Состав - 4 человека. Маршрут - Медвежьегорск-Кижи-Ватнаволок, Кондопога. Плавсредства - каркасно-надувная байдарка «Варзуга», каркасная байдарка «Таймень». Протяженность - 230 км. Длительность - 8 ходовых дней и 1 дневка на маршруте.
 
Онежское озеро - 2009

13.07, понедельник, Санкт-Петербург – Медвежьегорск.
  Медвежьегорск – м. Усов Наволок, 8 км.

Поезд уходил в 9:34 с Ладожского вокзала. Не смотря ни на что, все приехали за 40 минут до отправления. Если честно, мы до последнего не верили, что проводники нас (и кипу вещей) пустят в вагон без ругани, взяток и т.д. Но все обошлось, запустили без проблем, вещи мы разложили так, что они никому не мешали.
Вечером этого же дня, в 20:00, мы были уже в Медвежьегорске. Изначально планировалось собрать байдарки и отойти от города на пару километров. Утром вернуться, закупить бoльшую часть продуктов – и начать поход. Но все прошло по-другому и закончилось как нельзя лучше! Сначала, правда, нас «атаковала» стайка местных алканавтов, которые хотели то денег, то сигарет, то еще чего-то. Закончилось тем, что один из них, дождавшись момента, нацепил наш рюкзак и попытался уйти, но был нами вовремя остановлен.
Ввиду некой неприязни, мы стали собирать байдарки, параллельно и организованно бегая в магазины за продуктами. Итог – к 23:00 все закупки на поход сделаны, байдарки собраны, вещи уложены! Завтра в Медвежьегорск возвращаться не надо!

Неспешно, примерно за полтора часа, мы прошли 8 км. и нашли стоянку. Поход начался!! Поражают, правда, полчища голодных комаров. Но, как выяснилось позже, все познается в сравнении – там их почти не было

14.07, вторник, м. Усов Наволок – м. Сухие Наволоки, 16 км.

Проснулись не очень рано, позавтракали, перепаковали вещи – и пошли. Переход планировался лишь немного длиннее вчерашнего, но всем надо было втянуться, почувствовать байдарку, ход и т.д.
Этот переход был очень полезным. Мы поняли, что мест, куда можно экстренно выброситься на берег, довольно много. Плюс на этом промежутке
(и немного далее), на южных сторонах практически всех мысов – галечно-песочный берег.
На ночь встали чуть дальше м. Сухие Наволоки, не далеко от автомобильной дороги. Она нас нисколько не смутила, т.к. лес в этих краях настолько густой, что машин было не видно и не слышно.

15.07, среда, м. Сухие Наволоки – м. Лебнаволок, 33 км.

Первый сложный длинный переход, дополненный усиливающимся ветром и волной.
При проходе за м. Пур-Наволок и м. Старцев Наволок, нас обильно полило из тучки, а, пересекая пролив после о-ва Цингостров, мы показали свой рекорд скорости – 11 км/ч!..
Зато после Цингострова нам открылись берега, сплошь усыпанные шунгитом – камнем, который, как говорят, лечит ото всех недугов и который приобретает огромную популярность!
Конечно же мы не удержались, чтобы набрать немножко бесплатных сувениров с единственного месторождения =)
При переходе через м. Ажепнаволок нас еще немножко покачало на волнах, зато потом – тишь, гладь, потрясающий закат и песочная стоянка!
Правда, чем дальше мы отходили от «цивилизации», тем больше становилось комаров…

16.07, четверг, м. Лебнаволок – м. Обалков Наволок, 35 км.

Проснулись довольно рано. По плану надо было перевалить за п-ов Клим. Пройдя 10 км, погода совсем улучшилась. Я решил сокращать путь и идти напрямик через о-ва Речной и Палеостров. До оконечности Речного острова было 6 км. На нем отдохнули – и пошли дальше. Пройдя Палеостров, взорам открылся ложный проход сквозь косу полуострова Клим. Держали курс чуть левее него – и нашли-таки проход между п-овом и о-вом Сал. Там же наткнулись на «кладбище кораблей».
Отдохнув и «пообедоужинав», взяли курс на Юг! м. Обалков Наволок встретил нас полем, скрывшимся в тростнике – тоже хорошая стоянка, правда места под палатки надо утрамбовывать и немного очищать от камней.

