькими чашечками, на один глоток.Проехали по средневековому центру Витербо, выехали за ворота и, прокатив  вдоль крепостной стены, двинулись на виллу Ланте, что находится в 5 км в городке Баньяйа( Bagnaia).
4.14
центр городка Баньяйа
Вилла знаменита своим садом 16 века на склоне горы.
4.46
4.21
павильон с фресками
Главное в саду - вода, она стекает каскадом и по стенкам гротов, плещется в бассейнах и фонтанах.
4.34
4.18
4.44
4.42
На нижнем ярусе партерный сад- подстриженные самшитовые кусты в виде сложного  рисунка
4.23
4.27
.Смотришь на этот сад и понимаешь, откуда берет начало французский регулярный стиль.
Погуляв по саду, покатили в местечко Бомарцо,
4.52
городок Бомарцо
где находится еще один парк тоже 16 века- Сад монстров или Священный лес( Bosco Saсro). Расположен он у подножия холма с замком Орсини
4.58
и знаменит мифологическими скульптурами, их там около 30,
4.67
4.68
4.71
4.90
4.76
и фантастическими сооружениями, есть даже своя падающая башня.
4.86
Все это в тени, поэтому покрыто мхом.Растения в нашем понимании парка здесь вообще не играют никакой роли. Очень необычное зрелище. Хотя мне больше понравился сад виллы Ланте.
Дальше мы решили подброситься на поезде до города Орвието. чтобы иметь больше времени на его осмотр, Поезд шел от станции Attigliano-Bomarzo в 14.20( ходит редко), но зато в 15.00 были уже в Орвието.Город относится к региону Умбрия. Расположен на плоской вершине, куда можно добраться на фуникулере прямо от вокзала.
4.92
фуникулер в Орвието. Билет стоит 1 евро 30 центов и действует туда-обратно полтора часа
Знаменит своим собором- Дуомо.Действительно, собор впечатляет. Украшенный мозаикой и барельефами фасад считается одним из шедевров позднего средневековья.
4.110
Богато украшен собор и внутри ( фрески в часовне Сан-Бризио).
4.120
Сам городок с узкими мощеными улочками словно замер в средневековье.
4.106
4.113
Из остальных достопримечательностей посмотрели остатки крепости Альборнос ( теперь там городской сад и очень красивый вид на окрестности)
4.98
4.95
и колодец Св. Патрицио
4.133
( здоровое сооружение с двумя лестницами, не соприкасающимися друг с другом, для спуска и подъема).
Закупив в магазине( уже внизу, в современном Орвието) продукты и вино Орвието Классико,сухое белое двинулись к городку Чивита ди Баньореджо(Civita di Bagnoregio). Наслышаны были об этом городке и видели на фотографиях.Городок на очередном холме, куда ведет по мосту единственная пешеходная дорога.Доехать надо было всего 18 км, но дорога оказалась все время на подъем, сначала крутой, потом поменьше, но для нас достаточно тяжелый.Пока поднимались, долго видели Собор Орвието.
4.134
Карабкались часа два. К городку подъехали уже к  вечеру, часам к семи. Поэтому полюбовались на красивую панораму( действительно, удивительный городок)
4.145
4.142
городок Баньореджо
и ,вырулив обратно на дорогу SP54, понеслись уже вниз к городку Больсена на одноименном озере. Солнце садилось, резко похолодало. Пока спустились, руки просто заледенели , да и самим было совсем не жарко. Уже в сумерки встали в кемпинге Il Lago на берегу озера. Рядом стояла семья из Словении. Они путешествуют на машине. Видимо, у нас был очень жалкий замерзший вид и они нас угостили своей настойкой на каких-то шишках, по аромату похоже на кипарис. Кемпинг на берегу озера, но маленький, как там в сезон , не знаю, и не дешевый-18 евро на двоих, а в туалете нет туалетной бумаги( с этим мы к сожалению в Италии очень часто встречались) и нормальных унитазов.
Хорошо, что мы продукты купили в Орвието- в Больсене магазин уже оказался закрыт. Приготовив обед-ужин, легли отдыхать.
Проехали сегодня на велосипедах 67 км.
День пятый. 29 апреля

5.4
озеро Больсена
Утро.Солнышко.Позавтракав, двинулись в путь.
5.8
4.147
замок Мональдески 13 в. в Больсене