17.07, пятница, м. Обалков Наволок – м. Толстый Наволок, 29 км.

Пришел прогноз погоды: Медвежьегорск – гроза, Кондопога – гроза…
А грозы-то нас догоняли!.. Стoит сказать, что тучи над Онегой ходят своеобразными «рукавами». И вот один из этих «рукавов» шел на нас, будто рыбок загоняя в сети… Оборачиваться не хотелось – оранжевые спасжилеты чересчур контрастно выделялись на фоне черных туч!..
То и дело появлялись молнии, которые также нас подгоняли. Но мы успели уйти с воды, очень оперативно растянуть тент, зачехлить байдарки, предварительно достав немного продуктов для перекуса – и ждать. А ждать оставалось недолго…

Такой грозы еще никто из нас никогда не видел! Молнии били по противоположному берегу Заонежского залива с каким-то неистовством!
Их количество в разряде доходило от 2-х до 7-ми! Раскаты грома, казалось, будто прямо над нами, гремели по 30-50 секунд! Ливень грозился оборвать нехитрые оттяжки тента и залить нас!

Прождав полтора часа после начала действа, панорамный обзор которого еще надолго останется в памяти, мы все-таки выдвинулись дальше!
Дождь немного ослаб, но еще 30-40 минут не прекращался. А нашим взорам открывался вид на грозу, которая шла из Кондопоги… Тоже сверкала, тоже громыхала, но все-таки оставался шанс, что она пройдет немного стороной…
На обед встали недалеко от деревушки со звучным названием Кузаранда, а эта гроза нас уже не затронула.
Дошли до м. Фелискин Наволок – и стали искать стоянку. До м. Толстый Наволок идти не хотелось, т.к. время уже поджимало. Зря… Эти 2 км. Мы прошли не за 20 минут, а за полтора часа, с черепашьей скоростью тщательно высматривая потенциальные места стоянок…
Нашли место только в первом часу ночи и именно за мысом Толстый Наволок…
Комаров – тьма… В постановке палаток, разведении костра и переносе вещей подгоняли они нас с какой-то лютой жестокостью… Но и с этим мы справились!

18.07, суббота, м. Толстый Наволок – м. Лейнаволок, 35 км. День Рождения Коляна!

По прогнозу погоды ожидалась смена ветра – с южного на северный. Но южный сдаваться не хотел и усиливался настолько, что выход, переносившийся несколько раз, был осуществлен около 16:00.
Зато к нам подошли катамаранщики – фактически первые люди, которых мы встретили на маршруте! Сборный экипаж из Тольятти и Москвы – двое мужчин, две женщины и 3-летний ребенок. Дима (один из них) помог нам, показав скаченную с инета Карту стоянок Онежского озера – золотая вещь! Кстати, весь участок от п-ова Клим до м. Курней Наволок (~50 км.) был отмечен жирной красной линией – «Стоянок тут нет»! Несмотря на это, мы дважды нашли места, куда удалось ткнуться! Т.ч. возможно все!

Мы Диме показали наши карты, к подготовке которых я отнесся с максимальной серьезностью. Хотя, все карты, скаченные с инета, надо тщательно проверять и сравнивать…
Пройдя 10 км. по встречным метровым волнам, мы решили остановиться (недалеко от маяка на мысу, после которого волны для нас стали бы бортовыми). Приготовили чай и увидели 6 байдарок, которые, в свою очередь завидев нас с воды, сначала остановились, а потом «ринулись» к нам!
Это оказалась финская команда, которая шла на неких гибридах байдарок и каяков из кевлара – суперостойчивые и, видимо, дорогие суда! Мы с ними очень хорошо поговорили, пожелали друг-другу удачи – и они пошли дальше. Потом прошли «наши» катамаранщики, после чего и мы вышли на рейд!
А после остановки ветер стал меняться, задувая и нагогоняя волны как в борт, так и в нос. Ощущения от волн, которые, встречались под нами и образовывали очень частые, острые пики, были не самые приятные… Обошлось!
Пообедали на Вороньем острове и пошли дальше. Усталость уже ощущалась – очень хотелось дневку…
Но… купив билеты из Питера на 1 день позже, чем планировалось, надо было нагонять время и километраж.
Даже в день рождения одного из членов Экипажа…
На мыс Лейнаволок пришли поздно, в 1:30 ночи. Но поздравить Колю с Днюхой удалось на славу! «План» выполнен, впереди – Кижи!

19.07, воскресенье, м. Лейнаволок – о-в Кижи – о-в Букольников, 19 км.

Утром увидели финнов – и все-таки мы вчера их обогнали!! =)
Но подъем был в 12, а вышли в начале третьего. Принял решение с мыса Лейнаволок идти напрямик – погода позволяла. Через полтора часа с небольшой остановкой мы были у Кижей! Все, конечно, замечательно, но рассказы разных байдарочников, катамаранщиков и походников на других подобных маломерках о том, что на Кижах стоять запрещено, немного настораживали…
Встали в камышах ~в 100 метрах от главного храма. Конечно же нас заметили, но подходить охранник не стал. Он просто дождался, когда мы переоденемся и сами пройдем мимо него
(вот разленился!!)
Первыми вышли мы с Катей. Встретил охранник нас дружелюбно: «Стоять здесь запрещено!
Я вызываю наряд милиции!»… Но через 5 минут разговора (с нашей стороны все было более чем корректно) – он понял, что мы не против пройти в кассу и купить билеты. Купили – 4х130 р.
4-х часов для осмотра достопримечательностей и покупок сувениров хватило как нам с Катей, так и Сане с Коляном.
Но вторым (после охранника) негативным мо-ментом стали змеи.
На Кижах водятся только гадюки и их на острове больше, чем во всем Кижском Заповеднике!.. Т.ч. – с дорожек не сходить, смотреть не только вверх на великолепие храмов, церквей и домов, но и под ноги!
Хотя в целом осталось довольно позитивное впечатление! Более того – видели все воочию, не по открыткам! И дошли до Кижей САМИ!!

Но день-то еще не заканчивался!
Надо было отойти подальше от о-ва Кижи – к границе Заповедника.
Прошли 10 километров и встали на его границе – на замечательном каменистом острове Букольников. Замечателен он был тем, что на нем практически НЕ БЫЛО КОМАРОВ!!! =)
Вечером хорошо посидели у костра, а потом я привел все доводы «За» и «Против» дневки, которую очень надо было сделать.
Отдых был необходим, мы уже прошли более 170 км. Просто «благодаря» дневке мы могли не успеть на Кивач – билеты куплены на 24.07, а идти еще надо было много…
И все-таки волевое решение было принято!..

20.07, понедельник, Дневка.

Дневка прошла спокойно. Почти весь день шел дождь. Но он только помог отоспаться и отдохнуть. А еще получилось половить рыбу!

21.07, вторник, о-в Букольников – Гажьи о-ва, 26 км.

День снова был ветреный, что помогло довольно быстро организованно собраться и выйти.
По шхерам прошли 9 км, дальше нас снова ждала открытая Онега!.. Ждала она с волнами более 1.5 метров и сильнейшим ветром… Высадились на м. Пиче-Сельга. С него открывался отличный, хотя и не очень радужный вид на накат…
Ждали мы около 7-ми часов. За это время съели всю рыбу, а потом еще и поужинали! К 20:00 погода слегка улучшилась – и мы вышли.
10-15 минут опаски, безумного количества адреналина, легкого страха прошли и осталась только своеобразная работа. Работа с волнами до 1.5 метров в борт, работа при максимальной концентрации.

Прошли сначала 4 км, потом еще 6. Оставались 8 км. до о-ва Макс. Но, успокаивающаяся было волна, снова стала усиливаться и заходить с кормы, подбрасывая байдарки как игрушки и зарывая их носы при спуске. До запланированного места не дошли 1.5 км – я решил встать на одном из островов со странным названием Гажьи. И снова уже был час ночи…
Костер было решено не делать, подъем назначил на 10. Завтра, если погода и Онего позволит, Поход закончится. Вернее – водная его часть. Все-таки посчитал нужным не идти в Кондопогу
из-за работающего там целлюлозно-бумажного комбината, а высадиться в 30 км. от нее и добраться на каком-нибудь автобусе до ж/д станции или Кондопоги сразу.