Сегодня едем опять по дороге Кассия( via Cassia-SR2). Проезжаем городок San Lorenzo nuovo,суббота и там ярмарка на главной площади, купили там очень вкусное мясо на бутерброды. Выходной день, и встречается по дороге очень много активно отдыхающих- группы детей и взрослых с рюкзаками, велосипедисты разных возрастов на шоссерах...
5.10
вид с террасы городка San Lorenzo Nuovo
Следующий городок по дороге Aquapendente
5.14
городок Aquapendente
и вот мы уже покидаем область Лацио и въезжаем в Тоскану.Дорога пока достаточно ровная, подъем очень слабый. Впереди слева возвышается гора Монте Амиата,
5.21
издалека и не скажешь, что это самая высокая гора южной Тосканы-1738 м, спящий вулкан, однако вулканическая деятельность полностью не прекратилась- на склонах горы есть геотермальные источники и мы в них сегодня собираемся купаться.А пока перед нами тоннель, там ремонт дороги и тоннель не освещается. Об этом нам рассказал  проезжающий мимо велосипедист. Сам он едет в обход через Радикофани, городок на горе почти в 1000м, напротив Монте Амиаты.Муж очень не хотел идти в подъем, но фонариков у нас нет,а я боюсь ехать в темноте, и мы карабкаемся по серпантину.
5.24
5.22
5.26
На саму гору к крепости Радикофани так и не забрались, сил не хватило.Свернули влево.
5.27
фонтан в Радикофани
5.29
гора Монте Амиата
Зато вниз понеслись! Только успевай за дорогой следить- не везде асфальт хороший, попадаются и корявые куски
5.32
5.33
.Выехали опять на дорогу Кассия и ушли сразу влево, на склон Монте Амиаты, в городок Баньи-Сан-Филиппо( 2 км от дороги Кассия с небольшим подъемом). Стали попадаться люди в банных халатах , в шлепках и с полотенцами. И вот сернистый запах- впереди бесплатные купальни.
5.36
5.37
5.40
Народу много, не одни мы хотим погреться в источниках на халяву. Вода очень   теплая, градусов за 40, мелко, сидишь, как в ванне.Но приятно. Еще со средних веков здесь отдыхали паломники, следующие в Рим. Я их понимаю.Погрелись минут 15 и двинулись дальше.Пейзажи вокруг, как на картинах- кипарисовые аллеи, холмы , виноградники...

5.42
Вечереет, надо искать место для ночлега, кемпингов рядом нет. Подъехали к городку Баньо-Виньони. Здесь уже платные купальни,парк водяных мельниц  на источниках.
5.45
Водяные мельницы оказались на горе, что очень нас удивило.Зато чуть ниже у речки были места, где можно было встать с палаткой на дикую ночевку., но у нас не было питьевой воды и бутылок. Магазина рядом тоже не было. Поэтому поехали в следующий городок Сан-Квирико-д'Орча в 4-х км, где закупили в магазине  еду и воду( 2 бутылки по 1.5 л). Стали искать, куда бы приткнуться. Рядом, метрах в 200х от магазина в парке у остатков крепостной стены нашли чудное местечко для палатки, закрытое кустами.
Там и заночевали ( почти в центре городка-памятника ЮНЕСКО). До самого утра нас никто не беспокоил. Утром пришла тетка с собакой, извинилась за беспокойство. Собака не хотела уходить, но хозяйка ее утащила на поводке. 3х литров воды хватило только-только на вечерний ужин , завтрак и умыться.
За день проехали 83 км.

День шестой. 30 апреля.

С утра осмотрели городок Сан-Квирико-д'Орча, средневековый, с узкими улицами, крепостной стеной и романской церковью.
церковь в Сан-Квирико-д'Орча
вид на городской сад и стену, где мы сегодня ночевали
20170430_115136
Народу много- выходной, группы на экскурсионных автобусах, одиночные туристы. Поразила семья- вся на электровелосипедах.
Дальше едем в Пиенцу по дороге SP146,которая проходит,как пишут путеводители,по красивейшим местам с пасторальными видами на бескрайние зеленые луга,россыпь каменных фермерских домиков и выстроившиеся вдоль дороги стройные кипарисы.Так оно и есть. Особенно при такой хорошей погоде.
Пиенца- крохотный городок с хорошо сохранившимся историческим центром. Его облик почти не изменился с середины 15 в., когда местный уроженец папа Пий II решил достойно украсить свою родную деревушку Корсиньяно( и переименовать ее в честь себя). Главная улица- раздолье для закупки местных деликатесов- оливкового масла, вина, специй, сыра( овечий сыр Пекорино родом отсюда).
внутренний двор палаццо Пикколомини
площадь Пия II
Следующий городок у нас на пути- Монтепульчано, как обычно- на горе.
20170430_142837
При подъезде к городу вида ренессансная церковь Сан Бьяджо, напоминающая античный храм, считается главным творением Антонио да Сангалло-старшего ( рубеж 15-16 веков). Недалеко от церкви, у старого кладбища оставили велосипеды и по кипарисовой аллее поднялись к городу. Отсюда открывается вид на озеро Тразимено.
20170430_145959
Центр Монтепульчано- площадь Пьяцца Гранде с ратушей, дворцами и колодцем.
Погуляв в городу, поехали дальше, по дороге на Кортону.
интересуемся у местных, по какой дороге лучше ехать
Стало жарко, горки давались уже тяжело. Особенно тяжко достался подъем к деревушке Валиано. Обычно основная дорога не заходит в сами городки на горах, а идет чуть ниже. огибает, а от нее отходит дорога, для тех, кому надо в сам городок, на самый верх. Здесь же никакого обхода- дорога забралась на самый верх, в центр с садиком, памятником и детской площадкой и тут же пошла вниз...( в садике мы отдохнули, перекусили). К Кортоне подъехали уже уставшими, увидели очередной городок на горе, над долиной реки Кьяна. Красиво!
20170430_173732
Но сил подняться...Поэтому волевым усилием двинулись на железнодорожную станцию и подкинулись поездом до Ареццо.
Ареццо -довольно большой город Восточной Тосканы. Расположен у входа в долину рек Арно и Кьяна и по соседству с долиной Тибра. Город очень интересный. Прямо от вокзала начинается улица Гвидо Монако, которая ведет на площадь , где поставлен ему памятник .
Гвидо Монако, или Гвидо Аретинский, был монахом-бенедектинцем, жил в 11 веке . Это он придумал названия нот-до, ре.ми... Чтобы помочь певчим запомнить мелодию, ему пришла в голову мысль соотнести основные ноты с первыми слогами гимна святому Иоанну Крестителю, который пропевался обычно как гамма.
* Ut queant laxis (в 17 веке итальянский теоретик музыки Джованни Баттиста Дони предложил заменить «Ut» на «Do»)
   * Resonare fibris

Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Это мнемоническое ухищрение, которым мы обязаны Гвидо, оказалось настолько эффективным, что сейчас без него нельзя себе представить современной музыкальной педагогики.

В Ареццо сохранился и дом, где жил Гвидо д'Ареццо( Аретинский).
20170430_192015
В городе находится и знаменитая церковь Сан-Франческо,
здание с неотделанным кирпичным фасадом, заложенное еще в 1290 году, с фресками Пьеро делла Франческа( одного из знаменитых художников Возрождения) в капелле Баччи. Но на осмотр фресок надо записываться заранее, у нас не получилось.А саму церковь посмотрели, там как раз шла служба. Зато в готическом Соборе Сан Донато
на самой высокой точке города удалось увидеть"Святую Магдалину"( 1459 год) Пьеро делла Франческа. Потрясающе! 15 век! Ниже Собора стоит дом Петрарки, в котором в 1304 году родился великий поэт. Сам дом , правда, перестроен в 16 веке.Прямо, живая мировая история!
Центральная площадь средневекового Ареццо- Пьяцца Гранде.
Верхнюю границу площади образует Дворец Лоджий архитектора Вазари( эпоха Возрождения!).
На самой площади проходил парад старых автомобилей.
Осмотрев основные достопримечательности, зашли в магазин за продуктами и двинулись в кемпинг Le Ginestre( 20 евро с двоих с палаткой). Часть дороги к кемпингу проехали по велодорожке( правда, после выезда из города она теряется).
пешеходный переход велодорожки(!), полное извращение.
В кемпинге стояли рядом с велотуристом из Германии, дядечка( зовут Иоахим),
путешествует один до Сицилии, перевалил через Альпы, но иногда подкидывался поездом. Увидев его слабо  накачанные колеса, Витя закачал ему 7 атм, второе колесо немец нашим насосом закачал сам. Обменялись эл. адресами. и вот пришло письмо- Иоахим добрался до Сицилии и вернулся домой, написал, что после того, как Витя накачал ему колеса, ехать стало значительно легче(!).
Проехали на велосипедах 67 км.
День седьмой. 1 мая.

С утра заехали в Ареццо в магазин за продуктами, но 1 мая выходной, магазины не работают. Подкинулись на поезде до Монтеварки и вот мы в регионе Кьянти.
Пошел подъем из долины Кьяна в долину Кьянти.
20170501_141322
Пока поднимались, погода начала портиться.
эмблема Кьянти-черный петух(gallo nero)
В планах было проехаться по городкам Гайоле-ин-Кьянти, Радда-ин-Кьянти и по дороге Кьянтиджана добраться до Сиены. Но, доехав до Гайоле-ин-Кьянти, на спуске замерзли и пошли отогреваться в пиццерию,
Гайоле-ин-Кьянти
а там уже и дождик стал накрапывать и мы решили двинуть в Сиену сразу по дороге SP408. Тоже красиво,но зарядил сильный дождь и красот мы не увидели.Было не до них. Сильный дождь пережидали в каком-то сарае у дороги.Да и в Сиене пришлось сразу отправиться в кемпинг,поскольку сильно промокли,  хотя планировали встать на ночлег дальше. Кемпинг Colleverde жутко и неоправданно дорогой( 28 евро)-вай-фай платный, а в туалетах нет туалетной бумаги.Магазин в городе не работал( 1 мая), пришлось закупаться в магазинчике кемпинга-все намного дороже, но голодными не остались.Дождь прошел, выглянуло солнце. Вечер ушел на просушку вещей и отдых.
Сегодня проехали из-за дождя только 60км и осмотр Сиены оставили на завтра.
День восьмой. 2 мая.