22.07, среда, Гажьи о-ва – Ватнаволок, 29 км.

Остров оказался муравьиным… Несколько огромных муравейников (высотой более полуметра) насторожили уже ночью, а утром, когда надо было разводить костер, понял, что их там несчитанное количество…
Нашел место на берегу, в камнях, где муравьев было поменьше. Но эти большие, рыжие, воинственные муравьи, которые были везде, доверия не внушали…
Позавтракали, собрались и вышли в надежде на то, что байдарки не превратились в муравейники с веслами…
А погода идти позволяла. От вчерашней бурляки, которая, к слову, закончилась около 5-ти утра, почти не осталось и следа.
До мыса Лижмнаволок дошли чуть больше, чем за час, потом до малых Оленьих островов – меньше, чем за час, там отдохнули, осмотрели острова как с берега, так и с воды (между ними стoило походить, красота!!) –и двинулись к противоположному берегу Большой Лижменской губы.
До Ватнаволока дошли без особых приключений. Лишь вновь поразились красоте этих мест. Скальные острова со своими непреступными берегами были как-то необычно приветливы в лучах жаркого солнца и уходить довольно долго не хотелось.
Но, день обещал иметь длинное продолжение – и мы пошли к завершению Похода!..
В самoм Ватнаволоке мы подошли к рыбаку, который сказал, что из деревни автобусы не ходят, зато на другой стороне мыса есть турбаза (бывший детский оздоровительный лагерь) Оттуда иногда курсируют автобусы. Приятного мало, но делать было нечего. Пошли на удачу к турбазе.
Там я высадился и нашел администратора. Сказал, что нужно добраться до ж/д станции Илемсельга, от которой в сторону Кондопоги ходят 3 электрички в сутки. Администратор ситуацию понял и ответил: «В 1:30 ночи будет Газель до Кондопоги. Думаю, вы поместитесь. Платить ничего не надо.» Казалось, это была победа!! Сообщил новость ребятам, которые воодушевились столь легкой развязкой – и мы пошли на островок, принадлежащий турбазе, чтобы приготовить ужин.
К слову, островок был презабавнейший! На одной его оконечности стоял огромный вигвам, устланный изнутри настоящими шкурами волков – немного пробирающее зрелище! Также там живет огромное количество дятлов, мышей и другой живности. На другой стороне – площадка с луками, стрелами и костровищем – для детей и т.д.
Ничего не нарушая, мы воспользовались неким гостеприимством, приготовили ужин
и …почувствовали подвох!.. Ну не может быть все так просто!!
Было уже около 11-ти часов вечера и мы решили вернуться. Надо было не только разобрать байдарки и собрать вещи, но и «помозолить глаза» как администратору, так и персоналу, чтобы к нам немного привыкли.

23.07, четверг, Ватнаволок – Кондопога, Кивач.

Томительное ожидание маршрутки усугублялось некой опаской. Сомнений было много, сомнения были разными. Но делать уже было нечего – оставалось ждать…
Ровно в 1:30 приехала Газель! Я подошел к водителю, рассказал, кто мы, откуда и куда нам надо. Водитель ответил: «Ничего не знаю, у меня заплачено за пятерых!» …Мдааа… Началось!..
Попробовал договориться о цене. Ранее мы решили: «Если что, 1000 р. – это предел!» Мне была названа именно эта цена со ссылкой на то, что «…по такой дороге за меньшую сумму не повезу…»
К слову, фразе «по такой дороге» мы не предали никакого значения, но удалось договориться за 700 р. По сути – за четверых с вещами (которые, кстати, заняли аж 5 мест) – это было более чем нормально. Оперативно погрузились – и поехали! Мы с Катей сели на переднее сидение…
Дорога – жуть! 30 км. мы проехали почти за полтора часа!! 30 км, на которых не встретили больше ни одной машины! 30 км. ям, канав, кочек и т.д! Поняли правоту водителя! Когда он разгонялся до 40 км/ч, было страшно! По его словам, сюда даже таксисты отказываются ездить!
Зато он рулил, объезжая всех лягушек, вздумавших пересечь дорогу! Потом встретили сову, которая сидела посреди дороги, но, завидев машину, быстро улетела! А потом мы прибыли в Кондопогу! Узнав заранее, что на ж/д вокзале нет камеры хранения (вернее она есть, но уже лет 16 как не работает), мы решили ехать в гостиницу «Кивач».
В Кондопогу мы прибыли к 3-м часам ночи и понятия не имели, как будем рассчитываться с гостиницей (обычно расчетный час – это 12:00, т.ч. через 9 часов нас могли попросить съехать).
Двухместный номер с туалетом, но без душа стоил 780 р./сутки, а заселили нас до 4-х часов утра следующего дня – 24.07, что нас тоже устроило, т.к. поезд в Питер уходил именно 24.07 в 3:30 утра!
Проснулись около 12:00, перекусили и стали искать возможные пути отправления на водопад Кивач. Первые результаты нас не вдохновили, но вскоре мы узнали, что таксисты возят за 450 рублей «туда-обратно» (туда за 300, обратно – за 150),
а минута их ожидания в заповеднике стоит 2 р.! Решение было найдено и мы до 14:00 гуляли по городу.
Ровно в 2 часа дня мы оказались у дверей музея, обед сотрудников которого только что закончился, и было бы преступно туда не зайти!
Там увидели не только историю Кондопоги и Кондопожского района, но и выставку работ из дерева Липова Сергея Ивановича. Красота, тонкость и мастерство его работы нас поразили!!

Но надо было ехать на Кивач – одну из основных целей нашего похода! Позвонили в такси. Приехавший водитель нам сразу же «подарил» прекрасную идею, сказав: «Давайте так – 300 рублей туда, 150 – обратно, а ждать я вас не буду! Просто через 2.5 часа приеду, заберу! Конечно, 2 р./мин. тоже платить не надо!» – сказано – сделано!
Ехали не долго, меньше 40 минут. Но случайно пропустили вперед себя 2 автобуса с туристами, за которыми к водопаду решили не бежать, а минут 20-30 погулять возле сувенирных лавок.
А сувениров там – море!  =)
Водопад Кивач – второй по величине равнинный водопад в Европе! Первый – в Швейцарии. Находится Кивач на реке Суна. Говорят, на ней поставили плотину, из-за которой
2 меньших водопада пересохли или превратились в безобидные ручейки, а Кивач ощутимо потерял свою мощь. Но даже такой его вид нас поразил!!
Тонны воды, с неимоверной силой срывающиеся с обрывов ~в 10 и 15 метров, завораживают, впечатляют и заставляют вновь прочувствовать, что вода – это стихия! Настоящая стихия, как заточенная в скалах горных рек, так и распространяющаяся на многие десятки и сотни километров вдоль побережий таких больших озер, как Ладожское и Онежское!..
Красота неописуемая!! Одно из немногих мест, куда по-настоящему хочется вернуться снова!..
Мы пробыли у водопада почти час. Потом пошли в Музей Природы, где многое узнали о самoм заповеднике Кивач, о животных, населяющих его, а также о тех, которых мы видели (например, возле острова Макс мы видели американских норок).
Также узнали, что та гроза, которая 17 июля шла из Кондопоги на нас, но каким-то чудом не задела, здесь бушевала по-страшному! В частности, одна молния попала в огромную сосну и оставила свой след на ее стволе! К сожалению, сфотографировать увиденное мы забыли, но пройти мимо нее по дороге к Музею Природы и не заметить почти не возможно.

Очередной, насыщенный событиями и впечатлениями день, продолжался!
Ровно в 18:00 за нами приехала машина, но мы решили не возвращаться в Кондопогу, а уехать немного за нее – к церкви Успения Божьей матери, построенной в 1774 году.
Эта церковь действует только по церковным праздникам, но ее атмосфера, полностью отличающаяся от многих вычурных, отделанных золотом церквей и храмов, не была какой-то подавляющей, а наоборот – спокойной, умиротворяющей, располагающей, помогающей думать.