С утра  в первую очередь рванули в продовольственный магазин. Как выяснилось, не мы одни- народ за праздник оголодал. В магазине к этому подготовились.Размер колбасы просто поразил,
20170502_112151
мортаделла в Сиене
но до чего пронзительный голос был у продавщицы! Да, не у всех итальянцев( и итальянок) прекрасные голоса...После продовольственного пришлось отправиться в велосипедный магазин. Вчера обнаружили, что у Виктора нещадно скрипят педали, не выдержали всего похода, а ведь проехали всего неделю, и километраж небольшой...Купив и сразу поставив новые педали, наконец-то отправились на осмотр города. Благо веломагазин находился уже за воротами, в старом городе.
ворота средневековой Сиены

Сиена- город древний, по преданию основан сыновьями Рема, и соответственно племянниками Ромула- Сением и Аскием. Отсюда и герб Сиены- волчица, очень похожая на римскую.
На протяжении 13 века Сиенская республика была одним из самых процветающих государств Италии.Но в 15 веке Сиена уступила пальму первенства среди городов Тосканы своему извечному сопернику- Флоренции, а в 16 веке она и сама  вошла в состав герцогства Тосканского. С тех пор Сиена сохранила свой средневековый облик.
Мы двинулись к центру средневековой Сиены - площади Кампо по узким мощеным  улочкам. Приходилось часто слезать с велосипеда и передвигаться пешком-много народа, много достопримечательностей, одностороннее движение.Площадь дель Кампо  в форме раковины является одной из красивейших площадей Италии.
Мостовая площади разделена на 9 секторов. Дважды в год,в июле и августе, на площади происходит красочное средневековое представление Палио, конные скачки между районами Сиены(контрадами). В нижней части площади находится слегка искривленная Ратуша с башней Торре дель Манджа(башня обжоры- говорят, смотритель башни всю зарплату тратил на еду!).
Пристегнув велосипеды у ратуши, мы направились к Сиенскому Собору. Собор потрясает! Это один из самых больших и самых красивых в Италии готических соборов с великолепным фасадом из светлого и темного мрамора.
Богато украшен собор и внутри- мозаичный пол,
скульптуры. Но главная жемчужина- библиотека Пиколомини с фресками Пинтуриккьо. Небольшое помещение все во  фресках, как шкатулка!
Вернулись к велосипедам, еще раз полюбовались на площадь Кампо и двинулись дальше, в направлении Флоренции, опять по дороге Кассия SR2.
Городок Монтериджони, очередную средневековую крепость на горе, осмотрели с дороги.
20170502_143557
Следующий городок- Колле ди валь д'Эльса( в долине речки Эльсы) очень понравился- нижняя часть города с площадью,
верхняя с крепостью
и народу мало.  И вот впереди уже виднеются средневековые башни Сан Джиминьяно.
Старинный городок словно застыл в средневековье.Но он совершенно непохож на окружающие его другие городки. Основной архитектурной изюминкой Сан-Джиминьяно являются высокие башни, построенные в 11-13 веках наиболее знатными семействами, желавшими показать свое высокое общественное положение. Сохранилось 14 башен, а было более 70!
В сувенирном магазине есть макет средневекового Сан-Джиминьяно.
Городок и окрестности мне был интересен  еще и потому, что неделей раньше здесь проходил Чемпионат Европы по рогейну.Ох, и тяжко здесь было ориентироваться на такой пересеченке, в зарослях ежевики...
Погуляв по городку, двинулись дальше, но башни Сан=Джиминьяно еще долго виднелись вдалеке.
20170502_181311
Едем в Чертальдо. Дорога в основном идет на спуск, но нужно быть внимательным- крутые повороты и в трех местах  на дороге отсутствует асфальт, вылетаешь на большой скорости на щебенку( куски до 50 метров). Городок Чертальдо состоит из нижнего города и средневекового верхнего, куда можно подняться на фуникулере.
палаццо Преторио
Чертальдо- город Бокаччо, здесь он родился.
20170502_192745
памятник Бокаччо, автору Декамерона
В верхнем городе есть его дом-музей.

Правда, в последнюю войну в дом попала бомба, на стене видна старая и новая кирпичная кладка.
Вечереет, пора подумать о ночлеге. Планировали встать поближе к Флоренции( присмотрели кемпинг за Таварнуцце),но вчерашний дождь и из-за этого меньший километраж не дал такой возможности. Зашли в Чертальдо в инфо, узнали. что ближайший кемпинг-Panorama del Chianti, у местечка Марчалла в 13 км от Чертальдо. Всего-то 13 км! Но эти 13 км дались нам тяжелее всего.
Может, устали к вечеру, или действительно подъем был крутой, но приехали мы в кемпинг уже в сумерках. Разжились для удобства столиком и стульями, поели и залегли отдыхать.
Проехали 71 км.
День девятый. 3 мая.