Внутреннее убранство церкви не пестрело яркими красками, а было безумно красиво своей лаконичностью.
Ее наставник нам многое рассказал и показал. Потом, обходя вокруг нее, мы не могли не восхищаться разными инженерными мыслями, воплощенными при строительстве церкви.
Монументальные бревна основания и стен, многие из которых уже растрескались, ни чуть не потеряли, а может быть даже приобрели какую-то статную уверенность.
В самой церкви и около нее было приятно просто молчать. Думаю, никакие слова не могут точно передать то состояние спокойствия, которое воцарилось в этом месте.

Но день заканчивался и надо было по-тихоньку начинать возвращаться. Дождавшись автобуса, мы поехали к ж/д вокзалу.
Около 20:00 мы покушали, потом еще немного погуляли и вернулись в гостиницу. Перебрав вещи и закупив немного продуктов в поезд, надо было ложиться спать. Дорога, а в частности погрузка в поезд, предстояла трудной.

24.07, пятница, Кондопога – Санкт-Петербург.

А нормально поспать тем временем нам не удалось… Видимо, мешала некая напряженность. Около часа ночи мы начали выносить байдарки и рюкзаки из номеров гостиницы. Меньше получаса потребовалось на то, чтобы все спустить вниз и отнести к площади перед гостиницей. Поблагодарив администратора за помощь и понимание, вызвали такси и за 2 раза перевезли все вещи и самих себя к вокзалу. До прибытия поезда оставалось полтора часа.
Вся сложность заключалась в том, что стоянка поезда на станции должна была быть пятиминутной, а у нас – 1-й вагон. Только за 20 минут до прибытия поезда мы узнали, что нумерация вагонов скорее всего будет с головы состава. Границ платформы из-за ее масштабов не было видно и мы направились немного за знак «остановка первого вагона».
Вещей, в свою очередь, за поход как-то не убавилось… У меня были: тележка с байдаркой, сумка, небольшой рюкзак (60 л.) с подвязанными пенками, спальниками и палаткой.
У Коляна с Саней – по большому (более 80 л.) тяжеленному рюкзаку  и их байдарка.
У Кати – рюкзачок, мелочевка от парней (их палатка и пенки)
и 4 паспорта с билетами.
Поезд появился у дальней границы перрона, но уже казалось, что замедляться он не собирается… Взяли все вещи и по-тихоньку стали двигаться вперед.
Локомотив пронесся мимо нас, а за ним вагоны – 1-й, 2-й, 3-й… 7-й… и т.д.! Мы – бегом! Состав остановился, а напротив нас был лишь 15-й вагон! Открыты только 1-й и 9-й. В 9-й нас не пустили, Катя побежала вперед, парни с рюкзаками и байдаркой – за ней. У меня же, как только под ногами закончился асфальт и начался гравий, тележка стала скакать, сумка вырываться из рук и т.д., и т.п.
Сейчас забавляет многое, в частности – разговоры мужиков, вышедших на перекур и стоявших у вагонов. Они чуть ли не ставки начали делать: «–Не-а, не успеют!.. –Да успе-е-еют!», – но тогда это только выводило из себя. Катя, Коля и Саня успели-таки добежать до 1-ого вагона. Мне же повезло в том, что проводник 4-ого (или 5-ого) вагона открыл дверь и разрешил запрыгнуть!
Потом ребята рассказывали: пока я отдыхал в тамбуре вагона, до которого успел добежать, этот проводник дошел до первого вагона и сообщил коллеге про меня, мол к нему еще не все пассажиры добрались. На что тот обреченно ответил:
«Да я зна-аю…»   =)
Хорошо еще то, что следующая остановка была в Петрозаводске через 50 минут, на ней многие выходили и спали далеко не все пассажиры. А мы, в свою очередь, за 20-25 минут смогли перенести и разложить абсолютно все вещи! Спать укладывались после Петрозаводска в начале 6-ого утра…

А в 12:15 мы были уже в Питере! Всё! Поход закончен!
Довольно большой участок Онежского озера пройден, хотя следующий поход на 100% был бы абсолютно другим! Но поход 2009-го года удался и оставил массу впечатлений, воспоминаний и эмоций!! Ура! Ура!! Уррааа!!! =)

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 1