утро в кемпинге
Сегодня мы должны приехать во Флоренцию в 12 дня. У нас забронирована комната в квартире и хозяйка ждет нас в это время.Решили проехать как бы чуть назад, до Таварнелле валь ди Пеза и повернуть на дорогу Кассия. Дорога сегодня в основном на спуск, выехали пораньше.
пейзажи Тосканы
Пролетели мимо монастыря Чертоза Галуццо в окрестностях Флоренции.И вот мы уже на площади Микелянджело с прекрасной панорамой Флоренции.
Давид на площади( правда, копия)
Переехали реку Арно, еще чуть-чуть и вот дом, где мы сегодня будем жить( via Antonio Fogazzaro). Бронировали жилье заранее через сайт airbnb, заплатили 2640 руб. Гостиницы во Флоренции дорогие. А здесь прекрасные условия( комната, кухня, все удобства, замечательная хозяйка-пожилая тетечка, говорит на английском, естественно, на итальянском, и немного по- русски, ее каким-то образом в 90-е годы занесло в Казахстан).Обустроились, поели и поехали на велосипедах осматривать город.
Собор Санта Мария дель Фьоре поразил.Знала, что он огромный, но все равно не ожидала, что настолько. Внутри решили побывать завтра.
20170503_172558
палаццо Веккьо
Галерея Уффици
Ponte Vecchio
20170503_183517
на мосту(Ponte Vecchio)
Отличительная черта моста- дома. теснящиеся по обоим сторонам, где находятся ювелирные магазины.
бюст Бенвенуто Челлини
20170503_194039
20170503_192808
Решили завтра прогуляться по Флоренции пешком- очень много узких средневековых улочек, красивых зданий. Только народа очень много.
Проехали до Флоренции 43 км и по Флоренции 17 км.
День десятый.4 мая.

С утра пораньше двинулись в центр Флоренции. Решили подъехать на автобусе.Лучше бы пошли пешком- автобус долго крутил нас по городу, движение одностороннее, улицы узкие...К 9 часам подошли к Собору , а пуск в сам собор с 10.00. Зато были почти первые. В собор пускают бесплатно, а на купол и колокольню надо уже покупать билеты.
купол
Собор снаружи богато отделан мрамором, а вот внутри выглядит бедно, по сравнению с соборами в Сиене и Орвието. Даже Орсанмикеле-Собор Св. Михаила внутри выглядит богаче.
Вчера доехали до Лоджии Меркато Нуово( новый рынок),
 но из-за больших толп не посмотрели фонтан Порчеллино. Сегодня увидели этого поросенка, а точнее кабана.
Недалеко у кафе стоял действительно поросенок(копия).
Очень красивая церковь Санта Кроче
(и площадь вокруг нее)
и базилика Сан Миниато. Все фасады богато украшены мрамором.
По Флоренции можно было бы гулять еще долго,
памятник Козимо Медичи
памятник Демидову
розарий на склоне горы у площади Микелянджело
переливник на Арно
но нам пора ехать дальше и так чуть опоздали выселиться из квартиры. Хорошо, хозяйка отнеслась с пониманием.
Из Флоренции решили немного подъехать на поезде- до Емполи.А дальше уже на великах в родной городок Леонардо да Винчи- Винчи.
памятник в Винчи( почему лошади- не поняли, наверно, любимая лошадь Леонардо)
Городок с уже традиционной крепостью на горе- графов Гвиди,теперь здесь музей Леонардо.
Дальше мы покатили в город курорт Монтекатини Терме, "на воды". Еще зимой, планируя маршрут, рассматривали варианты ночлега в этом городе-курорте. Поразило, что кемпинг, расположенный на горе, стоит 28 евро, а гостиница с завтраком на 3 евро дороже. Чудеса!. Естественно, взяли гостиницу.Наш номер оказался с большим балконом, куда мы поставили велосипеды.
вход в наш номер
А за неделю до отъезда нам оттуда прислали бонус- ужин в ресторане по цене 12 евро с человека.Заселились в гостиницу, заказали ужин и пошли гулять.Город состоит из верхнего, куда можно попасть на фуникулере, и нижнего, типичного курорта с пальмами на улицах. Большой курортный парк, где отдыхающие пьют воду и купаются в бассейне.
Можно купить лечение на день, причем надписи на кассе сделаны на итальянском, английском и русском. Вообще, часто слышали там русскую речь. Посещали этот курорт и знаменитости- Верди, Пуччини...
Погуляв по городу и полакомившись мороженым( кстати, очень вкусное было), пошли в гостиницу на ужин.Наш бонус состоял их бутылки сицилийского красного, огромного бифштекса по-флорентийски( повар спрашивал - с кровью или без,заказали без крови,но повар сказал, что у него все таки рука не поднялась сделать без крови), салатика,картошки и десерта на закуску.
Прекрасно поужинав, пошли отдыхать.
За сегодня проехали на велосипедах 40 км.

День одиннадцатый. 5 мая.

Сегодня мы должны выйти к морю...
С утра великолепно позавтракали, нас ждал богатый шведский стол, что совсем не свойственно для Италии( йогурты,яйца,мясная и сырная нарезка, сыр Бри, очень вкусная сладкая выпечка) и выехали в путь. Погода прекрасная Направление на город Лукка, но по дороге решили заглянуть в городок Монте Карло- средневековый, на очередной горе.
не путать с тем. что в Монако
нам дальше, в Лукку!
ворота Монте Карло
Пока мы его осматривали, на центральную площадь приехала рыбная лавка. Хозяйка оказалась из Одессы, уехала 15 лет назад на заработки да так и осталась.Расхваливала свой рыбный салат( ассорти), по-итальянски - антипаста Взяли у нее попробовать коробочку на перекус и поехали дальше- в Лукку.Лукка- старинный город, основан еще римлянами как военная база. До вторжения французов в 1799 г. Лукка оставалась независимым городом-республикой и только в середине 19 века вошла в состав великого герцогства Тосканского .Внушительное кольцо укреплений протяженностью более 4 км, шириной до 30 м и высотой 12 м( считается крупнейшим в Европе.сохранившимся в первозданном виде) охватывает город со всех сторон. Заехав в ворота Лукки,
мы остановились на перекус и с удовольствием съели купленную в Монте Карло антипасту. Дальше двинулись к Рыночной площади( или площади Анфитеатро).
Площадь имеет форму эллипса, в древности здесь находился римский амфитеатр.
Лукка- родной город Джакомо Пуччини,в его доме теперь музей.
памятник Пуччини,справа дом-музей
церковь Сан Микеле-ин-Форо
Осмотрев город, забрались на стены- по периметру крепостных стен проложена велодорожка- жители ездят на велосипедах, бегают. просто гуляют.
Мы тоже совершили круг по стенам Лукки и покатили дальше, в Пизу.
Пиза- тоже древний город, основанный императором Августом как военный порт( это сейчас он находится в 12 км от моря, устье Арно со временем занесло песком).Пиза в 11-13 веках господствовала на Средиземном море, но в конце 13 века потерпела поражение от Генуи.Новый подъем Пиза пережила в 16 веке при Медичи.Пиза знаменита своим Полем чудес( Campo dei Miracoli)- собор, баптистерий( крещальня) и падающая колокольня.
упавший ангел
В собор пускают бесплатно, но по сеансам. Все было уже расписано, надо было ждать 4 часа. А солнце сегодня жаркое, народу полно, на травке загорают. Решили лучше город посмотреть. Туристы в Пизе зацикливаются на Поле чудес, а зря... Сам город со средневековым центром нам очень понравился.
площадь Кавальери
Погуляв по Пизе, решили, что время еще есть и едем в Ливорно( в планах было встать на ночлег недалеко от Пизы).
Ливорно- большой город и порт. Запутались там в его каналах и островках. Район так и называется Новая Венеция.
И вот долгожданное море- Тирренское. И наверно, самое красивое место Ливорно-терраса Масканьи.
Так дальше вдоль моря и покатили до самого кемпинга Miramare.
Сегодня обошлось почти без подъемов и поэтому проехали 93 км.
День двенадцатый. 6 мая.

Первое утро на море выдалось замечательным.
Водные процедуры( правда, водичка бодрит, градусов 16. но море!!),
завтрак
и в путь, вдоль моря.
Но уже в Кастильончелло нас застал сильный дождь, переждали его в магазинчике со всякими вкусняшками.
Решили взять попробовать, так пока выбирали , умаялись- глаза разбегаются от такого изобилия. Короткими перебежками между ливнями доехали до железнодорожного вокзала в Чечине и сели на поезд до станции Кампилья Мариттима. Там уже светило солнце, и мы спокойно добрались до городка Пьомбино.Красивый старый город.
В море террасой вдается площадь Бовио, с которой до острова Эльба , кажется, рукой подать.
С Пьомбино мы на пароме и плывем на остров Эльба,
покупаем билеты на паром
место жительства Наполеона в первом изгнании.Виды потрясающие, как нам повезло с погодой!
погрузка на паром
Это мы не объевшиеся, просто сильный ветер раздувает куртки.
Правда, поездка на Эльбу получилась неожиданно дороже,в интернете не пишут, что к каждому билету(на двоих 16,5 евро плюс велики 13.90) берется страховка почти 15 евро. Зато у нас завтра целый день на Эльбе.
Эльба по дороге в кемпинг
  А кемпинг Rosselba в 9 км от Портоферрайо. столицы Эльбы, неожиданно оказался дешевле- 28 евро на 2 дня. Видимо, пока не сезон. Кемпинг большой, расположен террасами на склоне горы.
Сегодня проехали на велике 62 км.
День тринадцатый. 7 мая.

Сегодня оставляем все вещи в кемпинге и крутим налегке по острову. Погода замечательная!
Остров Эльба -крупнейший из Тосканских островов, лежит всего в 10 км от материка.Здесь есть чем любоваться- причудливо изрезанная береговая линия, красивые бухты с водой нереально бирюзового цвета, песчаные пляжи.
А в западной гористой части есть свой тысячник- гора Монте Капанне( 1018 м).
При подъезде к ней ,в местечке Марчана,погода испортилась, похолодало
и мы рванули вниз.Закончили свое путешествие в Портоферайо.Столица Эльбы находится на скалистом мысу на севере острова.Его начали строить в 1548 г. при Козимо Медичи. Это был шедевр военной архитектуры: с кольцевым валом,начинающимся у старой гавани, с восьмиугольной сторожевой башней, крепостью Форте-Стелла в форме звезды и расположенной выше крепостью Форте-Фальконе.Здесь же находится вилла Мулини,городская резиденция Наполеона, а ныне музей.
вилла Мулини
дороги Эльбы
паромный причал в Портоферайо

Накрутили по Эльбе 86 км. Не захватили только восточную часть.Максимальная высота, до которой добрались, 417 м. Общий подъем 3139 м.
День четырнадцатый. 8 мая.

Сегодня встали пораньше. Надо успеть на паром в 8.30, следующий через час. А днем паромы ходят каждые полчаса. Погода прекрасная! На Эльбу мы плыли , прилично покачивало. А сейчас даже ветерка нет- море гладкое. Прощай, Эльба, удивительно красивый остров! Когда мы выходили из Портоферайо, туда заходил парусник.
В Пьомбино заскочили в магазин за продуктами на перекус и покатили по прямой ровной дороге SP40 до интересной башни Torre Mozza
прямо на берегу моря.Ехалось хорошо. Дальше вдоль моря шла грунтовая дорога, но мы решили ехать по асфальту параллельно грунтовке. А зря.. Асфальт неожиданно уперся в забор- тупик. Пришлось возвратиться назад и часть пути проехать по грунтовке, но она вскоре вышла на асфальт и даже с велодорожкой.
Проехали курортные городки Фоллоника, Кастильоне-делла-Пескайя.
У Марина-ди-Гроссето погода начала портиться. Да и вдоль моря дороги там уже нет-прямо у берега начинается национальный парк. Поэтому повернули на Гроссето. Ехали по дороге, а параллельно с нами взлетали и садились военные самолеты. Дождь все таки пошел. Пришлось в Гроссето ехать на железнодорожный вокзал и подъехать до станции Альбиния, ближайшей к Монте Аржентарио.Эта гора в море соединяется с сушей двумя песчаными косами, между ними образовалась лагуна , в которую вдается мыс Орбетелло с одноименным городом. Кроме того, Орбетелло соединяет с Монте Аржентарио искусственная плотина, построенная в 19 веке.
Проехали по северной косе, но особой красоты не увидели- коса с двух сторон застроена всякими гостиницами, к морю не подойти.
северная коса у Монте Аржентарио
После косы повернули к городку Порто Эрколе.Дорога по косе была с плохим асфальтом, я отбила ладони. А в Порто Эрколе у нас случилось непредвиденное- у нас протерся баллон с газом, видимо он прижимался к чайнику или сковородке. Образовалась маленькая дырочка, и баллон начал травить-первый раз такое!Мы остались без газа.Методом опроса местного населения нашли туристический магазин и купили новый баллон, но уже по другой. более дорогой цене. В этой сутолоке из-за баллона даже толком не осмотрели городок Порто Эрколе. А жаль...Городок красивый. По легенде он был основан Геркулесом(Эрколе). После завоевания испанцами в 16 веке был перестроен в военный порт с фортами. В церкви Сан-Эразмо похоронен художник Караваджо, умерший здесь от холеры. Ограничились осмотром гавани,
форт
зашли в магазин за продуктами и поехали в кемпинг Фенилья на южной косе.Кемпинг небольшой, стоит тоже недорого -17 евро на двоих, но за воду в душе надо платить отдельно, причем кидать надо жетоны, а жетоны мы купить уже не успели. Пока ужинали. услышали похрюкивание- к загородке кемпинга подошла мама-хрюшка с подросшими кабанчиками. Не знаю, кто был за загородкой- мы или они.
Сегодня проехали на великах 109 км.
День пятнадцатый.9 мая.

С утра сходили прогуляться к морю, искупались.
Южная коса так не застроена, как северная. По дюнам можно прогуляться и сходить на северную сторону косы по пиниевой аллее.
лагуна
Вернулись в кемпинг, позавтракали и поехали по плотине в городок Орбетелло.
лагуна в Орбетелло
Монте Аржентарио.так и не узнали, что это за вышки

средневековые ворота Орбетелло
Дальше свернули к Анседонии. Проехали мимо рыборазводен.
вид на Монте Аржентарио у Анседонии
Думали проехать вдоль моря, но дорога пошла вверх. Весь городок Анседония оказался расположен на горе. Проехали немного по прибрежной дороге до озера Бурано
вот такая красота вокруг
и свернули на дорогу SS1.Не очень хотелось ехать по трассе, но другой дороги нет. Так по ней и катили до поворота на Рива ди Тарквини, но дорога шла вдалеке от моря. Думали заехать в Тарквинию, но видели, как над ней сгущаются тучи, и повернули сразу на Чивитта-Веккью.Немного не доезжая до Чивита-Веккьи, вырулили опять на дорогу SS1 и уже по ней ехали вдоль моря после большого порта.Это уже область Лацио. Чивита-веккья является морскими воротами Рима.
форт Микелянджело в Чивита-Веккья
Едем вдоль моря, но к морю не всегда можно подойти- все застроено гостиницами, ресторанами, пляжи большей частью огорожены.Заехали посмотреть крепость Santa Severa на мысу. Красиво!Сейчас здесь музей.
Вечереет. Сегодня у нас забронирован ночлег на вилле Клинай(Clinai) в окрестностях Черветери. Поэтому повернули  от моря по  дороге SP2c и дальше по SP14 доехали до виллы( бронировали на букинге). Отдых на вилле с завтраком обошелся нам в 45 евро, но он того стоит. Условия для отдыха просто замечательные.
вилла
готовим ужин
Сегодня самый большой день - проехали 122 км.
День шестнадцатый. 10 мая.

Утром позавтракали и доехали до Черветери. Сейчас это небольшой городок, а в древности был одним из самых важных торговых центров Средиземноморья. Известен был с 7 века до н.э.как этрусский город Кисри. На окраине города находятся некрополи Бандитачча, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Это настоящий город мертвых площадью 10 га с улицами и площадями из этрусских гробниц( тумулусов), похожих на поросшие травой курганы, под которыми расположены погребальные камеры.
Внутри побывать не удалось - все закрыто.
В городке , как обычно, замок, в нем сейчас национальный музей.
А мы покатили в сторону моря, в Ладисполи,
курортный городок с пляжем из черного вулканического песка.
Солнце сегодня в дымке, утро, а песок уже теплый.
Дорога в Марина ди Сан Никола свернула от моря и дальше мы двигались параллельно трассе Е80 до торгового центра да Винчи у аэропорта Фьюмичино, где мы в начале нашего путешествия покупали газ в Декатлоне. Круг замкнулся. Зашли в Декатлон, по акции купили велосипедные очки( поехали с китайскими, так за время похода Витя сумел сломать обе пары очков).
Заехали в аэропорт, посмотрели, нет ли изменений( завтра у нас рейс домой).Дальше двинулись в кемпинг. Хотели остановиться в Castel Fusano. но там, где он был обозначен у нас на карте, было пусто. Пришлось ехать в кемпинг Roma Capitol. Кемпинг громадный, дорогой(26 евро). Был почти пустой, видимо, еще не сезон. Интернет только у рецепшен. Бассейн работает только днем( до 17.00). Зато в туалете для детей унитазы 5-ти размеров( совсем маленький, побольше, побольше и т.д.)!
Проехали сегодня 66 км.
День семнадцатый. 11 мая.

С утра прокатились к морю по via dei Pescatori, рыбаков видели(дорога проходит вдоль канала),а к морю не выйти - все загорожено.Солнце в дымке, парит, по прогнозу будет дождь. Повернули обратно и мимо античных развалин Остии доехали до аэропорта.Разобрали велики, сдали багаж. Все. Прощай, Италия! В Риме +22, в Питере +5, Оделись во все теплое и быстренько докатили до дома.
Проехали сегодня по Италии 18 км, по Питеру 27 км.
Итоги.

Накатали по Италии 1127 км за 17 дней.За все время ни разу не прокололись. Пришлось только поменять педали Вите.
Хотелось бы сказать о качестве итальянских дорог. По пятибальной шкале от 2,5 до 4.Очень много выбоин,трещин,колдобин.Расслабляться нельзя ни на минуту. Засмотревшись на какую-нибудь достопримечательность, обязательно влетаешь в какую-то яму.В последний день Витя влетел в яму и у него лопнула спица на заднем колесе, заменили уже дома.Ехали в этом путешествии на новых велосипедах. На четвертый и девятый день пришлось подтягивать шестигранником все крепления. Очень хорошо показала себя карбоновая вилка, она заметно снижала вибрацию.
С погодой повезло.В основном было тепло и солнечно. От сильных дождей спасались на поездах, региональные поезда недорогие. а велики вообще едут бесплатно.